Царьград древний. Хождения древних русских на Царьград
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 8 ПОХОД НА ЦАРЬГРАД. Царьград древний


Новый Рим — Константинополь — Царьград

Долгие годы этот город, который за время его существования носил имена Византия, Новый Рим, Константинополь, Стамбул и находящийся на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов».

Вещий Олег прибивает щит к воротам Царьграда

Новый РимНемало событий произошло в жизни Константинополя в более чем двухтысячелетней истории города.В 658 году до н. э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трёхлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.Своё величие город приобрёл, когда Константин сделал его столицей Римской империи.В Римской империи начала четвертого века не было единовластия. Империей правило 4 императора (два старших — «августа» и два младших — «цезаря»). После победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 году, Константин стал единственным полновластным правителем римского государства и впервые сделал христианство господствующей религией.В 324 году он разворачивает крупнейшее строительство в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Византии. Здесь были построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, крепостные стены, со всех концов империи в город свозились произведения искусства. В результате масштабного строительства город вырос в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней, и заключавшие в себя семь холмов — столько же, сколько в Риме.Во времена правления императора Юстиниана в 527–565 годах в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Для Константинополя наступает «золотой век». Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира.Богатства города вызывали зависть у окружавших его народов. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Поход вещего ОлегаМы все помним строчки Пушкина о том, что вещий Олег прибил щит на врата Царьграда. Согласно «Повести временных лет» князь Олег был родственником (соплеменником) Рюрика. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком. В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и приказал убить. Киев показался Олегу очень удобным своим расположением, и вскоре он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный).В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). Это был уже не первый поход Руси на Византию, но в предыдущих, город не удавалось захватить. В походе Олега, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные византийцы предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. Вот тогда то, по преданию, в знак победы Олег и прибил свой щит к воротам Царьграда.Некоторые современные историки считают поход легендарным, поскольку о нём нет упоминаний со стороны византийских авторов. Однако у историков нет сомнения, что в 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны. Видимо, в результате договора отношения были установлены добрососедские, ибо впоследствии киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны.

Второй расцветВторой величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии. Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в. 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном богословская и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя, в 1054 г., произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.В это время империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других больших городов, сопоставимых с Константинополем. С 1071 года начинаются нашествия турок-сельджуков. На короткий период во времена правления династии Комнинов (1081–1185) Константинополь снова переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Строятся новые церкви и новый императорский Влахернский дворец. В XI и XII столетиях торговую гегемонию берут в руки генуэзцы и венецианцы.

Крестоносцы в КонстантинополеВ 1204 году Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые по плану должны были направляться на кораблях венецианцев на освобождение Палестины. Но венецианцы, воспользовавшись ситуацией, просили восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела, обещая за это солидное вознаграждение. Император был восстановлен, но не спешил с выплатами обещанного. Тогда крестоносцы осаждают город второй раз, сжигают его и практически полностью разоряют. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Больше чем на 50 лет город становится столицей империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. Они владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов. Но былого величия город уже не смог достичь. До середины XIV века Константинополь ещё оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь почти на 450 лет стал столицей нового сильного государства — Османской империи. Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. Каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того тёмные уличные проходы.Но город и украшался. Выдающиеся зодчие Хайреддин и Синан строили мечети и возводили другие сооружения. Многие византийские храмы были перестроены в мечети, включая собор Святой Софии. После захвата османскими турками Египта в 1517 году многие исламские реликвии были перевезены сюда из Каира. Константинополь, или как его называли турки Истанбул становится центром исламского мира — халифатом. В 1923 году после распада Османской империи Константинополь, уже со своим новым именем Стамбул, вошёл в состав Турецкой республики.

- Источник: http://www.unification.com.au/articles/read/527/#.dpuf

olganechkina.livejournal.com

Царьград - город городов

Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.

Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.

Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.

Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.

Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.

Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.

Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.

Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…

tsargrad.tv

Царьград на Руси.: well_p

Вот еще упоминание о Царев граде.

Где то там была тогда граница Крымского царства и региона Русь, в котором тогда находилось и Московское царство и Великое княжество Литовское.

Но оказывается помимо Царева града был еще и Новый Царев град. Тогда это было обычное дело, часто переносить столицу. Только в этой книге упоминается о нескольких переносах городов с места на место. А город Оренбург менял свое местоположение в 18 веке аж три раза.

А вот тут уже теплее. Река Оскол есть и сейчас. И впадает она в это самый Северный Донец. А в 9 км от устья есть речка Бахтын, как и в тексте ниже. Это вот примерно этот район на Яндекс-карте.

Дальше описывается примерно тот же самый район.

Были ли эти Церев грады теми самыми, что брали Киевские князья, уже не очень важно. В принципе могли. Греческое Понтийское царство вполне могло иметь тут столицу.  Ну или дальше на юг, в Причерноморье. Собственно какая разница? Главное, что никто через море не плавал, а все было тут, рядом. Это как то  более реально с точки зрения здравого смысла.Даже города Рим были на территории региона Русь а один вообще за Волгой.Официальные историки обо всем этом прекрасно знали. Только закрывали глаза. Историю пишут не они а политики. А так будет всегда.И только я пытаюсь заново "открыть Америку" и вернуть реальную историю а не придуманную.

Дополнение:

Книга:Древняя российская идрография, : Содержащая описание Московскаго государства рек, протоков, озер, кладязей, и какие по них городы и урочища, и на каком оныя разстоянии. / Изданная Николаем Новиковым. - В Санктпетербурге : [Тип. Акад. наук], 1773. - [12], 233, [1] с.; 8°.

Халкидон это сейчас один из районов Стамбула. И он действительно находится на другом стороне Босфора.Только, как и Константинополь, стоит таки на Белом море. Так в старину называли Средиземное.Ну это ладно, могли с тех пор еще сто раз перенести, что по тем временам дело обычное.И, самое главное, обратите внимание, тут написан именно Константинополь.Скорее всего как в оригинале. Потому, что уже чуть позднее на "переводе" карты 1614 года, на которой в оригинале  был написан именно Константинополь, перевели этот город как Царьград.Карта из моего поста -Города Пермь Великая , Вятка,Рязань и Троя на карте 1614 года.

Я посмотрел старинные документы, там везде пишут Царев а не Царь. Царев Кокшанск,Царев Санчурск .Например в указе от 1708 года о создании губерний.Т.е. написание Царьград это уже вторая половина 18 века.Приятно конечно думать, что твои предки прибивали щит на врата Константинополя, но с моем точки зрения, жить надо сейчас.А прошлое ушло и никогда не вернется.

Дополнение.

О городе Москве.

О Пасхе, что ни есть там народу, старые и молодые, все дают Попам в это священное время по яйцу, и звонят ceбе сколько душе угодно в церковные колокола, которых там многие тысячи: это считается у них за особенное богослужение.

Москва прекрасный и большой главный город в [35] Московии, лежащий на ровной плоскости, в котором имеет свое местопребывание Великий Князь и Государь всех Русских, Федор Иванович. Это сильный город, куда приезжают в большом числе туземные и иностранные купцы из очень дальних краев: из Турции, Татарии, Персии, Туркмении (Siareoschen), Кабардинской, Грузинской, Сибирской, Черкаской и других земель, и ведут большую торговлю многими превосходными товарами: соболями, куницами и разными мехами, также воском, льном, салом и другими товарами, которые в великом множестве привозятся в удобное время года. Этот город разделяется на 4 главные части: во 1 внешний город, обнесенный совершенно деревянною стеною в три добрых сажени толщины, и украшен множеством деревянных башен, что придает ему издали величавый и красивый вид; в нем все ворота совершенно одинаковой постройки, большие и красивые, и все с трехконечными башнями: эта стена выстроена около 2 лет назад, по известию некоторых жителей, имеет 30 верст в окружности, что составляет 6 Немецких миль пути. По этому городу текут 3 речки, из которых самая большая Москва, и от нее вся страна получает название; другая pека почти такой величины, называется Неглинная (Negilo), а третья Яуза (Chaso): во внешнем городе эти последние речки впадают в реку Москву. В этой первой деревянной стене лежит другой город, обнесенный каменною стеною, бело набело выщекатуренною и украшенною множеством башен и зубцов; жители зовут эту часть города Царьград (Zaragradt), тоже что по-нашему названию Khoenigstadt. В этом городи Царьграде лежит еще особенный город, тоже обведенный особенною каменною стеною, с башнями и сухим рвом, и называется Китайгород (Kataygradt): тут славная площадь и большая торговля, до 100 слишком лавок и лавочек, в которых можно получать различные товары. В этом же городе перед кремлем находится красивая Московская церковь, превосходное здание, и называется Иерусалимом (Церковь Василия Блаженного или собор Покровский, что на Рву.). В нем же и замок Великого Князя, тоже обведенный сухим рвом и крепкою стеною, очень величественный, хорошо выстроенный и украшенный множеством башен. Много также круглых башен на церквах, вызолоченных хорошим золотом, должно быть, [36] с большими издержками: издали это делает великолепный вид. Замок весь каменный, обширен в окружности и имеет много значительных церквей. В числе их церковь, называемая на их языке Благовещенья (Blaweschin, т. е., Maria Verkhondigung), с девятью позолоченными башнями: и крыша и башни все вызолочены добрым золотом; туда обыкновенно ходит Великий Князь отправлять свое богослужение.Судя по описанию Царьградом называли Белый город, который  построили только уже во второй половине  16 века,А до 1538 года Москвы и не было, по сути, а только лишь Кремль- город. В тексте прямо написано, что внешнюю стену Москвы построили только в 1591 году.

И еще одна цитата:Велико Тырново - центр Великотырновской епархии, чей митрополит в настоящее время является Его Високопреосвещенство Великотырновский митрополит Григорий. Прежние названия города были Тырновград, Тырново и Царев град. Он был христианский и исторический центр Средневековой Болгарии.Современники в своих восторженных описаниях называют Велико-Тырново "королевой городов" и "вторым после Константинополя".

Думаю со временем найду еще несколько Царь городов, на ворота которых можно было щит прибить.

Дополнение:Только я написал, что Царьград был частью Москвы и назывался, в том числе, Белый город, как сразу нашел этому подтверждение.

В 1727 году ван дер Аа издал в Амстердаме французский перевод книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (нем. Beschreibung der muscowitischen und persischen Reise) с иллюстрациями Николааса Витсена в виде гравюр[7]. Среди них — рисунок «Город Москва, столица Московии».

И слева, на карте подписи различных частей города:

Царьгород или Белгород.

Тоже самое написано и на Плане Москвы Максимилиана, 1732 года.

Карта Мериана (1638) , гифку которой я привел чуть выше.

Самое смешное, что в статье Вики о Белом городе, так прямо и написано - Другие названия: Царёв город, Царь-город, Царь-Град.

И это еще не последний Царьгород на территории современной России.Есть еще столица Золотой Орды на Волге, который тоже назывался у нас, в том числе, Царевым градом.

well-p.livejournal.com

Глава 8 ПОХОД НА ЦАРЬГРАД. Подлинная история древней Руси

Глава 8

ПОХОД НА ЦАРЬГРАД

«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

Вот что находим в Иоакимовой летописи: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек во свое имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил».

Для придания большей легитимности власти Игоря, Олег находит ему Прекрасу из рода Гостомысла. Получалось, что сама Прекраса имела ничуть не меньше прав на княжеский престол в союзе славянских племен..., но она была женщиной. Союз с Прекрасой значительно подкреплял претензии Игоря на киевский трон. То, что Прекраса — Ольга — Елена (в крещении) была славянкой, доказывает и имя ее сына — Святослав[5].

В этой связи будет уместным вопрос: а знал ли Нестор, о реальных трагических событиях, начавшихся в конце IX века? Конечно, знал. Это видно по попыткам придать иной оттенок перечисляемым фактам. Он пользовался византийскими, болгарскими и славянскими источниками и не мог не заметить часто встречаемых упоминаний о торговле славянскими рабами, не мог не слышать преданий о бесчинствах, творимых «новыми русами» полтора столетия назад. Но задачей летописца и было переписывание истории в угоду правящей династии. Ни у кого не должно было возникнуть сомнений в ее легитимности. Правда, Нестор выбрал самый сложный путь — положа в основу реальные события, дать им иную политическую трактовку.

Вернемся ненадолго в 898 год.

«В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами».

Угры действительно шли, и Олег их напоил, накормил и спать уложил — одним словом, прошли союзные войска в сторону фронта. Готовилась операция по захвату и постановке под контроль Дуная. С кем отправились воевать постояльцы Олега?

С Византийской империей и ее союзниками по Дунаю. Значит, на чьей стороне выступал сам Олег? Подсказка: у Византии тогда было два непримиримых противника арабы-мусульмане и хазары-иудеи. Так что Олег получил новое заманчивое предложение — установить контроль над южными потоками, по которым продолжалась византийская торговля — по Дунаю в сердце Европы, по Бугу и Днестру до истоков рек Балтийского бассейна. На этих территориях жили волохи, хорваты, тиверцы, уличи. Последних двух он уже повоевал. А дальше пришли союзники, отдохнули и направились завоевывать пересадочный узел на среднем Дунае. Он находился на территории Великоморавского царства, которое в 905 году под натиском угров разлетелось в щепки. Верховья Одера и Эльбы стали доступнее для рахдонитов.

ПВЛ: «Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской (Венгрия). И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и Македонскую до самой Селу ни (Салоники). И стали воевать с моравами и чехами. Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских».

Что хочется отметить в этом отрывке: вся дальнейшая политика Олега и «слушающего его» Игоря будет направлена в интересах деловых кругов Хазарии. А их главный интерес — монополизация торговых связей Востока с Западом. Одними из проводников этой политики и будут Олег и Игорь, конечно не забывая о своих интересах.

Теперь вернемся к новому «заданию» Вещего Олега — завоеванию новых и контролю уже захваченных торговых путей в Европу. Византию методично «обкладывают по периметру». Как уже было отмечено, новой целью рахдонитов стал Дунай... Он уже был захвачен уграми, но в 902 году Византия находит с ними общий язык:

«В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в Доростол».

Еще один противник Византии Симеон Болгарский нейтрализован, дружба с уграми состоялась, путь по Дунаю для ромеев открыт. Что же делает Олег? Он собирает огромное войско и:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей».

Поскольку приближения к Царьграду такой гигантской армии русов ни в одном источнике не зафиксировано, то значит, они туда и не дошли, и никаких щитов к воротам Царьграда Олег не прибивал, а если прибивал, то не в результате осады Константинополя — этого не требовалось— Олег перекрыл последнюю торговую артерию Византии — Дунай. И всё. Днестр, Днепр, Южный Буг, Дон для Византийцев оказались перекрыты еще раньше, и Константинополь был принужден к кабальным договорам. То, что торговые договора были подписаны не только с Русью, но и с Хазарией даже не сомневайтесь (об этом чуть позже). Для этого и пришлось Олегову воинству «пошуметь» в окрестностях Дуная в 907 году. Как только грамота славянская была усвоена, Олег поспешил юридически оформить имевшиеся уже договоренности с Царьградом, насчет торговых дел. Вот поэтому и не отразилась на данном периоде обычная византийская практика — договор в обмен на крещение, как это было до Олега и после него — выбора у Византии не было. Обложили по периметру. А летописец по аналогии решил, что если договор есть, то, значит и военный поход был. Был, да не в Царьград.

Ответ из Константинополя пришел не сразу, Олег с партнерами четыре года «дожимали» греков, и к 912 году документик-таки справили:

«В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских...»

Что тут можно сказать, не видя ни одного славянского имени в договоре? И смешно и грустно читать «мы от рода русского...» Обращает на себя внимание и униженное положение Византии — кормить, поить, ублажать язычников:

«Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды.

И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Бесплатное пребывание и питание класса люкс в Царь-граде «хлеб, вино, мясо, рыба, плоды» и банька в течение всего сезона, беспошлинная торговля, плюс бесплатное снаряжение торговых кораблей в обратный путь! Этакий Куршавель для новых русов за счет принимающей стороны. Нет, это не мирный договор — это капитуляция. Полная и безоговорочная. Впрочем, одна оговорка была: безопасное плавание византийских судов в подконтрольных деловым партнерам водах. Ради чего, собственно, Константинополь и пошел на все эти унизительные условия. Долго такой договор просуществовать не мог...

На что еще хотелось бы обратить внимание: на колеса. Чапаевскими тачанками корабли Олега, как их описал Нестор, конечно же не стали. Но впечатление произвели, как переход Суворова через Альпы. Наличие колес на борту драккаров прямо указывает, что волок с Днепра на Западную Двину Олег успешно организовал, и его викинги кратчайшим путем стали попадать из Константинополя в шведскую Бирку. В устье Западной Двины уже давно обитали шведские викинги. Вплоть до смерти Игоря (Старого), в Бирке продолжается период наибольшего расцвета — туда текут реки серебра из Византии и Среднего Востока. Кстати, следуя предлагаемой логике развития событий несложно найти и «остров русов» о котором арабский географ Ибн-Русте составил в 930-х годах следующее компилятивное описание:

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян. Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: «не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом». Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений], ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои...»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Царьград - это... Что такое Царьград?

Это статья о городе до падения Константинополя (1453). Дальнейшую историю см. Стамбул.

Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис, или ἡ Πόλις — «Город»; лат. Constantinopolis, осм. قسطنطينيه [konstantiniyye], тур. Konstantinopolis) был столицей Римской империи с 330 по 395, Византийской, или Восточно-Римской империи с 395 по 1204 и с 1261 по 1453 год, Латинской империи с 1204 по 1261 и Османской империи с 1453 по 1922 год. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции.

На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов» (Vasileuousa Polis). Константинополь являлся и является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.

Среди имён города — Византий (греч. Byzantion), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Цариград» — в южнославянских.

Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.

Основание Нового Рима

Константин Великий приносит Город в дар Христу (мозаика)

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII г. до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.

Церковь святых Апостолов

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении Императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме.

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана

Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город.

Осады и упадок

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонцах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя, в 1054 г., произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Новый дворец во Влахерне

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время, Константинополь играл основополагающее значение во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь снова переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате.

Падение

Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа.

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвертого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Галерея

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Константинополь

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Без названия — Древний царьград ладьи у царьграда. Ирина...

Город, называвшийся Константинополем, Царьградом и Стамбулом, на протяжении многих столетий привлекал к себе внимание путешественников, купцов, воинов, политиков, историков, художников, паломников из различных стран и народов.

Особое, сакральное значение для русской культуры несёт в себе образ этого древнего града, раскинувшегося на берегах пролива Босфор, прохладные воды которого соединяют Европу и Азию.

Для Древней Руси Константинополь был символом процветающего государства, важного с точки зрения торговли и нередко становившегося целью военных походов русов и их союзников. Так, киевские князья Аскольд и Дир в 866 году отправились на ладьях в поход на Царьград, но их воинственность была смягчена заступлением Пресвятой Богородицы, ризу которой св. Патриарх Фотий с молитвой окунул в воды Босфора. Аскольд и Дир заключили с Византией мир, приняли крещение с именами Николай и Илия и обратились к императору с просьбой прислать на Русь епископа для проповеди христианства.

В 907 году на Царьград пошёл войной князь Олег, собрав огромное войско, в состав которого вошли представители различных славянских племён, населявших просторы Древней Руси. Византийцы перекрыли цепями вход в залив Золотой Рог, омывающий крепостные стены Константинополя, но князь Олег, недаром получивший прозвание Вещего, то есть мудрого, велел поставить ладьи на колёса. С попутным ветром флот русов под парусами двинулся к осаждённому городу по суше, как по морю. Подписав с запросившими мира византийцами первый в истории русско-византийских отношений договор о торговле, князь Олег в знак победы повесил на Золотых вратах Константинополя свой щит, превратившийся в памятник несокрушимой отваге русов.

Вторая половина X века стала периодом постепенной сакрализации образа Царьграда в русской культуре. В первую очередь это было связано с именем святой российской княгини Ольги, управлявшей Русью после гибели своего супруга князя Игоря, пока их сын Святослав был ребёнком. Познакомившись с христианством, начавшим распространяться в Киевской Руси ещё во времена Аскольда и Дира, княгиня Ольга отправилась в Царьград для того, чтобы принять святое крещение от рук самого Константинопольского Патриарха. Таким образом, премудрая княгиня Ольга, которой Русская Православная Церковь присвоила наименование равноапостольной, послужила установлению духовной связи между Византией и Русским государством.

Когда при внуке Ольги князе Владимире на Руси встал вопрос о выборе веры, послы князя отправились в разные страны для «испытания» того, во что и как верят другие народы. Побывав в Царьграде и посетив там службу в величественном соборе святой Софии, послы свидетельствовали князю: «Не знали, на небе или на земле мы находились, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что на выбор Русью христианской веры повлияла и неподражаемая атмосфера Софийского собора, благочестивый создатель которого св. император Юстиниан, войдя в собор после завершения строительства и обозрев его во всём великолепии святыни, воскликнул: «Слава Богу, удостоившему меня совершить это великое дело! О, Соломон, я превзошёл тебя!»

После крещения Руси в 988 году и женитьбы князя Владимира на византийской царевне Анне духовные и культурно-исторические связи с Константинополем упрочились. Царьград стал для Руси не только сокровищницей духовной премудрости, но также источником новых знаний в сфере архитектуры, иконописи, литературы, науки, общественного устройства.

В XI веке по образу Софийского собора в Константинополе в столице древнерусского государства Киеве и крупнейших городах того времени Новгороде и Полоцке были построены храмы в честь святой Софии Премудрости Божией. Именно в Царьграде находился Студийский монастырь, строгий устав которого взяли за основу монашеские обители, появившиеся на Руси вслед за Киево-Печерской Лаврой. Золотые врата Константинополя, использовавшиеся для торжественных въездов императоров в город, вдохновили русских князей дать это название главному входу в свою столицу. Так появились Золотые врата в Киеве и во Владимире, избранном столицей Русского государства в конце XII века. Образ Царьграда веками использовался в русских народных сказках в виде заморской волшебной страны, полной чудес.

Отражения Царьграда сохраняются в топографии и топонимике Москвы, на долю которой выпала роль русской столицы в середине XIV века: расположение города на семи холмах; стены Кремля, геометрической формой и местоположением на берегу реки Москвы напоминающие крепостные стены Константинополя; названия ряда московских улиц, связанные с Золотым Рогом и Босфором. Долгое время приток московской реки Яуза, впадавший в неё возле Спасо-Андроникова монастыря (а ныне заключённый в трубы и протекающий под шоссе Энтузиастов), носил название Золотой Рожок в память о константинопольском заливе Золотой Рог. Название ручью было дано в XIV веке московским митрополитом Алексием, застигнутым бурей на Босфоре по пути в Константинополь и спасшимся от непогоды в тихом заливе. Ручей Золотой Рожок дал название Золоторожской набережной, Золоторожским улицам, переулкам и проезду. Проходящая неподалеку 2-я Бауманская улица ранее называлась улица Коровий Брод в память о Босфоре, название которого именно так переводится с греческого языка.

В 1453 году турки-османы завоевали Константинополь, ослабевший в силу ряда внутренних и внешних причин, прежде всего захвата и разорения византийской столицы в 1204 году европейскими крестоносцами, от последствий более чем пятидесятилетнего правления которых Византия уже не смогла оправиться. Падение Константинополя и женитьба Великого князя Московского Иоанна III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог превратили Россию в духовную наследницу исчезнувшей Византии, вместе с атрибутами государственности восприявшую вселенскую идею великой православной державы, считающей поддержку больших и малых православных народов своим священным долгом. Царьград стал духовным символом, с которым веками были неразрывно связаны ключевые понятия русской культуры, такие как православие, самодержавие, империя, симфония духовной и светской власти, евразийство. Оформленным выражением преемственности культурно-исторического и общественно-политического сознания стала возникшая в начале XVI века концепция «Москва — Третий Рим», объяснявшая необходимость в духовном смысле заменить собою Константинополь, именовавшийся Вторым Римом.

Одновременно Россия, сообразуясь с международными реалиями, установила дипломатические отношения с новыми хозяевами Царьграда, переименованного в Стамбул. Посольские делегации из Москвы начали регулярно прибывать в османскую столицу, вслед за ними постепенно возрастающим потоком потянулись купцы и паломники, посещавшие Царьград по пути на Святую Землю.

Для многих россиян образ Царьграда оказался связан с печальными событиями. В Стамбуле находился невольничий рынок, на котором решалась судьба многих тысяч страдальцев, угонявшихся в плен крымскими татарами из южных пределов Руси. Невольничий рынок Стамбула не был изобретением турок, он существовал со времени Византии, служа местом продажи славянских рабов, в суровую эпоху дохристианских нравов на Руси нередко доставлявшихся туда воинственными представителями соседних племён. Однако в XVI–XVII вв. масштабы данного бедствия, конец которому был положен с присоединением Крыма к России в 1783 году, потребовали общероссийского участия. Всё население Российской империи платило особый налог, носивший название «полоняничные деньги». Собранные средства шли на выкуп пленников и возвращение их на родину. Даже в XVIII в. посещавшие Стамбул путешественники рассказывали о том, что в городскую гавань почти ежедневно прибывают суда, наполненные русскими пленниками. Большинство закованных в цепи гребцов на османских галерах, называвшихся «кадырга» и давших название русскому слову «каторга», составляли пленники славянского происхождения.

Трудности приходилось испытывать в Стамбуле и российским дипломатам, которых сажали в тюрьму Семибашенного замка, когда между двумя империями вспыхивали вооружённые конфликты. Целых полтора года провёл в Семибашенном замке посол Пётр Толстой во время Прутского похода Петра I (1710—1711 гг.).

XIX век, вошедший в историю как золотой век русской культуры, был отмечен расцветом проходящего через Царьград паломничества на Святую Землю, возросшим количеством путешествий по Востоку.

В числе русских паломников по святым местам Царьград посещают члены императорской фамилии: в 1859 году — младший брат императора Александра II Великий князь Константин Николаевич с семьёй; в 1872 году — второй брат императора Великий князь Николай Николаевич в сопровождении свиты. Встреченные османскими султанами с почестями, подобающими представителям царствующего дома великой России, августейшие паломники воспользовались возможностью поклониться недоступным обычным путешественникам святыням Царьграда. Прежде всего это был обращённый в мечеть собор святой Софии, даже в таком виде производивший неизгладимое впечатление небесного величия, преклонившегося к человеку.

Любопытным представляется тот факт, что турецкие зодчие избрали Софийский собор в качестве архитектурно-художественного образца при строительстве мечетей, несмотря на христианский символизм его архитектурного плана. Другим византийским храмом, открытым для Великих князей, был собор святой Ирины, использовавшийся османами как арсенал. В 381 году в стенах собора святой Ирины проходил Второй Вселенский Собор, окончательно утвердивший догматы Православия, изложенные в Никео-Цареградском Символе веры.

Поток русских путешественников, стремившихся увидеть древний Царьград, привёл на берега Босфора и двух знаменитых живописцев — Карла Брюллова и Ивана Айвазовского.

К.Брюллов приплыл в Стамбул в 1835 году на бриге, которым командовал будущий вице-адмирал и герой Севастопольской обороны 1854—1855 гг. В.А.Корнилов. Пребывание К.Брюллова в Царьграде оставило потомкам галерею портретов русских людей, находившихся в этом городе по долгу службы Российской империи, и серию полотен, запечатлевших картины повседневной жизни османской столицы.

Выдающийся маринист И.Айвазовский неоднократно посещал Царьград в период с 1845 по 1890 г., работая по заказу османских султанов. Около тридцати картин, созданных Айвазовским, украшают ныне интерьеры стамбульских музеев.

XX век определил Царьграду особую роль в судьбах русских людей. Осенью 1920 года трагические события братоубийственной гражданской войны в России привели в Стамбул отступавшую из Крыма Добровольческую армию генерала Врангеля, насчитывавшую более 50 тысяч человек. Вместе с военными из Крыма эвакуировались гражданские лица, прибывавшие на Босфор и самостоятельно, так что, по приблизительным подсчётам, общее число русских беженцев в Стамбуле достигало 200 тысяч. Среди этих людей, многие из которых прожили в Стамбуле несколько лет, прежде чем продолжить свой печальный путь в Европу или Латинскую Америку, были учёные, писатели, поэты, художники, музыканты, артисты. В тот период в отдельные районы Царьграда словно была перенесена русская жизнь: русские магазины и кафе, литературные кружки и театральные постановки. Для некоторых беженцев жизнь в эмиграции в стране, ведущей войну за независимость от оккупировавших её европейских держав, оказалась крайне тяжёлой. Не имея средств к существованию, боевые офицеры и профессора были вынуждены работать извозчиками, швейцарами и разносчиками газет, а петербургские барышни — официантками и машинистками. До сих пор в Стамбуле живут немногочисленные потомки русских беженцев, которых турки по-прежнему называют «белые русские».

В наши дни, пользуясь возродившейся свободой зарубежных путешествий, Стамбул посещают множество туристов, предпринимателей, студентов из России. Собор святой Софии в Стамбуле теперь носит статус музея и доступен для посещения любому желающему. И сегодня путешественник, которому посчастливилось войти под своды собора, обратив свой взор на священные изображения древних византийских мозаик, столь близких иконописной традиции Русского Православия, может духовно прикоснуться к живой нити, незримо соединяющей современную Россию с прикровенным Царьградом.

Ирина Александровна СВИСТУНОВА

frouracess.tumblr.com

Хождения древних русских на Царьград. Русский Стамбул

От торговли к отношениям межгосударственным

В IX веке в жизни восточных славян произошли знаменательные события. Согласно легендам и древнерусским летописям, с 862 года в Новгороде утвердился, призванный вождями славянских племен, варяжский князь Рюрик. Летопись гласит: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Так было положено начало русской государственности. Киев давно уже был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом — и их сестрой Лыбедью. Они «… построили город в честь старшего своего брата, — писал летописец, — и назвали его Киев». Согласно летописи, Кий во время своего княжения посещал древний Царьград: «…и когда ходил он к царю, то говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».

Князь Рюрик. Из «Титулярника», 1672 г.

После смерти своих братьев-единомышленников Синеуса и Трувора Рюрику пришлось передать управление важнейшими древнерусскими городами варягам, находившимся у него на службе. Двоим из них, Аскольду и Диру, уделяется в легендах много внимания хотя бы потому, что этим отважным воинам удалось занять Киев и освободить жителей города от хазарской дани. Кстати, если верить летописи, Киев они «присмотрели» для себя во время одного из вояжей в Византию. Отпросились однажды Аскольд и Дир у князя Рюрика посетить со всем своим родом Царьград и «отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян».

Пожалуй, именно со времен Аскольда и Дира путешествия древних русских в византийскую столицу начинают восприниматься ромеями не просто как стихийные вояжи разноплеменных варваров, с которыми можно было особо не церемониться. Набирающие силы процессы государственного объединения Древней Руси придавали уверенности и русским купцам, и представителям княжеских фамилий за границей. Росским гостям в Константинополе все чаще стали оказывать приемы и почести, подобающие официальным лицам иностранных государств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также