Семинар цивилизация древнего востока. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (стр. 2 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (стр. 3 из 5). Семинар цивилизация древнего востока


Обучение и воспитание в условиях цивилизации Древнего Востока:

Обучение и воспитание в условиях цивилизации Древнего Востока: Египет, Индия, Китай

Школа и воспитание в Древнем мире Древний мир существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э. ) Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения

Цивилизации Древнего Востока Древняя Древний Китай Индия Древний Египет

Общее и особенное в генезисе воспитания и школы СХОДСТВА В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как ü Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э. ) ü книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э. ) ü индийская Бхагавадгита (середина 1 -го тыс. до н. э. )

• Для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт школа • Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Это привело к отрыву от интересов и потребностей детей, что усилило оппозицию детей миру взрослых, воспитание стало более жесткое, авторитарное • Разделение труда в обществе на умственный и физический вызвало к жизни появление новой специальности - учителя

• Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. Пиктографическое письмо, затем логография (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового, а затем фонетического письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало "производительные возможности" школы

• Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, т. к. религия была носителем идеалов воспитания и обучения • Возникновение школ отвечало уровню производительных сил общества. По мере социального развития такие запросы изменялись, а с ними - и сфера, содержание, методы воспитания и обучения

• Для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов • Кроме представителей аристократии и служителей культа в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением • Школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Карта

Древний Египет Детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире

• Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3 -му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых • Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи

Идеал древнего египтянина - немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек • Взаимоотношения между женщиной и мужчиной строились на равноправной основе, поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание • Физические наказания считались естественными и необходимыми • Нравственное воспитание осуществлялось через заучивание моральных наставлений. • Приобретение грамотности рассматривались как залог социального благополучия • Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника и как следствие обычай передачи профессии по наследству

• Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль • Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов

• На первоначальной стадии обучения заботились о технике изображения иероглифов. Затем о содержании текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца • В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Так, сообщались сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности (интегрированные уроки)

• Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в V в. до н. э. появляются школы врачевателей • Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов Карта

Древняя Индия • Школьное образование в долине Инда появилось в 3 - 2 тысячелетии до н. э. • Кастовость общества и религиозная идеология наложили специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии • Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной

деал каждый воспитания должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. Человек рожден для насыщенной счастливой жизни. üУ брахманов ведущими качествами интеллектуальные достоинства, ü у кшатриев - сила и мужество, ü у вайшьев - трудолюбие и терпение, ü у шудров - покорность считались

Содержание воспитания: ü ü ü умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу

• На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. • Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Для брахманов срок инициации приходился на 8 -летний возраст, для кшатриев - на 11 -летний, для вайшьев - на 12 -летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.

• Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. • В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия • Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития • Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты • Учителя поначалу не получали вознаграждения. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству

• В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования • Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования

• Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях • В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине • В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя стали получать денежное вознаграждение Карта

Древний Китай • В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания • В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было очень важным

• Первые школы в Китае появились в 3 -м тысячелетии до н. э. и назывались сян и сюй. • Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). • В эпоху Шан (Инь) (XVI -XI вв. до н. э. ) в сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. • В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью • В эпоху Чжоу (XI - III вв. до н. э. ) в школах обучались дети из высокопоставленных слоев и менее родовитой знати

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в. до н. э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н. э. - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. В начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым

• Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи • В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. . К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи

• Конфуций (551 - 479 до н. э. ) создал свою школу, где прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования • Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам

Идеи Конфуция • Воспитание, нравственное самосовершенствование существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия • Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Конфуций, однако, связывал конечный педагогический результат с наследственностью • Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой • Идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" "шести искусствам"

• Последователями Конфуция был составлен трактат "Книга обрядов" (IV -I вв. до н. э). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 - 8 лет. После 1 -го учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через 3 года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через 5 лет насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через 7 лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через 9 лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке" • Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э. ) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э. ) имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала

• Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э. ), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно -воспитательном процессе идти от простого к сложному • На исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н. э. - 2 в. н. э. ) конфуцианство являлось официальной идеологией образования и воспитания. В этот период вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. • Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере

Заключение Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая значительно повлияли на дальнейшее развитие воспитания и обучения

present5.com

Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока

Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока Выполнила: Ахметова Ажар Адылбековна ДОи. В-42

Древний Восток В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общиннородового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э. ), книга "Притч иудейского царя Соломона" (начало 1 -го тысячелетия до н. э. ), индийская "Бхагавадгита" (середина 1 -го тысячелетия до н. э. ) и др.

Древний Восток Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения. Это же сходство – объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную – от общинно-родового строя к социальнодифференцированному обществу эпоху. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Древний Восток Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Древний Восток Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.

Древний Восток Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Древний Восток Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебновоспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов. Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был долгим и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

Древний Восток Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

present5.com

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем Обычно ученики жили дома В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной

Обучение было платным Размер платы зависел от авторитета учителя Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей

Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины Возглавлял эдуббу "отец-учитель", остальные преподаватели именовались "братьями отца" Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы

Обучение прежде всего предусматривало подготовку к ремеслу писца Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами

Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения Необожженные таблички-упраж-нения корректировал преподаватель В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений

Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу "Почему ты не отвечаешь мне"? "

О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички "Восславление искусства писцов", найденные на развалинах Ниневии - столицы Ассирии В них говорилось "Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия"

Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до и э) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе Вот как об этом говорится «"Школьник, куда ты ходишь ежедневно"? - спрашивает учитель "Я хожу в школу", - отвечает ученик "Что ты там делаешь"?" - "Я делаю свою табличку Ем завтрак Мне задают устный урок Мне задают письменный урок Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей "Скорей дай мне мой завтрак" Я иду в школу В школе надзиратель спрашивает "Почему ты опаздываешь'?" Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно"»

Процесс образования в домах табличек был сложен и трудоемок Вначале школяра учили читать, писать и считать Следовало запомнить множество клинописных знаков Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необ-

ходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в грамматике, математике, астрономии и пр.

Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями - словарями и хрестоматиями - изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирий-ско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса раз-

деления труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали ма-гико-религиозные культы.

В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными такими центрами были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала ( VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

3. Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало "связать в единый узел" (вот почему слова

"знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеопольского царя" ( XIII в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству - от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

mirznanii.com

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: "Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке", "Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионально-го обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.

Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников.

Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".

Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения

по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства ( V в. до н. э.) появляются школы врачевате-лей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы t где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

4. Воспитание и школа в Древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой -

низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов - т. н. парии.

Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным [ телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так,, в сказании индоарийцев "Бха-гавата-пурана" дано. подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.

Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всехпревзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

mirznanii.com

Семинар 3 врачевание в древних цивилизациях востока

Семинар 3ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА

ПЛАН:1. Государства Древнего Востока – хронологические рамки, особенности эпохи, источники и факты.

2. Особенности врачевания в древних цивилизациях Востока

  1. Врачевания в Месопотамии,
  2. Врачевание в Египте,
  3. Врачевание в Индии
  4. Врачевание в Китае
  1. Представления о болезнях.
  2. Подготовка врачей.
  3. Религия и медицина. Храмовая медицина.
6. Народная и традиционная медицина. Особенности и отличия.

Литература:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2006.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987.

4. Малая медицинская энциклопедия или Большая медицинская энциклопедия / слово «медицина» – любые издания.

5. Врачевание в первобытном обществе: Учебно-методическое пособие. – НГМУ, 2000.ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

  1. Особенности медицины Древней Месопотамии
  2. Особенности медицины Древнего Египта
  3. Особенности медицины Древней Индии
  4. Особенности медицины Древнего Китая
  5. Традиционная медицина Древнего Востока. История и традиции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.

4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)

5. Интернет-ресурсы.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА»ЗАДАНИЕ № 1. Дайте определения понятиям и терминам:

Асу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризует эмперический характер медицинской практики.Ашипу-терапия - одно из направлений медицины Древней Месопотамии, которое характеризующиеся высокой степенью влияния религиозных и мистических воззрений на медицинскую практику. Мумификация – высыхание тканей трупа, создающие возможность его длительного сохранения; превращение трупа в мумию, т.е. высыхание его без гниения.Бальзамирование – метод предохранения трупа от разложения, заключающийся в пропитывании его тканей веществами, обладающими антисептическими свойствами, блокирующими тканевые ферменты и т.п.Тарихевты - греческое название специалистов Древнего Египта, которые занимались мумификацией умерших, религиозной и философской систем Индии.Философия инь-ян – концепция единства и борьбы противоположностей, составляющую диалектическую основу мировоззрения Древнего Востока. Чжэнь-цзю терапия – древнекитайский метод лечения акупунтурой. Метод заключается в нанесении укола специальной иглой в определенные точки или прикладывание к ним колючек тлеющей травы.Су-джок-терапия – одна из методик традиционной медицины Китая. Это не только эффективный метод профилактики и лечения болезней, опознавании которого может овладеть каждый человек, но и способ достижения основных законов существ.Диагностика – раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состоянии.Этиология – учение о причинах болезней. Профессиональное употребление термина как синонима «Причина» в медицине.Гуморальное представление о болезнях – одна из древних теорий, согласно которой основа болезней – ненормальное смешение жидких сред организма. Нормальное смешение жидкостей обуславливает здоровье человека, болезнь возникает при нарушение соотношение этих веществ.Пневматическое представление о болезнях – одна из первых общебиологических теорий, возникшая на основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений.

ЗАДАНИЕ № 2. Опишите значение богов медицины Древнего Востока Исида -  богиня женственности и материнства.

Тот - бог мудрости и знаний.

Сохмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница.

Эа - Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, культурных изобретений; благосклонно к людям.

Иштар -  богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.

Гула - богиня врачевания, первоначально — смерти.

Мардук -  бог справедливости, мудрости, водной стихии.

Ашвины – божественные близнецы-всадники в «Риг-веде», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме  Вивасвата. Они — ведические божества, символизирующие рассвет и закат.

Рудра -  ведийское божество, связанное с несчастьями, болезнями, охотой и ветром или бурей. ЗАДАНИЕ № 3. Напишите значения медицинских текстов Древнего Востока:папирус Смита - Этот папирус датируется XVI веком до н. э. Основан на материалах, накапливавшихся в течение тысячи лет. Документ охватывает 22 страницы. В нем рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза. папирус Эберса - Содержит обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения. Кроме прочего, папирус содержит описание лечения и приготовления лекарств по травматологии, борьбе с паразитами, стоматологии, а также по гинекологии и контрацепции. Кроме научно-медицинских рекомендаций, в трактате приводятся различные магические формулы, должные содействовать успеху лечения. Кроме этого, в папирусе делаются и астрономические наблюдения — в частности, огелиакическом восходе Сириуса 9-го эпифи в 9-й год правления фараона Аменхотепа I. законы Хаммурапи -  созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах вСузах (территория древней Месопотамии). Аюрведа - традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарва-веды» и основывается на философской системе санкхья. Чарака-самхита - трактат детально описывающий знания о естественном законе существования человека.  Авторство «Чарака-самхиты» приписывается Чараке, представляющему школу странствующих целителей. Сушрута-самхита - трактат, в основном посвящённый оперативному лечению; в нём описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В трактате перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атхарваведе. Предписания Ману - наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нем наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т. д. «Нэй-цзин» («Канон врачевания») - великий трактат, состоящий из 18 книг. Хотя это сочинение, составленное в форме диалога, приписывают одному автору, более достоверно мнение о коллективном написании трактата, вобравшего в себя замечательные идеи и опыт врачей различных эпох.«Лин Шу» («Чудесные точки») – тракт, исходя из которого производиться выбор точек взаимодействия. У Чин Ши («Игры пяти зверей») – Наблюдая за повадками животных, был создан комплекс упражнений для улучшения циркуляции ци внутри тела человека, известный под названием "Уциньси" ("Игры пяти зверей"), ставший прообразом современных комплексов Цигун.

ЗАДАНИЕ № 4. Заполните таблицу, отражающую особенности врачевания по отдельным государствам Древнего Востока.

Государства Древнего Востока Представления о

болезнях

Традиционные методы лечения Имена богов-покровителей медицины и древних врачевателей
1 2 3 4

Месопотамия

(3 – 1 тыс.лет до н.э. )

Нарушение принятых в обществе обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний, зависящие от явлений природы и образа жизни. Определяется религиозными верованиями людей. Лекарственные средства растительного происхождения – травы, коренья(врачевание асу и шипуту), семена, овощи, листья и плоды, кедровые бальзамы, нефть, воск, экскременты птиц и овец. Предсказания и заклинания-психотерапия, родовспоможение, оперативное врачевание. Владыка Эшмиль, бог рождения -Нинту, бог чумы-Эрра, богиня врачевания-Гула.

Древний Египет

(3 – 1 тыс. лет до н.э.)

Определение болезней по пульсации сосудов, естественное и сверхъестественное представления, «все людские недуги от пищи».(изобретение клизмы) Лекарства: растения, минеральные средства, части тела животных, магические заклинания, заговоры, неприятные на вкус вещества и косметические средства, оперативное лечение. Бог Джехути, богиня Сохмет, бог Тауэрт.

Древняя Индия

(3 тыс. лет до н.э.-4 тыс. лет. н.э.)

Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, состоящим из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма: взаимодействие 3 субстанций: воздуха, огня и воды, носители которых: 3 первичные жидкости-ветер, желч и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного состояния 3х субстанций, а болезнь-как нарушение этих соотношений и отрицательного воздействия 5х стихий. Лечение направлялось на восстановление соотношения субстанций.это достигалось диетой, лекарственной терапией(рвотное, слабительное), хирургическими методами лечения. Использовались лекарственные растения, применялись ампутации конечностей, лапаротомия, грыжесечения, пластические операции. Агни-бог огня, Сурья-божество солнца, Рудра-божество гнева и ярости, Индра-царь богов.

Древний Китай

(середина2ого тысячелетия до н.э.-3 век н.э.)

Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и янь, и 5ти стихий у шин, а болезнь-нарушение их правильного взаимодействия. Иглоукалывание, система дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственное врачевание, диететику, китайскую гимнастику.

Примечание:

- В колонке 1 таблицы в скобках указать хронологические рамки древних государств.

- В колонке 2- кратко записать представления о болезнях.

- В колонке 3 - перечислить самые известные традиционные методы лечения.

- В колонке 4 - перечислить имена известных богов-покровителей медицины, древних врачевателей, жрецов.ЗАДАНИЕ № 4. Сделайте выводы по теме«Врачевание в Древних цивилизациях Востока»:Какое направление медицины сложилось в древних цивилизациях Востока? Дайте определение - Традиционная медицина - древнее направление медицины, представляющее собой систему медицинских знаний, в основе которых лежит эмпирический опыт народного врачевания, религиозно-философское учение о происхождении человека, а также культурные и религиозные традиции определённого этноса.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯОтветьте на вопросы по теме «Врачевание в Древних цивилизациях Востока» для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Каковы хронологические рамки Древних цивилизаций Востока?
  2. Назовите черты, характерные для медицины рабовладельческого общества.
  3. В чем проявлялся классовый характер медицины?
  4. Какова была ответственность врачей Месопотамии за свои профессиональные действия?
  5. Каковы были представления о причинах болезней в странах Древнего Востока?
  6. В чем выразилось влияние философии на представления врачей Древнего Китая о сущности человека и сущности болезней?
  7. Назовите особенности медицины в Древнем Египте.
  8. Назовите особенности медицины в Древней Индии.
  9. Назовите особенности медицины в Древнем Китае.
  10. В каком из древних государств Востока впервые использовали диагностику по пульсу?
  11. Какое государство древнего Востока считается родиной косметологии?
  12. На каком уровне была развита анатомия в Древнем Египте? (Месопотамии, Индии, Китае)?
  13. В каком из государств использовалась мумификация и бальзамирование? Кто такие тарихевты?
  14. Назовите примеры влияния религии на медицину в странах Древнего Востока.
  15. Назовите богов медицины в государствах Древнего Востока. Как они изображались?
  16. Что такое “йога”? В каком из древних государств она использовалась как метод лечения?
  17. Назовите примеры личной и общественной “гигиены” в странах Древнего Востока.
  18. Что такое гуморальное представление о болезнях?
  19. Что понималось под пневматическим представлением о болезнях в Древнем Востоке?
  20. Назовите имена древних врачевателей Востока.
  21. Какие традиционные методы лечения использовали врачи Древнего Египта? (Месопотамии, Индии, Китая)?
  22. Какое направление медицины вышло из древних цивилизаций Востока?
  23. Что такое традиционная медицина? В чем ее отличие от народной?

topuch.ru

Воспитание и обучения в цивилизациях Древнего Востока

Количество просмотров публикации Воспитание и обучения в цивилизациях Древнего Востока - 94

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определœенными дидактическими приемами. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе всœе чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Размещено на реф.рфПо мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателœей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В данный период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики всœе больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Размещено на реф.рфЖенщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определœенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелœетию до н.э.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как "Законы вавилонского царя Хаммурапи" (1750 до н. э.), книга "Притч иудейского царя Соломона"ʼʼ (начало 1-го тысячелœетия до н.э.), индийская "Бхагавадгита" (середина 1-го тысячелœетия до н. э.) и др.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт — школа.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, ᴛ.ᴇ. утратило свой единообразный характер. Размещено на реф.рфОно всœе более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны - к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучении подрастающего поколения.

Развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделœение умственного труда от физического вызвало к жизни появление особой специальности - учителя.

Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителœем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определœенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

К 1-му тысячелœетию до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населœения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей, представителœей аристократии и служителœей культа͵ в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населœения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта͵ Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Месопотамия (III—II тыс. до н.э.) считается родоначальницей всœех восточных культур. Размещено на реф.рфНа ее территории впервые возникают раннеклассические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией.

В III тыс. до н.э. появляются первые школы писцов всœех рангов - эддубы — ʼʼдом табличекʼʼ. В эддубах преподают чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском. По мере развития цивилизации было введено преподавание таких предметов как история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература.

Особое место занимали жреческие школы. В них обучали письму, чтению, танцам, музыке, упражнениям литературного характера, списыванию, заучиванию поэтических и религиозных текстов.

Первые сведения о школьном обучении в Древнем Египте относятся к III тыс. до н.э. Так известно о существовании школ:

- при храмах, которые давали религиозно-нравственное воспитание, обучали астрономии, математике, медицинœе.

- при дворе фараона (дворцовые), делавшиеосновной упор на физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет.

- при крупных государственных учреждениях (писцов).

Школьное обучение предусматривало два больших цикла: 1) элементарная школа (с 5 до 12 лет), где учитель обучал детей чтению, письму, арифметике и геометрии на уровне практического применения; 2) канцелярия (с 12 до 16 лет), где в программу обучения входило заучивание титулов, географических названий, технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета.

Во второй половинœе II тыс. до н. э. — первой половинœе I тыс. до н.э. на смену школьному образованию приходит индивидуальное обучение в рамках семейного воспитания. Центрами же религиозного образования становятся храмы.

В Израиле впервой половинœе I тыс. до н. э. существовало три ступени школы: микре (6-10 лет). Здесь обучали чтению, письму, еврейскому и халдейскому языкам, толкованию библейских текстов; мишне (10-15 лет). В его базе неписаный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе; и гемаре (15-18 лет). На этом уровне в программу обучения входили сведения из медицины, истории, геометрии, астрономии.

Обучаться в таких школах могли только мальчики. Основной формой обучения был диспут: учитель предлагает тему устного закона. При этом ученики нападают, учитель защищает закон.

На территории Индии в I тыс. до н. э. ярко проявлялся кастовый характер системы образования. Так, к примеру, существовали, во-первых, отдельно школы для высшей касты брахманов (жрецов), где молодежь от 6-12 до 22-24 лет получала религиозное образование в основном через изучение Вед. Во-вторых, были школы для кшатриев (воинов, правителœей), в программу обучения которых входило заучивание стихов и гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Готовили в них также сборщиков налогов и дани, казначеев. В-третьих, могли учиться и вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники).

Шудры (неприкасаемые) к образованию не допускались.

В VI-V вв. до н. э. появляется буддизм, который высшей целью человеческих стремлений объявил постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно укрощать и подавлять. Буддизм выдвинул ряд нравственных идей: братская любовь, милосœердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.

Китай, еще в доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.) представлял собой развитую государственность со сложной системой образования. Образование в основном могли получать лишь привилегированные сословия: жрецы и аристократия.

Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета͵ навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Особое место занимало военно-физическое воспитание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обязательно включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Существовали, конечно же, и жреческие школы, в которых избранные постигали космогонию, магию, музыку, танцы, общеобразовательные предметы.

Со второй половины I тыс. до н. э. начинается Конфуцианский период китайской истории. В стремлении к идеалу образованного человека развивается теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всœеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии стало напрямую зависить от уровня образования.

Вырабатывается методика обучения, предусматривающая последовательность: накопление материала через заучивание → осмысление через комментирование → интерпретация через написание сочинœений.

Учеба в конфуцианской школе не предполагала каникул. Зато в ходу были жесткие физические наказания. Два раза в год обязательно устраивались строгие многоэтапные экзамены. Экзаменация продолжалась и после окончания школы 1 раз в 3 года. Первые два экзамена проводились в губернском городе. После первого, успешно выдержавшим его присуждаласьученая степень ʼʼцветущего талантаʼʼ, после 2-го - признанного ученого. третийэкзамен проводился в императорской столице. Прошедший его получал высокое звание ʼʼученый, внесенный в спискиʼʼ. И наконец, четвертый давал самым достойнымчленство в императорской Академии.

referatwork.ru

Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячеления до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На пер-щой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролиро-

вались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития.

Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты.

Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской ^цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения.

Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни Древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру - собирались ученики, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности,

обучение носило более практический характер В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр

В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение

Во II - VI вв происходит возрождение индуизма В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения Увеличивается число школ Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела"

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня) Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аг-рахаров постепенно приближались к жизненным потребностям Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем

Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета ( IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множе-

ством учеников и учителей Спектр изучаемых предметов был весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право , астрономия и пр

Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития Постепенно программа обучения приближалась к прак тике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся

5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки сизображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) ( XVI - XI вв до и э) В тогдашних сюэ учи-

mirznanii.com