Древней медицины. История медицины Древней Греции (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Реферат История медицины Древней Греции. Древней медицины


Реферат История медицины Древней Греции

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра исторических наук

Выполнила: Король Анна Максимовна,

ВПО Лечебное дело 104 гр.

Проверил: Качаева Т.М

г. Владивосток 2016

Оглавление

Введение 3

Середина IV века до н. э. 7

II. Медицина в Александрии 14

III. Медицина в Древнем Риме 16

Заключение 21

Введение

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача. Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии— материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

studfiles.net

История медицины в Древней Греции и Риме

История медицины в Древней Греции и Риме История медицины в Древней Греции и Риме

На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Врачебное искусство На ранних этапах рабовладельческого строя врачебное дело выделилось в качестве самостоятельной профессии. Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности великого древнегреческого врача Гиппократа (460— 377 до н. э. ). Его справедливо называют отцом медицины. Конечно, лечение в ту эпоху не имело научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни: слизь, кровь, желтая и черная желчь изменения которых якобы ведут к болезни.

Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Герофилу и Эрасистрату (3 в. до н. э. ), проводившим вскрытия трупов и опыты на животных. Исключительно большое влияние на развитие медицины оказал римский врач Гален: он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерству, гигиене, лекарствоведению, в каждую из этих медицинских отраслей внес много нового и попытался построить научную систему медицины.

Медицина Древней Греции Медицина Древней Греции

В медицине Греции имелось два направления Народная медицина Храмовая медицина

В медицине Греции имелось два направления Народная медицина Храмовая медицина

Народная медицина Медицина в Греции издавна носила светский характер: она основывалась на эмпирии и Народная медицина Медицина в Греции издавна носила светский характер: она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. призывания богов, заклинаний, магических приемов. Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок. Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии природных явлений на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. Также имело место существование с незапамятных времен храмовой медицины, которая, в свою очередь, была не в состоянии ни затмить, ни уничтожить светскую, естественную медицину.

Храмовая медицина Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. Храмовая медицина Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины. Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”. В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии: • Кротонская медицинская школа • Книдская медицинская школа • Косская медицинская школа

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа 1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение Книдская медицинская школа 1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причина большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике.

Косская медицинская школа главная медицинская школа Древней Греции. 1. рассматривала организм в тесной связи Косская медицинская школа главная медицинская школа Древней Греции. 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.

Медицина в Древнем Риме Медицина в Древнем Риме

В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой. она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз. ” В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской империи стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.

Военная медицина Древнего Рима Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная Военная медицина Древнего Рима Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содержать четырех врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких молодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом. После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3 -4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica ” (“О сельском хозяйстве ”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице больных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.

Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвергался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения. Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них основал Асклепиад. Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобождались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыжесечение или камнесечение. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей перед государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача.

материалистическое идеалистическое материалистическое идеалистическое

правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко. Обширную информацию о римской медицине дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии. При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились. Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков. Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Материалистические тенденции

Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской философии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства. Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тенденции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – рядом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. Главной задачей римской астрологии стало составление гороскопов. В области медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.

Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения. Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препараты”. Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Ученые и натуралисты древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они Ученые и натуралисты древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они обобщили полумагические системы древнего Египта, Вавилона, Персии и в результате экспериментов, сумели перевести медицину с уровня магии и заговоров на научный уровень. Конечно, несовершенство техники того времени и незнание людьми фундаментальных законов естества не позволили им полностью избавиться от заблуждений в сфере человеческого тела, однако то, что было сделано, действительно заслужило того, чтобы имена ученых и простых медиков древнего мира были внесены в анналы истории.

present5.com

Рецепты древней медицины. Медицина древнего мира

Рецепты древней медицины. Медицина древнего мира

Рецепты и советы древневосточной медицины«В природе нет ничего, что бы ни было лекарством.»   «Чжуд-Ши»

В этой статье я хочу изложить выдержки из книги тибетской медицины «Действие разных лечебных средств»

-лишайниками можно лечить застарелый жар и отравления. При всех видах жара полезно мумие, оно особенно эффективно для жара почек, печени и желудка.

-камфора — жаропонижающее лекарственное средство — подобно молнии убивает распространяющийся жар и даже застарелый, которому свойственно уходить вглубь;-настоящий кардамон излечивает все простудные заболевания почек;

-орех мускатный подавляет ветер, излечивает сердечные боли;

-гвоздичное дерево исцеляет от болезней аорты и холода ветра;

-кардамон средний излечивает холод селезенки и желудка;

-мускус исцеляет от болезней почек и печени, червей (паразитов, глистов), различных отравлений;

-медвежья желчь сосудам вяжет рот, отвергает гнилое, ускоряет заживление ран;

-коноплей лечат болезни чху-сер и кожные заболевания;

—облепиха выводит мокроту из легких и слизь, разжижает кровь;

-айва исцеляет от жара слизи;

-семена граната ускоряют огненное тепло, угнетают жар слизи и исцеляют все болезни желудка;

-красный перец словно огонь привлекает тепло, излечивает от болезней червей и геморроя;

—корица исцеляет от холода ветра в печени и желудке;

-ферула выводит червей (паразитов), излечивает от болезней ветра и холода в сердце;

-нашатырь убивает червей и обезвреживает яды, исцеляет от болезней сосудов, задержки мочи, ликвидирует закупорки и омертвевшие ткани;

-морская соль излечивает слизь, ветер несварение, возникшее от холода;

-действие квасцов такое же, что и морской соли, но они еще полезны для глаз;

-бура очищает и разжижает кровь, залечивает раны;

-высокий девясил излечивает от жара ветра и крови;

-порошок из коры дуба и желудей, кизильник и тыква останавливают все виды поносов от жара и холода;

-пустырник применяют при отравлениях и поносе от жара;

-латук и череда исцеляют от сотрясения мозга и жара ядов;

—цветы шиповника излечивают болезни желчи и подавляют ветер;

-люцерна ускоряет заживление ран и излечивает болезни легких…

Древневосточная медицина рекомендует во всех случаях готовить лекарственныесредства из пяти частей растения: плодов, цветов, листьев, веток и корней;Продолжение следует…

narodnaiamedicina.ru

Хранители Тайн Древней Медицины. Тайны восточной медицины

Хранители Тайн Древней Медицины

...Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности... Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего...

Николай Рерих

Известный живописец, миротворец, духовный наставник миллионов молодых сердец - Николай Константинович Рерих, как и все члены его удивительной семьи - супруга Елена Ивановна и сыновья Юрий и Святослав - всю свою жизнь посвятил изучению культурного и научного наследия цивилизаций Древнего Востока. Среди духовных и рукотворных сокровищ древности все они огромное внимание уделяли исследованию медицинского наследия древних. В ходе многочисленных экспедиций, пути которых пролегали в труднодоступных районах Центральной Азии - там, где, согласно преданиям всего мира, испокон веков пребывали Учителя Человечества, Дарители Знаний и Ремесел, Религий и Наук - Рерихи собрали уникальные материалы о достижении древних народов Азии и в своих трудах передали эти сокровища современному человечеству.

Одним из результатов научной деятельности членов семьи Рерихов и их сотрудников явилось обращение к тайне внутренних сил организма человека - тех самых могущественных сил самоисцеления, которые именовались врачевателями "психическая энергия". В своем трактате "Держава Света" Николай Рерих утверждает: "Не только нужны жизнехранители и жизнедатели (основные группы лекарств, согласно индийской классификации - С.К.), но нужно осознание могущественной психической энергии, так тесно связанной с качеством нашей мысли".

В настоящее время специалисты пришли к выводу о ценности самого подхода Рерихов и их сотрудников к изучению медицинской науки прошлого. Необходимо именно коллективное и системное исследование наследия древних врачевателей при полном признании той картины мировосприятия и тех представлений о человеке как микрокосмосе, которых придерживались сами основатели Древней Медицины.

Трудности в изучении медицинского наследия прошлых тысячелетий в основном связаны не столько с недостатком текстов и свидетельств о приемах и методах диагностики и лечения, сколько с отсутствием разработанной методологии изучения древних медицинских трактатов и опыта практикующих последователей традиционных медицинских систем. Не отработана методология перевода понятий, категорий и терминов древних на научный язык современной медицины, отсутствует модель, аналогичная древним концепциям Пяти Первоэлементов, Семи Энергоцентров организма и им подобных. Фактически отсутствует "мостик" между содержанием терминов и обозначений, использовавшихся древними целителями, и теми понятиями, к которым пытаются поскорее свести эти термины современные исследователи, стоящие на принципиально иных мировоззренческих позициях. Рерихи понимали эту основную трудность в изучении древнего наследия и разрешили эту проблему в ее основании.

24 июля 1928 г. был основан Гималайский институт научных исследований "Урусвати", в переводе на русский - "Свет Утренней Звезды". Он впоследствии был признан прообразом научных лабораторий будущего века, и планета Венера - ее в Индии называют "Утренней Звездой", приносящей счастье человеколюбивым начинаниям - действительно отметила начало новой эпохи в развитии науки о человеке.

Ведущая идея создания института "Урусвати" заключалась в соединении древней мудрости Востока с современными научными методами. В "Урусвати" был разработан и внедрен в практику исследований комплексный подход к изучению наследства древней Восточной Медицины. Лингвисты, историки и ботаники, тибетские ламы-врачеватели и профессиональные врачи Европы, философы и фармацевты - все сообща трудились над изучением тайн древнего знания о человеке. Поддерживались постоянные связи с научно-медицинскими центрами Европы и Америки. Стратегически исследования направлялись синтетическим умом Елены Ивановны, интуитивными провидениями Николая Константиновича, работой же по изучению древней медицины непосредственно руководил младший сын художника - Святослав Николаевич.

Рерихи прекрасно осознавали многочисленные трудности, которые ожидали их на пути раскрытия Тайн Древности - и финансовые затруднения (работы финансировались за счет семьи Николая Константиновича), и трудности в связях с коллегами (письма порой шли несколько месяцев) и сложности методического порядка. Однако все понимали принципиальную неотложность этих работ, и потому изучение продвигалось "семимильными шагами". До сих пор не разобраны гигантские по объему и бесценные по содержанию дневники исследовательских групп Института, до сих пор многое не напечатано и, по-видимому, даже не прочитано представителями мировой науки.

Академик Окладников А.П. однажды так отозвался об Институте, созданном волей и мыслью Николая Константиновича и Елены Ивановны: "Это был настоящий подвиг великого русского художника. В колониальной Индии, в далеких Гималаях, за перевалами, без дорог и электричества, основываясь на частных пожертвованиях и средствах от продажи картин, создать интернациональный научно-исследовательский институт по изучению целого комплекса проблем, связанных с районом Гималаев!"

Почетным президентом, основателем Института стала супруга Николая Рериха - Елена Ивановна, которую в семье Рерихов и среди ближайших знакомых ласково называли "Урусвати" - имя планеты Любви и Красоты - Венеры. Елена Ивановна - "другиня, спутница, вдохновительница", как в своих дневниках именовал ее сам художник - прошла рука об руку с мужем и сыновьями по всем многотрудным маршрутам их многочисленных экспедиций по Центральной Азии. Она мужественно делила с мужчинами все тяготы и невзгоды, вместе с ними созидая прекрасный прообраз будущих исследовательских учреждений. "Станция, - писала Елена Ивановна, - должна развиваться в Город Знания. Мы желаем в этом Городе дать синтез научных достижений. Потому все области наук должны быть впоследствии представлены в нем. И так как знание имеет своим источником весь Космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям; и как Космос неделим в своих функциях, так и ученые всего мира должны быть неделимы в своих достижениях, иначе говоря, объединены в теснейшем сотрудничестве".

В "Урусвати" было собрано уникальное собрание сведений по тибетской и индийской медицине. Медицинский отдел Института наладил сотрудничество с биохимиками Гарвардского университета США. Большой интерес там вызвали переводы на европейские языки древних манускриптов по тибетской медицине и фармацевтике. При участии лам-врачевателей впервые в мире был составлен Большой Атлас тибетских лекарственных растений, впоследствии явившийся одним из основных учебных пособий для всех исследователей медицины Центральной Азии.

В Институте "Урусвати" за долгие годы его существования была собрана богатейшая коллекция тибетских лекарственных растений и минералов. На основе малоизвестных тибетских препаратов предлагались даже новые формы борьбы со злокачественными опухолевыми заболеваниями. Вообще же, при Институте, занимавшемся целым спектром проблем Человековедения, специально был выделен крупный отдел медицинских исследований. С помощью местных лам-лекарей был собран большой гербарий лекарственных растений для изучения их в биохимических лабораториях многих стран мира. Вообще же создание биохимической лаборатории со сложным оборудованием - на то время оно считалось передовым! - непосредственно в самом районе исследований, рядом с альпийскими лугами конечно явилось важным достижением организаторов деятельности Института. Отдельная лаборатория исследовала проблему спасения человечества от злокачественных опухолевых заболеваний. Результаты исследований с успехом докладывались сотрудниками Института на многочисленных международных конференциях в самых разных странах мира.

Директором Института являлся старший сын Николая Константиновича Юрий, а среди сотрудников "Урусвати" можно назвать имена таких известнейших ученых, как А.Эйнштейн, физик Луи де Бройль, русский биолог Н.И. Вавилов. В Латвийском Обществе друзей Рерихов в предвоенный период активно трудились многочисленные соратники просветительского дела Рерихов, в том числе известный врач-новатор Феликс Денисович Лукин, а после его ухода - его сын Геральд Феликсович. Последний, кстати, как и его отец, использовал в лечении пациентов и лекарственные травы, и могучую энергию собственного сердца.

Святослав Николаевич Рерих в 30-е гг. руководит исследованиями по биологии лекарственных растений, изучением тибетской и индийской медицины, фармакологии. Он постоянно изучает местные методы целительства и изречения великих древних врачевателей, проводит ближние и дальние научно-практические экспедиции, ведет обширную переписку с учеными всего мира и приглашает к сотрудничеству лам-врачевателей. Недаром было избрано место для основания Института - Центральные Гималаи. Место это издревле называют "Сердцем Азии". В связи с этим Елена Ивановна писала в своих дневниках: "Место станции избрано совершенно сознательно и обдуманно, ибо Гималаи представляют неисчислимые возможности во всех отношениях. Здесь возможно изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии... Редчайшие лечебные травы и растения сосредоточены на этих горах, и богатство ботанических видов непревзойденно".

Сам Николай Рерих, вдохновлявший близких и друзей на изучение новых путей врачевания, особое внимание уделял растениям, приносящим непосредственную пользу человеку, в первую очередь, пищевым и лекарственным. Он обращал внимание ученых на необходимость широчайших научных исследований в этой области и всемерного привлечения народной мудрости, тысячелетнего опыта врачевателей всей планеты. Николай Рерих писал: "Фармакопеи древних народов опять оживают в руках пытливого молодого ученого. Никто не скажет, что вся такая древняя фармакопея может быть дословно применима... Но опытность тысячелетий тем не менее дает неограниченное поле для полезных изысканий". Та же мысль о единстве опыта древности и современной науки заключается и в строках книги, вышедшей из-под пера Елены Ивановны: "Правильно похвалить Аюр-Ведическую медицину. Нужно понять, как многие тысячи лет оставили наслоения опыта и мудрости. Но не будем по примеру невежд мертвенно разделять гомеопатию от аллопатии. Не будем забывать накопления Китая и Тибета. Каждый народ имел особые угрожающие опасности и особенно заботился противостоять им. Так будет врачом-победителем тот, кто соберет лучшие цветы" (Братство, 538).

Исследователь творчества Николая Рериха - поэт В.М. Сидоров так описывает один из своих многочисленных визитов к Святославу Николаевичу в 80-е гг. Во время встречи беседа шла о мощи и главенствующем значении психической энергии человека: "Святослав Николаевич извлек из глубины ящика продолговатую пробирку с кроваво-красной жидкостью. Приоткрыл штору, чтобы на свету мы ее лучше рассмотрели.

- Вот это, например, считается чудодейственным средством. Одна капля его может вывести человека из состояния смертельного шока. Казалось бы, а за чем остановка? Дай его людям - и дело с концом. Но вся загвоздка в том, что лекарство действенно не во всех руках. Можете строить какие угодно догадки, но то, что я скажу, - проверенный факт. Препарат проявляет исцеляющее действие лишь в руках человека с чистыми мыслями и развитыми духовными способностями".

Речь идет о главном исцеляющем воздействии, о котором твердили все древние медики - об энергии человека, о силе самого организма, о пламени и тепле любящего, самоотверженного сердца целителя. Именно эта панацея исцеляет лучше любых составов, хотя иногда в помощь ей - чтобы "провести" влияние на тело другого человека, и требуются некоторые лекарства-гармонизаторы. Главное же в обретении умения лечить, помимо знаний и способностей наблюдать и мыслить, - зажечь сердце и ум любовью, преисполниться радостью. Тогда энергии оздоровления будет достаточно для всех страждущих и ожидающих помощи врачевателя!

Николай Рерих был убежден - "Не может быть здоровья телесного без здоровья духовного!" Он был уверен, что все трудности современного человека, в том числе и распространение самых различных заболеваний, - это затруднения чисто нравственного, духовного плана, связанные с понятиями "совесть", "порядочность" и "этика". Внешнее сдерживание рвущихся наружу эмоций, подлинных чувств, порой бушующих внутри - подавленных, но не успокоенных! - порождает излишнее внутреннее напряжение, негативно отражающееся на телесном благополучии.

Николай Рерих считал борьбу с негативными эмоциями и разрушительными мыслями зависти и злобы важнейшей задачей медиков. Он называл врачей "очистителями и просветителями человечества, заблудшего в невежестве". Рерих был убежден, что непрекращающийся, несломимый, беспредельный, воистину космический оптимизм и бесстрашие - главные источники сил в борьбе против любых заболеваний, главные целители. Николай Рерих и его единомышленники были убеждены, что каждый человек просто обязан ежедневно настраивать себя на оптимистический лад, стремиться правильно видеть перспективу жизни и утверждать ее своими мыслями, чувствами и поступками, направленными к светлому созиданию и радостному сотрудничеству. Оптимизм, отсутствие страха, трезвая оценка реальности и предусмотрение возможностей, ответственность за все порученное и качество труда, самоотверженность и любовь, - вот что Рерихи считали важнейшими лекарствами человека как психодуховного индивидуума. Именно эти средства, и только они, могут до конца победить самые что ни на есть "неизлечимые" болезни. Лишь призвав на помощь могущественные силы собственной души, лишь вскрыв в себе бездонные космические резервы мощи, можно отразить натиск самых опасных заболеваний.

В процессе изучения Психической Энергии Рерихи прикоснулись к ее Тайне. Представления о психоэнергии - важнейшем факторе исцеления большинства заболеваний - это узловая, фундаментальная, центральная установка Древней Восточной Медицины, ее Ведущая Доктрина, ее сокровеннейшая Тайна. Каждый, ознакомившись с последующими разделами настоящей главы, волен принять или отвергнуть реальность психоэнергии - на основании личного опыта самонаблюдения или путем упорядоченного размышления об этом целостном феномене человеческой жизни. Ведь каждый из читателей может сам испытать действенную мощь этой чудесной силы, заложенной в нас самих, силы, которая, к великому сожалению, до наших дней не нашла места на страницах лечебных справочников и учебников будущих врачей.

Именно психоэнергия и составляла главную тайну древних врачевателей, именно изложению этих представлений отчасти и посвящены медицинские и психологические разделы произведений Учителей Востока, переданных пером и сердцем Елены Ивановны Рерих. Книги эти называются Учение Живой Этики, или "Агни-Йога", что переводится как "Самосовершенствование посредством пламенного устремления к Красоте Космоса". В этих книгах, содержащих необъятный по широте и невообразимый по глубине свод древних знаний и современных научных гипотез, в сконцентрированном виде представлены и упорядочены достижения древних в исцелении различных заболеваний, даны многочисленные советы по предупреждению заболеваний. По-видимому, не следует ни огульно отвергать, на мистифицировать научные предвидения и опытные данные, приведенные в писаниях Живой Этики. Древнее знание для своего понимания требует изложения образного, поэтического, к которому и прибегали Рерихи для более полной и точной передачи высоких истин Древнего Человековедения, которые, по убеждению многих исследователей древнего наследия, будут заложены в основание Человековедения Грядущей Эпохи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

История медицины Древней Греции

ВСТУПЛЕНИЕ............................................................. 2

I. Середина IV века до н. э......................................... 7

II. Медицина в Александрии.................................... 16

III...................................... Медицина в Древнем Риме... 19

Заключение ................................................................. 26

ЛИТЕРАТУРА ............................................................ 27

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.

Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ».

Своеобразие географических и экономических условий. Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Победа в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии и культуры.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Философские течения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.

Одним из выразителей материалистического мировоззрения в Древней Греции был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.), утверждавший, что природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступая против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни. Другим положением греческой философии была стихийная диалектика, сформулированный Гераклитом взгляд на природу, как на нечто, находящееся в вечном движении, непрерывном течении и изменении.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии на острове Кос и полуострове Книд.

По сравнению с древней медициной в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.

В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Наряду с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача. Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства — сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях — школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ учился медицине на острове Кос. Путешествия дали возможность Гиппократу познакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

От времен Гиппократа до нас дошли сочинения медицинского содержания, составляющие так называемый «Гиппократов сборник», объединяющий около 70 сочинений на разнообразные медицинские темы. Самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности сыном и зятем Гиппократа. Гиппократ имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды всей Косской школы. Он явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до и. э.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии— материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

mirznanii.com


Смотрите также