История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Окна ПВХ. Окна в древнем риме


Когда и где появилось первое окно из стекла?

Стекло и рама - это два основных элемента окна, каждый из которых проделал свой долгий исторический путь. Считается, что впервые стекло смогли произвести финикийцы еще около 7 тысяч лет назад. А фрагменты самого раннего непрозрачного стекла, датируемые 16 в. до н.э., были найдены в Месопотамии. Однако по-настоящему оконное ремесло расцвело в Древнем Риме. Именно там была сделана первая в мире конструкция размером 1х1.7 метра. Она располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Гибель Римской империи заставила человечество надолго позабыть об этом материале. По свидетельствам историков, в Европе в домах простых людей в роли окна выступали бычий пузырь, промасленная бумага и ткань. Лишь в XVII веке во дворце Людовика ХIV появилось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет. Примерно в это время в России в деревянных крестьянских постройках и городских зданиях стали применять слюдяные оконницы. Во времена сильных морозов использовали специальную задвижную доску, "заволакивающую" оконный проем. Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов. Важным открытием в изготовлении стекла стало наблюдение американца Кларка, сделанное в первой половине ХIХ века. Оно состояло в том, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень, а затем поднимать его, то стеклянная масса потянется за ним в виде полотна. Затем она остынет на воздухе и превратится в стеклянный лист.

когда то давным давно,был один прекрасный пляж.... птички,рыбки....и встретились там русалка и эльф.... и от их горячей любви расплавилось все вокруг. вот так то и появился способ изготовления стекла....

Прежде чем принять современный облик окно прошло длинную историю: от того момента, когда оно являлось просто отверстием в стене, до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение. Так как в древности способов защиты проемов от стихии еще не было изобретено, жилые дома практически не имели окон. Прародителем окна было элементарное отверстие для выхода дыма из первобытного жилища, которое в то же время обеспечивало некоторую освещенность помещения и поступление свежего воздуха. Извечное стремление человека отгородиться от опасностей внешнего мира (злых духов, птиц - вестниц беды и несчастий) послужило причиной полного отсутствия проемов во внешних стенах в древнейших постройках цивилизаций Средиземноморья - Египта, Греции, Римской империи. Свет проникал только через внутренний дворик. В греческих постройках окно было редкостью, и имело оно вид узкой щели. В зале для пиров, предназначенном только для мужчин, в стене с южной стороны прорезали одно или несколько таких окон-щелей. А на женской половине дневного освещения не полагалось. Позднее в России в деревянных крестьянских постройках и даже городских зданиях стали применять слюдяные оконницы. Из-за больших морозов использовали специальную задвижную доску, "заволакивающую" оконный проем. Родилось так называемое волоковое окно. Первые остекленные окна появились в Романский период. И тогда архитекторы сразу почувствовали их огромные возможности: обеспечивать освещенность помещения, регулировать поступление свежего воздуха, украшать фасад здания и, что особенно важно, обеспечивать хороший вид из окна - безусловный дополнительный комфорт помещения. Из истории известно, что первое остекленное здание - это помещение бани в Помпеях с окнами размером 0,9х1,2 м. В средние века Венеция становится главным центром декоративного и оконного стеклопроизводства. Новая технология изготовления плоского стекла была разработана во Франции еще в XVII в. Производство стекол большой прозрачности и размеров существенно расширило сферу их применения - в качестве зеркал, например, в Зале зеркал Версальского дворца, для окон больших размеров, получивших название "французский балкон". В России большие оконные проемы начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу Царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А. Меньшикова. "Французский балкон" у нас не прижился из-за климата. Но уже в начале XIX века здания, построенные в стиле классицизма, современники раскритиковали и назвали их малопригодными для жилья. С начала ХХ века до его середины "советская Россия" застраивалась типовыми домами с вставляемыми в них такими же типовыми деревянными окошками. В результате, как у всего массового и дешевого, происходит потеря качества.

touch.otvet.mail.ru

Окно в свете архитектурных стилей

Если обратиться к истории, можно заметить, что жилища наших далеких предков не имели окон в современном их понимании. Хотя нечто подобное в виде отверстия в стене известно со времен неолита, многие древние цивилизации не знали окон. Подтверждением этому является и тот факт, что жилища (юрта, вигвам) многих современных народов имеют только дверь.

В Древнем Риме или Египте свет проникал в помещение через внутренний дворик, а на Древнем Востоке высоко над уровнем земли устраивали слуховые отверстия, которые заменяли окна.

Древнегреческие дома и храмы имели узкие щели в крыши, которые выполняли функции окон, поскольку они предназначались для проникновения света и вентиляции. Первые большие окна, выходящие на море, появились в термах города Помпеи.

Деревянные срубы в Древней Руси имели так называемые смотровые окна, которые прорубались в двух смежных бревнах до половины бревна. Такие окна назывались волоковыми, так как прикрывались (заволакивались) доской и по конструкции напоминали современные раздвижные двери. Перед наступлением зимы в них вставляли оконницу - раму, обтянутую бычьим пузырем, холстом, пропитанным маслом, или кусочками слюды.

Для эпохи Византии характерны узкие, вытянутые окна с закругленной верхней частью. Их размещали по периметру здания или в куполе, что не только регулировало освещенность внутреннего помещения, но и создавало эффект легкости и воздушности.

Попутно о терминах

Шкивная стойка - это деталь в раме окна, имеющего подъемный переплет, к которому прикрепляются блоки для шнуров.

Средневековье - время господства романского стиля - характеризуется суровостью, подчеркнутым аскетизмом. Жилищем феодалов выступали замки, представлявшие собой укрепленные крепости. При нападении окна должны были выполнять функции бойниц, что не могло не сказаться на их форме. Окна делали узкими, вытянутыми, напоминающими щели. Но первые остекленные окна появились именно в это время.

Распространение христианства в Европе привело к тому, что архитектура стала подчиняться требованиям религии, которая провозглашала примат духовного, божественного и отрицала всякие человеческие проявления. Романский стиль сменяется готическим. В моду вошли бестелесность и удлиненные формы. Это наложило отпечаток и на архитектуру. Элементы здания, как и оно само, устремляются кверху, преобладают

стрельчатые арочные проемы, размещенные высоко над землей и украшенные витражами.

В эпоху поздней готики форма окна похожа на языки пламени.

Ренессанс, сменивший готику, провозгласил свободу от религиозных догм и ценность индивидуума. Возник интерес к Античности и античному наследию, для которого характерны симметрия, соразмерность, гармония. Окна становятся прямоугольными, стекла - прозрачными. В XV в. в Италии впервые начали устанавливать окна, разделенные переплетом на три части.

В XVI в. Ренессанс уступил место барокко - стилю, стремящемуся к изысканным формам. В архитектуре преобладающей становится кривая линия, что сказалось и на форме окон, которые могли иметь форму круга, эллипса и пр. (рис. 20).

Рис. 20. Внешний вид окна в стиле барокко

Распространяются большие окна, разделенные переплетами, разнообразными по толщине и конструкции. Появляются распашные окна и двойное остекление.

Когда в XVII в. была разработана технология производства плоского стекла, во Франции стали модны окна от самого пола. Они и по сей день называются французскими.

Попутно о терминах

Штифт - это деталь, имеющая коническую или цилиндрическую форму и предназначенная для неподвижного соединения деталей в определенном положении.

Классический стиль начала XIX в. ассоциируется с простотой, монументальностью, строгостью, симметричностью и правильностью форм (рис. 21).

 Рис. 21. Общий вид окна в стиле классицизма

Именно в это время окна приобретают современный, привычный для нас вид в форме прямоугольника с двумя парами переплетов. Получили распространение окна с горбыльками на нижних створках, а также изогнутыми перемычками.

Нижняя пара оконного переплета отличалась от верхней меньшими размерами и разделялась горбыльками, или импостами. При этом верхняя часть окна оставалась глухой. С того времени в обиход вошли раздельные рамы, которые в объеме оконного блока могли раскрываться отдельно (рис. 22).

Рис. 22. Окно с раздельными рамами: 1 - оконный блок; 2 - раздельные рамы

Что касается оконной формы этого периода, то можно сказать, что окна были круглые, арочные, эллипсовидные.

Распространились распашные (штульповые) конструкции, рамы с мелким членением. Данное новшество диктовалось и тем, что промышленность еще не могла выпускать стекла больших размеров. Для улучшения теплоизоляции зимой в такие окна вставляли вторые рамы.

До 1870-х гг. в архитектуре господствовал классицизм, что отразилось и на окнах. Они приобретают крестообразную форму с преобладанием пары больших нижних переплетов над маленькими верхними. Кроме того, встречались конструкции с перекрестными горбыльками; простые двухстворчатые, которые снабжались или нет поперечными горбыльками.

Характерными для классицизма были немного изогнутые оконные перемычки со стрелой подъема арки, составляющей 2 ширины окна. Именно в этот период развивается конструкция окон с раздельными переплетами, которая будет превалировать практически в течение целых 100 лет.

С середины XIX до начала XX в. в архитектуре преобладает неоренессанс. Для него характерна вертикальная удлиненная форма окон с верхней фрамугой, не разделенной стойками.

Попутно о терминах

Противомоскитная сетка - это рамочная конструкция, которая, будучи вставлена в оконный проем, препятствует проникновению в помещение различных насекомых.

В данный период отмечается бурный рост промышленности. Окна воспринимаются исключительно с функциональной точки зрения. Достижениями этой поры являются: окна с форточкой, которая размещалась под импостом, в результате чего в окне устраивается еще один более тонкий горизонтальный переплет; Т-образные переплеты с горизонтальным импостом и вертикальным штульпом внизу; трехстворчатые окна, оборудованные большими нижними и маленькими верхними створками, причем шесть из них могли открываться или быть глухими. Фрамуга таких окон изготавливалась со створками, что уравновешивало размеры створок выше и ниже импоста (средника).

В начале XX в. как стиль оформляется модерн, характерной чертой которого становится отказ от прямых углов и линий. Им на смену приходят плавные, изогнутые формы. Элементы здания подчиняются единому стилю, широко внедряются новые технологии и материалы (стекло, металл). Окна становятся разнообразными по форме (рис. 23).

Рис. 23. Внешний вид окна в стиле модерн

Окна снабжаются добавочной перекладиной в верхних фрамугах, которая сочеталась как с прямым, так и с закругленным средником. Отличительной особенностью окон в стиле модерн стали фрамуги, разделенные горбыльками на мелкие части, при этом нижние створки оставались цельными. Чаще всего встречаются окна с двух- и трехстворчатым переплетом, расчлененным горбыльками.

С 1910 г. в архитектуре преобладает функционализм, или новое строительство. Появляются окна с несимметричными створками. Во второй половине XX в. преобладающей становится форма параллелепипеда, здания утрачивают индивидуальность, характерными становятся грубая отделка, маленькие, закрытые окна, а

для индустриальных здании используют ленточное остекление.

Характерная особенность - какая-либо деталь, не имеющая принципиального значения, исключается из конструкции. Функционализм достаточно широко представлен и в настоящее время, но явно прослеживается тенденция к усилению эстетических качеств конструкций окон.

Попутно о терминах

Царапина - случайное повреждение поверхности элемента, детали, конструкции каким-либо острым предметом, которое имеет форму длинного узкого углубления.

1920-1930 гг. - эпоха господства конструктивизма с характерной для него строгостью и лаконичностью форм. Окна приобретают квадратную или прямоугольную форму.

В 1920-1950 гг. утверждается ар-деко - стиль, противоположный по своему внешнему выражению конструктивизму. В архитектуре получают распространение ступенчатые пли зигзагообразные формы, кривые линии, свободная планировка и ленточные окна.

В конце XX в. властвует постмодернизм, объединяющий приемы и направления разных эпох, выдвигающий на первый план эстетику.

Сейчас актуальны такие стили, как хай-тек, биотек.

Хай-тек начал складываться в 1980-е гг. Для него характерен взгляд на архитектуру как на инженерию, отсюда обилие пластика, металла, трубчатых конструкций, которые не только не скрываются, - напротив, выставляются напоказ, а также ленточное остекление либо остекление больших поверхностей.

Попутно о терминах

Фальцлюфт - так называется расстояние между фальцами рамы и створкам оконного блока.

Биотеку (другие названия - «архитектурная бионика», «эко-тек», «биоурбанизм») присуще заимствование природных форм.

Стиль еще находится на стадии формирования, поэтому страдает от отсутствия практичности и функциональности.

Таким образом, окно имеет давнюю и длинную историю. Отверстие в стене и современную сложную оконную систему разделяют века. В настоящее время окна создают не только облик здания, но и комфорт в помещении, поддерживают определенный уровень шума и температуры.

Какому архитектурному стилю отдать предпочтение, решить достаточно сложно. Наиболее популярными являются модерн и классика, предполагающие прямоугольные, квадратные, круглые, арочные окна; встречаются треугольные и трапециевидные (рис. 24). Модны витражные окна.

Рис. 24. Виды современных окон: 1 - прямоугольное: 1а - с горбыльками; 16 - с нижней открывающейся фрамугой; 1в - с открывающимися фрамугами; 1г - глухое; 1д - с верхней открывающейся фрамугой; 1ж - с верхней и боковой открывающимися фрамугами; 1з - с тремя открывающимися фрамугами; 2 - треугольное; 3 -трапециевидное: 3а - одностороннее; 36 - с открывающимися фрамугами; 4 - арочное: 4а - глухое; 46, 4в - с горбыльками; 4г - с открывающимися фрамугами

Источник: Двери и окна. Способы установки и декорированияАвтор: Галина Серикова

salvadoor.net

Окна ПВХ - это... Что такое Окна ПВХ?

Окно — вид снаружи.

Окно́ — проем, специально создаваемый в стене дома в процессе строительства. Через окна в комнаты поступает свет; также они могут служить для вентиляции помещений. Окна являюся главным (до 50 %) источником теплопотерь в зданиях.

Исторические сведения

На раннем этапе развития цивилизации окна представляли собой простые отверстия, которые прикрывались шкурами животных или тканью.

В Древнем Риме использовались окна без стёкол. При этом не изменялась прямоугольная форма, но внутри окна создавались специальные украшения, в том числе и из камня. Первые стеклянные окна появились в эпоху Римской империи[1], но позволить себе такую роскошь могли лишь очень состоятельные граждане.

На Руси в XI — XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту.

В России

В. М. Васнецов «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920.

В России до XVIII века окна волоковые и красные.

Окна у избы, топившейся по-чёрному, размером от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины – предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой.

Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна подъёмные и отворные, волоковые окна отворные и задвижные.

Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.

Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались.

Окон обычно три на одной стене.

Светлица — горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица — самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах.

Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ[2].

Стеклянные окна

В современных зданиях окна обычно закрываются стеклом, которое вставляется в т. н. оконную раму. Как правило, используют два стеклянных листа, между которыми оставляется небольшое пространство. Такая конструкция позволяет значительно снизить потери тепла, связанные с конвекцией. В южных странах может использоваться только одно стекло.

Наиболее современные окна — это окна на основе стеклопакетов (те же два или три листа стекла, но герметично соединенные и с пространством между ними, заполненным воздухом или плохо пропускающим тепло газом — например, аргоном или криптоном). Рамы для таких окон могут быть изготовлены из стеклопластика (стеклокомпозита), алюминия, стали, пластика или дерева.

Окна ПВХ

Окна ПВХ — конструкция, состоящая из металло-поливинилхлоридных (ПВХ) рамы и створки, для работы последней устанавливается фурнитура, внутрь створки устанавливается стеклопакет. Характеризуются лучшей герметичностью по сравнению со старыми деревянными окнами, уступающими им в тепло- и шумоизоляции.

Характеристики и конструкция: Пластиковые Окна

Пластиковые окна защищают жилище от сырости, пыли, шума, а также других негативных факторов. Современные пластиковые окна являются довольно сложной конструкцией, состоящей из множества элементов. Пластиковые оконные профили изготавливают из поливинилхлорида. Этот материал не вступает в химическую реакцию с другими веществами, ничего не выделяет в атмосферу, благодаря чему пластиковые профили долго сохраняют товарный вид, совершенно безопасны для здоровья.

Конструкция пластиковых окон это — сам профиль ПВХ, фурнитура — запорный механизм с петлями, ручками и уплотнителями. Стеклопакеты могут быть однокамерными или двухкамерными, что значительно повышает уровень теплоизоляции.

Пластиковые водоотливы защищают окно от проникновения влаги к уплотнительным швам, предохраняя, таким образом, герметик от постепенного вымывания и преждевременного старения. Разнообразие расцветок, как пластиковых окон, так и дополнительных элементов, позволяет выбрать пластиковые отливы под самую изысканную отделку фасада.

Фурнитура пластиковых окон практически всегда скрыта, но от неё зависит функциональная долговечность всей конструкции.

Москитные сетки предотвращают проникновение в жилое помещение не только насекомых, но также предотвращают попадание посторонних предметов. Известны случаи, когда порывом ветра заносило например горящий окурок в открытое окно.

Советы по уходу за пластиковыми окнами

Декоративные окна

С давних времён окна являлись декоративным элементом здания, не менее важным, чем его двери. Иногда (такой подход встречается и сейчас, например, в банях) в них использовались специальные цветные или полупрозрачные стёкла с нанесённым на них рисунком.

Форма окон также очень различна. В религиозных постройках, например, классикой являются высокие треугольные или (реже) арочные окна.

В России чаще всего встречаются обычные прямоугольные окна.

Оконный профиль

Погонажное изделие из дерева, поливинилхлорида (ПВХ), стеклопластика, стали или алюминия, либо их комбинаций, из которого производятся элементы окон — рамы и створки.

Нарезные заготовки соединяются механическим способом или сваркой в элементы окна. Как правило, для изготовления окон требуется множество оконных профилей, составляющих «профильную систему».

Программное обеспечение для производителей окон

Существует множество программных продуктов, от простых графических построителей для расчета стоимости и материала в конструкции, до сложных, автоматизирующих бизнес процессы предприятия.

См. также

Примечания

  1. ↑ Черняк Л. М. Из истории стекла
  2. ↑ Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8

Ссылки

[1] [2]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru