Древний мир. Страны и племена. Палестина. Появление израильских племен в Палестине.
Палестина в I
тысячелетии до н.э.
Появление израильских племен в Палестине
В I тысячелетии
до н.э. история Палестины находится в тесной
связи с историей таких стран, как Египет, Вавилон
и Ассирия, бывших основными центрами тогдашней
цивилизации.
В течение XIII — XII вв., в период
ослабления египетского влияния на Палестину, в
этой стране существовало множество мелких
городов-государств, которые населяли племена
ханаанеев. По-видимому, в первой половине XIII в. до
н.э. на территории Палестины появилось
объединение родственных племен, носившее
название Израиль. Коренное население в сельских
местностях при вторжении израильтян бежало, а не
успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось
в конце концов с новыми пришельцами. Захват
городов давался с гораздо большим трудом, и
ханаанейские города еще долго продолжали
существовать в окружении израильского
населения.
Оседая на постоянное место жительства,
кочевники превращались в земледельцев. В это же
время жители Палестины освоили искусство
сооружения каменных цистерн, которые
оштукатуривались изнутри известковым цементом,
что давало возможность собирать и длительное
время хранить дождевую воду. Это позволило
земледельцам, которые ранее поселялись только у
ручьев и источников, освоить центральное
нагорье. Здесь и происходило быстрое оседание
пришельцев. Но постепенно они захватывали и
долины, занимая города — опорные центры
ханаанеев.
Источник:
"Всемирная история" Том 1. под ред.
Ю.П. Францева, Государственное
издательство политической литературы,
1953.
ancient.gerodot.ru
Древний мир. Страны и племена. Палестина. Культура и религия Палестины. Иудаизм и Библия. Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины.
Палестина в I
тысячелетии до н.э.
Учение Иезекииля и создание иерусалимской
храмово-городской общины
Не все иудеи,
которые были переселены вавилонским царем
Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них
осели в городах Вавилонии, где занимались
ремесленной и другой деятельностью. Большую
часть из них представляли бывшие рабовладельцы,
ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись
вернуться на свою родину и снова занять там
господствующее положение. Среди них нашло свое
отражение религиозно-политическое движение,
которое связывало себя с традицией “пророков”.
В середине VI в. до н.э. значительным и видным
деятелем этого движения был Иезекииль
(Иехезкиэль) — представитель иерусалимской
знати.
Основные черты будущего иудейского
государства пытался выделить в своем учении
Иезекииль. Это государство представлялось ему
как крепкое единое царство, но управлять им
должны иерусалимские жрецы, во главе с
“мессией” — потомком династии Давида, но
полноправными в этом государстве должны быть
только поклонники культа Яхве, в той его форме,
которая давно была выработана “пророческим”
учением. Центром в этом государстве должен был
быть обязательно Иерусалим с главным храмом
Яхве. Существование всех иных культов
исключалось полностью, и за это могла
последовать жестокая расправа. В такой форме
идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они
получили дальнейшее развитие у части пленных
иудеев и были приспособлены к условиям, которые
складывались в то время в Передней Азии.
Государство Яхве, соответственно с
этими планами, должно было стать
самоуправляющейся теократической
храмово-городской общиной по образцу общин,
которые уже существовали в Вавилонии, —
фактически привилегированной организацией
рабовладельцев, которая создана была для
жесткого эксплуатирования окружающего
населения. Такая система организации
рабовладельцев являлась опорой власти той
державы, в состав которой они входили.
В 539 г. до н.э. могущественный
персидский царь Кир овладел Вавилонским
царством. Он разрешил восстановление
разрушенного Иерусалима, возможно потому, что
Иерусалим должен был явиться опорным пунктом в
борьбе за покорение Египта, тогда еще не
захваченного персами. Несколько тысяч потомков
выселенных вавилонянами иудеев в течение VI — V
вв. до н.э. отдельными группами возвратились в
Иерусалим. Многие из них захватили с собой рабов.
Новая храмовая община была освобождена от
налогов и повинностей, а на построение города и
нового храма отпускались средства даже из
доходов сирийско-палестинской провинции. Членам
общины дозволялось жить по созданным ими же
законам, а храму — собирать с этой общины
определенные поборы. Местное население на
территории, которая подчинялась этой общине,
ставилось в неполноправное, полностью зависимое
и подчиненное положение и облагалось в ее пользу
поборами, налогами и повинностями.
Обоснование всех этих поборов и
зависимости подчиненного населения
идеологически обосновывалось тем, что они не
принадлежали к числу “правоверных” и потому не
могли быть полноправными гражданами этой страны.
Поэтому изоляция членов общины, “праведных”
приверженцев Яхве, от окружающего населения
должна была быть закреплена правовыми законами,
религиозными запретами и ограничениями.
Создание подобной привилегированной
храмово-городской общины вызвало острое
недовольство у всего населения Палестины (так
называемых самаритян — по имени города Самарии,
столицы одного из палестинских округов),
состоявшего частью из потомков иудеев и
израильтян, которые остались в свое время в
Палестине, частью из потомков жителей,
переселенных сюда ассирийскими и вавилонскими
царями.
Персидская администрация также
опасалась, что создание подобных автономных
расширенных образований внутри державы может
постепенно ослабить персидскую государственную
и царскую власть.
В связи с этим организация
иерусалимской общины, восстановление города и
строительство храма происходили очень медленно
и с большими перерывами. Завершено это
строительство было только в конце V — начале IV в.
до н.э.
Источник:
"Всемирная история" Том 1. под ред.
Ю.П. Францева, Государственное
издательство политической литературы,
1953.
ancient.gerodot.ru
Палестина - это... Что такое Палестина?
страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т.е. Мертвым м., к-рая получила назв. по филистимлянам, пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н.э. и принадлежавшим к т.н. народам моря. Назв. «П.» встреч. уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехрист. времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н.э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. назыв. лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. сюда пришли зап.-семит. степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое кол-во малых гор.-госуд., среди них — Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоев. земли» др.-евр. племенами, переживавш. процесс перехода к оседлости, к-рый ок. 1100 до н.э. был завершен (согл. традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по им. Израиль). Ок. 1200 до н.э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к госуд. Давид из колена Иуды (ок. 1010 — 971 до н.э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971 — 932 до н.э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н.э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н.э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н.э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению».
Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н.э. — принадлежала госуд. Александра Македонского, с 320 до н.э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н.э. — Селевкидов. В 166 до н.э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавл. восстания в 160 до н.э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верхов. владычеству. В 63 до н.э. Помпей присоед. госуд. Хасмонеев к Рим. республике. Попытка покор. народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66 — 70).
При Веспасиане и Тите, к-рый стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После пораж. восстания Бар-Кохбы (132 — 135) имп. Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 — к Арабскому халифату.