Древнее село Ин Хот — Hin Khot — Армения — Напоминает Мачу-Пикчу. Село древнее
Древнее село Ин Хот - Hin Khot - Армения - Напоминает Мачу-Пикчу
Древнее село Ин Хот (Hin Khot) расположено на высоте 1500 метров над уровнем моря, и окружено неприступными скалами и цветущими садами. Село находится в 67 км к северо-востоку от города Капан, на левом берегу реки Воротан.
Село Ин Хот опустело совсем не давно, примерно в 70 годах прошлого столетия. Жители покинули село, перебравшись в более удобную и равнинную местность к северу от древней деревни.
В селе Ин Хот есть множество захоронений, датируемых I-II вв. до нашей эры. На территории одного из кладбищ остались руины Красной церкви, построенной в ХII веке. По преданию, колокола этой церкви славились своим мощным боем, и именно поэтому с Красной церковью связывают другое название области — Зангезур.
В расположении и архитектуре села Ин Хот сильно напоминает древний город инков в Южной Америке — Мачу Пикчу, но с одним отличием. Село Ин Хот намного древнее.
Исторические данные свидетельствуют о том, что жители села Ин Хот выплачивали налог на содержание знаменитого Татевского монастыря. В северо-восточной части Ин Хот есть древняя постройка V-VI веков до н.э.
В поселении также есть церковь Мргадзори Хач, построенная приблизительно во второй половине XVII века. По преданию, ее построила армянка, сбежавшая из гарема персидского властителя Шаха Аббаса.
Некоторые туристические агентства уже включили в свои пешие маршруты село Ин Хот, а также соседние села Старый Шинуайр, Старый Алидзор. Об этом свидетельствует реклама, размещенная на сайтах. Но этого, конечно же, мало.
Думается, при разумном подходе это живописное и загадочное место вполне можно превратить в известный туристический центр — как в случае с Татевом и, в какой-то степени, со Старым Хндзореском.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
vstrokax.net
Древнее село Тох - Арцах - Армения
В результате раскопок в селе Тох (Տող) обнаружен первый этаж дворца Мелика Еганяна. Три года тому назад в селе Тох начались раскопки дворцового комплекса Мелика Еганяна. Как показали работы, то, что находилось на поверхности земли и принималось местными жителями за дворец, оказалось сделанной в дальнейшем пристройкой, подлинный дворец в течение столетий оказался погребенным.
Ниже опубликовано видео на армянском языке. Село Тох также известно богатой Церковной архитектурой. Средневековая Церковь Сурб Ованес (Святой Иоанн) находится в центре села Тох. Как считает историк епископ Макар Бархударянц, церковь была возведена в XIII веке.
Как и ряд других культовых сооружений Армении, построена она на месте древнего языческого капища. Об этом свидетельствуют останки прежнего сооружения, в частности виднеющаяся напротив придела чуть выше уровня пола массивная база толстой колонны.
Рельеф местности, на которой построена церковь, наклонный. Западная стена строения наполовину сливается со скалой, в то время как восточная полностью открыта. Единственный вход в церковь находится с южной стороны. Церковь обнесена каменной оградой, юго-восточный угол которой венчает круглая башня.
Церковь представляет собой прямоугольную залу, свод которой поддерживается четырьмя пилонами. В кладке стен использованы как тесаные, так и полуотесанные блоки. Перекрытие церкви было реконструировано в 1736г. меликом Еганом, сыном вардапета Гукаса в память о нем.
В исторических летописях сохранилась информация о том, что к юго-западной стене церкви прилегала часовня, служившая усыпальницей меликов Дизака Еганянов. От часовни-усыпальницы и от притвора церкви сохранился только фундамент.
Внутри церкви и ее окрестностях сохранилось большое количество прекрасно обработанных и красиво орнаментированных надгробных плит.
Репортаж о Церкви подготовила: Наталия Гукасян. Фтографии: www.building.am
Պեղումները Տող գյուղում
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
vstrokax.net
Малая Родина.: a_kain
У всех, наверное, есть место, куда хочется вернуться. Не остаться там насовсем, а просто вернуться. Спустя 10, 15. 20 лет, походить, побродить по окрестностям, вспомнить.
У меня есть такое место.
Это село Старый Эртиль. Находится в Эртильском районе Воронежской области, примерно в 120 км от Воронежа. Я там провел свое детство, с рождения и до 7 лет. Потом по семейным обстоятельствам пришлось переехать в поселок Давыдовка (о нем будет отдельный пост).
Не то, чтобы я жалел о переезде. Не жалею. Но хочется, чтобы получалось чаще посещать знакомые с детства места. Конечно, уже мало кто помнит меня, мою семью там, я, конечно, помню тамошний народ, даже поименно, но смысл называться, когда прошло почти 20 лет?
Итак, сначала немного исторической справки (а тут есть о чем поговорить).
Село Старый Эртиль – одно из старейших поселений В конце 17 века по указу Петра I на реку Битюг стали переселять крестьян из более северных регионов России. Так появились там первые села: Старый Эртиль, Битюг-Матреновка, Щучье, затем Ячейка, Сластенка, Гороховка и прочие. Нельзя сказать, что до указа Петра там не жили люди – просто “незаконные” поселения сожгли, и упоминаний о них нет.
Название “Эртиль” пошло от явно тюркского “Ертыл”, что означает “место, где живет племя”, потом его переименовали в более приятное русскому слуху “Эртиль”, хотя в близлежащих окрестностях полным-полно таких остатков: Токай, Чигла, Еманча, Кисляй, русско-тюрский гибрид Толучеевка, да что и говорить, по некоторым источника, даже название города Анна произошло от тюркского слова «ана», означающее «высокий куст» или «ольха».
Покажем на карте села (екатерининский ПГМ – План Генерального Межевания, конец XVIII века):
Или современный вариант:
Далее будет несколько фото, добро пожаловать под кат:
Выехали мы втроем на Ниве, потому как проходимость машины была самым важным критерием, потому как программу мы составили немаленькую:
посещение с. Старый Эртиль, заброшенного хутора Виноградовка, остановиться у Битюга на ночь, и покататься по заброшенным с царских времен садам и хуторам.
Увы, как писалось в предыдущих постах, фотограф с меня никакой, как и фототехника – использовался смартфон HTC и фотоаппараты друзей.
Сначала немного о планировании. Я предложил товарищам исследовать данный район на предмет раскопок по старине. Копаем любительски, изредка, без коммерческой цели, главное – процесс.
Итак, все детство в Старом Эртиле я слышал “село”, “село”. И всегда спрашивал, почему именно “село”, а не деревня? Ведь церкви в Старом Эртиле на моей памяти не было. Но никто не мог дать внятного ответа.
Перед поездкой я проштудировал карты, чтобы вспомнить местность (все же с 1994 года был там только пару раз сквозным проездом), и возле кладбища обнаружил такой вот “загадочный” контур:
Понятно ежу, что возле старого кладбища такой контур могла оставить только церковь. Позвонил отцу уточнить, потому как он-то во время проживания нашей семьи в этом селе был взрослым, может что-то знал. Получил ответ, что спрашивал, никто не знает.
Тогда полез в интернеты, и натолкнулся на интересную историю:
“Тридцатые годы были отмечены рьяной атакой на православную церковь - оплот традиционного крестьянского духовного уклада и культуры. Церкви закрывались. Со многих из них снимались колокола и кресты, уничтожались иконы. В 30- годы были закрыты, а затем и уничтожены церкви в селах Вязковка, Самовец, Гнилуша, Битюг-Мареновка, Старый Эртиль, Борщево-Пески, Гороховка, Сластеновка, Александровка, Копыл, Ростоши, Щучье, Б-Добринка, часовни на Ершовке.” Отсюда:
На территории Эртильского района, граничащего с Тамбовской областью вовсю бушевало Антоновское восстание. Подробнее тут, нет смысла приводить текст википедии целиком, достаточно малой части – некоторых приказов коммунистического командования, относительно “работы” с местными жителями:
[Приказы:] ПРИКАЗ Командующего войсками Тамбовской губернии № 0116/оперативно-секретный г.Тамбов 12 июня 1921 г. Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена Советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей. Для немедленной очистки лесов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось. 2. Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов. 3. Начальникам боевых участков настойчиво и энергично выполнять настоящий приказ. 4. О принятых мерах донести. Командующий войсками Тухачевский Начальник штаба войск Генштаба Какурин Российский государственный военный архив Ф.34228. Оп.1. Д.292. Л.5
и еще: ПРИКАЗ Полномочной Комиссии ВЦИК № 116 г.Тамбов 23 июня 1921 г. Опыт первого боевого участка показывает большую пригодность для быстрого очищения от бандитизма известных районов по следующему способу чистки. Намечаются особенно бандитски настроенные волости и туда выезжают представители уездной политической комиссии, особого отделения, отделения военного трибунала и командования вместе с частями, предназначенными для проведения чистки. По прибытии на место волость оцепляется, берутся 60-100 наиболее видных лиц в качестве заложников и вводится осадное положение. Выезд и въезд в волость должны быть на время операции запрещены. После этого собирается полный волостной сход, на коем прочитываются приказы Полномочной Комиссии ВЦИК №№ 130 и 171 и написанный приговор для этой волости. Жителям дается 2 часа на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей, и население ставится в известность, что в случае отказа дать упомянутые сведения заложники будут расстреляны через два часа. Если население бандитов и оружия не указало по истечении двухчасового срока, сход собирается вторично и взятые заложники на глазах у населения расстреливаются, после чего берутся новые заложники и собравшимся на сход вторично предлагается выдать бандитов и оружие. Желающие исполнить это становятся отдельно, разбиваются на сотни и каждая сотня пропускается для опроса через опросную комиссию (представителей Особого отдела и Военного трибунала). Каждый должен дать показания, не отговариваясь незнанием. В случае упорства проводятся новые расстрелы и т.д. По разработке материала, добытого из опросов, создаются экспедиционные отряды с обязательным участием в них лиц, давших сведения, и других местных жителей и отправляются на ловлю бандитов. По окончании чистки осадное положение снимается, водворяется ревком и насаждается милиция. Настоящее Полномочная Комиссия ВЦИК приказывает принять к неуклонному исполнению. Председатель Полномочной Комиссии Антонов-Овсеенко Командующий войсками Тухачевский Российский государственный военный архив Ф.235. Оп.2. Д.16. Л.25
И стало ясно. НЕКОМУ помнить о том, где была церковь, была ли она вообще, поскольку при таком садистском отношении к местному населению, мало кто является жителем Эртиля даже с 1 поколением местных родственником.
Заехали по пути в Панино. Фотографий не делали, поскольку Панино показался нам очень унылым поселком. В Панино есть 2 достопримечательности: Тулиновский элеватор и Панинский чернозем.
Далее – в Старый Эртиль. От Панино – примерно 25 км, но дорога довольна унылая: балки, пруды, поля, навевает грусть.
И вот она – Родина. Естественно, я волновался, не то, чтобы трепетал – но очень хотел увидеть, как тут все изменилось за 19 лет.
Сразу поехали к кладбищу. Походили с металлоискателем перед входом, по периметру церкви (контур оказывается обозначал не бугорки, а рвы – фундамент выбрали до кирпичика), нашли пару медных хозяйственных мелочей и 2 серебряные ложки.
Затем, школа. Здание 1910 года постройки, я там отучился с 1 по 3 класс, тогда общая численность школьников была более 100 человек. Сейчас школа не функционирует, оставшихся учеников возят на автобусе в село Щучье.
Несколько фотографий школы:
даже такой вот курьез:
Очень долго лазал по грудам тетрадей, пытался отыскать свою. Но тщетно. А очень хотел - мог бы состояться полноценный камбэк.Испытал странное ощущения, бродя по заброшенным кабинетам, зашел в свой первый школьный класс, везде запустение, но что порадовало – абандон довольно культурный, без банок из-под пива и краски на стенах.
Вот такое вот возвращение:
кабинет труда:
а вот мой класс:
а вот в окне наша верная спутница:
а вот и я:
а вот и вид из окна. здесь в мое время была детская площадка, куча учеников всех возрастов, перемена, галдеж…
а вот таких красивых местных жителей мы увидели там:
Затем я покинул товарищей и прошелся дальше. К местному ДК, и поглядеть издали на бывший свой дом, на окрестности, с которыми связано так много воспоминаний. Я ожидал увидеть заброшенный ДК, оказалось – работает библиотека. Хотя, из-под фундамента с тыльной стороны клуба выбежали овцы. хм.
Сзади ДК – болото и песчаный карьер. В детстве казалось очень большим, сейчас же – не очень. Там я много лазил, катался на санках, играл в войну, смотрел, как ласточки делают норы в обрывах…эхх.
Вот ДК, где-то за деревьями мой дом. Бывший, увы.
Двери закрыты, окна забиты стеклом или целлофаном, но видно, что за клубом приглядывают, опять же: ни надписей, ни бутылок.
Внутри – библиотека, актовый зал, в детстве проводились здесь праздники – Новый Год, собирались колхозники.
Далее – большой пробел в фотоотчете. Поскольку мало фотографировали)))
Проехались по Битюг-Матреновке, увидели много старинных краснокирпичных домов, даже несколько двухэтажных в середине села. Несколько заброшенных. Но копаться в них не решились – могли воспротивиться местные жители.
И вот такой домик обнаружили, полуразрушенный. Еще одно напоминание о Гражданской войне:
Потом поехали ночевать, к местечку Отрог. Знаменито тем, что во время антоновского восстания там погибло несколько десятков красноармейцев от рук “зеленых”. Первым даже памятник поставили в 1959 году, на братской могиле, рядом с автодорогой Ст. Эртиль – б.-Матреновка.
Расположение памятника Поворот с автодороги, аллейка к могиле. Помнится, в школе нас заставляли несколько раз в год ходить и убирать могилу.
Тут:
Комары. Едрить твою мать, какие были комары. С кулак Валуева. Куда там городских и ближнезамкадским задохликам! За 2 секунды в приоткрытое окно Нивы налетела целая орда, поэтому идею остановиться в живописнейшем дубовом лесу мы сразу отвергли. В ходе катания по берегам Битюга тоже вспоминалось, как в 6 лет тайком от родителей бегал купаться)))
Пришлось искать более-менее открытое место. Например, такое:
Я поймал себя на мысли, что не делал венков уже почти 19 лет:
На следующий день у нас по плану было поискать несколько заброшенных хуторов и садов.
Были в паре безымянных уже мест – старинных помещичьих садах. Но, увы, деревья остались, но местные используют сады для своих вылазок, поэтому все загажено. Хотя, несколько гильз с маркировкой 1917 нашли.
Первым в списке была Виноградовка – хутор, расположенный неподалеку от села Ячейка. В котором, кстати, есть действующая деревянная церковь Михаила Архангела, построенная аж в 1846 году. Фотографий в сети куча, поэтому здесь ее нет )))
Виноградовка была на картах Шуберта, но сейчас это – заброшенный хутор.
Расположение:
Решили использовать проходимые качества Нивы не на полную и по пашне не кататься – поля были только засеяны, местные колхозники явно бы не одобрили, поэтому такие вот круги. В самой Виноградовке нет абсолютно ничего интересного – пара почти целых домов, остальные – остовы от фундаментов, поросшие травой.
Вот так выглядит река Малый Эртилец, через которую надо переправиться, чтобы попасть в Виноградовку:
В так выглядит сама переправа:
Ее вполне можно преодолеть, закатав штаны до колен. Течение сильное, но, аккуратно ступая по камням, вполне себе можно успешно перебраться на другой берег.
Один из немногих уцелевших домов в Виноградовке:
Решил вот залезть на “ходули”:
Поискали, покопали. Забегая вперед, скажу, что 99,9% находок были либо водочные крышки, либо консервные банки. Водочных крышек просто огромное количество, нереальное находится в земле.
Все места, где побывали описывать не вижу смысла, поскольку почти все они запаханы, поэтому ищешь-ищешь по Шуберту место, и вроде подходит – а тут поле. Следует вспомнить лишь заброшенный хутор Маза.Расположение:
Но там мы нашли свежие раскопы, 4-5 дневной давности.
Затем, катаясь по полям, попали в конечную точку нашего путешествия – дачный поселок. Историческую справку привести не могу, кроме той, что в детстве у моей бабушки был там дачный участок, и я там провел много времени, помогая с работой и ловя рыбу.
Там тоже по Шуберту был какой-то хутор. Увы и ах.
Но остался довольно большой сад. Помнится, когда был маленьким, я гулял там и лопал местные огромные яблоки. Деревья очень старые, неухоженные. Сад тоже с дореволюционных времен, на слуху в той местности еще такие названия, как “Ланин сад”, “Паршин сад” – память о владельцах садов еще живет.
И в общем, неожиданно решили поехать обратно. Поскольку двое из нас (я и водитель Нивы) были слегка деморализованы малым количеством находок в довольно-таки древних селах.
Да и не по-майски горячая жара все же победила.
Так окончилось мое небольшое путешествие на Малую Родину – Старый Эртиль. Вот когда куплю авто – обязательно вернусь еще раз туда.
Небольшой итог: заброшенных садов, хуторов очень много. В конце 19 в. эта местность была заселена куда гуще, чем сейчас. Можно еще ездить, кататься, и можно найти что-то интересное, хоть не в плане находок, так впечатлений.
P.S.: в с. Ячейка купили местный хлеб. Ничего вкуснее я не ел, буханка слопалась сама собой. Прекрасно.
И вот напоследок наша верная белокурая спутница:
И суровый мужской перекус на капоте:
a-kain.livejournal.com
Село Старые Зюри, Мусульманский источник
В статье про Мамадышский тракт мы писали, что раньше эта дорога называлась – Зюрейская, а эта часть Казанского ханства называлась Зюрейская даруга. по имени села Зюри на реке Мёша (рядом с п. Тюлячи).
Именно тут проходил некогда оживленный тракт на восток нашей республики (Казанского ханства, Казанской губернии), а в селе Зюри был огромный постоялый двор, который упоминается ещё в произведениях Аксакова вместе с рекой Мёша.
Что интересно, село Зюри имеет чувашское происхождение, поэтому ещё более древнее название тракта – Човашская даруга, что отмечают казанские краеведы. В более поздние времена чуваши в этом селе приняли ислам и отатарились. Также часть чувашей мигрировала по этому тракту на восток, спасаясь от поборов и налогов.
ЧУВАШСКАЯ (ЗЮРЕЙСКАЯ) ДАРУГА – управленческий и податный округ в Казанском ханстве, после присоединения к России переименована в «Чувашскую дорогу». До 1552 управлялась наместником хана, в 1781 как единица административно-территориального деления была отменена.
УЧАСТОК ЗЮРЕЙСКОЙ ДОРОГИ ОКОЛО СЕЛА СТАРЫЕ ЗЮРИ
Уже около двух веков исследователи ищут остатки былого города-крепости - центра Зюрейской даруги, одного из важнейших столичных поселений Казанского ханства.
Известно, что татарская территория ханства в административном отношении разделялась на несколько "даруг", которые в русских источниках отождествляются с дорогами из Казани в Галич, Алат, Арск, Зюри и в Ногайскую землю… "Около деревни Старые Зюри есть остатки рва, концы которого примыкают к реке Меше. На берегу реки земляная насыпь, на которой подставлен камень довольно большой величины с высеченными будто бы арабскими буквами. По этим приметам полагают, что там был в древности столичный город какого-то хана" (С.М.Шпилевский, 1877)…
Наблюдения и исследования в августе 2001 г. позволили локализовать былую столицу Зюрейской даруги именно на месте современного с. Старые Зюри Тюлячинского района РТ, хотя имеется село под названием Зюри и в Мамадышском районе, где живут переселенцы-кряшены. В пользу этой версии работают следующие аргументы. На краю с. Старые Зюри, неподалеку от левого берега р. Меша, находится старое кладбище, на котором сохранился мусульманский камень первой половины XVI в. В пользу этого говорит также природно-географическое и рельефное расположение современного села - на полуостровном левом берегу р. Меша.
Здесь же очень удобные для пастбищ низкие широкие и богатые травой пойменные луга. Да и почва очень плодородна для земледелия. О том, что это легендарная и историческая земля, говорят местные жители и легенды, которые рассказывают старожилы.
Места эти очень красивые. В окрестностях села протекает река Мёша, есть живописные леса.
река Мёша, село Зюри, мусульманский источник
Около села находится Мусульманский родник. Этот источник почитается местными жителями, считается, что вода в источнике целебная.
мусульманский источник на реке Мёша
МУСУЛЬМАНСКИЙ ИСТОЧНИК НА БЕРЕГАХ МЁШИ
Статус: село СТАРЫЕ ЗЮРИ.
Дата основания: XV в.
Муниципальное образование: сельское поселение Старозюринское
(центр муниципального образования)
Входит в: Тюлячинский район
Субъект Федерации: Республика Татарстан
Население (тыс.чел.): 0,4 (2010)
Координаты: 55°52'14'' с.ш., 50°21'22'' в.д.
Код ОКАТО: 92256840001
Почтовые индексы: 422091
Телефонный код: +7 84360
МЕДРЕСЕ В СЕЛЕ ЗЮРИ
медресе в селе Зюри
А.А. Бурханов, Р.Н. Хамзин - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ТЮЛЯЧИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В августе - сентябре 2001 г. Заказанским отрядом Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции Института истории им. Ш.Марджани АНТ и Татарского государственного гуманитарного института были проведены исследования археологических и эпиграфических памятников Тюлячинского района. В ходе исследований изучены археологические объекты в райцентре Тюлячи и с. Старые Зюри, а также уточнено состояние эпиграфических памятников.
Поселение Старые Зюри.
Уже около двух веков исследователи ищут остатки былого города-крепости - центра Зюрейской даруги, одного из важнейших столичных поселений Казанского ханства. Известно, что татарская территория ханства в административном отношении разделялась на несколько "даруг", которые в русских источниках отождествляются с дорогами из Казани в Галич, Алат, Арск, Зюри и в Ногайскую землю. Алат находится у сел Старый Алат и Казаклар в Высокогорском районе РТ, а Арск - в центре современного Арска, где нами проводились раскопки в 1996 г. и получены убедительные аргументы в пользу этого факта. "Около деревни Старые Зюри есть остатки рва, концы которого примыкают к реке Меше. На берегу реки земляная насыпь, на которой подставлен камень довольно большой величины с высеченными будто бы арабскими буквами. По сим приметам полагают, что там был в древности столичный город какого-то хана" (С.М.Шпилевский, 1877).
МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ СТАРЫЕ ЗЮРИ
Наши наблюдения и исследования в августе 2001 г. позволили нам локализовать былую столицу Зюрейской даруги именно на месте современного с. Старые Зюри Тюлячинского района РТ, хотя имеется село под названием Зюри и в Мамадышском районе, где живут переселенцы-кряшены. В пользу нашей версии работают следующие аргументы. На краю с. Старые Зюри, неподалеку от левого берега р. Меша, находится старое кладбище, на котором сохранился мусульманский камень первой половины XVI в. В пользу этого говорит также природно-географическое и рельефное расположение современного села - на полуостровном левом берегу р. Меша. Здесь же очень удобные для пастбищ низкие широкие и богатые травой пойменные луга. Да и почва очень плодородна для земледелия. О том, что это легендарная и историческая земля, говорят местные жители и легенды, которые рассказывают старожилы.
Нами было заложено 9 раскопов и шурфов в различных местах современного села (4 х 2; 6 х 2; 4 х 2; 3 х 1; 2 х 2; 2 х 2; 3 х 1; 2 х 1; 1 х 1 м), которые зафиксировали культурные слои мощностью от 25 до 110 см. В ходе раскопок выявлена керамическая посуда, железные изделия, каменные находки, кости животных. Керамический материал относится к XIV-XVI и XVII-XIX вв. Кроме того, в 2,5 км отсюда, у с. Тюлячи, археологом И.Р. Газимзяновым несколько лет тому назад выявлены остатки могильника золотоордынской эпохи. На правом берегу р. Меша, в 2 км от с. Старые Зюри, во время разведочных работ в местечке "скотомогильник" нами собраны керамические и железные изделия, относящиеся, судя по аналогиям, к XIII-XVI вв. Неподалеку от этого места, в 3 км, располагается д. Мамалаево, где еще в начале XX в. был найден ярлык хана Сахиб-Гирея 1523 г.
Старозюринское поселение. На правом берегу р. Меша, в 800 м к северу - северо-западу от с. Старые Зюри, на коренном мысу высотой 50 м исследованы остатки поселения доисламской эпохи. Культурный слой доходит до 35 см. Было заложено три раскопа (4 х 6; 4 х 2; 4 х 1 м). Основной вещевой материал поселения - лепная керамика мазунинского типа, фрагменты медных изделий, кости животных. Памятник относится к эпохе раннего средневековья.
ЖИВОПИСНЫЙ ОБРЫВ В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА ЗЮРИ И ИСТОЧНИКА
Поселение Старые Тюлячи.
Традиционно считается, что с. Тюлячи основано в 1560 г. (в частности, в рамках подготовки и проведения мероприятий по празднованию 10-летия создания Тюлячинского района в центре села был поставлен обелиск с указанной датой). Для подтверждения или опровержения этого факта в августе - сентябре 2001 г. нами были проведены разведочные раскопки на нескольких участках центральной части с. Тюлячи. Заложены раскопы у пекарни (бывшая церковь), по берегу реки и около здания администрации (размеры раскопов 4 х 6; 4 х 2; 2 х 2; 3 х 4; 4 х 6 м соответственно).
Мощность культурного слоя на раскопах составляла в среднем не более 50-60 см. Среди находок - керамика красно-коричнево-темноватого оттенка золотоордынско-татарских традиций, много черепков чернолощеной, сероглиняной и красно-глазурованной посуды колониальной эпохи, изделия из железа, стекла, камня.
Основная часть находок относится к XVIII-XIX вв., часть - к XIV-XVI вв. Это позволяет нам удревнить основание поселения до эпохи поздней Золотой Орды и раннего Казанского ханства. Скорее всего, до русской колонизации здесь располагалось небольшое татарское село, а после взятия Казани Тюлячи становятся одним из важнейших центров колонизации центральной части Заказанья.
КАРТА МЕСТНОСТИ
Находки из поселения у кладбища с. Старые Нырсы.
На территории кладбища сохранились надгробные плиты XIV в. Во время их осмотра мы провели разведочное изучение местности. К югу от села и к востоку от кладбища выявлены следы золотоордынского поселения. На пашне собраны типично золотоордынская керамика, глиняное пряслице и джучидская серебряная монета.
Кроме того, нами проведены фиксация современного состояния, фотографирование и снятие экстампажа надгробий у с. Большие Нырсы (XIV-XV вв.), Тямти (XVI в) и Старые Зюри.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.rusarch.ru/burhanov2.htm
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9841
http://rustik68.narod.ru/rt/elga-mesha.html
komanda-k.ru
Аджим – село древнее
Скоро мы будем праздновать 400-летие Аджима. На заседании в сельской администрации была создана комиссия по подготовке и проведению этого праздника, который пройдет в конце июня во время Тихоновской ярмарки. Ожидается приезд многочисленных гостей из разных регионов. Каждый член комиссии будет решать определенный вопрос. А мне поручено написать историю Аджима.
История этого села своими корнями уходит в глубокую старину. Первоначально оно было заселено удмуртами, затем их вытеснили марийцы. До сих пор сохранилось место марийского кладбища в Аджиме. НА этом месте до сих пор у ключа вымываются человеческие кости, медные браслеты и другие вещи.
В XVIII веке Аджим становится волостным центром. В сохранившихся в архиве документах имеются следующие сведения об Аджимской волости: в деревне Янкино насчитывалось 47 дворов, 141 мужчина, 160 женщин; в д.Исаево 47 дворов, 157 мужчин, 190 женщин; в селе Аджим – 85 дворов, 300 мужчин,312 женщин; в д.Токари 26 дворов, 24 мужчины, 35 женщин, в. Кулызино 15 двоов,51 мужчина, 63 женщины, в д.Кучка 16 дворов.53 мужчины,49 женщин. Деревни принадлежали казенному и удельному ведомству.
В 1836 году из Аджима выехали 32 двора и образовали деревню Семеновское, что находилась в сторону Лазарево. А в 1839 году из Аджима выехали 28 дворов и образовали деревню Троицкое, немного западнее Семеновского.
В середине XIX века началось строительство Аджимской Георгиевской церкви, по счету пятой. В настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии, составленной в 1908 году, имеются сведения о том, что первая церковь в с.Аджим, по преданию, была построена при царе Федоре Алексеевиче. Она была сожжена. Вместо нее построена новая Георгиевская церковь, тоже деревянная, сгорела 24 апреля 1799 года. Еще одна е церковь была построена в 1800 году. Ныне существующая каменная Георгиевская церковь построена в 1830-1868 годах.
Построили церковь с тремя престолами во славу святых Георгия, Дмитрия и Тихона. Церковь имела богатый иконостас и была одной из красивейших во всей округе.
По рассказам старых людей, которые слышали это еще от своих родителей, проект этой церкви был предназначен для города Малмыжа. Но человека, который привез проект, угостили так, то на следующий день на больную голову он перепутал проекты. Так в Малмыже была построена церковь меньшего размера.
И еще она легенда. При кладке кирпичей раствор замешивали на сырых яйцах. Их собирали со всей округи. Одни мужик, собрав целую телегу яиц, отправился в Аджим. По дороге яйца стали разбиваться. Боясь, что разобьются все, мужик их сварил и привез вареные яйца.
В жизни села церковь играла огромную роль. Она определенным образом влияла на культуру села: в ее ведении было церковно-приходское училище. В церкви был создан хор певчих их местных жителей, главным образом, девушек. Им была привита культура пения, и Аджим славился как певческое село.
В начале XX века Аджим вырос вдвое. В нем насчитывалось около 1500 дворов. В центре на большой возвышенности стояла церковь. Не будь ее, Аджим был бы не примечателен. Церковь было видно издалека, а звон большого колокола был слышен за многие километры.
В 1936 году было приказано закрыть храм. Приехали верховые их Шурмы, милиция. Кто-то из аджимских ударил в набат. Женщины кинулись к церкви, вооружившись лопатами, вилами, чтобы не дать снять колокола. Женщин растолкали лошадьми, а потом заперли в сарае. До нынешнего времени это событие называют «бабьим бунтом».
Церковь закрыли и вскоре стали снимать большой колокол. Для этого пригласили силачей-тяжеловесов из Вятки. Руководил снятием местный строитель Ф.А.Вертунов. Еле-еле сбросили колокол на землю - с е в 7 тонн было нелегко справиться. Погрузить на подводу его не смогли. Разбили кувалдами на куски и отправили к Вятке, чтобы погрузить на баржу и отвезти на медеплавильный завод. Но осколки колокола утонули в реке.
Сейчас Алжирская Георгиевская церковь работает снова. Есть и колокола, только не слышно уже того величавого пения большого колокола.
В 1997 году 11 августа на купол был поднять освященный крест.
(Продолжение следует).
Подготовил Э. Исламов.
Еще записи по теме
sp43.ru
Старое Чурилино, таинственный склеп-костница | Команда Кочующие
Старое Чурилино – древнее село на Арской дороге, которая является частью известного всем Большого Сибирского тракта. Сибирский тракт, как стратегическая дорога России, как правило, была заселена русскими и крещёнными инородцами. Татары селились рядом. Но в советское время села и деревни перемешались, многие люди уехали в города. Так получилось, что родители моей жены – родом из Старого Чурилино, и мы часто приезжали в это село, чтобы посетить кладбище, которое расположено недалеко от церкви.Кстати, храм раньше был обычным складом, а крест на колокольне до 2005 года был очень сильно погнут, скорее всего, его пытались сорвать на землю тросами. Но в стародавние времена всё делали на совесть – крест так и остался согнутым, но не сломленным.Однако я и не догадывался, что в подвалах храма скрывается настоящий склеп с десятками черепов! Об этом загадочном месте хочется рассказать в данной статье!
Таинственный склеп находится в подвале храма. Кто и зачем сделал такое захоронение, которое не свойственно православным, а свойственно, скорее всего, католикам, - это неизвестно!Эта загадка даже попала в казанские газеты, но так и не нашла ответа!
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИПосле завоевания Казани в 1552 году вся территория бывшего Казанского ханства современниками стала четко разделяться на несколько частей. Одну из таких частей составляла Арская сторона — территория по течению реки Казанка - к северо-востоку и востоку от Казани, вплоть до среднего течения Вятки. Вскоре русское правительство приступило к колонизации и христианизации края. Христианизация коснулась и Арского края. Её результатом стало появление деревень, где проживали новокрещенные татары.Селения Арской стороны имеют свою многовековую историю. Многие из них очень древние и были основаны еще во времена булгарского государства и Казанского ханства (13 – первая половина 16 в). Надгробные камни 14-16 в.в. с арабско-татарскими надписями найдены в древних мусульманских кладбищах у селения Старый Ашит, Старый Кишит, Н.Ура, Ср.Серда, Наласа, Ср.и В. Аты, Н.Метески, Казылино.
Старое Чурилино
Арская сторона являлась одной из центральных частей Казанского ханства. Поэтому не удивительно, что в перв.пол. 16 в, т.е. в период Казанского ханства она была плотно заселена. Особенно много поселений было в бассейнах рек Казанка и Ашит. В этническом отношении основное население состояло из татар. Первые русские поселения появились, начиная со второй половины 16 века, после завоевания Казанского края Русским государством.Вверх по течению Казанки первыми населенными пунктами были Чурилино, Бужа, Кадряково, Чулпаново, Качелино. Все эти деревни располагались на левом берегу Казанки. На правом берегу были расположены селения Кишметьево, Абзябар, Большая и Малая Серда, Урнашбаш, Верхние и Средние Аты, Большие и Малые Метески, Наласа. В окрестностях Арска были расположены деревни Старый Тюбяк, Тюбяк, Хайвань и др.
древнее захоронение в церковной ограде
В 1555 году была восстановлена крепость Арска, где был размещен гарнизон из стрельцов и казаков. Прежнее татарское население, по видимому покинуло Арск в 1552 году. Стали возникать и первые русские сёла и деревни, часто они возникали на месте бывших татарских поселений. Многие из современных русских сел и деревень Арской стороны до сих пор носят старые татарские названия: Абзябар, Кишметьево, Чулпаново, Чурилино, Бимери и др.Политика христианизации не прошла бесследно и для татарского населения Арской стороны. Уже в 1565 – 1568 годах татары д. Чурилино числились в источниках « Новокрещенными». «Новокрещенными» к началу 17 века были: Азяк, Кишметьево, Янасала, Корса.
СТАРОЕ ЧУРИЛИНО (Иске Чүриле) село в Арском р-не, на автомобильной дороге Казань–Пермь, в 12 км к Ю.-З. от г.Арск. На 2008 - 712 жит. (по переписи 2002, татар - 69%, русских - 28%). Полеводство, мясомол. скот-во. Ср. школа, дом культуры, б-ка. Мечеть, церковь. Осн. в период Казанского ханства. В дорев. источниках изв. также как Никольское. В 18 - 1-й пол. 19 вв. часть жителей относилась к категории помещичьих, другая - гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом, шерстобитным, столярным и кузнечным промыслами. В нач. 20 в. в С.Ч. функционировали Казан.-Богородицкая церковь (была построена в 1830; памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1870), почтовая станция, 2 кузницы, 3 постоялых двора, пивная, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 3213,8 дес. До 1920 село входило в Арскую вол. Казанского у. Казанской губ. С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Арском р-не. Число жит.: в 1782 - 479 душ муж. пола; в 1859 - 920, в 1897 - 1039, в 1908 - 976, в 1920 - 1000, в 1926 - 1172, в 1938 - 1102, в 1949 - 897, в 1958 - 789, в 1970 - 499, в 1979 - 598, в 1989 - 599, в 2002 - 677 чел.
Справка по храму: Приход в с. Старое Чурилино существовал с 1765 года. Храм XVII века постепенно обветшал и стал разрушаться, поэтому рядом со старым в 1830 году на средства прихожан – государственных крестьян – был построен новый трехпрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Приделы были освящены в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Михаила Малеина. На месте престола старого храма была построена часовня, которая сохранилась до наших дней. В 1898 году была построена церковная ограда. В 1930-е гг. храм был закрыт, священник Василий Пантелеев, служивший в этом храме, был расстрелян 10 августа 1930 года, и сейчас готовятся материалы для его канонизации. В советские годы в здании находилось зернохранилище. Вновь храм был возвращен верующим только в 1992 году. В настоящее время богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни.
Казанско-Богородицкая церковьЦерковь. Действует. Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Михаила Малеина Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки: 1830.Адрес: Республика Татарстан, Арский район, с. Старое Чурилино.Проезд: Из Казани автодорога через Высокую Гору на Арск. Через 36 км после развязки с объездной дорогой вокруг Казани на м-7 (не доезжая около 10 км Арска) в середине села Старое Чурилино церковь будет слева от дороги.Координаты: 56.026574,49.725955
ТАЙНА СТАРОГО ЧУРИЛИНОПри въезде в Арский район всех гостей встречает храм Казанской иконы божьей матери. Его возвели в девятнадцатом веке, а в двадцатом превратили в склады. Более 60 лет здесь хранили сельскохозяйственную технику. Надежда прихожан на возрождение церкви, появилась в 90-е с приездом настоятеля. Но он только начал ремонт, а несколько лет назад пропал, также неожиданно, как и появился.Местные жители теряются в догадках. Вообще вокруг этого храма ходит немало легенд. Одна из них о кладе. Сельчане уверены - он зарыт в подвале. Туда с началом реконструкции и наведались рабочие. Но нашли не золото и бриллианты, а останки 78 человек.
Жители села сейчас опасаются спускаться в подвал. Они считают - тревожить захоронение не стоит. Нина Малышева настоящий хранитель церкви. Когда-то была директором местной школы, после выхода на пенсию все свободное время посвящает храму. Она одна из тех, кто собирал пожертвования и по мере сил обустраивал пустующее здание.Нина Малышева, председатель совета ветеранов села Старое Чурилино: - Обращались мы к нынешнему руководству, к Алмазу Назировичу – к нашему главе администрации и он вот решением свои в 2007 году выделил 2200 тыс. рублей.За два года – отремонтировали фасад и подлатали кровлю, на большее - средств не хватило. Прихожане уверены, нужен хозяин. Казанская епархия по их словам обещала отправить батюшку.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:Команда Кочующие.http://pro-speleo.ru/forum/3-278-1http://forum.vgd.ru/1573/53948/0.htmhttp://www.ite.antat.ru/articles/punkt_s/s_277.shtmlhttp://lit.convdocs.org/docs/28/index-21662.htmlhttp://sobory.ru/article/?object=20630http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101254/125401.b.jpg
komanda-k.ru
Усадьба Н.М. Рихтер, Пензенская область, Колышлейский район, село Старая Потловка: deadokey
Время так быстро бежит, что порой не успеваешь осуществить все задуманное. В усадьбе Н. М. Рихтер в Старой Потловке я собирался побывать еще прошлой весной, но не сложилось, а теперь жалею. В 2013 году усадебный дом Н. М. Рихтер выкупили ее прямые потомки Виктор и Екатерина Шеффер. Почти сразу к идее восстановления усадьбы присоединился историк А. И. Мраморнов и вскоре идея выросла в проект по возрождению храмого-усадебного комплекса. Но в ночь с 28 на 29 августа 2015 г. редкий памятник деревянного зодчества — усадьба Н.М. Рихтер — был уничтожен полностью в результате случившегося пожара.
Первоочередной задачей потомки Н. М. Рихтер видят восстановление храма святой Аллы и всего усадебного комплекса. В связи с тем, что пожар, унесший аутентичный памятник, пришелся на Успение Божией Матери, планируется открыть в части усадьбы дом трудолюбия во имя Успения Божией Матери (по образцу дореволюционных домов трудолюбия), а также культурный центр и музей дворянства Прихопровья, где можно будет прикоснуться к богатому прошлому этих мест, через видео- и фотоматериалы. Посетители усадебного комплекса смогут посетить богослужение в храме святой мученицы Аллы, узнать о его особой истории, наконец, просто хорошо отдохнуть с семьей. Процесс восстановления храма уже начался и ведется на частные пожертвования. Восстановление усадьбы зависит от объективного установления причин августовского пожара.
В посте фотографии, сделанные владельцами усадьбы до пожара, и рассказ об уникальности усадебного комплекса.
Усадьба Н.М. Рихтер находится на правом берегу реки Хопер в живописном месте, окруженном полями, лугами и дремучими лесами. Основной дом усадебного комплекса относится к уникальным памятникам архитектуры деревянного зодчества, выполненным в псевдорусском стиле.
За последнее столетие внешний вид дома практически не изменился, до 2015 г. сохранялись все архитектурные элементы за исключением лоджии, небольшого балкончика, и мансарды. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. Уникальность усадебного комплекса в том, что на территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу.
2. Храм Святой мученицы Аллы конец XIX века.
Псевдорусский стиль или русский стиль — течение в русской архитектуре основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Этот стиль получил свое распространение во второй половине XIX - начале XX века.
3. Школа для мальчиков в образовательном комплексе Н.М. Рихтер. Фото РГИА.
Псевдорусский стиль для оформления усадьбы Н.М. Рихтер не случаен. Основная и очень активная деятельность помещицы-благотворительницы была связана с воспитанием и образованием крестьянских детей. В созданном ею «Заповеднике образования» уделялось внимание как внутреннему – духовному росту воспитанников, так и поддержанию внешней красоты мироустроения, проявленной в близком народу, традиционном Русском стиле в архитектуре и в остальном декоративном убранстве территории комплекса. Уникальность усадебного комплекса Н.М. Рихтер состояла в том, что на ее территории были расположены и школы, и все сооружения, относящиеся к образовательному комплексу.
4. Беседка.
5. Н.М. Рихтер с ученицами школы в Старой Потловке. Фото РГИА.
6. Н.М. Рихтер. Фото из архива Е. Шеффер.
7. Одна из школ образовательного комплекса Н.М. Рихтер. Фото РГИА.
В отличии от устройства большинства усадеб того времени, где дом помещиков располагался поодаль от общественной, народной жизни, главный усадебный дом Н.М. Рихтер был расположен в самом центре «Заповедника образования». Подобная планировка только лишь подчеркивает отношение благотворительницы к делу всей своей жизни. По воспоминаниям старожилов, по всему комплексу позволялось ходить только пешком. Главный дом, школу и церковь-школу соединяли дорожки, выложенные кирпичом. По сторонам от дорожек были высажены розы, а особый и самый красивый розарий был около храма. На территории усадьбы располагался парк и сад. Чуть поодаль от основного дома располагалась конюшня. Это было просторное сооружение, выстроенное из кирпича. В Потловке разводили племенных лошадей для участия в бегах. Известно, что Рихтеры занимались овцеводством и шерсть продавали во Францию. Также на территории имения работал кирпичный завод. Кирпичи с инициалами хозяев можно и по сей день найти в сельских постройках начала XX века.
8. Фото 1910 года. Пруд на территории усадьбы Н.М. Рихтер. Фото из архива Н. Радченко.
9. Фото 2012 года. Усадьба Н.М. Рихтер. Автор фото: Е. Шеффер.
При жизни Н. М. Рихтер, в усадьбе не раз бывали люди известные, неравнодушные к судьбе России и заинтересованные в ее укреплении и развитии: епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганов), литераторы Владимир Ладыженский, Павел Засодимский. Перу последнего принадлежит рассказ «Аля» — о пятой, младшей дочери Надежды Михайловны. Четырех других детей Н.М. Рихтер родила в браке с Василием Павловичем Скрипицыным, за которого вышла замуж в 14 лет. Тот был старше жены на 33 года, любил и опекал юную супругу, позаботился дать ей хорошее образование. Скрипицыны открыли церковно-приходские школы в принадлежавшем им селе Скрипицыно и в других закрепленных за ними селах и Надежда Михайловна надолго стала их главным попечителем. За 17 лет этого брака она превратилась в деятельную, хорошо образованную женщину. После кончины первого супруга Надежда Михайловна вышла замуж за его племянника, известного земского деятеля Александра Андреевича Рихтера. Вскоре они переехали в Старую Потловку, родовое поместье Надежды Михайловны, где к их переезду как раз и был выстроен новый усадебный дом.
10. Фото 2014 года. Школа, основанная Н.М. Рихтер. Автор фото: А. Воронцова.
11. Фото 2014 года. Усадьба Н.М. Рихтер с тыльной стороны. Автор фото: Е. Шеффер.
Известно, что для строительства дома пригласили плотников из Рязани. Дом строили три года. Основным материалом, по видимости, была лиственница. Главный барский дом был выкрашен золотисто-желтой краской. В основу дома заложен прямоугольный сруб, разделенный внутри на центральную большую залу и симметричные жилые помещения по обе стороны от нее. В декоре дома весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном деревянной резьбой и шпилями. Прямо под ним находился балкон, выйти на которой можно было из центральной гостиной. Балкон был обнесен резными перилами и с левой стороны имел лестницу, выходившую в парковую часть усадьбы.
12. Фото 2014 года. Оформление потолка в одной из комнат усадьбы Н.М. Рихтер. Автор фото: Е.Шеффер.
Первым помещением был вестибюль, освещенный множеством подсвечников. В комнатах и коридоре, разделявшем дом изнутри, стены были оштукатурены и имели преимущественно светлые пастельные оттенки. Пол был отделан наборным паркетом из дуба. Потолок во всех комнатах украшал лепной орнамент. В центральной гостиной зале находился большой камин. В остальных комнатах стояли небольшие печи, отделанные керамикой. Вся система отопления была соединена между собой дымоходами, расположенными в стенах и потолках помещений. В холодное время тепло равномерно распределялось по всему дому. Самыми дальними комнатами от входа в дом были спальня, детская, и столовая. Детская комната Аллы Рихтер была расположена в угловой части здания. Окна выходили на пруд и сад. Цвет стен в этой комнате был небесно- голубой (в интерьере дома всегда использовалось много цветов). Известно, что в детской на подоконниках обычно стояла рассада. При Н. М. Рихтер в доме всегда были разные домашние питомцы – собаки, обезьянка.
13. Потолочная лепнина в одной из комнат усадьбы Н.М. Рихтер. Автор фото: Е. Шеффер.
14. Оконная щеколда в усадьбе Н.М. Рихтер. Автор фото: Е. Шеффер.
Под большей частью дома находилось несколько подвалов. Самый большой подвал располагался в центральной части дома. Подвал делился на отсеки и в двух самых дальних от входа отсеках были небольшие оконца, выходящие к пруду. В него можно было войти из дома и с улицы. Прямо под поварской находился еще один небольшой подвал, по всей видимости, для хранения часто используемых продуктов. На территории усадьбы в небольшом отдалении находились различные хозяйственные постройки.
15. Фото 2014 года. Мансарда усадьбы Н.М. Рихтер. Автор фото: А Воронцова.
Вход в дом отмечался лоджией с резными разрисованными карнизами и деревянными резными колоннами. Здание венчала мансарда, откуда открывался прекрасный вид на окружающую местность. В мансарде располагалась светелка хозяйки дома. Известно, что лестница на мансарду и сама мансарда были обшиты зеленым штофом.
16. Усадьба Н.М. Рихтер. Автор фото: А.Воронцова.
К дому прилегал флигель, в котором находилась кухня, поварская, кладовая. Между хозяйственным флигелем и основной частью дома была дверь, соединяющая кухню с хозяйской столовой.
17. Усадьба Н.М. Рихтер. Автор фото: А. Воронцова.
18. Флигель усадьбы Н.М. Рихтер.
19. Фото 2014 года. Флигель усадьбы. Автор фото: А. Воронцова.
20. Фото 2014 года. Вид с храма Покрова Пресвятой Богородицы на часовню-усыпальницу Скрипицыных, Рихтер, Любавских. Автор фото: Е. Шеффер.
21. Фото 2014 года. Пруд с островом на территории усадьбы. Автор фото: Е. Шеффер.
Великую радость супругам Рихтерам после их венчания принесло рождение дочери Аллы. Девочка росла необычным ребенком, удивляя всех кротким нравом. Но счастье было недолгим. В пятилетнем возрасте Аля, как ласково ее называли близкие, умерла от дифтерии. По словам очевидцев, пока гроб с телом девочки находился в доме, на покрытом инеем окне проявился образ Божией Матери с младенцем на руках. Знаменательно, что Аля умерла 4 февраля, а проявившаяся на стекле икона Богоматери «Взыскание погибших» празднуется на следующий день — 5-го. Это событие сильно повлияло на всю оставшуюся жизнь Надежды Михайловны. Она заказала вырыть рядом с усадьбой пруд, выложить его дно плитами и запустила туда черных лебедей. В центре пруда был остров с красивой резной беседкой, выполненной в том же русском стиле.
22. Фото 2014 года. Тыльная сторона одной из школ основанных на территории имения Н.М. Рихтер. Автор фото: А. Воронцова.
Спустя несколько лет скончался и Александр Рихтер. Вдова приняла решение построить храм-школу в честь святой мученицы Аллы Готской. Сегодня это единственный в России храм с подобным посвящением. В память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы на стекле был написан образ «Взыскание погибших» и украшен драгоценными камнями. Икона почиталась как чудотворная, находилась в храме до самого его разорения в советское время. В эпоху изъятия церковных ценностей с нее был снят оклад с бриллиантами, а чуть позже и сама она бесследно исчезла. Надежда Михайловна занималась просвещением крестьянских детей. Особую известность ее деятельность получила после создания в селе Старая Потловка образовательного комплекса. Его очень высоко оценило Министерство народного просвещения России. Туда вошли построенные на средства Надежды Михайловны школы — двухклассная мужская и для девочек, находившаяся прямо в здании церкви Святой Аллы, а также училище для подготовки будущих педагогов. Вот уже 120 лет в одном из зданий, построенном в форме креста, учатся сельские дети. При школе для мальчиков была создана «потешная дружина», которая дважды участвовала в высочайшем смотре в Петербурге и получила личное одобрение императора Николая II. Надежда Рихтер на свои средства открыла освященную в честь святого благоверного князя Александра Невского богадельню, где о больных и обездоленных заботились воспитанники школ. В своем образовательном комплексе она отстаивала церковно-приходское начало, хотя такой подход подвергался жесткой критике со стороны либеральных кругов. Тем не менее, благодаря успехам воспитанников, она смогла доказать важность православных основ, заложенных в начальном образовании. Один из современников в 1908 году характеризовал ее просветительскую и благотворительную деятельность в Потловке так: «Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой: теплота веры православной далеко за пределы своего района...» Н.М. Рихтер была удостоена ордена святой Екатерины, а основанные ею школы и училище назвали образцовыми. Лучших учеников Надежда Михайловна представляла при императорском дворе. Известно, что выпускники ее школ и в советской России становились директорами учебных заведений, заслуженными учителями.
23. Фото 2015 года. Дорога, проходящая по бывшей территории усадьбы Н.М. Рихтер. Автор фото: Е. Шеффер.
Рихтер была дружна с саратовским епископом Гермогеном (Долгановым), ныне прославленным как священномученик. Находилась с ним в переписке, изучив которую, можно сделать вывод: все свои силы и средства она вкладывала в воспитанников, лично участвовала в выборе учителей и хлопотала о судьбах учеников. Часто прибегала за советом и поддержкой к епископу и в то же время сама оказывала ему посильную помощь, остро переживала за судьбу архиерея. Вот что она писала епископу в самое трудное для него время: «Много, много говорили о Ваших трудах великих и о Вашей скорби беспросветной... Будьте осторожны, дорогой Владыко. Намордники надеты, но враг не дремлет. Простите мне это. Пишу такое, любя, как старый человек, и боюсь за Вас». В 1918 году крестьяне, ценившие заботу попечительницы и боявшиеся за ее жизнь, уговорили Рихтер покинуть родной дом. «Она умчалась в повозке, не взяв с собой почти ничего, кроме небольшого саквояжа, в сторону города Сердобска», — рассказывали старожилы села. Это последнее воспоминание о Надежде Михайловне. В одном из писем она обращалась к епископу Гермогену с просьбой: «Преосвященнейший Владыко и Милостивый Архипастырь! Усерднейше прошу дозволить приготовить могилы в ограде церкви Св. Аллы для меня и для матери Ермионии. Служим в храме живыми, хотелось бы и на покой лечь вблизи храма. Нам обеим дорого, ежели на то будет Ваше милостивое соизволение. Просим Ваших святых молитв и Вашего Архипастырского благословения. Покорные и преданные слуги Вашего Преосвященства Н. Рихтер, мон. Ермиония». Было ли исполнено это завещание, неизвестно. По некоторым (хотя и неточным) сведениям, в 1925 году ее видели просящей милостыню на паперти храма Архангела Михаила в Сердобске. В Старой Потловке в годы Советской власти храм переоборудовали в зернохранилища и мастерские. Совхоз был передовым и одним из крупнейших в области. Школа оказалась переполнена, дети учились в две смены. Поэтому занятия проходили и в здании усадьбы, позднее она стала конторой совхоза.
В начале XXI века совхоз распался. Спустя семь лет, огромное хозяйство (более двух гигантских ангаров для техники, 14 коровников, механические мастерские и другие сооружения) было не просто разрушено, а стерто с лица земли, будучи искусственно обанкроченным. Остались только здания, построенные более века назад: усадебный дом, школа, пара амбаров и храм святой мученицы Аллы, лишенный куполов и колокольни.
24. Фото 2013 года. Амбар деревянный на территории усадьбы. Автор фото: Е. Шеффер.
Старая Потловка, как и многие села в нашей стране, переживает очень сложные времена. Вполне серьезны опасения: еще немного, и село перестанет носить статус перспективного. А это будет означать, что оно обречено. В 2013 году усадебный дом Н.М. Рихтер выкупили ее прямые потомки Виктор и Екатерина Шеффер. Почти сразу к идее восстановления усадьбы присоединился историк А. И. Мраморнов и вскоре идея выросла в проект по возрождению храмого-усадебного комплекса. 28 августа 2015 г. редкий памятник деревянного зодчества — усадьба Н.М. Рихтер — был уничтожен полностью в результате случившегося пожара. Вероятнее всего, причиной возгорания стало неисправное оборудование или электропроводка во флигеле здания, которым распоряжалась компания «Ростелеком» в лице своего пензенского филиала. В настоящее время ведется расследование уголовного дела по факту уничтожения усадьбы и находившегося в ней имущества (в том числе храма св. Аллы). Первоочередной задачей потомки Н. М. Рихтер видят восстановление храма святой Аллы и усадьбы. В связи с тем, что пожар, унесший аутентичный памятник пришелся на Успение Божией Матери, планируется открыть в части усадьбы дом трудолюбия во имя Успения Божией Матери (по образцу дореволюционных домов трудолюбия), а также культурный центр и музей дворянства Прихопровья, где можно будет прикоснуться к богатому прошлому этих мест, через видео- и фотоматериалы. Посетители усадебного комплекса смогут посетить богослужение в храме святой мученицы Аллы, узнать о его особой истории, наконец, просто хорошо отдохнуть с семьей. Процесс восстановления храма уже начался и ведется на частные пожертвования. Восстановление усадьбы зависит от объективного установления причин августовского пожара.
25. Фото 2013 года. Амбар кирпичный на территории усадьбы. Автор фото: Е. Шеффер.