Почему в индийской Махабхарате содержится множество названий русских географических объектов?Кандидат исторических наук Светлана Жарникова сравнивает русские и санскритские термины, описывающие древние географические названия нашей Родины.Многие стихи Махабхараты повествуют именно о территории Руси 4000 лет назад и более. Существовало единое арийское культурное и языковое пространство, оставившее след не только в ведических писаниях, но и на старинных картах, дошедших до наших дней. Учёный поясняет, как правильно понимать смысл слова "Гиперборея" и где могла располагаться эта легендарная страна.ПРИМЕЧАНИЕ: в Индии раньше жили дравиды (негры) и наги (змеиный народ) и только после затопления Даарии (Гипербореи) туда пришли славяноарии - люди Расы - люди с Cевера, которые и принесли для просвещения тем индусам свои Веды-Знания, которые теперь называются индийскими Ведами (пять книг Вед)
Светлана Жарникова: В свое время наш крупнейший топонимист Владимир Андреевич Никонов, Царство ему Небесное, потомок бояр Никоновых, уже ему было под восемьдесят, стоял в коридоре Института антропологии и этнографии имени Миклухо-Маклая, у нас в Москве, Дмитрия Ульянова, и прыгал как кузнечик. Говорил: «У Вас, что там, сохранилось да ледниковое топомение? У Вас что там, сохранилось да ледниковое топомение?» Потому что это было вообще невероятно.
То есть да, действительно северорусские речки, озера, берешь санскрит, и все становится ясно, почему она так названа.У нас в Волго-Окском междуречье вот топонимисты выясняют отношения, скажите, пожалуйста, а почему это, значит, что это за название такое «Дурдура»? А, оказывается, на санскрите это означает «лягушка», то есть «лягушачья река».
Ну, я Вам просто приведу примеры, далеко чтобы не ходить, вот, и долго чтобы не распространяться, и так достаточно много времени посвятила ответу на этот вот вопрос первый, да? Название речек, близких к Москве, Волго-Окское междуречье, но это сами понимаете, где они находятся, да? И, значит, у нас с Вами получается следующее: есть Махабхарата – древний индийский эпос, древнеарийский эпос, потому что там такие глубины времени, и мы можем там столько найти названий, которые у нас на территории нашей Родины, что, как говорится, мама не горюй. Но самое-то интересное, что это приводится, ну, если на наш, если скоррелировать с нашими временными рамками, на 3150 год до нашей эры. Не слабо? Названия рек или криниц, к которым следует ходить, чтобы им поклониться.
Согласно Махабхарате, к югу от Священного леса Камьяка текла в Ямуну, а Ямуна - это Ока, река Правени, то есть Пра-река с озером Годовари, но «года» – это название, «вара» - это круг. Сегодня к югу от Владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь. Махабхарата рассказывает, как мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает, что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой, и течет она юга в Ямуну-Оку, и что же? До сих пор течет в реку река Пара, и также, как и много тысяч лет назад, называют его местные жители.
В описании криниц пятитысячелетней давности говорится, например, о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху, Синдху – это Дон, причем на карте Птолемея он так и назван, но река Панда сегодня впадает в крупнейший приток Дона, реку Ворону. Описывая путь паломников, Махабхарата сообщает: «Вон Джала и Упаджала, в Ямуну впадающие реки». Есть ли ныне где-нибудь текущие рядом реки Джала («джала» — это река просто на санскрите) и Упа-джала, то есть Упа-река. Это река Жала (Таруса), Вам, наверное, не безызвестная, и река Упа, впадающие рядом в Оку. Именно в Махабхарате впервые упоминают текущую на западе от верховьев Ганги, то есть Волги - реку Саданапру, Великий Данапр или Днепр.
То есть, понимаете, вот о чем я Вам говорю, что мы должны иметь фундамент железобетонный, монолитный, гранитный для того, чтобы не просто разводить руками и говорить: «Ах, Вы знаете, а я думаю, а мне кажется, а вот, вот в каких-то священных преданьях об этом говорится». В каких преданьях? Всегда надо, в общем-то, базироваться на специалистах. Если мы говорим о климате, значит, это палеоклиматологи. Если мы говорим об антропологии, значит, это палеоантропологи. Если мы говорим о лингвистике, значит, это палеолингвистика. И так далее, и тому подобное. И тогда уже не будет смешно. Мне говорили, что кто-то из наших, этих самых, кембриджских профессоров, прочтя одну из моих статей по орнаменту, сказал, что да, Жарникова сделала реконструкцию орнамента безупречный анализ, а Гиперборея все равно была в Англии. Но я могу все что угодно, понимаете, сказать по поводу несчастной Гипербореи, уже затюканной, потому что этот термин наша наука не любит безумно, хотя если перевести на русский язык, то это просто «выше Борея», «выше Норд-Оста», «над Норд-Остом», но да, у нас вся территория до шестидесятого градуса северной широты, от Белого до Баринцева моря, находится выше продвижения Норд-Остов.
Потому что Норд-Ост формируется зимой в Карском море, проходит через Карские ворота, огибает западную оконечность Урала и выходит на русскую равнину, и дальше там во все стороны, как говорится. Но за пределы Северных Увалов, то есть древней зоны широтных поднятий, это Приполярный Урал, Северные Увалы, там, Харовская гряда, Авнюга, горы Карелии, Кольского полуострова, вот это вот то, что они называли хребтами Миру, не заходит, и поэтому там тихо всегда зимой, даже если 50 градусов мороза.
И ничего криминального нет, но сами-то, извините меня, авторы той же самой Махабхараты, которой называют пятой Ведой, и говорят, что если на одну чашу весов получить все четыре Веды, там, Ригведу, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа, а на другую Махабхарата, она перевесит. Эта Веда для народа, и она сохранила память вообще бессчётного количества тысячелетий. Так там вполне четко говорится о том, что вот здесь находится наша Родина, вот, вот эти вот двипы, острова, так называемые, на которых они изначально жили. Но, пардон, Вам любой геоморфолог скажет, что во время Микулинского или Валдайского оледенения, а это сто тридцать – семьдесят тысяч лет тому назад, весь наш север по существу представлял собой Северо-Восточный Европейский архипелаг, то есть это были острова. Да, действительно, это так. И это было последнее Микулинское, так называемое, межледниковье, когда средние летние температуры на этих широтах были на восемь градусов выше, чем сейчас.Сейчас у нас насколько? На полтора градуса поднялась всего лишь на всего. Ну, вот, а это было на восемь градусов выше. А зимние на двенадцать. Вы представьте себе. И климатологи говорят, здесь климат был, в северных широтах, такой же, как на юге Франции и на севере Испании, но с одной существенной разницей, длинный летний световой день, 18-20 часов. То есть перло все из земли, будь здоров, если сейчас серый гусь, откладывающий в дельте Волги на месяц раньше яйца, чем в дельте Северной Двины, ставит своих птенцов на крыло одновременно, то это свидетельствует только об одном. Вот этот вот рассеянный ультрафиолет способствует более быстрому развитию всей органики.
Источник - http://dostoyanieplaneti.ru/articles/viedichieskaia-toponimika-russkikh-riek
В Тамбовской р. Цна -впадает в- р. Мокша Рязанской, та в Оку и Волга.
legarhan.livejournal.com
Откуда у русских рек арийские названия
Мы уже рассказывали вам о том, что в Козельской исторической округе нам известно большое количество рек и ручьёв. Мы попытались объяснить причину наречения большинства из них (здесь).
Мысль о том, что бы еще раз обратиться к причинам возникновения названий наших рек и речушек, подсказал козельский краевед Александр Иванович БАРАНОВ: «В Калужской области есть реки: Кванка, Гвидка, Птара, Высса, Лукосна, да и сама Угра. Они таят в своих названиях, как мне кажется, санскрит. Вот бы проверить…».
Как принято говорить в подобных случаях, - письмо позвало в дорогу. Путь оказался непростым, отчет о путешествии в тайны топонимики, а так называется наука о географических названиях вообще, и гидронимики – о речных названиях, перед вами, уважаемый читатель.
Другусна в черте города, одна из четырёх рек, на которых раскинулся Козельск,
фото автора статьи, 2012 г.
С.А. Рябов
ОТКУДА У РУССКИХ РЕК АРИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ
Несколько лет тому назад мы составили список рек в пределах исторического Козельского района и сделали попытку объяснить происхождение их названий[1]. Изучение всего множества речных названий, а на исследованной территории известно около 160 рек и ручьев, позволяет утверждать, что все они пошли из самых разных языков.
Подавляющее большинство, а таковых свыше 130, это славянские - русские, украинские и белорусские имена. Нет смысла останавливаться на этимологии[2] названий родных речушек с нехитрыми именами Казанка, Коноплянка, да Крапивенка. Какая уж в них тайна?
Река Жиздра, вид с железнодорожного моста, С. Рябов, 2012 г.
Мы отыскали названия, происходящие из тюркских языков, например, реки Вытебеть и Черебеть. Тюркский элемент –беть в их именах переводится как «склон холма, утеса» и свидетельствует о том, что эти текут среди высоких мест или огибают их. Какие-то неясные мотивы из тюркских языков звучат и в других названиях рек.
Наибольший же интерес для нас представили реки с названиями, не имеющими явных славянских элементов или с именами, смысл которых нам вовсе непонятен. Таковых оказалось более двух десятков. Это реки Агнишна, Ароса, Астроганка, Вейна, Велья, Другусна, Жиздра, Клютома, Которинка, Лова, Ловатянка, Лукосна, Лютня, Палакла, Перестряжка, Роса, Сваригоша, Сехнаковка, Таросья, Тросна и др.
В настоящее время учеными изучены и переведены словарные элементы, присущие балтийским и финно-угорским названиям. Результаты анализа словарного состава приведенных названий, с учетом мнения ученых, дают нам основания отнести большинство из них к балтийским и финно-угорским языкам.
Вы спросите, а где же арийские или санскритские названия? Все дело в том, что они «прячутся» среди балтийских и финно-угорских. Это следствие того, что именно эти языки более других несут в себе крепкую память о былом. В этой памяти запечатлены воспоминания и о санскрите.
Но давайте все по порядку.
Санскрит – это один из древних индийских языков, который употребляется и по сегодняшний день. Этот язык распространен в северной и центральной Индии, Пакистане и в ряде других стран мира.
Замечено, что в русском языке и санскрите есть немало общего. Так, например, мы пользуемся почти одними и теми же терминами родства (мать, свекор, дядя и др.), местоимениями (тот, как, свой, вас и др.), числительными (один, трое, первый и т.д.). У нас схож процесс образования слов, при котором особенно важную роль играют приставки и суффиксы. Но что особенно поражает, так это сходство названий географических объектов и, в первую очередь, названий рек - наиболее древних из них.
Вы спросите, так ли важно знать, кто дал имя той или иной реке? В принципе не важно, но это только до какого-то определенного предела.
Ответ на этот вопрос приобретает особое значение, когда пытаются через названия рек доказать, что на территории, по которой они текут, когда-то жили те, кто присвоил рекам свои имена.
Судите сами, в последнее время нет, пожалуй, ни одного такого места на просторах России, где бы краеведы не отыскали среди географических названий «следы санскрита».
Через санскрит уже объясняют даже названия рек Москва и Ока. Название Москвы-реки, как некой Масикавы, «монтируется» из трех слов: маси- - «черная краска»; -ка – «вода»; -ва – подобно[3]. Получается «вода, подобная черной краске», или «черная вода». Название реки Ока переводится с санскрита как «поток» или «прилив».
Наиболее смелые исследователи даже утверждают, что народы, языком которых был санскрит, некогда обитали на берегах наших родных рек и озер. Затем, якобы, все эти племена ушли далеко в Индию, оставив нас наедине со жгучим вопросом относительно смысла наречения ими водных объектов на просторах Русской Земли.
Из-за того, что тот или иной регион, а подчас даже район или область России, запросто провозглашаются родиной ариев - носителей санскрита, у специалистов уже даже ходит шутка: «Откуда ученый, оттуда и арии».
Впрочем, повышенное внимание к речным названиям непонятного толка далеко не беспочвенно. В бассейне Оки действительно существуют реки, названия которых таят в себе корни, сближающие их с языком, на котором говорят те, кто населяет сегодня Индию.
За примерами далеко ходить не надо.
Все реки, в названиях которых обнаруживаются русско-санскритские параллели, могут быть подразделены на группы.
Есть названия, которые восходят к именам богов славянского язычества и богов, упоминаемых в древнеиндийских религиозных гимнах - Ведах.
По территории Калужской области текут реки Рудня и Рудянка. В названиях этих рек угадываются имена богов Рода (у славян) и Рудра (в Ведах). Оба этих божества являются носителями мужского начала, дающего семя земле и всему, что на ней живет, продлевают кровное родство поколений. Совсем не случайно, что понятия «род-ня», «на-род» у русских так созвучны санскритскому «родас» - земля.
Санскритское начало есть и в названии реки Угра: угра - «сильный, могучий, огромный». В индийской мифологии Угра это и одно из имен названного выше бога бурь Рудры.
В Поочье текут реки, названия которых созвучны именам рек, протекающих по землям, описанным в древнеиндийских Ведах.
Автор ряда научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян Наталья Гусева утверждает, что с названиями рек Акша, Арчик, Ваман, Ванша, Хубджа и Ушанас, которые отыскиваются в древнеиндийском эпосе, вполне соотносятся имена рек в бассейне Оки: Акша, Арчиков, Вамна, Ванша, Кубджа и Ушанес. Согласитесь, интригующее совпадение.
Есть реки, названия которых связаны со свойствами, присущими воде, вообще или со словами «река, поток», как они звучат на санскрите.
Так, например, название реки Птара происходит от санскритского слова тара – «переправа». При непосредственном участии этого слова у индийцев образуются такие понятия как таранга – «волна», тараннгини – «река», тарани – «текущий» или «быстpый».
Название реки Упа с санскрита переводится как «около», т.е. река, бегущая где-то рядом или поблизости.
Для того, чтобы ответить на вопрос, откуда все же проистекает «санскритский след» у названий русских рек, обратимся к истории возникновения санскрита и характеру его взаимоотношения с другими языками.
Мосток через речку Другусну, С. Рябов, лето 2012 г.
Одним из наидревнейших языков, который сохранился в достаточно широком объеме, является древнеиндийский. Этот язык принято еще называть индоарийским, т.к. на нем говорили арии (от –арий, т.е. благородный) – группы индоевропейских племен – индоиранцев. В начале II-го тысячелетия до н.э. они пришли на территорию Ирана, Индии, Афганистана и Таджикистана.
Арийские племена принесли с собой ведийский язык, то есть язык названных выше Вед. К середине I-го тысячелетия до нашей эры на основе ведийского языка и сформировался санскрит. Это литературный, строго нормированный язык, которым руководствовались жрецы. К тому времени под ариями уже понимались не какие-то конкретные племена, а только три высших касты.
Таким образом, санскрит родился на территории Индии, далеко за пределами тех мест, где проживали предки славян с их праславянским языком. Ученые спорят о том, где находилась территория расселения древнейших из славян, но большинство из них связывают ее с местом жительства скифов-пахарей в Северном Причерноморье и по Днепру.
Язык древних ариев прошел свое развитие до санскрита вдали от мест, где позже сформировался и древнеславянский язык, а это уже пределы древнерусского государства, т.е. хорошо нам известная Киевская Русь.
Появление праславянского, а затем древнерусского языков и санскрита «разнесено» не только территориально, но и во времени. Санскрит – середина I-го тысячелетия до н.э., праславянский язык – начало I-го тысячелетия н.э., а древнеславянский - VIII-XIV века н.э.
Из сказанного следует, что санскрит не мог контактировать ни с древнерусским, ни с праславянским языком. Этот язык сложился в Индии примерно тогда, когда из общеславянской общности только еще выделялись восточнославянские племена.
АРИИ НИКОГДА НЕ ПРОЖИВАЛИ В ВЕРХНЕМ ПООЧЬЕ. Им, оказывается, совсем и не нужно было долго проживать там, где бы они контактировали со славянами для того, чтобы последние усвоили от них что-то из арийского языка или религии.
Реки, имеющие неславянский «внешний вид», образовались у нас благодаря последовательному заселению территории народами, обладавшими прочными родственными связями. Только вот эти взаимоотношения уходят гораздо в более далёкое прошлое, чем середина I-го тысячелетия до н. э., когда складывался санскрит.
Ответ на вопрос: откуда санскритские имена у рек, озёр, урочищ появились в Европейской части России нужно искать у наших очень и очень далёких предков, которые ИМЕЮТ И ОБЩЕЕ ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДСТВО – ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Из него вышли индоевропейские языки: индоарийская (индийская), иранская, греческая, балтийская, кельтская, германская, славянская и другие группы языков, а также армянский язык.
В каменном веке, с VIII по III-е тысячелетие до н.э. (неолит), все индоевропейцы были едины, говорили на одном праиндоевропейском языке, близко соприкасались друг с другом, молились одним богам. Именно тогда сложились родственные связи будущего санскрита с древнегреческим, латинским, балтославянским, готским языками.
Не будем вдаваться в подробности о том, откуда на Земном шаре начался «исход» праиндоевропейцев. Мнений на этот счет существует несколько: Арктида, Гиперборея, Атлантида и др. – на севере. Ученые допускают также, что все они могли, например, проживать в Причерноморье, которое населяли и балтославянские племена – предки славян и балтов. Отсюда все они в разное время начали распространяться по свету. Праиндоиранцы прошли через Малую Азию на Восток в Индию, Афганистан и в другие места современного проживания.
В более позднее время начали свой путь к новым местам и другие праиндроевропейцы. Верхнее Поочье стало одним из мест, куда прибыли балтославяне – древние предки балтов и славян. От них и пошло большинство названий рек, это они в своем языке принесли сюда арийские основания.
Финно-угорские названия рек пошли от племен, пришедших к нам в Поочье с Урала. Языки, на которых говорили финно-угры (финский, карельский, эстонский, мордовский, удмурдский и др.), хотя и не относятся к индоевропейским, но и они вобрали в себя санскритские элементы. Произошло это тоже в неолитические времена, но только на Урале, где предки финно-угров – пратосаамы близко проживали и контактировали с носителями одной из ветвей праиндоевропейцев, пришедших близко к Уралу из Причерноморья.
Но вернемся к названиям наших рек и попытаемся выделить среди перечисленных рек те, в именах которых просматриваются санскритские начала.
Неподалеку от села Вейно бежит у нас речка Веенка, есть Веенка и среди притоков Оки. Оказывается, что у восточных славян существовал дохристианский бог Вей, которому у индоариев соответствует бог ветра, войны, даритель славы и богатства – Вейю.
Или вот еще один любопытный факт. Маленькая речушка Агнишна – приток реки Коща. На санскрите агни – «огонь», а ведический бог огня – Агни.
Сопоставляя имя бога Агни и название реки Агничная, мы видим не только и не столько совпадение фонетическое. Перед нами указание на два древнейших славянских культа, которые играли важнейшую роль одновременно в религиозном мышлении и всех индоевропейских народов. Во-первых, почитание рек как источника жизни. Во-вторых, обожествление самого огня. Его уважали, его берегли, ему молились.
Сходными внешними чертами наделены были не только боги, но даже и русалки - чудища, населяющие водные струи.
Санскритско-русские параллели просматриваются и в названии речки Сваригоша. У славян Сварог – бог небесного света, отец Дажьбога, у ариев Сварга – небо, небесное сияние. Название реки Сваригоша сближается и с именем ведического божества Варуна: вар – «вода», «самец» или «бык». Варуна выступает у ариев одновременно и как божество космических и земных вод, и как Небесный Бык, которой священной влагой (дождем, снегом) оплодотворяет Корову-Землю.
Наконец, название реки Жиздра. По общепринятой гипотезе оно проистекает от балтийского корня: «жиездрас» - крупный песок, щебень. Однако, в русле нашего разговора вспоминается имя ведического бога Индра, который соответствует славянскому богу Индроку. Оба этих божества разбивают оковы рек, являют нам «ключи источные», это два борца за воду и ее чистоту.
Известно, что в традициях праиндоевропейцев было присваивать богам имена родных и почитаемых рек. Однако известно и другое, в названиях рек в бассейне Оки неоднократно повторяется частица «жи»: Жиличка, Жидоха, Жизлинка, Жижила, Жизна, Житаха, Жимаренка и др. Все они, как и Жиздра, сближаются своими именами со всем тем, что имело поистине божественный смысл для язычников-вятичей - «жизнь», «жито», «живот». У славян почитали Живу – богиню жизни и здоровья, у тех же кто говорит на санскрите, Дживу – «жизнь». Кто знает, не была ли Жиздра у вятичей, наряду с Индроком, такой же богиней, каковым был бог Индра у ариев?
Или взять, например, речку Таросья, ведь и в этом названии тоже не обошлось без влияния элемента – тара, свойственного названию указанной выше реке Птара. Кстати, по мнению ученых окончание –ра в речных названиях указывает на их индоарийское происхождение.
В названии речки Сехнаковка есть санскритский корень сех(к)ай – «поливать». В именах рек Лукосна, Тросна, Другусна наличествует санскритское окончание –сна: «очищение».
Может иметь свое толкование из санскрита и название реки Ароса. Поскольку оно содержит в себе санскритское слово аро-, который обозначает «восхождение» или «подъем», то название Ароса в переводе на русский может означать «реку, текущую не под уклон, а вспять». Быть может, древние жители отметили эту особенность реки во время большой воды в весеннее половодье.
Впрочем, относительно названия реки Ароса, как и реки Роса, может быть принято и другое объяснение. У славян источники воды вообще было принято ласково называть «раса, расинича». В санскрите раса – «жидкость, влага, вода». Не было ли так, что словом «роса» некогда определяли просто реку, речку?
Мы можем привести и другие названия, так или иначе связанные с санскритом.
Бежит у нас ручей Грамотин - малый правый приток Жиздры в ее верховье. В названии ручья есть санскритский корень грама – «селение, деревня». Действительно, по соседству с ручьем находим мы на карте урочище Грамотин – когда-то здесь была деревня, обязанная своим названием речке, на берегу которой она была основана людьми.
Замечено, что одни и те же названия могут быть вполне правдоподобно истолкованы через разные языки. Никакого противоречия здесь нет. Все зависит от того, на каком материале мы будем их объяснять: балтийском, финно-угорском, славянском, санскритском или еще каком-либо.
Взять, к примеру, реку Угра. Приведем далеко не полный перечень слов, которые приводятся для объяснения ее названия: литовские - унгур, унгурупе, вингрус - «луговая», «река угрей», «изгиб»; древнерусское - угре – «венгры»; русские слова угор, угорье – в значении «крутой высокий берег реки, а также от сложного «у + гора».
Другой пример. По территории Козельского района, например, протекают две речки с названием Велья. Одна - левый приток Рессеты, другая – правый приток Другусны. Согласно балто-славянской трактовке, название происходит от слова вилья - «извилистая». Усматривают в названии этой небольшой речушки и мифический смысл. В балтийском фольклоре, например, существует рассказ о том, что многочисленные ручьи, сливающиеся в небольшие речки, - все они являются слезами гигантских великанов, которых балты называли велетами. Однако будет справедливо обнаружить в названии реки Велья и иное начало: вел (вела) на санскрите это «двигаться», «берег».
Лукосна: русское «лука» - изгиб; берег, образующий излучину. С этой точки зрения Лукосна – «непрямая река, которая делает дугу». Как мы уже сказали в начале статьи, в этом названии не исключается и санскритское окончание –сна: «очищение».
Современными исследователями допускается также идея о том, что какие-то названия рек достались нам или от вовсе неизвестных племен или, например, от готов. Это они в конце II века н.э., еще до прихода славян, здесь какое-то время проживали, а затем ушли. Известно, что именно от готов идет такой элемент в названиях рек, как -стр – Днестр, Стрый. Не будем забывать, что и готы – выходцы из праиндоевропейцев. Для нас с этой точки зрения интерес представляют козельские речки Перестряжка и Перестрома. Не напрямую, а через некое «перенесение» из других мест. Что если пришли они к нам, эти названия? Далёкие географически или во времени реки Стром, Стряж или с похожими названиями, быть может, текли по соседству с местами, где проживали те, кто пришёл когда-то под Козельск и принёс с собой память о родной сторонке. По аналогии с названием города Перемышль.
Известно, что славяне пришли в Поочье в начале первого тысячелетия новой эры. А как же они ужились с названиями рек, доставшимися им от прежних жителей?
С приходом славян балтийские и финно-угорские названия, как правило, сами славянами не изменялись, ибо был хорошо известен и понятен изначальный смысл наречения рек. Ведь праславянский язык тогда еще сохранял значительную близость балтским языкам, а те, в свою очередь, к индоевропейскому.
Так произошло и у вятичей. Они прибыли на Жиздру по маршруту: верховья Буга – среднее Поднепровье – верховья Десны (сюда они могли попасть по пространству между Днепром и Десной) – бассейн Угры, куда они переходили по Болве и Снотопи[4]. С вятичами пришла к нам еще какая-то часть санскритских названий, которые эти славяне - потомки праиндоевропейцев, уже дали и сами.
Картина заселения Верхнего Поочья нашими древними предками только внешне напоминает игру в «квадрат – пятнашки», в которой на место одной костяшки приходит другая, которая, в свою очередь, уступает место третьей. За многие тысячелетия Поочье стало тем огромным котлом, в котором «сварилось» воедино особое население со своим культурно-историческим наследием. В своей основе это славяне-вятичи, в культуре которых, как и других славян, до наших дней сохранились отголоски от того времени, когда все индоевропейцы имели общие слова и богов, которые воспевались жрецами.
Итак, какие речные названия достались нам от балтов, какие от финно-угров, а какие от первых славян – скрыто в глубине веков. Вот почему будет уместным вспомнить здесь слова автора труда «Историческая география» С. М. Середонина. Этот ученый еще в 1916 году писал: «… тайна многих народных названий остается до сих пор (да и навсегда останется) нераскрытой. Сам ли народ дал имя реке ли урочищу, родственные ли они, или чужие соседи окрестили их. Почему в одних случаях народ переделывает имя, в других переводит, в-третьих, сохраняет иноземное – на это ответа не может быть дано».
Остается добавить несколько слов о названиях рек, упомянутых в письме А.Баранова.
Название реки Кванка может идти от финно-угорского слова ква – «камень», то есть река, бегущая по каменистому ложу, имеет каменистое дно.
Река Гвидка своим названием роднится со старинным калужским словом швидкий (швыдкий): «быстрый». Замена ш на г – распространенное явление в местном говоре. Таким образом, Гвидка - «быстрая, стремительная река».
Высса-река корнем своего названия выс- восходит к таким понятиям как высота, вышина. Окончание –са является типичным для многих рек в Поочье, сравни Ароса, Роса и др.
Названия рек - древнейшие из известных нам географических терминов. Очень часто они могут нести в себе и дать нам информацию не меньшую, а даже большую, чем результаты раскопок. Вот почему нам представляется необходимым более активно участвовать в воссоздании единого праязыка водной стихии, в том числе, гармонично пользуясь этимологией в стиле санскритско-русских параллелей.
[1] См. С. Рябов «Словарь народных географических терминов, объясняющих названия рек Козельского района», газета «Козельск», NN 68-73, июнь 1999 г.
[2] Этимология – установление исходного значения слов.
[3] Чтобы не затруднять читателей латиницей, здесь и далее слова санскрита приводятся в русской транскрипции.
[4] А.А. Шахматов «Древнейшие судьбы русского племени» (см. сборник «Русский народ. Терминология, исследования, анализ», М., изд. Кучково поле. Полиграфические ресурсы, 2001г., с 48).
< Предыдущая
Следующая >
www.kozelskcyclopedia.ru
Untitled Document
Дедов И.И.
В названьях русских рек – память о миграции древних индославов
У исследователей следов древних народов, ушедших в темные бездны тысячелетий, одним из важнейших инструментов проникновения в эти сокровенные тайны, является лингвистический анализ гидронилов: названий рек, озер и людей, упоминаемых в различных исторических источниках, в том числе в народных эпосах. Из курса истории древних веков мы знаем, что великие русские реки европейской части нашей родины: Волга, Дон и Днепр носили соответственно названия Ра, Танаис и Борисорян. С легкой руки отца истории Геродота эти названия рек закрепились в исторической географии и в истории античности. Наши отечественные историки всех поколений, начиная с эпохи реформатора Петра Великого, выслушав косноязычный урок германских академиков Байера, Миллера и Шлёцера, что русская история началась в конце IX века, когда русичи, якобы, бегали лохматые и в звериных шкурах, прячась в испуге перед европейскими " цивилизаторами " в болотах с камышовой трубочкой во рту, с прилежностью недалеких учеников трепетно усвоили эту туманную немецкую мысль и не пытались заглядывать за установленную ими грань. Только дерзновенный ум великого холмогорца Михайлы Ломоносова восстал против этого низкопоклонства и это нашло отражение во многих его трудах, особенно в написанной им " Истории Российской ", которая из – за сопротивления импортных академиков была опубликована спустя десятки лет после его смерти. В условиях преобладания немецких кровей в царской династии патриотической труд Ломоносова отклика в душах правителей России не получил. Им больше по душе пришелся труд придворного историка Карамзина, который послушно воспроизвел наукообразные измышления немецких авторитетов о начале русской истории. Эту же оскорбляющую душу русского человека ахинею нес историк XIX века С.Соловьев, в этом же ключе работал его ученик В.Ключевский, возглавивший кафедры истории России в ведущих университета страны – Московском и Петербургском. Немецкая точка зрения на русскую историю, норманская теория происхождения русского государства прочно и надолго закрепилась в русской исторической науке. Ее даже не смог поколебать жертвенный патриотизм и энтузиазм большевиков, поскольку с приходом их к власти в Россию нагрянули " иных времен татары и монголы ". Только после сталинских чисток 1937 года появилась возможность взглянуть на русскую историю русскими глазами. Появились замечательные исследования профессора В. Мавродица, академика Б. Рыбакова, лингвистов Н.Марра, О.Трубачёва и других ученых, проникших в глубинные, баснословные и героические времена русской истории. Ныне, после контрреволюции 1991 года, несмотря на второе пришествие " иных времен татаров и монголов " снова развернулись широким фронтом исследования глубин тысячелетней русской истории. Опубликована " История Российская " М. Ломоносова, переизданы забытые великие труды славянофила В.Хомякова, " Велесова книга " и другие первоисточники отечественной истории. Огромный резонанс имеют новые работы крупнейших исследователей отечественной и мировой истории Ю.Петухова, В.Кандыбы, А.Асова, В.Демина, Н.Гусевой, В.Леного и других. Благодаря им европоцентрический взгляд на мировую историю и историю России стал тускнеть и блекнуть, как пустышка, которой бездумно поклонялись наши академические историки, и среди них вознесенный на Олимп в проклятые ельцинские годы Д.Лихачев, ставший неопридворным историком – лакеем узурпатора народной власти, политического проходимца, единственного в мире президента – алкоголика. В противоположность низложенному антинаучному взгляду на мировую и отечественную историю, названные выше историки выработали подлинно научный взгляд, основанный на глубоком изучении исторических источников, их новом, объективном прочтении, тщательном мифологическом и лингвистическом анализе.
Подлинный переворот в мировой и отечественной истории привело обращение этих исследователей к анализу древнеиндийского эпоса –Махабхараты и Рамаяны, зороастрийской Авесты и других, что подтверждает тот факт, что Россия – это не только Европа, как считают низкопоклонствующие перед Западом современные сидельцы Кремля, но и Великая Азия. Именно на эту уникальную и характерную особенность России указывал великий Ломоносов, крупнейший историк – славянофил В.Хомяков, " Велесова книга ", кстати, бессовестно мордуемая академическими историками, типа Д.Лихачева и других. Еще в XIX веке многих исследователей стали привлекать поразительные факты близости санскрита – древнеиндийского языка и славянских языков. О зарождении человечества в северных широтах России в то время написал книгу американский исследователь У.Уоррен: " Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе ". К этому выводу он пришел на основе изучения текстов знаменитых древнеиндийских книг – Вед (сравнить русское " ведать ", " знать " ) и многих других древнейших источников, достижений археологий, антропологий, лингвистики и мифологии. В конце XIX – начале XX веков индийский ученый Б.Г.Тилак опубликовал сенсационные изыскания: " Орион, или исследование древности Вед " и " Арктическая родина в Ведах ", которые явились новым и решающим словом для науки не только о русском и индийском народах, но и о зарождении через них всего человечества. Однако в России продолжал свое шествие ублюдочный и сугубо политизированный европоцентристский взгляд, как на мировую, так и на русскую историю. Можно только выразить сожаление, что наши ученые – историки остались в плену европоцентристских, искусственно сконструированных догм и не откликнулись на величайшие открытия У.Уоррена и Б.Г.Тилака, которые позволили заглянуть в полном смысле в допотопные времена истории ариев затем индославов, как прапредков человечества, отодвинув грань исследований на двенадцать тысячелетий до новой эры. А наши отечественные горе-историки, ленивые и нелюбопытные, как говаривал А.С.Пушкин, продолжали талдычить о якобы одном тысячелетии всей истории Руси, о норманском и варяжском происхождении российской государственности, что является полным анахронизмом и ординарным идиотизмом в свете современных достижений исторической науки. Но русским людям должно знать, что этот специализированный подход к отечественной истории, это упорное игнорирование добытых фактов исторической науки инициированы правителями России, выходцами из русскоязычных – " иных времен татаров и монголов ". Им эта правда совсем не нужна. Их задача заключена в ином – в уничтожении глубинной памяти русского народа и в полной ликвидации самого непокорного (как указал в своих расистских планах Даллес) народа на Земле. Им нужны Иваны не помнящие родства, манкурты, бессловесное быдло. Вот почему долгое время была в забвении книга замечательного патриота, крупного русского ученого. Е.Елачича: " Крайний Север, как родина человечества ". Идеи Уоррена, Тилака, Елачича блестяще развил индийский историк Рахула Санкритьяна, проработавший много лет в университетах СССР, написавший глубокое исследование прародины наших далеких предков: " От Волги – до Ганга ". Именно он впервые ввел в оборот понятие " индославы ", раскрывающее уходящее в глубь тысячелетий родство индийцев и славян, как далеких первопредков человечества, проживавших сперва в районах крайнего Севера евроазийского континента.
Историю и значение слияния индов со славянами поведал в кратком эссе: " Следы вечные " современный мыслитель, эзотерик, " контактёр " Г.Спиваков ( " Природа и человек. Свет ", №4, 2002г.).
В одной из 18 книг Махабхараты, которая названа " Лесной " описаны священные источники, криницы ариев, будущих индославов, проживавших много тысячелетий назад в районах крайнего Севера – европейской части нынешней России. Эти источники – реки и озера на земле древних ариев, где разворачиваются события, описаны в Махабхарате. Ввиду ограниченности места в " КВ " остановимся лишь на названиях трех крупнейших рек европейской части нашей страны – Волге, Доне и Днепре, а также на их притоках и близлежащих озерах. Отметим прежде всего, что земли, на которых разворачиваются события, ограничены с севера Молочным морем, что дает нам полное основание видеть в нем Белое море. Молочным мог его назвать только переводчик, поэтому здесь необходим дополнительный лингвистический анализ данного гидронима, сличение его с оригиналом. Подобные размышления вызывает и море Воруката в знаменитой Авесте. Не Балтийское ли это море, которое в древности и в средние века называлось славянами Варяжским? Созвучие здесь достаточно прозрачное, которое не смогли даже стереть тысячелетия трансформации произношения в славянском языке. Жителей на берегах Воруката, естественно, называли варягами. И в этом не было ничего оскорбительного или предосудительного, ибо это были индославы, то есть арии, вернувшиеся из Индии, которые расселились на территории всей Восточной Европы. Самой большой рекой на землях страны Арьяна Ваэжа (Вечная весна), как сообщает Авеста, была Раиха, или Ра, названная в честь Бога солнца Ра. Махабхарата называет эту реку Гангой. И то и другое название Волги известно историкам и географам с незапамятных времен и было общеупотребительным вплоть до средних веков. О соединении индийцев и славян, например, говорит тот факт, что на новую свою родину, расположенную на полуострове Индостан, арийцы унесли тогда название величайшей реки, дав ее имя новой реке – Ганг.
А может быть привязка имени Ганга к русской реке Волге искусственна и речь в Махабхарате идет совсем о другой реке? Нет ли дополнительных сведений, свидетельствующих, что данное построение отражает действительность тех далеких времен? Таких свидетельств хоть отбавляй. Левый, самый большой приток Ганги – Волги и ныне носит название древнего бога любви Кама, который стал, по всей вероятности, общим у индославов и остался таковым у индийцев до наших дней. Кто из ныне живущих не знает знаменитой книги любви " Кама – сутра " ?
Но если это так, то и крупнейший правый приток – Ока у Ганги –Волги должен иметь какие-то признаки, свидетельствующие о связи времен. Посмотрим, о чем говорят тексты священных арийских книг. В Махабхарате земля между Гангой и правым притоком, который течет с юго-запада под названием Ямуна, называется священной. Название реки происходит от древнейшего бога ариев – Яма, бога смерти. А память предков для всех народов всегда была священна. Ямуна, гласит древнеиндийское предание, является самым крупным притоком Ганги – Волги справа. Ныне название Ямуна утрачено, но следы его остались не только в памяти народа и в древних сказаниях, но и на географической карте. Судите сами: у Оки – Ямуны имеется несколько притоков, которые сохранили старое название Оки – Яма, Ямна, Има. Несколько укороченные названия притоков свидетельствуют лишь о языковой трансформации в потоке тысячелетий, но коренная основа в них сохранена в первозданной свежести. Более того, согласно текстам древнеиндийских книг у Ямуны было и второе название: Кала. Известный исследователь древности С.В.Жарникова свидетельствует, что и ныне местные жители устье Оки называют устьем Калы. Поистине: реки – хранилища памяти народов!
С.В.Жарникова, анализируя ту часть Махабхараты, которая называется " Хождение по криницам ", отмечает десятки совпадений названий рек в бассейне реки Оки (священной земли!), отмеченных в древнейшей книге и на сегодняшней географической карте России: Акша – Акша (совпадение буква в букву!), Апага – Апака, Аспта – Асата, Ванша – Ванша, Вараха – Варах, Варадана – Варадуна, Кушика – Кушка, Плакма – Плакса, Ушанас – Ушанес, Шона – Шана, Якшини – Якшина. Как видим расхождения в названиях совершенно минимальны. Это ли не свидетельство великой памяти священных книг, эпоса народного, которые нередко наши ученые – историки высокомерно третируют, считая их старым, никому не нужным хламом и набором нелепостей! Еще более поразительна связь индийцев и славян, которая просматривается в таких названиях рек, как Сита – современная Сить, Сома – Сомь, Шива – Шивская и озеро Рама, которое называется и сегодня Рама. Мы видим здесь богов и героев арийских, вошедших в древнеиндийские сказания и священные книги, запечатленных не только в памяти народа, но и на современной географической карте России. Могут ли быть такие многочисленные совпадения случайными? Конечно нет! Это явные следы совместного проживания и повторного возвращения Ариев, ставших индославами, на эту священную землю через много тысячелетий. Некоторые ученые называют этот период 7 – 12 тысячелетий до н.э. (Контактер Г.Спиваков называет время исхода ариев в Индию – 2,5 тысячи лет до н.э.). На этом фоне мы отчетливо видим, как нелепо звучат утверждения немецких академиков о начале русской истории в конце IX века, каким анахронизмом и мертвечиной веет от писаний так называемого академика – историка Д.Лихачева, что в конце IX века наши предки бегали в звериных шкурах и были совершенно беспомощны и глупы. Как прикажете это понимать? Ну, немцы, хотя и академики, – понятно. Это извечные наши враги. Их задача – превратить Россию в колониальный придаток, а для этого необходимо оглушить, унизить, русский народ. Эту задачу они пытались решить со времен Александра Невского, но ничего не получилось. Во времена Петра Великого они, как некое насекомое, впились в тело русского человека, поглощая в течение двух столетий его кровь и лучшие силы. Ныне они эту задачу решают более успешно, благодаря шайке " иных времен татаров и монголов ", засевших в Кремле и оккупировавших Россию. Но как можно понять наших национальных историков, в том числе Д.Лихачева? Не чужому ли богу служат они? Не являются ли они платными агентами враждебного зарубежья? Под чью дудку они пляшут и сколько им за это платят? Чтобы сегодня ни говорили о Сталине, но он был мудр и не случайно отправил в свое время Д.Лихачева на Соловки для свободных размышлений и для самообразования. Он прекрасно разбирался в людях и видел в каком направлении дрейфует этот молодой ученый. Время показало, что горбатого исправит только могила.
Но возвратимся к нашим рекам. В Махабхарате и Рамаяне упоминается еще одна крупная река, которая берет свой исток недалеко от Ямуны – Оки, течет на восток, а затем на юг и впадает в Червонное (т.е. Красивое) море. Так в древних русских летописях называли нынешнее Черное море. Реке, признаки которой описаны выше, соответствует Дон, ибо именно он берет свое начало недалеко от тех мест, где находится исток Ямуны – Оки. И направление его течения соответственно отражено в древнеарийских текстах. Единственное расхождение лишь в том, что ныне он впадает не в Черное море, а в Азовское. Но не исключено, что в те баснословно далекие времена это было единое море. В Махабхарате и Рамаяне эта река носит название Синдху, что на санскрите означает " большая вода ", " поток ". Но действительно ли это нынешний Дон? Не допущена ли здесь в определении ошибка? Давайте разберемся. В древнеиндийских источниках отмечено, что эта большая река по имени Синдху течет на запад от Ганги – Волги и противоречия здесь мы не находим. В древнеиндийском сказании " Хождение по криницам " отмечается, что крупным притоком Синдху является Варуна, что на санскрите означает Ворона. Смотрим на современную географическую карту европейской России и видим, что действительно есть такой приток Дона – Ворона. Кандидат исторических наук С.В.Жарникова отмечает эту деталь, подтверждающую идентичность Синдху и Дона. В описании криниц пятитысячелетней давности, отмечает она, говорится о реке Пандье. Но географическая карта Восточной Европы и сегодня имеет реку Панда, которая в те далекие времена впадала в Варуну, нынешнюю Ворону, приток Синдху – Дона. Нужны ли еще доказательства, что Синдху и Дон – это одно и то же? Пожалуйста, их немало!
Вспомним наш знаменитый русский эпос " Слово о полку Игореве ". Когда в начале похода князя Игоря на половцев началось солнечное затмение, как грозное предзнаменование, прозвучали призывные слова князя, кои в переводе на современный язык звучат следующим образом:
" О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;
Сядем же, братья, на борзых коней Да посмотрим синий Дон... "
А в переводе советского поэта Николая Заболоцкого мы читаем:
" Князь промолвил: " Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья на лихих коней да посмотрим синего мы Дону! "
Как могучий рефрен и в оригинале, и в вольных переводах, мы видим " синий Дон ", который в разных вариациях, чередуясь с эпитетом " великий ", упоминается в золотом русском " Слове ". Случаен ли именно этот эпитет в приложении к понятию Дон? Тем более, что мы привыкли именовать Дон – Тихим. Эпитет " Тихий " прочно закрепился за рекой Дон в начале XX века, когда вышел в свет исторический очерк Ивана Родионова " Тихий Дон ", а за ним вышла эпопея Михаила Шолохова с этим же названием. Но почему наши предки именуют его синим ? Это имеет под собой глубочайшую историческую почву. Дело в том, что во времена сложения " Слова о полку Игореве " наши предки еще помнили времена совместного проживания с индославами помнили старое название Дона – " Синдху ", которое через тысячелетия трансформировалось в силу объективных законов языка в Синий Дон. Русское напевное, мелодичное словообразование не терпит стяжания букв, нагромождения согласных звуков, что является характерным для санскрита. В русском языке, в пору его активного развития и словообразования, первый слог рассматриваемого названия реки приобрел дополнительный гласный звук и зазвучал легко и мелодично " синий ". Второй слог по законам русского словообразования освободился от стяжания, нагромождения согласных и тоже приобрел свой гласный звук, что заставило слово звенеть мощным, призывным набатом Син – Дон. Это означало, возможно, на праславянском языке: " большая вода, море ". Примечательно, что звук " Дон " входит в названия всех рек направленных от Дона на запад, что свидетельствует о продвижении славян в данном направлении в течение тысячелетий. Сравните: Дон-енд (Днепр), Дон-естр (Днестр), Дон-ай (Дунай). Слог " Дон " (в смысле " большая вода ", мы находим и в других регионах, что свидетельствует о проживании древних славян в этих землях. Например, на Северном Кавказе имеется река Ардон, что означает на древнеславянском ярый Дон, поток (Яр – Дон славит древнеславянского бога Яра). Яр – означает сильный, могучий, яростный. Это же означает и река в Палестине – Иордан, в которой крестился Иисус Христос и крестил своих присных. Исследования Юрия Петухова – историка, археолога, лингвиста и этнолога показывают, что в этих местах побывали древнейшие славяне – русичи.
История свидетельствует, что в северном Причерноморье, в районе впадения Синдху – Дона в море, проживал в античные времена народ синды. Древнее название Анапы, современного детского курорта на Черном море, тоже созвучно этому: Синд. Следует указать, что название этой реки своей прародины арийцы также унесли на свою новую родину – в Индостан, где вторая крупнейшая река субконтинента названа Инд, что течет рядом с Гангой.
К сожалению, европоцентристский взгляд на русскую историю заслонил эти исходные реалии жизни славян – русов и наложил на них свою печать, связанную с представлениями о дикости и варварстве племен, проживающих на равнинах Восточной Европы. За ними надолго закрепились придуманные древними греками имена скифов – кочевников и сарматов, а река Дон получила в геродотовой истории и географии имя Танаис, что является искажением греческого Донанс. Вплоть до средних веков в европейской географии эта река продолжала носить название Танаис. В сердцах же русских людей с незапамятных времен Дон всегда был великим, синим и тихим.
В Махабхарате упоминается еще одна великая река славян – русов, которая как указывается в источнике, течет на запад от Верховьев Ганги – Ра. Это Саданаиру, или Великий Днепр. В европоцентристской истории и географии эта река со времен Геродота получила имя Борисорен (искаженное греками второе славянское название реки – Берестень, что значит " Березовый " ). Как видим, древнейшее название этой реки с небольшим изменением сохранилось до наших дней. Мы можем только поражаться величайшему богатству, небывалому разнообразию, удивительной точности и уникальности таких исторических источников как древнеарийские Веды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, зороастрийская Авеста. Это мощный и чистый кладезь, заглянув в который мы, русские люди, увидели свою многотысячелетнюю историю и культуру словно в чистейшем зеркале – в волшебной кринице, в роднике, дающем жизнь. Обращение к этим источникам вновь и вновь, их внимательное прочтение, сравнительный анализ обещают нам крупные открытия в славяно-русской истории. Это равносильно омовению в святой кринице, дающей жизнь, радость, перспективу.
Итак, забьем последний гвоздь в трухлявый гроб европоцентристской истории – самонадеянной и ограниченной, узколобой и меркантильной по духу, насквозь политизированной и лживой.
Махабхарата и Рамаяна, древнеарийские Веды, зороастрийская Авеста и другие Веды должны быть переведены русскими историками – патриотами, прекрасно изданы и стать священными книгами в каждом русском доме.