История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Символы России — История появления. Символы древней руси презентация


Иконы и символика Древней Руси

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

Мозаики и фрески Киевской Софии

Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия.

Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти. Спас Вседержитель Иоанн Златоуст В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти.

Спас Вседержитель

Иоанн Златоуст

В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу. Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих. Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

Богоматерь Оранта (Молящаяся)

(XI в. Собор Святой Софии. Киев)

Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу.

Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих.

Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека

В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества Немногое из произведений изобразительного искусства Владимиро – Суздальской Руси сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества

Немногое из произведений изобразительного искусства

Владимиро – Суздальской Руси

сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва) В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне. Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение. В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти. Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве художника – иконописца.

Икона «Дмитрий Солунский»

(Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне.

Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение.

В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти.

Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве

художника – иконописца.

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери.

На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

Белый

Белый

Чёрный

Чёрный

Жёлтый (Золотой)

Жёлтый (Золотой)

Зелёный

Зелёный

Синий

Синий

Список используемых ресурсов

Список используемых ресурсов

  • Э.В. Гмызина «Цвет в культуре Древней Руси» - монография;
  • http://mirznanii.com/a/130242/kultura-drevney-rusi ;
  • http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=905 .

kopilkaurokov.ru

Презентация - Символы России - История появления

Слайд №2
МОУ СОШ с.Ольшанец Задонский муниципальный район Липецкая область

Работу выполнили учащиеся 4 класса Учитель: Татаринцева О.Д.

Слайд №3
На земле много разных стран, многогосударств. И у каждого государстваобязательно есть флаг, герб и гимн. Деловые люди, представляясь,вручают друг другу визитные карточки,на которых написаны их имя, фамилия,место работы и должность. А для странытакой визитной карточкой служит флаг,герб и гимн. Флаг, герб и гимнназываются символами государства.
Слайд №4
Г Е Р Б
Слайд №5
Каждое государство имеет свой герб. Гербынайдены на монетах, медалях и печатях госу-дарств, существовавших более 4000 лет назад.Слово «герб» происходит от немецкого«эрбе» – наследство. Фигуры и предметы,изображённые на гербе, в условной формевыражают исторические традиции государства.Известны сотни и сотни государственныхгербов. Что только там не изображено! Грозныельвы, рычащие леопарды, пантеры, змеи,хищные орлы, мечи и секиры, топоры и копья,ружья и пушки…
Слайд №6
Гербы древних городов Липецкой обл.Липецк Лебедянь УсманьЕлец Задонск Раненбург(Чаплыгин) Данков
Слайд №7

Герб г. ЗадонскаГерб г. ЛипецкаГерб Липецкойобласти

Слайд №8
Двуглавый орёл появился в русской государственной символике во временаИвана III. Считается, что он пришёл к нам из древней Византийской империи, вместе с Софьей Палеолог, женой Ивана III.Тогда над обеими головами орла были зубчатые короны, крылья его опущены вниз, клювы закрыты.Двуглавый орёл почитался в Европе как знак полной государственной независимости.
Слайд №9
Великий князь московский Иван III

Гербовый орёл ипечать Ивана III

Слайд №10
Впервые двуглавый орёл был установлен на башнях Московского Кремля ещё в 1480-х годах, после освобож- дения Русской Земли от владычества Золотой Орды. Затем орёл венчал Спасскую башню Кремля более четырёх с половиной столетий.На многие столетия двуглавый орёл стал символом русского государства.
Слайд №11
Большая государственная печать Ивана IV
Слайд №12
Гербы при Михаиле Фёдоровиче Романове
Слайд №13
Герб при Петре I
Слайд №14
Герб при Павле I
Слайд №15
Российские гербы при Александре I
Слайд №16
Герб при Николае I
Слайд №17
Герб при Николае II
Слайд №18
Герб Р С Ф С Р
Слайд №19
Герб С С С Р
Слайд №20
Государственный герб Российской Федерации
Слайд №21
«Двуглавый Орёл – символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народам своих исторических корней и национальной истории. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев и белорусов.
Слайд №22
Скипетр и держава в когтях Орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищённая щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу земель русских»Н.Лысенко «Русская государственная символика»
Слайд №23
Флаги разные нужны,Флаги разные важны.Гордо реет над странойФлаг страны моей родной.Ф Л А Г
Слайд №24
Слайд №25
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слава для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Оно сохраняется и в наше время.Флаги, как и гербы, имеют военное происхождение. У каждого рыцаря, графа, короля был свой флаг. На полотнищах изображались личные гербы. Флаги были разных цветов и оттенков.
Слайд №26

Эфиопия Колумбия Панама

Багамы Сенегал Сомали

Слайд №27
Стяги и флаги Древней Руси
Слайд №28
Полосатый трёхцветный флаг впервыепоявился в России при Петре I. В те временаэто был флаг армии и флота. До Петра I уРоссии не было морских владений и не былокораблей. Пётр в тяжёлых войнах отвоевал выход кморю и приказал построить корабли. И стали кораблипетровского флота ходить под бело-сине-краснымфлагом.Красная полоса обозначает человеческий мир.Синяя – мир небесный.Белая – мир божественный.Именно так когда-то представляли себеустройство мира древние русичи. Все эти цветаприсутствуют на нашем государственном флаге.
Слайд №29
Со времени установления Советской власти государственным флагом был флаг красного цвета с изображением серпа и молота.По решению Государственной думы и Президента Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом.Знаменем Вооружённых сил России осталось красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия дошла до Берлина.
Слайд №30
Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси.Всё, что считалось красивым,называли красным.Всё, что было чистым,справедливым, называлось белым.Синий цвет – это не только цветнеба, но и цвет воды (рек, озёр, морей).
Слайд №31
Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Слайд №32
1. Россия – священная наша держава,Россия – любимая наша страна.Могучая воля, великая слава –Твоё достоянье на все времена!Припев. Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься страна! Мы гордимся тобой!2. От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая –Хранимая богом родная земля!Припев.3. Широкий простор для мечты и для жизниГрядущее нам открывают года.Нам силу даёт наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!Припев.

Г И М Н

Слайд №33
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос»восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные,военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. ВДревней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов.Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер.Самый старый гимн – гимн Великобритании «Боже, храникороля!». Гимны с такими словами в конце XVIII – начале XIX векапоявились во многих странах Европы. В том числе и в России.Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Громпобеды, раздавайся!». Впервые он был исполнен в домеГ.А.Потёмкина в честь взятия Измаила (1791г.)При Николае I появился официальный гимн РоссийскойИмперии «Боже, царя храни»:Сильный державный,Царствуй на славу,На славу нам!Царствуй на страх врагам,Царь православный!Боже, царя храни…
Слайд №34
С гимном «Боже, царя храни» Российская Империя жилавплоть до революции 1917 года.После Великой Октябрьской социалистической революцииВ России государственным гимном стал «Интернационал»,международный пролетарский гимн.«Интернационал» был государственным гимном страныдо 1944 года. 1 января 1944 года прозвучал новый гимн России(Советского Союза). Он был создан на основе песни А.В.Алек-сандрова «Гимн партии большевиков».Десять лет (с 1991 и до 2001 года) в качестве гимна в Россииисполнялась музыка из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя»1 января 2001 года Государственным гимном снова сталопроизведение с модифицированным, современным текстомС.В.Михалкова. Текст гимна утверждён Государственной Думойи Президентом.Государственный гимн исполняется при подъёмеГосударственного флага России, вручении наград, наофициальных встречах и проводах представителей другихгосударств. Во время собраний и митингов гимн слушают стоя.
Слайд №35
МОЯ РОДИНА — РОССИЯ
Слайд №36
Нет в мире подобных России раздольной,Цветов наших ярче и крепче пород,Бессмертен народ наш, великий и вольныйНаш русский, наш вечный, наш гордый народОн вынес нашествия полчищ Батыя,Разбил до единого звенья оков,Он создал Россию, он поднял РоссиюДо звёзд до высоких, на гребни веков!А.Прокофьев
Слайд №37
Литература.Т.С.Голубева «Государственная символика России», журнал «Начальная школа» №7 2001 г.Детская энциклопедия, Москва, 1990 г.Р.А. Жукова «Правовое воспитание», Волгоград, 2007 г.Ю.А.Алексев, М.Н.Зуев, В.Е.Ковалёв «Моя Родина — Россия», Москва, 2002г.

volna.org

Презентация - История Древней Руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

СОЗДАТЕЛИИстория Древней РусиЧасть 5СЛАВЯНСКОЙПИСЬМЕННОСТИ

Слайд 2

С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова.Родные буквы и слова

Слайд 3

Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как каждый предмет, каждое событие получили свои наименования?

Слайд 4

На других языках эти слова звучат по-иному, иногда созвучно русским словам, и мы можем догадаться, о чем идет речь, а иногда звучат совсем неузнаваемо.Вязь простая и узорная

Слайд 5

Как возник у каждого народа его родной язык? Узнать это очень трудно. Существуют только различные догадки и предположения. Несколько легче ответить на другой вопрос: как и когда возникла у того или другого народа своя письменность?Берестяная грамота, повествующая о судебном разбирательстве

Слайд 6

Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке.

Слайд 7

Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности, и их жизнеописания.

Слайд 8

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия: «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» другие.Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия

Слайд 9

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники.

Слайд 10

Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.

Слайд 11

Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Слайд 12

Будущие славянские просветители получили прекрасное образование и воспитание. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова.

Слайд 13

Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке.

Слайд 14

Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами».

Слайд 15

Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры и защитника православия, его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах с иноверными. Поездки эти были весьма успешными для Константина.Константин – защитник православияСвятые Кирилл и Мефодий, проповедующие славянам христианство. Рис.Ф. Бронникова

Слайд 16

Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.Остатки древних зданий города Херсонеса в Крыму

Слайд 17

Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил свое мирское имя Константин на имя Кирилл.

Слайд 18

Могила Святого Кирилла в церкви Святого Климента в Риме После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви Святого Климента. Сразу же после кончины была написана его икона.

Слайд 19

Завещание Кирилла МефодиюПеред смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Слайд 20

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа.Равноапостольный Мефодий. М.Нестеров

Слайд 21

В апреле 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников — архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.Равноапостольные Кирилл и Мефодий и их ученики Климент, Наум, Сава, Горазд и Ангеларий .

Слайд 22

«Повесть временных лет» о начале славянской письменностиИз  «Повести временных лет» — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

Слайд 23

«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».Ростислав князь МоравскийМихаил III на миниатюре из византийской рукописи

Слайд 24

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».Кирилл и Мефодий. Ян Матейко

Слайд 25

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке». Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.Первые книги на славянском языкеСвятые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Слайд 26

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на Кресте Господнем написал только на этих языках».

Слайд 27

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим.Святые Кирилл и Мефодий в Риме

Слайд 28

Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы!». То есть пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.Прием Кирилла и Мефодия папой Адрианом II, фреска

Слайд 29

«Житие Константина-Кирилла Философа» о начале славянской письменностиИз «Повести временных лет» мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В «Житии Константина-Кирилла Философа» тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке. Равноапостольный Кирилл. М.Нестеров

Слайд 30

В Житии излагается  разговор  между византийским царем Михаилом и Константином. «Философ, — обращается к Константину царь, — знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».Равноапостольный Кирилл. М.Нестеров

Слайд 31

Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка... Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде».святой Кирилл, фреска церкви Апостола Петра,13 век, Болгария

Слайд 32

Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим». Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слайд 33

«И перевели все книги в шесть месяцев…»В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и Откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии.

Слайд 34

В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов.Монах. Толстикова Валерия, 13 лет.

Слайд 35

Кроме Священного Писания Константин, а потом и Мефодий, переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или даже пения.Авдеева Настя, 13 лет. с. Радищево

Слайд 36

Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, — это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. Глямшина Светлана, 12 лет. Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Первомайск

Слайд 37

А «Повесть временных лет» свидетельствует: «Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября...».Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 38

Образцы кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.) Какую азбуку создал Константин?В IX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая кириллицы. Они очень отличаются друг от друга, это вы можете сами видеть на рисунке. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму.

Слайд 39

Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.

Слайд 40

Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.

Слайд 41

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами.Кириллическое письмо, или кириллицаСтраница, написанная уставом. Остромирово Евангелие

Слайд 42

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси.Крещение болгар. Миниатюра из болгарской рукописи. XIV век

Слайд 43

О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками.Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византийским императором Львом VI, и его братом Александром. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 44

В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, об Иване — переписчике и переводчике.Присяга греков и русичей

Слайд 45

После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги.

Слайд 46

В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.«Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 47

Древнейшая из дошедших до нас древнерусских книг, написанных кириллицей, — Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке.

Слайд 48

«Гражданский» алфавитКириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

Слайд 49

В 1918 году была проведена последняя реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Слайд 50

Почитание Кирилла и МефодияКирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев.

Слайд 51

Начиная с 1987 года и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям, источник богопознания нам источившим». Это слова из церковных песнопений в день памяти Кирилла и Мефодия.

lusana.ru