История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект к уроку Культура Древнего Рима. Культура древнего рима конспект


Культура Древнего Рима - Конспект лекций по курсу «Культурология»

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

            Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского  полуострова является этрусская. В 1 тыс. до н.э. на территории средней северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по сторонам света, - характерной черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

            Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашняя утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика – это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм – стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг в последствии такого совершенства.

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый царский период истории охватывает VIII- VI вв до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - внутренним двориком и т.д.

     Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города.

    Культура Рима в период республики. Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в до н.э. главным образом среди верхних слоев римского общества начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

     С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.  К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков: были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами (именно в Риме появилось слово актер).

       Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм. Начиная с 3 в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенаты. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включения новых отрывков, изменения имен и.т.д. Крупнейший римский писатель конца 3 - начала 2 века до н.э. – Плавт (с середины 3 века – 184 год до н.э.). В его комедиях нашли отражения римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (125 – 159 гг до н.э.), который, в отличие от Плавта, старался не использовать римские сюжеты, а ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую более высокую ступень поднялась римская поэзия в 1 веке до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во 2-1 веках до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка, которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода, и возглавлявшего его полководца. Наиболее прославившихся полководцев стали называть «императорами».

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известные сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2 пол. 1 века до н.э.) написал трактат «Об архитектуре». В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, основную роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое значение получила юриспруденция – наука о праве. Первые исследования появились еще во 2 веке до н.э., а в 1 до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. В этот первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Западная Римская Империя прекратила свое существование в 476 году, когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом древнего мира, античности, началом средневековья.

students-library.com

Конспект - Культура Древнего Рима 2 Античная культура

План

Введение

Мифология Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» — государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета нтичная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» — говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы — от Британских островов до Египта. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Мифология Древнего Рима

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы — нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн — Фавна, Помон — Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что «Индигитаменты» были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин — курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы — Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме — миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца VI — начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены — с богинями. С установлением империи «римский миф», в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия «Метаморфозы».

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор, во II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и крайне прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.

Базилика исполняла роль административного помещения, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом и личной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и т.д.

Искусство Древнего Рима

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об «античном искусстве». Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

--PAGE_BREAK--

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы — не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.

Римских мастеров в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.

Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, — огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, — не может быть объяснено только свойствами художественного римского потенциала.

Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную — интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись художественные различные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным искусством приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские — особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские — свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени, определившие культурное развитие раннего средневековья.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно — стилистических форм в их связи с социально — экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: Древнейшая (VII — V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н. э.- I в. до н.э.) — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.

В VIII — V в.в. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей «антикварного» периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя «Введение в изучение искусства древнего Рима», где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

Заключение

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Список используемой литературы

Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996.

История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997.

Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988

Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948

artclassic.edu.ru/

architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/

Ссылки (links): artclassic.edu.ru/

www.ronl.ru

Ответы на вопрос "18. Культура Древнего Рима. Общее и особенное ..."

 

Периодизация и основные моменты истории культуры Древнего Рима

1. Царский (VIII - VI века до н.э.)

Легендарное основание Рима (753 г. до н.э.). Формирование синтетической римской мифологии. Первые греческие колонии на юге Италии. Изгнание царей.

2. Республиканский (VI - I века до н.э.)

Объединение Италии. Завоевание Греции. Пунические войны. Формирование и развитие римского скульптурного портрета. Римский эпос (Вергилий “Энеида”).

3. Ранняя империя (I век до н.э. - III век н.э.)

Формирование архитектурно-строительной концепции в трудах Витрувия. Строительство Колизея и Пантеона. Возведение колонны императора Траяна. Конная статуя Марка Аврелия.

4. Поздняя империя (III - V века н.э.)

 

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;

2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;

3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах — пагах, в результате объединения которых и возник город. Во глабе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510—509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30—29 г. до н. э., после чего наступает Период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Боль-сока. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», — скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком прАтичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством гримов, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм — представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

www.konspektov.net

Культура Древнего Рима

Последним этапом в развитии античной культуры стала цивилизация Древнего Рима.

Древний Рим, как никакое другое государство, повлиял на ход общечеловеческой истории благодаря, во-первых, создание "всемирной", а точнее - пансередземноморськои империи аккумулировала лучшие достижения древних культур Европы и Ближнего Востока, и, во-вторых, катастрофе этого культурно-политического конгломерата, на обломках которого возникли и византийско-славянские культуры, и средневековая западноевропейская цивилизация, сумевшая благодаря унаследованным различными путями и в разное время античным культурным традициям утвердиться в положении лидера современного цивилизованного мира и определить пути формирования общечеловеческой культуры и гражданского общества в XIX-ХХ вв.

Блестящая, яркая, интеллектуально безупречная греческая культура мало была приспособлена для задач глобальной перестройки общественного бытия, как это имело место в период наивысшей экспансии Рима с его безудержным стремлением к внешних завоеваний и чрезмерно политизированной культурой, стала наиболее функциональным, рационалистическим и устойчивым в условиях постоянного расширение сфер влияния типу античной цивилизации, долговечность которой проявилась еще и в том, что традиции римской культуры на много столетий пережили ее политическое тело.

Благодаря ранней консолидации нескольких незначительных и культурно отсталых сельских общин в общину гражданскую и невиданной фанатичной ориентации на политическую экспансию Рим за несколько столетий превратился из маленького городка на берегу Тибра в центральной Италии, что вполне контролировалась этрусками, в мощнейшую и огромную империю, которая охватывала почти всю Великобританию, всю континентальную Европу к западу от Рейна и югу от Дуная, большую часть Азии к западу от Евфрата, Северную Африку и острова Средиземноморья. В период поздней Республики и первых веков Империи Рим безраздельно властвовал над бассейном Средиземноморья, подчинив своей власти практически весь античный культурный хронотоп. Высшим достижением римлян и их вкладом в античную и современную культуру стали не неизящной искусства, а юриспруденция, административное и государственное управление, городское планирование. Величие культуры Рима состояла в созданных ими и доведенных до совершенства в условиях античного времени военно-политических и социально-экономических механизмов и учреждений.

Римское общество уже в период Республики было почти полностью милитаризованным и не представляло себе жизнь без войны, но наряду с этим вело очень гибкую и структурированную политику в отношении объектов своих воинственных устремлений, инкорпорируя покоренные народы в собственную культурную среду и социально-политическую систему; союзники и вассалы Рима, принявших его традиции, в конце концов становились римскими гражданами, античное время означало быть гражданами мира, а это привело практически к денационализации власти (в период принципата сенатские места и даже императорский трон нередко занимали выходцы из самых разных областей Средиземноморья " я), интернационализации населения Римской империи, глобализации культурной и общественной жизни и введение единого жизненного стандарта, что для многих означало вхождение в круг наиболее развитой цивилизации древности мало эпохальные последствия.

Римское право, представлявшее собой очень сложную, но глубоко продуманную систему прецедентов и комментариев, было в начале VI в. кодифицированное византийским императором Юстинианом и стало основой современного западноевропейского и международного права. Римские дороги, сыгравшие огромную роль в развитии систем коммуникаций, сохранились до наших дней и сегодня удивляют своей добротностью, а в античном мире они просто не имели себе равных.

Римские города демонстрировали беспрецедентный уровень комфорта и гигиены с их системами водопроводов, очистных сооружений, дамб и акведуков (в I в. До н.э. система водоснабжения в Риме обеспечивала на каждого жителя до 600-900 л воды в день, а Нью-Йорк в середине XX в. мог позволить себе 520 л на душу населения). Римская архитектура несколько уступала греческой в выразительности и сбалансированности элементов, но отличалась смелостью инженерных решений, монументальностью форм и техническим совершенством. Латинский язык, не только породила блестящую литературу, но и стала в древнейшие времена одним из основных механизмов романизации, заняла уникальное место в истории мировой культуры, оставшись единственной "живой мертвой" языке: румын, португалец, француз, а тем более испанец или итальянец без труда освоят латынь, а если учесть опосредованное влияние латыни через французский на английский язык, станет ясно, что на сильно трансформированной латыни говорит теперь (и пользуется латинским алфавитом) почти все человечество.

Этнические истоки римского народа очень разнообразны: сикулы, сабины и другие представители древнего населения Апеннинского полуострова. Особенно велика была роль этрусков - довольно загадочного народа, который создал наиболее развитую культуру на территории в римской Италии, а затем растворился в римском этносе. Влияние этрусской культуры отражен не только в легендах о первых царей Рима, но и в бесспорных фактах: римляне почти полностью переняли систему верований и культовой практики этрусков, их архитектурные традиции, а на основе этрусского алфавита, который представлял собой адаптацию греческой азбуки, создали классический латинский алфавит из 26 букв знаменитые римская тога с пурпурной каймой, фасция как государственный символ, военные триумфы, гладиаторские бои, распространенная среди римлян практика магии и гадания - все это имеет этрусское происхождение.

Юридический, нотариальный подход присущ и древнеримской религии, которая формировалась на анимистических и магических принципах, культе предков и имела синкретический характер. Имена и функции богов были заимствованы у соседних народов (этрусков, греков, троянцев, фракийцев).

Римские мифология, а следовательно, и история мира начинались и заканчивались Римом; римляне, правда, признавали существование мира до 753 г. до н.э. (Легендарная дата основания Рима), но оно осмыслялось как невнятная предисловие к провиденциальной миссии их города. Римляне не только, в отличие от греков, не уподобляли своих богов себе, но даже долго не могли определить имя и пол своих божеств и представляли их как "божественные множественности", из которых постепенно выделялись парные одно-функциональные божества. Чрезмерная широта, а точнее - государственный прагматизм религиозных взглядов уже в период поздней Республики причиной безверия и скептицизм среди представителей интеллектуальной элиты; этот духовный вакуум не суждено заполнить даже культа императорской лица, что способствовало в кризисный период (III-IV вв. Н. н.э.) широкому распространению христианства.

worldofscience.ru

Конспект к уроку Культура Древнего Рима

Античная цивилизация (конспект уроков)

Гатальская Е.А., учитель мировой художественной культуры МБОУ гимназии № 2 г. ГеоргиевскаСтавропольского края

Античная культура – культура древней Греции и Рима. Античная культура – величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации.

ИСКУССТВО РИМА

Этрусское искусство

Этрурия – древнее государство на Аппенинском полуострове, расположенное между реками Тибр и Арно. В 6 в. достигает своего могущества. Этрурия состояла из маленьких военно-жреческих городов-государств с царями во главе. Происхождение и язык не выяснены. Религия – языческая, большую роль играли божества смерти. Главные боги – Юпитер, Юнона и Минерва (соответствуют Зевсу, Гере, Афине в древнегреческой мифологии). Страх перед смертью определял мироощущение этрусков. Природное жизнелюбие этрусков омрачено этим страхом.Архитектура близка к греческой, но этруски использовали камень только в фундаменте, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича. Этрусские гробницы, сделанные в скале, воспроизводили домашнюю обстановку. Внутренняя сила толкала этрусков к сверхъестественному, к изображению демонов, чудовищ, что роднит этрусскую культуру с культурой Передней Азии.Изобразительное искусство. В Тоскане сохранилось несколько десятков могильных склепов этрусков со стенами, расписанными в технике фрески, изображающие погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы. Особенности живописи – плоскостное изображение, декоративность, размах композиции, условность, выразительность.Скульптура. Главные материалы – известняк, глина, бронза. Близость к греческим куросам, но, в отличие от них, скульптуры не обнажены, не неподвижны, отсутствует архаическая улыбка.Ювелирные изделия. Техника исполнения – чернь, филигрань, бронзовое литьё (Капитолийская волчица).Керамика близка к греческой по форме, но отличается техникой исполнения (сосуды обжигали до черноты, полировали так, что он

weburok.com