Древние мифы китая. Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людей. Древние мифы китая


Легенды и мифы Древнего Китая.

Китай — древняя страна, имеющая богатую и разнообразную мифологию. История и культура страны насчитывают несколько тысячелетий. Самая развитая цивилизация древности сумела сохранить свое наследие. До наших времен дошли уникальные легенды, повествующие о сотворении мира, жизни и людей. Существует огромное количество древних сказаний, но мы расскажем о самых значимых и интересных мифах Древнего Китая.

Легенда о Пань-гу — создателе мира

Первые мифы Китая повествуют о сотворении мира. Считается, что он был создан великим божеством Пань-гу. В космосе царствовал первозданный хаос, не существовало ни неба, ни земли, ни яркого солнца. Нельзя было определить, где верх, а где низ. Не было и сторон света. Космос представлял собой большое и крепкое яйцо, внутри которого была только темнота. В этом яйце и жил Пань-гу. Много тысяч лет провел он там, мучаясь от жары и недостатка воздуха. Устав от такой жизни, Пань-гу взял огромный топор и ударил им по скорлупе. От удара она раскололась, разделившись на две части. Одна из них, чистая и прозрачная, превратилась в небо, а темная и тяжелая часть стала землей.

Однако Пань-гу боялся, что небо и земля снова сомкнутся воедино, поэтому он стал придерживать небосвод, с каждым днем все сильнее поднимая его ввысь.

18 тысяч лет Пань-гу держал небесный свод, пока он не затвердел. Удостоверившись, что земля и небо больше никогда не соприкоснутся, великан отпустил свод и решил отдохнуть. Но, удерживая его, Пань-гу потерял все свои силы, поэтому тут же упал и умер. Перед смертью тело его трансформировалось: глаза стали солнцем и луной, последний вздох — ветром, кровь потекла по земле в виде рек, а последний крик стал громом. Так мифы древнего Китая описывают создание мира.

Миф о Нюйве — богине, сотворившей людей

После сотворения мира мифы Китая повествуют о создании первых людей. Богиня Нюйва, живущая на небесах, решила, что на земле не хватает жизни. Прогуливаясь возле реки, она увидела свое отражение в воде, взяла немного глины и стала лепить маленькую девочку. Закончив изделие, богиня обдала ее своим дыханием, и девушка ожила. Следом за ней Нюйва слепила и оживила мальчика. Так появились первые мужчина и женщина.

Богиня продолжила лепить людей, желая заполнить ими весь мир. Но процесс этот был долгим и утомительным. Тогда она взяла стебель лотоса, обмакнула его в глину и встряхнула. Маленькие глиняные комочки полетели на землю, превращаясь в людей. Испугавшись, что ей придется снова лепить их, она приказала творениям самим создавать свое потомство. Такую историю рассказывают мифы Китая о происхождении человека.

Миф о боге Фуси, научившем людей ловить рыбу

Человечество, созданное богиней по имени Нюйва, жило, но не развивалось. Люди ничего не умели, только собирали плоды с деревьев и охотились. Тогда небесный бог Фуси решил помочь людям.

Мифы Китая рассказывают, что он долго бродил по берегу в раздумьях, но вдруг из воды выскочил жирный карп. Фуси поймал его голыми руками, приготовил и съел. Понравилась ему рыба, и он решил научить людей ловить ее. Да только воспротивился этому бог драконов Лун-ван, боявшийся, что они съедят всю рыбу на земле.

Царь драконов предложил запретить людям ловить рыбу голыми руками, а Фуси, подумав, согласился. Много дней он размышлял о том, чем можно поймать рыбу. Наконец, прогуливаясь по лесу, Фуси увидел паука, плетущего паутину. И бог решил по ее подобию создать сети из лиан. Научившись рыбачить, мудрый Фуси сразу же рассказал о своем открытии людям.

Гунь и Юй борются с потопом

В Азии до сих пор очень популярны мифы Древнего Китая о героях Гуне и Юйе, которые помогали людям. Случилось на земле несчастье. На протяжении многих десятков лет реки бурно разливались, уничтожая поля. Погибло много людей, и они решили как-то спастись от напасти.

Гунь должен был придумать, как защититься от воды. Он решил построить дамбы на реке, но у него не хватало камней. Тогда Гунь обратился к небесному императору с просьбой дать ему волшебный камень "Сижан", который мог в один миг возводить дамбы. Но император отказал ему. Тогда Гунь украл камень, построил дамбы и восстановил порядок на земле.

Но прознал правитель о краже и забрал камень обратно. Снова реки затопили мир, а разозленные люди казнили Гуня. Теперь его сын Юй должен был все исправить. Он снова попросил "Сижан", и император не отказал ему. Юй стал строить дамбы, но они не помогали. Тогда с помощью небесной черепахи он решил облететь всю землю и исправить русло рек, направив их в море. Усилия его увенчались успехом, и он победил стихию. В награду жители Китая сделали его своим правителем.

Великий Шунь — китайский император

Мифы Китая повествуют не только о божествах и простых людях, но и о первых императорах. Одним из них стал Шунь — мудрый правитель, на которого должны равняться другие императоры. Родился он в простой семье. Мать его рано умерла, а отец женился заново. Мачеха не смогла полюбить Шуня и хотела его убить. Поэтому он покинул дом и отправился в столицу страны. Он занимался земледелием, рыболовством, гончарным делом. Слухи о благочестивом юноше дошли до императора Яо, и он пригласил его к себе на службу.

Яо сразу хотел сделать Шуня своим наследником, но перед этим решил испытать его. Для этого он отдал ему в жены сразу двоих дочерей. По приказу Яо он также усмирил мифических злодеев, нападавших на людей. Шунь приказал им охранять границы государства от призраков и бесов. Тогда Яо уступил ему свой трон. По легенде Шунь мудро правил страной почти 40 лет и был почитаем народом.

Интересные мифы Китая рассказывают нам о том, как видели мир древние люди. Не зная научных законов, они считали, что все природные явления — это деяния старых богов. Эти мифы также легли в основу древних религий, которые существуют до сих пор.

homsk.com

Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людей

Образование 24 января 2017

Для славян древние мифы Китая являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникнуть в их структуру, осознать все происходящее, то перед глазами откроется совершенное новая картина мироздания, наполненная удивительными историями и открытиями.

древние мифы китая

Особенности китайской миологии

Начнем с того, что все китайские легенды зарождались как песни. В былые времена их играли при дворце императора, в тавернах, дома у очага и даже на улицах. С течением лет китайские мудрецы начали переносить мифы на бумагу, дабы сохранить их красоту для потомков. При этом наибольшее количество древних тестов было занесено в сборники «Книга песен» и «Книга историй».

К тому же многие китайские легенды имеют реальные корни. То бишь, герои этих мифов действительно жили в определенные временные эпохи. Естественно, их способности и умения были явно преувеличены, дабы придать истории большей эпичности. Однако, это не отменяет того факта, что древние мифы Китая имеют огромное значение для историков, так как позволяют увидеть прошлое этого народа.

пань гу

Появление Вселенной: миф о хаосе

В китайской мифологии есть несколько версий того, как появился мир. Наиболее известная говорит о том, что изначально в бесформенном хаосе обитали лишь два великих духа – Инь и Янь. В один прекрасный «день» им надоела пустота, и они захотели создать что-то новое. Янь вобрал в себя мужское начало, ставши небом и светом, а Инь – женское, превратившись в землю.

Таким образом, два великих духа создали Вселенную. К тому же все живое и неживое в ней повинуется первоначальной воле Инь и Янь. Любое нарушение этой гармонии непременно приводит к бедам и катастрофам. Именно поэтому большинство китайских философских школ построены на соблюдении вселенского порядка и гармонии.

Видео по теме

Великий прародитель

Существует еще один миф о появлении мира. Он гласит о том, что вначале не было ничего, кроме огромного яйца, заполненного первозданной тьмой. Также внутри яйца находился великан Пань Гу – прародитель всего живого. Он провел в глубоком сне 18 тыс. лет, но однажды его глаза открылись.

Первым что предстало пред взором Пань Гу, была кромешная тьма. Она давила на него непомерным грузом, и он захотел прогнать ее прочь. Но скорлупа не давала сделать этого, а потому разгневанный великан разбил ее своим огромным топором. В тот же миг все содержимое яйца разлетелось в разные стороны: тьма опустилась вниз, ставши землей, а свет поднялся верх, превратившись в небо.

Но недолго радовался свободе Пань Гу. Вскоре его начала преследовать мысль о том, что небо может упасть на землю, тем самым погубив окружающий мир. Поэтому прародитель решил удерживать небо на своих плечах, покуда то окончательно не закрепится. В итоге еще 18 тыс. лет Пань Гу продержал небосвод.

В конце он понял, что достиг своей цели и упал на землю замертво. Но его подвиг не пропал даром. Тело великана превратилось в великие дары: кровь стала реками, жилы – дорогами, мускулы – плодородными землями, волосы – травой и деревьями, а глаза – небесными светилами.

китайские легенды

Основы мира

Китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.

Помимо этого, вся суша поделена на четыре стороны света или четыре Небесных царства. Управляют ими четыре бога, олицетворяющие основные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Сами же китайцы живут посредине, а их страна является центром всего мира.

Появление великих богов

Древние мифы Китая говорят о том, что боги появились на небесах. Первым верховным богом стал Шан-ди, так как именно в нем переродился великий дух Янь. Благодаря своей силе и мудрости он получил трон императора неба и начал править всем миром. Помогали ему в этом два брата: бог воды Ся-юань и бог земли Чжун-юань. Остальные божества и духи также были рождены посредством энергии Инь и Янь, но при этом имели куда меньше сил, чем Верховный владыка.

Сам же дворец небожителей находился на горе Кунь-лунь. Китайцы считали, что это удивительной красоты место. Там круглый год царит весна, благодаря чему боги могут всегда любоваться цветением дерева фусан. Также в небесной обители живут все добрые духи: феи, драконы и даже огненный феникс.

гунь и юй

Богиня Нюйва – мать человечества

Древние мифы Китая рассказывают о том, что человечество появилось на свет благодаря стараниям богини Нюйвы. Юная небожительница обладала удивительным талантом оживлять все, чего коснется ее рука. И вот однажды, гуляя у озера, она задумалась о том, что, несмотря на всю красоту, миру явно чего-то не хватает. В ее глазах, он был слишком томным и грустным местом, а потому богиня решила разнообразить его.

Для этого она слепила из глины фигурку, очертаниями похожую на девушку. Затем Нюйва вдохнула жизнь в нее, и она тут же час превратилась в живого человека. Обрадовавшись своему творению, небожительница слепила еще одну фигурку, но на этот раз уже мальчика, и вновь вдохнула в нее жизнь. Так на свет появились первые мифические императоры Китая, основавшие династию Шан.

Но на этих двух Нюйва не остановилась. Вскоре она слепила еще около ста фигурок, которые молниеносно разбрелись по всей округе. Новая жизнь радовала Нюйву, но она понимала, что не сможет слепить своими белоснежными руками много людей. А потому, небожительница взяла лиану и погрузила ее в густую грязь. После она вытянула ветвь, и стряхнула с нее куски болота прямиком на землю. Из капель грязи один за другим повставали люди.

Позже китайские аристократы будут говорить о том, что все богатые и успешные люди пошли от тех предков, что были слеплены Нюйвой вручную. А бедняки и рабы всего лишь потомки тех каплей грязи, что были сброшены с ветки лианы.

мифические императоры

Мудрость бога Фуси

Все это время за деяниями Нюйвы с любопытством наблюдал ее муж бог Фуси. Он всем сердцем полюбил людей, а потому ему было больно видеть то, что они живут как дикие звери. Фуси решил подарить человечеству мудрость – научить их добывать еду и строить города.

Для начала он показал людям, как правильно ловить рыбу с помощью сетей. Ведь благодаря этому открытию, они смогли наконец-то осесть на одном месте, забыв о собирательстве и охоте. Затем он рассказал людям, как строить дома, возводить защитные стены и обрабатывать металл. Таким образом, именно Фуси привел людей к цивилизации, окончательно отделив их от зверей.

Укротители вод Гунь и Юй

Увы, жизнь возле воды оказалась слишком опасной. Разливы и наводнения постоянно уничтожали все запасы пищи, что сильно тяготило людей. Решить эту проблему вызвался Гунь. Для этого он решил построить первую в мире дамбу, которая заградила бы путь великой реке. Для того чтобы создать такое укрытие, ему необходимо было достать волшебный камень «Сижань», сила которого позволяла моментально возводить каменные стены.

Хранился артефакт у небесного императора. Гунь знал об этом, а потому слезно просил владыку отдать ему сокровище. Но небожитель не захотел отвечать взаимностью, а потому наш герой украл у него камень. Действительно, сила «Сижаня» помогла построить дамбу, но разгневанный император забрал сокровище обратно, из-за чего Гунь не смог завершить свою работу.

Помочь отцу и спасти людей от потопа вызвался Юй. Вместо постройки дамбы, он решил изменить русло реки, отвернув течение от деревни к морю. Заручившись поддержкой небесной черепахи, Юй сделал это. В благодарность за спасение, жители деревни выбрали Юйя своим новым правителем.

миф о хаосе

Хоу-цзи – властелин просо

Окончательно покорить землю человечеству помог юноша Хоу-цзи. Придания гласят, что его отцом был громовой великан Лэй Шэнь, а матерью - простая девушка из рода Ютай. Их союз породил невероятно умного мальчика, который с детства любил играть с землей.

Впоследствии его забавы привели к тому, что он научился возделывать землю, сажать зерна и собирать из них урожай. Свои знания он подарил людям, благодаря чему они навсегда забыли о голоде и собирательстве.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Заповеди Христа: как вести себя по отношению к Богу и людям?Духовное развитие Заповеди Христа: как вести себя по отношению к Богу и людям?

Заповеди Христа появились столетия назад, однако их можно назвать актуальными даже на сегодняшний день. Изначально все они писались буквально, то есть не надо было фантазировать, чтобы понять их реальный смысл. Сегодн...

Сериал Искусство и развлечения Сериал "Сразу после сотворения мира": актеры и роли

Тема сегодняшнего повествования — сюжет и актёрский состав фильма "Сразу после сотворения мира" (2013). Этот сериал можно отнести к криминальному жанру, но в нём присутствует и романтическая история.

Славянские мифы о сотворении мира. Образование Славянские мифы о сотворении мира. "Книга Коляды"

Летоисчисление от сотворения мира в славянском варианте насчитывает седьмую тысячу, то есть на момент 2017 года от рождества Христова (по древнеславянскому календарю уже 7526 год) – это, не считая четырнадцать п...

Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: списокДуховное развитие Богини Египта: имена, фото. Боги и богини Древнего Египта: список

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и сверхъестественные силы, помогаю...

Миф Древней Греции «Яблоко раздора»: ссора богов Образование Миф Древней Греции «Яблоко раздора»: ссора богов

Миф Древней Греции «Яблоко раздора» повествует о неминуемости судьбы, демонстрирует алчность богов и их мстительность. Данный рассказ является началом всего Троянского цикла – описания самой большой ...

Древняя Индия: природа и люди. Описание, особенности, кастыОбразование Древняя Индия: природа и люди. Описание, особенности, касты

Древняя Индия – это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». Древняя Индия находилась в плотном взаимодействии как с арабскими с...

Легенды и мифы КитаяОбразование Легенды и мифы Китая

Китай — древняя страна, имеющая богатую и разнообразную мифологию. История и культура страны насчитывают несколько тысячелетий. Самая развитая цивилизация древности сумела сохранить свое наследие. До наших време...

Миф - это что такое? Происхождение и примеры древних и современных мифовОбразование Миф - это что такое? Происхождение и примеры древних и современных мифов

Миф – это предания, которые периодически появлялись в дописьменном социуме. Они повествуют о жизни первопредков, подвигах героев, деяниях богов и духов. Само понятие мифа имеет греческие корни и происходит от сл...

Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятияОбразование Первобытные люди. Древнейший человек: рост, внешность, основные навыки и занятия

Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития первобытного общества, но и в...

Легенды и мифы о создании мира. Самые интересные мифы о создании мираОбразование Легенды и мифы о создании мира. Самые интересные мифы о создании мира

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перера...

monateka.com

Мифы и легенды Древнего Китая. 200 мифов народов мира

Мифы и легенды Древнего Китая

С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII в., а до этого времени сам Китай был для них страной-легендой. Тогда казалось, что культурные, исторические и религиозные традиции загадочной страны гораздо древнее, чем даже древнегреческие или древнеегипетские. Важную роль в таком представлении играло величие Китая как страны, чью славу составляли великие мудрецы и философы.

Что касается китайской мифологии, то она зарождалась в форме поэтического осмысления мира и деяний предков. Эти мифы не рассказывали, а пели, сопровождая звуком музыкальных инструментов. Героями песнопений были и первые люди, и цари-мудрецы – создатели человеческой культуры.

Между началом зарождения этих песен, хранившихся в народной памяти, и первыми письменными памятниками прошли столетия. Еще несколько столетий потребовалось для того, чтобы записанные песни были систематизированы и осмыслены китайскими мудрецами как историческое наследие.

Сами песни, на основании которых философами создавалась история, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и «Шуцзин» («Книга историй»). Принципы отбора определялись задачами воспитания народа в духе конфуцианства с его идеализацией старины, почитанием предков, верностью нормам молодого государства.

Главные герои китайской мифологии – прародители, представленные в образах реальных правителей и царей, создателей культурных благ, в том числе огня, земледелия, медицины, календаря, музыки, письменности и пр. А культурные герои выступают одновременно как открыватели мира и путешественники, проникающие в самые отдаленные уголки земли.

Несмотря на то что китайские мифы не обладают той пластичностью и стройностью, которые характерны для сюжетов европейской мифологии, они могут поразить воображение смелостью и неожиданностью фантазии, переплетением мистики и реальности, глубоким пониманием сущности природы и человеческого бытия.

Создание мира Пань-гу

В далекой древности не было ни неба, ни земли, ни верха, ни низа, ни сторон света. Все обозримое пространство представляло собой огромное яйцо, внутри которого была первозданная мгла. Внутри яйца находился первопредок человечества Пань-гу, и пребывал он в нем восемнадцать тысяч лет.

Однажды, очнувшись от глубокого сна, он открыл глаза и увидел, что вокруг него кромешная тьма. Внутри было так жарко, что гиганту стало трудно дышать. Он хотел подняться и распрямиться во весь рост, но скорлупа яйца так его сковала, что он не мог даже вытянуть руки и ноги. Разгневался Пань-гу, схватил большой топор, который был при нем с рождения, и изо всей силы ударил по скорлупе.

Раздался оглушительный треск. Яйцо раскололось, и все, что было в нем прозрачным и чистым, медленно поднялось ввысь, преобразовавшись в небо, а мрачное и тяжелое опустилось вниз, превратившись в землю.

Когда Пань-гу отделил небо и землю, он сначала обрадовался. Но тут же у него возникла тревожная мысль: «А надолго ли они останутся разделенными? Сможет ли небо держаться без опоры?» И тогда великан решил поднимать небо, чтобы окончательно отделить его от земли.

С каждым днем небо поднималось выше на один чжан (китайская мера длины, около 3 м), и Пань-гу тоже вытягивался на один чжан. Восемнадцать тысяч лет находился первый человек между небом и землей, пока расстояние между ними не установилось в девяносто тысяч ли (китайская мера длины, около 576 м).

После этого небо перестало подниматься, и Пань-гу понял, что мир завершен. Он с облегчением вздохнул, выдохнул – и от его дыхания родились ветер и дождь. Он открыл глаза – и начался день. Ему бы жить, радуясь прочности и красоте новорожденного мира, однако вся его жизнь могла проходить только в росте. Прекратив расти, он должен был умереть. Так и случилось: едва завершилось творение мира, огромное тело грохнулось оземь.

Перед кончиной с телом Пань-гу произошли удивительные изменения. Его левый глаз превратился в яркое золотое солнце, а правый – в серебристую луну. Последний выдох стал ветром и облаками, а последний изданный им звук превратился в гром.

Затем волосы первого человека рассыпались в мириады ярких звезд. Руки и ноги стали полюсами Земли и высокими горами. Кровь Пань-гу пролилась на землю реками и озерами. Его жилы превратились в дороги, а мускулы – в плодородные земли. Кожа и волосы на теле великана проросли травой и деревьями, а зубы и кости претворились в золото, серебро, медь и железо, нефрит и прочие сокровища земных недр. Пот стал дождем и росой. Так образовался земной и небесный мир.

Нюйва-прародительница

Итак, земля отделилась от неба. Поднялись ввысь горы, к морям потекли реки, полные рыб. Леса и степи заселились дикими животными, над лугами воспарили непуганые птицы. Не было только людей, что означало: мир пока не завершен.

Это знала прародительница – мать богов Нюйва, богиня с телом змеи, но с белым человеческим лицом, словно покрытым пудрой. Она сползла с обрыва к пруду, взяла горсть желтой глины и, глядя на колеблющееся на воде изображение верхней части своего тела, вылепила небольшую фигурку. Не успела поставить ее на ноги, как фигурка ожила и весело запрыгала.

Нюйва тоже радовалась тому, что ей удалось создать Жэня – Человека. Продолжив свой труд, она вылепила еще несколько сот человечков обоего пола. Приплясывая и смеясь, они разбежались в разные стороны. Но Нюйва понимала, что у нее не хватит сил, чтобы вылепить всех людей, которые должны заселить землю. Поэтому, сорвав свисавшую с обрыва лиану, она опустила ее в топь, а когда лиана покрылась глиной, стряхнула ее на землю. Всюду, где падали кусочки глины, возникали кричащие и прыгающие человечки. Позже богатые и знатные вельможи говорили, будто они вылеплены руками самой Нюйвы, в отличие от бедных и худородных, к которым ее руки не прикасались.

Некоторое время жила Нюйва, не зная забот. Но однажды на землю обрушились великие бедствия. В некоторых местах упал небосвод, образовав огромные дыры. Сквозь них прорвался жар, и на земле запылали леса. Затем появились новые провалы, через которые хлынули подземные воды. И тогда враждебные вода и огонь объединились, чтобы уничтожить людей.

Юй-ди (Нефритовый государь). Китайская лубочная картина. Кон. XIX – нач. XX вв.

Видя, как страдают ее создания, Нюйва решила починить прохудившийся небосвод. Она собрала множество разноцветных камней, расплавила их и заделала образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небо, Нюйва убила гигантскую черепаху, отрубила у нее четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок, державших небосвод. Впрочем, полностью небосвод не вернулся на прежнее место. Он несколько покосился, что заметно по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от поднебесья образовалась огромная впадина, заполнившая водой все моря и реки. Впадина стала океаном.

Закончив работу, Нюйва села в колесницу грома, запряженную двумя летающими драконами, безрогим драконом Байчи и украшенную желтыми тучами, и помчалась в небесные выси в сопровождении свиты из бесчисленного воинства духов. Нюйва поднялась на небо, прошла прямо через небесные ворота и предстала перед верховным владыкой – Нефритовым государем. Поведав о своих деяниях, Нюйва навсегда поселилась в Небесном дворце.

Было время, когда разделенные земля и небо соединялись множеством лестниц, сплетенных из лиан. По ним можно было подниматься и опускаться, узнавая, что делается в Верхней столице, и передавать об этом тем, кто живет внизу.

Вот по такой лестнице, ведущей в сад в самом центре земли, спускался и поднимался благородный Фу Си, о котором говорили, будто он был братом и мужем самой прародительницы Нюйвы.

После трудов Фу Си отдыхал в тени деревьев, окруженный птицами удивительной красоты. От них Фу Си научился петь, подбирая мелодию на гуслях, которые изготовил своими руками.

Люди, благодарные Фу Си, приветствовали его праздничными кострами, а он в благодарность за почитание изготовил для них сети, с помощью которых можно было ловить рыбу.

Кроме того, Фу Си изобрел китайскую иероглифическую письменность, создал первые восемь триграмм, ставшими основой письма и китайской учености. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине крылатого дракона, выплывшего из реки Хуанхэ. Фу Си также открыл музыкальную гармонию, научил людей одомашнивать диких зверей и заниматься шелководством.

Состарившись, Фу Си украсился белой бородой до самой земли и обрел славу мудрейшего человека во всей Поднебесной. Из своего сада Фу Си управлял не только людьми, но и природой, зорко следя за тем, чтобы времена года сменялись в точно назначенное время.

Еще у Фу Си была дочь неописуемой красоты. Глаза ее блестели, как капельки лака, брови, казалось, вобрали в себя всю красоту рек и гор, а голос звучал как у иволги. Отдал Фу Си дочери свою половинку гуслей, и она услаждала его игрой и пением. Однажды, переплывая реку, девушка попала в водоворот и утонула, после чего стала Феей Реки. Порой, когда ей бывает скучно среди духов и рыб, она поднимается из воды и поет так завораживающе, что смертные, услышав пение дочери прародителя, сломя голову бросаются в реку и тонут.

Хоу-цзи – властелин зерна

Молодая женщина по имени Цзян Юань из племени Чжоу очень желала ребенка и с этой мыслью постоянно приносила жертвы разным божествам. Но ничего не помогало.

Однажды, по дороге к берегу озера Лэйцзэ Цзян Юань наступила на огромный след духа грома, великана Лэй Шэня, не испросив на то согласия Верховного Предка. В ту же минуту прогремел гром и небо заволокло тучами. Вскоре родила Цзян Юань сына, крошечного, как росток. Но его не принял Верховный Предок, и юной матери пришлось бросить ребенка на узкой тропе.

Спустя некоторое время на тропу набрели буйволы, шедшие на водопой. Услышав крик, подошли ближе и увидели младенца, такого прекрасного, какого свет не видывал. Подошла к нему одна из буйволиц и подставила вымя. Так животные кормили дитя все лето.

Но вот пришла осень и стадо покинуло эти места. Оставшись один, младенец стал кричать еще громче. На крик прибежали волки – беззащитный ребенок был для них желанной добычей. Вдруг с неба спустились две большие птицы, подхватили младенца и унесли из-под носа разъяренных зверей.

Стал найденыш жить в большом гнезде. Птицы приносили ему с лугов зернышки трав, и он постепенно привыкал к этой пище. Как-то раз птицы полетели за кормом, а когда вернулись, обнаружили, что гнездо пусто. Кружась над лесом, они увидели малыша то поднимающимся на ноги, то ползущим по тропе. Тогда птицы поняли, что человеческий детеныш уже не нуждается в их помощи. Помахав ему на прощанье белыми крыльями, они полетели на юг к своей стае.

Малыш тем временем приполз на луг, где его нашли буйволицы. Был он еще совсем мал, но уже наделен разумом мудреца. Подобрав себе по силам палку с сучком, он стал царапать ею влажную землю и в образовавшиеся борозды сыпать зерна, какими кормили его птицы, расположившиеся рядом.

Прошло несколько месяцев. На луг в поисках пищи забрели люди и остановились в изумлении. По краям, словно зеленые стяги, тянулись к небу бобы, а поодаль желтели крупные тыквы. Ровным строем густели золотые колосья пшеницы. Но особенно пышно раскинулось просо. Колосок к колоску, зерно к зерну: черное просо – с двойным зерном, красное просо – с густым колоском, радовало глаз и белое просо. Конечно, люди и раньше знали об этих плодах и злаках, но они густо зарастали колючими сорными растениями и добывать их было очень трудно.

Не успели люди порадоваться урожайному полю, как вдруг раздвинулись колосья и перед ними появился чудесный младенец.

– Хоу-цзи! Хоу-цзи! Повелевающий просом! – возликовали люди.

Назвав младенца Властителем проса, люди стали ему поклоняться за то, что он научил их сеять, очищать зерно от плевел и сберегать в хранилищах. А когда Хоу-цзи стал взрослым, государь Яо назначил его управляющим всеми плодородными землями Поднебесной.

Обретение огня

В бесконечно далекой древности люди не знали, что такое огонь, и, когда наступала ночь, все пространство окутывалось черным зловещим мраком. Люди испытывали холод и страх, вокруг них то и дело раздавалось угрожающее завывание диких зверей. Да и питаться приходилось сырой пищей, что грозило болезнями и преждевременной смертью.

Видя страдание людей, прародитель Фу Си решил научить их пользоваться огнем. Взмахнул он своей волшебной палочкой и силой ее магии вызвал ураган с громом и молнией, пролившийся среди гор и лесов. Сверкнула молния, раздался сильный треск, и вспыхнувший огонь в одно мгновение перерос в бушующее пламя.

Когда огонь погас, стало сыро и холодно. Люди собрались вместе, удивленно взирая на горящее дерево. Кто-то заметил, что почему-то не слышно завываний зверей, а возле костра можно согреться.

В это время люди увидели сгоревших в пламени зверей. Все уселись вокруг огня и стали есть мясо. До этого они никогда не ели такой вкусной пищи. Тогда всем стало понятно, что огонь – это великое благо и его надо беречь и поддерживать, что они и сделали. Но однажды дежурный уснул и не смог вовремя подбросить хворост. Огонь погас, и люди снова очутились в холоде и мраке.

Фу Си и Нюйва. Изображение на шелке. VII в.

Увидел это сердобольный Фу Си и явился во сне к юноше, первому заметившему огонь. Он сказал, что на далеком Западе есть государство Суймин. Там хранятся искры огня, которые можно добыть и подарить людям.

Юноша проснулся и вспомнил слова бога Фу Си. Он перешел через высокие горы, быстрые реки и дремучие леса, претерпел много лишений и наконец добрался до страны Суймин. Но после долгих испытаний его ждало разочарование: огня нигде не было видно.

Расстроенный юноша сел под деревом Суйму отдохнуть. Вдруг перед его глазами что-то замигало и заискрилось. Взглянул он на дерево и увидел нескольких птиц, клевавших жучков. Один поклев – одна искорка. Тогда догадливый юноша взял несколько сучков и горсть сухой травы и стал тереть ими о разные деревья. Вспыхнул огонь. От радости на глазах у юноши выступили слезы.

Возвратился посланник в родные края, вернув людям вечные искры огня. С того самого дня люди не знали ни холода, ни страха. Преклонились они перед мужеством и терпением юноши и предложили ему стать предводителем, уважительно назвав его Суйжэнь, что означает «человек, добывший огонь».

Великий правитель Хуан-ди

Властителем юга Поднебесной был бог солнца и огня Янь-ди. Долго и счастливо правил народом государь. А когда ушел на покой, его сменил брат по имени Хуан-ди, что означало «желтый владыка». Он продолжил благодеяния Божественного земледельца и научил людей многим ремеслам. Жена Хуан-ди по имени Лэй-цзу («богиня грома») научила людей выращивать тутовых шелкопрядов, производить шелковую нить и ткать. Именно с тех пор в Поднебесной появился шелк.

Жил Хуан-ди на горе Куньлунь в великолепном дворце, окруженном пятью стенами и двенадцатью башнями. Росли там удивительные растения, жили невиданные птицы и животные. Были там огромный рисовый колос, жемчужное и нефритовое деревья, гнездились фениксы и птицы луань с головами, обвитыми змеями и прикрытыми щитами. Там же росло древо бессмертия. Каждый вкусивший его плоды становился подобным богам.

У обитателей дворца Хуан-ди не было заботы о пище, ибо там жил Шижоу – поразительное животное, лишенное костей и конечностей, по сути, огромный кусок мяса, правда, с парой маленьких глаз. Стоило отрезать от Шижоу кусок, как мясо снова нарастало и животное обретало прежний вид.

Хуан-ди постоянно путешествовал по Куньлуню, расчищая горные склоны, прокладывая дороги. Он окружил себя талантливыми людьми, оказывая им неизменное покровительство. Среди его сподвижников был четырехглазый Цан-цзе.

Наблюдая за следами, оставляемыми на земле птицами и зверями, он проникал в их тайный смысл, используя знаки для повседневной жизни.

Любимая жена Хуан-ди Лэй-цзу родила ему двух сыновей. Всего же у Хуан-ди от разных жен было двадцать пять сыновей, четырнадцать из них стали в Поднебесной основателями многих родов.

Свержение Чи Ю

Однажды на юге Поднебесной прошел слух, что невдалеке появился разбойник Чи Ю. Туловище у него было человеческим, ноги как у быка, голова медная, а лоб железный. Если Хоу-цзи научил людей пахоте и уходу за посевами, то Чи Ю стал изобретателем смертоносного оружия, вооружив им своих братьев, коих было восемьдесят один. У каждого были звериное тело, медная голова, и все они не уступали главарю в силе и свирепости. Они убивали мирных земледельцев, сжигали хижины, вытаптывали поля и уводили скот.

В защиту земледельцев поднялся повелитель Поднебесной Хуан-ди. Он дал людям оружие, научил им владеть и повел сражаться с Чи Ю и его братьями. В открытом бою на равнине возле Чжолу враг был разбит. Однако Чи Ю удалось бежать, но и после побега он продолжил свои разбойные набеги.

Вновь собрал Хуан-ди ополчение и двинулся против разбушевавшихся негодяев. Но едва он подступил к противнику, как небо вдруг потемнело, пошел страшный ливень, задул сильный ветер. Это Чи Ю призвал на помощь духов ветра и дождя. Но Хуан-ди не отступил. Он обратился к духу засухи. Мигом прекратилась буря и на небо взошло палящее солнце.

Понимая, что в честном бою победы не одержать, Чи Ю решил испытать другое колдовство. По его повелению земля в Чжолу покрылась густым туманом, да таким, что в двух шагах ничего не было видно. Хуан-ди приказал зажечь факелы, но они не рассеяли белую мглу.

В том походе участвовал один человек со спиной, согнутой как лук, и с бородой, посеребренной словно инеем. Это был мудрец, у которого Хуан-ди, сам не обделенный мудростью, не стеснялся спрашивать совета.

– Что мне делать? – спросил Хуан-ди.

– Дай мне подумать! – ответил мудрец.

В течение нескольких дней он что-то мастерил и наконец вручил военачальнику крохотную колесницу Чжинаньчэ с железным человечком наверху. Хитрость заключалась в том, что, в отличие от созвездия Большой Медведицы, которая всегда указывает на север, этот человечек всегда указывал строго на юг.

– Что это? – спросил Хуан-ди.

– Железо показывает на железо! – ответил ученый.

Сколько ни вертел Хуан-ди колесницу, человечек все равно показывал на юг – туда, где находился Чи Ю и его братья.

Прошло несколько дней, и близ боевого расположения железнолобых появился Хуан-ди с войском. Удивился Чи Ю, не понимая, как его сумели найти. Сделав туман еще гуще, он бежал вместе со своими братьями в горы. Но как он ни хитрил, куда ни прятался, всюду за его спиною слышался звон оружия преследователей.

Войска Хуан-ди в конце концов одержали победу. Они убили всех братьев Чи Ю, его самого захватили в плен, а затем казнили. В том месте, где пролилась кровь разбойника, вырос лес из колючих зарослей, а сами капли крови превратились в багровые листья с колючками. С тех пор земледельцы не знали забот. Пригодился и железный человечек, который точно показывал путь караванам.

В конце правления Хуан-ди на земле появился чудесный и добрый зверь – единорог. Ступая, он не мял травы, не давил даже мелкой букашки, не трогал ни одну живую тварь. Этим небо ознаменовало конец кроткого и счастливого правления Желтого владыки.

Вскоре после того Хуан-ди исчез. Видели его взлетающим на драконе и, желая удержать, стреляли в чудовище из лука, но промахнулись. Удалось отыскать одеяние Хуан-ди – оно было торжественно захоронено на горе Цяошань в провинции Шэньси.

librolife.ru

Мифы древних Китайцев[97]. Древний Восток

Мифы древних Китайцев[97]

«При первых утренних лучах солнца, едва земля просыпалась ото сна, в прохладных садах уже звенел весёлый смех, заглушавший звонкое щебетанье птиц. Жучки, пригнанные утренним ветерком, беспокойно сновали кругом. Иногда в чаше деревьев, точно звёздочка в ночном тумане, сверкала жемчужина росы. Утренний туман уходил вверх. Нить за нитью проникали в сад слабые, отражённые, то бледно-красные, то бледно-жёлтые, лучи. Густая листва на широко раскинувшихся ветвях не могла скрыть изобилия больших, тяжёлых плодов. А пушок на них, точно лёгкий туман, ещё резче оттенял их нежность и сочность.

Приставляя к деревьям лестницы, люди влезали наверх. Из больших грубых ладоней падали в бамбуковые корзины ароматные плоды.

Чей же это сад? Теперь здесь хозяйничал Ли Баотан. Двадцать лет он снимал урожай для других, Либо смотрел, — как в садах работали батраки. Не охотник до разговоров, он неустанно работал, как будто ничто не волновало его. Плоды он брал, словно ком земли или кирпич; как бы не ощущая их сладости и аромата. Они не радовали его. Но сегодня у него, как и у других бедняков, заработало обоняние. Точно впервые открылось ему это зелёное, тенистое, пышное, богатое царство. И яблоки и груши сверкали и словно подмигивали ему…

Когда попадалось особенно большое яблоко или груша, крестьяне не могли удержаться от восторга и, любуясь, передавали плод из рук в руки».

Китайская стена.

Писательница Дин Лин, активная участница освободительной борьбы китайского народа, ярко и красочно рассказывает о новой жизни, которая наступила для трудового народа Китая после победы Китайской народно-освободительной армии над реакционерами, поддерживаемыми американскими империалистами.

Только теперь дети трудящихся в Китае смогли попробовать сочные плоды из помещичьих садов. Только теперь им выпале) счастье прийти в школу и познакомиться там с историей своего народа.

* * *

История Китая насчитывает более десяти тысячелетий, В те времена страна была покрыта дремучими лесами, топкими болотами и множеством озёр. Среди обширных равнин, покрытых кустарниками, выделялись высокие горные массивы, сплошь заросшие густым лесом. Древнейшим местом поселения китайских, племён была река Хуанхэ (Жёлтая река). Во время летних ливней в июле — августе река разливалась, меняла своё русло в рыхлой лёссовой почве.

В обрывах лёсса древние китайцы выкапывали глубокие пещеры, которые служили им жилищем; там, где было много воды для орошения — посевов, поля, покрытые лёссом, были очень плодородны и давали большие урожаи. Но иногда река приносила несчастье и служила причиной гибели многих людей. Благодаря наносам русло Хуанхэ лежало высоко, река подмыливала свои берега, часто происходили обвалы крутых берегов. А во время летних ливней Хуайхэ выходила из своих берегов, заливала поля и пастбища, разрушала жилища, даже целые посёлки, уносила людей и скот.

Кинжалы и навершие копья.

Недаром прозвали её «бич Китая», или «река, надрывающая сердца». Много сил и труда пришлось положить людям, пока они научились бороться с бедствиями, укреплять берега и рыть каналы для орошения полей.

Мы очень мало знаем древнейшую историю Китая.

Тогда люди ещё не умели писать, и до нас дошли только памятники, найденные в раскопках, — это каменные и костяные орудия, скелеты первобытных людей, глиняные горшки. Но об этих древнейших временах китайцы рассказывали мифы и легенды, складывали песни. Многие из этих сказаний сохранились до наших дней. Они были созданы в глубокой древности, а певцы и сказители передавали их на память от отца к сыну и внуку.

Мифы прошли длинный и сложный путь. Их создавали разные племена, многие люди, и каждый вносил свои добавления, изменял подробности рассказа. А когда в I тысячелетии до н. э. их записали китайские учёные, то они исправляли мифы, дополняли их и старались объяснить ставшие уже непонятными многие места легенд. В таком изменённом виде мифы сохранились до наших дней. И всё же, несмотря на это, мифы нам помогают узнать, как жили в древности китайцы, во что они верили, как понимали мир. Мифы отвечали на вопросы: как и откуда появились земля, солнце, луна, человек? Как люди стали сеять хлеб и разводить шелковичного червя? Как они научились бороться с водной стихией, как покорили воду и заставили её служить себе?

В мифах нет, понятно, правильных научных ответов на эти вопросы. В них нарисованы фантастические картины, но в этих картинах учёные теперь находят зерно истины и раскрывают историю далёкого прошлого китайского народа.

Древние китайцы, помня О том, что зажигать огонь, сеять хлеб и управлять водой они научились от своих предков, стали приписывать им сверхъестественную силу, превратили их в своих богов и приносили им жертвы, стремясь задобрить их, чтобы получить от них хороший урожай, защиту от стихийных бедствий и помощь во всех больших и малых делах. Они приносили прёдкам в Жертву, лучшие блюда и слагали в их честь гимны, в которых воспевали их мудрость и великие подвиги., Из этих-то песен, гимнов и сказаний, записанных позже в двух древних книгах — «Книге истории» и «Книге песен», — в сохранившихся народных сказках и легендах и дошла до нас мифология древних китайцев.

V Согласно мифам, вся история Китая была разделена на десять периодов, и в каждый из них люди делали новые усовершенствования и постепенно! улучшали свою жизнь.

Одним из самых древних мифов является очень распространённая легенда о Паньгу, который устроил мир.

Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек — Паньгу. Был он огромен и жил очень долго. Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер’ и облака, голос его стал громом, левый глаз — солнцем, правый — луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище, превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни, и металлы, из мозга — жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Существует и другое предание о появлении человека. В нём рассказывается, что женщина по имени Нюйва вылепила людей из жёлтой земли. Нюйва также участвовала в мироздании. Однажды один жестокий и честолюбивый человек по имени Гунгун взбунтовался и стал заливать водой её владения. Против него Нюйва отправила войско, и мятежник был убит. Но перед смертью Гунгун ударился головой о гору, и от этого толчка обвалился один из углов земли, обрушились столбы, державшие — небо Всё на земле пришло в смятение, и Нюйва занялась наведением порядка. У гигантской черепахи она отрубила ноги и подперла ими землю, чтобы восстановить её равновесие. Она собрала множество разноцветных камней, разожгла огромный костёр и, когда камни расплавились, зачинила этим сплавом зияющее отверстие в небесном своде. Когда костёр потух, она собрала пепел и построила из него плотины, прекратившие разлив воды. В результате её огромных трудов на земле снова воцарились мир и благополучие. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении — на восток; так объясняли себе древние китайцы эту особенность рек в Китае.

В мифах о Паньгу и Нюйва мы находим древнейшие представления китайцев о происхождении мира и людей. В рассказе о том, как Нюйва строила плотины и прекратила разливы рек, отразилась борьба людей с наводнениями, которую приходилось вести людям уже в глубокой древности.

После того как был создан мир, люди жили ещё в пещерах или в лесах под ветвями деревьев. Но вот явился могучий вождь, который научил их строить хижины. Другой вождь сделал деревянные палочки и тёр их друг о друга, — так он научил всех добывать из дерева огонь. С тех пор китайцы больше не ели сырую пищу. Они стали варить и растения, которые выкапывали из земли, и животных, убитых на охоте. Потом люди придумали одежду, установили меры веса и длины, изобрели узелковое письмо, в котором звуки обозначались различными узлами на верёвках.

Интересна легенда об одном из царей девятого периода — Фуси. Он разделил всё племя на сто родов и дал каждому из них отдельную фамилию (китайцы и до сих пор называют себя людьми — ста фамилий). Фуси разрешил вступать, в брак только людям разных фамилий. Прежде каждый человек знал только имя своей матери, а с этих пор стал знать имя отца. Затем Фуси научил народ ловить рыбу и приручать животных. Он же первый стал чеканить медную монету, изобрёл музыкальные инструменты и счёт времени.

В мифе о Фуси видно, как, обожествляя личность своего предка, китайский народ приписал ему множество изобретений и нововведений, которые накапливались трудовым опытом всех людей за долгий период времени: умение плавить металлы, вести счёт времени, приручение многих домашних животных — на всё это требовалось длительное накопление коллективного опыта.

Из этой легенды видно, что китайцы жили в древности родовым строем. Каждая фамилия — имя рода. Членам одного рода нельзя было вступать в брак. Пять семей составляли группу с одним предком. Пять групп — один отдел. Четыре отдела — общину с вождём во главе. Так появилось «сто семей» в легенде о Фуси. В действительности китайцы жили общинами, в которых объединялись многочисленные семьи, но количество их было различно. Число «сто» было придумано позже.

Один из царей десятого периода, Хоуцзи, изобрёл земледелие. «Хоуцзи» в переводе означает «князь просо»; само имя этого царя показывает, что он был связан с возделыванием земли.

В. «Книге песен» сохранился гимн Хоуцзи. Ещё младенцем, как только научился есть, он стал сажать бобы. За бобами стал сеять пшеницу, коноплю, тыкву. Он растил зерно, пересаживал его на гряды, выпалывал сорные травы. Вырастали у него тяжёлые и полные колосья. Их стали толочь в ступах, веять, промывать и парить в глиняных чашах. Всему этому народ научился у Хоуцзи. Он установил и приношение жертв, аромат которых поднимался к небу, принося радость душам предков.

Рассказы о военной организации племени связывались с именем вождя Хуанди. Хуанди занялся молодёжью и распределил её время между полевыми работами и воинскими упражнениями. Племени приходилось всегда находиться в боевой готовности, так как поблизости появился разбойник Чию, постоянно тревоживший его своими набегами. У Чию было человеческое тело, бычачьи ноги, медная голова и железный лоб.1 Он изо брёл оружие — нож, копьё, большой самострел. Восемьдесят один брат был у него. Они все вместе разбойничали в стране, обижая народ. В первый раз пошло войско против разбойников и разбило их, но Чию спасся бегством. Тогда Хуанди второй раз повёл войска.

Перед боем Чию стал колдовать. Вся земля покрылась таким густым туманом, что солдаты Хуанди заблудились и потеряли дорогу. Йен Хуанди придумал инструмент, который и в тумане указывал всегда одно направление — колесницу, которая сама двигалась на юг. То был компас. Он впервые упоминается в мифе борьбы Хуанди с Чию. И до настоящего времени компас в Китае называется «стрелкой, указывающей на юг», так как в китайском компасе стрелка всегда указывает южное направление, а не северное, как у нас.

Не зная, как бороться с этим новым оружием Хуанди, Чию обратился за помощью к богам ветра и дождя. Они наслали на землю сильный вихрь и страшный ливень. Но на сторону Хуанди встала богиня засухи. Она иссушила дождь и остановила бурю. Войска Хуанди в конце концов сумели окружить разбойника, взять его в плен и казнить.

Наряду с Хуанди прославилась и его жена, Про неё рассказывали, что она научила людей разводить шелковичного червя и ткать шёлк. Изобретение шёлка — это большое достижение, которое китайский народ внёс в мировую сокровищницу культуры.

С тех пор как появился шёлк, Хуанди приказал носить шёлковые наряды только знатным и богатым китайцам, все прочие должны были одеваться в одежду из простых тканей. Так мы видим из этой легенды, что в Китае уже начали появляться бедные и богатые, господа и подчинённые.

В одной из легенд говорится о событии, которое произошло в десятом периоде. Однажды случилось страшное стихийное бедствие — разразилось наводнение необычайной силы. Весь Китай очутился под водой, не затопленными остались только горы и высокие холмы. Ни состарившийся уже царь, ни его помощники не могли справиться с бедой. Прошло целых десять лет, а наводнение не уменьшалось.

Тогда начальником строительных работ был назначен некий Юй. Он отнёсся очень серьёзно к этой работе. Первым делом Юй отправился на священные горы и на каждой из них принёс жертвы в честь духов, хранителей местности. Затем он объехал всю страну. Он видел, как беспредельные воды разлились до небес, окружили горы, затопили безбрежным пространством подножья холмов. При этой поездке Юю приходилось постоянно менять способы передвижения. Где было сухо, он ехал на колеснице. Через затопленные места и реки проезжал на лодке. Через болота пробирался на ходулях. На горы и холмы он взбирался в башмаках с шипами на подошвах. Он вырубал леса на горах в поисках диких зверей и указывал людям, где найти мясную пищу. Во всех девяти областях страны он проложил русла многих рек — Хуанхэ, Янцзы, Ханьшуй, Лошуй и другие реки потекли до самого моря. Он углубил каналы и канавы. Для свободного течения Хуанхэ он прорубил гору. И сейчас в народе хранится предание о знаменитой стремнине — Драконовы ворота. Согласно поверью, каждая рыба, сумевшая преодолеть это бурное место на Хуанхэ, превращается в дракона. На реке Хуай Юй усмирил духа пучины. Он посадил это страшное чудовище на цепь, так что оно не смогло больше показываться из воды.

Конь (V в. до н. э).

Много лет трудился Юй, и, наконец, вода, затопившая всю страну, по прорубленным им руслам рек направилась в море. Он работал с такой, самоотверженностью, что забывал о делах своей семьи. Когда он женился, то провёл дома всего четыре дня.

Если ему случалось проходить мимо своею дома, он старался не слушать, как плачет, его маленький сын, чтобы не зайти домой и не прервать свою работу. И его труды не прошли напрасно. Когда непроходимые леса были; вырублены, а вода сошла в русла рек, каналов и канав, народ смог снова спуститься, с гор и приняться за своё хозяйство.

Великий Юй — одна из крупнейших личностей в мифологии древних китайцев. В его титанической борьбе с наводнением отразилась многовековая тяжёлая борьба народа со стихийными бедствиями, с капризами рек, главным образом Хуанхэ, не раз менявшей своё русло. В его личности отражён вечный страх земледельца то перед засухой, то перед наводнением, от которых он искал защиты у духов предков, В легенде отражён тяжёлый труд земледельца, принуждённого то искать воды для орошения долей, то освобождать их от потоков наводнения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религия и мифы Древнего Китая

Небольшое святилище в Китае

Небольшое святилище — храм счастья и долголетия — расположено на берегу озера в китайской провинции Синьцзян

Древние мифы огромной страны, ныне называемой Китай — родины одной пятой населения Земли, — и ее соседей в Восточной Азии, утрачены в океане времени. Мифы, дошедшие до наших дней, основаны на этих более ранних мифах. Они были собраны во II в. до н.э. в правление первого китайского императора Цинь Ши-хуанди. Ши-хуанди хотел ввести в своей огромной империи культурное единство и был готов изменить или уничтожить любые документы, которые вступали в противоречие с его целью.

Первая религия

По крайней мере 10000 лет назад в Монголии и Китае распространился шаманизм, который можно рассматривать как первую мировую религию. Шаманы входили в транс, чтобы вступить в контакт с животным миром и миром духов. Верили, что шаманы могли принимать облик животных. Шаманы развили систему предсказаний на костях животных и раковинах. До нас дошли фрагменты ранних мифов, датированных IX в. до н.э., в которых заметны влияния шаманизма.

Древние китайские мифы

Два главных бога древней мифологии — брат и сестра Фу-си и Ну-куа. Это существа с человеческой головой и телом змеи, что указывает на их шаманское происхождение. Ну-куа сделала людей из желтой земли, поместив небо выше земли, и вместе с Фу-си создала человеческий род и всю цивилизацию. Позднее появился легендарный Желтый император, носитель порядка, правивший примерно около 2500 г. до н.э. Он почитается как принесший человечеству божественное знание, а особенно искусство медицины.

Инь и Ян

В основе всей китайской мифологии лежат две парные силы, которые создают жизнь и придают ей равновесие. Вот как описывается их происхождение в тексте, составленном около 120 г. до н.э.: «Прежде чем Земля и Небо приобрели свой облик, все было бесформенным. Это состояние называлось Великим Началом. Из этой пустоты возникла Вселенная. Вселенная произвела на свет материальные силы, не знавшие границ. Та сила, что была ясной и светлой, превратилась в Небо, та, что была тяжелой, затвердела и стала Землей. Сочетающиеся субстанции Неба и Земли стали называться Инь и Ян. Тепло, которое источал Ян, стало огнем, а огонь породил Солнце. Холод Инь превратился в воду, а из субстанции воды появилась Луна»

Религия без определений

В центре древнекитайского представления о космосе лежит понятие дао — причина всего сущего. Дао невозможно определить, поскольку оно существует над всеми формами. Вот как об этом сказал великий мудрец Лао-цзы: «Дао, о котором говорят, не наделено вечной природой дао. То, что можно назвать по имени, — не истинное дао». В своем классическом труде «Даодэцзин» Лао-цзы объясняет, как дао сотворило реальность:

Дао порождает Единое,

От Единого — Два,

От Двух рождается Три,

От Трех рождается Десять Тысяч.

Из этих слов очевидно, что дао — первооснова всего — дало рождение природе — единому, которое, в свою очередь, породило инь и ян — Два. Инь — это женское начало: влажность, холод, луна, зима и осень, тени и воды. Ян — мужское начало — символизирует все сухое, горячее: солнце, весну, лето, яркость и землю. Из вечной борьбы инь и ян появляются Три — Небо, Земля и Человечество. Человечество должно стараться уравновесить противостояние Неба и Земли.

В результате этого космического развития появляется все живое на земле — в китайской традиции называемое Десять Тысяч. Однако, если последовать совету великого мудреца Чжуан-цзы (ок. 369— 286 гг. до н.э., мы обнаружим, что в каждом живом существе заключены Три, Два и Одно. В дао все взаимосвязано в фундаментальном единстве бытия. Последователей учения дао занимает поиск именно этого внутреннего единства.

Даосизм и парадокс

Поскольку вся жизнь — борьба между двумя противоположными началами инь и ян, в которой то одно, то другое берет верх, жизнь полна сюрпризов и парадоксов. Этому учит дао.

Путь — дао учит, что ничто не может быть определено, все формы изменчивы и временны, как показано в следующей сказке:

«Великому мудрецу Чжуан-Цзы однажды приснился сон, будто он стал бабочкой. Он счастливо порхал с цветка на цветок и забыл, что он Чжуан-цзы. Проснувшись, понял, что он тот же старый мудрец. Но его мучило сомнение: кто он, бабочка, которой приснилось, что она человек, или же человек, которому снилось, что он бабочка?»

Восемь бессмертных героев

Восемь бессмертных — популярные даже в наши дни полубожественные сверхгерои в Китае. Их почитают и им поклоняются, к их помощи взывают китайцы во всем мире. Эти восемь героев представляют собой своеобразный срез различных слоев китайского общества.

Луй Дун-бинь связан с медициной и целительством. Всем своим почитателям он дает амулеты, которые защищают людей от несчастий.

У Ли Те-гуай (Ли — «железная клюка») было тело хромого калеки, хотя прежде (видимо, в прошлой жизни, т. к., по преданию, Луй Дун-бинь возродил некоего чиновника, умершего от страха перед сановником) он был красивым мужчиной. Особенно охотно он помогает убогим и слабым.

Чжан Го-лао по незнанию съел волшебных трав и стал бессмертным. Он едет на осле, сидя задом наперед, и особенно покровительствует парам, желающим иметь детей.

Цао Го-цзю — раскаявшийся убийца, обретший бессмертие.

Хань Сян-цзы — реальная личность, племянник мыслителя танской эпози Хань Юя (768—824). Обычно изображается встреча Хань Сяна с дядей в горах, где он рассказывает ему о преимуществах даосизма. В иконографии часто показан с флейтой в руках внимающим музыке природы.

Хань Чжунли (Чжунли Цюань) — военачальник, после поражения от тибетских племен решивший посвятить себя постижению дао. Обычно изображается с персиком, приносящим бессмертие тому, кто съест его.

Лань Цай-хэ — юродивый, покровитель садоводства, иногда изображается в облике феи цветов.

Хэ Сянь-гу — «бессмертная дева Хэ» — молодая девушка, удостоенная бессмертия за свою щедрость и аскетизм.

Богиня милосердия

У китайцев Гуань-инь — самая почитаемая богиня. Ее также высоко ценят многие корейцы и японцы, у которых она известна под именем Каннон. Ее изображения можно увидеть в буддийских храмах, на священных горах и в японских синтоистских святилищах. Гуань-инь — подательница детей, богиня-создательница. Она почитается как богиня милосердия, друг и заступница, спасающая людей от всевозможных бедствий. Ее полное имя Гуань-ши-инь, что означает «слышащая вопиющие гласы мира». Люди молят Гуань-инь об избавлении от болезней и несчастий, просят вспоможения при родах и в минуту опасности.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древние мифы Китая. Сотворение мира, богов и людей

Для славян древние мифы Китая являются чем-то сложным и непонятным. Их представление о мире, духах и божествах сильно отличается от нашего, что приводит к некому диссонансу при их прочтении. Однако если немного вникнуть в их структуру, осознать все происходящее, то перед глазами откроется совершенное новая картина мироздания, наполненная удивительными историями и открытиями.

древние мифы китая

Особенности китайской миологии

Начнем с того, что все китайские легенды зарождались как песни. В былые времена их играли при дворце императора, в тавернах, дома у очага и даже на улицах. С течением лет китайские мудрецы начали переносить мифы на бумагу, дабы сохранить их красоту для потомков. При этом наибольшее количество древних тестов было занесено в сборники «Книга песен» и «Книга историй».

К тому же многие китайские легенды имеют реальные корни. То бишь, герои этих мифов действительно жили в определенные временные эпохи. Естественно, их способности и умения были явно преувеличены, дабы придать истории большей эпичности. Однако, это не отменяет того факта, что древние мифы Китая имеют огромное значение для историков, так как позволяют увидеть прошлое этого народа.

пань гу

Появление Вселенной: миф о хаосе

В китайской мифологии есть несколько версий того, как появился мир. Наиболее известная говорит о том, что изначально в бесформенном хаосе обитали лишь два великих духа – Инь и Янь. В один прекрасный «день» им надоела пустота, и они захотели создать что-то новое. Янь вобрал в себя мужское начало, ставши небом и светом, а Инь – женское, превратившись в землю.

Таким образом, два великих духа создали Вселенную. К тому же все живое и неживое в ней повинуется первоначальной воле Инь и Янь. Любое нарушение этой гармонии непременно приводит к бедам и катастрофам. Именно поэтому большинство китайских философских школ построены на соблюдении вселенского порядка и гармонии.

Великий прародитель

Существует еще один миф о появлении мира. Он гласит о том, что вначале не было ничего, кроме огромного яйца, заполненного первозданной тьмой. Также внутри яйца находился великан Пань Гу – прародитель всего живого. Он провел в глубоком сне 18 тыс. лет, но однажды его глаза открылись.

Первым что предстало пред взором Пань Гу, была кромешная тьма. Она давила на него непомерным грузом, и он захотел прогнать ее прочь. Но скорлупа не давала сделать этого, а потому разгневанный великан разбил ее своим огромным топором. В тот же миг все содержимое яйца разлетелось в разные стороны: тьма опустилась вниз, ставши землей, а свет поднялся верх, превратившись в небо.

Но недолго радовался свободе Пань Гу. Вскоре его начала преследовать мысль о том, что небо может упасть на землю, тем самым погубив окружающий мир. Поэтому прародитель решил удерживать небо на своих плечах, покуда то окончательно не закрепится. В итоге еще 18 тыс. лет Пань Гу продержал небосвод.

В конце он понял, что достиг своей цели и упал на землю замертво. Но его подвиг не пропал даром. Тело великана превратилось в великие дары: кровь стала реками, жилы – дорогами, мускулы – плодородными землями, волосы – травой и деревьями, а глаза – небесными светилами.

китайские легенды

Основы мира

Китайцы верили в то, что вся Вселенная разделена на три части: небо, землю и подземный мир. При этом сама суша держится на восьми столбах, которые не дают ей утонуть в морской пучине. На таких же опорах держится небосвод, который в свою очередь разделен на девять отдельных зон. Восемь из них нужны для движения небесных светил, а девятая служит местом сосредоточения высших сил.

Помимо этого, вся суша поделена на четыре стороны света или четыре Небесных царства. Управляют ими четыре бога, олицетворяющие основные стихии: воду, огонь, воздух и землю. Сами же китайцы живут посредине, а их страна является центром всего мира.

Появление великих богов

Древние мифы Китая говорят о том, что боги появились на небесах. Первым верховным богом стал Шан-ди, так как именно в нем переродился великий дух Янь. Благодаря своей силе и мудрости он получил трон императора неба и начал править всем миром. Помогали ему в этом два брата: бог воды Ся-юань и бог земли Чжун-юань. Остальные божества и духи также были рождены посредством энергии Инь и Янь, но при этом имели куда меньше сил, чем Верховный владыка.

Сам же дворец небожителей находился на горе Кунь-лунь. Китайцы считали, что это удивительной красоты место. Там круглый год царит весна, благодаря чему боги могут всегда любоваться цветением дерева фусан. Также в небесной обители живут все добрые духи: феи, драконы и даже огненный феникс.

гунь и юй

Богиня Нюйва – мать человечества

Древние мифы Китая рассказывают о том, что человечество появилось на свет благодаря стараниям богини Нюйвы. Юная небожительница обладала удивительным талантом оживлять все, чего коснется ее рука. И вот однажды, гуляя у озера, она задумалась о том, что, несмотря на всю красоту, миру явно чего-то не хватает. В ее глазах, он был слишком томным и грустным местом, а потому богиня решила разнообразить его.

Для этого она слепила из глины фигурку, очертаниями похожую на девушку. Затем Нюйва вдохнула жизнь в нее, и она тут же час превратилась в живого человека. Обрадовавшись своему творению, небожительница слепила еще одну фигурку, но на этот раз уже мальчика, и вновь вдохнула в нее жизнь. Так на свет появились первые мифические императоры Китая, основавшие династию Шан.

Но на этих двух Нюйва не остановилась. Вскоре она слепила еще около ста фигурок, которые молниеносно разбрелись по всей округе. Новая жизнь радовала Нюйву, но она понимала, что не сможет слепить своими белоснежными руками много людей. А потому, небожительница взяла лиану и погрузила ее в густую грязь. После она вытянула ветвь, и стряхнула с нее куски болота прямиком на землю. Из капель грязи один за другим повставали люди.

Позже китайские аристократы будут говорить о том, что все богатые и успешные люди пошли от тех предков, что были слеплены Нюйвой вручную. А бедняки и рабы всего лишь потомки тех каплей грязи, что были сброшены с ветки лианы.

мифические императоры

Мудрость бога Фуси

Все это время за деяниями Нюйвы с любопытством наблюдал ее муж бог Фуси. Он всем сердцем полюбил людей, а потому ему было больно видеть то, что они живут как дикие звери. Фуси решил подарить человечеству мудрость – научить их добывать еду и строить города.

Для начала он показал людям, как правильно ловить рыбу с помощью сетей. Ведь благодаря этому открытию, они смогли наконец-то осесть на одном месте, забыв о собирательстве и охоте. Затем он рассказал людям, как строить дома, возводить защитные стены и обрабатывать металл. Таким образом, именно Фуси привел людей к цивилизации, окончательно отделив их от зверей.

Укротители вод Гунь и Юй

Увы, жизнь возле воды оказалась слишком опасной. Разливы и наводнения постоянно уничтожали все запасы пищи, что сильно тяготило людей. Решить эту проблему вызвался Гунь. Для этого он решил построить первую в мире дамбу, которая заградила бы путь великой реке. Для того чтобы создать такое укрытие, ему необходимо было достать волшебный камень «Сижань», сила которого позволяла моментально возводить каменные стены.

Хранился артефакт у небесного императора. Гунь знал об этом, а потому слезно просил владыку отдать ему сокровище. Но небожитель не захотел отвечать взаимностью, а потому наш герой украл у него камень. Действительно, сила «Сижаня» помогла построить дамбу, но разгневанный император забрал сокровище обратно, из-за чего Гунь не смог завершить свою работу.

Помочь отцу и спасти людей от потопа вызвался Юй. Вместо постройки дамбы, он решил изменить русло реки, отвернув течение от деревни к морю. Заручившись поддержкой небесной черепахи, Юй сделал это. В благодарность за спасение, жители деревни выбрали Юйя своим новым правителем.

миф о хаосе

Хоу-цзи – властелин просо

Окончательно покорить землю человечеству помог юноша Хоу-цзи. Придания гласят, что его отцом был громовой великан Лэй Шэнь, а матерью - простая девушка из рода Ютай. Их союз породил невероятно умного мальчика, который с детства любил играть с землей.

Впоследствии его забавы привели к тому, что он научился возделывать землю, сажать зерна и собирать из них урожай. Свои знания он подарил людям, благодаря чему они навсегда забыли о голоде и собирательстве.

загрузка...

fjord12.ru

история и мифология. Мифы Древнего Китая 3. Легендарные китайские цари и герои.

Мифы Древнего Китая 3.

Легендарные китайские цари и герои.

Согласно традиционной китайской историографии, одним из древнейших царей (ванов) являлся Яо. Он был настолько добрым правителем Древнего Китая и так заботился о народе, что сам жил хуже последнего бедняка.

У Яо был советник Гаояо (с лошадиной головой), отправлявший правосудие. Он так вершил тяжбы, что никогда не ошибался. А секрет был в том, что Гаояо имел специального однорогого барана, размером с медведя и покрытого зеленой шерстью. Увидев спорящих, баран тотчас бодал виновного.

Яо принадлежала также птица, похожая на петуха, но с двойными зрачками. При одном ее появлении злые бесы тотчас пускались бегством.

В правление Яо родился мудрый Шунь. Он, подобно чудесной птице, имел по два зрачка в каждом глазу (здесь уместно вспомнить, что в кельтской мифологии, многозрачковость - черта сверхъестественного существа). В детстве ему пришлось несладко. Мать Шуня рано умерла и отец женился вторично. Мачеха и сводный брат Сян ("Слон") всячески пытались сжить его со света. Тогда Шунь поселился отдельно и жил столь добродетельно, что заслужил всеобщее уважение. Сам правитель Яо выдал за него своих дочерей и сделал своим наследником.

Правление Яо было трудным. Миф рассказывает, что у Сихэ - жены верховного божества были десять сыновей-солнц. Они жили на огромном дереве и появлялись в мире поочередно. Но однажды десять солнц взошли на небо одновременно. Началась страшная засуха.

Яо вызвал колдунью Нюйчоу, знаменитую тем, что она разъезжала по миру на огромной рыбочерепахе, усыпанной шипами. Кроме того, у нее был громадный краб.

Колдунья встала посреди равнины и читала заклинания, вызывая дождь. Но недолго - жар десяти солнц убил ее.

Тогда-то, Верховный Владыка и послал на землю стрелка И. Вероятно, он хотел, чтобы тот слегка напугал и призвал к порядку его сыновей-солнц. Но И, увидев страдания народа, пришел в великий гнев.

Он стал поражать сыновей владыки из лука и с каждым егог метким выстрелом на землю падал огромный золотой ворон с тремя лапами. Это и были солнца. И убил девять солнц, он убил бы и десятое, если бы правитель Яо благоразумно не вытащил из его колчана последнюю стрелу.

После этого великого подвига И начал очищать землю от чудовищ, которые во время засухи спасались из горящих лесов и нападали на людей. Первым герой убил Яюя, имевшего тело быка, голову дракона и когти тигра.

Затем И сразил Цзочи ("Клык-бурав") - человека со звериной головой и торчащим из пасти огромным клыком. Цзочи был вооружен копьем и щитом, но против стрел И бессилен.

Далее герой победил чудовище Ицзюн - зверя с девятью головами, извергавшими огонь и воду.

И также одолел огромного феникса Дафэна, гигантского удава и громадного кабана.

Итак, божественный герой совершил семь великих подвигов. Но Небесный Владыка разгневался на него из-за гибели своих сыновей и лишил бессмертия.

Жена И, красавица Чанъе, тяжело переживала потерю бессмертия (наказание распространялось и на нее). Она стала упрекать супруга и тот начал вести бродячую жизнь.

Во время скитаний, И встретил Фу-Фэй. Дочь самого Фуси, ставшую женой бога реки Хуан-Хэ. Она была красивой и несчастной. Ее мужу Хэ-Бо (имевшему рыбий хвост и разъезжавшему на колеснице, запряженной драконами) каждый день приносили в жертву по красивой девушке, которую топили в реке.

Итак, Фу-Фэй и стрелок И обратили внимание друг на друга. Но слуги Хэ-Бо: черепаха, каракатица и дракон Чжуполун ("Крокодил-свинья") донесли об этом своему господину. Когда И катался в лодке вместе с Фу-Фэй, речной бог, приняв облик белого дракона, поднял огромные волны, желая утопить их. Однако герой, метким выстрелом из лука лишил Хэ-Бо левого глаза.

Все же, стрелок И вернулся домой к жене. Чанъе уговорила супруга добыть эликсир бессмертия, дабы после смерти не попасть в мрачное подземное царство.

Герой отправился к богине Си-Ванму ("Владычице Запада"). В древности, китайцы представляли Си-ванму женщиной с хвостом барса, зубами тигра и всклокоченными волосами. Три синие птицы прислуживали ей, принося в когтях пищу. Четвертая же, имевшая три лапы, выбрасывала из пещеры Владычицы кучи костей и шкур. (В средние века образ Си-ванму в китайской культуре претерпел разительные изменения - она стала восприниматься как прекрасная тридцатилетняя женщина).

У этой-то Си-ванму и росло дерево бессмертия. Преодолев все преграды, стрелок И пришел к богине. Та, почувствовав жалость к герою, вручила ему напиток бессмертия. И вернулся домой, но его жена тайно выпила все одна. Тотчас тело Чанъе стало легким, и она вознеслась на луну. Там красавица превратилась в жабу. С тех пор Чанъе и пребывает вечно на луне, в обществе нефритового зайца, вечно толкущего в ступке коричневое дерево бессмертия.

Интересно отметить, что в мифах ацтеков лунные пятна означают кролика. Возможно, здесь отражается общность происхождения культур Дальнего Востока и Центральной Америки. Это подтверждается и особенным почитанием змей в китайской и американской мифологиях.

После всего происшедшего характер И изменился, он стал обижать своих учеников и слуг и те убили его. Но люди думают, что после смерти герой превратился в духа, охраняющего людей от бесов.

После великой засухи в мире началось наводнение. Жители Поднебесной страдали не только из-за разлива вод, но и от опять размножившихся и вышедших из под контроля хищных зверей и чудовищ.

Тогда Яо воззвал к божественному Гуню - внуку самого Хуан-ди. Гунь умолял деда прекратить потоп, но тщетно. Сова и черная черепаха посоветовали Гуню добыть во дворце Сижан - саморастущую землю. При помощи Сижана, наводнение уже почти было побеждено, но Желтый Владыка, узнав об ослушании внука, приказал казнить его. Бог огня Чжужун, получив предписание, вспорол живот Гуню на Горе Птичьих Перьев и унес Сижан.

Но из распоротого живота вышел дракон. Это был Юй - сын Гуня. Сам же Гунь не умер, но превратился в желтого медведя и отправился на Запад.

Хуан-ди призадумался. "Ведь из распоротого чрева Гуня неожиданно появился Юй. А если вспороть Юя, то не породит ли он тоже какое-нибудь существо?"

Поэтому, когда Юй пришел к Желтому Владыке просить Сижан, чтобы продолжить дело отца, тот не стал противиться и даже послал на помощь дракона Инлуна.

"Получив повеление верховного правителя, Юй с Инлуном и другими большими и малыми драконами спустился на землю и начал борьбу с наводнением. Драконы должны были прокладывать путь воде: Инлун прокладывал путь главному потоку, остальные драконы - боковым". За Юем следовала большая черная черепаха с Сижаном на спине.

Против них выступил сам бог воды Гунгун (возможно, символизировавший силы хаоса в традиции Китая), но потерпел поражение.

Другие китайские боги помогали великому Юю. Хэ-бо подарил ему план борьбы с наводнением, нарисованный на камне. Фуси же поднес герою нефритовую пластинку, которой можно измерять небо и землю.

Юй усмирил потоп и победил чудовища, самым опасным из которых было Учжици. Оно напоминало обезьяну, имело зеленое туловище, белую голову, высокий лоб и низкую переносицу. Глаза Учжици испускали золотые лучи. Чудовище умело искусно вести разговоры и обладало силой девяти слонов.

После того, как Юй справился со стихией, правитель Шунь уступил ему престол. Великий герой стал родоначальником династии Ся - первой исторической династии Китая.

chinese2007.narod.ru


Смотрите также