Символы великой богини Марены. Мара у древних славян
Мара
За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль
судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.
Содержание статьи.
Богиня Мара у славян.
Древние славяне Мару называли тёмной богиней. С чего бы это?! Давайте разберёмся по порядку. Начнём с родословной. Согласно первому убеждению, богиня Мара была дочерью бога Кощея. Существует второе утверждение, что Мара вместе Живой и Ладой, была богиней первого поколения Ясуней, рождённых от искр, высеченных Сварогом на камне Алатыре. По сути мощь и обязанности всех троих богинь равны друг-другу.Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны. Поэтому немудрено, что богиню отождествляли с самой смертью. Ничего приятного согласитесь, но стоит вспомнить, что древним славянам несвойственно было разделять мир чётко на доброе и злое. Всё было в славянском представлении взаимосвязано. Зима воспринималась, как смерть, но за ней всегда следовала весна, то есть возрождение. Поэтому смерть в данном аспекте рассматривалась лишь, как очередная ступень в круговороте бытия. Поэтому считать богиню Мару исключительно негативным персонажем славянского пантеона богов, в корне неправильная позиция.
Образ богини Мары и этимология имени.
Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?!Платформой для образования имени богини приводится корень «Mǒr», которое кстати имеет праславянское происхождение. Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Родственными словами со вторым корнем выступают слова «mãras», что на литовском значит «мор и чума», и «marakas», что с древнеиндийского значит «смерть». Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть.Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову.Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.
Праздник в честь богини Мары.
С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта.Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать.В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни.Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скороепотепление.
С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.
Родословная богини Мары и её мужья.
Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений.Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна.
Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн (ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном). Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка. И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги. Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом. Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает.Богине Маре приписывают материнство сразу тринадцати уродливых дочерей и это: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.
Капища и требы для богини Мары.
Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение. Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине. Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел.Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки (а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница). Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества.Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их.Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней (как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает). До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения (ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка) и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра.Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.
Символика богини Мары.
Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать.
Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины (кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини). Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего.Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.
slavyanskieoberegi.ru
Богиня Мара в мифологии, сила знака и кому подойдет амулет Мары.
Мара — это богиня славянского пантеона символизирует смерть и зимнюю стужу. Образ Мораны не однозначен. Она стоит на страже миров Яви и Нави, встречает души умерших на калиновом мосту у реки смородины.
Богиня Мара у славян строга и принципиальна, она не прощает измены, обратившийся к ней за помощью и не сдержавший своё слово будет наказан.
Богиня смерти и зимней стужи также является покровительницей магии и волшебства.
Мара у славян
Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь.
Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.
По второй версии Мара — это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено — богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.
По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство.
Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.
В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя.
В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.
В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.
Образ Мораны
Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян — прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам — это образ молодой богини в начале зимы.
Богиня Мара через сны предупреждает человека о будущем, однако не каждый может увидеть в них суть.
Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.
Сила Морены
Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить.
Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир.
Богиня Мара — властвует во всех трех мирах (Яви, Прави и Нави). В ее власти как забрать жизнь, так и подарить. Богиня смерти также может даровать бессмертие.
Мара прядет нить судьбы из живых сущностей,в конце обрезает серпом, что означает смерть
Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее как в мире Яви, так и Нави совместно со своей подругой Ягой.
Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное.
Атрибуты Мары
Все атрибуты взаимосвязаны с понятием смерти:
черная луна;
ворон которой помимо вестником беды тесно связан и с магическим миром;
серп с помощью которого она прекращает земное существование существа, перерезав нить судьбы;
черный лебедь;
грифон.
Атрибутами богини смерти также являются: коза, можжевельник, сосна и ель.
Мара-Морана является богиней смерти в реальном мире, также ее почитали как хранительницу вечной молодости в загробном.
Оберег Мары и значение ее символов
Зигзаг (волны) Мары — главный символ богини смерти.
Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.
Главный символ — это волны, символизирующие стылую воду. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.
Оберег обладает большой силой, однако людям не готовым к соприкосновению с царством мертвых не подходит.
Символ Богини Мары
Еще одним символом богини является знак Мара-Вий, изображенный в виде 2 треугольников направленных вершинами друг к другу. Это символ зимы вобравший в себя всю суть фатальности бытия говорит о неизбежности конца каждой жизни.
Защитные свойства Амулета Мары
Амулет Мары представляет изображение креста с равными сторонами. Каждая вершина креста амулета Мары украшена мини-крестом.
Оберег — крест Мары, защитный символ помогающий обрести гармонию
Амулет Мары обозначает 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года где перекос одного из символа имеет серьезные негативные последствия. Все в мире должно существовать в гармонии и равновесие нарушать нельзя.
Основное значение амулета Мары — сохранение равновесия. Такой оберег помогает сохранить жизненные силы обладателя от быстрой растраты. Также амулет Мары обладает свойством сглаживать гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения равновесия.
Праздник в честь Мары
В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть
День славянской богини загробного мира был в день весеннего равноденствия (20 марта). В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились.
Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары (изготовленный из дерева или соломы) устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника (или подношения) алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.
Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны.
silaoberega.ru
Славянская богиня Мара
Славянская богиня Мара имеет несколько имен: Мара, Кащеевна, Морана, Морена. Мара – богиня смерти и плодородия. По одной из версий Морена (Мара) была дочерью Кащея – властелина нижнего царства Нави. Поэтому её также называли Кащеевна. Но по другой версии Мара была сестрой Лады и Живы (или же Лели), которые являлись дочерями первого поколения богов, появившихся из искр молота Сварога, который бил по священному камню Алатырь.
Богиня Мара покровительствует колдовству и справедливости. По легендам, её красота ничуть не уступала красоте богини Лады, но не смотря на распространенное мнение, она не является её антиподом. Многие также утверждают, что богиня Мара противостоит Живе, но, даже не смотря на то, что она воплощает в себе весь комплекс сил, которые противоположны созидательной энергии жизни, никаких противостояний между богинями нет.
Так кто такая богиня Мара? Если детально изучить славянскую мифологию, то можно придти к выводу, что все три сестры-богини имели абсолютно равноправные права и равнозначно воспринимались как остальными богами, так и людьми.
Мара. Мифология
Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства.
Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара – темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть.
Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса – Ягой. Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями.
Богиня Мара и Кащей
Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави – Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно. Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца.
После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала.
Богиня Мара и славяне
Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей. Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его.
Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок.
Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню – светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить.
Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно.
Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара – темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней – светлых богов.
Атрибуты богини Мары
Атрибуты славянской богини смерти и правосудия – трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены – поток замершей воды, который так и называется – «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя.
Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена – это символ Зимы, часть времени года. Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель.
Богиня Мара.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Мара. 9(20) ноября — Славянская культура
Доброго Здравия, други и родовичи! Сегодня хотелось бы поговорить о Маре — прекрасной славянской Богине. Дни Мары (Матрёны зимние) в народном кадендаре — 9(20) ноября. В современном неоязычестве и славянстве, образ Мары часто рисуют в неких черных, темных тонах и ликах, связывая ее то со смертью, то с неким обманом, мороком.. Возможно так ее видят эти люди, но мне близок образ Мары, как Богини светлой, Богини-Матери рождающей.
Мара почиталась у белорусов, балтов. Язычники в прибалтике, также видят Мару, как великую Мать, Родительницу, дающую блага и жизнь!
Крест Мары
«Древние латыши верили, что весь материальный мир находится в ведении Мары, в том числе хлеб, огонь и его сохранение. Может по этому крест крестов изображали на буханке хлеба и вечером вычерченный в пепле очага был назван крестом Мары. Перечеркивая коны креста, получаем знак, который заключает в себе как замкнутость, так совершенство, так и смерть. Знак непосредственно связан с огнем, домом, плодородием.
Вещь на которой изображают крест, символизирует жертву Маре, получая взамен ее благословение и надзор (скорее присматривание, приглядывание) . Иногда крест крестoв называют также крестом Лаймы.»
О Маре балтские язычники(на латышском) — читать
«Сторонники латышского неоязыческого движения «Диевтуриба» считают, что Мара находится в иерархическом подчинении Диевса (Бога) или, по другой версии, является его противоположностью. По мнению Э. Брастыньша, основателя «Диевтурибы»: «Мара — это Земля или Материя, со всеми её разнообразными силами и видами, поэтому и землю в наших народных сочинениях называют землёй Мары».
Мара — Мать, подательница жизни и ее «взращивательница» (латыш. aukletaja). Она связана со всеми предметами, в особенности с домашним скотом, богатством, покровительствует женщинам и дарует плодородие. «Однако временами Мара, как и Лайме, может оказываться злой по отношению к людям, в особенности перед смертью, потому что Мара требует у души данное ей тело». Согласно «Диевтурибе» Мару можно видеть и слышать: всё, что человек воспринимает с помощью органов чувств, обладает сущностью Мары.
Вероятно, современный образ Мары сложился из соединения нескольких языческих культов с христианским культом Девы Марии на фоне совпадения корней имен собственных..»
Мара, Деус(Верховный Бог) и Лайма в в балтской мифологии.
Знак Мары.
«Мара представляет материальную часть мира, защитница женщины, дающая плодородие, а также владычица земного и подземного царств. Значимое место в латышской мифологии занимает богиня-мать. Человек после смерти переходит в царство матери Земли и это божество в свою очередь заведует множеством других матерей – Леса, Ветра, Моря, Молока, Коров, Белья и других матерей – удерживая в своем ведении так же подземное царство и опять объединяя в образе Мары.
Знак Мары обычно изображается как равносторонний треугольник, крюк, полукруг, с вершиной вниз. Изображая сей знак в горизонтальной плоскости, его вершина смотрит на Северо-Запад и Северо-Восток, это те направления, где в Латвийское лето на Солнцестояние Солнце заходит и в Яново утро встает. Для знака является присущим глубокий символический смысл и противоположная треугольнику Бога сила, поэтому объединяя их, получают равновесие и созвучие. Оба этих знака пропущенные один сквозь другой, создают шестиугольный крест, это знак против злой силы. Треугольник Мары может разветвляться и обогащаться.
Многие виды Мары отображены в знаках Мары – это наиболее заметно в – треугольнике Мары, воде Мары, земле Мары, кресте Мары или кресте крестов. Это знаки дают основательность, безопасность (защиту), связь с силами природы и земли.»
(Латышская мифология)
Зигзаг Мары. Вода Мары
«Говоря о зигзаге, нужно отметить, что как у латышей, так и у других народов это является символическим отображением воды. Может быть по этому было принято считать, что знак зигзага символизирует Мару как Мать Моря и Мать Воды. Так же принято считать, что простая горизонтальная линия символизирует Мару как Мать Земли и этот знак называется земля Мары.
Зигзаг это один из из основных элементов геометрического письма, которые использованы уже в палеолите. В общем-то, удельный вес зигзага, как украшающего элемента вырос в поздней железной эпохе.
В художественных образцах народного творчества находятся много развесистых изображений зигзага Мары. Часто зигзаг показывается также как главный орнамент. Зигзаг довольно часто использован как основание для сочетания других орнаментов. Встречается также зигзаг с отколотыми верхушками, в том числе прекращенный зигзаг.»
(Латышская мифология)
Образ Мары, можно сравнить с образом девы-Марии в Христианстве. Мария-Мара рождающая, созидающая и светлая сила жизни, сила святости, чистоты и нравственного Света.
Она не может быть «черной» богини смерти и разрушения.
Суть обрядов, которые язычники творят в ноябре и которые посвящены Маре, я могу сравнить со временем ухода ко сну всей природы и самой Матери-Земли. В эти часы закладывается программа, происходит взаимодействие невидимой(навьей) стороны человеческого духовного организма, с силами невидимой природы и ставится могучий Оберег на время зимы, время холодов, на самого человека, его Род и родичей!
Далее, я собрал информацию от разных родовичей, также видящих Мару как светлую Богиню нашего Рода, а также информацию из мифологии и Славления Маре, мои и от других соратников и единомышленников.
Мара. Персанаж беларускай міфалогіі.
Мара уяўлялі ў вобразе жанчыны, якая часам можа набываць аблічча розных жывёл.
Яшчэ ў пачатку нашага стагоддзя ў Гомельскім павеце моладзь у Купальскую ноч рабіла з саломы пудзіла М. і з песнямі несла яго за ваколіцу, раскладвала там вогнішча, на якім спальвалі М. Калі пудзіла дагарала, прысутныя скакалі праз агонь і спявалі песні. У б. Пакалюбічскай воласці блізу Гомеля пудзіла М. або Купалы чаплялі на высокі шост і неслі да вады, потым скідвалі туды. На Заходнім Палессі на Купалле ўпрыгожвалі зелянінай конскі ці каровін чэрап, які потым спальвалі або кідалі ў ваду. Значыць, у такім разе М. выступала ў зааморфным абліччы.
З М., відавочна, генетычна звязаная Мар’я купальскіх песняў. У некаторых песнях фігуруе пара Мар’я/Купала – Іван/Ілля: “Мар’я Йвана ў жыта гуляць звала…”, “Купалка Йвана на вулку звала:// Іван – Іванішча, хадзі на ігрышча, то-то-то:// – Хадзі Іллішча ка мне на йгрышча”. У купальскіх баладах фігуруюць кветкі Іван-ды-Мар’я. Паходжанне гэтай кветкі ў баладах тлумачыцца інцэстам, парушэннем шлюбнай забароны паміж сястрой і братам. На думку Вяч. Ус. Іванава і У. М. Тапарова, у Мар’і купальскіх песняў адлюстраваны прататып, звязаны са смерцю (і вадой – морам) і выказаны адпаведнай формай (*mer -/*mor -), а ў Іване – прататып блізнюка, звязанага з жыццём і агнём. У замовах у змей сустракаюцца такія імёны, як Марына, Марыя,Марэя, Мархва, якія можна супаставіць з Мар’яй – Марой. Жаночы персанаж Мархва (юрлівая, сярдзітая кабета) згадваецца ў паэме В. Дуніна – Марцінкевіча “Вечарніцы”, дзе з гэтай гераіняй звязваецца паходжанне назвы Паненскай гары ў Лагойску. Культавыя ўзгоркі з назвамі Мар’іна горка вядомы блізу Смілавічаў і блізу Пухавічаў. На першым з іх ляжаў камень – следавік, а не вельмі далёка ад узгорка стаяў каменны ідал. Згодна з паданнем, на Мар’інай горцы блізу Пухавічаў даўней ляжаў вялікі камень, які дужа ўшаноўвалі паганцы. У царкве, якую пазней пабудавалі, было прынята спраўляць набажэнствы кожную маладзіковую нядзелю. Блізу в. Пярэжыр Пухавіцкага р-на раней ляжалі культавыя валуны Мар’я і Дзям’ян. У валуна Мар’я прасілі збавення ад хваробы, дапамогі ў бядзе, даць нарачонага, прынесці добры ўраджай. Найчасцей паломніцтва да каменю адбывалася ў перыяды маладзіка, а таксама ў дзень Спаса і на Прачыстую.
Імя Мара мае старажытныя этымалагічныя сувязі. Па – ангельску mare – “ведзьма” і “кабыла” (згадаем конскі чэрап, які на Заходнім Палессі на Купалле спальвалі або кідалі ў ваду). Настратычнае *mara азначала “вільгаць”, а *mara- – “хварэць, паміраць”. У літоўскай мове marti – “нявестка”. У латышскай міфалогіі Mara – жонка Бога Навальніцы, маланак і дажджу Пэрканса, звязанага з узвышшамі (што супастаўляецца з Мар’інымі горкамі). Mara лічылася апякункай кароў, да яе звярталіся з просьбамі наконт малака, сыру, цялятаў, зямлі. Свята ў гонар гэтай багіні, у прыватнасці, адзначалася 14 жніўня (на Спаса) і 8 верасня (на Прачыстую). Нярэдка латышская М. у міфах зліваецца з вобразам багіні Лаймэ. У Латгаліі М. ушаноўвалі як апякунку шлюбаў, вяселляў, іх часта гулялі ў перыяд летняга сонцастаяння. З уяўленнямі пра латышскую М. як жонку Пэрканаса пераклікаецца запісаная на Беласточчыне легенда пра кабету Марту, што мела 12 сыноў, якіх потым Бог зрабіў перунамі, каб яны на цэлым свеце заганялі чарцей у пекла.
Як мяркуе А. Голан, міфалагічныя персанажы з імёнамі на *mar – рэлікты вобраза вельмі старажытнай Вялікай багіні.
Вельмі шырокая геаграфія паралеляў у міфалогіях іншых народаў і этымалагічныя карані дазваляюць меркаваць, што вобраз М. узнік яшчэ ў каменным веку, магчыма, нават у верхнім палеаліце, але пазней па нейкіх прычынах не трапіў у склад пантэона багоў і дэградаваў да персанажа ніжэйшай міфалогіі.
Светлоокая Богиня Мара
Богиня МАРА, хранительница вечной жизни.
Богиня светлой смерти, в народе её называют Богиней зимы. Богиня МАРА ни кого не убивает, она приходит тогда когда приходит срок и только к тем кто этого заслужил.
В последнее время всё больше выходит статей и книг искажающих саму суть Богини МАРЫ, что является для меня не приемлемым. По этому я и решил немного рассказать о Богине МАРЕ.
Некоторые художники более чувствительны, а может быть им дано благословление свыше, что они оказались способны выразить свои чувства на полотне своей картины:
Эта картина художника Клименко А.
Я не знаю какую цель преследуют те кто искажает саму суть Богов и Богинь, но из-за этого искажения начинают плутать те кто просыпается. Возможно эта маленькая статья сможет помочь некоторым людям в правильном понимании.
Не так давно я видел книгу в продаже, она называлась “Тёмная книга Богини МАРЫ”. Почему автор книги пытается убедить, что Богиня МАРА из тёмного мира? По какой причине или зачем ему это надо?
Помню как мне мои Предки говорили:- смотри внучек будешь жить по совести, честно то за тобою придёт светлоокая Богиня МАРА, а будишь жить как поскудник, неправдою то за тобою придёт смерть без имянная, без ликая с косою. Коротко сказано, но чётко и ясно. Почему Богиню МАРУ некоторые люди стараются представить её как представительницу тёмного мира. Ведь её в народе называют Богиней зимы:
Это картина художника Ольшанский Б.
Снег как мы видим белый (светлый), а не чёрный. Многие говорят её полное имя: Марена Свароговна то есть она дочь Бога СВАРОГА. Вопрос:- каким образом дочь Бога СВАРОГА может принадлежать тёмному миру? Вопрос другой:- каким образом Богиня МАРА может принадлежать тёмному миру, ежели она является хранительницею мира вечной жизни? Ответы на эти вопросы наверное понятны и самым не сведущим. Те кто занимается искажением и оговорами не рассматривают Родовую связь. Родовая связь не даёт как раз искажать и пудрить мозги.
С уважением Белый МЕДВЕДЬ
«У беларусов Мара это второе имя Купалинки. Она предстает в памяти народа прекрасной молодой женщиной с повязкой на глазах. Повязка — атрибут чисто символичный. Он рассказывает о Богине то, что она не смотрит, но ведает суть каждого человека. А еще указывает, что царство Мары находится в нави. Так же она обладает схожими чертами с римской Фортуной. Любит приходить к купальскому огню и водить хороводы с девчатами. Она покровительствует путникам, обездоленным и покалеченным людям.
Мара – великая Богиня. Она стоит на кромке Яви и Нави и провожает души в чертоги Велеса, владыки закромов Мира. Мара не смерть, она между жизнью и смертью, как сон (киМарить –спать). Сила Мары озаряет человеку его заветную цель – его мечту. Ведь Мара и есть мечта (бел.) Семьдесят процентов всего времени наш ум представляет идеальный мир, идеальные события и обстоятельства, т.е. мечтает. Семьдесят процентов нашего времени мы обращаемся к силе Мары. Мара — это звездный, несбыточный свет в ночи, который не освещает весь путь, но озаряет его цель. И доступна эта дорога сильным духом, искренним и чистым в своих помыслах людям с несгибаемой волей. Иначе человек забывается собственными фантазиями и погружается в сон наяву, замыкается от действительности, встретив препятствия на пути. Либо отрекается от мечты, обретая взамен пустоту. Люди – творцы и созидатели воплощают свет Мары, свет Мечты в Яви.
Людям с чистыми помыслами Мара дает силу идти вперед, озаряя их заветную цель, поддерживая пламя духа, укрепляя волю. Осознавая суть Мары, понимаешь сколь значима она в жизни. Это наша невидимая, навья сторона бытия. Там мы живем в мыслях, туда хаживаем во снах. И Мара нас бережет во время таких путешествий. Она наделяет человека одной из главных его сил – силой мысли, силой образа в котором уместился целый мир. Царство Мары – кромка между Навью и Явью – соткано из наших мечтаний и чаяний, образов и…страхов. Потому пройти царство Мары можно лишь с чистым, безстрашным сердцем.
В посмертии, когда человек проходит краткий сон между жизнью на этом и на том свете Мара проводит его чрез все его мечтания, надежды, страхи и разочарования. Я бы даже в малой степени сравнил ее с валькирией, но только большего масштаба) «
Финист Ясный
Славления
Граница осени с зимой зовётся попросту предзимье,
Снегами обернутся ливни,Земля уходит на Покой,
Икак Царица,не спеша,с Небес в наш мир приходит Мара,
Между мирами дверью стала,и чувствует Её Душа.
И с ней при звёздах говорит,и поминает всех ушедших,
И падших ангелов и Вещих , и вкруг неё Покой и Мир…
Она ,Владычицей Ночей глазами звёзд посмотрит строго,
И разговор Души и Бога,как в междумирии ручей…
Но ,словно Матушка добра,она нас снами согревает,
И Души,что во снах летают ,хранит с заката до утра ….
http://rusalo.ru/
Песня на каляду.
Ясная зорка, цёмная ночка!
Да нас прыходзіць,
Месяц у небе водзіць,
Да нас прыходзіць
Роздых прыносіць.
Ясная Мара, сварожая дочка!
К Сонейку прыходзіць
Маладосць прыносіць,
К Сонейку прыходзіць
Старасць уносіць.
Ясная Мара, сварожая дочка!
Сонейка моець
Бліскучасць наводзіць,
Сонейка поіць
Жар у ім разводзіць!
Ясная Мара, сварожая дочка!
Сонейка выводзіць
На неба узводзіць,
Сонейка выводзіць
Радасць нам прыносіць!
(Финист Ясный)
МараПриведствие
Здраво тебе Мара — Здраво! — 2 р
Поклон тебе Мара и Слава! — 2 р
Сияй ты во Сварге Мара светом Рода! — 2 р
Добра тебе Мара и светлой вечности! - 2р
Звездный свет твой лик чудесный
Ярых солнц-чертогов пламя
Сварга — твой престол и трон
Мара — светлых душ сияние
Сила твоя ныне преумножается. Светоч твой в наших душах сияет. Души Русичей Храни — грез владычица. Душу Руси сохраняй хладом-дыханием! (2р)
На Коляду и зимнее солнцестояние
Свет излей свой в души наши и поклон прими от нас
Ты рождаешь Яр-Ярило, в сей волшебный, дивный час
Славься- вечности сияние
Мара- светлых душ чертог,
Свет-родник твой в мирозданьи,
Родовой он наш исток!
Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.
История → Русская вера!
События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов
История → Велесова книга
История → Ведическая культура славян ариев
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Мара (богиня) - биография богини, мифы древних славян,история, символ, фото
Мара: история персонажа
Славянская мифология наравне с божественным пантеоном других народностей воспевает положительных и отрицательных персонажей. Языческие кумиры вызывали трепет у наших предков. Поклонение им сопровождалось жертвоприношениями. Богине смерти древние славяне преподносили лучшее из того, что имели, чтобы защитить близких.
История персонажа
Мара в славянской мифологии
Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Им жались человеческие жизни. Черная Луна и черепа присутствовали на изображениях персонажа. По утрам Мара покушалась на солнце, но лучи светила прогоняли ее. Мара олицетворяла смерть, зиму, ночь, связанные с угасанием жизненного огня, негативными символами, злом и тьмой. Сопровождая переход в мир мертвых, она также присутствовала при обряде вызова дождя и смене сезонов, ведущей к увяданию живого.
Дочь Лады и Сварога, Морена меняла облик в соответствии со временем года, представая то прелестной девушкой, то невыносимой старухой. Престарелая поклонница зимы не хотела уступать место цветущей весне и прибегала к хитрым уловкам, чтобы продлить холода. Обряд сжигания Масленицы произошел из этого поверья. Люди прогоняли Мару, призывая тепло и солнце.
Имя героини – производное от слова «мор». Древние славяне связывали ее появление со смертью людей и животных. Забирая души смертных, она позволяла переродиться и появиться на Земле вновь. Легенды модифицировались со временем, и магия богини стала забываться. Зато страх перед смертью, заложенный на уровне инстинкта, остался.
Мифология
Мара (арт)
Славянские легенды не дают характеристики Мары. Несмотря на смену облика, она не демонстрировала приверженность темной или светлой стороне бытия. Славяне боялись богиню, потому что считали угрозой для жизни. Она забирала жизнь и дарила вновь. Мара обладала волшебными способностями. Ей было подвластно время. Смерть и жизнь людей и богов были в ее руках. Чтобы угодить Маре, люди носили оберег, вышивая его на одежде или вырезая из подручных материалов. Богиня обладала способностью изменения мира, но не на постоянной основе.
Мара любит ткать. Она играет с нитями, как с жизнями людей, обрезая их и следя за направлением падения. Богам вроде Морены не принято поклоняться. Если ей хотели воздать молитву, то сооружали идола на земле, обкладывая камнями. После обряда все, что использовалось, сжигали или топили.
Мара в "Скайриме"
У Мары есть слуги-призраки – маары. По ночам они блуждали по домам людей и шептали их имена. Отозвавшийся на клич должен был умереть. Некоторые поверья гласят, что маары живут за печкой и приносят в дом неприятности. В сказках и былинах Мара выступает женой Кощея Бессмертного и чинит препятствия положительным героям и богатырям.
Семья
Богиня смерти
Славянская мифология известна хитросплетениями. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара – дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня – дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная.
Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.
Кощей Бессмертный
По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине (Бабе Яге) и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы. Она предложила себя взамен красавиц. Кощей влюбился и согласился на обмен. Мара раскрыла Кощею секрет: она знала, где сокрыта смерть злодея. Он пообещал жениться на ведунье, чтобы та смолчала о великой тайне.
Опоив Кощея, Мара вернулась в свой мир и вышла замуж за Даждьбога. Союз продлился недолго. В финале богиня осталась в гордом одиночестве. По легенде, женщина произвела на свет тринадцать девочек от Змея, под личиной которого подразумевают Чернобога.
Интересные факты
По весне Мара слабеет, так как защищаемые ею ночь и зима идут на спад. Холод сменяется теплом. Мару называют одноглазой кикиморой, намекая на то, что от нее почти ничего не осталось и пора убираться восвояси. Былины гласят, что Мару сделал одноглазой Ярило, вздернув богиню на вилах. Покровитель солнца прогонял соперницу, давая путь новой жизни.
Наши предки верили, что в праздник Мары богиня проводит их по Калиновому мосту, соединяющему мир Яви и Нави. Под мостом бежит река Смородина. Переправа соединяет жизнь и смерть, зиму и весну. Древние славяне в этот день сжигали чучело, прогоняя заморозки. Праздник Мары стали звать Масленицей лишь с момента принятия православия.
Оберег
Изображения, которые древние славяне использовали в качестве оберега для Мары, сегодня используются при создании амулетов. Похожие символы можно найти на рунах.
Фото
24smi.org
Разбираемся в символах богини Мары
Мало кому нужна информация о том, что это за богиня такая Мара. Если коротко, то это богиня смерти. Более развёрнуто мы писали про эту богиню в этой статье. Если этот образ не известен, предлагаем вначале ознакомиться вначале с указанной статьёй.
Но нас заинтересовало то, что у данной богини слишком много различных символов-чиров. Это приводит к дичайшей путанице среди родноверов, и это повод разобраться, что к чему относится и почему собственно так пошло. Начнём с того, что некоторые умы в официальной науке вообще ставят под сомнение факт существования данной богини, а мы тут пишем о куче символов связанных с ней. Вот такой парадокс. Толчком к этой статье стал вопрос одного из наших клиентов, который собственно и дал старт моему интересу. Крайне любопытно стало разобраться и оказалось, что я сам забыл про существование одного символа, а что уж говорить о людях, которые недавно в Родной Вере…
Поэтому ниже я перечислю все варианты символов великой богини Мары с подробным описанием.
Треугольник, развёрнутый вершиной вниз
Как известно практикующим магам и эзотерикам, такой треугольник ещё является символом луны и тёмной магии. Богиня Марена в кругах Чернобожия и практикующих славянскую магию людей достаточно почитаема и уважаема. Этот символ наносят на предметы ритуала и кумиров, когда хотят активизировать потаенные силы матушки Марены. Но есть ещё малоизвестный факт, такой треугольник в более образной форме имеет вполне явственное отображение в славянских оберегах. Символом богини, оказывается, является и достаточно известный, археологически выверенный женский оберег Лунница.
Символ воды Мары
Это достаточно известный символ, который обычно изображается несколькими волнистыми линиями параллельно идущими друг к другу. Такое отображение мы используем дабы показать одну из основных функций богини. Это связано с тем фактором, что по легендам Марена переправляет тела умерших через речку С-Мор-родину (Смородину). По мифологии речка протекает между Явным и Навьим миром, а Мара переправляет умерших в мир Богов. Вот так как Мара отвечает за переправление душ чере эту воду и называют Марьиными водами. Мы отображает это значимый символ на наших кумирах.
Косой крест Мары
Тут всё не однозначно и не двояко. Дело в том, что под крестом Мары подразумевается не этот графический символ, а правосторонняя свастика. Символ разрушающего солнца или умирающего, если угодно. Но такой символ не получится прилепить к кумирам и оберегам. Так по неведомой мне причине появился вот этот символ под видом креста Мары. Хотя сам символ имеет отношение скорее к символам плодородия. Но вернёмся к самому значению символа. Он, как вы поняли, имеет отношение к умирающему солнцу. Зимнему солнцу до Коляды. В это время Мара имеет наибольшую силу в природе. Это её время. Про это время, атмосферу и суть поёт известная отечественная группа Butterfly Temple, собственно песня так и называется «Время Мары».
Летняя Мара
Как и у многих славянских богов, у Марены есть два природных цикла летний и зимний. Данный символ относится к летнему циклу. Символ богини с поднятыми руками вверх говорит о её созидательности, как бы это не противоречило её сути и божественной направленности. По некоторым источникам Марена покровительствует полевым цветам, ягодам, грибам и пр. Она помогает соискателю даров природы найти нужное и благоговеет за наличие на земле всего необходимого человеку в поле и лесу, будь то ягодка, цветок или гриб.
Зимняя Мара
Зима, как мы уже писали, это время силы богини. Зима вообще считалась у славян временем льда, заморозков и смерти природы, она как бы отдавалась во владения этой богине. Поэтому с таким удовольствием славяне сжигали чучело Марены по Весне и встречали Младого Ярило. Символ двух треугольников, соединённых острыми углами говорит нам о двойственности богини, с одной стороны это покровительница магии и смерти, с другой это богиня созидательности. Некоторые исследователи трактуют этот символ как знак равновесия, как бы подчеркивая этим судьбоносность функций Марены. И то, что она делает всегда находится в равновесии. На этом стоит славянская языческая картина мира.
Серп Мары
Тут достаточно просто всё. Если знать функционал и божественные обязанности Мары, то станет понятно, что это она жница душ. И это необходимый атрибут в её нелёгкой работе. По преданиям, Марена сидела с умирающим в последние минуты его жизни, она никогда не прибирала людей у которых не истекло время. Это справедливая и спокойная богиня. На картинке можно видеть серп, который применяют в магических ритуалах и практиках посвящённых культу данной богини.
Чертог Мары
Тут у нас всё заострено на суть славянского гороскопа и собственно на чертоги. Дело в том что всем кто родился в чертог Лисы покровительствует славянская богиня смерти. На картинке изображён чертог Лисы, но с лёгкой руки Интернет пользователей теперь это ещё один символ Марены. Как можете заметить, я привёл целых 7 символов богини Марены и всех их обосновал и объяснил. Такого многообразия по символам нет, пожалуй, ни у одного из славянских Богов. Но это показывает и приоткрывает нам тот факт, что с точки зрения работы со славянской магией арсенал возможностей богини чрезвычайно велик. И пусть те, кто говорит, что славянская мифология пуста и неинтересна, сами перечислят и объяснят все символы Мары. А ты, дорогой читатель, таких людей теперь можешь троллить или просвещать (тут уж от человека зависит) знаниями, почерпанными из этой статьи.
www.slavyarmarka.ru
Мара - Божества - Славянская мифология
Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.
Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.
Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.
В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.
Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Способности
Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.
Сфера влияния
Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от Чернобога, она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.