Виды современного искусства (стр. 1 из 4). Древнейшие виды искусства
Виды искусства и их классификация
Разделы: Общепедагогические технологии
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.
Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ
АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
ЖИВОПИСЬ
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на:
- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.
СКУЛЬПТУРА
Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
- горельеф - высокий рельеф,
- барельеф - низкий рельеф,
- контррельеф - врезной рельеф.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
- памятники,
- монументы,
- мемориалы.
Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.
В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.
Литература подразделяется на:
- Художественную
- Учебную
- Историческую
- Научную
- Справочную
Основными жанрами литературы являются:
- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.
- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.
- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:
- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.
Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:
- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;
- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.
Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.
ХОРЕОГРАФИЯ
Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.
Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.
Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.
Театральные постановки подразделяются по жанрам:
- Драма;
- Трагедия;
- Комедия;
- Мюзикл и т.д.
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.
ФОТОИСКУССТВО.
Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).
Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
КИНОИСКУССТВО
Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.
Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.
Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.
Определены также жанры кино:
- драма,
- трагедия,
- фантастика,
- комедия,
- историческое и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.
Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Понятие искусства. Виды искусства и их характеристика.
Понятие искусства. Виды искусства и их характеристика.
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Предмет - мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой.
Функции искусства:
· эстетическая - позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
· социальная - искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
· компенсаторная -позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
· гедонистическая - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
· познавательная - позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
· прогностическая - отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
· воспитательная - проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства.
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.
Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.
Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.
Понятие о художественном образе в искусстве.
К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис. Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу.
Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира.
Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств.
Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины - образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой.
Искусство Древнего Египта
В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами.
В эпоху Древнего царства уже сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Считалось, что после смерти наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле - вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. В гробницу помещали портретную статую умершего. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается отвлеченным, психологически не расшифрованным. По крайней мере в Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными. Множество небольших статуэток - так называемых "ушебти" - заменяли покойному слуг. На стенках гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий. Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники - зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, их имена были известны и окружены почетом. В Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей - фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута с локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. Сдержанной и непестрой была и раскраска - рельефы всегда раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых с голубыми и зелеными - тона земли и безоблачного неба Египта.
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не оставалось совершенно тем же самым. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не осмеливался на сооружение таких фантастически-гигантских усыпальниц, как Хеопс и Хефрен. Можно заметить известную двойственность в эволюции стиля. С одной стороны - снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых "вольностей" в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Зато много непосредственности в мелкой пластике Среднего царства - деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. В массе своей эти фигурки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа, да и не всякий камень годился для высекания рельефа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.
Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой. Естественно, что при таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины: фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканным. Живописные вольности редко допускались в росписях царских гробниц - там каноны сохранялись строже - но в границах номархов художники отваживались на новаторство.
Древнегреческая скульптура.
В начале периода архаики в статуях VII века до н. э. — корах и куросах — возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. К числу хорошо сохранившихся женских фигур относится «Богиня с гранатом» из Кератеи, «Богиня с зайцем» из Герайона. Ярким примером мужских изображений является скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная Полимедом Аргосским.
Одновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играет рельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествовательных композиций на мифологические темы. Ранним примером решения композиции фронтона является скульптура храма Артемиды в Керкире.
Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина, изображающие войну греков с троянцами. Старой, ещё архаичной чертой композиции западного фронтона является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины. Вместе с тем в фигурах воинов, в особенности в изображениях павших и умирающих, лежащих в узких углах фронтона, много нового. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтона, передающая постепенное угасание жизненных сил павшего. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей ещё на первом фронтоне.
Одним из важных памятников, знаменующих собой переход к высокой классике, считается бронзовая статуя Посейдона. Бог моря представлен в шаге, занесшим руку, некогда державшую трезубец. Здесь, как представляется, впервые была решена задача сочетания грозного, энергичного движения и монументальной устойчивости фигуры.
В период Поздней классики греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота. Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.
Живопись модерна
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.
Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.
Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты ( война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.
С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.
Архитектура модерна
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.
В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.
Живопись М. Врубеля
Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы, причем в русле церковного искусства.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан", "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень", пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" – в картинах "Демон" и "Демон поверженный".
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", Портрет Валерия Яковлевича Брюсова), – работ, переходных от модерна к авангарду. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.
Понятие искусства. Виды искусства и их характеристика.
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Предмет - мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой.
Функции искусства:
· эстетическая - позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
· социальная - искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
· компенсаторная -позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
· гедонистическая - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
· познавательная - позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
· прогностическая - отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
· воспитательная - проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства.
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.
Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.
Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.
infopedia.su
Виды искусства. Выбери свой
В наше время, когда общество заполонили компьютерные понятия и логика, духовное развитие человека стало очень важным. Что же может раскрыть душу, как не искусство?
Различные виды искусства развиваются на протяжении уже многих миллионов лет. Раскрывая свой творческий потенциал, люди становятся чище и свободнее духовно. Это очень важно в наше время.
За всю историю человечества накопилось уже достаточное количество ответвлений искусства, поэтому каждый из нас может выбрать то, что ему придется по душе.
Перечислим основные виды искусства:
литература. Для построения различного рода образов, в данном виде искусства используется словестно-письменная форма. Литература подразделяется на три основных рода - лирика, эпос и драма, а также она имеет огромное количество жанров;
музыка. Здесь используется звуковое представление искусства. Музыка подразделяется на две группы: инструментальную и вокальную;
танец. Искусство танца построено на пластике человеческого тела. Танцы имеют огромное количество направлений и видов;
живопись. В данном виде искусства переживания человека отражаются на полотне, посредством красок и кистей;
архитектура. Этот вид отражает человеческую сущность в виде различного рода сооружений и зданий, предназначенных для жизни человека;
скульптура. Она создает произведения искусства, которые имеют объем. Это могут быть скульптуры человека, животного или какого-нибудь божества;
декоративно-прикладное искусство. Название этого вида говорит само за себя. Данный вид искусства связан с разнообразными прикладными нуждами;
театр. Здесь самым главным является игра и переживания актеров на сцене;
цирк. Сюда входят различные необычные актерские номера с участием животных, птиц и с использованием вспомогательных инструментов;
кино. Оно является развитием такого вида искусства, как театр. По понятию они одинаковы, но в кино используются современные аудиовизуальные технологии;
фотография. Фотография очень похожа на живопись по своему результату, но отличается тем, что благодаря совершенствованию техники на нашей планете, теперь можно и без применения красок запечатлеть прекрасный вид или образ.
Все виды искусства занимают в жизни любого человека далеко не последнее место. Некоторые творят сами, а некоторые наслаждаются творениями других.
В последнее время многих увлекают современные виды искусства. К ним можно отнести кинематограф, фотографию, графику, архитектуру и многое другое.
Каждый человек по натуре своей талантлив. Главное задачей любого из нас является найти этот талант в закромах своей души. Когда человек творит, он выплескивает всю свою негативную энергию в пространство, и его душа становится чистой.
Все виды искусства всегда открыты для людей и прячут за собой огромное количество перспектив. Люди любят всё красивое и необыкновенное - это заложено в нас матушкой-природой. Не нужно отторгать эту любовь. Она естественна. Природа заранее позаботилась о нас и дала нам возможность в искусстве выражать все свои эмоции и переживания. Творите! И этот мир станет гораздо чище и светлее!
fb.ru
Тема 4. Искусство и его виды - Эстетика
Тема 4. Искусство и его виды
План
4.1.
Понятие искусства
4.2.
Пространственные виды искусства:
·
архитектура;
·
скульптура;
·
живопись;
·
фотография.
4.3.
Динамические виды искусства:
·
литература;
·
музыка..
4.4. Синтетические
виды искусства:
·
театр;
·
цирк;
·
кино;
·
эстрада;
·
хореография;
·
телевидение.
4.1. Искусство – форма общественного
сознания, специфический вид духовно-практического освоения мира. Искусство
– одна из важнейших сфер культуры. Без него невозможно представить жизнь людей.
Зачатки
художественной деятельности человечества отмечаются еще в первобытном обществе,
задолго до появления науки, философии. И все же проблема сущности и специфики
искусства не решена полностью до сих пор. Какой же смысл вкладывается в понятие
«искусство». Можно выделить 3 разных значения этого слова.
1. Искусство
– мастерство. –В этом значении «искусство» выступает как искусно, технично
выполненная деятельность, результатом которой является нечто искусственное по
сравнению с естественным, природным. Высшая степень умения, мастерства в любой
сфере деятельности. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова
«технэ» – искусство, мастерство.
2. Искусство
– творчество по законам красоты.
Такое
творчество относится к широкому кругу деятельности:
·
создание полезных вещей, машин;
·
оформление и организация общественного и личного быта;
·
культура повседневного поведения;
·
общение людей и т.д.
Объект
искусства – как и науки, философии – окружающий мир.
Предмет
искусства – реальность, жизнь в ее самом широком общественном значении.
3. Искусство
– художественное творчество, продуктами которого являются социальные, духовные,
эстетические ценности.
Искусство
оказывает влияние на формирование личности, обогащает ее
чувственно-эмоциональный и интеллектуально-мыслительный потенциал.
Искусство
совершенствует творческие способности и возможности человека, побуждая его к
деятельности по законам красоты.
Отличие искусства от науки:
1. Объектом
науки является истина, а объектом искусства – красота.
2. Отражение действительности:
в науке – в форме абстрактных понятий, в искусстве – в формах художественных
образов.
Искусство
существует в конкретных своих видах, является моделью деятельности
личности и отражением мира в определенных исторических условиях, оно классово
и политически ориентировано, национально и интернационально.
Искусство
существует в конкретных своих видах: архитектура, скульптура, живопись,
театр, литература, музыка и др.
4.2.
Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности,
обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и
различающиеся по способам материального воплощения.
Каждый вид
искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительных средств и
приемов.
Виды искусства отличаются друг от друга:
·
предметом изображения;
·
использованием различных изобразительных средств.
Попытки
изучить строение мира искусств были предприняты в глубокой древности. Первой
попыткой является мифологическая классификация видов искусств, которая
включает в себя: трагедию, комедию, «техническое искусство»:
архитектура, медицина, геометрия; «мусическое искусство»: поэзия,
музыка, танец.
В эпоху
Возрождения было произведено исследование различий между изобразительным искусством
и поэзией. Л. да Винчи в «Книге о живописи» и Лессинг в «Лаооконе», Ш.Батте в
трактате «Изящные искусства» дали первый глубокий анализ искусства.
В начале XIXв.
Гегель в «Системе отдельных искусств» изложил взаимоотношения между пятью
главными видами искусств – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией;
проанализировал закономерности разделения поэтического искусства на роды: эпический,
лирический и драматический.
Начиная с
XIXв. мировая эстетическая мысль (Гегель, Шеллинг, Вагнер, Скрябин и др.) доказала
равноценность и необходимость существования и развития всех
видов искусств.
В эстетической и искусствоведческой литературе
сложились определенные схемы и системы классификации искусств. Наиболее
распространенной схемой является его деление на три большие группы:
1 группа
– пространственные или пластические виды искусства:
·
архитектура;
·
все жанры изобразительного искусства;
·
художественная фотография.
2 группа –
временные или динамические виды искусства: литература и музыка.
3 группа:
пространственно-временные виды: театр, кино, телевидение, хореография,
эстрада, цирк.
В современных
условиях заметно повышается художественное начало в различных сферах человеческой
деятельности. Спортивные празднества все больше превращаются в целостные театрализованные
представления, а в отдельных видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика)
мастерство спортсменов поднимается до уровня настоящего художественного творчества.
Облик, экспозиция, реклама различных выставок, ярмарок представляют собой
эстетически наполненное художественное творчество.
Архитектура
(от греч. строитель) – это вид искусства, целью которого является создание
сооружений, отвечающих утилитарным, духовным и эстетическим потребностям людей.
Следуя определению, в ней воедино сливаются польза
и красота, технические и эстетические начала.
Архитектуру многие считают искусством историческим.
Ведь для того, чтобы укрыться от непогоды, первобытный человек должен был
соорудить себе какое-нибудь жилье, а это – ее начало.
В Древнем
Египте строились огромные гробницы, пирамиды, храмы со множеством колонн.
Для этой архитектуры характерны: геометрическая четкость форм, несочетаемость
масштабов сооружений и человека, монументальность, подавляющая личность.
Грандиозные
сооружения создавались не для удовлетворения реальных потребностей народа, а во
имя культовых целей, во имя возвеличивания деспотической власти фараона.
В Древней
Греции архитектура приобретает демократический облик.. Культовые сооружения
теряют свой гнетущий характер. Так, храм Парфенон своей красотой утверждает красоту,
свободу, достоинство человека. Возникают новые виды общественных зданий и построек:
театры, стадионы, шкоды. Архитектурные сооружения строятся по гуманистическому
принципу красоты, который был сформулирован Аристотелем: прекрасное должно
быть не слишком большое и не слишком маленькое. Человек – мера всех вещей, в архитектуре
присутствует мера красоты и масштабов сооружения.
В
Средневековье в архитектуре господствует готический стиль. В
готических соборах выражались не только религиозный порыв к Богу, но и
страстная земная мечта о счастье.
В эпоху
Возрождения начинает развиваться стиль барокко. Здания, построенные
в этом стиле, отличались вычурностью, большим количеством лепных украшений,
внутренней росписью. Архитектуре этого времени присущи пафос, приподнятость,
контрастность форм. Примеры этого стиля: Версальский дворец, Зимний Дворец
в Петербурге, ансамбли Царского села (архитектор Растрелли).
В эпоху
Нового времени (начиная с XVIIIв) возникают стили рококо (раковина)
и ампир. Характерные черты рококо: богатая роспись, большие
зеркала, создающие впечатление легкости и нематериальности стен.
В стиле ампир
(империя) выражена монументальность и величественность, воплощены
эстетические вкусы крупной буржуазии (триумфальная арка в Париже).
С XVI до 30-х
годов ХХвв насчитывает трехвековую историю стиль классицизм. Его
признаки: соразмерность, пропорциональность, ясность, достигаемые простыми
конструктивными и художественными средствами. •Это различные типы зданий:
промышленные, административные, многоэтажные жилые дома. Все это требовало
от архитектора решения следующих задач: создание удобного для эксплуатации
здания и эстетически завершенной формы.
В ХХв.
важнейшее значение начинает приобретать «архитектура малых форм»: киоски, урны,
тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.
В условиях
мирового экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная
«зеленая архитектура», т.е. «садово-парковая» культура.
В
преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных
форм»: дороги, мосты, триумфальные арки, телевизионные мачты и др. Их
отличает масштабность и сложность технической конструкции.
Архитектуру
справедливо называют летописью мира. Ведь она говорит тогда, когда уже
молчат предания о безвозвратно ушедшем народе и его культуре. На страницах этой
«каменной книги» запечатлены целые эпохи человеческой истории.
Изобразительное
искусство включает в себя: живопись, графику, скульптуру, художественную
фотографию.
Живопись – это вид изобразительного искусства,
произведения которого создаются на плоскости с помощи красок и цветных
материалов.
Живопись бывает:
монументальная – живописные произведения
большого масштаба: живопись на стенах, сводах, столпах и т.д.
Ее разновидности:
мозаика – монументальная живопись, в которой
изображение или орнаментный мотив выполняется из отдельных, очень плотно
пригнанных друг к другу цветных камней, мрамора, кубиков разноцветной
стеклянной пасты – смальты;
фреска – живопись по сырой штукатурке
красками, разведенными на известковом растворе;
станковая – живопись, имеющая самостоятельное
значение, картины различных жанров, написанные на полотне ( реже на картоне,
бумаге), чаще всего масляными красками.
Основные жанры живописи:
·
пейзаж – изображение природы;
·
портретная;
·
натюрморт – изображение естественных предметов: фруктов, цветов,
вещей и т.д.;
·
сюжетно-тематические картины – изображение исторических,
батальных и бытовых сцен.
Миниатюра – живописное произведение небольшого
формата, исполненное на бумаге, металле, керамике, фарфоре, дереве.
Графика –
однотонный рисунок. Она бывает в виде гравюры (гравюра –
печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенного на деревянную или металлическую
доску)., карикатуры, литографии (способ плоской печати на камне (известняке)).
Скульптура – вид изобразительного искусства,
воспроизводящего действительность в объемно-пространственной форме.
Основные
используемые материалы: камень, бронза, мрамор, дерево.
Виды скульптуры:
1. монументальная
– памятники, монументы.
2. станковая
– произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельное
значение.
3. скульптура
малых форм – игрушки, медали, резьба по камню.
Художественная
фотография - относительно молодой вид искусства. Сегодня фотография – это
не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем
выбора объекта, освещения, специального положения фотоаппарата может создать
художественный образ. В конце ХХ ст. художественная фотография заняла свое
особое место в ряду изобразительных видов искусств.
Декоративно-прикладное искусство – это древний вид
творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для
удовлетворения как практических, так и эстетических потребностей человека.
Этот вид
искусства очень древний, он использовался для украшения предметов. Художественно-образный
смысл декоративно-прикладного искусства – орнамент, который становится признаком
определенного национального своеобразия, по которому мы без труда узнаем, какой
национальности он принадлежит: древнегреческие росписи на глиняных вазах,
туркменские и китайские ковры, западно-украинские, русские печи и т.д. Этот вид
искусства способствует совершенствованию предметной культуры, художественное
оформление вещи должно быть строго согласовано с ее практическим значением.
4.3.
Литература – письменная форма искусства, один из основных его видов.
Термин
«литература», начиная с XVIIIв, вытеснил понятия «поэзия». «поэтическое искусство».
Главным выразительным и изобразительным средством литературы является слово.
Оно раскрывает сюжет, показывает литературные образы в действии, а также
непосредственно формирует авторскую позицию и делает ее доступной читателю.
Являясь
наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова
создает реальное живое бытие и то, что называется «художественная действительность».
История
мировой литературы восходит из глубокой древности, фольклора. Древнейшие литературные
памятники - «Библия», «Повесть временных лет», «Рамаяна». Они стали фундаментом
мировой культуры.
Музыка – вид искусства, использующий в качестве
средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.
Поражает в
музыке ее способность говорить о многом, не говоря ни слова, выражать многое,
не используя зрительных образов.
Содержанием
музыки выступают художественно - интонационные образы. Компонентами музыкальной
выразительности являются: мелодия, лад, гармония, ритм, темп, динамические
оттенки, инструментовка. Своеобразие этих компонентов характеризует национальные
черты разных народов в произведениях музыкального искусства.
Жанры
музыки: опера, симфония, камерная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная
и др.
Музыка способна оказывать влияние на самых
неподготовленных людей, воздействовать музыки на рост растений, врачевать
болезни, изменять настроение в нужном направлении. Произведения мировой
классики рекомендуют слушать для уменьшения раздражительности, тревоги, от
головной боли. Музыка и национальна, и интернациональна, она не знает границ.
Современная музыка активно включена в систему синтетических видов искусства:
театра и кино.
14
bookwu.net
Виды современного искусства
Московкий Гуманитарный Университет
Курсовая работа на тему:
«Виды современного искусства»
Выполнил студент
группы ___
__________________
Москва
2007
Содержание:
1. Введение
2. Живопись как вид искусства
3. Вид изобразительного искусства - графика
4. Древний вид искусства - скульптура
5. Архитектура - искусство проектировать и строить
6. Основные направления и приемы современного искусства
7. Кинетическое искусство
8. Приемы современного (авангардистского) искусства
9. Заключение
Список используемой литературы
Введение
Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.
Рассмотрим основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.
2. Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.
В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование.
Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.
В XX в. продолжался поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно привело к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.
3. Вид изобразительного искусства - графика
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.
Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.
Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок (народная картинка), а в газетно-журнальной - карикатура (от итал. caricature - преувеличивать; это изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического).
Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги {суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
4. Древний вид искусства - скульптура
Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и тому подобное) также называют скульптурой.
Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и другое. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).