История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок «Древнее Двуречье» Цель. Древнее двуречье занятия населения


Урок «Древнее Двуречье» Цель - Конкурс

Городской конкурс на лучшую методическую разработку урока по теме: «Современные педагогические технологии в реализации деятельностного и личностно ориентированного подходов в обучении истории и обществознания».

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 г. Пензы

Методическая разработка урока:

«Древнее Двуречье».

Автор: Ягодина Наталья Владимировна,

учитель истории, высшей квалификационной

категории

МБОУ СОШ № 58 г. Пензы

Урок: «Древнее Двуречье».

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.

  • Учить анализировать фрагмент исторического документа.

  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта "Древний Восток", презентация «Древнее Двуречье», пакет документов, глиняные таблички, заостренные палочки.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок - путешествие

Форма урока: урок – погружение

Ход урока

1.Орг. момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

«Река времен в своем стремленье-Уносит все дела людей.И топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей».

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

2.Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. У меня будут помощники - они будут раздавать и собирать у вас необходимые документы. Это Дима, Миша и Женя.

( прикрепляю бейждики).

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Оля и её помощник Денис. Они будут нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта (Фараон).

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус).

  3. Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф).

  4. Гробница египетских фараонов (Пирамида).

  5. На каком материке находится Египет? (Африка).

  6. Столица Древнего Египетского царства (Мемфис).

  7. Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис).

  8. Бог Солнца древних египтян (Ра).

  9. Здание, где люди поклонялись богам (Храм).

  10. Назовите священных животных Древнего Египта (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Мои помощники раздайте, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации.

( на заполнение визы – 3 минуты, на декларацию- 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны

4. Объяснение нового материала.

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

Вывод учителя.

А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно - климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетив её музеи.

Показ презентации.

Ну что ж, мы немного устали, пора нам размять уставшие от похода по музеям ноги.

Физкультминутка. Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.

Записать определение в дневник путешественника

КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречье.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

И сейчас мы отправляемся на урок в школу Древнего Двуречья.

Работа в парах, один рисует на глиняной табличке, другой в тетраде, затем меняются.

Учитель: Скажите ребята, а где вам было удобнее писать. Как вы думаете почему?

Вывод учителя.

5. Закрепление изученного материала.

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся

7.Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание

Параграф 13, читать, отвечать на вопросы.

1 ряд - Пересказ мифа о всемирном потопе.

2 ряд – пересказ сказания о Гильгамеше

3 ряд – составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады. в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

Итог урока: В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Информационные источники:

/articles/583070

2./articles/210980/

/8.doc

4.О.А.Северина. История древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Часть I. Волгоград, 2003 5.В.Г.Петрович. Н.М.Петрович Уроки истории 5 класс. Москва, «Сфера», 2003 г

Приложение № 1

Виза

ФИО___________________________________________________________________

Пункт назначения ____________________________________________________________

Заполните пропуски в тексте:

Я, фараон Хеопс, которому построили самую высокую пирамиду. Моя страна находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю. Люди моей станы занимаются _________________ . Сбор в пользу государства - _____________. Высокий тростник в Египте, из которого изготавливали материал для письма - ______________ .

Приложение № 2

Дневник путешественника

  1. Древнее Двуречье - ____________________________

Крупные города-______________________________

2. Занятия жителей Древнего Двуречья: ________________________________________________ ________________________________________________

3. Клинопись- ____________

_______________________ _______________________

_______________________

Приложение № 3

Геродот. История

Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам- двести, В (хорошие годы) - даже сам -триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масленичное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколько большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии различных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм изготавливают хлеб, вино и мед…

Вопросы к документу:

  • Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

  • Какие культуры выращивали жители этой страны?

  • Какие занятия существовали у жителей этой страны?

Тест “Древнее Двуречье”

Выберите правильный ответ.

1. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками;

А. Инд и Ганг Б. Евфратом и Тигром В. Хуанхэ и Янцзы

2. Когда возникло государство Двуречье?

1. Более 5000 лет назад 2. Более 3000 лет назад 3. Более 2000 лет назад

3. Основным строительным материалом в Двуречье были:

А. Дерево Б. Глина В. Камень

4. Основное занятие жителей Двуречья:

А. Собирательство Б. Охота В. Земледелие

5. Жители Двуречья писали:

А. Иероглифами Б. Буквами В. Клинописью

Приложение № 4

Фото с урока.

textarchive.ru

«Древнее Двуречье» Цели - Урок

«Древнее Двуречье»

Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;

2.Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип: Урок изучения нового материала;

Плана: 1. Географическое положение Двуречья;

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров;

3. Занятия и быт жителей Двуречья;

Оборудование: 1. Презентация;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация?

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(наличие письменности, городов, государств)

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

(Я знаю, что…)

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

  3. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны?

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

1. Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук)

2. Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

Работа с иллюстрацией: стр. 63;

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

  2. Что общего было в жизни и занятиях древних шумерцев и древних египтян?

  3. Предположите, чем могли заниматься жители Древнего Двуречья?

  4. Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги)

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

  1. Что такое храм? (Жилище богов)

  2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

  3. Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

  4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия

  1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь)

  2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам)

  3. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье?

Видеоряд археологических находок на слайде…

  1. Предположите, что вы идите на слайде?(Предметы, исторические источники)

  2. Что такое исторический источник?

  3. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

  4. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о существовании письменности)

  5. При изучении какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта)

  6. Как называлась письменность в Египте? (иероглифы)

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)

Работа с текстом учебника: стр.65-66;

  1. На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках)

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки)

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (в школах)

  5. Как проходил урок в такой школе?

  6. Кто стоял во главе школы?

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

  1. В западной Азии есть государство…

  2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

  3. Главные реки Древнего Двуречья называются…

  4. Крупные города-государства Двуречья называются…

  5. Населения Древнего Двуречья называли…

  6. Основными занятиями шумеров были…

  7. Шумеры верили в…

  8. Основными богами шумеров были…

  9. Жилищами богов шумеры считали…

  10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

textarchive.ru

«Древнее Двуречье» Цели - Урок

«Древнее Двуречье»

Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;

2.Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип: Урок изучения нового материала;

Плана: 1. Географическое положение Двуречья;

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров;

3. Занятия и быт жителей Двуречья;

Оборудование: 1. Презентация;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация?

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(наличие письменности, городов, государств)

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

(Я знаю, что…)

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

  3. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны?

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

1. Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук)

2. Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

Работа с иллюстрацией: стр. 63;

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

  2. Что общего было в жизни и занятиях древних шумерцев и древних египтян?

  3. Предположите, чем могли заниматься жители Древнего Двуречья?

  4. Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги)

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

  1. Что такое храм? (Жилище богов)

  2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

  3. Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

  4. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия

  1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь)

  2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам)

  3. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье?

Видеоряд археологических находок на слайде…

  1. Предположите, что вы идите на слайде?(Предметы, исторические источники)

  2. Что такое исторический источник?

  3. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

  4. Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о существовании письменности)

  5. При изучении какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта)

  6. Как называлась письменность в Египте? (иероглифы)

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)

Работа с текстом учебника: стр.65-66;

  1. На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках)

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки)

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (в школах)

  5. Как проходил урок в такой школе?

  6. Кто стоял во главе школы?

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

  1. В западной Азии есть государство…

  2. Государство Древнего Двуречья возникло около…

  3. Главные реки Древнего Двуречья называются…

  4. Крупные города-государства Двуречья называются…

  5. Населения Древнего Двуречья называли…

  6. Основными занятиями шумеров были…

  7. Шумеры верили в…

  8. Основными богами шумеров были…

  9. Жилищами богов шумеры считали…

  10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

refdb.ru

Древнее Двуречье - Урок

Тема: Древнее Двуречье

Дата проведения «__» ______ 2012 г.

Цель урока.

  • Сравнить природные и климатические условия и занятия жителей Древнего Двуречья (Месопотамии), Древнего Египта;

  • Ознакомить обучающихся с местоположением на карте Древнего Двуречья;

  • Продолжить формирование умений анализировать прочитанный текст, работать по тексту учебника, делать выводы, развивать навыки работы с исторической картой;

  • Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.

Понятие и термины: Передняя Азия, Междуречье (Месопотамия) клинопись, шумеры.

Оборудование карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье»

Ход урока.

Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Выяснение отсутствующих ( доклад дежурного по классу).

  3. Работа с кл журналом

  4. Объявление плана проведения урока.

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Шухрат. Он будет нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

  5. На каком материке находится Египет? (Африка)

  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

План изучений нового материала

1. Природа и климатические условия, географическое положение Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья

3. Письменность и религия древних жителей Двуречья.

1. Изучение первого вопроса плана.

Работа с классом. Первой учебной задачей является выяснение местоположения Двуречье. Используя настенную карту, учитель предлагает совершить путешествие из Египта на Восток. Медленно двигая указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии учитель делает остановку, предлагая учащимся назвать эти две части света.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.

Вопросы классу:

Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Получив ответ, учитель продолжает движение на северо-восток, минуя Палестину и Сирию, останавливается и говорит, что учащиеся достигли страны, называемой Междуречьем или Двуречьем.

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

1) Определите, используя карту, почему эта страна получила такое название и как, на ваш взгляд, правильнее называть эту страну: Двуречье или Междуречье? Почему?

2) Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр т Евфрат? ( Турция, Сирия, Ирак)

3)Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат? ( обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив)

4)Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? ( Местность делится как бы на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет)

Работа в тетради.

Ш Словарная работа. (Приложение 2)

Двуречье – Междуречье, Месопотамия — страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

Физкультминутка.

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Объяснение учителя. Итог первого вопроса

Природные условия Двуречья очень похожи на природу Древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы, плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса, строительного камня).

Вопрос классу: Какому занятию благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

2. Изучение второго вопроса плана.

Работа с классом. Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие.

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника.

Итог учителя по второму вопросу. Разливы Тигра и Евфрата не такие как разливы Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населяющие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей. Земледельцы жили в древнем Двуречье с глубочайшей древности, ещё в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в одно и тоже время, что и в долине Нила – более 5 тысяч лет назад

3. Изучение третьего вопроса плана.

Следующий вопрос мы начнём с решения исторической задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов

- Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью)

Словарная работа.

Клинопись — вид письма древнего Двуречья.

Объяснение учителя.

Несмотря на отсутствие в Двуречье строевого леса и камня, здесь строились и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их строили из больших глиняных кирпичей. Глина самый распространённый материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб. Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. На холмах Двуречья среди обломков глиняной посуды и кирпичей находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья — клинопись.

- Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

- А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

Самостоятельная работа с текстом учебника п.3 стр.64

Беседа по прочитанному

- Каким богам преклонялись жители Двуречья? ( В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях)

- Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие природные явления, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам)

- Какую роль играли жрецы в Двуречье? ( Они были служителями храмов, могли общаться с богами)

4 Вывод учителя.

5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание.

Параграф 13 с.63-66, читать, отвечать на вопросы.

составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

gigabaza.ru

Урок 14 Древнее Двуречье - Урок

Урок 14. Древнее Двуречье.

Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 31.10.2011.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цель: познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация.

Ход урока

Текущий контроль знаний и умений.

План изучения нового материала

  1. Природа и географическое положение Двуречья.

  2. Население и хозяйство южного Междуречья.

  3. Письменность.

  1. Изучение первого вопроса плана. Природа и географическое положение Двуречья.

Работа с классом

Первой учебной задачей является выяснение местоположения Двуречья. Используя настенную карту, учитель предлагает совершить путешествие из Египта на Восток. Медленно двигая указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии учитель делает остановку, предлагая учащимся назвать эти две части света. Получив ответ, учитель продолжает движение на северо-восток, минуя Палестину и Сирию, останавливается и говорит, что учащиеся достигли страны, называемой Междуречьем или Двуречьем.

Вопросы классу:

  1. Определите, используя карту, почему эта страна получила такое название и как, на ваш взгляд, правильнее называть эту страну: Двуречье или Междуречье?

  2. Покажите на карте местоположение Двуречья и определите словами его местоположение.

Работа в тетради.

Словарная работа.

Двуречье – страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

Объяснение учителя.

Природные условия Двуречья очень похожи на природу Древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы, плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса, строительного камня).

Вопрос классу. Какому занятию благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

Материал учебника

Страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками – Евфратом и Тигром. Отсюда и её название – Двуречье или Междуречье.

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

  1. Изучение второго вопроса плана. Население и хозяйство южного Междуречья.

Работа с классом. Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледение.

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задние 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Материал учебника

Города из глиняных кирпичей. Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города – центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Башни от земли до неба. Над приземистыми постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога – покровителя города. В одном городе это был, например, бог Солнца Шамаш, в другом – бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни – в святилище. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.

  1. Изучение третьего вопроса плана. Письменность.

Объяснение учителя

Несмотря на отсутствие в Двуречье строевого леса и камня, здесь строились и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их строили из больших глиняных кирпичей. Глина – самый распространённый материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб. Но самое интересное предназначение глины – использование её в качестве писчего материала. На холмах Двуречья среди обломков глиняной посуды и кирпичей находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья – клинопись.

Словарная работа.

Клинопись – вид письма Древнего Двуречья.

Материал учебника

Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигались в печи.

Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» выражал также слог «кур» - как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды учёных звездочётов и законы царей.

Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисциплиной.

  1. Закрепление пройденного материала.

Вопрос классу. Почему в качестве строительного, писчего материала использовалась глина?

Вопросы классу:

  1. В каких двух странах возникли первые в мире государства? Покажите эти страны на карте.

  2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?

  3. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Домашнее задание: читать и пересказывать §13; ответить на вопросы (с. 66).

textarchive.ru

Древнее Двуречье — koshkinsad.ru

  • Белякова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания

Цель урока: ознакомиться с природой, климатическими условиями ДревнегоДвуречья; с верованиями древних жителей и возникновением письменности. (Приложение.Слайды 1, 2)

Оборудование урока: тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник,презентация. (Слайд 3)

Ход урока

1. Повторение. (Слайд 4)

Вопросы беседы:

– Первая столица Египетского царства?– Какая река протекает на территории Египта?– Как назывался правитель Древнего Египта?– Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?– Как называлась письменность в Древнем Египте?

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Египтяне участвовали вдлительных военных походах.

– Кто совершил самые крупные завоевания? При фараоне Тутмосе граница былаотодвинута до реки Евфрат.– Как можно было египтянам добраться до этой реки? (Слайд 5)

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский п-в, затем по восточномупобережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустынеможно добраться до реки Евфрат. Сегодня туда совершим путешествие.

2. План. (Слайд 6)

– Природные условия Древнего Двуречья.– Занятия жителей Двуречья.– Народ шумеры и религия.– Письменность древних жителей Двуречья.

3. Словарная работа. (Слайд 7)

Месопотамия – Двуречье, Междуречье.

Шумер – жители южной части Двуречья.

Клинопись – письменность в Двуречье.

Зиккурат – храм, возведенный на мощной многоступенчатой платформе.

Две великие реки Тигр (Слайд 8) и Евфрат (Слайд 9) текут средипустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Но так было не всегда.Когда-то обе реки впадали в море раздельно. Область между ними называласьМесопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье. (Слайд10)

Здесь более 5000 лет назад возникли самые первые государства на Земле. (Слайд 11). Поселения древних земледельцев превращались в города. Они обычностояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными городами были Ур и Урук.(Слайд 12, 13)

4. Работа по учебнику. § 13, стр. 63

Прочитайте о природных особенностях края. (Слайд 14)

Особенности природных условий:

– плодородные почвы;– сухой жаркий климат;– земля давала богатейший урожай4– разливы рек проходили бурно, обрушиваясь на селения и пастбища.– Как вы считаете, благоприятными ли были условия для жизни? (Слайд 15)

Занятия жителей Двуречья. (Строительство, торговля, садоводство,огородничество, земледелие, скотоводство.)

5. Сообщение ребят.

Жители Двуречья строили насыпи по берегам рек. Для орошения полей и садоврыли каналы. Самый большой канал судоходен. Из всех стран на свете эта землясамая плодородная. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четырех пальцев вширину. Масличное растение бывает высотой с дерево. Повсюду на равнине растутфиниковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб,вино и мед.

В Двуречье нет ни гор, ни лесов, не могло быть строительства из камня идерева. Дворцы, храмы, дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Городабогатели, ведя прибыльную торговлю с другими странами.

Подумай. (Слайд 16)

– Чем природные условия нашей местности напоминают Двуречье, чем отличаются?– Что из сельскохозяйственных культур выращивают в нашем районе?

В Двуречье проживают удивительные люди – шумеры. (Слайд 17)

Кем были шумеры, откуда появились в Двуречье – одна из загадок истории . Самиони утверждали, что прибыли с одного из островов Персидского залива. Со временемони смешались с местными жителями и построили первые поселения. Центром каждогошумерского города был храм в виде огромной ступенчатой башни. Такой храмназывался зиккурат. (Слайд 18, 19) Считалось, что там, на вершине храмаживут боги.

6. Работа в тетрадях на печатной основе. (Стр. 39.)

В одном городе был бог солнца– Шамаш. (Слайд 20, 21)

В другом – бог луны Син. (Слайд 22)

Все почитали бога воды Эа. (Слайд 23) Ведь он питает влагой поля,дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар (Слайд 24)люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и рождении детей.

Вопрос. (Слайд 25) Почему почитаемые боги Двуречья так или иначесвязаны с природными факторами? (не могли объяснить явления природы)

7. Минутка отдыха. (Упражнения для расслабления мышц спины, рук.)(Слайд 26)

8. Письменность древних жителей Двуречья. (Слайд 27)

Именно шумеры в третьем тыс. до н. э. изобрели письменность. Самым доступнымматериалом была глина, поэтому писали шумеры на глиняных табличках. Чтобытабличка сохранялась дольше, глину вымачивали в воде. Примеси оседали на дно.Знаки наносились на мягкую глину, потом ее сушили на солнце и она становиласьтвердой. Таблички с наиболее важными надписями обжигали в печи, они становилисьчерными, розовыми или серыми. Писали на таких табличках трехгранной палочкой,которая оставляла след в виде клина. Поэтому шумерская письменность называетсяклинописью. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначаетцелое слово. Например: звезда, нога, плуг. (Слайд 28)

9. Решение задачи. (Слайд 29)

10. Работа по учебнику. (Стр. 66.)

Школа для обучения писцов. (Слайд 30, 31) Приложение

Вопросы:

– Сколько знаков в клинописи?– Как обучались в школе?– Кто был учителем?

11. Закрепление материала.

Игра “Веришь – не веришь”. (Слайд 32) Отвечать “да” или “нет”.

– В Двуречье протекают две реки Тигр и Нил? (Нет.)– Самые крупные города Ур и Урук? (Да.)– Письмо, возникшее в Двуречье, называется клинопись? (Да.)– Реки разливаются очень редко и медленно? (Нет.)– Государства возникли в Двуречье 7 тыс. лет назад? (Нет.)– Двуречье получило название потому, что находится между двух рек? (Да.)

12. Домашнее задание. (Слайд 33)

Сравнить природные условия Двуречья и Египта.

koshkinsad.ru

Конспект урока на тему: "Древнее Двуречье"

Тема: «Древнее Двуречье»

Цели: Обучающая: Познакомить учащихся с государствами Древнего Двуречья; Развивающая: Продолжить формирование умений работать с географическими картами, анализировать исторические документы на элементарном уровне; Воспитательная: Воспитание эстетически развитой личности. Тип урока: Урок изучения нового материала; Плана:

 1. Географическое положение Двуречья; 2. Древнейшие города и занятия древних шумеров; 3. Занятия и быт жителей Двуречья; Оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор.

Ход урока

I Организационный момент: Приветствие. Актуализация целей урока. II Изучение нового материала: Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории. ? С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет). Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, какая природа и климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока?

1. Что мы понимаем под словом цивилизация? Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. 2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества? Наличие письменности, городов, государств. Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось еще одна страна, Древнее Двуречье. Работа с картой: Показать на карте расположение государства и описать природные условия. Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас эта территория принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки. Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Работа с документом: Вопросы к документу: 1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная) 2. Какие культуры выращивали жители этой страны? По описанию Геродота Двуречье имело плодородную землю и, поэтому здесь было развито земледелие. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и сезам. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Самыми древнейшими городами были Ур и Урук. Предположите, что могли представлять собой эти города-государства? III Физкультминутка Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древне шумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями. Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. Встали, руки вверх, потянулись. Кистями рук делаем “фонарики” Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречье. Давайте с вами перенесемся в древний вавилонский город. Одним из важного города был храм. 1. Что такое храм? (Жилище богов) 2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте) 3. Что можно сказать о верованиях Древнего Двуречья? (они были язычниками). Работа по учебнику: стр.64-65, прочитать §13 п.3. Ответить на вопрос: Какие боги были в Древнем Двуречье? У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: ШАМАШ – бог Солнца СИН – бог Луны ЭА – богиня воды ИШТАР – богиня плодородия 1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь). 2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам). 3. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье? В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь) Работа с текстом учебника: стр.65-66; 1. На чем писали в Древнем Двуречье? (писали на глиняных дощечках) 2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (письменность была похожа на рисунки) 3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (в клинописи было несколько сот знаков) 4. Где учились клинописи древние шумеры? (В Древнем Двуречье обучались в школах). IV Закрепление На сегодняшнем уроке, мы узнали, что… 1. В западной Азии есть государство… 2. Государство Древнего Двуречья возникло около… 3. Главные реки Древнего Двуречья называются… 4. Крупные города-государства Двуречья называются… 5. Населения Древнего Двуречья называли… 6. Основными занятиями шумеров были… 7. Шумеры верили в… 8. Основными богами шумеров были… 9. Жилищами богов шумеры считали… 10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось… V Подведение итогов: Выставление оценок с комментированием. Домашнее задание: 1. § 13. И ответить на вопросы на стр. 66 2. Рабочая тетрадь: задание №46, 47 на стр. 39-41. Приложение Документ 193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом). …Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

multiurok.ru