Рисунок древний город 4 класс. План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость». Рисунок древний город 4 класс
Презентация по изобразительному искусству 4 класс "школа Неменского" на тему "Древние города нашей земли"
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по изобразительному искусству 4 класс "школа Неменского" на тему "Древние города нашей земли"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Древние города нашей земли Урок изобразительного искусства 4 класс «Школа Неменского» Выполнила: Дмитриенко Валентина Михайловна МБОУ «СОШ» пст Казлук Республика Коми Усть-Вымский район.
2 слайд Описание слайда:
Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.
3 слайд
Описание слайда:
Родной угол Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озёрах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать. http://novmix.net/painting/16008-vasnecov-appolinarij-mixajlovich-16-rabot.html
4 слайд Описание слайда:
Слово «город» произошло от «городить» – отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Но ,глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаёшь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила. http://cheger.livejournal.com/281952.html
5 слайд Описание слайда:
Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок города. А вокруг, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен. http://lemur59.ru/node/8713
6 слайд Описание слайда:
Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных , заострённых вверху брёвен. http://www.stroimdom.com.ua/forum/album.php?s=8015c24ae4df67571375319b91b75c0d&albumid=4223&pictureid=47029 7 слайд Описание слайда:
Позднее придумали городню – сруб, наполненный камнями и землёй. Городни, примкнув друг к другу, составляли прочные стены с деревянными башнями. Венцы громадных, в обхват, потемнелых брёвен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений. http://www.tataram.ru/article/3482/6/
8 слайд Описание слайда:
Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу, где речка- приток впадает в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъёмный мост.
9 слайд
Описание слайда:
Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься. http://fotovideoforum.ru/viewtopic.php?f=146&t=2546&cache=1&start=260
10 слайд Описание слайда:
Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а с них далеко видно, называли вежами. Вежа – от слова «ведать» – знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» – глаза, видеть и , значит, знать. http://strimnamuh.ru/45480.html http://strimnamuh.ru/45480.html
11 слайд Описание слайда:
Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а по этому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые, и кровля словно шапка над сведёнными бровями.
12 слайд Описание слайда:
По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырёхгранные башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрёстный обстрел. http://01ab.ru/blog/post/716/
13 слайд Описание слайда:
Вот старинная башня-ворота. Гостеприимство звучит в ней сильнее угрозы, она словно распахнулась в обнимающем жесте, точно улыбается, и её островерхий шатёр с дозорной башенкой смотрится весёлой шапкой.
14 слайд Описание слайда:
Когда мы смотрим на постройки, горизонталь (сравни: горизонт), горизонтальные линии обычно производят впечатление величия и покоя. А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться. http://4eva.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BC/%D1 http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4089433/
15 слайд Описание слайда:
Рефлексия Поиграем вместе в игру: Рассматривайте разные постройки и играйте, как артисты, роли зданий, угадывая, кто что именно изображает. Научиться понимать архитектуру чувством очень важно. Чтобы легче понять образ здания, надо попытаться как бы превратиться в него, сыграть его роль, встать в его позу. http://www.goodfon.ru/wallpaper/18441.html http://www.litox.ru/news-view-729.html http://www.veefore.ru/picture.php?id=469 http://lasante-spb.ru/stroika/?index=res&req http://vselennaia.ucoz.ru/forum/2-2-7
16 слайд Описание слайда:
А теперь Мастер Постройки тебе подскажет понятие, в его работе наиважнейшее по своей силе и значению, можно сказать, волшебное, ибо оно преобразует одно и тоже в разное. Это ПРОПОРЦИИ – соотношение между собой частей одного целого. http://www.liveinternet.ru/users/3683296/post190708045/
17 слайд Описание слайда:
Практическая работа Нарисуй башни, которые имеют разные пропорции и разный образ. Обозначь на бумаге двумя линиями широкую полосу. В этой полосе из одних и тех же деталей (треугольник и прямоугольник), меняя их пропорции, разные по образу башни: высокие, стройные и массивные, приземистые. При этом у всех башен сохраняется одна и та же высота. Придумай как можно больше разных башен.
18 слайд Описание слайда:
Источник информации http://novmix.net/painting/16008-vasnecov-appolinarij-mixajlovich-16-rabot.html http://lemur59.ru/node/8713 . http://www.stroimdom.com.ua/forum/album.php?s=8015c24ae4df67571375319b91b75c0d&albumid=4223&pictureid=47029 http://www.tataram.ru/article/3482/6 http://fotovideoforum.ru/viewtopic.php?f=146&t=2546&cache=1&start=260 http://strimnamuh.ru/45480.html http://01ab.ru/blog/post/716/ http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4089433/ http://4eva.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BC/%D1 http://vselennaia.ucoz.ru/forum/2-2-7 http://lasante-spb.ru/stroika/?index=res&req http://www.veefore.ru/picture.php?id=469 http://www.litox.ru/news-view-729.html http://www.goodfon.ru/wallpaper/18441.html Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 4 класс. Издательство «Просвещение» Москва 2013 год. http:/cheger.livejournalcom/281952.html
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-499353
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
Презентация - Урок ИЗО в 4 классе «Древнерусский город
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский город – крепость»Остова Тамара Анатольевна- учитель Изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт - Петербурга
Слайд 2
Древнерусский город - крепостьСредневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.
Слайд 3
«Родной угол»Для города обычно выбирали для удобства обороны место для строительства крепости на мысу – на стрелке слияния реки и притока – рождался «родной угол» ( в плане напоминал треугольник.
Слайд 4
К р е м л ь Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», т.е. отгораживать крепостной стеной. Кремлем называли центральную укрепленную часть русского города.
Слайд 5
Т ы н – тип крепостной стеныПростейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу.
Слайд 6
«Боевой ход»В верхней части стены устраивали «боевой ход» -открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход позволял защитникам крепости маневрировать во время обороны.
Слайд 7
Город - крепостьВнутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе.
Слайд 8
Крепостные башниБашни ставили недалеко друг от друга, и неприятель попадал под перекрестный обстрел
Слайд 9
Крепостные башни
Слайд 10
Шестиугольные башни с шатрами и караульные вышки
Слайд 11
Крепостные башни
Слайд 12
Контуры стен почти в точности повторяли очертания берегов рек
Слайд 13
Крепостные стены
Слайд 14
Въездные воротаВ центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того чтобы перебраться через ров с водой, - деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности
Слайд 15
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Слайд 16
Слайд 17
Старая Москва
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
В Московском Кремле
Слайд 21
Слайд 22
Основание кремля (1917г.)
Слайд 23
Слайд 24
lusana.ru
"Древние города и их жители"
Изобразительное искусство
4-А класс 23.11.2015
Тема урока: « Древние города и их жители».
Главная цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках городов.
Задачи.
Обучающие: познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.
Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов, использованные в презентации занятия (ИКТ).
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
3. Беседа по теме урока.
Знают взрослые и дети
Много разного на свете,
Но пока идут года,
Строят люди города.
Славятся они церквами,
Расписными теремами,
В них звонят колокола
И сверкают купола.
Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.
4. Путешествие по древним городам.
(Сопровождается показом слайдов и выступлениями детей.)
Звучит запись колоколов церквей.
5. Физкультминутка.
6. Подготовка к выполнению задания.
Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры.
Задание: изображение объектов древнерусского города.
В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
7. Практическая работа учащихся.
Рисование одного объекта города: крепостная стена, сторожевая башня, собор, дворец-терем,
деревянная изба.
8. Итог урока.
infourok.ru
Презентация "Древнерусский город - крепость" 4 класс скачать
Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский город – крепость»
Остова Тамара Анатольевна- учитель Изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт - Петербурга
Древнерусский город - крепость
Средневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.
«Родной угол»
Для города обычно выбирали для удобства обороны место для строительства крепости на мысу – на стрелке слияния реки и притока – рождался «родной угол» ( в плане напоминал треугольник.
К р е м л ь
Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», т.е. отгораживать крепостной стеной. Кремлем называли центральную укрепленную часть русского города.
Т ы н – тип крепостной стены
Простейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу.
«Боевой ход»
В верхней части стены устраивали «боевой ход» -открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход позволял защитникам крепости маневрировать во время обороны.
Город - крепость
Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе.
Крепостные башни
Башни ставили недалеко друг от друга, и неприятель попадал под перекрестный обстрел
Крепостные башни Шестиугольные башни с шатрами и караульные вышки Крепостные башни Контуры стен почти в точности повторяли очертания берегов рек Крепостные стены Въездные ворота
В центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того чтобы перебраться через ров с водой, - деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности
Аполлинарий Михайлович Васнецов Старая Москва В Московском Кремле Основание кремля (1917г.)
uchitelya.com
Презентация по Изо на тему "Древнерусский город-крепость" (4 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по Изо на тему "Древнерусский город-крепость" (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Древнерусский город-крепость
2 слайд Описание слайда:
Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.
3 слайд Описание слайда:
Различают 3 основных вида архитектуры: Объёмные сооружения Результат строительной деятельности для каких либо определенных потребительских функций Ландшафтная архитектура Целостная композиция природных, строительных, архитектурных компонентов, несущих определенный художественный образ. Градостроительство Формирует материально-пространственную среду жилой застройки, города, села, и т д.
4 слайд Описание слайда:
Город – от «городить», «отгораживать» крепостной стеной
5 слайд Описание слайда:
Васнецов Аполлинарий Михайлович [1856—1933] Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно Васнецов - создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, доносящей до зрителя подлинный "аромат" жизни древнего города.
6 слайд Описание слайда:
«Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», 1917 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) Стены и башни построены из дуба. XI-XIV
7 слайд Описание слайда:
«Московский кремль при Иване Калите», 1921 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
8 слайд Описание слайда:
«Московский Кремль при Дмитрии Донском», 1922 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) Деревянные стены кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. XIV-XVII. «Москва белокаменная»
9 слайд Описание слайда:
«Москва при Иване Грозном. Красная площадь», 1902 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933
10 слайд Описание слайда:
«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», 1922, бумага на картоне, уголь, акварель, карандаш Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
11 слайд Описание слайда:
«Красная площадь во второй половине XVII века», 1925 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
12 слайд Описание слайда:
В 1947 году к празднованию 800 Москвы у Иосифа Сталина в голове возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно. Протяженность стен 2500 метров Количество башен 20 Количество ворот 4 Высота башен до 80 м Высота стен от 5 до 19 м Толщина стен от 3,5 до 6,5 м
13 слайд Описание слайда:
Троице-Сергиева лавра Московская область, Сергиев Посад Большой архитектурный ансамбль XV—XVIII вв. Монастырская крепость с 10 башнями построена в 1540-е гг., полностью перестроена в XVII в.
14 слайд Описание слайда:
Нижегородский кремль Нижний Новгород Архитектурный комплекс XVI—XX вв. Длина стены — около 2 км. Из 13 башен до нашего времени сохранено 12.
15 слайд Описание слайда:
Тульский кремль. Тула Архитектурный комплекс XVI—XX вв. Каменные стены с 9 башнями Длина стен — 1066 м.
16 слайд Описание слайда:
Старинный монастырь-крепость
17 слайд Описание слайда:
Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости крепостная стена центральный въезд угловая башня храма однокупольный храм с приделами пятикупольный храм
18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-476861
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
infourok.ru
«Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:
« Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
Цель урока:
Создание макета древнерусского города-крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов.Задачи урока:
Воспитательные
Формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.
Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
Воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные
Изучать архитектурные особенности древнерусского города - крепости.
Развивающие
Прививать навыки конструирования из бумаги
Создать образ древнерусского города-крепости.
Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа при работе с бумагой.Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания макета города-крепости. Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.
Регулятивные УУД:
Уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки конструирования из бумаги.
Познавательные УУД:
Уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и вступать в диалог.
Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета.
Понимать особенности работы в творческой группе.
Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор, рисунки учащихся с изображением храмовых построек, таблица с изображением Нижегородского кремля, схемы конструирования из бумаги крепостных стен, колокольни, храмовых построек.Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей.Зрительный ряд: презентация «Древнерусские города».Музыкальный ряд: русская народная музыка; музыка к песне В.Высоцкого, И.Матвеева «Золотые купола», фрагмент колокольного звона.Литературный ряд: стихотворение Бориса Чичибабина «Храм Покрова», легенды о Нижегородском кремле и его истории.Задание: создание макета древнего города-крепости.
План урока
№
п\п
Этап урока
Содержание
Время
Примечание
1
Организационный
Подготовка материалов
и инструментов к уроку
1 мин.
2
Введение
Вступительное слово
учителя
2 мин.
Слайды 1-3
3
Постановка задачи
Ознакомление с новым материалом. Выступление групп с самостоятельно приготовленным заданием к уроку:
Презентация «Древнерусские города».
История и легенды Нижегородского кремля.
Стихотворение Б. Чичибабина.
15 мин.
Слайды 4-15
4
Коллективная работа
Создание макета древнерусского города-крепости
20 мин.
Раздаточный материал.
Схемы конструирования
из бумаги крепостных стен,
башен, колокольни, храмовых построек.
5
Подведение итогов урока
Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.
Исполнение песни «Золотые купола».
4 мин.
Выставка работ учащихся.
6
Рефлексия
Вспоминают новые термины
3 мин.
Технологическая карта
№ п/п
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Педагогическая технология
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1
Организационный
Контроль за подготов
кой рабочего места
Готовят
рабочее место
Регулятивные УУД:
Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя
2
Введение
Вступи
тельное слово
Приобретение новых знаний
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
3
Постановка задачи
Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.
Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку
Проблемное обучение.
Использование ИКТ.
Развивать умение анализировать
произведения архитектуры
древних городов.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности города-крепости. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах крепостных стен, башен, колокольни, храмов.
4
Самостоятельная творческая работа учащихся
Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы
Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа города-крепости.
Коллективная творческая работа в группах.
Моделировать в своём творчестве
объёмно-пространственные объекты.
Уметь использовать выразительные
средства бумаги для воплощения
своего художественно-творческого
замысла.
Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Овладевать методом создания творческого проекта.
Формировать навыки конструирования при работе с бумагой.
Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета города-крепости. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.
5
Подведение итогов урока
Координирует действия учащихся.
Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.
Социальная значимость для ребенка.
Анализировать полученный
проект макета древнерусского
города-крепости.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной
6
Рефлексия
Координирует действия учащихся
Вспоминают новые термины
Педагогика сотрудничества
Знать новые архитектурные термины
Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
- устные ответы учащихся на поставленные задания;
- определение сложности и качества выполнения макета древнерусского города-крепости;
Введение
Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по древнерусским городам, смотреть и восхищаться талантом русских мастеров. На прошлом уроке мы разделились с вами на группы, каждая группа получила свое задание к уроку. Приготовьтесь, путешествие начинается!
Среди нынешних городов нашего Отечества есть такие, которые относятся к древнему, княжескому поколению. Давайте вместе вспомним названия этих древнерусских городов. Нам будут помогать ребята из 1 группы.
Представитель 1 группы показывает зрительный ряд, подготовленный к уроку.
Ученики: Псков, Владимир, Суздаль, Москва, наш Нижний Новгород, Ростов Великий, Тверь, Рязань.
Ученик: Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Нигде таких не сыскать.
Учитель: Первая группа очень интересный зрительный ряд подготовила, молодцы! Как в большом семействе все чем-то похожи друг на друга, так имели черты сходства и старинные города. Прежде всего, они напоминали крепость и были крупными оборонительными сооружениями.
Показ слайдов.
Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость. Кремль является обязательной принадлежностью старинного города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. В старину кремль имел и иное название – детинец. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь и не задумываешься.
Учитель: Какой город стоит на стрелке?
Ученик: Нижний Новгород.
Учитель: На слиянии каких рек он стоит?
Ученик: Волги и Оки.
Учитель: И раз уж мы заговорили о родном угле, то предоставим слово ребятам из 2 и 3 групп, послушаем, какую информацию разыскали они о Нижегородском кремле.
Ученик 1:
На протяжении многих веков Нижегородский кремль играл решающую роль в обороне русских земель на востоке. Кирпичная крепость, дошедшая до наших дней, была построена в начале XVI столетия, и после ее постройки город ни разу не был захвачен врагом.
Ученик 2:
У стен кремля собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, которое освободило Россию от польско-литовских захватчиков в 1612 г.
Ученик 3:
Стены кремля имеют протяженность чуть более 2 километров. Их ширина составляет 4-5 метров, а высота от 12 до 22 метров. Стены снабжены бойницами, а сверху были покрыты кровлей для защиты кирпичной кладки от осадков. Кроме того, было построено 13 башен, из них 5 прямоугольных проездных и 8 круглых. Высота башен составляет от 18 до 30 м.
Ученик 4:
Самая известная из башен – Коромыслова. С ней связана страшная легенда. Начали в старину каменщики строить кремль. На следующее утро придя на место работы, увидели, что всё, что они сделали, развалилось. Это повторялось несколько дней. Решили каменщики обратиться к старикам за советом, и те сказали, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.
Ученик 5:
Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, покончил с собой - бросился в Волгу.
Учитель:
Сторожевые башни назывались вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг.
Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые и кровля – словно шапка над сведенными бровями. По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырехгранные башни стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.
В стольных городах главный вход в кремль именовался Золотыми вратами.
Показ слайдов. Золотые ворота Владимира.
Обратите внимание, какие они высокие, белокаменные, а на вратах высится церковь - воистину гора неприступная. Проходящий через Золотые ворота оказывался на пути к главному храму города - собору.
Показ слайдов.
Обычно он возвышался над всеми остальными постройками города. Вертикаль собора как бы притягивала к себе все городское пространство. Это Дмитровский собор во Владимире.
Показ слайдов.
Учитель: Как вы думаете, зачем строили храмы?
Ученик: В храмах идет служба, там люди молятся.
Учитель: Раньше соборы строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, здесь собиралось вече, где обсуждали дела, заключали торговые сделки. Всмотритесь в благородные пропорции собора.
Кого он вам напоминает?
Ученик: русского богатыря. Он сильный, смелый, нарядный.
Учитель: Почему он напоминает богатыря?
Ученик: У него крыша наверху как шлем. Здание мощное, квадратное.
Учитель: Правильно. Человек с собором схож. У человека глава и у собора глава. У ратника шелом и собор шеломом крыт. А городки – украшение подшеломное. Под главой у храма шея - барабан, над окнами, бровки бывают. И как у человека пояс, аркатурным поясом называется. А лопатки – будто кольчуга. Собор точно ратник в доспехах стоит.
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Поставим руки локтями на стол, переплетем пальцы обеих рук: получится арка. Место, где переплелись пальцы, - это замок арки. Там, где стоят наши локти – это пяты арки; здесь она опирается на колонну или стену. Надавим на замковую часть нашей арки – на пальцы и почувствуем легкую боль в локтях. Нужны очень мощные столбы и стены, чтобы выдержать арочный распор.
Стены делятся на три части – прясла. У каждого прясла – полукруглые завершения вверху – закомары.
Полукруглые выступы называются апсидами. В левой апсиде готовят хлеб и вино. В правой хранятся одежды и сосуды. А в средней, в алтаре, стоит престол.
А вот другой храм. Это храм Покрова на Нерли.
Послушаем 4 группу.
Ученик 1:
Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова.
Ученик 2:
Что не камен, а из света весь,
Из любовей, из молитв,-
Вот и с вечностию сведались:
И возносит, и знобит.
Ученик 3:
Ни зимы меж тем, ни осени,
А весна без мясников.
Бог растекся паром по земи –
Стала церковь меж лугов.
Ученик 4:
Лебедь белая, безмолвица,
От грехов меня отмой!
Кто в России не помолится
красоте твоей родной?
Учитель: Храм Покрова. А как вы понимаете слово «покров»?
Ученик: Я думаю, что это как покрывало. Есть еще и праздник Покров. На Покров выпадает снег и покрывает землю.
Ученик: Я думаю, что это вот как бабушка укроет своей шалью ребенка, так и церковь защищает. Храм от врагов защищал.
Учитель: Каким кажется этот храм рядом с Дмитровским собором?
Ученик: изящный, легкий. У него шея – барабан утонченный. Главка как у царевны. Она как белая лебедушка плывет.
Учитель: Эти два храма были построены в одно время, а рождают разные образы.
Неотъемлемой частью кремля была и колокольня. Могучий звук соборного колокола узнавал каждый горожанин.
Как вы думаете, а зачем строили колокольни?
Показ слайда.
Ученик: Звон оповещал о приближении врага, он был криком о помощи.
Ученик: Звал на праздник.
Да, колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.
Чем отличается колокольня от храма?
Ученик: Она словно небо хочет достать, она намного выше соборного храма.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты древнерусской каменной архитектуры – храмы, колокольни, сторожевые башни, стены городов. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.
Постановка задачи
Зодчий:
Читаю указ государев «Построить град белокаменный со стенами, соборами да колокольнями. Да чтоб из лучшего белого камня был!»
Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.
1 артели - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.
2 артели - вам наказ башни сторожевые отстроить.
3 артели - собор белокаменный на холме поставить. Да чтоб красоты невиданной был.
4 артели - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.
За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности. Ежели что отрезать надо, то ножницы от себя держать надобно. Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!
Коллективная работа
Учитель: Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.
Подведение итогов.
Создавая макет города-крепости, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.
Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнут ли поставленный результат в создании макета.
1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.
2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.
3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.
4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.
Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, государь будет доволен. А теперь и отдохнуть можно и песню спеть.
Все поют песню «Золотые купола».
Текст: В. Высоцкий. Музыка: И. Матвеев.
Рефлексия
Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.
С какими постройками древнего города мы познакомились?
Л.С. Кузнецова Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре.
О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. Шк., 1989
2. http://museums.unn.ru/kremlin/
3. nn-gid.ru›goroda/nizhegorodskij-kreml/
ПриложениеЗОЛОТЫЕ КУПОЛАТекст - В. Высоцкий. Музыка - И. Матвеева
1.Что же с вами сделалось, города старинные?Ваши стены древние на холмах легли. Словно пробудилися молодцы былинные, и числом несметные встали из земли!Припев: Золотые купола, русская земля! Широка ты и светла, Родина моя!Золотая наша Русь, колокольный звон!Всей душой к тебе стремлюсь, Шлю земной поклон!2. Как над Русью древнею зорька разгорается, В позолоченных садах - птичий перезвон!И как чудо - там и тут церкви поднимаются, Разливая по просторам колокольный звон!Припев:3. Все, что было в глубине, в мире проявляетсяМудрость дедов и отцов, как столпы землиВместе мы живем, растем, светом наполняемсяРусь родная, Мать-земля, нас благословитПрипев:
publekc.ru
План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость» | скачать бесплатно
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:
« Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
Цель урока:
Создание макета древнерусского города-крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов.
Задачи урока:
Воспитательные
Формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.
Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
Воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные
Изучать архитектурные особенности древнерусского города - крепости.
Развивающие
Прививать навыки конструирования из бумаги
Создать образ древнерусского города-крепости.
Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа при работе с бумагой.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания макета города-крепости. Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.
Регулятивные УУД:
Уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки конструирования из бумаги.
Познавательные УУД:
Уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и вступать в диалог.
Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета.
Понимать особенности работы в творческой группе.
Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.
Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор, рисунки учащихся с изображением храмовых построек, таблица с изображением Нижегородского кремля, схемы конструирования из бумаги крепостных стен, колокольни, храмовых построек.
Музыкальный ряд: русская народная музыка; музыка к песне В.Высоцкого, И.Матвеева «Золотые купола», фрагмент колокольного звона.
Литературный ряд: стихотворение Бориса Чичибабина «Храм Покрова», легенды о Нижегородском кремле и его истории.
Задание: создание макета древнего города-крепости.
План урока
№
п\п
Этап урока
Содержание
Время
Примечание
1
Организационный
Подготовка материалов
и инструментов к уроку
1 мин.
2
Введение
Вступительное слово
учителя
2 мин.
Слайды 1-3
3
Постановка задачи
Ознакомление с новым материалом. Выступление групп с самостоятельно приготовленным заданием к уроку:
Презентация «Древнерусские города».
История и легенды Нижегородского кремля.
Стихотворение Б. Чичибабина.
15 мин.
Слайды 4-15
4
Коллективная работа
Создание макета древнерусского города-крепости
20 мин.
Раздаточный материал.
Схемы конструирования
из бумаги крепостных стен,
башен, колокольни, храмовых построек.
5
Подведение итогов урока
Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.
Исполнение песни «Золотые купола».
4 мин.
Выставка работ учащихся.
6
Рефлексия
Вспоминают новые термины
3 мин.
Технологическая карта
№ п/п
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Педагогическая технология
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1
Организационный
Контроль за подготов
кой рабочего места
Готовят
рабочее место
Регулятивные УУД:
Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя
2
Введение
Вступи
тельное слово
Приобретение новых знаний
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
3
Постановка задачи
Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.
Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку
Проблемное обучение.
Использование ИКТ.
Развивать умение анализировать
произведения архитектуры
древних городов.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности города-крепости. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах крепостных стен, башен, колокольни, храмов.
4
Самостоятельная творческая работа учащихся
Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы
Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа города-крепости.
Коллективная творческая работа в группах.
Моделировать в своём творчестве
объёмно-пространственные объекты.
Уметь использовать выразительные
средства бумаги для воплощения
своего художественно-творческого
замысла.
Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Овладевать методом создания творческого проекта.
Формировать навыки конструирования при работе с бумагой.
Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета города-крепости. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.
5
Подведение итогов урока
Координирует действия учащихся.
Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.
Социальная значимость для ребенка.
Анализировать полученный
проект макета древнерусского
города-крепости.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной
6
Рефлексия
Координирует действия учащихся
Вспоминают новые термины
Педагогика сотрудничества
Знать новые архитектурные термины
Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
- устные ответы учащихся на поставленные задания;
- определение сложности и качества выполнения макета древнерусского города-крепости;
Введение
Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по древнерусским городам, смотреть и восхищаться талантом русских мастеров. На прошлом уроке мы разделились с вами на группы, каждая группа получила свое задание к уроку. Приготовьтесь, путешествие начинается!
Среди нынешних городов нашего Отечества есть такие, которые относятся к древнему, княжескому поколению. Давайте вместе вспомним названия этих древнерусских городов. Нам будут помогать ребята из 1 группы.
Представитель 1 группы показывает зрительный ряд, подготовленный к уроку.
Ученики: Псков, Владимир, Суздаль, Москва, наш Нижний Новгород, Ростов Великий, Тверь, Рязань.
Ученик: Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Нигде таких не сыскать.
Учитель: Первая группа очень интересный зрительный ряд подготовила, молодцы! Как в большом семействе все чем-то похожи друг на друга, так имели черты сходства и старинные города. Прежде всего, они напоминали крепость и были крупными оборонительными сооружениями.
Показ слайдов.
Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость. Кремль является обязательной принадлежностью старинного города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. В старину кремль имел и иное название – детинец. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь и не задумываешься.
Учитель: Какой город стоит на стрелке?
Ученик: Нижний Новгород.
Учитель: На слиянии каких рек он стоит?
Ученик: Волги и Оки.
Учитель: И раз уж мы заговорили о родном угле, то предоставим слово ребятам из 2 и 3 групп, послушаем, какую информацию разыскали они о Нижегородском кремле.
Ученик 1:
На протяжении многих веков Нижегородский кремль играл решающую роль в обороне русских земель на востоке. Кирпичная крепость, дошедшая до наших дней, была построена в начале XVI столетия, и после ее постройки город ни разу не был захвачен врагом.
Ученик 2:
У стен кремля собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, которое освободило Россию от польско-литовских захватчиков в 1612 г.
Ученик 3:
Стены кремля имеют протяженность чуть более 2 километров. Их ширина составляет 4-5 метров, а высота от 12 до 22 метров. Стены снабжены бойницами, а сверху были покрыты кровлей для защиты кирпичной кладки от осадков. Кроме того, было построено 13 башен, из них 5 прямоугольных проездных и 8 круглых. Высота башен составляет от 18 до 30 м.
Ученик 4:
Самая известная из башен – Коромыслова. С ней связана страшная легенда. Начали в старину каменщики строить кремль. На следующее утро придя на место работы, увидели, что всё, что они сделали, развалилось. Это повторялось несколько дней. Решили каменщики обратиться к старикам за советом, и те сказали, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.
Ученик 5:
Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, покончил с собой - бросился в Волгу.
Учитель:
Сторожевые башни назывались вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг.
Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые и кровля – словно шапка над сведенными бровями. По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырехгранные башни стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.
В стольных городах главный вход в кремль именовался Золотыми вратами.
Показ слайдов. Золотые ворота Владимира.
Обратите внимание, какие они высокие, белокаменные, а на вратах высится церковь - воистину гора неприступная. Проходящий через Золотые ворота оказывался на пути к главному храму города - собору.
Показ слайдов.
Обычно он возвышался над всеми остальными постройками города. Вертикаль собора как бы притягивала к себе все городское пространство. Это Дмитровский собор во Владимире.
Показ слайдов.
Учитель: Как вы думаете, зачем строили храмы?
Ученик: В храмах идет служба, там люди молятся.
Учитель: Раньше соборы строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, здесь собиралось вече, где обсуждали дела, заключали торговые сделки. Всмотритесь в благородные пропорции собора.
Кого он вам напоминает?
Ученик: русского богатыря. Он сильный, смелый, нарядный.
Учитель: Почему он напоминает богатыря?
Ученик: У него крыша наверху как шлем. Здание мощное, квадратное.
Учитель: Правильно. Человек с собором схож. У человека глава и у собора глава. У ратника шелом и собор шеломом крыт. А городки – украшение подшеломное. Под главой у храма шея - барабан, над окнами, бровки бывают. И как у человека пояс, аркатурным поясом называется. А лопатки – будто кольчуга. Собор точно ратник в доспехах стоит.
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Поставим руки локтями на стол, переплетем пальцы обеих рук: получится арка. Место, где переплелись пальцы, - это замок арки. Там, где стоят наши локти – это пяты арки; здесь она опирается на колонну или стену. Надавим на замковую часть нашей арки – на пальцы и почувствуем легкую боль в локтях. Нужны очень мощные столбы и стены, чтобы выдержать арочный распор.
Стены делятся на три части – прясла. У каждого прясла – полукруглые завершения вверху – закомары.
Полукруглые выступы называются апсидами. В левой апсиде готовят хлеб и вино. В правой хранятся одежды и сосуды. А в средней, в алтаре, стоит престол.
А вот другой храм. Это храм Покрова на Нерли.
Послушаем 4 группу.
Ученик 1:
Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова.
Ученик 2:
Что не камен, а из света весь,
Из любовей, из молитв,-
Вот и с вечностию сведались:
И возносит, и знобит.
Ученик 3:
Ни зимы меж тем, ни осени,
А весна без мясников.
Бог растекся паром по земи –
Стала церковь меж лугов.
Ученик 4:
Лебедь белая, безмолвица,
От грехов меня отмой!
Кто в России не помолится
красоте твоей родной?
Учитель: Храм Покрова. А как вы понимаете слово «покров»?
Ученик: Я думаю, что это как покрывало. Есть еще и праздник Покров. На Покров выпадает снег и покрывает землю.
Ученик: Я думаю, что это вот как бабушка укроет своей шалью ребенка, так и церковь защищает. Храм от врагов защищал.
Учитель: Каким кажется этот храм рядом с Дмитровским собором?
Ученик: изящный, легкий. У него шея – барабан утонченный. Главка как у царевны. Она как белая лебедушка плывет.
Учитель: Эти два храма были построены в одно время, а рождают разные образы.
Неотъемлемой частью кремля была и колокольня. Могучий звук соборного колокола узнавал каждый горожанин.
Как вы думаете, а зачем строили колокольни?
Показ слайда.
Ученик: Звон оповещал о приближении врага, он был криком о помощи.
Ученик: Звал на праздник.
Да, колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.
Чем отличается колокольня от храма?
Ученик: Она словно небо хочет достать, она намного выше соборного храма.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты древнерусской каменной архитектуры – храмы, колокольни, сторожевые башни, стены городов. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.
Постановка задачи
Зодчий:
Читаю указ государев «Построить град белокаменный со стенами, соборами да колокольнями. Да чтоб из лучшего белого камня был!»
Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.
1 артели - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.
2 артели - вам наказ башни сторожевые отстроить.
3 артели - собор белокаменный на холме поставить. Да чтоб красоты невиданной был.
4 артели - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.
За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности. Ежели что отрезать надо, то ножницы от себя держать надобно. Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!
Коллективная работа
Учитель: Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.
Подведение итогов.
Создавая макет города-крепости, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.
Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнут ли поставленный результат в создании макета.
1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.
2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.
3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.
4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.
Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, государь будет доволен. А теперь и отдохнуть можно и песню спеть.
Все поют песню «Золотые купола».
Текст: В. Высоцкий. Музыка: И. Матвеев.
Рефлексия
Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.
С какими постройками древнего города мы познакомились?
Л.С. Кузнецова Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре.
О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. Шк., 1989
2. http://museums.unn.ru/kremlin/
3. nn-gid.ru›goroda/nizhegorodskij-kreml/
Приложение
ЗОЛОТЫЕ КУПОЛАТекст - В. Высоцкий. Музыка - И. Матвеева
1.Что же с вами сделалось, города старинные?Ваши стены древние на холмах легли. Словно пробудилися молодцы былинные, и числом несметные встали из земли!Припев: Золотые купола, русская земля! Широка ты и светла, Родина моя!Золотая наша Русь, колокольный звон!Всей душой к тебе стремлюсь, Шлю земной поклон!2. Как над Русью древнею зорька разгорается, В позолоченных садах - птичий перезвон!И как чудо - там и тут церкви поднимаются, Разливая по просторам колокольный звон!Припев:3. Все, что было в глубине, в мире проявляетсяМудрость дедов и отцов, как столпы землиВместе мы живем, растем, светом наполняемсяРусь родная, Мать-земля, нас благословитПрипев: