Символ древних славян. Славянская символика. Славянские обереги
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Символы древних славян. Символ древних славян


Символы древних славян

Символы древних славян помогали нашим предкам защищать себя и предсказывать будущее. Русский народ долгое время жил как бы по двум системам мировоззрения: древней - языческой, и новой -христианской. Следы такого «двойного зрения» и остатки прежних языческих культов и праздников можно обнаружить и по сей день.

Символы древних славян

  • Символы древних славян. Збручский Род - Святовит

Этот славянский древний символ представляет собой не изображение отдельного божества, а космогоническую систему, сложившуюся в IX веке.

Идол сделан из известняка. Он четырехгранный, квадратный в сечении. Высота его 2 м 67 см. Под общей шапкой - четыре человеческих лица, завершающие четыре плоские грани идола: 1) женщина с кольцом, 2) женщина с рогом, 3) мужчина с конем и мечом, 4) мужчина с солярным знаком.

Кроме того, идол разделен на три горизонтальных яруса (отдельных секций), из них одна нижняя пустая: верхний ярус - божества, находящиеся на небе; средний ярус - простые люди, люди земли; нижний ярус - божество, поддерживающее землю с людьми.

  • Символы древних славян. Две богини, конь и палаш

Две богини связаны с плодородием и урожаем, эти Символы древних славян - выражение культа двух рожаниц. Незримые силы объединены по вертикали трех миров и по важнейшим для человека функциям: свет, изобилие, плодовитость, безопасность и покровительство предков.

Богиня с рогом изобилия - «Мать урожая». Богиня с кольцом - Лада, богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

Конь и палаш - атрибуты Перуна, бога грозы и войны, именем которого русские бояре клялись, положив обнаженные мечи «и прочая оружие».

  • Символы древних славян. Дажьбог и Волос

Божество с солярным знаком - или Хорос, божество светила, или Дажьбог, бог солнечного «белого света», податель благ, сын небесного Сварога, «именем Солнце, его же наричают Дажьбог».

Дажьбог, этот славянский древний символ - солнечный Аполлон, так как символ-не в руках, не сущность, не атрибут, как знаки у богинь, а только опознавательный знак на одежде.

Мужское божество, держащее на плечах землю - Волос (Велес), одна из ипостасей которого связана с подземным миром умерших. Велес не являлся враждебным божеством, этот славянский древний символ был богом скота, богатства, обилия.

Начало полевых работ связано с Ладой, жатва урожая - с Волосом (последний сноп - «Волосу на бородку»). Макошь первенствует.

  • Символы древних славян. Четыре лепестка

Символический узор из четырех ростков (символ жизни и роста), обращенных «во все четыре стороны» - стремление распространить влияние на известные издревле четыре стороны света: полдень и полночь, восход и закат.

Символы природы у древних славян

В соответствии с западной традицией в природе существует четыре элемента. Вода символизируется волнистыми линиями, опирающимся на вершину треугольником, зеленым или синим цветом.

К ее свойствам относятся влажность, текучесть и способность к сцеплению. Огонь изображается пламенем, лучами, пирамидами, опирающимся на основание треугольником, красным или оранжевым цветом. Свойства огня - это жар, истребление, пожирание, движение.

Земля изображается квадратом или кубом и имеет коричневый, черный и желтый цвета. К ее свойствам относятся холодность, прочность (она может выдерживать тяжесть). Символами воздуха являются круг или свод Небес, дуга, синий цвет неба или золотой цвет солнца. Его свойства - сухость, свет и подвижность.

  • Символы древних славян. Ветер

Символизирует дух, живое дыхание вселенной, силу духа в поддержании жизни и объединении всего живого, в связи с чем возникла ассоциация ветра с веревками, нитями и т. п.

Ветер олицетворяет нечто неосязаемое, преходящее, бестелесное и неуловимое. Ветры как посланцы богов, а особенно вихри, могут указывать на присутствие божества. Ветер вместе с огнем символизируют богов гор и вулканов.

  • Символы древних славян. Гром и молния

Символы Божьего Гнева, Божьей кары. Гром-это голос небесных богов, а молния - их оружие, уничтожающее змей и духовных противников и символизирующее божественный гнев. Атрибут верховного бога в религиях Древней Греции (Зевс), славян (Перун). Атрибут монархов и магов.

Гром, похожий на рев быка, несет плодородный дождь и ассоциируется с переменами фаз луны. Дождь, идущий с громом, считался оплодотворенным силой грома и потому более питательным. Молния символизирует священный союз оплодотворяющего небесного бога и воспринимающей матери-земли.

Это атрибут всех богов - кузнецов. Символами грома и атрибутами всех богов неба и бури являются молот, барабан, топор, топор-молния, трещотка и дуб. Раскаты грома ассоциируются также с драконом, спиралью и огненной жемчужиной. Боги грома часто изображаются с рыжими волосами.

Молния. Олицетворяет духовное озарение, просвещение, откровение, нисхождение силы, неожиданное воплощение истины, прорывающееся сквозь время и пространство, вечное теперь, разрушение невежества, оплодотворение, пропитание, мужскую силу.

Подобно лучам солнца, молния считается как благотворной, так и разрушительной. Молния ассоциируется со всеми богами бури и грозы. Ее символами является зигзаг, трезубец, топор («небесный топор»), молот, удар молнии, стрела и хищная птица. Смерть от молнии-это смерть, полученная с Неба.

  • Символы древних славян. Радуга

Символ небесно чистого, ожидаемого, дарующего жизнь, таинственного и величественного. Радугу Господь поставил знамением своего завета (обещания Ною) о том, что по благости своей не наведет более потопа на людей.

Символ теплого лета, красоты, радости, дружбы Неба и Земли. Означает преображение, небесную славу, разные состояния сознания, встречу Неба с Землей, мост или границу между миром и раем, трон бога Неба. С радугой ассоциируется небесная змея, поскольку она тоже может быть мостом между двумя мирами.

Радуга-мост из вечно живых, неувядаемых цветов. В христианстве - прощение, примирение между Богом и человеком, трон Суда. Христос, «защитивший нас от духовного потопа» (Данте).

  • Символы древних славян. Соль

Символ гостеприимства: желанных, ожидаемых гостей встречали хлебом-солью. Символ дружбы и верности. Узнать человека - съесть с ним пуд соли.

Соль - символ самого главного, смысла, сути. Христос сказал своим ученикам: «Вы соль земли», обозначая нравственные качества их душ. «Рыба и в соленой воде остается пресной» - означает, что праведная жизнь не может быть испорчена грешным окружением.

Означает жизнь, бессмертие, нетленность, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание (sal sapientiae - «соль премудрости»), душу. Позже стала ассоциироваться также с ценностью, остротой и остроумием.

Только мертвое пропитывается солью. Горение в геене огненной сравнивается с пропитыванием солью: «Всякий огнем осолится» (Map., IX, 49).

Солончаки, соляные земли, бесплодны. Обернувшуюся взглянуть на горящий Содом жену Лота Бог превратил в соляной столп, образ которого стал символом Божьей кары за человеческое ослушание. Соленые слезы-символ сильного переживания, горя.

www.starfate.ru

Славянская символика. Славянские обереги | Религии Мира. Портал о мировых религиях "Relig.Info"

Изображение: 

Славянская символика. Славянские обереги

Символы имеют огромное значение для любой культуры, ведь именно они несут в себе основную смысловую нагрузку, играют главную роль в магических и религиозных действах, служат средством выражения и коммуникации.Символ – не просто графическое изображение на ритуальном или же бытовом предмете. Он – способ передачи информации, принятый в рамках смыслового поля определенной культуры. Символ не имеет какого-то единого обозначения. Значение символа зависит от интерпретации, от способа «считывания» его смысловой нагрузки. Только в рамках материнской культуры символ не требует трактовки, понимается однозначно.Десять веков, что отделяют нас от живой языческой традиции славян, наложили свой отпечаток на наше понимание символического языка наших предков. Мы склонны понимать символическое изображение прежде всего как эстетический элемент, несущий минимум смысловой нагрузки. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели прежде всего магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир. Выражались символы не только графически, но и ритуально: например, в определенных движениях во время праздничных обрядов, в песенной традиции и т.д. Большинство символов древних славян носило общий, кросскультурный характер. Вероятно, они возникли в древнейшую эпоху и существовали, практически без изменений, вплоть до наших дней.Ярким примером использования символики являются традиционные славянские вышивки и резные элементы в оформлении зданий. Орнаменты вышивок и резьба играли роль оберегов, магических талисманов, призванных защитить своего владельца от злых духов. С этой целью специальными узорами вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины на одежде; резьбой покрывали ставни, дверные и оконные наличники, порог и притолок, т.е. места, через которые нечистая сила может проникнуть в тело человека или же в его жилище.В традиционной вышивке и резьбе наиболее распространены следующие символические мотивы: символы солнца, символы стихий – огня (часто совпадают с солярными, воды и земли), символы деревьев и трав. Реже встречается символика различных животных. Также встречаются изображение божеств, в основном женских.

Солярные символы славян

Как и в любой культуре с развитым земледелием, у славян был развит солярный культ. Он находит свое воплощение в символах и знаках, которые занимают значительное место в древнеславянских орнаментах, мотивах росписи и вышивок. В качестве изображений солнца выступали круги, колеса, кресты и свастики.

Крест – магический символ, существовавший во множестве культур задолго до появления христианства. Форма креста изначально имитировала орудие для добывания огня, а потому крест сам становится символом огня, а со временем – и солнца.Земной огонь, по поверьям славян, происходит от огня небесного, средоточием которого является солнце. Крест выступает символом единства двух огней.У креста четыре луча. Число четыре является священным во многих традициях, в том числе и в славянском язычестве. Лучи креста – символическое отображение четырех сторон света, на которые распространяется солнечный свет. Таким образом, крест – символ всемогущества солнца как средоточия небесного огня. 

свастика славянСвастика – символ, по внешнему виду и значению схожий с крестом. Современное понимание свастики как символа национализма не имеет ничего общего с ее истинным Славянская свастиказначением. Свастика издревле была символом солнца, отображала его движение по небу. Даже само слово «свастика» происходит от санскритского корня «sva», «va», что означает одновременно небо и огонь. У свастики может быть не только четыре луча. Встречаются свастики с тремя (триквестр), пятью, восемью и более лучами. Каждый вид свастики имеет свои особенности трактовки, но основа остается неизменной. 

Круг – еще один солярный символ, связанный с формой солнечного диска на небосводе. В символике часто сочетается с крестом. Крест в круге также Крест в круге у славянвыступает схематическим изображением колеса, еще одного весьма распространенного солярного символа. Колесо, как и свастика, подразумевает динамику, движение солнца по небосводу. Как символ солнца, колесо играло немаловажную роль в языческих праздниках, в частности Масленице и Купале, где облитые дегтем зажженные колеса скатывали с холмов, изображая движения солнца, поворачивающего на лето и зиму соответственно.Крест или же свастика в круге – один из распространенных мотивов для изготовления подвесок-оберегов и различных украшений-талисманов. 

Громовой знак. Знак ПерунаГромовой знак – шестиконечный крест в круге. Знак Перуна. Громовой знак изображали на прялках, использовали при оформлении изб, гравировали на шлемах и пластинах доспехов, вышивали на мужской рубахе. На избах его вырезали на кокошнике (полукруглое завершение наружного участка стены) в качестве магического громоотвода и оберега от злых сил. Громовой знак был магическим знаком русской дружины. 

Символика земли и плодородия у славян

Символы плодородия славянСимволика земли и плодородия также имеет непосредственное отношение к древнейшим аграрным культам. Земля в представлении язычника – женское начало мира, мать, подательница всех благ. Культ земли как Великой Матери в большинстве культур предшествует патриархальному культу Неба. Во времена развитого язычества Киевской Руси культ земли уже утратил свое первостепенное значение, но символика земли и плодородия была все так же широко известна. В основном она использовалась в вышивках и женской одежде и украшениях.Самый распространенный символ земли – ромб. Зачастую такие ромбы разделялись внутри еще на четыре маленьких ромбика. Это – символическое изображение поля. Если внутри маленьких ромбов нарисованы точки, то поле засеяно, что означает плодородие. Если точек нет – поле не засеяно, бесплодно. Встречаются разнообразные вариации ромбов в темах вышивок и украшений, но общая смысловая нагрузка их весьма близка. 

Славянская символика воды

Символика воды у славянВода – творческая стихия, дающая жизнь всему живому. Дожди приносят с собой жизнь, заставляя зеленеть травы и зреть урожай. Также вода – способ ритуального очищения. Недаром перед каждым важным ритуалом язычник совершал обряд омовения. Вода очищает тело и душу от зла, защищает от влияния злых духов.Но вода – дуальная стихия. Если живая, проточная или дождевая вода несет жизнь и является светлым символом, то стоячая, мутная вода несет в себе угрозу. Недаром воображение язычника населяет омуты и болота разными злыми духами.Символически воду изображали в виде вертикальных или горизонтальных волнистых линий. Горизонтальная линия (зачастую двойная) – это «хляби небесные», которые по представлениям славян располагались над небом. Также горизонтальными линиями изображались реки и подземные воды. Вертикальные волнистые линии символизируют дождь.

Славянская символика деревьев

 

Символика деревьев у славянДерево как символ несет двойную нагрузку. С одной стороны дерево это символ Мирового Древа, разделения мира на Правь (мир богов), Явь (мир людей) и Навь (потусторонний мир, мир злых сил и/или мертвых). С другой стороны – это символ взаимосвязи всего в мире, символ преемственности поколений, жизни рода. В этом контексте корни дерева символизируют предков, ствол – живущих, а крона – будущие поколения. 

Живые существа в славянской символике

В традиционной вышивке встречаются изображения различных животных. Большинство из них связано с символикой плодородия (такие животные, как олень, лось, кукушка, свинья, козел). Особенно ярко этот мотив отражает изображение лосих по обе стороны от богини Макоши (на вышивках традиционно изображена как женщина с поднятыми руками). Б.А.Рыбаков считал, что лосихи символизируют богинь-рожаниц.Изображения других животных зачастую «считываются» как символы различных богов языческого пантеона. Так, изображения быка, ворона, медведя и змея считаются символом бога Велеса, орел – символ Перуна, а конь – символ солярных божеств Даждьбога и Хорса.

Таким образом, символ – это способ передачи и сохранения текста культуры, а не просто изображение на ритуальном предмете. Символы выступают как атрибуты магических и религиозных действ, играют роль оберегов и талисманов. Славянская архаическая символика сохранилась вплоть до нашего времени благодаря традиционной вышивке и резьбе по дереву. 

relig.info

Славяне. Культура славянских народов. Славянское язычество. Языческая символика. Обереги

Символы водыЯзычество находит выражение в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.

Символ засеянного поляНаиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный Громовный знак. Символ огня небесного.знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Языческие символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, как уже говорилось выше, сам по себе символизировал солнце (1)), под Солярные знаки на полотенцах, расположенные под изображением «хлябей небесных»крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон. На фасаде дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда славяне изображают знак земли или засеянного поля, обозначающий единство небесного и земного, явного. Мир яви символизируют и изображения птиц, растений, богинь, переплетающиеся с фантастическими существами. Русалки-берегини защищают дом от нави, упырей. Чаще всего эти изображения находятся на наличниках окон, у входа в дом. Изображения  оберегающих мир в доме Лады (богиня веселья, благополучия и согласия в семье; богиня невест) или Мокоши располагаются также на резных наличниках (они изображаются с поднятыми вверх руками, словно просящими защиты у верховных богов, дающих небесную влагу и свет), а также на хозяйственных постройках (они изображаются с опущенными руками, словно обращаются к матери-сырой земле, дающей урожай).

Изображение Мокоши и Лады  КоловратСлавяне старались защитить дом не только снаружи, но и изнутри, поэтому обереги располагали на матице (здесь помещали только коловрат – знак рода), над дверьми (самый распространенный оберег – подкова), на печи, на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку.

Особую магию и особый смысл у славян имеют обрядовые полотенца. Узоры на них представляют не что иное, как славянский календарь, который образно отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви; хлеб - земля, милость; полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства. Во время обручения руки жениха и невесты Символы душисоединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке; с тем же смыслом во время родов бабка принимала младенца на новое полотенце. Полотенца-обыденники ткали и расшивали несложным оберёжным орнаментом против мора, для испрашивания дождя и т.п., причем, чтобы полотенце имело чудодейственную силу, с работой ткачиха должна была справиться Символ жертвенного костраза один световой день. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Последний знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым. Погребальные полотенца и полотенца-обыденники после совершения обряда отдавали в храм, на поминовение души.

В одежде магическим охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол, разрезы, пояса. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (прялки, ткацкий стан).  ПоясаНаиболее тесно с жизнью человека связывают славяне пояс и воротник. Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело, поэтому он обязательно оберегается узором. Охранных знаков здесь было такое множество, что со временем ворот превратился в отдельную наплечную часть одежды – «ожерелье». Пояс, опоясывая человека, проходит через пуповину – центр человеческого существа, его жизненное начало, поэтому он также должен быть покрыт обильной обережной вышивкой.

Наиболее частым оберёговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами жизни. Кроме ромбов, значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь, имели  круги и свастики с «усиками», направленными по ходу солнца. В рукав обязательно вшивалась кумачовая ластовица, так как красный цвет, по поверью, отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина.

Привеска-амулет к поясуКроме вышитых и вырезанных узоров, славяне использовали и заклинательные привески-амулеты. В отдельных погребениях археологи находят целые наборы амулетов, подвешенных на цепочках на общей основе. Так, в составе одного из них имеются две ложки, птица, челюсть хищника и ключ. Ложка - символ сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности. Челюсть или зуб хищника служили для ограждения от зла, для привлечения удачи на охоте, увеличения силы и мастерства. С древнейших времен славяне верили, что со звериными амулетами к ним переходят самые лучшие качества убитого животного. Привески в виде птиц и животных связаны были с их животными свойствами. Уточка, например, являлась символом продолжения Рода, счастливой семьи. Иногда в составе наборов привесок-амулетов обнаруживают бубенчики, которые своим звоном отгоняли злых духов; костяные ножи, служившие защитой от злых духов. Очень часто при раскопках обнаруживают зооморфные привески – так называемые «коньки». Конь - символ добра и счастья; его связь с культом солнца подчеркивается солярными знаками на фигурках. Привески в виде других животных распространены мало.

Особо нужно остановиться на ювелирных украшениях славян, которые также имели сакральное значение. Мужских оберегов сравнительно немного. Это, как правило, миниатюрное изображение оружия - ножи, мечи, топоры; маленькие коньки, которые являлись оберегом в пути и служили символом бога Перуна. Также мужчины носили когти и клыки диких зверей, добытых на охоте. Считалось, что так охотнику передаётся сила убитого зверя, которая помогает в охоте, защищает в лесу.

Наибольшая защита требовалась женщине – продолжательнице рода. Обязательным оберегом у женщин являлись подвески, которые крепились на цепочках и носились на поясе, как ожерелье или у плеча. Часто они были сделаны в виде коня или утко-коня, к ним также крепились бубенчики или утиные лапки – символ Рода как создателя земли. Еще одним обязательным элементом подвесок был семилучевой гребешок, который означал здоровье и должен был оберегать женщину от болезней и дурного глаза. Третий элемент подвески – ложечка символизирует сытость, достаток в доме; четвёртый – ключ означает богатство. Также в подвесках встречаются маленькие ножи, серьги – символ урожая; изображение Чура – охранителя домашнего очага. Встречается на подвесках и пестик от ступы – символ мужского начала, плодовитость. Подвески – бляшки имели самый разнообразный характер, и могли носиться как женщинами, так и мужчинами в качестве нательного оберега. Как правило, бляшки имели солярную, земную и зооморфную символику: солнечный крест, означающий выбор человеком жизненного пути, восьмиконечный крест – символ Рода, ромбики – знаки земли, изображение птиц, зверей, свастики – всё это являлось основными узорами орнамента подвесок. Женские подвески изготавливались из бронзы или иного жёлтого, солнечного металла.

Одним из главных женских украшений является головной убор – венчик у девушек, кика или кокошник у замужних женщин. Венок – круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли. Кика символизировала собой рог тура или матери-оленихи, она должна была придавать женщине силу. Головной убор отделывался бисером, украшался нитями жемчуга – ряснами – и височными кольцами - колтами. Височные кольца напоминают гребешок петуха, или восходящее солнце. Поверхность их покрывается знаками, похожими на руны, а также знаками Мокоши.

Ожерелья состояли из отдельных подвесок и лунниц. Лунница - исключительно женский оберег, так как луна всегда считалась женской планетой. Лунница оберегала от ночных духов и нави, просыпающихся при свете луны. Их изготавливали, как правило, из серебра или другого серебристого металла, символизирующего луну. Составными частями женского ожерелья являлись также бусины из стекла, кости, камни и бляшки-подвески. Иногда в качестве подвесок использовались монетки. На шее женщины иногда могло быть несколько ожерелий, состоящих из лунниц, бляшек и бусин. Количество украшений показывало статус женщины и, разумеется, имело оберегающий характер.

Браслеты носились и мужчинами, и женщинами, они скрепляли рукава одежды и тем самым не только делали ее удобной в носке, но и оберегали от проникновения нечистой силы. Браслеты были стеклянные, костяные, из кручёной проволоки, из полосок металла, створчатые. На браслетах изображались символы земли и солнца. Женские створчатые браслеты скрепляли на запястьях рукавов ритуальных русальных рубах; во время праздничных хороводов эти рукава распускались для ритуального танца.

Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говорит о том, что славяне даже после принятия христианства долго сохраняли многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях.

___________________________Примечания1. Именно со значением «мастер своего дела» это слово сохранилось в нашем языке.2.  Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001. С.67.

ЛитератураАничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.Велесова книга. М., 1995.Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.Мифы народов мира. М., 1997.Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.Тобольский лечебник XVII века / Ред. Л.А. Глинкина. Челябинск, 2003.Токарев С.А. Ранние  формы религии. М., 1990.Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

slawianie.narod.ru


Смотрите также