Самая древняя церковь пскова. Познай свой край родной
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Новости по теме. Самая древняя церковь пскова


7 древнейших церквей Псковской области

Древние церкви привлекают в Псковскую область не только тысячи паломников, но любителей архитектуры и искусства Древней Руси. В нашей подборке - 7 памятников архитектуры средневековья, дошедших до наших дней.

фото: Роман Дмитриев

  

1. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – 1130–40-е годы

 

Спасо-Преображенский собор возведен по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресками. Тип собора - византийский, не имеющий аналогов на Руси.

К настоящему времени фрески почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

Сегодня монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Собор открыт в сухую погоду.

Адрес: Псков, Мирожская набережная, д. 2

Записаться на экскурсию по фрескам: +7 (8112) 600-786

Сайт: www.mirozha.ru

фото: Виктор Печенев

 

 

2. Собор Рождества Иоанна Предтечи (бывшего Иоанновского монастыря) – 1130–40-е годы

 

Уникальное место среди архитектурного наследия Пскова занимает Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский монастырь был основан княгиней Ефросиньей Рогволдовной (теткой князя Довмонта).

Собор имеет шлемовидные главы, характерные для XII века, древние формы крестов на куполах.  Известно, что собор был расписан фресками, но во время большого ремонта в XV веке обмазку вместе с живописью сбили со стен.

В соборе хранились драгоценные дары княжеских семей.

В нише западной стены храма в 1978 году был обнаружен тайник – около 70 предметов искусства Византии и средневековой Руси. Часть найденных святынь хранится в Псковском музее, в Третьяковской галерее и других музеях России.

Адрес: Псков, ул. Горького, 1Часы работы: расписание богослужений на сайтеТелефон для справок: +7 (8112) 57-50-01 Сайт: www.krypetsy.ru

3. Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь – 1299 год

 

Основанный в XIII веке Снетогорский монастырь был традиционным местом пострижения в схиму псковских князей.

Уникальность Снетогорского монастыря – его всемирно известные фрески храма Рождества Богородицы (1311 год). Псковские художники создали ансамбль живописи, выходящий за пределы мирожских образцов. И если мирожские фрески были расписаны греческими мастерами, то фрески Снетогорского монастыря - это самые древние из известных фрески псковской школы монументальной живописи. Они близки по духу образам Феофана Грека. В их основе лежит учение исихазма – созерцательной молитвы, отказа от многословия, тишины. До нас дошла большая часть подлинных фресок, которые доступны для просмотра по согласованию с настоятельницей монастыря.

Адрес: Псков, Снятная гора, 1Сайт: snetogor.ruЦерковная лавка (запись на экскурсию): +7 (951) 754-41-03

фото: Катерина Кочкина

 

 

4. Церковь Петра и Павла с Буя - 1299 год (первое упоминание в летописи)

 

Древний памятник псковской архитектуры был построен в честь святых апостолов Петра и Павла на берегу реки Псковы в исторической части города, известной также как Средний город. Буй – двор за оградой возле храма, на котором могли быть захоронения. Ныне существующее здание храма было построено в 1373 году.

Рядом с церковью Петра и Павла в 1299 году благоверный князь Довмонт (Тимофей) одержал победу над немецкими рыцарями. По преданию, перед началом боя он помолился Святой Троице и апостолам Петру и Павлу.

Любопытно, что в начале XVIII века, Петр I, посещая Псков по военным делам неоднократно бывал на службах в Петропавловском храме и пел в нём на клиросе.

Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, 2Часы работы: ежедневно с 9.00 до 16.00

фото: Станислав Васильев

 

5. Церковь святителя Василия Великого (на Горке) – 1337 год

 

Основателем церкви является купец Кристофер Карел Доль, немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. Горка, на которой живописно возвышается храм, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка (сейчас это улица Пушкина). В настоящее время это один из самых известных храмов Пскова с большим приходом, один из немногих храмов города, где службы совершаются каждый день.

При храме действует детская воскресная школа и проводятся занятия по церковному пению.

Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д.5Сайт: hramnagorke.ruЧасы работы: ежедневно с 8.00 до 19.00.

фото: Юлия Тарабарина

 

 

6. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово – 1461 год

 

Главное достояние церкви – фресковые росписи, которым в 2015 году исполнилось 550 лет. Церковь находилась на стыке дорог из Пскова в Новгород и Москву, поэтому имела политическое значение.

Исследователи называют мелетовские фрески образцом высшего взлета и расцвета псковской иконописной школы. Самая многосложная программа росписи жертвенников именно в Мелётовской церкви. Удивительны и приёмы письма – тончайшие цветовые и тоновые нюансы. Более 100 лет ученые изучают эту систему росписей, но многие сюжеты по-прежнему не прочтены.

Адрес храма: посёлок Мелетово, Псковский районЧасы работы: не действующий

фото: Юрий Каныгин

 

 

7. Церковь святого Георгия Победоносца, погост Камно – XV век

 

Церковь святого Георгия Победоносца построена в XV веке, однако есть предание, что он заложен гораздо раньше - князем Довмонтом в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. В летописях Камно часто упоминается как место постоянных столкновений или лагеря псковского войска: укрепление и погост были расположены у стыка дорог из Риги и Изборска.

В Никандровском приделе храма, в 1990-е годы Новгородская икона Богородицы «Знамение» заплакала кровавыми слезами. Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны ключи «12 Апостолов», святого Георгия Победоносца, Пророка Илии и преподобного Никандра. По преданиям, преподобный Никандр, путешествуя по святым местам, любил молиться на камне, из-под которого вытекает источник. На этом месте сейчас стоит маленькая часовня.

Прославился исцелениями источник святого Георгия Победоносца - здесь выстроена купальня. Источник освящён по чину Иорданской купели. Вода из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях.

Адрес: дер Камно, Псковский район

www.tourism.pskov.ru

Самые старые здания Пскова

28.08.2017

Псков

Пост посвящён самым старым зданиям Пскова. С XV-XVI веков сохранились в основном церкви; первые жилые постройки, дошедшие до наших дней, относятся уже к XVII веку. Псков, как один из древнейших городов России, даёт нам уникальный шанс посмотреть на средневековую архитектуру Руси и то, как она менялась с течением времени. Начать, безусловно, нужно с Псковской крепости — одного из лучших оборонительных сооружений своего времени.

Псковская крепость

1. Псковский Кром

Кремль

Псковский Кром состоит из Довмонтова города (VIII—XVII век), оборонительных стен и башен (XIV-XVII век), Приказных палат (XVII век) и Троицкого собора (XVII век). Но известно, что ещё в X веке здесь были поселения.

2. Довмонтов город

Кремль

Довмонтов город — это комплекс не сохранившихся сооружений XIII века. Комплекс расширил территорию Кремля и служил дополнительным укреплением. Сейчас от города остались лишь основания зданий: храмов, жилых домов и архива. К слову, обнаружены они были лишь в 1956 году.

Последняя фотография с сайта /800/600/http/pleskov60.ru/pskov4.jpg

3. Стены крепости

Стена Среднего города была построена в XIV веке вокруг Кремля и Довмонтова города.

Окольный город занимал уже большую территорию, чем Средний. Его стены были построены в XVI веке для обороны и действительно выдерживали нападения на город в XVI-XVII веках.

Голубым обозначены стены Довмонтова города, зелёным — Среднего города, жёлтым — стена Окольного города и Запсковья. Схема и информация с сайта https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2

XII век

4. Собор Мирожского монастыря

Мирожская наб., 2

Собор Мирожского монастыря был построен в 1165 году. Это одно из старейших сохранившихся зданий Пскова, а также одно из первых каменных строений в городе. Впрочем, когда монастырь был только построен, он находился в отдалении от самого города. Интерьер собора расписан фресками, являющимися старейшими в России.

Последняя фотография с сайта http://inpskov.ru/marshruty/mirozhskij_monastyr

5. Собор Иоанна Предтечи

ул. Максима Горького, 1

Собор Иоанна Предтечи сильно перестраивался, но в целом по нынешнему собору можно судить о его первоначальном облике. Предполагается, что он был построен в XII веке.

XIV век

6. Церковь Михаила Архангела с Городца

ул. Советская, 18

Церковь упоминалась ещё в XIV веке, дата постройки нынешнего здания неизвестна.

XV век

7. Церковь Варлаама Хутынского

ул. Леона Поземского, 53

Построен в XV веке в районе Запсковье, что на другом от Кремля берегу реки Псков.

8. Церковь Николы со Усохи

ул. Советская, 19

Этот храм XV века был построен у высохшей речки — отсюда его название.

9. Церковь Климента Папы Римского

Ольгинская наб., 16

Церковь предположительно находится на месте бывшего монастыря и построена в XV, либо в XVI веке. Считается, что храм сохранился в первозданном виде. Один из примеров расцвета псковской архитектуры.

10. Церковь Георгия со Взвоза

ул. Георгиевская, 1

Храм XV века. Со Взвоза — то есть на подъёме. Считается, что сейчас храм находится в своём первозданном виде.

11. Церковь Преполовения Пятидесятницы

ул. Детская, 3

12. Церковь Богоявления с Запсковья

ул. Герцена, 7

Храм построен в XV веке в Запсковье на месте деревянной церкви. Имеет сложную архитектурную композицию. К храму примыкает четырёхпролётная звонница.

13. Церковь Старое Вознесение

ул. Советская, 64

Церковь построена в 1467 году на месте деревянной.

XVI век

14. Церковь Одигитрии

ул. Профсоюзная, 1

Предположительно церковь была построена в XVI веке и перестроена после пожара в XVII веке. Поистине необычная церковь, которая изначально имела девять глав.

Первая фотография с сайта https://fotki.yandex.ru/next/users/boris-vinnikov/album/120403/view/383311

15. Церковь Сергия с Залужья

ул. Свердлова, 42

Храм конца XVI века. Рядом с церковью находилось болото, «лужище», вследствие чего она и получила своё название. Храм сильно пострадал в войну и был отреставрирован в 2015 году.

16. Церковь Василия на горке

Октябрьский пр., 5

Церковь построена ориентировочно в XVI веке на месте деревянной церкви. Когда-то церковь стояла у стены Среднего города. Рядом с ней была башня и звонница. Совершенство пропорций и качество строительства подтвержают, что церковь была построена в период расцвета псковской архитектуры.

17. Церковь Образская с Жабьей лавицы

ул. Первомайская, 27

Ещё один храм в Запсковье XVI века. Название происходит от болота неподалёку, которое называлось Жабьей лавицей. Как и почти все церкви того периода построена из известняковой плиты, которая была затем обмазана и обелена.

18. Церковь Петра и Павла с Буя

ул. Карла Маркса, 2

Построен в 1540 году. Храм посещал Пётр I во время Северной войны.

19. Церковь Покрова от Торга

ул. Карла Маркса, 36

Церковь была построена в 1522 году.

20. Церковь Успения у Парома

Рижский пр., 3

В XVI веке храм был перестроен в нынешнем виде, упоминания же о нём встречаются ещё раньше.

21. Церковь Иоакима и Анны на Полонище

ул. Калинина, 26

Храм также был перестроен в XVI веке, также и упоминания о нём встречаются и раньше.

22. Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

ул. Аллейная, 14

Храм XVI века, при котором и сейчас находится старинное кладбище.

XVII век

23. Приказные палаты

Кремль

Построены в 1692—1693 годах. Палаты являлись административным зданием. Сейчас здесь музей.

24. Поганкины палаты

ул. Некрасова, 7

Построены в 1670-х годах. Названы в честь первого владельца — Сергея Ивановича Поганкина. До наших дней палаты дошли практически неизменными.

25. Дом Печенко

ул. Гоголя, 43

Были построены в XVII веке, к сожалению на данный момент от здания сохранилось немногое. Сейчас производится реконструкция.

26. Солодежня

ул. Гоголя, 42

Некогда богатый жилой дом XVII века сейчас находится не в лучшем состоянии и стоит заброшенный. Как и Поганкины палаты позволяет нам судить о псковской средневековой архитектуре.

27. Дом Батова

Рижский пр., 2

Ориентировочно дом был построен в XVII веке на главной в те времена магистрали Пскова. О доме сохранилось не так много информации, а своё название он получил по фамилии последнего владельца. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.

28. Палаты Русиновых

ул. Карла Маркса, 10

Палаты представляют собой комплекс зданий одной из первых зажиточных семей в Пскове. У них останавливался и Пётр I. Сейчас дома сильно отличаются от своего первозданного вида.

Большинство церквей Пскова были закрыты во время антицерковной кампании 20-30-х годов и реабилитированы в 90-е. В Троицком соборе находился музей атеизма с маятником Фуко. К тому же в эти годы было потеряно много церковного/исторического наследия. Подробнее об этой теме вы можете прочитать на стенде в Приказных палатах — ну или же на его фотографии.

Многие старинные здания и церкви Пскова были отреставрированы в XX веке и в последние десятилетия. Другие же стоят в аварийном состоянии и могут быть утеряны. В любом случае, это уникальное для России наследие, которое нужно посмотреть своими глазами.

Полезные ссылки по теме:

Древнейшие памятники Пскова — XII век

Расцвет псковской архитектуры — XV-XVI век

Исторический портал о Пскове

Карта с местами, о которых рассказывалось в посте.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме:

Или вступайте в группу в Фейсбуке:

Подписаться на ежемесячную почтовую рассылку: здесь

Похожие посты

Тэги:

Поделиться в социальных сетях:

annawwts.com

7 Псковских храмов | Русская семерка

Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: «московский храм – торт, псковский – сундук». После революций русские белые эмигранты «воссоздавали Русь» в местах их изгнания как раз по «псковской школе» - архитектура напоминала о родине, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей. Поэтому "псковские" храмы часто встречаются и заграницей.

1

Церковь Успения Богородицы на парижском кладбище Сент Женевьев де Буа

Храм построен архитектором Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах и освящён через полтора месяца после начала Второй мировой войны. По внешнему виду, пропорциям, внутреннему устройству – это классический псковских храм: небольшой, кубической формы, с одной главой, возвышающейся над восьмискатной кровлей, барабаном главы и апсидами, украшенными бегунцом и поребриком, повторяющим внутреннее членение храма скромным и благородным декором на стенах и отдельно стоящей двухпролётной звонницей. Так неожиданно псковские черты приобрёл храм, находящийся далеко от русских пределов, под сенью которого покоится цвет Зарубежной России.

Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.

2

Троицкий кафедральный собор

Часто приходится слышать от гостей, с которыми гуляю по городу: «ну до чего тут всё старинное». Да, храмы возрастом шесть-семь веков тут почти что на каждом шагу. Но главный собор Пскова – один из молодых: он построен «всего» в 1699 году. Впрочем, ныне существующий храм – уже четвёртый на этом месте; в основании его конструкции покоятся остатки предыдущих каменных соборов, построенных в XIV и XII веках. А первоначальный храм Святой Троицы, возведённый на этом месте, по преданию, был построен велением Святой Равноапостольной княгини Ольги, происходившей, как известно, из «Выбутской веси близ Пскова».

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече времён независимости, тут «сажались на стол» призванные вольным городом князья, сюда приезжал судить и казнить смутьянов Грозный царь (и именно тут лежит смиривший его смелой укоризной псковский юродивый Николка Салос). Отсюда снимали и увозили в ссылку вечевой колокол и пскович, автор летописи, писал о том, что он чувствовал: «не знаем, как только глаза не вытекли со слезами и сердце не оторвалось от корня». Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.

3

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из кончанских церквей – церковь Богоявления с Запсковья, «столица» Богоявленского конца. Стройный белокаменных храм и массивная звонница стоят на берегу реки Псковы, создавая единый ансамбль. Храм впервые упоминается в 1397 году, а в нынешних формах, вероятнее всего, возведён в конце XV века. Это классическая псковская церковь во всей чистоте и целостности стиля и школы: кубической формы, одноглавая, со скромным декором, она производит огромное впечатление именно благодаря благородству пропорций. В сущности, это некий «средневековый кубизм», не только здание, но большая скульптура. Эстетический эффект достигается через безупречное сочетание простых форм и объёмов: кубов, цилиндров, параллелепипедов.

В конце 1920-х этот храм увидел, возвращаясь из Москвы (где он строил здание Центросоюза на Мясницкой) великий архитектор ХХ века, «отец конструктивизма» Ле Корбюзье. Спустя годы он создал один из своих главных шедевров – часовню Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, о которой говорил, что её формы навеяны увиденным когда-то псковским храмом.

4

Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный, камерный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей-близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё соразмерно человеку, при этом нет ни намёка на «человеческое, слишком человеческое»: мощь каменных стен и столпов, объёмы сводов, солнечный свет, проникающий через узкие окна-бойницы в куполах – всё это ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

5

Мирожский монастырь

Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой  – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).

6

Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря

Если современный пятиглавый «поздний» Троицкий собор 1699 года – «подарок от Москвы», то эта церковь, выстроенная в начале XII века – «привет от Новгорода». В то время Псков входил в состав новгородских земель, и храм – памятник той эпохе, прекрасный образец новгородской школы: трёхнефный, приземистый, крытый по закомарам, с тремя шлемовидными куполами.

Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.

7

Часовня Воскресения Христова (Царская)

Храм построен в начале нынешнего века, находится на привокзальной площади Пскова, рядом с тем местом, где в марте 1917 года стоял императорский поезд, где последний русский Государь «во имя спасения России, удержания армии и общего спокойствия» принял решение об отречении от Престола Государства Всероссийского, где были записаны им в дневник пророческие слова «кругом измена, и трусость, и обман».

Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

«Господи, прими наше покаяниеИ утверди на пути воскресенияРодной России и её народаВ духовной силе и правде»

Юрий Стрекаловский

russian7.ru

Церкви Пскова

Как и большинство древних русских городов, Псков всегда был набожным и многомольным, считающим православную веру неотъемлемой частью своей жизни. Не удивительно, что в городе Пскове много прекрасных церквей, многие из которых очень древние. Мы расскажем о некоторых из них.

Церковь Василия «на горке»

Церковь Василия Великого, такого ее настоящие название, была построена в 14 веке на холме, который потом, по церкви, назвали Васильевской горкой, а уж после появилось и народное название «Церковь Васили «На горке».

Первый храм был деревянным и украшенным росписью, и располагался близ не существующей уже стены Среднего города. А в 1375 году на его месте уже был построен каменный храм, который неоднократно переделывался и улучшался. Ближе к началу 16 века именно здесь была написана чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, на которых изображено житие Богородицы. Раньше она занимала один из верхних ярусов иконостаса, сегодня же хранится в Псковском музее-заповеднике.

У храма трудная судьба, его не раз пытались закрыть. Сначала пожар 1562 года уничтожил часть города, и церковь лишь чудом спаслась. И, тем не менее, начиная с 16-17 веков, для нее наступили времена упадка. И к 19 веку она так обветшала и разорилась, что церковь собрались отправить на слом: обрушился северный предел, почти полностью были утрачены старинный иконостас и резной клирос. Но вновь божье провидение спасло храм, его приписали к Крылецкому монастырю, и так оставалось вплоть до 1921 года, когда церковь была закрыта. Многие годы там находился архив и хранилище документов, в Великую Отечественную войну храм довольно пострадал. Но, как говорит народная мудрость, Бог любит Троицу, и в 2000 году в Церкви Василия «на горке» вновь начались проводиться богослужения. Храм отреставрировали и теперь он радует взор горожан своим белоснежным силуэтом, словно сияющем с холма.

Храм Святого Александра Невского

Полностью название храма звучит как Воинский храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Он был построен в 1907-1908 году для 96-го Омского полка. Проект был типовым, разработанным Ф.М. Вержбицким специально для военных – в России было построено более 60 подобных храмов по всей стране.

Но, несмотря на типовый проект, для архитектурных традиций Пскова эта церковь уникальна. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси – от купола до шатровой колокольни. Это так называемый псевдорусский стиль, он же «поздняя эклектика», что проявляется и в декоре экстерьера: шлемовидные кокошники, лопатки, закомары в завершении окон и фасадов. Храм выглядит исключительно нарядным, зеленые скаты и золото-голубые навершия купола и колокольни гармонично сочетаются с красным кирпичом стен, создавая радостное и праздничное настроение.

Как и у многих храмов в стране, у церкви Александра Невского была не самая легкая жизнь после революции 1917 года. Храм был закрыт и там, сменяя друг друга, поочередно находились то ««Революционный Красноармейский театр», то Дом Офицеров, а в конце концов и вовсе хозяйственный склад. И лишь в 1990 году храм вновь вернули православной церкви. Причем храм Александра Невского по прежнему выполняет ту миссию, ради которой был создан - несет поддержку и утешение военным в «горячих точках». Кроме того, храм занимается издательской и благотворительной деятельностью: выпущен сборник стихов в честь погибших воинов 6 роты Псковских десантников, создан электронный каталог всех портретов погибших военных десантников, их имена увековечены на стенах храма, также ведется материальная поддержка воинов и их семей. Деятельность служителей храма не осталась незамеченной, и храм, а также его протоиерей Олег Теор были награждены в 2000 году благодарственными грамотами Министра Обороны РФ за участие в возрождении духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству.

Церковь Алексия, человека Божьего

Церковь Алексия, человека Божьего, была построена в 1688 году на месте старинного храма женского Алексеевского монастыря. Раньше эта церковь располагалась за пределами города, в поле, в окружении одноэтажных деревянных домов Алексеевской слободы, от этого и появилось второе, народное название – церковь Алексия в Поле. О старинной церкви не раз упоминается в летописях, описывающих времена осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда здесь велись ожесточенные бои.

За время своего существования церковь постоянно меняла свою принадлежность: в 1712 году вместе с монастырем она была приписана к Печерскому монастырю, в 1678 – к Сергиевской церкви, в 1808 ее хотели было снести, но 1818 храм приписали уже Старо-Вознесенскому монастырю, и лишь в 1854 году церковь Алексия с Поля наконец-то приобрела самостоятельность.

Как это нередко случалось после революции, храм был закрыт и отдан под зернохранилище, но в годы Великой Отечественной Войны вновь открыт и получил множественные повреждения во время войны. В 1989 году началась реставрация и с 1994 года храм снова проводит богослужения и принимает прихожан под покровительством Псковской епархии.

Церковь Алексия, человека Божьего, построена из камней и плит, беленая, одноглавая, с приделом Рождества Богородица и двухъярусной колокольней. Портал входа украшен современной фреской иконописца отца Андрея. Кроме того, рядом с церковью располагается старинное кладбище.

Церковь Богоявления с Запсковья

Церковь Богоявления с Запсковья – одна из красивейших и эффектных церквей Пскова. У него изящный, с виду простой силуэт, вместе с тем архитектурная композиция довольно сложна и ассиметрична. Как-то в Псков приехал известный архитектор Ае Корбюзье, в целях сотрудничества с советскими архитекторами. Он с интересом и восхищением изучал архитектуру древнего Пскова, но больше всего поразила его впечатление церковь Богоявления с Запсковья. Настолько, что сам архитектор признавался, что именно этим храмом он вдохновлялся, проектируя и строя часовню в своем родном городе Роншане.

Первое упоминание храма относится к 1397 году, но старое здание сгорело в пожаре 1458 года. Современный храм построен на том же месте в 1495 году. Располагается он на возвышении, на берегу Броды (раньше эта речка была такой мелкой, что ее можно было перейти вброд). Любопытно, что раньше на противоположном берегу реки был еще две Богоявленских церкви, которые образовывали «святой треугольник», включающий в себя место традиционного крещенского водосвятия.

К концу 19 века церковь несколько обеднела, хотя и оставалась основным приходским храмом Запсковья. В 1936 году она была закрыта, и довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны. Реставрация Богоявленской церкви началась только в 21 веке, и в 2009 году была открыта для прихожан.

Церковь Константина и Елены

Полное название этого храма, построенного в 1681 году - Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. По преданию, современная церковь построена на месте, где раньше была часовня святойАнастасии. Рядом с дорогой в храм можно увидеть остатки полукруглых плиточных стен – считается, это и есть развалины старой часовни. Легенда гласит, что св. Анастасия явилась во сне к одному слобожанину и строго наказала хранить остатки своей часовни, иначе слобода сгорит.

Церковь построена в типичном для Пскова 16 века архитектурном стиле, четырехстолпная и трехапсидная. В 18-19 веках к церкви был пристроен с южной стороны придел Святого мученика Василия, в 19 же веке была построена и двухъярусная каменная колокольня. Церковь декорирована лопатками на четверике, бегунцом, барабаны куполов украшены керамическими кокошниками, покрытыми зеленой поливой.

Церковь Константина и Елены является действующей, причем помимо обычной храмовой жизни, здесь также занимаются излечением бесноватых и одержимых.

Церковь Михаила Архангела

Полное название церкви - Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Согласна надписи на находящейся в храме плите, церковь основана в 1339 году. Раньше в этом месте находился городец – небольшое укрепление, отсюда и прибавка к названию церкви – «с Городца». Современное каменное здание церкви было возведено в 1439 году, а в 1649 оно было дополнительно перестроено. Так, изначально было два престола, но левый за ветхостью был упразднен. Сейчас там продают восковые свечи. А в 1990 году церковь Михаила Архангела стала полковым храмом Енисейского полка.

Церковь построена из плит, ее главный неф в плане представляет собой правильный крест. Фасады украшены арочными делениями, делающими внешний вид церкви более легким и нарядным. Глава церкви раньше была покрыта глазурованной черепицей, но недавно ее заменили на железо. А вот на барабане можно по-прежнему увидеть двойной пояс глазурованных узорчатых изразцов конца 17 века.

Церковь Петра и Павла

Церковь Святых Первоверховных Петра и Павла с Буя (такого полное название храма) была построена в 1373 году на месте древнего кладбища – то есть «буя». С этой церковью связана легенда о том, как в 1615 году, во время наступления на город шведский войск, во время молебна от иконы Божией Матери донесся голос, который обещал защиту. И действительно, псковские войска одержали победу. А в годы Северной войны недалеко от церкви останавливался Петр I. Он часто ходил в этот храм, читал Апостол и даже пел на клиросе. А уже потом он позаботился о том, что церковь, посвященная его небесным покровителям, приобрела новый иконостас, и ей был возвращен статус соборной церкви.

Церковь Петра и Павла построена в классическом псковском стиле: одноглавый храм, с тремя апсидами, декорирован характерным псковским украшением – бегунком. Барабан главы украшен узорчатым керамическим поясом.

Церковь Николы со Усохи

Церковь Святителя и Чудотворца Николая со Усохи была впервые построена в 1371 году, а в 1536 году было возведено каменное здание, так как старое сгорело в пожаре. Местность, где располагается храм, раньше называлась «усохой», так как было оно на краю большого болота. Сейчас болота уже нет, а название осталось. С церковью Николы со усохи связано предание об Иване Грозном. Говорят, что когда он ехал мимо храма, звон колоколов напугал его коня и обозленный царь приказал отрубить колоколу уши. И говорят, во время выполнения этого странного приказа из ушей колокола полилась кровь.

Церковь построена в подчеркнуто псковских архитектурных традициях. Вместе с тем, есть и оригинальная деталь – часовня, прозванная местными «часовней неугасимой свечи». Такое название было дано ей за то, что раньше там постоянно горела лампадка перед иконой святого Николая Чудотворца. Это небольшое здание с изящной крохотной главой, стены прорезаны крупными арками – вместе с архитектурой самого храма часовня составляет причудливый ансамбль.

pskovskie.ru

Храмы Пскова — Азбука паломника

Псков

Храмы Пскова составляют часть архитектурного наследия города. Наиболее известные из них — это древние церкви, побеленные, одноглавые, с характерными звонницами (иногда отдельно стоящими, иногда построенными на скате храма) и крыльцами. Эти черты резко отличают их от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о псковском архитектурном стиле. В городе есть церкви XII—XV веков — в большей части России все здания этого времени были разрушены монголами и междоусобными войнами.

Свято-Троицкий собор

Троицкий собор построен в 1682—1699 (первый храм — в середине X века), входит в состав архитектурного ансамбля Псковского Крома и является главным его строением. Адрес: Россия, Псков, Кремль.

Подробнее...

Церковь Николы со Усохи

Церковь св. Николая «со Усохи»

Построена в 1383 г., перестроена в 1536. Один из самых красивых храмов. Адрес: ул. Советская, 19.

Подробнее...

Церковь Покрова и Рождества Богородицы

Церковь – часть бывшего Покровского монастыря, в котором жил старец Дорофей, которому явилась Богородица во время польского нашествия. Она появилась со стороны Спасо-Мирожского монастыря со святыми Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, вошла в Покровскую церковь, а оттуда – в Покровскую башню… Адрес: ул. Свердлова, 1 (в углу стены, возле Покровской башни).

Подробнее...

Церковь Богоявления «с Запсковья»

Построена в 1496 году. Один из самых красивых храмов Пскова. Адрес: ул. Герцена, 7.

Подробнее...

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Первый, деревянный храм был построен в 1466, во время мора. Каменный построен в 1495 г. в новгородской архитектурной традиции. Сюда был направлен удар сил шведского короля Густава-Адольфа 9 октября 1615 г. Шведы пытались разбить собор из пушек, но не смогли. Адрес: ул. Л. Поземского.

Подробнее...

Церковь Петра и Павла с Буя

Первое упоминание Петропавловской церкви относится к 1373 году. В 1540 году на месте прежнего поставлен нынешний храм. В годы Северной войны Петр I, бывая в Пскове во время подготовки военных действий против шведских войск, ходил к обедне в Петропавловский храм, где читал Апостол и пел на клиросе. Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, д. 2.

Подробнее...

Церковь Василия на Горке

Первое упоминание церкви Василия на Горке относится к 1337 году. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются временем расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери. Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д. 5.

Подробнее...

Церковь Георгия со Взвоза

Церковь Георгия со Взвоза

Первое упоминание церкви Георгия со Взвоза относится к 1494 году. В 1701 г. по указанию Петра I к древней стене Окольного города присыпана земляная батарея, которая сохранилась поныне. Много раз разбиралась, переделывалась, реставрировалась. Адрес: Псков, Георгиевская (Урицкого) ул., д. 1.

Подробнее...

Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы

Первое упоминание церкви святой великомученицы Анастасии Узорешительницы относится к 1487 году. В 1639 году к центральному храму был пристроен придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 9.

Подробнее...

Церковь Михаила Архангела с Городца

Первое упоминание церкви Михаила Архангела с Городца относится к 1339 году. Сооружен из известняковой плиты. В начале ХХ века была полковою церковью Енисейского пехотного полка. Адрес: Псков, Советская ул., д. 18.

Подробнее...

Церковь Николы Явленного от Торга

Церковь Николы Явленного от Торга

Датой основания храма считается 1419 год, хотя о судьбе здания ничего не известно. Каменная церковь в современном виде возведена в 1676 году. Адрес: Псков, ул. Некрасова, д. 35.

Подробнее...

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Первое упоминание церкви Преполовения Пятидесятницы относится к 1468 году. В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. Адрес: Псков, Детская (Спасская) ул., д. 3.

Подробнее...

Церковь Сергия с Залужья

Церковь Сергия с Залужья — действующий православный храм конца XVI века, памятник истории и культуры федерального значения, расположенный в Окольном городе Пскова. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 15 / ул. Свердлова, д. 42-А.

Подробнее...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища построена в 1810-1811 годах бабушкой по матери декабриста М.А. Назимова. На колокольне имеются колокола Ивана Грозного и Михаила Феодоровича, с надписями. Адрес: Псков, ул. Георгиевская, д. 3-А.

Подробнее...

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII веков. Адрес: Псков, ул. Калинина, д. 26.

Подробнее...

Старовознесенская церковь

Старовознесенская церковь была построена XV века на месте боле ранней деревянной церкви. Находилась в центре Старо-Вознесенского монастыря. Адрес: Псков, Советская ул., д. 64-А.

Подробнее...

Церковь вмц. Варвары на Плехановском (Петровском) посаде

Единственная в Пскове деревянная церковь. В «Истории княжества Псковского», митрополита Евгения, сказано, что эта церковь строена в 1618 году. Адрес: Псков, Плехановский посад, д. 14.

Подробнее...

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля

Храм построен в 1534 году. В псковской летописи сказано: «…в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри…». Церковь упоминается в различных источниках второй половины ХVI и начала ХVII в. Она называется «…с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…», «…на всполье, из-за Петровских ворот…». Адрес: Псков, ул. Плехановский Посад, д. 74. Дмитриевское кладбище.

Подробнее...

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь во имя святителя Чудотворца Николая (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь неизвестно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви следует, что монастырь был упразднен до 1645 года, затем снова восстановлен, а в 1764 вновь упразднен и церковь обращена в приходскую. Адрес: Псков, ул. Любятовская, д. 2.

Подробнее...

Церковь Алексия, человека Божия, с поля

Первые упоминания о церкви Алексия с поля относятся к XVI веку, это была монастырская церковь Алексеевского девичьего монастыря. В то время эта местность еще относилась к Пскову, здесь растилалась одноэтажная деревянная Алексеевская слобода, потому церковь и прозвали «Алексием в поле». Адрес: Псков, ул. Советская, д. 100 (Алексеевская слобода).

Подробнее...

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии торжественно заложена 30 сентября 2008 года. Возведение приурочено к 500-летней годовщине присоединения Пскова к Русскому государству. Изначально задумывалась как народная стройка. Освящена 30 сентября 2012 года. митрополитом Евсевием. Адрес: Псков, пригородный микрорайон Кресты, пересечение Ленинградского шоссе и Зеленого пер.

Подробнее...

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

Первое упоминание относится к 1383 году. Церковь была построена в мужском Козьмодемьянском (Гремяцком) монастыре. Святые бессребреники Косьма и Дамиан — покровители кузнецов, которые ставили свои кузницы на Пскове у подножия Гремячей горы. Адрес: Псков, ул. Гремячая, д. 7.

Подробнее...

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь была построена в 1462-1463 годах. Сооружена из известняковой плиты. Храм имеет важное градостроительное значение. Адрес: Псков, ул. Л. Поземского, д. 7 (бывш. Званица, Нарвская).

Подробнее...

Церковь Образская с Жабьей лавицы

Первое упоминание церкви Образской с Жабьей лавицы — Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа — относится к 1487 году. Когда первая деревянная церковь была заменена существующей не установлено. Жабья лавица — название небольшого болотца, около которого была построена церковь. Адрес: Псков, Первомайская ул., д. 27.

Подробнее...

Церковь Воскресения Христова со Стадища

Первое упоминание церкви Воскресения Христова со Стадища относится к 1458 году. Ныне существующий храм был сооружен в 1585—1587 годах. Адрес: Псков, ул. Набат, д. 4-А.

Подробнее...

Церковь Ильи Пророка Мокрого с Луга

Первое упоминание церкви Ильи Пророка Мокрого с Луга относится к 1465 году, находилась на территории Ильинского монастыря. Нынешняя каменная церковь сооружена в 1677 году. Адрес: Псков, ул. Волкова, 9.

Подробнее...

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Летопись относит сооружение церкви к 1547 г.: «...того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иванъ Богословъ на Милявицы». В прежнее время здесь был Котельников или Костельников мужской монастырь, упраздненный в 1764 г. Ныне это приходская кладбищенская церковь Мишариной слободы. Адрес: Псков, Аллейная ул., д. 1.

Подробнее...

Церковь Петра и Павла на Брезе

Эта замечательно вписанная в пейзаж небольшая церковь — всё, что осталось от Сироткина монастыря, и стоит она на месте битвы князя Довмонта-Тимофея с немецкими рыцарями в 1299 году. Адрес: Псков, Береговая ул., д. 2 (у моста Александра Невского).

Подробнее...

Церковь Константина и Елены в Царевой слободе

Церковь Константина и Елены построена в XVI веке. По преданию, князь Довмонт (1266–1299), любимый всем Псковом, принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот. Адрес: Псков, Красногорская ул., д. 26.

Подробнее...

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи

До 1925 года главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря был собор Рождества Иоанна Предтечи. Первое упоминание о Иоанно-Предтеченском монастыре в Псковской летописи за 1243 год связано с преподобной княгиней псковской Евфросиньей, в схиме Евпраксией. Адрес: Псков, ул. Максима Горького, д. 1.

Подробнее...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы у Парома

Церковь Успения Пресвятой Богородицы у Парома

Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в 1444 году. Перестроена в нынешнем виде в 1521 году. Современный облик в основных частях она получила в последние годы XVII-начале XVIII века. Адрес: Псков, Рижский пр., д. 3.

Подробнее...

Церковь сщмч. Климента Папы Римского

О сооружении Климентовской церкви нет никаких сведений. Знатоки относят ее к ХIV-ХV стол. Известно, что здесь был прежде Климентовский Драчилов монастырь, разоренный Шведами в 1615 году и впоследствии упраздненный. Адрес: Псков, Ольгинская наб., д. 16.

Подробнее...

Церковь Николы от Каменной ограды

Церковь Николы от Каменной ограды — храм в Пскове, принадлежит старообрядцам-беспоповцам, является памятником истории и культуры федерального значения. Церковь построена в XVI веке. Адрес: Псков, ул. Розы Люксембург, д. 17.

Подробнее...

Церковь Жён-мироносиц

Деревянная Церковь Жён-мироносиц была построена в 1537 году. Уже тогда она получила название «со скудельниц», так как была именно кладбищенской церковью. В 1546 году было начато строительство на месте уничтоженной пожаром церкви каменного храма со звонницей. В ней служил священник Павел Адельгейм. Адрес: Псков, Мироносицкое кладбище, Коммунальная (Мироносицкая) ул., д. 11.

Подробнее...

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках построена в 1770-х годах, как это видно из церковного синодика, Себежскими и Донскими казаками, на их собственные средства. Сложена она из плиты, имеет обычный квадратный план, но отличается от старинных Псковских церквей некоторыми деталями, указывающими на ее позднее происхождение. Адрес: Псков, Красноармейская наб., д. 47.

Подробнее...

Церковь блгв. кн. Александра Невского

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского построена в 1907—1908 годах для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 году. Адрес: Псков, ул. Мирная, д. 1.

Подробнее...

Церковь Воскресения Христова в Орлецах

Церковь Воскресения Христова в Орлецах построена в 1994-1997 годах. Она уникальна прежде всего тем, что это вторая церковь, построенная в Пскове в XX веке (первая — храм святого благоверного князя Александра Невского — была возведена в 1907). Адрес: Псков, ул. Родниковская, д. 21, Орлецкое кладбище.

Подробнее...

azbyka.ru

Познай свой край родной: Церкви и монастыри Пскова

«Красуются псковские храмы над вечной светлой водой»

Среди дубравы Блестит крестамиХрам пятиглавыйС колоколами.К себе он тянет Неодолимо,Зовёт и манитОн в край родимый.И сердце радостноДрожит и тает,Пока звон благостныйНе замирает.              «Благовест» А. К. Толстого

Пусть за окнами мчится стремительный XXI век, век компьютеров и новых технологий, а мы с вами окунёмся в седую древность. Мы постараемся  увидеть в сегодняшнем Пскове город древний и современный, необыкновенно красивый и своеобразный.

«Что ни город, то норов»,- так гласит древняя поговорка Руси. Это сказано словно бы о храмах и крепостях нашего города, все они самобытны и неповторимы; то они открыто смотрят с берегов рек, то прячутся в гуще застройки. Крепостные стены и башни - величественные и суровые, белостенные храмы,  простые и радостные, с такими же приветливыми крыльцами; высокие, мощные стены звонниц или маленькие звоничики, примостившиеся на краю кровли... Они дополняют друг друга и неотъемлемы от тех мест, где построены.

Каменное зодчество древнего Пскова сохранилось до наших дней.  Летописец любовно называл псковских каменщиков мастерами каменносечной хитрости.

Особенной была псковская архитектура. Но прежде чем рассказать о том, что же отличает псковские храмы, выполним первое задание, которое поможет нам уточнить значение некоторых слов.

Викторина  «Архитектурная мозаика»

*Глава на храме Купол Маковица Пик

*Венчающая часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.БарабанТрубаБубен

*Глухой барабан без оконных проемов называется …ШеяГоловаШлем

*Купол с барабаном и крестом, увенчивающий храм, как правило, в форме шлема или луковицы.ГлаваШатерВерхушка

*Шар на завершении купола под крестом.ЯблокоТыковкаЯйцо

*Декоративный элемент в виде полукруглого щита, напоминающий женский головной убор. КокошникКапорВенчик

*Маленькие выступы с загнутыми в стороны краями над купольными окнами. БровкиРесничкиПеремычки

*Отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.Колокольня Звонница(Колокольня - башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами).

В чем же самобытность  псковских храмов?Псковичи строили  храмы обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине.Их обмазывали известковым раствором и белили. Обмазка подчеркивала неровности кладки.Оттого стены храмов получались шероховатыми, и от этого храм как будто оживал: утром вставало солнышко и радостными, бодрыми лучиками пускала длинные тени, наступал день – и солнце в зените пускает тень точно вниз. Да и сами храмы – неровные, белые или чуть – чуть розоватые – как лебеди в своем белоснежном оперении. И украшены они были по-особому.

С ХIV-ХV столетий на Псковских церквах появляются очень красивые узоры из простейших геометрических фигур: квадратов и треугольников.  Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма орнаменту придавалась обмазкой. Ими украшаются купольные барабаны.  Эти узорчатые каймы составляют особенность Пскова. Редкая церковь их не имеет. Очень часто к ним присоединяются углубления в виде кокошников с уступами внутри. Эти создания чисто народного местного творчества обличают недюжинный художественный вкус самобытных Псковских зодчих того времени. Подобные украшения можно видеть почти на всех Псковских церквах, но особенно они развиты на Никольской со Усохи, Варлаамской и Богоявленской.

С конца XV века появляются цветные изразцовые пояски, придающие новую прелесть церковным куполам.

К числу чисто Псковских украшений относятся еще надоконные "бровки", очень излюбленные в Пскове,  они изящно поднимаются углом над самым оконцем. Как же их делали? Над окном в барабане церкви каменщики укладывали две наклонные плитки, а под ними еще такие же ровные плитки расходились в стороны, но выдвигали их на несколько сантиметров за лицо стенки. Таким образом, получалась «бровка».Псковичи предпочли шлемовидным куполам, что были распространены, купола – луковки.

Одну из особенностей Псковского зодчества, как церковного, так и гражданского, составляют крыльца своеобразного Псковского пошиба: впереди ставили два толстых каменных столба; между ними перекидывали арку; с каждого столба такие же арки перекидывались на стену; сверху все сооружение покрывалось двускатной крышей. Такие крыльца находятся при Пароменской, Иоакимо-Анненской, Георгиевской, Воскресенской, Образской, Козьмодемьянской с Гремячей горы и др. церквах.

Другая Псковская особенность - это знаменитые звонницы, "очаровательные небольшие сооружения, создания немудреного ума, но поистине теплого чувства, проникнутые тонкой поэзией и чутьем прекрасного".

Под церквами устраивались подвалы, в которых хранилось церковное имущество, а иногда и купеческие товары. Такие подвалы находятся почти под каждою древнею Псковскою церковью. И, может быть, именно в этом подвале был  найден вот такой древний сундучок. Попробуйте отгадать по описанию, какие предметы хранятся в нашем сундучке.

Конкурс «Тайны древнего сундучка»

1 предмет Лики как товарищи, Смотрят понимающе, С потемневших досок на меня…                    Владимир Высоцкий(Икона)

2 предмет Основной природный материал, из которого были построены все храмы Пскова.(Известняк)

3 предмет Без него спокойно обходились при постройке храмов в древности, современные строители начинают работу только когда он есть.(Чертеж)

4 предмет * Колокольня нова,Колокольня бела,Под маковкой черно,Маковка золотая.

*Печаль навевает немногоОтсвет золотого луча...Посредник меж нами и Богом,Имеющий имя — … (Свеча)

5 предмет *Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык. (Колокол)

Путешествуя по псковской земле, мы  любуемся торжественностью и мощью ее архитектурных памятников.

«Сердцем» Пскова можно назвать то место, откуда город пошел: Кром и Троицкий собор - символы всей Псковской земли.

На стрелке двух рек псковичи поставили крепость — Кром. С двух сторон Кром был защищен реками. С третьей — у Першей, или у Персей, то есть у стены, которая грудью встречала врага, — была выкопана «Гребля» — глубокий ров, наполненный водой. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город. Но не тут - то было! Прорвавшись через ворота, враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб. Слово “захаб” происходит от древне - русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врага бросали бревна и камни, лили кипяток и кипящую смолу.

Белостенный, златоглавый.Осенен великой славойСветлый Троицкий собор.(Морозкина Е. Н.)

Вот он - Троицкий собор: белостенная громада, уходит своими главами в самое небо, туда, где, словно воды реки, текут бесконечные облака. А рядом с ним высится мощный столп колокольни, словно дозорный, охраняющий город.

В ясные дни Троицкий собор виден за многие километры. Он занимает в городе высшую точку и словно держит весь Псков в своей деснице. Много в Пскове крупных новостроек, но ни одно современное здание не сумело заслонить Троицкий собор, оспорить у него господство над городом. Да это и справедливо, ибо веками копил он свою духовную силу, был символом героической истории города. Недаром в трудную минуту призывал князь Довмонт: «Братья мужи-псковичи! Потягаете за святую Троицу... за свое отечество».

Дошедший до нас каменный Троицкий собор по счету третий. Он построен в 1699 году. Первый каменный собор был возведен в 1138 году.

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече. Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, а также юродивого Николки Салоса.  В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей псковских»— настоящее сердце стольного града Пскова.

Высок и затейлив иконостас в 7  ярусов в интерьере храма. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии.

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка – Успение с Жабьей Лавицы, Никола со Усохи или Козьма и Дамиан с Примостья.

Церковь Николы со Усохи поставлена в 1536 году. Место, где стоит эта церковь, являлось в далеком прошлом границей осушаемого болота,  и называлось "усохою". Рядом протекала Зрачка - ручей. Ныне существующая церковь построена на месте старой каменной, поставленной в 1371 году. Церковь Николы со Усохи - одноглавая, четырехстолпная. С южной стороны примыкает часовня "Неугасимая свеча", получившая некогда свое название из-за свечи или лампады, постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца.Одновременно с церковью на северной стене поставлена звонница. Позднее она перестроена в колокольню, на ней было семь колоколов.Удивительно красивый и внутри, и снаружи храм...Согласно легенде, когда в 1570 году царь Иоанн Грозный проезжал мимо церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался, и царь велел отрубить «уши» большому колоколу.

Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV –XVI вв.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.Первое строительство храма Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. Барабан и апсиды украшены трехполосным псковским орнаментом из геометрических фигур, на шее барабана, выше орнаментного пояса, идет кольцо кокошников.

Церковь Преподобномученицы Анастасии Римлянки и Великомученицы Анастасии Узорешительницы на Анастасиевской горке.Церковь Анастасии Римлянки, или Анастасии в Кузнецах, именуемая так по названию местности, где селились кузнецы. Как читаем в летописи, "церковь деревянную святую Анастасию, на Кузнецкой улице, псковичи возвели в 1488 году во время сильного мора (эпидемии).  Церковь Анастасии Римлянки была одной из живописнейших в городе. Под 1637 годом в летописи описан следующий случай. Перед проходившим здесь 12-летним мальчиком явился некто с крыльями, но без ног, и велел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После этого мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят в воздух выше церковного креста.

Церковь Святого Преподобного Варлаама Хутынского Первое упоминание о церкви относится к 1466 году, когда она в один день построена по обету для избавления Пскова от мора (эпидемии). Каменная церковь построена в 1495 году. В древности рядом находились Варлаамские ворота, через которые 13 сентября 1472 года в Псков въехала Софья Палеолог, невеста Великого князя Ивана III Васильевича. В 1615 году здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа, именно здесь шведы пошли на решительный штурм, но город выстоял. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамовскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены стрелами с купола церкви.  Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома Покровский от Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: в воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины. Этот небольшой, скромный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей - близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё  ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Перед тем, как продолжить наше путешествие, немного отдохнем и попробуем разгадать загадки о храме и о том, что находится внутри него.

Загадки «Божий дом и что в нем»

*Летит соколок через Божий домок, говорит: «В этом домике моя сила горит».  (Пчела, церковь, восковая свеча)

*Живой неживого бьет, тот вовсю ревет, созывает в храм народ. (Звонарь, колокол)

*У иконы висит,Вся сияет, блестит,А внутри маячок –Золотой светлячок. ( Лампада)

*Как одна, они стройны,Как одна, они ровны,Все торжественно стоят,Пред иконами горят. (Свечи)

*Есть в церкви она обязательно,Глядят с неё очи внимательно,Кто мимо идёт – ей поклонитсяИ тихо, неспешно помолится. (Икона)

*Льется, льется дивный звон. Всех зовет к молитве он. Знаешь ты, и знаю я, То звонят…….              (Колокола)

*На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.*Этот дом - не просто дом.Он красивый и с крестом.Золотые купола. Звонкие колокола.Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин. (Храм)

Ведущий:…Где за озерками, во мшинах,На неприметном бугоркуСереет монастырь старинный,Пообветшавшийна веку.                   Е. Н. Морозкина

Богата земля Псковская монастырями. Их невозможно обойти ни за неделю, ни за месяц. Это долгое путешествие. И не только потому, что расположены они чаще всего в лесной глуши, куда нет хороших дорог. Создание и жизнь каждого из них – это своя, очень богатая история. Не каждому дано узнать и понять ее. Изначально монастыри появлялись как поселения людей, которые хотели посвятить себя молитве, служению Богу. Для этой цели ставили часовни или вырывали землянки. Так был создан Мирожский и Снетогорский монастыри в Пскове.

Слава Спасо - Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Расположен он на мысу, на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.

Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель обращена к городу.  По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого, святителем Нифонтом Новгородским и преподобным Авраамием. Самая древняя, сохранившаяся монастырская постройка — храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире.   На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину -  чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, то есть моление.  Впоследствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы... На чаше преподобного Нифонта была надпись: "Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави".

В обители находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь было переписано и сохранено для потомков "Слово о полку Игореве".

Так как монастырь находился вне городских стен в последующие века он часто подвергался разорению. С XVI века монастырь был одним из богатейших среди обителей Пскова: он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В нескольких километрах от центра Пскова на возвышенном берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь.

Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — крошечная рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.

В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и разграбили его. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел поставить в монастыре новый храм — каменный собор Рождества Богородицы. Вскоре он был расписан фресками и стал главной святыней монастыря. Образцом для нового собора был псковский Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Снетогорская обитель являлась важным духовным центром Пскова; отсюда происходят: преподобный Иоасаф, псковский чудотворец, святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, патриарх Иоасаф. В 15 в. монастырь посетила наследница византийского престола Софья Палеолог;в 19 в. здесь трудился архиепископ Евгений Болховитинов; сюда, живо интересуясь псковскими древностями, приезжал А. С. Пушкин.

  Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - это каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре расписанный. Лучшее в Снетогорье - его всемирно известные фрески.

В прежнее время Снетную гору венчал громадный, высотой 80 метров, столп колокольни, почти не уступавшей по высоте Ивану Великому. Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. Он выполнял важные оборонительные функции: контролировал подходы по реке Великой со стороны Псковского озера. Не случайно здесь была выстроена огромная колокольня — она попутно являлась дозорной башней, откуда было видно на много верст вокруг.

Храмы... они как линии судьбы, у каждой своя история – радостная и грустная. А те факты, о которых мы сегодня рассказали, надеемся, помогут вам полнее представить себе облик нашего города в прошлом и прикоснуться к его истории. Псков – наш отчий край, древний город Руси, ставший нашей судьбой на всю жизнь.Недаром гласит народная мудрость: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Любите, дети, старинуС ее былинными веками,С ее старинными церквами,К величью ведшие страну…Любите, дети, старину!Любите, дети, отчий домИ нежность материнской ласки,Любите бабушкины сказкиВ кругу внучаток вечеркомУ печки с ярким огоньком!..Любите кровли белых хат,Любите звон наш колокольный,Характер русский, хлебосольныйИ тех, кто, будучи богат,Добром делиться с нищим рад!..Любите Русь – святынь оплот,Мир кроткой кельи монастырской,Дух мощный рати богатырской.Нас всех хранящей от невзгод!..Любите, дети, свой народ! «Любите, дети, старину» С. С. Бехтеева.

Использованные источники:1.    Комеч, А.И. Каменная летопись пскова 12-начала 16 века / А.И. Комеч. – М . : Северный паломник, 2003. - 256 с.2.    Морозкина, Е.Н. Щит и зодчий : путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина. - Псков : Отчина, 1994. - 132 с.3.    Орлов, В. Храмы Псковской земли / Владимир Орлов. - Изд. 2-е, доп. - Великие Луки : Изд-во Сергея Маркелова, 2011. - 250 с. - (В поисках утраченного). 4.    Плоткин, К.М. Древний Псков : [эссе] / К. М. Плоткин. - Псков : [б. и.], 1997. - 157 с.5.    Спегальский, Ю.П. Избранные статьи : к 100-летию со дня рождения / Ю.П. Спегальский. - Псков : [б. и.], 2009. – 126 с. 6.    Храмы и монастыри Губернского Пскова : сб. дореволюционных публикаций / сост. и авт. вступ. ст. Н.Ф. Левин. - Псков : Псков. обл. типография, 2005. – 501 с. - (Псковская историческая библиотека).

www.pskovkid.ru

Весна в Пскове. Древние храмы

В ряде ближайших постов, я буду публиковать фотографии древних псковских памятников церковной и гражданской архитектуры. Сегодня это фотографии четырех псковских храмов, которые расположены в самом центре Пскова:  Николы со Усохи, Одигитрии с Печерского подворья, Василия на Горке и Анастасии Римлянки, сделаные весной 2007 года во время разных прогулок по городу. Конечно, древние псковские храмы достойны того, что бы сделать пост о каждом из них в отдельности и это входит в мои планы. Ну а пока просто подборка весенних фотографий с небольшими комментариями. Весной, когда на деревьях еще нет листвы многие храмы видны намного лучше.

Начну я с одной из самых красивых древних церквей Пскова. Это церковь Николы со Усохи, первое упоминание о которой относится к 1371 году. Но в 30-х годах 16 века на месте старого, уже обветшавшего храма, поставлена ныне существующая церковь.

Словосочетание "со Усохи" означает, что церковь поставлена рядом со старым руслом пересохшей речки.

После Великой Отечественной войны по проекту Ю.П.Спегальского здесь были проведены серьезные реставрационные работы. Были разобраны пристройки 18-19 веков, восстановлено восьмискатное покрытие четверика, часовенка и колокольня.

Как писал Ю.П.Спегальский: "Осматривая этот памятник снаружи, нужно мысленно освободить его низ от двухметровой толщи земли и увидеть здание с уровня почвы XVI века, в первоначальном состоянии, с колоколами на звоннице, с золочеными крестами на блестящих чешуйчатых зеленых главках..." Сейчас купола покрыты осиновым лемехом, что смотрится так же очень красиво.

На протяжении многих лет церковь Николы со Усохи была в ведении Псковского музея-заповедника. Но в 2005 году передана Псковской епархии и теперь это действующая церковь.

Совсем рядом с Никольским храмом стоит церковь Одигитрии, построенная в 1685 году вместо стоявшего здесь до нее храма 16 века, на территории подворья Печерского монастыря.

Сейчас по ее внешнему виду сложно представить себе, что это была одна из самых грандиозных и красивейших церквей в Пскове в 17 веке. Вот лишь коротенькое, но о многом говорящее её описание: "Первоначально обширный четверик храма имел пощипцовое покрытие и пять глав. Над притвором возвышалась трехъярусная колокольня, завершенная высоким шатром с главкой. Над проемами звонов верхнего яруса колокольни стояли еще восемь декоративных главок. Церковь была выкрашена ярко-желтой охрой, а ее стены украшали зеленые изразцовые кресты."

Церковь была закрыта в 20-х годах прошлого века и с тех пор не открывалась. К сожалению, она пока еще не дождалась своей реставрации. Сейчас в церкви располагается кабинет онкологического диспансера.

Тут же, рядом, через улицу Советскую стоит храм Василия на Горке. (Сейчас его купол закрыт лесами, поэтому взяла прошлогодние фотографии) Эта единственный сохранившийся до настоящего времени храм архитектуры начала 15 века, т.е. времени расцвета Псковской вечевой республики. Храм очень живописно поставлен на горке и создается впечатление, что он как бы вырастает из нее.

В период 18-19 веков храм не избежал серьезных перестроек, исказивших его первоначальный вид. Еще в 1963 году в своей книге "Псков" Ю.П.Спегальский писал: "Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить"...  С тех пор принципиально ничего не изменилось. Церковь очень долго использовалась Архивом для хранения документов, потом была бесхозной. А в 2002 году в церкви случился сильный пожар, в результате которого была разрушена стена северного предела. После того, как в 2003 году храм был восстановлен, его передали Псковской епархии.

И совсем не далеко от храма Василия Великого расположена церковь построенная в 16 веке - Анастасии Римлянки в Кузнецах. Когда-то эта местность была заселена мастерами кузнечного дела, отсюда и происходит ее название.

В 18 веке были уничтожены первоначальные звонница и крыльцо церкви и построены ныне существующие паперть с лестничными всходами и колокольня.

Закрытая в 20-х годах прошлого века, церковь долго использовалась как складское помещение. Но в 2002 году она были передана псковской епархии и теперь это действующий храм.

Вот такая получилась фотопрогулка.... На небольшом расстоянии друг от друга находятся четыре замечательных памятника древнерусской архитектуры. Но это далеко не все сохранившиеся в Пскове храмы. Так что продолжение следует....

nathalie-zh.livejournal.com