Герб древнего рима. Государственный герб Италии - история и описание эмблемы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

НОВОРОССИЯ NEWS. Герб древнего рима


Герб Римской империи. - История - Библиотека Стахановского новостного портала

     Герб Римской республики и империи.

  Не для кого не секрет, что герб Российской империи ( с орлом) происходит от византийского герба (с двух главам орлом) который в свою очередь происходит от герба римской империи.

   Происхождение герба Римской республики и империи, теряется во тьме веков, и по легенде восходит к первым консулам Рима: Л. Юнию, сыну Марка, и Бруту. Л. Тарквинию Коллатину. Герб состоял: из золотого орла с раскрытыми для полета крыльями, сидящим на золотой перекладине, к которой прикреплен штандарт из красной материи с золотой бахромой по низу, с аббревиатурой S.P.Q.R золотыми буквами, в обрамлении золотого лаврового венка.

S.P.Q.R. - аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи, до тех пор пока не был заменен на христианский символ лабарум Константином Великим.

  Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима.

S почти наверняка означает первую букву слова Senatus - «Сенат». Происхождение P неоднозначно, разные исследователи видят здесь первую литеру слов Populus или Populusque, «народ» и «и народ», соответственно. Происхождение Q также является поводом для споров, оно означало или que - «и», или Quirites, или Quiritium. Оба последних - множественное число от Quiris «воин с копьем», но также и «гражданин», которое произошло от имени Квирина (Quirinus), первоначально сабинского божества, чье святилище находилось на Квиринале, одном из семи холмов, на которых возник город. После заключения Ромулом мира с сабинами Квирин вошел в римский пантеон богов. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул. В честь Квирина римские граждане именовали себя квиритами. Квирин - бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» (Populus Romanus Quiritium) (использовалось в официальных обращениях). В более позднее время культ Квирина, оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Но наименование «квириты» сохранилось. R наиболее вероятно означает Romae, Romanus или Romanorum, что переводится как «Рим», «Римский» или «Римлян», соответственно.

  Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.: Senatus Populusque Quiritium Romanus - Сенат и граждане Рима, где Quiritium происходит от Quiris - «гражданин».

  Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:

«Сенат и свободный народ Рима» (некоторые историки приписывают слову «квирит» значение - «свободный»).

«Сенат и народ квиритов Рима» (дело в том, что «квирит», по сути, является термином, обозначающим гражданина Рима, и аналогов в русском языке не имеет).

«Сенат и гражданское население Рима».

Senatus Populusque Romanus - Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов. Замечательными примерами этого является Арка Тита, построенная около 81 году н. э. для оказания почестей Титу и его отцу Императору Веспасиану. Также эту версию можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году н. э. в знак уважения к Императору Траяну. Следует помнить, что все без исключения граждане были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.

                                                                                                                                             (на основе википедии)

alekca.ucoz.ru

Государственный герб Италии - история и описание эмблемы

Герб ИталииRes publica est res populi.Республика является делом народа.(Цицерон)

Цитируем крылатую латинскую фразу и обращаем внимание читателя на архаичное написание буквы "U" в тексте под гербом (фото слева, кликните). Это дань уважения тем, кто стоял у истоков истории и величия Рима. Герб Италии в современном варианте явился результатом строжайшего конкурсного отбора черно-белых эскизов, представленных на обозрение Комиссии более чем тремястами итальянскими авторами в октябре 1946 года. Победителем конкурса во втором напряженном туре стал Паоло Паскетто. Его проект был одобрен 31 января 1948 года.

 

Герб ИталииНаблюдательный читатель без сомнения обнаружит ту же самую цветовую гамму на рисунке государственного флага Италии (слева). Преобладают белый, зеленый и красный цвета. Символика герба относится к далекому прошлому страны. Звезда (стелла) является древним символом Италии (Italia stellata): в древних документах сообщается о Stella Veneris (Венера), что означает примерно олицетворение "страны заката солнца". Род божественного Юлия Цезаря связывался непосредственно с Венерой (вспомним Caesaris Astrum). Путеводная звезда указывала путь беженцам из Трои, устремившимся к итальянским берегам.

 

Италия туррита

Зубчатое колесо с пятью спицами является символом трудолюбия. Однако толкование символики иногда не так однозначно, как может показаться. За этим символом стоит еще одна античная эмблема Рима - башни и зубчатые стены. Италия туррита (украшенная башнями, torre - башня) является древней аллегорией и часто изображалась в виде юной девушки с венком из башен. В имперский период Рима в ходу были монеты с изображением анатолийской богини Кибелы, олицетворяющей мать-природу. Римские девушки украшали себя венками и коронами с подобным орнаментом.

Оливковая ветвь, обрамляющая звезду слева, является олицетворением дружелюбия и стремления к миру. Отметим, что кроме символики (голубь с оливковой ветвью - лишь пример), оливковое дерево очень распространено в Италии. Это дерево-долгожитель и в то же время - кормилец для десятков тысяч итальянских семей.

Дубовая ветвь символизирует достоинство и силу нации.

 

Государственный герб Италии пришел на смену гербу Итальянского королевства, ставшему архаичным и избыточным .

Читайте также:

Флаг Италии - символика, история, фото

Гимн Италии - история, интересные факты, перевод

Италия - что нужно знать?

 

Сведения для туристов по Риму

www.rivitalia.com

Герб поздней Римской империи и Византии (Восточной Римской империи) - История - Библиотека Стахановского новостного портала

 Герб поздней Римской империи и Византии (Восточной Римской империи)

 

  Знамена применялись у многих древних народов по всему миру – от древних китайцев до персов. Знамя служило в качестве военного значка, облегчающего управление войском. Одним из древнейших военных значков у римлян был орел. В I в. н. э. императором Траяном было введено императорское знамя из ткани, выкрашенной в пурпурный цвет, которое имело форму дракона. Этот знак укрепился, только другого цвета, в качестве одного из подразделений римского легиона – когорты. Конные подразделения римлян также имели либо дракона, либо вексиллумы. Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок ткани пурпурно-красного цвета, который крепился на древке. Вексиллум мог являться и штандартом полководца, который водружался на кануне битвы.

  Византия являлась наследницей Древнего Рима. Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору Константину Великому, который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине.

  Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320). Согласно этому автору, образ лабарума явился Константину во сне накануне битвы у Мульвийского моста (312). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα — лат. "In hoc signo vinces", то есть «с этим знаком победишь». По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу, которая доставила их предводителю императорский трон.

  Евсевий Кесарийский предлагает несколько другую трактовку событий. В «Церковной истории» он приурочивает первое явление лабарума Константину ко времени его службы в Галлии задолго до битвы у Мульвийского моста. Впоследствии, ссылаясь на устное сообщение самого императора, Евсевий исправил и детализировал свои сведения о лабаруме. Со слов Константина, передаваемых Евсевием, лабарум явился императору перед битвой у Мульвийского моста, когда огромный крест закрыл собой солнце в присутствии всей 40-тысячной римской армии.

  Этому соответствует свидетельство дукса Египта Артемия, бывшего очевидцем события и казненного впоследствии Юлианом Отступником: «Ты унизил блаженного Константина и его род, назвав его врагом богов и человеком безумным. Но он был обращен ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали, написанное на нем. И ныне в войске есть еще много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду.»

  Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени в подробностях была разнообразна. Ближайшие преемники Константина сохранили лабарум; император-язычник Юлиан Отступник снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа Схоластика, первоначальный labarum, как реликвия, хранился, в его время (около 430) в константинопольском дворце, а если верить Феофану, его видели там еще в IX веке. Носившие лабарум назывались драконариями или векзилиферами.

  У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы. Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси. Что касается геральдики, то символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера.

  После перене-сения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему – черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и Востоком. Этот герб сохранился и как герб Византийской империи. В начале ее существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии.

  Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй: Священной Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России (двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

  Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер около Орхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империи двуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы.

  При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185 годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности к императорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшего положения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни в камниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византии двуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердился иной герб — с четырьмя буквами «В» между концами креста. В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, в частности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах трапезундских императоров Алексея III и Мануила III.

 

                                          (На основе википедии и статьи «византийская символика» с сайта: istoriya-ru.ucoz.ru)

alekca.ucoz.ru


Смотрите также