Славянин древний. Древние славяне – археологические свидетельства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

А вы знаете, как выглядели славяне в древности? Славянин древний


Славяне, история Руси

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 02 марта 2015 Кто придумал славянскую азбуку?

 Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 02 марта 2015 Православная Русь до и после христианства

 Современные учёные, историки и богословы РПЦ утверждают, что Русь стала Православной, только благодаря крещению Руси и распространению византийского христианства среди тёмного, дикого, погрязшего в язычестве славянства. Такая формулировка очень удобна для искажения истории и принижении значимости Древнейшей культуры всех славянских народов. Что могли знать о культуре и Вере славянских народов христианские миссионеры? Как они могли понять чуждую для них культуру?

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Час истины. Цикл передач про славян и Древнюю Русь. Видео

Цикл передач "Час истины", посвящённые древним славянам и становлению Древней Руси. Рассматриваются вопросы происхождения древних славян, призвания варягов, возникновения Новгорода и др. 

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Мифы о Славянах

Русские варвары врывались в кишлаки, стойбища и аулы, оставляя после себя города, театры и библиотеки. Носили, не пойми зачем, меха и ходили в штанах, тогда как культурная Европа укутывалась в тряпки…

Издавна запрещали однополые браки и презирали толерантность, а европейские мужчины любили сношать друг друга. Жили русские в грязи и очень редко мылись, а в бани, которые заимствовали у финов, не ходили из лени. И города у них были неправильные, по европейскому средневековому обычаю в центре города располагалась виселица с «пыточной», а вдоль улиц шли специальные канавы, куда добропорядочные граждане цивилизованно сливали нечистоты.

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Летоисчисление на Руси. Календарь славян и ариев.

 Нам необходимо помнить свою историю, и идти по своему пути. В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор. 

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Кровавое крещение Руси. Как это было

 Христианство захватило Русь в 988 г. н. э. во времена правления князя Владимира. Как это произошло? Официальную версию можно прочитать из официальной истории России, например из Ишимова «История России», Новосибирск, 1993 Вкратце картина была якобы такая. До князя Владимира царило язычество, и Русь процветала.

Соседние народы уговаривали Владимира перейти в их веру, и к нему приходило много послов от камских болгар, от немецких католиков, от евреев и от греков, и каждый расхваливал свою веру. Владимир вначале оценивал эти веры по красоте придуманного. Посоветовался с боярами. Они ему сказали: «Всякий свою веру хвалит, а лучше послать в разные земли узнать, где вера лучше». Владимир послал десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. У болгар они нашли бедные храмы, унылые молитвы, печальные лица; у немцев много обрядов, да без красоты и величия. Наконец они приехали в Царьград.

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Подвиги Русского Бога Войны - Святослава

 Великий князь Святослав – это одна из самых ярких фигур богатой Русской истории, к сожалению фактически забытая нашей официальной властью и историографией. Если другие личности, внёсшие огромный вклад в развитие Русской цивилизации, такие как Иван Грозный и Иосиф Сталин регулярно поливаются грязью, то о Святославе решили умолчать, подвергли забвению. Видимо, чтобы не ворошить дела дней минувших, слишком много болезненных вопросов может всплыть о той переломной эпохе – о Хазарском каганате, иудаизме, рахдонитах, христианизации Руси, её последствиях, в Византии и Риме, уничтоженной цивилизации русов Центральной Европы. 

Подробнее...

Подробности Категория: Славяне, история Руси Опубликовано: 19 февраля 2015 Деградация азбуки древних славян

 История сокращения и упрощения азбуки древних славян — это история потери человечеством своей разумности — от полного использования мозга к современным 3-5 процентам. Наш современный язык — лишь тень, проекция древнего многомерного языка. Чтобы затормозить и остановить процесс деградации, нужно вернуться к своим корням — научиться общаться образами. Для этого необходимо просто познавать язык своих праотцов, становиться полноправными их наследниками.

Подробнее...

taboo.su

Антропологический тип древних славян. Славянская энциклопедия

Антропологический тип древних славян

Славянство сложилось на территории распространения различных расовых типов, и если обратиться к погребениям восточных славян IX–XII вв., то, естественно, мы увидим различные физические особенности населений одной и той же области.

В славянских погребениях той поры находят черепа и брахикефалов (круглоголовых) и долихокефалов (длинноголовых), высоких и низкорослых людей и т. д. и т. п.

Ни о какой единой расе восточных славян, конечно, не может быть и речи.

Уже в эпоху неолита и позднее на территории Европы наблюдается складывание северной, средиземноморской, альпийской и прочих современных рас, причем, что чрезвычайно характерно, наблюдается процесс брахикефализации.

В Восточной Европе в III–II тысячелетиях до н. э. распространен длинноголовый европеоидный тип (кстати сказать, господствовавший в те времена далеко на востоке, в Сибири, вплоть до западного Прибайкалья, и в Средней Азии).

Русы. X–XI вв.

В это время и несколько позднее в лесах севера Восточной Европы наряду с длинноголовыми европеоидами появляются лапоноиды, расовые признаки которых выдают их смешанное европеоидно-монголоидное происхождение.

Нет сомнения в том, что монголоиды в Восточной Европе проникают прежде всего на север, где и смешиваются с долихокефальным европеоидным населением. Это распространение монголоидов в Восточной Европе началось давно, но так как оно было не следствием переселения мощных этнических массивов, а постепенным передвижением маленьких коллективов охотников и рыбаков монголоидов на северо-запад и запад по необозримым пространствам суровой северной тайги, вдоль берегов рек, в процессе которого они смешивались со столь же малочисленными этническими группами автохтонов-европеоидов, то и растянулось оно на долгое время и проходило очень медленно.

Среди славянского населения Восточной Европы встречаются представители различных рас. Кривичи близки к северным долихокефалам, представителям северной расы, северяне и вятичи близки к средиземноморской расе. На западе нередки находки черепов с явными признаками балтийской расы, на юго-западе, к Карпатам, – альпийской расы.

Таким образом, тип первобытных славян не был антропологически цельным, и не только отдельные племена значительно отличались друг от друга, но даже каждое племя в отдельности состояло из помеси разнородных расовых типов.

Арабы и византийцы, сталкивавшиеся с восточными славянами, оставили нам свои описания внешнего вида «русов».

Они румяные, с русыми волосами (Абу-Мансур, Ибн-Фадлан), «крепкие телом» (Казвини), «ростом высоки, красивы собой» (Ибн-Даста или Ибн-Росте), крепко сложенные, с голубыми глазами (описание Святослава у Льва Диакона), «рыжи», с «совершенными членами», уподобляющими их «пальмовым деревьям» (Ибн-Фадлан).

В представлении арабов «сакалиба», т. е. славяне, это – вообще светловолосые люди, и даже светловолосых представителей неславянских племен они называют «сакалибами». Арабский термин «сакалиб» означает светловолосого, русого человека вообще и славянина в частности. Таким образом, русоволосость в представлении арабов была типичным признаком славян.

Русы бреют бороды (Лев Диакон, Ибн-Хаукаль), красят их желтой или черной краской (Аль-Джайгани, Ибн-Хаукаль) или свивают (Ибн-Хаукаль), татуируются (Ибн-Фадлан), стригут или бреют голову, оставляя на одной стороне чуб (Лев Диакон, Аль-Джайгани). Так описывают арабы и византийцы тех русов, которых им пришлось видеть далеко за пределами их родины. В данном случае речь идет, очевидно, о господствующей, дружинной и купеческой прослойке русов, а не о сельском населении древней Руси. Обычай красить или брить бороды, брить головы, отпускать чуб, татуироваться был распространен среди господствующих слоев Руси. К сожалению, обычаи, распространенные среди сельского люда, «людья», «простой чади» Киевской Руси, придававшие их внешнему виду определенные черты, нам неизвестны.

В русских миниатюрах и фресках тоже господствует русоволосый, сероглазый тип, описанный в летописи.

«Все они, – говорит о славянах Прокопий, – рослы и сильны, цвет лица имеют не совсем белый, волоса ни русые, ни вполне черные, но рыжеватые…»

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль», – пишет Ибн-Фадлан в своем «Путешествии на Волгу» в 20-х годах X в. «И я не видел людей, – говорит он, – с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны».

О рыжих (или русых) волосах у славян и об их румянце говорит Аль-Масуди.

По свидетельству Казвини, «славяне имеют рыжие волосы, цвет тела красноватый и отличаются большою живостью…»

Западные писатели, византийцы и немцы, не менее арабов удивлялись высокому росту и крепкому телосложению славян, их силе и ловкости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Ящик пандоры – Древние славяне – археологические свидетельства

Древние славяне - археологические свидетельства

Загадки славянского прошлого тревожат не только наших современников. Они были предметом значительных научных споров на протяжении всего 20 века. В изысканиях учавствовали учёные всех стран славянского и не славянского миров, споря о славянском историческом наследии и критикуя опонентов.

Фото 1. Славянские находки на месте летописного ЧервеняУчёные определённым образом соперничали в результатах поисков, как и в оценках принадлежности археологических культур к славянам или другим народам.И хотя оценки таких поисков часто не совпадают, у них есть одно рациональное зерно, то, которое в науке является бесспорным.

Фото 2. Прародина славян 3-2 вв. до.н.э. и раннее славянство начала 1 тыс.н.э. по данным науки

В своих выводах исследователи всех стран неизменно указывали на базовые земли древнего славянства, центральную их часть, собственно на то место, которое было для славян местом наиболее святым и важным.

Фото 3. Прародина славян глазами европейцевЕсли наложить карты археологических культур, славянских захоронений, карты исторической гидрологии, исторической топонимики (с конца 1 тыс. до н.э. до конца 1 тыс. н.э.), то очевидными становятся контуры такого исторического центра, расположенного в Волынско-Карпатском регионе.

Фото 4. Раннеславянские археологические культуры конца 1 в. до. н.э. /из книги Кобычева В.П./В этом регионе, от Припяти до Карпат, от Вислы и до Днепра, на протяжении 1 тыс.до.н.э. — 1 тыс. н.э. никогда не исчезали признаки славянства, не пропадала живая связь праславянских и древнеславянских культур, ведущая историю славян к нашим временам.Тут, собственно и зародилось славянство, как некая общность, которая явилась миру со своей особенной культурой и человеколюбивым виденьем мироздания.

Фото 5. Прародина славян по Б. Рыбакову (конец 1 тыс. до н.э. — начало 1 тыс.н.э.)Изучением древнеславянской истории в Европе, зарождением славянства, археологической и исторической трактовкой процесса славянообразования занимались многие известные историки, археологи, языковеды, этнографы, философы из разных стран Европы, среди которых: Рыбаков, Седов, Кобычев, Артамонов, Шахматов, Петров, Шафарик, Нидерле, Фасмер, Топоров, Трубачёв, Третьяков, Даниленко, Русанова, Баран, Лер-Славинский, Костшевский, Ловмянский, Вернер, Годловський, Щукин, Филин, Козак, Терпиловский, Брайчевский, Винокур, Смиленко, Живка, Щимански, Хенси, Брайчевский, Ляпушкин, Попович, Сухобоков, Фёдоров и многие другие.

Фото 6. Ранние славяне по Л. Нидерле /из книги под редакцией Б. Рыбакова/Карты, созданные многоми учёными, чётко говорят об одном — Волыно-Карпатский регион сыграл наиважнейшую роль в зарождении европейского славянства. Он был центром становления и развития славянства.Но камнем преткновения для большинства исследователей оставался, и остается, вопрос индефикации той силы, которая стимулировала процесс славянообразования, которая давала ему внутренние силы и мировоззренческое направление.

Фото 7. Ранние славяне по Седову /из книги под редакцией Б. Рыбакова/Отсутствие понимания природы такой силы приводит научный мир к довольно упрощённым трактовкам процесса славянообразования.Пояснения сводятся к обывательскому уровню некой материальной заинтересованности ранних славян накопительством, желанием власти, к трактовке процесса расширения славянского ареала, как цепи поседовательных захватнических воен.Но так ли это было? И кто, собственно, эти загадочные ранние славяне?

Фото 8. Раннее славянство по Седову (3-4 вв.н.э.)С момента индефикации наукой праславянских культур Европы 3-1 вв. до н.э., пятно славянского расселения (ареал) на картах многих учёных постоянно увеличивается, вплоть до исторически знаковых 7-8 вв.н.э., когда этот, ещё единый и неразделённый ареал, максимально вырос в размерах.Странным тут есть то, что некоторые славянские очаги возникают на дальних, оторванных от главного ядра, территориях — на Балканах, на острове Рюген-Руян, на Волхове, и значительно раньше, чем туда проникает общая волна «расселения» славян.Но почему так? Как такое может происходить вообще?

Фото 9. Славянские археологические культуры 3-4 вв.н.э. по данным наукиУдивительным фактом является и то, что ход славянизации на громадных просторах идёт довольно мирно. Почти отсутствуют следы затяжных воен и признаки уничтожения местного населения.Венеды, фракийцы, балты, народы между Вислой и Одером, под воздействием каких-то странных факторов, довольно быстро (через 100-200 лет) становятся славянами.Всё указывает на то, что славянизация — это не результат массового переселения народов, не следствие захватнических воен, а что-то другое. Но что?

Фото 10. Славяне по Иордану /готский историк 6 в.н.э./Ответ может быть очень простым, если принять к сведению, что процесс славянизации мог быть последовательным распостранением новых жизненных установок, движением нового способа жизни, переустройством местных общин по славянскому типу.Речь идёт о мировоззренческой трансформации, приобщении местного населения к иному миропониманию в следствии воздействия внешнего (древнеславянского) фактора!Но почему местные народы захотели стать славянами, к тому же определённо добровольно, без насилия и воен? Что стимулировало их к этому?

Фото 11. Славянские культуры и расселение славян /Рыбаков, Нидерле, Фасмер, Баран/Обьяснения даёт «Велесова книга» — древнеславянская летопись-волховник 9 в.н.э.Она указывает, для каждого славянина самым важным являлась исконная земная вера, мировоззрение земных первопредков утвердивших светлую жизнь на Земле по вселенским законам.Эти законы, переданные древнейшими Праотцами человечеству, древние славяне бережно хранили и передавали из поколения в поколение.И так десятками тысячилетий!!!Знания позволяли славянским духовным Отцам иметь постоянный контакт с Творцом Вселенной, Светлым Ирием (управляющей силой в мироздании), а славянам жить светлой жизнью, без агрессии и воен, рабства и унижения, жадности и стяжательства, болезней и недугов.

Фото 12. Славянские культуры в 300 — 660 гг.н.э. /из зборника карт о мировых культурах/Древнейшие праотцы человечества говорили — светлый человек должен верить в Творца-Сварога, Светлый Ирий, светлые силы, среди которых души древнейших земных предков.Он должен жить в Прави, ведать Правь, славить Правь (тоесть быть православным).Светлый душой человек (славянин) тот, кто почитает праотца Славу (Славьяня, Слав-Яня), тот кто заботиться о своём просветлении, занимается распространением знаний законов Прави, Яви, Нави (духовного, явного и после явного миров), кто почитает земных духовных предков.

Фото 13. Славяне в 5-7 вв.н.э. по данным российской науки. АрхеологияСлавянин должен противостоять всему тёмному, оккультному, жестокому, одинскому и магическому, связанному с насилием над светлым и праведным (отвечающим закону Прави).Он должен различать свет и тьму, даже если тьма прячется за белыми покрывалами (как магия, одинство, яхветизм, псевдославянство).Он должен быть вольным от тёмного.

Это даёт ответ на то, почему древние славяне, никогда не пытались строить государств (союзов) на основе рабства и жестокости. Почему они не соблазнялись незаслуженным социальным возвышением, бессмысленным материальным накоплением, жадностью и хвастовством.Приоритеты славянских предков в материальном мире (в яве) — скромность во всем, разумная самодостаточность, уважение к светлым душой, внимание к личному духовному росту, тяга к защите всего живого, отказ от материально чрезмерного, выполнение законов Творца-Сварога.

Фото 14. Славянская археология 5-8 вв.н.э. /согласно Седову/К тому же, славянину, как человеку, была важна духовная перспектива, которая регулировалась во Вселенной законами Прави, Яви, Нави.Именно закон Прави определял возможность неоднократного воплощения светлой человеческой души в явном мире.Это необходимая для светлых душ реинкарнация (реанкернация, последовательное возрождение в яве, пакибытие) – дорога к вселенской вечности души.Такая дорога требовала от тех, кто хотел по ней идти, духовного возрастания, понимания сути славянства, достижения высоких ирийных уровней, своего совершенствования, заботы о духовном образовании детей и внуков, которые потом будут нести это следующим поколениям.

Фото 15. Славянские культуры в 7 в.н.э. /по материалам Николаева В.В./Именно по этому славяне никого и никогда не захватывали, не порабощали, насильно не переселяли и не истребляли ростков светлого.Они учили законам Творца, защищая мировоззрение земных первопредков – Первоотцов-ариев и их окружения.Они распостраняли светлое мировоззрение во имя духовного братства, посылая к соседям особые групы духовников, знатаков Прави, Яви, Нави, тех, кто был готов нести знания мироздания, учить контакту с Творцом и высшими светлыми силами.Они искали общий с соседними народами язык – язык законов Прави, Нави, Яви, законов Творца-Сварога, язык духовного взаимопонимания, язык земных первопредков.Славяне делились высшими духовными знаниями со всеми светлыми народами, даже если те, временно (под воздействинм оккультизма и магии), теряли связь с Правью и Творцом-Сварогом.Просветление помагало соседям победить влияние тёмных сил и стать на путь духовного очищения и роста, путь к вечной душе.

Фото 16. Славянские памятники археологии 5-7 вв.н.э.Духовные труды славянских посланцов, Старотцов-Рахманов и волхвов, постепенно меняли понимание мира у многих народов Европы.Это знание постепенно становилось родным и близким в славянском окружении, у всех удущих путём просветления.Духовные Отцы славянства вкладывали в свою деятельность любовь, душу и умение общаться со светлыми силами.Они располагали к себе целительством, лечением недугов, наукой духовной гигиены, умением разрушать козни оккультизма и чёрной магии.Люди верили духовным Отцам и шли за ними. Они хотели знать больше о своих истоках и быть ближе к знаниям Первоотцов человечества, к пониманию вселенской роли человека. Они хотели заслужить посвящения в славяне.

Фото 17. Славянские памятники археологии 7-8 вв.н.э.Деятельность славянских духовников в то время имела постоянный характер и базировалась на системе духовных центров, которые они создавали в различных регионах Европы.Каркасом всей системы стала созданная в 3-8 вв.н.э. система духовных центров: рахманских и волхвовских обителей.Главнейшым центром в этой системе была скромная Пересопница на Волыни, действовавшая в связке с духовной столицей славян — Соуренжом (Суренжом).Вокруг Пересопницы и других центров Европы в 5-8 веках н.э. возникло около трёх сотен волхвовских обителей!Создатели таких обителей собственно и были теми загадочными духовниками (росами) о которых шла речь ранее. Именно они небольшими группами селились в среде венедов, балтов, фракийцев и других народов, создавая условия для процесса просветительства и славянообразования.Созданная ими система духовных центров и была той загадочной силой которая всколыхнула Европу 5-8 вв.н.э. быстрым ростом славянского ареала.

Фото 18. Образование рахманских центров в Европе и направления их деятельности в 3-11 вв.н.э. (карта ИЦ "Ровно-Суренж")Выше представлена выборка карт, которые присутствуют в трудах известных советских учёных (Рыбакова, Седова и других), а также многочисленных работах учёных других стран.Дополнительно, для удобства чтения, на них цветом выделено простаранство славянского ареала, или зон славянского влияния (голубым, жёлтым или синим).Красным овалом показана центральная часть Волыно-Карпатського региона, собственно святые места, где концентрация духовников (росов) была наивысшая (Роксолань, Росколань).

Фото 19. Область духовного воздействия рахманов и волхвов в 3-9 вв.н.э. (желтый цвет) и внешнее противодействие славянскому миру в 7-9 вв.н.э. (коричневые стрелки)Последние две карты (середина-конец 1 тыс. н.э.) отображают время, когда славянство достигло своих максимальных границ, но ещё не начало делится на части (княжества и страны) под прессом идеологических ударов непримиримых к законам Творца адептов оккультизма и магии.Возврат части европейских народов в состояние непросветлённости стало возможным вследствии активной борьбы внешних и внутренних сил против центров рахмано-волхвовской системы, сначала на границах славянского мира, а далее и в его середине.Такие акции исходили от враждебных славянству идеологических сил, враждебно настроенных к славянскому мировоззрению, Византии, Хазарии, франко-германцев, викингов, яхов-ягов, варягов и других, особенно в период 8-13 веков н.э.

Выводы, которые можна сделать из представленного материала, следующие:1. Славянообразование — это процесс духовного просветления, обучения, познания светлых законов Прави, Яви, Нави, светлых обрядов, древними европейскими народами, утратившими это знание в результате агрессивого проникновения в Европу 3-1 тыс. до н.э. адептов чёрной магии, носителей египетского и одинского, а далее, в 1 тыс. н.э., и яховского оккультизма.2. Просветление носило мирный характер и осуществлялось носителями знаний Прави, Старотцами-Рахманами, волхвами, священниками и духовниками (росами), в виде целительства, духовной помощи, постоянного обучения народов знаниям вселенского закона, светлым духовным обрядам, почитания Светлого Ирия и его иерархии.3. Проведением процеса европейского просветления занималась рахмано-волхвовская система духовных центров и подцентров, обладавшая разветвлённой структурой и своей системой подготовки духовных кадров.

Фото 20. Старотец-Рахман славянского прошлогоНыне мы слишком мало знаем о Великих славянских предках, которые своими трудами создавали величайшую духовную общность Европы, именуемую славянами.Как результат, понятие славянин утратило свой первоначальный духовный смысл и перестало отображать состояние светлого человека, прошедшего путь просветления и посвящения, ведающего законы Прави, Яви, Нави, отторгающего оккультность и магию, борющегося за светлость души, готового служить Творцу-Сварогу и Светлому Ирию (Псевдославянизм и славянские ценности).

Исходя из этого, славянства, как духовной общности устроенной на законах Прави, после разрушения рахмано-волхвовской системы, более триста лет уже не существует.Утратила силу и система духовного просветления, которую так старались беречь все славянские народы (Арии – высшие духовные отцы славян).

Так нужно ли нам ныне познание духовного величия славянских предков? Готовы ли мы принять как эстафету все заветы Праотцов?

Ответ остаётся за нами!

* * *По материалам сайта

https://sviatoiar.livejournal.com/1251.html

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru

Восточные славяне в древности

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

Происхождение восточных славян

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Историческая справка

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.
Теории расселения славян

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене,  дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности

Восточные славяне карта расселения

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские.  Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять.  О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Обычаи и традиции славян

Волыняне. Селились .жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

Союзы восточнославянских племен

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения  обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Восточные славяне и их занятия

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Общественный уклад

Образ жизни древних славян

Подробнее узнать об общественном строе восточных славян.

istoriarusi.ru

Славянские древности — Викицитатник

Логотип Википедии

Славянские древности - классическая работа по истории и культуре древних славян, выполненная чешским ученым Любором Нидерле в 1920-1934 гг.

История древних славян[править]

  • Когда различия в индоевропейском языке стали возрастать и когда эта большая языковая общность стала распадаться на две группы — языки сатем (satem) и кентум (centum), — праславянский язык, соединенный с пралитовским языком, довольно долго входил в первую группу, так что он сохранил особое сходство с древнефракийским (армянским) и индо-иранским языком (С.10)
  • Черепа из славянских погребений ІХ-ХІІ веков в большинстве своем такой же удлиненной формы, как и черепа древних германцев (С.11)
  • Первые достоверные известия о славянах относятся к I и II векам н. э. Славяне появляются в них под наименованием венедов (С.27)
  • Балтийские венеды были, безусловно, славянами (С.28)
  • Если венеды и были кельтского происхождения, то их славянизация произошла задолго до I века н. э. (С.29)
  • Происхождение названия славян остается невыясненным (С.32)
  • Великое вторжение славян на Балканы произошло лишь в VI и VII веках (С.41)
  • Атака 626 года является последним большим нападением аваро-славян на Царьград (С.53)
  • В Австрии уже в XIII веке исчезли последние остатки славян (С.67)
  • В Прикарпатье обитало некогда единое большое славянское племя, называвшееся хорватами (название «хорваты» при этом очень близко названию Карпатских гор) (С.70)
  • Славяне достигли Эльбы (Лабы) и Одера (Одры) по крайней мере в III—IV веках (C.98)
  • В 782 году началось большое, имевшее мировое значение наступление германцев против славян (C.99)
  • Могущество и славу руяне приобрели благодаря святилищу главнейшего из славянских богов — Арконского Святовита (С.113)
  • Невры являлись частью восточных славян на нынешней Волыни, Киевщине и в бассейне реки Припяти (С.127)
  • В результате губительного печенего-половецкого нашествия славяне в XI и XII веках полностью были вытеснены из области между Днепром и Дунаем и оттеснены за реку Суду, Рось и в Карпатские горы (С.132)
  • Готское происхождение имеют такие общеславянские выражения и понятия, как мечъ, шлемъ, хораги, брады, плъкъ, кънязь (С.142)
  • Славянская форма их наименования Русь, по-видимому, связана с финской формой Rúotsi (C.150)
  • Племя волынян подчинило себе остальных славян, оно организовало антский союз, и на него в силу этих причин обратили авары свой основной удар, когда в VI веке вторглись в южную Русь (С.156)
  • Cловене новгородские и кривичи северного пояса (совместно с вятичами) положили начало образованию Великой Руси (C.168)

ru.wikiquote.org

Древние Славяне - наши предки

СЛАВЯНЕ

Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит, необходимо знать историю своего Отечества. В начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его навсегда: германское и славянское, племена – братья одного индоевропейского происхождения. Они поделили между собой Европу, и в этом начальном дележе, в этом начальном движении – немцев с северо-востока на юго-запад, в области Римской империи, где уже заложен был прочный фундамент европейской цивилизации, и славян, наоборот, с юго-запада на северо-восток, в девственные и обделённые природою пространства, - в этом противоположном движении лежит различие всей последующей истории обоих племён. Но, мы видим только, что одно племя изначала действует при самых благоприятных обстоятельствах, другое – при самых неблагоприятных. И что племя, которое при всех самых неблагоприятных условиях умело устоять, умело сохранить свой европейско-христианский образ, образовать могущественное государство. История России всегда была наполнена драматическими событиями: борьбой с иноземными завоевателями, княжескими междоусобицами, народными восстаниями. Много пришлось преодолеть нашим предкам, чтобы сейчас их потомки могли с гордостью сказать: «Мы живем в России!»

Самого начала наша страна возникла как многонациональное государство, и народы, входившие в его состав, вносили свой вклад в развитие культуры, ставшей важным звеном в истории мировой цивилизации. Наши предки осваивали новые земли и строили города, создавали замечательные памятники архитектуры и письменности. Они явили удивительные образцы самопожертвования и любви к своей Родине.

Как мы узнаём о прошлом. Память народа живёт в устном творчестве: былинах, древних сказаниях, пословицах и поговорках. Многие из них дошли до нас из невообразимой дали веков. Но, к сожалению, ни пословицы, ни древние былины не дают нам возможности воочию увидеть, как выглядели наши предки, во что одевались, как жили. К тому же и сами былины, и народные песни созданы значительно позже тех событий, о которых в них рассказывается. По берегам древних рек, среди степей и на лесных полянах возвышаются молчаливые свидетели давних событий – курганы. Курганы – это древние могилы, хранящие покой давно умерших предков.

Время пусть и неохотно, но всё же открывает завесу над тайнами прошлого.

Существует отдельная наука, которая изучает памятники древности. Это наука называется археологией. Археологи проводят раскопки древних поселений, изучают то, что таилось в земле многие столетия, и на основании этих находок воссоздают реальную картину прошлого.

Во время раскопок учёные часто находят кости домашних и диких животных, зерна различных злаков, осколки старинной утвари, детские игрушки из глины, украшения. Очень часто именно археологам удается ответить на вопросы, которые безуспешно пытались решить многие поколения ученых.

Во время археологических раскопок были найдены берестяные грамоты. Подобных находок множество. Сначала в Новгороде, а потом и в других русских городах найдены берестяные грамоты – письма древних славян друг к другу. В Новгороде было обнаружено 632 такие грамоты. В Старой Руссе – 14, в Смоленске -10, в Пскове – 4, грамоты найдены также в Твери, Витебске, Мстиславе.

Подобно крохотным ручейкам, текут и текут к нам из прошлого немногие сохранившиеся до наших дней сказания и тексты, подлинные предметы быта и, сливаясь, наполняют могучий и светлый поток истории нашей Родины. Учёные их так и называют – исторические источники. Они дают представления о развитии языка древних славян, повествуют об их личных и хозяйственных делах.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, а это значит, что их предки, а также предки современных германцев, литовцев, латышей, греков, итальянцев, иранцев, индейцев и многих других народов когда-то говорили на одном языке и жили в огромном пространстве между Атлантическом и Индийским океанами, между Средиземным морем и Северным Ледовитым океаном. Далёкой прародиной славян большинство ученых считают территорию от Альп до Карпат.

Задолго до славян на заросшей дремучими лесами территории Восточной Европы жили балтийские и угро-финские племена. Они были не очень многочисленны, места хватало всем, и мирное соседство приводило к тому, что местное население смешивалось с пришельцами, воспринимая их внешние черты, язык, обычаи.

Примерно 2-3 в. до н.э. произошло событие, чрезвычайно важное для всего человечества: люди научились обрабатывать медь, а потом бронзу.

Однако медь в чистом виде редко встречается в природе, а потребность в этом металле всё возрастала. В конце концов, это привело к развитию торговли между племенами к дальнейшему усилению неравенства между ними. Борьба за стада и пастбища вынуждала предков славян, германев и балтов осваивать новые территории Центральной и Восточной Европы вплоть до Средней Волги.

Но на новых землях пастбищ зачастую не хватало, поскольку они были заняты другими племенами, и, когда к 15 веку до нашей эры расселение прекратилось, в европейских лесах и лесостепях снова началась оседлая жизнь. Вскоре на огромных освоенных пространствах стали возникать новые родственные языки: германские – на западе, славянские – на востоке и в центре Европы.

ЗЕМЛЯ НАША ОБИЛЬНА

Если попытаться сравнить природные условия Восточной и Западной Европы, то можно сделать один бесспорный вывод: западная часть нашего континента значительно удобней для жизни.

Один из известных российских историков С. М. Соловьёв писал, что западноевропейская природа всегда была для человека нежной матерью, а восточная – суровой мачехой.

Средняя полоса Восточной Европы и сейчас отличается обилием лесов, а в те времена обширный лесной массив тянулся от среднего течения Днепра на север и северо-восток до самого Балтийского моря, перемежаясь озерами и болотами. В лесах Восточной Европы водилось огромное количество белок, зайцев, волков, медведей, различных пушных зверей, стадами бродили дикие кабаны, зубры. В непроходимых дебрях укрывалось много лесных птиц. Обитавшие в дуплах деревьев пчёлы давали нашим предкам мёд.

Южнее, там, где начиналась лесостепная зона, имелось большое количество плодородных земель, издавна привлекавших земледельческие племена. В мирные периоды истории жившие здесь предки славян создавали цветущие поселения и вели оживленную торговлю с соседними народами.

В 5-6 вв началось движение славян на юг, и, Византийская империя стала испытывать все нарастающий натиск на свои границы. В этом великом переселении славян за Дунай и на Балканский полуостров приняли участие как предки теперешних хорватов и сербов, так и восточные славяне.

ПЛЕМЯ И РОД

К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племён: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, словенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Краткие, но ясные указания на быт славян впервые встречаем у Тацит (Тацит Корнелий – римский историк конца 1 – начала 2 в): сравнивая славян с народами европейскими и азиатскими, оседлыми и кочевыми, среди которых они жили, Тацит говорит, что их должно отнести к первым, потому что они строят дома, носят щиты и сражаются пеши. Таким образом, первое достоверное известие о быте славян представляет их нам народом оседлым, резко отличным от кочевников; в первый раз славянин выводится на историческую сцену в виде европейского воина, пеш и со щитом. Такое – то племя явилось в областях нынешней России и расселилось на огромных пространствах, преимущественно по берегам больших рек. Славяне жили особыми родами. «Каждый жил с родом своим, на своем месте и владел родом своим», - говорит наш древний летописец.

Восточные славяне жили родовым строем. Всевозможные дела обсуждались и решались на племенном собрании, которое называлось вече. Из общины выделялись старейшины, кудесники (колдуны и врачеватели), сильные и удачливые воины, позднее становившиеся князьями. У восточных славян существовало патриархальное рабство. Но в хозяйстве рабский труд не играл главной роли. Пленников обычно продавали соседям или купцам, а также после нескольких лет неволи предоставляли им свободу и право жить в общине.

К 9 веку родовой строй восточных славян пришел в упадок, но традиции продолжали существовать. Обычным делом была кровавая месть, сохранялись своеобразные брачные обычаи. Считалось доблестью для молодого мужчины похитить девушку из другого племени и взять её себе в жёны.

Процветало многоженство, что позволяло значительно увеличить численность рода. Жизнь наших предков была трудной и опасной. Мужчины часто гибли в боевых набегах, на охоте в схватках с лесными хищниками.

Мужчинам надлежало быть сильными воинами, удачливыми охотниками, храбрыми защитниками своего племени и рода. В женщинах ценились трудолюбие, выносливость. Хрупкость и утонченность не считались достоинством. Мужчины-славяне отличались ростом и силой. Женщина считалась красивой, если была высокой, крупнотелой, способной много работать и без особого труда рожать детей.

Все дети с самого раннего возраста активно включались в жизнь племени и занимались различными работами наравне с взрослыми. Ведь для того, чтобы выжить в тех суровых жизненных условиях, нашим предкам приходилось очень много трудиться.

ВЕРОВАНИЯ

До 10 века восточные славяне, как и все другие древние народы, верили во многих богов. Вся природа, по убеждению наших предков, была живой и населялась духами, добрыми и злыми. Эти духи, помогавшие человеку, или наоборот, мешавшие ему, жили повсюду - в лесах, реках, болотах.

Несомненно, самыми полезными духами были те, которые защищали человека, - « берегини». К ним относились в первую очередь «навьи» - предки, пращуры и женщины – прародительницы – «роданицы». Одним из основных божеств у восточных славян был Род. Не случайно в славянских языках имеется множество слов с этим корнем: род, родичи, природа, народ, Родина, урожай, родить. Это божество имело ещё одно имя – Род-Святовид. Род-Святовид представлял собой Вселенную со всеми её мирами: верхним – небесной твердью, средним – где жили люди, и нижним. Он дал жизнь всей живой природе и создал неживую.

mirznanii.com

А вы знаете, как выглядели славяне в древности?

Если попытаться представить себе, как выглядели славяне в древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на Балканском полуострове. По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как коренные жители этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.как выглядели славяне

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали височные кольца различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи – скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

как выглядели древние славяне

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи – распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи. как выглядели славяне в древности

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

как выглядели восточные славяне

Девочкам необходимо было заплетать косички. По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб – это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.

fb.ru


Смотрите также