Как выглядит Домовой в доме? Домовой у древних славян
Как выглядит Домовой в доме?
Кто такой Домовой и чем он занимается?
Домовой (кутный бог) — это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым — приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.
Как выглядит настоящий Домовой?
Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи. Сам облик Домового, как его представляли люди, а иногда и видели, если верить быличкам — отражал это.
У сестры доць, с повети спущатся, видит: в красных сапожках, в красной шубейке старицок спущается. Бородка узенька, длинна.
Вообще, Домового считали еще и основным хозяином жилища, поэтому и рассказывали, что он мог принимать облик главы семьи или самого его старшего члена. У Домовых часто бывают жены, которых прозывают Домахами. Верили также, что Домахи — это Домовые в женском проявлении, духи-хозяйки домов, где живут одни женщины.
Как появляется Домовой в доме или в квартире?
Наши предки полагали, что Домовой живет в каждом доме. Домовые есть и в квартирах. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием, как правило, вечером или ночью. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой.
Сижу я, спину к печке жму. Зашел такой маленький мужичок, немного от пола, и говорит: «Через три дня война кончится». Война и кончилась через три дня.
Но чаще этого домашнего духа не видят, а ощущают его присутствие: он может погладить человека по руке или по голове, иногда наваливаться и давить во время сна. Поговаривали, что такие нападения Домового предвещают будущее.
Он иногда бывает, если голое, голый как человек, это к плохому давит, а если мохнатенький, как кошечка, это к хорошему давит.
Иногда советовали спросить у Домового прямо: к добру ли его появление или к худу. Может дух быть довольно агрессивным — щипаться до синяков, и если такие синяки очень болезненны, то это тоже к несчастью. Если Домовой особенно любит кого-то из членов семьи или домашних животных, он заплетает в волосах или шерсти своеобразные «косички» — колтуны, которые невозможно вычесать. Животных, которые ему приглянулись, он холит и лелеет, те же, какие пришлись не ко двору, начинают хиреть и болеть. В квартирах и домах Домовой проявляется и тем, что издает различные звуки, шумы. Тот, кто их услышал, тоже по характеру их может судить о грядущих событиях в семье.
Фото, на которых показано, как выглядят Домовые или Домахи, не найдешь, но мы можем их вполне представить по рассказам. Иногда это двойник хозяина или хозяйки, кого-то из знакомых и родственников. Иногда видят маленького старичка, бородатого, покрытого шерстью. Причем полагали, что, чем богаче хозяйство, тем более мохнат Домовой. Они часто перевоплощаются в небольших диких или домашних зверей: ласок, собак, кошек, змей. Но в любом облике шерсть Домового совпадает с цветом волос хозяина дома.
Где живет Домовой?
Домовой живет в красном углу, на печи, у порога, на чердаке, в подполье — словом, там, где хочет и где его не потревожат. Часто его видят в хозяйственных постройках: сарае, хлеву, иногда даже в бане. В места, где, как верили, жил Домовой, ничего не ставили, сами туда не ложились, иначе можно ощутить сильный гнёт ночью или заболеть.
Когда чествуют Домового?
У Домового есть особый праздник: Зимние Кудесы, которые отмечают 28 января. Тогда этого домашнего духа угощают кашей, чтобы задобрить, а иначе он может и проказить.
Домовой — это один из многочисленных духов славянских мифов и поверий. Сейчас, когда интерес к традициям и обычаям старины растет, былые рассказы и истории вновь оживают в нашем сознании. Предки верили, что все в природе, вокруг нас имеет свою душу, свой характер. И знание этого наполняет жизнь особым смыслом.
Подробнее о славянской мифологии:
Славянские Боги
Мифические существа славян
Славянские мифы
xn--80aejvmu5h.xn--80aswg
Славянские, русские традиции. Вечно живая старина.: Кто такой Домовой?
Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Один из предков, основателей данного Рода или Дома.
Учёные называют Домового энергетической Субстанцией дома или квартиры.
Домовой есть везде, где живут люди. Он смотрит за хозяйством и порядком в доме.Изображали Домового в виде Старца, умудрённого Опытом. Статуэтки делали из дерева, глины и чаще всего с чашей в руках для Требы. Максимальный размер – аршин высотой. А минимальный – два вершка.
Называли домового по-разному: Дедушко, Хозяин или Хозяюшко, Соседушко (т.к. живёт по соседству с людьми), Шишок (что значит небольшого роста). Егор Кузьмич или просто Кузьмич – это если Домовой балует, любит поиграть, пошалить, «подкузьмить». Нафаник, от слова Навь. Домового, живущего в доме из поколения в поколение, называли по имени. Которое уже знали, т.к. общались с ним в течение нескольких веков.
Очень не любил Домовой, когда его называли Чёртом, т.е. тем, кто находится за чертой восприятия.
Христианские Попы (Прах Отцов Предавшие) очень не любят Домовых. Они ходят по домам и квартирам и гоняют Домовых святой водой, запугивая людей, объясняя им, что это Бесы.Наши предки с Домовыми дружили, заботились друг о друге. Была взаимопомощь и взаимоподдержка.
Такие отношения с Домовым были нормальными ещё до середины 20-го века.
Путник, просящийся переночевать, заходил в дом, снимал шапку и делал два поклона: в Красный угол и в Хозяйский угол.
В Красном углу стояли Кумиры Родов и Богов. Христиане там вешают иконы.
Хозяйский угол был углом Домового и Хозяев дома, там ставилась чаша, для угощения Домового.
Веник в доме ставили у порога и так, чтобы Домовому было удобно за него взяться (он ведь маленького роста), чтобы выметать нечисть из дома.
Домовой не поедает пищу, которую ему кладут в чашу, как человек. Он забирает из продуктов Энергию, которая ему необходима, т.к. при уходе за домом, он тратит энергию.
Самой высокоэнергетической пищей считались молоко, сливки, сметана. Масло. Этим и угощали Домового. Для блинчиков и оладушек ставили ещё одну чашу. Впрочем, угощать Домового можно всем, что едите сами.
Кроме Хозяйского угла Домовой любит жить под печью. В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой — покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.
Ароматы томлёной в ней еды привлекают его. На это место раньше вешали шторки, чтобы не беспокоить Домового.
В квартирах Домовой также любит жить на кухне, в платяном шкафу или под кроватью «любимчика».
Раньше покрывало на кровати делали до самого пола или вешали подзор, также, чтобы не беспокоить Домового.
Следили, чтобы Домовой не заигрывался. Так как он любит детей, то может выбрать одного и ночью путает ему волосы (пытается заплести косички).
Если домовой влюбится в девочку, то не даст ей выйти замуж. Что тогда делали? Шили или вязали домовому шапочку, свитерок, носочки. Делали мебель. И в ответ на заботу и опеку довольный Домовой делал свадьбу радостной. Как говорится: «Долг платежом красен».
Домовой любит сидеть на пороге, поэтому в дверях лучше не стоять.
Если Домового довести до «белого каления», то тогда он превращается, как сейчас говорят, в Барабашку или Полтергейст. Потому что в ответ на заботу поучил неуважение. Также повести себя Домовой может, когда в доме скандалы, драки, пьянки. Так как это всё противоестественно, а Домовой существо естественное и привык жить в естественных условиях. Нельзя угощать Домового спиртным!!!
«Жизнь Человека считают Летами, а Домового Веками».
Если ты что-то не видишь вокруг себя, то это вовсе не значит, что этого не существует.Наше отношение к Домовому – это отношение к Окружающему Миру.«Желайте другим того, чего желаете себе».«Любите ближнего своего, если он того достоин».
Источник:По материалам Уроков Асгардского духовного училища Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов Инглингов. Лектор Патер Дий.
Легенда o Домовом:
Он помогает трудолюбивым хозяевам, неустанно заботится о них и хлопочет. Домовой замечает всякую мелочь, любит, чтобы все было в порядке и наготове; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится из-за них, — словом, домовой склонен к порядку, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам, душит людей во сне и мучает. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково — очень уж он большой охотник до ласкового слова.
Вот каков славянский домовой — несомненно добрый дух, заботливый хранитель домашнего очага, незримый помощник и веселый озорник.
ДОМОВОЙ — дух дома (полудух). Живет в доме, во дворе дома. Может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может он проявиться и в виде тени.
Домового старались всячески задобрить, оставляли для него еду. Считалось, что в том доме, где домовой полюбит хозяев и особенно хозяина, там он будет оберегать и весь дом, и самих домашних, будет кормить и холить домашнюю скотину, расчесывать лошадям хвосты и гривы. В этом случае он печется обо всем, в том числе и самому хозяину расчесывает бороду и заплетает ее в косы. Если предвидится какое-то несчастье, то он, чтобы предупредить хозяев, будет стонать басом в переднем углу в подполье.
«Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать».
Если же домовой не полюбит дом или хозяев, то разоряет все хозяйство под корень. Мучает скот и переводит его. Не дает покоя хозяевам, тревожит и беспокоит их по ночам, шумит и ломает все в доме, вопит дурными голосами, топает, бьет посуду.
Детушки матушке жаловались,
Спать ложиться закаивались:
Вольно тревожит нас дед-непосед,
Зла творит много и множество бед,
Ступней потопчет, столами ворочит,
Душит, навалится, щиплет, щекочет.
А. С. Грибоедов
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел.
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца ...
А. С. Пушкин
Чтобы домовой не заездил коня, надо было на шею коню привязать кнут и лапти: домовой подумает, что это сидит сам хозяин, и коня уже не тронет. Чтобы узнать, как исправить дело, надо на ночь сесть в угол клети и накрыться бороною, чтобы он не достал сидящего там. Когда он натешится над животным, тогда его можно спросить, что надо сделать, и он ответит.
Считалось, что 28 января по старому стилю домовому на ночь надо обязательно оставить гостиниц, иначе он из доброго превратится в лихого. Для предотвращения такой напасти в устье печки оставляли горшок с кашей, обложив его горячими углями: в полночь домовой выйдет из-под печки, поужинает и станет добром служить хозяевам.
Домового опасались 30 марта по старому стилю, или 12 апреля — по новому. Считалось, что в этот день он не узнает своих хозяев. Весь год живет смирно, о хозяйстве радеет, скотину взрежет и холит пуще самого хозяина и лешего даже приструнит. А тут вдруг взбесится, скотину распугает, солому развеет, сани по вору раскидает и даже собак перекусает. То и нечистая сила с ним за целый год расправляется за все то доброе, что он людям сделал то ли по весне вдруг жениться захотелось... А некоторые считают, что он в это время шкуру старую сбрасывает — вот и злится от боли. На этот день домового закармливали. Ему оставляли еду с приговорами:
«Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку веди».
«Дедушка-соседушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели и мягко».
При новоселье домового тоже приглашали новое жилище. Из протопленной печи нагребали горшок углей, накрывали его скатертью и открыв дверь, обращались к заднему углу с словами: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Или, раскланиваясь на все четыре угла, говорили: «Хозяинушка-господин . Пойдем в новый дом на богатый двор, на жить на бытье, на богачество». После чего несли накрытый горшок в новый дом, скатерть встряхивали по всем углам — выпускали домового, а угли высыпали в печь. Переехав в новый дом, первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом, зарывали в правом углу на чердаке со словами: «Кормильчик, кормильчик, приходи в новый дом, хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать».
В иных местах считалось, что при переезд в новый дом хозяин должен положить в подполье небольшой, но целый хлеб, соли и чашку молока. Ночью в одной рубашке, пятясь задом он должен прийти в старый дом и сказать «Кланяюсь тебе, хозяин-батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новые хоромы: там для тебя и местечко тепленькое и угощеньице маленькое сделано».
Чтобы домовой в новом доме был добр к хозяевам, еще в старом доме надо было замесить тесто из белой муки, вместе с кошкой или котом принести в новый дом и испечь из него булку. Ели ее на третий день за ужином. На стол полагалось поставить закусок побольше, всем налить вина, в том числе и рюмку для домового, и все должны были с нею чокаться. Булку разрезали на всех, оставляя горбушку для домового. Затем эту горбушку, поселив три раза, вместе с наполненной до краев рюмкой оставляли на печке, приговаривая при этом: «Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощенье прими и вина отпей из полной чаши». После этого следовало поклониться печке с трех сторон по три раза и поднести к ней кошку в подарок домовому, говоря: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
Ну, а уж если у кого поселялся лихой домовой, то вывести его мог только знахарь: ровно в полночь надо было зарезать петуха, выпустить его кровь на голик и этим голиком, да обязательно с заговорами, вымести все углы и в доме, и во дворе.
Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
От бесов он отличается тем, что не делает большого зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.
Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и пр.
По общему поверью, живет он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему правится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном же случае он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».
На Русском Севере записаны такие былички. «Ну, а я видела домового, не то, что видела... Это было перед смертью тетушки. Тетушка умерла тут, так мне весть подавало. И он даже привалился к боку, хозяин, такой лохматый. Он прямо на кровать пришел ко мне. Я его не видела глазами, а рукой пощупала. Я слышала — шорох был на кровати, а потом он даже вот так за бок захватил меня и за спину ко мне лег. А я одна была в доме-то. А потом я стала молитвы творить, и он исчез. А потом тетушка умерла.
Хозяин-домовой в каждом доме есть. Да не в каждом доме он покажется. А бывает, что и покажется — если весть подает. Вот, например, случится что-нибудь с детьми или внуками, родными — домовой обязательно вечером покажется. В окно поколотится или в двери поколотит. Дает весть, значит, он знает, что должно быть. И во многих домах это бывает. Мой муж умирал. Вот что произошло за несколько часов до его смерти. Я на кровати лежу, а муж встал с дивана и в проем двери смотрит. Спрашивает меня:
— А ты, Клаша, спишь? Я спала.
— А ты никого не видела в избе-то? А вот ты, Клашенька, не видела. Пришел мужчина такой, как я. Только стол обошел. И потом вышел и дверью хлопнул. Я ждал-ждал — а на улицу никто не вышел.
Муж умер на следующее утро. Это ему хозяин домовой показался».
«Построил один наш мужичок зимовье. Скот там пасти. Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового: „Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотинку мою жалуй!" На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил.
Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: „Хозяин, хозяин! А быки-то твои изгородь разбили, ушли вверх по оврагу!"
Выбежал: правда, дворы пусты. Он — на коня и вверх по оврагу. Уже в вершине их догнал, заворотил.
Потом снова как-то спит, слышит: „Хозяин, у тебя зимовье горит!" Проснулся: вот беда, огнем все занялось! Он говорит: „Дедушка-домовой, помогал бы мне тушить-то". И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело».
Считается, что домовой не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно.
В простом народе к домовому питают уважение, боятся его чем-либо оскорбить и даже остерегаются произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».
При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство находится под влиянием домового. Без особого приглашения домовой не может покинуть старого дома и мстит новому хозяину, изводя у него скотину, причиняя другие убытки в хозяйстве. Домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую его, в новом доме ждут несчастья, болезни, падеж скота и разрушение хозяйства. В одном из орловских сел рассказывали, что когда в селе сгорело несколько домов, то домовые, оставшись после пожара без крова, так стонали и плакали, что для каждого из них построили временные шалашики, положили возле них по ломтю посоленного хлеба и попросили: «Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего».
Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать, кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут с железным наконечником или ремень и, обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи, приговаривать властным и сильным голосом:
«Знай свое место, знай свое место.
Ты, домовой, должен дом стернь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай свое место, знай свое место».
Слова можно говорить любые, главное — чтоб они были произнесены хозяином дома.
Спастись от разгневанного домового, если он примется душить, можно бранью и крестным знамением, а вот молитвы он не боится. Если он мучает скотину, то хребты животных и углы хлева надо обязательно намазать дегтем, а еще помогает, если в хлев ввести медведя или козла, повесить убитую сороку либо зеркало. В качестве оберега от чужого домового в хлеву вешали вейки, сплетенные на Троицу.
Домовой – это добрый Дух, хранитель домашнего очага, т.е. смотрит за хозяйством, за порядком. В старые времена домовой воспринимался как один из Предков данного Рода, который в следующем Мире все свои дела сделал и решил помочь своим потомкам по дому, по хозяйству присмотреть. Поэтому изображали домового в виде старца, умудрённого опытом. Современные учёные называют домового – биоэнергетическое поле квартиры, т.е. домовой есть в каждом доме, везде где живут люди. Но в современном обществе не знают как себя вести с этой энергией, создают неблагоприятную обстановку, доводят домового до белого каления, и он превращается в барабашку, полтергейст, шумный Дух, а ведь только от человека зависит, какой образ примет эта энергия (домовой).
Куммир домового
Делали в основном скульптурные изображения домовых. Как правило, из глины (или как сейчас говорят из керамики), а также вырезали из дерева. Образы могли быть самые разные: очень часто в руках у домового изображали чашу для треб, или домовой сидит на сундуке с добром, как бы бережёт добро, либо другие образы, даже дед с бабкой (Хозяин с Хозяюшкой). Куммир домового делал глава Рода, обычно размером от двух вершков до аршина, т.е. от 9 до 71 см.
Если вы купили фигурку домового, то её надо активизировать, как бы вдохнуть в неё Душу, иначе это будет просто скульптура, изображение. Поэтому когда делали домового из камня или дерева, то вкладывали Душу.
Названия домового
Называли домовых по-разному:* Дедушко;* Хозяин (Хозяюшко) — потому что хранитель домашнего очага;* Соседушко — потому что жил по соседству с людьми в одном доме;* Шишок – означает, что домовой небольшого роста;* Лизун – считалось, что домовой молоко не пьёт, а лижет сливки с поверхности. Или когда ребёнок плачет, домовой чтобы его успокоить подойдёт и слёзы слижет;* Кузьмич (Егор Кузьмич) — до наших дней сохранилось выражение «подкузьмил», т.е. подшутил, потому что домовой любит баловаться, пошалить, про таких говорят: «что старый, что малый любит поиграть»;* Нафаня – от слова Навь, т.е. Мир, который граничит с Явью. Эти образы легли как прототипы к мультфильму «Домовёнок Кузя». Т.е. Кузя, Кузенька — ещё маленький, он ещё не Кузьмич, а его наставник более старый домовой – Нафаня.* Егорыч, Доброхот и другие названия.
Домовой очень не любит когда его называют чёртом (чёрт — это кто за чертой восприятия). Считалось, что за чертой всё плохое и негативное.
Отношение к домовому
Христианские попы очень не любят домовых, у них даже мания – ходить крестить квартиры, очищать их от нечести, от домовых. И попы людей запугивают, говорят что домовые – это бесы, от них надо избавляться, не пользоваться их помощью и пр.
Славяне всегда жили с домовыми дружно, заботились друг о друге, т.е. был так называемый симбиоз — взаимопомощь, взаимоподдержка.
Домовой любит порядок, поэтому человек в доме должен всегда наводить порядок, всё должно быть на своём месте. Особенно недопустимым считалось оставлять на столе ножи.
Домовой не любит ругань, мат, скандалы и особенно терпеть не может пьянки. Потому что весь этот негатив — всё это противоестественно, а домовой, это существо естественное. Т.е. зачем ругаться – это неестественно, ведь можно найти точки соприкосновения, решить любую проблему.
Хозяйский угол
Хозяйский угол – это угол домового, он всегда с правой стороны от входа. Здесь устанавливали небольшой приступочек, около 25 см высотой, чтобы домовому было удобнее трапезничать. На приступочке стоял Куммир домового и требница (чаша), в которую ему приносили требы. Т.е. в домах у славян был слева Красный угол (красивый) – в нём стояли Куммиры Рода, а справа Хозяйский угол – здесь стоял Куммир Домового. Любой гость делал два поклона: один в Красный угол, второй в Хозяйский угол, выражая уважение. Если человек просился на постой, т.е. переночевать, и ещё потрапезничал, то кроме поклона приносил домовому требы, чтобы уважить Хозяина (не мужчину главу Рода, а именно домового).
У христиан в Красном углу висели иконы, а правый угол они называли «чёрный угол», ставили там веник, как бы против домового, причём веник ставили рукояткой вверх, хотя славяне всегда ставили веник у порога и рукояткой вниз. Во-первых, чтобы домовому (он маленького роста) удобнее было брать веник и нечисть вымести, а во-вторых, чтобы достаток в доме был.
Руская печь (домовой под печкой)
Считается, что домовой живёт под печкой, но если речь идёт о современной печи, то это неверное выражение. Руская печь отличалась от современной топки с чугунной плитой.
В руской печи большая камера для огня, дрова в ней зажигались вкруг, а посередине на пустое место помещали чугунок, т.е. как бы в круг огня. Поэтому вода нагревалась не снизу (так только выкипает), а со всех сторон сразу, и продукты не варились, а томились. Сверху печи расположена труба и лежанка. По бокам печурки — ниши, куда ставили посуду высыхать. Внизу подпечье — довольно большая полость, куда укладывали дрова для следующей топки, или какие-то предметы, и кошки там могли спать.* В руской печи мылись, а не только готовили пищу. Т.е. протапливали, угли убирали, залезали в печь, ставили ушат и парились, мылись.
Любимое место домового было под печкой, т.е. в подпечьи, которое закрывали шторками, чтобы не беспокоить домового пока люди хозяйничают. К печи домового привлекал аромат томящейся пищи. Но также домовой мог поселиться под кроватью своего любимчика, поэтому покрывало было до самого пола, чтобы домовой чувствовал себя спокойно и никто туда не заглянул ненароком. В современных квартирах домовой любит быть на кухне за холодильником, за плитой, или в платяном шкафу.
Питание (как подружиться с домовым)
Домовой питается энергией. Хотя для чашки домового часто делали и свою резную ложку, но это лишь символика, домовой – это Дух, а не человек, он забирает из продуктов только энергию. Выполняя работу по дому, он тратит энергию, а потом из пищи восстанавливает её. Самой высокоэнергетической пищей считалось молоко, сметана, сливки, поэтому их всегда ставили домовому. Если добавляли блины, оладьи или другую пищу, то ставили ещё одну чашку, чтобы не бросать еду в одну кучу. Прикармливать домового можно любой пищей, которую вы едите сами: каша, салат, молоко, колбаса, печенье, конфеты и пр. Нельзя ставить спиртное (!) ни в Красный угол, ни в Хозяйский, наши Предки не пили.* Раньше у каждого была своя чашка, ложка, кружка – это норма гигиены, ведь зубная щётка у каждого своя, также и ложка у каждого была своя. И даже если еда сделана в общем чугунке, ел каждый своей ложкой.
Чтобы подружиться с домовым — надо с ним потрапезничать. Когда садитесь потрапезничать (поужинать), возьмите из Хозяйского угла чашу домового, поставьте рядом со своей, и из своей чаши своей ложкой отложите домовому кашу или салатик, т.е. поделитесь пищей с домовым. Затем представьте образ домового (поставьте перед собой Куммир домового и сосредоточьтесь на нём, или просто закройте глаза и представьте доброе лицо домового) и скажите фразу: «Домовой, домовой, сядь поужинай со мной» (или «Домовой, домовой, вечерять садись со мной», «Домовой, домовой, потрапезничай со мной»). Потом надо прочитать обращение Пращур-Род, которое читается перед трапезой. Т.е. вы пригласили домового, прочли Пращур-Род и вместе потрапезничали. Потом берёте блюдечко домового и с поклоном ставите в Хозяйский угол перед Куммиром домового. Он и с вами поел, и там захочет потом ещё покушает. Прикормка должна находиться в блюдечке не менее 12 часов или сутки. Допустим, вечером поужинали, и следующим вечером можно дать домовому что-то свеженькое.
Если в современных квартирах площадь или планировка не позволяют сделать Хозяйский угол, блюдечко ставят за холодильник, газовую плиту, шкаф или под кровать, т.е. подальше, чтобы не залезть туда ногой (вам же неприятно будет, если кто-то в вашу чашку ногой залезет). Также надо учитывать, что домовые обычно маленького роста, поэтому не ставить чашу высоко на полочки или холодильник и т.п. Кошка никогда ничего не возьмёт из требницы домового.
Как забрать домового при переезде
Когда вы переезжаете на новое место жительства, домового надо взять с собой. Раньше для этого брали одиночный лапоток или из дерева вырезали маленькие сани (можно взять одиночный тапочек), ставили этот лапоток в подпечье (либо за холодильник, шкаф, диван – где домовой обитает), закрывали глаза, представляли доброе приятное лицо домового и говорили фразу: «Домовой, домовой, садись в сани и поезжай с нами». Делается это в последнюю очередь, когда уже всё хозяйство собрали, все вещи из квартиры вынесли.
В новом доме ставят лапоток в новое для домового место: под печь, диван, шкаф… и говорят: «Домовой, домовой, мы приехали домой». Рядом с лапотком ставят блюдечко со сливками или сметаной, если молоко, то в него ещё добавляли маслице, чтобы пожирнее было, посытнее. Но прежде чем внести домового в новое жильё, пускали чёрную кошку, она очень хорошо чувствует положительная или отрицательная обстановка. И когда кошка прошлась по всем комнатам, освоилась, тогда уже заносили сани с домовым.
Как подружить домовых. Незнающие люди, при переезде забывают домового, поэтому бывают случаи, когда в доме два домовых (старый остался и с вами новый домовой приехал), и между ними бывают даже ссоры, которые могут отразиться и на людях. Тогда проводят специальный обряд, чтобы подружить домовых. Когда вы садитесь потрапезничать, на стол ставятся ещё две чашки (своего домового и для домового старых хозяев), вы из своей чашки накладываете еду в тарелки домовых и произносите: «Домовой, домовой, потрапезничай со мной, и новый Хозяин, и старый Хозяин». Т.е. вы их как бы побратали. Есть такое выражение: «Они из одного котелка кашу ели», а одной ложкой могли есть только родные братья, т.е. у каждого была своя ложка, но могли поесть и одной по кругу из одного котелка. После этого и старый домовой будет к вам благосклонен, расскажет вашему домовому о порядках в доме, о соседях, и они потом вдвоём такой порядок наведут, не нарадуетесь.
Создание домового
В старые времена, когда готовились к свадьбе – Любомир, т.е. породнение двух Родов, молодым строили свои хоромы (дом), заранее размечали, где будет дом, постройки, и где будет Хозяйский угол, т.е. ещё до начала строительства. Становились в будущий Хозяйский угол и говорили: «Домовой, домовой, помози в деяниях наша, будут тебе щи, да каша», т.е. обращались к будущему домовому, как бы создавали домового. Знаете как рыбаки, чтобы клёв был, они прикармливают в одном месте рыбу. Потом рядом рыбаки могут сидеть и ничего не поймают, а кто прикормил, он в этой лунке одну рыбу за другой будет таскать. Так и здесь, домового прикармливают к данному дому, хотя дома ещё нет, но домовой видит строительство и уже начинает обживать пространство своего будущего хозяйства. А люди не обманывают домового, до вечера строят, потом в будущий Хозяйский угол ставят щи, да кашу. Так каждый день — люди на ужин, и домового не забыть покормить, ведь он уже при строительстве помогает, чтобы дело спорилось, а то строительство может пойдёт криво, бревно не так распилится, ещё что-нибудь случится, да и жить потом в этом доме сам не захочешь.
Обращение к домовому
Система обращения к домовому – это обряды и ритуалы, т.е. нет какого-то одного постоянного, они разные. Сам ритуал обращения схож с молитвой перед иконой, т.е. человек сосредотачивается на иконе, творит молитвы, просит о чём-то, зажигает свечку, кланяется. Обращение к домовому примерно похоже, потому что христиане перенимали ритуалы у славян. Основное что надо сделать – стать ликом своим в Хозяйский угол, воззреть на Куммира домового или представить образ (всегда только один и тот же образ, чтобы не плодить их), сосредоточиться на нём, сотворить обращение, поставить прикормку и совершить поклон.
При каждом обращении к домовому, его обязательно надо прикормить, иначе домовой компенсирует затраченную энергию, взяв её с человека, который к нему обращается, жизненную энергию. Поэтому на Руси и говорили: «Попросил домового — то сам и сотвори ему нормальную обстановку».Поиграть с ребёнком.Дети стараются перенять всё, что делают взрослые: папа колет дрова и дети тянуться колоть дрова; мама стряпает или стирает и детям надо стряпать и стирать, т.е. ребёнок перенимает трудовой опыт. Но когда надо что-то сделать, а отвлекаться на ребёнка времени нет, родители просили домового поиграть с ребёнком. Для этого надо встать лицом в Хозяйский угол, закрыть глаза, представить образ домового и произнести: «Домовой, домовой, поиграй с моим дитём». После этого можно заниматься своим делом, а домовой займётся ребёнком. Ребёнок начнёт играть с фантиком, бантиком, газетой, с чем угодно и будет так сидеть, пока вы его по имени не окликните. Имя ребёнка – это ключ к ребёнку. Если вы ребёнка по имени окликнули, домовой видит, что вы освободились и в его помощи больше не нуждаетесь. Но вы тут же должны прикормить домового.Безсонница.Когда ребёнок не может уснуть, плачет, встаньте лицом в Хозяйский угол, закройте глаза, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, успокой моё дитя» (не усыпи, а успокой – домовой ведь не Морфей). Сразу же положите прикормку. Как правило, это помогает детям до 5-7 лет; потом включается советская система образования, которая забивает, разрывает все чувственные каналы у детей по отношению к домовому.
Если безсонница у вас, не можете уснуть, ворочаетесь, положите в блюдечко домового прикормку, ложитесь в постель, закрываете глаза, представляете образ домового и произносите фразу: «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», и через пару минут уснёте. В данном случае в Хозяйский угол становиться не надо, потому что впечатлительные люди могут там же упасть на пол и уснуть. Если наоборот, вас клонит в сон, а спать не нужно по какой-то причине, то надо встать лицом в Хозяйский угол, представить образ домового и произнести туже фразу: «Тук-ту, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», сон улетучится на 12 часов. Данная фраза меняет биологическое состояние человека со сна на бодрствование и, наоборот, с бодрствования на сон.Помощь в делах.Когда человек находится за пределами дома, он обращается к Богам – к Ладе, к Пращуру Рода, либо к Даждьбогу («Даждьбог в помощь»). А когда делает что-то по дому, то обращается к домовому. Бывает, не спорится дело, всё из рук валится, тогда чтобы дело пошло, встаньте лицом в Хозяйский угол, представьте образ домового и скажите: «Домовой, домовой, помоги в делах моих» (иди «помози в делах моих»). Потом не забудьте прикормку положить, и поклон обязателен при каждом обращении.Найти пропажу.Всем знакомая христианская фраза: «Чёрт, чёрт, поиграл и отдай» — никогда её не произносите, домовой не любит когда его называют чёртом. Чтобы потерянная вещь нашлась надо встать спиной в Хозяйский угол, зарыть глаза, представить добрый образ домового и сказать: «Домовой, домовой, поиграл и отдай». Ищите 3 минуты, если не находите – положите прикормку в блюдечко, и уже меняете интонацию: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Если через 3 минуты не нашли – ещё прикормку положите, и уже жёстко: «Домовой, домовой, ну поиграл и отдай!». Должны найти. Если не нашли через 3 минуты, значит этой вещи в доме нет. Т.е. обращаемся три раза: первый раз спокойно, второй – требовательно, третий – властно, грозно. Домовой бывает как ребёнок, любит поиграть, пошалить.Присмотреть за домом.Раньше когда ненадолго отлучались из дома, чтобы всё было в порядке, обращались к домовому: «Эй, Дедушко, ты не засни, в ночь порядок наведи, присмотри чтоб дети спали, чтобы мыши не пищали, будь хозяином во всём, сохрани (содержи) в порядке дом». И тут же не забыть прикормить домового.
Когда уезжали надолго (в другую деревню на свадьбу, именины и т.д.), просили домового присмотреть не только за домом, но и за двором: «Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, и всё как следует храни».
Рубрика: Юджизм
derzhavarus.ru
Домовой. Мы — славяне!
Почему «нельзя» здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная «граница» избы – был для древнего человека нешуточной границей между мирами: «своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Пересечение её таило серьёзные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьёзно. Существовали отдельные Боги, ведавшие границами. Ромул, легендарный основатель Рима, убил своего брата-близнеца за то, что тот… перепрыгнул через ров, отмечавший границу будущего города, – это была достаточная причина для казни. Соседи и современники древних славян, скандинавские викинги, хоронили преступников в полосе прилива – в местах, не принадлежавших ни морю, ни суше… О границах во времени мы поговорим позже, но, вероятно, все слышали про особенные свойства полуночи, про то, что понедельник – день тяжёлый, и ещё: чем занимаешься в первый день года, тем будешь заниматься весь год.
А кроме того, подобное обращение с границей домашнего мира навряд ли понравилось бы Домовому.
Кто такой Домовой и как он заводится в доме?
Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов. Об этом подробно рассказано в разных главах раздела «Жилище». Там говорится и о жертвоприношениях, которые иногда совершались в начале строительства. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домовых бывали и жёны, и ребятишки: стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путём».
Домовые. Деревянные фигурки домашних Божеств и навершия деревянных жезлов. XI–XIII века
Впрочем, в некоторых случаях – например, если заново строились после пожара – на новое место брали с собой прежнего Домового. Не оставлять же его на развалинах, чтобы он плакал там ночами, пугая прохожих. Домового с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы.
Домовой устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал ещё и чердак). Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке-суседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: «Вставай, хозяин, пожар!..» – и точно, тлеют рассыпанные угли, вот-вот полыхнёт…
И прежде чем войти в заброшенный дом или в лесную избу-зимовье, выстроенную нарочно для прохожих гостей, надо хотя бы мысленно попросить разрешения у её Домового: «Хозяин, хозяин, пусти переночевать!»
И тогда Домовой, обрадованный вниманием, защитит гостя от любой нечисти, промышляющей в ночи. Если же не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, сварливый маленький «хозяин» будет строить всякие пакости, покуда не повинишься, не помиришься с ним. Впрочем, он и сам иногда, расшалившись, переходит границы дозволенного. Скажем, принимается мучить какое-нибудь животное. В этом случае его можно усовестить – «оговорить»: «Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?»
Говорят, помогает. Кстати, точно так же порой реагирует на увещевания и современный «барабашка», или, по-немецки, «шумный дух» – «полтергейст». А что, если это заблудившийся, обиженный кем-нибудь Домовой?..
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Домовой - Существа - Славянская мифология
Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей, однако если зверь не понравится домовому, то он может забить его до смерти.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.
Домовой редко показывается человеку на глаза, хотя дети и животные могут его видеть, часто он даже играет с ними, зато духа можно довольно часто слышать, обычно это необычный стук или непонятное ворчанье, иногда домовой воет — это предвещает беду в доме. При переезде принято звать домового с собой, для этого ставят корзину, в которую кладут хлеб с солью или чашку каши и говорят: «Дедушка домовой, выходи. Идем с нами жить!», а на новом месте вновь ставят корзину в центре комнаты и говорят: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!».
Способности
Домовой обладает огромной силой, как физической, так и магической, поэтому он способен противостоять практически любой нечестии, которая попытается проникнуть в дом. Однако сила домового напрямую зависит от того, как относится к нему семья, живущая в доме, и насколько дружные взаимоотношения у членов семьи между собой.
Еще домовой способен предсказывать будущее хозяевам дома: обычно он подходит к спящему человеку и наваливается ему на грудь так, что тот не может ни вздохнуть, ни пошевелиться, и если в этот момент спросить домового «К худу, или к добру», то он ответит. Иногда дух посылает более точные предсказания в качестве снов, в основном самому старшему члену семьи, хотя и не всегда.
Обладает домовой и способностью превращаться в различных животных.
Враги
Врагами домового являются навьи, которые, как и он, предпочитают селиться в людских домах, однако навьи гораздо слабее домовых и потому победить не могут, но если домовой ослаблен, то навья может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться от домового. Так же иногда случаются стычки у домового с разбушевавшимися банниками, водяными или лешими, которые пытаются проникнуть в дом.
Как бороться?
Убить домашнего духа невозможно, но можно отпугнуть железом. Домовой не нападает на людей и потому бороться с ним не нужно, однако если домовой рассердился, то его необходимо задобрить, преподнеся духу в подарок кашу, хлеб с солью, куриный пирог или нюхательный табак, и вежливо попросив прощения. Если же домовой начинает проказничать без причины, прибегают к более жестким методам усмирения: хозяин дома должен взять в руки железный прут или любой другой достаточно длинный железный предмет и, постукивая им по стенам, мебели, полу, суровым голосом говорить:
«Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место».
bestiaria.ru
Домовой у славян
Признанными ведунами и лучшими из всей нечисти предсказателями являются домовые – духи жилья. В старину они обитали во всех деревенских избах у славян. Ныне, когда процент сельских жителей невелик, домовым пришлось переселиться в городские дома и квартиры.
Домовой («дедушка», «хозяин», «лизун», «суседко») – хранитель дома. Он следит за порядком в избе, хозяйством и домашними животными. От того, как относится этот дух к хозяину подворья, зависело благополучие семьи и здоровье скотины.Если домовой благожелателен к семейству, оно процветало, если же его отношение было враждебным, на членов семьи сыпались неприятности.Люди с древних времен приносили домовому жертвы, обычно в виде еды.Излюбленным местом обитания домового была русская печь. Многие хозяйки бросали мусор за печку, чтобы «домовой не перевелся». Дух дома мог жить и в других местах, например, у порога, в подполе, чулане, на чердаке или в стене. А вот в баню (или в ванную комнату) он никогда не заходил, так как это были законные владения банника. Выбрав себе уютное местечко в доме, суседко обычно оставался там навсегда.Так же как банник и овинник, домовой старается не показываться людям. О себе он напоминает необычными звуками. По ночам дух ходит по дому. Он гремит посудой, скрипит дверцами шкафов, что-то бормочет, шепчет и громко вздыхает. Но иногда он может и показаться человеку в облике сердитого маленького кривоногого старичка, заросшего седыми волосами, или лохматого существа, похожего на черного медведя. Он также может обернуться кошкой, собакой, коровой или оповестить о себе, появившись в виде тени на стене.У славян считается, что домового могут видеть домашние животные и маленькие дети, которых он оберегает от неприятностей.Согласно старинным поверьям, домовой не может жить без людей, и если хозяева, переезжая, не забрали его с собой, он будет выть в опустевшей избе, как брошенная собака.Домовой не вредит, а помогает тем семьям, в которых царят мир и согласие. Дух дома любит чистоту и порядок и не терпит нерях, лентяев и транжир.Во время больших православных праздников (например, на Рождество, Пасху, в Чистый четверг) было принято по окончании праздничного ужина оставлять угощение на столе, чтобы им мог полакомиться домовой. А на Ефима Сирина (28 января/10 февраля) отмечали именины домового. В этот день после ужина крестьяне оставляли на загнетке печи кашу в горшке, который обкладывали углями. Предлагая домовому пищу, приговаривали: «Хозяин наш, батюшка, угощенье прими, скотинку нашу береги». После такого угощения домовой становился добрым и смирным. Считалось, что если этого не сделать, дух дома станет вредить хозяевам, они начнут болеть, а все дела перестанут ладиться. Вечером на Ефима Сирина в каждой семье рассказывали захватывающие истории о проделках домового и о встречах с ним людей.В Федорин день (9 июня), когда нельзя было выносить сор из избы, домовой укладывался спать на венике. В этот день на Руси не мели полы, чтобы не вынести из дома сор вместе с домовым и не лишиться благополучия.А на Иоанна Лествичника (12 апреля) домовой всю ночь до первых петухов мог безобразничать в избе, мешая спать хозяевам.Домовой не переносит табачного дыма и может покинуть жилище заядлых курильщиков. Не любит он, когда в доме свистят. Если к хозяевам пришли в гости злые люди, он всеми способами будет гнать их прочь. Им будет казаться, что что-то давит, мешает дышать, у них из рук станет падать посуда. Согласно древнему поверью, на ночь нельзя оставлять на столе ножи, вилки, ножницы, иголки и другие колюще-режущие предметы, иначе ими воспользуются черти, и домовой не сможет уберечь хозяев дома от беды.Если домовой рассердился на хозяев, можно задобрить его угощеньем (налить в блюдце молока и накрошить печенья) и другими подарками, например лоскутком красивой ткани, восковой свечкой, медной или серебряной монеткой. Эти предметы нужно положить рядом с блюдцем. Дух дома также любит, чтобы солонка всегда была наполнена солью.Домовой не хуже ясновидящего предупреждает людей о грядущих событиях. Если в доме, например, взрываются лампочки, по ночам слышатся шаги или же во время сна человеку на грудь что-то давит, мешая дышать, значит, это дух дома подает знак и нужно мысленно спросить у него: «К добру или недоброму?». Вскоре последует ответ или произойдет важное событие.В старину славяне, что нельзя вслух заговаривать с домовым – можно остаться заикой или даже онеметь. Лучше просто прислушиваться к сигналам, которые подает дух дома, и предпринимать нужные действия. Например, если ночью в доме гремит посуда, следует остерегаться пожара. Если домовой облил водой, стоит обратить пристальное внимание на свое здоровье, иначе не избежать болезни. По ночам скрипят дверцы шкафов? Возможно, хозяева просто давно не наводили в них порядок. Плохо, когда в доме по ночам раздаются стоны и вздохи домового, беспричинно хлопают двери – считается, что это предвещает смерть.Домовой не только предсказывает будущее, но и помогает находить потерянные предметы. Если хозяева не могут найти какую-то вещь в своем доме, им нужно мысленно произнести: «Хозяин-батюшка, помоги найти, где лежит колечко (часы, документы и т. д.)». А еще дух дома будит людей утром, если они забывают завести с вечера будильник.На Святки можно задать домовому любой вопрос, и он обязательно на него ответит. Дух дома – непременный участник святочного гадания на воске.