Не оглядываясь на донельзя евреизированную современную российскую элиту, малая часть русских людей по-прежнему считает для себя важнейшим вопрос Не кто первым начал княжити в Киеве, а откуда пошла-есть Русская земля?
Интересную версию ответа на этот вопрос предлагают нам древние китайцы. Русские им, оказывается, известны с дохристовых времен под именем «усуни». Последние издревле проживали рядом с Китаем, но позднее переселились на запад за Урал и с тех пор упоминаются китайцами под именем «олосы» (алеши).
«Исследование о племени усунь» содержится в гл.30, т.IV известного труда китайского историка Хэ Цю-тао «Шофанбэйчэн». Труд написан в 1851 г, но опубликован в 1881 г, в нем автор развивает точку зрения, высказанную в китайской литературе уже в монгольскую эпоху: усуни являются предками русских.
«В ханьское время (II в. до н.э – II в. н.э.) старое царство Усунь первоначально находилось между Цилянь и Дунхуаном (Южный Китай, юго-западнее Ганьчжоу –полагал Н.В. Кюнер). Усуни тогда были посредниками между хунну и Западным краем. Сами себя усуни называли лаоцян, т.е.старые цяны. Отсюда они переселились и достигли Чигу, а отсюда – к Цунлину.
С этого времени в Цунлине не было слышно об усунях, зато на западе от хребта Ула (Урал –Н.Н.) появились олосы (более позднее китайское название русских –Н.Н.). Это точно может быть доказано» [Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока». М.: Изд. Вост. лит. 1961. С. 69]
В юаньскую эпоху (XII в.) Йелюй Даши ведя народ бежал на запад, затем овладел землями Западного края и учредил государство, просуществовавшее 100 лет».
Н.В.Кюнер весьма справедливо подчеркивал: «Исследование Хэ Цю-тао, естественно, сразу останавливает наше внимание, независимо от того, насколько убедительны доводы в защиту подобной точки зрения». «Материалы Хэ Цю-тао, опирающиеся на данные многих китайских источников, должны быть приняты во внимание при изучении истории СССР», считает издатель научного труда безвременно ушедшего Н.В. Кюнера Р.Ф. Итс. Но отечественные историки старательно не замечают китайских высказываний, будто их и не было.
Очевидно, при таком наплевательском отношении к источникам, нам никогда не понять, откуда в доермаковой Сибири взялись такие исконно русские топонимы, как Лукоморье, Самара, Кия, Чумай, Бояры, Шуя, Порос и другие. Почему рыжебородых синеоких киргизских князей в Минусе называли Урус-инал. Мы никогда не увидим генетической связи между огромным скифо-сибирским миром и не менее огромным славянским миром (один непонятно куда исчез – другой неведомо откуда появился). Мы не сможем понять, что древние народы рождались, может статься, совсем не на той земле, где их застали Летописи, а совсем-совсем в другой стороне. Да так нам и надо.
Между тем, игнорируя участие русских в древней истории Азии, мы теряем возможность находить доказательства тому, что древнейшее в мире Срединное государство было населено нашими предками.
Китайцы называют Срединное государство Чжун го, его столицу Джун ду. Возраст Джун ду, согласно Рашид-ад Дину, таков: в 1300 году в нем хранились диванные (министерские) книги за 5 тысяч лет. То есть, в 3700 году до н.э. это был уже крупный город с министерствами. Населяли это государство чжаны (цзяны), действительно очень старые.
Локализация Чжун го, согласно его этимологии, должна тяготеть к середине Евразиатского материка. Здесь действительно встречаются соответствующие топонимы: Джунгария, Джунгарский Алатау, озеро Чаны, река Чангара. Но главное, на старинных западноевропейских картах Западной Сибири (С.Герберштейн, Г.Меркатор, И.Гондиус, Г Сансон и др) показана столица Срединного царства – город Джун ду. Правда, показан этот город под другим названием. Дело в том, что Чингизовы монголы, захватив этот город в 1215 году, переименовали его в Камбалык. Представьте себе, Камбалык уютно устроился на правом берегу реки Оби и одновременно на северо-западном краю огромного угольного бассейна (надо думать –Кузбасса, а Аман Гумирович знать ничего не желает). Уголь этот, как сообщает Марко Поло, местные жители добывали для того, чтобы топить свои бани ежедневно зимой и три раза в неделю летом. Вспомним, что о любви к бане именно славян очень проникновенно говорил Андрей Первозванный.
Любопытно, что в старинном календаре Срединного царства содержится масса признаков именно северной земли, а не территории современного Китая (30-40 градусов С.Ш.). Выдающийся русский китаевед И.М.Бичурин (Иакинф) в 1830 году опубликовал календарь, которым пользовались в Срединном государстве в XXIII-XVIII вв. до н.э. В календаре упоминаются морозы, лед на реках, оттаивание земли весной, снеговая вода на полях. Нет ни слова о рисе, высеваются просо, горох и озимая пшеница. Упоминаются осетры, соболи, бобры, медведи, хорьки, из растений тополя, клены, кислые персики, каштаны. Обобщенное описание климата, растительного и животного мира Срединного царства совсем не соответствует широте Ташкента-Пекина (40 градусов).
Возникновение Срединного государства обусловлено миграционной метаисторией. Переселение поздних индоевропейцев из арктической прародины на юг завершалось в сибирской лесостепи. Здесь происходило накопление народонаселения перед броском в степи. В силу комфортности экологических условий, низкой детской смертности, население сибирской лесостепи достигало многих десятков миллионов человек. Гигантские по площади материальные следы этих индоевропейцев дают нам андроновская и карасукская культуры, а также огромный скифо-сибирский мир. Такое гигантское народонаселение не могло не организоваться в государство. И оно было создано.
Из этого государства вследствие перенаселенности осуществляли исход протонароды: хетты, индоарии, иранцы, эллины, славяне, германцы.
Это интересно
taynikrus.ru
Древние китайские войны
В древней войне в Китае было средством для одного региона, чтобы завоевать господство над другим, чтобы государство расширило и защитило свои границы, а также узурпаторы заменили существующую династию правителей. С армиями, состоящими из десятков тысяч солдат в первом тысячелетии до нашей эры, а затем сотнями тысяч в первом тысячелетии до н.э., война стала более технологически развитой и все более разрушительной. Колесницы уступили кавалерию, поклонились арбалетам и, в конечном итоге, артиллерийским камням для пороховых бомб. Китайская интеллигенция, возможно, нахмурилась войной и теми, кто ею занимался, и были заметные периоды относительного мира, но, как и в большинстве других древних обществ, для простых людей было трудно избежать ненасытных требований войны: либо сражаться, либо умирать, быть призванными или порабощенными, выигрывать чужие вещи или терять все свои собственные.
ОТНОШЕНИЯ К ВОЙНЕКитайский бронзовый век видел много военных соревнований между городскими правителями, которые хотят захватить богатство своих соседей, и нет никаких сомнений в том, что успех в этом начинании узаконил царствование и увеличил благосостояние победителей и их людей. Те, кто не сражался, обладали своим имуществом, их жилища разрушались и обычно были либо порабощены, либо убиты. Действительно, большая часть истории Китая впоследствии связана с войнами между тем или иным государством, но верно и то, что война, возможно, была немного менее прославлена в Древнем Китае, чем в других древних обществах.
Отсутствие прославления войны в Китае во многом было связано с конфуцианской философией и сопровождающей ее литературой, в которой подчеркивалось значение других вопросов гражданской жизни. Военные трактаты были написаны, но, в противном случае, разжигание рассказов о дерринге в боевых и боевых темах, в общем, все реже в китайской мифологии, литературе и искусстве, чем, например, в современных западных культурах. Даже такие известные произведения, как «Искусство войны» Сан-Цзы (5 век до н.э.), предупреждали, что «ни одна страна никогда не получала прибыль от затяжной войны» (Sawyer, 2007, 159). Генералы и амбициозные офицеры изучали и запоминали литературу о том, как победа на войне, но начиная с самого верха с императором, война была очень часто последней политикой. Династия Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) была заметна для ее расширения, как и некоторые императоры династии Тан (618-907 гг. ), но в основном стратегия выплаты соседей с огромными дарами серебра и шелка наряду с параллельным вывозом «цивилизационной» культуры рассматривалась как лучший способ защитить имперские границы Китая. Тогда, если война в конечном итоге окажется неизбежной , лучше было бы привлекать иностранные войска, чтобы справиться с этим.
Присоединение интеллектуалов с их неодобрением к войне было также бюрократами, у которых не было времени для некультурных военнослужащих. Нет сомнения, что подавляющее большинство китайского крестьянства никогда не боялись войны, потому что именно им приходилось выносить призыв, тяжелые налоги в виде платы за дорогостоящие кампании, а их фермы были захвачены и разграблены.
С императорами, землевладельцами, интеллектуалами и фермерами все хорошо знали, что они могут проиграть на войне, тогда было несколько разочаровывающим для всех, что у Китая во всяком случае было столько конфликтов, сколько в другом месте мира в определенные периоды. Нельзя игнорировать общее присутствие укреплений в бронзовом веке, такие хаотичные века, как Осенний и Весенний период (722-481 гг. До н. Э.), Со своими сто плюс соперничающими государствами, период Воюющих царств (481-221 г. до н.э.) с его невероятными 358 отдельные конфликты или падение Хань, когда война снова была непрекращающейся между соперничающими китайскими государствами. Северные степные племена также постоянно подталкивали и ковырялись в границах Китая, и императоры не противились чужой чужой глупости, такой как нападение на древнюю Корею.
ОРУЖИЕВеликим оружием китайской войны на протяжении всей своей истории был лук. Наиболее распространенным оружием всех, умение в его использовании было также самым уважаемым. Занятый с неолита, композитная версия прибыла во времена династии Шан (ок. 1600-1046 гг. До н. Э.) И стала намного более полезной и мощной составляющей стратегии атаки армии. Боумены часто открывали боевые действия, пуская в залпы массивные залпы, а затем защищали фланги пехоты, когда они продвигались, или их тыл, когда они отступали. Боймены также ехали на колесницах, и луки были основным оружием кавалерии.
Возможно, самым отличительным и символическим оружием китайской войны был арбалет. Введенный в период Воюющих царств, он превратил Китай отдельно как нацию, способную к техническим инновациям и обучению, необходимым для эффективного использования. Хан использовал его для великого эффекта против «варварских» племен, чтобы расширить свою империю, их дисциплинированный арбалетный корпус даже провожал противостоящие кавалерийские подразделения. Как и в случае с лучниками, арбалетчики обычно располагались на флангах пехотных подразделений. На протяжении веков новые конструкции делали арбалет легче, его можно было взвинчивать одной рукой, стрелять несколькими болтами и стрелять дальше, точнее и с большей мощностью, чем раньше. Были разработаны версии артиллерии, которые можно было установить на поворотной основе. Помимо своего потенциала в качестве наступательного оружия, арбалет стал многообразным средством защиты хорошо укрепленных городов.
Мечи появились сравнительно поздно на китайских полях сражений, вероятно, около 500 г. до н.э., и никогда не бросали вызов луку или арбалету как престижное оружие китайских армий. Развиваясь из длинноногих клинков и наконечников копья, которые использовались для колоть, настоящий меч был сделан из бронзы, а затем и железа. В течение периода Хань они стали более эффективными с лучшими методами металлообработки, дающими более прочные лопасти с более резкими режущими кромками. Другое оружие, используемое китайской пехотой, включало в себя популярную алебарду (смесь копья и топора), копья, дротики, кинжалы и боевые топоры.
Артиллерия присутствовала с ханьского периода, когда использовались первые каменные броски, однорукие катапульты. Вероятно, они были в основном ограничены войной в осаде, но были наняты как нападавшими, так и защитниками. Более мощная контрзвешенная катапульта не использовалась в Китае до 13 века н.э. Артиллерийские огненные камни, ракеты из металла или терракоты, зажигательные бомбы с использованием масла нафты «греческий огонь» (с 10 века н.э.) и от династии Сун (960-1279 гг. До н. Э.) — бомбы с использованием пороха. Самая старая текстовая ссылка на порох датируется 1044 годом н. Э., А шелковый баннер описывает ее использование в 9 веке н.э. (если его датировка точна). Порох никогда не был полностью использован в древнем Китае, а устройства, использующие его, были ограничены ракетами, сделанными с мягким корпусом из бамбука или бумаги, которые были предназначены для запуска пожаров при ударе. Истинная бомба, которая рассеивала смертельные фрагменты при взрыве, не была замечена до 13 века н.э.
ARMORКогда стрелы и арбалеты становятся все более смертельными, неудивительно, что броня продвинулась вперед в дизайне, чтобы лучше защитить воинов. Самые ранние доспехи, несомненно, были самыми впечатляющими — например, тигровые шкуры — но и наименее эффективными, а благодаря династии Шаня кожа была одета, чтобы покрыть сундук и обратно более серьезными усилиями, чтобы ослабить и отбросить удары. Династией Чжоу (1046-256 гг. До н. Э.) Были изготовлены более гибкие бронированные туники из прямоугольников дубленой и лакированной кожи или бронзы, связанных вместе с пенькой или клепаной. Примеры этого типа можно увидеть у воинов Цинь Терракотовой армии III века до нашей эры. С периода Хань железо использовалось все больше и больше в доспехах.
Дополнительную защиту обеспечивали щиты, самые ранние из которых были сделаны только из бамбука или кожи, но затем, как и доспехи, стали включать металлические элементы. Шлемы шли по тому же пути материальной эволюции и обычно защищали уши и затылок. Шлемы и доспехи иногда украшались перьями, гравюрами и картинами страшных существ или украшались дополнениями из драгоценного металла или слоновой кости. Специализированная броня, разработанная для воинов в колесницах, которым не нужно было так много передвигаться и могла носить воинские бронированные пальто. Также была тяжелая кавалерия, где были защищены ноги всадника и всей лошади.
ШАРИОТЫ И КАВАЛЫКолесницы использовались в китайской войне примерно с 1250 года до нашей эры, но были замечены в наибольшем количестве между 8 и 5 веками до нашей эры. Сначала в качестве символа статуса командира, а затем в качестве полезного ударного оружия, колесница обычно носила всадника, стрелка и копьеносца. Их очень часто развертывали группами по пять человек. Притянутые двумя, тремя или четырьмя лошадьми, они приходили в разных версиях — легко и быстро для перемещения войск вокруг поля битвы, тяжелых бронзовых и бронированных версий для пробивания отверстий во вражеских рядах, те, которые были переделаны, чтобы носить неподвижные тяжелые арбалеты или даже выпущенные версии для чтобы лучше ознакомиться с боевыми действиями. Корпус колесницы мог также преследовать армию в отступлении. Ограничение колесниц означало, что они нуждаются в широком пространстве для поворота и плоской поверхности, и в конце концов они были заменены кавалерией с 4-го века до нашей эры.
Кавалерия, вероятно, была новинкой из северных степных племен, которую китайцы поняли, предлагая гораздо большую скорость и мобильность, чем колесницы. Проблема заключалась в том, чтобы овладеть навыками не только для того, чтобы кататься на лошадях, но и стрелять из них оружием, когда седло было не более чем одеяло, и стрела еще не была изобретена. По этим причинам только в период Хань кавалерия стала важной составляющей полевой армии. Всадники кавалерии были вооружены луком, копьем, мечом или алебардой. Как и колесницы, кавалерия использовалась для защиты флангов и тыла пехотных формирований, как ударного оружия и как средство преследования врага на ходу или совершения набегов.
ФортификационныеОкружение поселка с защитным канавом (иногда затопленным, чтобы сделать ров) относится к 7 веку до н.э. до н.э. до н.э. в Китае и сооружению укрепляющих стен с использованием сухих земляных дат до позднего неолита. Осадные войны не были обычным явлением в Китае, хотя до династии Чжоу, когда война вела полное уничтожение противника, а не только их армии. В период Хань городские стены обычно поднимались на высоту до шести метров и были сделаны из уплотненной земли. Еще одним дополнением к обороне города стали зубцы, башни и монументальные ворота. Стены также стали более устойчивыми к погодным условиям, покрывая нижние части камня, чтобы противостоять местным источникам воды, которые перенаправляются атакующей силой, чтобы подорвать стену. Другой способ укрепления стен состоял в том, чтобы смешивать в гончарных черепах, растительном материале, ветвях и песке с землей. Канавы шириной до 50 метров, часто заполненные водой, и даже двойное кольцо контурной стены были другими методами, предназначенными для обеспечения того, чтобы город мог противостоять атаке достаточно долго, чтобы освободить силы из других мест.
Не только города, но и государственные границы были защищены высокими стенами и сторожевыми башнями. Самое раннее, возможно, было на севере с 8-го века до нашей эры, но практика стала обычной в период Воюющих царств, когда многие различные могущественные государства соперничали за контроль над Китаем. Большинство из этих структур были демонтированы государством-победителем, что станет династией Цинь с 221 года до нашей эры, но одна стена была значительно расширена, чтобы стать Великой китайской стеной. В дальнейшем, после последующих династий, стена в конечном итоге простирается на 5000 км от провинции Ганьсу на востоке до полуострова Ляодун. Структура не была непрерывной, но в течение нескольких столетий она помогала защитить северную границу Китая от вторжения из кочевых степных племен.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИИИстория Китая чрезвычайно длинная, и каждый период времени и династии видели свои собственные практики и инновации в войне. Тем не менее, некоторые темы проходят через историю войны в Китае. Офицеры часто были профессионалами (хотя они обычно унаследовали их статус), обычные войска были призывниками или захваченными солдатами; осужденные также могут быть приведены в действие. Были также добровольцы, как правило, молодые люди из благородных семей, которые присоединились к кавалеристам в поисках приключений и славы. Организация армии на поле в три дивизии имела давнюю традицию. Так же, подразделение из пяти человек, обычно применяемое к пехоте, где отряды состояли из двух лучников и трех копьеносцев. В период Воюющих царств армия обычно делилась на пять дивизий, каждая из которых представляла собой флаг, который обозначал его функцию:
Красная птица — Авангард
Зеленый дракон — Левое крыло
Белый тигр — правое крыло
Черная черепаха — Задняя охрана
Созвездие Большого Медведя — Командир и телохранитель
Когда арбалет стал более распространенным, войска, владеющие этим оружием, часто составляли элитный корпус, а другие специальные подразделения использовались в качестве ударных войск, чтобы помочь там, где это необходимо или смутить противника. Как уже отмечалось выше, лучники и кавалерия защищали фланги более тяжелой пехоты, а колесницы, при их использовании, могли выполнять ту же функцию или воспитывать тыл. Такие позиции, которые описываются как идеалы в военных трактатах, подтверждаются Терракотовой армией Ши Хуанги. Флаги, баннеры, барабаны и колокольчики использовались на поле битвы, чтобы лучше организовать войска и развернуть их так, как пожелал командир.
Поддержка солдат была посвящена офицерам, отвечающим за материально-техническое обеспечение, и снабжала армию необходимой едой (просом, пшеницей и рисом), водой, дровами, кормами, оборудованием и убежищем, в которых они нуждались во время кампании. Материал транспортировался по реке, когда это было возможно, а если нет, на бычьих повозках, лошадях и даже тачке из периода ханьцев. Начиная с периода Воюющих царств и особенно периода Хань, части войск были поставлены перед фермерством, чтобы получить необходимые жизненные силы, которые не могли обеспечить кормление, конфискация у местных жителей или захват от противника. Создание гарнизонов с их собственным производством продуктов питания и улучшение снабжения дорог и каналов также значительно расширило время, когда армия могла эффективно оставаться на поле.
В китайской войне присутствовали полные боевые действия пехоты, кавалерийские стычки, разведка, шпионаж, уловка и засада. Многое было сделано из джентльменского этикета на войне во времена Шан и Чжоу, но это, вероятно, было изобретением более поздних авторов или, в лучшем случае, преувеличением. Разумеется, когда война стала более подвижной, а ставки повышались с 4-го века до нашей эры, ожидается, что командующий будет побеждать и любыми средствами в его распоряжении.
Одной из последних тем, которая проходит через всю историю Китая, является использование экспертов-экспертов, которые могут изучать предзнаменования, наблюдать движение и положение небесных тел, оценивать значение природных явлений и консультироваться с календарями, чтобы определить наиболее благоприятное время и место участвовать в военных действиях. Без этих соображений считалось, что лучшего оружия, мужчин и тактики будет недостаточно для достижения окончательной победы.
demon-angel.ru
Древняя китайская культура
Древняя китайская культура уникальна и занимает достойное место среди культур других стран. Исторические свидетельства говорят о распространение культуры и традиций Китая на другие страны – Японию, Корею Вьетнам.
Китайская цивилизация является одной из самых развитых мировых цивилизаций. Особенностью географического расположения Древнего Китая является отсутствие открытого доступа к территории по морю и суше. Это сделало Китай сильным процветающим и независимым государством. Ценность вклада Китайской цивилизации в международную культуру, архитектуру, искусство и науку трудно переоценить. А их мудрость вдохновляет мир и по сей день.
Искусство
Китайские традиционные искусства представляют богатое наследие страны. В эпоху неолита суть китайской культуры формировали изделия из нефрита и керамики. В эпоху династии Шан (1700 - 1046 г. до н.э.) появились экспонаты из бронзы. В эпоху Империи появилась знаменитая посуда из фарфора, начало зарождаться театральное искусство и танцы. Правление династии Юань принесло в страну живопись и оперу. Большое влияние на культуру Китая оказали даосизм, буддизм и конфуцианство. Любовь к природе китайского народа подчеркивают изображения птиц, цветов, бабочек, драконов и т.д. В Древнем Китае считали, что для всестороннего развития ученик должен освоить 6 искусств: музыка, стрельба из лука, гонки на колесницах, каллиграфия, математика и обряды. Наряду с этим были популярны керамика, живопись скульптура, боевые искусства.
Архитектура
Великолепная архитектура Древнего Китая является неотъемлемой частью культуры страны. Большой канал, построенный во времена правления династии Суй (589 - 618 н.э.), является настоящим искусственным чудом. Еще один архитектурный шедевр Древнего Китая – Великая Китайская стена. Созданный тысячами архитекторами Мавзолей – это яркий пример королевской жизни и подвиг китайского народа. Различные религии отложили отпечаток и на архитектуре Китая. Под влиянием даосизма строились здания с высокими колоннами и изогнутыми крышами, с появлением буддизма возникли большие дома в виде пагоды. Во времена династии Мин (1368 – 1644 гг.) был построен потрясающе красивый Запретный город, объединяющий дворцы различных стилей. Поскольку Дракон и Феникс были важными существами в китайской мифологи, дворцовые и храмовые стены были украшены мифическими животными.
Культура питания
Основным продуктом питания в Древнем Китае был рис. Его начали выращивать еще в 5 тысячелетии до н.э. Также пользовалась популярностью рисовая водка. Предпочтения в пище зависели от географического положения. Народы севера готовили пищу с большим количеством чеснока, уксуса и масла. Жители юга страны предпочитали более пряные блюда с добавлением перца чили. Китайцы употребляли в пищу рыбу, курицу, свинину, лапшу, овощи. Нехватка топлива побудила людей сильно измельчать пищу для быстрого приготовления. Изюминка китайской пищи - идеальное сочетание вкуса, цвета и аромата. Немаловажное значение китайцы отводили пользе продуктов, что легло в основу китайской медицины. Самым популярным напитков в Китае был чай. Его появление приписывают династии Чжоу (1046 - 256 до н.э.). Существовали и определенные правила потребления пищи: сначала садились мужчины, затем женщины, и последними - дети.
Фестивали
Традиционные китайские праздники, например, Новый год и Фестиваль лодок-драконов, отмечаются еще с древних времен. Китайский Новый год празднуется в первый день первого месяца по лунному китайскому календарю. Фестиваль лодок-драконов начался с борьбы с мифическим животным Нянь. Древние китайцы были убеждены, что Нянь не тронет их, если будет обеспечен пищей. С тех пор в первый день Фестиваля люди выставляли продукты за пределы своих жилищ и молились Богу богатства. Традиционные китайские праздники созданы для распространения добрых пожеланий и счастья. Например, Фестиваль фонарей, Праздник двойной девятки, Праздник середины осени и другие.
Похоронные обычаи
Древние китайцы верили в реинкарнацию душ. Чтобы даровать бессмертие и защиту многих влиятельных людей хоронили в халатах из мелкого нефрита, с нитями золота и серебра, с нефритовыми масками. Размер и дизайн гробов демонстрировали социальный рейтинг и политический статус умершего. В древних гробницах сохранились остатки предметов обихода, оружия, музыкальных инструментов, одежды? посуды, ювелирных изделий. Это было сделано, чтобы удовлетворить потребности умершего человека в загробном мире. Ярким примером погребальных обычаев того времени является захоронение терракотовой армии с императором Цинь Шихуанди для его защиты в загробной жизни.
Одежда
Одежда древних китайцев отличалась в зависимости от социального положения. Высшие касты носили шелковые одежды, в то время как рабочий класс носил одежду из конопли. Традиционной китайской одеждой были длинный халат с широкими рукавами, длинное платье или торжественный костюм из двух частей. И мужчины, и женщины носили длинные туники с поясами. Особенностью китайской одежды была вышивка.
Автор: Наталина Веткун, www.vash-tourism.ru
www.vash-tourism.ru
История китайской цивилизации: древние китайские народы вдоль реки Янцзы
6000 лет тому назад вдоль реки Янцзы уже жили цивилизованные люди, которые выращивали рис. Археологами найдены изящные керамические изделия, принадлежащие тому времени. Эту цивилизацию назвали Чэнтоушань. В 1996 году были найдены останки древнего города вблизи деревни Чэнтоушань.
Найденные раскопки указывают, что город был очень большим. Профессор Янь Вэньмин из Пекинского Университета говорит: «Город предлагает нам бесспорное доказательство, что та цивилизация была очень продвинутой. Это нас шокировало, потому, что долгое время мы верили, что города появились намного позже во время династий Ся, Шан и Чжоу, 4000 лет тому назад. Уже 6000 лет тому назад были города, еще до династий».
Археологи были особенно удивлены, обнаружив рисовое поле на этом месте. Земля, спустя 6000 лет, до сих пор пахнет рисом. Считается, что рис в этом месте выращивали уже 10000 лет тому назад.
В 1973 году в Хемуду, провинции Чжэцзян, были проведены археологические раскопки. На месте была обнаружена цивилизация Хемуду, которая не только выращивала рис в больших количествах, а также свинину, другой скот и овощи. Она также была художественно развита. Прожив в этом месте 1700 лет, люди Хемуду внезапно исчезли. Стоит отметить, что многими археологами и историками отмечено, что многие древние цивилизации после определённого промежутка времени, внезапно исчезали. Как и почему это происходило? Возможно, они были уничтожены из-за упадка нравственности, и возможно все цивилизации проходили такой цикл: возникновение, существование, разложение (нравов) и уничтожение.
Культура нефрита
Согласно антропологам, древнее сельское хозяйство не включало элемент вспахивания полей. Вспахивание пришло позже, сначала используя лопаты и мотыги. Использования плуга указывает на новую эру в сельском хозяйстве, после рождения цивилизации. В культуре Лянчжу, которая процветала 2000 — 3000 лет до н.э., видно использование плугов. Найдены кусочки материи из шелка и пеньки, которым более 5000 лет, принадлежащие этой культуре. Эти люди уже владели шелководством и текстильными техниками. Это указывает на то, что шелководством люди занимались ещё 7000 лет тому назад. В могиле короля Лянчжу было найдено множество изделий из нефрита, вероятнее всего, используемые в церемонии обретения бессмертия или же для богатой жизни по то сторону жизни и смерти. Это дало археологам понимание, что люди Лянчжу имели культуру нефрита. Они дорожили и совершенствовали мастерство обработки этого камня, который использовался в разных сферам, в то числе религиозной. В могиле короля Лянчжу было найдено множество нефритовых дисков (по форме напоминающие современные компакт диски), а также других религиозных артефактов.
Удивительно, то, что инструменты, с которыми работали мастера по нефриту, не были найдены, и до сих пор остается загадкой, как древние люди могли выгравировать на одном из самых твёрдых камней столь изящные и тонкие узоры, орнаменты и рисунки. Некоторые миниатюрные линии настолько тонки, что размером всего в один миллиметр.
Алтарь в Яошань, провинции Чжецзян
Профессор Ли Сюэцинь из Университета Цинхуа говорит: «Изучение истоков цивилизации, говоря академически, очень важно для изучения формирования и развития Китайской цивилизации. С культурной точки зрения, изучение истоков также важно, так как истоки определяют ориентацию и качества традиционной культуры, что объясняет, почему китайцы, независимо от того, где они находятся в мире, все разделяют одни верования, так как они были воспитаны одной культурой».
Профессор Янь Вэньмин из Пекинского Университета говорит: «Развитие китайской цивилизации на самом деле процесс абсорбции, пропитанный разными культурами, от маленьких городов до государств. Это был также процесс интеграции».
О Бронзовой эре китайской цивилизации в следующей статье.
www.newsps.ru
Древний Китай
Культура Древнего Китая
Письменность. Китайский народ, отделённый горами и пустынями от других передовых народов древнего мира, долгое время не имел с ними связи. Поэтому первоначально он должен был совершенно самостоятельно создавать письменность и науку.
Китайский народ создал письменность приблизительно за 2 тысячи лет до н. э. Знаками для письма служили иероглифы. С объединением Китая в одном государстве была выработана единая письменность.
Каждый иероглиф обозначал целое слово. Например, иероглиф значил «дерево», два таких же знака значили «лес», три значили «чаща». В китайской письменности несколько десятков тысяч иероглифов (В Китае и в настоящее время пишут иероглифами. Трудность перехода на более простое письмо заключается в том, что язык жителей Северного Китая отличается от языка жителей Южного Китая. Письменность же у них общая. Они читают одни и те же газеты и книги. Они понимают одинаково значение иероглифа, хотя произносят слова по-разному. Точно так же русский и англичанин одинаково понимают цифру «7», хотя называют её по-разному).
Рис. 66. Изготовление бумаги в Китае. Древнее китайское изображение.
На левом рисунке изображено, как в котле варят бумажную массу. На правом рисунке показано, как делают листы бумаги из. массы, текущей по трубе.
Наверху — китайские иероглифы.
Писали древние китайцы на костях, на дощечках из бамбука и на кусках шёлковой материи. Связки бамбуковых дощечек заменяли собой книги. Такие «книги» были очень неудобны: учёный, отправляясь в дорогу, вёз с собой несколько возов бамбуковых книг. Шёлк же был дорог, и его использовали лишь для особо важных записей.
В I веке н. э. китайцы изобрели бумагу; её делали из тряпок, коры и бамбука. Бумага стоила много дешевле шёлка и была гораздо удобнее бамбуковых дощечек. Её изобретение имело огромное значение для распространения просвещения во всём мире.
Однако в древности грамота была недоступна для китайских крестьян. Изучать иероглифы нужно было в течение многих лет, а у бедняков не было средств для обучения своих детей.
Научные знания. Китайские учёные написали много книг по астрономии, математике и медицине.
Астрономия в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась из наблюдений земледельцев за небесными светилами.
Пытаясь объяснить, как устроен мир, китайские учёные сравнивали его с гигантским яйцом: земля подобна желтку, а небо — скорлупе, к которой изнутри прикреплены светила и которая вращается вокруг желтка.
Из необходимости делать расчёты в земледелии, ремёслах, при проведении каналов и постройке зданий возникла математика.
Древние китайцы знали много средств для лечения болезней и ран. Одним из лекарств считался у них чай, поддерживающий силы больного. Позднее его стали употреблять как напиток.
В научных сочинениях по сельскому хозяйству описывался тысячелетний опыт китайских крестьян по обработке земли, выращиванию полезных растений, разведению шелковичных червей.
Замечательными изобретениями древних китайцев были компас и прибор, отмечавший землетрясения (рис. 67).
Рис. 67. Древний китайский прибор, отмечавший землетрясения. Внутри прибора — качающийся стержень, снаружи — фигурки драконов — сказочных чудовищ — с шариками в пастях. При землетрясении стержень отклонялся, ударял по стенке прибора и выталкивал шарик, падавший в пасть лягушки.
Наука в Китае, так же как и в других странах древнего мира, зародилась благодаря трудовой деятельности народа.
Искусство в древнем Китае. Древние китайские картины, рельефы и статуэтки показывают жизнь людей разных классов в древнем Китае. Они изображают пирующих рабовладельцев, работающих ремесленников, крестьян и рабов, знакомят нас с одеждой и жилищами богачей и бедноты.
Множество песен, сказаний и других художественных произведений создал в древности китайский народ. В них люди из разных классов выражали свои взгляды и чувства.
Рис. 68. Пир во дворце. Древнекитайский рельеф. В нижнем ряду изображены вельможи, подъезжающие ко дворцу в сопровождении пеших и конных воинов. В среднем ряду хозяин принимает гостей. В верхнем ряду — пирующие, музыканты и стража.
Культурные связи Китая с другими странами. С установлением Великого шёлкового пути связи Китая с другими странами стали более тесными. Китайский народ уже в древности стал многое усваивать из культуры других народов, в особенности индийцев. Но и культура Китая оказала большое влияние на культуру всего мира. Многим из того, что в древности было создано великим китайским народом, мы пользуемся до настоящего времени.
Из сочинении древних китайских писателей.
I. В старину бог воителю отдал свой приказ:
Править нашей землёй во всех четырёх сторонах.
В сторонах он назначил старейшин из рода...
Воинственный князь,
Он всегда побеждает врагов во всех битвах.
И владения князя на тысячу ли (ли — около полукилометра. — Ред.)
Окружают жилища рабов, нам покорных.
Наши земли расширил он к самым морям...
II. «Небо» (то есть «бог») не говорит само, оно поручает человеку позвестить его помыслы.
Царю, которому Небо дало это поручение, открыты помыслы Неба;
поэтому он и называется Сыном Неба.
Сын Неба получает веления от Неба, подчиненные получают их от Сына Неба.
III. Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,
Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?
Как же в вашем дворце быки оказались?
Настоящий человек не ест никогда
Хлеб праздности— как вы, господа!
IV. В одном из сказаний рассказывалось о наводнении в Китае. Рода затопила всю страну, только вершины гор поднимались над водой. На них спасались уцелевшие люди. Вода не сбывала больше десяти лет. Тогда человек по имени Юй, работая день и ночь, стал копать каналы, углублять русла рек. Реки вошли в берега, и люди спустились на освободившуюся от воды равнину.
gl-lib.ru
Искусство Древнего Китая
Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму - с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего. Картина - это иной мир, где трава может быть черной, а лица людей - красными. Но все вместе, в едином контексте смотрится органично, художник видит гармоничное слияние человеческого и природного. Китайская живопись движется от сложного к простому. Если рисуется рыба, то чистое пространство вокруг обозначает воду, при рисовании горы чистое пространство может превратиться в облако. Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну, полагая, в духе даосских представлений, что "пять цветов слепят человека". Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто люди по нескольку дней не отходят от полотна. И лишь закончив картину в целом, художник может вернуться к ней позже и уточнить детали. На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати картина считается незаконченной. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями.
История китайской культуры охватывает долгий 5000 лет. период. Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии.
Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.
Древние находки датируются 3 тыс. до Р.Х. Это остатки культурные Янгшао (керамика геометрического орнамента, полированная кость, каменные инструменты). 2 тыс. до Р.Х. создаётся чёрная неорнаментальная керамика (Лунгшанская культура). Начинает формироваться старейшая Китайская религия, основы которой толкуют в Янгшанской культуре.
Суть религии – обожествить явления и силы природы: солнце, луну, землю, реки и горы. Небо было главным божеством. Жертвы и молитвы относились к силам природы. Высочайшие функции жрецов относились к самому владыке.
Большую роль играл культ мёртвых. В могилы мёртвых клали много разных вещей, которые должны их провожать и охранять в загробной жизни. По разнообразным могильным остаткам можно судить о чётком классовом разделении.
16-11 век до Р. Х. – Инкский (Шангский) период. Начал формироваться старый опоясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм.
Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и древесной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Шороко распространялись изделия из бронзы, белой глины, гравированные нефритом, инкрустированные золотом, малахитом бронзовое оружие. В Шангский (Инкский) период найдено много изделий из бронзы, особенно бытового и культурного значения, посуда, украшения с орнаментом. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие века. Простая бронзовая посуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри – иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой. Особенно были распространены образы молний и спиральных облаков, фантастических животных, изображение драконов в облаках, символизирующие могущество природных сил. По древним китайским повериям, эти образы имели магические значения – помогали получить от духов природы хорошую погоду, дожди, плодородие.
Период династии Джоу(11-3 в. до Р.Х.) Система религиозно-философского даосизма и конфуцианcтва сделали большой вклад в культуру и искусство. В середине первого тысячелетия до Р.Х. сформировались основные принципы архитектуры и планировки городов.троили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера королевства стали, объединятся в одну сплошную Великую китайскую стену (3 в. до Р.Х.-15 в.; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрывались соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи, их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи – (конец 26стр.)
Регламент искусства существующего в конфуцианской идеологии. Художественной речью желание напомнить людям нравственность прошедшего "золотого века”. Создаются конструктивные и декоративные элементы архитектурных строений (система множества кронштейнов, угловые изгибы крыш или "летающие крыши”. Картины небольших форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы). Характерна тесная живописная, поэтическая и калиграфическая связь, которая присуща китайским декоративным произведениям, для всего искусства общии предмет — кисточка.
В период Ханов распространяется керамическая посуда, украшенная геометрическим орнаментом. В этот период производят позолоченные, бронзовые зеркала, шелк, изделия из нефрита.
С III в., распространился буддизм из Индии, в пещерах скальные монастырские храмы, так же фигуры Будды. Строились и деревянные храмы. В алеях императорских кладбищ, называемых улицей душ, устанавливались фигуры животных и др. каменные статуи. Изображены первые пейзажи, заложены основы художественной теории.
Династия Тангов (618-907) В живописи формируются новые жанры: портреты.
Пятая династия (907-960) - созданы первые художественные академии, где уделяется много внимания теории и техники живописи.
В эпоху династии Сунгов (960-1279) в городах созданы искусственные сады и озёра, характерные скульптурные формы, торжествует пейзаж.
Во время молодой династии моголов (1279-1368) архитектура и искусство придерживались традиции Тангов и Сунгов. Особенных высот достигла живопись тушью и лаком. Скульптуры делались из глины, дерева, бронзы. Были созданы надгробные памятники (Армия первого китайского императора Цин Ши Хванг-ди из 7000 форм в натуральную величину-200 м.)
Большую роль в истории китайской культуры сыграла древняя китайская книга мудрости и предсказания судьбы, называемая "Книга перемен”. Здесь мир понимается как своеобразный зародыш, внутри которого соединялись мужская светлая сила — янь и женская тёмная — инь. Эти два начала не существуют один без другого. "Книга перемен” имела большое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли и китайского искусства.
Высшей степени почитания книга достигла в начале III века под управлением династиями Цинов и Ханов. В то время страна была объединена в крупное централизованное государство, достигающее границ Кореи и Индокитая. Оживилась торговля со Средней Азией, Сирией, Ираном, Римской империей (Великий шелковый путь). Введена единая метрическая система веса, длины, проведена письменная реформа.
С сиридины II века конфуционизм утвердился как официальная религиозная философская система, но развивались и другие философские волны. В Китай начала проникать школа буддизма.
В период династии Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) формировались симметричные, правильного плана города с внутренней и внешней частью. Во внутреннем центре города стоял так называемый Запрещенный город с большим императорским замком и комплексами храмов. Почти заново перестроена столица Пекин. В прикладном искусстве стали доминировать изделия из красного лака и фарфора. Прикладное искусство достигло такого уровня, что создало образ Китая в Европе.
Предполагается, что бумага изобретена в Китае в 105 г. В Vlll в. она попала к арабам, а от них распространилась на Запад. (Первая греческая бумажная рукопись, созданная не в Византии , а в Дамаске , датируемая 800 г. В Византии бумага появилась не позже Xl в. 1109 годом датируемая древнейшая рукопись в Сицилии, в Xlll в. бумага появилась в Германии). Произведения китайской живописи в Европе впервые появились в конце XVll в. Не столько они, сколько описания путешествий в то время подняли настоящую китайскую моду в искусстве. Живописные ремесла были массово подражаемы и импортированы. В особенности излюблены лаковые изделия, фарфоровая посуда и скульптурки, шелк, веера и др. Гравюра с орнаментами, мебель, даже целые помещения были украшены сценами из жизни китайцев. В парках замка устроены были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама Сансуси).
Дальний Восток и Литва.
Волна моды ориентализма не обошла и Литву XVlll-XlX в. B имениях, в городских дворцах появились китайские, японские тарелки, вазы, фарфоровая посуда, восточные лампы, зонты, мебель, японские рисунки на шелке, китайской письменности матрицы. Дворяне и зажиточные купцы путешествовали на Восток. Так граф Б. Г.Тышкявичюс во второй половине XlX в. бывал несколько раз в Восточных странах, а в Китае получил мандариновый титул. Рассказывают, что в Красном поместье близ Каунаса он собирал театрализованные гуляния и пиры. Помещик одевшись в старинные мандариновые одежды китайского чиновника, сидел в повозке, а слуги, переодевшись китайцами, носили его по парку, освещенному тысячей китайских фонариков. Здесь был построен и китайсский павильон. В конце XlXв. в Японии жил вильнюсец Нявярдовскис, который позже в Вильнюсе создал местный музей Восточного искусства. В начале XlX в. уже было немало выставок с примерами Восточного искусства. Известнейшие литовские коллекционеры В. Даумантас, П. Галауне, А.Рачкус и др. собирали предметы восточного искусства. В Литовских музеях хранятся ценные экспонаты. Например, в Шяуляйском музее "Аушра” есть интересная коллекция японских гравюр из имения Сантеклов, устраиваются выставки Восточного искусства.
Искусство Китая уходит в глубь тысячелетий. О давности его культуры рассказывают не только музейные экспонаты, но и сама земля, которая усеяна памятниками старины, будто разбросанными чьей-то щедрой рукой и забытыми потом в разных частях страны. Среди полей вздымаются, словно волны, сотни курганов, хранящих от людей свои секреты и тайные сокровища. То и дело попадаются высокие каменные стелы с полустертыми надписями, установленные на спинах могучих черепах. На фоне зеленых просторов рисовых полей вырисовываются каменные фигуры крылатых львов. Даже на неприступных вершинах гор виднеются стройные башни — пагоды, неведомо кем и когда построенные. В древних городах Китая до сих пор можно видеть средневековые дворцы и храмы, целые ансамбли, повествующие о жизни прошлых лет. Они сияют среди густой зелени парков яркой глазурью изогнутых черепичных крыш, красным лаком колонн, белым мрамором террас и лестниц. Окружающие их густые сады с водоемами, искусственными скалами и старыми деревьями создают атмосферу тишины и покоя.
На протяжении многих веков, начиная с III тысячелетия до н. э., китайский народ создал огромное количество самых разнообразных произведений искусства, в которых проявились и поэтическая любовь к природе, и развивающееся из поколения в поколение поистине виртуозное мастерство.
Уже во II тысячелетии до н. э. в Китае возникли первые города и установилась иероглифическая письменность. В ту пору не было бумаги, и надписи делались на черепаховых табличках и внутри бронзовых сосудов. На окраинах городов возникали большие мастерские бронзолитейщиков, где для жертвоприношений духам земли и неба, для захоронений и для быта знати выплавляли самые разнообразные бронзовые сосуды: тазы и кувшины, чаны на ножках, чаши и кубки от крошечных до гигантских, весом 600 кг. Древнекитайскую бронзу можно отличить сразу по узорам и формам. Узоры, то маленькие и плоские настолько, что их можно рассмотреть лишь в лупу, то большие и выпуклые, опутывали все сосуды, оживляя их поверхность, наполняя ее сказочной жизнью. Они изображали или гибких драконов, или страшную звериную маску сказочного пучеглазого обжоры «тао-тё».
В I тысячелетии до н. э. появились картины, написанные тушью на шелковых свитках. Самая ранняя из тех, что сохранились, восходит к IV в. до н. э. На ней изображена женщина, наблюдающая за битвой дракона с фениксом, вероятно, символизирующих борьбу жизни и смерти.
В древнем Китае считалось, что умершему человеку нужна вся та утварь, все то окружение, что и при жизни. Поэтому в темные подземные склепы клали глиняные фигурки собак, лошадей и домашней птицы, модели городских дозорных башен и домов, сделанные с таким искусством, будто в них и впрямь собирались селиться люди. Стены склепов покрыты многочисленными резными рельефами, рассказывающими о том, как представляли себе древние китайцы земную и небесную жизнь. В глубокой тьме подземных коридоров, на каменных толстых дверях и теперь можно видеть тонко и четко вырезанное изображение стражей в длинных халатах, стерегущих могилу от злых духов, или изображение фантастических феникса, дракона, черепахи и тигра, обозначающих страны света.
Наиболее богаты рельефами погребения провинций Шаньдун и Сычуань, восходящие ко времени объединения Китая в единую империю Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). Свидетельство мощи этого государства — Великая китайская стена, отгородившая страну от песков пустыни и набегов кочевников.
Великая китайская стена
Период расцвета живописи, архитектуры и художественных ремесел совпадает с правлением императоров династии Тан и сменившей ее династии Сун (VII - XIII вв.). В огромных многочисленных городах того времени были сосредоточены библиотеки и театры, великолепные дворцы и храмы. Города обносились стенами с воротами и имели сторожевые башни. Строились китайские города по простому и четкому плану, выработанному еще в глубокой древности. Улицы, прямые как стрелы, пересекали их из конца в конец вдоль и поперек. В центре столицы всегда располагался императорский дворец, окруженный стенами с башнями. По такому плану были построены Пекин и столица Тайского государства — Чанъ-ань (теперь Сиань). Улицы Пекина и теперь во многом сохранили прежнюю планировку. Дворцы Китая включали в себя множество зданий и беседок, площадей, дворов и парков.
Легкие деревянные сооружения ставились на каменном основании. Широкие черепичные крыши с изогнутыми краями опирались на покрытые лаком столбы и служили защитой и от палящих лучей солнца, и от проливных дождей. По выражению самих зодчих, эти крыши парили над городом, как распластанные крылья птицы. Стены были разборными и летом убирались или превращались в легкие ажурные решетки, а на зиму утеплялись.
Храмы средневекового Китая были деревянными, похожими на дворцы, или высекались в толще скал, вдали от города. Самый знаменитый буддийский пещерный храм Цяньфодун (пещеры 1000 Будд) создавался в течение нескольких веков (с IV по XIV в.). Стены и скульптура каждой из пещер были расписаны нежными и яркими минеральными красками. В этих росписях художники отразили свои представления о райских дворцах, благоухающих садах, о прекрасных небесных танцовщицах.
Храм Цяньфодун (пещеры 1000 Будд)
Деревянные храмы и многоярусные башни — пагоды, напоминающие о знаменитых событиях и святынях, живописно располагались в гористых местах среди густой зелени. Поднимаясь по крутым тропинкам, путники, еще не видя пагод, слышали нежный звон колокольчиков, подвешенных к углам крыш. По горбатым мраморным мостикам, переброшенным через тихие водоемы, расположенные в цветущих рощах, путники попадали в места уединения и тишины. Эти замечательные памятники искусства древнекитайских зодчих можно и сейчас увидеть во многих живописных уголках страны. Наиболее красивые из них: пагода Сунъюэсы в Хэнани (VI в.), Даяньта (пагода Диких гусей) в Сиани (VII в.), пагода Тигровой горы в Сучжоу (X — XI вв.) и др.
Пагода Сунъюэсы в Хэнани
Даяньта (пагода Диких гусей) в Сиани
Той же любовью к природе проникнуты и китайские картины-свитки. Именно в период расцвета государств Тан и Сун пейзаж становится основной темой живописи. Горы и водопады, тихие горные долины, манящие в бесконечную даль речные просторы, стада оленей, чутко прислушивающихся к шорохам осеннего леса, — все, чем славится природа Китая, запечатлели в своих свитках живописцы того далекого времени. Недаром сам пейзаж получил в Китае название шань-шуй — «горы-воды».
Чтобы передать необъятное пространство мира, живописцы писали свои картины на очень длинных свитках из шелка или бумаги. Вывешивали их ненадолго, а затем хранили свернутыми, как сокровища. Часто на картинах писали стихи, отчего их смысл приобретал еще большую поэтическую прелесть.
Пейзажи VII — VIII вв. ярки и нарядны, они написаны сочными синими, зелеными и белыми красками и обведены по краям золотым контуром. Наиболее известными художниками этого времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао. Природа представляется им огромным и сказочным миром, радостным и ярким.
Живописцы последующих веков стали писать картины черной тушью, которая с помощью их искусной кисти приобретала самые разные оттенки. Ее размывы передают то тончайшую дымку тумана, то косматые лапы сосен, нависших над головокружительной бездной. Художник смотрит на мир словно с высокой горы, а перед ним расстилаются бесконечные дали. Картины знаменитых живописцев Ма Юаня, Ся Гул и Лян Кая очень тонко передают настроение человека даже через трепет листьев на холодном осеннем ветру.
Живописцы Китая никогда не писали прямо с натуры, они воспроизводили пейзажи по памяти. Они беспрерывно тренировали свою зрительную память, пристально вглядываясь в природу, изучая ее. Удар их кисти всегда точен,— ведь на пористой тонкой бумаге или шелке никакие поправки уже невозможны. Тонкой изящной линией, без всяких теней, умели они воспроизвести бархатистую шкурку персика или пятнами туши — нежный, распускающийся цветок пиона. Живопись подобного рода называлась в Китае «цветы-птицы». Одним из знаменитых мастеров этого жанра был Цуй Бо (XI в.).
Средневековое искусство Китая знаменито и своими изделиями из резного лака, керамики и фарфора, дерева и камня. Секреты изготовления фарфора и полировки камней вырабатывались на протяжении тысячелетий и передавались из поколения в поколение. Керамика и фарфор XI — XIII вв. особенно изысканны. В это время изготовляли белоснежные фарфоровые сосуды с гравированным тонким узором из цветов и желтоватые вазы с черным рисунком, будто нанесенным тушью. В XVI — XVIII вв. фарфор стали богато расписывать. Его продавали во многие страны мира.
Камень и кость, дерево и бумага, смола и глина оживали под терпеливыми руками китайских мастеров-виртуозов. Средневековое искусство Китая вводит нас в волшебный мир, полный аромата древних легенд.