Древние городища. Памятники природно-культурного наследия Шарьинского района
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

     Древние городища Ростовской области. . Древние городища


Белгородская область: древние городища - Достояние планеты

В 50-80-ых годах прошлого столетия Белгородская область становится излюбленным местом археологических экспедиций. И это вполне нормально, так как на тот момент еще сохранились народные предания о прекрасных белокаменных замках и крепостях, украшавших берега рек бассейна Северского Донца, и белые меловые холмы были наглядным тому подтверждением. Естественно, приходилось брать во внимание, что Белгородская область - арена тяжелейших и кровопролитнейших боев Великой Отечественной Войны, после которой многие города Белгородщины превратились в самые настоящие руины.

Само собой, что руины древних городов, располагавшихся на холмах и высотах, были обречены на более "основательное уничтожение", так как холмы и высоты - это места наиболее упорных боев, сопровождавшихся усиленным артиллерийским огнем. Логично предположить, что древние руины белокаменных крепостей превратились в груды белых камней, а культурный археологический слой глубиной в несколько метров был попросту уничтожен. Но даже несмотря на столь суровые начальные условия, археологические раскопки в Белгородской области дали достаточно интересные и неожиданные результаты - были обнаружены десятки городищ, о существовании которых не упоминает ни одна "древнерусская летопись" Например - Дмитриевское Городище близ города Щебекино Белгородской Области. Хотя была исследована достаточно небольшая часть предполагаемого городища, результат раскопок был достаточно очевиден - это был достаточно большой город-крепость, построенный из каменных меловых блоков. Вокруг крепости располагалось значительное количество небольших построек из того-же мелового камня.

Одним словом - классический славянский вариант - белокаменный детинец-крепость и посадский город вокруг него. Неподалеку от Городища находился могильник, причем характер захоронений и обнаруженных предметов также не оставлял особых сомнений - типичный скифо-сарматский могильник. Во-общем, можно было праздновать победу, разливать шампанское, переписывать исторические учебники и рисовать новую карту Древней Руси, разительным образом отличающуюся от карт "древнерусских летописей". Более того, многие обнаруженные городища располагались в пределах так называемой Белгородской Укрепленной Черты и, более того, неподалеку от предполагаемых мест нахождения городов-призраков Слободского Казачьего Войска, якобы уничтоженных в первой половине 18 века странной "эпидемией пожаров". Вполне логичным было бы предположение, что все эти белокаменные города могли быть построены в 8-10 веках, или даже ранее, и были уничтожены или сильно разрушены во время казачье-романовских войн 17-18 века (восстания Разина, Булавина, Некрасова). Однако, в таком случае получается, что все эти белокаменные города и крепости на протяжении всего периода своего существования находились под контролем Казачьего Войска. 

Однако по результатам археологических исследований 50-80-ых годов 20 столетия были сделаны совершенно сногсшибательные выводы!

ВСЕ БЕЛОКАМЕННЫЕ КРЕПОСТИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ В 7-8 ВЕКАХ РИМЛЯНАМИ-ВИЗАНТИЙЦАМИ для своего союзника - Хазарского Каганата. Получается, что все эти крепости принадлежали изначально Хазарскому Каганату, затем их отобрали у хазар печенеги, потом половцы, далее татаро-монголы. Причем кто-то из вышеперечисленных кочевников попутно разрушил эти крепости, но почему-то как-то плохо и лениво разрушил, так как даже в первой половине 20 века руины белокаменных крепостей все еще существуют.

Кстати, в "древнерусских летописях" почему то нет никакого упоминания про "хазарские города" на Слобожанщине, более того, свой "хазарский поход" князь Святослав Игоревич начинает со взятия Белой Вежи (Саркела). Хотя, если следовать логике официальной истории, Святослав должен был для начала сокрушить пару десятков хазарских крепостей на Северском Донце и его притоках, затем еще столько же в верховьях Дона, и только после этого идти брать Саркел. Но про это нет ни слова ни в одной "древнерусской летописи"! Так на что же опиралась официальная историческая наука, отписывая откопанные города в наследие Хазарского Каганата? Ровным счетом ни на что! А чтобы не возникало никаких вопросов, во второй половине 80-ых годов прошлого века ВСЕ ОТКОПАННЫЕ ГОРОДА БЫЛИ ЗАКОНСЕРВИРОВАНЫ, то есть заново погребены под слоем земли. Якобы до лучших времен!

Источник: РуАН

 

dostoyanieplaneti.ru

Древние городища Ростовской области | Кладоискатель

  Не для кого не секрет, что история древнего человека и кочевых культур Евразии в Донских степях уходит на несколько тысячелетий назад, об этом свидетельствуют и древние городища в Ростовской области. Что же представляют из себя эти городища и чем они интересны для истории и культуры? 

   Что такое городища. 

  Городищами называют древние поселения, крепости, святилища имеющие защитные укрепления, земляные валы и рвы. Чаще всего они находятся в местах впадения маленькой реки в большую, на природных возвышенностях более крутого берега.

Городища Ростовской области

  Чем привлекательна была Донская земля для первобытных людей и кочевых племён? На этот вопрос можно ответить не однозначно. Степи Ростовской области в древности выглядели немного иначе. Большое разветвления рек, озёр, питающихся тающим ледником на севере. Огромный пролив практически объединяющий две реки Маныч и Дон, между Каспийским и Чёрным морем. Отсюда зелёные луга, множество животных, в реках разнообразная рыба. Очень привлекательное место для жизни человека и первых коллективных сообществ. 

  Второй фактор местоположение. В древние времена через степи шли караваны купцов с востока на запад и обратно. Такие земли было выгодно контролировать и практически ни чем не заниматься, получая пошлину. 

   Хазарские поселения. 

  Если посмотреть на восточную территорию Ростовской области, там больше встречаются поздние городища хазарского времени, своеобразные форпосты шёлкового пути, такие как Саркел (Цимлянское водохранилище), Семикаракорское, Мартыновское и т. д. На западе, ближе к Азовскому морю и в самом Ростове-на-Дону более древние поселения катакомбных и ямных культур, в последствии обжитые греко-сарматами (меотами).

  Если подходить к вопросу внимательно, то можно понять, что практически большинство казацких станиц и хуторов переселенцев были основаны вблизи или на месте древних поселений их предшественников и городищ. Потому что выбор места для жизни человеческого общества не изменился. А это плодородные земли, наличие питьевой воды, водоёмов и растительности. 

  Данная страница нашего сайта является основной для рубрики "Древние городища Ростовской  области." 

                Статьи рубрики о древних крепостях Дона.

 

 

 

 

 

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Древние городища - Памятники природно-культурного наследия Шарьинского района

В первом тысячелетии до н. э. из Прикамья прибыли племена Ананьинских земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние городища, в том числе Одоевское. В I - V веках нашей эры из-за Волги в левобережье пришли племена Городецкой культуры, которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых произошел современный марийский народ. Археологические изыскания в Костромской области начались в конце XIX века Ф.Л. Нефедовым. На территории современного Шарьинского района обследованы городища Булаксы (Одоевское) и Троицкое. По мнению археолога О.П. Бадера они датируются первым тысячелетием н.э. Марийцы занимались выплавкой железа. Это подтверждается наличием на городищах предметов для разлива металла и большого количества железного шлака. Наличие большого количества костных остатков бобров, куниц, медведей и зайцев свидетельствовало о том, что охота тогда уже носила промысловый характер, а сбыт пушнины на юг в порядке обмена был хорошо налажен. Однако, согласно Бадеру, источником пищи марийцев была не охота, а скотоводство. «Такие домашние животные, как свиньи, коровы, лошади, загонялись на площадку городищ из-за их тесноты лишь в исключительных случаях. Остальное время животные содержались в специальных загонах» . Была развита обработка кож и ткачество. Важно отметить, что жители городищ знали подсечное и мотыжное земледелие. Бадер отмечает «Очень правдоподобно, что уже тогда человек имел случай убедиться в выгоде удобрения земли золою и менял время от времени площади засева на новые площади выжженного леса... Несомненно, что немалая часть ближайших к городищу окрестностей уже в то время была свободна от леса, будучи занята частью полями, частью пастбищами для скота». Археологами были обнаружены зерна полбы, колосовых культур, семена конопли. Защита скота от лесных хищников и охрана имущества от межплеменных войн требовали устройства укрепленных поселений. Поэтому марийские городища строились на высоких береговых выступах реки и обносились валом и рвом. В 1174 г. Марийское население подверглось нападению новгородцев. В это время начинает укрепляться Шангское городище, точное время основания которого неизвестно . Несомненно, что ее основание связано с продвижением славянского населения в районы, заселенные марийцами. Слово «шанза» происходит от марийского «шэнцэ» (шэнзе) и означает «глаз». Русская колонизация Поветлужья началась по мнению Балдина в середине XIII века.

Древние захоронения марийцев - ВИДЕО

Галич. Раскопки древнего города http://gtrk-kostroma.ru/news/7370-galich-arkheologi-na-poroge-otkrytiya.html

Научная сенсация: костромские археологи нашли на городище Унорож захоронение 14 века

 http://gtrk-kostroma.ru/news/11763-nauchnaya-sensatsiya-kostromskie-arkheologi-nashli-na-gorodishche-unorozh-zakhoronenie-14-veka.html

   Археологические раскопки в Щарьинском районе     http://smi44.ru/upload/iblock/2b3/w04014s2.pdf,                                                                http://www.wetlkrai.ru/novosti-shari-i-rayona/novosti-archeologii-2,  http://gorod44.info/media/uploads/gazeta/gazeta_gorod44_num32.pdf#page=1&zoom=auto,-13,994

Места расположения древних городищ на территории Шарьинского района (снимок Google) Обозначения: 1. Одоевского городище 2. Шангское городище (первоначальное место постройки) 3. Шангское городище после 1242 года

19422973.jpg    

Орудия труда и быта, найденные в Ветлужских городищах: каменные наконечники стрел, гарпуны и крючки из кости, остатки  круглодонной посуды из глины с полушарными ямками и перевитым шнуром, орудия из меди и бронзы.

471814-ecd2ff0d7544b908.jpg      471795-3adb02b631bd99a9.jpg

Шарьинский район

Памятники археологии

Пановская  стоянка

II тыс.(2-я пол.) - I тыс. до н. э. (1-я пол.)

Костромская область,

Шарьинский район,

деревня Аксеново, 1,3 км. к С-С-В от деревни

Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», приложение 1

Костромская область,

Шарьинский район,

деревня Аксеново - 60 м к В-С-В от озера Пановское

Ивановское с.п.

Селище «Кумпол», XII– XVII вв.

Костромская область,

Шарьинский район,

село Конево, 3,5 км к С-В от села

Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598

Костромская область,

Шарьинский район,

село Конево - 3,5 км к С-В от села

 Коневское с.п.

Селище Медведица, XVII-XVIII  вв.

Костромская область,

Шарьинский район,

село Медведица, южная  окраина села

Постановление губернатора Костромской области от 03.02. 2005 г. № 38»

Костромская область,

Шарьинский район,

село Медведица - южная окраина села

Коневское с.п.

Медведицкая стоянка,

кон. II тыс. – нач. I тыс. до н. э.

Костромская область,

Шарьинский район,

деревня Медведица

 (0,7  км. к В-Ю-В от деревни)

Постановление главы администрации Костромской области от 30.12. 1993 г. № 598

Костромская область,

Шарьинский район,

деревня Медведица - 0,7 км к В-Ю-В от деревни

Коневское с.п.

«Шангское» городище

 

Костромская область,

Шарьинский район,

село Шангское, рядом с селом

Решение исполнительного комитета Костромского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся от 25.04. 1963 г. № 196 области»

Костромская область,

Шарьинский район,

село Николо-Шанга - рядом с селом

Шангское с.п.

istoki.do-info.ru

...Древние городища. Легенды Воронежской области.

Древние городища. Легенды Воронежской области.

 

Река Дон и степи вокруг нее были населены людьми с незапамятных времен до нашей эры: скифами, сарматами, древними славянами. Было это за много веков до основания в этих местах современного Воронежа. Но деревни, леса и степи до сих пор хранят в себе множество древних тайн. Местные старожилы об этих местах рассказывают легенды.

Древний Дон

В Воронеже есть много людей, которые уверены: город гораздо старше своих 426 лет. Краеведы с удовольствием рассказывают о сарматских святилищах на Дону, о скифских захоронениях и древних городищах, где люди жили за много тысяч лет до наших дней.

Дон – это великая река. Я не говорю даже об известном нам «Волга-матушка, Дон-батюшка». Эту реку знали еще древние, скифы звали ее «Танаис», древние ей поклонялись не меньше, чем Ганге! Есть древние города, которые описаны еще в Ведах, и по некоторым «неофициальным» версиям они стояли на Дону. Есть даже легенды, что в окрестностях Верхнего Дона жили предки скандинавов и бог Один.

Например, есть комплекс древних городищ под названием «Вантит» или «земля вятичей». По легендам, давным-давно там жило два особенных племени – ваны и асы, которые по одним поверьям были богами, по другим – людьми, владевшими магией. Никто доподлинно не знает, стоял Вантит на Оке, на Киевщине или на Дону. Однако жители Воронежа верят, что древний Вантит находился именно на месте их города. Существует даже пешеходный маршрут «Экотропа», который по задумке создателей, повторяет места расселения древних племен. Местные жители любят собираться большими компаниями и гулять по этой тропе. 

Еще одна легенда этих мест – священный город Варанаси, обитель легендарных ариев, который вполне мог стоять здесь еще за десятки тысяч лет до нашей эры! Официально Варанаси – это современный индийский город Бенарес. Если верить древнеиндийской «Махабхарате», Варанаси был самым великим из семи священных городов мира. В то, что «Махабхарата» описывает Воронеж, верится с трудом…. Однако у воронежцев на этот счет — свое мнение.

Древние городища. Легенды Воронежской области.

Фото: vantit.ru

Во-первых, само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Вара-наши), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), тем более что в XVI веке крепость называли Воронец, а в XVII – Воранаш. Во-вторых, древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси ряд географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Де­вица. Недалеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья («дурья» – гора) и горы Дева-сабха («сабха» – сопка). Но и сейчас в Воронеж­ской и Липецкой областях течет река Бай-гора, а холмы южнее Воро­нежа, у рек Сосны и Дона, зовутся Девогорье.

Официально эту версию вам, конечно, никто не подтвердит. Однако мы не можем быть уверены, что часть событий древности 40-50 тыс. лет до нашей эры, описанных в древнем эпосе, не происходили здесь. Ведь здесь мог быть другой климат, не зря же в селе Костёнки откопали останки мамонтов. Некоторые, например, уверены, что это слоны, которые участвовали в битвах, описанных в «Махабхарате».

Воронежский Стоунхедж

О знаменитом английском Стоунхедже знают все. А вот о том, что похожий лабиринт есть под Воронежем, известно, пожалуй, даже не всем местным. Находится он в хуторе Мастище в Острогожском районе, и ему около 5 тысяч лет. Ученые говорят, что Мастищенский лабиринт — это единственная археологическая находка бронзового века в средней полосе России. Выложен он из меловых камней, имеет форму овала 26 на 38 метров.

Древние городища. Легенды Воронежской области.

 

На этом заканчивается официальная информация и начинаются вопросы. Кто же построил древний лабиринт? Для чего? Был он святилищем или обсерваторией древних астрономов?

Археолог А.Т. Синюк предполагает, что мостищенский лабиринт имел функции святилища. В том, что это сооружение культового значения, ученый не сомневается. Предположения об использовании Мостищенского лабиринта в качестве древней обсерватории также не исключаются. Не хочу утомлять читателя дальнейшими рассуждениями, пусть смотрит на рисунки и рассуждает сам. Что это: святилище, обсерватория или привет от инопланетян?

По рассказам путешественников, это место обладает мощной энергетикой. На подъезде к нему бушует буйная растительность, у людей же начинается необъяснимый страх. А придя на место, кто-то падает в обморок, кого-то «накрывает» и «придавливает» к земле. Лабиринт словно не пускает к себе непосвященных. Но побывав там, люди признаются, что заряжаются энергией и покоем и не чувствуют совсем никакой усталости.

Поездка в Мостище Космопоиск Воронеж

Недавно ездили семьей в это интересное местечко! Самого лабиринта из-за заросшей травы видно не было, но камни видны. Вообще это место уникально по своей энергетике! Жена болела, пока ехали кашляла всю дорогу, по приезду кашель прошел и она почувствовала себя намного лучше! Так что советую побывать там! Для здоровья полезно!

Дивногорье

Так называется место на слиянии рек Дон и Тихая Сосна. Свое название Дивногорье получило за удивительной красоты меловые столбы, вертикально поднимающиеся над крутыми откосами берегов двух рек. Местные исстари называли их «дивами» не только за красоту: это место всегда считалось волшебным.

Дивногорье – одно из самых волшебных мест Воронежской области, о нем я собрал множество легенд, целых два тома выпустил. По сути, легенда – это сказка, люди могут привязать ее к любому месту. Но Дивногорье, или Дивы, всегда были особыми, ведь неспроста на этом месте основали монастырь. Хотя люди жили там еще за много веков до этого.

Считается, что каждый, кто приезжает сюда и погружает руки в воды Тихой Сосны, находит душевный покой. Сегодня Дивногорье известно Успенским монастырем, «выдолбленным» внутри меловой горы. Лабиринт меловых пещер монастыря насчитывает сотни метров узких, извилистых ходов, соединяющих вырубленные в скале кельи, колодцы, подземные часовни. Cегодня сюда приходят сотни людей за благословением.

Это так называемое «место силы» — то есть место с особой энергией. Люди туда приезжают для достижения особого состояния. Хотя легенды ходят разные. По одной версий, Дивногорье было святым задолго до основания монастыря: древние язычники, жившие здесь, вполне могли поклоняться этим меловым столбам. По другим легендам здесь сильна женская энергия, и что здесь даже когда-то жили амазонки. По самой причудливой версии в Дивногорье в начале мая слетаются ведьмы и устраивают шабаш.

Древние городища. Легенды Воронежской области.

Фото: divnogor.ru

Одна из самых известных легенд Дивногорья – предание о кладе, затопленном на дне речки Тихая Сосна. По одним поверьям, это клад «черного монаха» — призрака, живущего в ходах монастыря. Другие говорят, что его спрятал здесь Степан Разин, скрывавшийся в этих местах. Существует даже легенда о том, что в меловых пещерах горы Шатрище, неподалеку от Див, есть надпись «Да здравствует Стенька Разин!», сделанная его братом.

Согласно легендам, клад состоит из трех сундуков, один затоплен в реке, другие два спрятаны в пещерах. Но сам клад есть только в одном из трех – это было сделано, чтобы «запутать» тех, кто будет его искать. Многие пытались найти этот клад, руководствуясь сказаниями о том, что один из меловых столбов в определенный час отбрасывает тень на гладь реки Тихая Сосна, и эта тень указывает на клад. Но ничего не нашли.

Гаркун

 Одна из самых знаменитых легенд Дивногорья – сказание о Гаркуне – «лесном Человеке» или «снежном человеке». Сегодня ее знают и рассказывают только бабушки и дедушки. Гаркуна описывают как чудище высотой метра два-два с половиной, обросшее густой шерстью и с дикими повадками. Свое прозвище он получил за то, что он не разговаривал, а «гаркал». По окрестным селениям бродили страшилки о том, что Гаркун всегда ищет себе «невесту» среди людей и для этого крадет в хуторах первых красавиц, обязательно девственниц. Именно поэтому среди местных жителей долгое время была жива традиция вхождения в половую жизнь в 12, а то и 10 лет, «дабы Гаркун не украл».

Одно из преданий рассказывает о хуторской казачке Настасье. Видная, статная была девка. Всем парням на загляденье. Да подстерег ее Гаркун, когда она в лес за малиной на пироги пошла. Едва та присела отдохнуть на пенек у опушки, вышел лесной человек из чащи, сгреб в охапку, да и утащил в свою берлогу-пещеру. Стала Настя женой горевого чудища. Когда тот уходил в лес, заваливал вход в жилище огромным белым камнем. Приносил ей добычу разную, дичь, орехи, ягоды, коренья лесные. Прожила Настя такой жизнью два с половиной года. И ребеночка родила от лесного человека. Но был он вовсе не в отца, обычный человеческий ребенок – только крупный очень. Пересилило людское в его образе. Но вдруг однажды заболело дитя, все хуже и хуже ему становилось. Взмолилась Настасья перед Гаркуном на коленях: «Отпусти ты меня. Дома вылечу ребеночка, на ноги поставлю. Пусть как вырастет, сам решит, как жить ему». И случилось чудо. Отвалил Гаркун от входа в пещеру камень, иди, мол, отпускаю. Так вернулась Настя с дитем домой. Выходила-вылечила сына, назвала Дубрынею. Рос он быстро, был силен и крепок. Когда было ему от роду двенадцать лет, он уже выглядел на все восемнадцать. Да только говорить стал все реже и реже. И в церковь не ходил, креста не творил. А все в лесу пропадал. А однажды и вовсе пропал Дубрынюшка. Разыскал в лесу жилище отца своего и не захотел уже уходить из него. Настасья приходила к нему, в его берлогу тайную, звала домой, но тот так и не вернулся в селение. Оброс волосами, гаркать выучился. Говорят, не раз видели и слышали его в окрестностях Подонья. А однажды пропала в соседнем селе первая красавица. И с тех пор исчез Дубрыня-Гаркун из этих мест. Видели его потом в далеком Карабуте, в низовьях под Павловском, встречали в новохоперских лесах.

Древние городища. Легенды Воронежской области.

Пришельцы Желтояра

Озеро Желтояр — это так называемая «аномальная зона» в районе Новохоперска Воронежской области. Знаменита тем, что там часто появляются НЛО, призраки, провалы во времени и другие необъяснимые явления. За это Жетояр или «Новохоперскую зону» знают все уфологии и любители мистики, причем не только в России. Зона Желтояр находится в районе геологических разломов, и это одно из немногих мест, сказания о котором прочно перешли из разряда легенд в область науки.

Изучать феномен аномальной зоны под Новохоперском начали еще в середине 1980-х годов. Группа ученых во главе с известным в стране и мире исследователем аномальных явлений, геофизиком Генрихом Силановым организовала десяток экспедиций. В их числе и вправду были фантомы, призраки и НЛО. Желтояр некоторые сравнивают с зоной из «Сталкера» братьев Стругацких, а Генриха Силанова, главного исследователя уникального явления, коллеги прозвали воронежским сталкером.

Новохоперская аномальная зона. Экспедиции Генриха Силанова

Видео: Вечный Огонь 36 на YouTube

Версия №1: Портал в параллельный мир. Рассказывают, что в здешних местах таинственно пропадали люди. Это роднит Желтояр с кучей других «чертовых» мест, самым известным из которых является Бермудский треугольник. Истории, связанные с подобными местами, на удивление похожи. Люди пропадают в них, а затем могут появиться через 20, 50, даже 300 лет. При этом сами говорят, что пробыли в иной реальности, населенной какими-то другими существами, причем — считанные секунды. 

Версия №2: База для инопланетных НЛО. Военные летчики, пролетая над территорией Хоперского заповедника, постоянно видят светящиеся предметы, которые сопровождают самолеты до самой посадки. Пилоты рассказывали, что иной раз НЛО, сопровождая машину, выдерживало ее скорость, высоту и дистанцию, а порой имитировало атаку на самолет и даже мешало посадке. Пилоты прозвали странные объекты «белыми ангелами».

Версия №3: Логово снежного человека. У исследователей популярна гипотеза, что неуловимость снежного человека объясняется его телепатическими способностями, которые позволяют избегать контактов с людьми, настраиваясь на их мысли, а также внушая им страх и тревогу. И если в Желтояре действительно находится логово снежного человека, то состояние подавленности, возникающее в аномальной зоне, может иметь и такое объяснение. И, видимо, это существо знает, кого надо мысленно притянуть сюда, чтобы создать максимум проблем разработчикам никеля.

Однако НЛО и привидения — это не единственное, чем известен Желтояр. Может быть, все дело, опять же, в особой энергетике этого места, но считается, что здесь издавна селились люди «с характером». Новохоперский район – место, где и сейчас живут вольнолюбивые казаки.

Там жили казаки, была вольница, нередко происходили восстания, например, восстание Кондратия Булавина. Да и сейчас посмотрите, там пытаются разведывать никель, и он очень плохо «разведывается», потому что народ сопротивляется и активно бунтует. Возможно, это само место не хочет вмешательства извне.

Это лишь малая часть легенд, витающих вокруг Воронежа и его окрестностей. О всех поверьях со слов людей написано множество книг. Но гораздо лучше, чем прочесть книги – приехать в эти места, посмотреть на белые горы, древние курганы и лабиринты, полюбоваться красотами Дона.

subscribe.ru

Чаллынское городище (Древние Чаллы) | Команда Кочующие

Команда Кочующие - Чаллынское городище (Древние Чаллы)

 

Историко-культурная заповедная территория "Чаллы"  находится в Рыбно-Слободском районе РТ.

Расположена к юго-востоку от села Тябердино-Челны, на высоком берегу реки Шумбут

Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» создана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2000 г. № 647 «Об объявлении культурного слоя Чаллынского (Тябердинского) городища XII-XVI вв., памятника археологии федерального (общероссийского) значения, и прилегающих к нему объектов в Рыбно-Слободском районе историко-культурной заповедной территорией «Чаллы», в целях сохранения остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства с прилегающими объектами, активизации культурно-просветительной деятельности и повышения культурного образования населения, совершенствования контроля за использованием земель, а также регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

 

                                     МАКЕТ  ЧАЛЛЫНСКОГО  ГОРОДИЩА                 

 

Историко-культурная заповедная территория «Чаллы» включает в себя:

Чаллынское (Тябердинское) городище XII-XVI вв. - остатки культурного слоя остатков одного из городов Волжско-Камской Болгарии и Казанского ханства.

 

 

Первые сведения о челматах - древнем населении Чаллынского городища и его округи - имеются в Ипатьевской летописи. Никоновская литопись и Царственная книга содержат бесценные сообщения, рассказывающие о роли Чаллынского городка в событиях последних лет существования Казанского ханства. Согласно их сведениям, после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г., чаллынский князь пытался восстановить былую мощь ханства.

В 1556 г. на ханский трон был посажен Али Акрам - брат Сююмбеки. Но в том же году военный отряд боярина Морозова захватил город и подверг его полному разорению. Местное население сохранило о нем легенды и предания, часть которых была собрана и опубликована еще в прошлом веке.

 

 

С двух напольных сторон сохранилась сложная система искусственных земляных сооружений из четырех линий дугообразных валов и рвов. В них имеется лишь один проезд с северо-западной стороны. В настоящее время первый и третий валы сохранились частично, четвертый едва заметен и только второй сохранился почти целиком. Обширные пригородные селища - посады (I и II селища).

Утверждены границы историко-культурной заповедной территории «Чаллы» и два режима ее содержания и использования: резервационный (запрещается хозяйственное использование) и ограниченное использование. В перспективе планируется создание на базе историко-культурной заповедной территории «Чаллы» Государственного историко-археологического заповедника.

 

                              ПАМЯТНИК В ГОРОДИЩЕ         

 

  

 

В феврале 1556 г. Мамич-Бердей сумел привлечь на свою сторону все Левобережье. В летописях указано: «Арские люди и побережные государю изменили и стрелцов побили, которые у них были на береженье в посылке с Мамич-Бердеем». Опорным пунктом и временной столицей казанцев стал Чалымский городок на Побережной стороне. По археологическим данным, этот городок, расположенный на берегу реки Шумбут, правом притоке Камы, «имеет солидные укрепления из трех рядов валов и рвов с общей шириной обороны в 80 м. Рядом с городищем расположены два больших селища. Весь этот комплекс площадью 581 000 кв.м. составляет остатки большого города, состоявшего из посадов-пригородов и цитадели».

 

 

После разгрома Мамич-Бердея царские войска перехватили инициативу.

В первую очередь, они стали действовать на Арской и Побережной сторонах, поскольку только таким образом можно было разблокировать и обезопасить Казань. В отличие от предыдущих военных кампаний, против повстанцев были брошены не крупные соединения, сформированные в центральных районах Русского  государства, а мобильные группы составленные из местных русских гарнизонов и верных русскому царю представителей поволжских народов («новокрещенов и татар»).

В апреле 1556 г. казанский воевода боярин П.В.Морозов захватил Чалымский городок, «повоевал и побил многих и городок съжег и назад здорово пришел».

 

 

 

Туристический маршрут по территории Чаллынского городища Кутлу-Букашского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Авторы:  Валиев М.Р., Биктимиров Н.М., Шакиров Н.Н.

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

На территории РТ - преемницы Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства - расположено большое количество городов и других населенных пунктов с богатой историей. Среди них можно отметить Казань, Елабугу, Болгар, Биляр, Арск, Лаишево, Тетюши, Набережные Челны, Мензелинск, Заинск, Чистополь и др. Другие города не имеют пока научно обоснованной даты своего возникновения. Первые упоминания о них в письменных документах, относятся ко второй половине ХVI-ХVIII вв., отнюдь не значит, что они возникли именно в это время. К тому времени они могли иметь многовековую историю, по разным причинам не попавшую на страницы документов. История плохо изучена, а то, что уже известно историкам, не доступно ёще широкой общественности.

В своей работе мы хотим рассказать о Чаллынском городище на основе изученных мною доступных письменных, археологических, картографических, фольклорных и прочих источниках.

Некоторые исторические документы XVI в. и старинные татарские предания сохранили нам название одного из городских центров Казанского ханства - Чаллынского городка (рис.1). Он расположен на Ногайской дороге, недалеко от Камы-реки. Но достоверных сведений о памятнике мало.

Первые сведения о «челматах», отождествляемых большинством ученных с чаллынцами, жителями камского побережья, находим в древнерусских летописях. Они упоминаются в связи с походами владимиро-суздальских князей на Биляр - Великий город в 1183г. Как повествует летописец, челмата - чаллынцы обитали на северной окраине Волжской Булгарии. Они организовали нападение на русские ладьи на Каме и оказали тем самым большую помощь населению столицы. Не исключено, что эти прикамские племена, т.е. челмата – чаллынцы, еще в домонгольское время имели свой городской центр – в ряде древнерусских летописей говорится о булгарах из города Челмата.

В золотоордынский период Чаллы упоминается под названием «Чал» на карте итальянских купцов братьев Пицигани под 1376 г. На этой же карте обозначены также Джукетау, Кирмень и другие торговые города.

 

В татарских преданиях, повествующих о событиях периода Казанского ханства, есть сообщение о том, что город Чаллы был построен казанским ханом в самом центре Ногайской дороги. Хан поставил здесь одного человека бием (беком). Через некоторое время Чаллы очень усилился, стал многолюден и богат. Правитель его, Гази (Хаджи) - Гирей принял решение отделиться от Казани и объявил себя ханом. При другом чаллынском хане, Хафиз-Гирее, началась война с Казанью. На второй год войны казанский хан взял непокорный город и разорил его. А Хафиз-Гирей со своим семейством бежал в Бухару. Предание это, похоже, основано на действительных фактах внутриполитической истории ханства.

 

О последних годах жизни Чаллынского городка идет речь в исторических документах, рассказывающих об Отечественной войне татар, которая началась сразу после захвата Казани русскими в 1552 г (фото 2 – памятник в честь жертв этих событий).

 

 

Одна из ярких страниц этой войны связана с именем Мамыш – Берды , избравшего Чаллынскую крепость центром сопротивления против завоевателей. Мамыш – Берды поставил своей целью восстановить разрушенную государственность татар, т.е. Казанское ханство. На престол решили пригласить Али-Акрама, сына Ногайского хана Юсуфа, брата казанской царицы Сююмбике. «Верховная власть в Казанском ханстве была восстановлена, столица же временно была перенесена в город Чалым (Чаллы)», - писал по этому поводу историк Михаил Худяков.

В последний раз Чаллынский городок в письменных документах встречается под 1556 г., когда русский войска под предводительством Морозова полностью разграбили и уничтожили его. При этом было «побито» много людей, которые с оружием встречали войска на подступах к городу. После этих кровавых событий территория города в исторических документах упоминается как «пустошь, что было Чаллынским городом».

 

 

Археологические остатки города находятся примерно в 0,8 км к юго-востоку от села Тябердино - Чаллы Рыбно-Слободского района РТ. Городище занимает высокий мыс левого берега реки Шумбут.

С двух напольных сторон сохранилась сложная система укреплений из четырех линий земляных валов и рвов, защищающих прямоугольная площадь размерами 100x115 м. Вокруг городища распложены обширные пригородные селища - остатки ремесленного посада площадью более 60 га. На территории посадской части города выявлены два мусульманских могильника XIV-первой половины XVI вв. (фото 3 – макет города).

 

 

Чаллынское городище и селища вокруг него неоднократно становилось объектом внимания археологов. В разные годы здесь работали экспедиции Института истории Академии наук Татарстана, Национального музея РТ, Удмуртского краеведческого музея. Богатый археологический материал, обнаруженный археологами, свидетельствует о возникновении Чаллынского городка еще в XII в., если не раньше, подтверждая тем самым скудные сведения русских летописей. Существовал он и в XIII-XIV вв., что доказывается не только массовыми находками типа золотоордынской керамики (с красками), но и джучидской монетой, чеканенной в Гюлистане в годы правления хана Кульни(1359-1360).

 

Своего расцвета город достиг в период Казанского ханства. Были обновлены оборонительные укрепления, увеличилось количество посадского населения, возникли новые ремесленные производства. Во время археологических работ, проведенных в 1990-е гг. раскопаны не только остатки наземных жилищ, но и мастерские по обработке кости, остатки мельницы. Выявлены также следы гончарства. Недалеко от крепости (городища) была обнаружена металлургическая слобода. Очень интересными оказывались сооружения, связанные с кузнечным делом. Первое из них представляло собой остатки кузницы со следами горна для обогрева железа. У горна лежали скопления угля, обожженной глины, обломков кирпичей, а также большое количество железного шлака и кусок крицы. В двух метрах от горна находилась яма, заполненная крупными кусками древесного угля. Очевидно, она предназначалась для хранения угля, необходимого для кузничного производства. Среди находок есть железные подковы, наконечник стрелы, ножи, гвозди, обломок чугунного котла. Кузнечная мастерская располагалось и на территории самой крепости. Здесь, возможно, чинили оружие воинов, бытовой инвентарь.

 

Экономическая активность горожан отражается в находках торгового инвентаря (железные гирьки, чашки отвесов), импортных вещей и нумизматического материала. Основную часть находок составляют, конечно, предметы повседневного быта: ножи, шила, ключи, кресала для добывания огня, глиняные пряслица, сланцевые точила, столовая и кухонная посуда, а также женские украшения (стеклянные и каменные бусы, бронзовая подвеска), оружие (наконечники стрел) и конские снаряжение (удила).

В период Казанского ханства город Чаллы располагался в восточной части центральных земель государства и играл важную стратегическую роль. Отсюда осуществлялся контроль над Ногайской дорогой и правобережными предкамскими землями.

 

Город занимал господствующее положение над всей округой, располагаясь на горе высотой 25 м над уровнем реки. В обширной округе находились десятки деревень, которые обеспечивали городское население продовольствием и сырьем для ремесленного производства.

На городских кладбищах изучены несколько десятков погребений, совершенных с соблюдением мусульманской погребальной обрядности - умершие лежат вытянуто на спине с легким поворотом на правый бок, головой ориентированы на кыблу, без вещей. Антропологи установили, что средний возраст умерших не превышал 32-35 лет.

 

До недавнего времени Чаллынское городище находилось в плачевном состоянии, практически на грани исчезновения. Его территория была занята колхозными мастерскими, гаражами, парком сельхозтехники. Никаких мер для охраны древних валов и рвов, могильников, пригодных селищ со стороны местных властей не предпринималось. И это грозило неминуемой катастрофой для памятника. В последние годы положение изменилось в лучшую сторону: восстановили разрушенные валы, благоустроили территорию городища. Там, где в период существования Чаллынского городка были проездные ворота, возводится белокаменная башня. В этой башне предполагается даже открыть музей средневекового города.

 

 

 

 

СТАТЬЯ про  Чаллынское городище,  автор: СУББОТКИН Артем

Крутой обрывистый мыс высотой почти 25 метров над речкой Шумбут издавна изобиловал родниками. У одного из них, который носил имя Аулия чишмэ, жители села Кутлу-Букаш обнаружили старинный медный поднос, украшенный по краям узорной чеканкой. Когда-то у родника, вода которого считалась целебной, проводились религиозные обряды и верующие оставляли на подносе, установленном у оголовка родника, серебряные и медные монеты. Данная находка - далеко не единственная из тех, что были сделаны на территории Чаллынского городища - одного из древнейших исторических памятников нашего края.

 

 

"Чаллы" означает смесь?

По утверждению местного краеведа-историка Каримуллы Ахунова, на территории нашей республики насчитывается около 30 населенных пунктов, в названии которых присутствует слово "чаллы", однако его точный перевод неизвестен. Как считает историк Хисамутдинов, оно означает не что иное, как "смесь". Во время раскопок, которые проводились здесь в 1995-1996 годах, в захоронениях археологи обнаружили большое количество угля, из чего можно заключить, что в верованиях местных жителей присутствовали элементы язычества. В то же время судя по тому, как расположены тела усопших (изголовья обращены в сторону Мекки), можно сделать вывод, что местное население уже приняло ислам. Таким образом, население Чаллынского, или Тябердинского, городища, возникшего, как полагают историки, на берегу реки Шумбут в XII веке, было смешанным: до того как на эти земли пришли булгары, здесь проживали финно-угорские племена. Есть и другая версия, согласно которой название городища связано с самоназванием одного из булгарских родов - челнатов, сыгравших большую роль в становлении древнего государства на берегах Волги и Камы.

 

 

От Великого Булгара до Казанского ханства

Первое письменное упоминание о челнатах встречается в Никоновской летописи, когда суздальский князь Всеволод Большое Гнездо предпринял поход на Булгар, окружив войсками столицу Волжско-Камской Булгарии. Тогда на помощь осажденным двинулись булгарские дружины. Спустившись на быстроходных лодках-челнах (кстати, еще одна из возможных версий названия: от слова "челны") по Каме и Волге к Булгару, они высадились на одном из островов, где произошло сражение, в результате которого русичам пришлось отступить, сняв осаду.

О булгарском периоде городища свидетельствуют предметы, собранные в школьном музее Кутлу-Букаша. Украшения из меди и бронзы - браслеты, серьги и шейная гривна - когда-то составляли элементы одежды местной красавицы. А костяной наконечник стрелы может поведать о том, как местные батыры охотились в лесах на пушного зверя.

- Такие стрелы, - говорит Каримулла-абый, - попадая в соболя или белку, глушили зверька, что позволяло сохранить в целости его ценную шкурку...

Эти и другие находки были обнаружены археологами на месте раскопа, на срезе которого отчетливо виден слой черного пепла - след большого пожара. Возможно, что в XIII веке городищу, как и большинству здешних укрепленных поселений, пришлось пережить нашествие монгольских завоевателей. Но и позже, уже в период Казанского ханства, Чаллынское городище не потеряло своего стратегического значения. Этому способствовало удобное расположение крепости, которая представляла собой неприступную цитадель, расположенную всего в нескольких верстах от Камы - крупной водно-транспортной артерии.

 

 

Самая последняя столица?

Как выглядела крепость в те далекие времена? Об этом можно судить по остаткам фортификационных сооружений, по которым краеведам удалось создать макет крепости. Помимо обрывистого берега, который уже сам по себе служил естественным препятствием для неприятеля, с двух сторон крепость защищала сложная система искусственных земляных укреплений из четырех дугообразных валов, высота которых местами доходила до 6-8 метров. Кроме того, центральную часть, где располагался дворец правителя, окружали глубокие рвы и частокол из бревен.

- Центральная часть была также укреплена каменными стенами, - говорит Каримулла Гильфанович. - Позже их разобрали и использовали на строительстве дорог. Историкам удалось обнаружить место, где находились главные "Золотые ворота" крепости, отделявшие ее центральную часть от ремесленной слободы. Когда разглядываешь изделия, изготовленные здешними умельцами, не перестаешь удивляться точности древних мастеров, чьими руками созданы эти вещи, будь то изящный старинный кувшин с узким горлом в форме ушной раковины, узорчатые элементы нарядного пояса или украшения из сердолика, серебра или горного хрусталя.

                           КУВШИН, НАЙДЕННЫЙ В ГОРОДИЩЕ               

 

Принято считать, что история Казанского ханства заканчивается в 1552 году взятием Казани войсками Ивана Грозного. Однако население края по меньшей мере еще около 5 лет вело ожесточенную борьбу против войск русского царя. В 1553-1554 годах были разрушены укрепленные поселения по берегам реки Меши, на территории нынешних Сабинского и Тюлячинского районов, часть проживавшего там населения покинула покоренные земли и ушла в леса, окружавшие реку Шумбут. Как полагают историки, именно здесь укрывался один из последних претендентов на ханский престол, младший брат царицы Сююмбике царевич Галиакрам, сын мирзы Юсуфа... Чаллынское городище оставалось одним из последних очагов сопротивления вплоть до 1556 года. Войскам воеводы Морозова удалось взять крепость лишь после второго похода (первый оказался неудачным), большинство ее защитников погибли в лютой сече, а на развалинах городища долгое время никто не селился.

 

 

 

Бульдозером по... истории

Впервые территорию древней крепости обследовал еще в середине XIX века археолог Н.Толмачев, однако крупномасштабные раскопки на месте Тябердинского городища были проведены профессором Халиковым лишь в 1955 году. Тогда же были сделаны основные находки, многие из которых хранятся ныне в школьном музее. В годы советской власти история Золотой Орды и Казанского ханства находилась под негласным запретом, а многие памятники той эпохи с прямого согласия или при молчаливом попустительстве местных партийных властей разрушались под самыми различными предлогами. Не обошла стороной беда и Тябердинское городище. В шестидесятых годах прошлого столетия были распаханы под пашню земли в окрестностях, там, где находились древние кладбища. Затем снесли остатки главных ворот крепости, где вскоре начали строительство колхозных амбаров и ремонтных мастерских.

- Тогда на строительстве работала бригада заезжих шабашников-кавказцев, - вспоминает Каримулла-абый. - Ножами бульдозеров они сравняли часть земляных валов. Когда рыли землю под фундамент, извлекли немало различных предметов - от костей до обломков оружия. Кое-что из найденного удалось сохранить усилиями местных краеведов, но немалую часть попросту растащили, а кости и разбитые части древних надгробий свалили как попало на чердаках построенных помещений...

Надо сказать, что случаев, когда в результате некомпетентности и преступного равнодушия уничтожались памятники истории, в те годы было немало. Например, в Рыбной Слободе в семидесятые годы из-за столкновения амбиций местных партаппаратчиков, был взорван православный храм Петра и Павла, построенный на берегу Камы в XIX веке, хотя вопрос о его реставрации краеведы поднимали неоднократно.

 

 

 

Чтобы помнили

Несколько месяцев назад на том самом месте, где когда-то находились "Золотые ворота" цитадели, было начато строительство башни в память об основателях и защитниках древней крепости.

Сейчас на единственном сохранившемся в окрестностях села древнем зирате (кладбище) возвышается восьмиметровый обелиск в виде сломанного меча, который был создан и установлен в 1995 году и является, пожалуй, первым и, наверное, единственным в республике памятником подобного рода. Можно по-разному оценивать уроки прошлого. Главное - его нужно знать. Знать и помнить.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

 _

komanda-k.ru

Древние городища и курганы -  оломна: истори¤ и современность

Заселение Подмосковья стало возможно 15-20 тысяч лет тому назад, после окончания ледникового периода. Отступивший на север ледник оставил после себя полноводные реки и озера. Окружавшие их холмы были покрыты обильной травянистой растительностью. В поисках пищи переходили на новые места стада мамонтов и другие привычные к холодному климату животные. А следом за ними продвигались первобытные охотники. Это было время палеолита — древнекаменного века, когда люди умели делать лишь примитивные орудия труда из камня, кости и дерева. К этому времени относятся исследованные археологами стоянки во Владимире и Зарайске, а также черепная крышка древнего человека, обнаруженная в 1939 г. при строительстве гидроэлектростанции на трассе канала, проходящего по территории Тушина.

Находки более близкого к нам времени встречаются довольно часто. Известны они и в нашей местности, и в ее ближайших окрестностях. Особенно приметны и внушительны городища раннежелезного века. Это были не города, а сравнительно небольшие поселки, в которых проживало обычно несколько десятков человек. Но вокруг поселка, располагавшегося на высоком речном мысу, были устроены земляные валы частоколом и окружающим их рвом. По остаткам этих укреплений они еще в давние времена получили в народе название городищ, которое и сейчас используют археологи для характериистики этих памятников.

Одно из таких городищ располагалось около села Красково, на высокой горе близ пересечения реки Пехорки большой Касимовской дорогой. Оно было обнаружено еще в прошлом столетии геологом Н.О. Криштафовичем. К сожалению, раскопки на нем не производились, а при внешнем осмотре памятника археологи высказывали разные мнения. Одни относили его к эпохе средневековья, другие считали его городищем раннежелезного века. Скорее всего, правы были и те и другие, поскольку древнейшие городища часто использовались и славянами, и русским населением в эпоху средневековья. На берегу реки жители неоднократно находили осколки глиняной посуды. Но образцы ее остались неизученными, а с образованием Кореневского силикатного завода песчаная гора была полностью срыта.

Гораздо больше повезло Лыткаринскому городищу, расположенному над рекой Москвой в урочище Соколова Гора. Оно исследовалось археологами в 1956 и 1958 гг. и дало ценный научный материал, подтверждающий заселение нашей местности еще в дославянское время.

Славяне-земледельцы, пришедшие в эти места в IX-Х вв., селились обычно на открытой местности и не строили земляных укреплений, а от частокола, окружавшего такой поселок, не осталось следа. Остатки таких поселений археологи называют селищами, но обнаружить их на местности, которая позже многократно перепахивалась и зарастала лесами, гораздо труднее.

Зато очень приметны сохранившиеся во многих местах славянские курганы. В Х-XIII вв. среди славян был распространен обычай насыпать над захоронениями умерших округлые насыпи высотой от 1 до 3-5 метров. Там, где длительно существовали поселения, со временем остались курганные группы, насчитывавшие десятки насыпей. Большая курганная группа около селения Машково была отмечена еще в 1879 г. в списке подмосковных археологических памятников, составленном сотрудником Исторического музея М.А. Саблиным. Она располагалась к востоку от селения в лесном урочище Бушева. В составе группы было 34 кургана. В 1929 г. они были обследованы и некоторые из них раскопаны участниками археологического кружка МГУ под руководством археолога С.В. Романовской. Новые обследования и раскопки этих курганов, получивших название Марусинских из-за близости их к селению Марусино, проводились учеными в 1947, 1961 и 1962 гг. Материалы последних находок были переданы в Люберецкий народный музей.

Большая группа из 46 курганов около деревни Михнево (теперь поселок Октябрьский) еще в 1867 г. была описана профессором Московского университета А.П. Богдановым, в 1922 г. она раскалывалась В.А. Городцовым. Археологами также были открыты Русавкинская группа из 12 курганов на речке Вьюнке и 4 курганных группы у селения Милет, насчитывавшие в общей сложности более 50 насыпей.

Встречались и одиночные курганы около реки Пехорки близ Машкина и Зенина, а в ее верхнем течении были известны курганные группы на территории современного города Балашихи, а также в районе селений Троицкое-Кайнарджи, Акатово и Лобаново. И это лишь небольшая часть того, что существовало раньше и было уничтожено в результате многовековой хозяйственной деятельности. Сохранились курганы в основном в лесных угодьях или на неудобных для земледелия склонах.

Находки в курганах позволяют археологам проследить границы расселения в далеком прошлом разных славянских племен. Если на севере от Оки в древности жили славяне-вятичи, то Акатовские курганы уже принадлежали племени кривичей, расселявшихся на территории между верховьями Волги и рекой Клязьмой.

Е.Н. Мачульский

Литература: Наше Красково. М:Энциклопедия российских деревень, 1998, ISBN 5-88367-025-3.

ƒалее: Вятичанка из XII века

www.xn--80atdefdb.su


Смотрите также