Нубанда в древнем вавилоне. Особенности общественного строя древневосточных государств (Древний Вавилон).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Общественный строй Древнего Вавилона во времена Хаммурапи. Нубанда в древнем вавилоне


Государство и право Древнего Вавилона — Мегаобучалка

АНУ – по Законам царя Хаммурапи бог неба.

авилум (Авилу) (по-аккад. «человек», «сын человека») – представитель свободного полноправного населения, стоящий на высшей ступеньке социальной лестницы.

АККАД – государство, существовавшее в XXIV–XXII вв. до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица – город Аккаде (шумер. «Агаде»). Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий.

Амореи – семитические кочевые племена, выходцы из Аравии, около 1894 г. до н. э. покорили шумеров и основали крупное царство, столицей которого стал Вавилон.

баирум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

библум (Библу) – брачный дар. Сумма, вносимая отцу невесты женихом при сговоре. Сумма меньшая, чем терхатум.

ВАВИЛОН (по-аккад. «Врата бога») – столица государства Древнего Вавилона.

вардум – низший класс вавилонского общества – раб.

ДЕКУМ(лубуттум) – командные чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения).

Достояние бога– храмовое имущество.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ – законодательный памятник рабовладельческого права Древнего Вавилона. Составлен около 1760 г. до н. э. в конце царствования царя Хаммурапи. Состоял из 3 частей, включающих 282 статьи.

илкум(илку, ильк) – надел из царской земли, предоставляемый царем за несение повинности (в основном военной службы).

ИСАККУ – наместник и правитель группы городов.

ИШТАР– богиня войны, госпожа битвы.

Композиция– возмещение вреда за причиненный ущерб. Появилась в период разложения родового строя, когда кровная месть, первоначально ничем не ограниченная, была заменена талионом, а позднее взысканием штрафа в пользу потерпевшего или его родственников. Это возмещение выплачивал виновный и его родственники.

лугаль(Энси) – «большой человек», «хозяин», «господин», «возглавляющий род», «закладывающий храм» – правитель, царь в Древнем Вавилоне. Имея неограниченную власть, много внимания уделял организации общественных работ, военному строительству. Имя царя писалось вместе со словом «бог», но царь не был в Вавилоне ни божеством, ни верховным жрецом. Царскую власть он получал ежегодно в день празднования Нового года от бога Мардука.

МАРДУК– один из множества богов Месопотамии, покровитель Вавилона.

МИНА – денежная мера, равная 60 сиклям.

мишарум – «указ справедливости», периодически издававшийся в связи с прощением долгов и безвозмездным возвращением заложенного имущества.

мушкенум (Мушкену) (по-аккад. «маленький люд» или «преклоняющий лик») – неполноправный свободный человек в Древнем Вавилоне. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.

нубанда (Нубанду)– высший царский чиновник, управитель дворца лугаля, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати. Под его руководством находился огромный штат чиновников.

ордалии (Ордалий) (по-аккад. «суд божий») – вид испытания (огнем или водой), за которым признавалось особое, магическое значение: с помощью него якобы устанавливалась судебная истина.

патеси – глава древнешумерийского государства и главный жрец местного бога.

ПИСЦЫ («дуб-cap», что означает «пишущий таблетку») – чиновники, составляющие всякого рода документы. В государственном управлении играли важную роль.

рабианум – староста земельной общины, глава общинного совета в Древнем Вавилоне, назначаемый царем; царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине.

редум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.

СИКЛЬ– денежная мера Древнего Вавилона, равная 8,4 г. серебра.

талион (по-аккад. «равное за равное») – принцип наказания, основанный на том, что наказание есть возмездие, равное по силе преступлению. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Существовало два вида талиона – материальный и символический. При материальном у ответчика повреждался тот же орган тела, что и у потерпевшего; при символическом повреждалось орудие преступления: так, за разглашение государственной тайны у преступника отрезался язык.

тамкар – наиболее богатая часть вавилонского купечества; государственный торговый агент и сборщик податей.

терхатум(Тирхату) – выкупная плата за невесту, уплачиваемая женихом отцу невесты. Равнялась 4–60 сиклей серебра, что соответствовало средней цене рабыни-работницы.

«ТРИ ВЕДОМСТВА УПРАВЛЕНИЯ» – государственный аппарат древневосточной деспотии, состоящий из военного, финансового ведомств и ведомства общественных работ.

Управитель реки– чиновник в Древнем Вавилоне, ведавший водным хозяйством, которому подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя.

Хаммурапи – царь Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Политик, полководец, реформатор и законодатель. Подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. При нем составлен ценный памятник древневосточного права – Законы Хаммурапи.

шакканаку – правитель подчиненных царю областей.

ШАМАЛЛУ – особые торговые агенты, которые вели торговые операции тамкаров.

ШАМАШ – бог солнца и правосудия.

шериктУМ(Шерикта) – приданое, выдававшееся девушке, выходившей замуж и покидавшей отцовский дом, как резервный фонд для содержания ее самой и ее детей.

шумеры – древний народ, населявший Южное Двуречье.Шумерийцы являются создателями древнейшей системы письменности в Двуречье – клинописи.

ЭА – один из важнейших богов Двуречья, божество земных вод и мудрости.

 
 
Государство и право Древней Индии

АБХИШЕКС – особая церемония вступления царей на престол.

агамЫ – разновидность древнеиндийских сочинений религиозно-философского характера. Обычно состояли из кратких изречений – сутр, написанных на санскрите.

адХьякша – специальная категория чиновников, регулировавших экономическую жизнь государства.

анулома – допускавшаяся, но не поощрявшаяся форма брака в Древней Индии, по которой муж принадлежал к более высокой варне, чем жена.

арии –народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой группе. Завоеватели Индии. По индоиранским памятникам, ариями назывались полноправные люди в отличие от соседских или покоренных народов.

артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) – главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321–297 гг. до н. э.).

АТХАРВАВЕДА – четвертый сборник Ведов, или Веда жрецов (20 книг, 160 гимнов, около 600 стихов), состоящий из заклинаний против вредоносных божеств, болезней, вражеских козней, диких зверей, заговоров целебного свойства.

ашрамы – четыре ступени духовного развития человека в индуизме. Человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определенного ашрама. 1 ашрам – Брахмачарья (жизнь ученика). 2 ашрам – Грихастха (семейная жизнь). 3 ашрам – Ванапрастха (уход от дел). 4 ашрам – Санньяса (жизнь в отречении). В индуизме принято считать, что система ашрамов ведет к осуществлению основных целей жизни.

БАЛИ – натуральный налог с сельскохозяйственных продуктов, который шел на содержание брахманов и кшатриев.

буддизм – одна из мировых религий. Стала распространяться среди индоариев с VI в. до н. э. и способствовала их политической централизации и новым взглядам на отношение к власти и правителям. Основные положения учения буддизма – спасение в неземной жизни, обоснование и утверждение путей этого спасения.

Брахма – Боготворец, создатель Вселенной и всех живых существ на Земле. По религиозно-философским представлениям брахманизма и индуизма, Брахма – душа Вселенной, вечная и бескачественная субстанция.

брахманЫ – высшая индийская варна, состоявшая из жреческих родов. Только они могли заниматься управлением, изучать, толковать и проповедовать религиозное учение. Исполняли жертвоприношения, а впоследствии служили в аппарате управления и суде. Составители законов Ману.Занимая особое положение в обществе, они освобождались от всех видов налогов, повинностей и телесных наказаний. Даже цари должны были считаться с их мнением.

вайшии, ВАЙШЬИ(от «виш» «народ») – члены третьей варны. Свободные, полноправные общинники, в основном земледельцы, скотоводы, а позже торговцы и некоторые ремесленники.

Варна (букв. «качество», «категория», «цвета») – самое широкое социальное подразделение древнеиндийского общества. Существовали четыре варны: брахманы (жрецы, священнослужители), кшатрии (войны, знать), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (лица, обслуживающие первые три варны, слуги). Принадлежность к ним определялась рождением и освящалась религией.

веды (от санскр. «знание») – священные книги, состоящие из собраний гимнов, богослужебных формул и объяснений различных особенностей ритуалов, регулировавшие различные стороны общественных отношений и устанавливающие правила поведения. Состояли из четырех сборников: «Ригведа», «Атхарваведа», «Самоведа» и «Яджурведа». Веды складывались во II – нач. I тыс. до н. э.

Гана(сангха) (др.-инд. gana, «толпа», «община») – общинный коллектив как основная единица общественного устройства, позже – государственные образования республиканского типа.

ганапати –родоплеменной вождь, руководил общиной, деревней.

грама– низшая единица территориального управления (деревня-община), объединяющая несколько поселков и насчитывающая до 1000 семей.

грамика – выборный староста деревни-общины, в обязанности которого входили наблюдение за порядком, сбор налога.

даса – в законах Ману раб или лицо, находящееся в услужении.

«ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЕ»– по законам Ману, три первые варны (брахманы, кшатрии и вайшьи). Их второе рождение связывалось с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Шудрам это запрещалось делать, потому их и называли «единожды рожденными».

деваражди – политико-религиозная концепция «богоугодного царя», обязанного выполнять особую дхарму по охране мира и порядка.

Дравиды– древнее (доарийское) население Индии.

дхарма – совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны в Древней Индии, их права и обязанности. Дхарма как свод правил и норм поведения – основной регулятор общественных отношений – являлась обязательной для каждого индуса. Выполнение дхармы якобы приводило человека к вечному счастью и загробной жизни.

дхармасутры – «законники», относящиеся к ведийской литературе. Представляли собой универсальный кодекс поведения для всего индийского общества от высших до низших его элементов. Написаны стихами и прозой. Составлены примерно в V–VI вв. до н. э.

дхармашастры (Наставление в дхарме) – сборники религиозно-правовых предписаний, составленные брахманами в I–IV вв. до н. э. Дхармашастры состоят из трех частей: «Общие правила доброго поведения»; «Судопроизводство»; «Устав о наказаниях».Важнейшим из таких сборников являются Законы Ману.

законы Ману (от санскр. «Манавадхармашастра») – древнеиндийский сборник законов, составленный брахманами в период II в. до н. э. – I в. н. э. Названы в честь прародителя человечества – Ману. В 12 главах говорится о происхождении Вселенной, человечества, варн; излагаются правила жизни людей, отшельников, наставления об обязанностях царя по управлению государством, нормы уголовного права и судопроизводства; говорится о браке и семье и т. п.

каста (от санскр. «род») – замкнутая, часто эндогамная социальная группа с одной или несколькими наследуемыми профессиями. В средневековой Индии насчитывалось более тысячи каст.

КАУТИЛЬЕ – советник царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н. э.). Ему приписывается авторство «Артхашастры».

кшатрий (кшатрии) (вероятно, от санскр. «ранить») – представители второй варны – цари, военно-племенная аристократия. Законы Ману устанавливали для них «охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам».

мантрины – высшие сановники, советники царя.

мантрипаришад – совещательный коллегиальный орган царя, состоявший из его советников и представляющий собой своеобразный пережиток племенной демократии.

Ману – мифический прародитель людей в индуизме.

МАУРЬЯ (Маурьи) – индийская династия, правившая в государстве Маурьев (322(314)–187(185) гг. до н. э.). Впервые объединила в одно государство значительную часть Индостана. Одна из крупнейших империй Древнего Востока, основанная Чандрагуптой.

Махараджа(раджа) – царь, представитель высшей знати в Древней Индии. В отличие от других государств Древнего Востока, несмотря на то, что царь считался представителем бога на земле, обожествлялась лишь его власть, а не он сам. Поэтому его власть не была деспотичной. Например, религия исключала законодательные функции царя. С помощью опытных брахманов ему вверялось осуществление правосудия, он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, на него возлагалась организация общественных работ, освоение и заселение царских земель. В его компетенцию также входило назначение и увольнение должностных лиц государства, он являлся главой административного аппарата. Наряду с этим ему предписывалось почитать брахманов – поступать по их совету.

махатмы – специальные смотрители за соблюдением людьми дхармы.

ньяя– закон, обозначающий более узкое понятие, чем дхарма. Нарушение ньяя каралось государством.

паришад – совет царских сановников при царе, состоявший из глав администрации, военной и жреческой знати.

праман (прамана) (санскр. pramаna – измерение) – первая из 16 категорий ньяя и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая конкретные источники знания.

пратилома – браки, когда мужчина из более низкой варны или касты женился на женщине более высокой варны или касты.

пурохита – царский жрец, его первый советник, главный астролог и предсказатель.

раджа (от санскр. «царь», «правитель») – военный вождь племени в Древней Индии, княжеский титул. Главная его функция – защита подданных.

РИГВЕДА (от санскр. «Веда гимнов», «знание гимнов») – древнейший памятник религиозной индийской литературы, написанный на ведийском языке. Состоит из 1028 гимнов, разделенных на 10 циклов. Предположительно записан не ранее первых веков н. э. Основной источник сведений по истории эпохи арийского завоевания Индии.

сабха(самити) – собрание (коллегия) представителей знати, городского и сельского населения.

САМАВЕДА («Веда песнопений») – третий ведийский сборник священных песен, использовавшихся во время жертвоприношения. Состоял из двух книг и 1549 стихов.

САМАСКАРЫ– религиозные ритуалы.

сенапати– главнокомандующий армией, главный казначей и сборщик налогов.

смрити – правовое знание, передаваемое по памяти и впоследствии оформленное в сборники религиозных, моральных и правовых предписаний.

химса – общее понятие для обозначения обиды, нанесенной другому лицу, или повреждения его имущества.

чандалы(«неприкасаемые») – члены низшей, «неприкасаемой» касты. Ими становились отлученные из варн за различные проступки люди.Им не разрешалось жить вместе со всеми в селении, пользоваться новой или целой домашней утварью. Их главным занятием являлась подготовка покойников к погребению, оказание помощи палачам. Они носили одежду казненных преступников.

ШАСТРЫ – трактаты по разнообразным отраслям знаний, являются важнейшим источником по истории общественно-экономических отношений, культуры. Законы, содержащие правовое предписание или запрет. Важнейшие из них Артхашастра и Дхармашастры.

шудра (шудры) – представители четвертой варны. В основном состояли из неполноправных, зависимых земледельцев и ремесленников. По законам Ману, им предписывалось лишь одно занятие – служение трем высшим варнам.

ЯДЖУРВЕДА («Веда жертвенных формул») – ведийский сборник, состоящий из 1984 стихов, составленный в I тыс. до н. э. Содержит изречения и стихи, произносившиеся жрецами при совершении жертв, объяснение ритуалов, толкование легенд.

 
 
Государство и право Древнего Китая

БАО – воздаяние за совершенное преступление по принципу обычая кровной мести.

БУЦУЙ– домашний раб, приравненный к скоту или иному имуществу. Основная категория буцуй рассматривалась в качестве младших членов семьи.

ВАН – племенной вождь, правитель страны. В VIII–XVII вв. до н. э. этот термин применялся не только к царю, но и к подчиненным ему правителям отдельных царств. Со II в. до н. э. – нач. III в. н. э. данное понятие обозначало титул высшей знати.

Ван Ман (45 г. до н. э. – 23 г. н. э.) – император Китая с 9 г. н. э. (в результате дворцового переворота). Пытался провести реформы (ликвидация частной собственности на землю, запрет купли-продажи рабов и др.).

ДИ – титул императора в правлении династии Цинь, при которой в III в. до н. э. создалось первое централизованное государство в Китае.

ДУШУЙЯ – в ведомстве императорского двора (Ханьская империя – III в. до н. э.) должность особого чиновника, отвечавшего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений.

КНИГА ЗАКОНОВ ЦАРСТВА ВЭЙ– один из первых сводов законов, составленных Ли Фуем на рубеже V– IV вв. до н. э. в виде записи правовых положений, действовавших в отдельных княжествах. Свод состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях пытки и казни.

Колодезные поля – определенная внутренняя организация древнекитайской общины, связанная с системой землепользования, при которой вся земля общины делилась на две части: урожай с «общего» поля шел вану или другому правителю, а с индивидуального поля – общиннику. Эта система ликвидирована реформами Шан Яна в 350 г. до н. э.

Конфуцианство – этико-политическое учение, разработанное в Китае в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н. э. и до начала XX века н. э. являлось официальной государственной идеологией.

КОНФУЦИЙ (551–479 гг. до н. э.) – величайший китайский философ, педагог и государственный деятель. Основоположник этико-политического учения – конфуцианства. Проповедовал идеи гармонии и справедливости, которые должны поддерживаться не законом, а соблюдением традиций, моральных норм (ли).

ЛЕГИСТЫ («законники») – представители учения об управлении государством и народом. Сторонники сильного централизованного государства, наличия в нем строгих обязательных законов, лежащих в основе государственного управления. Виднейший представитель легистов Шан Ян отстаивал абсолютную власть правителя, проповедовал жесткие наказания за нарушение предписаний государя, выступал за «равенство» всех перед законами.Учение возникло в период Чжаньго (V–III вв. до н. э.) в Китае.

ЛИ– моральные нормы идеального поведения, зиждившиеся на соблюдении людьми «меры» во всем.

ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ– один из первых писанных китайских законов (536 г. до н. э.), вводивший пять видов наказания за правонарушения: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОЛЯ– система обработки общинных земель, при которой 1/9 часть обрабатывалась всеми общинниками. Члены общины платили натуральный налог, который шел на содержание как правителя и знати, так и на государственные и общественные нужды.

САНЬЛАО– совет старейшин в городском самоуправлении.

СИН – наказание.

СЯН – символическое наказание за преступление (отрубание ноги заменялось раскраской тушью колена, смертная казнь – ношением холщовой рубахи; татуировка как вид наказания).

Сянь – первый и ближайший помощник китайскогована в период Чжоу по управлению и руководству чиновничьим аппаратом.

СЯО – по Конфуцию, идея сыновней любви, почитания старших и вышестоящих по иерархической лестнице.

ТАЙВЭЕЙ – название военного министра в Циньской и Ханьской империях, входившего в состав наиболее привилегированной категории чиновников – «трех гунов».

ТИНВЭЙ – глава судебного ведомства в империи Цинь.

«ТРИ ГУНА»– категория привилегированных чиновников в империи Хань. В нее входили: тайвэей, чэнсян и гойшидафу.

ФА – закон.

Фацзин («Книга законов») – сборник древнекитайских законов, подготовленный в царстве Вэй Ли Куем (424–387 гг. до н. э.), излагавший в 6 главах действовавшее уголовное и уголовно-про-цессуальное законодательство.

ФУ («отец») – глава семейства, властитель, хозяин имущества.

ХУАНДИ – в империи Цинь титул правителя страны (император). Впервые данный титул установил в 22 г. до н. э. основатель китайской династии Ин – Чжэн, известный в истории под именем Цинь Шихуанди.

ЦЗАЙ– ближайший военный управитель, который ведал дворцом правителя, дворцовыми ремесленниками, наблюдал за храмами.

ЧЭНСЯН – первый министр в Ханьской империи, управлял финансами страны. Сначала канцлеров было два – «левый» и «правый».

ШАН(инь) – период царствования первой китайской династии (XV–XI вв. до н. э.).

ШАН ЯН– китайский философ и государственный деятель Циньской империи (IV в. до н. э.). Один из идеологов легизма. Осуществил реформы: сословную, земельную, военную, административную и др., согласно которым было введено новое положение о рангах знатности (всего 20 рангов, которые разрешалось покупать), разрешена свободная купля-продажа земель, установлен новый земельный налог, новое административное деление, запрещена кровная месть, установлена единая система мер и весов. Реформы привели к централизации царства Цинь и созданию Циньской империи.

ШАНЬФУ – стольник при дворе вана, обслуживавший не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения.

ЮЙШИДАФУ – верховный цензор в Ханьской империи.

megaobuchalka.ru

Особенности общественного строя древневосточных государств (Древний Вавилон).

Особенности общественного строя древневосточных государств (Древний Вавилон).

 

1. Цикличность.

2. Цивилизации Великих рек, гидравлические цивилизации.

3. Экономическая основа: государственная и общинная собственность на землю.

4. Социальная база — сельская община.

5. Власть - деспотическая.

6. Раннее образование классового общества

7. Сохранение общинной и гос. собственности на землю

8. Коллективная собственность на рабов

9. Слияние ренты с земли с налогом

Так называли страны, находящиеся восточнее Греции. Гос-во В-цивилизация великих рек. Основа экономики - поливное земледелие или пастбищное скотоводство. Формы собственности: государственная (дворцовая и храмовая) и общинная на землю. Соц. База - сельская община, общество носит классовый, кастовый характер. Личность несамодостаточна. Политич. Режимы, как правило, авторитарные. Власть носит теократический характер. Верховный властитель-бог или сын бога

 

Государственный строй Древнего Вавилона. Признаки древневосточной деспотии.

Патеси – лугаль – верховный властитель, приемник родоплеменных старейшин, наместник бога на земле. Титул лугаля присваивался когда господство начинало простираться помимо одного города на значительную часть страны.

Обязанности:

· Наполнять каналы водой

· Умножать рыбу в прудах

· Строить житницы, мельницы, стойла, загоны

· Жреческие обязанности

Правитель дворца – нубанда.

· Ведает общественными работами, земледелием и финансами.

· Ему подчинены местные правители.

· Командование войсками.

· Организация общественных работ

Армия. Состояла из ополченцев и рабов. Было и постоянное войско из наемников и рабов – личная гвардия царя. При хаммурапи создается армия из реду и баиру. Начальники – деку и лубутту

Писцы – составляли различные документы, содействовали использованию правовых норм и государственного, в первую очередь судебного аппарата.

Иссаку – (наместник Шумера, юга) – выполняли задание правительства в самых отдаленных местах

Шакканаку – патеси, лишенные светской власти, имеющие лишь жреческое достоинство либо наместники

Рабианумы - правители городов или главы сельских общин

Судебную власть осуществляли органы администрации. Царь - верховный судья

Признаки деспотии

1.Концентрация власти у верховного властителя.

2. Теократический характер власти.

3. Засилье бюрократии, организованной в три ведомства: военное, финансовое и общественных работ.

4. Несамодостаточность личности.

Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи.

Причины издания «З.Х.»:

· снять социальную напряженность,

· расширить число налогоплательщиков и воинов-ополченцев.

· единые законы для Севера и Юга Двуречья,

· восполнить пробелы в законах,

· прославить себя.

Особенности:

1. Казуистическая форма изложения.( - Норма права излагается в виде перечня случаев (казусов) из судебной практики: «Если кто-либо сделает то-то, то подвергнется тому-то»

(В современном праве норма права излагается в обобщенном виде)

2. Формализм.(Призван отделить действия, влекущие юридические последствия от прочих действий, для чего юридические акты облекались в строго определенную форму. Древний формализм - жесты, слова, символы, свидетели, сопровождавшие юридические действия.)

3. Тесная связь с религией.( Выражалась в использовании клятв богам, ордалий (божьего суда).В «Законах Ману» за преступление предусматривалась двойная санкция : светская и религиозная.)

4. Примитивная юридическая техника.( Нет деления на отрасли права, уголовное, гражданское и процессуальное право, а также на статьи)

5. Неполнота.( «З.Х.» содержат 282 статьи, действуют наряду с обычным правом.)

Патриархальное рабство

1. Связано с натуральным хозяйством.

2. Раб имеет семью и имущество.

3. Раб живет в доме хозяина.

4. Занят преимущественно в домашнем хозяйстве.

Долговое рабство(ст.114-117)

1. Ограничено 3 годами.

2. За удержание раба более 3-х лет — штраф.

3. Жизнь и здоровье долгового раба охраняется законом (принцип талиона).

Талион — принцип ответственности за преступление — равным за равное. Виды:

прямой, абсурдный(опосредованный), символический.

Вещное право

В.П. - регулирует права лица на вещь.

Виды вещных прав: право собственности, владение, держание и права на чужие вещи.

Собственность государственная и общинная.Илку (ст. 26-39)— гос. собств., данная за службу воинам(редумам, баирумам) и чиновникам. Особый статус: изъята из оборота, охраняется от посягательств командиров (декумов, лубуттумов), отнимается по истечении службы или отказе от нее.

Общинная собственность

Община состояла из больших патриархальных семей.

Личная собственность: дом, приусадебный участок, орудия труда, включая рабов, имущество.

Общинная собственность: пахотная земля, ирригационные сооружения, пастбища давалась во владение крестьянам-общинникам.

 

Обязательственное право

Регулирует права лица на действие другого лица.

Обязательства возникают:

- из деликтов ( причинение вреда),

- из договоров (проявление воли, направленное на цель, защищаемую правопорядком).

Договор займа

1. Процент по займу:

-20% серебром, 33,5% зерном, если выше — кредитор терял все данное в долг (ст.89,91).

2. Запрет на юридическое самоуправство кредитора (ст.113).

3. Долговая кабала — не более 3 лет.

Договор купли - продажи

Условия:

- наличие свидетелей,

- вещь не должна быть изъята из оборота,

- продавец гарантировал покупателя от эвикции(истребования вещи третьим лицом) и от скрытых дефектов вещи.

Договор найма (аренды) земли

Срок — 1 год.

Арендная плата — 1/3 - Ѕ урожая.

При неурожае арендатор платил столько же сколько его соседи.

Законы ХаммурапиСемейно-брачное право

Условия заключения и прекращения брака.

Личные и имущественные взаимоотношения супругов.

Родительская власть, усыновление, узаконение, попечительство, опека.

Условия заключения брака

Брачный договор.

Кроме того:

Жених давал выкупза невесту (тирхату) и свадебный подароксемье невесты (библу).

Отец невесты давал приданое(шерикту).

Тирхата, библа и шерикта имели штрафную функцию.

 

Условия прекращения брака

Смерть одного из супругов

Развод:

Для мужа без причин.

Для жены по 4 основаниям:

- в случае неосновательного обвинения ее в прелюбодеянии,

- в случае измены супруга,

- в случае оставления мужем дома и местности,

- если жена больна и муж берет в дом наложницу

Личный статус супругов

Брак моногамный, но муж может взять вторую жену, если жена больна, бездетна, безнравстенно себя ведет( в последнем случае первая жена превращается в рабыню), существовали также рабыни наложницы.

Жена — дееспособна (заключает сделки,занимается ремеслом, торговлей, ростовщичеством), но занимает подчиненное положение в семье, за измену ей грозит смертная казнь, муж может отдать ее в кабалу за свои добрачные долги и т.д.

Имущественный статус супругов

Все имущество семьи — собственность мужа.

 

Приданое — собственность жены, у мужа - в пользовании. По смерти жены — детям, если их нет — отцу. Оно оставалось у мужа после развода по вине жены и у жены в случае необоснованного развода, или после смерти мужа.

Отцовская власть

Отец вправе:

- продать детей в рабство,

- отдать в долговую кабалу(3 года),

- сдать внаем, а плату — себе,

- отдать дочь в жрицы,

- лишить наследства (но по суду)

 

ТЕМА 14 КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г.

  1. Декларация независимости 1776 г. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.
  2. Общая характеристика Конституции США 1787 г., ее основные принципы.
  3. Государственный строй США по Конституции 1787 г.
  4. Билль о правах – первые десять поправок к Конституции.

 

ТЕМА 15 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в.

1.Буржуазная революция во Франции XVIII в.(предпо­сылки, этапы, политические течения).

37. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Закрепление в ней демократических прав и свобод, принципов буржуазного государства и права.

38. Конституция 1791 г., история ее создания. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

39. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. как выражение идеалов и требований якобинцев. Ее отличие от Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

40. Якобинская Конституция 1793 г., ее историческое значение.

6. Конституция Франции 1795 г.

ПРАВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Особенности общественного строя древневосточных государств (Древний Вавилон).

 

1. Цикличность.

2. Цивилизации Великих рек, гидравлические цивилизации.

3. Экономическая основа: государственная и общинная собственность на землю.

4. Социальная база — сельская община.

5. Власть - деспотическая.

6. Раннее образование классового общества

7. Сохранение общинной и гос. собственности на землю

8. Коллективная собственность на рабов

9. Слияние ренты с земли с налогом

Так называли страны, находящиеся восточнее Греции. Гос-во В-цивилизация великих рек. Основа экономики - поливное земледелие или пастбищное скотоводство. Формы собственности: государственная (дворцовая и храмовая) и общинная на землю. Соц. База - сельская община, общество носит классовый, кастовый характер. Личность несамодостаточна. Политич. Режимы, как правило, авторитарные. Власть носит теократический характер. Верховный властитель-бог или сын бога

 



infopedia.su

Право Древнего Вавилона — курсовая работа

     Экстремальная в социальном отношении обстановка потребовала срочных мер. Хаммурапи  пошел на необычные, чрезвычайные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трёх лет. Он впервые в истории Месопотамии установил в законе тарифы оплаты наемного труда. При нем на всей территории была восстановлена ирригационная система.

     Ростовщики, торговцы зачислялись на государственную  службу, войны-профессионалы стали  нести службу фактически пожизненно, был введен единый налог – десятина. Не исключено, что именно таким способом удалось разрядить обстановку, стабилизировать положение.

     Следуя  традиции, Хаммурапи, вступив на царство, провозгласил монаршую  «справедливость» издал акт благочестия (мишарум). По такому указу отменялись некоторые  долги, недоимки, сделки о долговой кабале. Такие меры сглаживали на время остроту социальных противоречий, что влияло на жизнь страны. Отказ от выполнения такого указа мог повлечь смертную казнь.

     Автономия храмов в административном и хозяйственном  отношении была ограниченна –  они стали подчиняться царской  администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Важно и другое. Вместо множества божеств провозглашался главный бог – Мардук, который якобы вручил Хаммурапи абсолютную власть над всеми «черноголовыми», как сказано в преамбуле Законника. Введенная концепция единобожия оказалась весьма живучей, полезной в политическом и идеологическом плане. Не случайно Мардуку поклонялись в Месопотамии свыше тысячи лет после смерти Хаммурапи. Вавилон стал не только административным, но и религиозным центром Месопотамии, всего Двуречья. В Древнем Вавилоне религия выполняла важные функции, оправдывала власть имущих, царей. Только она могла давать самые  авторитетные поучения о жизни и о судьбе человека, его предназначении.

     Древневавилонская монархия при Хаммурапи, подобно аккадской и шумерской, представляла собой типичную восточную деспотию. Хозяйственная деятельность контролировалась властями, что сдерживало инициативу, предпринимательство. Купцы (тамкары) стали чиновниками, состояли на службе у правителя. Им вменялось в обязанность обеспечивать наибольшие выгоды, доходы от продажи продуктов с царских земель.

       Централизация власти прослеживается  в том, что по Законнику Хаммурапи  судебная система перешла под  контроль царской администрации,  роль общинных судов резко ограничивалась. Это была коренная реформа правосудия.

     Древний Вавилон по устройству  и политическому  режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи  был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, и, как уже отмечалось, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Могущество царя ясно видно из его титула. Хаммурапи призван на царство богами, он – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Власть деспота была абсолютной, неограниченной, считалась божественной.

     Помощником  царя по управлению был нубанда, его  главный чиновник, и, пожалуй, единственный, кто имел постоянный доступ к деспоту. Нубанда имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал, направлял и контролировал работу всех ведомств империи по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительству дамб, сооружению дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны, общественного порядка.

     Помощник  нубанда (шапир-нарим) отвечал за состояние систем водоснабжения; другой вельможа – за мобилизацию населения на общественные работы, глава корпорации ростовщиков – (вакиль-тамкари) – за сбор царских пошлин и податей. Военное ведомство возглавлял – (вакиль-амури).

     Введенная Хаммурапи новая номенклатура должностных  лиц на местах резко ограничила полномочия энси, патесей, лугалей5, игравших в царствах Шумера и Аккада весьма значительную роль. В царских и храмовых владениях и землях функции управления осуществляли царские чиновники различных рангов и ступеней. Однако органы общинного управления ещё не утратили всех полномочий в пределах своих поселений.

     В ходе реформ Хаммурапи вводится новое  административное деление на более централизованных началах. Границы областей по общему правилу соответствовали территории прежних царств, княжеств. Город делился на кварталы. Их выборные органы стали, зависимы от царской администрации. Значение прежних правителей на местах – энси и лугалей – ослабло. Царские чиновники в лице рабианум и шаган-шакканакум несли перед царем полную ответственность за состояние царского земельного фонда, ирригационной системы, за сбор налогов, явку граждан в ополчения. Они имели больше возможностей для вмешательства в дела общины.

     В целом же реформы Хаммурапи мало затронули структуру общественного  управления. Во главе общины стоял  совет старейшин из глав состоятельных  семей. В особо важных случаях созывалось народное собрание. Такие же сходки собирались в каждом квартале города.

     Военная реформа закрепила новую организацию  армии, повысились требования к дисциплине, ужесточились наказания за дезертирство, значительно улучшилось материальное обеспечение воинов-профессионалов; полученный ими надел земли, дом, рабочий скот по общему правилу не могли отчуждаться. В Законнике это имущество, данное войну, и его обязанности перед царем обозначены термином «ильяк». Земельный надел составлял 13 гектаров и позволял иметь раба или наемного работника. Надел запрещалось продавать, дарить, отдавать в налог. Воин под угрозой смерти не мог уклоняться от царской службы  или посылать в поход вместо себя наемника. Службу за отца мог продолжить его сын: если он несовершеннолетний, на содержание  полагалось выделить 1/3 часть поля и сада. Закон предусматривал обеспечение воинов после возвращения из плена, ввел ответственность за дезертирство, определил положение лиц работающих в хозяйстве война.

     Если командир отнял у подчиненного царский подарок, обездолил, отдал его внаем, незаконно отдал под суд, то виновного следовало предать смерти. Командиры не могли отнимать у воинов трофеи. Кроме звания редум, баирум, декум, лубуттум, была утверждена должность вакиль-амури – главного начальника по военному ведомству, нечто вроде военного министра. Эти меры укрепили главную опору царя, повысили боеспособность армии. Не случайно войско Хаммурапи почти не знало поражений. 

                                             

 

     § 3. Законник Хаммурапи.

     Знаменитый  и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был  составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи в  конце его правления. Законы Хаммурапи  вобрали в себя законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

     Законы  Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений  о путях достижения «истинного счастья  и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи).

     В 1901 году французская археологическая  экспедиция, раскапывая, г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка  была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое…В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу – богу Солнца и Правосудия. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом и магическое кольцо. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Изображая свое законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашал: “По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их” (ст. 8). Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал, что в значительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний» его мудрость была нацелена на обуздание произвола власти имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платит, налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

     В отличие от римлян и славян, писавших свои  законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня  много. Выставленный на городской площади  «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же,  и одновременно напоминать: никто не может отговариваться не знанием права.

     Законник  Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

         Законник оказался в Эламе (территория нынешнего Ирана) скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царем. Он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама были, очевидно, слишком короткими.

         3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке которого символы власти – жезл и кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.

     Законник  отражает многовековой итог юридической  мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он состоит из трёх частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”1, перечисляет благодеяния, которые были им, оказаны городам своего государства; перечня статей - 282 статьи законов; обширное заключение. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

     Статьи  Законника Хаммурапи составлены совсем в другой  манере, чем это  принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь  достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулируется так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Такую форму изложения называют «казуальной».

     Авторы  Законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским  или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

     В некоторой своей части Законник восходит к более древним -  шумерийским  законам. Много общего имеется между  ним и недавно найденным законником царя Билаламы из города Эшнуны, который  составлен на 200 лет раньше. Можно  предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.

     Законник  не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные  и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своём кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

     Некоторые статьи законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и поэтому следовало предотвратить его разорение.

myunivercity.ru

4. Общественный строй Древнего Вавилона во времена Хаммурапи.

5. Правовое положение свободных людей по законам царя Хаммурапи.

6. Правовое положение крестьян по законам царя Хаммурапи.

7. Правовое положение рабов по законам царя Хаммурапи.

Суспільство поділялося на дві групи - вільнихДперебували під охороною закону) та рабів (як і худоба, вважалися майном та ними цілком розпоряджався господар).

Вільні люди, незалежно від свого економічного становища, поділялися на дві групи, що різнилися правами. Одні були повно­правними "синами мужа" (авілум), а другі — "підпорядковані" (мушкену). Останні були власниками та частково навіть рабовласни­ками, але обмежувались у своїх правах. Серед учених поки що немає єдиної думки про те, який критерій було покладено в основу поділу вільних людей. Одні вважають, що мушкену були напіввільними пролетаріями, інші — що вони були етнічною групою (шумерами), ще інші - що це були люди, котрі перебували на царській службі та втратили зв'язок з общиною, деякі - що це були простолюдини, а не привілейовані верстви суспільства.

Нижчий прошарок суспільства утворювали раби. Джерелами рабства були: військовий полон, боргове рабство, продаж батьками в рабство дітей, віддання в рабство злочинців. До рабів ставилися як до худоби: їх таврували, відрубували їм вуха, карали на розсуд господа­ря (аж до смертної кари), приносили в жертву, примушували робити найтяжчу роботу. Раби не мали права виступати свідками в суді, їх могли продати, закласти тощо. Раби поділялися на царських, храмових, приватних. Отже, в Стародавньому Вавилоні існувало рабовласницьке суспільство, хоча рабство й не мало класичного характеру.

За формою правління Стародавній Вавилон був монархією за типом східної теократії, що характеризувалася необмеженою владою божественного правителя. На чолі всього державного механізму був лугаль, або патесі-лугаль. У його руках зосереджувалась уся влада, йому належали всі найвищі державні повноваження

Правитель очолював державний апарат, був верховним воєначальни­ком і найвищим суддею. Особа правителя обожнювалася. Царська влада мала деспотичний характер, і цар міг втручатися в усі відносини між підданими, навіть у їхнє особисте життя.

У розпорядженні правителя перебував розгалужений апарат управління з великою кількістю посадовців. Центром управління був палац правителя. Не існувало розмежування між виконанням державних обов'язків і обслуговуванням особистих потреб правителя. Тож у руках одних і тих же урядовців зосереджувалось управління як країною загалом, так і палацом. Довіреною особою та першим помічником правителя був дворецький, котрого у Вавилоні називали "нубанда". Зазвичай, це був найближчий родич правителя. У його руках зосереджувались усі важелі управління державою. Нубанда керував великим штатом урядовців і слуг, управляв царськими маєтками, іригацій­ними спорудами, фінансами, господарськими роботами. За повноважен­ням після нубанди йшли інші вищі сановники: скарбник, начальник царської гвардії та охорони, радники царя, воєначальники. Всі вони були не тільки царськими придворними урядовцями, але й вищими службовими особами в державі. Містами управляли намісники царя. На місцях управління здійснювали органи общинного самовряду­вання, що наділилися адміністративними, судовими та фінансовими повноваженнями. За здійснення своїх повноважень посадовців наділяли землею, що могла передаватись у спадок.

Збройні сили формували з добірних частин, які охороняли правителя й ополчення. Царська охорона формувалася з професійних воїнів (редум, баїрум), які за свою службу отримували в користування майно "ілку". Таким майном (полем, садом, будинком) воїн володів і користувався, але не мав права його продати чи обміняти. Для управ­ління військами створювався спеціальний апарат, який очолював сам правитель. Були також звичайні воєначальники, начальники коліс­ниць, піших воїнів, кінноти на верблюдах тощо. Серед військових посадовців розрізняли начальників певних загонів, молодших воє­начальників, командирів сотень, десятків, п'ятірок.

Суд не був відокремлений від адміністрації. Верховним суддею був правитель, який сам міг розглядати будь-яку справу, а також скарги на рішення решти суддів. Значні судові повноваження мав нубанд і представники місцевої адміністрації. Дрібні позови розглядали органи общинного самоврядування. Існували жрецькі та храмові суди. В епоху Хаммурапі виникають професійні судді, котрих призначав правитель. Вони здійснювали судочинство колегіально—по три, чотири, вісім суддів. Судді мали помічників, які готували справи до слухання й були по­радниками суддів. Оскарженню підлягали лише рішення місцевих судів.

studfiles.net

Государство и право Древнего Вавилона

Возникновение Древнего Вавилона как отдельного развитого города-государства сопровождалось теми же экономическими и социально-политическими причинами, что и возникновение Древнего Египта. Население заселявшее территорию Древнего Вавилона проживало в условиях жаркого и засушливого климата. С целью выживания различные племена были вынуждены объединиться и совместно возводить ирригационные системы для последующего содержания воды и орошения урожая.

Общественный строй. В Древнем Вавилоне очень рано сложился высокий уровень товаро-обменных отношений, это привело к разделению населения на категории по уровню материального положения, наличия власти, социальной принадлежности. Таким образом, социальная структура общества формировалась под влиянием экономической ситуации в стране.

Свободные граждане Древнего Вавилона до конца не изучены, они делились на две группы:

► авилумы

► мушкенумы

В случае нанесение вреда здоровью мушкенуму назначалось имущественное наказание, за увечье авилума наказание было телесным.

По роду занятий население делилось на следующие группы:

► воины

► жрецы

► купцы

► ремесленники

► строители

► лекари

► цирюльники

► погонщики

► пастухи

► земледельцы

Особым правовым статусом обладали жрецы, они обладали обширной властью и богатством в виде различного имущества (земли, храмы, скот).

Рабы делились на три категории:

► царские

► храмовые

► частные

Они могли создавать семьи и, в случае совершения смешанного брака, рожденные дети признавались свободными гражданами.

Государственный строй. По форме государственного устройства Древний Вавилон испытал множество изменений. На начальном этапе возникновения это был город-государство, в последствие превратившийся в империю.

По форме правления на всех этапах развития экономики и общества Вавилон оставался монархией.

Правитель Вавилона в отличие от правителя Древнего Египта не отождествлялся с Богами, он был назначен для управления страной во благо народа. Правовое положение монарха определялось следующими полномочиями:

¤ управление обществом и государством

¤ назначение должностных лиц

¤ административно-территориальный контроль и реформы

¤ утверждение системы налогов и сборов

Ведение государственных дел производилось по следующей схеме функциональных обязанностей:

1) назначенный царь – управление страной, принятие законов

2) «нубанда» (вельможа) – глава центрального чиновничьего аппарата, управление царским дворцом

3) управители и распорядители центральных органов – учет царского имущества, водного хозяйства и т.д.

4) главный сановник (глава области) – сбор податей, охрана порядка

5) глава округа – управление городом

6) глава общины («рабианум») – решение финансовых, хозяйственных, судебных вопросов общины

7) храмы – идеологическая работа с населением

Право. Главным источником права Древнего Вавилона являются Законы Хаммурапи XVIII века до н.э. Противоречия разных слоев общества и социальная дифференциация привели к необходимости создания общеобязательного регулятора общественных отношений.

Текст законов Хаммурапи высечен на базальтовой стеле, состоит из 282 статей. Это сборник правовых предписаний, регулирующий широкий круг общественных отношений в сфере гражданского, уголовного, брачно-семейного, государственного, процессуального права. Законы Хаммурапи в 1901 году были обнаружены и переведены французскими ученными. По структуре сборник правовых норм состоит из трех составляющих:

~ введение

~ основная часть

~ заключение

Особенность изложения законов – божественный характер правовых предписаний и необходимость их соблюдения всеми социальными группами.

Институты гражданского права по Законам Хаммурапи:

► лица:

→ физические (воин, купец, ремесленник и т.д.)

→ юридические (дворец, церковь, община)

► собственность:

→ движимое имущество (зерно, раб, лодка и т.д.)

→ недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.)

► вещи

► обязательства

► договоры:

→ письменный договор

→ устный договор

● купля-продажа

● найм

● аренда

● договор залога

● договор хранения

● займ

● дарение

● брачный договор

Собственность в Древнем Вавилоне приобреталась несколькими способами:

1) на основании договора (ст. 278)

2) по завещанию (ст. 165)

3) наследство (ст. 168)

4) дарение (ст. 150)

5) за усердную царскую службу (прямо не указано в законе)

6) военная добыча (прямо не указано в законе)

Законы Хаммурапи не устанавливали возраст наступления правоспособности и дееспособности, в данном случае широко применялся судебный прецедент или правовой обычай.

Брачно-семейные отношения регулировались исключительно брачным договором, заключенным в соответствии с законом.

 

 

Государство Древнего Египта характеризуется по двух главным основаниям:

- крайняя замедленностью эволюции социальной структуры,

- безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие «слуга царя» - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи «людей, скота, золота», на основе которых и устанавливались налоги.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, «войти» в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей, династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосовенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (богиня Маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда соблюдал закон, т.е. установленный в Египте правопорядок.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона — «джати». «Джати» сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия «джати» со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве «джати» осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность «джати» обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем «джати» находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил — «хранитель» государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушные призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

 

Читайте также:

lektsia.info

4. Общественный строй Древнего Вавилона во времена Хаммурапи.

5. Правовое положение свободных людей по законам царя Хаммурапи.

6. Правовое положение крестьян по законам царя Хаммурапи.

7. Правовое положение рабов по законам царя Хаммурапи.

Суспільство поділялося на дві групи - вільнихДперебували під охороною закону) та рабів (як і худоба, вважалися майном та ними цілком розпоряджався господар).

Вільні люди, незалежно від свого економічного становища, поділялися на дві групи, що різнилися правами. Одні були повно­правними "синами мужа" (авілум), а другі — "підпорядковані" (мушкену). Останні були власниками та частково навіть рабовласни­ками, але обмежувались у своїх правах. Серед учених поки що немає єдиної думки про те, який критерій було покладено в основу поділу вільних людей. Одні вважають, що мушкену були напіввільними пролетаріями, інші — що вони були етнічною групою (шумерами), ще інші - що це були люди, котрі перебували на царській службі та втратили зв'язок з общиною, деякі - що це були простолюдини, а не привілейовані верстви суспільства.

Нижчий прошарок суспільства утворювали раби. Джерелами рабства були: військовий полон, боргове рабство, продаж батьками в рабство дітей, віддання в рабство злочинців. До рабів ставилися як до худоби: їх таврували, відрубували їм вуха, карали на розсуд господа­ря (аж до смертної кари), приносили в жертву, примушували робити найтяжчу роботу. Раби не мали права виступати свідками в суді, їх могли продати, закласти тощо. Раби поділялися на царських, храмових, приватних. Отже, в Стародавньому Вавилоні існувало рабовласницьке суспільство, хоча рабство й не мало класичного характеру.

За формою правління Стародавній Вавилон був монархією за типом східної теократії, що характеризувалася необмеженою владою божественного правителя. На чолі всього державного механізму був лугаль, або патесі-лугаль. У його руках зосереджувалась уся влада, йому належали всі найвищі державні повноваження

Правитель очолював державний апарат, був верховним воєначальни­ком і найвищим суддею. Особа правителя обожнювалася. Царська влада мала деспотичний характер, і цар міг втручатися в усі відносини між підданими, навіть у їхнє особисте життя.

У розпорядженні правителя перебував розгалужений апарат управління з великою кількістю посадовців. Центром управління був палац правителя. Не існувало розмежування між виконанням державних обов'язків і обслуговуванням особистих потреб правителя. Тож у руках одних і тих же урядовців зосереджувалось управління як країною загалом, так і палацом. Довіреною особою та першим помічником правителя був дворецький, котрого у Вавилоні називали "нубанда". Зазвичай, це був найближчий родич правителя. У його руках зосереджувались усі важелі управління державою. Нубанда керував великим штатом урядовців і слуг, управляв царськими маєтками, іригацій­ними спорудами, фінансами, господарськими роботами. За повноважен­ням після нубанди йшли інші вищі сановники: скарбник, начальник царської гвардії та охорони, радники царя, воєначальники. Всі вони були не тільки царськими придворними урядовцями, але й вищими службовими особами в державі. Містами управляли намісники царя. На місцях управління здійснювали органи общинного самовряду­вання, що наділилися адміністративними, судовими та фінансовими повноваженнями. За здійснення своїх повноважень посадовців наділяли землею, що могла передаватись у спадок.

Збройні сили формували з добірних частин, які охороняли правителя й ополчення. Царська охорона формувалася з професійних воїнів (редум, баїрум), які за свою службу отримували в користування майно "ілку". Таким майном (полем, садом, будинком) воїн володів і користувався, але не мав права його продати чи обміняти. Для управ­ління військами створювався спеціальний апарат, який очолював сам правитель. Були також звичайні воєначальники, начальники коліс­ниць, піших воїнів, кінноти на верблюдах тощо. Серед військових посадовців розрізняли начальників певних загонів, молодших воє­начальників, командирів сотень, десятків, п'ятірок.

Суд не був відокремлений від адміністрації. Верховним суддею був правитель, який сам міг розглядати будь-яку справу, а також скарги на рішення решти суддів. Значні судові повноваження мав нубанд і представники місцевої адміністрації. Дрібні позови розглядали органи общинного самоврядування. Існували жрецькі та храмові суди. В епоху Хаммурапі виникають професійні судді, котрих призначав правитель. Вони здійснювали судочинство колегіально—по три, чотири, вісім суддів. Судді мали помічників, які готували справи до слухання й були по­радниками суддів. Оскарженню підлягали лише рішення місцевих судів.

studfiles.net

Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи

Политика Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи

просмотров - 76

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона при царе Хаммурапи

Особенности развития государственности в Междуречье

В Междуречье не было такой централизации как в Египте, государства сравнительно недолговечные.

Оседлые цивилизации стали формироваться в Южной части Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелœетия до н.э. Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули, прежде всœего, две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян (семитов).

В V – IV тыс. до н. э. сюда приходят шумеры, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью. Быстрому зарождению государственности в Двуречье способствовала крайне важность вести совместные ирригационные работы. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами - ϶ᴛᴏ и было первичное объединœение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации. Таких объединœений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из них сформировали культовый союз с центром в городе Ниппуре.

В серединœе III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми, семитскими по происхождению народами. Лидер одного из новых городов Саргон в конце XXIV в. (24 в.) постепенно подчинил своей власти весь Шумер, центром которого становится основанный им ᴦ. Аккад. В создании новой державы ведущую роль сыграла новая армия: многочисленное (более 5 тыс. чел.) профессиональное войско легковооруженных пехотинцев, каждый из которых получал за свою службу надел.

С развитием частной собственности государство приобретает снова децентрализованный характер, способствует этому и новое нашествие племен-скотоводов. На рубеже XIX – XVIII вв. до н.э. Двуречье представляет калейдоскоп прежних государств-номов, в которых власть вождя-лугаля уже замещена ранней монархией.

Новое мощное государство сформировалось к началу XVIII в. (18 в.) до н.э. вокруг нового центра – Вавилона. Своим возвышением новое государство было обязано политике шестого правителя вавилонской династии – Хаммурапи (правил приблизительно в 1792 до н.э. – 1750 до н.э.) из I Вавилонской (аморейской) династии. Когда он пришел к власти Вавилон представлял собой небольшое государственное образование, состоящее из города Вавилона и окружающих его мелких сельских посœелœений. За 42 года правления Хаммурапи под властью Вавилона оказалась почти вся территория Двуречья (дипломатические союзы и завоевания). После смерти Хаммурапи созданное им государство стало разрушаться. В 1595 до н.э. году Вавилон оказался завоеванным сосœедними племенами (хеттами, потом касситами и ассирийцами) и на многие столетия утратил свою независимость (Нововавилонское царство или Второе Вавилонское царство с 626 по 539 гᴦ. до н.э.).

Общественный строй Древнего Вавилона:

Все населœение делилось на свободных и рабов. Свободное населœение Вавилона состояло из полноправных и неполноправных.

Полноправные свободные граждане – авилум (человек, муж)

Неполноправными являлись – мушкенумы(покорными)

И авилум и мушкенум обладали правом собственности на рабов – рабовладельцы.

Мушкенум – они возможно дворцовые слуги, или вольноотпущенники, а возможно местные жители тех городов, которые покорил Вавилон

Среди рабовладельцев особо выделяются т.н. тамкары, вавилонские ростовщики и торговцы, а также кредиторы.

Большой вес имелижрецы, храмам принадлежали огромные богатства. Жрецы долго сохраняли в своих руках юстицию и играли значительную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения; нередко даже родственниками царя. При Хаммурапи произошло уменьшение роли жрецов в управлении государством.

Рабы – называлисьвардум(патриархальное рабство – рабов мало). Источниками рабства являлись не только военный плен и рождение от рабыни, но и продажа детей их родителями, а также неоплатность должника. Первоначально долговая кабала не была ограничена никаким сроком (пока не отработаешь долг). Хаммурапи установил, что долговое рабство для жены и сына не должно было превышать трех лет.

Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки и даже вступать в брак со свободными людьми. Отличительным знаком раба было клеймо, удаление которого рассматривалось как серьезное преступление.

Государственный строй:

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. По форме правления – неограниченная монархия, хотя в некоторых случаях царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя (лугаля). Глава государства считался наместником и служителœем бога-защитника.

Огромные государственные имущества управлялись большим штатом чиновников (бюрократия). Главное должностное лицо – смотритель дворца (управляющий дворцовым хозяйством) - нубанда, который ведает всœеми общественными работами, земледелием, финансами. Ему подчинœены местные правители, на которых возлагаются забота о сборе налогов и надзор за выполнением всœех повинностей, лежащих на населœении. Нубанда командует также войсками.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

По мере расширения государства при царе появляется еще и другие высшие должностные лица. К примеру, наместник – исакку. Правитель дворца теперь ведает только общественными работами.

Подчинœенными Вавилону провинциями управляли ставленники царя – шакканаку (областные правители).

Более мелкими административными единицами (сельскими общинами или малыми городами) управляли – рабианум.

Судебная организация.Судебная власть не была отделœена от администрации. Судебные должностные лица, помимо суда, выполняли и поручения административного характера. При Хаммурапи во всœех больших городах были введены царские суды. В качестве судебных органов выступали также советы храмов и общинные собрания.

Царь считался верховным судьей, и к нему можно было обратиться с жалобами на решение любого суда. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи

Источники права: обычаи и законодательные акты верховных правителœей, среди которых выделяются Законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи были созданы в конце его правления. До них были и другие правовые сборники. К примеру, Законы Шульги (21 век до н.э.) в государстве Шумера и Аккада.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901 ᴦ. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста͵ чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.

Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителœем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Казуистичность - выражение, применяемое к законодательным сборникам (кодексам, уложениям и т. д.), когда в них преобладают частные вопросы над общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя. С точки зрения современных задач кодификации казуистичность – большой порок кодексов.

Кодекс (лат. codex — книга) - ϶ᴛᴏ законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей права.

Источниками при составлении сборника послужили:

• обычное право;

• шумерские судебники;

• новое законодательство.

Текст сборника состоит из трех частей:

• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи законов;

• обширное заключение.

Из 282 статей 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично были восстановлены по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках.

oplib.ru