Шамаллум в древнем вавилоне. Неотчуждаемый земельный участок вместе с домом и садом в Древнем Вавилоне, выделенный царем за службу воину (редуму или баируну).
И р блохина о п жалменова история государства и права зарубежных стран. Шамаллум в древнем вавилоне
Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи
Сельское хозяйство
Месопотамия
(а в переводе на наш язык - Междуречье), расположена между двумя крупными реками
- Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды
этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли
горных минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии
отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие
античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься
земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся
круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура
стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго,
до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр
и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат
разливались. Самими ранними были разливы начинающиеся в момент осенних ливней в
горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним,
апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля (а надо
сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то
же число, поэтому это создавало некоторые дополнительные трудности для земледельцев
), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины
июля, после чего наступал общий спад.
Поэтому
жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием,
сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д.. Во времена разливов вода по каналам поступала
в ареки (резервуары) и в летние месяцы подавалась на поля (правда только на по
ля отдельных хозяев).
Одновременно
приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных
и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой
влаги, промывающей почву.
Угрозы
для плодородия месопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь,
приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с персидского залива, гнавшие на берег большие
волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям.
Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (
дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие
каналы, что гарантировало снабжение полей водой.
Во
Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей (освоения залежных и
целинных земель). В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной
сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием
больших и малых каналов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной
повинности привлекалось все трудоспособное население - от способных до рабов, а
за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи
четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности
или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке
(п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был
возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:
"Если
человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не
была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная
земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить
хлеб, который он погубил ".
В
противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба
(п.54)
"Если
он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро,
и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых
унесла вода ".
Важным
своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного
" Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее,
" изобилие воды Шумеру и Аккаду ".
По
весне воду из арреков или прямо из реки на 2 - 3 дня выпускали на поля, чтобы земля
стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спускали. Весь этот процесс подготовки
земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко
происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так
как сев происходил не одновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке
земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля другого
общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хаммурапи и установили
наказание за халатное отношение к ирригационным сооружениям.
После
спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замотаны тряпками. Волы,
гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами
рыхлили землю (а в боле поздние времена выпускали быков с плугами) и сеяли. В
летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью
деревянных ведер, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.
Урожай
жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора
происходила молотьба - зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или
специальными салазками с заострёнными концами. После этого веяли и мололи. Наиболее
популярной культурой для выращивания в Месопотамии был ячмень и кунжут.
Как уже говорилось, в Месопотамии были достаточно
неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля
ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания
за её порчу (п.42, 43, 44). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:
"Если
он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его
соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину
поля ".
Другие
две статьи носят по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе
не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого
климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно то она теряла
свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную
землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного
фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно
если бы это происходило в массовых количествах.
Садоводство
Одной
из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой
культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается
в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача
хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания
сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором
и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым (п. 60).
"Если
человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить
сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну;
хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. "
А
на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода вводились
статьи карающие столь нехорошее деяние. Например в п. 61 говориться о том что та
часть сада, которая осталась невозделанной при разделе должна войти в долю садовода.
В случае же полного невыполнения своих обязанностей садоводом действовала статья
под номером 62, гласящая, что и в этом случае садовод должен выплатить арендную
плату полностью и к тому же эту землю, перед тем как отдать хозяину, должен обработать
(это правило не распространялось только на целинные земли).
Скотоводство
Скотоводческая
отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки
) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам (наемным или
царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой
ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 -
251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются
различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом,
что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой
ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно
состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без
помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.
Ремесло
Прежде
всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Месопотамии не
существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству.
Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем:
"Если
какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу,
то он не может быть потребован обратно по суду". Здесь предположительно могла
быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери
могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку.
И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который
в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось
достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло -
забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником
и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями,
но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами
в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому
(или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая
возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек
за время своей жизни не успел передать ремесло детям (и не важно каким: родным
ли, приемным ли), то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник
естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка.
В
Законах весьма часто такие профессии как строитель, врач, корабельщик, вероятно
потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых
пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений
между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего
кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не означает
того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или оружие штамповали
все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом.
Их потенциальными заказчиками могла быть только знать (а таковых было несоизмеримо
меньше, чем простых людей). Если услуги строителя при постройке дома были нужны
почти каждому, то оружие требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и
стоило приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в силу своей
бедности. К тому же воины в мирное время были земледельцами и это оружие просто
бы хламилось за не надобностью, а в военное время армия вооружалась, наверное, за
счет казны. А после похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли
по своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся, то заказывать
новое оружие можно было не всякий раз, когда затевалась война. Да и армии в условиях
тогдашней численности населения были не такими уж и большими. Все это и наводит
на мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности
государства и высших слоев населения и существовало их мало.
В
судебнике Хаммурапи отмечаются также и профессиональные занятия. Первые места среди
них придворные служащие, из которых в сборнике назван только Manzazum (вероятно,
царский телохранитель) и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной
близости к царю, как средоточию светской и духовной власти. Из других государственных
служащих в сборнике Хаммурапи упоминаются не совсем ясные по своим функциям:
Баирум
- вероятно, легковооруженный солдат.
Редум
- вероятно, тяжеловооруженный солдат.
Декум
- вероятно, нечто вроде фельдфебеля.
Лубиттум
- вероятно, один из офицерских чинов.
В
соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное
положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи
отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179) этими названиями
были, вероятно, представлены различные категории жриц), а также храмовая дева и
храмовая блудница (п. 181).
Жрицы-надитум,
по-видимому сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались
также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов,
так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность
нисколько не изменилась и после того, как с 1789 г. вся обитель вошла в состав царского
хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили
из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических
условиях - удела их современниц - и от домашних забот, они, бывало, доживали до
глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно
из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении обитель
надитум получали приданное в виде кольцевидных слитков серебра, дальних
предшественников монеты. За время жизни в обители они покупали частную собственность
и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также
участвовали в торговле.
Торговля
Месопотамия
сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья:
металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили
ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.
К
моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние
традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала
устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99)
"Если
человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который
будет, они должны перед богами разделить поровну ". (т. е., скорее всего,
в храме бога Шамаша, покровителя купцов).
Торговое
" товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако оно
не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества ", куда партнеры
вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии со вкладом
каждого. Дело скорее всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в
товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое
предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового
путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток
делился между партнёрами пополам.
Но,
в основном, торговые предприятия осуществлялись, Шамаллумами - торговыми агентами
и Тамкарами - крупными государственными служащими, находящихся, как правило, в метрополиях.
Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать
и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому
хозяйству, тем не менее не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между
тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим
торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом
в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо
товарами, которые тот пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся
прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить
шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также
некоторое жалованье.
"Если
тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие,
а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда
он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все
серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара
".
При
этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу. Очевидно,
что торговая прибыль подсчитывалась после того, как "отложат " основной
капитал и проценты на него. Именно поэтому в п.100 предусматривается подсчет роста
на доверенный шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал
и рост на него. Затем уже из " чистой " прибыли тамкар расчитывался с
шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому
лицу, должны в любом случае давать рост (в том числе и деньги, вложенные в "
товарищество "). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина торговой
прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае
вернуть тамкару удвоенный капитал (что и говорится в п.101), т. е. минимальная
прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного
выше. И лишь в том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ,
тот должен был вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил
никакой прибыли (п. 102). Участие в торговых операциях, следовательно, было гораздо
более выгодным делом, чем просто отдача денег в рост. Однако оно было вместе с тем
и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела
дня случались достаточно часто. И не случайно поэтому п. 103 предусматривает снятие
с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа.
"Если
на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться
богом и быть свободным от ответственности ".
Если
он был ограблен на той территории куда простиралась власть вавилонского царя, то
в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков
за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки
были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между
Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока
ничего не известно, да и вообще о международных отношениях Вавилона того времени
известно на настоящее время очень мало.
Остальные
пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег тамкар мог
дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум
должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.
"Если
тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи,
то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить
документ с печатью о серебре, которое он дал ".
Поскольку
здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума, то возможно два предположения:
1) Их взаимоотношения на этот случай уже предусмотрены. 2) либо это какое-то дополнительное
поручение шамаллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и
то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного рода торговые
операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого предположения
неясен смысл п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял
у тамкара соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью,
не причисляется к счету ". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных
книгах са-мих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете куда
серебро вносилось именно при предьявлении документа, а не денег. Такой счет мог
быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс.
Карум
в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать
лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось
как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение
в параграфах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром.
Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получение этого серебра,
то тамкар должен был изобличить его перед богом и свиде-телями " (
судебные заседания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум был обязан вернуть
взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный
поступок против своего шамаллума то он подвергался еще более тяжкому наказанию:
он обязан был вернуть серебро шамаллуму в шестикратном размере. (что говорится
в п. 107)
Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права. Аренда и ростовщичество
Законы
Хаммурапи уделяют большое внимание аренде недвижимости (в первую очередь полей
и садов), а также закладу и обеспечению ссуд. Существовало два вида земельной аренды:
с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая (при аренде
сада- до 2/3) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том случае,
если в аренду отдавался необработанный участок (речь идет о пустоши, или так называемой
" мертвой земле ", подвергшейся затоплению во время одного из больших
половодий). В этом случае арендная плата взымалась только начиная с четвертого
или пятого года. Причем если человек, арендуя эту целинную землю, не поднял ее,
то это не освобождало его от взятых им на себя обязательств. (п. 44).
" Если человек арендует на 3 года целину для
поднятия, но, по лености, не возделает поля, то на четвертый год он должен поле
вспахать, вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему
по 10 курру хлеба за 1 бур ".
Очень
важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах учел также различные
природные катаклизмы, что можно проследить в пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно
в п. 48, который гласит, что:
"
Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение
унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом
году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, а также и
прценты за этот год он может не отдавать ".
Из
вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы были не таким уж
и редким явлением в Вавилонии и, что Хаммурапи был достаточно дальновидным царем,
понимавшим, что человек бессилен что-либо противопоставить стихии и если не руководствовался
гуманными соображениями, то, во всяком случае пытался поддерживать численность свободных
общинников, а именно они и были основными налогоплательщиками, на должном уровне,
не руководствуясь сиюминутной выгодой (ведь свои деньги в качестве налогов он с
этой сделки все равно по- лучил бы), так как если этого попавшего в беду общинника
заставить отдавать долг, то он, не имея из каких средств отдать, должен будет залезть
в другой долг и в конце концов может попасть в долговое рабство.
Это
можно проследить и в других статьях, не касающихся арендоростовщических отношений.
Например в статье 266, гласящей, что пастух не несет ответственности если падеж
в загоне произошел по воле бога.
Обьектом
аренды могла быть не только недвижимость, а также любое движимое имущество. В статьях
236 - 239 говорится о найме речных судов для транспортировки различных грузов водным
путем. Наличие этих статей в кодексе наверное можно объяснить тем, что построить
какое-нибудь, хотя бы мало-мальски пригодное судно в те времена было делом хлопотным
и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый, но в тоже время в транспортных
средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось
нанимать. Водный путь следовательно был самым оптимальным средством осуществления
торговых сделок, ибо в статье 239 можно проследить следующее:
"Если
человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру хлеба в год ".
Здесь
речь идет не о каком-нибудь разовом рейде, а о целенаправленной долговременной торговой
деятельности, которая и осуществлялась речным путем.
Говоря
о всех этих корабельных делах, хотелось бы упомянуть о еще одной статье достаточно
интересной по содержанию. Это статья 240.
"Если
судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по течению, и потопит
его, то хозяин судна, чье судно было потоплено, должен клятвенно показать перед
богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее вниз по течению, должно возместить
ему судно и все погибшее у него ".
Судя
по содержанию этой статьи вавилонские реки, были достаточно сильны, и путь вниз
по течению был достаточно трудоемок и опасен, т. к. только в условиях сильного течения
можно испытывать затруднения в управлении суд-ном. Интересно и то, что виновато
оказывалось судно, идущее вверх по течению, видимо Хаммурапи считал, что у идущих
вверх больше шансов увернутся от столкновения. Другой вопрос - были ли в реальной
жизни идущие вверх все время виноваты, ведь если человек имеет больший шанс уклониться,
это не значит, что он обязательно должен быть в состоянии им воспользоваться.
Еще
одним объектом из движимого имущества, часто бравшимся в аренду был скот. И это
не удивительно, ведь все сельское хозяйство держалось на нем. С помощью него пахали,
перевозили различные грузы, крутили жернова и т. д.. Но скот в те времена сам по
себе стоил не малых денег, а потом еще нужно было отстегивать средства, чтобы его
содержать, а меж тем в тягловой силе животных нуждались все земледельцы. Вот и приходилось
тем, кто не имел скота как-то выкручиваться, брать в аренду. По-видимому это было
достаточно частым занятием и столкновения между арендаторами и владельцами по различным
причинам тоже происходили, раз Хаммурапи решил отвести для него ряд законов. В частности
статьи 241 - 249 рассматривают возможные конфликты между арендатором и хозяином
животного. Причем здесь Хаммурапи тоже учел случаи потери животного, происшедшие
не по вине арендатора. Например в п. 249 говорится, что: " Если человек наймет
быка и его поразит бог, так что он падет, то
человек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть сводным
от ответственности ".
Теперь
поговорим о еще одной сфере экономической деятельности - об ростовщичестве. Ростовщичество,
как известно, существовало в разных странах и Вавилон, конечно же, не был исключением.
Если богатые могли обеспечить себе хорошую жизнь, то бедные, а таковых было, естественно,
большинство вынуждены были хоть как-то сводить концы с концами и, пытаясь достать
хоть немного денег, прибегали к заему у других. Такими финансовыми источниками могли
быть только состоятельные люди, например те же самые тамкары или зажиточные общинники.
Естественно брать в займы было невыгодно, ведь потом этот долг приходилось отдавать
с процентами, но когда речь шла о выживании самого человека и его семьи, то над
этим не особенно долго размышляли.
Кредиторы,
видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в " аренду " землю
в счет уплаты долга, причем даже и землю на которой уже зреет урожай. Доход кредитора
от такой " сделки " мог значительно превышать сумму долга вместе с процентами.
Такое злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают (п. 49 - 51 и 66). Законы Хаммурапи
содержат положение, согласно которому должник в случае неурожая может переписать
долговую расписку на следующий год и освобождается от уплаты процентов за этот дополнительный
год (п. 47 и 48).
В
Законах Хаммурапи имеется также и ряд других статей, направленных на ограничение
ростовщичества и защиту свободных общинников от злоупотреблений со стороны кредиторов.
Так, устанавливается предельный размер ссудного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра
(п. 89)
"Если
тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять
100 ка зерна как процент - если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль
серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ще как процент ".
Кредитор,
взыскавший более высокий процент, " теряет то, что дал " (п. 91). Определена
также ответственность кредитора за всякого рода мошеннические махинации при расчетах
(п. 92 - 94), причем в некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с недобросовестного
кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми
материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг (т. е., например,
зерном вместо денег и т. п. - п. 96). Самоуправное изъятие имущест-ва в счет долга
карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого (
п. 113).
"Если
человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет
хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба
из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый
им хлеб, а также теряет все, данное им в долг ".
Законы содержат также статьи, ограничивающие долговое
рабство, по которым свободно рожденный человек, отданный в долговую кабалу или проданный
в рабство, подлежит освобождению через три года (п. 117). Характерно, что Законы
Хаммурапи избегают употреблять термин " раб " по отношению к таким людям.
В Старовавилонский период для обеспечения уплаты долга существовал особый институт
непутум " заложников ". В отличие от случая долговой кабалы такой заложник
брался насильственно заранее и содержался как бы в частной долговой тюрьме в обеспечение
уплаты. Здесь тоже происходили различные злоупотребления, которые Законы Хаммурапи
запрещают (п. 114 и 116). В частности, если заложник умрет в доме своего кредитора
" от дурного обращения ", то кредитор отвечает как за убийство, а также
теряет право на взыскание долга.
"Если
заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев и дурного обращения, то хозяин
заложника должен изобличить своего тамкара, если взятый в залог - сын человека,
то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра,
а также теряет все, данное им в долг ".
То,
что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара, наводит на мысль о том,
что именно они и были главными ростовщиками. И это не удивительно, ведь ведя торговлю
они получали приличные прибыли, это и позволяло им вести ростовщическую деятельность,
которая, в свою очередь, тоже приносила немалый доход. Однако это не значит, что
другие свободные общинники не могли заниматься ростовщичеством, просто они, наверное,
занимались этим гораздо реже чем тамкары.
Тут
же речь идет и оторговых и кредитных сделках содержательниц питейных домов (п.
108 - 111). За обвешивание они караются " женской " смертной казнью
- утоплением.
"Если
корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру, принимает серебро по слишком большой
гире и тарифное количество сикеры уменьшает по отношению к тарифному количеству
хлеба, то эту корчемницу должно изобличить и бросить ее в воду ".
Казнь
грозила ем и в случае, если они не донесут о сговоре между посетителями их заведений
с целью совершения преступления (п. 109).
Законы
показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение
задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество. С одной стороны, это
можно рассматривать как мероприятия, предпринятые в русле его общей экономической
политик; с другой же - здесь явно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего
перед собой задачу прочного объединения страны, расширить свою социальную базу,
на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили
половинчатый характер и никак не могли решить вопрос о кабальных займах, который
начал вырастать в главную проблему эпохи. Положения о недействительности заемных
сделок на условии процента выше 1/3 (!) основной суммы носили явно утопический
характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от
предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует
более никогда не получать взаймы. К тому же, как уже было сказано, основными ростовщиками
были царские чиновники (те же тамкары), а также храмы (жрицы которых, в частности,
надитум, будучи богатыми, нередко вели собственную торговлю и также могли заниматься
ростовщичеством), и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно.
Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем:
заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким к нему попадал, и ему
предстояло либо сейчас же вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к " защите
" царского или храмового хозяйства.
biofile.ru
Билет 24.Старовавилонское царство.Внешняя политика царя Хаммурапи
В самом начале II тысячелетия до н.э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с [48] запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Евфрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья.
Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре.
Хаммурапи построил в Вавилоне два больших храма и реставрировал храмы в других городах. При нем были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и новые каналы. В одной из своих надписей он провозглашает: «Когда боги даровали мне власть, я приказал рыть канал под названием Хаммурапи — благословение людей, чтобы в страну текла вода плодородия. Я обратил пустыню в плодородную землю, даровал воду, которая не иссякнет. Я привлек в страну толпы народа, дарован им плодородие, изобилие и мирные жилища».
Когда Хаммурапи в 1792 г. до н.э. стал царем Вавилона, город этот ничем особенным не отличался. Власть его распространялась на весьма незначительную территорию — от северной до южной границы насчитывалось около 130 км, а от западной до восточной — не более 35.
В Хаммурапи сочетались качества хитроумного дипломата, умелого полководца и опытного правителя. Он заключал выгодные ему союзы с соседними странами, а затем нарушал их, когда считал это необходимым. Ему удавалось также сталкивать другие государства, опять же не без выгоды для себя. В результате такой политики, подкрепленной успешными военными кампаниями, за сорок два года правления Хаммурани Вавилон превратился в центр крупного по тем временам государства.
В годы правления Хаммурапи в Вапилоне сложился централизованный государственный аппарат с четко разграниченными функциями. До наших дней сохранилось 55 табличек с приказами Хаммурапи наместникам, военачальникам, послам Вавилона в различных странах и другим официальным лицам. Они касаются смещений и назначений чиновников, проведения переписи, мобилизации населения в отдельных областях, строительства сооружений, размеров вводимых налогов.
В Лувре (Париж) в одном из прекрасных залов установлена стела из черного базальта. Книзу столб слегка расширяется, а верх его украшен рельефом с изображением двух фигур. Справа на тропе сидит бог солнца — Шамаш, олицетворявший справедливость. На нем длинная одежда с поперечными складками, на голове — высокая тиара; большая борода спускается на грудь. Перед ним в почтительной позе — царь Хаммурапи. На голове царя — круглая шапка; одежда — из тяжелой ткани, прямыми складками спускающаяся до самых ступней, правое плечо [49] открыто. Одна рука поднята. Шамаш протягивает царю жезл и обруч — знаки царской власти. Поверхность столба, от рельефа до основания, и вся оборотная сторона покрыты знаками вавилонской клинописи — здесь записаны 282 параграфа свода законов царя Хаммурапи, определяющих правовые, юридические и хозяйственные положения Вавилонского царства.
Базальтовая стела из Лувра — одна из самых любопытнейших и ценных находок в истории человечества — найдена в 1901 г. французскими археологами в г. Сузы.
Законодательство Хаммурапи носило ярко выраженный классовый характер. Оно охраняло права собственности рабовладельцев. Даруя некоторые льготы свободным беднякам, законодатель был беспощаден к рабам. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Об этом говорит перечень профессий, упоминаемых в кодексе: горшечники, каменотесы, кузнецы, кожевники.
«(Вот) справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и (тем самым) давший стране истинное счастье и доброе управление...
Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему (его) дело, пусть он увидит свое решение, п(у)сть (ус) покоит свое се(рд)це и пусть сильно скажет: „(Ха)ммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом"», — провозглашал царь.
По судебнику непочтение к родителям, лжесвидетельство, покушение на чужую собственность и лишение воды соседей наказывалось очень строго.
«Если сын ударил своего отца, (то) ему долиты отрубить руку». «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, (то) должны ему выбить зуб». [50]
Иногда увечье заменялось штрафом. В сомнительных случаях обвиняемого бросали в священные воды Евфрата; если ои оставался жив — наказывали обвинителя. Можно было приносить жалобы местным судьям, затем — в верховный суд и наконец самому царю.
Крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчиков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами были скот, хлеб, серебро, медь,
Из кодекса Хаммурапи мы узнаем о рабовладельческих отношениях в древнем Вавилоне. Особое распространение получило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть долг, он обязан был отработать его либо лично, либо за него должны были трудиться дети. Кодекс Хаммурапи ограничил долговую кабалу: отдать в рабство за долги можно было теперь на три года.
Вавилонское общество в период правления Хаммурапи достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго. Страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Около 1740 г. до н.э. началось нашествие касситов,9) захвативших северные области Вавилонии, а в дальнейшем продвинувшихся и в Южную Месопотамию.
Другим врагом оказалось сильное Хеттское царство, о возникновении которого говорилось выше. В самом начале XVI в. до н.э. хеттский царь Мурсалис I захватил и разграбил Вавилон. Правда, хетты здесь не укрепились и ушли с награбленной добычей обратно в Малую Азию. Зато касситы овладели наконец Вавилонией полностью, и в стране утвердилась касситская династия (1518—1204 гг. до н.э.).
Спустя много лет после смерти Хаммурапи войско эламитов совершило набег на Вавилонское царство. Эламский царь приказал своим воинам захватить как трофей стелу Хаммурапи и поставил ее на площади перед дворцом в своей столице Сузах.
Эламскому царю не нужны были вавилонские законы. Ои захватил этот памятник только для того, чтобы, глядя на него, люди думали, как велик и могуч их царь, совершивший набег иа Вавилон.
По-видимому, он даже собирался стереть текст законов и заменить его своей надписью, но уничтожил лишь несколько строк. Поврежденный памятник, к счастью, уцелел при разрушении Суз в середине VII в. до н.э. и, пролежав в земле две с половиной тысячи лет, был найден в 1901 г. французской археологической экспедицией.
Вавилон в дальнейшем не раз подвергался разгрому, но каждый раз поднимался из руин и в VII—VI вв. до н.э. вновь достиг расцвета. Только в III в. до н.э. он окончательно теряет свое значение и большая часть его жителей переселяется в возникший поблизости эллинистический город — Селевкию. [51]
Замечательные памятники Вавилона были раскопаны археологами, что дало возможность получить наглядпое представление о грандиозных сооружениях одного из крупнейших центров древнего мира.
Билет 25. Сельское хозяйство, ремесло, торговля по Законам Хаммурапи.
Сельское хозяйство
Месопотамия (а в переводе на наш язык - Междуречье), расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. ЗемлиМесопотамии отличалисьисключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, которые осуществлялись бы круглый год. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём говорится в п.53: «Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет про- рыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил».В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54): «Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить междусобой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода»1.В Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, вследствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например, в п.43, направленном на арендаторов, говорится: «Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля»1. Другие две статьи имеют примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно, то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.2.2.РемеслоПрежде всего, надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности, в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это можно проследить в п. 188, гласящем: «Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду»2.Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь воины были в свободное от походов время земледельцами и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям, то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник не хотел отказываться от усыновленного ребенка. В судебнике Хаммурапи отмечаются и профессиональные занятия. Первые места среди них занимают придворные служащие и высшее жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю, как средоточию светской и духовной власти. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179).Жрицы-надитум, по-видимому, сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении в обитель надитум получали приданое в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они приобретали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.2.3.ТорговляМесопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.Сначала устанавливался общий принцип партнёрства (п. 99): «Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну». (скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов).Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период, однако, оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного общества", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят прибыль или убыток в соответствии с вкладом каждого. Дело, скорее всего, заключалось в том, что один из партнёров участвовал в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредственно осуществлял торговое предприятие - труд наёмный, да и к тому же небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал " вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между партнёрами пополам. Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись шамаллумами - торговыми агентами и тамкарами - крупными государственными служащими, находящимися, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому хозяйству, тем не менее, не лишил их прежней их сферы частной деятельности. Между тамкарами и шамаллумами отношения строились совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом в качестве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые тот пускал в оборот. Текст п. 100 заставляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамаллуму " его дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое жалованье. «Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверенное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара»1.Участие в торговых операциях было выгодным делом. Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто. И не случайно в п. 103 предусмотрено снятие с шамаллума всякой ответственности, если он по пути сделался жертвой грабежа. «Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности»2. Если он был ограблен на той территории, куда простиралась власть вавилонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться на возмещение убытков за счет той общины, на территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно.Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром ишамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи (п. 104). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.Нарушение доверия в Законах Хаммурапи рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107, предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получении этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере (п.106). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть сереброшамаллуму в шестикратном размере (п. 107)
lektsia.com
Неотчуждаемый земельный участок вместе с домом и садом в Древнем Вавилоне, выделенный царем за службу воину (редуму или баируну).
10. Царский служащий низшей категории в Древнем Вавилоне ("бьющий челом")...
11. Титул правителя в Древнем Китае, получивший после сакрализации его власти и личности титул "сына Неба" и статус первосвященника...
12. Название "школы легистов" получило одну из течений правоведение в:
1) Древнем Китае
2) Афинах;
3) Спарте;
4) Древнем Риме;
13. Выберите характерные особенности деспотических государств на Древнем Востоке:
1)вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная) сосредоточена у единоличного правителя государства;
2)сакрализация государственной власти
3)привлечение населения к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ)
4)наличие развитого бюрократического аппарата управления.
5)наличие выборных органов на местах
14. В каком из государств Древнего мира сакрализация власти правителя достигла наивысшей формы:
А. Древнем Египте
Б. Древнем Вавилоне;
В. Древней Индии;
Г. Древнем Китае;
15. Перечислите характерные черты древневосточных обществ:
1) преобладание коллективной собственности над частной
2) наличие жесткой иерархии
3) длительное сохранение сельской общины
4) массовое использование рабского труда
5) развитые торговля и ремесла;
6) наличие выборных органов государственной власти;
16. В каком из государств Древнего Мира существовали квалификационные экзамены для чиновников:
1) Древнем Китае
2) Древней Индии;
3) Древнем Вавилоне;
4) Древней Ассирии;
17. Какая из перечисленных варн в Древней Индии не относилась к "дважды рожденным" (двиджати):
1) шудры;
2) брахманы;
3) вайшьи;
4) кшатрии;
18. Перечислите, какие мероприятия были проведены в ходе реформ Шан Яна в Древнем Китае:
1)Регламентировано общинное землепользование и введена круговая порука в отношении государственных повинностей.
2)Ликвидированы последние остатки родового строя;
3)Повышен престиж военного ремесла, знать в обязательном порядке должна была овладеть военным делом;
4)Была ликвидирована система долгового рабства;
5)Создана новая административно - территориальная структура с делением уездов на пятидворья и десятидворья, связанные с круговой порукой;
19. Как называлась социальная прослойка в Древней Индии, которая привлекалась к исполнению обязанностей тюремщиков, палачей и могильщиков:
1) чандалы
2) шудры;
3) вайшьи;
4) кшатрии;
20. Соотносите названия правителей стран Древнего Мира:
Фараон - Древний Египет
Лугаль - Древний Вавилон
Раджа - Древняя Индия
Ван - Древний Китай
21. Соотнесите понятия и их определения:
Агама - в дхармашастрах Древней Индии титул собственности, поддающейся измерению и исчислению, а также триада доказательств собственнических прав: документ, свидетельские показания, пользование вещью;
Артхашастра - в Древней Индии жанр светской литературы, трактатов об искусстве политики и управления государством;
Веды - Древнейшие памятники индийской религиозной литературы, содержавшие
религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания и мифы.
Мантрипаришад - В Древней Индии совещательный орган при правителе;
Панчаит - общинный совет с судебными полномочиями в Индии;
22. Соотнесите понятия и их определения:
Шамалум - торговый агент в Древнем Вавилоне;
Шакканум - чиновник в Древнем Вавилоне, ответственный за сбор налог;
Тамкар - государственный торговый агент и сборщик податей в Древнем Вавилоне, купец, ростовщик, заимодавец и исполнитель отдельных царских поручений;
Мушкенум - царский служащий низшей категории в Древнем Вавилоне;
Баирум - профессиональный воин в Древнем Вавилоне, получавший от правителя за службу земельный участок;
23. . Убийство кошки в Древнем Египте:
А. рассматривалось как преступление религиозного характера
Б. не считалось преступным деянием;
В. причинение имущественного вреда
Г. мелкий проступок;
24. Принцип талиона, при вынесении наказаний в Древнем Мире означал:
1) принцип возмещения ущерба (возмездие)
2) устрашение;
3) перевоспитание
4) обращением за милостью к богам;
25. Какие из законов Древнего Мира давали право на развод, если жена не рожает детей - на восьмом году; если рожает детей мертвыми - на десятом году; если рожает только девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно:
1) законы Ману
2) законы XII таблиц;
3) институции Гая;
4) законы Хаммурапи;
Ласидоносор принес брачный дар (задаток в дом будущего тестя и отдал выкуп (тирхату). Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор об имуществе по законам царя Хаммурапи?
1) отец девушки должен вернуть все в двойном размере
2) отец девушки должен вернуть все в тройном размере;
3) отец девушки должен вернуть задаток и выкупную плату;
4) отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе;
По законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае
Такого права она не имеет
1) в случае долгого безвестного отсутствия;
2) в случаи неверности мужа;
3) в случае неспособности содержать семью;
.
bazarefer.ru
Общественный строй вавилонского царства государство древнего вавилона судопроизводство в вавилоне
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
Основные вопросы темы:
Общественный строй Вавилонского царства
Государство Древнего Вавилона
Судопроизводство в Вавилоне
Содержание учебного материала:
Другим очагом древнейшей государственности было Междуречье (или Месопотамия) – долина рек Тигра и Евфрата. Как и в Египте, благодатный климат и плодородные почвы, образованные наносами ила при разливах рек, обусловили здесь раннее появление цивилизации. Но эта страна, открытая миграции различных народов – своеобразный «перекресток дорог», – формировалась под влиянием многих этнических и культурных влияний.
В IV–III тыс. до н. э. южную Месопотамию населяли шумеры, а на севере расселились племена аккадцев. Именно тогда возникли здесь самые древние города-государства. Дошедшие до нас легенды о правителе города Урука Гильгамеше, объединенные неизвестным автором в эпическую поэму, дают представление о жизни таких государств. Возвышение отдельных центров и подчинение ими соседних территорий приводили к кратковременной централизации в Междуречье. Так, археологические и исторические данные свидетельствуют о могуществе правителей Лагаша (XXIV в.), Аккада (XXIII в.), Ура (XXI в.), пытавшихся в III тысячелетии до н. э. создать сильное единое государство.
В результате расселения в Месопотамии аморейских племен в начале II тыс. до н. э. здесь сложилось Древневавилонское царство, объединившее все Междуречье. Расцвет его связан с именем царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Приведя к покорности правителей юга и севера, создав централизованное государство, Хаммурапи укрепил его, проведя реформы. В конце правления им был создан свод законов, который отразил не только традиционные правовые нормы, существовавшую судебную практику, но и закрепил царские нововведения. Этот замечательный памятник раннего письменного права был обнаружен археологами в начале XX в. Черный базальтовый столб с клинописным текстом законов венчало изображение самого Хаммурапи, стоявшего в молитвенной позе перед богом Шамашем, который вручал царю свиток с законами. Так подчеркивалось божественное происхождение судебника.
Общественный строй Вавилонского царства
Крупнейшим собственником земли и рабов в Древнем Вавилоне было деспотическое государство. Сохранялись и общинные отношения собственности в сложном сочетании с развивающейся частнорабовладельческой собственностью. По законам Хаммурапи (далее – ЗХ) общество резко делилось на свободных и рабов. В кодексе можно видеть и закрепленное законами сословное неравенство.
Привилегированное положение занимала светская и жреческая знать. Помимо жрецов к ней следует отнести военных командиров, чиновников, крупных торговцев и ростовщиков – тамкаров. Эти круги вавилонского общества владели землей, рабами, другим имуществом.
В численном отношении преобладал класс мелких свободных производителей-общинников (авилум), живших преимущественно личным трудом. Среди них могли быть как рабовладельцы, так и те, кто не имел рабов. Общинники несли повинности в пользу государства. Как видно из законов, община в этот период переживала расслоение: часть авилум разорялась и даже попадала в долговое рабство, другая часть приобретала земли и рабов. О росте числа безземельных свидетельствуют законы об аренде земли (ЗХ, ст. 42), найме рабочих (ст. 257), о положении должников (ст. 115).
Интерес представляет категория населения, названная в ЗХ мушкенум. Лично свободные, но экономически зависимые, мушкенумы были тесно связаны с царским хозяйством и на условиях обязательной царской службы владели землей и рабами. Они не были объединены в общины и по социальному положению стояли ниже авилум (ЗХ, ст. 196–223).
Низший слой общества составляли рабы. Их число пополнялось, в основном, за счет взятых в плен иноземцев. Но рабами могли стать и свободные в силу каких-либо обстоятельств. Таковыми были, например, преступники. Рабами становились и несостоятельные должники. Хаммурапи пытался бороться с долговым рабством, которое стало настоящим бичом для вавилонян, он ограничил срок порабощения за долги тремя годами и установил ответственность хозяина за жизнь и здоровье должника (ст. 116–117).
Рабы могли принадлежать «дворцу» (т. е. царю), храму, авилуму или мушкенуму. Их продавали, отдавали в залог, использовали на общественных работах и в частном хозяйстве. Уровень развития общества не позволял полноценно применять рабский труд (основными производителями оставались свободные). Рабство, как и в Египте, носило патриархальный характер. Рабы чаще всего жили в домах хозяев. Нередко возникали браки между рабами и свободными. По ЗХ дети от таких браков становились свободными, а в случае, если отец признавал детей (для этого он должен был при свидетелях сказать: «Мои дети»), – и наследниками его имущества наравне с детьми от свободной женщины (ст. 171–172). Вместе с тем рабы жестоко наказывались за неповиновение и побег (ст. 282), суровая кара ждала и тех, кто укроет беглого раба или сбреет рабский знак (ст. 15, 16, 19).
Семейные отношения были постоянным предметом заботы общества, поскольку семья являлась важным элементом его структуры. Брак заключался на основании письменного договора при свидетелях (ЗХ, ст. 128). От жениха требовался брачный дар (выкуп), невеста приносила в семью приданое, право на которое сохраняла и тогда, когда брак распадался (ст. 182–183, 160–164).
Положение мужа и жены было в древневавилонской патриархальной семье, разумеется, не равным. Мужчина мог отвергнуть бездетную жену, взять в дом наложницу, даже продать жену и детей за долги (ст. 137, 145, 117). Жестоко наказывалась неверность жены (ст. 143). Вместе с тем законы давали женщине некоторые права: право уйти от мужа, если он не добродетелен (ст. 142, 149), право наследовать имущество мужа (ст. 171–172), в случае болезни жены муж обязан был заботиться о ней до ее смерти (ст. 148).
Судебник предусматривал также права наследования для детей, условия завещания имущества (ст. 105) или, по воле главы семьи, лишения наследства (ст. 168–169). Жизнь семьи находилась под опекой общины. Так, вдова не могла вторично выйти замуж без ведома общинных судей (ст. 177).
Религия Древнего Вавилона была отражением представлений многих народов, населявших Месопотамию. Пантеон богов складывался столетиями. Во II тысячелетии особенное влияние приобрел культ бога Мардука. Богам строили многоступенчатые храмы (зиккураты), приносили жертвы и дары. Значительными фигурами в обществе были жрецы, прорицатели, другие служители культа (в ЗХ, ст. 178–180, говорится, к примеру, о различных категориях жриц). Мифологические сюжеты отражены в прекрасных памятниках древневавилонской литературы, таких как «Эпос о Гильгамеше», «О сотворении мира», «Эпос об Эрре» и других. Со времени Хаммурапи сам город Вавилон («Врата бога») на протяжении многих столетий оставался не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и средоточием высокой многоэтнической культуры.
Государство Древнего Вавилона
Древневавилонское царство, как и Египет, являлось деспотией. В руках правителя были высшие административные, судебные, военные и религиозные функции. Дошедшие до нас письма Хаммурапи чиновникам на местах свидетельствуют о том, сколь детально вникал он в хозяйственные и политические дела государства. Административная система государства была систематизирована и строго централизована.
Все нити управления находились в руках царя, «солнца Вавилона», наместника бога на земле. Ближайшим помощником властелина был «управитель дворца», первый чиновник государства. Он имел свой аппарат, с помощью которого направлял и контролировал работу разнообразных ведомств. Специальные должностные лица были ответственны за ирригацию (очистку каналов, сооружение плотин), организацию общественных работ, сбор налогов, комплектование войска, охрану порядка и так далее.
Очень интересной фигурой среди чиновников был тамкар. Крупные торговые агенты и ростовщики, превращенные в государственных служащих, тамкары следили за поступлением податей в царскую казну, правильностью торговых сделок, своевременными поставками необходимых товаров. Им было дано право выкупа из плена соотечественников за счет государства. Они имели (как и другие служащие) пожалованные царем земли и в одном лице соединяли экономическую и политическую власть. Хаммурапи стремился ограничить произвол ростовщической деятельности тамкаров (ЗХ, ст. 89–95) и поставить под строгий контроль торговые операции шамаллумов, помощников тамкаров (ЗХ, ст. 100–107).
На местах управление было возложено на представителей царской власти – рабианум. В их распоряжении находились городские старосты, а в общинах они возглавляли органы общинного самоуправления (советы). Рабианум несли ответственность за подати на местах, мобилизацию населения на работу или в ополчение, решали споры, а также защищали интересы общинников (ЗХ, ст. 23).
Войско при Хаммурапи формировалось из воинов-профессионалов и ополчения. Воины, состоявшие на царской службе, получали от царя землю и дом, которые не подлежали отчуждению (продаже или дарению:ЗХ, ст. 35–38). Если воин попадал в плен, надел некоторое время сохранялся за его семьей и только после трех лет отсутствия воина передавался на условиях несения воинской повинности другому (ст. 27–32). Военная реформа Хаммурапи предусматривала укрепление организации, вооружения и дисциплины в войске, что обеспечило сохранение единого и сильного государства в годы его правления.
Созданное Хаммурапи государство просуществовало при его потомках еще более 200 лет, постепенно ослабевая под ударами внутренних и внешних врагов. Вторжение с востока в Месопотамию пастушеских племен касситов ускорило его распад.
Судопроизводство в Вавилоне
Хаммурапи реорганизовал судебную систему, приведя ее к единообразию. Верховным судьей являлся сам царь. Роль жрецов в судопроизводстве была ограничена, так как наряду с храмовыми и общинными судами повсюду на местах действовали царские судьи.
Законы были составлены Хаммурапи в конце его правления и явились своеобразным итогом его деятельности. Они кодифицировали (собрали воедино) существовавшие ранее нормы традиционного устного права и, вместе с тем, законодательно закрепили изменения в обществе. Так, черты старого родового права (например, наказание по принципу талиона – ст. 196–197) сочетались в них с нововведениями: введением штрафа (ст. 203), ограничением ростовщического процента (ст. 89), сокращением срока долгового рабства (ст. 117)…
Свод состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Во введении и заключении Хаммурапи провозглашал божественное происхождение своей власти и создаваемых установлений, а также декларативно определял цель законов: «…чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого…»
Конечно, законы отражают далеко не гуманные отношения классового общества, они социально дифференцированы. Так, например, за одно и то же преступление наказание для разных социальных групп могло быть различным (ст. 200–201). Однако их издание было чрезвычайно прогрессивным актом, позволившим ограничить произвол «сильных», то есть, богатых или наделенных властью. Особое внимание уделено в первых же статьях свода ответственности судей за принятое решение (ст. 5), лжесвидетельству (ст. 3), клевете (ст. 1). Законы, как уже говорилось, защищали права собственности (дворца, храма, царских воинов, мушкенумов и авилум), регулировали торгово-денежные отношения, определяли брачно-семейное право, стояли на страже жизни и здоровья вавилонян.
Система наказаний была очень суровой, а виды их разнообразны – от изгнания из общины или штрафа до таких жестких мер, как членовредительство, «убийство на месте», «сажание на кол» или «разрывание скотом». В качестве метода судебного дознания применялась и ордалия – так называемый «божий суд», суть которого заключалась том, чтобы установить виновность или невиновность человека, положившись на волю богов, например, бросив в Реку (если не утонет – невиновен: ст. 2, 132). Интересно, что подчас единственным доказательством невиновности обвиняемого могла служить данная им клятва (ст. 20, 249, 266). Чаще же всего, для выяснения дела в суд нужно было представить свидетелей (ст. 10–13).
Современный правовед может усмотреть в кодексе Хаммурапи существенные недостатки: законы не полны, примитивны, плохо систематизированы и т. д. Однако надо помнить, что правовая человеческая культура только закладывалась. Для своего времени названные законы были самым обширным и совершенным юридическим документом, даже если сравнивать их с законами, созданными несколько столетий спустя (среднеассирийскими или хеттскими).
МОДУЛЬ 3
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Основные вопросы темы:
Общество древней Индии
Государственный строй
Суд и право
Право собственности
Обязательства
Брачно-семейное право
Уголовное право и процесс
Содержание учебного материала:
В древности Индией называли обширную территорию на полуострове Индостан. Природные условия этой страны отличались большим разнообразием: плодородные долины рек Инда и Ганга с притоками, горные хребты и плоскогорья, густой джунглевый лес. Климат жаркий и влажный: ирригация не была здесь основой земледелия.
Очаг древнейшей цивилизации существовал в районе Инда еще в III тыс. до н. э. Загадочное государство с центром в Хараппе оставило археологам развалины многочисленных благоустроенных городов, следы высокой культуры и неразгаданные письмена на индских печатях. Гибель «культуры Хараппы» также покрыта завесой тайны. По одной из версий причины упадка были связаны с вторжением на Индостан племен индоариев.
Во II тыс. до н. э. в долине Инда и Ганга сложились отдельные государства, что было результатом завоевания и расселения пришельцев. Но лишь к IV в. до н. э. появилась возможность создания единого образования. Им стала держава Нандов на Ганге. В конце того же века в борьбе с греко-македонскими войсками возвысился полководец Чандрагупта, который стал основателем империи Маурьев. В царствование его внука, царя Ашоки (268–231 гг. до н. э.), империя достигла расцвета. В нее вошли почти все территории Индостана, за исключением крайнего юга. Сильное государство, объединившее в одно политическое целое различные по языку, культуре и этнической принадлежности народности, просуществовало более полутора веков.
Общество древней Индии
Особенностью общественного строя Индии была система варн, замкнутых социально-иерархических групп населения. Причины возникновения варнового (позже – кастового) деления сложились исторически. Оно было, Во-первых, результатом противостояния пришельцев – ариев («арья» – благородный) и местных жителей, занявших подчиненное положение. Во-вторых, естественный рост имущественного неравенства в период разложения родового строя стал основанием для неравенства социального. Наконец, такое деление определило сильное влияние на жизнь общества жречества и религиозной идеологии.
Варновый строй представлял собой целую систему социального и идеологического принуждения, незыблемость его ревностно охранялась высшим слоем индийского общества. Принадлежность к той или иной варне связывалась с происхождением человека и являлась наследственной. Наши источники – религиозные памятники («Веды»), сочинения политического характера (например, «Артхашастра Каутильи», далее – АК – I в. н. э.) и юридические произведения («Законы Ману», далее – ЗМ – I в. н. э.) дают представление о социальной и правовой культуре древнеиндийского общества.
По преданию, бог Брахма создал из частей своего тела четыре варны. Высшую из них составили брахманы – члены жреческих родов. Они произошли из уст Брахмы, считались самыми благородными и предназначены были для религиозного служения. За ними следовали кшатрии, сотворенные из рук Брахмы, – воины, делом которых была не только военная служба, но и заботы об управлении. К третьей варне принадлежали вайшьи, созданные из бедер бога. В социальном плане эта варна объединяла мелких производителей – земледельцев, ремесленников, торговцев. Наконец, в последнюю варну входили шудры.
Происхождение шудр – из ступней Брахмы – делало их низшей категорией и определяло их назначение: служить трем высшим варнам. Очевидно, эта группа исторически сложилась из иноземцев или обедневших общинников, лишившихся защиты сородичей. Противопоставление ее трем первым варнам подчеркивалось тем, что шудры не проходили в детстве обряд посвящения, равного, по представлению индийцев, второму рождению (брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дваждырожденными»). Запрещено шудрам было обязательное для других варн изучение священных книг – Вед. Многих прав были лишены они и в общественной жизни.
Право закрепляло привилегии благородных сословий. Брахманы, к примеру, освобождались от налогов, повинностей и телесных наказаний. Переход из одной варны в другую был запрещен (ЗМ, XII, 71–72). Обман жестоко карался: «Для шудры, выдающего себя за брахмана, – ослепление…» (АК, IV, 10, 13). Иерархия всех имущественных и социальных ценностей строго соответствовала варне (там же, IV, 13, 1; III, 6, 19). Браки представителей различных варн не приветствовались. Со временем, помимо варн, появились более мелкие деления на замкнутые группы – касты или джати, в основном, объединявшие людей одной профессии.
В самом бесправном положении находилась та часть населения, которая оказалась вне варн – «отверженные» или «неприкасаемые» (чандалы). Им предписывалось жить за чертой города, «у места сожжения трупов» (АК, II, 4, 23), есть из разбитой посуды и выполнять унизительную и грязную работу.
Как и везде в ранних обществах, труд на земле и борьба с природными катаклизмами требовали коллективных усилий. В Индии также существовала земледельческая община, хотя пахотная земля была частной собственностью. Община была относительно независимым экономическим и социальным организмом и, в то же время, удобным объектом сбора налогов. Помимо общинников в экономической структуре определенное место занимали наемные работники – кармакары. К ним относились батраки, поденщики, бродячие ремесленники, даже художники и лекари. Их труд широко применялся как в царском, так и в частном хозяйстве.
Древнеиндийское общество было рабовладельческим. Рабами (даса) становились военнопленные («захваченные под знаменем»), неоплатные должники или преступники. Их число могло увеличиваться и за счет естественного прироста. Рабов использовали на самых тяжелых работах и в качестве домашней прислуги. Их, как и любое имущество, продавали, покупали, проигрывали, закладывали. Государство пыталось препятствовать обращению в рабство людей благородного происхождения: «Для варваров нет греха продавать или закладывать потомство, но для ария не может быть статуса раба» (АК, III, 13, 3–4). Рабство и здесь было патриархальным. Дети рабов-должников считались свободными (там же, III, 13, 13), а рабыня, родившая от хозяина, получала волю вместе с потомством (там же, III, 13, 23). Если отец захочет, дети рабыни могли стать его наследниками (ЗМ, IX, 179).
Религиозные представления древних индийцев были сложны и со временем претерпевали изменения. В ранний период главным богом почитали Брахму. Основные положения брахманизма были изложены в «Ведах» – книгах, содержащих «священные знания». На основе ведийских верований сложился индуизм – комплекс религиозных и философских воззрений. В государстве Маурьев при царе Ашоке официальное место занял буддизм (основатель учения – Будда или принц Гаутама – жил в VI в. до н. э.). Но как бы ни разнообразна была религиозная идеология, она всегда оказывала огромное влияние на социальные, политические и нравственные устои индийского общества.
Государственный строй
Система управления самого древнего Индского государства (III тыс. до н. э.) нам мало известна. Можно лишь предполагать существование сильной центральной власти и административного аппарата.
Сложившиеся в I тысячелетии до н. э. отдельные государства были по преимуществу монархическими. Наследственная власть царя (раджи) – верховного распорядителя земли, командующего войском, главного защитника дхармы (правил добродетельной жизни) – имела черты деспотии. Несложный аппарат чиновников осуществлял исполнительные функции. Имелась даже сеть осведомителей-шпионов. Некоторые из государств сохраняли (как пережитки племенной демократии) республиканский тип правления с выборным вождем и народным собранием. Такие раннеклассовые республики называлисьганы.
Создание в Индии империи, объединившей различные в этническом и культурном отношении регионы, потребовало усовершенствования организации управления. Царь почитался как наместник бога на земле. Однако черты обожествления и деспотический характер власти не были столь явными, как в Египте или Вавилоне. Законы предписывали царю «охранять подданных» и заботиться о них (ЗМ, VII, 80; VIII, 304; Вишну-смрити, III, 1–3). Власть его ограничивалась советом знати – паришадом, который формировался из самых знатных, влиятельных и мудрых людей. В IV в. до н. э. крупным политиком и ближайшим советником царя Чандрагупты был Каутилья. Традиция приписывает ему создание знаменитого трактата об искусстве политики – «Артхашастры Каутильи».
Высшие сановники (Законы Ману говорят о том, что их было 78 – VII, 56–60) руководили различными ведомствами – финансовым, военным, судебным и другими. Вся империя была разбита на пять основных областей, управлявшихся обычно членами царского дома. Сам царь и его ближайшие помощники инспектировали управление провинциями.
Самыми мелкими политическими единицами были общинные селения, управляемые старостами. И хотя контроль за работой местных органов со стороны царских чиновников был постоянным, община обладала определенной экономической и политической самостоятельностью. Во главе городов были поставлены градоначальники, под началом которых находился штат служащих муниципального ранга.
Военные силы государства составляла, в основном, наемная армия. Специальный военный совет и должностные лица в военном ведомстве (по происхождению – кшатрии) распоряжались формированием пехоты, кавалерии, отрядов колесниц и боевых слонов. Войско было многочисленным и прекрасно организованным. В случае опасности оно могло быть пополнено за счет ополчения.
Политическое могущество империи Маурьев было подкреплено созданием идеологической основы, роль которой сыграл буддизм в III в. до н. э. государство получило возможность устанавливать контроль за духовной жизнью граждан.