Стекло древнее. Стекло: история материала
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественное стекло. Стекло древнее


история материала – Ярмарка Мастеров

Что? Где? Когда?

На нескромный вопрос, каков же точный возраст стекла, затрудняются дать ответ даже маститые ученые. Наиболее древние фрагменты стеклянных изделий, обнаруженных при археологических раскопках, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Однако это рукотворные предметы, а опыт использования обсидиана - природного черного вулканического стекла (а по версии поклонников «Игры престолов» — стекла драконьего) — был известен человечеству со времен каменного века.  Историки едины во мнении, что стекло стало продуктом побочного производства (по одним данным — вследствие обжига керамики, по другим — в ходе обработки бронзовых и медных изделий), что объясняет трудности с точным определением местности, где зародилось стеклоделие.

стекло

Обсидиант — наконечники древнего оружия.

Ареалом возникновения считается сирийское побережье, Месопотамия, Финикия или Древний Египет, но конкретнее указать не представляется возможным - между данными территориями было налажено слишком тесное взаимодействие. Существует и передававшаяся из уст в уста легенда, изложенная в своем труде «Естественная история» древнеримским ученым Плинием Старшим, что стекло было получено волей случая, когда финикийские торговцы, разложив костер для приготовления ужина на кусках селитры, вместо песка и золы с удивлением обнаружили утром переливающуюся на солнце прозрачную субстанцию. Исходным материалом для создания стекла действительно служили песок, известь и органическая (зола) или неорганическая (сода) щелочь. Однако ни один из множества позднее поставленных опытов реальности изложенных Плинием событий подтвердить так и не смог.

По следам былых эпох

Желание преображать себя было свойственно и древнему человеку, поэтому нет ничего удивительного в том, что одними из первых обнаруженных стеклянных артефактов стали украшения. Именно бусы (ожерелье из неровных зеленовато-черных осколков) были обнаружены при раскопках погребения царицы Хатшепсут — не менее легендарной правительницы Египта, чем знаменитая Клеопатра, а уникальные по красоте и химическому составу бусины возрастом около 4 тысяч лет с глазовидным рисунком — в ходе исследований погребений на территории Индии, Кореи и Японии.

история

царица Хатшепсут

древнее стекло

Бусины из стекла. Древний Египет

Поначалу стекло окрашивали путем добавления в состав различных составляющих. Медь придавала материалу голубой, лазурный цвета, сочетание меди и железа позволяло получить оттенок глубокой зелени, кобальт наделял изделие насыщенным синим, а марганец — изумительными розово-фиолетовыми оттенками. Для создания необходимого эффекта использовалось не только изменение состава на этапе производства, но и постпроизводственная обработка — роспись золотом и эмалевыми красками, привнесенная в стеклоделие арабскими мастерами.

стеклоделие

Красители стекла.

Египтяне использовали стекло не только как основу декоративных украшений или для производства посуды (самым знаменитым творением мастеров Древнего Египта является стеклянная чаша фараона Тутмоса III), но и в ритуальных целях. Бусины отчасти и в целом стекло применяли для создания различного рода амулетов, в том для изображения священного для египтян жука — скарабея. О важности стекла и почитании процесса его творения свидетельствовали и фрески, найденные при раскопках одной из пирамид, датируемой XV веком до нашей эры.

лэмпворк

Чаша фараона Тутмоса III

Особую роль стекла в ритуальных процессах подтвердили и раскопки древних храмовых комплексов Карнака и Луксора. Перед жертвенным алтарем, у которого отправлялись религиозные обряды, были обнаружены высеченные в камне глубокие дорожки шириной до 50 см. Найденные на дне многочисленные осколки стекла и отраженный на колоннах процесс общения жрецов с богами дали однозначное объяснение их предназначению. Наполненные осколками стекла дорожки использовались для достижения высшей степени экзальтации и религиозного экстаза.

За семью печатями

Несмотря на то, что к XV веку до нашей эры стекло перестало быть чем-то диковинным, хотя и оставалось предметом роскоши, технологии для производства прозрачного стекла, требовавшего высокой температуры, открыли только к IX веку до  Рождества Христова.  У каждого региона была своя специфика, свой перечень используемых материалов, позволявших получить тот или иной узнаваемый оттенок, создать уникальный стиль созданного изделия. Технология и нюансы процесса держались в строжайшей тайне и передавались исключительно из уст  уста от мастера к его ученикам в течение многих веков. Первое письменное «руководство» по стеклоделию датировалось 650 годом до нашей эры и хранилось  в древнейшей из известных человечеству библиотек ассирийского царя Ашшурбанипала, дойдя и до наших дней.

Открытие, которое изменило все

Постепенно техника стеклоделия значительно усложнилась, а мастера, к пущей радости своих заказчиков, начали активно осваивать и иные формы, помимо амулетов, бус и кубков - перстни, браслеты, разнообразные предметы обихода, в том числе декоративные и бытовые. Значительно возросли эстетические требования к изделиям, и расширился спектр технических приемов обработки стеклянной массы (формовка, литье, навивка, резание, гравировка, полировка и т.д.). Одним словом, к концу I века до нашей эры был накоплен колоссальный опыт, давший толчок к поистине революционному открытию в истории стекольного дела - изобретению стеклодувной трубки, благодаря которой стало возможным создание любых желаемых форм.

стеклодув

Стеклодувная трубка

Стеклодувная трубка появилась в Сирии на рубеже I века до н.э. - I века н.э. И именно это обеспечило государству заслуженную славу флагмана в стеклоделии на многие столетия вперед. Благодаря политике Римской империи, под чьим протекторатом Сирия находилась на тот момента, это открытие получило широкое распространение во всех римских провинциях и привело к феноменальному расцвету стеклодувного дела. Выдающимся произведением этой эпохи, дошедшим до наших дней, стала хранящаяся в Британском музее Портлендская ваза. Уникальный шедевр выполнен из двухслойного стекла насыщенного темного синего и непрозрачного белого оттенков, последний из которых представлен непревзойденным по тонкости работы рельефом семи фигур богов и смертных, выполненных методом резьбы.

Портлендская ваза

Однако, Портлендская ваза — штучный эксклюзивный товар. Но и среди производившихся партиями изделий в римскую эпоху было то, что и по сей день остается неотъемлемой составляющей нашей жизни, — оконное стекло и плитка для облицовки стен. Рим также подарил миру смальту — цветное стекло с добавлением оксидов различных металлов, ставшее основой знаменитых римских мозаичных панно.

Древняя мозаика

После распада Римской империи пальму первенства в выплавке смальт перехватила Византия, где мозаика повсеместно использовалась в архитектуре — от внутреннего убранства частных домов и отделки их фасадов до оформления храмовых комплексов. Византийские мастера довели производство смальт до высочайшего уровня, создав более ста вариантов цветовых оттенков.

Нет предела совершенству 

Святая Троица европейского стеклоделия — Италия, Чехия, Британия. Каждая из этих трех стран привнесла в стеклоделие нечто настолько индивидуальное, что изменила само представление о стекле.

Остров Мурано

Венеция — как много в этом слове…. Здесь обитало немыслимое даже по сегодняшним меркам количество стеклодувов — порядка 8 000 человек, а сами мастера обладали невероятными для средневековой Венеции привилегиями, ранее доступными только высшему сословию. Искусность венецианских стеклодувов была настолько широко известна за пределами Италии и так высоко ценилась, что правительством было принято беспрецедентное решение — смертная казнь за разглашение секрета производства венецианского стекла, отличавшегося особой прозрачностью благодаря добавлению небольшого количества свинца.

Поговаривают, что и эта причина, а не только частые пожары из-за множества стеклодувных печей, грозившие уничтожением городу, полному деревянных построек, стала основанием для переноса производства на остров Мурано. Рукотворные чудеса из переливающегося сотнями цветовых оттенков муранского стекла считались редким и ценным подарком, а врученные венецианскими дожами — знаком особого расположения.

Долгий период времени настойчивые попытки конкурировать с венецианским стеклом и разгадать секрет его производства предпринимали чешские стеклодувы. Результатом тщетных усилий разгадать секрет мастеров с острова Мурано стало создание собственной рецептуры и появление калиево-кальциевого соединения, отличавшегося особой чистотой, блеском и прозрачностью. Это стекло стало известно за пределами Чехии как «богемский хрусталь». Хотя имеет оно и еще одно название — «лесное стекло», полученное из-за замены соды, обеспечить постоянный приток которой в Чехию было проблематично, поташом, получаемым при сгорании древесного сырья.

Богемский хрусталь

Лавры итальянских мастеров не давали спать и английским стеклодувам. Благодаря изобретательности и недюжинному терпению одного из них — Джорджа Равенскрофта — был изобретен аналог дорогостоящего в добыче и проблемного в обработке горного хрусталя. Заменив поташ на оксид свинца высокой концентрации, Равенскрофт получил стекло, обладающее высокой светоотражающей способностью, но при этом легко поддающееся резке и гравировке. Это событие стало отправной точкой в производстве доступных не только самым богатым слоям общества высококачественных хрустальных изделий, отличающихся особой эстетикой.

Английский хрусталь

Свет в конце тоннеля 

Развитие стеклодувного производства длиной в несколько тысячелетий в конечном итоге не могло не привести к постановке этого процесса на поток. Хотя активное цеховое производство стекла было известно человечеству уже в течение нескольких веков, в промышленных масштабах его стали выпускать только в конце XIX века, изменив ремесленный характер стеклоделия и выпустив стекло в массы. Однако ни тысячелетия экспериментов со стеклом, ни упрощение процесса его производства, ни доступность расходных материалов не смогли изменить того факта, что стекло было, есть и будет удивительным и благодарным материалом для воплощения мастерских идей.

Бой современного листового стекла

Литье стекла, гравировка, роспись, фьюзинг, «Тиффани», классические витражи — все это и многое другое и сегодня дает возможность для создания подлинных шедевров стеклоделия. Работа со стеклом разнится по сложности, выразительности и достигнутому эффекту, но каждая из техник придает конечному изделию индивидуальные черты. Одной из них является лэмпворк - художественная обработка стекла в пламени горелки, результаты которой отличаются редким многообразием и неизменно привлекают взгляды восхищенной публики от мала до велика.

Надеюсь, что  вам  будет интересно ознакомиться не только с общей историей стекла,  но и с историей, новаторством и особенностями отдельных техник.  Следующая публикация будет  посвящена чудесам Лэмпворка.

www.livemaster.ru

Художественное стекло — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Родиной стекла считается Египет (4000 лет до н. э.), хотя при раскопках в Месопотамии находят фрагменты стеклянных изделий примерно на 500 лет и более ранние. Но именно в Египте, где изготавливались чаши, небольшие вазы, блюда, бусы, серьги, браслеты, печати, амулеты в основном зелено-бирюзовой гаммы, стеклоделие древнего мира достигло своего расцвета. Из стеклянной пасты делали вставки в изделия из золота и бронзы. Такое непрозрачное стекло изготавливалось путем прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стеклянной массы на палочку. Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории, а бусы, видимо, играли роль своего рода «международной валюты», их находят даже на местах расселения славян.

В эпоху царствования династии Птолемеев (4-1 века до н. э.) египетское стекло достигло своего наивысшего расцвета.

В Финикии из стекла делали украшения и стеклянные скульптурные маски.

В 9 веке до н. э. изделиями из стекла славились мастера Сирии.

Греческие мастера сделали следующий и очень важный шаг в развитии искусства стеклоделия: они нашли способ свободного выдувания стекла с помощью трубки. Греческие сосуды известны в основном во фрагментах. Редчайшие находки из Таврии (Крыма) хранятся в Эрмитаже.

Римляне уже производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея. Ярчайшим образцом такого сосуда является знаменитая Портлендская ваза из синего непрозрачного стекла с белым рельефным узором на тему мифа о Пелее и Фетиде. Эта ваза (1 век н. э.), хранящаяся в Британском музее, позднее, в 18 веке, породила волну подражаний, как в стекле, так и в керамике (в частности, знаменита копия Дж. Веджвуда). Римлянам удалось освоить изготовление сложных изогнутых форм, к сосудам они приделывали ручки. Известно римлянам было и производство хрусталя (стекла с солями свинца), впоследствии заново открытое европейцами уже в 18 веке.Из Рима, примерно, к 6 веку н. э. центр изготовления высокохудожественных изделий из стекла переместился в Византию. Особенно процветало здесь изготовление смальты, а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи, использовавшиеся для украшения в основном церковных зданий, оказали сильное влияние на западноевропейскую готику.

Еще заметнее расширилась в Византии цветовая гамма стекла. Его яркие, чистые насыщенные краски сохранили до сих пор свою первозданную сочность.

В 7 веке мощная волна арабских завоевателей впитала многие достижения народов греко-римской культуры. Арабские правители, стремившиеся к наивысшей роскоши, поощряли высокий художественный уровень декоративно-прикладного искусства. В Египте времен арабского господства появляется новый вид стекла — люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания.

В Сирии в 12-14 веках создаются изделия, которые в Европе обобщенно называют дамасским стеклом, включая сюда все изделия производства исламских государств. Для них характерно наложение эмалей на стеклянную основу.

В Европе производство стеклянных изделий уже с 7 века развивалось в Венеции. С последней четверти 10 века здесь выделывают сосуды простых и вместе с тем изящных форм. В 1291 все стеклянное производство было сосредоточено на острове Мурано и объявлено секретным. Мастера при щедрой оплате их труда с этого времени находились фактически в заточении вместе с членами семей. В эпоху крестовых походов венецианское стекло испытало огромное влияние технологий Востока.Со второй половины 15 века в Венеции наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное стекло, то есть высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца, хотя в обиходе его часто называют хрусталем. Доминирование Венеции в производстве стекла (и зеркал) продолжалось почти до 17 века. Мастера с острова Мурано приглашались ко многим дворам Европы, и постепенно венецианские секреты оказались раскрытыми. Природные условия Богемии (особый состав воды и песка) способствовали появлению здесь твердого кальцинированного стекла с толстыми стенками, украшавшегося гравировкой, изобретенной К. Леманом — придворным мастером знаменитого императора Рудольфа II. Распространенным приемом богемских мастеров было золочение в сочетании с гравировкой. Из богемского стекла возникли три основные ветви: немецкое, австрийское и чешское стекло. Производились не только сосуды, но и канделябры, люстры, искусственные украшения, пуговицы. В Потсдаме в 1676 был открыт секрет производства рубинового стекла (добавка хлорида золота).В Англии в 1770-х годах началось производство стекла с добавкой солей свинца — хрусталя, лидского хрусталя, его называют также «английским стеклом». Обработка хрусталя алмазной гранью создала эффект преломления света. Англичане в 17-18 веках близко познакомились также с индийским стеклом этого периода, которое по правящей династии называют стеклом Великих Моголов. В декоре этих изделий преобладают арабески, цветочные и геометрические мотивы. Они оказали некоторое влияние на декор чисто английских изделий.

Во Франции на протяжении 16-18 веков работали венецианские и местные мастера в очень близкой к венецианцам манере, которая называлась «венецианский фасон».

Венецианская манера как нельзя лучше устраивала мастеров и потребителей эпохи рококо, но ампирпотребовал нового стиля. Во Франции началось производство хрустальных изделий с гравировкой, отделкой золотом и гравированными рисунками. В 1816 в городе Баккара, на фабрике, до того выпускавшей простые обиходные изделия, начался выпуск хрусталя, получившего название «баккара». Во Франции славятся также изделия завода Сен-Клу.

Во Франции наряду с баккара и другим хрусталем в Баккара, Сен-Клу и Крезо с 1810 по 1890 выпускались изделия из опалового стекла, по-новому продолжившие венецианскую традицию молочного стекла. В ранний период в изделиях варьировались оттенки голубого, желтого и розового цветов (последний не встречается позже 1840). Мастера разных стран соревнуются между собой, особенно ревниво отслеживаются новинки богемского производства. Цвет голубого неба, появившийся в изделиях 1835 в Чехии, с 1843 присутствовал в изделиях Баккара и Сен-Клу, быстро была подхвачена техника украшения в виде рисовых зерен. Насыщенный ультрамарин появляется в 1845-50 годах. Двойной цвет (бело-голубой) встречается в изделиях фабрики Баккара в 1845-50 годах. А вот пурпурное стекло выпускалось в небольших количествах на фабрике Берси в Париже и только в 1828. По оттенку зеленого узнается хронология изделий: яркий оттенок незрелого миндаля в 1825-30 годах переходит в более нежные цвета весенних листочков поздних выпусков. С 1840 из опалового стекла делают копии китайских и японских фарфоровых изделий.

В эпоху классицизма во всей Европе, в том числе и в России, из стекла делают элементы внутреннего убранства в классическом стиле.

Для выпусков знаменитых предприятий второй половины 19 века характерен интерес к повторению старых, проверенных временем фасонов. Для многих изделий конца 19 века характерна эклектичность форм.

Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа 19-20 веков. Этот пластичный материал легко принимал любую форму и цвет и был сравнительно недорог. К стеклу обращаются многие дизайнеры и архитекторы (во Франции Э. Галле, братья Дом, Э. Руссо, в Австрии Й. Хоффман, в США Л. К. Тиффани). Тиффани изобрел новое радужное стекло (стекло фавриль), из которого делал лампы и сосуды. Также характерна для его работ роспись люстром и эмалями.

Изделия этих художников часто многослойны, отличаются тонкими нюансами цветовых сочетаний, техника их декорирования усложнена, но не избыточна. Широко используются стилизованные природные формы.

Из мастеров первой трети 20 века можно выделить изделия Рене Лалика (Франция), которому удалось создать свою фабрику, где выпуск изделий в стиле Лалика был продолжен его сыном после смерти отца.

Для современного художественного стекла характерно в первую очередь обыгрывание его фактуры. В целом процветает необыкновенное разнообразие техник и стилевых тенденций. Стеклом занимаются многие мастера, создающие не только изделия, имеющие некоторое практическое применение, но и необычного вида скульптуры, инсталляции, парадоксальные композиции и все то, что отличает современное авторское стекло.

Долгие годы считалось, что на Руси собственного стекольного производства не было до 17 в., а стеклянные изделия попадали на Русь торговыми путями, однако это не так. Первые данные об изготовлении стекла в домонгольской Руси были получены в конце 19 в. в результате раскопок под Овручем, на Украине, где обнаружили следы стекольного производства, осколки битых бус и браслетов. В результате раскопок, производимых в начале 20 в. в Киеве, были обнаружены остатки стеклодельной мастерской 11 в. в районе Десятинной церкви, а также близ Киево-Печерской лавры. Сохранились остатки горнов и куски разноцветной смальты. Одной из интереснейших находок были куски свинца. Его киевские мастера добавляли для легкоплавкости в мозаичное стекло, а также в бусы, браслеты и в посудное стекло. Изделия из калиево-свинцовых стекол встречены при раскопках в Киеве, Минске, Смоленске, Вышгороде, Новгороде, Костроме, Галиче и др. Древним мастерам известно было четыре способа изготовления стекла: прессование, вытягивание, литье, выдувание.

Татаро-монгольское нашествие почти на три столетия остановило развитие культуры славянских народов. Погибли многие ремесла, в том числе и стеклоделие. Вновь оно возрождается на Руси только в середине 17 в. В 1635 шведом Елисеем (Юлием) Койетом на пустоши Духанино в Дмитровском уезде был построен стекольный завод. В грамоте, полученной от царя Михаила Федоровича, говорилось: «...пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». На заводе работали мастера, вывезенные из Литвы. Завод выпускал посуду для аптекарского приказа. Царская аптекарская посуда представляла собой высокохудожественные изделия из цветного стекла (в основном темного, чаще коричневого тона), покрытые росписью золотом и серебром.

Вслед за Духанинским был открыт казенный завод в Измайлове (1669-1710). Здесь наряду с иноземцами работали и русские мастера, которые осваивали основные приемы европейского стеклоделия. На Измайловском заводе получили развитие две основные школы стеклоделия эпохи барокко. Одна из них вела начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжала традиции богемских резчиков стекла. В ассортименте, кроме аптекарской посуды, были рюмки, чарки, ставики, сулейки, братины, суды и др. Редчайшими являются «потешные кубки», выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего 18 в., особенно при изготовлении различных фигурных сосудов в виде коней, медведей, птиц. Для царя Алексея Михайловича изготовлялись хрустальные стаканы и рюмки с печатями. Характерным орнаментом для стаканов с гравировкой был бегущий олень на фоне архитектурного пейзажа — на манер работ богемских мастеров, но в отличие от чешского стекла измайловское было легким и тонким. Использовалось стекло бесцветное и зеленое. Изделия Измайловского завода можно было купить в московском Гостином дворе.Почти одновременно с Измайловским в Богородском уезде был устроен третий стеклозавод, Черноголовский. Завод был небольшой и выпускал незначительное количество изделий. В 1690-х гг. предприняли еще одну попытку создать стеклозавод – на этот раз по инициативе Петра I – у Тайницких ворот Московского Кремля, но там дело не пошло.Начало 18 в. можно назвать периодом подъема стеклоделия. Важной вехой его развития в России явилось открытие стекольного завода на Воробьевых горах под Москвой, построенного также по инициативе Петра I. В 1706 завод уже работал. Основными видами продукции Воробьевского завода были литые зеркала и зажигательные стекла. Стекло варилось, затем выливалось на медную доску, прокатывалось медным катком, шлифовалось, полировалось и под него подводилась амальгама. При этом размеры зеркал были самыми большими в Европе того времени: до 2, 75 на 1, 68 м. В 1730-х годах завод был переведен в г. Ямбург, затем, в 1768, – в село Назью Шлиссельбургского уезда, а в 1779 – в Санкт-Петербург и подчинен непосредственно кабинету Ее Императорского Величества. Помимо зеркал завод производил и хрустальную посуду для нужд двора.В 1710 близ г. Ямбурга (д. Таблино) князь А. Д. Меншиков учредил два стеклозавода. На заводах, соединенных вскоре в один под названием Ямбургский, работал 91 человек. Мастера были русские. Особо выделялись Василий Пивоваров и Дементий Войлоков. Они стали основоположниками русской школы гравирования. Гравировку производили с помощью станка с медным колесом размером с булавочную головку. На заводе изготавливали зеркальное и оконное стекло, посуду со шлифовкой и гравировкой. Использовались темы: геральдика, вензеля эпохи Петра I, события Северной войны; в орнаменте — крупные листья, напоминающие размах крыльев бабочки, маргаритки. Продукция Ямбургского завода отличалась слегка желтоватым оттенком. Завод просуществовал до 1735.В 1738 на Фонтанке в Петербурге был образован новый завод, куда перевели мастеров с Ямбургского производства. Резную мастерскую возглавили Пивоваров и Дементьев, с их именами связан расцвет национальной школы гравированного стекла. На заводе изготавливали большие кубки с портретами Елизаветы Петровны и Екатерины I, гербами и вензелями, архитектурными пейзажами, сложными аллегорическими композициями. Декоративность гравировок усиливалась чернением, золочением, цветными эмалями. Этот завод просуществовал до 1774 и затем, видимо, был объединен с заводом, подчиненным кабинету Ее Императорского Величества.

В 18 в. были основаны частные стеклозаводы в Орловской, Брянской, Калужской и Владимирской губерниях. На изделиях этих заводов (обязательным ассортиментом были штофы, кувшины, бочонки, бутыли) очень редко встречаются клейма, которые могли бы подсказать их принадлежность.

Под Москвой было основано пять частных стеклозаводов, один из них – купцами Аксеновым и Дружининым, которые взяли себе в компаньоны Орловского купца Василия Мальцова. Вскоре компаньоны умерли и, начиная с 1734, Василий Мальцов стал единственным владельцем завода.Развитие стекольного дела в России в первой половине 18 в. повлекло за собой уничтожение значительной части лесов — лес шел на дрова и стеклозолу. Опасность пожаров вблизи заводов была велика, в связи с этим в 1747 был выпущен указ Сената, запрещавший строить винокуренные и стекольные заводы в радиусе 200 верст от Москвы, в 1754 указ повторили, однако Мальцовы ему не подчинились. К тому времени их посудой уже сервировался царский стол, и императрице Елизавете Петровне пришлось лично трижды делать внушение заводовладельцам. Мальцовы, подчиняясь указу, разделили завод и одну из частей перевели сначала в Орловскую губернию, а затем в село Дятьково, а другую — во Владимирскую губернию на р. Гусь. Дятьковский завод стал вторым центром стеклоделия, а первым — завод, поставленный на р. Гусь. К концу 18 в. в руках семейства Мальцовых было сосредоточено уже 15 стекольных заводов. Ассортимент изделий был необычайно широк – от дворцовых хрустальных сервизов до обычных бытовых стаканов с незатейливой гравировкой, выпускались также кувшины, штофы, бутыли, кружки, графины, рюмки. Распространенной была фигурная посуда – графины и бутыли в форме птиц и зверей из зеленого, бесцветного, полупрозрачного стекла. Традиция изготовления «потешных вещиц» прослеживается на всем пути развития завода в Гусь-Хрустальном и не исчезает и тогда, когда завод стал специализироваться на выпуске дорогой хрустальной посуды. В 1857 заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб.

В 1748 появляется завод Немчиновых в Дорогобужском уезде. Они получили право, вторыми после Мальцовых, изготавливать посуду к царскому столу. Все немчиновские граверы были крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.

В 1764 А. Бахметьев создает крупный завод по производству хрусталя. В конце 18 в. один из заводов Калужской губернии был передан гр. Орлову. Завод выпускал стопки, бокалы и т. д. Использовался орнамент, так называемая «англицкая рисовка», — цветы на провисшей нити. Характерные цветы – тюльпаны, гвоздики, розы. На протяжении 17-18 вв. в России было основано 86 стекольных заводов, к 1804 их количество дошло уже до 114.

В последней трети 18 в. в изготовлении художественных стеклянных изделий стал преобладать стиль классицизм. Значительно расширился их ассортимент, появились первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла стали делать масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Внутренние покои дворцов стали украшать стеклянными вазами, канделябрами, люстрами, зеркалами. Цветными стеклами нередко облицовывали стены. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла, появилось и цветное — красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное. Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале 18 в., его широкое использование приходится на последнюю треть 18 в., в основном, благодаря разработкам М. В. Ломоносова. Цветное стекло в сочетании с золоченой бронзой широко использовалось для осветительных приборов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускалось, главным образом, Императорским (получил статус в 1792) и Бахметьевским заводами. Их изделия отличаются друг от друга лишь тем, что в Бахметьевском стекле позолота чаще сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.Первая треть 19 в. считается временем расцвета русского художественного стеклоделия. Впервые стали привлекаться к руководству и работе профессиональные художники: А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси, И. Иванов на Императорском заводе разрабатывали эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, многие из которых предназначались для украшения царских резиденций. Все художественные изделия этого времени изготавливались, главным образом, из нового, только что освоенного 6есцветного свинцового хрусталя с алмазной гранью.

Новый метод обработки стекла – «алмазную грань» – назвали так по способу обработки клиновидными врезами, напоминающими огранку камней. Хрусталь обрамлялся серебром, часто золоченым. Основные сюжеты этого времени – события 1812, герои войны 1812.

Для ампира характерно использование крупных архитектурных деталей, оформление интерьеров из стекла, в моду вошли парадные хрустальные сервизы.Бидермейер с его требованиями камерности, уюта вызвал поиски новых материалов. В большую моду вновь вошло цветное стекло. На Императорском заводе стали выпускаться сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в «неогреческом» стиле. В 1856 на Императорском заводе появилось новое отделение – мозаичное (заслуга в открытии состава смальт принадлежит еще М. В. Ломоносову). Основные цвета смальты: красный, синий, белый, золотой. Тема мозаичных панно: народные сюжеты.

На Бахметьевском и Орловском заводах изготавливались более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением.

К середине 19 в. производство стекла приобретает индустриальный характер. Расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-вишневого «медного рубина» и уранового стекла двух видов – «зеленого» и «желтого». Повсеместно распространяются непрозрачные «глушеные» стекла, напоминающие бирюзу, яшмы, лазурит и т. д. На Дятьковском заводе с 1849 делаются вазы и графины «мозаической работы». Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только теперь употребляют как два, так и три слоя стекла. Среди стилистического разнообразия середины 19 в. наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо, которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода. Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности, и потому их работы были более цельными и ясными. В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветочному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Начиная с 1870-х годов, значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу. Мастера модерна в поисках национального стиля украшали стекло и хрусталь русским орнаментом, более характерным для деревянных вещей.

В последней четверти 19 в. на изделиях появляется маркировка.

На Императорском и Гусевском заводах изготавливались уникальные произведения, выполненные в манере Галле .Советское стекло как самостоятельное художественное явление заявило о себе лишь в конце 1930-х годов. До этого считалось достаточным обеспечение страны обычным сортовым стеклом. В 1934 выходит указ Советского правительства о необходимости восстановления производства высокосортной столовой и хрустальной посуды. И выпуском такой посуды начинают заниматься Гусевский, Дятьковский и некоторые другие заводы. Постепенно начинают вспоминать все известные до революции методы обработки стекла – цветное стекло, алмазную грань, венецианскую нить, разрабатываются некоторые новые методы. Важная роль в возрождении отечественного художественного стеклоделия принадлежит экспериментальной лаборатории, основанной при Ленинградской зеркальной фабрике, руководила лабораторией известный скульптор Вера Мухина. За короткий срок было создано более трехсот новых образцов изделий, многие из них были взяты за основу крупными стекольными предприятиями России и выпускаются до сих пор. Дальнейшему развитию стеклоделия помешала Великая Отечественная война 1941. После войны основная роль в возрождении отечественного стеклоделия принадлежит Ленинградскому заводу художественного стекла, образованному на базе лаборатории Мухиной. На заводе осваивается производство сульфид-цинковых стекол, дающих широкую палитру цветов и оттенков: желтых, зеленых, бирюзовых, синих и т. д. Институт стекловолокна в Гусь-Хрустальном разрабатывает метод отделки посуды цветными нитями стеклоткани, сходный с венецианскими нитями. И, наконец, на Гусевском заводе осваивается крашение хрусталя редкоземельными элементами. Хрусталь может быть уже нежных цветов – от светло-лилового до бледно-голубого (долгое время секрет такой окраски был монополией одной из чехословацких фирм).

Советские и российские мастера художественного авторского стекла занимают достойные места в мире. Однако общий упадок промышленности в результате реформ 1990-х годов сказывается и на выпуске массовых изделий.

  • Качалов Н. Стекло. М., 1959.
  • Шелковников Б. Русское художественное стекло. Л., 1969.
  • Grover R. and L. Contemporary art glass. New York, 1975.
  • Художественное стекло и хрусталь. - Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  • Технология изготовления и художественной обработки стекла. - Новочеркасск: Юж.-Рос. гос. техн. ун-т, 2004.
  • Скворцов К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М.: Профиздат, 2004.
  • Русское и советское художественное стекло XI — XX вв. - Л.: Внешторгиздат, 1989.
  • Ланцетти А. Г. Изготовление художественного стекла. - М.: Высш. шк., 1987.

megabook.ru

Стекло Древнего Рима - Орнамент и стиль в ДПИ

Флоренцияornament_i_stiluchitelj

 

                                                

                                                 

                                                

   

 

  

 

 

  

  

 

 

Из собраний музеев: Британского, Виктории и Альберта в Лондоне, Археологического в Неаполе. 

ornament-i-stil.livejournal.com

ИСТОРИЯ ЭТО НАУКА ИЛИ НЕТ? Стекло "древнего" Рима.

Казалось бы странный вопрос - наука история или нет, ведь есть исторический отдел РАН. есть академики, есть институты и прочее. Давайте разберемся!Я дам классическое определение из ВИКИПЕДИИ, что такое наука."Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества."Я полностью согласен с этим определением!Давайте посмотрим соответствует ли "наука история" этому определению?Проводит ли история выработку и систематизацию объективных знаний о действительности? Что такое объективные данные и действительности? Опять дам классическое определение из ВИКИ: "Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества)."В принципе на этом с историей как наукой можно заканчивать - история на наших глазах меняется в зависимости от воли или желания человеков! Ну ладно, может быть это временный процесс и глобально история все же дает объективное представление о действительности? Поехали дальше...Очень важный момент научной деятельности - синтез новых знаний!Все мы пользуемся новыми знаниями, которые дают такие науки как физика или химия каждый день. Когда я был юн мне в школе говорили что марскизм это историческая наука дающее объективные знания о мире и человеке и есть продукт исторической науки... я не спорил, все же было на глазах, страна строила коммунизм, ракеты летали в космос, капитализм загнивал и так далее. Но со временем оказалось что ошибочка вышла. Научная ошибка. Это все равно как если бы построили по новой теории самолет который должен был бы полететь, а он гад не летит!Следующий важнейший момент "научности" - позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.Прогнозирование!!! Это уже практическое применение науки! Это крайне важно, не правда ли?Я последние лет пять семь внимательно слушаю прогнозы и анализы всяческих историков - политологов... и все их прогнозы можно засунуть коту под хвост! Так же как и великий прогноз Никиты Хрущева о победе коммунизма в 1980 году. Много их было всяческих прогнозов, но все войны прошлого века случились совершенно неожиданно для современников!Ну и последнее: "Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества."Какие такие законы природы или общества сформулировали историки? Ась? Не слышу? О загнивании капитализма? О развитии капитализма в глобализм или еще какой онанизм? Где законы за 2000 лет истории? Их нет! ВСЕ ИСТОРИКИ ТОЛЬКО СПОРЯТ И ВЫДВИГАЮТ АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! У каждого свое мнение, у каждого свой субъективный взгляд на дальнейшее развитие! А это значит, что современная история не наука!Виновата ли в этом история? Нет конечно, виноваты историки - люди которые забыли или делают вид, что не знают признаков научности. Без условно многие историки которые занимаются частными вопросами честные и усердные исследователи, они открывают мелкие новые знания, делают свои небольшие выводы но глобального взгляда на общую систематизацию всех накопленных знаний - нет, а это уже дело не солдат исторической науки, а генералов - академиков! Именно Академия наук обобщает и систематизирует всю совокупность данных и выдает "новое знание" в виде учебных программ для студентов и школьников, формирует законы природы или общества.Любая наука работает в связи с другими - химики с физиками, математики с физиками, медицина вообще без смежных наук не возможна и только история у нас сама по себе!Я прекрасно помню как физиков - математиков, которые залезли в историю со своими методами мат. анализа рвали просто зубами! Не смотря на то, что Анатолий Тимофеевич Фоменко был академиком Российской Академии Наук, критику он и его единомышленники собрали, почти как во времена инквизиции. Могли бы сжечь наверное бы сожгли!Любой бы технолог металлург или стеклодел или химик аналитик дал бы истории больше чем тысячи томов описания жизни царей и князей далекого прошлого. Мало того есть огромное количество литературы по истории развития тех или иных технологий... но почему то они совершенно не согласуются с жизнью царей и "историческим образом времени".Возьмем к примеру Древний Рим... я недавно написал пост о том как известный историк конца 19 века, французский инженер, историк архитектуры и строительной техники Огюст Шуази указывает на широкое применение в строительстве древнего Рима железных тавровых балок. Тавровая банка это продукт высокой металлургии и по официальной истории первый прокат появился в конце 18 века http://vaduhan-08.livejournal.com/289001.html?thread=10011881#t10012137.

Давайте прямо сейчас проведем исторический эксперимент!Я писал раньше что варка стекла требует температуры точно такой же как и варка стали, процессы очень близкие технологически http://vaduhan-08.livejournal.com/151850.htmlТемпература варки стекла - 1400 - 1600 градусов. Если в древнем Риме был горячий прокат, то по логике должно быть и хорошее чистое качественное стекло!Я честно говоря когда писал про древнее стекло и не знал что в древнем Риме делали настолько хорошее стекло, посмотрите на это!

h3_74.51.134.jpg

gtUyazdJwAc.jpg

foto-357.jpg

e12ce1b656dcad22c8a92409bc2aff155c031200.jpg

10689458_817520598268242_88793375904753994_n.jpg

10646845_817520408268261_5945360992000431379_n.jpg

10628020_817520154934953_5928425676492446365_n.jpg

10626544_817520268268275_6787825277906133765_n.jpg

Делали в Древнем Риме оказывается и оконное стекло! такое же по качеству стекло появилось в Европах и России только в 18 веке и то далеко не везде.

window4.jpg

sez3_007.jpg

sez3_005.jpg

sez3_003.jpg

По законам научного подхода к делу мы должны систематизировать эти новые, для меня по крайней мере, знания и сделать обобщения, а самое главное сделать синтез новых знаний.Какой можно сделать синтез и обобщение из факта наличия технологии производства чистого стекла? Да очень просто - стекло это лабораторная посуда для химиков, это оптика для физиков и очки для обывателей и так далее продолжать можно долго. Но самое главное, что древний Рим по уровню развития технологий соответствует уровню конца 18 века как минимум.Так что история это наука! Нужно только соблюдать правила научности и все встает на свои места!

mylnikovdm.livejournal.com

Состав старых стекол | История производства стекла в России

У Плиния записан рецепт стекла, который был в ходу в древнем Риме. И современные ученые, произведя анализы старинных стекол, узнали, что в общем состав древнего стекла тот же, как и простого оконного стекла в наше время.

В некоторых старинных стеклах найдено значительное количество элемента калия. По-видимому, для приготовления этого стекла служила зола растений. В золе имеется поташ, который теперь применяется при варке стекла.

Стекло в Киевской Руси приготовляли из тонкого речного песка, поташа, полученного из золы растений (обыкновенно из клена, ясеня, вяза или осины), извести, и иногда пользовались и поваренной солью. Для того чтобы стекло легче плавилось, прибавляли в него окислы свинца. Окрашивали стекло только легкодоступными красителями.

Окись меди окрашивала в зеленый и в зеленовато-синий цвет, часто встречающийся в старинных браслетах. Желтый цвет получался при добавлении серы. Фиолетовый — добавлением двуокиси марганца, залежи которого имеются по нижнему течению Днепра.

Та же двуокись марганца, в случае введения ее в небольшом количестве, служила для обесцвечивания стекла. При приготовлении из неочищенного песка стекло получалось полупрозрачным и мутно-зеленым.

Это происходило вследствие содержания в песке малых примесей железа. Двуокись марганца маскировала эту неприятную зеленоватую окраску.

Песок, служащий для приготовления лучших сортов стекла, не должен по возможности содержать железо. Последнее обычно находится в виде окиси на поверхности чистых кристалликов кварца, из которых состоит песок.

Кроме красителей, иногда употреблялись глушители — вещества, делающие стекло непрозрачным. Глушителями служили окись олова и костяная мука.

Во второй половине XVII века в Чехии было получено стекло со значительно большим содержанием извести. Оно даже в толстом слое было почти бесцветным и по блеску напоминало горный хрусталь.

Цепные качества вновь полученного сорта стекла недостаточно проявлялись в тонкостенных выдувных сосудах. Стекло лучше блестело и переливалось радужными искрами в толстых гранях. Но для получения граней приходилось срезать толстые куски стекла, а делать это было невозможно на выдувных тонких сосудах. Поэтому стали выдувать стекло в формы.

Новое, богатое содержанием извести, стекло стали называть хрусталем, по сходству с кристаллами горного хрусталя. Но это не было хрустальным стеклом, которое получается в наше время. Теперь хрусталем называется стекло, содержащее в своем составе до 40 % окиси свинца или свинца и бария. Такое свинцово-баритовое стекло отличается еще большим блеском.

Многие современники Петра I ратовали за освобождение России от ввоза иноземных товаров и доказывали необходимость самим производить разные товары, в том числе и стекло. «Привозят к нам стеклянную посуду, чтобы нам, купив, разбить да бросить. А нам, если заводов пять — шесть построить, то мы все их государства стеклянного посудою наполнить можем», — писал Иван Посошков, известный современник Петра.

Подобные высказывания делались не зря. В начале XVIII века продолжали работать старые стекольные заводы и возникали новые. В первые же годы прихода к власти Петра I «торговый человек гостиной сотни» Яков Романов принялся за строительство стекольного завода на берегу Москвы-реки.

Купец Василий Мальцев построил первую стекольную фабрику в Можайском уезде под Москвой.

В первой четверти XVIII века центр стекольного производства переселился к «Северной Пальмире» — в Петербург. Один завод был основан в Ямбурге, другой — в деревне Жабино, а третий — в самом Петербурге, на реке Фонтанке.

Выделывали эти заводы главным образом граненые изделия: штофы, кубки, рюмки, стаканы из высококачественного бесцветного стекла с разными орнаментами. Это стекло было очень слабо окрашено примесями или двуокисью марганца, которая маскировала его неприятную зеленоватую окраску. И еще выделывалось белое или бутылочно-зеленое стекло, расписанное эмалями.

В Русском музее в Ленинграде до сих пор можно видеть стеклянный колокол, сделанный в 1723 году на ямбургском заводе.

Этот колокол был частью музыкального фонтана, состоявшего из целого набора стеклянных колоколов разного размера и разного звона. Движение воды раскачивало колокола, и они начинали мелодично звенеть.

На многих изделиях — графинах, рюмках и другой посуде того времени — была выгравирована надпись: «придворная». Эта посуда была предназначена только для царского двора. Ее украшали замысловатым гранением и часто в стекло вводили окрашенные нити и пузырьки воздуха. На протяжении всего XVIII века для штофов была характерна четырехугольная форма.

Более дешевое и простое стекло, которым в большинстве случаев пользовались средние классы населения, в основном купечество, расписывали эмалями. Изображали на стекле разных птиц, зверей, цветы. Иногда изображали картины на религиозные темы.

В XVIII веке стеклянная посуда была еще недоступна народу, и все по-прежнему обходились деревянной и глиняной. Стекло было дорого, хотя заводы выпускали лишь бутылочно-зеленое и синее стекло не яркого и не чистого цвета.

Мастера не умели изменять состав стеклянной массы. Они не знали, что делать для получения более чистого, бесцветного и прозрачного или яркоокрашенного стекла.

www.stroitelstvo-new.ru

Где, кто и когда изобрел стекло?

История появления стекла насчитывает несколько тысячелетий. Но кто первым изобрел стекло? Эта тайна, по всей видимости, так никогда и не будет раскрыта.

Финикийская версия изобретения стекла

Довольно достоверная история описанная Плинием Старшим в своем знаменитом труде «Естественная История». По версии Плиния первое стекло получили Финикийские купцы, следующие на торговом корабле из города Сидон. Попав в шторм и высадившись на берег, моряки начали готовить себе ужин на сильном костре. После приготовления пищи они обнаружили странные оплавленные кусочки в углях и, приняв за основу выплавки стекла взаимодействие песка и огня, изобрели первое стекло.

Однако многочисленные опыты получения стекла с помощью метода Финикийцев потерпели неудачу, и эта версия вряд ли может быть признана состоятельной.

Египетская версия изобретения стекла

Пожалуй, это наиболее достоверная и правдоподобная версия. Ведь по крайней мере, именно предметы из стекла найденные в древнеегипетских гробницах и считаются самым старым стеклом сохранившимся на нашей планете. Наиболее старыми являются Египетские украшения из стекла, происхождение которых относят к пятому тысячелетию до нашей эры.

Самое древнее стекло имело зеленоватый, или мутно синий оттенок. Это связано с тем фактом, что песок, применявшийся для изготовления первого стекла, не проходил тонкую очистку и имел большое количество посторонних примесей, которые и влияли на цвет получаемого стекла.

Стекло изобрели более 5000 лет назад

Самому древнему изделию из стекла более 5000 лет

Двуречье и Месопотамия

Наиболее старыми образцами стекла по версии ученых являются слитки из стекла датируемые 22 -24 веком до нашей эры. Эти слитки непонятного предназначения были найдены в ходе раскопок на территории Двуречья, и, по всей видимости, могут претендовать на звание самого древнего стекла в мире.

Развитие производства стекла

Постепенно совершенствовались технологии изготовления стекла. Так, примерно в первом тысячелетии до нашей эры был изобретен способ очистки стекла с помощью марганца. Это позволяло получать довольно чистое и прозрачное стекло.

Сначала стекло применялось для изготовления дорогой посуды и украшений, но в начале первого тысячелетия ремесленники научились делать плоское стекло, которое стало использоваться для изготовления небольших окон. Плоское стекло получали довольно простым и забавным способом. На большой, плоский и предварительно отшлифованный камень выливался раскаленный раствор стекла, который при остывании и получал плоскую форму.

Наиболее опытные мастера по изготовлению стекла жили в Древней Италии. Причем знаменитое сейчас Венецианское стекло было привезено купцами из Константинополя. Кроме образцов стекла, Венецианские купцы получили и технологию его изготовления, и с тех пор производство стекла в Венеции начало развиваться стремительными темпами.

Мастера из Венеции усовершенствовали и процесс изготовления стекла. Добавляя в стекло небольшое количество расплавленного свинца они кардинально улучшили прозрачность стекла. Приблизительно в начале 12-го века в Венеции были получены первые стекла для очков. Они были весьма дорогостоящими, ведь кроме специальной сферической формы, линзы требовали и кропотливой ручной шлифовки, выполнить которую могли только опытные мастера.

Современные технологии позволяют получать стекло не только всевозможных расцветок и толщины, но и стекло с различной фактурой и структурой поверхности, и многослойное стекло. Но для изготовления действительно редких и ценных изделий до сих пор используется исключительно кропотливый ручной труд.

Что почитать еще:

glassmirrors.ru

Стекло. История и способ изготовления. Развитие и технологии на Поэтому.Ру

Первооткрыватели

Имён и лиц тех достойных людей, кто подарил миру стекло, история, как водится, сохранить не потрудилась. Собственно, ничего удивительного в этом нет: как утверждает римский историк Плиний Старший, первооткрывателями были финикийские моряки. Причём открытие, как и большинство ему подобных, было сделано случайно.

Если отвлечься от высокого слога и древней латыни, которой написана "Естественная история" Плиния, рассказ получается следующим. Однажды финикийский торговый корабль, застигнутый сильной бурей, вынужден был бросить якорь в небольшой бухте. Усталые и озябшие моряки вышли на берег. Они стали искать, где бы развести костер, чтобы сварить себе похлебку и согреться. Берег был песчаный, и нигде не видно было камней, на которые можно было бы поставить котел. Тогда одному из моряков пришло в голову вытащить из трюма корабля глыбы соды, которую везли на продажу, и на эти глыбы поставить котел.

Так вот, на эти-то содовые глыбы и поставили финикийские моряки котел с водой. Костер получился на редкость удачный. Моряки сытно поели и легли спать. Утром, собираясь в путь, один из них разбросал тлеющие остатки костра. Вдруг он заметил в золе какие-то блестящие кусочки. Они не были похожи ни на дерево, ни на металл, ни на глину, ни на камень. Таких странных светлых кусочков не видел до тех пор ни один финикиянин. Это новое загадочное вещество — по утверждению Плиния — и было стеклом: сплавом берегового песка с содой.

Этот рассказ, скорее всего, вспомнят все, кто в школе читал учебник истории. Отчего-то эта версия любима многими и по сей день. Но вот насколько она правдоподобна? Увы, современные стекловары вполне убедительно доказали: древний историк ошибся. Или что-то пересказал неверно. Но факт остаётся фактом: сварить стекло из соды и песка в пламени костра нельзя.

Более реальным кажется предположение о том, что по случайности смесь песка и соды попала на глиняный горшок перед обжигом. А гончар, вынувший готовое изделие из печи заметил тонкую блестящую плёночку, покрывшую бока сосуда.

В общем, по поводу того, кому повезло с открытием стекла остаётся только гадать и верить либо истории про финикийских моряков, которые вообще были замечательными ребятами, либо поддерживать версию о везучем и внимательном гончаре. Изучающие историю происхождения этого материала когда-нибудь придут к единому мнению и относительно места — Египет, Финикия или Месопотамия, Африка или Восточное Средиземноморье и т.д., — и относительно времени — «около 6 тысяч лет назад», но характерную «синхронность открытий» можно наблюдать, причём не имеет большого значения разница даже в сотни лет, в особенности, когда в реконструируемом способе варки стекла прослеживаются существенные различия.

Технология изготовления стекла

Как вы думаете, кто впереди планеты всей в области древнего стекловарения? Правильно - древние египтяне. Примерно до 4 тыс. до н.э. древние египтяне варили так называемый "египетский фаянс" из стеатита, мягкой кварцевой муки или цельного природного кварца.

Существует мнение, что наиболее ранние образцы изготовлены из стеатита. Минерал этот по составу представляет собой силикат магния, он присутствует в природе в больших количествах. Изделия, вырезанные из куска стеатита, для получения глазури покрывались порошкообразной смесью из сырых материалов, входящих в её состав, и обжигались. Глазурь эта, по химическому составу представляющая собой силикат натрия с небольшой примесью кальция — не что иное как легкоплавкое стекло, окрашенное в голубые и зеленовато-голубые тона медью, иногда с изрядной примесью железа.

Египетские стекловары плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались. Получившиеся обломки, так называемые фритты, растирали в пыль жерновами и снова плавили.

Фриттование использовалось в качестве основной технологии изготовления стекла даже по окончании Средневековья, поэтому на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи — одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт.

Необходимая температура проплавления составляет 1450 °C, а рабочая температура — 1100—1200 °C. Средневековая плавильная печь («гуть» — по чешски) представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Выложенная только из камней и глинозёма, долго она не выдерживала, но надолго не хватало и запаса дров. Поэтому, когда лес вокруг гуты вырубали, её переводили на новое место, где леса было ещё в достатке.

Ещё одной печью, обычно соединяемой с плавильной, была отжигательная печь — для закалки, где готовое изделие нагревалось почти до точки размягчения стекла, а затем — быстро охлаждалось, чтобы тем самым компенсировать напряжения в стекле (предотвратить кристаллизацию).

В виде такой конструкции стеклоплавильная печь продержалась до конца XVII века, однако нехватка дров вынуждала некоторые гуты, особенно в Англии, уже в XVII веке переходить на уголь. Со сменой топлива возникли очередные неудобства: улетучивающаяся из угля двуокись серы окрашивала стекло в жёлтый цвет. Чтобы избежать этого, англичане начали плавить стекло в так называемых крытых горшках.

Интересны сведения о том, что стекло, в общем смысле, за время своего существования не претерпело практически никаких изменений (самые ранние образцы того, что стали называть стеклом, ничем не отличаются от известного всем — бутылочного), однако в данном случае речь идёт о веществе и материале минерального происхождения, нашедшем применение в современной практике.

Состав стекла

Чистый кремнезем (SiO2) имеет точку плавления примерно 2000 градусов, и в основном используется для получения стекла для специальных приборов. Обычно в состав смеси добавляют еще два вещества, чтобы упростить процесс производства. Во первых – это углекислый натрий (Na2CO3), или углекислый калий, который понижает точку плавления смеси до 1000 градусов. Однако, эти компоненты способствуют растворению стекла в воде, что является крайне нежелательным. Поэтому в состав смеси добавляют еще один компонент – известь (окись кальция, CaO), чтобы придать составу нерастворимость. Такое стекло содержит примерно 70%-ый кремнезем и называется известково-натриевым стеклом. Доля такого стекла в общем объеме производства составляет примерно 90%.

Так же как известь и углекислый натрий, к обычному стеклу добавляют и другие компоненты, чтобы изменить его физические свойства. Добавление в стекло свинца – увеличивает показатель преломления света, заметно увеличивает блеск, а добавка в состав смеси бора – изменяет тепловые и электрические свойства стекла. Оксид тория придавал стеклу высокий показатель преломления и низкую дисперсию, что необходимо в производстве высококачественных линз, но из-за его радиоактивности был заменен на оксид лантана в современной продукции. Добавки железа в стекло, используются для поглощения инфракрасного излучения (тепла).

Металлы и их оксиды добавляют в состав стекла, чтобы изменить его цвет. Например, марганец добавляют в малых количествах, чтобы придать стеклу зеленый оттенок, или при более высоких концентрациях – цвет аметиста. Так же как и марганец, селен используют в малых дозах, чтобы обесцветить стекло, или в больших концентрациях – чтобы придать красноватый цвет. Малые концентрации кобальта придают стеклу синеватый оттенок. Оксид меди придает бирюзовый свет. Никель, в зависимости от концентрации.

Помимо стекла обычного существует несколько разновидностей, представляющих собою историческую, культурную и художественную ценность. Например, чешское и муранское стекло. Но о них - в следующих материалах. Следите за новостями.

www.poetomu.ru


Смотрите также