Колхида древняя. Древняя Колхида: вымысел и реальность
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Колхида: вымысел и реальность. Колхида древняя


Древняя Колхида: вымысел и реальность

Закавказье всегда считалось стратегически важным местом в разные периоды истории. На этой территории существовали еще с эллинистических времен различные государства, такие как Колхида и Иберия – территории нынешней западной Грузии,     Абхазии, Турции. Колхидское царство было наиболее древним из них, сумев обрасти легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой. Где вымысел, а где историческая правда – попытаемся разобраться в этом материале.

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.

Колхида занимала выгодное географическое положение

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Иллюстрация 1.jpg

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива. Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани. Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.

Греки считали изобретателями железа колхское племя халибы

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

Иллюстрация 2.jpg

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

Легенда о Прометее напоминает грузинский миф об Амирани

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

Иллюстрация 3.jpg

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Колхидское царство

Описание географического положения Колхиды

Колхидское царство находилось на той части Азии, которая была обращена к Чёрному морю. Почти всю страну окружали хребты и реки, а само государство утопало в болотах, хотя в некоторых областях отмечается гористая местность. Западная часть Колхиды была соединена со Средиземноморьем сухопутной дорогой. Это была единственная её часть, которая давала возможность государству строить торговые отношения с соседями.

Через царство протекало множество рек, по его окраинам проходили леса и непролазные болота. В некоторых местах Колхиды историки обнаружили пустоты, считая, что под землёй находятся пещеры. Местные жители выращивали виноградники и занимались охотой. Конечно, такое географическое положение не могло не повлиять на судьбу страны и её жителей.

 

Племена и народы Колхидского царства

Колхида — довольно пёстрое по народности государство. Первыми её жителями были колхи — народ, происходящий от древних египтян. На первый взгляд, такое родство может показаться невозможным, ведь между этими странами проходит целая Палестина и часть Малой Азии. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский указывает на то, что всё-таки колхи произошли именно от египтян. Он утверждал, что один из египетских царей Сесотриса (собирательное имя некоторых фараонов) во II в. до н. э., дойдя до Танаиса (реки Дон), оставил там часть своего войска, от которого и произошли колхи. Современники Диодора добавляют, что жители Колхиды выращивали лён и ткали из него ткань по египетской технологии. Есть ещё несколько признаков того, что колхи произошли от древнеегипетского народа: они, как и египтяне, любили разгадывать сны, не стригли волосы заключённым и всегда спрашивали у гостей Колхии, какой они профессии.

Однако, Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что, когда Сесострис пришёл в земли Колхида, ею уже правил царь Савлак, потомок Ээтов. Савлак господствовал над нетронутой территорией, в которой добыл много серебра и золота. И когда Сесотрис захватил Колхидское царство, он оставил в нём своё войско для контроля над захваченными землями, и местное население переняло привычки египетских людей.

Существует ещё одна точка зрения, изложенная Григорием Кедрином, византийским историком XI–XII вв. н. э. Он считает, что колхи произошли от одного из сыновей Ноя. Эта теория может быть правдоподобной, потому что ковчег Ноя остановился на армянских горах, которые отделяли от Колхиды лишь несколько дней пути. К тому же Колхидское царство граничило с поселением Самцхе, в котором, по преданию, Ной со своими сыновьями сделал первую остановку. Там братья Иафет, Хам и Сим выстроили три дома для каждого из них и остались жить со своими семьями. Название этому поселению «Самцхе» дали тоже они, что в переводе с грузинского означает «три руки».

Какая из этих теорий правдоподобна, сказать трудно. Приход Ноя с сыновьями подтверждает и св. Епифаний, который в начале своей книги «Паранион» подробно рассказывает об остановке Ноя в горах. Но, и в первом варианте происхождения есть много фактов, подтверждающих его правдивость. Поэтому происхождение Колхиды историки знаменуют этими тремя теориями.

Начало новой эры (I–V вв.) характеризуется новыми торговыми и культурными связями Колхидского царства, Рима и Византии и полной децентрализацией государства. В связи с этим в Колхиде начинают формироваться новые племена, которые не связывались между собой. И вскоре помимо колхов начали появляться гениохи, кораксы, ахейцы, лазы, саниги.

О происхождении гениохов учёные не могут прийти к общему мнению. Одни считают, что они сваны, народ-предок грузин, другие принимают гениохов за прямых предков абхазов, третьи относят их к мегрело-лазам. Некоторые исследователи Кавказа думают, что гениохи — собирательное слово некоторых мелких народностей Причерноморья. В любом случае следует обратить внимание на то, что все древние источники отделяют колхов от гениохов, поэтому они точно не могут быть родственными друг другу, хотя и жили на одной территории.

Саниги появились в Колхиде в период поздней античности. Они являются наиболее крупной этнической единицей среди остальных народностей. У исследователей существует мнение, что слово «саниги» произошло от гениохов, и что первые являются родственным племенем вторым. Саниги отличались воинственностью, у них было своё войско, царь и царский совет. Также они добывали много золота, и этот факт дал повод народу сложить легенду о золотом руне.   

Миф о золотом руне

      

Многие знают миф о Ясоне, который прибыл в Колхиду из Греции, чтобы добыть золотое руно. Но немногие знают, откуда оно появилось и для чего это руно нужно было Ясону. Золотое руно — это золотая шерсть овна, который в Колхидском царстве спас двоих детей от жертвоприношения богу Зевсу. Чтобы дети остались в живых, овен подхватил Фрикса и Геллу из дома и отвёз их на спине в сторону востока. Но, пролетая над проливом, Гелла не удержалась и упала в воду. С тех пор это место назвали Геллеспонтом. Овен сумел довезти Фрикса до Колхиды. Там его встретил царь Ээт. В знак признательности мальчик принёс овна в жертву Зевсу, а шкуру отдал правителю. Колхидский царь решил спрятать руно в роще, где его охранял очень злой дракон, никогда не закрывавший глаз для сна.

Ясон пустился в поиски золотого руна не по своей воле: это задание он получил от своего дяди Пелия, жаждущего смерти племянника, чтобы занять место правителя. Легенда о золотом руне очень древняя, но дошла до наших дней в более позднем виде. О ней исследователи могут узнать из поэмы Апполония Родосского «Аргонавтика». Опираясь на эту поэму, историки сделали вывод, что в походе помимо Ясона участвовало около пятидесяти аргонавтов. Эта цифра довольно сомнительная, потому что древние писатели говорят об ином количестве людей. Так, Апполодор говорит о том, что на корабле находилось не более 45 человек, Диодор считает, что было 54 человека, а Феокрит насчитал 60 человек. Так как большинство исследователей придерживается числа 50, то в истории закрепилось именно это количество людей. Также учёные смогли установить личности некоторых членов этого похода: Аргос, Орфей, Тифий, Автолик, Адмет и Геракл.

Корабль «Арго», на котором плыл экипаж, обладал необычайным свойством: он мог с помощью векового дуба, посаженного Афиной прямо в судно, передавать волю богов. Но это не спасло храбрых мужей от трудностей в путешествии. Перед тем как доплыть к Колхиде, корабль и его команда перенесли много испытаний. Так, юноша Гилас спустился с судна для того, чтобы набрать пресной воды, и пропал, очарованный нимфами. Далее, на берегах Босфора команда помогла слепому Финею, который никак не мог поесть из-за того, что гарпии забирали и оскверняли его еду. Пришлось устроить для этих чудищ западню. Аргонавты пригласили Финея поесть вместе с ними и когда прилетели гарпии, они начали рубить их мечами, пока чудовища не согласились оставить слепого в покое. Финей отблагодарил аргонавтов и в знак благодарности рассказал им обо всех опасностях на пути к Колхидскому царству. Также он приказал команде пустить вперёд себя голубя, чтобы он предсказывал путникам дорогу: если голубь пролетит между скалами, то ничего с кораблём не случится, однако, если голубю не удастся вылететь из скал, то и аргонавты рискуют погибнуть в том месте.

К счастью, голубь спокойно перелетел через скалы, и поэтому кораблю бояться было нечего, и до самой Колхиды с путешественниками ничего более не случалось. Когда аргонавты высадились на берег, они сразу же отправились к Ээту и рассказали о цели своего визита. Царь согласился, но только если Ясон выполнит его поручение. Нужно было вспахать поле огнедышащими быками, потом засеять его драконьими зубами и уничтожить воинов, которые из них вырастут. Ясон, не раздумывая, согласился, надеясь просить помощи у дочери Ээта, Медеи. Девушка приняла его просьбу в обмен на замужество и дала Ясону зелье, которое сделало юношу непобедимым.

Ээт, озадаченный тем, что Ясон выполнил его задание, все же не исполнил обещания и не отдал золотого руна. Кроме этого, он попытался уничтожить корабль и его экипаж, но Ясон, не без помощи Медеи, забрал золотое руно из рощи, пока дракон, заколдованный девушкой и музыкой Орфея, крепко спал. Вернувшись на родину, Ясон женился на Медее.

          

Быт и обычаи в Колхидском государстве

Если обратиться к историческим источникам, то можно прочесть огромное количество информации о том, как жили колхи и их соседи. Все они имели одинаковые жилища, одежду, играли в игры, занимались охотой, торговлей, ловлей рыбы. У них существовали собственные методы наказания преступников. Самым суровым деянием, за которое полагалась смертная казнь, было сожжение или ограбление церкви. Наказание за проступки было очень суровым: кому-то могли выжечь глаза, а кому-то отрезали носы и заставляли жениться друг на друге. Некоторым отрубали ноги и руки раскалённым топором. К наказанию в Колхиде относились очень серьёзно.

Не менее ответственно здесь относились и к браку. Самое главное достоинство жениха — это его приданое. И даже если мужчина будет некрасивый, старый или незнатного происхождения, все это окупится деньгами. В соседней Мегрелии такая несправедливость настигала не только женщин, но и юношей. Очень часто встречались пары, среди которых невеста была беззубой старухой, а жених — молодым красавцем.

Когда жених определился с выбором своей жены, он шёл к её родителям и обговаривал с ними то количество подарков, которое должен был привезти возлюбленный в качестве платы за невесту. В список приданого входил скот, рабы, ковры и дорогие ткани. Когда плата отдана родителям, происходит обручение. Возраст брачующихся в Колхидском царстве не был определён, очень часто обручали детей в возрасте 3–4 лет. Во время церемонии жених приезжал к родителям невесты и дарил ей кубок, золотую монету или кольцо. До самого обручения жених должен позаботиться о напитках для стола, еде и всевозможных богатств для невесты. Невесты, до того как стать женой, при встрече с возлюбленным всегда обязаны были отводить от него глаза, а женихи, в свою очередь, не должны были приставать к другим женщинам. Если такое случалось, мужчин ждал грубый ответ от девушек.

В день бракосочетания к невесте собирались многочисленные гости. Весь пир проходитл за счёт жениха. Перед тем как сесть за стол, родители невесты звали в дом священника, чтобы он благословил брак. После этого обряда все отправлялись праздновать, причём женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую.

Жители Колхиды очень любили игры. Самые распространённые игры — это тарок, шахматы и нарды. Две последние игры предпочитали больше женщины, потому что мужчинам очень нравилось наблюдать за их искусной игрой. В карты играли только князья, поэтому обычных людей редко где можно было увидеть с колодой в руках. Также мужчины очень любили играть в мяч или стрелять из лука в цель.

В Колхиде было очень много лекарей, т.к. колхи всегда приглашали из разных стран тех людей, кто хоть что-то знал о лечении. Наибольшего же почитания среди лекарей в царстве удостаивались итальянские и французские врачи. Чтобы оставить иностранных лекарей у себя на родине, местные старались их женить или же предлагали гостям землю, скот, рабов.

Колхи очень любили готовить лекарства, поэтому, когда лекари приготавливали отвары, все желающие могли на месте научиться их варить.

Стоит сказать несколько слов о манерах общения, существовавших в Колхидском царстве. Колхи обладали изысканными манерами. Они были всегда вежливы, учтивы. Самое яркое проявление обходительности у колхов — коленопреклонение. Его использовали во многих случаях, в том числе и при встрече после долгой разлуки. То же самое бывало, если встречали человека, который долго болел. Если кто-то из близких умирал, все от мала до велика облачались в траурное одеяние. Прохожие могли выразить свои соболезнования специальным ритуалом: сначала они вставали на колени, правой рукой снимали головной убор, а левой рукой несколько раз били себя в грудь.

Навещали друг друга жители Колхиды нечасто. Если это происходило, то гостей встречали во дворе все мужчины дома, от хозяев до слуг и приветствовали друг друга коленопреклонением. Если к женщине приходил мужчина, то она должна была дожидаться гостя в своей комнате. Если мужчины приходили в гости к хозяину дома, женщины должны были одеться и ожидать их в комнате. После того как гости переступили порог дома, женщины должны были сразу же встать в знак уважения.

 

Колхидское царство — удивительное государство со своей самобытной культурой и обычаями. Конечно, эта самобытность не утерялась в столетиях, сегодня жители ближнего зарубежья могут увидеть, как некоторые обычаи в Грузии перекочевали из древности в XXI в.

✔ Данная авторская статья принадлежит сайту ancientcivs.ru. При копирование материала обратная ссылка на сайт - обязательна!

ancientcivs.ru

КОЛХИДА | Энциклопедия Всемирная история

/ Ориг.: Κολχίς

КОЛХИДА (греч. Κολχίς, груз. Эг­ри­си) - кол­хид­ское цар­ст­во, древ­нее государство на тер­ри­то­рии современной Западной Гру­зии, в основном в гра­ни­цах Кол­хид­ской низ­мен­но­сти.

Сфор­ми­ро­ва­лось к началу VI века до нашей эры на ба­зе силь­но­го пле­мен­но­го сою­за Кул­ха (Кол­ха). Све­де­ния о по­ли­тическом уст­рой­стве Кол­хид­ско­го цар­ст­ва, его хо­зяйственной жиз­ни со­дер­жат­ся в тру­дах ан­тич­ных ис­то­ри­ков (Ге­ро­до­та, Ксе­но­фон­та, Стра­бо­на). Ар­хео­ло­гические па­мят­ни­ки, свя­зан­ные с государством Колхида, вы­де­ля­ют в од­ну из позд­не­кол­хид­ских куль­тур (смотри в статье Кол­хид­ская куль­ту­ра). По­ли­тическим цен­тром Колхиды бы­ла Айа (Айя, Эя; ны­не Ку­таи­си). Вос­точ­но­при­чер­но­мор­ские греческие ко­ло­нии Фа­сис, Гие­нос, Дио­ску­рия и другие сыг­ра­ли важ­ную роль в раз­ви­тии тор­го­во-эко­но­мических свя­зей Колхиды с ан­тич­ным ми­ром. Че­рез них в Западную Гру­зию вво­зи­лись пред­ме­ты рос­ко­ши (в том числе чер­но­ла­ко­вая по­су­да), ви­но, олив­ко­вое мас­ло. Во внутренних рай­онах Колхиды су­ще­ст­во­ва­ли ме­ст­ные по­се­ле­ния городского ти­па. Об ин­тен­сив­ных тор­го­вых сно­ше­ни­ях с Северным При­чер­но­морь­ем сви­де­тель­ст­ву­ют так­же на­ход­ки се­реб­ря­ных мо­нет ме­ст­ной че­кан­ки - «кол­хи­док».

Колхидой пра­ви­ли ца­ри из ди­на­стии Ай­э­ти­дов (название по име­ни пер­во­го ца­ря - Ай­э­та). При­ви­ле­ги­рованное со­сло­вие Колхиды со­став­ля­ли знать и жре­цы. На­се­ле­ние бы­ло объ­еди­не­но в сель­ские об­щи­ны, внут­ри ко­то­рых шёл про­цесс со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции. Ис­поль­зо­вал­ся так­же труд ра­бов. Со­глас­но ар­хео­ло­гическим дан­ным, ору­дия тру­да из­го­тов­ля­лись из же­ле­за, ве­ду­щей от­рас­лью хо­зяй­ст­ва бы­ло зем­ле­де­лие, в ка­че­ст­ве тяг­ло­вой си­лы ис­поль­зо­ва­лись бы­ки. Воз­де­лы­ва­лись зер­но­вые куль­ту­ры, лён и ко­но­п­ля. На­ря­ду с зем­ле­де­ли­ем жи­те­ли Колхиды за­ни­ма­лись ско­то­вод­ст­вом (раз­во­ди­ли круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), пче­ло­вод­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом. Раз­ви­ва­лось са­до­вод­ст­во и ви­но­гра­дар­ст­во. Вы­со­ко­го уров­ня мас­тер­ст­ва дос­тиг­ли ре­мёс­ла (гон­чар­ное, юве­лир­ное, об­ра­бот­ка ме­тал­ла, де­ре­во­об­ра­бот­ка, об­ра­бот­ка льна).

В конце VI - 1-й половине V веках до нашей эры Колхида на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­ва. По­ми­мо «доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний» Ахе­ме­ни­дам, Кол­хид­ское цар­ст­во так­же при­ня­ло на се­бя обя­за­тель­ст­ва вы­став­лять в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти вспо­мо­гательное вой­ско. В конце IV века до нашей эры пра­ви­тель Колхиды Куд­жи был со­юз­ни­ком ибе­рий­ско­го ца­ря Фар­на­ва­за в его борь­бе за объ­е­ди­не­ние грузинских зе­мель. По­сле воз­ник­но­ве­ния государства Ибе­рия (ру­беж IV-III веков до нашей эры) Кол­хид­ское цар­ст­во под­па­ло под его власть, об­ра­зо­вав отдельное эри­став­ст­во. В прав­ле­ние Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра (111-63 годы до нашей эры) Колхида бы­ла под­чи­не­на Пон­тий­ским цар­ст­вом. В I веке до нашей эры в ре­зуль­та­те раз­гро­ма Пон­тий­ско­го цар­ст­ва вой­ска­ми Пом­пея в Колхиде бы­ло ус­та­нов­ле­но пря­мое римское прав­ле­ние, в при­бреж­ных го­ро­дах Восточного При­чер­но­мо­рья раз­ме­ще­ны римские гар­ни­зо­ны. С ут­ра­той Колхидой собственной го­су­дар­ст­вен­но­сти на­ча­лось про­ник­но­ве­ние на её тер­ри­то­рию гор­ских пле­мён Северной Кол­хи­ды и Северного Кав­ка­за. Ге­ге­мо­ния в Юго-Восточном При­чер­но­мо­рье пе­ре­шла к чан­ско­му пле­ме­ни ла­зов, став­ше­му во гла­ве соз­дан­но­го им круп­но­го объ­е­ди­не­ния - Лаз­ско­го цар­ст­ва (смотри Ла­зи­ка).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ме­ли­ки­шви­ли Г.А. К ис­то­рии Древ­ней Гру­зии. Тб., 1959
  • Лорд­ки­па­нид­зе О.Д. Древ­няя Кол­хи­да: Миф и ар­хео­ло­гия. Тб., 1979
  • он же. Го­род-храм Кол­хи­ды: (Ис­то­рия ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Ва­ни). 2-е изд. М., 1984
Статью разместил(а)

Короткова Екатерина Алексеевна

редактор

w.histrf.ru

Древняя Колхида: вымысел и реальность

Закавказье всегда считалось стратегически важным местом в разные периоды истории. На этой территории существовали еще с эллинистических времен различные государства, такие как Колхида и Иберия – территории нынешней западной Грузии,     Абхазии, Турции. Колхидское царство было наиболее древним из них, сумев обрасти легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой. Где вымысел, а где историческая правда – попытаемся разобраться в этом материале.

Древняя Колхида: вымысел и реальность

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.

Колхида занимала выгодное географическое положение

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Древняя Колхида: вымысел и реальность

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива. Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани. Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.

Греки считали изобретателями железа колхское племя халибы

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

Древняя Колхида: вымысел и реальность

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

Легенда о Прометее напоминает грузинский миф об Амирани

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

Древняя Колхида: вымысел и реальность

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

tayni.info

вымысел и реальность — Блоги — Эхо Москвы, 07.02.2018

Закавказье всегда считалось стратегически важным местом в разные периоды истории. На этой территории существовали еще с эллинистических времен различные государства, такие как Колхида и Иберия – территории нынешней западной Грузии,     Абхазии, Турции. Колхидское царство было наиболее древним из них, сумев обрасти легендами и мифами, тесно переплетенными с древнегреческой культурой. Где вымысел, а где историческая правда – попытаемся разобраться в этом материале.

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды – порт Фасис и Диоскуриада – были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н.э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива. Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани. Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации – в начале второй половины II тысячелетия до н.э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане – наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование – Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

Читайте также: 

Оттон I: от триумфа до изгнания

Итальянская масленица. Венецианский карнавал: от разгула до запрета и обратно

Как кутили древние греки? (18+)

Чума: пережил бы ты эпидемию? 

echo.msk.ru

Колхида — WiKi

Колхидской культурой называется широко распространённая археологическая культура на территории Абхазии и Западной Грузии. Она относится к позднебронзовому и раннежелезному векам, и примерно датируется периодом с 16 по 7 вв. до н. э..

Историки полагают, что первое государство, упоминаемое на территории современной Грузии. — Колхидское царство, располагавшееся на восточном побережье Чёрного моря. Впервые о нём упоминают в середине I тысячелетия до н. э. греческие авторы Пиндар и Эсхил. Грузинские историки придают также большое значение сообщению Геродота о четырёх народах Передней Азии: персах, мидянах, сасперсах и колхах, полагая что колхи, как и персы, должны были иметь собственное государство. Официальная грузинская историография полагает что население Колхиды середины I тыс. до н. э. было высокоразвитым, полисы были основаны не греками, а местным населением, а греческое влияние ограничено исключительно импортом[2]. Однако интенсивные поиски археологов в Восточном Причерноморье не обнаружили каких-либо признаков существования государства. Как отмечает Болтунова в мифе об аргонавтах неясна датировка и содержание. Возможно ядро мифа формировалось на основе сюжетов, не имеющих отношение к реальности, и только позднее ассоциированных с Колхидой. Сообщения Геродота можно трактовать не как существование государства, а как зависимость различных колхских племен от державы Ахменидов[3]. Яйленко также считает спорным существование государства развитой городской культуры в Колхиде IV века до н. э.[4]. Encyclopædia Iranica также считает население Грузии во время господства Ахменидов в Закавказье (546—331 до н. э.) протогрузинскими племенами[5]. См. также критику грузинской концепции у Шнирельмана[2] и у Коха и Цхаладзе[6].

Грузинский царевич Давид Багратиони также отмечал, ссылаясь на труды Геродота и Диадора, что колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска:

И народы, населяющие Грузию, были покорены под власть сего египетского царя, который, опустошив Азию, спешил победить скифов. Геродот и Диодор повествуют, что народ колхидский произошел от Сезострисовых воинов, которые остались в тех местах

— «История Грузии»

Египетское происхождение колхов в первоисточниках, Геродот:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам ещё прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут своё происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это ещё ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы. Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян."

— «История» Книга вторая, гл.104.

Далее пишет:

Назову ещё одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи.

— «История» Книга вторая, гл.105.

Аммиан Марцеллин о происхождение колхов: 

Далее лежат густо населенные области камаритов, и река Фазид (Рион) в своем шумном течении касается колхов, происшедших в глубокой древности от египтян.

— Аммиан Марцеллин «Римская история»

Диодор описывая походы Сесостриса, дает сведение о египетском происхождении колхов:

Он перешел через реку Ганг и захватил всю индийскую землю, вплоть до океана, а скифского народа - вплоть до реки Танаис, отделяющей Европу от Азии; говорят, что оставшиеся у Меотиды египтяне положили начало племени колхов.

— (Историческая библиотека. книга I. гл. 42-68.)

Колхидское царство — политическое образование на территории современной Западной Грузии, созданное в VI веке до н. э.

В Колхидском царстве ведущей отраслью хозяйства было земледелие. Также высоко развитыми были металлургия железа, обработка льна, обработка дерева, керамическое производство, ювелирное ремесло. Чеканились монеты[7].

Греческие города-полисы на Колхидской низменности были расположены в долине реки Риони, в районе современных населённых пунктов Даблагоми, Вани[7].

В VIII в. до н.э. Колхида оказалась в подчинении Ассирии, куда, согласно Геродоту, поселился царь Саргон II с частью израильского населения, которое он вывел из Палестины.

В конце VI и первой половине V века до н. э. колхи не находилось в зависимости от Персии. По сообщению Геродота, колхи не подчинялись персам, но колхи посылали ко двору персидского царя рабов и рабынь:

Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта 70 (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот, эти народы ещё "и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек.

— Геродот «История» Книга третья, гл.97

В конце II века до н. э. Колхидa вошлa в подчинение Понтийскому царству, а позднее, в I веке до н. э. — Римской империи[7].

В I-II веках на месте распавшегося Колхидского царства возникло Лазское царство[7].

Ещё задолго до появления греков, в XVI — VIII веках до н. э. в Колхиде было хорошо развито ремесло по изготовлению изделий из бронзы. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары через Эвксинский Понт (Εύξεινος Πόντος, др.-греч. назв. Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Грекам Колхида стала известна благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис. В древнегреческой мифологии Колхида и Кавказ представляли собой труднодостижимый «край света». На Кавказе был прикован к скалам Прометей, цари, правившие в Колхиде, были потомками бога солнца Гелиоса. В Колхиду отправились Аргонавты за золотым руном.

По определению греческого географа Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсаре, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов.

Древняя Колхида была очень плодородна: здесь греки получали вино, фрукты, корабельный лес, конопля, лён, воск и смола, также — и золотой песок.

Жители отличались умеренностью. Племена, жившие здесь, по Арриану: апсилы, абазги, санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы, и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы).

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa находилось в зависимости от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому царству, а в I веке до н. э. — после разгрома Понтийского царства — Римской империи как провинция Лазика.

В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце III века на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Оно существовало 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией как провинция Лазика с центром в Фасисе.

В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают в ней свою власть. Поход Марвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии.

В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, здесь существовало Абхазское царство со столицей в Кутаиси.

ru-wiki.org

Колхида | Наука | FANDOM powered by Wikia

Колхи́да (др.-греч. Κολχίς; груз. კოლხეთი, Колхе́ти) — регион в Западной Грузии, на восточном и юго-восточном побережье Чёрного моря, названный по имени местного племени (колхи), которых Геродот за тёмный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание считал потомками египтян.

Колхида стала известна грекам благодаря торговле и основанию здесь в VI веке до н. э. греческих колоний Диоскуриада и Фасис.

Название Колхида (Kolchis) появляется впервые у античных авторов Пиндара и Эсхила в начале 1 тысячелетия до н. э. Местное название этой территории — Эгриси.

По определению Скилака, принятому и позднейшими географами, Колхида простиралась от Диоскуриады до Апсара, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов.

Древняя Колхида была очень плодородна: здесь получалось вино, фрукты, корабельный лес, конопля, лён, воск и смола, также и золотой песок.

Жители отличались умеренностью, питались почти исключительно гречихой.

Племена, жившие здесь, по Aррианy: санны, махелоны, гениохи, зидреты, лазы, и саниги. Птолемеем упоминаются и манралы (мингрельцы).

В VI—II веках до н. э. на территории Колхиды существовало Колхидское царство, а в последующее время она входила в состав различных грузинских государств.

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидское царство находилось в зависимости от Персии. В конце IV века до н. э. правитель Колхидского царства Куджи возглавил (вместе с картлийским царём Фарнавазом) движение за создание грузинского государства.

В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством, а в I веке до н. э. — Римской империей.

На рубеже I—II веков н. э. на месте распавшегося Колхидского царства к северу от устья реки Чорохи возникло Лазское царство, которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды.

В древнегреческой мифологии Колхида являлась целью путешествия аргонавтов за золотым руном.

cs:Kolchida de:Kolchis el:Κολχίδα en:Colchis eo:Kolĉido es:Cólquida fi:Kolkhis fr:Colchide gl:Cólquida he:קולכיס it:Colchide ka:კოლხეთის სამეფო la:Colchis nl:Colchis pl:Kolchida pt:Cólquida sk:Kolchida

ru.science.wikia.com


Смотрите также