История древних веков картинки. События русской истории в картинах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

история древних веков. История древних веков картинки


События русской истории в картинах

1. Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану. Это картина И.Е. Репина «Запорожцы», также известная под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Согласно легенде в 1676 году запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Серко написали оскорбительное послание османскому султану (предположительно Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Оттоманскую Порту — султанский двор. Якобы, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан потребовал от запорожцев покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Оригинал письма не сохранился, однако существует несколько вариантов его текста. Примечательно, что среди персонажей картины Илья Репин изобразил немало своих знакомых и современников.

2. Крестный ход в Курской губернии. Это картина И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», изображающая ежегодную религиозную процессию с тысячами паломников, сопровождающих перенос чудотворной иконы из Курска в место ее предполагаемого явления — Коренную пустынь.

3.Стрелецкий бунт 1698 года. Это картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на которой художник запечатлел события эпохи Петра I. Восстание московских стрелецких полков, известное как стрелецкий бунт 1698 года, по официальной версии, было вызвано тяготами службы. Бунтовщики — 2200 человек — намеревались возвести на престол царевну Софью. Восстание было подавлено, а стрельцы казнены либо сосланы. По возвращении Петра I из-за границы началось новое следствие, получившее название «великий розыск», по итогам которого было казнено порядка 2000 стрельцов и еще 601 был бит кнутом, клеймен и сослан. Петр I (он изображен на картине верхом на коне) лично участвовал в нескольких пытках и казнях бунтовщиков.

4.Ссылка Меншикова в Сибирь. Это картина В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». Александр Меншиков был ближайшим сподвижником и фаворитом Петра I и видным военным деятелем. После смерти Петра он способствовал воцарению Екатерины I и в течение двух лет являлся фактическим правителем страны. Однако в 1727 году при Петре II Меншиков подвергся опале, был лишен всех званий и наград и сослан в город Березов в Сибири вместе с семьей.

5. Переход войск через Альпы. Это картина В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Осенью 1799 года русские и австрийские войска под предводительством фельдмаршала Суворова двинулись в поход через Альпы с целью разгромить французские войска в Швейцарии. В Мутенской долине армия попала в окружение, но сумела нанести поражение французам и выбраться, после чего, невзирая на сильный ветер, снегопад и туман, совершила переход через труднодоступный перевал Паникс. В честь этого перехода на перевале установлена памятная табличка.

6. Убийство Федора Годунова. Это картина К.Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 16-летний Федор II Годунов, сын Бориса Годунова, не провел на царском престоле и двух месяцев. Он и его мать были задушены в своем кремлевском доме незадолго до вступления в Москву Лжедмитрия, которого боярское правительство провозгласило новым царем. Четверо человек с трудом справились с Федором, который, будучи довольно силен физически, оказал большое сопротивление нападавшим. В истории он остался как картограф, составитель одной из первых русских карт России (карты иностранных специалистов к тому времени уже существовали).

7.Это картина К.Е. Маковского «Святочные гадания», изображающая старинный обряд гадания на жениха — одно из главных девичьих развлечений на Святки. Запечатленное здесь гадание с петухом заключалось в том, что девушки ставили две тарелки: одну — с водой, другую — с зерном или деньгами. Рядом клали зеркало. Если петух подходил к тарелке с водой, это означало склонность будущего мужа к пьянству, к тарелке с зерном — богатство, к зеркалу — красоту.

8. Это картина В.А. Серова «Коронация императора Николая II в Успенском соборе». Она состоялась 26 мая 1896 года и стала последней коронацией в истории Российской империи. Сопровождавшаяся многочисленными торжествами, коронация также запомнилась и трагическим событием — утром 30 мая, в день народного праздника на Ходынском поле, произошла давка, в которой, по официальным данным, погибли 1389 человек и 1300 получили ранения. Эта трагедия многими была воспринята как мрачное предзнаменование царствования Николая II.

9. Это фреска В.М. Васнецова «Крещение Руси». Христианство как государственная религия было введено в Древней Руси князем Владимиром Святославичем, принявшим решение креститься от Константинопольской православной церкви. Согласно «Повести временных лет» событие произошло около 988 года. Духовенство крестило людей в водах Днепра и его правого притока — легендарной, почти исчезнувшей реки Почайны.

10. Это картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Царевич Алексей, сын Петра I, бежал за границу в 1716 году в результате конфликта с отцом, желавшим лишить его права на престолонаследие. По свидетельствам, Алексей вел сепаратные переговоры с европейскими правителями и рассчитывал дождаться смерти Петра, после чего, опираясь на помощь австрийцев, стать царем. Через год он был найден, возвращен в Россию и обвинен в попытке захвата власти. Алексей Петрович был заключен в Петропавловскую крепость, где в июле 1718 года скончался от пыток.

11. Это картина И.И. Левитана «Владимирка». Так в просторечии называли Владимирский тракт — главную дорогу грунтового сообщения из Москвы в сторону города Владимир. Владимирка печально известна тем, что по ней начиная с XVIII века отправляли заключенных, сосланных на каторгу в Сибирь. Правда, Левитан написал картину в 1892 году, к этому моменту ссыльных уже перевозили на поездах.

12. Это картина И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Художник нарисовал картину на заказ, предварительно поставив условие, что каждый из изображенных будет позировать ему персонально. Официально государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи — был учрежден Александром I в 1810 году. У него был преемник — Непременный совет, также именуемый Государственным советом, основанный в 1801 году, поэтому дату основания Госсовета зачастую относят именно к этому времени. Первоначально он располагался в Зимнем дворце, однако после взрыва 17 февраля 1880 года и неудачного покушения на Александра II переехал в Мариинский дворец.

13. Это картина М.В. Нестерова «Гражданин Минин». Кузьма Минин, нижегородский земский староста и один из руководителей народного ополчения 1611–1612 годов, прославился своими призывами к освободительной борьбе против польско-литовской интервенции Смутного времени. Постепенно он нашел поддержку не только среди торгово-ремесленного населения, но и среди городского совета Нижнего Новгорода, воевод, духовенства и служилых людей.

14. Это картина Н.К. Рериха «Поход Игоря», вдохновленная «Словом о полку Игореве» — известным литературным памятником Древней Руси. В произведении рассказывается о неудачном походе на половецкие племена, предпринятом князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Материал создан: 23.10.2015

создано на основе этого материала

комментарии к статье

iamruss.ru

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Римский военный флот, вооружение и тактика

Вступление

Вдохновлено постом. Решил написать логическое продолжение — теперь о войне на море. Постарался собрать воедино как можно больше. Спасибо satory, который подсказал тему для моего первого поста. Предмет мне близок, очень уважаю историю Древнего Рима, даже выучил латинский язык в своё время.

Общие сведения

Римляне воевали на море почти так же долго, как и на суше, и история войн Рима знает множество морских битв. Римский флот (лат. Classis Romana) стал апогеем развития военно-морского дела античных времен, вобрав в себя многовековую историю развития технологий покоренных народов. Во многом именно благодаря мощному флоту римское доминирование в Средиземноморье продлилось больше пятисот лет — контроль моря означает быструю доставка легионов туда, где они нужны, их снабжение, блокада вражеского города с моря, или наоборот, снабжение союзного осаждённого города.

Римляне называли Средиземное море "Наше Море" (лат. Mare Nostrum).

Корабль — navis (от navigare — плыть, отсюда же и русское "навигация")

По своей конструкции римские корабли в целом находились в русле Средиземноморского античного кораблестроения. При постройке своих судов римляне ориентировались на достижения греческой и карфагенской школы. Это было не слепое копирование — лучшее перенималось, несовременное старались улучшить. Но если принцип остаётся на прежнем уровне, то качество и масштаб исполнения стремительно растут. Судна становятся более габаритными, на них по возможности располагается артиллерия, регулярные группы морской пехоты, устанавливаются штурмовые трапы и боевые башни.

Римские боевые суда реализовывали концепцию многовёсельного и зачастую многоярусного палубного корабля. В отличие от транспортных кораблей, которые обычно имели только парусный движитель и при штиле теряли ход (в составе флота их брали на буксир), военные корабли располагали и вёслами, и мачтами с парусами. Имевшееся на мачтах прямое парусное вооружение позволяло ходить при попутном ветре, однако перед боем паруса убирались, поскольку использовать паруса в бою было крайне опасно из-за высокой вероятности пожара от зажигательных метательных снарядов противника. Поскольку огонь становится неотъемлимым спутником морских битв, в арсенал кораблей входили средства пожаротушения и предотвращения возгорания — запасы воды, песка; угрожаемые деревянные конструкции корабля, в частности, его боевые башни занавешивают кожаными фартуками, смачивавшимися перед битвой водой и уксусом.

Для определения боевых кораблей применялся термин "длинные корабли" (лат. navis longa, мн. naves longae), в противовес транспортникам — "круглым кораблям" (лат. navis rotunda, мн. naves rotundae). Соотношение ширины военного корабля к длине корпуса было не меньше 1:7, в отличие от 1:3 или 1:4 у транспортника. Это позволяло развивать большую скорость при отличной манёвренности, хотя сильно ухудшало устойчивость на волне. Согласно источникам, некоторые боевые корабли могли достигать скорости в 10-12 узлов (19 км/ч).

Конечно, это также требовало недюжинной физической подготовки гребцов. Кроме того, большое количество гребцов повышало требования к синхронизации вёсел — каждый гребец должен был уметь очень чётко выдерживать ритм гребли, чтобы корабль не превратился в сороконожку, запутавшуюся в собственных ногах-вёслах. Вот почему римляне не использовали пресловутых "галерных рабов". Гребцы были вольнонаёмными профессионалами и зарабатывали очень неплохо. Кстати, миф о галерных рабах на самом деле имеет реальную подоплёку гораздо более позднего времени — венецианских и генуэзских галер XV - XVI веков (которые потом переняли и турки). Они имели другую конструкцию и принцип работы вёсел, позволявшие использовать каторжников.

В состав экипажа входило подразделение морской пехоты (лат. manipularius, мн. manipularii). Они были организваны, как и в легионах, в центурию, под командованием центуриона (лат. centurio). Опцион (лат. optio) был заместителем центуриона. Также имелись несколько младших офицеров (лат. principalis, мн. principales). Бенефециарий (лат. benefeciarius) заведовал бумажной работой, распределением жалованья и т.д. (да, канцелярщина в Древнем Риме была даже на кораблях).

Гребцы (лат. remex, мн. remiges) и матросы (лат. nauta, мн. nautae) подчинялись капитану корабля (лат. trierarchus). Природа отношений триерарха и центуриона в пределах отдельно взятого корабля до конца не ясна. Скорее всего, вне боя главным был триерарх, а в бою — центурион. Также в состав nautae входили: рулевой (лат. gubernator), командир гребцов (лат. celeusta) и врач (лат. medicus).

Типы кораблей

Классификация кораблей основывалась на количестве гребцов и рядов вёсел. Унирема (лат. uniremis, буквально "одновёсельный") — корабль с одним рядом вёсел, где на каждом весле сидел один человек. Бирема (лат. biremis, "двухвёсельный") и трирема (лат. triremis, "трёхвёсельный") — корабли с двумя и тремя рядами вёсел соответственно. Дальнейшее увеличение размеров кораблей редко приводило к большему увеличению количества рядов вёсел —  их длина в этом случае делала слишком сложным их использование. Цифра в наименовании класса корабля означала количество гребцов, приводивших в движение все вёсла одной секции по одному из бортов. Иными словами, корабль, имевший три ряда вёсел, где на нижнем сидело по одному человеку, а на верхних — по два, был квинквиремой (лат. quinqueremis; "quinque" — пять).

Квинквиремы имели длину до 45 м, ширину до 7,5 м, водоизмещение в пределах 150-200 тонн. На неё устанавливалось до трёх мачт. Команда состояла из 300 гребцов, 120 пехотинцев и 20 матросов. Имея наиболее сбалансированные характеристики и удовлетворительные скорость и манёвренность, квинквиремы составляли основу флота римлян в период Пунических войн. Униремы, биремы и триремы были довольно малочисленны и использовались во вспомогательных целях — разведка, снабжение, посыльная служба.

Другой класс кораблей был представлен более крупными судами — от гексеремы (шесть) и выше: септеремы (семь), эннеремы (восемь), децеремы (десять) и даже больше. Конструктивно они отличались от квинквирем большей громоздкостью и высотой надводного борта. Общие габариты кораблей этих типов были куда больше, самые массивные из них могли достигать 90 м. в длину. Эти корабли были тихоходны и плохомореходны. Они не были в состоянии участвовать в маневренном морском бою. Но их предназначение в этом и не заключалось. Эти корабли были абсолютными рекордсменами по части установки боевых башен, штурмовых трапов, метательных машин, а также по численности экипажа. Количество рядов вёсел доходило до шести. Общее число гребцов исчислялось в 700-900 человек, чему соответствовало никак не менее 400 легионеров, стрелков и артиллерийской обслуги, обслуживавшей до полутора десятков различных метательных орудий. Именно эти корабли составляли основу флота Марка Антония в битве при Акции (27 год до н.э.).

После окончания гражданских войн и установления Римской Империи в Средиземноморье врагов больше не осталось и гонка морских вооружений закончилась. Пришло время либурн (лат. navis liburna, мн. naves liburnae, дословно "либурнский корабль", "корабль либурнского типа") — быстроходных, маневренных судов с внушительными мореходными показательностями, которые римляне переняли у иллирийского племени либурнов. Вёсла на либурнах располагались в один или два ряда, в длину либурны были не более 35 метров. На борту либурны могли находиться до 50 солдат, где также размещали и лёгкие метательные машины, а иногда и башни.

В этот период более крупные корабли тоже строились и эксплуатировались, но они больше не были ни костяком флота, ни его главной силой. Наступило время, когда флот выполнял преимущественно полицейские функции. Первостепенное значение приобретает перехват противников (варваров, пиратов), а также быстрое реагирование войсками относительно небольших контингентов. Cоединения манёвренных либурн представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования. Римские флоты времён империи (например, Classis Germanica, Classis Alexandrina) патрулировали также и большие реки — Рейн, Нил и Дунай.

Вооружение и основные тактические приёмы

Таран

Таран (лат. rostrum, "клюв") — классическое орудие античного боевого корабля, использовавшееся ещё задолго до римлян. Римские тараны изготавливались из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре. Большой таран находился под водой и был предназначен для сокрушения подводной части неприятельского корабля. Малый таран находился над водой и часто для красоты имел форму свиной или крокодильей головы. Этот второй таран служил буфером, препятствующим, во-первых, разрушению фортштевня корабля при ударе с бортом вражеского, во-вторых, чересчур глубокому проникновению подводного рострума в корпус вражеского корабля. Последнее могло иметь печальные последствия для атакующего. Таран мог застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял манёвренность. Если вражеский корабль горел, можно было сгореть с ним за компанию. Если же вражеский корабль тонул, то можно было в лучшем случае остаться без тарана, а в худшем — утонуть вместе с ним.

Барельефное изображение военного корабля (Остия, ок. 30 г. до н.э.)

Тактика использования тарана была проста: стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход, открывая пробоину в корпусе врага. В качестве противодействия тарану зачастую римские корабли бронировались. Уже в эпоху Пунических войн в подводной и отчасти надводной части тяжёлых кораблей, в районе ватерлинии начинают применять обшивку корпуса листовой бронзой или железом. Прямоугольные листы этой брони имели толщину в несколько миллиметров и обеспечивали чрезвычайно эффективное прикрытие угрожаемых участков корпуса корабля от таранного удара. Плюс и целый лес вёсел, которые ещё нужно было проломить форштевнем, чтобы добраться тараном до подводного борта корабля противника. Учитывая это, можно проследить, что таран, бывший основным тактическим приёмом в морских битвах Древней Греции, во времена Рима применялся уже всё реже и реже. В той же битве при Акции корабли Октавиана физически уже просто не были в состоянии пробить борта кораблей Антония.

Существовал ещё один тактический приём, зачастую применявшийся в паре с тараном — "проплыв". Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, можно было сломать ему весла. Для этого следовало двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу корабля противника. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего — уцелеют. 

"Бен-Гур" (1959)

После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

Тактическая ситуация, именовавшаяся "обход", складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.

Тактическое искусство также заключалось ещё в том, чтобы энергично маневрируя, атаковать один вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать на этом участке подавляющий численный перевес в таранном, абордажном или метательном бою.

Корвус

Главным оружием римского военного корабля были морские пехотинцы. Ещё в Первую Пуническую войну римляне сделали ставку на решительный абордажный бой. Штурмовой трап (лат. corvus, "ворон") — почти неотъемлимый атрибут римских кораблей первого класса. Ворон имел десять метров в длину и около 1,5 м. в ширину. Вороном он был назван из-за характерной клювообразной формы большого крюка из железа, находившегося на нижней поверхности штурмового трапа. Протаранив неприятельское судно, или переломав тому вёсла в проплыве, или в качестве ответной меры вражескому тарану римский корабль приводил в действие корвус.

Падающий по дуге с высоты в несколько метров ворон пробивал все на своем пути и накрепко застревал в конструкциях корабля противника, глубоко уходя в палубу. Поднять его, очевидно, никогда не удавалось, а почти сразу после его опускания делать это было уже бессмысленно. После этого корабль противника уже при всем желании не мог оторваться от прицепившегося к нему римлянина. Удобство и просторность самого мостика обеспечивали исключительно эффективное перемещение по нему легионеров. Теоретически ширина в 1,5 м позволяла боком двигаться даже троим воинам, однако в данном вопросе скорость имела гораздо большее значение, чем массовость. Безусловно, легионеров из морской пехоты тренировали как на реальных кораблях, так и на наземных тренажерах, соорудить которые было еще проще, чем на судне. Поэтому навык, отработанный регулярными тренировками, приводил к столь впечатляющим результатам. Практически для того, чтобы преодолеть бегом и в полном вооружении, после старта с места, те 10 м, которые составляла длина мостика, легионеру требовалось до 3 секунд. Даже если противники были готовы к применению «воронов», все, что им оставалось — ждать появления легионеров на своей палубе. Очевидно, бой на самом мостике был если и возможен, то всегда оканчивался победой легионеров.

Идея возить на корабле значительное количество морпехов и высаживать их — с изрядным, надо отметить, удобством — непосредственно на палубу вражеского судна, конечно, была гениальной. Это стационарное и практически безотказное устройство, которое при всей своей примитивности и очевидности получаемых преимуществ судя по всему, так никогда и не было ни скопировано, ни применено противниками.

Ну а главным «изобретением» римлян, конечно, были их легионеры. Вороны не имели бы смысла без этих людей, которые изначально не мыслились в качестве войска, применяемого на корабле, но исключительно удачно вписались в его параметры и стали основой боевой мощи римского флота на долгие века.

Башни

Поскольку абордажный бой становится неотъемлимой частью морских сражений, корабли начинают обзаводиться башнями (лат. turris, мн. turres; башенные корабли — naves turritae). Башни на кораблях служили ровно той же цели, что и башни у крепостей на суше — они становились опорными пунктами. Их было гораздо проще защищать от от вражеского абордажа, стреляя сверху вниз. Кроме того, и в случае атаки с них было очень удобно стрелять по палубе берущегося на абордаж вражеского корабля. На башнях также устанавливались метательные машины.

Метательное вооружение

В состав команды корабля на постоянной основе входили лучники. Зачастую римляне использовали также наёмных критских лучников, которые славились своей меткостью и зажигательными стрелами. Когда неприятель вёл интенсивный встречный обстрел из метательного оружия, римская палубная пехота строилась черепахой, пережидая смертоносный град. 

На кораблях римского флота массово использовались метательные машины (лат. tormentum, мн. tormenta; или просто machina, мн. machinae, "машины"). Те машины, что устанавливались на кораблях, принципиально не отличались от использовавшихся на суше.

Чаще всего это были лёгкие торсионные двухплечевые стреломёты, или скорпионы. Применялись также более массивные баллисты, а на самых больших кораблях устанавливались онагры-катапульты. Все указанные классы машин на определённом этапе получают в свой боекомплект массу зажигательных снарядов, использовавших в качестве горючего материала сырую нефть, смолу, уголь, серу, а также комбинации этих веществ.

"Бен-Гур"

Полибол

Наиболее интересная метательная машина, которая использовалась на римском флоте — полибол (лат. polybolum, от греч. πολυβόλος, "метающий многое"). Это полуавтоматический стреломёт (или камнемёт), представляющий собой усовершенствованный скорпион. Эта машина могла вести непрерывную стрельбу стрелами или каменными ядрами весом до 4 кг, подающимися из магазина, расположенного над направляющим ложем. Цепная передача, приводившаяся в действие вращением ворота, одновременно взводила полибол, натягивая тетиву, подавала в ложе стрелу или камень из магазина, и, на очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже полностью автоматическим оружием с принудительной механикой автоматики (кстати, некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют полупринудительную автоматику).

Гарпакс

Кроме стрел, копий, камней и окованных железом брёвен римские корабельные баллисты также стреляли тяжёлыми железными гарпунами, гарпаксами (лат. harpax). Наконечник гарпакса имел хитроумную конструкцию. После проникновения в корпус неприятельского корабля он раскрывался, так что извлечь гарпакс было практически невозможно и неприятель полностью терял подвижность. С помощью машин римляне за тросы подтягивали вражеский корабль к своему. Желательно было "арканить" врага сразу с двух-трёх кораблей, после чего можно было приступать к абордажу.

Дельфин

Любопытным оружием был так называемый "дельфин" (лат. delphinus). Дельфин представлял собой очень большой продолговатый камень или свинцовый слиток, который перед боем поднимали на мачту или на специальный выстрел (на длинную поворотную балку с блоком и лебёдкой). По форме он несколько напоминал дельфина, отсюда и название. Когда неприятельский корабль оказывался в непосредственной близости, мачту или выстрел заваливали так, чтобы они оказались над противником, и обрубали трос, удерживающий дельфина. Тяжёлая болванка падала вниз, ломая палубу, скамьи гребцов и днище вражеского корабля. Дельфин был наиболее эффективен против беспалубных судов, посколько чаще всего именно в этом случае он мог гарантированно пробить дно и утопить вражеский корабль. Иными словами, дельфин чаще всего использовался на либурнах против пиратских и варварских кораблей.

Огнемётное вооружение

На римских кораблях использовались самые разнообразные зажигательные средства. Помимо метательных стрел и снарядов, к ним относились так же и так называемые жаровни и сифоны. Жаровни представляли собой большие ёмкости, в которые заливали горючую жидкость и поджигали её. Затем жаровню подвешивали на конец длинного багра, или, как дельфин, выстрела. Таким образом, жаровня выносилась метров на 10-15 за пределы корабля и опрокидывалась. Ёмкость с горящей жидкостью опорожнялась на палубу вражеского судна.

Сифон — ручной огнемёт. Он метал чистое пламя  вперемежку с искрами и угольями. В полость засыпалось топливо, предположительно древесный уголь. Затем при помощи мехов начинал нагнетаться  воздух; с оглушительным ревом из жерла рвалось пламя. Очень недалеко, максимум метров на десять, но в морском бою, когда корабли сходятся борт к борту, такая дальнобойность не кажется столь смехотворной.

Первый достоверный случай выбрасывания зажигательного состава из трубы зафиксирован в битве при Делии (424 г. до н.э.). Позже, в Восточной Римской империи (Византии) конструкция была усовершенствована и огнемёт стал известен под названием "греческий огонь".

В принципе, всё. Спасибо за внимание :)

joyreactor.cc

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Римский военный флот, вооружение и тактика

Вступление

Вдохновлено постом. Решил написать логическое продолжение — теперь о войне на море. Постарался собрать воедино как можно больше. Спасибо satory, который подсказал тему для моего первого поста. Предмет мне близок, очень уважаю историю Древнего Рима, даже выучил латинский язык в своё время.

Общие сведения

Римляне воевали на море почти так же долго, как и на суше, и история войн Рима знает множество морских битв. Римский флот (лат. Classis Romana) стал апогеем развития военно-морского дела античных времен, вобрав в себя многовековую историю развития технологий покоренных народов. Во многом именно благодаря мощному флоту римское доминирование в Средиземноморье продлилось больше пятисот лет — контроль моря означает быструю доставка легионов туда, где они нужны, их снабжение, блокада вражеского города с моря, или наоборот, снабжение союзного осаждённого города.

Римляне называли Средиземное море "Наше Море" (лат. Mare Nostrum).

Корабль — navis (от navigare — плыть, отсюда же и русское "навигация")

По своей конструкции римские корабли в целом находились в русле Средиземноморского античного кораблестроения. При постройке своих судов римляне ориентировались на достижения греческой и карфагенской школы. Это было не слепое копирование — лучшее перенималось, несовременное старались улучшить. Но если принцип остаётся на прежнем уровне, то качество и масштаб исполнения стремительно растут. Судна становятся более габаритными, на них по возможности располагается артиллерия, регулярные группы морской пехоты, устанавливаются штурмовые трапы и боевые башни.

Римские боевые суда реализовывали концепцию многовёсельного и зачастую многоярусного палубного корабля. В отличие от транспортных кораблей, которые обычно имели только парусный движитель и при штиле теряли ход (в составе флота их брали на буксир), военные корабли располагали и вёслами, и мачтами с парусами. Имевшееся на мачтах прямое парусное вооружение позволяло ходить при попутном ветре, однако перед боем паруса убирались, поскольку использовать паруса в бою было крайне опасно из-за высокой вероятности пожара от зажигательных метательных снарядов противника. Поскольку огонь становится неотъемлимым спутником морских битв, в арсенал кораблей входили средства пожаротушения и предотвращения возгорания — запасы воды, песка; угрожаемые деревянные конструкции корабля, в частности, его боевые башни занавешивают кожаными фартуками, смачивавшимися перед битвой водой и уксусом.

Для определения боевых кораблей применялся термин "длинные корабли" (лат. navis longa, мн. naves longae), в противовес транспортникам — "круглым кораблям" (лат. navis rotunda, мн. naves rotundae). Соотношение ширины военного корабля к длине корпуса было не меньше 1:7, в отличие от 1:3 или 1:4 у транспортника. Это позволяло развивать большую скорость при отличной манёвренности, хотя сильно ухудшало устойчивость на волне. Согласно источникам, некоторые боевые корабли могли достигать скорости в 10-12 узлов (19 км/ч).

Конечно, это также требовало недюжинной физической подготовки гребцов. Кроме того, большое количество гребцов повышало требования к синхронизации вёсел — каждый гребец должен был уметь очень чётко выдерживать ритм гребли, чтобы корабль не превратился в сороконожку, запутавшуюся в собственных ногах-вёслах. Вот почему римляне не использовали пресловутых "галерных рабов". Гребцы были вольнонаёмными профессионалами и зарабатывали очень неплохо. Кстати, миф о галерных рабах на самом деле имеет реальную подоплёку гораздо более позднего времени — венецианских и генуэзских галер XV - XVI веков (которые потом переняли и турки). Они имели другую конструкцию и принцип работы вёсел, позволявшие использовать каторжников.

В состав экипажа входило подразделение морской пехоты (лат. manipularius, мн. manipularii). Они были организваны, как и в легионах, в центурию, под командованием центуриона (лат. centurio). Опцион (лат. optio) был заместителем центуриона. Также имелись несколько младших офицеров (лат. principalis, мн. principales). Бенефециарий (лат. benefeciarius) заведовал бумажной работой, распределением жалованья и т.д. (да, канцелярщина в Древнем Риме была даже на кораблях).

Гребцы (лат. remex, мн. remiges) и матросы (лат. nauta, мн. nautae) подчинялись капитану корабля (лат. trierarchus). Природа отношений триерарха и центуриона в пределах отдельно взятого корабля до конца не ясна. Скорее всего, вне боя главным был триерарх, а в бою — центурион. Также в состав nautae входили: рулевой (лат. gubernator), командир гребцов (лат. celeusta) и врач (лат. medicus).

Типы кораблей

Классификация кораблей основывалась на количестве гребцов и рядов вёсел. Унирема (лат. uniremis, буквально "одновёсельный") — корабль с одним рядом вёсел, где на каждом весле сидел один человек. Бирема (лат. biremis, "двухвёсельный") и трирема (лат. triremis, "трёхвёсельный") — корабли с двумя и тремя рядами вёсел соответственно. Дальнейшее увеличение размеров кораблей редко приводило к большему увеличению количества рядов вёсел —  их длина в этом случае делала слишком сложным их использование. Цифра в наименовании класса корабля означала количество гребцов, приводивших в движение все вёсла одной секции по одному из бортов. Иными словами, корабль, имевший три ряда вёсел, где на нижнем сидело по одному человеку, а на верхних — по два, был квинквиремой (лат. quinqueremis; "quinque" — пять).

Квинквиремы имели длину до 45 м, ширину до 7,5 м, водоизмещение в пределах 150-200 тонн. На неё устанавливалось до трёх мачт. Команда состояла из 300 гребцов, 120 пехотинцев и 20 матросов. Имея наиболее сбалансированные характеристики и удовлетворительные скорость и манёвренность, квинквиремы составляли основу флота римлян в период Пунических войн. Униремы, биремы и триремы были довольно малочисленны и использовались во вспомогательных целях — разведка, снабжение, посыльная служба.

Другой класс кораблей был представлен более крупными судами — от гексеремы (шесть) и выше: септеремы (семь), эннеремы (восемь), децеремы (десять) и даже больше. Конструктивно они отличались от квинквирем большей громоздкостью и высотой надводного борта. Общие габариты кораблей этих типов были куда больше, самые массивные из них могли достигать 90 м. в длину. Эти корабли были тихоходны и плохомореходны. Они не были в состоянии участвовать в маневренном морском бою. Но их предназначение в этом и не заключалось. Эти корабли были абсолютными рекордсменами по части установки боевых башен, штурмовых трапов, метательных машин, а также по численности экипажа. Количество рядов вёсел доходило до шести. Общее число гребцов исчислялось в 700-900 человек, чему соответствовало никак не менее 400 легионеров, стрелков и артиллерийской обслуги, обслуживавшей до полутора десятков различных метательных орудий. Именно эти корабли составляли основу флота Марка Антония в битве при Акции (27 год до н.э.).

После окончания гражданских войн и установления Римской Империи в Средиземноморье врагов больше не осталось и гонка морских вооружений закончилась. Пришло время либурн (лат. navis liburna, мн. naves liburnae, дословно "либурнский корабль", "корабль либурнского типа") — быстроходных, маневренных судов с внушительными мореходными показательностями, которые римляне переняли у иллирийского племени либурнов. Вёсла на либурнах располагались в один или два ряда, в длину либурны были не более 35 метров. На борту либурны могли находиться до 50 солдат, где также размещали и лёгкие метательные машины, а иногда и башни.

В этот период более крупные корабли тоже строились и эксплуатировались, но они больше не были ни костяком флота, ни его главной силой. Наступило время, когда флот выполнял преимущественно полицейские функции. Первостепенное значение приобретает перехват противников (варваров, пиратов), а также быстрое реагирование войсками относительно небольших контингентов. Cоединения манёвренных либурн представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования. Римские флоты времён империи (например, Classis Germanica, Classis Alexandrina) патрулировали также и большие реки — Рейн, Нил и Дунай.

Вооружение и основные тактические приёмы

Таран

Таран (лат. rostrum, "клюв") — классическое орудие античного боевого корабля, использовавшееся ещё задолго до римлян. Римские тараны изготавливались из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре. Большой таран находился под водой и был предназначен для сокрушения подводной части неприятельского корабля. Малый таран находился над водой и часто для красоты имел форму свиной или крокодильей головы. Этот второй таран служил буфером, препятствующим, во-первых, разрушению фортштевня корабля при ударе с бортом вражеского, во-вторых, чересчур глубокому проникновению подводного рострума в корпус вражеского корабля. Последнее могло иметь печальные последствия для атакующего. Таран мог застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял манёвренность. Если вражеский корабль горел, можно было сгореть с ним за компанию. Если же вражеский корабль тонул, то можно было в лучшем случае остаться без тарана, а в худшем — утонуть вместе с ним.

Барельефное изображение военного корабля (Остия, ок. 30 г. до н.э.)

Тактика использования тарана была проста: стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход, открывая пробоину в корпусе врага. В качестве противодействия тарану зачастую римские корабли бронировались. Уже в эпоху Пунических войн в подводной и отчасти надводной части тяжёлых кораблей, в районе ватерлинии начинают применять обшивку корпуса листовой бронзой или железом. Прямоугольные листы этой брони имели толщину в несколько миллиметров и обеспечивали чрезвычайно эффективное прикрытие угрожаемых участков корпуса корабля от таранного удара. Плюс и целый лес вёсел, которые ещё нужно было проломить форштевнем, чтобы добраться тараном до подводного борта корабля противника. Учитывая это, можно проследить, что таран, бывший основным тактическим приёмом в морских битвах Древней Греции, во времена Рима применялся уже всё реже и реже. В той же битве при Акции корабли Октавиана физически уже просто не были в состоянии пробить борта кораблей Антония.

Существовал ещё один тактический приём, зачастую применявшийся в паре с тараном — "проплыв". Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, можно было сломать ему весла. Для этого следовало двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу корабля противника. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего — уцелеют. 

"Бен-Гур" (1959)

После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

Тактическая ситуация, именовавшаяся "обход", складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.

Тактическое искусство также заключалось ещё в том, чтобы энергично маневрируя, атаковать один вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать на этом участке подавляющий численный перевес в таранном, абордажном или метательном бою.

Корвус

Главным оружием римского военного корабля были морские пехотинцы. Ещё в Первую Пуническую войну римляне сделали ставку на решительный абордажный бой. Штурмовой трап (лат. corvus, "ворон") — почти неотъемлимый атрибут римских кораблей первого класса. Ворон имел десять метров в длину и около 1,5 м. в ширину. Вороном он был назван из-за характерной клювообразной формы большого крюка из железа, находившегося на нижней поверхности штурмового трапа. Протаранив неприятельское судно, или переломав тому вёсла в проплыве, или в качестве ответной меры вражескому тарану римский корабль приводил в действие корвус.

Падающий по дуге с высоты в несколько метров ворон пробивал все на своем пути и накрепко застревал в конструкциях корабля противника, глубоко уходя в палубу. Поднять его, очевидно, никогда не удавалось, а почти сразу после его опускания делать это было уже бессмысленно. После этого корабль противника уже при всем желании не мог оторваться от прицепившегося к нему римлянина. Удобство и просторность самого мостика обеспечивали исключительно эффективное перемещение по нему легионеров. Теоретически ширина в 1,5 м позволяла боком двигаться даже троим воинам, однако в данном вопросе скорость имела гораздо большее значение, чем массовость. Безусловно, легионеров из морской пехоты тренировали как на реальных кораблях, так и на наземных тренажерах, соорудить которые было еще проще, чем на судне. Поэтому навык, отработанный регулярными тренировками, приводил к столь впечатляющим результатам. Практически для того, чтобы преодолеть бегом и в полном вооружении, после старта с места, те 10 м, которые составляла длина мостика, легионеру требовалось до 3 секунд. Даже если противники были готовы к применению «воронов», все, что им оставалось — ждать появления легионеров на своей палубе. Очевидно, бой на самом мостике был если и возможен, то всегда оканчивался победой легионеров.

Идея возить на корабле значительное количество морпехов и высаживать их — с изрядным, надо отметить, удобством — непосредственно на палубу вражеского судна, конечно, была гениальной. Это стационарное и практически безотказное устройство, которое при всей своей примитивности и очевидности получаемых преимуществ судя по всему, так никогда и не было ни скопировано, ни применено противниками.

Ну а главным «изобретением» римлян, конечно, были их легионеры. Вороны не имели бы смысла без этих людей, которые изначально не мыслились в качестве войска, применяемого на корабле, но исключительно удачно вписались в его параметры и стали основой боевой мощи римского флота на долгие века.

Башни

Поскольку абордажный бой становится неотъемлимой частью морских сражений, корабли начинают обзаводиться башнями (лат. turris, мн. turres; башенные корабли — naves turritae). Башни на кораблях служили ровно той же цели, что и башни у крепостей на суше — они становились опорными пунктами. Их было гораздо проще защищать от от вражеского абордажа, стреляя сверху вниз. Кроме того, и в случае атаки с них было очень удобно стрелять по палубе берущегося на абордаж вражеского корабля. На башнях также устанавливались метательные машины.

Метательное вооружение

В состав команды корабля на постоянной основе входили лучники. Зачастую римляне использовали также наёмных критских лучников, которые славились своей меткостью и зажигательными стрелами. Когда неприятель вёл интенсивный встречный обстрел из метательного оружия, римская палубная пехота строилась черепахой, пережидая смертоносный град. 

На кораблях римского флота массово использовались метательные машины (лат. tormentum, мн. tormenta; или просто machina, мн. machinae, "машины"). Те машины, что устанавливались на кораблях, принципиально не отличались от использовавшихся на суше.

Чаще всего это были лёгкие торсионные двухплечевые стреломёты, или скорпионы. Применялись также более массивные баллисты, а на самых больших кораблях устанавливались онагры-катапульты. Все указанные классы машин на определённом этапе получают в свой боекомплект массу зажигательных снарядов, использовавших в качестве горючего материала сырую нефть, смолу, уголь, серу, а также комбинации этих веществ.

"Бен-Гур"

Полибол

Наиболее интересная метательная машина, которая использовалась на римском флоте — полибол (лат. polybolum, от греч. πολυβόλος, "метающий многое"). Это полуавтоматический стреломёт (или камнемёт), представляющий собой усовершенствованный скорпион. Эта машина могла вести непрерывную стрельбу стрелами или каменными ядрами весом до 4 кг, подающимися из магазина, расположенного над направляющим ложем. Цепная передача, приводившаяся в действие вращением ворота, одновременно взводила полибол, натягивая тетиву, подавала в ложе стрелу или камень из магазина, и, на очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже полностью автоматическим оружием с принудительной механикой автоматики (кстати, некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют полупринудительную автоматику).

Гарпакс

Кроме стрел, копий, камней и окованных железом брёвен римские корабельные баллисты также стреляли тяжёлыми железными гарпунами, гарпаксами (лат. harpax). Наконечник гарпакса имел хитроумную конструкцию. После проникновения в корпус неприятельского корабля он раскрывался, так что извлечь гарпакс было практически невозможно и неприятель полностью терял подвижность. С помощью машин римляне за тросы подтягивали вражеский корабль к своему. Желательно было "арканить" врага сразу с двух-трёх кораблей, после чего можно было приступать к абордажу.

Дельфин

Любопытным оружием был так называемый "дельфин" (лат. delphinus). Дельфин представлял собой очень большой продолговатый камень или свинцовый слиток, который перед боем поднимали на мачту или на специальный выстрел (на длинную поворотную балку с блоком и лебёдкой). По форме он несколько напоминал дельфина, отсюда и название. Когда неприятельский корабль оказывался в непосредственной близости, мачту или выстрел заваливали так, чтобы они оказались над противником, и обрубали трос, удерживающий дельфина. Тяжёлая болванка падала вниз, ломая палубу, скамьи гребцов и днище вражеского корабля. Дельфин был наиболее эффективен против беспалубных судов, посколько чаще всего именно в этом случае он мог гарантированно пробить дно и утопить вражеский корабль. Иными словами, дельфин чаще всего использовался на либурнах против пиратских и варварских кораблей.

Огнемётное вооружение

На римских кораблях использовались самые разнообразные зажигательные средства. Помимо метательных стрел и снарядов, к ним относились так же и так называемые жаровни и сифоны. Жаровни представляли собой большие ёмкости, в которые заливали горючую жидкость и поджигали её. Затем жаровню подвешивали на конец длинного багра, или, как дельфин, выстрела. Таким образом, жаровня выносилась метров на 10-15 за пределы корабля и опрокидывалась. Ёмкость с горящей жидкостью опорожнялась на палубу вражеского судна.

Сифон — ручной огнемёт. Он метал чистое пламя  вперемежку с искрами и угольями. В полость засыпалось топливо, предположительно древесный уголь. Затем при помощи мехов начинал нагнетаться  воздух; с оглушительным ревом из жерла рвалось пламя. Очень недалеко, максимум метров на десять, но в морском бою, когда корабли сходятся борт к борту, такая дальнобойность не кажется столь смехотворной.

Первый достоверный случай выбрасывания зажигательного состава из трубы зафиксирован в битве при Делии (424 г. до н.э.). Позже, в Восточной Римской империи (Византии) конструкция была усовершенствована и огнемёт стал известен под названием "греческий огонь".

В принципе, всё. Спасибо за внимание :)

joyreactor.cc

Рисунок, как отражение века 19-го

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник,

foto-history.livejournal.com