История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальная структура спартанского общества. Социальная структура древней спарты


Со второй половины VII в. до н.э. на первое место среди государств Пелопонесса выдвигается Спарта. В течение IX – первой половины VIII в. до н.э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. При этом значительная часть местного населения была порабощена спартанцами и превратилась в илотов. Добровольно признавшие главенство Спарты вошли в состав Лакедемонского государства на правах периэков (“живущих вокруг”). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей “второго сорта” и не допускали к участию в государственных делах. Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки.

Важнейшими элементами этой политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла. С древнейших времен в Спарте правили 2 царские династии. Оба царя входили в совет старейшин и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все государственные вопросы. Народное собрание, охватывающее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль.

В конце VII – первой половине VI в. до н.э. в Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на принципе строгого соответствия между числом наделов и числом полноправных граждан. Вместе с землей были поделены и прикрепленные к ней илоты из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. Каждый год илоты выплачивали своему господину натуральный оброк. Обычная норма была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему усмотрению. В отличие рабов классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат также не имел права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались так же, как и земля собственностью государства.

После завоевания Мессении спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия господство над многотысячной массой илотов. Удержать их можно было только с помощью систематического и беспощадного террора. По свидетельству Плутарха, спартанское правительство время от времени совершало своеобразные облавы на илотов.

Ликургом была проведена целая серия социальных реформ, вошедшая в историю под названием законов Ликурга. Эти реформы в короткий срок превратили Спарту в единый военный лагерь, все обитали которой были подчинены строгой дисциплине. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря-агелы, воспитывая в них выносливость, стойкость, умение приказывать и повиноваться. Важнейшим политическим принципом был принцип равенства. Была принята целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост имущественного расслоения. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданин

Община равных, обладая большим запасом прочности, смогла в дальнейшем выдерживать такие серьезные  испытания, как великое восстание илотов 464 г. до н.э. Спарта уже в середине  VI в. до н.э. подчинила себе большую часть пелопонесских государств, и пытались распространить свое влияние и на другие греческие полисы. Однако в экономическом и культурном плане Спарта сильно отставала от других греческих государств. Спарта постепенно становится главным очагом политических реакций в Греции, опорой всех врагов демократического строя.  

referati-besplatno.ru

Социальная структура спартанского общества

Спартиаты («Община равных»)

Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.

С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга)[1].

Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привилегии, связанные с ними. Как член Народного собрания и как воин ополчения он принимал участие во всех делах государственного управления. Фундаментальной особенностью спартанского менталитета было доверие к избранным властям, которым каждый спартиат делегировал свои политические права[2].

Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли – клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать[3]. Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера – земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.

Периэки

Особым классом-сословием с четко обозначенным положением в обществе – это периэки (дословно «живущие вокруг»), жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами, располагаясь в пограничных районах Спартанского государства, они создавали естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами[4].

Они были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны, могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность.

Вероятно, первоначально периэки были равноправны со спартиатами и были не сразу включены в состав Спартанского государства, находясь на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе[5].

Периэки продолжали вести своё хозяйство, платили подати, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров.

Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер[6]. Состав периэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число принимались племена, получившие право жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков[7].

Периэки составляли многочисленный контингент — до трети всего населения Лакедемона. Наличие некоторых гражданских прав, местное самоуправление, возможность заниматься своим хозяйством обеспечивали известное спокойствие в отношениях между периэками как неравноправным сословием и гомеями как господствующим классом.

Илоты

После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения (в основном, по-видимому, ахейского) была порабощена спартанцами и превратилась в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. "живущих вокруг").

Завоеванная земля была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось[8].

К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая, после второй Мессенской войны законом была установлена определенная норма, спартиат не имел права превышать ее по своему произволу. Излишки, оставшиеся после сдачи оброка, илот мог использовать по своему усмотрению, например, продать на рынке или оставить про запас. Ежегодная подать в виде масла, ячменного зерна, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага[9].

Вообще в отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались некоторой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат не имел также права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались, так же как и земля, которую они обрабатывали, собственностью государства, только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов. Илоты могли передаваться в частные руки для эксплуатации, но лишь в пользование, их собственником оставалось государство2.

Право собственности на землю и население было основано на завоевании. В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами[10]. Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своей хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам продолжалось.

Двоякое положение илотов порождает вопрос об их социальном статусе. Илот в отличие от «настоящего» раба не был полностью лишен свойств субъекта права, он мог обращать свое имущество в капитал для приобретения другого имущества (например, земли) или получать новую собственность в дар от хозяина или другого лица. У «настоящего» раба собственность отсутствует, у илота, видимо сохраняется от его предков, эта собственность илота не фигурирует в отношениях между ним и его хозяином. В то же время в отношениях с хозяином илот лишен собственности на применяемые средства производства и эксплуатируется путем прямого внеэкономического принуждения1.

Огромная масса завоеванного мужского населения, трудившаяся на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении, а чтобы принудить невольников к труду нужно было дать им минимальную свободу хозяйствования на себя, таким образом и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе.



biofile.ru

Социальная и государственная структура Древней Спарты.

ТОП 10:

 

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин – ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием. Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже зага­дочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его своеобразных традиций. Для Спартанского государства характерно классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию.

Территория Спарты изначально находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконику. Нехватка плодородных земель особенно стала ощущаться в VII в. до н.э. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полу­острова. В результате двух Мессенских войн под властью Спарты оказа­лась обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тысяч государственных рабов-илотов, 32 тысяч чужестранцев-периэков. Спартанцев (муж­чин-воинов) было только 10 тысяч. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты; начались раздоры; аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, само­управства приняли широкие масштабы. Спартанская община оказалась на грани развала.

По преданию, в начале VII в. до н.э. перепуганные правители Спарты несколько раз обра­щались за помощью и советом к легендарному Ликургу состоявшему в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым уче­ным-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способ­ного государственного деятеля и блестящего организатора. Есть основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ принять его законы (ретру) об общественном и государственном устройстве, их автор, по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы Ликурга – это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Очевидна их на­правленность против аристократов. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц. Легенды приписывают ему создание устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров.

По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наде­лены земельными участками (клерами). В Лаконике и Мессении ихна­считывалось около 10 тысяч. Клер считался неотчуждаемым, наследствен­ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утвержда­лась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Ряд ученых отнес илотов к категории рабов, некоторые же считают их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяй­ственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала транс­формацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. свободные не-граждане Спарты. Таких наделов насчитывалось около 30 тысяч. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны даже привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные спартанцы считались равными, ведь ретра Ликурга предусматривала довольно жесткий кодекс их пове­дения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу. Дети с 7 лет воспитывались в школах (гимнасиях) под наблюдением настав­ников-педагогов. Их приучали к жестокости. Мальчики содержались в суровых условиях, их под­вергали муштре; основная цель обучения – воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом, сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, каждый день купались в холодных ручьях. По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они учились бегать, прыгать, метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагими, реже в коротких туниках. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого – усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал главную цель – иметь хороших воинов. Обучению грамоте и наукам не придавалось большого значения, т.к. главная цель – подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста все под­ростки подвергались испытаниям (агонам) – жестокой порке перед алта­рем Артемиды.

Совместное воспитание полов приводило к ранним бракам. Жених согласно старым обычаям, скрытно выкрадывал невесту. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, острижен­ную и одетую в мужское платье. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супру­ге – невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек вос­питывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. При заключении брака учитывалось мнение долж­ностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника. Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму боро­ды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегод­но в религиозный праздник подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

В целом положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Практически они не занимались домашним хозяйством, т.к. илоты доставляли продукты, а детей воспитывало государство. Мужья часто гибли в войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели приличное материальное обеспечение. Так в их руках в IV в. до н.э. было сосредоточено около 40%, а в III в. до н.э. – 50% богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения в адрес спартанских женщин (особенно молодых вдов) в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и т.д.

Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу вы­явились в жестокой регламентации личной жизни граждан. Стремясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором нормой и идеалом сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ и т. д. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сисси­тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граж­дане и цари питались за общим столом (традиционное блюдо спартанцев – похлебка из чечевицы с бычьей кровью). Всякая роскошь осуждалась. Исключение дела­лось лишь в тех случаях, если зажиточный спартанец содержал за свой счет скаковых лошадей и участвовал в конных состязаниях. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и мо­лотка. Из обращения были изъяты золотая и серебряная монеты, вместо них появилась сугубо местная монета в виде длинных железных прутьев (оболов). Обычной стала мелочная регламентация хозяй­ственной и иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже в семейные отношения. В то же время полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждаю­щимся гражданам: без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их молчаливость, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запреща­лось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам и послам. В Спарте вообще не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. «Казарменный» строй исключал всякую возможность открыто выразить недовольство. При малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили. В обществе царили всеобщая подозрительность и строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство государства во все сферы жизни убивало их инициативу и в конечном счете обусло­вило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой поли­тический режим уже в XX-м веке нашей эры восхищал фашистов, сторонников тоталитарного прав­ления1.

В то же время внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает ее слабость и неэффективность. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям; существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая кастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

У современной науки нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Но есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная груп­па, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегирован­ной прослойке можно отнести спартанских всадников. Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Системати­чески практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель­ствовали о том, что система террора была главным средством поддержа­ния классового господства спартанцев. Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитариз­мом, а политическими правами пользовались только коренные спартиаты. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство: гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов(так называемых «опустившихся»).

Между тем в Древней Спарте жили также периэки, которые были лично свобод­ными, но не имели гражданских и политических прав. Между тем в других правоотношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, нести воинскую повинность (на время войны периэки при­влекались для службы в качестве легковооруженных воинов). В руках периэков сосредоточились ремес­ло и торговля, а кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению (поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались). Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от труда периэков. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы – иначе трудно по­нять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тысяч рабов, главным образом ремесленников. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами (гармостами). Ученые считают, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, а их правовой статус в своей основе был схож со статусом афинских метеков.

Представители же побежденных племен становились, как уже говорилось, государственными рабами – илотами. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли, а также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, устраивая ежегодные массовые истребления илотов (иногда, однако, илоты могли быть отпущены на волю государством). Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты при­влекались в качестве вспомогательной силы, им давали самое примитив­ное оружие; по этой причине илоты несли страшные потери при столкно­вении с хорошо вооруженным противником, а спартанцам это было вы­годно. Однако илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н.э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское прави­тельство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако даже афинский отряд, состоявший из 4 тысяч гоплитов, не смог взять крепость илотов.

В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы: известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу. При наличии свободной государственной земли они даже могли получить земельный надел. Несмотря на жестокость угнетения в трудный период периэки и илоты не раз проявили себя патриотами. Так, в опасный момент Пелопоннесской войны в 425 г. до н.э. полководец Брасид набрал из этих социальных групп двухтысячный отряд добровольцев и нанес поражение афинскому войску.

Правители Спарты осуществляли грандиозные военные меро­приятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов, стало причиной быстрого упадка спартанской общины «равных граждан». Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежден­ные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобию Спарты. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию.

Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Для Спарты эта победа означала и конец само­изоляции, началось ее втягивание в общегреческие товарно-денежные отно­шения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плу­тарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обога­щению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальники. Поток богатств и соблазнов, хлынувший в Спарту, быстро расслоил спартанскую верхушку общества. По закону Эфора Эпитадея, спартанцы смогли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю и имущество (гипомейонов) росло, а число сотрапезников в сисситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее поли­тическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Если в 480 г. до н.э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тысяч, то в 418 г. до н.э. – только 4 тысячи, а к концу IV в. до н.э. их оставалось меньше тысячи. Большинство спартан­цев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи.

В мирное время верховным органом власти в Спарте формально считалось народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов. Они либо принимались, либо от­вергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы. Апелла могла также решать вопросы войны и мира с другими государствами, однако любые решения народного собрания находились под контро­лем совета старейшин.

Герусия, или Совет старейшин, была органом власти, унаследо­ванным от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили оба архагета. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и кол­легией эфоров – высшим контрольным органом, избиравшимся на­родным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала коллегия эфоров,которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от Ликурга в процессе создания его ретры. Эфоров было пять; они ежегодно избирались народным собранием из числа любых граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания; в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Впоследствии эти факторы составили основу для олигархического правления в Спарте.

В конце IV в. до н.э. начинается борьба за общегреческую гегемонию. Спарта, победившая в Пелопоннесской войне, не име­ла сил организовать общегреческую политическую жизнь. Полисная система при­шла в упадок, что позволило возвыситься Македонии. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э. – Рима.

 



infopedia.su

Социальная структура Древней Спарты.

Социальная структура Древней Спарты.

Содержание.

Введение. 3-4

Глава 1. Становление Спартанского государства. 4-14

§ 1 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. 5-6

§ 2 Сложение социальных классов. 6-7

2.1 Илоты. 7-9

2.2 Периэки. 9-10

2.3 "Община равных" 11-14

Глава 2. Политический строй Древней Спарты. 15-18

Заключение. 19-20

Список используемой литературы. 21

Введение.

Актуальность. Один из самых интересных вопросов в изучении истории древней Спарты. Как сложилось, что сохранив пережитки родоплеменной организации в управлении государственным аппаратом, в Спарте образовалось сильное рабовладельческое государство. Спарта занимала значительную территорию и держала в подчинении население, которое в несколько раз по численности превосходило "общину равных".

Спарта завоевала соседнее государство, плодородную Мессению. А после многочисленных войн остальные территории Южной Греции были вынуждены подчиниться Спарте и был создан Пелопонесский союз, самый сильный союз в Греции. Без изучения социальной структуры общества получить ответы на этот вопрос не получится.

Изучение социальной структуры общества позволяет объяснить многие политические и экономические процессы, происходящие в обществе. Изменения в социальной структуре общества: разорение какой-то его части, рост населения или увеличение какой-либо социальной группы, приводят к изменениям во всем обществе. Ответы на многие вопросы лежат в сфере изучения социальной структуры общества. В данной работе рассматривается спартанское государство периода VIII - VII в. до н. э. В это время Спарта отличалась наибольшей стабильностью социальной структуры.

Историография. В отечественной историографии вопрос социальной структуры спартанского полиса освещен в работах Андреев Ю.В. " Спарта как тип полиса", автор рассматривает Спарту, как полис олигархического типа, который возник в условиях завоеваний. " Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит)", в этой работе Андреев исследует вопрос о воинских союзах в Спартанском полисе. А также исследования Печатновой Л.Г. "История Спарты" посвященные различным социальным классам спартанского государства и работа Зайкова А. В." Периэки в структуре спартанского полиса".

Источники. По истории древней Спарты много источников античных авторов, но спартанских источников не так много, в основном это поэтические произведения и патриотические песни и гимны. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты. Только стихи на военно-патриотические темы, получили популярность среди спартиатов.

Главными источниками по истории Древней Спарты являются сочинения древнегреческих авторов. Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) «История в 9-ти книгах", который описал политический и общественный строй Спарты, Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.) автор «Истории», который, описывая Пелопонесскую войну, приводит сведения о военной организации спартиатов. Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описал государственный аппарат Древней Спарты, воспитание детей и военной дело спартиатов, а Плутарх (46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях» знаменитых греков приводит биографию полумифического спартанского законодателя и реформатора Ликурга и описывает его реформы, сыгравшие огромную роль в жизни Спартанского полиса.

infourok.ru

Социальная структура Древней Спарты. страница 2

Цель. При помощи имеющихся источников и проведенных ранее исследований попытаться оценить положение в социальной структуре государства трех основных классов спартанского полиса - спартиатов, периэков и илотов. Каков был правовой, экономический и военный статус у каждого из этих сословий, какие были их основные функции.

Глава 1. Становление Спартанского государства.

Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса.

Во ІІ тысячелетии до н. э. на полуострове Пелопоннес находились центры микенской цивилизации. Но именно этот регион Южной Греции более других пострадал от дорийского вторжения. Дорийцы расселились на востоке и юге полуострова – в Арголиде, Лаконике, Мессении.

Полис Спарта или Лакодемон, как называли его античные авторы, развивался своим уникальным путем. Его общество и государство не было похожим не на один полис в других греческих областях. Племена дорийцев, на рубеже II - I тысячелетий до н. э. захватив область Лаконика, сделали Спарту, своим оплотом. Местное население ахейцы были ими подчинены и лишены всех прав, как гражданских так и политических и превращены в илотов - государственных рабов.

К западу от Спарты находилась обширная и плодородная область - Мессения, которая была одновременно с Лаконикой захвачена дорийскими племенами. Но в отличие от Спарты, в Мессении ахейское население не было превращено в илотов. Там "с самого начала сложился иной, чем в Лаконии, принцип взаимодействия дорийцев и ахейцев"[2.96] они были уравнены в правах с дорийцами-завоевателями. Население Лаконики и Мессении было единоплеменным, но это не помешало дорийским спартанцам начать экспансию. Начиная с VIII в. до н. э. Спарта начинает завоевание Мессении, что привело к Мессенским войнам. Во второй половине VIII в. до н.э. Первая мессенская война закончилась победой Спарты и присоединением большей часть Мессении к спартанскому полису. Местное население, не сумевшие покинуть Мессению, было обращенно в илотов.

Но в середине VII в. до н. э. разгорелась Вторая мессенская война. Спартанцам противостояли восставшие мессенцы покоренных районов. Их поддержали дорийцы из неприсоединенной части Мессении и жители полиса Аргос. Война затянулась, но завершилась победой Спарты. Мессения была окончательно покорена и все ее жители были обращены в илотов. В результате этих событий территория полиса Спарты стала самой большой в Греции. Лаконика и Мессения обладали богатыми природными ресурсами и плодородными землями по сравнению с другими районами Эллады. Спарта стала занимать всю южную часть Пелопоннеса.

Сложение социальных классов.

Формирование социальной структуры Спарты происходило в процессе завоевания территорий. Так определились основные особенности общественного строя и экономики Спарты и сформировались три основных сословия спартанского общества: полноправные граждане "община равных", порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. После Мессенских войн окончательно сформировалось общество спартанского полиса, отличавшееся крайне жесткой структурой.

Высшее сословие - спартиаты потомки завоевателей-дорийцев, жители города Спарта. Только из них, полноправных граждан, комплектовались все органы власти. Спартиаты были освобождены от физического труда и составляли военную прослойку в государстве. Ниже спартиатов на иерархической лестницу стояли периэки. Жители всех остальных городов Лаконики. Периэки сохраняли личную свободу, но при этом, не имея гражданских прав, были лишены возможности участвовать в управлении полисом. Низшим и наиболее многочисленным сословием были илоты зависимые земледельцы, государственные рабы. Им приходилось содержать своим трудом спартиатов.

infourok.ru

Социальная структура Древней Спарты. страница 3

Нужно отметить, что та социальная структура которая сложилась в Древней Спарте была невозможна без преобразований которые проводил спартанский законодатель Ликург. Легендарная личность, он не просто был создателем новых законов, он создал новый государственный строй. Деятельность Ликурга носила всеобъемлющий характер, и затронуло все сферы жизни спартанцев. Его реформы изменили образ жизни целого народа. "Отправившись в путь, Ликург сначала побывал на Крите. Он изучил государственное устройство, сблизился с самыми известными из критян и кое-какие тамошние законы одобрил и усвоил, чтобы затем насадить у себя на родине, иными же пренебрег" (Плутарх. Ликург. 4). Геродот сообщает нам что законы, по которым проводились преобразования он получил от дельфийского оракула "свое теперешнее прекрасное государственное устройство они получили вот каким образом. Ликург, знатный спартанец, прибыл в Дельфы вопросить оракула. Когда он вступил в святилище, Пифия тотчас же изрекла ему вот что:

Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму,

Зевсу любезный и всем на Олимпе обитель имущим,

Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я?

Богом скорее, Ликург, почитать тебя нужно бессмертным.

Как только Ликург стал опекуном царя, то изменил все законы и строго следил, чтобы их не преступали. Затем он издал указы о разделении войска на эномотии, установил триакады и сисситии. Кроме того, Ликург учредил должность эфоров и основал совет старейшин." (Геродот. История. Кн.I. 65. )

Ликург провел передел земли, по которому все спартиаты получали примерно равные участки, чтобы "переходя от слов к делу, он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов "(Плутарх. Ликург. 8)

Илоты.

Илоты являлись обязательным атрибутом земельных участков (клер) которые были поделены между полноправными гражданами. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами в бессрочное владение. Клер мог быть только наследован, а не подарен и не куплен, потому что земля являлась собственностью государства.

Илотия необычная форма рабства. Илоты считались собственностью всего Спартанского государства, между ними и хозяином клера стояло государство и определенным образом защищало их от самоуправства и произвола. Права спартиатов по отношению к принадлежащим им илотам были существенно ограничены. Спартиат не мог ни продать своих илотов, ни освободить их. У них была возможность иметь жен и вести семейную жизнью, могли иметь орудия производства, жилища и рабочий скот. Илотам было "даровано" право воспользоваться убежищем в храме Посейдона, это место считалось священным для всех жителей Лаконики. Государство также гарантировало определенную экономическую стабильность, оно лишало владельцев илотов возможности изменить строго фиксированный оброк. " Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов." (Плутарх. Ликург. 8). Чтобы принудить невольников к труду нужно было дать им минимальную свободу вести хозяйство для себя, таким образом и сформировался социальный статус илотов в спартанском обществе.

infourok.ru

Социальная структура Древней Спарты. страница 4

Огромная масса завоеванного мужского населения, которая трудилась на благо спартанского полиса должна была удерживаться в повиновении. В Спарте было придумано много способов для физического и морального подавления илотов. "И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку." (Плутарх. Ликург. 28).

Но самый главный способ удержать илотов в повиновении - криптии. Это тайные убийства которые были основной формой устрашения илотов, проводились регулярно и были закреплены законодательно. Сведения о криптиях есть в "Спартанской политии" Аристотеля и других источниках, но наиболее полное описание у Плутарха. " Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов. " (Плутарх. Ликург. 28). Ежегодно, после выборов и вступления в должность, эфорами объявлялась война илотам, это делало их потенциальными военнопленными, которых можно было убить не боясь суда "эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну илотам, дабы узаконить убийство последних " (Плутарх. Ликург.28). "В Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при котором вмешательство рабовладельца стало чем-то совершенно необязательным. Рабовладелец превращался в получателя ренты, хозяйственная инициатива сосредотачивалась всецело в руках непосредственного производителя, т.е. раба."[1. 202]

Периэки.

Спартиаты входили в "общину равных" и были высшим сословием в Спартанском полисе, тогда как периэки являлись как бы рядовыми общинниками, были зависимы от Спарты, сохранили личную свободу, при отсутствие политических прав, но при сохранении местного самоуправления. "Периэки являются собственниками земли, поскольку их отношение к ней античная традиция определяет так же, как она определяет отношение спартиатов,— владение долей земельной собственности общины, полученной от нее при Ликурговом перераспределении. При этом периэки, в отличие от илотов, пользовались землей без каких- либо экономических обязанностей перед спартиатами."[4.21] Периэки были свободны, но не являлись полноценными гражданами полиса, хотя могли приобретать собственность, являлись владельцами земельных участков и даже несли воинскую повинность. Они вели личное хозяйство, платили налоги и должны были направлять в армию гоплитов, снаряжение которых приобреталось на свои средства. Кроме занятия земледелием и домашним хозяйством периэки занимались ремеслами. У них была достаточно узкая специализация - оружие, предметы быта и орудия труда. Оружие в виде налога они поставляли спартиатам.

infourok.ru