Древних славян. Происхождение и культура древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь древних славянДревние славяне. Древних славян


Жизнь древних славян — Мистические истории. Древние славяне — Сайт о мистике

- Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.- Вооружение воина того времени составляли копье и лапти. Лаптями воин пинался, а за копье держался. Удар такого воина мог свалить с ног любого, кто повернулся к нему спиной. А такой зверь, как кошка, мог даже подлететь от подобного удара на высоту до трех метров.- Утварь того времени была нехитрой. Утварь в данном случае пишется вместе. И уже лет двести как не является ругательством. Основным предметом утвари у славян был горшок. Из него люди днём ели, а ночью ставили его под кровать, чтобы утром ещё поесть. К горшку прилагалась ложка. Ею славяне били по лбу тех, кто ночью неправильно использовал горшок. Больше у славян утвари не было.- Все мы знаем выражение: "Семеро по лавкам". Это короткое и ёмкое описание древнего морга. После битв славян, которые не двигались, складывали на лавки. Если наутро на лавке никого не было - значит, славянин выздоровел и ушёл. А если не ушёл - то ждали ещё один день. Если и это ему не помогало - то тогда начинали лечить его отварами, пропущенными через марлю и травами, пропущенными через корову.- Вообще-то, медицина у славян была на очень высоком уровне, если верить количеству больничных листов, найденных на бересте.- В году у славян было 364 праздника и Новый год. Интересно, что Новый год у славян начинался не первого января, а первого декабря. А кончался где-то ближе к марту.- Любопытно, что в пищу славяне употребляли всё, что не употребляли в питьё.- Земледелие и скотоводство были славянам хорошо известны, поэтому они ими не занимались.- Торговать славяне не умели, а тех, кто умел, - били.- Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.- Славяне были бы прекрасные охотники, если бы охотились.- Дом у типичного славянина того времени был полная чаша и выглядел так же.- Поскольку славяне постоянно ожидали набегов, то в доме они не разувались, а в туалете не снимали штанов.- Замуж славянок выдавали рано. Или поздно. В зависимости от того, отдыхало племя или выпивало.- Юные славянки под одеждой носили оберег в виде трусов. Любопытно, что сами славяне трусов не носили. Им их заменяла рубаха, как правило, вшитая в брюки.- Свадьбу славяне, как правило, играли до рождения первого ребёнка. То есть дня три-четыре. После чего муж шёл спать, а жена - рожать.- Славянин выбирал себе жену на всю жизнь. Если же они не сходились характерами, то славянин ругал жену, жаловался друзьям и много пил.- Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.- В неделе у славян было всего два дня. Они назывались Уик и Уэнд. А вместе Уик-энд, что в переводе со славянского значило "неделя". Интересно, что выходных дней у славян не было, а вот месяцы были. Выходным считался месяц Вересень. В переводе на современный календарь он продолжался с конца мая по середину октября. После чего наступал месяц Лютень. Это не совсем точное название. Правильнее называть его БеЛютень. В этот месяц все славяне лечились. Причем лечились тем, чем в предыдущий месяц калечились.- Интересно, что в древнюю Москву пускали всех, а вот в древнем Киеве требовалась регистрация. Особенно для половцев и печенегов.- О наблюдательности славян свидетельствует хотя бы тот факт, что татарское иго они заметили сразу же, как только оно началось. И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств.
- В отличие от спартанцев, которые сбрасывали больных детей в пропасть, славяне никого никуда не сбрасывали. Они просто говорили, где находится пропасть - а всё остальное делали сами дети.- Воспитанием у славян занимались в основном старики. Или те, кто отслужил уже больше года в славянах.- Как таковой постоянной армии у славян не было. Зато была дружина. В неё входили друзья и родственники тех, у кого было оружие - лапти и копьё.- Князей славяне призывали к себе со стороны. Любой человек, назвавшийся князем, мог править славянами. А вот заставить их что-нибудь сделать не мог. Как правило, князьям славяне давали меткие прозвища: Красно солнышко (если князь был в прыщах), Мудрый (если строил туалет рядом со столовой или верил славянам на слово), Долгорукий (если фамилия князя была Коротконогий).- При появлении врагов славяне закрывали дверь в город и притворялись, что их нет. Если враги начинали лезть в город через стены, то славяне поливали их матом и смолой. А когда те всё-таки перелезали, то извинялись и показывали князя, который всё это придумал.- Славяне издревле гордились своей великой литературой. Стоит только вспомнить "Слово о полку Игореве", чтобы понять, что вспомнить больше нечего.- Славяне верили, что после смерти они попадают в деревянный ящик, в котором есть всё, чтобы из него не выйти.

Рубрика: Древние славяне

allmystic.ru

Древние славяне

Происхождение славян

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, а это значит, что их предки, а также предки современных германцев, литовцев, латышей, греков, итальянцев, иранцев, индейцев и многих других народов когда-то говорили на одном языке и жили в огромном пространстве между Атлантическом и Индийским океанами, между Средиземным морем и Северным Ледовитым океаном. Далёкой прародиной славян большинство ученых считают территорию от Альп до Карпат.

Задолго до славян на заросшей дремучими лесами территории Восточной Европы жили балтийские и угро-финские племена. Они были не очень многочисленны, места хватало всем, и мирное соседство приводило к тому, что местное население смешивалось с пришельцами, воспринимая их внешние черты, язык, обычаи.

Примерно 2-3 в. до н.э. произошло событие, чрезвычайно важное для всего человечества: люди научились обрабатывать медь, а потом бронзу.

Однако медь в чистом виде редко встречается в природе, а потребность в этом металле всё возрастала. В конце концов, это привело к развитию торговли между племенами к дальнейшему усилению неравенства между ними. Борьба за стада и пастбища вынуждала предков славян, германев и балтов осваивать новые территории Центральной и Восточной Европы вплоть до Средней Волги.

Но на новых землях пастбищ зачастую не хватало, поскольку они были заняты другими племенами, и, когда к 15 веку до нашей эры расселение прекратилось, в европейских лесах и лесостепях снова началась оседлая жизнь. Вскоре на огромных освоенных пространствах стали возникать новые родственные языки: германские – на западе, славянские – на востоке и в центре Европы.

В 5-6 вв началось движение славян на юг, и, Византийская империя стала испытывать все нарастающий натиск на свои границы. В этом великом переселении славян за Дунай и на Балканский полуостров приняли участие как предки теперешних хорватов и сербов, так и восточные славяне.

Племя и род

 К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племён: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, словенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Краткие, но ясные указания на быт славян впервые встречаем у Тацит (Тацит Корнелий – римский историк конца 1 – начала 2 в): сравнивая славян с народами европейскими и азиатскими, оседлыми и кочевыми, среди которых они жили, Тацит говорит, что их должно отнести к первым, потому что они строят дома, носят щиты и сражаются пеши. Таким образом, первое достоверное известие о быте славян представляет их нам народом оседлым, резко отличным от кочевников; в первый раз славянин выводится на историческую сцену в виде европейского воина, пеш и со щитом. Такое – то племя явилось в областях нынешней России и расселилось на огромных пространствах, преимущественно по берегам больших рек. Славяне жили особыми родами. «Каждый жил с родом своим, на своем месте и владел родом своим», - говорит наш древний летописец.

Восточные славяне жили родовым строем. Всевозможные дела обсуждались и решались на племенном собрании, которое называлось вече. Из общины выделялись старейшины, кудесники (колдуны и врачеватели), сильные и удачливые воины, позднее становившиеся князьями. У восточных славян существовало патриархальное рабство. Но в хозяйстве рабский труд не играл главной роли. Пленников обычно продавали соседям или купцам, а также после нескольких лет неволи предоставляли им свободу и право жить в общине.

К 9 веку родовой строй восточных славян пришел в упадок, но традиции продолжали существовать. Обычным делом была кровавая месть, сохранялись своеобразные брачные обычаи. Считалось доблестью для молодого мужчины похитить девушку из другого племени и взять её себе в жёны.

Процветало многоженство, что позволяло значительно увеличить численность рода. Жизнь наших предков была трудной и опасной. Мужчины часто гибли в боевых набегах, на охоте в схватках с лесными хищниками.

Мужчинам надлежало быть сильными воинами, удачливыми охотниками, храбрыми защитниками своего племени и рода. В женщинах ценились трудолюбие, выносливость. Хрупкость и утонченность не считались достоинством. Мужчины-славяне отличались ростом и силой. Женщина считалась красивой, если была высокой, крупнотелой, способной много работать и без особого труда рожать детей.

Все дети с самого раннего возраста активно включались в жизнь племени и занимались различными работами наравне с взрослыми. Ведь для того, чтобы выжить в тех суровых жизненных условиях, нашим предкам приходилось очень много трудиться.

Верования

До 10 века восточные славяне, как и все другие древние народы, верили во многих богов. Вся природа, по убеждению наших предков, была живой и населялась духами, добрыми и злыми. Эти духи, помогавшие человеку, или наоборот, мешавшие ему, жили повсюду - в лесах, реках, болотах.

Несомненно, самыми полезными духами были те, которые защищали человека, - « берегини». К ним относились в первую очередь «навьи» - предки, пращуры и женщины – прародительницы – «роданицы». Одним из основных божеств у восточных славян был Род. Не случайно в славянских языках имеется множество слов с этим корнем: род, родичи, природа, народ, Родина, урожай, родить. Это божество имело ещё одно имя – Род-Святовид. Род-Святовид представлял собой Вселенную со всеми её мирами: верхним – небесной твердью, средним – где жили люди, и нижним. Он дал жизнь всей живой природе и создал неживую.

Но природными стихиями управляли другие боги.

Основные языческие боги славян:

1. Перун. Верховный бог славян. Повелитель грома и молнии. Покровитель воинов.

2. Велес. Бог скота, второй по значению после Перуна. Покровитель домашних животных, бог богатства, покровитель охотников.

3. Купала. Бог лета, плодов и цветов.

4. Макошь. Богиня, олицетворяющая собой Мать - Сыру Землю.

У каждого славянского племени или нескольких родов имелись особые святилища – погосты. Это были «жилища» богов, а люди приходили сюда лишь для совершения жертвоприношений, «погостить» у своих небесных покровителей. Отсюда и название «погост».

Боги требовали к себе почтительного отношения. В их честь устраивались праздники, пиры, приносились жертвы, в том числе и человеческие. Пекли пироги и блины, варили пиво, и боги как бы приглашались на такие пиры, становились «сотрапезниками» людей.

Обряды

Обряды – традиционные развернутые условно – символические действия, сопровождающие важнейшие события общественной и семейно – бытовой жизни, календарные циклы. Обряд помогает людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через совместную деятельность. Через обряды человек осознаёт, что живёт в обществе и причастен к нему всеми сторонами своей индивидуальной жизни.

Все праздники в честь богов наши предки соотносили со временами года и согласовали с важнейшими сельскохозяйственными работами. Праздник проводов старого года и встречи нового, например, отмечался в те же сроки, что и сейчас, и длился в течение 12 дней. В эти дни во всех очагах сначала гасили огонь, а потом добывали трением новый «живой» огонь, на котором пекли хлеб и пытались по разным признакам гадать о том, что ждёт сородичей в наступающем году и каким он будет.

Следующий праздник – Масленица – посвящался проводам зимы – Мораны. Он отмечался накануне и после дня весеннего равноденствия и означал приход весны. Это была тризна по умершей зиме – стуже – и радостное веселье по поводу возрождения к новой жизни светлого божества весеннего плодородия и любви – Лады.

Впору сева яровых, когда зерно ложилось в землю, но ещё не проросло, славяне обращались к своим предкам, тоже покоившимся в земле, с просьбой помочь им получить богатый урожай. Этот праздник дошёл и до нашего времени и называется сейчас так же, как и в древности, - Радоница.

В самом начале лета отмечался день бога Солнца – Ярилы, когда убирали лентами молодую березку и украшали ветками жилище.

Сложные обряды сопровождали и остальные важные моменты жизни наших предков: свадьбу, рождение детей, смерть. Магические действия, заклинания помогали защитить человека от козней злых духов, которых тоже вокруг наших предков было великое множество.

Как и все остальные народы, славяне тоже верили в бессмертие души и в то, что после смерти человеческая душа поднимается на небеса, чтобы оттуда помогать своим родичам. Поэтому умерших обычно снабжали всем, что могло пригодиться им на том свете.

  Изученные археологами славянские поселки позволили восстановить жизнь людей того времени: их занятия, быт, религиозные верования.

На основании полученных данных стало известно, что в 4-2 вв. до нашей эры предки славян никак не укрепляли свои поселения и жили в полуземлянках или домах, стены и крыши которых держались на врытых в землю столбах.

Найденные в таких поселках – селищах предметы быта, обилие глиняной посуды – горшков, мисок, кувшинов, амфор – говорит о том, что уже в те времена славяне занимались земледелием, хотя охота и разведение скота тоже имели в их жизни очень важное значение.

Археологи очень часто находят во время раскопок железные сошники и другие сельскохозяйственные орудия. Основным занятием славян было подсечное земледелие – самый тяжелый вид работ в хозяйстве. Главным орудием земледельцев в условиях лесной зоны были не плуг или соха, а топор. Выбрав участок высокого леса, они основательно подрубали деревья, и те в течение года подсыхали на корню. Потом, свалив сухие стволы, делянку выжигали, устраивая огненный «пал». После этого выкорчевывали несгоревшие остатки пней. Выровняв землю, взрыхляли деревянной сохой. Сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками, а затем бороновали суковатым бревном. Удобренная золой земля щедро родила первые два – три года, а после её истощения подыскивали новый участок, и процесс повторялся заново. Обнаруженные зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гороха, конопли свидетельствуют о том, что именно эти культуры возделывались нашими предками в те далекие времена. Хлеб был главной пищей славян. Древнее название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».

Разводили славяне и домашний скот: коров, лошадей, овец, коз. А найденные на месте поселений фибулы – застежки, ножи, копья, стрелы, мечи, ножницы, булавки, бусы – говорят о высокой степени развития ремесел.

Поселения

С середины 6 века славяне выбирали для поселений место на высоком холме, как правило, у слияния двух рек. Начинали строить со рва, превращая холм в настоящий остров. Землю насыпали в виде вала вокруг поселения, наращивая таким образом высоту укреплений. Иногда посёлок окружали даже два и три рва, которые затем наполнялись водой.

На валах возводился тын – ограда из вертикально поставленных высоких брёвен. Видимо, поэтому подобное поселение и получило у славян название «град», что означает «ограждённое место».

Вокруг поселения расчищался лес, чтобы враг не мог незаметно подкрасться. За тыном располагались низкие строения, в каждом из которых жила семья из двадцати – двадцати пяти человек. В жилище древних славян вела узкая низкая дверь. Оконца, тоже узенькие и маленькие, прорезали в толстых брёвнах, но не для света, а для того, чтобы выходил дым. В глубине такой избы, на земляном полу, устраивался очаг из тесаного камня, а над ним в крыше имелось отверстие. Зимой оно закрывалось, окна затягивалось бычьим пузырём, а дым выходил через открытую дверь или специальные волоковые оконца. В такой избе всегда царил полумрак. Стены покрывал толстый слой сажи, которую славянские женщины убирали, видимо, только несколько раз в год: весной, перед праздником первого березового листка, и осенью, когда жильё готовили к зиме. Строили их полукругом так, чтобы задняя стенка жилища упиралась в тын и таким образом подпирала укрепления. Кроме того, на плоских крышах этих обмазанных глиной домов во время осады размещались защитники града, которые обстреливали противника из луков, метали во врага камни, лили на врага кипящую смолу.

В древних хрониках часто упоминался Киев, столица великого князя русов. Однако Киев был не единственным племенным центром древних славян. Примерно в одно время с ним становятся известными такие города, как Новгород, Смоленск. Полоцк. Видимо, ещё раньше, чем Киев, в устье реки Рось возник город Родень, возможно, столица русских князей. Вообще, городов на Руси было очень много.

 Европейские и восточные путешественники, проезжавшие через земли русичей отмечали у наших предков высокий рост, особую статность, белую с ярким румянцем кожу лица, красивые русые волосы. В Древней Руси существовал особый идеал мужской и женской красоты.

В женщинах особенно ценилась статная фигура, величественная осанка, плавная лебединая походка. На Руси в течение длительного времени сложилась особая традиция, по которой считалось, что замужние женщины должны скрывать свои волосы под головным убором. Русичи с огромным уважением относились к женщинам. За их оскорбление полагалось по закону довольно суровое наказание.

Облик мужчины – это, прежде всего облик воина: высокий рост, широкие плечи, гордая осанка. Даже если на мужчине не было воинского снаряжения и кольчуги, а в руках вместо оружия он держал кузнечный молот или плуг пахаря, в нем все равно угадывался витязь, богатырь. Главным украшением мужчины считалась окладистая борода.

По мнению славян, красота – это величайшее благо, и красивый человек не может быть злым. Издавна родилась и пословица: «Красота – воину оружие», и совет молодым людям «Правдою украшатися». Символом красоты и здоровья для наших предков была родная земля – Родина, поэтому человек, выступавший на её защиту, одновременно совершал доброе дело, боролся со злом, стремящемся разрушить красоту.

Воинство

 Боевые действия на земле наших предков велись постоянно. Воевали русичи с многочисленными врагами. С запада и севера приходили варяги, с юга с востока – кочевые племена степняков, да и со своими соседями-славянами случались столкновения. У славян существовали своеобразные обряды, и даже система физических упражнений, подготавливающая мальчиков к суровым испытаниям на бранном поле. Они с раннего возраста учились владеть мечом, саблей, боевым топором, рогаткой, луком со стрелами. Знатные дружинники, князья, подготовленные таким образом с самого малолетства, не знали себе равных в ведении рукопашного боя. Даже если по каким-то причинам воин в сражении остался безоружным, то на этот случай существовали свои системы ведения боя, где применялись удары кулаками, ногами, головой, облаченной в шлем. Конечно же, любимым видом оружия родовитых воинов-витязей был обоюдоострый меч. Давая клятвы, они целовали его, а после разили врагов в жестоких битвах. После смерти меч хоронили вместе с его владельцем.

Вместе с мечом использовался в бою щит, имевший различные формы и величину. Он прикрывал воина от ударов, отводил оружие противника в сторону и даже мог служить орудием нападения. В конном сражение тактика боя несколько менялась. Тут цель - с первого удара выбить противника из седла, лишить его инициативы и маневренности. Всадники старались защитить собственного коня и в то же время задеть коня противника. Но существовали в некоторых случаях негласные законы чести, и воины бились, не калеча невинных животных. Боевое искусство каждого воина совершенствовалось постоянно и достигало часто небывалой виртуозности. Бывало, что вместе с мужчинами занимались ратным делом и женщины. Называли их поляницами. В мирное время наряду с физическими упражнениями и боевыми состязаниями воины отлично подготавливали себя на охоте. Ведь пойти с рогатиной и луком на медведя или тура всегда было опасно и могло стоить жизни охотнику. Зато, выходя из опасного поединка, воин еще больше закалял себя и приобретал боевой опыт.

 Первые князья

 Выжить наши далекие предки могли, только создав довольно прочную военную организацию, с помощью которой можно было отстоять свою независимость.

Славяне в 6 веке жили в условиях военной демократии, поэтому воинами у них были все взрослые мужчины. Важные вопросы решались на собрании племен, или племенном вече. Большим уважением пользовались советы старейшин и князья – воеводы.

В мирное время роль воеводы в жизни племени могла быть и не очень велика, ведь дружинников кормили их сородичи, но в случае военного нападения, особенно если удавалось захватить богатую добычу, значение воеводы и его соратников неизмеримо возрастало. Воины, становившиеся членами дружины, подчинялись уже не родовому старейшине, а воеводе.

Всего одно успешное сражение давало богатые трофеи вождю и его дружине.

В 7-8 веках византийские историки часто упоминают об опустошительных набегах славянских дружин на земли империи. Вначале 9 века новгородский князь Бравлин штурмом взял город Сурож – византийскую колонию в Крыму. Другой новгородский воевода Вадим Храбрый долго вел войну с варягами, совершавшими набеги на новгородские земли.

В 862 году произошло событие, вошедшее во все русские летописи и до сих пор вызывающее споры многих учёных – историков: «Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть».

Но вражда между племенами вспыхнула с новой силой. «И встал род на род, - пишет летописец, - и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой».

Война, которой не было видно конца, не устраивала никого, поэтому для поддержания порядка, а может, и для защиты от случайных набегов тех же варягов старейшины ильменских словен, кривичей и соседних племён решили пригласить к себе князя и дружину со стороны. Племена знали по опыту, что мир, возможен только тогда, когда все живущие вместе составляют один род, с одним общим родоначальником. Они хотят восстановить единство, хотят, чтоб все роды соединились под одним общим старшиною, князем, который ко всем родам был бы одинаков. Чего можно было достичь только тогда, когда этот старшина, князь, не принадлежал бы ни к одному роду, был бы из чужого рода. Они призывали князя, не имея возможности с этим племенем соединять какое-либо другое новое значение, кроме значения родоначальника, старшего в роде.

Из этого значения князя уяснится круг его власти, его отношения к призвавшим племенам. Князь должен был княжить и владеть в буквальном смысле. Он должен думать и заботиться о своём владении, как старшина о своём роде, думать о строе земском, о ратях, об уставе земском. Вождь на войне, он был судьею во время мира; он наказывал преступников; его двор – место суда, его слуги – исполнители судебных приговоров; всякая перемена, всякий новый устав проистекал от него. «И пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

На это предложение откликнулись три брата – варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. Они пришли на новгородские земли и стали первыми русскими князьями: Рюрик правил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. Отношения между князьями и племенами устанавливались не вдруг, но постепенно, у одних племен прежде, у других после: прежде у племен, участвовавших в призвании князя, после у племен, подчинившихся позднее преемникам Рюрика.

В 879 году Рюрик умер. Его сын Игорь был ещё слишком мал, поэтому власть в Новгороде принял родственник Рюрика – Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся вниз по Днепру. Города Смоленск, Полоцк, Любеч и другие признали его власть. Хитростью захватив Киев, Олег объединил огромную территорию. У простого народа Олег не пользовался любовью. Однако именно при нём Киев стал называться «матерью городов русских», а Русь выступила как единое государство.

Летопись называет Олега Вещим, то есть способным предугадывать будущее. Впрочем, в народе он не снискал большой любви. Однако дружинники Олега действительно могли считать его мудрым и великим. Именно при нем варяги, служившие киевскому князю и составлявшие основу его дружины, стали получать ежегодную плату – 300 гривен. Это была огромная по тем временам сумма, и, чтобы выплачивать её своим верным слугам, князь собирал дань с подвластных племён. Олег подчинил себе всех славян, живших к востоку и западу от Днепра.

Киевскому князю стали платить дань древляне. Северяне и радимичи, платившие раньше дань хазарам, тоже подчинились Киеву. Но для того чтобы дань поступала регулярно, князю приходилось каждый год с наступлением зимы отправляться в объезд подвластных земель. Этот сбор дани в русских летописях получил название «полюдье». Путь княжеской дружины лежал по Днепру до Смоленска, затем по Десне через Новгород – Северский, Чернигов, Вышгород обратно в Киев.

По дороге князь собирал товары, которые особо ценились при торговле с греками и другими соседними народами: пушнину, холстину, воск и многое другое.

Конечно, дань князь собирал не самолично. За него это делали его слуги, местные старейшины и племенная знать. Поэтому можно предположить, что князья древлян, кривичей и других племён, подвластных Киеву, тоже, в свою очередь, отправлялись в полюдье, чтобы успеть собрать дань к приезду княжеской дружины. Все это обогащало киевских князей и укрепляло их власть. И, конечно, полюдье обогащало всех, кто служил киевскому князю.

Крещение руси

Русь выступало как единое государство, так были положены основы русского общества, но не было еще духовного начала, которое бы дало духовную связь, духовное единство. Это духовное начало явилось вместе с христианством, принесенным в Россию из Византии. Знакомство с христианством начинается очень рано в нашем отечестве вследствие ранних походов русских князей и племен на Константинополь. Единой стране требовалась и единая религия. До 10 века восточные славяне поклонялись многим богам, причем, кроме общих для всех – Перуна, Ярилы и других, - у каждого племенного союза имелись свои божества. В Европе в то время уже повсеместно утвердилось христианство. На Руси тоже начало распространяться христианство. Правивший в то время Владимир Святославич по совету многих своих приближенных тоже решил стать христианином и крестить всех своих подданных. Владимир приказал собрать на берегу Днепра всех киевлян. По примеру первых христиан все горожане входили в реку и принимали обряд крещения. Некоторые историки считают, что это произошло 1 августа 988 года. Не все подданные Владимира согласились принять новую веру.

Многие убегали в леса, убивали священнослужителей. Когда крестили новгородцев, в Новгороде вспыхнуло восстание. Но в целом введение христианства на Руси прошло довольно мирно и привело к развитию письменности и просвещения. В самом Киеве были построены первые православные храмы, например церковь Ильи Пророка. Тем не менее, христиан на Руси становилось все больше. Русские купцы принимали новую веру, потому что им так было проще вести торговые дела, ведь в большинстве европейских стран христианство давно уже превратилось в господствующую религию. Таким образом, христианство распространилось и утвердилось на Руси. Сразу после принятия новой веры мы видим уже епископов советниками князя, истолкователями воли божьей. Духовенство своим судом вооружилось против всех прежних языческих обычаев, против похищения девиц, против многоженства, против браков в близких степенях родства, против насильственных браков. Церковь взяла женщину под свое покровительство и блюла, особенно за ее нравственностью, возвысила ее значение, постановивши обязанности детей к матери наравне с обязанности к отцу. Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти. Христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие; подле отцов плотских являются отцы духовные. Что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному. Такое влияние церкви на семейный быт содействовало переходу от старых форм родового быта к новым, гражданским.

Культура киевской руси

Культура Киевской Руси стала основой формирования культуры трех братских восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Её истоки уходят в глубокую древность, а после принятия христианства культура восточных славян обогатилась и наследием античности. Образованным людям Киева, Новгорода, Смоленска и других древнерусских городов были известны и великие императоры Рима, и деяния Александра Македонского.

В Киевской Руси грамотность была обычным явлением. Особенно много грамотных людей было среди горожан. При раскопках древнерусских городов археологи обнаруживают множество берестяных грамот, в которых содержатся записи о торговых делах, письма родным. Найденные в Новгороде берестяные тетради двух школьников дают основание полагать, что ученики 8 века учились вести деловую переписку, изучали арифметику и закон Божий.

Учёные располагают большим количеством надписей на различных вещах и стенах церквей. Например, ремесленники оставляли свои автографы «Людота ковал» (на лезвии ножа) или «Братило делал» (надпись на серебряном кубке).

Такой уровень образованности объясняется тем, что практически в каждом городе Киевской Руси при храмах и монастырях имелись свои школы. В 1086 году сестра Владимира Мономаха организовала первую на Руси школу для девочек.

Русь превращалась в могущественное европейское государство. Уделялось большое внимание распространению просвещения. Переписывались книги, строились новые каменные храмы. В Киеве появилась первая на Руси библиотека. Открывались школы, в которых учились дети простых горожан – как мальчики, так и девочки. Большим событием стало составление первого письменного свода законов, названного «Русская правда».

Киев становиться одним из крупнейших городов мира. В столице Руси, по сведениям зарубежных авторов, насчитывалось около 400 церквей. В монастырях началось составление первых русских летописей.

На Руси большинство зданий, дворцов и церквей строились из дерева. Однако древнерусские зодчие умели и любили строить и из камня. Особенно бурно каменное строительство начало развиваться в эпоху феодальной раздробленности, когда каждый князь стремился как можно лучше украсить свою столицу.

Обучение на Руси

Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. В современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию человека. Много тысячелетий назад наши славянские пращюры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включения в конкретные виды деятельности: изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.

Обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общественным правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, горелки.

В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7- 8 лет в другую семью - подчиненную или зависимую. Такой обычай препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась историческая первая форма обучения и воспитания детей.

Дальнейшие значимые периоды обучения: семь лет – мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; двенадцать лет- подросток начинает выполнять мужскую работу; семнадцать лет- юноша становится взрослым. Отчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года- 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).

Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки – перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребёнок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха – не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм – один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой – воспитание христианина.

Берестяные грамоты и церы – дощечки с углублением для воска, используются для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования – «книжное обучение», доступно только для знати.

Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладение нумерацией и счётом на абаке. Изучались следующие арифметические действия запись в древнерусской нумерации, двоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой – свод поучений средневековой эпохи на Руси.

Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная.

Древние цивилизации МезоамерикиДревний ВавилонДревний АзербайджанДревний ЕгипетДревний КитайДревний ЭламДревняя МайяДревняя Русь, 862-1132 ггДревняя Русь в период раздробленностиДревняя цивилизация ацтеков, Майя



biofile.ru

Русская слава » Древние славяне

Древние славяне

Древние славяне

Предки славянских народов были известны уже более двух тысяч лет назад. Они жили на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем.

Обитание и жизненный строй древних славян

В южной части Восточной Европы, где начиналась лесостепная зона, существовало множество плодородных земель, которые привлекали земледельческие племена. Именно здесь предки славян создали свои поселения и торговали с соседними народами. Древние славяне жили родовым строем. Все важные дела обсуждало и решало племенное собрание, называемое также вече. У славян существовало рабство в патриархальном виде, но в хозяйстве труд рабов не имел заметного значения.

Было распространено многоженство, что способствовало увеличению численности рода, поскольку жизнь древних славян была опасной и тяжелой, а мужчины часто погибали в боевых набегах и на охоте от лесных хищников. Мужчины-славяне должны быть рослыми и сильными, могучими воинами и удачливыми охотниками. В женщинах ценились выносливость, способность много работать и без труда рожать детей. Утонченность и хрупкость не считались у древних славян достоинствами. Дети с раннего возраста включались в жизнь всего племени и работали наравне со взрослыми, потому что для выживания в суровых жизненных условиях нашим предкам приходилось немало трудиться.

Поселения древних славян

Поселение древних славян

Поселение древних славян

Славяне выбирали для своих поселений высокие холмы, предпочитали места у слияния двух рек. Затем начинали копать ров, превращая холм в остров, и насыпали землю вокруг поселка в виде вала. Иногда поселение окружалось не одним, а двумя или тремя рвами, которые потом люди заполняли водой. Вокруг расчищался лес, таким образом враги не могли подкрасться неожиданно. За укреплениями располагались невысокие дома, в каждом из которых жило семейство из 20-25 человек. В дом вела низкая узкая дверь. Окна, тоже маленькие и узкие, прорезались не для света, а для выхода дыма из жилища. В таком доме всегда стоял полумрак, а стены постепенно покрывались толстым слоем сажи, которую убирали несколько раз в год: весной и осенью.

Основным занятием древних славян являлось подсечное земледелие, где главным орудием труда в условиях лесной зоны был топор. Выбрав участок высокого леса, славяне подрубали деревья, затем, дождавшись, когда они высохнут, выжигали. Сеяли семена прямо в золу, разбрасывая их руками. Удобренная золой земля давала богатые урожаи первые 2-3 года, а затем люди искали новый участок, где процесс начинался заново. Древние славяне возделывали такие культуры, как пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох. Также разводили они и домашний скот – коров, овец, коз, лошадей.

Верования древних славян

До принятия христианства, которое произошло в X веке, древние славяне веровали во многих богов. По их убеждению, вся природа являлась живой и населялась добрыми и злыми духами, которые жили в лесах, болотах, реках и влияли на жизнь всех людей.Основные языческие боги славян:

  • Перун – верховный бог, повелевавший громом и молниями, покровитель воинов.
  • Велес – бог скота и богатства, покровитель домашних животных и охотников.
  • Купала – бог лета, цветов и плодов.
  • Макошь – богиня, олицетворяющая землю.
Святилище древних славян

Святилище древних славян

Каждое племя обладало особыми святилищами – погостами. Они были «жилищами богов», а люди приходили сюда для того, чтобы совершить жертвоприношения, или «погостить». В честь богов устраивались различные праздники и пиры, приносились жертвоприношения. Как и другие народы, славяне верили в бессмертие души, поэтому умершие снабжались всем, что пригодилось бы им на том свете. Все праздники в честь богов древние славяне относили к временам года и согласовывали с проведением основных сельскохозяйственных работ.

www.russlawa.info

Культ древних славян — Язычество

культ древних славян

Со времени одомашнивания лошади она всегда была рядом с человеком и считалась благородным, священным животным. Многочисленные исследователи отмечают, что в процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. У древних греков кони Зевса были подкованы на серебряные подковы, четверка лошадей влекла колесницу Гелиоса, Посейдон ездил по морю на паре коней. Боги войны — арийский Индра и персидский Митра — представлялись древним воинам на колесницах, в которые были запряжены божественные кони. Конь являлся атрибутом кельтской богини Эпоны, у Одина был восьминогий конь Слейпнир, и его посланницы-валькирии также ездили верхом.Первые следы коня в культовых обрядах у племен, населявших в древности славянские земли, появляются в период зарождения религии. В раскопках эпохи среднего палеолита были найдены спрятанные в тайниках челюсти молодой лошади. Этот факт ученые считают древнейшим проявлением тотемизма. В период мезолита рисунки с изображением дикого коня были обнаружены на тотемном столбе, принадлежащем одному из славянских племен, ведущих свое происхождение от мифического предка, в данном случае — коня.Археологи описывают случай, когда они натолкнулись на останки коров, вместе с которыми были найдены и скелеты лошадей. Все это отнесли к эпохе так называемой мужской культуры. Животные, как видно, были четвертованы, затем соединены вместе и уложены в могильник. Ученые объясняют это тем, что они были культовыми.Частые находки различных домашних сосудов с изображениями лошадей в погребениях людей указывают на роль лошади как символа божества. В дальнейшем облик коня появляется на урнах, где изображены культовые погребальные обряды.В период римского влияния и раннего средневековья конь выступает не только в связи с культовыми обрядами, но и как животное, которое приносили в жертву богам-покровителям с целью привлечь их внимание и настроить благожелательно к своему племени. В период раннего средневековья частенько в фундаменты зданий закапывали различные предметы ритуального характера, например конские черепа.Религия праславян раннего периода находилась на стадии формирования главных божеств — неба, солнца и огня, около которых группировались боги второстепенные. Главными богами считались Сварог, Сварожич, Перун.Действие культа бога Святовита известно от датчанина Сакса Грамматика, описавшего взятие датским королем в 1168 году Арконы-религиозного центра прибалтийских славян, поклонявшихся Святовиту. В святыне помещалась статуя бога, возле которой лежали удила, седло и меч. Летописец отмечает, что символом Святовита был белый верховой конь. Считалось большим грехом, если кто-либо вырывал у него даже несколько волосков из хвоста. Пасти его и ездить на нем мог только посвященный, дабы не уменьшилась ценность божественного коня.По вере славян-ругиян на этом белом коне Святовит сражался с врагами, свидетельством чего был сам конь, который, хотя и был закрыт ночью на замок, утром выглядел уставшим, как будто вернулся из далекого похода.Когда племя собиралось на войну, белого коня использовали для ворожбы. Гадали, удачен ли будет поход. Для этого перед святыней расставляли в три ряда копья, два из них в каждом ряду перекрещивались. Взнузданного коня выводили из стойла, пускали между копьями, и если он трижды переступал через скрещенные копья правой ногой, это считалось хорошим предзнаменованием.Белый конь Святовита являлся символом бога и у других славянских народов, а римский историк Тацит отмечает, что он почитался и у древних германцев.Среди богов высшего ранга наиболее чтимым был Перун, которого неизменно изображали с конем и мечом.Славянская святыня в Щецине была связана с легендарным конем Триглавом, гадание с которым летописец характеризует так: рослый и упитанный вороной конь содержался в конюшне целый год, на нем никто не ездил, и он находился под охраной одного из жрецов. Когда намечался военный поход или набег, устраивали такое гаданье: на землю клали в ряд 9 копий, на расстоянии локтя одно от другого. Затем жрец, ухаживающий за конем, седлал, взнуздывал его и проводил над копьями. Если конь не задевал при этом ни одно из них, гаданье считалось удачным, а после неудачного гаданья этого коня продавали, чтобы он не стал символом несчастья.В другой святыне Триглава хранилась его золотая статуэтка и серебряное седло, которые язычники прятали от христиан.Большим почетом у полабских славян пользовался бог Сварожич, который играл важную роль в предсказании будущего, а коня, являвшегося символом этого бога, также использовали в гаданьях, описанных Титмаром в 1018 году.Суммируя все вышесказанное, извлечённое из описаний древних хроникеров, можно сказать, что все эти кони, как посвященные главным богам, содержались на средства общин и, как существа, общающиеся с богами, использовались для гаданий, в результатах которых усматривали волю богов.Наступившая в средние века христианизация языческих славянских народов нарушила процесс отправления традиционных публичных племенных культов, однако они еще долгое время бытовали в народе в виде семейных и домашних гаданий, свидетельством чего являются многочисленные изображения лошадей, обнаруженные среди археологических находок на территории польских городов XI-XII веков.Хотя христианство вторглось в жизнь славян и нарушило отправление языческих культовых обрядов, оно все же не вытеснило из славянской мифологии связь коня с божеством. Так, известный польский историограф М. Чапский приводит в одной из своих работ две краковские песни, в одной из которых поется о том, что на стенах костела св. Кшиштофа развешаны конские кости, как в старых языческих капищах. В другой повествуется о святом Штепане, управляющем четверкой лошадей, запряженных в золотой плуг. В христианских молитвах кашубских славян фигурирует конь по кличке Фоск.В заключение необходимо отметить, что многие древние обычаи славянских народов, связанные с конем, сохранились до настоящего времени и используются в различных народных праздниках.

pagandom.ru

Происхождение и культура древних славян

1.

2.

3.

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных текстов не отмечалось, хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав ряд неизвестных ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

“- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,

Ничего не скрою, что ведаю...”

“И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем.

скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - Русь”

Песни птицы Гамаюн

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Рыбаков в своей книге "Мир истории" пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"), романские, греческие, индийские ("арийские") и др., раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое. Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун —бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Социальный строй

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Культура славян

О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на

современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от

слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали.

Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли

украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси». М., «Наука» 1988.
  2. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян». М., «Наука» 1986.
  3. Велесова книга
  4. Песни птицы Гамаюн
  5. Иванов В. “Повести Древних Лет”
  6. Забылин М. “Русский народ его обычаи, предания и суеверия” 1880.
  7. Снисаренко “Третий пояс мудрости”

Дата добавления: 07.05.2001

www.km.ru

Веды древних славян

Просмотров: 6212

Веды древних славянЗадолго до принятия христианства славяне обладали уникальной духовной культурой и знаниями. Их основой и источником являлся славянский ведизм. В нем отражалось все мироздание и хранились «ключи», позволявшие гармонично с ним взаимодействовать.

Сегодня слово «веды» в основном ассоциируется со сборником священных индуистских текстов, написанных на санскрите. То есть с идейной основой древнейшей в мире религии. В наши дни интерес к индуизму переживает настоящий бум. Причиной является его способность открыть сознанию современного человека доступ к высшей мудрости, силе космических энергий. Однако славянский ведизм происходил из того же источника, и достиг в свое время не меньшего развития. Слово veda в переводе с санскрита означает «знание», «мудрость» и происходит от общего индоевропейского корня «ved-», то есть «ведать», «знать».

У ОБЩЕГО ИСТОКА

Славянский ведизм - это самобытные представления древних славян об устройстве мира. К нему относятся и религиозные верования, и духовность, и отношения человека с природой, и культурное наследие - в общем, все, что связано с древней культурой нашего народа. К ведизму относится и устное народное творчество, в том числе сказки, мифы, былины, а также славянская философия или «любомудрие» в буквальном понимании этого слова.

По аналогии с индийскими текстами славянский корпус воззрений на устройство мира также называли ведами. Но на этом сходство не заканчивается. Даже в религиозных взглядах у таких, казалось бы, далеких друг от друга народов обнаружилось много общего. Исследователи отмечают подобие пантеона индуистских и славянских богов. К примеру, верховного бога Сварога славяне часто называли Вышним, что созвучно с именем индуистского бога Вишны. Считалось, что и тот и другой дали жизнь всему сущему и руководят мирозданием. Кроме того, в русском языке имеется собственное слово «ведать», которое как нельзя более точно выражает саму суть славянского учения. Возможно, этот факт стал второй причиной, почему мировоззрение древних славян называется ведизмом.

Славянские ведические знания передавались от родителей к детям и внукам на протяжении десятков веков. Духом ведизма проникнута жизнь многих поколений наших предков. В его основе лежат, в первую очередь, отношения человека с другими системами мироздания - богами, природой, животными, людьми. Часть этих знаний была доступна всем людям, но существовали и тайные учения, носившие мистический характер и считавшиеся сакральными. Их легкомысленное использование в обычной жизни могло причинить непоправимый вред. Для правильного применения тайных знаний необходимо было достигнуть высокого уровня духовного развития и пройти посвящение. Такими качествами обладали славянские волхвы.

ТАБУ НА ЗВЕРЯ

Для большинства славян многие темы, имеющие отношение к ведизму, находились под строгим табу, вплоть до исключения некоторых священных слов из разговорной речи. Похоже, они могли пробуждать действительно мощные силы. Например, наши предки почитали в качестве священного животного типичного обитателя русских лесов - бурого медведя. Он считался хозяином леса, и его называли специальным словом, вселявшим страх и трепет в обычного человека. Славяне так старались избегать упоминания страшного зверя в речи и не навлечь на себя беду, что в итоге забыли само слово. В результате до наших дней дошел только иносказательный вариант - слово «медведь», то есть «тот, кто ведает, где мёд», которое выдумали специально, чтобы не использовать изначальное страшное имя животного. И в наши дни только по слову «берлога», означающему «логово того, кто знает, где мёд», мы можем предположить, что исконное название медведя было каким-то образом связано с ныне неизвестным словом «бер». Из-за существовавшей веками жесткой системы табуирования вернуться к корням и отследить историю ведизма сегодня чрезвычайно сложно.

СИЛА МЫСЛИ

Стоит ли говорить, что о записи ведических знаний в древние времена не могло быть и речи - именно в силу их особой значимости. Ведь веды, перенесенные на бумагу, тут же лишились бы своей главной составляющей -наполненности невысказанным божественным смыслом, который существует только в идеальном виде мыслефор-мы. При произнесении, а тем более при записи священных слов, магическая энергия веды материализуется и остается в нашем мире, не достигая божественного. Нарушивший правила рисковал не просто лишиться их мистической силы, но и навлечь большую беду на самого себя и своих соплеменников.

Надо признать, что пришедшая на славянскую землю христианская культура на протяжении многих веков никак не мешала существованию традиционного ведизма. Два разных мировоззрения соседствовали друг с другом, гармонично уживаясь и составляя особую самобытность славянского, а позднее и российского мира. Настоящим ударом для славянского ведизма стало глобальное изменение общественного уклада в XX веке - разрушение деревни, исчезновение сельской общины, появление больших городов, насаждение новых порядков жизни советской властью. В наши дни отрыв человека от природы, от естественной связи с землей привел к практически полному забыванию ценностей славянского ведизма.

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО

Несмотря на уход славянского традиционного мировоззрения из современной культуры, энтузиасты по крупицам собирают ценный материал, чтобы восстановить нарушенную связь человека с природой. При этом они опираются на несколько источников.

{триглав древне-славянских богов}

• СВАРОГ (от санскритского svrga - «небо», «небесное сияние») -Вышний, верховный бог, творец и создатель.

• ПЕРУН (от древнеславянского «лря» - борьба, битва) - бог огня, молнии, космической энергии, которая движет миром и преобразует Вселенную.

• СВЕНТОВИД (от «свет» и «видеть») - бог света, благодаря которому люди приобщаются к окружающему миру.

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ СЧИТАЛИ, ЧТО РЕАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛЕНА НА ТРИ УРОВНЯ:

1) Правь - самый высший уровень, идеальный мир, в котором реальностью правит истина, установленная богами;

2) Явь - явный, существующий мир, в котором живут люди;

3) Навь - самый низший, потусторонний неявленный мир, царство мертвых, куда живому человеку попадать не следует.

В первую очередь, это фольклор - народные сказания, былины, легенды, песни. В XIX веке выдающиеся русские исследователи А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев собрали большую коллекцию устного народного творчества, на основе которой можно составить некоторые представления о славянском ведизме. Современные исследователи используют и другие источники - в том числе и те, которые вызывают неоднозначную оценку в научном сообществе и даже становятся предметом для споров.

Таким яблоком раздора между ведистами и учеными-историками стала так называемая «Велесова книга» -письменный текст, опубликованный русскими эмигрантами Юрием Миролюбовым и Александром Куренковым в 50-е годы прошлого века. По словам Миролюбова, текст книги был списан им с утерянных во время войны деревянных дощечек, созданных примерно в IX веке. Книга содержит предания, молитвы, легенды и рассказы о древней славянской истории примерно с VII века до н. э. до IX века н. э. Ученые ставят под сомнение подлинность «Велесовой книги», утверждая, что это современная подделка. Однако последователи славянского ведизма считают ее настоящей, и во многом руководствуются изложенными в ней сведениями для создания собственных представлений о духовном мире древних славян.

СУТЬ В МЕЛОЧАХ

Еще один способ изучения ведической славянской культуры - метод «пристального рассмотрения», который разработал профессор Валерий Чудинов. Изучая мелкие детали на дошедших до нас исторических предметах - от узоров на керамической посуде до иллюстраций к старинным рукописям, Чудинов ищет скрытые или затертые временем надписи на славянских языках. Благодаря своей методике там, где неискушенный человек видит игру природы или просто художественные узоры, профессор обнаруживает надписи, сделанные либо кириллицей, либо рунической слоговой азбукой, которую он, по собственному утверждению, расшифровал в ходе своих исследований. Сам Чудинов считает, что славянская ведическая цивилизация возникла задолго до всех прочих известных, и именно славянский ведизм положил начало ведической традиции индуизма.

ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕДКОВ

Древние славяне жили в нераздельном согласии с природой. Они умели постигать веды непосредственно из окружающего мира, наблюдая за природой и живыми существами, вслушиваясь в их голоса. Поэтому ведическая вера во многом основывается на гармоничном единении подсознания человека со всем мирозданием. В соответствии с природным многообразием, мировосприятие древних славян было таким же живым, многообразным и динамичным.

Сегодня славянский ведизм переживает второе рождение, что не является простым возвращением к язычеству. Это объясняется своеобразием религиозных представлений наших предков. Дело в том, что мир, согласно их верованиям, является единым организмом. В нем одновременно существуют боги, люди, другие живые существа и неживая материя, которые все вместе и составляют природу. Руководит мирозданием создатель всего сущего - Вышний бог Сварог. Остальные небожители находятся в строгой иерархической подчиненности и представляют Вышнего, как министры - президента страны.

Более того, «Велесова книга» утверждает, что все славянские боги являют собой некое целое, образуя единое божество во многих ликах. То есть, в отличие от традиционного язычества, славянский ведизм все-таки сводился к единобожию, хотя за последние несколько веков народная память об этом была утрачена.

Каждое явление в жизни, согласно ведизму, имеет двойственную сущность, сочетает в себе противоположности. То, что мы привыкли называть светлой и темной силой, положительной или отрицательной энергией, в славянском ведизме определяется понятиями «Черно-бог» и «Белобог». И для гармоничного существования природы необходимо, чтобы Чернобог и Белобог состояли в равновесии под контролем Вышнего бога Сварога.

ТРИ МИРА ДРЕВНОСТИ

Еще один важнейший принцип ведизма - триглавы, на которых держится все в мире. Число «3» для древних славян было священным, его можно встретить в любом важном явлении. В единстве триглава действуют главные славянские боги - Сварог, Перун и Свентовид. В виде трех миров - Прави, Яви и Нави - существует и вся наша Вселенная.

Все три мира - Правь, Явь и Навь - сосуществуют как одно целое, находятся рядом или даже внутри друг друга. Мир Яви, в котором мы живем, погружен в страсти и полон несправедливости. Цель жизни отдельного человека на земле заключается в том, чтобы, постигнув истину, из Яви попасть в мир Прави. Для этого нужно жить правильно - то есть в соответствии с законами, установленными Вышним и действующими в Прави.

Как узнать эти законы, если о них нельзя прочитать и не у кого спросить? Как раз это внутреннее безусловное знание и называется славянскими ведами. Каждый человек чувствует истину сердцем, и главный критерий в этом - его совесть. Именно совесть - слово, которое также произошло от «ведать» - диктует каждому законы, положенные в основу мироздания Вышним. Эта веда исходит непосредственно от верховного божества, и если человек не следует высшему знанию, то он вступает в конфликт с божественной силой.

Для гармоничного существования в мире необходимо постоянно постигать его устройство, стремиться «ведать». Славянский ведизм указывает нам направление к познанию природы, к бережному обращению с ней, к единению с каждым участником мироздания и к следованию законам истины - в этом современным потомкам древних славян есть чему поучиться у своих предков.

onua.org

Древние славяне | Духовная жизнь

Предки славянских народов были известны уже более двух тысяч лет назад. Они жили на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем.Обитание и жизненный строй древних славян

В южной части Восточной Европы, где начиналась лесостепная зона, существовало множество плодородных земель, которые привлекали земледельческие племена. Именно здесь предки славян создали свои поселения и торговали с соседними народами. Древние славяне жили родовым строем. Все важные дела обсуждало и решало племенное собрание, называемое также вече. У славян существовало рабство в патриархальном виде, но в хозяйстве труд рабов не имел заметного значения.

Было распространено многоженство, что способствовало увеличению численности рода, поскольку жизнь древних славян была опасной и тяжелой, а мужчины часто погибали в боевых набегах и на охоте от лесных хищников. Мужчины-славяне должны быть рослыми и сильными, могучими воинами и удачливыми охотниками. В женщинах ценились выносливость, способность много работать и без труда рожать детей. Утонченность и хрупкость не считались у древних славян достоинствами. Дети с раннего возраста включались в жизнь всего племени и работали наравне со взрослыми, потому что для выживания в суровых жизненных условиях нашим предкам приходилось немало трудиться.

Поселение древних славян

Славяне выбирали для своих поселений высокие холмы, предпочитали места у слияния двух рек. Затем начинали копать ров, превращая холм в остров, и насыпали землю вокруг поселка в виде вала. Иногда поселение окружалось не одним, а двумя или тремя рвами, которые потом люди заполняли водой. Вокруг расчищался лес, таким образом враги не могли подкрасться неожиданно. За укреплениями располагались невысокие дома, в каждом из которых жило семейство из 20-25 человек. В дом вела низкая узкая дверь. Окна, тоже маленькие и узкие, прорезались не для света, а для выхода дыма из жилища. В таком доме всегда стоял полумрак, а стены постепенно покрывались толстым слоем сажи, которую убирали несколько раз в год: весной и осенью.

Основным занятием древних славян являлось подсечное земледелие, где главным орудием труда в условиях лесной зоны был топор. Выбрав участок высокого леса, славяне подрубали деревья, затем, дождавшись, когда они высохнут, выжигали. Сеяли семена прямо в золу, разбрасывая их руками. Удобренная золой земля давала богатые урожаи первые 2-3 года, а затем люди искали новый участок, где процесс начинался заново. Древние славяне возделывали такие культуры, как пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох. Также разводили они и домашний скот – коров, овец, коз, лошадей.Верования древних славян

До принятия христианства, которое произошло в X веке, древние славяне веровали во многих богов. По их убеждению, вся природа являлась живой и населялась добрыми и злыми духами, которые жили в лесах, болотах, реках и влияли на жизнь всех людей.Основные языческие боги славян:

Перун – верховный бог, повелевавший громом и молниями, покровитель воинов.Велес – бог скота и богатства, покровитель домашних животных и охотников.Купала – бог лета, цветов и плодов.Макошь – богиня, олицетворяющая землю.

Святилище древних славян

Каждое племя обладало особыми святилищами – погостами. Они были «жилищами богов», а люди приходили сюда для того, чтобы совершить жертвоприношения, или «погостить». В честь богов устраивались различные праздники и пиры, приносились жертвоприношения. Как и другие народы, славяне верили в бессмертие души, поэтому умершие снабжались всем, что пригодилось бы им на том свете. Все праздники в честь богов древние славяне относили к временам года и согласовывали с проведением основных сельскохозяйственных работ.

Древние славяне

Древние славяне — Статья посвящена истории раннесредневековых славян с VI по VIII вв. Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо восток. На запад …

Википедия

Древние славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн …

Большая советская энциклопедия

Древние славяне — У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне …

Википедия

Древние славяне — большая группа племен, предков совр. слав. народов Центр., Юж. и Вост. Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевроп. семье. Источниками по истории С. являются археол. и лингвистич. памятники, известия греко рим. и визант. авторов… …

Советская историческая энциклопедия

Древние славяне — Русь (русы, в ед. числе русин) народ или племя, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян Руси, в современной литературе известного как Древняя Русь или Киевская Русь. Его этническая идентификация… …

www.skudelnica.ru


Смотрите также