Параграф 10 древняя греция. Общий взгляд на Древнюю Грецию (3 раздел)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§ 10 Древняя Греция. Параграф 10 древняя греция


§ 10 Древняя Греция

На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также западное побережье Малой Азии.

Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличалась плодоро­дием. Правда, хорошо растут виноград и оливковые деревья. Оби­лие островов, гаваней и бухт способствовало развитию морепла­вания.

Легендарным родоначальником греков был царь Эллин. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну — Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили пеявзги, которые первыми б Европе освоили земледелие. Гре­ческие племена тогда обитали на севере, у берегов Дуная. Пример­но с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. дон л. вся Греция была населена лишь греками.

Минойская и микенская цивилизации.

Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел v, древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического правителя Миноса ее называют минойской. Перво­начально на острове возникло четыре небольших государства, центром которых был дворец правителя.

В городе Кноссе раскопан самый большой из дворцов, он счи­тается дворцом Миноса. Во дворце было около трехсот помеще­ний, его стены украшены фресками. Наиболее известно изобра­жение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, .это был обряд, связан­ный с поклонением быку — главному помощнику древних земле­дельцев.

Во дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами. От вторжений остров защищал сильный флот. Согласно мифам Минос создал огромный флот, который господствовал на востоке Средиземноморья.

Мифы и археологические данные говорят, что цари Крита по­корили население соседних островов и материковой Греции (миф о Тесее и Минотавре). Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Со­здатели микенской цивилизации — греки-ахейцы — позаимствовали на Крите многие его достижения.

Центрами микенских государств, как и на Крите, были дворцы. Но они, в отличие от критских, были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой долгие войны. Однако иногда они создавали крупные объединения. Именно такое объединение вело знамени­тую Троянскую войну, завершившуюся захватом богатого города Трои (Илиона) в Малой Азии примерно в 1180 г. до н.э., в самом конце микенского времени. Эти события нашли отражение в поэму Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после- этого I вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств нарекая власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам. К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Древнегреческий полис.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколь­ко сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5—10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения.

В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (парод) — мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Великая греческая колонизация.

К VIII в. до н. э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не могли прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии.

Греки либо договаривались с местными племенами, которых называли варварами, либо отвоевывали себе земли. Варвары, как Е правило, выгодно торговали с пришельцами. Массовые переселения и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Су­ществовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

Многие колонии быстро росли и богатели. В Элладу из них вез­ли зерно, металлы, рабов, В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции. Знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Но избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

Тирания.

Начиная с VII а. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны способствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако правление тиранов осталось в воспоминаниях как мрачное время. Многие тираны прославились своей жестокостью. Но тираны подорвали влияние аристократов.

Афины.

Афины были центром полуострова Аттика, объединен­ного в единое государство легендарным царем Тесеем. Царей и Афинах не с гало в глубокой древности. В VIII —VII вв. до н.э. власть в полисе принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и зу отмену долгоного рабства. Эта борьба ослабляла Афинское госу­дарство и его войско.

В 594г. до н.э. ДЛЯ примирения сторон архонтом правителем был избран Солон, которою уважали как аристократы, так и демос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов. Долж­никам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил На четыре разряда по размеру имущества. От разряда зависели место человека и войске и его политические права.

Следую щи и этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйствен в интересах демоса. В 510г. до н.э. был свергнут тиран Гипий — сын Писистрата, который, в отличие от отца, притеснил -народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей, каждая и; которых состояла из трех районов, расположенных в разных час­тях полуострова Клисфен создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущим делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе

стратегов которые были командующими войском и флотом, а

также являлись фактическими правителями полиса.

Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их экономики и могущества связаны с именем первого стратега Пиракла (444 — 429гг. до н.э.). При нем была введена оплата службы должностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность заниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

Спарта.

Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местною населения была порабощена и стала сзываться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось запи­раться любым дедом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько и готских семей. Они доставляли своему господину строго определенное количество продуктов. Спартан­цы превратили снос государство в военный лагерь. Позже они завоевали соседнюю область Мессению. Приблизительно в VIII —VII вв. до н.э. и Спарте были введены

(к называемые -законы Ликурга. Согласно им, псе (включая парей ;старейшин) ж иди одинаково, носили одинаковую грубую одеж-, имели одинаковые жил. и та. Собираясь за общим столом, мужчины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были запрещены.

Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимал не и или отвер­тись. Главную роль и управлении играл совет геронтов (стариков) - герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов вбирались два царя получали власть по наследству. Цари оставляли войско. Спарта была мощнейшим в военном отпоше-1И полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной задачей государства. Спарта — пример олигархического полиса, в котором власть принадлежала аристократии.

Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пелопоннесского союза. К середине V в. до н.э. в этот союз вошли почти все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.

Греко-персидские войны.

В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 50(1 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. поиска Дарил высадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточен­ной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника.

Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Греции огромное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против об­щей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции неболь­шие силы эллинов под предводительством спартанского царя Лео­нида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После ги­бели Леонида персы заняли Среднюю Грецию.

Греческий флот, в котором половина кораблей были афин­скими, встал у острова Соломин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе боль­шинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновени­ях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Шатеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флот у мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов.

В результате победы в греко-персидских войнах особенно уси­лились Афины, которые встали во главе Афинского морского со­юза, объединившего в основном демократические полисы. Со вре­менем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союз­ников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам.

После войны в Греции значительно возросла численность ра­бов. Рабский труд широко использовался в ремесле, добыче по­лезных ископаемых.

Кризис полиса.

Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спар­танцы вмешивались в дела других полисов, уста найди вали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоил Эпамннонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга.

Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят имения, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан при­ходят воины, нанятые за деньги.

Македонское завоевание Греции.

К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV в. до н. э. на македонский престол вступил царь Филипп II,

поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат и полко­водец. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, превра­тив свою армию в грозную силу.

Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране порядок, прекратит усобицы. Другие греки, ко главе с афинским Оратором Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Решающая битва между греками и македонцами произошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз­биты, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку к войне с Персией, но был убит в 336 г. до н.э.

Походы Александра Македонского.

Царем Македонии стал сын Филиппа Александр — великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер­сидский царь Дарий III дал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер­сидский царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством.

Александру покорились без сопротивления почти все фини­кийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фа­раоном. Решающая битва македонско-персидской войны произош­ла 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дарий сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер­сы почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав­ный удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Побе­да была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб.

Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н.э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государ­ством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 325 г. до н. э. повернуть назад.

В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний завоеватель внезапно заболел и умер.

Эллинистические государства.

После смерти Александра началась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. 15 эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские пари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран. Месопотамию. Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Селенкнлов было очень воинственным.

studfiles.net

Ответ Древнейшая Греция - Рабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 2

1) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Греция расположена в Европе, в южной части Балканского полуострова. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется Крит. Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: Микены, Тирниф, Пилос, Афины, Кносс, Фест, Троя.

 

2) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Цари Крита стали властвовать на Эгейском море. В царском дворце на Крите солнечный свет и воздух поступали через отверстия в крыше. Такое отверстие называют световым колодцем. Стены дворцов были украшены картинами, написанными по сырой штукатурке. Такая картина называется рельефом. Критское царство погибло в XV (15-м) веке до н.э. в результате землетрясения и извержения вулкана.

 

3)  Впишите недостающие буквы в имена героев греческих мифов.

 

  • Ответ: Минос - царь Крита. Ариадна - дочь критского царя. Тессей - сын царя Афин.Минотавр - чудовище, жившее в лабиринте. Дедал - знаменитый афинский мастер, живший на Крите. Икар - сын мастера, утонувший в море.

 

4) Заполните контурную карту «Древнейшая Греция».

 

 

+ 1)  Напишите название полуострова в Европе, на котором более трех с половиной тысяч лет назад жили греческие племена.

 

+ 2) Закрасьте кружочки, обозначающие древнейшие греческие города, и напишите их названия:

 

  • Ответ:

    а) Микены

    б) Тиринф

    в) Пилос

    г) Афины

 

+ 3) Напишите название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя

+ 4) Напишите название острова, царя которого во II (2-м) тысячелетии до н.э. создали сильнейший военный флот и стали властвовать на Эгейском море.

+ 5) Напишите название острова к северу от Крита, на котором около 1500 года до н.э. произошло разрушительное землетрясение и извержение вулкана.

+ 6) Напишите название полуострова в Азии, западное побережье которого около трех тысяч лет назад было заселено греками.

+ 7) Закрасьте кружочек, обозначающий богатый город, разрушенный греками около 1200 года до н.э. Напишите его название.

+ 8) Обозначьте стрелками пути вторжения с севера в Грецию воинственных племен в конце II (2-го) тысячелетия до н.э.

+ 9) Проведите на карте кратчайший морской путь, который после гибели Трои предстояло преодолеть Одиссею, возвращавшемуся домой.

+ 10) Напишите название самой высокой горы на территории Греции.

 

5) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Вход в Микенскую крепость вел через … ворота. Около 1200 года до н.э. объединенное войско греков разрушило и сожгло город Троя на побережье полуострова Малая Азия. В Греции было забыто письмо, произошел упадок культуры после того, как с севера напали племена дарийцев.

 

6) Вспомните древнегреческий миф. Вот начала мифа: «Смелый юноша прибыл на остров Крит...». Опишите изображенную на рисунке сцену. В каком здании она происходит? С кем сражается юноша? Как его имя? Какие чувства испытывают наблюдающие за поединком люди? Как они здесь оказались?

 

  • Ответ: На рисунке Тесей сын афинского царя Эгея, которого сын убил минотавра. Происходит все это в Киосском Лабиринте. За боем наблюдают заложники, чья жизнь в руках юного юноши. Они тут оказались из-за долга, что каждые 8 лет, отправляют 14 юношей, из них 7 девушек, 7 парней.

 

7) Вспомните древнегреческий миф. Вот начала мифа: «Жестокий царь не отпускал с острова искусного мастера и его сына...».

 

 

+ Как звали царя? На каком острове он правил?

 

 

+ Опишите рисунок. Чем заняты отец и сын? Как их звали? Какова была дальнейшая судьба обоих?

 

 

8) Впишите недостающие слова в тексты, посвященных табличкам, найденным при раскопках царских дворцов на Крите и в древнейших греческих городах.

 

  • Ответ: Древнейшие письмена на глиняных табличках, найденные в Киосском дворце, пока не разгаданы. А надписи на глиняных табличках, найденные в городах Микены, прочитаны. Эти надписи содержат: сведения, списки и многое другое.

 

9) Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

 

  • Ответ: Елена - красавица, из-за которой началась Троянская война. Парис - троянский царевич, один из главных виновников войны с греками. Афродита - богиня, которой было присуждено золотое яблоко. Агамемнон - владыка Микен, главный предводитель греков в Троянской войне. Ахиллес - храбрейший из греков при осаде Трои. Фетида - морская богиня, мать Ахиллеса. Приам - престарелый царь Трои. Гектор - царевич, военный вождь троянцев. Андромаха - жена военного вождя троянцев. Патрокл - греческий воин, надевший чужие доспехи и в них погибший. Гефест - бог-кузнец, помогавший грекам в Троянской войне. Одиссей - главный герой одной из поэм Гомера. Алкиной - царь феаков, отважных мореходов. Навсикая - дочь царя феаков. Домодок - слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя. Полифем - одноглазый великан-людоед. Сирены - злые чародейки, полуптицы-полуженщины. Суилла - морское чудовище - змея с шестью головами. Харибда - морское чудовище с громадной  пастью. Пенелопа - царица, двадцать лет ждавшая мужа на острове Итака. Телемак - сын Одиссея.

 

10) Вспомните древнегреческий миф. Вот начало мифа: «Юную деву похитил бог, внушающий ужас всему живому...». Что изображено на рисунке? Почему дева страшится ехать в ту страну, где властвует похитивший ее бог? Как зовут их обоих? Каково окончание мифа?

 

  • Ответ: Миф о похищенной Персефоны, дочери богини Деметры. Персефону украл Анд. Зевс помог матери найти дочь. Этот миф напоминает смену времен года, так как, Анд отпускал наверх Деметры. 

 

11) Напишите имена известных вам богов, которым поклонялись древние греки.

 

  • Ответ: Зевс- бог грома и молний. Посейдон - бог моря. Аид - бог - властитель подземного царства мертвых. Гера - старшая из богинь, супруга главного бога. Афродита - богиня красоты и любви. Афина - богиня-воительница. Дионис - бог - покровитель виноградарей и виноделов. Деметра - богиня плодородия и земледелия. Гефест - бог кузнечного дела. Гермес - бог - вестник богов. Сатиры и Нимфы - низшие божества, населявшие леса, реки и горы.

 

12) Ответьте на вопрос. Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

 

  • Ответ: Я думаю, что Гомер высмеивал употребление вина в персонаже: Циклоп. Потому что он напился и уснул, а Одиссей выколол ему глаз.

 

13) Ответьте на вопрос. Греки были умеренны в еде и питье. Вспомните древнегреческие мифы. Кто из героев этих мифов мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны? О чем в них идет речь?

 

 

+ 1) Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!

 

 

+ 2) Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат, сколько ложных ходов и тупиков!

 

  • Ответ: Эти слова принадлежат Эгею. Он сказал это чтобы предупредить своих жителей, что пора отправлять их в лабиринт Минотавра.

 

+ 3) До сих пор болят кости и ноет спина. Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

 

 

+ 4) Я люблю свою мать и люблю мужа. Но сердце мое разрывается оттого, что я не могу жить одновременно с ними обоими!

 

 

+ 5) Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог людям побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?

 

 

14) Разгадайте кроссворд «Рогатое чудовище». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя чудовища, жившего, согласно мифу, в лабиринте.

 

  • Ответ:

 

15) Найдите ошибки в текстах.

 

 

+ 1) Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы «Илиада» и «Одиссея».

 

 

+ 2) Поэма Гомера «Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены из Спарты в Трою, а заканчивается описанием захвата и гибели Трои.

 

 

+ 3) Хитроумный Одиссей мечтал услышать сладкозвучное пение сирен. Но ему это не удалось: спутники Одиссея в страхе за его жизнь привязали царя Итаки к мачте и заклеили ему уши воском.

 

 

+ 4) Бог морей Посейдон любил Одиссея как родного сына, всегда и во всем помогал ему.

 

tetrab.ru

Общий взгляд на Древнюю Грецию (3 раздел)



По схеме на с. 280–281 определи, какую часть древней истории ты изучил. По таблице на с. 122 проверь, помнишь ли ты обязательные для запоминания факты и понятия, готов ли применять эти знания в проверочной работе.

Изучена Древняя Греция.

Основные факты истории Древней Греции:

III тыс. до н.э. – расселение греческих племён на Балканах.

Ок. 2000–1450 гг. до н.э. – Критская цивилизация.

Ок. 1450–1200 гг. до н.э. – царства греков-ахейцев, Микены. Начало цивилизации Древней Греции.

Ок. 1200 г. до н.э. – Троянская война: ахейцы против Трои (Илион). Вторжение греков-дорийцев и гибель ахейских царств.

XI–IX вв. до н.э. – утрата Грецией многих достижений цивилизации, создание Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея».

VIII в. до н.э. – возникновение полисов (городов-государств, общин граждан), греческий алфавит, начало колонизации.

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры – состязания с участием всех греков-эллинов.

IX–VII вв. до н.э. – покорение Спартой соседей. Введение законов Ликурга: военно-аристократический строй.

621 г. до н.э. – законы Драконта – первые письменные законы в Афинах.

Рубеж VII–VI вв. до н.э. – времена «семи мудрецов».

VI в. до н.э. – Пифагор вводит слово философия (любовь к мудрости).

594 г. до н.э. – законы Солона в Афинах – основа демократии.

560–510 гг. до н.э. – борьба демоса с аристократией в Афинах.

500 г. до н.э. – восстание малоазийских греков. Начало Греко-персидских войн.

490 г. до н.э. – победа греков над персами в Марафонской битве.

480 г. до н.э. – вторжение царя Ксеркса на Балканы.

– Битвы при Фермопилах и в Саламинском проливе.

479 г. до н.э. – битва при Платеях. – Изгнание персов с Балкан.

472 г. до н.э. – трагедия Эсхила «Персы». – Рождение театра.

449 г. до н.э. – окончание Греко-персидских войн.

446 г. до н.э. – в Афинах поселяется «отец истории» – Геродот.

444–429 гг. до н.э. – Перикл – первый стратег Афин. – Расцвет Афинского морского союза, украшение города, храм Парфенон (скульптор Фи,дий, художник Поликлет).

431–404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война Афин и Спарты.

Ок. 430–399 гг. до н.э. – новая философия Сократа.

387 г. до н.э. – школа Академия ученика Сократа Платона.

377 г. до н.э. – смерть Гиппократа, «отца медицины».

367 г. до н.э. – в Академию Платона приезжает Аристотель – основатель многих наук (логики, физики, этики, политики).

1. В тетради продолжи заполнять таблицу «Восток и Запад Древнего мира» (см. с. 120). Определи, каковы главные черты античного Запада (на примере Древней Греции). Свои выводы подтверди, используя изученные понятия и факты.

2. Сравни античный Запад и Древний Восток. В чём заключаются главные отличия?

Античный Запад и Древний Восток отличаются практически по всем параметрам. Древний Восток находился в более благоприятных условиях для занятия земледелием, в то время как гористая и изрезанная местность толкала греков к занятию торговлей, а потом и колонизации новых земель. Сложные ирригационные системы требовали большого контроля за их работой, все это привело к возникновению на Востоке деспотии. В Античном Западе, наоборот, существовала демократия, где ценились и уважались свобода и выбор граждан. На Востоке люди ценили свой общественный порядок и традиции, на Западе – личную свободу человека и саморазвитие.

3. Есть мнение, что на античном Западе (в Греции) человеческая личность была полностью свободна, а на Древнем Востоке личностей не было вообще, человек был полностью бесправен в глазах деспотичной власти. Попробуй подтвердить или опровергнуть это мнение с помощью аргументов и фактов.

Да, я согласен с этим мнением. На это указывают следующие факты: законы в греческом полисе принимались всеми гражданами, любой гражданин мог быть избран на государственные должности. Граждане ценили свободу выбора, свободу слова. На Древнем Востоке все должны были подчиняться законам правителя. Например, в Египте фараон мог наказать любого, кто не подчинится его власти, даже вельможу. Царь, фараон или шах сам назначал всех чиновников, принимал законы, устанавливал налоги и распоряжался казной.

Но в то же время в греческих полисах свободной личностью считался только гражданин в рамках своего полиса, а иноземцы, захваченные во время войны, становились рабами

resheba.com

Trojden | Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру: Уколова В. И.

1. Культура классической Греции. Идеалом этой культуры был гармонично развитый человек, достойный гражданин полиса. Греческое понимание красоты связано с телесностью. Человек должен был иметь прекрасное тело. Отсюда тяготение греков к пластическим искусствам, и прежде всего к скульптуре. Особенностью скульптуры классического периода было то, что она изображала идеального человека — мужчину или женщину (изображения детей почти отсутствуют). Лицо изображаемого, как правило, было прекрасным и всегда имело спокойное, даже отсутствующее выражение, ибо любое чувство, как считали греки, могло нарушить гармонию черт. Соответственно и позе скульптуры надлежало быть статичной, человек редко изображался в движении.

Самыми значительными скульпторами классической эпохи были Мирон, Поликлет и Фидий. Поликлет разработал специальный канон изображения человеческой фигуры, которому греческие мастера следовали вплоть до поздней классики, предварившей эллиническое искусство. В IV в. до н. э. в скульптуре появились новые веяния. Скульпторов увлекает задача изобразить человека, захваченного сильными эмоциями, в движении. Прорыв к новому в искусстве скульптуры осуществили Скопас и Пракситель.

Греки украшали скульптурами храмы, площади и улицы городов. Сами же города и храмы, их архитектура должны были быть соизмеримы с человеком. В греческой архитектуре отсутствовали сооружения, подавляющие человека. Более того, греки предложили новую, более удобную для человека планировку городов. Архитектор Гипподам разработал схему, в которой городские улицы пересекались под прямым углом. В городе выделялись особые зоны — религиозных сооружений, административная, ремесленная, жилая. Усовершенствованная Гипподамова планировка городов применяется и сейчас.

В архитектуре господствовала ордерная система. Главным сооружением греческого полиса оставался храм. Прекраснейшим храмом Эллады был Парфенон — мраморное святилище девы Афины на Акрополе в Афинах. Он был воздвигнут во времена Перикла. При сооружении Парфенона использованы два ордера — дорический и ионический. Весь храм по периметру окружён колоннами. Такой тип храма назывался «периптер» — оперённый. Парфенон, возвышающийся над Акрополем на фоне голубого южного неба, поражает своими совершенными пропорциями, соразмерностью всех частей. Это непревзойдённый шедевр мировой архитектуры.

Портик кариатид храма Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.). Афины, Акрополь

Фриз Парфенона украшен скульптурными барельефами, выполненными великим Фидием. Он же изваял покрытую пластинами золота и слоновой кости статую Афины с богиней победы Никой на руке. Фидий был создателем и статуи Зевса в Олимпии, которую причисляли к семи чудесам света. К сожалению, эти творения Фидия до нас не дошли.

Акрополь — образец архитектурной, художественной гармонии. Здесь проходили религиозные празднества и процессии. У подножия Акрополя был воздвигнут театр. В Греции театр — это особый вид архитектурного сооружения, место для зрелищ. Многие греческие города старались построить свой театр. Но, конечно, театр — это и особый род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие. Театр родился в Греции из массовых религиозных обрядов, в частности из великих Дионисий. Развивались такие жанры театрального искусства, как трагедия и комедия. Великими трагиками были Эсхил, Софокл и Еврипид. Как комедиограф прославился Аристофан.

Древние греки создали систему образования и воспитания, направленную на формирование достойного гражданина полиса. Первоначальные знания дети получали в семье. Далее мальчики поступали в школы, где их обучали грамматике, риторике, чтению и толкованию поэм Гомера. В V в. до н. э. возникла идея обучения всему кругу знаний (энциклопедия), однако такое образование было доступно лишь для избранных, оно предполагало индивидуальное общение наставника и ученика, как, например, философов Сократа и Платона.

Физическое развитие дети получали в гимнасиях и палестрах — специальных помещениях и местах для спортивных занятий.

В V в. до н. э. появилась история как особая область знания. Отцом истории называют Геродота. В своём сочинении он основное внимание уделил главной теме эпохи — противоборству Греции и Азии и греко-персидским войнам как его конкретному воплощению. Основателем собственно политической истории был Фукидид; эту линию продолжил его ученик Ксенофонт.

В V — начале IV в. до н. э. наивысшего развития достигла греческая философия. Гераклит развивал атомистическое учение, выдвинул идею всеобщего изменения. Сократ считал, что предпосылкой любого знания является познание человеком самого себя. Он предлагал своим ученикам искать истину с помощью наводящих вопросов. Сократ полагал, что каждому дана способность при желании достичь мудрости, а через мудрость — добродетели. Однако наставления Сократа вызвали осуждение граждан афинского полиса. Его подвергли суду и приговорили к казни (Сократ принял чашу с ядом цикуты).

Учеником Сократа был великий греческий философ Платон. Он утверждал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений. Идеи — первопричины всего существующего. Платон также попытался сформулировать основные принципы идеального государства. Он считал, что существование человека вне определённой социально-политической системы невозможно. Платон основал свою философскую школу — Академию. Он оказал огромное влияние на всё последующее развитие философии.

В течение 20 лет учеником, а затем и преподавателем Академии был Аристотель.

Он постарался преодолеть идеализм Платона, создав учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания. Аристотель внёс огромный вклад в развитие логики, этики, философии природы. Он определил человека как «политическое существо». Аристотель тоже основал философскую школу, которая называлась Ликей. Он был учителем Александра Македонского.

Сильное влияние Аристотеля испытала позднеантичная и средневековая философия, как западноевропейская, так и арабомусульманская.

Грустящая Афина. Рельеф. Около 460 г. до н. э. Акрополь

Классическая культура Древней Греции стала фундаментом европейской, а в значительной степени и мировой культуры, опиравшихся на её идеал человека и демократического государства, на её философию, науку, искусство, литературу, художественные и мифологические образы.

2. Кризис полиса. IV век до н. э. — время кризиса, поразившего полисы Греции. Наиболее интенсивно кризис развивался в Афинах — самом богатом и процветающем полисе. Особенностью кризиса в Афинах являлось то, что он происходил в условиях экономического подъёма.

Богатства скапливались в основном в руках неграждан — метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. То, что казалось преимуществом гражданского статуса, привело к обнищанию граждан. Граждане—собственники земельных участков вынуждены были их продавать. «Новые богатые», скупая их, увеличивали свои собственные земельные владения. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством.

Для полисной структуры важнейшим было разделение на граждан и неграждан. В самом же полисе главным политическим противоречием являлось разделение на сторонников олигархии и сторонников демократии, а социальным — разделение между аристократической верхушкой и остальной частью граждан.

Теперь в греческих государствах нарастало противостояние между «новыми богатыми» и беднеющим населением. Оно прорывалось в общественном недовольстве, принимавшем различные формы — от яростного накала дебатов в народном собрании и изгнания неугодных политических деятелей до открытых гражданских столкновений с применением военной силы. В ряде полисов установилась тирания. Тирания была формой государственного устройства, при которой полисом управлял один человек — тиран (впоследствии это слово стало нарицательным). Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь.

Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса является наёмничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной.

Нарастание внутреннего напряжения в полисах не замедлило сказаться и на отношениях между полисами. Разразилась серия войн за господство над Грецией. Пелопоннесская война (431—404 гг. до н. э.) велась между союзами полисов, возглавляемыми, с одной стороны, Афинами, а с другой — Спартой. Третьей, скрытой силой в этой войне была Персия, поддерживавшая Спарту. Итогом войны стало установление в Греции кратковременной гегемонии Спарты. Вскоре Фивы в очередной войне разбили спартанскую армию, после чего Спарта должна была думать о собственном выживании. Попытка Афин восстановить свои позиции в греческом мире привела к Союзнической войне (357—355 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение.

Ослабленные греческие полисы, выясняя отношения между собой, не заметили, что с севера Балкан нарастала новая угроза — крепло и создавало мощную армию Македонское царство. Начало македонскому господству в Греции положил царь Филипп II. В 338 г. до н. э. он разгромил объединённые войска греков под предводительством Афин. Филипп призвал эллинов объединиться и выступить против персов, замыслив тем самым преодолеть политический кризис, поразивший Грецию. Однако вскоре его убили.

3. Походы Александра Македонского и их исторические итоги. Преемником Филиппа стал его сын Александр. В 334 г. до н. э. он начал поход против Персии. Время Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.) — это переход от классической Греции к эпохе эллинизма.

За десять лет были завоёваны огромные территории от Египта до Северной Индии. К ногам Александра пали владения побеждённой Персии, охватывавшие почти весь Ближний Восток. Под властью греков была создана огромная держава, включавшая множество народов с разными культурами, религиями, государственными традициями, образом жизни. Она представляла собой рыхлое и непрочное государственное образование. Итогом войны, главным лозунгом которой было отмщение за поруганную некогда персами свободу греков, стало создание империи полувосточного образца. В последний период своей жизни Александр Македонский вёл себя как восточный владыка, требовал всеобщего поклонения, при его дворе утвердился восточный императорский церемониал, началось обожествление Александра. Хотя полисы продолжали существовать, но они утратили свою независимость и стали частью нарождающейся эллинистической монархии.

Завоевания Александра Македонского и эллинистический мир

Мнение учёного

Походы Александра, открывшие грекам новые земли, масштабы его завоеваний произвели на современников огромное впечатление. Споры о нём продолжаются в современной литературе. Ранее в историографии преобладала идеализация македонского царя, в котором видели гения, нёсшего на Восток свет высокой эллинской цивилизации и выполнявшего великую историческую миссию. Безудержная идеализация сменилась затем более трезвым подходом. Оценка деятельности Александра, крупного государственного деятеля и великого полководца, не может быть однозначной. Его походы уничтожили уже изжившую себя державу Ахеменидов, но греко-македонская армия несла опустошение, рабство и смерть, разрушались города и сёла, гибли люди, стирались с лица земли целые племена. В своей державе, превосходившей размерами Персидское государство, Александр силой оружия объединил различные страны и народы. Она, однако, не имела единой экономической базы и была чисто военным объединением... Вместе с тем и во время походов, и после них на Восток хлынул поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся новые формы социальных отношений и свою культуру. Некоторые из основанных Александром городов, претерпев изменения в своём характере, становятся центрами политической и экономической жизни. В результате походов раздвинулись географические рамки греческого мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство — всё это способствовало развитию экономики, торговых связей. Они знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризовался сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал — периода эллинизма.

Л. П. Маринович

Фрагмент мозаики «Битва при Иссе Александра Македонского с Дарием». Помпеи. I в. н. э.

Что даёт учёным основание для высказывания различных точек зрения на результаты деятельности Александра Македонского? Оцените последствия походов Александра.

Главным результатом походов Александра Македонского была встреча Запада, представленного греками, и Востока, полиэтничного и многоликого. Впервые осуществилась столь грандиозная попытка синтеза — этнического, политического, культурного, религиозного. Походы Александра положили начало эпохе эллинизма.

4. Эпоха эллинизма. В эту эпоху возникли новые государства, формы политической и социальной организации, интенсивно развивалась материальная и духовная культура.

Вскоре после смерти Александра Македонского его империя распалась на несколько крупных государств, во главе которых оказались его ближайшие соратники — диадохи. Однако эти государства не были стабильными образованиями. Около полувека продолжалась борьба диадохов. То был период становления нового эллинистического мира со сложной социальной структурой, формирования новых типов государственного устройства.

Основной формой государства стала эллинистическая монархия. Размеры государства могли быть огромными или весьма небольшими, но они имели общие черты: соединение греческих и восточных принципов государственного управления и политической жизни с преобладанием одного из них в зависимости от традиций региона и народов, входивших в государство; сильная власть монарха, сочетавшаяся с подавлением свободы подданных; поддержка хозяйственного развития и торговли; стремление к расширению территорий; строительство новых городов.

Крупнейшими эллинистическими монархиями были Птолемеевский Египет; империя Селевкидов, охватывавшая территорию от Малой Азии до Индии; Парфянское царство, ставшее главным соперником Рима на Востоке. В Центральной Азии, на севере Индии образовались небольшие эллинистические государства (греко-бактрийские и греко-индийские царства).

5. Культура эллинизма. Культурные достижения эллинистической эпохи поражают своим многообразием и широтой распространения. От Нила до Инда вошёл в употребление греческий язык, на нём писали книги, он стал языком международного и культурного общения, объединил интеллектуалов эллинистического мира. Повсюду внедрялась греческая система образования.

Эллинизм — эпоха расцвета городов, наиболее грандиозные центры эллинистической культуры — Александрия, Антиохия, Пергам. В Александрии существовала богатейшая в мире библиотека, был открыт Мусейон (дом Муз) — научное учреждение, ставшее прообразом будущих академий наук. Здесь трудились выдающиеся учёные, философы, поэты, в том числе Евклид — создатель геометрии; Эратосфен — великий математик и географ, разработавший также научную хронологию истории.

В эллинистическом мире наука приобретала всё большую независимость от философии. Учёные ассимилировали знания, накопленные древними восточными народами, соединили их со знаниями греков. Это дало импульс развитию математики, физики. Уроженец Сиракуз Архимед открыл ряд важнейших математических и физических законов, его гений проявился также и в практической механике (он изобрёл рычаг, винт и многое другое).

В астрономии также были сделаны важные открытия. Аристарх Самосский определил размеры Солнца и Луны и расстояния, отделяющие их от Земли. Впервые было сформулировано предположение о гелиоцентризме Солнечной системы. Развивались науки о живых организмах, изучалось кровообращение, была открыта роль капиллярных сосудов, научно описаны функции головного и спинного мозга.

Новый важный шаг был сделан в изучении истории. Возникло осознание всеобщности исторического процесса. Это осознание концептуально оформилось во «Всемирной истории» Полибия (II в. до н. э.), написанной уже в позднеэллинистический период, когда эллинистические государства попали под власть Рима.

В городах сооружались величественные храмы, великолепные царские дворцы, создавались роскошные парки, украшенные скульптурой, обширные административные здания, богатые частные дома. Благодаря соединению достижений архитектуры и высокоразвитого инженерного искусства стало возможным сооружение Фаросского маяка и гигантской скульптуры Гелиоса на острове Родос (Колосс Родосский), включённых современниками в число семи чудес света.

Эллинизм вообще тяготел к монументальной архитектуре, однако мастерам удалось придать монументальным сооружениям удивительную изысканность. Этим поражает Пергамский алтарь, воздвигнутый в честь победы пергамского царя над варварами-галатами. Алтарь украшен огромным фризом — поясом барельефов, изображавшим битву богов-олимпийцев с гигантами. Скульптурные сцены полны драматизма и эмоциональной выразительности.

Лица гигантов искажены страданием. Фигуры изображены в динамичных позах. Эмоциональность, стремление к индивидуализации изображения отличают эллинистическую скульптуру от греческой классической скульптуры. Не идеал, а живой человек, страдающий и радующийся, живущий в меняющемся мире и сам меняющийся, — вот герой эллинистического скульптора.

Часть фриза алтаря Зевса в Пергаме. Около 180 г. до н. э.

Танагрская статуэтка. Терракота. III в. до н. э.

В эпоху эллинизма были созданы такие скульптурные шедевры мирового значения, как Венера Милосская, Ника Самофракийская, Лаокоон и его сыновья.

Менялись акценты в развитии философской мысли. Если учения Платона и Аристотеля своей основой имели коллективистское мировоззрение классического полиса-государства, то в доктринах эллинистических философов обнаруживается тяготение к космическим обобщениям. Их истоки кроются в изменившемся мироощущении человека эллинистической эпохи, чувствовавшего себя гражданином мира, зависящим в конечном итоге не столько от законов человеческих, сколько от законов космоса, от высшей силы, часто безличной — логоса, природы, божественного начала. Получают распространение неоплатонизм и неопифагорейство.

Самые сильные трансформации происходили в религиозной жизни. Традиционные религии уже не удовлетворяли ни греков, ни народы, включённые в эллинистический мир.

Но если в рационалистической сфере — философии, науках, даже в искусстве — приоритет сохранялся за греческими традициями, то в религиозной жизни побеждал Восток. Восточные боги вторглись в греческий пантеон, разрушая его. Восточный образ Великой богини-матери сливает

trojden.com