Древнейший период истории Южной Месопотамии. Древнейший период
Глава II Древнейший период истории Италии
Этруски: общество и культура
Основной ареал распространения памятников этрусской культуры локализуется между реками Тибром и Арнусом (современная Арно) в Средней Италии. Римляне назвали эту область Этрурией (современная Тоскана). Однако в период своего политического и экономического расцвета цивилизация этрусков простиралась гораздо севернее этих границ (Марцаботто, Спина) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Первые достоверные сведения об этрусках относятся к VIII в. до н. э. В это время в Средней Италии на смену небольшим укрепленным поселкам культуры Виллановы приходят города с этрусским населением. У этрусков уже существовала государственность, в то время как соседние италийские племена все еще жили родовым строем. Этруски занимались земледелием и ремеслом. Особенных успехов их мастера добились в рудном деле, металлургии и металлообработке. Об уровне развития ремесла у этрусков свидетельствует, в частности, наличие у них ремесленных коллегий (т. е. «цехов»). Этрусскую культуру прославили в веках великолепные изделия из бронзы, железа и меди (оружие, инвентарь, утварь, скульптура, украшения), керамика из черной глины (т. н. сосуды буккеро), предметы из камня и терракоты. Важной отраслью хозяйства этрусков являлась посредническая торговля.
Богатыми и многонаселенными городами этрусков были Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Высокий уровень этрусского градостроительства характеризуется мощными фортификационными сооружениями, регулярной планировкой улиц (шириной в 10–15 м), площадей и кварталов, наличием каменных мостовых, водопровода и канализации.
Формально этрусскими городами с древнейших времен управляли цари, которых в VI в. до н. э. сменили магистраты, фактически же власть принадлежала аристократии (военно-жреческая знать, т. н. лукумоны), в распоряжении которой находились земли и значительные материальные средства, наряду с массой рабов и клиентов. Следствием имущественной дифференциации и социальной борьбы в городах явилась этрусская колонизация, объектом которой стали Южная Италия, Корсика и Сардиния. В VII–VI вв. до н. э. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов с центром в Вольсиниях (там находилось святилище верховного бога этрусков Вертумна). Политикой «двенадцатиградья» (позже возникли еще два) руководил совет 12 лукумонов, из которых один был главным. Конфедерация могла в случае необходимости выставить многочисленное пешее ополчение; в бою аристократы сражались на колесницах во главе своих личных дружин.
Располагая внушительным морским флотом, этруски активно занимались торговлей и пиратством. Они торговали со многими странами Востока, в том числе с Египтом и Финикией. Экономическое соперничество являлось основной причиной вооруженных конфликтов между этрусками и греческими колониями Южной Италии. В 535 г. до н. э. этруски, заключив союз с карфагенянами, после кровопролитной морской битвы заставили греков покинуть город Аланию, являвшийся их форпостом на Корсике, после чего весь остров перешел под власть этрусков. К тому времени под их контролем уже находились Лаций и Кампания, а также районы Северной Италии. К 616–510 гг. до н. э. традиция относит правление в Риме этрусских царей. На первую половину VI в. до н. э. приходится период политического, экономического и культурного расцвета Этрурии.
Во второй половине VI в. до н. э. начинается ослабление этрусского могущества. Этрускам пришлось одновременно бороться с греками, римлянами и галлами. Тем временем в этрусских городах обострилась социальная борьба. К тому же члены конфедерации постоянно враждовали друг с другом. В результате начались военные неудачи. В 524 г. до н. э. этруски потерпели поражение от греков в Кампании, а в 510 г. до н. э. римляне изгнали из своего города последнего этрусского царя Тарквиния Гордого. К концу VI в. до н. э. падает влияние этрусков в Лации и на севере Италии. На юге греки в 482 г. до н. э. закрыли Мессинский пролив для этрусских кораблей, а в 474 г. до н. э. разгромили этрусков близ Кум. До конца V в. до н. э. этруски потеряли Корсику и Эльбу, а также были вытеснены самнитами из Кампании. В 396 г. до н. э. Вейи после десятилетней осады были взяты и разрушены римским диктатором Марком Фурием Камиллом. В первой половине IV в. до н. э. Рим покорил всю Южную Этрурию. Этруски были побеждены римлянами в войне 296–294 гг. до н. э., а в 283 г. до н. э. потерпели от них еще одно поражение, у Вадимонского озера. Наконец, в 265 г. до н. э. с падением Вольсиний завершилось римское завоевание Этрурии. В процессе романизации к началу новой эры этруски полностью ассимилировались с римлянами и забыли родной язык.
История этрусского искусства делится на четыре периода: ориентализирующий (VIII–VII вв. до н. э.), архаический (VI в. до н. э.), классический (V–IV вв. до н. э.) и эллинистический (III–I вв. до н. э.). В этрусских городах сохранились остатки внушительных крепостных сооружений (например, периметр стен вокруг Вольтерры составляет 7 км, вокруг Тарквиний – 8 км) и руины храмов: те и другие обычно возводились из туфа и травертина. Этруски были умелыми инженерами и строили на редкость добротные дороги и мосты. В мировую историю искусства вошли знаменитые этрусские некрополи Кьюзи, Черветери, Вульчи, Вольтерры и Монтаньолы с великолепными полихромными фресками, рельефами и скульптурами из бронзы и терракоты, расписными саркофагами лукумонов и богатейшим погребальным инвентарем (урны, керамика буккеро, культовые и бытовые предметы из бронзы, ювелирные украшения и т. д.) – Творения безвестных этрусских скульпторов (мы знаем по имени лишь легендарного Вулку, который работал в Риме при Тарквинии Гордом) отличаются поразительным реализмом. В частности, этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера» (V в. до н. э.).
В основе довольно мрачной религии этрусков лежали культ мертвых с человеческими жертвоприношениями и вера в духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менерва (у римлян – Юпитер, Юнона и Минерва). Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее был отождествлен римлянами с Вакхом – Дионисом, Марис – с Марсом, Аллу – с Аполлоном, Турмс – с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина – искусство гадания по печени жертвенных животных.
В течение нескольких веков на развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, а затем – греческого мира. В свою очередь, культура этрусков (наряду с греческой) серьезно повлияла на формирование римской культуры.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древнейший период истории Южной Месопотамии. История древней Ассирии
Древнейший период истории Южной Месопотамии
В конце XXIV в. до н. э. города Месопотамии были объединены царем Шаррумкеном (Саргоном), которого часто называют Древним или Аккадским в отличие от одноименных ассирийских царей, один из которых правил в XIX в. до н. э., а другой – в конце VIII. Саргон стал героем любопытной легенды, которая дошла до нас в позднейших записях. Если верить ей, он был подкидышем, человеком без роду и племени. В одном тексте прямо говорится, что царь не знал своего отца. Его мать, происходившая из знатного рода, зачала и тайно родила будущего царя на берегу Евфрата, затем положила его в корзину из тростника, крышку залила горной смолой и пустила корзину по течению. Воды реки подхватили корзину и принесли младенца «к водовозу Акки», который, по доброте сердечной, принял его, взрастил, как родное дитя. Способный мальчик стал садовником, затем почитателем бога Замамы, а позже великая богиня любви Иштар, благосклонная к нему, возвела своего любимца на царский трон.
Среди развалин Аккада была найдена личная цилиндр-печать Саргона. Кроме этого обнаружен алебастровый диск с изображением его дочери. Археологи нашли таблички с надписями, сделанными во время царствования Саргона. Следовательно, личность эта была не мифическая, а историческая.
Саргон Аккадский был, безусловно, талантливым военачальником и выдающимся государственным деятелем. Ему удалось разбить могучего царя Урука и Уммы – Лугальзагеси, который был первоначально правителем Уммы. Воспользовавшись социальной борьбой, происходившей в соседнем Лагаше, где царь Урукагина (или Уруинимгина) провел реформы в пользу земледельцев-общинников, Лугальзагеси разоряет Лагаш и объединяет шумерские города под своей властью: столицу он переносит в Урук. Саргону удалось покорить шумерский юг; в дальнейшем он завоевал Сирию и, возможно, проник далеко на северо-запад, в богатую металлами Каппадокию[4]. На востоке он совершает удачный поход в суровую страну Элам.
Саргон захватил огромную добычу и пригнал тысячи пленных, которых заставил строить царский дворец и храм в Аккаде. По имени месопотамского города Аккада стала называться вся центральная часть долины Тигра и Евфрата, на север от Шумера. Головокружительный успех, сделавший Саргона властителем могучего государства, объясняется в значительной степени хорошей организацией постоянного войска, которое он создал из малоземельных земледельцев-общинников, получавших за свою службу земельные наделы. Саргон сам утверждал, что у него была постоянная армия, насчитывавшая 5400 воинов. Для того времени это была грозная сила, на которую он мог опереться. Саргон ввел в свое войско отряды лучников, т. е. легкую пехоту, отличавшуюся значительной подвижностью по сравнению с тяжелой пехотой Шумера.
Создав обширную и централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титулы «царя страны, которому Энлиль не давал врага», и «царя четырех стран света». Власть Саргона Аккадского и его преемников носила деспотический характер. Правда, в пределах собственной городской общины его власть еще долго была ограничена родоплеменной знатью. Собранное здесь ополчение поддерживало Саргона в его стремлении покончить с влиянием совета старейшин.
Основой экономической мощи царей Аккада были храмовые владения, объединенные теперь под властью царя, но не слитые еще с его хозяйством. Саргон стремился к укреплению внутреннего рынка. Для этой цели им была создана единая система мер и весов.
Династия, основанная Саргоном, правила около 140 лет, примерно до 2200 г. до н. э., когда Аккад был разгромлен племенами кутиев, нагрянувшими с востока, с гор Загра.
Хотя существование огромной державы, созданной Саргоном, оказалось сравнительно кратковременным, но память о ней сохранилась на протяжении многих веков.
При Саргоне впервые было расширено храмовое книгохранилище в Уруке. Он пополнил его двумя большими литературными сборниками, которые жрецы составили по его приказу. Один из них состоял из трех отделов и двухсот плиток и содержал старинные моления, воззвания, заклинания, песнопения, заговоры, формулы и т. д. Все они написаны на шумерском языке с подстрочным переводом на аккадский (вавилоно-ассирийский).
Господство кутиев, положивших конец аккадской державе, продолжалось до конца XXII в. до н. э…[5] В дальнейшем возрождается Шумер. Старинные города Урук и Ур свергают власть чужеземцев и создают могучее шумерское государство, достигшее расцвета при третьей династии Ура (2112-1997 гг. до н. э.).
В этот период значительного развития достигло рабовладение. Разоренные земледельцы, утратившие свои общинные наделы и запутавшиеся в долгах, превращались в рабов, тогда как прежде, во времена аккадской династии, обедневшие общинники нанимались на работу за скудную плату, но сохраняли личную свободу.
От этого времени дошли до нас архивы крупных царских и храмовых поместий, в которых широко применялся рабский труд (и отчасти наемный труд бедняков).
Недовольство народных масс жестокой эксплуатацией подрывало могущество державы, созданной царями третьей династии Ура. В начале II тысячелетия до н. э. она была разгромлена внешними врагами – эламитами и амореями. Затем между ними начинается борьба, закончившаяся победой аморейских царей и возвышением города Вавилона, который становится крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Месопотамии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древнейший период.
Абхазия в древнейший период
Древнейшие изделия первобытного человека на территории Абхазии выявлены в полосе низких предгорий, на поверхности древних морских и речных террас и на склонах передового известнякового хребта. Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.
Они подолгу задерживались у кремненосных известняковых отложений, где основывали «мастерские» по производству каменных орудий труда. Эти люди могли также пользоваться огнем и умели его разжигать. Долговременная оседлость способствовала изживанию стадных отношений и формированию таких форм организаций труда, когда деятельность каждого из членов данной группы определялась в первую очередь уже интересами всего коллектива.
В период среднего палеолита, около 100 тысяч лет назад Кавказ покрылся ледниками, языки которых достигали среднегорных долин. В последующую эпоху потеплений предгорья и ущелья Абхазии были вновь заселены группами неандертальцев, создавших здесь особый вариант мустьерской (среднепалеолитической) культуры. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий, характеризующих период примерно от 90 до 35 тысяч лет назад. Основным занятием мустьерцев были охота на пещерного медведя и оленей, сбор съедобных растений и корнеплодов, изготовление орудий труда.
Помимо кратковременных охотничьих стоянок и мастерских по добыче и первичной обработке кремня, появляются и долговременные многофункциональные стойбища, жители которых были объединены не только совместной работой по добыче средств к существованию, но и зачатками родовых отношений. В конце периода на основе взаимосвязей между такими коллективами формируются предплемена – этнически близкие группы общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры.
В мустьерский период все большую роль в жизни людей начинают играть пещеры, во множестве существующие в горной зоне Абхазии. Древнейшие следы обитания людей выявлены в Ахштырской пещере вблизи Адлера (300 метров над уровнем моря) и в гроте Апианча (Кеп-Богаз) близ Цебельды (250 метров над уровнем моря). К позднемустьерскому времени относятся такие жилища закрытого типа, как пещера Мачагуа в селе Хуап и пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона.
Примерно 35 тысяч лет назад территория Абхазии была заселена кроманьонцами, по своему физическому типу уже почти не отличавшимися от ныне живущих людей. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок орудий труда, характеризующих две стадии развития человеческого общества, следующие за мустьерской – их археологи назвали соответственно верхнепалеолитической (между 35–12 тысячами лет до н. э.) и мезолитической (примерно 12–7 тысячелетия до н. э.).
В верхнепалеолитическую эпоху была создана первичная общественная ячейка – община, состоящая из нескольких больших семей, обитавших либо в пещерах, либо в совмещенных деревянных жилищах. Одно такое жилище известно на окраине нынешнего Сухума (Лечкоп). Семья группировалась вокруг женщины-матери, уважаемой хранительницы кровного родства, огня и традиций.
Именно тогда, в эпоху матриархата, получили распространение первые украшения, кроеная одежда из кожи и меха, плетеные веревки, лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу, тяга к искусству – живописи и скульптуре, экономические связи, уважение к умершим, языковая дифференциация и другие черты человеческой жизни, существующие до сих пор. Навыки обработки кремня привели к изобретению составных орудий труда – ножей, серпов, гарпунов и т. п.
В мезолите возникают серьезные трудности в поисках пищи. Совершенствование охотничьего оружия привело к обеднению фауны, все большее значение приобретает охота на мелких животных, изыскиваются новые источники питания, усиливается значение рыболовства и собирательства. Оскудение пищевых ресурсов привело к раздроблению общин, резкому уменьшению площади и числа поселений, усилению межплеменных столкновений. Назрела необходимость перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Важные сведения о быте «человека разумного» на территории Абхазии сохранили его пещерные жилища, исследованные в окрестностях Цебельды (Холодный грот, Апианча и др.).
В VI тысячелетии до н. э. население северо-восточного Причерноморья вошло в эпоху неолита, когда произошли решающие изменения в способах добывания человеком пищи – на смену присваивающему хозяйству охотников и собирателей пришло земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство на Кавказе возникло в условиях тесных контактов с переднеазиатским населением, частично сформировавшись на местной основе, частично впитав новые черты, привнесенные с юга.
На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени. На раннем этапе неолита все еще используются пещерные жилища (стоянки верхних слоев грота Апианча и Холодного грота, где найдены зерна проса). Однако позднее, в условиях распространения навыков строительства деревянных хижин, поселения располагаются уже, как правило, на открытых площадках в поймах рек и на террасах (Лемса, Кистрик, Чхортоли и др.).
В конце IV-II тысячелетиях до н. э. происходит зарождение и развитие металлургии – изготовление орудий сначала из меди, а затем бронзы, однако камень продолжает играть важнейшую роль в хозяйстве на протяжении всего медно-бронзового века. Наиболее яркие памятники того времени – стоянки земледельцев с тысячами каменных мотыжек так называемого «сочи-адлерского» типа, выявленные в северо-западной Абхазии. Помимо мотыг, жители этих поселков изготовляли кремневые наконечники стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие предметы. В средствах производства продолжают абсолютно преобладать каменные изделия, даже браслеты еще делались из полированного камня, но изредка уже попадаются и изделия из металла – медные и электровые украшения, медные топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).
Широко известны памятники Очамчирской культуры, получившей свое название по древнему поселению на западной окраине районного центра Очамчыра. Исследователи по-разному датируют эти памятники: одни – III тысячелетием, другие – первой половиной II тысячелетия до н. э. Основные черты хозяйства эпохи – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, керамическое производство, обработка камня и кости, торговля и т. п. Поселения этой культуры – небольшие скопления деревянных хижин – располагались в прибрежной низменности (Очамчыра, Мачара) и на склонах и вершинах холмов (Гумиста, Гуад-иху).
Религиозные представления их жителей сводились к языческим земледельческо-скотоводческим культам, это нашло свое отражение в орнаментике и зооморфных украшениях глиняных сосудов. Погребения людей, отражающие некоторые черты заупокойного культа, найдены на Гумистинском поселении – это опущенные в грунт и обложенные булыжниками скорченные костяки на боку. В могилах найден скудный каменный инвентарь.
Особое значение в развитии хозяйства Абхазии того времени имело резкое усиление роли дерева, в особенности его использование в плужном земледелии. Древнейшая на Кавказе деревянная соха ближневосточного типа была обнаружена в «очамчирских» слоях поселения в районе села Печори (Галский район). С помощью пары волов теперь можно было обработать и засеять неизмеримо большую площадь, чем мотыгами при подсечном земледелии.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи – монументальные погребальные сооружения) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н. э. В этот период особое связующее значение приобретают перевалы Большого Кавказа, когда по обе его стороны распространяются одинаковые формы и других элементов материальной культуры, образовывая единую западнокавказскую культурную общность. Юго-восточная граница расположения дольменов проходит по линии Эшера – Цебельда. Их общее число в Абхазии достигает 60. Самый высокий на Кавказе плиточный дольмен находится в селе Азанта близ Сухума.
Строительство дольменов требовало большого труда. С помощью деревянных клиньев, воды и рычагов древние мастера выламывали каменные плиты, а затем обрабатывали их поверхность каменными и бронзовыми орудиями. Отверстие, в которое заносились останки умерших находились, как правило, в передней стенке и затыкались каменной притертой пробкой. Одновременно в качестве погребальных помещений в горах широко использовались пещеры и гроты.
В дольменах и пещерах обнаружено большое число изделий из мышьяковистой бронзы: топоры, кинжалы, крюки, булавки, украшения, наряду с которыми продолжали широко использоваться изделия из кремня, в частности, наконечники стрел. Много найдено и керамических сосудов, однако в своем большинстве это специально изготовленные миниатюрные копии бытовой посуды, использовавшиеся при обряде «кормления души» умершего.
До конца своеобразный механизм жизни, приведший к строительству дольменов, еще не разгадан. За дольменным периодом последовал довольно значительный период упадка, пока представленный очень ограниченным числом находок, характеризующих эпоху поздней бронзы.
Абхазия, как и все Западное Закавказье, - один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. Так, Башкапсарские медные рудники в верховьях реки Бзыбь (2200 метров над уровнем моря) функционировали, предположительно, с конца III тысячелетия по VIII век до н. э. Археологами выявлено здесь 13 объектов, среди которых – выработки открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с боковыми камерами.
Бронзовые вещи обычно изготовлялись с помощью литейных форм. Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии (Мачара, Тамыш, Кистрик, Тагилони), что говорит о местном происхождении самих вещей. Нередки находки тиглей, с помощью которых расплавленный металл разливался по формам.
Своего расцвета бронзовая металлургия и металлообработка в Абхазии достигли в период бытования здесь, как и на всем Западном и Центральном Кавказе, колхидо-кобанской культуры в ее локальном варианте (начало I тысячелетия до н. э.). В условиях усиления ближневосточного (через Малую Азию и Урарту) и восточно-средиземноморского влияния формируется обширная культурная общность, известная как колхидо-кобанская металлургическая провинция. В числе ее творцов находились и предки нынешних абхазов – многочисленные гениохские племена.
В этот период река Бзыбь начинает играть важную разделительную роль, пройдя между двумя культурными районами колхидо-кобанской провинции – северо-восточнопричерноморским и, протянувшимся от Геленджика, и северо-западноколхидским («абхазским»). Характерные черты последнего варианта – бронзовые боевые и парадные, с нанесенной стальным резцом гравировкой топорики, разнообразные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные головные булавки, пластинчатые пояса, обряд вторичного захоронения, возможно, унаследованный от дольменов, но вместо них для захоронения костей умершего применялся крупный глиняный сосуд.
В VIII-VII вв. до н. э. предки абхазов освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара. В VII-VI веках до н. э. в Абхазии научились превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку.
В VIII веке до н. э. на территории Абхазии наблюдается резкое увеличение населения. Если памятники предшествующего периода (X-IX века до н. э.) пока практически не известны, то последующие два столетия характеризуются двумя десятками поселений и таким же количеством связанных с ними могильников. Тогда было положено начало таким крупным родовым кладбищам, как Красный Маяк, Гуад-иху, Эшера, Джантух и др. Земледельческо-скотоводческий характер хозяйства подчеркивается большим числом бронзовых мотыг и функционально близким к ним бронзовых сечек, а также культовыми скульптурными изображениями домашних животных.
Поселения состояли из нескольких деревянных домов, расположенных либо на берегу (поселки солеваров и рыболовов), либо на вершинах холмов с хорошей естественной защитой. Жители поселков занимались металлообработкой, керамическим производством, ткачеством и другими видами ремесла. Принадлежало такое поселение, скорее всего, одной большой семье, подчинявшейся самому опытному мужчине. Основной общественной ячейкой в этот период был патриархальный род во главе со старейшиной. Тогда же формируются племенные объединения или небольшие союзы племен, производственные и административные центры которых находились в укрепленных городищах, как, например, поселение Диха-Гудзба в Пичори (Галский район).
VIII-VII века до н. э. в Колхиде – период расцвета разносторонних связей с соседними территориями. В посуде как глиняной, так и бронзовой, топорах и браслетах просматриваются влияния из Фригии и прилегающих районов Северо-Восточной Анатолии. В кинжалах, шлемах, бляхах, поясах хорошо видно воздействие культуры Урарту, в пекторалях – Ирана, в фибулах – островной Греции через Малую Азию.
В VII-VI вв. до н. э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Формирование местной культуры развитого железного века приходится на период греческой колонизации побережья Абхазии.
Статья взята с офилиального сайта www.abkhaziagov.org
Вам понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!
abkhazia-apsny.ru
Древнейший период истории Ассирии. История Древнего Востока
Древнейший период истории Ассирии
Раскопки, произведённые в Арпачия, позволяют установить уровень развития хозяйства и всей культуры субарейских племён, которые с древнейших времён населяли северную Месопотамию. Некоторые из этих племён уже вели оседлый земледельческий образ жизни. Они сеяли эммер, один из древнейших хлебных злаков, известных народам Передней Азии. Были приручены важнейшие домашние животные. Появляются и развиваются различные ремёсла: керамика, изготовление тканей и металлургия. Некоторые сведения мы имеем и о религиозных верованиях этих древних племён. Субарейцы обоготворяли явления природы и верили в загробную жизнь. Это подтверждают найденные скорченные погребения с могильным инвентарём: сосудами, каменными и костяными орудиями.
Храм богам Ану и Адад в городе Ашшуре.
Реконструкция
Названия субарейских племён и страны Субарту встречаются в шумеро-аккадских и вавилонских надписях, в частности в важных документах, найденных в Мари. Ещё Саргон Древний, царь Аккада, воевал со страной Субарту. Документы, найденные в развалинах царского дворца в Мари, указывают, что вавилонский царь Хаммурапи, ведя борьбу с этими северными горными племенами Субари, вынужден был заключить против них военный союз с Зимрилимом, царём Мари. Государство Мари, так же как и Вавилон, стремилось укрепить своё экономическое и политическое влияние в Субарту. Зимрилим получает из северной Месопотамии много писем от подчинённых ему князей. Он получает оттуда дань, жертвы для богов и храмов Мари и называет себя «царем Верхней Страны». Очевидно, и Вавилон и Мари в равной степени были заинтересованы в укреплении всякого рода связей со страной Субарту. На очень широкое распространение субарейцев и значительное развитие субарейской культуры указывает целый ряд фактов. На обширной территории от северного течения Тигра вплоть до Ниппура были найдены документы, содержащие субарейские имена. К востоку от Титра, около Керкука, были также найдены аккадские надписи с субарейскими именами. Раскопки обнаружили здесь остатки субарейского поселения; субарейское влияние проникало даже на запад, вплоть до Сирии. Древнейшие ассирийские цари были тесно связаны с коренным субарейским населением страны. Некоторые из них носили субарейские имена, как, например, Ушпия и Кикия. В равной мере в древнейшей Ассирии чувствуется и некоторое митаннийское влияние. Так, в Самарре на реке Тигре была найдена медная табличка с митаннийским именем царя Арисена, который в III тысячелетии до н. э. правил в Уркише и в Наваре. Надпись содержит посвящение в честь бога Кергала.
Карта № 7. Верхняя Месопотамия
В Ассирию с древних времён проникало сильное культурное влияние из Шумера. Так, во время раскопок древнего ассирийского города Ашшура под святилищем богини Иштар были обнаружены развалины более древнего храма, а под фундаментом этого храма был найден слой обломков, содержащий памятники типично шумерийской скульптуры. Ассирийское искусство в течение долгого времени было под сильным влиянием шумерийского искусства. Города южной части Ассирии находились в особенно сильной культурной зависимости от древнего Шумера. Правители этих городов носили обычно жреческий титул подобно шумерийским патэси. Ассирийские цари и впоследствии сохраняли эти жреческие титулы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древнейший период.
Абхазия в древнейший период
Древнейшие изделия первобытного человека на территории Абхазии выявлены в полосе низких предгорий, на поверхности древних морских и речных террас и на склонах передового известнякового хребта. Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.
Они подолгу задерживались у кремненосных известняковых отложений, где основывали «мастерские» по производству каменных орудий труда. Эти люди могли также пользоваться огнем и умели его разжигать. Долговременная оседлость способствовала изживанию стадных отношений и формированию таких форм организаций труда, когда деятельность каждого из членов данной группы определялась в первую очередь уже интересами всего коллектива.
В период среднего палеолита, около 100 тысяч лет назад Кавказ покрылся ледниками, языки которых достигали среднегорных долин. В последующую эпоху потеплений предгорья и ущелья Абхазии были вновь заселены группами неандертальцев, создавших здесь особый вариант мустьерской (среднепалеолитической) культуры. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий, характеризующих период примерно от 90 до 35 тысяч лет назад. Основным занятием мустьерцев были охота на пещерного медведя и оленей, сбор съедобных растений и корнеплодов, изготовление орудий труда.
Помимо кратковременных охотничьих стоянок и мастерских по добыче и первичной обработке кремня, появляются и долговременные многофункциональные стойбища, жители которых были объединены не только совместной работой по добыче средств к существованию, но и зачатками родовых отношений. В конце периода на основе взаимосвязей между такими коллективами формируются предплемена – этнически близкие группы общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры.
В мустьерский период все большую роль в жизни людей начинают играть пещеры, во множестве существующие в горной зоне Абхазии. Древнейшие следы обитания людей выявлены в Ахштырской пещере вблизи Адлера (300 метров над уровнем моря) и в гроте Апианча (Кеп-Богаз) близ Цебельды (250 метров над уровнем моря). К позднемустьерскому времени относятся такие жилища закрытого типа, как пещера Мачагуа в селе Хуап и пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона.
Примерно 35 тысяч лет назад территория Абхазии была заселена кроманьонцами, по своему физическому типу уже почти не отличавшимися от ныне живущих людей. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок орудий труда, характеризующих две стадии развития человеческого общества, следующие за мустьерской – их археологи назвали соответственно верхнепалеолитической (между 35–12 тысячами лет до н. э.) и мезолитической (примерно 12–7 тысячелетия до н. э.).
В верхнепалеолитическую эпоху была создана первичная общественная ячейка – община, состоящая из нескольких больших семей, обитавших либо в пещерах, либо в совмещенных деревянных жилищах. Одно такое жилище известно на окраине нынешнего Сухума (Лечкоп). Семья группировалась вокруг женщины-матери, уважаемой хранительницы кровного родства, огня и традиций.
Именно тогда, в эпоху матриархата, получили распространение первые украшения, кроеная одежда из кожи и меха, плетеные веревки, лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу, тяга к искусству – живописи и скульптуре, экономические связи, уважение к умершим, языковая дифференциация и другие черты человеческой жизни, существующие до сих пор. Навыки обработки кремня привели к изобретению составных орудий труда – ножей, серпов, гарпунов и т. п.
В мезолите возникают серьезные трудности в поисках пищи. Совершенствование охотничьего оружия привело к обеднению фауны, все большее значение приобретает охота на мелких животных, изыскиваются новые источники питания, усиливается значение рыболовства и собирательства. Оскудение пищевых ресурсов привело к раздроблению общин, резкому уменьшению площади и числа поселений, усилению межплеменных столкновений. Назрела необходимость перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Важные сведения о быте «человека разумного» на территории Абхазии сохранили его пещерные жилища, исследованные в окрестностях Цебельды (Холодный грот, Апианча и др.).
В VI тысячелетии до н. э. население северо-восточного Причерноморья вошло в эпоху неолита, когда произошли решающие изменения в способах добывания человеком пищи – на смену присваивающему хозяйству охотников и собирателей пришло земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство на Кавказе возникло в условиях тесных контактов с переднеазиатским населением, частично сформировавшись на местной основе, частично впитав новые черты, привнесенные с юга.
На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени. На раннем этапе неолита все еще используются пещерные жилища (стоянки верхних слоев грота Апианча и Холодного грота, где найдены зерна проса). Однако позднее, в условиях распространения навыков строительства деревянных хижин, поселения располагаются уже, как правило, на открытых площадках в поймах рек и на террасах (Лемса, Кистрик, Чхортоли и др.).
В конце IV-II тысячелетиях до н. э. происходит зарождение и развитие металлургии – изготовление орудий сначала из меди, а затем бронзы, однако камень продолжает играть важнейшую роль в хозяйстве на протяжении всего медно-бронзового века. Наиболее яркие памятники того времени – стоянки земледельцев с тысячами каменных мотыжек так называемого «сочи-адлерского» типа, выявленные в северо-западной Абхазии. Помимо мотыг, жители этих поселков изготовляли кремневые наконечники стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие предметы. В средствах производства продолжают абсолютно преобладать каменные изделия, даже браслеты еще делались из полированного камня, но изредка уже попадаются и изделия из металла – медные и электровые украшения, медные топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).
Широко известны памятники Очамчирской культуры, получившей свое название по древнему поселению на западной окраине районного центра Очамчыра. Исследователи по-разному датируют эти памятники: одни – III тысячелетием, другие – первой половиной II тысячелетия до н. э. Основные черты хозяйства эпохи – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, керамическое производство, обработка камня и кости, торговля и т. п. Поселения этой культуры – небольшие скопления деревянных хижин – располагались в прибрежной низменности (Очамчыра, Мачара) и на склонах и вершинах холмов (Гумиста, Гуад-иху).
Религиозные представления их жителей сводились к языческим земледельческо-скотоводческим культам, это нашло свое отражение в орнаментике и зооморфных украшениях глиняных сосудов. Погребения людей, отражающие некоторые черты заупокойного культа, найдены на Гумистинском поселении – это опущенные в грунт и обложенные булыжниками скорченные костяки на боку. В могилах найден скудный каменный инвентарь.
Особое значение в развитии хозяйства Абхазии того времени имело резкое усиление роли дерева, в особенности его использование в плужном земледелии. Древнейшая на Кавказе деревянная соха ближневосточного типа была обнаружена в «очамчирских» слоях поселения в районе села Печори (Галский район). С помощью пары волов теперь можно было обработать и засеять неизмеримо большую площадь, чем мотыгами при подсечном земледелии.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи – монументальные погребальные сооружения) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н. э. В этот период особое связующее значение приобретают перевалы Большого Кавказа, когда по обе его стороны распространяются одинаковые формы и других элементов материальной культуры, образовывая единую западнокавказскую культурную общность. Юго-восточная граница расположения дольменов проходит по линии Эшера – Цебельда. Их общее число в Абхазии достигает 60. Самый высокий на Кавказе плиточный дольмен находится в селе Азанта близ Сухума.
Строительство дольменов требовало большого труда. С помощью деревянных клиньев, воды и рычагов древние мастера выламывали каменные плиты, а затем обрабатывали их поверхность каменными и бронзовыми орудиями. Отверстие, в которое заносились останки умерших находились, как правило, в передней стенке и затыкались каменной притертой пробкой. Одновременно в качестве погребальных помещений в горах широко использовались пещеры и гроты.
В дольменах и пещерах обнаружено большое число изделий из мышьяковистой бронзы: топоры, кинжалы, крюки, булавки, украшения, наряду с которыми продолжали широко использоваться изделия из кремня, в частности, наконечники стрел. Много найдено и керамических сосудов, однако в своем большинстве это специально изготовленные миниатюрные копии бытовой посуды, использовавшиеся при обряде «кормления души» умершего.
До конца своеобразный механизм жизни, приведший к строительству дольменов, еще не разгадан. За дольменным периодом последовал довольно значительный период упадка, пока представленный очень ограниченным числом находок, характеризующих эпоху поздней бронзы.
Абхазия, как и все Западное Закавказье, - один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. Так, Башкапсарские медные рудники в верховьях реки Бзыбь (2200 метров над уровнем моря) функционировали, предположительно, с конца III тысячелетия по VIII век до н. э. Археологами выявлено здесь 13 объектов, среди которых – выработки открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с боковыми камерами.
Бронзовые вещи обычно изготовлялись с помощью литейных форм. Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии (Мачара, Тамыш, Кистрик, Тагилони), что говорит о местном происхождении самих вещей. Нередки находки тиглей, с помощью которых расплавленный металл разливался по формам.
Своего расцвета бронзовая металлургия и металлообработка в Абхазии достигли в период бытования здесь, как и на всем Западном и Центральном Кавказе, колхидо-кобанской культуры в ее локальном варианте (начало I тысячелетия до н. э.). В условиях усиления ближневосточного (через Малую Азию и Урарту) и восточно-средиземноморского влияния формируется обширная культурная общность, известная как колхидо-кобанская металлургическая провинция. В числе ее творцов находились и предки нынешних абхазов – многочисленные гениохские племена.
В этот период река Бзыбь начинает играть важную разделительную роль, пройдя между двумя культурными районами колхидо-кобанской провинции – северо-восточнопричерноморским и, протянувшимся от Геленджика, и северо-западноколхидским («абхазским»). Характерные черты последнего варианта – бронзовые боевые и парадные, с нанесенной стальным резцом гравировкой топорики, разнообразные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные головные булавки, пластинчатые пояса, обряд вторичного захоронения, возможно, унаследованный от дольменов, но вместо них для захоронения костей умершего применялся крупный глиняный сосуд.
В VIII-VII вв. до н. э. предки абхазов освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара. В VII-VI веках до н. э. в Абхазии научились превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку.
В VIII веке до н. э. на территории Абхазии наблюдается резкое увеличение населения. Если памятники предшествующего периода (X-IX века до н. э.) пока практически не известны, то последующие два столетия характеризуются двумя десятками поселений и таким же количеством связанных с ними могильников. Тогда было положено начало таким крупным родовым кладбищам, как Красный Маяк, Гуад-иху, Эшера, Джантух и др. Земледельческо-скотоводческий характер хозяйства подчеркивается большим числом бронзовых мотыг и функционально близким к ним бронзовых сечек, а также культовыми скульптурными изображениями домашних животных.
Поселения состояли из нескольких деревянных домов, расположенных либо на берегу (поселки солеваров и рыболовов), либо на вершинах холмов с хорошей естественной защитой. Жители поселков занимались металлообработкой, керамическим производством, ткачеством и другими видами ремесла. Принадлежало такое поселение, скорее всего, одной большой семье, подчинявшейся самому опытному мужчине. Основной общественной ячейкой в этот период был патриархальный род во главе со старейшиной. Тогда же формируются племенные объединения или небольшие союзы племен, производственные и административные центры которых находились в укрепленных городищах, как, например, поселение Диха-Гудзба в Пичори (Галский район).
VIII-VII века до н. э. в Колхиде – период расцвета разносторонних связей с соседними территориями. В посуде как глиняной, так и бронзовой, топорах и браслетах просматриваются влияния из Фригии и прилегающих районов Северо-Восточной Анатолии. В кинжалах, шлемах, бляхах, поясах хорошо видно воздействие культуры Урарту, в пекторалях – Ирана, в фибулах – островной Греции через Малую Азию.
В VII-VI вв. до н. э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Формирование местной культуры развитого железного века приходится на период греческой колонизации побережья Абхазии.
Статья взята с офилиального сайта www.abkhaziagov.org
Вам понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!
abkhazia-apsny.ru
Древнейший период.
Абхазия в древнейший период
Древнейшие изделия первобытного человека на территории Абхазии выявлены в полосе низких предгорий, на поверхности древних морских и речных террас и на склонах передового известнякового хребта. Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.
Они подолгу задерживались у кремненосных известняковых отложений, где основывали «мастерские» по производству каменных орудий труда. Эти люди могли также пользоваться огнем и умели его разжигать. Долговременная оседлость способствовала изживанию стадных отношений и формированию таких форм организаций труда, когда деятельность каждого из членов данной группы определялась в первую очередь уже интересами всего коллектива.
В период среднего палеолита, около 100 тысяч лет назад Кавказ покрылся ледниками, языки которых достигали среднегорных долин. В последующую эпоху потеплений предгорья и ущелья Абхазии были вновь заселены группами неандертальцев, создавших здесь особый вариант мустьерской (среднепалеолитической) культуры. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий, характеризующих период примерно от 90 до 35 тысяч лет назад. Основным занятием мустьерцев были охота на пещерного медведя и оленей, сбор съедобных растений и корнеплодов, изготовление орудий труда.
Помимо кратковременных охотничьих стоянок и мастерских по добыче и первичной обработке кремня, появляются и долговременные многофункциональные стойбища, жители которых были объединены не только совместной работой по добыче средств к существованию, но и зачатками родовых отношений. В конце периода на основе взаимосвязей между такими коллективами формируются предплемена – этнически близкие группы общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры.
В мустьерский период все большую роль в жизни людей начинают играть пещеры, во множестве существующие в горной зоне Абхазии. Древнейшие следы обитания людей выявлены в Ахштырской пещере вблизи Адлера (300 метров над уровнем моря) и в гроте Апианча (Кеп-Богаз) близ Цебельды (250 метров над уровнем моря). К позднемустьерскому времени относятся такие жилища закрытого типа, как пещера Мачагуа в селе Хуап и пропасть Абхазских спелеологов вблизи Нового Афона.
Примерно 35 тысяч лет назад территория Абхазии была заселена кроманьонцами, по своему физическому типу уже почти не отличавшимися от ныне живущих людей. На территории Абхазии известно свыше 100 пунктов находок орудий труда, характеризующих две стадии развития человеческого общества, следующие за мустьерской – их археологи назвали соответственно верхнепалеолитической (между 35–12 тысячами лет до н. э.) и мезолитической (примерно 12–7 тысячелетия до н. э.).
В верхнепалеолитическую эпоху была создана первичная общественная ячейка – община, состоящая из нескольких больших семей, обитавших либо в пещерах, либо в совмещенных деревянных жилищах. Одно такое жилище известно на окраине нынешнего Сухума (Лечкоп). Семья группировалась вокруг женщины-матери, уважаемой хранительницы кровного родства, огня и традиций.
Именно тогда, в эпоху матриархата, получили распространение первые украшения, кроеная одежда из кожи и меха, плетеные веревки, лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу, тяга к искусству – живописи и скульптуре, экономические связи, уважение к умершим, языковая дифференциация и другие черты человеческой жизни, существующие до сих пор. Навыки обработки кремня привели к изобретению составных орудий труда – ножей, серпов, гарпунов и т. п.
В мезолите возникают серьезные трудности в поисках пищи. Совершенствование охотничьего оружия привело к обеднению фауны, все большее значение приобретает охота на мелких животных, изыскиваются новые источники питания, усиливается значение рыболовства и собирательства. Оскудение пищевых ресурсов привело к раздроблению общин, резкому уменьшению площади и числа поселений, усилению межплеменных столкновений. Назрела необходимость перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Важные сведения о быте «человека разумного» на территории Абхазии сохранили его пещерные жилища, исследованные в окрестностях Цебельды (Холодный грот, Апианча и др.).
В VI тысячелетии до н. э. население северо-восточного Причерноморья вошло в эпоху неолита, когда произошли решающие изменения в способах добывания человеком пищи – на смену присваивающему хозяйству охотников и собирателей пришло земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство на Кавказе возникло в условиях тесных контактов с переднеазиатским населением, частично сформировавшись на местной основе, частично впитав новые черты, привнесенные с юга.
На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени. На раннем этапе неолита все еще используются пещерные жилища (стоянки верхних слоев грота Апианча и Холодного грота, где найдены зерна проса). Однако позднее, в условиях распространения навыков строительства деревянных хижин, поселения располагаются уже, как правило, на открытых площадках в поймах рек и на террасах (Лемса, Кистрик, Чхортоли и др.).
В конце IV-II тысячелетиях до н. э. происходит зарождение и развитие металлургии – изготовление орудий сначала из меди, а затем бронзы, однако камень продолжает играть важнейшую роль в хозяйстве на протяжении всего медно-бронзового века. Наиболее яркие памятники того времени – стоянки земледельцев с тысячами каменных мотыжек так называемого «сочи-адлерского» типа, выявленные в северо-западной Абхазии. Помимо мотыг, жители этих поселков изготовляли кремневые наконечники стрел и дротиков, вкладыши для серпов, костяные проколки, иглы и другие предметы. В средствах производства продолжают абсолютно преобладать каменные изделия, даже браслеты еще делались из полированного камня, но изредка уже попадаются и изделия из металла – медные и электровые украшения, медные топоры и наконечники копий (Сухум, Атара).
Широко известны памятники Очамчирской культуры, получившей свое название по древнему поселению на западной окраине районного центра Очамчыра. Исследователи по-разному датируют эти памятники: одни – III тысячелетием, другие – первой половиной II тысячелетия до н. э. Основные черты хозяйства эпохи – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, ткачество, металлургия, керамическое производство, обработка камня и кости, торговля и т. п. Поселения этой культуры – небольшие скопления деревянных хижин – располагались в прибрежной низменности (Очамчыра, Мачара) и на склонах и вершинах холмов (Гумиста, Гуад-иху).
Религиозные представления их жителей сводились к языческим земледельческо-скотоводческим культам, это нашло свое отражение в орнаментике и зооморфных украшениях глиняных сосудов. Погребения людей, отражающие некоторые черты заупокойного культа, найдены на Гумистинском поселении – это опущенные в грунт и обложенные булыжниками скорченные костяки на боку. В могилах найден скудный каменный инвентарь.
Особое значение в развитии хозяйства Абхазии того времени имело резкое усиление роли дерева, в особенности его использование в плужном земледелии. Древнейшая на Кавказе деревянная соха ближневосточного типа была обнаружена в «очамчирских» слоях поселения в районе села Печори (Галский район). С помощью пары волов теперь можно было обработать и засеять неизмеримо большую площадь, чем мотыгами при подсечном земледелии.
Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи – монументальные погребальные сооружения) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н. э. В этот период особое связующее значение приобретают перевалы Большого Кавказа, когда по обе его стороны распространяются одинаковые формы и других элементов материальной культуры, образовывая единую западнокавказскую культурную общность. Юго-восточная граница расположения дольменов проходит по линии Эшера – Цебельда. Их общее число в Абхазии достигает 60. Самый высокий на Кавказе плиточный дольмен находится в селе Азанта близ Сухума.
Строительство дольменов требовало большого труда. С помощью деревянных клиньев, воды и рычагов древние мастера выламывали каменные плиты, а затем обрабатывали их поверхность каменными и бронзовыми орудиями. Отверстие, в которое заносились останки умерших находились, как правило, в передней стенке и затыкались каменной притертой пробкой. Одновременно в качестве погребальных помещений в горах широко использовались пещеры и гроты.
В дольменах и пещерах обнаружено большое число изделий из мышьяковистой бронзы: топоры, кинжалы, крюки, булавки, украшения, наряду с которыми продолжали широко использоваться изделия из кремня, в частности, наконечники стрел. Много найдено и керамических сосудов, однако в своем большинстве это специально изготовленные миниатюрные копии бытовой посуды, использовавшиеся при обряде «кормления души» умершего.
До конца своеобразный механизм жизни, приведший к строительству дольменов, еще не разгадан. За дольменным периодом последовал довольно значительный период упадка, пока представленный очень ограниченным числом находок, характеризующих эпоху поздней бронзы.
Абхазия, как и все Западное Закавказье, - один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. Так, Башкапсарские медные рудники в верховьях реки Бзыбь (2200 метров над уровнем моря) функционировали, предположительно, с конца III тысячелетия по VIII век до н. э. Археологами выявлено здесь 13 объектов, среди которых – выработки открытого типа, вертикальные шахты и горизонтальные многоярусные штольни с боковыми камерами.
Бронзовые вещи обычно изготовлялись с помощью литейных форм. Литейные формы топоров и других изделий найдены в различных пунктах Абхазии (Мачара, Тамыш, Кистрик, Тагилони), что говорит о местном происхождении самих вещей. Нередки находки тиглей, с помощью которых расплавленный металл разливался по формам.
Своего расцвета бронзовая металлургия и металлообработка в Абхазии достигли в период бытования здесь, как и на всем Западном и Центральном Кавказе, колхидо-кобанской культуры в ее локальном варианте (начало I тысячелетия до н. э.). В условиях усиления ближневосточного (через Малую Азию и Урарту) и восточно-средиземноморского влияния формируется обширная культурная общность, известная как колхидо-кобанская металлургическая провинция. В числе ее творцов находились и предки нынешних абхазов – многочисленные гениохские племена.
В этот период река Бзыбь начинает играть важную разделительную роль, пройдя между двумя культурными районами колхидо-кобанской провинции – северо-восточнопричерноморским и, протянувшимся от Геленджика, и северо-западноколхидским («абхазским»). Характерные черты последнего варианта – бронзовые боевые и парадные, с нанесенной стальным резцом гравировкой топорики, разнообразные кинжалы, дуговидные фибулы-застежки, крупные головные булавки, пластинчатые пояса, обряд вторичного захоронения, возможно, унаследованный от дольменов, но вместо них для захоронения костей умершего применялся крупный глиняный сосуд.
В VIII-VII вв. до н. э. предки абхазов освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абхазов в образе кузнеца Айнара. В VII-VI веках до н. э. в Абхазии научились превращать железо в сталь, которая могла воспринимать закалку.
В VIII веке до н. э. на территории Абхазии наблюдается резкое увеличение населения. Если памятники предшествующего периода (X-IX века до н. э.) пока практически не известны, то последующие два столетия характеризуются двумя десятками поселений и таким же количеством связанных с ними могильников. Тогда было положено начало таким крупным родовым кладбищам, как Красный Маяк, Гуад-иху, Эшера, Джантух и др. Земледельческо-скотоводческий характер хозяйства подчеркивается большим числом бронзовых мотыг и функционально близким к ним бронзовых сечек, а также культовыми скульптурными изображениями домашних животных.
Поселения состояли из нескольких деревянных домов, расположенных либо на берегу (поселки солеваров и рыболовов), либо на вершинах холмов с хорошей естественной защитой. Жители поселков занимались металлообработкой, керамическим производством, ткачеством и другими видами ремесла. Принадлежало такое поселение, скорее всего, одной большой семье, подчинявшейся самому опытному мужчине. Основной общественной ячейкой в этот период был патриархальный род во главе со старейшиной. Тогда же формируются племенные объединения или небольшие союзы племен, производственные и административные центры которых находились в укрепленных городищах, как, например, поселение Диха-Гудзба в Пичори (Галский район).
VIII-VII века до н. э. в Колхиде – период расцвета разносторонних связей с соседними территориями. В посуде как глиняной, так и бронзовой, топорах и браслетах просматриваются влияния из Фригии и прилегающих районов Северо-Восточной Анатолии. В кинжалах, шлемах, бляхах, поясах хорошо видно воздействие культуры Урарту, в пекторалях – Ирана, в фибулах – островной Греции через Малую Азию.
В VII-VI вв. до н. э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и смешалась с местным древнеабхазским населением. Формирование местной культуры развитого железного века приходится на период греческой колонизации побережья Абхазии.
Статья взята с офилиального сайта www.abkhaziagov.org
Вам понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в Социальных сетях!!!
abkhazia-apsny.ru
11.1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Х–ХI ВЕКА). История книги: Учебник для вузов
11.1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Х–ХI ВЕКА)
В древнейшее время на Руси так же, как в других славянских странах, по–видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. От Х века сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства славян с письменными записями и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Они написаны греческим письмом, письмом типа кириллицы (греческими буквами с добавлением знаков для выражения специфических славянских звуков) и кириллицей. Древнейшей, относящейся к Х веку, считается кириллическая запись одного слова на корчаге из Гнездова, которое читается по–разному, один из вариантов прочтения — "гороухша".
Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70–е годы Х века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами "Русской Правды". Сферой деятельности, породившей надписи на цилиндрах, является существовавшая в Х веке на Руси система государственного (княжеского) фиска, определяющая механизм сбора, хранения и транспортировки материальных и денежных средств, взимаемых в качестве налога, и других сборов. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по–видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской "буквенной" цифровой системы.
Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца Х — начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства. Графика кириллическая, язык болгарский. Формула легенд на монетах однотипна: "Владимир, а се его злато (сребро)". Она отражает атрибутику государственной (княжеской) принадлежности знаков оплаты. Традиция чеканки монет продолжалась недолго, от конца 980–х годов до 1018 г.
Еще одна категория надписей представлена легендами на металлических печатях, принадлежавших русским князьям и церковным иерархам. Они привешивались к официальным документам, посланиям (язык греческий, время распространения конец Х–ХI век). Древнейшая печать содержит имя князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.) в греческом начертании "Изас[лав]ос". По типу к ней примыкает печать, приписываемая князю Святославу (ум. в 972 г.), но надпись на ней неразборчива (по языку и виду письма). К XI веку принадлежат два устоявшихся массива печатей: 1. Киевских митрополитов (с 1037 г.). Содержат легенду на греческом языке типа: "Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России". 2. Русских князей (с сер. XI века). Содержат легенду на греческом языке типа: "Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха".
Привеска печатей к официальным документам относится к одной из старинных и устойчивых традиций в Европе. Обычай вислой печати и многие особенности ее оформления на Руси были заимствованы из Византии. Сведения об использовании вислых печатей русскими князьями встречаются в договорах Х века Игоря (944 г.) и Святослава (971 г.) с греками. Сохранившиеся древнейшие печати и письменные сведения говорят о том, что печати, как аксессуары письменных посланий, возникли на Руси в дохристианское время и связаны с княжеским (государственным) делопроизводством. С принятием христианства эта традиция расширилась за счет печатей церковных иерархов. Русские печати Х–ХI веков свидетельствуют о существенной роли греческого языка и греческой буквенной графики в ранний период древнерусской письменности. Традиция вислой печати на Руси охватывает период Х–ХV веков. Наиболее устойчивым употребление греческого языка в них было в X?XII веках, включая печати новгородских посадников и епископов различных епархий. Затем греческий язык на печатях даже духовных лиц вытесняется русским.
Следующую группу надписей образует эпиграфика (граффити, надписи на камнях и изделиях). Граффити — записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити 1052 1054 гг., написанные кириллицей, встречаются в Софии Киевской — кафедральном соборе древнерусской митрополии. К граффити примыкают надписи на камнях и предметах (мечах, утвари). Древнейшей датированной каменной надписью является знаменитая Тмутараканская надпись 1068 г., зафиксировавшая по распоряжению князя Глеба Святославича ширину Керченского пролива. Древнерусская эпиграфика по графике письма — кириллическая. Редко встречаются граффити, выполненные глаголицей, например, в Новгородском Софийском соборе.
Сферу деятельности, вызвавшую к жизни древнерусскую эпиграфику, можно подразделить на неофициальную и официальную. Граффити преимущественно относятся к неофициальной деятельности. Их делали священнослужители и грамотные прихожане. Содержание отражает события как местной, так и общерусской жизни.
Изучение эпиграфики показывает, как из века в век совершенствовалось и расширялось употребление русского кириллического письма. Встречаются, кстати, и глаголические надписи, но они не были широко распространены. Обилие же кириллических надписей на вещах, на разного рода предметах — вся эта развитая, богатая эпиграфика говорит о высокой степени грамотности и духовной жизни древнерусского народа.
К рассмотренным выше памятникам древнерусской письменной культуры примыкают и такие виды, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из?за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Археологи находят так называемые церы, представляющие собой небольшие дощечки с бортиками по краям. Углубление до краев бортиков заполнялось воском, две церы (дощечки) соединялись наподобие диптиха и могли закрываться наподобие книжки, восковыми поверхностями внутрь. В открытом состоянии на восковых поверхностях текст наносился писалом. Острой частью писала записывали слова, а плоским концом — лопаточкой затирали написанное, когда надобность в нем проходила, подготавливая восковую поверхность для новых записей. Древнейшие церы, найденные в Новгороде, относятся к концу XI века. Сфера деятельности, которая была связана с восковой письменностью или обусловила ее существование, — обучение детей. Об этом свидетельствует вырезанная на обороте одной из цер кириллическая азбука.
К восковым надписям примыкают записи на грифельных дощечках, но относятся они к более позднему времени, возможно, не ранее XVII века. Первоначально они были связаны с обучением в царской семье и аристократических кругах, заимствованы в качестве элемента западноевропейского обучающего средства.
Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абака. Абаком называется способ счета, при котором числовые "записи" производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков, плодовых косточек и пр.) на какой?нибудь ровной поверхности (земле, столе, доске и т. п.). На Руси для счета использовались сливовые и вишневые косточки; древнейшие захоронения, в которых находят счетные косточки, относятся к XI веку. Сферой деятельности, обусловившей существование древнерусской числовой письменности в системе абака, была торговля, финансовые операции и научные занятия.
Кроме описанных видов древнерусской письменности, существовали и другие, например, специального назначения надписи на дереве. Так, в древнерусских договорных текстах встречается термин "дъска", который имеет смысл долговой записи. Вероятно, это упоминание о деревянных бирках, которые использовали многие народы. Особыми знаками на небольшом деревянном бруске вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Брусок раскалывался вдоль надписи на две части: одна оставалась у должника, другая — у взаимодавца. При возвращении долга его величина удостоверялась совпадением надписи на обеих частях при их складывании. Сферой существования этого вида надписей были торгово–финансовые отношения в народной среде.
Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками — религиозные праздники. Сферой существования этого вида письменности был народный быт.
Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Древнейшая из них относится к 20–м годам XI века. Берестяные грамоты — уникальные письменные источники, одно из выдающихся открытий науки XX столетия. Первая берестяная грамота была обнаружена в 1951 г. Новгородской археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. С тех пор каждый год раскопок приносит новые находки. Сейчас известно свыше восьмисот берестяных грамот из различных городов.
Новгородские берестяные грамоты — самые древние. Они относятся к ХI–ХV векам. Для получения бересты березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали. Использование бересты для письма обусловлено дороговизной пергамена — основного писчего материала в ХI–ХV веках и отсутствием еще в то время бумаги. Текст наносился с помощью простого инструмента, который назывался писало. С одной стороны оно имело заострение наподобие шила, им царапали текст, с другой стороны писало имело лопаточку вроде отвертки, им буквы продавливали. Писала встречаются в культурном слое Новгорода, датируемом Х веком, берестяных грамот от этого времени пока не найдено.
Содержание писем на бересте, главным образом, бытовое, сопоставимое с современной частной перепиской. Только берестяные послания были более краткими, пришлите, купите, сделайте или передайте, попросите того?то. Много записей делового, торгового, финансового, учебного назначения. Они отражают торговые сделки, возвращение долгов, выплату налогов и пошлин, результаты урожая, ремесленную деятельность, обучение грамоте и счету, любовные и семейные отношения и пр.
Содержание берестяных грамот — это реальная жизнь человека Древней Руси в его заботах и каждодневном труде. Очень мало среди них текстов религиозного содержания. Берестяная письменность почти не пересекалась с книжной, как бы дополняла ее. Сферой, обеспечивавшей существование берестяной письменности, был сам народ, его высокая грамотность. Об этом свидетельствует большое количество писал, которые находят археологи в новгородских средневековых раскопках на всех хронологических уровнях, начиная с Х века.