Даждьбог — славянский солнечный Бог. Боги древних славян даждьбог
Даждьбог — славянский солнечный Бог
Даждьбог (или, как еще славят уважительно – Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович) — понимается славянским народом как солнечный Бог Света Отражённого. Отражается в Мiре Яви Белый Свет от его златых доспехов!
Даждьбог — великий Бог славян! История через «Повесть временных лет» донесла до наших дней, что кумир Даждьбога вкупе с кумирами Батюшки Перуна, Хорса – Бога-Солнце, Стрибога – Бога Ветра, а также Матушки Макошь – все вместе стояли на холме, когда еще правил Русью князь Владимир. Их огромные чуры были сделаны из крепких пород деревьев и могли стоять столетиями под открытым небом. В перечислении славянских божеств того времени Бога Даждьбога упоминают третьим после Перуна и Хорса. Мы вправе считать Даждьбога одним из главных Богов славян.
Бог Даждьбог в пантеоне славянских Богов
Отец Дажбога в мифологии славян – Перун Сварожич, сын Сварога. Отсюда и славят светлого Бога Даждьбога Тархом Перуновичем. Матушкой его стала русалка Рось – дочь Аси и Дона. В мифологии славян Бог Даждьбог родился не один у Перуна и Роси, еще сестра есть у него – Тара, которая почитается у славян Богиней Путеводной Звезды. Таковы божественные дети Перуна и Роси – Тарх и Тара!
Видят славяне Даждьбога древним Благим славянским Богом. Считали, что Он дал начало всем родам славянским. Всегда Его воспринимали Богом Дневного Света, подателем животворной силы, а также Защитником и Спасителем! Его живительное тепло и свет помогают приходить в мир богатому урожаю, Земле Матери быть плодородной, а людям в домах и семьях получать достаток и прибыток во всем.
Узнайте большео Боге Даждьбоге:
Книга «Трагедия Бога Велеса». О том, как родились два сына Бога Даждьбога — Коляда и Авсень, и что из этого вышло.
Народ ведал о том, что в имени Даждьбога слышится древнейшее «гаст» или «Гош», что значит сейчас – «гость». А самого Бога в стародавнюю пору понимали как: «Гость, дарящий Свет Солнца» или «Посланник богов, что принёс людям в дар силу Солнца, его свет и тепло». Кроме этого, в имени Даждьбога слышится «дающий Бог». Поэтому славяне и поныне к нему обращаются как к Щедрому Богу.
Является славянам Бог Даждьбог в белом сиянии с золотой короной-Солнцем на голове.
Он даровал Миру и славянам Коны Мироздания, что действуют и поныне в независимости от того, верит кто-то в них, или нет. Вот, самый основной Кон Любви, например – коли не будет любви, то все дела развалятся, ничего не заладится, не построится, все разрушится. Или Кон Крайностей: «Крайности всегда смыкаются». Это означает, что коли ты впадаешь в крайности, будь готов превратиться в нечто противоположное тому, чем ты являешься. В жизни это обычно выглядит так – самый праведный человек, непременно оступится, как бы печально это ни звучало.
Силы Даждьбога помогают славянам жить по Кону, направлять свои стези к Правде, равновесию, смене одного периода жизни другим. Потому и все летние праздники у славян начинаются именно днем, посвященным Даждьбогу.
Посмотрите здесь «Родословную славянских Богов».
Легенды и мифы о славянском Боге Даждьбоге
Предания нам говорят о том, что первой супругой Тарха Перуновича стала Майя-Златогорка. Однажды Даждьбог – Бог славян увидел Майю-Златогорку – великаншу, сестру Могучего Святогора, спящей. Полюбилась она ему сразу своей невинной красою, решил жениться он на этой девице. Ясный лик и красота молодого Бога тоже пленили сердце Майи.
После свадьбы засобирались молодые к горе Латырь, что тогда великою считалась. По пути увидела Златогорка стоящий в поле гроб, но не поняла, что тот заколдован. Забралась она в смертную кровать, улеглась, а выбраться назад не может. Как ни пытался свою молодую жену Бог Даждьбог вызволить – никак не выходило. Так Златогорка в Навь и ушла.
После этого Морена привлекла своей хладною красою Даждьбога, вышла замуж за него. Сына ему, Богумира, родила, а после отреклась от своего мужа. Сбежала Морена от Даждьбога, пустился ее догонять супруг да наткнулся на противление Чернобога – Правителя Нави. Превратил Чернобог его в камень. Но отец, Перун Сварожич, освободил своего сына.
А Чернобог тем временем на Морене женился. Сколько ни требовал назад свою супругу Даждьбог, да только ничего не получалось, даже хуже вышло. Чернобог еще пуще прежнего рассердился, да и приковал Тарха Перуновича к Латырь-камню. И в этот раз спасение Бог Светоносный обрел через Богиню Ясноокую – Живу. Стала она ему третьей женой, самой любимой.
Скоро ли сказка сказывается или дело делается, а назначил Род Вседержитель еще с начала Времён, чтобы два особенных брата-близнеца, сыновья Даждьбога на свет народились. Да только по Судьбе надобно было, чтобы они пришли в Мир от первой жены – Майи-Златогорки. Как же быть, когда Бог Отраженного Света уже женат на Живе?
Задумали тогда Боги-Творцы, Род и Макошь, сдвинуть события и время. Вий, мудрейший Бог древней магии, также помог – подарил Богу Даждьбогу особое кольцо. Непростое кольцо силы тёмного заклятья разрушало, которое на Златогорку пало да в Навь увело. Только предупредил Вий, что коли потеряет Даждьбог кольцо, то душа Майи навечно в мир Навный уйдет, да там навсегда и останется.
Освободил супруг свою первую жену. Родила она ему двух сильных сыновей, Богов Коляду и Авсеня. Но снова обрушились козни навьих сил на их семью – случайно обронил Даждьбог кольцо. Ушла Златогорка в Навь навсегда! Горестно было Даждьбогу, да так, что душа его заболела.
Сыновья и внуки Даждьбога
Только благодаря Богине Живе, что напоила его живою водой, возродился вновь к жизни Бог Дажбог, да стал сильнее пуще прежнего. От Богини Живы в Мир пришли – Кисек и Арий.
От первого сына родословную ведут такие народности – западные немцы и гессенцы. У Ария появились три сына: Кий, Хорив, Щек. Именно от них троих, по поверьям славян, происходят такие народности: чехи, сербы, киевские поляне. Еще Арий имел потомков – Леха и Крака, от которых произошли затем некоторые польские и мазовецкие племена.
У старшего сына Коляды в Мир пришел Радогост – внук Даждьбога. Это многим известный отец таких народов Родимичей, как вятичи, ободриты, руяне, ратари.
У Богумира – сына Морены, родились дочери – Полева, Древа и Скрева. Это внучки Даждьбога, которые положили начало народностям: кривичи, древляне. А также народились правнуки – Рус, Скиф, Кимра, Хазар, Словен, Сева. Именно от этих последних уже пошли народности русов, словенов, хазаров, скифов, северян, а также киммерийцев.
Вот посему и поныне всех славян кличут потомками Бога Дажьбога, Тарха Перуновича! Считаем мы Бога Дажьбога одним из главных Богов славян.
А что еще было в жизни Светоносного Бога, какие блага Миру принес Даждьбог – Бог славян, то уже непременно прочесть надобно в особых книгах, что есть у Северной Сказки.
Оберег – символ Бога Даждьбога
Любят славяне символ Тарха Перуновича, Бога Даждьбога! Имя свастичному знаку дали – «Прямой крест». Потому и повышенная сила исходит от него, несет в мир равновесие Тьмы и Света.
Носить оберег Даждьбога – это не только большая честь, но еще и мощная защита. Молодежь просветление обретает на житейском пути, да разума набирается. Люди старшего возраста находят в обереге равновесие, которое так необходимо при нарушении жизни.
Такой знак притягивает к себе спокойную мудрость, очищает мысли. Также оберегает от злых намерений чужих людей и неуверенности, которая может образоваться внутри человека.
Подробнее об обереге Прямой крест смотрите здесь.
Какие бывают обереги,дающие защиту Даждьбога?
Узнать
Проявление Бога Даждьбога для славян
Древние славяне считали, что Боги проявляются в Мире Яви как природные события. Поэтому яркий дневной свет объясняли отблеском доспехов Бога Даждьбога, что сделаны из чистейшего злата. Бога Отраженного Света всегда почитали как Того, кто ничего не требует, но всегда дает. Бог Даждьбог – дающий, а не требующий!
Атрибуты Бога Даждьбога
Стихия — огонь
Животное – белый волк, собаки и кони, коровы.
Птица – гусь, сокол, лебеди.
Геральдика, предметы – посох, щит, копьё, палица, иногда использует меч обоюдоострый.
Треба (подношение) – птичьи перья, яблоки, мёд, орехи, напиток на меду (Сурица или Сурья, например). Приносились в дар Богу и в благодарение перья таких птиц, как: лебеди, утки, гуси.
Место возведения капищ – открытые солнцу холмы.
Материал изготовления чуров, кумиров – в основном, дерево.
Особенности установки идола – лицом на восток.
Бог Даждьбог в северной традиции гадания
Реза Бога Даждьбога – включена в северный оракул «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – «Прямой крест».
Номер резы – 26.
Гадание. Вопрошание Бога. Появление в раскладе Резы Дажьбога напоминает Спрашивающему о том, что за тучами всегда скрывается Солнце и скоро настанет ясный погожий День. Также это знак того, что худая ситуация скоро поменяется на лучшую.
Сейчас важнее всего исполнять просто свой долг, без резких движений и поворотов. Браться пока за воплощение новых идей не стоит, лучше отложить их до новых времен. Трудиться, и поступать по совести.
В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Даждьбог встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.
Праздники, где чествуют Даждьбога
Наступление лета, 5-11 мая – это время для чествования Бога Даждьбога. В эти дни вспоминают славяне расставание Дажьбога и Морены. А в явном Мире это означает, что окончательно пришло время Живы, Богини раннего лета.
Бога Даждьбога просили о сохранности посевов и скотины — чтобы после пастбищ возвращалась домой целой и невредимой.
Временами случалось, Дажбога величали Спасом, который слывет до сих пор Защитником, Спасителем земель славянских! Вот почему часто в Яблочный Спас, 14 и 19 августа, чествуют Даждьбога по-особенному! В эту пору приносились Ему в благодарность свежий мёд и яблоки из сада.
Подробнее: статья «Народный календарь»,
раздел «Славянские праздники и обряды».
Статья: «День Даждьбога».
xn--80aejvmu5h.xn--80aswg
Даждьбог - символ, руна, внуки
Даждьбог (Дажьбог) – солярный бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Во многих письменных источниках христианизированной Руси сохранились упоминания о Даждьбоге, как о прародителе всего славянского рода («Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве»). Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян.
Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили, ища причину в происках Дасуней.
Даждьбог является богом второго поколения (по другой классификации – первого). Вместе с Семарглом и Стрыем он участвовал в Изначальной Войне, которая закончилась переделом мироздания. Даждьбог, чьим излюбленным оружием считалось копье (изредка – лук) был одним из величайших воинов Ирия и ни одна война не обходилась без его участия. Наши предки изображали Даждьбога в багряно-золотистых доспехах с копьем и щитом в руках. Это был могучий небесный богатырь, с которым, кстати говоря, даже могучий Перун не смог бы справиться при всем желании. Хотя в символическом аспекте это вполне закономерно, ведь Перун – это аллегория народного единства в борьбе с врагом, это символ ратной доблести, храбрости и победы. А Даждьбог – это солнце, светило, дающее великий свет Ра (так наши предки именовали фотоны), основу бытия (живущей стороны) мироздания. Потому волне очевидно, что Даждьбог является существом неизмеримо более высокого порядка.
Этимология имени Даждьбог сложна настолько, что среди языковедов до сих пор нет единого мнения на этот счет. Немецкий языковед и лексикограф Макс Фасмер полагает, что речь идет о древнерусском словосочетании «дажь» и «боgъ», что в переводе означает «дающий благосостояние». В контексте общей специфики функций этого бога подобная трактовка выглядит вполне логичной. Русско-финский филолог Вильо Мансикка идет в своих размышлениях дальше и, по его мнению, Даждьбог – это сращение слов deus и dator, что в совокупности означает примерное следующее: «высшее существо, одаряющее людей земными благами». Безусловно, есть и менее витиеватые версии. Например, польский славист Лешек Мошинский считает, что Даждьбог происходит от восклицания «Дай, бог!», славянского приветствия, ошибочно принятого европейскими миссионерами за имя бога. Не смотря на очевидную несостоятельность данной теории, она также имеет место быть.
Так или иначе, но Даждьбог являлся одним из ключевых богов славянского пантеона. Кумир Даждьбога стоял во многих триглавах древнерусских городов, и наши предки неустанно славили его как верховное воплощение солнца и собственного первопредка.
У Даждьбога есть своя руна, носящая его имя. Сакральный аспект руны Даждьбог – благополучие во всех его проявлениях, от материальных благ до радости искренней любви. Кроме того, эта руна означает благословение светлых богов и удачное завершение любого начинания.
Но наиболее распространенным символом Даждьбога является солярный квадрат, чем-то напоминающий Сварогов квадрат и звезду Лады . Время Дажьбога – лето. Его камень – рубин. Его призвание – защищать миры богов и людей от сил Тьмы.
Купить обереги можно тут:
Цена:27700 руб.
Метал: золото
Вес: до 12 гр.
Цена:3000 руб.
Метал: серебро
Вес: 8-10 гр.
Цена:6500 руб.
Метал: серебро с золотом
Вес: до 10 гр.
Цена:2400 руб.
Метал: золото
Вес: до 2,8 гр.
Смотрите так же:
radogost.ru
Даждьбог Славянская мифология История Руси
Среди даров Сварога людям
были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель
тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!».
Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два
небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли.
Идол его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог
покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания.
Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.
Дажьбог - Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и
солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту "Слова
о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) - "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и
растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась".
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном как бог солнечного света.
В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому,
и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць,
а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть.
А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ,
и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня
времена". Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в
идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт.
Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший
культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно
уничтожался и отстраивался вновь - в 953 году разорялся Оттоном I,
в 1068 году - саксонским епископом Бурхардтом II и был
окончательно сожжен германцами в 1147-1150 годы во время крестового похода против
язычников баварского герцога Генриха Льва.
Бронзовые изображения богов лютичей и
ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в
конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях
вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы
здесь как Радигош. Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо
Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от
Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от
Севска и к западу от Крома.
Священным животным Даждьбога - Радегаста считался
лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича изображали либо с
львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
Отметим, что корень "рад" обозначал у славян солнечный свет, отсюда и "радуга" -
солнечная дуга. Того же "солнечного" корня и слово "радость, радасть" - то
есть данное лучами (ср. лат. radiо) солнца.
Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад - солнечный, "да", до"
по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а "гаст",
"гош" семантически близко со словом "гость". Иными словами эти имена, возможно,
обозначают: "гость дарующий солнце и солнечный свет", или посланник богов,
принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и
западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога - Сварожича.
Френцель говорит о нем, как о "De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo
Deo" - Радегаст в сербо-лужицком пантеоне фигура не менее значимая, чем даже сам
Свентовит. Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри
(вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Одним
из атрибутов является меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый стяг:
"в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто
впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью
дьявольские знамена?" Птица Радегаста - петух, возвещающий своим криком приход
солнца. На кумире венедскими рунами писали имя бога, возможно, была и солярная символика.
Головой кумира ставят на восход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить
за его ходом. Даждьбога именовали Спасом, то есть Спасителем, но не в смысле
спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому
яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования
Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
godsbay.ru
Забытые боги славян: Даждьбог | Тайны мира и человека
1 937
Даждьбог — Сварожич. у языческих славян — бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки — утром и вечером — он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.У Даждьбога была величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Глаза у всех троих были одинаковые, синие-синие, как чистое небо в солнечный полдень, как промоина в черных грозовых тучах, как синяя, нестерпимая сердцевина костра.
Сын Неба возит чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы .
Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки) «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшетъ усобицами, погибашетъ жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомъ скратишасъ».«Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въеплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».Согласно «Слову Иоанна Злотоуста… како первое погани веровали в идолы и требы им клали…», бог солнца и живительной силы.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: «и приступиша къ идоломъ и начата жрети молнш и грому, и солнцю и луне, а друзш Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицаютъ тридевять сестриницъ, а инш въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режутъ… и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзш къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть… жертву приносяще, а друзш огневи и каметю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова — не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ «.
День Даждьбога — воскресенье, его металл- золото, его камень — яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь — 953 г. разорялся Отгоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Священным животным Даждьбога — считался лев(как и у персидского бога Солнца — Митры), Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри (вепрь — это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый стяг:«в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те. Кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?Головой кумира ставят на всход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить за его ходом.Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской — защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) — это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
Одно из имен — Дажьбог — очевидно, славянское, состоящее из двух корней. Ученые-лингвисты определили, что слово «бог» в древности обозначало не только божество, но также и богатство, долю: на это указывает, например, противопоставление слов «богатый» и «убогий» с их первоначальными значениями «наделенный долей» и «лишенный доли», хотя в современном языке эти слова приобрели уже несколько иные смысловые оттенки. Поэтому, исходя из смысла корней, составляющих имя Дажьбога, его можно рассматривать как божество, «дающее богатство, долю». Для славянских народов, занимавшихся земледелием, благополучие и достаток зависели от урожая, а урожай, в свою очередь, зависел от живительной силы света и тепла солнца. Поэтому, вероятнее всего, восточные славяне Дажьбогом называли бога солнца.
Действительно, в Ипатьевской летописи под 1114 годом помещена вставка из перевода «XPOHИК» Иоанна Малалы, где говорится о языческих богах и в числе других названы Феост (Гефест) и его сын Солнце (Гелиос). Славянский переводчик «Xpo-ники» Малалы отождествляет древнегреческого Феоста со Сва-рогом, а Солнце — с Дажьбогом:«По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богь»Отсюда следует, что Дажьбог воспринимался как сын Сварога, бога огня и был связан с солнцем.
Соответственно имени и функции восточнославянский Дажь-бог сопоставим с южнославянским божеством солнца Дабогом (или Дайбогом).
источник
Это интересно
taynikrus.ru
17. Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич. Языческие боги славян
Это разные вариации имен одного и того же. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки) «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась».
«Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».
Согласно «Слову Иоанна Злотоуста… како первое погани веровали в идолы и требы им клали…», бог солнца и живительной силы.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: «и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть… и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть… жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова — не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ».
Даждьбог. Он же, видимо, и Радегаст, Радогост — у западных славян, согласно германским хроникам ; Радигощ и Радогощ — у вятичей. Сын Сварога, внук Кръта, бог солнца и явьего Света (также соотносимый с Митрой), его день — воскресенье, его металл — золото, его камень — яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь — 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. Hа землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как Радигош. Радогощ — на его роль претендуют два городища — это либо Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога — Радегаста считался лев(как и у персидского бога Солнца — Митры), Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. Отметим, что корень «рад» обозначал у славян солнечный свет, отсюда и «радуга» — солнечная дуга. Того же «солнечного» корня и слово «радость, радасть» — т.е данное лучами (ср. лат. radiо) солнца.
Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад — солнечный, «да», «до» по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а «гаст», «гош» семантически близко со словом «гость». Иными словами эти имена, возможно, обозначают: «гость дарующий солнце и солнечный свет», или посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога — Сварожича. Френцель говорит о нем, как о «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo» — Радегаст в сербо-лужицком пантеоне фогура не менее значимая, чем даже сам Свентовит.
Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри (вепрь — это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый стяг: «в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те. Кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?»
Птица Радегаста — петух, возвещающий своим криком приход солнца. Hа кумире венедскими рунами писали имя бога, возможно, была и солярная символика. Головой кумира ставят на всход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить за его ходом.
Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израиелевых, а в смысле воинской — защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) — это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Даждьбог — Держава Русь
ДАЖДЬБОГ — Бог Тарх Перунович, Бог-Хранитель древней Великой Мудрости. Был назван Даждьбогом (дающим Богом) за то, что дал людям Великой Расы и потомкам Рода Небесного Девять Саньтий (Книг). Эти Саньтии, записанные древними Рунами, содержат Священные Древние Веды, Заповеди Тарха Перуновича и его наставления.
Существуют различные Куммиры и Образы, изображающие Бога Тарха. На многих Образах он держит в своей руке гайтан со Свастикой.
Тарха очень часто называют многомудрым сыном Бога Перуна, внуком Бога Сварога, правнуком Бога Вышеня, что соответствует истине *.
Даждьбог — податель всяческих благ, счастья и благополучия. Тарха Даждьбога прославляли в священных и народных песнопениях и гимнах не только за счастливую и достойную жизнь Родов Расы Великой, а также за избавление от сил Темного Мира. Тарх не позволил победить темным силам из Пекельного Мира, которых собрали Кощеи на ближайшей Луне — Леле, чтобы захватить Мидгард-Землю. Тарх Даждьбог уничтожил Луну вместе со всеми темными силами, которые на ней находились. Об этом сообщают «Саньтии Веды Перуна. Круг Первый»: «Вы, на Мидгарде живете спокойно, с давних времен, когда мир утвердился… Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились… Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею… Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи… Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом… Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась» (Саньтия. 9, шлоки. 11-12). В память об этом событии появился своеобразный Обряд с глубоким смыслом **, совершаемый всеми Православными людьми, а не только Староверами-Инглингами в каждое Лето, на великий весенний Славяно-Арийский праздник — Пасхетъ.
Даждьбог Тарх Перунович является Богом-Покровителем Чертога Расы во Сварожьем Круге.
Очень часто в разных древних Ведических текстах Тарха Перуновича просит помочь людям из Родов Великой Расы его прекрасная сестра, златовласая Богиня Тара. Вместе они совершали благие деяния, помогали людям обживать безкрайние просторы на Мидгард-Земле. Бог Тарх указывал, на каком месте лучше всего разместить поселение и построить Капище или Святилище, а его сестра, Богиня Тара, подсказывала людям из Великой Расы, какие деревья необходимо использовать для строительства. Кроме того, она обучала людей, чтобы они на месте срубленных деревьев садили новые лесопосадки, дабы для их потомков выросли новые деревья, необходимые для строительства. Впоследствии многие Роды стали называть себя внуками Тарха и Тары, а территории, на которых эти Роды поселились, назвали Великой Тартарией, т.е. землей Тарха и Тары.
Гимн-Правьславление: Даждьбог Тарх Перунович! Славен и Триславен Буди! Благодарим Тя, подателя всяческих Благ, счастья и Благополучия. И велику Славу возглашаем Тебе за помощь в Благих деяниях наша, и за помощь в деяниях ратных наша, да супротив темных ворогов и всякаго зла неправедного. Да прибуде Велика Сила Твоя со всеми Родами наша, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!
* Соответствует истине — хотя существует и ошибочное мнение: Тарха Даждьбога в многих древних источниках очень часто называют Сварожичем, т.е. Небесным Богом, а многие исследователи древности трактуют это так, что Даждьбог является сыном Бога Сварога.** Обряд с глубоким смыслом – сей обряд всем хорошо знаком. На Пасхетъ (Пасху) крашеные яйца ударяют друг о друга, проверяя, чье яйцо крепче. Разбитое яйцо называли – Яйцом Кощеев, т.е. разрушенной Луной (Лелей), а целое яйцо называли – Силой Тарха Даждьбога.
derzhavarus.ru
Славянский бог Даждьбог - Дом Солнца
Даждьбог (др.-русск. Дажьбогъ, Дажбогъ, Даждьбогъ, Дажбог, Дабог) - один из главных богов славянской (восточнославянской) мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей. Известен также как: Щедрый бог и Вышень. Его основной цвет - золотой.
Первое упоминание о Дажьбоге содержится в "Повести временных лет" (ПВЛ), по сообщению которой, в 980 году князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", из которого следует, что местом культа был холм (в Киеве), а на холме находился кумир Дажьбога, и здесь ему, как и другим богам, приносились жертвы (требы). Дажьбог являлся третьим по значимости после Перуна божеством в пантеоне князя Владимира. Дажьбог был включён в пантеон вместе с другим солнечным богом - Хорсом, что о говорит о существовании различий в их функциях. Дажьбог и Хорс символизировали в пантеоне небо и стояли, вероятно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи Перуна, слева от входа. У русичей Дажьбог - бог солнечного света, а бог солнечного диска - Хорс. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом.
Наиболее содержательным является фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из "Хроники" Иоанна Мапалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 годом: "По умрьтвиш св Феостовъ (др.-греч. Гефест) егожь и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричать Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог". Отсюда следует связь Дажьбога с Солнцем и РОДственные отношения со Сварогом (сын - отец), несомненно связанным с огнём.
Б.А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как "Солнце-царя" восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень "коло" (Солнце) и иранский "ксай" (владыка, царь). Таким образом, Даждьбог, сочетал в себе две основные функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе - источником княжеской и царской власти.
Ещё одним независимым источником упоминающим об этом божестве является "Слово о полку Игореве", которое повествует о Дажьбоге как о Первопредке славян. Славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки (внуци):
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомъ скратишась".
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплексала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".
Согласно Баварскому Географу (Восточнофранкской таблице племён IX века) своей прародиной славяне считали дунайскую страну Зарянию: "Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род". В русских летописях XVII века упомянут прародитель славян по имени Зардан.
Согласно "Слову Иоанна Златоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы.
Эти контексты дают некоторое основание для понимания Дажьбога как родононачальника и покровителя древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоваться как наследие, богатство Дажьбога. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имен собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 века. В более поздних источниках за редким исключением имя Дажьбог выступает в сильно искажённом виде.
Упоминается также и в "Велесовой книге" (в переводе Н.В. Слатина), например, в дощечке 1 (с. 185) (II 1, с. 72/69): "К чему нам помнить древние доблестные время, идя куда - невесть. А так вот смотрим вспять и говорим, что вот, стыдимся мы Нави-Прави-Яви знать и всё вокруг ведать и понимать.
Вот, Даждьбог, сотворил нам то и это - всё, что существует. Свет звёзд сияет нам, и в бездне той Даждьбог подвесил Землю нашу, чтобы она удерживаема так была. Вот души Пращуров, и светят они нам звёздами из Ира...
Но греки напали на Русь и скверное творят от имени богов. А нам-то и неведомо, мужам, куда бежать и делать что.
Невидимо же Правь устроена Даждьбогом. А вслед за ней - как эта вот война - Явь движется, и та творит жизнь нашу. Когда та отойдёт - то смерть. Явь движима и творима Правью. Навь же - после неё. Навь - до неё, и после - Навь. А в Прави ж существует Явь.
Получили мы поучения о древнем - и душами ввергнемся в него. Вот, оно ведь наше, потому как, смотри - другое уж идёт. Вот, всё, что вокруг нас, силу творит Богам. Вот зрим в себе мы это, оно дано ведь нам как дар Богов, и на потребу Им. Ведь вот, напрасны те...
Вот души наших Пращуров из Ирия глядят на нас. И Жаля плачет там о воинах и говорит, что пренебрегаем мы Правью-Навью-Явью... Пренебрегаем ведь мы этим и истинным гнушаемся... Быть внуками Даждьбожими мы недостойны... Да молим мы Богов, чтоб чистыми у нас и души были, и тела, и чтобы получить нам жизнь со Праотцами во Богах, в Правду слившись во единую! Даждьбожи внуки будем так.
Зри, русский ум, насколь велик Ум Божеский! Един Он с нами, и ради того действуйте и с Богами обрящетесь вы воедино... Бренна ведь наша жизнь - и нам надлежит, как и коням нашим, работать, живя с телятами, овцами и нашим скотом в землях наших, от врагов спасаясь на ... север..."
В современном обиходе богом солнечного света и плодородия часто считают Ярило. Такая версия порождена А.Н. Островским в его сказке "Снегурочка" (1873 г.), а далее закреплена в сознании народа Н.А. Римским-Корсаковым в его одноимённой опере (1880-1881 гг.). Однако, Ярило - есть западнославянский Яровит, нехарактерный для восточнославянской мифологии в более ранних упоминаниях.
Память о Дажьбоге сохранилась в народе, передаваясь изустно от поколения к поколению.
О широких функциях этого божества свидетельствует украинская народная песня, где Дажьбог изображается покровителем свадьбы встречающим жениха-князя на рассвете (связь с восходом Солнца) "меж трёх дорог"; в другой песне относящейся к сезонному циклу Дажьбог высылает соловушку замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето (ср. сходные мотивы в связи с Вырием):
"Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав -
З правої ручейки - літо відмикати,
З лівої ручейки - зиму замикати..."
Эта песня исполняется на свадьбах, что говорит также о покровительстве Дажьбога молодожёнам, как бога плодородия.
Виктор Корольков
Дажьбог
Б.А. Рыбаков возводит культ солнца и плодородия, и культ Даждьбога у восточных славян к упомянутому Геродотом скифскому богу Гойтосиру (Аполлону), объясняя это имя от славянского корня "гоити" (живить) и иранского "сура" (бог). Земледельцы Скифии и Поднепровья были солнцепоклонниками, принося жертвы на круглых жертвенниках с концентрическими солнечными кругами, изображёнными на них.
Ср. мифологизированный образ земного царя в сербской сказке - Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марко. Эти факты дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Дажьбога. В качестве отдалённого источника Дажьбога определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, молитве и благопожеланиях (ср. рус. "Дай, Боже..."). Данные мифологии балтийских славян позволяют ещё с большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сварога Дажьбог может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается упоминается западноевропейскими хронистами.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. В поучениях против язычества (ППЯ) среди прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, уприремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режутъ... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть.. жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ".
Согласно Б.А. Рыбакову имя Дажьбога родственно имени скифского прародителя Таргитая, в котором он видит корень "дар". Некоторые исследователи сопоставляют имя Дажьбога с именем фракийского Дашубы.
Религиозные символы Даждьбога
Религиозными символами этого бога являются "Дажьбог зимний" и "Дажьбог летний". При этом праздниками Дажьбога являются дни солнцестояний и равноденствий.
Дажьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий" (однокоренное слово "дать"), в отличие от ошибочного толкования "даждь" в качестве природного явления (дождя). В народе и по сей день говорят: "Кто рано встаёт, тому бог подаёт". В этом смысле Даждьбог проявляет себя в качестве Героя, родственного древнегреческому Прометею, подарившему людям огонь.
Вполне возможно, что Даждьбог изображён на Збруческом идоле на задней грани идола в верхнем ярусе.
В старопольском языке Дажьбог в качестве имени дожил, чуть ли не до наших дней. Можно было бы найти и иные параллели, но вместо этого упомянём об интересном предположении Н.Гусевой, отметившей возможность связи первого корня в имени этого бога с иранским "даг" - сжигать и указавшей на индийское божество Дакша, воплощавшее творческую силу и энергию. Связь этого божества с огнём давала возможность поместить Дажьбога в окружение Сварога. Если Сварог не попал в пантеон князя Владимира (согласно "Повести временных лет), то быть может, именно его место и занял там Дажьбог.
Сие божество было так же благородное, податель всяких благ земных, богатств, счастья и благополучия. Жертвовали ему только усердными молитвами и испрошением у него милости; ибо благотворение (этому божеству) не требует ничего кроме прошения и признательности. Священными животными "подателя благ" были волки и лебеди.
Г.Херасков именует его во "Владимириаде" - "Дажбог плодовитый", ибо верили, что от него получают всякие блага как от неиссякаемого источника. Божницу он имел в Киеве. Он служил эмблемою благополучия, которое обоготворяли древние римляне.
Руна Дажьбога. Ключевые слова: Добро; Плодородие. Руна светлого Дажьбога, символизирует благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.
Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты под именем Дагды, - это рог изобилия или, в более древней форме, котёл неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представляет руна Даждьбога.
В гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. Также появление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого-либо начинания или процесса. Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим рунам Фе и Йер; кроме того, некоторые аспекты её значения соответствуют рунам Ингуз, Гебо и Дагаз.
В русском народном календаре Даждьбогу посвящено множество праздников, вот самые основные из них: 12-14 февраля - спасение Дажьбога и Велеса; 16 февраля - Велес и Дажьбог; 17 февраля - Отдание праздника Велеса и Даждьбога; 18 марта считался Днём Даждьбога; 6 мая также отмечается "День Даждьбога" ("Даждьбог Вешний" или "Овсень Большой"). Встреча весны.
Даждьбога также именовали Спасом, то есть спасителем Земли Русской и её защитником. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Дажьбога-Сварожича.
22 сентября отмечается "Овсень Малый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча Дажьбога и Марены.
9 декабря - Дажьбога вместе с Ярилой чтут и на "Юрия Зимнего" ("Юрия Холодного"). В исконно народной традиции это день Дажьбога и Марены.
По некоторым предположениям: Дажьбог - сын (ипостась) Бога Солнца (Ра). Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября.
Андрей Клименко
Сон о колеснице Дажьбога
Славяне верили, что Дажьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Дажьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.
У Дажьбога величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И ещё дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Сын Неба возит чудесный щит на лёгкой колеснице, запряжённой четвёркой белоснежных коней, стал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озёра, вольные реки, звонкие ручейки и весёлые родники-студенцы.
Символика Солнца и Дажьбога у славян связана с такими числовыми значениями, как 3, 6 и 12. Изображение Солнца - солнечное (огненное) колесо, "рогатые" круги, спирали и кресты, а также 3 круга на концах треугольника и 6 - на концах ромба. Вероятно по этой причине этот бог считается покровителем 12 знаков зодиака.
Даждьбог восседает в золотом дворце. Сидя на троне из золота и пурпура и являясь ипостасью Солнца он не боится холода, теней и несчастий. Дажьбог похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается.
В сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседающим на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы - Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звёзд. Тут и дядя его - лысый Месяц.
Следует отметить, что Дажьбог считался божеством белого Света, а не самим солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. В этом Качестве Дажьбог подобен иранскому Митре.
Наиболее вероятным изображением Даждьбога является мотив "восхождения" Солнца на конях, грифонах или птицах. Солнечная символика известна в виде "коньков" ("князьков") на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-святилищ тушемлинской культуры), заклинательной вышивки ("рогатые" ромбы белорусского флага, украшения головных уборов ("княжеских" диадем и свадебных кокошников).
После христианизации Руси Даждьбог был заменён святым Николаем Чудотворцем (он же Николай Угодник или просто Никола), который, согласно народным представлениям являлся "подносителем даров", милостивым к бедным и нуждающимся. По другой версии христианским аналогом Даждьбога стал сам Христос, "царь небесный" и "свет", имевший к тому же солнечное число апостолов - 12, и символ креста - древнейший славянский солярный (свастичный) символ.
Как полагает Б.А. Рыбаков образ Даждьбога тесно связан с образом Александра Македонского в сцене его небесного восхождения, или вознесения, широко распространённой на Руси. С именем Александра русские летописи XVII века связывали и начало истории племени словен (книжная легенда о "грамоте Александра").