История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего Рима, 6 класс, Трухина Н.Н., 1994. История древнего рима трухина


Н.Н. Трухина. История древнего Рима (2007): cultprosvet_mag

После прочтения книги Мэри Бирд «SPQR. История Древнего Рима» решил освежить фактологию Римской истории в классическом «варианте». Набрал в поиске "История Древнего Рима" и одной из первых получил одноименную книгу Н.Н. Трухиной. По обложке и оглавлению не сразу сообразил, что это школьный учебник, и только предисловие, начинающееся с:

«Совсем недавно вы изучали историю древних греков. Этот народ оставил нам в наследство великую культуру: выдающиеся произведения поэзии, философии, архитектуры, скульптуры»

... несколько удивило. Еще раз посмотрел кто автор, вполне себе авторитетный историк: Трухина Наталия Николаевна Кандидат исторических наук, доцент (1987).

Область научных интересов — политическая история поздней Римской республики, история раннего христианства. Окончила исторический факультет МГУ, написала дипломную работу на тему «Римская диктатура V–III вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Борьба сенатских группировок в конце III — начале II вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк.

А когда понял что к чему, решил все равно прочесть, так как давно было интересно, чему же сейчас учат на уроках истории. Справедливости ради, в другом издании сказано, что учебник экспериментальный, и тем не менее читая, испытывал чувство недоумения. С одной стороны, в учебнике, например, кратко пересказывается Энеида Вергилия:

«Великий римский поэт Вергилий, используя древние исторические предания, написал поэму о происхождении латинского народа. Главный герой ее носит имя Эней, и в честь него поэма называется «Энеидой». <...> Вергилий продолжил рассказ Гомера о Троянской войне. В последней песне «Илиады» описываются похороны Гектора, а в начале «Энеиды» римский поэт поведал историю гибели Приамова града. Он рассказал, как греки внезапно отплыли от троянской земли, оставив на берегу огромного деревянного коня; в его полом брюхе прятались отборные воины. Радостные троянцы высыпали из города, дивясь бегству врагов и гадая о назначении их странного сооружения. Жрец Лаокоон молил сограждан не принимать вражеского дара, как вдруг из моря выплыли две огромные змеи и задушили мудрого советчика и юных его сыновей»

И так далее. Ну или даже Евангелие с краткой историей церкви:

«Рождество. В правление царя Ирода и кесаря Августа в Иудейской земле родился учитель и пророк Иисус, которого многие признали долгожданным Мессией, по-гречески — Христом. О рождении и жизни Иисуса Христа рассказывают четыре Евангелия („Благовествования“), написанные учениками Христа и спутниками его учеников. Евангелия повествуют о следующих событиях. »

В дополнение к этому, в приложениях к книге собрано много иных отрывков из исторических и литературных источников времен Древнего Рима, что — здорово. Вне культурного контекста историю полноценно не понять. Но есть у книги и другая сторона, печальная. По такому школьному учебнику не только нельзя что-либо понять, в нем и с фактами-то проблема. Они так затейливо перемешаны с мифами и пропагандой разных видов, что отделить одно от другого не уверен, что смогут и школьные учителя. Религиозные вопросы я трогать не буду, но например, история Спартака-то зачем дается словно мы до сих пор в XIX веке? Зачем детям забивать голову подобной антиисторичной ерундой:

«Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. <...> В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел подражать тем порядкам, от которых пострадал сам. И соратников своих он старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей»

Ну или:

«Греки женились для того, чтобы иметь потомство. Римлянин брал себе жену в качестве помощницы и подруги»

Или:

«В этом звании он подавил опасный антигосударственный заговор, в котором принимали участие ветераны Суллы и бывший помощник диктатора — убийца и злодей Катилина»

У Бирд, кстати, хорош разобрана ситуация с Катилиной, и вот как раз это бы было очень полезно школьникам уметь понимать. Глядишь, и не смог бы тогда Навальный манипулировать взрослыми людьми как котятами. Ну или вот еще:

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате (фрагмент картины Чезаре Маккари 1882–1888)

Все бы ничего, но и Сенат выглядел не так, и вообще, это романтизация XIX века, мало общего имеющая с реальностью:

«Для начала, Цицерон на картине — седовласый государственный муж преклонного возраста, а Катилина — угрюмый молодой негодяй. На самом деле обоим должно быть около сорока лет, Катилина при этом года на два старше. Кроме того, собрание кажется неправдоподобно малочисленным, если только не вообразить, что остальные находятся где-то за сценой. Едва ли наберется 50 сенаторов, присутствующих на столь важном выступлении. В середине I в. до н.э. в сенат входило около 600 членов. <...> Что касается обстановки, то на картине она выглядит вполне в римском духе, за исключением огромной колонны, заканчивающейся вне поля зрения, и роскошной отделки стен разноцветным мрамором, что слишком шикарно для любого сооружения в Риме того периода. <...> Рим времен Цицерона, уже город-миллионник, еще был выстроен преимущественно из кирпича или местного камня и представлял собой тесный лабиринт запутанных улиц и темных переулков. Приезжему из Афин или египетской Александрии, где и правда встречались сооружения в стиле картины Маккари, город мог показаться неинтересным, если не сказать убогим.» Отрывок из книги: Мэри Бирд. «SPQR: История Древнего Рима».

И такого в учебнике много, но и с этим можно было бы смириться. Понятие «исторический факт» вещь сложная, иногда напоминающая оксюморон. Но с чем, на мой взгляд, смириться нельзя, так это с тем, что из учебника совершенно непонятно зачем изучать историю вообще и Древнего Рима, в частности. Вот почему отдельный учебник посвящен Риму? Почему не древнему Китаю? Или Египету? Или Персии? При этом, для подачи материала выбрана странная форма, напоминающая песню акына-экскурсовода: «посмотрите налево, посмотрите направо», при той же, увы, относительной степени достоверности. Но когда такие же около исторические «басни» несут экскурсоводы туристам в том же Риме, да и вообще, в почти любом популярном историческом месте, это понятно и, по большому счету, большинство устраивает: «одни делают вид что им интересно, а другие, что они знают историю». Но в учебнике разве так можно?

И тут мы подходим к главному. Проблема учебника Трухиной, на мой взгляд, в том, что он написан для воспитания поколения обслуги и плебса, изящества ради называемых элитой: «квалифицированными потребителями». Потребителю нет необходимости что-то понимать, ему достаточно уметь ориентироваться в  рекламе и быть способным сделать «экономически эффективный» выбор. Этому учебник и учит, а вот думать, анализировать, рассуждать, то есть всему тому, что будет мешать детям вырастать потребителями, — нет, а поэтому оно из учебника исключается. С одной стороны, все логично, а с другой, в плане стратегических целей, такой подход выглядит даже немного фантастично. Вот кто и зачем будет проводить такую глобальную трансформацию и образования, и общества?

Но стоит прочесть, например, «Экономику и культуру» Дэвида Тросби, как пазл начинает сходиться. Тросби как раз обосновывает и описывает механизмы специфической трансформации культуры под глобальную экономику потребления, одним из пунктов предлагает разделить единую пока еще культуру на три вида: для господ, для обслуги и для плебса. Учебник строго ложится в эту программу, которая была начата в 90-х, и судя по содержанию, мы имеем, скорее всего, дело с формированием культуры второго типа, то есть не для плебса, а для обслуги, которая должна знать про Вергилия, но не понимать зачем он «господам».

Для сравнения, Мэри Бирд пишет для «господ», и предлагая рассматривать проблемы с разных сторон, обращать внимание на несуразности в чужих мнениях, искать противоречия в источниках, осуществлять технологическую критику и, главное, пытаться из происходящего делать выводы, искать закономерности и формулировать законы развития социума. То есть она учит тому, что необходимо знать господам, чтоб править плебсом и управлять слугами, которых образовывать надо до уровня, когда они будут достаточно понимать желания господ. Учебник Трухиной с эти справляется неплохо. Кстати, совсем уж откровенно на эту тему пишет Марк Сидоний Фалкс (Джерри Тонер) в «Как управлять рабами».

В этом, как говорится, «две большие разницы» преподавания культур первого и второго типа. Третий же тип, я подозреваю, можно встретить в учебниках «национальных» окраин бывшего СССР. Там должен быть сконструирован специальный исторический бред для плебса, чтоб оный сидел спокойно в своем гетто и наслаждалось гордостью за «вырытое» предками Черное море. В общем, теперь захотелось перечитать Тросби.

Но если отвлечься от проблем культурологии, то прочел учебник с интересом. Едва ли он чему-то учит, но освежить фактологию и общую картину — позволяет.Dixi

cultprosvet-mag.livejournal.com

Н.Н. Трухина. История древнего Рима (2007): raasta

После прочтения книги Мэри Бирд «SPQR. История Древнего Рима» решил освежить фактологию Римской истории в классическом «варианте». Набрал в поиске "История Древнего Рима" и одной из первых получил одноименную книгу Н.Н. Трухиной. По обложке и оглавлению не сразу сообразил, что это школьный учебник, и только предисловие, начинающееся с:

«Совсем недавно вы изучали историю древних греков. Этот народ оставил нам в наследство великую культуру: выдающиеся произведения поэзии, философии, архитектуры, скульптуры»

... несколько удивило. Еще раз посмотрел кто автор, вполне себе авторитетный историк:Трухина Наталия Николаевна Кандидат исторических наук, доцент (1987).

Область научных интересов — политическая история поздней Римской республики, история раннего христианства. Окончила исторический факультет МГУ, написала дипломную работу на тему «Римская диктатура V–III вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Борьба сенатских группировок в конце III — начале II вв. до н.э.», научный руководитель — проф. И.Л.Маяк.

А когда понял что к чему, решил все равно прочесть, так как давно было интересно, чему же сейчас учат на уроках истории. Справедливости ради, в другом издании сказано, что учебник экспериментальный, и тем не менее читая, испытывал чувство недоумения. С одной стороны, в учебнике, например, кратко пересказывается Энеида Вергилия:

«Великий римский поэт Вергилий, используя древние исторические предания, написал поэму о происхождении латинского народа. Главный герой ее носит имя Эней, и в честь него поэма называется «Энеидой». <...> Вергилий продолжил рассказ Гомера о Троянской войне. В последней песне «Илиады» описываются похороны Гектора, а в начале «Энеиды» римский поэт поведал историю гибели Приамова града. Он рассказал, как греки внезапно отплыли от троянской земли, оставив на берегу огромного деревянного коня; в его полом брюхе прятались отборные воины. Радостные троянцы высыпали из города, дивясь бегству врагов и гадая о назначении их странного сооружения. Жрец Лаокоон молил сограждан не принимать вражеского дара, как вдруг из моря выплыли две огромные змеи и задушили мудрого советчика и юных его сыновей»

И так далее. Ну или даже Евангелие с краткой историей церкви:

«Рождество. В правление царя Ирода и кесаря Августа в Иудейской земле родился учитель и пророк Иисус, которого многие признали долгожданным Мессией, по-гречески — Христом. О рождении и жизни Иисуса Христа рассказывают четыре Евангелия („Благовествования“), написанные учениками Христа и спутниками его учеников. Евангелия повествуют о следующих событиях. »

В дополнение к этому, в приложениях к книге собрано много иных отрывков из исторических и литературных источников времен Древнего Рима, что — здорово. Вне культурного контекста историю полноценно не понять. Но есть у книги и другая сторона, печальная. По такому школьному учебнику не только нельзя что-либо понять, в нем и с фактами-то проблема. Они так затейливо перемешаны с мифами и пропагандой разных видов, что отделить одно от другого не уверен, что смогут и школьные учителя. Религиозные вопросы я трогать не буду, но например, история Спартака-то зачем дается словно мы до сих пор в XIX веке? Зачем детям забивать голову подобной антиисторичной ерундой:

«Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. <...> В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. Он не хотел подражать тем порядкам, от которых пострадал сам. И соратников своих он старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей»

Ну или:

«Греки женились для того, чтобы иметь потомство. Римлянин брал себе жену в качестве помощницы и подруги»

Или:

«В этом звании он подавил опасный антигосударственный заговор, в котором принимали участие ветераны Суллы и бывший помощник диктатора — убийца и злодей Катилина»

У Бирд, кстати, хорош разобрана ситуация с Катилиной, и вот как раз это бы было очень полезно школьникам уметь понимать. Глядишь, и не смог бы тогда Навальный манипулировать взрослыми людьми как котятами. Ну или вот еще:

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате (фрагмент картины Чезаре Маккари 1882–1888)

Все бы ничего, но и Сенат выглядел не так, и вообще, это романтизация XIX века, мало общего имеющая с реальностью:

«Для начала, Цицерон на картине — седовласый государственный муж преклонного возраста, а Катилина — угрюмый молодой негодяй. На самом деле обоим должно быть около сорока лет, Катилина при этом года на два старше. Кроме того, собрание кажется неправдоподобно малочисленным, если только не вообразить, что остальные находятся где-то за сценой. Едва ли наберется 50 сенаторов, присутствующих на столь важном выступлении. В середине I в. до н.э. в сенат входило около 600 членов. <...> Что касается обстановки, то на картине она выглядит вполне в римском духе, за исключением огромной колонны, заканчивающейся вне поля зрения, и роскошной отделки стен разноцветным мрамором, что слишком шикарно для любого сооружения в Риме того периода. <...> Рим времен Цицерона, уже город-миллионник, еще был выстроен преимущественно из кирпича или местного камня и представлял собой тесный лабиринт запутанных улиц и темных переулков. Приезжему из Афин или египетской Александрии, где и правда встречались сооружения в стиле картины Маккари, город мог показаться неинтересным, если не сказать убогим.» Отрывок из книги: Мэри Бирд. «SPQR: История Древнего Рима».

И такого в учебнике много, но и с этим можно было бы смириться. Понятие «исторический факт» вещь сложная, иногда напоминающая оксюморон. Но с чем, на мой взгляд, смириться нельзя, так это с тем, что из учебника совершенно непонятно зачем изучать историю вообще и Древнего Рима, в частности. Вот почему отдельный учебник посвящен Риму? Почему не древнему Китаю? Или Египету? Или Персии? При этом, для подачи материала выбрана странная форма, напоминающая песню акына-экскурсовода: «посмотрите налево, посмотрите направо», при той же, увы, относительной степени достоверности. Но когда такие же около исторические «басни» несут экскурсоводы туристам в том же Риме, да и вообще, в почти любом популярном историческом месте, это понятно и, по большому счету, большинство устраивает: «одни делают вид что им интересно, а другие, что они знают историю». Но в учебнике разве так можно?

И тут мы подходим к главному. Проблема учебника Трухиной, на мой взгляд, в том, что он написан для воспитания поколения обслуги и плебса, изящества ради называемых элитой: «квалифицированными потребителями». Потребителю нет необходимости что-то понимать, ему достаточно уметь ориентироваться в  рекламе и быть способным сделать «экономически эффективный» выбор. Этому учебник и учит, а вот думать, анализировать, рассуждать, то есть всему тому, что будет мешать детям вырастать потребителями, — нет, а поэтому оно из учебника исключается. С одной стороны, все логично, а с другой, в плане стратегических целей, такой подход выглядит даже немного фантастично. Вот кто и зачем будет проводить такую глобальную трансформацию и образования, и общества?

Но стоит прочесть, например, «Экономику и культуру» Дэвида Тросби, как пазл начинает сходиться. Тросби как раз обосновывает и описывает механизмы специфической трансформации культуры под глобальную экономику потребления, одним из пунктов предлагает разделить единую пока еще культуру на три вида: для господ, для обслуги и для плебса. Учебник строго ложится в эту программу, которая была начата в 90-х, и судя по содержанию, мы имеем, скорее всего, дело с формированием культуры второго типа, то есть не для плебса, а для обслуги, которая должна знать про Вергилия, но не понимать зачем он «господам».

Для сравнения, Мэри Бирд пишет для «господ», и предлагая рассматривать проблемы с разных сторон, обращать внимание на несуразности в чужих мнениях, искать противоречия в источниках, осуществлять технологическую критику и, главное, пытаться из происходящего делать выводы, искать закономерности и формулировать законы развития социума. То есть она учит тому, что необходимо знать господам, чтоб править плебсом и управлять слугами, которых образовывать надо до уровня, когда они будут достаточно понимать желания господ. Учебник Трухиной с эти справляется неплохо. Кстати, совсем уж откровенно на эту тему пишет Марк Сидоний Фалкс (Джерри Тонер) в «Как управлять рабами».

В этом, как говорится, «две большие разницы» преподавания культур первого и второго типа. Третий же тип, я подозреваю, можно встретить в учебниках «национальных» окраин бывшего СССР. Там должен быть сконструирован специальный исторический бред для плебса, чтоб оный сидел спокойно в своем гетто и наслаждалось гордостью за «вырытое» предками Черное море. В общем, теперь захотелось перечитать Тросби.

Но если отвлечься от проблем культурологии, то прочел учебник с интересом. Едва ли он чему-то учит, но освежить фактологию и общую картину — позволяет.Dixi

raasta.livejournal.com

Н. Н. Трухина. История древнего Рима

Генрих ШтолльИстория Древнего Рима в избранных биографияхЗнаменитая книга немецкого ученого, исследователя античности Генриха Вильгельма ШТОЛЛЯ (1819–1890) «История Древнего Рима в биографиях» увидела свет в 1877 году и сразуже завоевала необычайную… — АРДИС, аудиокнига можно скачать Подробнее...2011149аудиокнига
Штоль Генрих ВильгельмИстория Древнего Рима в избранных биографиях (CDmp3)Общее время звучания: 8 час. 41 мин. Формат: mp3, 160 Kbps, 16 bit, 44. 1 kHz, stereo Читает: Федосов С. Носитель: 1 CD Знаменитая книга немецкого ученого, исследователя античности… — Ардис, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 696 стр.) Историческая библиотека Подробнее...2011228бумажная книга
Мэри БирдSPQR. История Древнего РимаМы встречаемся с образами и историей Древнего Рима в науке, литературе, искусстве. Но насколько близки к реальности наши представления об эпохе, на которую опирается вся западная цивилизация? Ведущий… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее...2015459электронная книга
Мэри БирдSPQR. История Древнего РимаМы встречаемся с образами и историей Древнего Рима в науке, литературе, искусстве. Но насколько близки к реальности наши представления об эпохе, на которую опирается вся западная цивилизация? Ведущий… — Альпина Диджитал, Подробнее...2017бумажная книга
Бирд М.SPQR. История Древнего РимаМы встречаемся с образами и историей Древнего Рима в науке, литературе, искусстве. Но насколько близки к реальности наши представления об эпохе, на которую опирается вся западная цивилизация? Ведущий… — Альпина нон-фикшн, (формат: Твердая бумажная, 696 стр.) Подробнее...2017691бумажная книга
CD-ROM (MP3). История Древнего Рима в избранных биографияхЗнаменитая книга немецкого ученого, исследователя античности Генриха Вильгельма Штолля (1819–1890) «История Древнего Рима в биографиях» увидела свет в 1877 году и сразуже завоевала необычайную… — Подробнее...148бумажная книга
Мэри БердSPQR. История Древнего РимаЦитата Книги по истории Древнего Рима или пугают непривычного читателя шеренгами незнакомых лиц, понятий и мест, или все упрощают — (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 696 стр.) Подробнее...2016480бумажная книга
Мэри БирдSPQR:История Древнего РимаМы встречаемся с образами и историей Древнего Рима в науке, литературе, искусстве. Но насколько близки к реальности наши представления об эп — Альпина нон-фикшн, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 696 стр.) Подробнее...2017529бумажная книга
Бирд М.SPQR. История Древнего РимаДревний Рим — тема всеобщего интереса, опыты знакомства с его образами и историей сопровождают нас в науках, литературе, искусстве. Но насколько близки к реальности наши представления о той эпохе… — Альпина Нон-фикшн, Художественная литература Подробнее...2017786бумажная книга
Бирд М.SPQR. История Древнего РимаAncient Rome matters. Its history of empire, conquest, cruelty and excess is something against which we still judge ourselves. Its myths and stories - from Romulus and Remus to the Rape of Lucretia … — Profile Books, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 696 стр.) Подробнее...2015944бумажная книга
Владимир Олегович НикишинИстория древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриатаИстория Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс. Модуль. электронная книга Подробнее...2016659электронная книга
Никишин В.О.История древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриатаИстория Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… — ЮРАЙТ, (формат: 60x90/16 (145х215 мм), 696 стр.) Бакалавр. Академический курс. Модуль Подробнее...20171301бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, Страницы истории (АСТ) электронная книга Подробнее...2007249электронная книга
Бауэр Сьюзен УайсИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, История в одном томе Подробнее...20151114бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, История в одном томе Подробнее...2015780бумажная книга

dic.academic.ru

История Древнего Рима, 6 класс, Трухина Н.Н., 1994

История Древнего Рима, 6 класс, Трухина Н.Н., 1994.

  На заре истории, когда греки заселяли Балканские земли, родственные им племена италиков заняли соседний полуостров, похожий по форме на сапожок. Этот полуостров называется Апеннинским по имени невысоких Апеннинских гор, которые тянутся вдоль его «голенища» с севера на юг. А еще по имени италиков его называют Италией.

Римские холмы. Город Рим стоял на семи холмах, которые возвышались на южном берегу Тибра примерно в 20 км от моря. Самые знаменитые из римских холмов — Палатин, Авентин и Капитолий. На Палатине росло священное дерево смоковница, под которым волчица вскормила близнецов. Здесь гадал Ромул, здесь построил он первые укрепления своего города. Можно сказать, что Рим начался с Палатина. Этот холм считался самым почетным местом города, на нем селились богатые и знатные люди.

Авентин, с которого наблюдал за небесными приметами Рем, был заселен позже Палатина, и обосновались на нем в основном люди бедные. В течение многих столетий Авентин оставался холмом простого народа; здесь стояли храмы крестьянских богов — покровителей земледелия.

Капитолий, самый высокий из римских холмов, стал со временем городской крепостью. Он имел две вершины: на одной возвышался «замок»-кремль, на другой — главный храм города, посвященный богу Юпитеру (Зевсу). Остальные римские холмы назывались Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий.

ОГЛАВЛЕНИЕЧасть I. Рим семи царей  Урок 1. Древняя Италия и начало города Рима Урок 2. Семь холмов — семь царей Часть II. Древняя Республика   Урок 3. Борьба патрициев и плебеев (V—IV вв. до н. э.) Урок 4. Государственное устройство Римской республики  Урок 5. Войны Рима с соседними племенами и галлами Урок 6. Завоевание Римом Италии Урок 7. «Отеческие нравы»  Урок 8. Римская религия  Часть III. Поздняя Республика  Урок 9. Пунические войны Урок 10. Победы Рима на Востоке Урок 11. Начало гражданских распрей (братья Гракхи)  Урок 12. Первая гражданская война (Марий и Сулла) Урок 13. Римские рабы (Спартак) Урок 14. Вторая гражданская война и гибель Республики (Юлий Цезарь)Урок 15. Культура и нравы поздней Республики  Часть IV. Римская империя Урок 16. Третья гражданская война и начало Империи (Октавиан Август)Урок 17. Императоры и философы Урок 18. Возникновение христианстваУрок 19. Христианская Церковь в первые века Империи  Урок 20. «Золотой век» Римской империи (II в. н. э.) Урок 21. Поздняя Империя (IV—V вв. н. э.).

x-uni.mirznanii.com

Трухина Н.Н. - История древнего Рима, 5-7233-0144-6

Главная  » Книги для детей » Книги для школьников (10-15 лет) » Познавательная литература (10-15 лет) » История цивилизаций » История древнего Рима Владос, Русское слово, 1996 г., 248 стр., 5-7233-0144-6 , 60*90/16 мм., тираж: 50000

Описание книги

В учебнике нового типа мало теории, но много сюжетных рассказов, исторических анекдотов, образов исторических героев. Книга насыщена хрестоматийными текстами - отрывками из Вергилия, Ливия, Плутарха. В качестве концепции истории Римской республики использовано представление древнеримской историографии о развитии "римской доблести". Впервые представлены портреты императоров - тиранов и "добрых" императоров "золотого века" империи. Рассказывается о религии древних римлян, их нравах, обычаях, культуре. Вопросы к урокам способствуют лучшему осмыслению материала и самостоятельным размышлениям учащихся. Для учащихся и преподавателей истории.

Поделиться ссылкой на книгу

Об авторе

Последние поступления в рубрике "История цивилизаций"

Эпоха великих открытий Эпоха великих открытий Мэлэм Д., Игл М.

Еще в древности люди отправлялись в длительные путешествия и открывали неизведанные земли. Многие из этих странствий совершались пешком, однако все больше смельчаков выводило в море корабли, мечтая познать огромный мир....

Средние века Средние века Мэлэм Д., Игл М.

Период раннего Средневековья начался с падения Римской империи и закончился норманнским завоеванием Англии в 1066 году. В конце IV века на авансцену истории вышли германские племена, знаменуя тем самым начало медленного заката Рима. Поделив его владения между собой, германцы основали собственные королевства....

Древние цивилизации Древние цивилизации Коннолли Ш., Игл М.

В древних Азии и Америке берут истоки самые загадочные культуры, которые и сегодня поражают воображение уровнем развития и экзотическими обычаями. Около 7000 года до н. э. к западу от реки Инд возникает земледелие. Через три тысячи лет здесь появляются города....

Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете?", "где купить книгу?" и "в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?", то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Трухина Н.Н., История древнего Рима в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

www.knigo-poisk.ru

История Древнего Рима, 6 класс, Трухина Н.Н., 1994

История Древнего Рима, 6 класс, Трухина Н.Н., 1994.

  На заре истории, когда греки заселяли Балканские земли, родственные им племена италиков заняли соседний полуостров, похожий по форме на сапожок. Этот полуостров называется Апеннинским по имени невысоких Апеннинских гор, которые тянутся вдоль его «голенища» с севера на юг. А еще по имени италиков его называют Италией.

Римские холмы. Город Рим стоял на семи холмах, которые возвышались на южном берегу Тибра примерно в 20 км от моря. Самые знаменитые из римских холмов — Палатин, Авентин и Капитолий. На Палатине росло священное дерево смоковница, под которым волчица вскормила близнецов. Здесь гадал Ромул, здесь построил он первые укрепления своего города. Можно сказать, что Рим начался с Палатина. Этот холм считался самым почетным местом города, на нем селились богатые и знатные люди.

Авентин, с которого наблюдал за небесными приметами Рем, был заселен позже Палатина, и обосновались на нем в основном люди бедные. В течение многих столетий Авентин оставался холмом простого народа; здесь стояли храмы крестьянских богов — покровителей земледелия.

Капитолий, самый высокий из римских холмов, стал со временем городской крепостью. Он имел две вершины: на одной возвышался «замок»-кремль, на другой — главный храм города, посвященный богу Юпитеру (Зевсу). Остальные римские холмы назывались Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий.

ОГЛАВЛЕНИЕЧасть I. Рим семи царей  Урок 1. Древняя Италия и начало города Рима Урок 2. Семь холмов — семь царей Часть II. Древняя Республика   Урок 3. Борьба патрициев и плебеев (V—IV вв. до н. э.) Урок 4. Государственное устройство Римской республики  Урок 5. Войны Рима с соседними племенами и галлами Урок 6. Завоевание Римом Италии Урок 7. «Отеческие нравы»  Урок 8. Римская религия  Часть III. Поздняя Республика  Урок 9. Пунические войны Урок 10. Победы Рима на Востоке Урок 11. Начало гражданских распрей (братья Гракхи)  Урок 12. Первая гражданская война (Марий и Сулла) Урок 13. Римские рабы (Спартак) Урок 14. Вторая гражданская война и гибель Республики (Юлий Цезарь)Урок 15. Культура и нравы поздней Республики  Часть IV. Римская империя Урок 16. Третья гражданская война и начало Империи (Октавиан Август)Урок 17. Императоры и философы Урок 18. Возникновение христианстваУрок 19. Христианская Церковь в первые века Империи  Урок 20. «Золотой век» Римской империи (II в. н. э.) Урок 21. Поздняя Империя (IV—V вв. н. э.).

x-uni.com