История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Программа учебного курса учебно-методические материалы. Средневековое искусство древней руси


Искусство Средневековой Руси

Формирование древнерусской народности относится к периоду 9-10 веков. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угрофинскими, тюркскими и иными племенами. К этому времени относится и появление названий «Русь», «Русская земля».

В истории древнего искусства Руси выделяют 3 основных периода:

1 – время Киевской Руси (конец 10 в. – нач. 13 века) – «домонгольский»

2 – период феодальной раздробленности (13 – 15 века)

3 – период образования Русского централизованного государства (16 -17 века).

Искусство киевской руси

Важнейшим событием этого периода стало крещение Руси в 988 г. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архи­тектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные кон­такты с Византией.

ЛИТЕРАТУРА

Древнейшим памятником литературы Киевско­го периода является летопись «Повесть временных лет», со­ставленная в самом начале 12 в. монахом Киево-Печерского монастыря - Нестором. В основе летописи лежит погодный (по летам) принцип изложения материала. В составе ле­тописи - легенды о проис­хождении названий древнерусских городов, рассказы о воен­ных походах русских князей Олега, Игоря, Святослава, Вла­димира, исторические повести о борьбе наших предков с внешними врагами и т.д.

Величайшим памятником культуры Древней Руси являет­ся «Слово о полку Игореве», которое было написано в конце 12 в. неизвестным автором и повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на степных кочевников-половцев.

Былины. В Х в., в эпоху становления и укрепления государ­ства, зародился новый эпический жанр - героический бы­линный эпос. Былины резко отличались от официальных сла­вословий, которые мы находим в летописях. Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину сына Святослава - Оле­га, который воевал с варягами (975). Целый цикл богатыр­ских былин народ сложил о другом сыне Святослава - Вла­димире, активно оборонявшем Русь от печенегов. Его любов­но называли Красным Солнышком. Одним из главных геро­ев этого цикла был крестьянский сын, богатырь Илья Муро­мец, другим - Добрыня Никитич. Во второй цикл вошли былины, связанные с именем князя Всеслава Полоцкого, народного избранника во время восстания 1068 г. Третий цикл богатырских былин воспевал Владимира Мо­номаха и его борьбу с половцами. Здесь врагами былинных героев являются не полумифические персонажи вроде Соло­вья-разбойника, а реальные половецкие ханы, нападавшие на пограничное княжество Мономаха: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Итларь («Идолище Поганое»), Шарукан («Шарк­Великан»). Былины пели торжественно и медленно, как гимны мужеству и отваге.

Архитектура

Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Наиболее зримым следствием принятия христианства стало по­явление в русской культуре каменного строительства. Особенно бурно каменное строительство развивается в Киеве, который быстро растет и начина­ет соперничать с Константинополем. Вместе с Киевом быстро растут и другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль.

Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже­ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и на Руси. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных го­родских зданий. В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными (церковь Покрова на Нерли под Владимиром -1), а в южных городах, где домашние постройки промазывали глиной и бе­лили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске). Таким образом, цер­ковные постройки на перекрестках и площадях становились более заметными.

Первым памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Пресвятой Богородицы (2,3), заложенная византийскими мастерами (строилась 7 лет). Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и поэтому ее еще стали называть Десятинной. Византийские мастера принесли с собой конструкцию крестово-купольного храма, но первые русские храмы имели свои особенности, которые отличали их от византийских: они имели вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашенных) - притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же имелась крестильная купель. Удлиненный притвор делал храм вытянутым. С трех сторон его окружали галереи – гульбища - дань прежней языческой традиции. Во время нашествия Батыя в 1240 г. церковь Пресвятой Богородицы была разрушена.

Каждая церковь внутри представляла собой помещение, предназначенное для торжественного действия: в восточной, слегка приподнятой, части находился алтарь, около которого происходило богослужение. Остальное пространство церкви заполняли молящиеся, встававшие лицом к алтарю. Князья и их свита находились на хорах (балкон у западной стены), воз­вышаясь над простым народом, что в примитивной форме от­ражало классовую структуру. Стены церквей щедро расписывались фресками на биб­лейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над свето­вым поясом окон обязательно помещалось огромное изобра­жение Христа-Пантократора «Всевластного» (4), как бы взира­ющего с неба на молящихся. Когда люди покидали храм, они видели на западной стене как напутствие изображение сцен будущего Страшного суда.

После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить его сын Ярослав Мудрый, который в 1037 г. заложил собор Святой Со­фии -Божественной Премудрости (5). В этом соборе самобытность древнерусской архитектуры проявилась со всей очевидностью. Софийский собор пред­ставлял собой ансамбль сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Он стал самым выдающимся памятни­ком древнерусского зодчества и единственным собором, у которого не было прообраза в Византии или какой-нибудь другой христиан­ской стране. Композиционно Софийский собор представлял собой также крестово-купольный храм, увеличенный в ширину двумя не­фами, а в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей - гульбищ - и увенчанный тринадцатью главами. Такое многокупольное завершение - явление чисто русское (Византия такой конструкции не знала), берущее свое начало еще в языческих капищах (круглые площадки для моления, окружённые рвом). По своему внешнему облику София имела ярко выраженную композицию ступенчатой пирамиды. Так, по новому, в Софии отражался образ мира, который принимал всё более иерархическую структуру. В настоящее время наружное оформление церкви выполнено в стилевых формах украинского барокко — изначальный вид стен и древнюю кладку можно видеть на апсидах, где специально сняты многовековые наслоения штукатурки (6).

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но изобразительного искусства. Изнутри храм был украшен мозаикой «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась до настоящего времени (7) В подкупольном пространстве было расположено изображение князя со свитой - живое воплощение власти наместника Бога на земле. Карнизы, парапеты и полог были украшены плитами малиново-фиолетового цвета, напоминавшего пурпур - цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой. Под самым куполом - образ Христа Вседержителя (Пантократора) (8), окружённого 4 архангелами, подобно торжественной охране величественного византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, какой сказать трудно, так как изначальных надписи не сохранились (9) . Когда взгляд верующего с изображений князя и Христа обращался вперед, то его ослепляли переливы драгоценной смальты с золотыми листьями, служившей фоном для пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми вверх руками (Оранта- 10) - символа земной церкви, заступницы. Расположенная в конхе центральной апсиды могучая фигура Богоматери Оранты, издревле именуемая «Нерушимой стеной», предстает как непобедимая сила христианской церкви. Ниже помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом (11), еще ниже располагается частично сохранившийся регистр с фигурами Отцов Церкви — самых авторитетных восточнохристианских мыслителей (12). Когда верующий оборачивался, он снова видел на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого - князь Владимир, князь Ярослав, а слева - княгиня Ольга, и княгиня Ирина, жена Ярослава. Таким образом совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной.

Софийский собор являлся местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый (саркофаг 13), его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.

Кроме Софийского собора в Киеве были построены Иринин­ский и Георгиевский храмы (14), а также Золотые ворота (15,16), со­оруженные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной церковью Благовещенья. К середине ХI в. русские зодчие по­строили в важнейших политических центрах Руси несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (17), Софийский собор в Полоцке (18) и Софийский собор в Новгороде (19).

Конструктивная схема церковного здания такова. Четыре массивных столба, расположенных по углам квадрата, соеди­нены попарно арками. На арках стоит барабан - цилиндри­ческая «шея» здания, завершающаяся полусферическим ку­полом. Вокруг этого центрального каркаса строятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тяжести барабана и купола. Наверху они завершаются сводами. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апсиды), в остальных стенах - порталы для входа.

Внешне здание выглядит как три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб - основа; на нем ци­линдр; сверху - половина шара. Но эту сухую схему архи­текторы разнообразили: волной закомар (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамленными окнами, а в ряде случаев - галереи-гульбища вокруг трех стен церкви на одну треть высоты здания. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри церкви вымащивали цвет­ной майоликой (разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури) или мозаикой, а иногда и медными плитами, производившими впечатление золотых.

Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. Зо­лотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи украша­лись майоликой и частично росписью. Там, где храмы строи­ли не из кирпича, а из белого камня, стены покрывали скульптурными изображениями и резным орнаментом.

На рубеже 12-13 веков общий стиль храмов меняется. Каждый город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырех­этажные деревянные постройки, и каменная храмовая архитектура старого типа начинает «тонуть» в общем городском ансамбле. Требовалось поднять ее над городом, найти новые формы. Появились здания с несколькими рядами ступенча­тых арок, возносивших купол на значительную высоту. Примерами могут служить две пятницкие (в честь святой Параскевы-Пятницы) церкви в Новгороде (20) и в Черниго­ве (21), а также храм архангела Михаила в Смоленске (22).

Непре­взойденной гармоничностью отличаются белокаменные по­стройки Владимиро-Суздальской земли, созданные по указа­нию сыновей Юрия Долгорукого - князей Андрея Боголюб­ского и Всеволода Большое Гнездо. После перенесения столицы из Киева во Владимир князь Андрей Боголюбский созывал к себе мастеров не только из Византии, но из других земель. С помощью иноземных архитекторов был сперва построен дворцовый ансамбль в Боголюбове (22а, 22б), башня дворца князя Андрея в Боголюбове (23) (где он был убит) и два замечательных собора конца 12 в. - Успен­ский (24) и Дмитровский (25) (оба во Владимире). А в 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца - один из шедевров древнерусской архитектуры - храм Покрова на Нерли (25а).

В 1185-1189 гг. во Владимире был возведен собор во славу Успения Богоматери (25б). В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Владимирской Богоматери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Это был одноглавый крестово-купольный храм с притвором. После пожара он был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым.

Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие рус­ской архитектуры. «Лебединой песней» белокаменного зод­чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (26-29), весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 г., но резьба по камню не была еще завершена: на следующий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю, разру­шив собор. В конце XV в. любитель книг, летописей и стари­ны архитектор и скульптор В.Ермолин собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось до наших дней.

studfiles.net

Искусство средневековой Руси

Разделы: МХК и ИЗО

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в русской культуре и искусстве после принятия христианства
  • Дать понятие о православной архитектуре, ее особенностях.
  • Познакомить с изобразительным искусством средневековой Руси.

Оборудование: Мультимедийный проектор, изображение храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Софии Полоцкой, Десятинной церкви; изображения древнерусских рукописных книг, фрагментов оформления заставок, изображения буквиц…, древнерусские иконы. Мультимедийная презентация по теме.

Организационный момент: сообщение темы урока, целей и задач урока.

Ход урока

Вся культура и искусство средневековой Руси, начиная с X века и до конца XVIIв. Неразрывно связана церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной, т.е. правильной

Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.

Начиная знакомство с искусством христианской Руси, мы с вами в первую очередь должны определить, какой вид искусства является самым долговечным. Одни считают, что это письменность. Другие, что изобразительное искусство, а вот ученые утверждают, что самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по архитектурным сооружениям можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки …

С принятием православия на Русь пришел и новый стиль строительства. Посмотрите не фотографии церквей назовите что в них общего ( у всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены их камня). Все верно – таким образом. Можно сделать вывод, новые постройки возводились по единому принципу – крестово-купольное каменное зодчество. В это время храмы строили мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, возведенная в Киеве, была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.

Десятинная церковь сыграла выдающуюся роль в культуре Руси. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярославом Мудрым самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья).

По преданию собор возвели на том самом месте, где стояла маленькая церковь построенная прабабкой Ярослава Мудрого – княгиней Ольгой.

Киевский собор относится к типу пятинефных крестово-купольных храмов, типичных для византийской архитектуры. Стены собора выложены их плоского кирпича – плинфы на розовом известковом растворе. Первоначально храм венчали 25 куполов, 13 из которых имели световые барабаны. Число глав ( купалов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл (Ребята, как вы считаете что символизировали 13 куполов венчающих храм ?) Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол находящийся в центре символизирует самого Христа.

Пространство под куполом представляло собой огромный крест, в центре которого большое мозаичное панно с изображением Христа Вседержителя на фоне темного неба. На стене центральной аспиды строгая и сосредоточенная фигура Божьей матери. Ее руки подняты вверх в непрерывном молении, вишневый цвет ее одеяния символизирует страдание.

Мозаичные украшения покрывают стены храма и как много веков назад они ярки и нарядны, т.к. состоят из кусочков смальты (цветного стекла и самоцветных камней).

Одиннадцатый век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

На этой фотографии вы видите храм Святой Софии новгородской, к сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке.

Таким образом, архитектура киевской Руси впитала в себя все лучшее, что было придумано в Византии. Россия стала талантливой ученицей и спустя всего несколько десятилетий во всех русских городах появились русские храмы.

Книги.

Первые книги, созданные на Руси, были рукописными и относятся к концу 9 века. Книги на Руси всегда считались большой ценностью. Их берегли, украшали бесценными росписями и миниатюрами, драгоценными металлами и самоцветными камнями. Вот так выглядели книги 9-15 веков. Стоимость таких книг, часто была сравнима с заработком ремесленника за несколько лет, а то и десятилетий. Обратите внимание на яркость рисунков в этих книгах. Эту же яркость древние краски сохранили и до наших дней, будто их изготовили вчера. Даже современным типографиям не всегда удается изготовить книги с такими яркими и долговечными рисунками.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство средневековой Руси представлено главным образом иконописью. Икона – это священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых, ангелов, событий священной истории. Согласно учению церкви, икона это зримое символическое изображение Бога.

По преданию первое изображение Христа появилось еще при его земной жизни и названо нерукотворным образом т.к. возникло при соприкосновении ткани (полотенца) с лицом Христа. В сказаниях говорится, что царь одной страны заболел проказой и послал своего слугу к Иисусу Христу с просьбой придти в город или разрешить написать с него портрет. В ответ на просьбу, Христос омыл свое лицо водой приложил к нему полотенце и лик чудесным образом отпечатался на нем. Получив нерукотворный портрет ,царь выздоровел. Главные изображения в христианском искусстве это образы Христа, Богоматери, святых…

Иконы писались и пишутся на специально подготовленных досках -- липовых или сосновых, темперными красками замешанными на яичном желтке, что позволяет краскам сохранять долгое время яркость и прочность. После высыхания краски иконы, покрываются специальным лаком – олифой, что защищает иконы от сырости. В древности этот лак играл с иконами злую шутку. После нескольких десятков лет они темнели, изображение на них пропадало. Такие иконы считались непригодными и их с молениями пускали по реке ликом вверх или выносили на перекресток и после молебна сжигали. Иногда иконы с потемневшим изображением записывали новым ликом, тем самым сохраняя предыдущее изображение.

Написание икон тоже не было простым делом. Вначале художники спрашивали разрешения у священников на написание иконы, выдерживали длительный пост, каялись в грехах, долго молились, прося помощи у Господа Бога и только потом, приступали к работе. Самыми знаменитыми иконописцами средневековой Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков, которые не только создавали иконы, но и расписывали храмы.

В 11 веке по всей Руси стали появляться иконописные школы. Их насчитывалось несколько десятков, самыми знаменитыми стали -- Новгородская, Псковская, Ярославская, Московская, Сибирская, Устюжская, Строгановская.

Заключительная часть урока:

Сегодня мы говорили о изменениях произошедших в искусстве и культуре средневековой Руси после принятия христианства. Я предлагаю проверить свои знания и решить кроссворд.

  1. Богочеловек (Христос)
  2. Вера (религия)
  3. Церковь, на содержание которой князь Владимир отдавал десятую часть своего дохода. (Десятинная)
  4. “Божья премудрость” (София)
  5. Материал для создания мозаики. (смальта)
  6. Панно, выполненное из цветного стекла и самоцветных камней. (мозаика)
  7. Самый долговечный вид искусства. (архитектура)
  8. Имя греческого художника жившего в России и работающего в иконописном жанре. (Феофан)
  9. Главный жанр изобразительного искусства средневековой Руси. (Иконопись)
  10. Что символизирует бордовый плащ Богородицы. (Страдание)
  11. Столица Руси в 10 веке. (Киев)
  12. Лак, которым покрывали иконы. (Олифа)

Древнерусские книги

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Искусство средневековой Руси

Искусство средневековой Руси.

ВСТУПЛЕНИЕ

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих земляхскифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседнихземель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековьяформировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступнойлюдям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторымсвятым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древностисовременники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь – град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сынеЯрославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

АРХИТЕКТУРА .

Искусство Киевской Руси Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта –монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси.С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма -типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом, Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется закомарой.Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» -стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича –плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши – все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного декоративного убранства и не требовалось.

www.wikidocs.ru

Средневековое искусство древней руси. - стр.2

Средневековое искусство Древней Руси.

Специфика средневековья Восточной Европы. Роль культурных традиций восточно-славянских племен в формировании древнерусской народности. Размытость национальных и социальных границ в раннем средневековье Древней Руси. Народная культура как основа культуры этого периода.

Проблема влияния Востока и Запада на древнерусскую культуру и искусство.

Византия и Русь. Вклад византийских художников, летописцев, архитекторов в художественную культуру Древней Руси. Д.С.Лихачев о «трансплантации» византийской культуры в самобытную картину Древней Руси. Образование феодального государства. Киевская Русь. Принятие христианства, его значение для древнерусской культуры. Причины утверждения православного типа христианства на Руси. Феномен двоеверия. Два основных пласта древнерусской культуры зрелого периода: земледельческая, ремесленническая и княжеская, церковная. Диалектика взаимоотношений двух уровней культуры при основополагающей роли народной культуры. Зодчество, иконопись, летописи, жития святых как выражение национального самосознания эпохи. Типологическое сходство проявлений в культуре языческого сознания Древней Руси и мифологического сознания античности. Причины и характер сходства.

Монголо-татарское нашествие и проблема выживания национальной культуры. Художественная культура этого периода и ее роль в сохранении национального самосознания. Виды и жанры искусства. Патриотический и гуманистический пафос искусства. Смеховая культура, скоморошество как воплощение дисгармонии мироощущения народа.

Отечественная культура позднего средневековья. Возможные варианты политического развития страны и причины победы абсолютизма.

Художественная культура XVI века как отражение ценростремительных тенденций. Идеологизирующий характер искусства. Распад средневековой картины мира. Ереси. Обострение классовых противоречий и их отражение в художественной культуре. Литература, живопись, зодчество. Двойственное влияние западно-европейской культуры на культуру и искусство Руси.

Специфика русского барокко. Проблема «русского ренессанса». Отечественная средневековая культура и средневековая культура Западной Европы. Проблема типологического сходства и национального своеобразия.

Тема VI. Искусство Возрождения.

Возрождение как историко-культурный феномен. Определение понятия. Односторонность трактовки эпохи Возрождения как феодальной или только капиталистической культуры. Переходный характер ренессансной культуры. Разложение феодальных общественных форм и становление новых производительных сил. Гуманистический тип освоения мира. Противопоставление средневековой идее авторитарности и идее божественной предопределенности человеческого бытия идеи свободного человека. Субъективизм и объективизм.

Бурное развитие естествознания. Теоретические формы идеологического самосознания эпохи. Образные общественно-политические утопии («Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Утопия» Т.Мора). Практически философское осмысление опытных данных естественных наук (Леонардо да Винчи, Коперник, Монтень, Джордано Бруно). Близость философских и художественных концепций Возрождения в представлениях о мире как природном универсуме, как конкретном проявлении извечной сущности вселенной. Универсализм в изображении внутреннего мира человека, отсутствие историзма и социального детерминизма в воспроизведении характеров. Синтез художественной правды и иллюзорных представлений об общественном характере жизни как заданном естественной природой человека. Заимствование образов и сюжетов из предшествовавшей образной культуры. Противопоставление греческой и римской поэзии, философии, права, архитектуры, скульптуры житиям, легендам, догматам, иконам христианского культа. Античность как орудие борьбы с феодализмом и средство образного претворения новой действительности.

Преемственная связь культуры Возрождения с народной «смеховой культурой» средневековья. Гротескный реализм Возрождения как одно из проявлений универсального реализма в целом.

Проблема народности ренессансной культуры. Соединение у художников Возрождения антифеодальной направленности с отсутствием буржуазной ограниченности. Новая концепция искусства. Культ художника. Меценатство.

Проблема ренессансного стилевого единства (при разнообразии конкретных стилей). Изменение структуры образов на основе нового подхода к связи человека и мира. Радостное упоение открытием мира, титанизм в страстях, добрых и злых, любви и алчности. Пафос идеала. Нескованность традиционной символикой, непринужденность образной системы, универсализирующая цельность композиции. Изображение человека в реальной линейной перспективе, во все более реальной обстановке. Светский, земной смысл религиозной христианской и мифологической образности. Эстетизм. Искусство гармонии. Пророческая озабоченность представителей культуры Ренессанса необузданностью индивидуализма, перерастающего в злодейство вседозволенности (Босх, Дюрер, Микеланджело, Марло, Шекспир) и одновременно ощущение цельности и стройности мироздания, придающее искусству Возрождения идейную значимость, величественный масштаб.

Ведущая роль светских сооружений (общественные здания, дворцы, храмы) в архитектуре. Арочные галереи, колоннады, своды, купола. Придание постройкам величественной ясности, гармоничности.

Живопись Возрождения.

Овладение художественным отражением всего богатства действительности – передачей света, объема, пространства, человеческой фигуры, реальной среды, пейзажа, интерьера. Теория «зеркала», пластичность и колоризм. Художники Донателло, Мазаччо, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Ян Ван Дейк, Босх, Брейгель, Дюрер, Хольбейн, Фуке, Гужон, Клуэ. Ведущая роль живописи в системе искусств Возрождения. Влияние живописи на все остальные искусства.

Литература. Неприходящая ценность «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф.Рабле, «Гамлета» и других драм В.Шекспира, «Дон Кихота» М.Сервантеса, органически соединивших интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия, вольное и широкое изображение характеров. Раблезианский пафос торжествующей естественной свободы. Пафос трагической судьбы при изначально положительной природе человека у Шекспира. Развенчание средневекового рыцарства и возрожденческого плутовства, горькая ирония по поводу практической несостоятельности ренессансных гуманистических идеалов у Сервантеса. Универсализм и «вечность» художественных стилей Шекспира, Сервантеса, Рабле. Творчество Петрарки, Боккаччо, Аристо, Тассо. Антиклерикальная сатира, в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах, воплотивших идеи Возрождения.

Развитие новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы. Опера – синтетический жанр, соединяющий сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценической и декоративное искусство, балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Рождение оперы. Античные драмы и сюжеты – в основе оперы. Трансформация сюжета мессы – смерти и воскресения. Стремление передать в музыке искания и страсти отдельного героя. Главная мелодия – мелодия консолидирующих звуков, чистых, красивых звукосочетаний, общелирического, психологического смысла. Гармония как фон, идеально построенный, но строго соответствующий основной мелодии.

Замена конрапункта и многоголосия средневекового хора централизованной гармонией. Строго конструктивный характер четко расчлененных частей и отдельных мелодий внутри части по принципу внешней пропорциональности во всех музыкальных жанрах.

Масштабность действия, стихия космического, контрасты патетического и буффонного – традиции мистерии в ренессансном театре, драме и комедии.

Слияние двух линий итальянского театра – литературной и фарсовой. Карнавальное действие. Комедия дель арте. Неотделимость испанского театра эпохи Возрождения от жизни, быта, истории, поэзии, народа. Следование законам чести как норма поведения всех сословий, народные обычаи и законы – круг тем испанского театра. Испанская драма (Тирсо де Молина, Кальдерон, Лопе де Вега). Английский театр эпохи Возрождения (Марло, Шекспир). Новые принципы драматического действия и типизации характеров.

Кризис ренессансного сознания, предопределенный переходным характером эпохи. Трагический гуманизм. Новый тип человека – интеллигента-профессионала, интеллигента-космополита – главный итог развития культуры Ренессанса.

Тема VII. Искусство Нового времени. Эпоха Просвещения.

Искусство Европы XVII века.

Социально-экономическая жизнь Западной Европы XVII века. Противоречия, вызванные неравномерным развитием европейских стран. Многообразие борющихся тенденций, классов, общественных движений во всех сферах жизни. Формирование нового взгляда на мир под влиянием исчезновения веры в целесообразность человеческой природы, осознание практической несостоятельности ренессансных гуманистических идеалов. Восприятие жизни как ничем не организованной стихии.

Влияние философского рационализма на культуру нового времени. Формирование нового типа сознания. Механистичность концепции разделения мира на две независимые друг от друга субстанции – материальную и духовную. Представление о духовной субстанции и ее разделение на волю, стихийную и свободную, и разум – высший критерий истины (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Б.Спиноза).

Идеология абсолютизма и ее влияние на все стороны западно-европейского абсолютизма XVII века.

Своеобразие художественной культуры XVII века. Многостилье как воплощение противоречивых тенденций жизни. Фиксирование жизни и ее собственной стихии, правдивое изображение конкретно-исторических картин, социальных нравов, человеческих характеров, но вне устойчивых связей с миром в целом – в эмпирическом реализме XVII века.

Искусство барокко – попытка овладеть стихией природы и человеческого бытия. Перевод реального мира в мир художественной иллюзии, религиозной тайны или сказочного чуда.

Классицизм XVII века как реакция на национальные движения, направленные на объединение страны в рамках абсолютной монархии. Эстетическая мысль классицистов (принцип механистического разделения целого и метафизического соединения частей в целое).

Представление об изначально существующих типах человеческого характера. Нормативное закрепление их по сословиям. Чувство и долг в эстетике классицистов. Теория жанров. Рококо и сентиментализм.

Эпоха Просвещения в Западной Европе.

Социально-экономическая жизнь Западной Европы XVIII века. Возникновение цивилизованной общественности, периодической печати, партий как результат борьбы за эмансипацию человека. Просвещение как форма общественного сознания XVIII века. Философские, идеологические, политические, религиозные, педагогические, эстетические и этические взгляды просветителей. Культ Разума, идеал Свободы, Равенства и Братства. Новое представление о личности. Либерализм, рационализм, сенсуализм. Оптимистические социальные концепции – важнейшие составные философии и идеологии Просвещения (Д.Локк, Ж..Ламетри, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, П.А.Гольбах). Задачи Просвещения. Просветительство.

Американская война за независимость и Великая французская революция как реализация идей Просвещения. Кризис Просвещения, вызванный социальной практикой конца XVIII века.

Структура художественной культуры XVIII века. Многостилье: барокко, классицизм, реализм, рококо, сентиментализм. Просветительская концепция искусства, его место и роль в жизни общества. Искусство как воспитатель человека и общества, проповедник идей добра, истины и красоты. Внимание к частной жизни человека, подробностям внутреннего мира «малых», обыкновенных людей. Интерес к новому герою – эмансипированному интеллектуалу, человеку просветительской культуры.

Драматизм как общая черта художественной культуры, как отражение социальных конфликтов, ломки старых устоев и утверждения новых. Художественное преодоление драматизма через синтез классицизма и реализма и опору на античные образцы и опыт культуры Возрождения. Идеализирующий характер реализма эпохи Просвещения. Типология античного, ренессансного и просветительского гуманизма. Связь художественного творчества с философскими концепциями своего времени (И,Кант, Д.Юм).

Стремление литературы активно вмешиваться в жизнь. Роман – ведущий жанр литературы Просвещения. «Робинзон Крузо» Д. Дефо – роман-притча о человеке. Гимн труду, человеческой мысли. Идея робинзонады. «Путешествие Гулливера» Д.Свифта – сптира на английскую действительность. Полемика с Дефо. Роль литературы французского Просвещения в идейной подготовке Великой Французской революции. Вольтер. Руссо. Движение «Бури и натиска» в Германии, вера в «естественного» человека, его разум. Ф.Шиллер. Интеллектуальное и сентиментальное направление в литературе просветительского универсализма. В.Гете.

Метод литературы эпохи Просвещения – относительно самостоятельная разновидность творческих принципов универсализма. Творческое воспроизведение исторически сложившихся характеров как изначально заданных естественной природой или чуждых ей – при конкретно-исторической детализации художественных образов.

Просветительский реализм в изобразительном искусстве. Воспитательные задачи творчества. Обращение к широкому зрителю. Сатирические и нравоучительные серии Хогарта. Хогарт и Свифт. Утверждение умственной и нравственной красоты человеческого труда. Гимн третьему сословию в творчестве Жана Шардена. Композиция жанровых картин и натюрмортов. Предвосхищение искусства будущего в искусстве портрета.

Портреты в искусстве просветительского реализма. А.Гудон.

Предреволюционное творчество Луи Давида. Поиски общественного идеала в античной истории. Композиция, рисунок и цвет в произведениях Давида.

Развитие музыкальных образов в творчестве В.А.Моцарта.

Основные идейно-художественные тенденции европейского театра.

Искусство России XVIII века.

Своеобразие характера и темпов развития России. Особенности государственного развития и национальных, культурных традиций.

Крепостное право – узел классовых противоречий в России, определяющий остроту идеологических столкновений, содержание и формы отечественной культуры. Религиозное и крестьянское движение как специфическая форма борьбы за свободу. Российский абсолютизм. Роль государственной власти в развитии отечественной культуры. Ее двойственный характер.

Проблема формирования отечественной культуры в условиях интенсивного взаимодействия с культурами других народов Российского государства. Проблема интеллигенции. Ее место и роль в отечественной культуре.

Своеобразие русского Просвещения. Категория совершенства как пружина и цель бытия. Особенности русского рационализма. Социальная дифференциация художественной культуры: официальная («высокая», профессиональная) культура, курируемая государством, и культура народных масс (фольклорный пласт). Значение идей народности и национальности для эстетики русского просвещения.

Художественно-стилистический синтез классицизма, барокко и сентиментализма как воплощение русской просветительской картины мира. Идеализирующий характер литературы, ренессансно-гуманистическое исследование личности.

Рождение светского изобразительного искусства. Идеи воспитания «новой породы людей, полезных обществу». Творчество И.Никитина, Ф.Рокотова. Идеал просвещенного абсолютизма в творчестве Д.Левицкого. Своебразие психологической характеристики образов. Сравнение с работами современного художника-авангардиста В.Щербакова («Участник двадцатого века» и др.).

Искусство XIX века.

Искусство первой половины XIX века. Романтизм.

Великая Французская революция и ее влияние на революционные движения народов Европы. Наполеоновские войны. Утверждение буржуазных отношений. Революционные и освободительные войны в Европе и Америке.

Дворянский период освободительного движения в России. Отечественная война 1812 года и ее значение для роста национального самосознания. Борьба против крепостничества. Восстание декабристов и его влияние на всю последующую культуру России. Развитие и углубление идейных задач русского Просвещения в романтизме России. Идейно-художественные связи русского и европейского романтизма. Торжество реакции в Европе и России в первой трети XIX века.

Романтизм – мировоззренческая система первой трети XIX века. Историческая обусловленность его возникновения. Сложность романтического мироощущения. Конфликт с действительностью. Эстетические концепции романтизма (Ф.Шеллинг, К.В.Зольгер, А.Шопенгауэр). Многообразие его течений. Полемика с идеологией просвещения. Утверждение самоценности человека, стремление понять сложный внутренний мир человека. Интерес к народному творчеству, культуре других народов. Историзм, психологизм. Идейно-художественные задачи романтизма. Национальная специфика и общие черты.

Проблема синтеза искусств. Возникновение новых форм и жанров искусства, обогащение и развитие изобразительно-выразительных средств. Сближение и обогащение национальных культур. Возникновение понятия «мировая культура».

Поэзия романтиков. Лирический герой в произведениях Д.Байрона и Г.Гейне. Тема народа в творчестве В.Гюго. Символика образов. Яркость языка. Сближение литературы и живописи в художественной образности Гофмана. Многообразие течений в русском романтизме. Синтетический характер романтизма в творчестве А.С.Пушкина.

Близость миросозерцания романтиков философской концепции личности И.Г.Фихте. Использование универсальной образности предшествующих культур: символика Шамиссо, библейские легенды у Байрона. Античные мифологические образы у Шелли. Подчиненность их раскрытию абсолютной самоценности романтического характера, сложности духовной жизни. Романтизм в изобразительном искусстве.

Глубокие философские обобщения и глубина анализа духовной сущности человека в творчестве Ф.Гойи. Тема революции в картинах Э.Делакруа.

Сочетание романтизма с реалистическими исканиями в русской живописи. Интерес к духовному миру человека, психологизм и национальное своеобразие портретов О.Кипренского. Реалистические черты в романтических произведениях В.Тропинина. Традиции классицизма и черты романтизма в творчестве К.Брюллова. Автопортреты русских художников-романтиков – история духовной жизни общества первой половины XIX века. Живописный язык романтиков. Напряженные контрасты светотени, звучание гаммы красок как средство характеристики героев.

Художественное воплощение творческих идей в музыке. Л. Ван Бетховен. Бетховен и мировая культура. Идеи романтизма в музыке Ф.Шуберта. Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов. Близость творчества Гофмана и Шумана. Романтическая проблема синтеза искусств и оперная реформа Р.Вагнера. Вагнер и Ф.Ницше.

Романтизм в творчестве М.Глинки. Театрально-эстетические концепции эпохи романтизма. Мелодрама и ее основные авторы. Бульварный роман в первой половине XIX века.

Искусство второй половины XIX века.

Утверждение капитализма в Западной Европе. Первые революционные выступления пролетариата. Буржуазно-демократические революции 1848-1849 годов в Европе и их последствия. Возникновение теорий коммунизма. Идеология позитивизма. Диалектика и ее значение.

Реакция в России. Рост крестьянских волнений. Революционно-демократические движения, их воздействие на общественное сознание эпохи. Полемика славянофилов и западников. Идеи утопического социализма в России. Революционно-демократическая эстетика и ее связь с борьбой за освобождение крестьянства. Экстремизм революционно-демократической мысли в России. Идея народности, гражданственности искусства как определяющая идея передового искусства.«Чистое» искусство, его представители в России, вклад в мировую культуру.

Художественная культура и ее место во второй половине XIX века. Структура художественной культуры. Концепции художественного творчества. Художник и общество. Проблема демократизации культуры и искусства. Критический реализм. Концепция человека и мира в критическом реализме. Структурно-устойчивое начало в методе критического реализма – личность – социум. Индивидуальное как характерное для определенной социальной среды, нации, эпохи. Многогранность связей индивида с обществом в критическом реализме XIX века.

Социально-критический тип реализма в творчестве Бальзака, Флобера, Золя, Теккерея, Гоголя, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Домье, Милле, Курбе, Федотова, Перова, Даргомыжского, Верди. Сосредоточенность внимания творца преимущественно на внешних, объективных условиях жизни людей, повседневном быте, социальных нравах. Заострение подавляющей силы социальных обстоятельств, изображение процесса обесчеловечивания человека.

Психологически утверждающий тип критического реализма в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Достоевского, Стендаля, Диккенса, Лондона, Т.Манна, Ролана, Родена, Менье, Крамского, Репина, Сурикова, Чехова, Левитана, Чайковского, Мусоргского, Бизе.

Выдвижение на первый план самоценных человеческих характеров, духовного богатства личности, ее человеческого достоинства, стремления личности раскрыть свои «чисто человеческие» возможности, установить свободные, неантагонистические контакты. Сохранение критического отношения к социальному подавлению личности. Трагизм судьбы героев.

Разновидности реалистического метода в изобразительном искусстве 70-80-х годов XIX века. Демократизм, принципы гуманизма, жизнеутверждение в творчестве импрессионистов. Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро, Э.Дега, О.Ренуар. Стремление средствами живописи раскрыть связь человека и окружающей его среды, взаимосвязь вещей и явлений в природе. Поэтика динамики, учение о диффузии света в опыте импрессионистов, новая техника письма. Отказ от социальных, идеологических тем и проблем. Импрессионизм в музыке (Дебюсси) и литературе (Мопассан).

Полемика с импрессионистами постимпрессионистов (Ван Гог, Сезанн, Гоген, Тулуз-Лотрек). Связь с «барбизонцами», усиление эмоциональной выразительности цвета, драматизм, философичность.

Символизм в культуре и искусстве. Появление модернизма, декаданса в культуре конца XIX века.

refdb.ru

Искусство средневековой Руси

ВСТУПЛЕНИЕ

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих земляхскифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседнихземель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

Важно отметить, что русское искусство периода средневековьяформировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступнойлюдям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторымсвятым стали приписывать роль старых богов.

Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древностисовременники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь – град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сынеЯрославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

АРХИТЕКТУРА .

Искусство Киевской Руси Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта –монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси.С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма -типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом, Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется закомарой.Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» -стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича –плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши – все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного декоративного убранства и не требовалось.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то, что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века. Несколько позже возникла лишь северная башня..

Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боковые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображениевеличавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небесной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из 12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов, сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов». Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).

Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер. Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное, энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из 40 сохранились толь-ко 15 ).

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, вы-полнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т. д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной гаммой ( темно -зеленых , темно -красных, синих тонов ). Прозрачные сверкающие мозаики на мерцающем золотом фоне производили впечатление необычайной пышности и богатства.

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и камен-ных кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –про-зрачных (глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии точно не установлено, но наиболее приемлема их дотировка 1044-1046 гг. Фрески пределов галерей выполнены во второй половине ХI века.

Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых нефов и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным мастерством, в ряде случаев поража-ют выразительностью и яркостью характеристик. Особенный инте- рес представляет апостол Павел (северный неф) –тип античного фило-софа и мыслителя, отличающийся исключительной психологической иэмоциональной трактовкой.

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Софии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого Ярослава на западной стене и его сыновей – насеверной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).

Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаветы, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и представляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмыпереданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индивидуальные черты.

Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу, Иоакиму и Анне, св. Георгию.

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом нахоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Росписи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей, конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов, цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предполагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт (охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорациикоторых ничего не сохранилось.

Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшениикиевской Софии мозаиками и фресками.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 10451050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместотонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков вкуполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но образы от этого не теряют своей суровости.

В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатурке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществомфигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти НовгородскойСофии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур пророков.Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от византийских образов и, опираясь на традиции местного народного творчества, приобретает новое содержание и своеобразие формы веражения.

Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за является киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты самобытности выражены не так ярко, но их можно отметить и в отдельных фресках второй половины ХI века в киевской Софии ( неизвестная святая, с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным выражением лица и прекрас-но переданным славянским типом ).Если блестящие памятники Киевского монументального искус-ства, выполненные по заказу великих князей. Выделялись грандиоз-ностью своих масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.

Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего развития художественной культуры русского народа и братских народов – украинского и белорусского.

Искусство периода феодальной раздробленности  Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы, разрушающие его территориальное и политическое единство. Распаддревнерусского государства явился результатом роста крупного землевладения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов, а также экономического развития городов, ставших новыми центрами отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к политической самостоятельности. Усиление местных связей, при относительной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. привело к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальныхкняжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления, сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного города страны. Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и искусства на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.

www.coolreferat.com

Средневековое искусство Древнерусское искусство Семинар по Древнерусскому

Средневековое искусство Древнерусское искусство

Семинар по Древнерусскому искусству Презентация по народным промыслам России: • • • • А. Вологодское кружево Б. Палехская миниатюра В. Жостов Г. Городецкая роспись Д. Хохлома В. Гжель Г. Павло-посадские платки Д. Мезенская роспись Е. Федоскинская миниатюра Ж. Оренбургский платок З. Дымковская игрушка И. Каслинское литье К. Филимоновская игрушка.

Средневековье на Западе (ЗРИ) Средневековье на Востоке (ВРИ) 1. Приход варваров, то есть культуру средневековья создают не местные, а пришлые народы. Варвары не причинили серьезных утрат землям востока, поэтому здесь средневековую культуру создавали местные жители – ромеи. 2. Разрушение, уничтожение античного искусства. Варвары не видели в античной культуре ценности. 2. Античное искусство не погибло в страшные годы варварских набегов, напротив, Византия стала хранительницей античной культуры в Средневековый период. 3. Культура стартует в период расцвета. 4. В искусстве господствуют свет, гармония, покой.

Характеристики Средневекового искусства 1. Средневековое искусство – культовое. 2. Искусство – анонимное. 3. Искусство, создаваемое по канонам. 4. Искусство, не изменяющееся веками. 5. Это плод коллективного труда мастеров. 6. Это Библия для неграмотных. Это искусство дидактическое, воспитывает, учит и делает это очень наглядно.

Слагаемые средневековой культуры: • 1. Искусство Античности • 2. Искусство Византии (Иконография: эйкон -образ, и графо-пишу, черчу) • 3. Народное искусство. Представление людей, базирующиеся на фольклоре.

Искусство древней Руси. Введение в курс "Мировая художественная культура" для ср. школ • https: //my. mail. ru/mail/vm_gluschenko/video /_myvideo/1439. html? from=videoplayer

Искусство Византии

• 330 г. Н. э. – римский император Константин основал г. Константинополь на месте Древнего города Византий. • 395 – разделение Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую) • 1453 г. – падение Византийской империи под натиском турков.

Типы средневековых храмов Европа: базилика Византия, Русь: крестовокупольный храм

Санта-Мария Маджоре в Риме (432440. Реконструкция)

Схема раннехристианс кой базилики Св. Петра.

Храм Святой Софии (532 -537) в Константинополе Высота Софийского собора — 55, 6 метров, диаметр купола 31 метр.

Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи парусов. Па рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.

• В византийской художественной культуре слиты 2 начала: - Пышная зрелищность - Утончённый спиритуализм • Для византийского искусства свойственны: - Каноничность (следование образцу) - Имперсонализм

Равенна, церковь Сан Витале (6 в. )

Икона Владимирской Божьей матери, 12 в

Влияние Византии • (301 – крещение Армении) • 337 – крещение Грузии • 865 – крещение Болгарии • 988 – крещение Руси

Искусство Древней Руси

Периодизация • 10 -11 вв. – Киевская Русь • 12 -13 вв. – Период феодальной раздробленности. Распадение государства на отдельные княжества влечёт за собой разделение на школы. • 1241 - 1480 – период монголо-татарского ига • Конец 15 в. – 16 в. – время формирования централизованного государства. • 17 век – Период Смуты, Гражданской войны.

Киев, Десятинная церковь

София Киевская

Собор Св. Софии, г. Новгород (11 в. )

12 век – сложение русского типа крестово-купольного храма

Владимиро-Суздальская школа

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Дмитриевский собор (1194 -1197)

Новгородская школа. Церковь спаса на Нередице (12 в. )

Георгиевский собор, Старая Ладога (12 в. )

Иконопись • Бренность бытия в сравнении с жизнью после смерти • В Средние века тело – сосуд греха, в античности – мерило прекрасного

Св. Георгий, 12 в.

Спас Нерукотворный

Богоматерь Знамение

Богоматерь Белозерская

1241 - 1480 – период монголотатарского ига

Искусство 1415 вв Церковь на Ильине улице, Новгород, 1374 г.

Феофан Грек (ок. 1340 - ок. 1410)

Христос-Пантократор

Феофан Грек Преображение

Феофан Грек Успение Богородицы

Конец 14 -начало 15 века – время создания высокого иконостаса

Двунадесятные праздники • • • Рождество Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы Рождество Христово Сретение Господне Крещение Господне Преображение Господне Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Воздвижение Креста Господня Вознесение Господне День Святой Троицы Успение Богородицы

начало XII века.

Русская икона XVI века

Русская икона XIV века

Андрей Рублёв (около 1360 — 1428)

Успенский собор, Владимир

Андрей Рублёв Троица

Конец 15 века - Формирование Соборной площади Московского кремля итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари по заказу Ивана III

Колокольня Ивана Великого

Архангельский собор

Благовещенский собор

Грановитая палата

Успенский собор (Кремль) Аристотель Фиораванти, 1470 -е

Дионисий (1440 -1502)

Дионисий

Дионисий

16 столетие

Церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.

Собор Василия Блаженного, 1555 -1561

17 столетие

Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Реконструкция

17 век Семен Спиридонов Холмогорец Богоматерь на троне,

Симон Ушаков Спас Нерукотворный. 1658

Симон Ушаков. Тайная вечеря. 1670 -е

Симон Ушаков Князь М. В. Скопин. Шуйский. Около 1630 г.

Церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690 -1693 гг

present5.com

Культура средневековой Руси

Важнейшим событием IX в является принятие русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности.

Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский. книги Священного Писания.

Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. ("Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе"). Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово.

Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в., Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).

В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке.

Живопись в Древней Руси была представлена Иконами, фресками и мозаикой. Была распространена резьба по дереву и камню.

Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.

Киевская Русь в домонгольское время достигла уровня передовых стран Европы. В эту эпоху был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.

XIV- XVI в. Русь начинает постепенно выходить из-под ордынского ига. Этот процесс в области культуры был возрождением для страны. Русский Ренессанс или Предвозрождением.

Литературного творчества второй половины XIV в. выделяются произведения Куликовского цикла (поэма «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). XIV в. стал временем расцвета русской народной баллады патриотического содержания. Русская агиографии под руководством митрополита Макария в 1600 г. создан 13-томный труд — «Великие Минеи-Четьи». Литература путешествий, возникшая в XII - XV в тему христианских паломнических хождений («Хождение за три моря» ). Главными темами и образами XVIв были: взятие Сибири, Казани, Новгорода, Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница. Переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского.

Архитектура. При Иване Калите в Москве развернулось каменное строительство, построены Успенский собор, церкви Спаса на Бору. По проектам итальянских мастеров были сооружены новые кирпичные стены Кремля, возводится Грановитая палата и Архангельский собор. XVI в. положил начало новым стилям в архитектуре — шатровому и столпообразному зодчеству (шатровая церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор),

Русское изобразительное искусство времени Феофана Грека, Андрея Рублева («Троица», «Спас») и Дионисия - эпохи русского Возрождения.

Новшеством XVI в. стало книгопечатание. В Москве в 1563 г. организована гос. типография, в которой напечатали первую книгу «Апостол». «Домострой» описывает нормативные отношения в семье, которые представляют моделью государственного устройства.

XVI в. - время расцвета прикладного искусства, особенно золотого и серебряного дела, лучшие образцы которого хранятся в Оружейной палате Московского Кремля (Шапка Мономаха и Казанская шапка Ивана Грозного).

Русская песня развивается на основе двух— песен лирической и исторической. В церковную музыку входит традиция многоголосия.

«Скоморох» - домашний «шут» или «дурак».

XVII в. Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности русской культуры.

Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви.

Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты». В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией.

В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака. Уменьшение роли летописей, Гезелем был составлен «Синопсис» (1674),.

В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.

Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — демократическая сатира.

В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой драмы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальником их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион». В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко - живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития.

К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»).

Живопись В XVII в. живописное искусство включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произведением искусства ( лучшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. считается роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет.

В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, - тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля; 3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.

Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве. В середине XVII в. тип небольшого приходского храма распространяется по всей стране. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев. В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание.

В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)).

В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архитектурный стиль — русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)).

XVII в. - время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов. Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты,

В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организатором был боярин Матвеев. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П, Титов, Н. Калашников. Н. Бавыкин. Получила развитие многоголосная бытовая песня -. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня -- казачья и крестьянская.



biofile.ru