Физика в древнем египте. Книга "Астрономия древнего Египта" из жанра Физика - Скачать бесплатно, читать онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии. Физика в древнем египте


Наука в Древнем Египте

      В задачах речь идет о количестве хлеба  и различных сортов пива, о кормлении  животных и хранении зерна, и это  указывает на практическое происхождение  такой запутанной арифметики и примитивной  алгебры. В некоторых задачах проявляется теоретический интерес, например в задаче, в которой требуется разделить сто хлебов между пятью людьми так, чтобы их доли составляли арифметическую прогрессию и чтобы одна седьмая суммы трех больших долей была равна сумме двух меньших. Встречается и  геометрическую прогрессию в задаче о семи домах, в каждом из которых есть семь кошек, каждая из которых поедает семь мышей и т. Д., что выявляет знание формулы для суммы членов геометрической прогрессии. 

3.3 Геометрия.

    Древнейшие  из доступных нам документов (вавилонские  таблички, египетские папирусы) позволяют  предположить, что существует непосредственная связь между истоками геометрии  и требованиями повседневной жизни: изготовление и украшение предметов  быта, строительство жилых зданий, амбаров и погребальных памятников, вычисление площадей полей и т. Д. Геродот  возводит истоки египетской геометрии к необходимости  после каждого разлива  Нила  заново справедливо распределять поля между их владельцами, подтверждая тем самым материальность происхождения геометрии. Как и вавилонская, египетская геометрия была  практической. Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция. Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16.  Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

      Золотое сечение – деление отрезка в крайнем и среднем отношении, при котором одна часть во столько же раз больше другой, во столько сама меньше целого. Отрезок AB делится в золотом сечении путём следующих геометрических построений:

AF=FB=BD

AB:AC=AC:CB=1,618

На основе вышеизложенного созданы пропорции  древнеегипетского канона – восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после  деления сторон исходного квадрата (М) в золотом сечении. Пересечение  диагоналей, проведённых в точки  деления сторон в золотом сечении, образует два малых квадрата. Отрезки  между вершинами и точками  пересечения сторон малых квадратов. Отрезки между вершинами и  точками пересечения сторон малых  квадратов и составляет искомые  восемь пропорциональных величин (в  порядке возрастания – R,J,E,N,O,S,C,A).

    Главным результатом знаний геометрии являются знаменитые пирамиды Египта.

3.4. Астрономия.

    Папирус Карлсберг I, в котором встречается приведенное описание звездного неба, включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной. В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V – VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса.

    Уже в эпоху Среднего царства египтяне описали пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти. Марс — «Плывущий спиной вперед», «Страшный Хор», Хор Джесер выглядел, как сокол с распростертыми крыльями. На змеиной шее Хора Джесета располагалось три змеиных головы. Встречались изображения, где голова сокола была увенчана белой короной Верхнего Египта. Меркурий, именуемый Себег, «Сетх в вечерних сумерках — Бог в утренних сумерках», или Сетос Эм Уха Нечер Эм Уайт представлялся в образе сокола с шеей змеи и головой Бога Сетха. Венера, которую называли «Пересекающая звезда», или Себа Джа изображалась в образе возрождающегося из пепла феникса Бену. Изображения планет встречаются на потолках многих гробниц и заупокойных храмов. Весьма интересные планетарные изображения, сопровождаемые иероглифическими текстами сохранились в птолемеевских храмах Хнума в Эсне, Мина в Коптосе и Хатор в Дендере. Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута — египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дайр эль-Бахри в XVI веке до н. э. (период XVIII династии) архитектором царицы Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Здесь, так же как и в гробнице фараона Сети I (XIII век до н. э.) на звездной карте показаны северная и южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.

    На  карте небосклона размещались «Звезды Бога Ра», «Божественного льва», крокодила Хетеп Редуи, Бога Себека (владыки вод), Сокола, Столба. Ни одно изображение звездного неба не обходилось без особых небесных божеств, охранявших мир мертвых. Этими духами были сыновья Хора: «Видящий отца своего» Мааэнитеф, «Сотворивший тело свое» Иренджетеф, «Сам создавший имя свое» Ирренефджесев и некоторые другие. Шествие богов возглавляла Исида, замыкал правящий или недавно умерший царь Древнего Египта. В северной части звездной карты египтяне располагали 12 кругов. Каждый круг, представляющий определенный месяц, был разделен на 24 части, соответствующие суточному течению времени. Предполагается, что использование таких кругов оказало большое значение на развитие астрономии в Древнем Египте. При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. Д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время.

    В период Нового царства знали уже  созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. Были созданы водяные часы клепсидра*. Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.

    Также появилось изложение догадки  о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

    О древнеегипетских астрономах до настоящего времени дошли очень скудные  сведения. Египтяне считали, что календарь, ориентированный на звезду Исиды, был изобретен знаменитым мудрецом и создателем пирамид фараона Джесера Имхотепом.

3.5. Другие отрасли научного знания.

Ирригация.

    Т. к. земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то ещё  в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для  поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения его датированы 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). В результате объединения страны после первого распада Египта появилась возможность восстановить осушительно-оросительную сеть. Создание  водохранилища, соединенного каналом с Нилом и разветвленной сети оросительной системы в фаюмском оазисе. Начинается освоение новых территорий. Известия о голоде перестают встречаться в древних рукописях. Однако технология землепользования находилось в стадии формирования. Во времена Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные осушительные и ирригационные работы (на освободившихся площадях выращивали злаки, упоминаются новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский» ячмень).

Физика.

    Изобретение водяных часов – клепсидр (карманные, нашейные египетские часики), солнечных  часов. Грандиозное открытие древних  египтян – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья  тележек (при строительстве пирамид). Появляется учение о воде – основе всех вещей.

География.

    Развитие  и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению  Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали  вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов  Красного моря на юг в страну Пунт. В  начале третьего тысячелетия до нашей  эры одну из таких экспедиций возглавил  египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных  камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет  предпринял большое путешествие  в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы  Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря. До нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

История.

    Исторических  трудов в Египте до эпохи эллинизма  создано не было. События фиксировались  лишь в погодных летописях (например, Палермский камень) и сводились затем  иногда в каноны, как, например списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отдельных фараонов (Тутмоса III) или составлялись реляции с  описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II).   Познания египтян  в различных областях оказали  существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как  на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

    Во  время  процветания  египетской династии  египтяне  изобрели  множество  полезных  вещей, например, часы, украшения, лекарства и т. д. Египетская наука  внесла огромный вклад в науку  всемирную. После исчезновения цивилизации  осталось много полезных сведений  и  информации, которыми  люди пользуются до сих пор, например их основные достижения в математике:

  • Имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел
  • Решали задачи по определению объёма усечённой пирамиды и площади поверхности полушария
  • Производили сложные геометрические построения.
  • Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра
  • Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни
  • Умели вычислять площадь поля, объём (корзины, амбара и т.п.)
  • Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессии

    Древний Египет оставил после себя много  полезного, интересного и загадочного. 

     Список литературы: 

  1. Авдиев  В.И.  История Древнего Востока  – М: Государственное издательство политической литературы, 1953.
  2. Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации – М : Мысль, 1989.
  3. Вейс Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации - М, 2005.
  4. Всемирная история под ред. Поляка, Маркова – М: ЮНИТИ, 1997
  5. Древний мир http://ancient.gerodot.ru/topics/data/egypt/index.htm

stud24.ru

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА » Буквы.Ру Научно-популярный портал

121214 0006 1 НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАНаука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамиды.

Египтяне создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Так же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные и маленькие, карманные и нашейные солнечные часы.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или «молоко женщины, родившей мальчика».

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробном описании событий, происшедших в годы их царствования.

Уровень технических и научных знаний был достаточно высок. Здесь нужно хотя бы обозначить такие направления, как появление сведений об организации производственного цикла и управления им, развитие конструирования и строительства сложных технических сооружений, внедрение в техническую деятельность математических расчетов. Стоит вспомнить, что великий Пифагор Самосский (VI век до н.э.) отправился за знаниями именно в Египет и провел в обучении у жрецов 21 год. Сохранились папирусы, содержащие 105 математических задач, среди которых много сложных, связанных с использованием геометрической прогрессии, и это лишь малая толика того, что вообще существовало в области математических познаний того времени.

В Египте впервые появились солнечные и водяные часы и многое другое, возникшее именно здесь и отдаленное от нас тысячелетиями. С еще более древних времен Египту достались такие инструменты, как зубиле, молот, топор; другие же: пила, а особенно рычаг, блок и ворот — считаются достижениями египетской технической мысли (многие сюда относят и колесо). Уникальной была технология изготовления папируса, который склеивался из многократно расплющенных и особым образом переложенных и спрессованных кусочков стеблей болотного тростника. Это оказало большое влияние на способы записи и сохранения информации.

Сохранились медицинские трактаты, например, папирус длиной 20,5 метров, содержащий 900 рекомендаций против различных недугов. Благодаря бальзамированию египтяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учении о кровообращении, об «идущих от сердца 22 сосудах».

От эпохи Среднего царства сохранилась древнейшая запись обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник, напоминающий энциклопедию.

В Египте был создан первый в истории Старого Света солнечный календарь (по некоторым данным, в IV тысячелетии до н. э.), делящий год на месяцы и дни, которых египтяне насчитывали 365. Началом года считался день 19 июля (1 Тота), когда на горизонте перед восходом Солнца впервые после примерно 70 суток невидимости появлялся Сириус. Египетский год делился на три времени: «разлив», «зима» и «лето» — по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользовались на протяжении многих веков до появления юлианского календаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи «утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции). Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта. Именно Среднему царству принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова). Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной. Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник), напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц, растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.). Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник ветеринара. Наука Египта Нового царства. Естественные знания приумножились. Астрономия. Появилось изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце. Физика. Изобретение водяных часов (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами). Медицина. Лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География. До нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно намекали на содержание слова. Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни. Каждый год получил свое наименование по имевшим место событиям. Имена царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись. Особенности государственного устройства Египта Древнего царства требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо, староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в поздние времена им пользовались только жрецы). Грамотными были не только жрецы, но и вельможи, знатные женщины, сановники. Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих кругов. Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии –изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи «утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции). Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта. В виду гибели литературных рукописей Древнего царства судить о его художественных произведениях приходится больше по надписям (жизнеописание сановников IV династии, высеченное на их гробницах – это по существу перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них, жизнеописание Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника). К концу IV – началу V династии описываются достоинства умершего и царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож). При VI династии встречаются уже подробные большие жизнеописания, победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э. древние египтяне добились больших достижений в области не только материальной, но и духовной. Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и сложные религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»). Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. Упростились письменные знаки (иератика-книжное письмо). Рисунки – иероглифы переродились в условные знаки. Позже иератика породила демотику (скоропись). Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и подобие картона, из которого делали футляры для мумий. Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло. Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо». В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне весьма не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и документов, скоропись) и иероглифическое – письменность торжественных подписей и сообщений. Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод о довольно высоком уровне развития художественной литературы. Среди религиозных, научных и традиционно дидактических текстов были найдены и художественные произведения. Во время Среднего царства широко бытуют литературные обработки сказок о Хеопсе и чародеях. Сказки вообще достаточно популярны в Египте Среднего царства. Видимо, простые египтяне благосклонно встречали подобные произведения со счастливым концом. Однако ближе к закату Среднего царства звучание многих литературных произведений существенно меняется. Авторы все чаще начинают высказывать сомнение в гармоничности окружающего мира. Творческий потенциал египетских авторов был достаточно высок, а набор технических приемов для воплощения своих замыслов широк и многообразен (строгое членение произведений по жанрам). В «Поучении» делается особый акцент на нравственные основы власти (приближение человека за его заслуги, не наказывать несправедливо, заботиться обо всех подданных). В эпоху Нового царства новоегипетский язык становится языком письменным, получает свое развитие многожанровая литература (религиозная поэзия, автобиографические надписи, наставления писцам, любовная лирика («песни для услаждения сердца»), гимны богам, надписи фараонов-завоевателей). В связи с развитием денежного хозяйства в Северном Египте было выработано новое письмо - демотическое, то есть «народное» (заключались письменные сделки). В I половине I тысячелетия в конце XXVI династии новая скоропись получила свое распространение в Фивах. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, появление «Наставлений», поучений свидетельствуют, что в стране процветали ограбление и притеснения простых людей. В этот период было широко распространено переписывание произведений Древнего царства (гимны богам).

 

 

 

  1. Древенский Б.Г. Древний Египет. М., 2006.

  2. Жан Веркуттер. Древний Египет. М., 2005.

  3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.,1961

  4. Оскер Егер. Древний мир. М., 2006.

  5. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. М.,1962

  6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 1998.

  7. Семенов В. Культура Древнего Египта. М., 1975.

  8. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

bukvi.ru

А. Развитие физической культуры в древней Мессопатамии и Египте.

Первые известные нам следы физической культуры древнего мира были

обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а точнее

– в Месопотамии. В IV тыс. до н.э. здесь сложились общественные системы, в

которых военные и культурные функции политической власти были поделены

между светскими и религиозными кругами.

Решающую роль в революционизации физической культуры Месопотамии,

а затем Ближнего Востока и всего древнего мира сыграло то обстоятельство,

что в начале II тысячелетия до н.э. была изобретена легкая (с применением оси)

и быстрая боевая повозка (колесница) на конной тяге. Массовое использование

лошадей не только привело к преобразованию военного искусства и физиче-

ской культуры, но также улучшило транспортное сообщение между странами и

тем самым ускорило обмен культурными ценностями и опытом.

На основе различных писаных и неписаных источников, а также некото-

рых аналогий можно установить, что именно здесь палка, изготовленная из

очищенного стержня листа финиковой пальмы, стала применяться для игры в

так называемый мяч с битой, а затем и в конном поло. Самый древний памят-

ник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы плене-

ния противника, - бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 г. до н.э.

Ритуальные состязания, проводившиеся в новогодние праздники в честь бога

Мардука, более чем на тысячу лет опередили олимпиады античных греков.

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые

изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состя-

заний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммурап-

пи, датируемые 1800-1750 гг. до н. э.

От ассирийского государства до современности дошло рельефное изобра-

жение плывущих воинов, движения которых напоминают стиль «кроль» (при-

близительно 1200 г. до н.э.), а из более поздних времен – изображения власти-

телей и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим находкам, ассирий-

цы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

В долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопота-

мии. В конце IV тыс. до н.э. в местах обитания крупных племен Северного и

Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров по-

литической власти. Примерно в 3000 г. до н.э. – мифический царь Менее осно-

вал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на

спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 гг. до н.э.) в

культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей оче-

видностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой

мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе ко-

торых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достой-

ны быть избранными.

О своеобразном процессе развития физической культуры свидетельствуют

характерные рельефы различных эпох, надгробные камни, настенные изобра-

жения в гробницах фараонов и предметы, помещенные рядом с мумиями. Изо-

браженные на надгробных памятниках в Саккаре и Бени-Гассане играющие в

мяч, выполняющие групповые упражнения, делающие «мостик», танцующие

девушки, фигуры борцов» охотников, пловцов и фехтовальщиков в различных

фазах выполнения приемов с точки зрения современного человека выглядят как

настоящие наглядные пособия. На их основании, разумеется, еще нельзя сде-

лать выводы о том, что древние египтяне достигли уровня гармонического ду-

ховного и физического воспитания в классическом греческом смысле, хотя сре-

ди государств древнего Востока именно здесь обращали наибольшее внимание

на физическое воспитание женщин.

В то же время жесткая социальная иерархия и жрецы, строго хранившие

традицию, делали невозможным создание стадионов, расположенных обособ-

ленно от мест совершения религиозных обрядов, а также систем периодически

проводимых соревнований, выпадающих из религиозного ритуала. Во время

поединков, которые можно назвать ранними предтечами международных со-

ревнований, определяющее значение имело не сопоставление степени владения

спортивной техникой, спортивных достижений. Подобные встречи организовы-

вали, прежде всего, для того, чтобы показать перед посланцами окружающих

народов власть фараона, воплощенную в победе египтянина, которая была за-

ранее предрешена, продемонстрировать устрашающее превосходство воинов

фараона.

Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической

культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь по-

сле завоевания страны Александром Македонским (332 г. до н.э.). Временный

расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью,

а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н.э.



infopedia.su

Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии — КиберПедия

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.

С опозданием примерно на полтысячи лет, в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В конце IV тысячелетия до н э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.

Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 года до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.

Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, середина III тысячелетия до н. э. Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена, середина III тысячелетия до н. э. в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.

По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. О большой популярности физических упражнений свидетельствует обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.

К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают только бросающих мяч или бьющих по нему игроков в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч. Можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата, в широком смысле этого слова.

Физическая культура наступившего после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562-332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов.

На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 годы до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий, в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе, состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.

Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским в 332 года до н. э. Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.

В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.

Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.

О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.

Наряду с упомянутыми кастовыми разграничениями большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.

О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.

Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов.

Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсеместно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.

Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.

 

cyberpedia.su

Книга "Астрономия древнего Египта" из жанра Физика

Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой фрагментов древнеегипетской жизни, для которых имело значение наблюдение небесных светил. Погребальный обряд и храмовые службы, архитектура и ремесленно-художественная традиция, административное управление и литература включали элементы астрономических знаний. Эта мозаичность древнеегипетской астрономии носила объективный характер, но для нас она усиливается еще в большей степени из-за фрагментарности, неполноты и сложности источников. По этой причине астрономические представления египтян зачастую нельзя реконструировать во всей полноте, и в ряде случаев нам приходится довольствоваться гипотезой, которая со временем будет уточнена или целиком отвергнута.Знания о движениях небесных светил играли немаловажную роль в Древнем Египте, возможно, уже в додинастический период, но определенно об этом ничего не известно. В дальнейшем в III — I тыс. до н. э. развитие древнеегипетской астрономии шло по следующим основным направлениям: а) создание календарей; б) разработка методов для измерения времени ночью; в) конструирование систем водяных и солнечных часов; г) выделение деканальных и других небесных созвездий; д) наблюдения планет как особой разновидности звезд; е) развитие космологических и астрологических представлений. Особое значение в истории древнеегипетской астрономии имели первые два направления, непосредственно связанные с практической жизнью египтян и их религиозными верованиями.В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.

www.rulit.me

Научные достижения Египта

Египет (главная страница) > Интересные факты о Египете> Научные достижения Египта

Научные достижения Египта

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики - для умень- шения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пира-мид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изо- бретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицин- ские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понима-нии этого слова). Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце. Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часи- ки, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами). Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных про-мыслов пустыни. Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными, однако не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

allegypt.narod.ru