История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Государственный и социальный строй Древней Спарты. Социальный строй древней спарты


8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.

Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших еще полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для нее строй так называемой «общины равных».

Основой экономической жизни этой общины было земледелие. При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки – клеры, переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить. Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.

Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикрепленными к их участкам илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определенного количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов было незавидным. Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые криптии – организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадежными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодежи.

Вторую группу неполноправного населения составляли периэки – лично свободные, но лишенные политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землей, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, видимо, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях еще до того, как последние были завоеваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремеслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремесла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства.

8.5. Государственное устройство.

Спартанское государственное устройство было очень архаич­ным по своему характеру. Формально во главе общины стояли два царя-военачальника. Характер спартанской диархии опреде­лялся тем, что одной царской династией была ахейская, дру­гой – дорийская. Функции спартанских царей были весьма огра­ничены. В основном это были военачальники, в мирное же время они осуществляли некоторые жреческие и, частично, судебные обязанности. Оба царя пожизненно входили в состав спартанско­го совета старейшин – геруссии, состоявшей из 30 членов (2 царя не моложе 30 лет – возраст совершеннолетия в Спарте) и 28 вы­борных старцев-геронтов (не моложе 60 лет). Геруссия готовила спартанские законы, являясь одновременно верховным судебным органом и высшим военным советом.

Народное собрание (апелла) являлось верховным государ­ственным органом спартанской гражданской общины. Оно состо­яло из полноправных воинов-спартиатов. Но спартанская апелла, в отличие от афинского народного собрания, не обладала правом законодательной инициативы и только утверждала или отклоня­ла решения, подготовленные геруссией. Интересно отметить ар­хаичный способ голосования в апелле: только по шуму и крикам специальная комиссия определяла, «за» или «против» проголо­совало собрание.

Еще один орган государственного устройства Спарты – эфорат. Коллегия пяти эфоров возникла как орган верховного кон­троля за деятельностью царей и геруссии и вскоре превратилась в дополнительный верховный орган власти спартанской олигар­хии. Избирались эфоры по одному от каждого из пяти спартан­ских поселений сроком на один год. Они обладали высшей кон­трольной властью, имели право привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей, наблюдали за вы­полнением законов Спарты и правил спартанского образа жизни. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой спартан­ского полиса, а также террористическими мероприятиями про­тив илотов.

studfiles.net

Государственный и социальный строй Древней Спарты. — КиберПедия

Государственный и социальный строй Древней Спарты.Спартанское государство возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества. Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев.Формирование социальной структуры спартанского общества происходило в процессе завоевания территорий. Так уже в процессе завоевания Лаконии определились основные особенности общественного строя и экономики Спарты и сформировались три основных сословия спартанского общества: 1.полноправные граждане2.илоты - в Древней Спарте представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов.3.периэки - жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины.

Государственный строй Древнего Рима в республиканский период.

Государственный строй Древнего Рима в республиканский период.В 509г. до н.э. Рим становится республикой, которая делится на раннюю и позднюю. Ранняя – 6-4вв. до н.э., поздняя – 3-1вв. до н.э. Общественная жизнь: борьба между патрициями и плебсом в уравнении в политических и экономических правах. Плебеи добились: 1) учреждение особой плебейской магистратуры – должности, которая называлась народный трибунал 2) свободного доступа к общественным землям 3) защиты от произвола патрицианских судей 4) разрешение браков между плебеями и патрициями 5) право занимать сначала некоторые, а затем и все госдолжности.Сенат – высший постоянно действующий главный орган, 300 сенаторов.Все народные собрания делились на: 1.куриатные 2.центурионные 3.трибутныеУ каждой из них были свои полномочия.Магистраты осуществляли исполнительно-распорядительные функции и функции по управлению. Государственные должности избирали на 1 год, все должности выборные, коллегиальные, подотчетные, срочные и безвозмездные. Установлена четкая система сдержек и противовесов, которые не позволяли преобладать ни одному из органов власти.

Право феодальной Франции.

Право феодальной Франции.В феодальной Франции как и в других странах того времени первым правом являлось обычное право.Обязательственное право. В период феодализма связи между отдельными феодальными владениями были слабыми. В связи с этим не получили необходимого развития торговые отношения и договоры. В начале договоры заключались устные. С развитием экономических отношений договоры стали заключаться письменные и утверждаться нотариусами. Особенно широкое развитие получили договоры купли-продажи земли, купли-продажи имущества, договоры дарения, договоры найма.Семейное право. Брак и семья во Франции в начале регулировался только каноническим (церковным) правом, однако уже в 16-17 веках брак начал рассматриваться не только как религиозные таинства, но и как акт гражданского состояния. Примерно до 16 столетия дети имели право вступать в брак без согласия родителей. В 15-17 вв. было отменено данное положение и было установлено, что дети, вступившие в брак без согласия родителей, не имели право наследования, т.е. такой брак не имел юридических последствий.Уголовное право. В 11-12 веках уголовное преступление уже перестает быть частным делом, а как нарушение королевского или феодального мира, феодального правопорядка. Короли Франции все чаще начинают вмешиваться в уголовные законодательства.С 13 века во Франции осужденные получили право обжаловать решение суда. По прежнему высшим судебным и аппиляционным органом оставался Парижский парламент.

cyberpedia.su

Лекция - Государственный и социальный строй Древней Спарты.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба — на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли «общиной равных». До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разреша-лась только железная.

Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого и выносливого воина.

Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на «товарищества палаток». Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями. Каждый из 15 человек должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства.

Таким образом, вся общественная организация спартиатов в рамках аристократического государства была обременена пережитками родоплеменного строя, была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и сплоченной группой против порабощенных илотов и

бесправных периэков.

Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов. Положение илотов несколько отличалось от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но всё же сохраняли некоторую самостоятельность. Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кроме работы на полях спартиатов они должны были уплачивать своим господам оброк.

Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехотугоплитов). Периэки занимались также ремеслами и торговлей, что было запрещено спартиатам.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии.Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролемгерусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежалоэфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения. внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

 

 

История государства и права зарубежных стран.

Вопрос 12. Возникновение государства в Древнем Риме. Государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформе Сервия Тулия.

 

Полный ответ можно найти в книге: Государство и право. Древнего мира и средних веков. Автор: Кучма В.В. (в той литературе что есть на ящике группы) страницы: 124-135. Здесь слишком сжатый ответ.

 

Традиционная хронология — с 753 года до н. э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Римской республики в 509 году до н. э.В 753г до нэ основан г Рим путём объединения 3х племён: латин, сабин, этрусков. Коренное население (патриции (patricii)) являлись полноправными гражданами, управляющие городом. Патриции – личносвободные граждане Рима, как правило крупные земельные собственники, имеющие полную правоспособность. 3 правовых статуса:

1) статус свободы. Население делилось на свободных и рабов. Свободные граждане: крупные, средние и мелкие земледельцы и ремесленники. Рабы: государственные и частные.

2) статус гражданства. Выделяли граждан и иностранцев (перегринов)

3) статус семьи имели главы семей и домовладыки. Полной правоспособностью обладали свободные римские граждане-домовладыки (имеющие все 3 статуса). Они имели право: принимать участие в народном собрании и занимать должности (публичное право), вступать в законный брак и участвовать в имущественных правоотношениях (частное право).

В ранний период присущи все признаки родоплеменного строя. Наименьшая ячейка – род. К патрициям относились 300родов, объединенных в 30 курий, в свою очередь объединенных в 3 трибы. Римом правил царь (Rex) вместе с народным собранием и советом старейшин (сенатом) из ста человек. Народное собрание, состоящего из мужчин-воинов, принимало или отвергало законы, избирало всех высших должностных лиц. Народное собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину. Сенаторы следили за соблюдением обычаев и были советниками царя. Власть царя не переходила по наследству. Он избирался народным собранием. Римские цари совмещали функции военноначальника, судьи и верховного жреца. Власть царя не переходила по наследству. Он избирался народным собранием. Римские цари совмещали функции военноначальника, судьи и верховного жреца. Повеления царя обязаны к исполнению всеми гражданами и действовали только в течение жизни царя. Сенат ведал важнейшими делами римского народа. Наиболее важные постановления сената должны были приниматься Царем. В случае смерти царя сенат избирал 10 человек из своих членов, каждый из которых по очереди правили по 5 дней до избрания нового Царя. Решение народного собрания о избрании царя должно было утверждаться в сенате.

Комиций — народное собрание в Древнем Риме. Куриатные комиции — собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). Решения комиций имели силу закона, действие которого не ограничено временем и может быть отменено только другим народным собранием.

Помимо патрициев были: клиенты и плебеи. Клиенты – обедневшие сородичи либо завоеванное население, либо пришлое население, которые получали земельный надел от патриция, получали родовое имя и должны были нести повинности вместе с родом (военный получал патронат (родовое покровительство)). Плебеи – пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев, то есть «потомков отцов». Личносвободные, несущие военную службу наравне с патрициями, но получавшие меньшую долю добычи и не имевшие правоспособности. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Некоторые из них были очень богатыми людьми. Но и бедные, и богатые плебеи перед патрициями были одинаково бесправны. Поэтому первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать так называемых плебейских трибунов, которые имели право накладывать вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

Противостояние в обществе привело к обострению борьбы между плебеями и патрициями. Итогом длительной борьбы плебеев стала реформа, которая приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Туллию.

 

Он ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы, которые не имели ничего общего со старыми родовыми трибами, но были лишь территориальными округами. К ним приписывалось всё население, как патрицианское, так и плебейское, владевшее в данном округе землёй.

Кроме того, всё мужское население Рима было разделено на 5 классов в зависимости от имеющегося имущества. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили не в один из классов и получили название пролетариев.

Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, т. е. римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество сотен (центурий) пехотинцев и всадников. Рим, разделённый внутри на патрициев и плебеев, не имевшей внутренней сплочённости, мог легко стать жертвой своих воинственных соседей. Реформа укрепила римское войско.

Реформа имела также большое политическое значение. Плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Центурия становится не только военной, но и политической единицей. Народные собрания с голосованием, проводимым по центуриям, вовлекли в политическую жизнь массу плебеев. Разделение римской общины на имущественные классы означало конец родового стоя и начало классового государства.

 

www.ronl.ru

Государственный и социальный строй древней Спарты — Государство и право древнего мира

Спарта, или Лакедемон, был одним из древнегреческих полисов, занимающих в VI-I вв. до н.э. южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в 9 в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его своеобразных традиций. Для Спартанского государства характерно классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытно-общинного строя и военную организацию. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем легендарного законодателя Ликурга. Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население - ахейцы - оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу образования классов. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.

Разбогатевшая знать-верхушка спартанцев и ахейцев - превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало почву для эксплуатации и закабаления общинников. Процесс образования классов и формирования государства в Спарте почти не отличался от процессов, происходивших в Афинах перед реформами Солона. Но в Спарте все осложнялось значительным аграрным перенаселением. Нехватка плодородных земель особенно стала ощущаться в VII в. до н.э. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате двух Мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тысяч государственных рабов-илотов, 32 тысяч периэков. Спартанцев (мужчин-воинов) было только 10 тысяч. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты; среди общины начались раздоры; аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы.

Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли пойти на крайние меры. Знать об этом догадывалась и, вероятно, предвидела опасность ее физического истребления, как это было в других полисах при ранних тираниях. Чрезвычайно сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований. По преданию, перепуганные правители Спарты несколько раз обращались за помощью и советом к Ликургу, состоявшему в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора.

Государственное устройство Спарты. Верховным органом власти в Спарте формально считалось Народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонаследии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов. Они либо принимались, либо отвергались целиком, причем голосование производилось очень примитивно: криками либо разделением участников собрания на группы. Апелла могла также решать вопросы войны и мира, союза с другими государствами, однако любые решения народного собрания находились под контролем совета старейшин - геруссии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала коллегия эфоров, которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от легендарного спартанского государственного деятеля Ликурга в процессе создания его ретры - договора о государственном устройстве Спарты. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять; они ежегодно избирались народным собранием из числа любых граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания; в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности зфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Впоследствии эти факторы составили основу для олигархического правления в Спарте.

Герусия, или Совет старейшин, была органом власти, унаследованным от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архагета. Первоначально герусия рассматривала вопросы, вносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

ifreestore.net

Государственный и общественный строй Древней Спарты. Образование Спартанского государства

10. Государственный и общественный строй Древней Спарты.

Образование Спартанского государства. Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. Образованию этого государства способствовали перемещение племен на Балканах и завоевание жителей плодородной долины реки Эврота пришельцами с севера. Побежденные племена были порабощены и превращены в государственных рабов — илотов. Жители менее плодородных горных земель также были поставлены в зависимость от спартанцев и обложены разного рода повинностями. Они получили наименование периэков.

В VIII веке Спарта расширяет свою территорию на запад, предпринимая завоевательную войну против Мессении, жители которой тоже были обращены в илотов.Установление общественных порядков я государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга, которому приписывается составление особого документа—ретры (ретра дословно означает «договор»).

Законодательство, приписываемое Ликургу, появляется в обстановке острой борьбы, развивавшейся в спартанском обществе, относительно которой имеются лишь глухие указания в источниках.

Спарта представляла собою полис (государство-город), образовавшийся в результате объединения нескольких сельских поселений. В силу своего военного могущества Спарта объединила вокруг себя ряд других городов Южной Греции (Пелопон-несса), образовавших Пелопоннесский союз. В состав этого союза наряду с отсталыми земледельческими полисами входили и такие экономически развитые города, как Коринф и Мегара, ведшие обширную торговлю на Средиземном море.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Общественное развитие Спарты приняло застойный характер. Длительно сохраняются значительные остатки первобытнообщинного строя как в общественном быту, так и в государственной организации. Долгое время продолжает существовать общинная собственность на землю. Городская жизнь и ремесло развивались слабо, земледелие составляло основное занятие -населения. Пережитки первобытной общности имуществ сказываются также в том, что считалось допустимым пользоваться чужими рабами, чужими охотничьими собаками и лошадьми, даже брать из чужих кладовых съестные припасы. 

Необходимость поддерживать господство над огромной массой порабощенного населения обусловливала военный строй жизни спартанского общества. По этой же причине полноправные спартанцы — спартиаты заботились о сохранении солидарности среди небольшой кучки полноправных граждан Спарты, стремясь предотвратить образование резкой имущественной дифференциации среди «равных», как называли себя полноправные спартанцы.

Классовая структура. Спартиаты. Политическими "правами" пользовались только спартиаты. Все они были обеспечены "земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Эти наделы первоначально были одинаковыми, но позднее обнаружилось неравенство в имущественном положении спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Пережитки первобытнообщинного строя и военно-лагерный уклад жизни в Спарте выразились в учреждении общественных трапез, так называемых сисситий, в которых должны были участвовать спартиаты. На расходы по организации общественного стола каждый спартиат производил ежемесячный взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые не могли по бедности делать эти взносы, исключались из числа «равных» и переходили в разряд «гипомейонов» — опустившихся. Всю свою жизнь спартиаты проводили по определенному, распорядку, придерживаясь строгой дисциплины, как солдаты гарнизона.

Воспитание в Спарте было делом государства. С семилетнего возраста мальчики отрывались от семьи и проходили обязательную для них выучку под руководством особых должностных лиц— иедономов, причем особое внимание обращалось

vunivere.ru

Социально-экономический строй древней Спарты | История.ру

Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших еще полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения.

Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для неё строй так называемой «общины равных».

Основой экономической жизни этой общины было земледелие. При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки — клеры (или клары, как они назывались по-дорийски), переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить.

Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.

Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикреплёнными к их участкам бесправными илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом — государству.

Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая.

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"data-ad-slot="5810772814">

Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы.

Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов под гнётом спартанской эксплуатации было чрезвычайно тяжёлым, а обращение с ними— жестоким. Это постоянно толкало илотов на восстания.

Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые криптии — организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадёжными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодёжи.

Вторую группу подвластного Спарте населения составляли периэки — лично свободные, но лишённые политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землёй, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, по-видимому, на началах частной собственности.

Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях ещё до того, как последние были завоёваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена.

В руках периэков сосредоточивались также занятия ремёслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли.

Впрочем, ремёсла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства и были обязаны нести военную службу.

www.istoriia.ru