История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3.2 Греческая религия и общественные праздники. Социальные нормы древней греции


3. Социальные идеалы и нормы античного полиса и их воплощение в искусстве Древней Греции. История и культура Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Античные традиции в мировой и европейской культурах

Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох

К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр - одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина тетара - Греция...

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.1 Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История грима

1.5 Прически Древней Греции

Парикмахерское искусство Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно...

Костюм как средство коммуникации

Сияние Древней Греции

И не будешь иных богов ты почитать, Кроме тех, кого сами мы славим: Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - Вот священная тройца! Аристофан Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Культура Просвещения во Франции

2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве

В эпоху Просвещения традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. С конца XVII в. распространялась чисто декоративная нарядная живопись, возник интерес к колориту, в нем заметно влияние венецианцев, Рубенса...

Православие и изобразительное искусство

1. Образы спаса нерукотворного и их воплощение в изобразительном искусстве

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Скульптура Древней Греции

1. Скульптура Древней Греции

...

cult.bobrodobro.ru

3.2 Греческая религия и общественные праздники. Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Возникновение музея как феномена культуры

1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима

В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий - Древнему Риму...

Греческая культура в Украине

3. ГРЕЧЕСКАЯ ОДЕССА

Отдельным пунктом своего научно-исследовательского задания я выделю то, что сделали греки для Одессы. Этот город знают во всем мире благодаря ее неординарным людям, историческим событиям, коснувшимся ее в Великую Отечественную войну...

Греческая культура в Украине

3.1 ГРЕЧЕСКАЯ УЛИЦА В ОДЕССЕ

На одной из круч, нависших над морем, на рубеже XVIII-XIX веков был построен комплекс зданий под названием «Карантин», по-французски «сорок один»,так как именно столько требовалось времени, чтобы распознать, больны ли люди...

Греческая культура в Украине

3.2 ГРЕЧЕСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Поэт Эдуард Багрицкий (1895-1934) писал: Над Греческой площадью рынок шумел, Горели над городом зори. Дымились кофейни, и Пушкин смотрел На свежее сизое море… Греческая улица через Строгановский мост поднималась к Греческой площади...

Жизнь и культура США

2.4 Праздники

Новый год 1 января Несмотря на то, что официально Новый год в Соединенных Штатах отмечается первого января, его празднование начинается 31 декабря. По традиции до полуночи все провожают старый год, а потом встречают наступивший...

Значение Древней Греции в развитии мировой культуры

2. ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину...

Ирландия

Праздники

В календарном цикле народных обрядов и обычаев, общих с другими европейскими народами, отмечаются и древние кельтские праздники, например самхейн - начало года по кельтскому календарю (1 ноября)...

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

3. Греческая скульптура

Ранняя греческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначально греки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми, щеки розовыми, а глаза синими...

Искусство как форма познания мира

6. Основные общественные функции искусства как способа познания мира

a) в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере...

Культура античного мира: культура Древней Греции

1.2 Праздники

На седьмой день после рождения ребенка совершалась амфидромия - отец официально признавал младенца своим. Вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка...

Культура Древнего Рима и археология

6. Общественные постройки Древнего Рима

Крупными общественными сооружениями в республиканском Риме были базилики -- большие просторные здания, в которых оглашались постановления, заседали суды, заключались всевозможные сделки...

Несохранившиеся памятники Ульяновска

2.2. Несохранившиеся общественные здания и рядовая (жилая) застройка города.

Дом Гончарова. Двухэтажный оштукатуренный дом с подвалами и антресольным этажом стоял по диагонали напротив Вознесенского собора. При доме имелся обширный двор, в котором находились хозяйственные строения и жилые помещения: конюшни...

Общественные нравы старого Китая: дружба и социокультурные связи

Глава 2. Общественные нравы старого Китая

...

Особенности античной скульптуры

1.1 Греческая скульптура

Практически ни одного из произведений греческих скульпторов до нас не дошло. Мы знаем лишь их описания и римские копии с них. Но копия, даже и талантливо выполненная, искажает оригинал...

Охрана памятников в конце XX – начале XXI веков в общественном сознании

1.3 Общественные организации по охране памятников Российской Федерации

Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» общественные и религиозные организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти...

cult.bobrodobro.ru

"История и культура Древней Греции"

Выдержка из работы

Контрольная работа

по предмету «Культурология»

История и культура Древней Греции

Содержание

Введение

1. Расцвет и упадок крито-микенской культуры. Ее влияние на становление античного мира

2. Этапы развития культуры Древней Греции

3. Социальные идеалы и нормы античного полиса и их воплощение в искусстве Древней Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Древний мир отдален от сегодняшних дней тысячелетиями, и все же нас привлекает и завораживает его искусство и архитектура, его литература, религия и философия. Видимо, через тысячелетия в загадочном облике культур далекого прошлого мы угадываем самих себя, усматриваем последующее многообразие путей культурного развития и осознаем уникальность мировых культур современности.

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нас в историческом времени и пространстве. Несомненно, древние культуры в совокупности своих достижений и их значимости для современного мира образуют некое цивилизационное единство, «представляются нам хотя и закономерным, но уникальным, этапом всемирно-исторического развития. В данном контексте неповторимость древних цивилизаций видится в их единстве, совокупности важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия, как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших им на смену». [2, c. 161]

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является краткий обзор истории Древней Греции в крито-микенский период и период становления полиса и особенности ее культурного развития в обозначенные временные промежутки.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. охарактеризовать крито-микенский период в истории Древней Греции и его влияние на становление античного мира;

2. проследить этапы развития культуры Древней Греции;

3. раскрыть понятие античного полиса;

4. проанализировать существовавшие в античном полисе социальные идеалы и нормы и их воплощение в искусстве.

1. Расцвет и упадок крито-микенской культуры. Ее влияние на становление античного мира

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. [1, c. 54]

Становление цивилизации в материковой Греции было сложным и противоречивым процессом. В первые века II тысячелетия до н.э. здесь наблюдается явное замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Лишь в конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Полоса длительного застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился прерванный в самом начале процесс классообразования. Внутри ахейских племенных сообществ выделяются могущественные аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от массы рядовых соплеменников. В руках племенной знати концентрируются большие богатства, отчасти созданные трудом местных крестьян и ремесленников, отчасти захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно примитивные государственные образования. Таким образом, сложились предпосылки для формирования еще одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н.э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют, микенский, период своей истории.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV—XIII вв. до н.э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватываю весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общим для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура икенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. [1, 58−59]

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Однако многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на местной греческой, а отчасти еще и догреческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого региона, относящимися к эпохе ранней и средней бронзы. [1, c. 56−57]

Со становлением новой цивилизации ведущими стали государства с монархическим устройством. По своей структуре эти мелкие государства состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации жречества, составлявших большую часть господствующего класса, и разбросанных по территории всего государства родовых общин. Производственной основой общества были централизованное дворцовое хозяйство, в котором трудились рабы и независимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное земледелие и скотоводство, поставлявшие излишки продукции в пользу царского двора и местной аристократии. В отличие от стран Древнего Востока, где монархические режимы и связанная с ними аристократия как основная часть господствующего класса играли важную роль в организации земледелия, контролируя систему искусственного орошения, на Крите и в Балканской Греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации производства. Общины, жившие в условиях примитивного быта, были лишь объектом их насильственной эксплуатации. Это противоречие между протогородом с обширным царским хозяйством и эксплуатируемыми общинами, сохранявшими родовое устройство, определило внутреннюю слабость критских и ахейских государств. Постоянные войны, которые велись между мелкими враждующими царствами, еще более подтачивали силу этих внутренне непрочных государств. Свою роль играл и фактор этнической неоднородности Эгейского мира, как правило, чреватый раздорами и конфликтами. Греки-ахейцы, исконное негреческое население Крита — минойцы, местные племена Балканского полуострова, жившие здесь до вторжения ахейцев — пеласги и лелеги, карийцы — имели свои культурные и этнические традиции и это не могло не влиять на общую нестабильность исторической ситуации, хотя в нашем распоряжении нет точных данных о каких-либо этнических столкновениях или войнах во II тысячелетии до н.э. Потребовавшая большого напряжения Троянская война, давление с севера дорийских племен, начавших медленное движение в южном направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада хозяйства. Напротив, родовые общины сохранили свою структуру и продолжили существовать в новых условиях. Проникновение дорийских племен, живших в сходных условиях доклассового быта, лишь укрепили в целом родовые отношения, которые заняли господствующее положение в Греции рубежа II-I тысячелетий до н.э. Уничтожение микенской аристократии как носителей раннеклассового общества и государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным искусством, письменностью привело к общему понижению социально-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV—XIII вв. до н.э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватываю весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общим для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура икенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. [1, c. 72]

2. Этапы развития культуры Древней Греции

культура искусство античный полис

История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова, в регионе Эгейского моря, в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье.

История этой цивилизации делится на три этапа. Первый — это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственных образований Греции II тыс. до н.э. (история Крита и Ахейской Греции). Второй этап, собственно полисный этап развития уже античной Греции, включает время, наступившее после гибели микенской государственности в XII—XI вв. до н.э. вплоть до последней трети IV в. до н.э. Венцом этого этапа развития древнегреческого общества стало рождение, расцвет и кризис уникальной в мировой истории социально-экономической, политической и государственной структуры — древнегреческого полиса. Именно он стал структурообразующим элементом эллинской античной цивилизации.

После завоевания греками и македонцами в последней трети IV в. до н.э. Персидской державы Ахеменидов начинается третий, заключительный этап древнегреческой истории и культуры. Это почти три столетия, на протяжении которых были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и синкретической культурой, включившей в себя и западные, и восточные элементы. Завершается этот этап в конце I в. до н.э., когда эллинистические государства, испытывавшие агрессивное давление с запада со стороны Рима, а с востока — Парфянской державы, были ими завоеваны.

Для истории крито-микенской цивилизации характерно зарождение и развитие раннеклассовых государственных образований, по своему характеру и структуре очень напоминавших древневосточные. Этот процесс для местного автохтонного населения (пеласгов) был ускорен перемещением греков-ахейцев с севера, с придунайских территорий, на территорию южной части Балканского полуострова в конце III тыс. до н.э. Они сумели создать государственность и оригинальную культуру.

Однако в конце II тыс. до н.э. происходят радикальные социально-экономические, политические, культурные и этнические перемены. Начиная с XII в. до н.э. на территории Балканской Греции перемещается новая племенная группа — греки-дорийцы, которые стали могильщиками микенской цивилизации, ранее подчинявшей себе критские государственные образования.

Новый цикл развития государственности в Древней Греции начинается примерно с XI в. до н.э., открывая уже полисный этап развития античной Греции. Он включает в себя три периода:

1. Гомеровский, или предполисный («темные века»), — XI—IX вв. до н.э. Он характеризуется господством родоплеменных отношений на территории Балканской Греции.

2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.) — формирование полисных структур, период Великой греческой колонизации и раннегреческих тираний.

3. Классическая Греция (V-IV вв. до н.э.) — расцвет древнегреческих полисов, их экономики, период наивысших культурных достижений древних греков.

После восточного похода Александра Македонского и создания системы эллинистических государств начинается новый этап древнегреческой истории — эпоха эллинизма (последняя треть IV в. до н.э. — 30 г. до н.э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. В 30 г. до н.э. последнее из эллинистических государств, птолемеевский Египет, теряет независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств изучается уже в рамках истории Древнего Рима. [3, c. 193−194]

В период формирования греческого полиса, пришедшийся на архаическую эпоху, уже не индивид, не отдельная знатная личность, а сам полис в лице его коллектива граждан был заказчиком наиболее важных произведений искусства. Следовательно, полисный характер идеологии греков определял и характер полисного искусства. Это очень хорошо прослеживается на примере скульптуры. В предшествующий гомеровский период скульптуры в нашем понимании этого слова еще не существовало. Зато значительные изменения происходят в VIII—VI вв. до н.э. Появляется монументальная скульптура как таковая, причем основные ее ведущие темы — это прямостоящие обнаженные фигуры мужчин-атлетов (куросы) и статуи закутанных в богатые тонкие одежды женщин (коры). Достаточно часты изваяния тяжеловооруженных воинов и полисных богов.

Рождение статуарного типа мужской фигуры связано с основными тенденциями развития греческого общества в то время. Такие статуи изображали прекрасного и доблестного гражданина, победителя в бою, в спортивном состязании, прославившего своими подвигами и доблестью родной полис.

Для греческой скульптуры эпохи классики, периода расцвета полисных структур характерны следующие особенности. Главным объектом изображения по-прежнему остаются человек и полисные боги. Но по сравнению с архаической скульптурой преодолевается скованность в изображении фигуры, скульптуру характеризует более свободная передача тела, его анатомически правильные движения. Появляются групповые изображения. Однако все они лишены каких-либо индивидуальных черт. Это были обобщенные, абстрактные образы воинов, атлетов, спортсменов — граждан полиса, богов и героев — покровителей полисного коллектива.

Развитие искусства и скульптуры, в частности в IV в. до н.э., в период кризиса полисной системы, четко отражает новые явления в жизни греческого общества. Основной мотив в скульптуре — это уже изображение частного человека, отход от героики, скульпторам удается показать внутренний, душевный мир человека. Даже боги в скульптуре этого времени были более обыденные, более земные. Характерно, что в IV в. до н.э. рождается портрет как отдельная отрасль скульптуры.

В эпоху эллинизма продолжает развиваться монументальная скульптура, предназначенная для городских площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее характерны мифологические сюжеты, грандиозность, некая помпезность, сложность композиции, стремление показать нечто чрезмерное и эффектное. Очевиден интерес художников к отдельной личности, к отдельному человеку. Появляются новые типы изображений — портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Изображения богов приобретают жанровый характер, мифологические сюжеты сменяются надуманными аллегориями. Однако к концу II — началу I в. до н.э. многие произведения греческих скульпторов и живописцев уже проникнуты духом мрачного пессимизма и безнадежности, что было обусловлено приближающимися грозными событиями, связанными с римским завоеванием.

С другой стороны, в это время появляется множество изображений реальных людей разного возраста, этноса, различных профессий и социальных слоев, со всеми их недостатками и положительными чертами. Это фигуры старых рыбаков, пастухов, крестьян, рабов, комедийных персонажей. Это уже чисто психологический реализм, резко отличавшийся от идеализированных изображений гармонически развитого человека — гражданина классического полиса, реализм, свободный от узких рамок и требований полисной идеологии времени расцвета этого социально-политического организма. [3, c. 359−361]

Таким образом, рассмотрев периодизацию истории Древней Греции и охарактеризовав развитие древнегреческого искусства на примере скульптуры и живописи, можно сделать вывод о том, что этапы развития искусства Древней Греции совпадают по времени с периодами, выделяемыми культурологами в ее историческом, социально-политическом и экономическом развитии.

3. Социальные идеалы и нормы античного полиса и их воплощение в искусстве Древней Греции

Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным. Самым своеобразным в трактовке греками свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодовлением (автаркией). Свобода предполагала, прежде всего, независимость ни от чего внешнего, некоторое замкнутое на себе бытие. Все внешнее непредсказуемо и неконтролируемо, оно таит в себе угрозу рабства. Поэтому устроить свою жизнь тому, кто свободен, нужно таким образом, чтобы внешняя реальность никогда не играла в ней определяющей роли. Но замкнутое на себе внутреннее бытие само по себе тоже необязательно свободно. Замкнутого на себе человека, например, могут раздирать страсти, у него не будет согласия с самим собой, он как бы противопоставит себя себе же и в результате опять попадет в рабство, только теперь оно будет внутренним, а не внешним. Чтобы избежать рабства и быть свободным, необходимо помимо независимости от всего внешнего еще достичь согласия с самим собой, ненарушимой внутренней гармонии.

Свобода как самодовление, или автаркия, достижима, как полагали древние греки, не в каком-то уединении или изоляции индивида от других людей, а только среди них. Аристотель называет человека существом общественным и политическим, то есть полисным. Именно в полисе, как общении, человек приходит к самому себе, соответствует своей природе. Полис есть действительность и реализация человеческой свободы, иного внеполисного пространства для нее не существует.

У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них — управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля, хотя и составляли материальную основу существования полиса, собственно в полисную жизнь не входили. Это были так называемые низменные занятия. При всей их необходимости они считались достойными рабов (ремесло) или же свободнорожденных людей низшего достоинства. Ни сельскохозяйственные работы, ни тем более ремесло и торговля не выводили человека в сферу свободы, никак не способствовали его собственной автаркии. Другое дело, что без них не мог быть автаркичным полис. Но в этом случае он добывал свою автаркию руками тех, кто сам ее не приобретал.

Исходно полисный человек был «мужем войны» и «мужем совета», то есть воином и государственным деятелем. По существу, война и управление были двумя сторонами одной медали. Государство нужно было защищать от внешней опасности и устраивать его внутреннюю жизнь. Поэтому великий полководец и мудрый законодатель, дальновидный политик нередко могли быть в Древней Греции одним и тем же лицом. В различные эпохи и в разных полисах значимость «мужей войны», по сравнению с «мужами совета», бывала различной. Но чего не знал греческий полис, так это только политиков и только военных. Каждый гражданин обязан был быть и тем, и другим. Он участвовал в деятельности народного собрания и в случае необходимости (если не достигал преклонного возраста) входил в состав полисного войска. Никакой постоянной и профессиональной армии полисы долгое время не имели. Точно также в них не было и профессиональных политиков и государственного аппарата. Все сколько-нибудь значимые военные и гражданские должности занимались по праву рождения или же были выборными. Они предназначались для граждан, а не специально обученных профессионалов. И это естественно, так как государство составляли сами граждане, а не стоящие над ними и отчужденные от них государственные органы. Никакого намека на бюрократию в полисах не было. Она возникает на Древнем Востоке, так как здесь вся власть концентрируется в руках божественного царя и для ее осуществления необходимы посредники — чиновники. В таких чиновниках у полиса не было никакой потребности. Здесь в идеале носители власти, ее исполнители и те, на кого она направлена, были одни и те же граждане. Во всяком случае, в полисе с демократическим устройством не только каждый гражданин имел право и обязан был участвовать в народном собрании, за свою жизнь он неоднократно избирался в различные органы власти, успевая побывать и начальником и подчиненным, и должностным лицом и частным человеком. Хотя, строго говоря, гражданин частным человеком никогда не был. Его частная жизнь (хозяйство, семейные заботы, досуг) обязательно дополнялись государственными заботами. К тому же многое из того, что нами сегодня никак не воспринимается как явление государственной жизни, в полисе было именно таковым.

Скажем, театральные представления. Сегодня государство может как угодно давить на театры, формировать их репертуар, ограничивать гастроли и т. д. Никому, однако, не приходит в голову отнести сами театральные постановки к сфере государственной жизни и политики. Театр — это искусство, и чем теснее его привязывают к политике и государственным интересам, тем меньше в нем остается от искусства. Совсем иначе начинался и существовал театр в Греции. В Афинах театральные представления давались два раза в году, в праздники Великих и Малых Дионисий. Одну зимнюю и одну весеннюю неделю в афинском театре играли трагические и комедийные пьесы. Воспринимались театральные постановки как событие общеполисного значения, непосредственно определявшее жизнь города. Известен, например, случай, когда греческий драматург Фриних за постановку пьесы «Взятие Милета» подвергся крупному штрафу, а саму пьесу запретили. Связано это с тем, что она слишком потрясла афинян в ситуации неизбежно надвигавшейся войны с Персией. Может показаться, что перед нами хотя и ранний, но вполне типичный случай политического давления на деятеля искусства. Все дело, однако, в том, что и сами драматурги, и их зрители не отделяли свои произведения и их постановку от полисной жизни. В театр шли как в экклесию — народное собрание, драматурги же готовили свои премьеры приблизительно так же, как ораторы и демагоги свои речи в народном собрании или совете пританов. И в одном, и в другом случае эффект достигался политический, так как он исходил от граждан, а реагировали на речи и пьесы тоже граждане. [4, c. 155−157]

Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в зависимости от качественного состояния полиса как социально-политического организма. Древние греки создали основные литературные жанры — эпос, лирику, прозу.

Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, — это начало нового этапа в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внимания Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования полиса, когда человек и его личность в качестве творца своего будущего были ведущей темой.

Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверждения полисной системы перестал удовлетворять насущным потребностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаики, насыщенную бурными социальными конфликтами, появлением тиранических режимов, законотворческой деятельностью, тали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие личностные переживания человека-индивида, представителя формирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов-лириков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других.

Однако к концу VI в. до н.э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину — полис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко индивидуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города-государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отразить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей.

Прежде всего, это греческая драма в виде двух ее жанров — трагедии и комедии. Развитие древнегреческой трагедии связано с имена Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых — творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъективными устремлениями. В этом и заключается причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удовлетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевшего» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится.

Наиболее острым в политическом отношении драматургическим жанром классического времени являлась так называемая древняя аттическая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические проблемы, смело критиковавшая видных граждан.

Ее ярким представителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда полисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия как сатирическое выражение недостатков гражданского коллектива прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов. [3, c. 363−365]

К сожалению, объем данной работы не позволяет нам охарактеризовать другие виды искусства. Однако, взяв в качестве отправной точки театр и литературу, как наиболее развитые виды искусства, мы видим, что социальные идеалы, политические правила, экономическое и общественное положение в древнегреческом полисе нашли свое отражение в искусстве Древней Греции. В описываемый нами период культура и искусство представляли собой зеркало общественно-политического строя, отражая его характерные черты на каждом этапе его развития: становления, расцвета и процветания, упадка.

Заключение

«Хотя латинское „antiquus“ (древний) в широком смысле может быть применено к любой из древних культур и цивилизаций, исторически сложилось так, что этим понятием выделяется именно греко-римская, в связи с совершенно особым местом в истории человечества». [5, c. 212] Эти слова в полной мере отражают не стихающий интерес к истории и культуре Древнего мира. Именно поэтому в качестве темы для данной работы была выбрана Древняя Греция.

Выполнив задачи, которые мы поставили перед собой во введении к работе, мы достигли цели и дали краткий обзор истории Древней Греции в крито-микенский период и период становления полиса и особенности ее культурного развития в обозначенные временные промежутки.

К сожалению, мы имеем возможности дать подробную характеристику истории культуры Древней Греции в обозначенные выше периоды, так как ограниченный объем работы ставит нас в определенные рамки. Тем не менее, данная работа подтвердила высказывание В. Г. Торосяна о том, что культура Древней Греции представляет собой «уникальный памятник истории». Некоторые элементы описанной культуры живы и сейчас, некоторые исчезли навсегда, что, безусловно, является невосполнимой потерей, как для ученых-специалистов, так и для простых людей, интересующихся искусством и ценящих литературу, музыку, театр, философии, религию.

Список литературы

1. История Древней Греции: Учеб. /Ю.В. Андреев, Г. А. Кошеленко, В. И. Кузищин, Л. П. Маринович; Под ред. В. И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. — 399 с.: ил., карты.

2. Культорология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995. — 576 с.

3. Ладынин И. А. и др. История древнего мира: Восток, Греция, Рим/И.А. Ладынин и др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во ЭКСМО, 2005. — 546 с.

4. Сапронов П. А. Культорология: Курс лекций по теории и истории культуры. — 2-е изд., доп. — СПб.: Издательство «Союз», 2003. — 560 с., ил.

5. Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. Г. Торосян. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 735 с.

Показать Свернуть

mgutunn.ru

Социальные нормы и социальные санкции

Вопрос Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий и норм, называются … Ответы социальные санкции социальные стереотипы социальные правила социальные ценности Вопрос Примером формальной негативной санкции является … Ответы насмешки друзей по поводу одежды алименты на детей после развода родителей родительская нотация за позднее возвращение домой штраф за нарушение правил дорожного движения Вопрос Социальные нормы – это … Ответы разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за их невыполнение техническая инструкция предписания о том, как надо вести себя в обществе свод правил поведения Вопрос Социальные нормы, которые фиксируют установившийся порядок поведения людей, основанный на привычках и поддерживающийся силой общественного мнения – это … Ответы политические нормы нормы обычая эстетические нормы правовые нормы Вопрос Социальные нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством и четко описывают границы поведения и наказания за нарушение закона – это … Ответы политические нормы моральные нормы правовые нормы нормы обычая Вопрос Социальные нормы, которые имеют преимущественно оценочный характер и обеспечиваются силой общественного мнения – это … Ответы политические нормы моральные нормы религиозные нормы правовые нормы Вопрос Социальные нормы, которые поддерживаются моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи при отступлении от норм – это … Ответы политические нормы религиозные нормы моральные нормы правовые нормы Вопрос Социальные нормы, которые регулируют отношения между личностью и властью, между отдельными государствами и находят свое отражение, как в законах, так и в международных договорах – это … Ответы религиозные нормы моральные нормы эстетические нормы политические нормы Вопрос Правовые нормы характеризует … Ответы самое раннее появление в обществе общеобязательность регулирование силой общественного мнения неформализованность Вопрос Особенности норм морали по сравнению с нормами права состоит в том, что … Ответы их исполнение обеспечивается силой общественного мнения их исполнение общеобязательно они устанавливаются государством они обеспечиваются силой государственного принуждения Вопрос Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы– это … Ответы социальные санкции социальный статус социальная стратификация социальные конфликты

Вопрос Публичное одобрение поведения людей со стороны официальных организаций – это … Ответы формальные позитивные санкции неформальные позитивные санкции формальные негативные санкции неформальные негативные санкции Вопрос Наказание, предусмотренное законами, правительственными указами, административными инструкциями и распоряжениями – это … Ответы неформальные позитивные санкции формальные позитивные санкции формальные негативные санкции неформальные негативные санкции Вопрос Комплимент даме может выступать примером … Ответы формальных негативных санкций формальных позитивных санкций неформальных негативных санкций неформальных позитивных санкций Вопрос Вручение Нобелевской премии Мира может выступать примером … Ответы формальных негативных санкций формальных позитивных санкций неформальных позитивных санкций неформальных негативных санкций Вопрос Бланкетные (коллизионные) нормы исследуются в рамках… Ответы религиоведения социологии юриспруденции антропологии Вопрос В конфликтологических теориях санкция рассматривается как … Ответы внутреннее побуждение индивида самоопределение индивида позитивное предписание внешнее и принудительное воздействие Вопрос Социологическая теория, которая подчеркивается внешний, принудительный характер санкций – это … Ответы символический интеракционизм теория конфликта теория органической эволюции теория обмена Вопрос Социальное действие, соответствующее нормам, предполагает такие элементы как… Ответы запрет и наказание аппарат принуждения и общественное мнение произвол и случайность предписание, согласие, ожидание Вопрос Процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те нормы и ценности, которые приняты в рамках его социальной группы или общности, называется… Ответы конфликт интернализация санкция бунт

Вопрос Социальным средством регуляции поведения индивида и групп, действующим непрерывно во времени и обязательным для всех выступают… Ответы авторитетные личности санкции суда социальные нормы законы Вопрос Критерием для различения социальных норм может выступать их… Ответы длительность широта масштаб взаимосвязь Вопрос Тип норм, установленных государством и обеспечивающихся принудительно, называется __________________ нормами Ответы государственными властными общественными политическими Вопрос Средством поддержания социальных норм в обществе выступают… Ответы санкции обязанности руководители партии Вопрос К видам социальных норм НЕ относятся… Ответы нормы-обычаи нормы надзора корпоративные нормы моральные нормы Вопрос Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей, называются… Ответы бойкоты санкции наказания прессинги Вопрос По способу воздействия на индивида НЕ существует _______________ санкций Ответы экономических моральных человеческих физических Вопрос В качестве примера санкции можно назвать… Ответы функцию институт наказание целеполагание Вопрос К типам санкций относятся… Ответы мирные и немирные активные и пассивные индивидуальные и групповые формальные и неформальные

Вопрос Общественное порицание выступает примером… Ответы социальных санкций социальной коммуникации социального взаимодействия общественного договора Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации

Вопрос Теория социальной стратификации и социальной мобильности была обоснована… Ответы К. Марксом П. Сорокиным М. Ковалевским Н. Михайловским Вопрос Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется … Ответы классом кастой профессией сословием Вопрос Деление общества на сословия является примером… Ответы горизонтальной дифференциации социальной сегментации социальной стратификации культурной ассимиляции Вопрос Кастовое деление общества является  примером… Ответы социальной сегментации социальной стратификации горизонтальной дифференциации культурной ассимиляции

Вопрос Специфика кастовой стратификационной системы общества выражается в том, что… Ответы в кастовой системе отсутствуют механизмы вертикальной социальной мобильности касты являются открытыми социальными группами касты являются взаимопроникающими социальными группами касты формируются на основе горизонтальной дифференциации общества Вопрос Поляризация общества представляет собой… Ответы общественное разделение труда политизацию общества усиление различий в социализации индивидов усиление различий в обществе доходящее до их противоположностей Вопрос Стратификация общества представляет собой … Ответы процесс повышения разнородности общества процесс освоения индивидами социальных норм процесс расслоения общества процесс социализации индивидов в обществе Вопрос Процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп по причине низкого социального статуса, называется … Ответы дезинтеграция деперсонализация депривация аннотация

Вопрос Процесс ограничения или лишения прав определенных категорий населения по каким-либо признакам называется … Ответы апартеид геноцид десоциализация дискриминация Вопрос Положение индивида или группы, занимающих пограничную позицию в социальном слое, классе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование – это… Ответы маргинальность дезинтеграция депривация люмпенизация Вопрос Процесс массового обнищания больших социальных групп, слоев населения, называется … Ответы ассоциация интеграция пауперизация поляризация Вопрос Процесс потери классовых признаков, разрыва социальных связей, сопровождающийся  криминализацией и состоянием хронической нищеты, называется … Ответы поляризация ассоциация интеграция люмпенизация Вопрос Раньше других в истории человечества появилась стратификационная система … Ответы сословная система классовая система культурно-символическая система рабства Вопрос Для класса, как стратификационной общности, не характерен следующий признак – … Ответы закрепленность профессионального статуса по рождению наличие собственности на средства производства отсутствие собственности на средства производства способ получения доходов Вопрос Стратификационная система, внутри которой индивиды могут свободно менять социальную позицию, называется … Ответы латентная открытая закрытая замкнутая Вопрос Набор критериев, который обычно выбрают для определения равенства или неравенства членов сообщества — это… Ответы самооценка индивида следование нравственным идеалам доход, образование, престиж, власть интеллект, размер собственности, профессионализм Вопрос Р. Дарендорф рассматривал стратификацию через призму… Ответы возраста и пола этнической принадлежности пола распределения власти

Вопрос В современной социологии,  к категории «синих воротничков» не относят профессиональную группу: Ответы технических специалистов топ-менеджеров высококвалифицированных рабочих рабочую «аристократию» Вопрос Итальянский социолог В. Парето полагал, что социальная элита… Ответы не однородна однородна – аморфное образование условное образование Вопрос Равенство,  которое достигается в результате конкурентного отбора и личных способностей, называется… Ответы равенством возможностей онтологическим равенством равенством условий фактическим равенством Вопрос Исторически первой формой социальной стратификации можно назвать… Ответы классы сословия рабство страты Вопрос В основе социальной стратификации заложена идея… Ответы социального неравенства социальных групп социальных связей социального взаимодействия Вопрос Результатом социальной стратификации является… Ответы установление совокупности расположенных в вертикальном порядке социальных страт установление устойчивой взаимосвязи между социальными компонентами установление различий социальных групп формирование последовательной совокупности людей в обществе Вопрос Социальный процесс, в ходе которого появляются специализированные социальные институты, разделение труда, профессии, статусы, роли и т.п., называется… Ответы социальная интеграция профессионализация социальная дифференциация историческая спецификация Вопрос Кастовая система социальной стратификации сложилась… Ответы в Древней Греции в Российской империи в Древнем Риме в Индии Вопрос Основной характеристикой классовой системы является… Ответы религиозная структура общества выделение групп людей на основе количественных показателей зависимость от экономических различий между группами людей невозможность перейти из одного класса в другой

Вопрос К социальным стратам открытого общества относятся… Ответы кланы сословия касты классы Вопрос Основой социального неравенства в теории конфликта выступает… Ответы наличие взаимодействия наличие множества индивидов наличие разных социальных групп наличие борьбы за власть

Вопрос Класс, современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – это _____________ класс Ответы низший андеграунд высший средний Вопрос Социально-классовая теория стратификации разрабатывалась в концепции… Ответы П. Сорокина К. Маркса Т. Парсонса Р. Даррендорфа

studfiles.net

Глава 9. Этические нормы древней семьи

История изучает не только конкретные факты и институты; истинным объектом ее изучения является человек; история стремится понять, во что он верил, о чем думал, что чувствовал на разных этапах развития человечества.

В начале этой книги мы говорили о том, что древние думали относительно судьбы после смерти. Мы показали, как их верования повлияли на появление домашних институтов и частного права. Теперь нам предстоит узнать, как эти верования повлияли на этические нормы в первобытных обществах. Не думаем, что древняя религия заложила нравственные чувства в сердца людей, но, по крайней мере, можем предположить, что она слилась с ними, чтобы укрепить их, придать больше силы, обеспечить превосходство и право руководить поведением людей, а иногда и оказывать на них давление.

Древнейшая религия была исключительно домашней; такими же были этические нормы. Религия не говорила человеку, указывая на другого человека – это твой брат. Она говорила ему – это чужой, он не может принимать участие в священнодействиях у твоего очага, он не может приближаться к могиле твоей семьи, у него другие боги; он не может слиться с тобой в общей молитве; твои боги отвергают его поклонение и считают его врагом, значит, он и твой враг.

В религии очага человек никогда не молит богов за других людей; он взывает к ним только ради себя и своих близких. Сохранилось греческое предание, как воспоминание о древней обособленности человека во время молитвы. Во времена Плутарха себялюбцу еще говорили: ты совершаешь жертвоприношения очагу, а это означает, что ты отделяешь себя от других людей, у тебя нет друзей, твои собратья для тебя ничто, ты живешь исключительно для себя и своих родных. Это предание указывает на те времена, когда религия была сосредоточена вокруг очага и кругозор нравственных чувств и привязанностей не переходил границу тесного семейного круга.

Вполне естественно, что нравственные, как и религиозные, представления имели начало и развитие, и бог древних поколений был невелик, но постепенно люди сделали его великим. Так и мораль. Поначалу ограниченная и несовершенная, она незаметно от периода к периоду расширилась и дошла до провозглашения обязательной любви ко всему человечеству. Отправной точкой была семья, и именно под влиянием домашней религии человек впервые осознал свои обязанности.

Представим религию очага и могилы в период наибольшего расцвета. Человек видит рядом с собой божество. Оно присутствует, как сама совесть, во всех его деяниях. Это недолговечное существо – человек, всегда находится на глазах свидетеля, не покидающего его ни на мгновение. Человек не чувствует себя одиноким. Рядом с ним в доме, на поле всегда присутствуют защитники, чтобы поддержать в тяжелые минуты жизни, и судьи, чтобы наказать за дурные поступки. «Лары, – говорили римляне, – грозные божества, на которых лежит обязанность наказывать человеческий род и следить за всем, что происходит внутри дома».

Пенатов они описывают как «богов, дающих жизнь, которые питают тело и управляют мыслями».

Очагу любили придавать эпитет непорочный и верили, что он предписывает смертным хранить чистоту. В его присутствии нельзя было совершать нечистых, в физическом и нравственном отношении, действий.

По всей видимости, отсюда появились первые представления о грехе, наказании и искуплении. Человек, чувствующий за собой вину, не смел приближаться к своему очагу; его отталкивал собственный бог. Тому, кто пролил кровь, больше не разрешалось приносить жертвы и совершать возлияния, читать молитвы и участвовать в священной трапезе. Бог настолько строг, что не принимает оправданий; он не делает разницы между непреднамеренным и умышленным преступлением. Рука, запятнанная кровью, не может прикасаться к священным предметам. Для того чтобы занять свое место в культе и вернуть расположение своего бога, следовало, по крайней мере, пройти через искупительные обряды. Эта религия испытывала сострадание; у нее были обряды для восстановления душевной чистоты. При всей ограниченности она знала, как утешить человека, совершившего грех.

Если она абсолютно пренебрегала долгом любви к ближнему, то, по крайней мере, с поразительной ясностью указывала человеку его обязанности в семье. Она сделала брак обязательным; с точки зрения религии безбрачие являлось преступлением, поскольку первейшим и самым священным долгом было сохранение рода. Брачный союз мог заключаться только в присутствии домашних богов; это религиозный, священный, нерасторжимый союз между мужем и женой. Ни один человек не смел пренебречь обрядами и обойтись договором о взаимном согласии для заключения брака, как это было в последний период истории греческого и римского обществ.

Древняя религия запрещала подобного рода браки, и, если кто-то осмеливался пойти против предписанных правил, религия наказывала за это. Сын, родившийся от такого союза, считался незаконнорожденным, то есть тем, кому не было места у священного очага. Он не имел права совершать священнодействия и был лишен права молиться.

Религия тщательно заботилась о чистоте семьи. В ее глазах самым серьезным грехом было прелюбодеяние, поскольку основное правило культа заключалось в том, что культ переходил от отца к сыну, а прелюбодеяние нарушало порядок рождения. Следующее по значимости правило заключалось в том, что в семейной могиле могли лежать только члены семьи, но незаконнорожденный сын был чужим. Если его хоронили в семейной могиле, то нарушали все религиозные принципы, оскверняли культ, священный огонь становился нечистым и поминальные приношения оскорбляли память умерших. Кроме того, прелюбодеяние разрывало непрерывный ряд потомков; род, даже без ведома живых людей, угасал, предки лишались божественного благоденствия. Индусы говорили, что сын, рожденный от прелюбодеяния, «губит для жертвователя приношения, данные богам и предкам, – и после смерти, и в этом мире»[67].

Именно по этой причине законы Греции и Рима давали отцу право не признавать новорожденного ребенка. В этом же кроется причина того, что законы эти столь строги и неумолимы в отношении прелюбодеяния. В Афинах мужу позволялось убить виновного. В Риме муж, будучи судьей жены, имел право осудить ее на смерть. Законы религии были настолько строгими, что муж даже не имел права полностью простить жену и был вынужден, по крайней мере, развестись с ней[68].

Такими были первые установленные и утвержденные законы домашней этики. Помимо естественных чувств, властная религия объясняла мужу и жене, что они соединены навеки и из их союза вытекают обязанности, нарушение которых приведет к самым тяжелым последствиям в этой и будущей жизни. Отсюда следует священный характер супружеского союза у древних и та чистота, которую так долго сохраняла семья.

Кроме того, домашняя этика предписывала следующие обязанности. Она объяснила жене, что следует повиноваться мужу, а мужу, что его долг – повелевать. Она научила обоих относиться с уважением друг к другу. У жены есть свои права, поскольку она имеет свое место у очага; ее обязанность следить, чтобы не угасал священный огонь. У нее своя роль в священнодействиях. Без жены домашний культ неполный и недостаточный. Греки считали большим несчастьем иметь очаг без жены. У римлян присутствие жены во время жертвоприношений было столь необходимо, что овдовевший жрец терял свой сан.

Не вызывает сомнения, что почитанием, которое ей всегда оказывали в греческом и римском обществе, мать семейства в первую очередь обязана участию в домашних священнодействиях. Хозяином дома, владыкой является отец семьи, которого римляне называли pater familias, а хозяйкой дома – мать, mater familias (у индусов они назывались соответственно грихапати и грихапатни). Отсюда и формула, которую произносила женщина в Риме при вступлении в брак: ubi tu Caius, ego Caia[69] – брачная формула, поясняющая нам, что если в доме не было равенства во власти, то было равенство в достоинстве.

Что касается сына, то мы видели, что он находился под властью отца, который мог продать его и осудить на смерть. Но сын тоже занимал свое место в домашнем культе; у него были обязанности во время совершения священнодействий; его присутствие в определенные дни было столь необходимо, что римлянин, не имевший сына, был вынужден фиктивно усыновлять кого-нибудь на эти дни ради выполнения религиозных обрядов. Религия связала крепкими узами отца и сына. Люди верили, что в могиле будет другая жизнь, счастливая и спокойная, но только в случае регулярного поступления поминальных подношений. Таким образом, отец был уверен, что после смерти его судьба будет зависеть от того, насколько сын будет заботиться о его могиле; сын, со своей стороны, верил, что после смерти его отец станет богом, которому он будет должен молиться.

Можно представить, сколько уважения и взаимной любви внесла эта вера в семью. Древние люди называли семейные добродетели благочестием. Повиновение сына отцу, любовь, которую сын питал к матери, было благочестием – pietas erga parentes (любовь к родителям). Привязанность отца к ребенку, материнская нежность тоже были благочестием. В семье все было божественным: чувство долга, естественная привязанность, религиозные представления. Все это сливалось вместе, составляя единое целое, и выражалось одним словом.

Может показаться странным, что любовь к дому относилась к числу добродетелей, но именно так считали древние люди. Это чувство захватило сильную власть над их умами. Анхис при виде объятой огнем Трои не хотел покидать свой родной дом. Улисс, которому предлагают бесчисленные сокровища и даже бессмертие, желает только вновь увидеть огонь своего очага. Позвольте перейти к временам Цицерона, уже не поэта, а государственного деятеля, который говорит: «Вот моя религия, вот мой народ, вот следы моих предков. Неизъяснимое очарование наполняет здесь мое сердце и чувства». Нужно мысленно перенестись в то время, чтобы понять, насколько глубоким и сильным было это чувство, уже ослабевшее во времена Цицерона. Для нас дом просто место, где мы живем, приют, убежище. Мы покидаем его и быстро забываем о нем. Если привязываемся к нему, то лишь в силу привычки и связанных с ним воспоминаний, потому что для нас он не связан с религией. Наш Бог – Бог вселенной, мы находим его повсюду. В древности было иначе; люди нашли свое главное божество внутри дома, оно защищало лично их, выслушивало их молитвы, исполняло их желания. За пределами дома человек не ощущал присутствия бога; бог соседа был враждебно настроенным богом. В те времена человек любил свой дом так, как теперь любит свою церковь.

Таким образом, религия в глубокой древности оказала влияние на развитие нравственных понятий этой части человечества. Боги этой религии предписывали чистоту и запрещали проливать кровь; если понятие о справедливости и не родилось из этой веры, то оно, по крайней мере, было подкреплено ею. Боги принадлежали всем членам семьи, и благодаря этому семью связывали крепкие узы, а все члены семьи учились любить и уважать друг друга.

Боги жили внутри каждого дома; человек любил свой дом, постоянное и прочное жилище, доставшееся ему от предков, которое он передавал по наследству как святыню своим детям.

Древняя мораль, управляемая этой верой, не знала чувства любви к ближним, но научила, по крайней мере, нормам поведения в семье. Обособление семьи послужило началом развития этических норм. Появились четко очерченные обязанности, правда ограниченные узким кругом семьи. Нам следует все время помнить об ограниченности древнейшей морали, поскольку гражданское общество, основанное позже на тех же принципах, носило тот же характер, и этот факт объясняет некоторые необычные черты древней политики[70].

historylib.org