Ливийцы древние. Ливийцы древние (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ливийцы (древние). Ливийцы древние


Ливийцы (древние) — Википедия

Историческая группа племёнЭкзоэтнонимыЭтноиерархияРасаТип расыОбщие данныеЯзыкРелигияПервые упоминанияВключаютПотомкиРодственныСовременное расселениеИсторическое расселениеГосударственность
Ливийцы?
Ancient Libyans.jpg

либу, либийцы, ребу

европеоидная

средиземноморская и мехтоидная

берберо-ливийской подсемьи берберо-гуанчской семьи

традиционные верования (культ предков)

— древнеегипетские тексты— «Илиада» и «Одиссея» (Гомер, VIII в. до н. э.)

см. список древнеливийских племён

берберы: туареги и др. (гипотеза)

носители капсийской культуры †, часть племён «народов моря» †

Древняя Ливия (в понимании как Северная Африка):— Нижний Египет, Мармарика, Киренаика, Сиртика (Триполитания), Фазания, Нумидия, Африка, Мавретания, Гетулия (1-е тыс. до н. э.)— те же области, но племена оттесняются от побережья вглубь пустыней, часть постепенно ассимилируются (с нач. 1-го тыс. н. э.)

племенные союзы

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1] = ребу/либу, др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках[1], предки европеоидного населения Северной Африки, современных берберов. В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как темеху, техену, мешвеш, каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу.

Этимология названия

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «либу» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — ивр. ‏לובים‏‎ («лувим») и, возможно, ивр. ‏להבים‏‎ («леавим»)[2]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[3] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в Средиземноморье, переняли от египтян название «ливийцы» (др.-греч. Λύβιοι) и стали называть ливийцами всё светлокожее[источник не указан 962 дня]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев (пунийцев).

С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на — берберы (др.-греч. βάρβαροι, лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия «варвар» — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг (кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.

Видео по теме

История

История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющими экспансию в их земли египтянами (династический Египет), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу), греками (эллинистический Египет, колонии, разросшиеся в сильное государство в Киренаике), римлянами (оккупация всей Северной Африки) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании).

Протоливийцы

Возможная граница Африки и Азии (район п-ва Синай) в плювиальный период.

Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тыс. до н. э. шла миграция неолитических племен из Передней Азии в Северную Африку. Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров, и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступление опустынивания Аравийского полуострова. Среди племён проходящих северным сухопутным путём были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила, но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла собой до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом, а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат. Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара, где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов[1].

Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы, оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались как межэтническое и межъязыковое средство передачи культурной информации[1]. Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер. На плато найдены рисунки с VII тыс. до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и рыбной ловлей. К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту[4], относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тыс. до н. э.

Причиной следующей волны миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной её части. В связи с этим племенам, проживавшим на территории современной Ливийской пустыни, пришлось переместиться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила стала пригодной для проживания, и постепенно (не позже чем в V—IV тыс. до н. э.) по ней с юга из Эфиопии пришли носители праегипетского языка[1].

Ранняя история

В V — конце III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары. Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих»[5]. Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас, негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской[1].

Ливийцы и Древний Египет

Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются[1] кочевые племена ливийцев к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины)[6]. Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену[источник не указан 962 дня]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Также позже упоминаются[источник не указан 962 дня]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.

Упоминается машаваша среди покорённых Рамсесом II народов (красный гранит, 1250 до н. э.)
Пленный ливиец.Древний Египет, бронза

С конца III тысячелетия до н. э. наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары, особенно восточной её части. Всё II—ое тыс. до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды, люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (со второй половины II тысячелетия до н. э.) расовый состав восточной Сахары становится более однородным. Её в основной массе покинули негроиды и эфиопоиды, и остались одни европеоиды. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.), эти же ливийские племена покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э.[1].

Период античности

Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер. По Геродоту назывались Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями (Ааса) и Маками (Вакана). К ним причислялись племена Ливии нумиды, маврусии, гетулы.

Характеристические признаки

В египетских, греческих и латинских памятниках III тысячелетия до н. э. — I тысячелетия н. э. древние ливийцы описаны как смуглые или светлые европеоиды[1]. Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям[источник не указан 962 дня]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан): белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.

Культура и верования

Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы (египтяне, финикийцы, древние греки, римляне и евреи), постепенно селившиеся в землях обитания ливийцев. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов[7]:189).

Одним из первых античных авторов в V веке до н. э. описал племена Древней Ливии и их нравы Геродот в своей «Истории» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу)[7]:172, 186. Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов)[7]:190, а брачные обычаи содержали элементы оргий[7]:172(см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов).

Восточные ливийцы

На культуру восточных ливийцев (адирмахидов, гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике, Мармарике и Нижнем Египте) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия. В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида[7]:186, Аш (отождествляемый с Сетом и Ха)[8]:29, 144. Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона (оазис Аммоний), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский[9]:43). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками-ферейцами. С VII-V веков до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств Кирены, Барки и др. и начинает называться Киренаика. Местные ливийские племена попадают в зависимость, и всячески притесняются греками, что вызывало военные столкновения[7]:159.

Внутренняя Ливия и берег обоих Сиртов

На востоке Сиртики, юге Киренаики и Мармарики обитали насамоны (включая авгилов), отличавшиеся от прочих ливийцев наличием более выраженного культа поклонения духам предков и погребальными обрядами (хоронили умерших сидя)[7]:172, 190. В глубине пустыни (возможно область Фазания) расселялись гараманты, возникновении культуры которых, по одной из теорий[источник не указан 1119 дней]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан), связано с нашествием «народов моря».

Язык и письменность

Древние ливийцы говорили на одной из африканских ветвей афразийской языковой семьи — берберо-ливийских языках. Этим языкам близко родственны вымершие гуанчские языки, бывшие в употреблении у жителей Канарских островов. К афразийским языкам относится мертвый сейчас язык соседей ливийцев — древних египтян.

Ряд исследователей[кто?] полагает, что изначальный язык афразийцев, так называемый «праафразийский» язык, начал распадаться на отдельные диалекты (в том числе праливийско-гуанчский) на территории Передней Азии (по-видимому, на Аравийском полуострове) около XI—X тысячелетия до н. э. и перенесён в Северную Африку в ходе миграций неолитических племен начиная с VIII тыс. до н. э. Существует и другая версия распространения афразийских языков — из северо-восточной Африки[1].

Степень родства древнеливийских языков с современными берберскими языками не вполне установлена. Сейчас, на территории Северной Африки берберо-ливийский язык родной для отдельных небольших этнических групп, в том числе туарегов и называется — Tamazight in Tifinagh.svg (Tamaziɣt, «тамазигхт»).

Письменность ливийцев — древнеливийское письмо, произошло от сильно видоизменённого финикийского алфавита. Оно существовало в двух разновидностях — восточной и западной. Направление письма уникально — справа налево, снизу вверх. Сейчас оно частично дешифрованно и разделено на три группы памятников: фезанско-триполитанские, западнонумидийские и восточнонумидийские. Самые ранние из них датируются II веком до н. э.

Из современной письменности к древнеливийской восходит только письмо туарегов — Tifinagh in Tifinagh.svg (Tifinaɣ, «тифинаг»).

Хозяйственная деятельность

  • Скотоводство (кроме свиноводства[7]): разведение коз и овец, а также появившихся позже II века до н. э. верблюдов-дромедаров. Во время засух поголовье скота резко сокращалось.
  • Собирательство и зачатки садоводства: сбор фиников, оливок, и особо — заготовка и переработка сильфия. Из его корней, листьев и сока изготовлялись приправы и лекарства. Хотя ливийцы, вероятнее всего, не перерабатывали его, а поставляли экстракты продукта. Этот товар был предметом торговли местных племён и важной статьёй экспорта соседней Киренаики, так как активно потреблялся во многих странах античного мира. В I веке н. э. он почти весь исчез:

«[…] страна, производящая сильфий и киренский сок, который выделяется сильфием после выжимки. Это растение почти что исчезло, когда варвары из-за какой-то вражды вторглись в страну и уничтожили самые корни травы.»

— Страбон (География. Книга XVII.)

  • На побережье — рыболовство (тунец, сардины) и собирательство морских животных: губок и багрянок (моллюск, из которого делали драгоценный пурпур).
  • Торговля велась, в основном, между местными племенами кочевников и киренскими греками побережья. Далее экспортные товары (важнейший — так называемый «киренский сок», продукт из сильфия), могли идти транзитом через Киренаику в Грецию и Рим). Обитатели Ливии торговали также с Египтом и близлежащими к нему областями (с Аммонием). Существовали торговые караванные пути и вглубь континента — в страну гарамантов и далее, в экваториальную Африку.

Примечания

Сноски

Источники

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Пути миграций афразийцев в Северной Африке» Дьяконов И. М., Милитарев А.Ю
  2. ↑ Библия. Книга Бытия. гл. 10 стих 113
  3. ↑ Иосив Флавий. Иудейские древности. кн. 1 гл. 6:2
  4. ↑ Этнограф, археолог и специалист по сахарскому первобытному искусству.
  5. ↑ Стиль изображения в петролифах, назван в связи с появлением в наскальных рисунках животных семейства полорогих.
  6. ↑ Именно на такие прочтения указывают фонетические закономерности египетского языка периодов Старого и Среднего царств: принятые в исторической науке названия темеху и техену основаны на гораздо более позднем (новоегипетском) произношении и его передаче в античных источниках.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Геродот. Книга IV Мельпомена // История / Перевод Г.А. Стратановского. — Геродот. История. В 9-ти кн.. — М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. — 752 с.
  8. ↑ Швец Н.Н. «Словарь египетской мифологии». — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 251 с. — ISBN 978-5-95244-3466-0.
  9. ↑ Страбон. Книга XVII. // География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. — Страбон. География в 17 книгах. — М.: «Ладомир», 1994.

Литература

⛭

Древнейшие упоминания

1Также проживали на юге Мармарики и востоке Сиртики. 2Племя первоначально считавшееся нумидийским, но позже их земля отошла Мавретании.

wikipedia.green

Ливийцы (древние) — википедия орг

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1] = ребу/либу, др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках[1], предки европеоидного населения Северной Африки, современных берберов. В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как темеху, техену, мешвеш, каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу.

Историческая группа племёнЭкзоэтнонимыЭтноиерархияРасаТип расыОбщие данныеЯзыкРелигияПервые упоминанияВключаютПотомкиРодственныСовременное расселениеИсторическое расселениеГосударственность
Ливийцы?
Ancient Libyans.jpg

либу, либийцы, ребу

европеоидная

средиземноморская и мехтоидная

берберо-ливийской подсемьи берберо-гуанчской семьи

традиционные верования (культ предков)

— древнеегипетские тексты— «Илиада» и «Одиссея» (Гомер, VIII в. до н. э.)

см. список древнеливийских племён

берберы: туареги и др. (гипотеза)

носители капсийской культуры †, часть племён «народов моря» †

Древняя Ливия (в понимании как Северная Африка):— Нижний Египет, Мармарика, Киренаика, Сиртика (Триполитания), Фазания, Нумидия, Африка, Мавретания, Гетулия (1-е тыс. до н. э.)— те же области, но племена оттесняются от побережья вглубь пустыней, часть постепенно ассимилируются (с нач. 1-го тыс. н. э.)

племенные союзы

Этимология названия

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «либу» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — ивр. ‏לובים‏‎ («лувим») и, возможно, ивр. ‏להבים‏‎ («леавим»)[2]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[3] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в Средиземноморье, переняли от египтян название «ливийцы» (др.-греч. Λύβιοι) и стали называть ливийцами всё светлокожее[источник не указан 909 дней]автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев (пунийцев).

С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на — берберы (др.-греч. βάρβαροι, лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия «варвар» — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг (кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.

История

История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющими экспансию в их земли египтянами (династический Египет), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу), греками (эллинистический Египет, колонии, разросшиеся в сильное государство в Киренаике), римлянами (оккупация всей Северной Африки) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании).

Протоливийцы

  Возможная граница Африки и Азии (район п-ва Синай) в плювиальный период.

Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тыс. до н. э. шла миграция неолитических племен из Передней Азии в Северную Африку. Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров, и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступление опустынивания Аравийского полуострова. Среди племён проходящих северным сухопутным путём были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила, но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла собой до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом, а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат. Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара, где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов[1].

Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы, оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались как межэтническое и межъязыковое средство передачи культурной информации[1]. Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер. На плато найдены рисунки с VII тыс. до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и рыбной ловлей. К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту[4], относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тыс. до н. э.

Причиной следующей волны миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной её части. В связи с этим племенам, проживавшим на территории современной Ливийской пустыни, пришлось переместиться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила стала пригодной для проживания, и постепенно (не позже чем в V—IV тыс. до н. э.) по ней с юга из Эфиопии пришли носители праегипетского языка[1].

Ранняя история

В V — конце III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары. Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих»[5]. Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас, негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской[1].

Ливийцы и Древний Египет

Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются[1] кочевые племена ливийцев к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины)[6]. Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену[источник не указан 909 дней]. Также позже упоминаются[источник не указан 909 дней] каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.

  Упоминается машаваша среди покорённых Рамсесом II народов (красный гранит, 1250 до н. э.)   Пленный ливиец.Древний Египет, бронза

С конца III тысячелетия до н. э. наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары, особенно восточной её части. Всё II—ое тыс. до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды, люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (со второй половины II тысячелетия до н. э.) расовый состав восточной Сахары становится более однородным. Её в основной массе покинули негроиды и эфиопоиды, и остались одни европеоиды. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.), эти же ливийские племена покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э.[1].

Период античности

Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер. По Геродоту назывались Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями (Ааса) и Маками (Вакана). К ним причислялись племена Ливии нумиды, маврусии, гетулы.

Характеристические признаки

В египетских, греческих и латинских памятниках III тысячелетия до н. э. — I тысячелетия н. э. древние ливийцы описаны как смуглые или светлые европеоиды[1]. Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям[источник не указан 909 дней]: белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.

Культура и верования

Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы (египтяне, финикийцы, древние греки, римляне и евреи), постепенно селившиеся в землях обитания ливийцев. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов[7]:189).

Одним из первых античных авторов в V веке до н. э. описал племена Древней Ливии и их нравы Геродот в своей «Истории» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу)[7]:172, 186. Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов)[7]:190, а брачные обычаи содержали элементы оргий[7]:172(см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов).

Восточные ливийцы

На культуру восточных ливийцев (адирмахидов, гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике, Мармарике и Нижнем Египте) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия. В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида[7]:186, Аш (отождествляемый с Сетом и Ха)[8]:29, 144. Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона (оазис Аммоний), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский[9]:43). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками-ферейцами. С VII-V веков до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств Кирены, Барки и др. и начинает называться Киренаика. Местные ливийские племена попадают в зависимость, и всячески притесняются греками, что вызывало военные столкновения[7]:159.

Внутренняя Ливия и берег обоих Сиртов

На востоке Сиртики, юге Киренаики и Мармарики обитали насамоны (включая авгилов), отличавшиеся от прочих ливийцев наличием более выраженного культа поклонения духам предков и погребальными обрядами (хоронили умерших сидя)[7]:172, 190. В глубине пустыни (возможно область Фазания) расселялись гараманты, возникновении культуры которых, по одной из теорий[источник не указан 1066 дней], связано с нашествием «народов моря».

Язык и письменность

Древние ливийцы говорили на одной из африканских ветвей афразийской языковой семьи — берберо-ливийских языках. Этим языкам близко родственны вымершие гуанчские языки, бывшие в употреблении у жителей Канарских островов. К афразийским языкам относится мертвый сейчас язык соседей ливийцев — древних египтян.

Ряд исследователей[кто?] полагает, что изначальный язык афразийцев, так называемый «праафразийский» язык, начал распадаться на отдельные диалекты (в том числе праливийско-гуанчский) на территории Передней Азии (по-видимому, на Аравийском полуострове) около XI—X тысячелетия до н. э. и перенесён в Северную Африку в ходе миграций неолитических племен начиная с VIII тыс. до н. э. Существует и другая версия распространения афразийских языков — из северо-восточной Африки[1].

Степень родства древнеливийских языков с современными берберскими языками не вполне установлена. Сейчас, на территории Северной Африки берберо-ливийский язык родной для отдельных небольших этнических групп, в том числе туарегов и называется — Tamazight in Tifinagh.svg  (Tamaziɣt, «тамазигхт»).

Письменность ливийцев — древнеливийское письмо, произошло от сильно видоизменённого финикийского алфавита. Оно существовало в двух разновидностях — восточной и западной. Направление письма уникально — справа налево, снизу вверх. Сейчас оно частично дешифрованно и разделено на три группы памятников: фезанско-триполитанские, западнонумидийские и восточнонумидийские. Самые ранние из них датируются II веком до н. э.

Из современной письменности к древнеливийской восходит только письмо туарегов — Tifinagh in Tifinagh.svg  (Tifinaɣ, «тифинаг»).

Хозяйственная деятельность

  • Скотоводство (кроме свиноводства[7]): разведение коз и овец, а также появившихся позже II века до н. э. верблюдов-дромедаров. Во время засух поголовье скота резко сокращалось.
  • Собирательство и зачатки садоводства: сбор фиников, оливок, и особо — заготовка и переработка сильфия. Из его корней, листьев и сока изготовлялись приправы и лекарства. Хотя ливийцы, вероятнее всего, не перерабатывали его, а поставляли экстракты продукта. Этот товар был предметом торговли местных племён и важной статьёй экспорта соседней Киренаики, так как активно потреблялся во многих странах античного мира. В I веке н. э. он почти весь исчез:

«[…] страна, производящая сильфий и киренский сок, который выделяется сильфием после выжимки. Это растение почти что исчезло, когда варвары из-за какой-то вражды вторглись в страну и уничтожили самые корни травы.»

— Страбон (География. Книга XVII.)

  • На побережье — рыболовство (тунец, сардины) и собирательство морских животных: губок и багрянок (моллюск, из которого делали драгоценный пурпур).
  • Торговля велась, в основном, между местными племенами кочевников и киренскими греками побережья. Далее экспортные товары (важнейший — так называемый «киренский сок», продукт из сильфия), могли идти транзитом через Киренаику в Грецию и Рим). Обитатели Ливии торговали также с Египтом и близлежащими к нему областями (с Аммонием). Существовали торговые караванные пути и вглубь континента — в страну гарамантов и далее, в экваториальную Африку.

Примечания

Сноски

Источники

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Пути миграций афразийцев в Северной Африке» Дьяконов И. М., Милитарев А.Ю
  2. ↑ Библия. Книга Бытия. гл. 10 стих 113
  3. ↑ Иосив Флавий. Иудейские древности. кн. 1 гл. 6:2
  4. ↑ Этнограф, археолог и специалист по сахарскому первобытному искусству.
  5. ↑ Стиль изображения в петролифах, назван в связи с появлением в наскальных рисунках животных семейства полорогих.
  6. ↑ Именно на такие прочтения указывают фонетические закономерности египетского языка периодов Старого и Среднего царств: принятые в исторической науке названия темеху и техену основаны на гораздо более позднем (новоегипетском) произношении и его передаче в античных источниках.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Геродот. Книга IV Мельпомена // История / Перевод Г.А. Стратановского. — Геродот. История. В 9-ти кн.. — М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. — 752 с.
  8. ↑ Швец Н.Н. «Словарь египетской мифологии». — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 251 с. — ISBN 978-5-95244-3466-0.
  9. ↑ Страбон. Книга XVII. // География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. — Страбон. География в 17 книгах. — М.: «Ладомир», 1994.

Литература

www-wikipediya.ru

WikiZero - Ливийцы (древние)

Wikipedia Open wikipedia design. Экзоэтнонимы Этноиерархия Раса Тип расы Общие данные Язык Религия Первые упоминания Включают Потомки Родственны Современное расселение Историческое расселение Государственность
Историческая группа племён
Ливийцы?
Ancient Libyans.jpg
либу, либийцы, ребу
европеоидная
средиземноморская и мехтоидная
берберо-ливийской подсемьи берберо-гуанчской семьи
традиционные верования (культ предков)
— древнеегипетские тексты— «Илиада» и «Одиссея» (Гомер, VIII в. до н. э.)
см. список древнеливийских племён
берберы: туареги и др. (гипотеза)
носители капсийской культуры †, часть племён «народов моря» †
Древняя Ливия (в понимании как Северная Африка):— Нижний Египет, Мармарика, Киренаика, Сиртика (Триполитания), Фазания, Нумидия, Африка, Мавретания, Гетулия (1-е тыс. до н. э.)— те же области, но племена оттесняются от побережья вглубь пустыней, часть постепенно ассимилируются (с нач. 1-го тыс. н. э.)
племенные союзы

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1] = ребу/либу, др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках[1], предки европеоидного населения Северной Африки, современных берберов. В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как темеху, техену, мешвеш, каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу.

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период

www.wikizero.com

Ливийцы (древние) Википедия

Экзоэтнонимы Этноиерархия Раса Тип расы Общие данные Язык Религия Первые упоминания Включают Потомки Родственны Современное расселение Историческое расселение Государственность
Историческая группа племён
Ливийцы?
Ancient Libyans.jpg
либу, либийцы, ребу
европеоидная
средиземноморская и мехтоидная
берберо-ливийской подсемьи берберо-гуанчской семьи
традиционные верования (культ предков)
— древнеегипетские тексты— «Илиада» и «Одиссея» (Гомер, VIII в. до н. э.)
см. список древнеливийских племён
берберы: туареги и др. (гипотеза)
носители капсийской культуры †, часть племён «народов моря» †
Древняя Ливия (в понимании как Северная Африка):— Нижний Египет, Мармарика, Киренаика, Сиртика (Триполитания), Фазания, Нумидия, Африка, Мавретания, Гетулия (1-е тыс. до н. э.)— те же области, но племена оттесняются от побережья вглубь пустыней, часть постепенно ассимилируются (с нач. 1-го тыс. н. э.)
племенные союзы

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1] = ребу/либу, др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках[1], предки европеоидного населения Северной Африки, современных берберов. В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как темеху, техену, мешвеш, каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу.

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «либу» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — ивр. ‏לובים‏‎ («лувим») и, возможно, ивр. ‏להבים‏‎ («леавим»)[2]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[3] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в

ruwikiorg.ru

Ливийцы (древние) - WikiVisually

1. Берберы – Berbers or Amazighen are an ethnic group indigenous to North Africa. They are distributed in an area stretching from the Atlantic Ocean to the Siwa Oasis in Egypt, historically, they spoke Berber languages, which together form the Berber branch of the Afro-Asiatic family. The majority of Berbers are predominantly Sunni Muslim, the Berber identity is usually wider than language and ethnicity, and encompasses the entire history and geography of North Africa. Berbers are not an entirely homogeneous ethnicity and they encompass a range of phenotypes, societies and ancestries, the unifying forces for the Berber people may be their shared language, or a collective identification with Berber heritage and history. There are some twenty-five to thirty million Berber speakers in North Africa, the number of ethnic Berbers is far greater, as a large part of the Berbers have acquired other languages over the course of many decades or centuries, and no longer speak Berber today. The majority of North Africas population is believed to be Berber in origin, Berbers call themselves some variant of the word i-Mazigh-en, possibly meaning free people or noble men. The name likely had its ancient parallel in the Roman and Greek names for Berbers, dihya or Kahina was a religious and military leader who led a fierce Berber resistance against the Arab-Muslim expansion in Northwest Africa. Kusaila was a leader of the Awraba tribe of the Berber people. A history by a Roman consul in Africa made the first reference of the barbarian to describe Numidia. The use of the term Berber spread in the following the arrival of the Vandals during their major invasions. The English term was introduced in the 19th century, replacing the earlier Barbary, for the historian Abraham Isaac Laredo the name Amazigh could be derived from the name of the ancestor Mezeg which is the translation of biblical ancestor Dedan son of Sheba in the Targum. According to Leo Africanus, Amazigh meant free man, though this has been disputed, further, it also has a cognate in the Tuareg word Amajegh, meaning noble. The Egyptians, Greeks, Romans, and Byzantines mentioned various tribes with similar names living in Greater Libya in the areas where Berbers were later found, later tribal names differ from the classical sources, but are probably still related to the modern Amazigh. The Meshwesh tribe among them represents the first thus identified from the field, all those names are similar and perhaps foreign renditions of the name used by the Berbers in general for themselves, Imazighen. The Maghreb region in northwestern Africa is believed to have been inhabited by Berbers from at least 10,000 BC, local cave paintings, which have been dated to twelve millennia before present, have been found in the Tassili nAjjer region of southern Algeria. Other rock art has been observed in Tadrart Acacus in the Libyan desert, a Neolithic society, marked by domestication and subsistence agriculture, developed in the Saharan and Mediterranean region of northern Africa between 6000 and 2000 BC. This type of life, richly depicted in the Tassili nAjjer cave paintings of southeastern Algeria, prehistorical Tifinagh scripts were also found in the Oran region. During the pre-Roman era, several independent states existed before the king Masinissa unified the people of Numidia

2. Европеоидная раса – Ancient and modern Caucasoid populations were thus held to have ranged in complexion from white to dark brown. In the United States, the root term Caucasian has also often used in a different. First introduced in early racial typologies and anthropometry, the term denoted one of three purported races of humankind. The appellation Caucasian for the grouping was popularized by Johann Friedrich Blumenbach, who named it after the categorys archetypal skull, the traditional anthropological term Caucasoid is a portmanteau of the demonym Caucasian and the Greek suffix eidos, implying a resemblance to the native inhabitants of the Caucasus. It etymologically contrasts with the terms Negroid, Mongoloid and Australoid, the term Caucasian race was coined by the German philosopher Christoph Meiners in his The Outline of History of Mankind. Meiners acknowledged two races, the Caucasian or beautiful, and the Mongolian or ugly, in his earlier racial typology, Meiners put forth that Caucasians had the whitest, most blooming and most delicate skin. In a series of articles, Meiners boasts about the superiority of Germans among Europeans, such views were typical of early scientific attempts at racial classification, where skin pigmentation was regarded as the main difference between races. This view was shared by the French naturalist Julien-Joseph Virey, who believed that the Caucasians were only the palest-skinned Europeans and it was Johann Friedrich Blumenbach who gave the term a wider audience, by grounding it in the new methods of craniometry and Linnean taxonomy. He established Caucasian as the race, Mongoloid as the yellow race, Malayan as the brown race, Ethiopian as the black race. He also noticed that darker skin of an olive-tinge was a feature of some European populations closer to the Mediterranean Sea. However, pragmatically, Blumenbach acknowledged that skin color of the Caucasian variety naturally ranged from white to brown tones. Thus, Carleton S. Coon and Franco Bragagna included the native to all of Central. For example, Thomas Henry Huxley classified all populations of Asian nations as Mongoloid, lothrop Stoddard in turn classified as brown most of the populations of the Middle East, North Africa, the Horn of Africa, Central Asia and South Asia. Coon used the term Caucasoid and White race synonymously, in 1962, Coon published The Origin of Races, wherein he proposed a polygenist view, that human races had evolved separately from local varieties of Homo erectus. Dividing humans into five races, and argued that each evolved in parallel but at different rates. He argued that the Caucasoid race had evolved 200,000 years prior to the Congoid race, drawing from Petrus Campers theory of facial angle, Blumenbach and Cuvier classified races, through their skull collections based on their cranial features and anthropometric measurements. Caucasoid traits were recognised as, thin nasal aperture, a mouth, facial angle of 100°–90°. They assert that they can identify a Caucasoid skull with an accuracy of up to 95%, however, Alan H. Goodman cautions that this precision estimate is often based on methodologies using subsets of samples

3. Средиземноморская раса – The Mediterranean race is one of the sub-races into which the Caucasian race was categorised by most anthropologists in the late 19th to mid-20th centuries. These differentiations occurred following long-standing claims about the differences between the Nordic and the Mediterranean people. Such debates arose from responses to ancient writers who had commented on differences between northern and southern Europeans, the Greek and Roman people considered the Germanic and Celtic peoples wild, red haired barbarians. Aristotle argued that the Greeks were a people because they possessed a medium skin-tone. By the 19th century, long-standing cultural and religious differences between Protestant northwestern Europe and the Roman Catholic south were being reinterpreted in racial terms, in the 19th century, the division of humanity into distinct races became a matter for scientific debate. In 1870, Thomas Huxley argued that there were four basic racial categories, the Xanthochroic race were the fair whites of north and central Europe. According to Huxley, On the south and west this type comes into contact and mixes with the Melanochroi and it is to the Xanthochroi and Melanochroi, taken together, that the absurd denomination of Caucasian is usually applied. By the late 19th century, Huxleys Xanthochroi group had been redefined as the Nordic race, as such, Huxleys Melanochroi eventually also comprised various other dark Caucasoid populations, including the Hamites and Moors. William Z. Ripleys The Races of Europe created a tripartite model and it divided Europeans into three main subcategories, Teutonic, Alpine and Mediterranean. Ripley noted that although the European Caucasoid populations largely spoke Aryan languages and he also acknowledged the existence of non-European Caucasoids, including various populations that did not speak Aryan languages, such as Hamito-Semitic and Turkish groups. Southern/Eastern Europeans were deemed to be inferior, an argument that dated back to Arthur de Gobineaus Nordicist claims that mixing was responsible for the decline of the Roman Empire. The notion that Mediterranean peoples were responsible for the most important of ancient civilisations was a problem for the promoters of Nordic superiority, the four great branches of the Mediterranean stock were the Libyans, the Ligurians, the Pelasgians and the Iberians. Ancient Egyptians, Ethiopians and Somalis were considered by Sergi as Hamites, themselves constituting a Mediterranean variety, to Sergi, the Semites were a branch of the Eurafricans who were closely related to the Mediterraneans. He also asserted that the light-skinned Nordic race descended from the Eurafricans, according to Robert Ranulph Marett, it is in North Africa that we must probably place the original hotbed of that Mediterranean race. These writers subscribed to Sergis depigmentation theory that the Nordic race was the variety of Mediterraneans that lost pigmentation through natural selection due to the environment. According to Coon, the homeland and cradle of the Mediterranean race was in North Africa and Southwest Asia and he further stated that Mediterraneans formed the major population element in Pakistan and North India. Coon also argued that smaller Mediterraneans had travelled by land from the Mediterranean basin north into Europe in the Mesolithic era, taller Mediterraneans were Neolithic seafarers who sailed in reed-type boats and colonised the Mediterranean basin from a Near Eastern origin. He argued that they also colonised Britain & Ireland where their descendants may be today, characterized by dark brown hair, dark eyes

4. Мехтоиды – Mechta-Afalou are an extinct population of North Africa. They inhabited the region during the late Paleolithic and Mesolithic, and are associated with the Iberomaurusian archaeological culture, mechtoids are believed to have been assimilated during the Neolithic and early Bronze Age by the makers of the ensuing Capsian culture. Craniometric analysis indicates that these Iberomaurusians were closely related to the early Holocene Capsians of the Maghreb, tenerian culture Physical Anthropology of European Populations, Mouton,1980. Antropologia Fisica Etnia Guanche Migration of Mechta-Afalou people, marked light green on the map

5. Культ предков – The veneration of the dead, including ones ancestors, is based on love and respect for the deceased. In some cultures, it is related to beliefs that the dead have a continued existence, the social or non-religious function of ancestor veneration is to cultivate kinship values, such as filial piety, family loyalty, and continuity of the family lineage. Ancestor veneration occurs in societies with every degree of social, political, and technological complexity, ancestor reverence is not the same as the worship of a deity or deities. In some Afro-diasporic cultures, ancestors are seen as being able to intercede on behalf of the living, as spirits who were once human themselves, they are seen as being better able to understand human needs than would a divine being. In other cultures, the purpose of ancestor veneration is not to ask for favors, some cultures believe that their ancestors actually need to be provided for by their descendants, and their practices include offerings of food and other provisions. Others do not believe that the ancestors are even aware of what their descendants do for them, most cultures who practice ancestor veneration do not call it ancestor worship. In English, the word usually refers to the reverent love. However, in cultures, this act of worship does not confer any belief that the departed ancestors have become some kind of deity. Rather, the act is a way to respect, honor, in this regard, many cultures and religions have similar practices. Some may visit the graves of their parents or other ancestors, leave flowers and pray to them in order to honor and remember them, however, this would not be considered as worshipping them since the term worship shows no such meaning. This is consistent with the meaning of the veneration in English. Although there is no accepted theory concerning the origins of ancestor veneration. Although some historians claim that ancient Egyptian society was a “death cult” because of its tombs and mummification rituals. The philosophy that “this world is but a vale of tears” and this was not to say that they were unacquainted with the harshness of life, rather, their ethos included a sense of continuity between this life and the next. Tombs were housing in the Hereafter and so they were constructed and decorated. Mummification was a way to preserve the corpse so the ka of the deceased could return to receive offerings of the things s/he enjoyed while alive, if mummification was not affordable, a “ka-statue” in the likeness of the deceased was carved for this purpose. The Blessed Dead were collectively called the akhu, or “shining ones” and they were described as “shining as gold in the belly of Nut and were indeed depicted as golden stars on the roofs of many tombs and temples. If the heart was in balance with the Feather of Maat, at this point only was the ka deemed worthy to be venerated by the living through rites and offerings

6. Илиада – The Iliad is an ancient Greek epic poem in dactylic hexameter, traditionally attributed to Homer. Then the epic narrative takes up events prophesied for the future, such as Achilles imminent death and the fall of Troy, although the narrative ends before these events take place. However, as events are prefigured and alluded to more and more vividly. The Iliad is paired with something of a sequel, the Odyssey, along with the Odyssey, the Iliad is among the oldest extant works of Western literature, and its written version is usually dated to around the 8th century BC. Recent statistical modelling based on language evolution gives a date of 760–710 BC, in the modern vulgate, the Iliad contains 15,693 lines, it is written in Homeric Greek, a literary amalgam of Ionic Greek and other dialects. Note, Book numbers are in parentheses and come before the synopsis of the book, after an invocation to the Muses, the story launches in medias res towards the end of the Trojan War between the Trojans and the besieging Greeks. Chryses, a Trojan priest of Apollo, offers the Greeks wealth for the return of his daughter Chryseis, held captive of Agamemnon, although most of the Greek army is in favour of the offer, Agamemnon refuses. Chryses prays for Apollos help, and Apollo causes a plague to afflict the Greek army, after nine days of plague, Achilles, the leader of the Myrmidon contingent, calls an assembly to deal with the problem. Under pressure, Agamemnon agrees to return Chryseis to her father, angered, Achilles declares that he and his men will no longer fight for Agamemnon but will go home. Odysseus takes a ship and returns Chryseis to her father, whereupon Apollo ends the plague, in the meantime, Agamemnons messengers take Briseis away. Achilles becomes very upset, sits by the seashore, and prays to his mother, Achilles asks his mother to ask Zeus to bring the Greeks to the breaking point by the Trojans, so Agamemnon will realize how much the Greeks need Achilles. Thetis does so, and Zeus agrees, Zeus sends a dream to Agamemnon, urging him to attack Troy. Agamemnon heeds the dream but decides to first test the Greek armys morale, the plan backfires, and only the intervention of Odysseus, inspired by Athena, stops a rout. Odysseus confronts and beats Thersites, a soldier who voices discontent about fighting Agamemnons war. After a meal, the Greeks deploy in companies upon the Trojan plain, the poet takes the opportunity to describe the provenance of each Greek contingent. When news of the Greek deployment reaches King Priam, the Trojans too sortie upon the plain, in a list similar to that for the Greeks, the poet describes the Trojans and their allies. The armies approach each other, but before they meet, Paris offers to end the war by fighting a duel with Menelaus, urged by his brother and head of the Trojan army, Hector. While Helen tells Priam about the Greek commanders from the walls of Troy, Paris is beaten, but Aphrodite rescues him and leads him to bed with Helen before Menelaus can kill him

7. Одиссея – The Odyssey is one of two major ancient Greek epic poems attributed to Homer. It is, in part, a sequel to the Iliad, the Odyssey is fundamental to the modern Western canon, and is the second-oldest extant work of Western literature, the Iliad is the oldest. Scholars believe the Odyssey was composed near the end of the 8th century BC, somewhere in Ionia, the poem mainly focuses on the Greek hero Odysseus, king of Ithaca, and his journey home after the fall of Troy. It takes Odysseus ten years to reach Ithaca after the ten-year Trojan War. In his absence, it is assumed Odysseus has died, and his wife Penelope and son Telemachus must deal with a group of suitors, the Mnesteres or Proci. The Odyssey continues to be read in the Homeric Greek and translated into languages around the world. Many scholars believe the poem was composed in an oral tradition by an aoidos, perhaps a rhapsode. The details of the ancient oral performance and the conversion to a written work inspire continual debate among scholars. The Odyssey was written in a dialect of Greek—a literary amalgam of Aeolic Greek, Ionic Greek. Among the most noteworthy elements of the text are its non-linear plot, in the English language as well as many others, the word odyssey has come to refer to an epic voyage. The Odyssey has a lost sequel, the Telegony, which was not written by Homer and it was usually attributed in antiquity to Cinaethon of Sparta. In one source, the Telegony was said to have stolen from Musaeus by either Eugamon or Eugammon of Cyrene. The Odyssey begins ten years after the end of the ten-year Trojan War, and Odysseus has still not returned home from the war. Odysseus protectress, the goddess Athena, requests to Zeus, king of the gods, to finally allow Odysseus to return home when Odysseus enemy, then, disguised as a Taphian chieftain named Mentes, she visits Telemachus to urge him to search for news of his father. He offers her hospitality, they observe the suitors dining rowdily while the bard Phemius performs a poem for them. Penelope objects to Phemius theme, the Return from Troy, because it reminds her of her missing husband and that night Athena, disguised as Telemachus, finds a ship and crew for the true prince. The next morning, Telemachus calls an assembly of citizens of Ithaca to discuss what should be done with the suitors. Accompanied by Athena, he departs for the Greek mainland and the household of Nestor, most venerable of the Greek warriors at Troy, now at home in Pylos

8. Гомер – Homer is the name ascribed by the ancient Greeks to the semi-legendary author of the Iliad and the Odyssey, two epic poems which are the central works of Greek literature. The Odyssey focuses on the home of Odysseus, king of Ithaca. Many accounts of Homers life circulated in classical antiquity, the most widespread being that he was a bard from Ionia. The modern scholarly consensus is that these traditions do not have any historical value, the Homeric question - by whom, when, where and under what circumstances were the Iliad and Odyssey composed - continues to be debated. Broadly speaking, modern scholarly opinion on the authorship question falls into two camps, one group holds that most of the Iliad and the Odyssey is the work of a single poet of genius. The other considers the Homeric poems to be the crystallization of a process of working and re-working by many contributors and it is generally accepted that the poems were composed at some point around the late eighth or early seventh century B. C. Most researchers believe that the poems were transmitted orally. The Homeric epics were the greatest influence on ancient Greek culture and education, to Plato, the chronological period of Homer depends on the meaning to be assigned to the word Homer. Was Homer a single person, an imaginary person representing a group of poets and this information is often called the world of Homer. The Homeric period would in that cover a number of historical periods, especially the Mycenaean Age. Considered word-for-word, the texts as we know them are the product of the scholars of the last three centuries. Each edition of the Iliad or Odyssey is a different, as the editors rely on different manuscripts and fragments. The term accuracy reveals a belief in an original uniform text. The manuscripts of the work currently available date to no earlier than the 10th century. These are at the end of a missing thousand-year chain of copies made as each generation of manuscripts disintegrated or were lost or destroyed and these numerous manuscripts are so similar that a single original can be postulated. The time gap in the chain is bridged by the scholia, or notes, on the existing manuscripts, librarian of the Library of Alexandria, he had noticed a wide divergence in the works attributed to Homer, and was trying to restore a more authentic copy. He had collected several manuscripts, which he named, the Sinopic, the one he selected for correction was the koine, which Murray translates as the Vulgate. Aristarchus was known for his selection of material

9. VIII век до н. э. – The 8th century BC started the first day of 800 BC and ended the last day of 701 BC. The 8th century BC was a period of changes in civilizations. In Egypt, the 23rd and 24th dynasties led to rule from Nubia in the 25th Dynasty, the Neo-Assyrian Empire reaches the peak of its power, conquering the Kingdom of Israel as well as nearby countries. Greece colonizes other regions of the Mediterranean Sea and Black Sea, Rome is founded in 753 BC, and the Etruscan civilization expands in Italy. The 8th century BC is conventionally taken as the beginning of Classical Antiquity, with the first Olympiad set at 776 BC, iron Age India enters the later Vedic period. Vedic ritual is annotated in many schools in Brahmana commentaries. Late 8th century BC, Earrings, crown and rosettes, from the tomb of Queen Yabay in Kalhu are made and they are now at Iraq Museum, Baghdad. 797 BC, Ardysus I becomes king of Lydia,797 BC, Thespieus, King of Athens, dies after a reign of 27 years and is succeeded by his son Agamestor. 783 BC, Shalmaneser IV succeeds his father Adad-nirari III as king of Assyria,782 BC, Founding of Erebuni by the orders of King Argishtis I at the site of current-day Yerevan. 782 BC, Death of King Xuan of Zhou, King of the Zhou Dynasty of China,781 BC, King You of Zhou becomes King of the Zhou Dynasty of China. 780 BC, The first historic solar eclipse is recorded in China,778 BC, Agamestor, King of Athens, dies after a reign of 17 years and is succeeded by his son Aeschylus. 776 BC, retrospectively set as the first Olympiad, the history of the Olympic Games is believed to reach as far back as the 13th century BC.774 BC, End of the reign of king Pygmalion of Tyre. 773 BC, Death of Shoshenq III, king of Egypt,773 BC, Ashur-Dan III succeeds his brother Shalmaneser IV as king of Assyria. 771 BC, End of the Western Zhou Dynasty in China as western barbarian tribes sack the capital Hao, King You of Zhou is killed. Crown Prince Ji Yijiu escapes and will reign as King Ping of Zhou,770 BC, Beginning of the Eastern Zhou Dynasty in China as King Ping of Zhou becomes the first King of the Zhou to rule from the new capital of Chengzhou. June 15,763 BC, A solar eclipse at this date is used to fix the chronology of the Ancient Near East, mid-8th century BC, Model of temple, found in the Sanctuary of Hera, Argos, is made. It is now at National Archeological Museum, Athens,755 BC, Ashur-nirari V succeeds Ashur-Dan III as king of Assyria. 755 BC, Aeschylus, King of Athens, dies after a reign of 23 years and is succeeded by Alcmaeon,753 BC, Alcmaeon, King of Athens, dies after a reign of 2 years

wikivisually.com

Ливийцы древние

ПланВведение 1 Этимология названия 2 История 2.1 Протоливийцы.2.2 Ранняя история.2.3 Ливийцы и Древний Египет.2.4 Период античности. 3 Характеристические признаки 4 Культура и верования 4.1 Восточные ливийцы4.2 Внутренняя Ливия и берег обеих Сиртов 5 Язык и письменность 6 Хозяйственная деятельность Список литературы

Введение

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1], др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древнее европеоидное население в Северной Африке, вероятные предки современных берберов. У античных авторов коренное светлокожее североафриканское население, в противоположность финикийцам (пунийцам), грекам и египтянам.

1. Этимология названия

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «либу» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — «lubim» и, возможно, «lehabim»[1]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[2] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в Средиземноморье, переняли от египтян название «ливийцы» (др.-греч. Λύβιοι) и стали называть ливийцами всё светлокожее автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев (пунийцев).

С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на — берберы (др.-греч. βάρβαροι, лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия «варвар» — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг (кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.

2. История

История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющие экспансию в их земли египтянами (династический Египет), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу), греками (эллинистический Египет, колонии разросшиеся в сильное государство в Киренаике), римлянами (оккупация и освоение всей Северной Африки) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании).

Протоливийцы.

VIII—V тыс. до н. э. Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тыс. до н. э. шла миграция неолитических племен из Передней Азии в Северную Африку. Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров, и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова. Среди племён проходящих северным сухопутным путем были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила, но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла из себя до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом, а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат. Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара, где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов.[3]

Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы, оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались для межэтнического и межъязыкового средства передачи культурной информации.[3] Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер. На плато найдены рисунки с VII тыс. до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и рыбной ловлей. К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту[4], относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тыс. до н. э.

Следующей волной миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной ее части. В связи с этим племенам, проживающим на территории современной Ливийской пустыни, приходиться перемещаться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила становиться пригодной для проживания, и постепенно (не позже чем в V—IV тыс. до н. э.) по ней с юга из Эфиопии спускаются носители праегипетского языка.[3]

Ранняя история.

V—III тыс. до н. э. В V — кон. III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары. Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих»[5]. Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас, негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской.[3]

Ливийцы и Древний Египет.

Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются кочевые племена к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины)[6]. Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену. Также позже упоминаются каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.

С кон. III тыс. до н. э. наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары, особенно восточной её части. Всё II—ое тыс. до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды, люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (cо второй пол. II тыс. до н. э.) расовый состав восточной Сахары становиться более однородным. Отсюда в основной своей массе переселились негроиды и эфиопоиды, и остаются одни европеоиды. В соответствии с описаниями египетских, греческих и латинских источников, ливийцы как раз и были европеоидами как смуглыми, так и светлыми. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит великолепная культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.).

Именно эти ливийцы покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э.

Наряду с rbw (rb, rbj), назывались также THnwyw, pywd, Tktn.

Период античности.

VIII в. до н. э.—II в. н. э. Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер По Геродоту Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями(Ааса) и Маками(Вакана) К ним причислялись племена Ливии нумиды, маврусии, гетулы.

3. Характеристические признаки

Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям: белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.

4. Культура и верования

Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы (египтяне, финикийцы, греки, римляне и евреи), постепенно осуществлявшие экспансию в земли обитания ливийцев, занимая их жизненное пространство. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов[7]:189).

В V в. до н. э. описание и нравы племён Древней Ливии, одним из первых античных авторов, дал Геродот в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу).[7]:172, 186 Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов),[7]:190 а брачные обычаи содержали элементы оргии.[7]:172 (см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов)

4.1. Восточные ливийцы

На культуру восточных ливийцев (адирмахидов, гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике, Мармарике и Нижнем Египте) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия. В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида[7]:186, Аш (отождествляемый с Сетом и Ха)[8]:29, 144. Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона (оазис Аммоний), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский[9]:43). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками-ферейцами, с VII-V вв. до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств (Кирена, Барка и других) и начинает называется Киренаика, а ливийские местные племена попадают в зависимость, и всячески претисняются, что вызывало военные столкновения.[7]:159

mirznanii.com

Ливийцы (древние) - Википедия

Историческая группа племён Экзоэтнонимы Этноиерархия Раса Тип расы Общие данные Язык Религия Первые упоминания Включают Потомки Родственны Современное расселение Историческое расселение Государственность
Ливийцысамоназв. — ?
Ancient Libyans.jpg

либу, либийцы, ребу

европеоидная

средиземноморская и мехтоидная

берберо-ливийской подсемьи берберо-гуанчской семьи

традиционные верования (культ предков)

— древнеегипетские тексты— «Илиада» и «Одиссея» (Гомер, VIII в. до н. э.)

см.

берберы: туареги и др. (гипотеза)

носители капсийской культуры †, часть племён «народов моря» †

Древняя Ливия (в понимании как Северная Африка):— Нижний Египет, Мармарика, Киренаика, Сиртика (Триполитания), Фазания, Нумидия, Африка, Мавретания, (1-е тыс. до н. э.)— те же области, но племена оттесняются от побережья вглубь пустыней, часть постепенно ассимилируются (с нач. 1-го тыс. н. э.)

племенные союзы

Commons-logo.svg

Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1] = ребу/либу, др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древние народы, разговаривавшие на берберо-ливийских языках[1], предки европеоидного населения Северной Африки, современных берберов. В древнеегипетских источниках упоминаются такие ливийские народы, как , техену, мешвеш, каикаша, шаитеп, исавада, ааса, вакана и либу.

Этимология названия[ | ]

Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — ивр. ‏לובים‏‎ («лувим») и, возможно, ивр. ‏להבים‏‎ («леавим»)[2]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[3] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в Средиземноморье, переняли от египтян название «ливийцы» (др.-греч. Λύβιοι) и стали называть ливийцами всё светлокожее[источник не указан 650 дней] автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев (пунийцев).

С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на — берберы (др.-греч. βάρβαροι, лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия «варвар» — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг (кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.

История[ | ]

История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющими экспансию в их земли египтянами (династический Египет), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу), греками (эллинистический Египет, колонии, разросшиеся в сильное государство в Киренаике), римлянами (оккупация всей Северной Африки) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании).

Протоливийцы[ | ]

Возможная граница Африки и Азии (район п-ва Синай) в плювиальный период.

Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тыс. до н. э. шла миграция неолитических племен из Передней Азии в Северную Африку. Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров, и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступление опустынивания Аравийского полуострова. Среди племён проходящих северным сухопутным путём были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила, но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла собой до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом, а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат. Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара, где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов[1].

Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы, оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались как межэтническое и межъязыковое средство передачи культурной информации[1]. Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер. На плато найдены рисунки с VII тыс. до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и рыбной ловлей. К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту[4], относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тыс. до н. э.

Причиной следующей волны миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной её части. В связи с этим племенам, проживавшим на территории современной Ливийской пустыни, пришлось переместиться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила стала пригодной для проживания, и постепенно (не позже чем в V—IV тыс. до н. э.) по ней с юга из Эфиопии пришли носители праегипетского языка[1].

Ранняя история[ | ]

В V — конце III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары. Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих»[5]. Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас, негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской[1].

Ливийцы и Древний Египет[ | ]

Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются[1] кочевые племена ливийцев к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины)[6]. Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену[источник не указан 650 дней]. Также позже упоминаются[источник не указан 650 дней] каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.

Упоминается машаваша среди покорённых Рамсесом II народов (красный гранит, 1250 до н. э.) Пленный ливиец. Древний Египет, бронза

С конца III тысячелетия до н. э. наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары, особенно восточной её части. Всё II—ое тыс. до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды, люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (со второй половины II тысячелетия до н. э.) расовый состав восточной Сахары становится более однородным. Её в основной массе покинули негроиды и эфиопоиды, и остались одни европеоиды. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.), эти же ливийские племена покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э.[1].

Период античности[ | ]

Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер. По Геродоту назывались Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями (Ааса) и Маками (Вакана). К ним причислялись племена Ливии нумиды, маврусии, гетулы.

Характеристические признаки[ | ]

В египетских, греческих и латинских памятниках III тысячелетия до н. э. — I тысячелетия н. э. древние ливийцы описаны как смуглые или светлые европеоиды[1]. Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям[источник не указан 650 дней]: белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.

Культура и верования[ | ]

Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы (египтяне, финикийцы, древние греки, римляне и евреи), постепенно селившиеся в землях обитания ливийцев. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов[7]:189).

Одним из первых античных авторов в V веке до н. э. описал племена Древней Ливии и их нравы Геродот в своей «Истории» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу)[7]:172, 186. Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов)[7]:190, а брачные обычаи содержали элементы оргий[7]:172(см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов).

Восточные ливийцы[ | ]

На культуру восточных ливийцев (адирмахидов, гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике, Мармарике и Нижнем Египте) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия. В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида[7]:186, Аш (отождествляемый с Сетом и Ха)[8]:29, 144. Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона (оазис Аммоний), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский[9]:43). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками-ферейцами. С VII-V веков до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств Кирены, и др. и начинает называться Киренаика. Местные ливийские племена попадают в зависимость, и всячески притесняются греками, что вызывало военные столкновения[7]:159.

Внутренняя Ливия и берег обоих Сиртов[ | ]

На востоке Сиртики, юге Киренаики и Мармарики обитали насамоны (включая авгилов), отличавшиеся от прочих ливийцев наличием более выраженного культа поклонения духам предков и погребальными обрядами (хоронили умерших сидя)[7]:172, 190. В глубине пустыни (возможно область Фазания) расселялись гараманты, возникновении культуры которых, по одной из теорий[источник не указан 807 дней], связано с нашествием «народов моря».

Язык и письменность[ | ]

Древние ливийцы говорили на одной из африканских ветвей афразийской языковой семьи — берберо-ливийских языках. Этим языкам близко родственны вымершие гуанчские языки, бывшие в употреблении у жителей Канарских островов. К афразийским языкам относится мертвый сейчас язык соседей ливийцев — древних египтян.

Ряд исследователей[кто?] полагает, что изначальный язык афразийцев, так называемый «праафразийский» язык, начал распадаться на отдельные диалекты (в том числе праливийско-гуанчский) на территории Передней Азии (по-видимому, на Аравийском полуострове) около XI—X тысячелетия до н. э. и перенесён в Северную Африку в ходе миграций неолитических племен начиная с VIII тыс. до н. э. Существует и другая версия распространения афразийских языков — из северо-восточной Африки[1].

Степень родства древнеливийских языков с современными берберскими языками не вполне установлена. Сейчас, на территории Северной Африки берберо-ливийский язык родной для отдельных небольших этнических групп, в том числе туарегов и называется — Tamazight in Tifinagh.svg (Tamaziɣt, «тамазигхт»).

Письменность ливийцев — древнеливийское письмо, произошло от сильно видоизменённого финикийского алфавита. Оно существовало в двух разновидностях — восточной и западной. Направление письма уникально — справа налево, снизу вверх. Сейчас оно частично дешифрованно и разделено на три группы памятников: фезанско-триполитанские, западнонумидийские и восточнонумидийские. Самые ранние из них датируются II веком до н. э.

Из современной письменности к древнеливийской восходит только письмо туарегов — Tifinagh in Tifinagh.svg (Tifinaɣ, «тифинаг»).

Хозяйственная деятельность[ | ]

  • Скотоводство (кроме свиноводства[7]): разведение коз и овец, а также появившихся позже II века до н. э. верблюдов-дромедаров. Во время засух поголовье скота резко сокращалось.
  • Собирательство и зачатки садоводства: сбор фиников, оливок, и особо — заготовка и переработка сильфия. Из его корней, листьев и сока изготовлялись приправы и лекарства. Хотя ливийцы, вероятнее всего, не перерабатывали его, а поставляли экстракты продукта. Этот товар был предметом торговли местных племён и важной статьёй экспорта соседней Киренаики, так как активно потреблялся во многих странах античного мира. В I веке н. э. он почти весь исчез:

«[…] страна, производящая сильфий и киренский сок, который выделяется сильфием после выжимки. Это растение почти что исчезло, когда варвары из-за какой-то вражды вторглись в страну и уничтожили самые корни травы.»

— Страбон (География. Книга XVII.)

  • На побережье — рыболовство (тунец, сардины) и собирательство морских животных: губок и багрянок (моллюск, из которого делали драгоценный пурпур).
  • Торговля велась, в основном, между местными племенами кочевников и киренскими греками побережья. Далее экспортные товары (важнейший — так называемый «киренский сок», продукт из сильфия), могли идти транзитом через Киренаику в Грецию и Рим). Обитатели Ливии торговали также с Египтом и близлежащими к нему областями (с Аммонием). Существовали торговые караванные пути и вглубь континента — в страну гарамантов и далее, в экваториальную Африку.

Примечания[ | ]

Сноски[ | ]

Источники[ | ]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Пути миграций афразийцев в Северной Африке» Дьяконов И. М., Милитарев А.Ю
  2. ↑ Библия. Книга Бытия. гл. 10 стих 113
  3. ↑ Иосив Флавий. Иудейские древности. кн. 1 гл. 6:2
  4. ↑ Этнограф, археолог и специалист по сахарскому первобытному искусству.
  5. ↑ Стиль изображения в петролифах, назван в связи с появлением в наскальных рисунках животных семейства полорогих.
  6. ↑ Именно на такие прочтения указывают фонетические закономерности египетского языка периодов Старого и Среднего царств: принятые в исторической науке названия темеху и техену основаны на гораздо более позднем (новоегипетском) произношении и его передаче в античных источниках.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Геродот. Книга IV Мельпомена // История / Перевод Г.А. Стратановского. — Геродот. История. В 9-ти кн.. — М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. — 752 с.
  8. ↑ Швец Н.Н. «Словарь египетской мифологии». — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 251 с. — ISBN 978-5-95244-3466-0.
  9. ↑ Страбон. Книга XVII. // География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода проф. О. О. Крюгер. — Страбон. География в 17 книгах. — М.: «Ладомир», 1994.
⛭

Древнейшие упоминания

1Также проживали на юге Мармарики и востоке Сиртики. 2Племя первоначально считавшееся нумидийским, но позже их земля отошла Мавретании.

encyclopaedia.bid


Смотрите также