Древний мир палестина. Палестина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний мир палестина


Древний мир. Страны и племена. Палестина. Появление израильских племен в Палестине.

Палестина в I тысячелетии до н.э. Появление израильских племен в Палестине

В I тысячелетии до н.э. история Палестины находится в тесной связи с историей таких стран, как Египет, Вавилон и Ассирия, бывших основными центрами тогдашней цивилизации.

В течение XIII — XII вв., в период ослабления египетского влияния на Палестину, в этой стране существовало множество мелких городов-государств, которые населяли племена ханаанеев. По-видимому, в первой половине XIII в. до н.э. на территории Палестины появилось объединение родственных племен, носившее название Израиль. Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось в конце концов с новыми пришельцами. Захват городов давался с гораздо большим трудом, и ханаанейские города еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения.

Оседая на постоянное место жительства, кочевники превращались в земледельцев. В это же время жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, которые оштукатуривались изнутри известковым цементом, что давало возможность собирать и длительное время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, которые ранее поселялись только у ручьев и источников, освоить центральное нагорье. Здесь и происходило быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они захватывали и долины, занимая города — опорные центры ханаанеев.

Источник:  "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

     

ancient.gerodot.ru

Древний мир. Страны и племена. Палестина. Культура и религия Палестины. Иудаизм и Библия. Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины.

Палестина в I тысячелетии до н.э. Учение Иезекииля и создание иерусалимской храмово-городской общины

Не все иудеи, которые были переселены вавилонским царем Навуходоносором II, стали рабами. Некоторые из них осели в городах Вавилонии, где занимались ремесленной и другой деятельностью. Большую часть из них представляли бывшие рабовладельцы, ростовщики, жрецы. Они все еще надеялись вернуться на свою родину и снова занять там господствующее положение. Среди них нашло свое отражение религиозно-политическое движение, которое связывало себя с традицией “пророков”. В середине VI в. до н.э. значительным и видным деятелем этого движения был Иезекииль (Иехезкиэль) — представитель иерусалимской знати.

Основные черты будущего иудейского государства пытался выделить в своем учении Иезекииль. Это государство представлялось ему как крепкое единое царство, но управлять им должны иерусалимские жрецы, во главе с “мессией” — потомком династии Давида, но полноправными в этом государстве должны быть только поклонники культа Яхве, в той его форме, которая давно была выработана “пророческим” учением. Центром в этом государстве должен был быть обязательно Иерусалим с главным храмом Яхве. Существование всех иных культов исключалось полностью, и за это могла последовать жестокая расправа. В такой форме идеи Иезекииля были неосуществимы. Но они получили дальнейшее развитие у части пленных иудеев и были приспособлены к условиям, которые складывались в то время в Передней Азии.

Государство Яхве, соответственно с этими планами, должно было стать самоуправляющейся теократической храмово-городской общиной по образцу общин, которые уже существовали в Вавилонии, — фактически привилегированной организацией рабовладельцев, которая создана была для жесткого эксплуатирования окружающего населения. Такая система организации рабовладельцев являлась опорой власти той державы, в состав которой они входили.

В 539 г. до н.э. могущественный персидский царь Кир овладел Вавилонским царством. Он разрешил восстановление разрушенного Иерусалима, возможно потому, что Иерусалим должен был явиться опорным пунктом в борьбе за покорение Египта, тогда еще не захваченного персами. Несколько тысяч потомков выселенных вавилонянами иудеев в течение VI — V вв. до н.э. отдельными группами возвратились в Иерусалим. Многие из них захватили с собой рабов. Новая храмовая община была освобождена от налогов и повинностей, а на построение города и нового храма отпускались средства даже из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины дозволялось жить по созданным ими же законам, а храму — собирать с этой общины определенные поборы. Местное население на территории, которая подчинялась этой общине, ставилось в неполноправное, полностью зависимое и подчиненное положение и облагалось в ее пользу поборами, налогами и повинностями.

Обоснование всех этих поборов и зависимости подчиненного населения идеологически обосновывалось тем, что они не принадлежали к числу “правоверных” и потому не могли быть полноправными гражданами этой страны. Поэтому изоляция членов общины, “праведных” приверженцев Яхве, от окружающего населения должна была быть закреплена правовыми законами, религиозными запретами и ограничениями.

Создание подобной привилегированной храмово-городской общины вызвало острое недовольство у всего населения Палестины (так называемых самаритян — по имени города Самарии, столицы одного из палестинских округов), состоявшего частью из потомков иудеев и израильтян, которые остались в свое время в Палестине, частью из потомков жителей, переселенных сюда ассирийскими и вавилонскими царями.

Персидская администрация также опасалась, что создание подобных автономных расширенных образований внутри державы может постепенно ослабить персидскую государственную и царскую власть.

В связи с этим организация иерусалимской общины, восстановление города и строительство храма происходили очень медленно и с большими перерывами. Завершено это строительство было только в конце V — начале IV в. до н.э.

Источник:  "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.

     

ancient.gerodot.ru

Палестина - это... Что такое Палестина?

         страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т.е. Мертвым м., к-рая получила назв. по филистимлянам, пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н.э. и принадлежавшим к т.н. народам моря. Назв. «П.» встреч. уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехрист. времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н.э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. назыв. лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. сюда пришли зап.-семит. степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое кол-во малых гор.-госуд., среди них — Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоев. земли» др.-евр. племенами, переживавш. процесс перехода к оседлости, к-рый ок. 1100 до н.э. был завершен (согл. традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по им. Израиль). Ок. 1200 до н.э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к госуд. Давид из колена Иуды (ок. 1010 — 971 до н.э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971 — 932 до н.э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н.э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н.э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н.э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению».

         Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н.э. — принадлежала госуд. Александра Македонского, с 320 до н.э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н.э. — Селевкидов. В 166 до н.э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавл. восстания в 160 до н.э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верхов. владычеству. В 63 до н.э. Помпей присоед. госуд. Хасмонеев к Рим. республике. Попытка покор. народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66 — 70).

         При Веспасиане и Тите, к-рый стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После пораж. восстания Бар-Кохбы (132 — 135) имп. Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 — к Арабскому халифату.

drevniy_mir.academic.ru


Смотрите также