История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Александр Горбовский - Загадки древнейшей истории. Горбовский загадки древнейшей истории


Загадки древнейшей истории читать онлайн, Горбовский Александр Альфредович

Предисловие

Первое издание книги Александра Горбовского «Загадки древнейшей истории», опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время — время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.

Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.

А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений — далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто — дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.

Автор сказки о ковре-самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, — они оба творцы самолетов, хотя и на разных эгапах бесконечной эстафеты развитии человеческого раэума.

Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.

Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.

В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое-то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.

Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук

Память о катастрофе

Священные тексты и мифы разных народов являются, по сути дела, самыми древними источниками, дошедшими до нас. Некоторые открытия последних лет подтверждают факты, о которых раньше мы могли узнать только из эпоса или религиозных книг. И в этом нет ничего удивительного. Так называемые «священные книги» и мифы, неизбежно вбирая в себя сведения из народной памяти, несут в себе отголоски действительных событий. Еще Ф. Энгельс отметил, что предания народов представляют собой одну из абстракций, которые могут послужить тому, «чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев». Вот почему историк должен стремиться найти в преданиях и религиозных текстах то истинное и рациональное, на что может опереться наука.

Так поступил, например, немецкий археолог Г. Шлиман. Следуя едва заметному пунктиру, намеченному гомеровскими строками, среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, казавшаяся всем лишь прекрасным вымыслом, игрой воображения, оказалась реальностью. Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия забытые города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называют пять городов; Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминающиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся «допотопных» городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшее некогда этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие.

«Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, — читаем мы в библии, — в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Но за тысячи лет до того, как были начертаны эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:

«Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды — страшно глядеть не погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого».

Как и в библейском варианте, речь шла о потопе, ниспосланном, чтобы истребить род человеческий. Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк. До нас дошли некоторые из изображений этого события.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский этнолог Дж. Фрезер отмечает, например, что из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:

«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а „тетзонтли“ (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики — Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…»

А вот как писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь-Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: «Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение».

Память об этом сохранилась и у индейцев бассейна Амазонки, предания которых рассказывают, что однажды раздался страшный рев и грохот. Все погрузилось во мрак, а потом на землю обрушился ливень, который смыл все и затопил весь мир.

«…Вода поднялась на большую высоту, — гласит одно из бразильских преданий, — и земля вся была погружена в воду. Мрак и ливень не прекращались. Люди бежали, не зная, куда укрыться; взбирались на самые высокие деревья и горы».

Очевидно, в тот же период происходила и горообразовательная деятельность. Индейцы островов королевы Шарлотты утверждают, например, в своих мифах, что до катастрофы земля не была такой, как сейчас, и что тогда совсем не было гор. «Кодекс Чималпопока» упоминает о вздымавшихся красных горах, очевидно, раскаленных или покрытых ...

knigogid.ru

Читать Загадки древнейшей истории - Горбовский Александр Альфредович - Страница 1

Александр ГОРБОВСКИЙ

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

(Книга гипотез)

Предисловие

Первое издание книги Александра Горбовского «Загадки древнейшей истории», опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время — время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.

Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.

А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений — далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто — дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.

Автор сказки о ковре-самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, — они оба творцы самолетов, хотя и на разных эгапах бесконечной эстафеты развитии человеческого раэума.

Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.

Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.

В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое-то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.

Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук

СЛЕДЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА

Память о катастрофе

Священные тексты и мифы разных народов являются, по сути дела, самыми древними источниками, дошедшими до нас. Некоторые открытия последних лет подтверждают факты, о которых раньше мы могли узнать только из эпоса или религиозных книг. И в этом нет ничего удивительного. Так называемые «священные книги» и мифы, неизбежно вбирая в себя сведения из народной памяти, несут в себе отголоски действительных событий. Еще Ф. Энгельс отметил, что предания народов представляют собой одну из абстракций, которые могут послужить тому, «чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев». Вот почему историк должен стремиться найти в преданиях и религиозных текстах то истинное и рациональное, на что может опереться наука.

Так поступил, например, немецкий археолог Г. Шлиман. Следуя едва заметному пунктиру, намеченному гомеровскими строками, среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, казавшаяся всем лишь прекрасным вымыслом, игрой воображения, оказалась реальностью. Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия забытые города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называют пять городов; Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминающиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся «допотопных» городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшее некогда этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие.

«Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, — читаем мы в библии, — в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Но за тысячи лет до того, как были начертаны эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:

«Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды — страшно глядеть не погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого».

Как и в библейском варианте, речь шла о потопе, ниспосланном, чтобы истребить род человеческий. Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк. До нас дошли некоторые из изображений этого события.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский этнолог Дж. Фрезер отмечает, например, что из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:

«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а „тетзонтли“ (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики — Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…»

А вот как писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь-Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: «Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение».

online-knigi.com

Александр Горбовский - Загадки древнейшей истории

Это книга гипотез о существовавшей когда-то на Земле высокой цивилизации, которая была уничтожена в результате мировой катастрофы, изменившей очертания материков и судьбы человечества. Для доказательств своих смелых предположений автор - писатель и ученый использует последние данные различных наук, отстаивая свое право на гипотезы. Увлекательно написанная книга рассчитана на шнрокий круг читателей.

Содержание:

Александр ГОРБОВСКИЙЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ(Книга гипотез)

Предисловие

Первое издание книги Александра Горбовского "Загадки древнейшей истории", опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время - время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.

Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.

А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений - далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто - дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.

Автор сказки о ковре-самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, - они оба творцы самолетов, хотя и на разных эгапах бесконечной эстафеты развитии человеческого раэума.

Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.

Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.

В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое-то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.

Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук

СЛЕДЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА

Память о катастрофе

Священные тексты и мифы разных народов являются, по сути дела, самыми древними источниками, дошедшими до нас. Некоторые открытия последних лет подтверждают факты, о которых раньше мы могли узнать только из эпоса или религиозных книг. И в этом нет ничего удивительного. Так называемые "священные книги" и мифы, неизбежно вбирая в себя сведения из народной памяти, несут в себе отголоски действительных событий. Еще Ф. Энгельс отметил, что предания народов представляют собой одну из абстракций, которые могут послужить тому, "чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев". Вот почему историк должен стремиться найти в преданиях и религиозных текстах то истинное и рациональное, на что может опереться наука.

Так поступил, например, немецкий археолог Г. Шлиман. Следуя едва заметному пунктиру, намеченному гомеровскими строками, среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, казавшаяся всем лишь прекрасным вымыслом, игрой воображения, оказалась реальностью. Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия забытые города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называют пять городов; Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминающиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся "допотопных" городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшее некогда этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие.

"Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, - читаем мы в библии, - в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей".

Но за тысячи лет до того, как были начертаны эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:

"Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды - страшно глядеть не погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого".

Как и в библейском варианте, речь шла о потопе, ниспосланном, чтобы истребить род человеческий. Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк. До нас дошли некоторые из изображений этого события.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский этнолог Дж. Фрезер отмечает, например, что из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов "Кодекс Чималпопока":

"Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а "тетзонтли" (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики - Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…"

А вот как писали об этой катастрофе в своем кодексе "Пополь-Вух" жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: "Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение".

profilib.net

Читать онлайн "Загадки древнейшей истории" автора Горбовский Александр Альфредович - RuLit

Александр ГОРБОВСКИЙ

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

(Книга гипотез)

Первое издание книги Александра Горбовского «Загадки древнейшей истории», опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время — время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.

Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.

А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений — далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто — дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.

Автор сказки о ковре-самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, — они оба творцы самолетов, хотя и на разных эгапах бесконечной эстафеты развитии человеческого раэума.

Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.

Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.

В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое-то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.

Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук

СЛЕДЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА

Память о катастрофе

Священные тексты и мифы разных народов являются, по сути дела, самыми древними источниками, дошедшими до нас. Некоторые открытия последних лет подтверждают факты, о которых раньше мы могли узнать только из эпоса или религиозных книг. И в этом нет ничего удивительного. Так называемые «священные книги» и мифы, неизбежно вбирая в себя сведения из народной памяти, несут в себе отголоски действительных событий. Еще Ф. Энгельс отметил, что предания народов представляют собой одну из абстракций, которые могут послужить тому, «чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев». Вот почему историк должен стремиться найти в преданиях и религиозных текстах то истинное и рациональное, на что может опереться наука.

Так поступил, например, немецкий археолог Г. Шлиман. Следуя едва заметному пунктиру, намеченному гомеровскими строками, среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, казавшаяся всем лишь прекрасным вымыслом, игрой воображения, оказалась реальностью. Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия забытые города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называют пять городов; Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминающиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся «допотопных» городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшее некогда этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие.

«Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, — читаем мы в библии, — в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Но за тысячи лет до того, как были начертаны эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:

«Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды — страшно глядеть не погоду было… Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, заполняя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого».

Как и в библейском варианте, речь шла о потопе, ниспосланном, чтобы истребить род человеческий. Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк. До нас дошли некоторые из изображений этого события.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский этнолог Дж. Фрезер отмечает, например, что из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:

«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а „тетзонтли“ (пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики — Авт.) кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета…»

А вот как писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь-Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы: «Был устроен великий потоп… Лик Земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на землю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасывали их, люди искали спасения в пещерах и гротах, и они погребали людей. Так была завершена гибель (рода, расы) людей, обреченных на уничтожение».

www.rulit.me

Александр Горбовский - Загадки древнейшей истории

На какое-то время сила земного притяжения на поверхности Луны превысила силу лунного. Такая ситуация возникает, когда спутник, приближающийся к планете, переходит через предел Роше, который для Земли равен примерно 2,86 земного радиуса. Затем под воздействием сложной системы гравитационных сил Луна стала смова удаляться oт Земли, пока на заняла своего нынешнего положения.

Герстенкорн не одинок в этом своем мнении. Как считает американский астроном Г. Юри, Луна - своего рода аномалия в Солнечной системе. Она слишком велика, чтобы быть "обычным" спутником. По его мысли, Луна - в прошлом планета - стала спутником вследствие космической катастрофы. Мимо нее прошло огромное космическое тело, которое свело ее с орбиты. Луна потеряла скорость движения и, попав в сферу земного притяжения, была в конце концов, по выражению Г. Юри, "поймана" Землей.

Очевидно, идея "захвата" Луны, как таковая, имеет право на существование, тем более что недавно противоположного порядка гипотеза была выдвинута в отношении Меркурия. По мысли ряда исследователей, Меркурий стал самостоятельной планетой недавно. До этого он был спутником Венеры.

Любопытно, что некоторые из дошедших до нас мифов считают Луну причиной происшедшей космической катастрофы. Это указание можно найти, в частности, в финском эпоса "Калевала", южноамериканских преданиях.

Смутные отголоски того времени, когда на ночном небе Земли, возможно, не было Луны, мы находим в преданиях различных народов. Может, не случайно и майя в своих хрониках, уходящих традицией в период до потопа, не упоминают о Луне. Ночное небо у них освещает не Луна, а Венера!

В Южной Африке бушмены в своих мифах о катастрофе также утверждают, что до потопа Луны на небе не было.

На юге Греции, в Пелопоннесе, была когда-то легендарная страна Аркадия, жители которой не знали ни забот, ни горестей. Такой была, по преданию аркадийцев, их родина до потопа. Потоп, говорили аркадийцы, был очень давно, когда Луна, появившаяся после катастрофы, не сияла еще на небе, Позднее эллины так и называли аркадийцв" "долунные".

О том, что некогда на земном небе не было Луны, писал в III веке до н. э. Аполлоний Родосский, главный смотритель великой Александрийской библиотеки. Он пользовался при этом древнейшими рукописями и текстами, которые впоследствии были потеряны, погибли и не дошли до нас.

Греческий математик и астроном Анаксагор (V в. до н.э.), тоже пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, утверждал, что Луна появилась в небе позже возникновения Земли.

Следы приливов и отливов, имеющиеся на Земле, свидетельствуют, что причина, вызвавшая их, должна была существовать миллионы лет. Но это еще не значит, что в качестве такой причины может выступать только то тело, которое известно нам сегодня под именем Луны. На такую мысль наводят массы метеоритного вещества, обнаруженные недавно в центральном районе Южноамериканского материка По мнению ряда ученых, это свидетельствует о катастрофе, постигшей существовавший некогда другой спутник Земли, ее "первую Луну". Массы этого вещества, обнаруженные на столь большом пространстве, и есть не что иное, как остатки этого спутника, упавшего на Землю.

Значительные массы вещества космического происхождения найдены не только в Южной Америке, но и в других районах Земли. Так, Дж. Л. Ворзель, обнаруживший некоторое время назад слой белого пепла (от 5 до 30 см), занимающий огромные пространства на дне Тихого океана, отмечая удивительную однородность и толщину этого слоя, связывает его появление с космическими причинами. Избыток никеля в океанских отложениях некоторые исследователи также объясняют потоком метеоритных обломков, обрушившихся некогда на Землю.

Таким образом, была ли причиной катастрофы Луна, комета или астероид (упавший на Землю или прошедший в опасной близости от нее), на этот счет существуют различные гипотезы. Впрочем, сейчас, пожалуй, важен не столько однозначный ответ о причине происшедшей катастрофы, сколько различного рода материальные подтверждения самой возможности такой катастрофы: следы и свидетельства того, что подобное явление действительно могло иметь место. И многочисленные подтверждения этого, как видим, действительно существуют.

Летом 1968 года в английский парламент поступил запрос: по имеющимся сведениям, английское правительство полностью доверяет выводам советских астрономов, что астероид Икар не столкнется с Землей в момент их наибольшего сближения - 15 июня 1968 года. Но, если опасность столкновения все-таки существует, какие следует предпринять меры?

Нетрудно представить себе, сколь гибельной для Земли могла бы оказаться эта встреча с космическим телом диаметром свыше километра, несущимся в пространстве со скоростью 100000 километров в час.

Беспокойство, прозвучавшее в этом запросе, восходит к тревоге, волновавшей человечество на самой заре его существования. Древним народам, потрясенным катастрофой, и их потомкам даже тысячелетия спустя земля под ногами продолжала казаться ненадежной. Арии, пришедшие в Индию из неизвестной своей прародины, в священных гимнах просят Бога "твердо держать землю".

Ожиданием повторения катастрофы была отмечена вся жизнь майя. Этим же тревожным ожиданием отмечены и многие места библейских текстов: "Солнце померкнет, и Луна не даст света своего. И звезды спадут с неба, а силы небесные поколеблются… О дне же том и часе никто не знает".

Ожиданием новых катаклизмов проникнуты и пророческие тексты Вавилона. О цикличности катастроф писал Талмуд. Священные книги индийцев "Пураны" также утверждают, что подобные бедствия, сопровождаемые погружением целых континентов, цикличны и могут быть предсказаны заранее. О том, что в будущем грядет день, когда бурлящие воды нового потопа поглотят Землю, утверждала "Махабхарата".

"Вы помните только один потоп, - говорили в VI веке до н. э. философу Солону египетские жрецы, - а их было много до этого. Время от времени наша цивилизация, как и других народов, уничтожается водой, которая обрушивается с неба… Человечество постигали в прошлом и еще постигнут в грядущем многочисленные катастрофы",

Некоторые из авторов древности пытались называть даже периодичность подобных катастроф. Так, римский историк Цензориус писал в III веке до н. э, что Земля переживает такие катаклизмы каждые 21600 лет. Утверждения об ожидаемости, предсказуемости и периодичности катаклизмов снова и снова наводят на мысль о некой космической, внеземной их причине.

"Планеты изменили свои пути…"

В XVII веке в Китае побывал иезуитский миссионер Мартин Мартиниус. Он провел там несколько лет, изучил язык и, вернувшись, написал подробный труд "История Китая". Вот как описывает он, со слов китайских древних летописей, что произошло во время потопа: "…Опора неба обрушилась, Земля была потрясена до самого своего основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути".

Об этом же, об изменившемся виде неба, сообщал "один из самых умудренных римлян", знаток древности историк М. Теренций Варрон, который пользовался каким-то древним источником. "Звезда Венера, - писал он, - изменила свой цвет, размеры, форму, вид и курс, чего не было никогда ни до, ни после этого". В Иудее бытовала подобная же версия. Там считалось, что потоп "произошел потому, что господь бог изменил места двух звезд в созвездии".

Иными словами, ряд сообщений связывает катастрофу с явлениями космического порядка. Если с этим согласиться, то получают объяснение и многочисленные упоминания о периоде мрака и холода, последовавшем за катастрофой.

У обитателей островов Тихого океана этот период обозначается не различных диалектах как "глубочайшая темнота", "непроницаемый мрак", "мириады ночей".

В Талмуде мы также читаем, что после катастрофы (утраты человеком своей благословенной прародины, изгнания из рая) скрылось Солнце.

"Похолодело от страха сердце Адама.

- Горе мне! - возопил он. - За грех мой погас светильник дня, и снова мир обратился в хаос".

Уже упоминавшийся нами Гернстенкорн, сторонник теории захвата Луны, считает, что в момент максимального сближения между Луной и Землей масса лунной пыли рассеялась в пространстве между Замлей и Луной, постепенно оседая на Землю и ее спутник. На это время для наблюдателя с Земли небо потемнело и Солнце померкло.

Подобный эффект мог быть вызван также избытком пыли вулканического происхождения.

Насыщенность пылевыми частицами верхних слоев атмосферы могла послужить причиной и другого явления, упоминание о котором мы также находим в священных текстах и преданиях самых различных народов. Речь идет о резком похолодании, последовавшем за катаклизмом.

"Пополь-Вух" сообщает, что после катастрофы "настал великий холод, солнца не было видно". Мифы древней Мексики и Венесуэлы рассказывают, что вскоре после катастрофы наступил страшный холод и море покрылось льдом. А племена, живущие в тропических лесах Амазонки, до сих пор хранят воспоминания об ужасной и долгой зиме, которая последовала за потопом, когда люди замерзали и умирали от холода.

Книга "Зенд-Авеста" тоже повествует о царе тьмы, который наслал на благословенную родину древних ариев холода и морозы. "Зенд-Авеста" рассказывает, что арии были предупреждены о наступлении холодов: "На землю падут губительные зимы, они принесут с собой лютые морозы, снег на 14 пальцев глубиною…"

profilib.net

Горбовский А. Загадки древнейшей истории

Александр Горбовский

Загадки древнейшей истории

Scan, OCR, SpellCheck: Miger, 2006 доп. вычитка – Faiber (проект вычитки книг на Альдебаране)

«Горбовский А. Загадки древнейшей истории (Книга гипотез)»: Знание; М.; 1971

Аннотация

Это книга гипотез о существовавшей когда-то на Земле высокой цивилизации, которая была уничтожена в результате мировой катастрофы, изменившей очертания материков и судьбы человечества. Для доказательств своих смелых предположений автор – писатель и ученый использует последние данные различных наук, отстаивая свое право на гипотезы. Увлекательно написанная книга рассчитана на широкий круг читателей.

Александр ГОРБОВСКИЙ

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

(Книга гипотез)

Предисловие

Первое издание книги Александра Горбовского «Загадки древнейшей истории», опубликованное в 1966 году, мгновенно исчезло с полок книжных магазинов. Интерес к книге не случаен. Ведь это книга гипотез о существовании некогда на Земле высокой цивилизации, уничтоженной в результате мировой катастрофы, изменившей и судьбы человечества и, возможно, очертания материков. В наше время – время глобальных, охватывающих мир явлений, время, когда стальные магистрали и невидимые, но еще более мощные линии, прочерченные в атмосфере и за ее пределами, все более крепко связывают все человечество земного шара, интерес к книгам, посвященным глобальным, общечеловеческим явлениям, понятен. К тому же это действительно научная гипотеза, для доказательства которой автор привлекает данные различных наук, остроумно их сопоставляя.

Была ли такая катастрофа в действительности, при современном уровне знаний доказать невозможно. Однако если допустить, что автор и его единомышленники правы, то многие непонятные факты находят свое естественное объяснение. Об этом очень убедительно написано в книге. Естественно, что далеко не все в этой книге бесспорно. Впрочем, иначе это не была бы книга гипотез.

А. Горбовский пишет о праве ученого смело строить гипотезы, идти на риск. Ученый не только певец истории, но также ее солдат и судья. Поэты и скептики в равной степени необходимы науке. Без этого сочетания нет подлинных поисков и открытий. Описание странных, необъяснимых для своего времени явлений – далеко не всегда воспоминание о полузабытом прошлом, но часто – дерзновенная мечта о будущем, результат творческой фантазии человеческого разума, первый вариант идеи, облеченной затем в плоть точными знаниями.

Автор сказки о ковре самолете и конструктор, впервые рассчитавший летательный аппарат тяжелее воздухе, – они оба творцы самолетов, хотя и на разных этапах бесконечной эстафеты развитии человеческого разума.

Думаю, что нельзя считать все положения, высказанные автором, доказанными, в частности в описании мира до катастрофы и тех знаний, которые были якобы спасены и сохранены посвященными. Полагаю, что открытые недавно факты, указывающие на то, что человечество существует на Земле гораздо дольше, чем это было принято считать, сами по себе не служат еще подтверждением существования некогда единой высокой цивилизации, погибшей в результат мировой катастрофы, равно как и многочисленные примеры того, как уже достигнутые человечеством познания забывались и затем открывались снова. Забвение познаний в самых различных науках происходило и при изменениях гораздо меньших масштабов, чем те, о которых пишет автор, например, при падении античной цивилизации в Европе.

Можно было бы продолжить перечисление спорных положений в книге. Однако перед нами в целом вполне правдоподобная гипотеза. Автор очень четко и стройно высказывает свои взгляды, рассматривает реальность самого факта катастрофы, устанавливает предполагаемое время, когда она могла произойти, пытается нарисовать картину мира до катастрофы, рассматривает свидетельства о древних связях, существовавших некогда между населением различных континентов, привлекает для подтверждения своей точки зрения данные истории, археологии, этнографии, географии, климатологии, математики и других наук.

В изложение основной гипотезы вплетены и другие, касающиеся различных сторон истории человечества. Автор не стремится дать всем затронутым вопросам какое то окончательное решение. Прежде всего это книга размышлений ученого, догадок и сомнений, высказанных вслух. Автор поставил перед собой благородную цель: в живой, занимательной форме изложить различные точки зрения на ряд важнейших, не ясных еще вопросов истории Земли и людей, свести их в одну стройную концепцию, доступную самым широким кругам читателей. Эту цель можно считать достигнутой. Думаю, что увлекательно написанная книга А. Горбовского будет прочитана многими людьми с таким же интересом, с каким читал ее автор этих строк.

Г. Б. ФЕДОРОВ, доктор исторических наук

Поделитесь с Вашими друзьями:

znate.ru

Александр Горбовский - Загадки древнейшей истории

Память об этом сохранилась и у индейцев бассейна Амазонки, предания которых рассказывают, что однажды раздался страшный рев и грохот. Все погрузилось во мрак, а потом на землю обрушился ливень, который смыл все и затопил весь мир.

"…Вода поднялась на большую высоту, - гласит одно из бразильских преданий, - и земля вся была погружена в воду. Мрак и ливень не прекращались. Люди бежали, не зная, куда укрыться; взбирались на самые высокие деревья и горы".

Очевидно, в тот же период происходила и горообразовательная деятельность. Индейцы островов королевы Шарлотты утверждают, например, в своих мифах, что до катастрофы земля не была такой, как сейчас, и что тогда совсем не было гор. "Кодекс Чималпопока" упоминает о вздымавшихся красных горах, очевидно, раскаленных или покрытых расплавленной лавой.

Подобные же воспоминания о предполагаемой катастрофе, которая, кроме потопа, сопровождалась ураганами, землетрясениями и вулканической деятельностью, сохранились и у африканских народов.

Речь идет, по-видимому, о какой-то катастрофе, которая произошла вблизи этих районов, где-то между Америкой и Африкой. Это видно хотя бы по тому, что по мере удаления от Атлантики характер мифов меняется. Масштабы катастрофы становятся как бы меньше. Предания рассказывают только о сильном наводнении.

Например, в преданиях индейцев Аляски (племя тлингит) говорится только о потопе. Немногие уцелевшие люди плыли на каноэ к вершинам гор, чтобы спастись от бушующих вод. Медведи и волки, подхваченные потоком, безбоязненно подплывали к лодкам, и людям приходилось копьями и веслами отгонять их.

В Южной Америке можно видеть ту же картину: речь идет преимущественно о потопе, от которого люди спаслись, поднявшись на вершины гор.

Если же мы будем мысленно двигаться от предполагаемого центра катастрофы на восток, через Средиземное море, Персию и дальше до Китая, то увидим, как постепенно и последовательно меняется характер преданий. Греческий эпос сообщает, что во время потопа содрогалась земля. "Одни искали холмы повыше, другие садились в лодки и работали веслами там, где еще недавно пахали, третьи снимали рыб с верхушек вязов…" До этого района докатились, как мы видим, только колебания почвы и волна наводнения, которая не затопила высоких холмов м поднялась не выше верхушек деревьев.

В священной книге древних иранцев "Зенд-Авеста" говорится, что во время потопа "по всей земле вода стояла не высоте человеческого роста…"

Предания утверждают, что в юго-восточном районе Азии, в Китае, воды моря, залив сушу, отступили затем от побережья на юго-восток. Естественно предположить, что если в одном районе земного шара была огромная приливная волна и воды доходили даже до горных вершин, то где-то в противоположном районе должен был быть отлив. Постепенно по мере движения на восток уменьшалась и высота водного покрова: в Центральной Америке вода доходила до вершин самых высоких гор, в Греции - не выше холмов и верхушек деревьев, а в Персии достигала высоты человеческого роста.

Такова та единая картина, которая складывается из множества разрозненных воспоминаний, сохранившихся в памяти разных народов.

Кроме повсеместности, в сообщениях о потопе обращает на себя внимание еще одно обстоятельство: странные совпадения некоторых деталей об этом событии. Совпадения, которые обнаруживаются у народов, разделенных многими тысячами километров.

Так, почти везде фигурируют некие предвестники беды, предупреждавшие людей о надвигавшейся катастрофе.

В вавилонском эпосе о предстоящем потопе царя Ксисутроса лредупреждает бог Эа: "Сын Убара Туту, - сказал он, - разрушь свой дом и построй вместо него корабль. Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Но возьми с собой на корабль разные живые существа".

Примерно то же самое говорил бог в ацтекском кодексе; "Не делай больше вина из агавы, а начни долбить ствол большого кипариса и войди в него, когда в месяце Тозонтли вода достигнет небес".

В Библии такой посланец, который предложил Ною сделать ковчег, также выступает в облике бога.

Подобно христианскому богу, богу Эа и богу тихоокеанских легенд индийский бог Вишну также предупреждает человека о предстоящем бедствии.

На островах Тихого океана также имеются многочисленные предания о каких-то пришельцах, предупреждавших о катастрофе. Те, кто построил себе плоты, говорят предания, спаслись. Летописи Бирмы рассказывают о человеке, "явившемся из высшей обители". "Одетый в черное, он ходил везде, где собирался народ, по улицам и скорбным голосом предупреждая людей о том, что должно произойти".

Другой общий штрих: в числе предупрежденных м спасшихся от гибели постоянно фигурируют два человека - мужчина и женщина (иногда сопровождаемые детьми).

В библейских текстах это Ной и его жена, в греческих легендах - Девкалион и Пирра, в Уэлсе - Дюэйввен и Дюэйвич; Бит и Биррен ирландского эпоса, муж и жена - легендарные родоначальники басков.

Та же картина - по другую сторону Атлантики. У ацтеков, индейцев Бразилии, североиндейских племен - повсюду повторяется та же тема: два человека, мужчина и женщина, спасшиеся от потопа.

Следующая общая черта: спасаясь от надвигающегося бедствия, предупрежденные берут с собой различных животных. Так поступает библейский Ной и древнемексиканский Ната, персонаж канадских индейцев Этси и индийский Ману, Троу на Борнео и герой шумерскогв эпоса о потопе Ксисутрос.

Когда воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершине горы, первой появившейся из воды: "У горы Нацир корабль остановился. Гора Нацир корабль удержала, не дает качаться…" ("Эпос о Гильгамеше"). У Ноя эту функцию выполняет гора Арарат, у героя греческого потопа Девкалиона - гора Офрис (или Парнас), у спасшегося от потопа предка жителей Таити - вершина гори Питохито и т. д.

Перечень, казалось бы, необъяснимых аналогий этим, однако, не исчерпывается.

Библейский Ной, для того чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Делал он это трижды. Когда голубь вернулся с масличным листком в клюве, это было знаком, что воды пошли на убыль.

Герой значительно более древней шумерской легенды о потопе, который также спасся в ковчеге, тоже выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли где-нибудь земля.

Точно так же поступали, оказывается, и герои американских преданий о потопе, о которых рассказывают индейцы Вест-Индии, Центральной и Северной Америки. Когда воды шли на убыль, птица приносила спасшимся в клюве зеленую ветку.

Более двух тысяч лет читая Библию, люди находили там упоминание о радуге, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Когда же при археологических раскопках были обнаружены глиняные таблички с текстом древнешумерского эпоса о Гильгамеше, стало известно, что это воспоминание о радуге заимствовано оттуда.

Но почему это же сообщение мы находим в священных книгах и преданиях Америки, в полинезийских мифах? Подобно христианскому преданию и преданию древнего Шумера, прекращение потопа в мифах Америки и Тихого океана тоже знаменуется радугой, которая появляется в небе.

Не менее удивительны и другие необъяснимые, казалось бы, аналогии.

У ацтеков, обитавших в Мексике, сохранилась следующая запись. Бог Титлакахуан предупредил человека по имени Ната об ожидаемой катастрофе и, подобно христианскому богу, посоветовал ему сделать себе ковчег.

Остальные боги были уверены, что все люди погибли. Но когда воды успокоились, Ната и его жена добыли огонь и стали жарить рыбу. Запах поднялся к небу, и боги догадались, что кто-то из людей уцелел.

- Что за огонь там? - воскликнули они, - Зачем он так коптит небо?

Разгневанные боги хотели довершить дело уничтожения человеческого рода, но Титлакахуан уговорил их простить спасшихся.

В Библии тоже можно прочесть, что после потопа Ной развел огонь и именно по запаху сожженной жертвы бог узнал, что люди спаслись.

Но, как известно, библейские мифы восходят к еще более ранним, в честности к вавилонским источникам. Здесь совпадение оказывается еще более поразительным. После потопа "боги собрались, как мухи", на запах жертвы. По этому запаху они узнали, что спасся какой-то человек со своей женой и, как и их коллеги а Мексике, придя в страшный гнев, решили было уничтожить этих людей. И точно так же заступничество бога Эа, предупредившего в свое время людей о потопе, спасло их.

Множественность подобных аналогий, а также повсеместность сообщений о потопе дают основания предположить, что в основе их лежит некое реальное событие, действительно промсшсдшее на памяти человечества.

Гибель из бездны

Сообщая о причине катастрофы, постигшей Землю, древнеиндийские священные книги говорят, что она была вызвана "богом Хаягривой, обитавшим в бездне". Халдейские мифы упоминают о неком "архангеле бездны".

Что же было это за нечто, явившееся из бездны пространства, чтобы заставить содрогнуться планету и на многие века остаться в памяти человечества?

Среди греческих мифов есть предания о Фаэтоне (греч. - "пылающий"). Легенда гласит, что сын Гелиоса (Солнца) Фаэтон упросил отца доверить ему на один день управление солнечной колесницей, которая проходит по небу. Но сын не сумел направить коней по обычному пути и слишком приблизился к Земле, испепеляя ее своим жаром. Тогда Зевс поразил юношу молнией, и Фаэтон рухнул на Землю.

Некоторые ученые считают, что легенда о Фаэтоне повествует о падении на Землю огромного метеорита.

profilib.net