Сады древнего мира. Висячие сады Вавилона - великолепное инженерное сооружение Навуходоносора
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тема 14. История садово-паркового искусства древнего мира. Сады древнего мира


Тема 14. История садово-паркового искусства древнего мира.

Сады древнего Востока. Сады Древнего Египта. Регулярный характер садов. Высокая степень рационального в планировке сада. Египетские сады – сады равнин. Первостепенное значение в силу природно-климатических условий водоемов и каналов, второстепенное – архитектуры зданий. Сады при храмах Ментухотепа и царицы Хатшепсут. Используемые растения. Значение орошения. Сады Ассирии и Вавилона. «Висячие» сады Семирамиды. Сад дворца царя Соломона в Иудее. Персидские «парадизы». Основные растения, используемые в садах. Розы, сирень, тюльпаны, гвоздика, лилия, нарциссы. Лумбинетский сад и парк Емабана в Индии. Китайские императорские сады и «сады знаний».

Античное садово-парковое искусство.

Древняя Греция. Основные ландшафтные объекты. Священные рощи Сады Академии. Агоры. Гимнасии. Отличия садов Греции по сравнению с садами Египта. Террасное, уступчатое решение, свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений и витых лестниц.

Эллинистический период. Регулярные принципы планировки. Обилие зелени в городах. Сады Александрии (Египет), Пергама (Антиохия). Корабль правителя Сицилии с плавучим садом (проект Архимеда).

Древний Рим. Принципы ландшафтной архитектуры. Сохранение регулярных принципов планировки, характерных для периода эллинизма. Основные архитектурные элементы: прямые аллеи, фонтаны, нимфеи, портики. Отличие садов Рима и греческих садов. Отсутствие выраженного композиционного единства. Ландшафтная организация частного римского дома. Атриум, перистиль, виридарий (озелененный участок).

Тема 15. Садово-парковое искусство Западной Европы.

Сады Средневековья. Основа композиции садов Средневековья - образ «райского сада». Основной принцип - огражденность. Монастырские сады, сады в замках, луга цветов (для турниров и светских забав). Сады позднего Средневековья. «Сады любви».

Сады Ренессанса. Террасный характер садов. Сады Медичи, сады вилл Ланте, Фарнезе, Альбани, Капраролла, Альдобрандини, д’Эсте. Новое обращение к античности. Попытка возрождения серьезно-учебного и ученого характера (по аналогии с садами Платона). Значительная секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства. Принцип «мифологической учености» при подборе скульптур. Расширение на новой основе архитектурной стороны садов. Принцип разбивки на «зеленые кабинеты». Размещение баллюстрад на «золотых» бровках откосов.

Сады барокко. Сады Боболи (Италия), Вилландри (Франция), Бельведер (Вена), Шарлоттенбург (Германия). Характерные черты садового искусства барокко. Использование разных уровней. Устройство каскадов, водопадов. Большая площадь садов. Элемент иронии, шутливости, отдыха, барочной курьезности. «Театрализация» жизни в садах барокко. Использование садов для маскарадов, увеселений, театральных действий. Стремление к музейности. Коллекционирование редких фруктов, растений, птиц. Тяготение к эффектам «преодоления» материала (противостояние естественным законам). Сохранение принципа разделения на «зеленые кабинеты». Сочетание эффектов разнообразия и интимности. Большая чем в других стилях органичность синтеза искусств. Характерные черты садов голландского барокко: дворец не занимает центрального положения, обилие цветов (по преимуществу тюльпанов).

Сады классицизма. Французский классицизм в садово-парковом искусстве: парки Во-ле-Виконт и Версаль. Творчество французского садовода Ленотра. Основные черты садов классицизма. Стремление к парадности, использование ровного рельефа без уступов, раскрытие видов на дворец и от дворца, осевое деление сада с широкой центральной аллеей и с симметричным построением обеих частей по обе стороны оси, отсутствие видимых границ между отдельными участками сада и с сохранением обязательной наружной ограды. Элементы, играющие основную роль в формировании композиции сада: партеры прямоугольной формы, прямоугольные площадки. Боулингрины. Кенкоксы. Широкие аллеи. Далекие перспективы. Гигантские водные партеры. Радиальные аллеи. Символическое значение трехлучевой композиции Версальского сада. Система из двеннадцати лучевых радиальных аллей в Бадмингтоне (Англия). Парк Шенбрунн (Австрия). Синтез искусств в садах классицизма. Грандиозные праздненства, устраиваемые в садах. Садовые балеты.

Начало и происхождение пейзажных садов. Наступление иррегулярной, «естественной» части имения на регулярный сад. Создание названия явления как факт его осознания и введения в культуру (появление понятия «пейзажный парк» в литературе раньше, чем в натуре). Роль Джосефа Аддисона и поэта Александра Попа в пробуждении нового интереса к садам. Основные источники пейзажного сада: идеи либерализма и философия рационализма. 1727 г. - начало пейзажного стиля в истории садово-паркового искусства. Трактат Кристофера Хусси «О живописных элементах в ландшафте». Длительность существования нового стиля в компромиссных формах.

Сады рококо. Историческая роль стиля рококо в садовом искусстве как непосредственного предшественника стиля романтизма. Сведение большого идейного содержания стиля барокко к мелким задачам. Превращение иронии в шутку, развлекательности - в приятность. Измельчение орнамента, пасторальный характер интереса к природе. Стремление к идилии и галантным праздненствам. Обращения к неупорядоченной природе. Любовь к меланхолии на фоне природы и сельской жизни. Взаимосвязь интерьера и экстерьера в рококо. Перекликание деталей сада с убранством садовых дворцов. Повторение определенных видов растений, видимых из окон, в зеркалах, вмотивах орнаментов, росписях плафонов, рисунках обоев и гобеленов, каминных экранов, коврах, решетках и других деталях.

Сады романтизма. Романтизм как стиль садово-паркового искусства, способствовавший выявлению эстетической стороны природного материала. Сохранение природы и «ненасильственное» ее преобразование.Использование достижений предшествующих стилей. Исчезновение «кабинетности». Ослабление роли античной мифологии и символики.

Подчинение образа романтического сада эмоциональным переживаниям личности, соединение с образами поэзии, литературными мотивами, темами путешествий, воспоминаниями. Совпадения в мироощущении, настроении, движениях природы и души. Следование пейзажей романтических парков живописи Клода Лоррена, Никола Пуссена, Сальватора Роза. Появление храмов, беседок, хижин, посвященных романтическим темам. Значение слова. Эпитафии и надписи на памятниках. Уединение в садах как цель и самоцель. Культ Меланхолии в парках романтизма. Отсутствие иронии и шутки. Интерес к пустошам, пустынным берегам рек и озер, к повседневной, «нагой» природе. Осень и вечер - любимые состояния времени года и суток. Тема смерти. Памятники умершим друзьям, родственникам, любимым животным. Могильный монумент Ж.-Ж. Руссо в Эрмонвиле. Бережное отношение к старым деревьям. Значение садов романтизма в развитии поэзии и литературы. Английские романтические пейзажные парки: Castle Howard, Chatsworth, Blenheim, Stow, Stourhead, Petworrth, Mellerstain House, Packwood House, Rievaulx Terrace.

studfiles.net

Висячие сады Семирамиды - второе чудо света

висячие сады семирамиды

Вторыми из семи чудес света древнего мира являются Висячие сады Семирамиды, которые также называют Висячими Садами Вавилона. К сожалению, этого прекрасного творения уже не существует, однако споры о нем продолжаются да сегодняшнего дня.

В 6-ом веке до нашей эры Навуходоносор II (царь Вавилона) приказал построить дивные сады, которые он посвящал своей жене Амитис. Она была мидийской принцессой и очень тосковала в шумном и пыльном Вавилоне, так как привыкла к зеленым холмам и родным ароматам садов. Для того чтобы порадовать любимую жену, Навуходоносор решил создать сады невиданной красоты, которые смогли бы прославить его на весь мир.

Однако идея создания цветущих зеленых холмов посреди сухой равнины Вавилона могла показаться просто фантазией. Не смотря на это удивительные райские сады все же построили.

 

висячие сады семирамиды

Висячие сады Семирамиды с виду напоминали пирамиду, и состояли из четырех ярусов, которые были одновременно выступающими балконами и террасами. Держались ярусы благодаря 25-и метровым колоннам. Каждый из них был усажан непревзойденными растениями (цветами, травой, деревьями и кустарниками). Саженцы и семена привозили в Вавилон из всех стран мира. Внешне пирамида была похожей на цветущий вечнозеленый холм.

Система орошения в те времена казалась очень странной. В полости одной колонны находились трубы. Несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи для подъема воды, именно таким образом вода из реки попадала в сады.

Чудесные сады с интересными деревьями, разнообразными цветами и приятным прохладным воздухом в душном и жарком Вавилоне считались истинным чудом света. Их можно было назвать настоящим монументом, который создали во имя любви.

Царицу Аимитис потомки, не понятно, по какой причине, начали называть именем известной царицы Ассирии Семирамиды, в честь которой и прозвали удивительные сады. Именно по данной причине висячие сады и получили известное всем название.

В 9-ом веке до нашей эры Александр Македонский был покорен великолепием Вавилона, из-за чего и превратил этот дворец в резиденцию. Его любимым занятием был отдых в тени садов. Только в здесь он мог погрузиться в воспоминания о родной Македонии. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов стали последним местом пребывания Александра на земле, откуда он начал свой путь в бессмертие...

Когда город начал запустевать, воду в сады подавать было просто некому. Таким образом, со временем высохли все растения, а землетрясения полностью разрушили дворец. Одновременно с Вавилоном не стало и одного из красивейших чудес света - Висячих садов Семирамиды.

travels-planet.com

Сады древнего мира. Древний Рим

Природные условия сходны с греческими. Климат тоже средиземноморский. Рельеф горис­тый, весьма характерный для Апеннинского по­луострова. Там большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, хол­мы, равнины чередуются между собой. Леса пре­имущественно лиственные. Благоприятные по­чвенные и климатические условия с обилием воды способствовали развитию садоводства, в ча­стности выращиванию винограда, маслин и раз­ных плодовых деревьев.

Растительность весьма разнообразна и представлена следующими видами древесных пород. Здесь произрастают различные виды со­сен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, кашта­ны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, под­дающиеся фигурной стрижке, — самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах рос­ли цветы, соответствующие временам года. Садов­ники культивировали лилии, левкой, анемоны, ас­тры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздику, ирисы, туберозу, тюльпаны и другие.

Любимыми цветами римлян были фиалка и роза. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин. Роза использовалась в кулинарии, лечении и т. п. Разводили обширные сады из роз даже в ущерб хлебным полям.

Очень ценился плющ.

В Древнем Риме во II—I вв. до н. э. начали при­менять новый способ посадки деревьев пятерка­ми (римский квинкус), т. е. сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами дере­вьев и открытыми стволами. Данный прием обес­печивал видимость по диагонали между ствола­ми, создавая над ними полог из крон насаждений.

Для античного Рима характерен синтез ис­кусств, т. е. гармоничное сочетание архитекту­ры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Самым плодотворным периодом стал рубеж исков с I в. до н. э. по I в. н. э. — это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сфор­мировались следующие типы садов:

1. Священные рощи — сады, связанные с ре­лигиозным культом.

2. Городские общественные сады при теат­рах — площади типа прогулочной аллеи органи­зовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, укра­шались скульптурой. Аллеи или сады с источни­ками или бассейнами.

3.Сады при дворцах и виллах, назначение ко­торых было от хозяйственных до увеселитель­ных.

4.Частновладельческие городские сады — эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома.

Много интересных сведений дают садово-пар­ковому искусству жилые дома. Планы их развивались на основе греческих жилых постро­ек эпох классической и эллинизма. По климатическим условиям наружные стены редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировыва­лись вокруг открытого дворика. У входа распо­лагался атриум, что-то вроде вестибюля с бас­сейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колон­надами. Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они на­поминали настоящие садики. Эти дворики получили названия перистили. Дома же такого типа стали называться в архитектурной науке атриумно-перистильными.

В некоторых домах назначение сада было ути­литарным. Он предназначался для выращивания овощных культур, но в этом случае все равно для цветов отводилась одна его часть. Каждый дом имел свой облик. Примечательно, что стены перистиля, окружающие сад, «расписывались, как садовые пейзажи». Благодаря такому приему со­здавалась иллюзия, что сад больше по размерам, чем на самом деле, к тому же стенная живопись являлась ценным материалом для ознакомления с античным садово-парковым искусством.

Очень часто в римских домах встречаются стенные фонтанчики, украшенные мозаикой. Та­кие сооружения напоминали ниши с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Офор­млялся небольшой скульптурой бассейн, куда из ниши вытекала вода.

В отличие от садов при жилых домах, при вил­лах они располагались не внутри дома, а на смеж­ной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.

Композиция римских объектов ландшафтного искусства была замкнутой. Однако существуют примеры раскры­тия вилл на море, которые строились на морском берегу по террасному принципу. Здание распо­лагалось фасадом к морю. Перед главным соору­жением устраивался цветочный партер с пласти­ческим декором.

Следует отметить, что было три типа вилл:

1) «рустика» — сельскохозяйственная вилла;

2) «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развле­чений;

3) «фруктуария» — вилла, где основой являл­ся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев.

Виллы типа «урбана» располагались либо на берегу, либо в окрестностях Рима. Как и во всех виллах данного типа, они состоят из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, глав­ного здания с плоским садом (ксистом), превра­щенным римлянами в декоративный партер с фон­танами, и садом-ипподромом.

В розарии виллы находились мраморные беседки, увитые вьющимися розами. «Из водных устройств были водоем, в котором плавали во вре­мя празднеств «корабли» — блюда с изысканны­ми угощениями». «За беседкой располагался па­вильон отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад». Главным украше­нием были деревья, стриженные в виде жи­вотных. Дорожка являлась продольной компози­ционной осью сада. По сторонам ее находились полосы газона с отдельно растущими низкорос­лыми деревьями. Весной газон превращался в сплошное «фиалковое поле». Вдоль дорожки располагались полукруглые мраморные скамейки. Сад-ипподром имел размеры 170 х 70 м, был вытянут в плане, конфигурация его прямоуголь­ная с одним закругленным концом.

Например Вилла Лаурентина представляет собой вид приморской виллы, совмещая типы «урбана» и «рустики». Она состоит из трех дворцов, огра­ниченных зданиями: атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Цветоч­ный партер — ксист — состоял из фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным пар­ковым павильоном.

Характерная черта таких садов — замкнутость перспективы, т. е. отдыхая или гуляя в саду, по­сетитель мог любоваться пейзажами лишь не­большой территории, был огражден от дальних видов.

В композициях вилл римляне использовали греческие названия и формы, утратившие свое первоначальное значение.

Обобщая вышесказанное, можно выделить ос­новные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима.

1. Появились новые планировочные элемен­ты, такие, как ксист и ипподром, где ксист — плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием вил­лы и целиком подчинялся планировке и архитек­туре здания. Примечательно, что со зданием он составлял единое целое.

Ипподром, в отличие от ксиста, занимал боль­шую территорию (60 х 160 м; 70 х 200 м). Рель­еф, где он находился, — ровный. Представлял со­бой ипподром эллипс, один округлый конец которого срезан. Это важнейший элемент «боль­шого парка». Планировка его регулярная с чет­кой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульпту­ры, с фонтаном, беседкой, т. е. всей палитрой ланд­шафтного искусства.

2. Впервые появляется «топиарное искусство».

3. Была разработана композиция, подчерки­вающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов.

4. Совершенствование древнегреческих при­емов и создание новых (использование скульп­туры, пергол в убранстве сада, аллей для пеше­ходов и для экипажей или прогулок на носилках).

5. Отсутствие композиционного единства в са­дах и парках.

 

Итальянские сады эпохи возрождения, роль климата, рельефа, воды и растительности в архитектурно-планировочном решении садов.

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение-это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф.Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода.Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность.В аллеях росли ширококронные деревья-платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки - лавр, мирт, самшит, позже -сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью.

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка.Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают "лесные" участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

-на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

-основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

-партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

-плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;

-типичный элемент так называемый "секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

-каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

 

Итальянские сады эпохи возрождения. Сад виллы Капрарола. Сад виллы д,Эстэ

Вилла Капрарола.

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример "секретного сада"). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее на третий уровень - открытое пространство перед домом Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла д'Эсте.

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада это две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой площадкой Торжествующий Рим.

Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

-сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные "лесными дорогами";

-имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

-композиционная целостность сада это одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

-преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

-богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

-учет цвета и световых эффектов;

-продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.

lektsia.info

Висячие сады Вавилона - великолепное инженерное сооружение Навуходоносора

висячие сады вавилона

Одно из семи чудес света античного мира Висячие сады были расположены в Вавилоне. Их создание в древности связывали с некой царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II.

 

Висячие сады Вавилона: история и легенда

Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он натыкается на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт.

висячие сады семирамиды

Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх. Помощь ему сыграли упоминания писателей античности, в которых говорилось, что камень в Вавилоне использовался всего лишь в двух местах. Одно из них, у северной стены Каср, археологу удалось обнаружить ранее. Другое же место было полулегендарным, речь шла о находке одного из 7 чудес света садов Семирамиды.

Основные упоминания древности о садах Семирамиды связаны с именем грека Ктесия. Но в силу замеченных за ним использованиям преувеличений и фантазий, почти все наши сведения об этом чуде света являются спорными и недостоверными.

сады семирамиды

В античности образ Семирамиды всплывает довольно часто. Согласно многих легендам Семирамида была храбрым воителем и строителем с отличным архитектурным вкусом.  По одному из преданий она была дочерью русалки Атаргатис, являющейся лунной богиней, и обычного человека. По другим рассказам Семирамиду с рождения оставили родители, и ее воспитанием занимались голуби.

На самом деле под именем Семирамиды у греков понималась ассирийская царица Шаммурамат, жившая примерно в 800 году до нашей эры. После смерти мужа Шамши-Адада V, ей пришлось взять власть полностью в свои руки, до достижения совершеннолетия своего сына. Но и после его вступления на царский трон, за Шаммурамат сохранился титул царицы. И не случайно, так при ней было укреплено государство, расширены границы путем завоевания Мидии.

висячие сады

Но все же, чудо света сады Семирамиды, по мнению современных исследователей, не могли быть связаны с самой Шаммурамат. По более правдивой версии это чудо было подарено жене Навуходоносора II Амитис через двести лет после царствования Семирамиды. По легенде Навуходоносор для войны с Ассирией заключил союз с царем Мидии. После победы для подкрепления союза он женился на дочери мидийского царя. Но жизнь в пустынном Вавилоне была несравнима с гористой и полной зелени Мидией. Чтобы порадовать и утешить свою жену Навуходоносор и приказал построить эти вечно зеленые сады в городе. Так что полное название этой постройки, скорее всего, «висячие сады Амитис».

Висячие сады Семирамиды: краткое описание и интересные факты

Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для функционирования которого рабам приходилось крутить колесо. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

висячие сады вавилона

Используемая в садах Семирамиды система водоснабжения не была новинкой для Месопотамии. Подобное встречается и в местных зиккуратах, включая легендарную Вавилонскую башню и Великий зиккурат в Уре. Но именно в садах техника орошения достигла своего совершенства.

Если говорить о царствовании Навуходоносора II, то это было временем великого строительства великих сооружений. За время его правления были построены множество дорог города, включая знаменитую Дорогу процессий, ведущую от ворот богини Иштар, огромное количество дворцов и храмов.

висящие сады семирамиды

Отдельно стоит упомянуть про легендарные стены Вавилона, первоначально отнесенные также к списку чудес света. Если верить описаниям, то их ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. В двух рядах стен каждые 50 метров устанавливались сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.

Но с возведением Александрийского маяка стены города с садами Семирамиды покинули знаменитый список, а вот сами сады с гордостью дошли с ним и до наших времен. Конечно, можно долго оспаривать место садов в этом перечне, но то, что это было одно из лучших инженерных сооружений древности не вызывает сомнения.

Видео про сады Семирамиды

Где находятся сады Семирамиды на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

1chudo.ru

Семь чудес света: Висячие сады Семирамиды

В списке семи чудес света, вторым чудом по счету считаются висячие сады Семирамиды. Это поистине легендарное сооружение было создано в 605 г. до н.э. Однако уже в 562 г. до н.э. этот архитектурный шедевр был разрушен от наводнения.

Несмотря на устоявшуюся связь висячих садов Вавилона с именем ассирийской царицы – Семирамиды, жившей около 800 г. до н.э., ученые считают это заблуждением. На самом деле, официальная версия происхождения этого чуда света гласит следующее.

Навуходоносор II, воевал против Ассирии. Для того чтобы укрепить войско был заключен союз с Мидийским царем. После уничтожения врага, Навуходоносор II решил жениться на дочери Мидийского государя. Но пыльный город Вавилон стоящий, по сути, на пустыне, не шел ни в какое сравнение с зеленой и цветущей Мидией.

Именно по этой причине, честолюбивый владыка решил построить вавилонские висячие сады. К слову сказать, звали царицу Амитис, поэтому правильнее было бы называть второе из семи чудес света именно этим именем. Но в истории закрепилась незабвенная Семирамида, которая также была незаурядной личностью, хоть и жила на два века раньше.

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды (2)

Интересные факты про висячие сады Семирамиды

Как это ни удивительно, но уникальная постройка, вошедшая в семь чудес света, не была на то время новинкой. Просто Навуходоносор II, при котором было построено множество архитектурных шедевров, сумел необычным способом реализовать подачу воды в свои висячие сады.

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды (3)

Интересен тот факт, что описываемое сооружение состояло из четырех уровней. На каждом из них было много прохладных комнат, где гуляла царская семья в часы дневного зноя. Своды здания поддерживались 25-метровыми колоннами на каждом уровне. Укреплённые террасы засыпались землей, толщины которой хватало для того, чтобы там могли расти деревья.

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды (4)

Чтобы жидкость не просачивалась на нижние этажи, платформы каждого яруса, состоящие из огромных плит, застилали свинцовыми листьями и покрывались асфальтом. Вода подавалась наверх при помощи специально разработанного механизма, качающего ее из реки Евфрат.

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды (5)

Для этого рабы крутили огромное колесо, орошая висячие сады Семирамиды достаточным количеством влаги. Стометровые стены Вавилона и возвышающиеся над ними кроны деревьев, вселяли всякому видевшему это чудо света мысль о могуществе и силе царства. А гордая Амитис, которой, собственно, была посвящена эта грандиозная постройка, наслаждалась зеленью цветущих растений, простирающихся на много километров вокруг.

Семь чудес света Висячие сады Семирамиды (6)

К слову сказать, если бы висячие сады Семирамиды существовали до сих пор тогда, чтобы посмотреть на них, нам бы пришлось поехать в Ирак, так как именно в этом государстве найдены руины древнего города Месопотамии — Вавилона.

Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org — у нас еще много интересных фактов.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Висячие сады Семирамиды: описание и история (фото)

Существование одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды, многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали. Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Где расположено второе чудо света

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии – и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором – перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады СемирамидыВавилонские стеныВавилонские стеныВавилонские стеныВеликолепие Вавилонских стен3764230
  1. Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  2. Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Как выглядели сады

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной.           Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам – и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Созданное древними мастерами сооружение походило на вечно цветущий зелёный холм, поскольку состояло из четырёх этажей (платформ), которые возвышались друг над другом в форме ступенчатой пирамиды, соединялись между собой широкими лестницами из белых и розовых плит. Описание этого чуда света мы узнали благодаря «Истории» Геродота, который вполне возможно, видел их собственными глазами.

Платформы были установлены на колоннах высотой около 25 метров – такая высота нужна была для того, чтобы растения, росшие на каждом этаже, имели хороший доступ к солнечному свету. Нижняя платформа имела неправильную четырёхугольную форму, самая большая сторона равнялась 42 м., самая маленькая – 34 м.

Чтобы вода, которой поливают растения, не просачивалась на нижнюю платформу, поверхность каждого яруса укладывали следующим образом:

  1. Вначале выкладывали слой тростника, которые предварительно был смешан со смолой;
  2. Дальше следовали два слоя кирпичей, скреплённых между собой гипсовым раствором;
  3. На них были уложены свинцовые плиты;
  4. И уже на этих плитах был насыпан настолько огромный слой плодородного грунта, что в нем имели возможность спокойно пустить корни деревья. Здесь также посадили травы, цветы, кустарники.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды

Сады имели довольно сложную систему орошения: в середине одной колоны была размещена труба, по которой в сад поступала вода. Каждый день рабы без остановки крутили специальное колесо, к которому были прикреплены кожаные ведра, качая, таким образом, воду по одной версии – из реки, по другой – из подземных колодцев.

Вода по трубе поступала на самую вершину сооружения, оттуда она перенаправлялась в многочисленные каналы и стекала на нижние террасы.

Независимо от того, на каком этаже находился посетитель сада, он всегда мог услышать журчание воды, а возле деревьев находил тень и прохладу – редкое явление для душного и жаркого Вавилона. Несмотря на то что такие сады не могли сравниться с природой родного края царицы Амитис, они довольно неплохо смогли заменить её родную местность, являя собой самое настоящее чудо.

Гибель

После смерти Навуходоносора Вавилон через какое-то время захватил Александр Македонский (IV в. до н.э.), который устроил во дворце свою резиденцию и нашёл там свою кончину. После его смерти Вавилон начал постепенно разрушаться, а вместе с ним – и одно из чудес света: сады с искусственной системой орошения и без надлежащего ухода долго существовать не могли. Через некоторое время они пришли в запустение, а затем мощные наводнения близлежащей реки сделали своё дело, фундамент размылся, платформы упали, и история существования удивительных садов закончилась.

Статуя Христа ИскупителяСтатуя Христа ИскупителяСтатуя Христа ИскупителяСтатуя Христа Искупителя376424.671

Как нашли уникальное творение природы

Уникальное сооружение относительно недавно, в XIX ст., нашёл немецкий учёный Роберт Кольдевей, когда во время очередных раскопок под многометровым слоем глины и щебня обнаружил остатки крепости, дворцового комплекса и столбы, изготовленные из камня (этот материал жители Месопотамии в своей архитектуре почти не использовали).

Через какое-то время он нарыл сеть пересекающихся каналов возле города Хилла, в срезах которых можно было увидеть следы разрушенной кладки. Потом был обнаружен каменный колодец со странной шахтой, имеющую трехступенчатую спиралевидную форму. Стало очевидно, что обнаруженное им сооружение было возведено с определённой целью.

Поскольку Кольдевей был неплохо знаком с античной литературой, он знал, что в ней только два раза упоминали об использовании камня в древнем Вавилоне – при возведении северной стены района Каср и при строительстве уникального сада. Он решил, что обнаруженные им остатки архитектуры являются сводом подвального яруса садов, которые впоследствии назвали висячими садами Семирамиды (это при том, что эта ассирийская царица была врагом вавилонян и жила за два столетия до появления в Вавилоне уникального чуда стародавнего мира).

awesomeworld.ru

Висячие сады Семирамиды: история, описание

В мире есть столько всего непознанного, хранящего в себе тайны истории и культуры древнейших времен. О многом слагаются легенды, но не все подтверждено достоверными историческими сведениями. Кто-то верит в их существование, а кто-то нет.

Одним из таких чудесных мест являются Висячие сады Семирамиды. Это место можно назвать древним и величайшим искусством, которое открывает перед нами души древних историков и ценителей этого творения. Под толстым слоем пыли и песка, скрывается что то невероятно красивое, но в то же время и таинственное.Висячие сады Семирамиды в Азии Чудеса Древнего мира могут раскрыть нам всю правду о многих исторических событиях, которые уже забыты. История зарождения Висячих садов Семирамиды, открывает перед нами такие присущие качества, как любовь и героизм.

Об Амитис и Навуходоносоре

Существует история о Вавилонской царице Семирамиды, которая обладала большими способностями правительницы и ярко выраженной красотой. По легенде она в конце своего долгого правления превратилась в голубку, чистую и великолепную птицу, порхающую в облаках. Некоторые историки связывают сады именно с ней, но большинство отклоняют эту версию. Они предпочитают называть это творение Висячие сады Амитис, и предполагают, что это название будет более точным и правдоподобным. Мидийский правитель Киаксар был достаточно могучим и уважаемым повелителем. Он любил свою дочь Амитис, и строго оберегал ее от неприятностей. Но ему пришлось принять очень непростое решение, которое могло решить вопросы государственного значения и укрепить свои территориальные позиции. Этим решением стало замужество его дочери, молодой принцессы Амитис. Она связала свою жизнь с Вавилонским правителем Навуходоносором, и таким образом заключила союз между двумя правительствами, Мидией и Вавилоном.

Хоть эти сады и моложе египетских пирамид, но под влиянием стольких лет, Висячие сады Семирамиды не смогли сохранить свой прежний вид, и от них практически ничего не осталось. Даже место их прежнего существования ученые могут указать лишь приблизительно.

О Вавилоне и климате того времени

Вавилон был достаточно большим и населенным государством. Его жаркий климат и постоянная суета просто изводила принцессу Амитис. Она скучала по своей родине- тому месту, где она могла долгое время наслаждаться зеленью лесов и свежим воздухом. А от этого климата и пыли, которая окружала Вавилон, принцесса начала таять просто на глазах. Царь, несмотря на его строгий и вспыльчивый характер, очень сильно любил свою жену и очень переживал от того, что она тяжело переносит здешний климат. Он приказал своим слугам построить маленький островок, подобный тропическому саду, чтобы Амитис могла бы себя там чувствовать, как у себя дома. Создать это было не так легко. Многие архитекторы и опытные строители долго размышляли над этим. Они продумывали все возможные варианты. Создать сад не сложно, сложность заключалась в том, как поддерживать питание растения в сухой долине. Они использовали метод под названием «Архимедовы винты», где основную функцию поставки воды выполняли рабы. И все таки, ученым мужам удалось сделать на пустой и засушливой земле сад, который вновь вдохнул жизнь в молодую принцессу. Со стороны Висячие сады были похожи на ступенчатую пирамиду с ярусами, которые опирались на колоны.

При жизни царицы Амитис этот сад всегда был наполнен свежим воздухом, который доносился от свежецветущих кустарников и был подобный цветку среди пустыни. Она проводила здесь все свое время и, как говорит легенда, заботилась буквально о каждом растении. В этих садах была её единственная радость, так как они напоминали ей родину. Но после её смерти за садами уже больше не было кому ухаживать, и они начали постепенно приходить в упадок. А после завоевания Вавилона персами, сады полностью разрушились. Только некоторое время спустя Александр Македонский обратил внимание на эту запущенную местность и возобновил её в качестве своей резиденции. Этот цветущий островок напоминал ему его родной дом, и он долго мог проводить время в саду, погруженный в свои думы. Александр Македонский вдохнул последнюю каплю жизни в сады Семирамиды и с тех пор ими уже никто и никогда не занимался.

Эта легенда и до сегодняшнего дня имеет нераскрытые тайны. Нет даже и фактических подтверждений её существования. Историки предполагают, что развалины этого сада находятся на территории Ирака, не далеко от Багдада. Ещё один непонятный момент связан с летописями древнего Вавилона - в них нет ни единого упоминания о садах Семирамиды... Почему так? Загадка...

Тем не менее висячие сады Семирамиды оставили яркий след в мировой истории. Конечно, не все верят в то, что они когда-то вообще существовали. Однако большинство ученых склоняется к тому, что сомневаться в их существовании нет никаких причин. Да и последние исторические исследования скорее подтверждают, чем опровергают их реальность. Так или иначе, висячие сады Семирамиды - одно из утерянных чудес света, знать о котором интересно не только историкам, но и просто культурным людям.

putidorogi-nn.ru


Смотрите также