Рисунок древний город 4 класс. План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость». Рисунок древний город 4 класс


Презентация по изобразительному искусству 4 класс "школа Неменского" на тему "Древние города нашей земли"

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по изобразительному искусству 4 класс "школа Неменского" на тему "Древние города нашей земли"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Древние города нашей земли Урок изобразительного искусства 4 класс «Школа Неменского» Выполнила: Дмитриенко Валентина Михайловна МБОУ «СОШ» пст Казлук Республика Коми Усть-Вымский район.

2 слайд Описание слайда:

Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.

3 слайд
Описание слайда:

Родной угол Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озёрах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать. http://novmix.net/painting/16008-vasnecov-appolinarij-mixajlovich-16-rabot.html

4 слайд Описание слайда:

Слово «город» произошло от «городить» – отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Но ,глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаёшь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила. http://cheger.livejournal.com/281952.html

5 слайд Описание слайда:

Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок города. А вокруг, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен. http://lemur59.ru/node/8713

6 слайд Описание слайда:

Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных , заострённых вверху брёвен. http://www.stroimdom.com.ua/forum/album.php?s=8015c24ae4df67571375319b91b75c0d&albumid=4223&pictureid=47029

7 слайд Описание слайда:

Позднее придумали городню – сруб, наполненный камнями и землёй. Городни, примкнув друг к другу, составляли прочные стены с деревянными башнями. Венцы громадных, в обхват, потемнелых брёвен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений. http://www.tataram.ru/article/3482/6/

8 слайд Описание слайда:

Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу, где речка- приток впадает в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъёмный мост.

9 слайд
Описание слайда:

Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься. http://fotovideoforum.ru/viewtopic.php?f=146&t=2546&cache=1&start=260

10 слайд Описание слайда:

Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а с них далеко видно, называли вежами. Вежа – от слова «ведать» – знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» – глаза, видеть и , значит, знать. http://strimnamuh.ru/45480.html http://strimnamuh.ru/45480.html

11 слайд Описание слайда:

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а по этому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые, и кровля словно шапка над сведёнными бровями.

12 слайд Описание слайда:

По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырёхгранные башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрёстный обстрел. http://01ab.ru/blog/post/716/

13 слайд Описание слайда:

Вот старинная башня-ворота. Гостеприимство звучит в ней сильнее угрозы, она словно распахнулась в обнимающем жесте, точно улыбается, и её островерхий шатёр с дозорной башенкой смотрится весёлой шапкой.

14 слайд Описание слайда:

Когда мы смотрим на постройки, горизонталь (сравни: горизонт), горизонтальные линии обычно производят впечатление величия и покоя. А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться. http://4eva.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BC/%D1 http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4089433/

15 слайд Описание слайда:

Рефлексия Поиграем вместе в игру: Рассматривайте разные постройки и играйте, как артисты, роли зданий, угадывая, кто что именно изображает. Научиться понимать архитектуру чувством очень важно. Чтобы легче понять образ здания, надо попытаться как бы превратиться в него, сыграть его роль, встать в его позу. http://www.goodfon.ru/wallpaper/18441.html http://www.litox.ru/news-view-729.html http://www.veefore.ru/picture.php?id=469 http://lasante-spb.ru/stroika/?index=res&req http://vselennaia.ucoz.ru/forum/2-2-7

16 слайд Описание слайда:

А теперь Мастер Постройки тебе подскажет понятие, в его работе наиважнейшее по своей силе и значению, можно сказать, волшебное, ибо оно преобразует одно и тоже в разное. Это ПРОПОРЦИИ – соотношение между собой частей одного целого. http://www.liveinternet.ru/users/3683296/post190708045/

17 слайд Описание слайда:

Практическая работа Нарисуй башни, которые имеют разные пропорции и разный образ. Обозначь на бумаге двумя линиями широкую полосу. В этой полосе из одних и тех же деталей (треугольник и прямоугольник), меняя их пропорции, разные по образу башни: высокие, стройные и массивные, приземистые. При этом у всех башен сохраняется одна и та же высота. Придумай как можно больше разных башен.

18 слайд Описание слайда:

Источник информации http://novmix.net/painting/16008-vasnecov-appolinarij-mixajlovich-16-rabot.html http://lemur59.ru/node/8713 . http://www.stroimdom.com.ua/forum/album.php?s=8015c24ae4df67571375319b91b75c0d&albumid=4223&pictureid=47029 http://www.tataram.ru/article/3482/6 http://fotovideoforum.ru/viewtopic.php?f=146&t=2546&cache=1&start=260 http://strimnamuh.ru/45480.html http://01ab.ru/blog/post/716/ http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4089433/ http://4eva.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BC/%D1 http://vselennaia.ucoz.ru/forum/2-2-7 http://lasante-spb.ru/stroika/?index=res&req http://www.veefore.ru/picture.php?id=469 http://www.litox.ru/news-view-729.html http://www.goodfon.ru/wallpaper/18441.html Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 4 класс. Издательство «Просвещение» Москва 2013 год. http:/cheger.livejournalcom/281952.html

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-499353

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация - Урок ИЗО в 4 классе «Древнерусский город

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский город – крепость»Остова Тамара Анатольевна- учитель Изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт - Петербурга

Слайд 2

Древнерусский город - крепостьСредневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.

Слайд 3

«Родной угол»Для города обычно выбирали для удобства обороны место для строительства крепости на мысу – на стрелке слияния реки и притока – рождался «родной угол» ( в плане напоминал треугольник.

Слайд 4

К р е м л ь Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», т.е. отгораживать крепостной стеной. Кремлем называли центральную укрепленную часть русского города.

Слайд 5

Т ы н – тип крепостной стеныПростейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу.

Слайд 6

«Боевой ход»В верхней части стены устраивали «боевой ход» -открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход позволял защитникам крепости маневрировать во время обороны.

Слайд 7

Город - крепостьВнутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе.

Слайд 8

Крепостные башниБашни ставили недалеко друг от друга, и неприятель попадал под перекрестный обстрел

Слайд 9

Крепостные башни

Слайд 10

Шестиугольные башни с шатрами и караульные вышки

Слайд 11

Крепостные башни

Слайд 12

Контуры стен почти в точности повторяли очертания берегов рек

Слайд 13

Крепостные стены

Слайд 14

Въездные воротаВ центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того чтобы перебраться через ров с водой, - деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности

Слайд 15

Аполлинарий Михайлович Васнецов

Слайд 16

Слайд 17

Старая Москва

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

В Московском Кремле

Слайд 21

Слайд 22

Основание кремля (1917г.)

Слайд 23

Слайд 24

lusana.ru

"Древние города и их жители"

Изобразительное искусство

4-А класс 23.11.2015

Тема урока: « Древние города и их жители».

Главная цель: дать представление об исторической архитектуре и памятниках городов.

Задачи.

Обучающие: познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.

Развивающие: развивать навыки графики, композиционного мышления.

Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.

Художественные материалы: альбомные листы, карандаши, краски.

Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов, использованные в презентации занятия (ИКТ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

3. Беседа по теме урока.

Знают взрослые и дети

Много разного на свете,

Но пока идут года,

Строят люди города.

Славятся они церквами,

Расписными теремами,

В них звонят колокола

И сверкают купола.

Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.

4. Путешествие по древним городам.

(Сопровождается показом слайдов и выступлениями детей.)

Звучит запись колоколов церквей.

5. Физкультминутка.

6. Подготовка к выполнению задания.

Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры.

Задание: изображение объектов древнерусского города.

В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

7. Практическая работа учащихся.

Рисование одного объекта города: крепостная стена, сторожевая башня, собор, дворец-терем,

деревянная изба.

8. Итог урока.

infourok.ru

Презентация "Древнерусский город - крепость" 4 класс скачать

Урок в 4 классе по теме: «Древнерусский город – крепость»
  • Остова Тамара Анатольевна- учитель Изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 591 Невского района Санкт - Петербурга
Древнерусский город - крепость
  • Средневековую Русь соседние североевропейские страны называли «Гардарикой» -страной городов.
«Родной угол»
  • Для города обычно выбирали для удобства обороны место для строительства крепости на мысу – на стрелке слияния реки и притока – рождался «родной угол» ( в плане напоминал треугольник.
К р е м л ь
  • Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», т.е. отгораживать крепостной стеной. Кремлем называли центральную укрепленную часть русского города.
Т ы н – тип крепостной стены
  • Простейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу.
«Боевой ход»
  • В верхней части стены устраивали «боевой ход» -открытую или покрытую тесовой кровлей галерею с бойницами. Боевой ход позволял защитникам крепости маневрировать во время обороны.
Город - крепость
  • Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе.
Крепостные башни
  • Башни ставили недалеко друг от друга, и неприятель попадал под перекрестный обстрел
Крепостные башни Шестиугольные башни с шатрами и караульные вышки Крепостные башни Контуры стен почти в точности повторяли очертания берегов рек Крепостные стены Въездные ворота
  • В центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того чтобы перебраться через ров с водой, - деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности
Аполлинарий Михайлович Васнецов Старая Москва В Московском Кремле Основание кремля (1917г.)

uchitelya.com

Презентация по Изо на тему "Древнерусский город-крепость" (4 класс)

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по Изо на тему "Древнерусский город-крепость" (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Древнерусский город-крепость

2 слайд Описание слайда:

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

3 слайд Описание слайда:

Различают 3 основных вида архитектуры: Объёмные сооружения Результат строительной деятельности для каких либо определенных потребительских функций Ландшафтная архитектура Целостная композиция природных, строительных, архитектурных компонентов, несущих определенный художественный образ. Градостроительство Формирует материально-пространственную среду жилой застройки, города, села, и т д.

4 слайд Описание слайда:

Город – от «городить», «отгораживать» крепостной стеной

5 слайд Описание слайда:

Васнецов Аполлинарий Михайлович [1856—1933] Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно Васнецов - создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, доносящей до зрителя подлинный "аромат" жизни древнего города.

6 слайд Описание слайда:

«Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», 1917 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) Стены и башни построены из дуба. XI-XIV

7 слайд Описание слайда:

«Московский кремль при Иване Калите», 1921 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

8 слайд Описание слайда:

«Московский Кремль при Дмитрии Донском», 1922 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) Деревянные стены кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. XIV-XVII. «Москва белокаменная»

9 слайд Описание слайда:

«Москва при Иване Грозном. Красная площадь», 1902 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933

10 слайд Описание слайда:

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», 1922, бумага на картоне, уголь, акварель, карандаш Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

11 слайд Описание слайда:

«Красная площадь во второй половине XVII века», 1925 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

12 слайд Описание слайда:

В 1947 году к празднованию 800 Москвы у Иосифа Сталина в голове возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно.  Протяженность стен 2500 метров Количество башен 20 Количество ворот 4 Высота башен до 80 м Высота стен от 5 до 19 м Толщина стен от 3,5 до 6,5 м

13 слайд Описание слайда:

Троице-Сергиева лавра Московская область, Сергиев Посад Большой архитектурный ансамбль XV—XVIII вв. Монастырская крепость с 10 башнями построена в 1540-е гг., полностью перестроена в XVII в.

14 слайд Описание слайда:

Нижегородский кремль Нижний Новгород Архитектурный комплекс XVI—XX вв. Длина стены — около 2 км. Из 13 башен до нашего времени сохранено 12.

15 слайд Описание слайда:

Тульский кремль. Тула Архитектурный комплекс XVI—XX вв. Каменные стены с 9 башнями Длина стен — 1066 м.

16 слайд Описание слайда:

Старинный монастырь-крепость

17 слайд Описание слайда:

Отдельные архитектурные объекты монастыря-крепости крепостная стена центральный въезд угловая башня храма однокупольный храм с приделами пятикупольный храм

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-476861

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

«Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:

« Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Цель урока:

Создание макета древнерусского города-крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов.Задачи урока:

Воспитательные

  • Формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому.
  • Воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
  • Воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные
  • Изучать архитектурные особенности древнерусского города - крепости.
Развивающие
  • Прививать навыки конструирования из бумаги
  • Создать образ древнерусского города-крепости.

Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа при работе с бумагой.Метапредметные результаты:

  • Личностные УУД:
Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания макета города-крепости. Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.
  • Регулятивные УУД:
Уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки конструирования из бумаги.
  • Познавательные УУД:
Уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку.
  • Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и вступать в диалог.

Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета.

Понимать особенности работы в творческой группе.

Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор, рисунки учащихся с изображением храмовых построек, таблица с изображением Нижегородского кремля, схемы конструирования из бумаги крепостных стен, колокольни, храмовых построек.Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей.Зрительный ряд: презентация «Древнерусские города».Музыкальный ряд: русская народная музыка; музыка к песне В.Высоцкого, И.Матвеева «Золотые купола», фрагмент колокольного звона.Литературный ряд: стихотворение Бориса Чичибабина «Храм Покрова», легенды о Нижегородском кремле и его истории.Задание: создание макета древнего города-крепости.

План урока

п\п

Этап урока Содержание Время Примечание
1 Организационный Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.
2 Введение Вступительное слово

учителя

2 мин. Слайды 1-3
3 Постановка задачи Ознакомление с новым материалом. Выступление групп с самостоятельно приготовленным заданием к уроку:
  1. Презентация «Древнерусские города».
  2. История и легенды Нижегородского кремля.
  3. Стихотворение Б. Чичибабина.
15 мин. Слайды 4-15
4 Коллективная работа Создание макета древнерусского города-крепости 20 мин. Раздаточный материал.

Схемы конструирования

из бумаги крепостных стен,

башен, колокольни, храмовых построек.

5 Подведение итогов урока Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.

Исполнение песни «Золотые купола».

4 мин. Выставка работ учащихся.
6 Рефлексия Вспоминают новые термины 3 мин.

Технологическая карта

№ п/п Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Педагогическая технология Планируемые результаты
Предметные УУД
1 Организационный Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2 Введение Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
3 Постановка задачи Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать

произведения архитектуры

древних городов.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности города-крепости. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах крепостных стен, башен, колокольни, храмов.
4 Самостоятельная творческая работа учащихся Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает решить возможные вопросы Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа города-крепости. Коллективная творческая работа в группах. Моделировать в своём творчестве

объёмно-пространственные объекты.

Уметь использовать выразительные

средства бумаги для воплощения

своего художественно-творческого

замысла.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого проекта.

Формировать навыки конструирования при работе с бумагой.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета города-крепости. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

5 Подведение итогов урока Координирует действия учащихся. Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах. Социальная значимость для ребенка. Анализировать полученный

проект макета древнерусского

города-крепости.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной
6 Рефлексия Координирует действия учащихся Вспоминают новые термины Педагогика сотрудничества Знать новые архитектурные термины Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

- устные ответы учащихся на поставленные задания;

- определение сложности и качества выполнения макета древнерусского города-крепости;

  1. Введение

Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по древнерусским городам, смотреть и восхищаться талантом русских мастеров. На прошлом уроке мы разделились с вами на группы, каждая группа получила свое задание к уроку. Приготовьтесь, путешествие начинается!

Среди нынешних городов нашего Отечества есть такие, которые относятся к древнему, княжескому поколению. Давайте вместе вспомним названия этих древнерусских городов. Нам будут помогать ребята из 1 группы.

Представитель 1 группы показывает зрительный ряд, подготовленный к уроку.

Ученики: Псков, Владимир, Суздаль, Москва, наш Нижний Новгород, Ростов Великий, Тверь, Рязань.

Ученик: Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Нигде таких не сыскать.

Учитель: Первая группа очень интересный зрительный ряд подготовила, молодцы! Как в большом семействе все чем-то похожи друг на друга, так имели черты сходства и старинные города. Прежде всего, они напоминали крепость и были крупными оборонительными сооружениями.

Показ слайдов.

Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость. Кремль является обязательной принадлежностью старинного города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. В старину кремль имел и иное название – детинец. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь и не задумываешься.

Учитель: Какой город стоит на стрелке?

Ученик: Нижний Новгород.

Учитель: На слиянии каких рек он стоит?

Ученик: Волги и Оки.

Учитель: И раз уж мы заговорили о родном угле, то предоставим слово ребятам из 2 и 3 групп, послушаем, какую информацию разыскали они о Нижегородском кремле.

Ученик 1:

На протяжении многих веков Нижегородский кремль играл решающую роль в обороне русских земель на востоке. Кирпичная крепость, дошедшая до наших дней, была построена в начале XVI столетия, и после ее постройки город ни разу не был захвачен врагом.

Ученик 2:

У стен кремля собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, которое освободило Россию от польско-литовских захватчиков в 1612 г.

Ученик 3:

Стены кремля имеют протяженность чуть более 2 километров. Их ширина составляет 4-5 метров, а высота от 12 до 22 метров. Стены снабжены бойницами, а сверху были покрыты кровлей для защиты кирпичной кладки от осадков. Кроме того, было построено 13 башен, из них 5 прямоугольных проездных и 8 круглых. Высота башен составляет от 18 до 30 м.

Ученик 4:

Самая известная из башен – Коромыслова. С ней связана страшная легенда. Начали в старину каменщики строить кремль. На следующее утро придя на место работы, увидели, что всё, что они сделали, развалилось. Это повторялось несколько дней. Решили каменщики обратиться к старикам за советом, и те сказали, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

Ученик 5:

Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, покончил с собой - бросился в Волгу.

Учитель:

Сторожевые башни назывались вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг.

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые и кровля – словно шапка над сведенными бровями. По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырехгранные башни стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.

В стольных городах главный вход в кремль именовался Золотыми вратами.

Показ слайдов. Золотые ворота Владимира.

Обратите внимание, какие они высокие, белокаменные, а на вратах высится церковь - воистину гора неприступная. Проходящий через Золотые ворота оказывался на пути к главному храму города - собору.

Показ слайдов.

Обычно он возвышался над всеми остальными постройками города. Вертикаль собора как бы притягивала к себе все городское пространство. Это Дмитровский собор во Владимире.

Показ слайдов.

Учитель: Как вы думаете, зачем строили храмы?

Ученик: В храмах идет служба, там люди молятся.

Учитель: Раньше соборы строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, здесь собиралось вече, где обсуждали дела, заключали торговые сделки. Всмотритесь в благородные пропорции собора.

Кого он вам напоминает?

Ученик: русского богатыря. Он сильный, смелый, нарядный.

Учитель: Почему он напоминает богатыря?

Ученик: У него крыша наверху как шлем. Здание мощное, квадратное.

Учитель: Правильно. Человек с собором схож. У человека глава и у собора глава. У ратника шелом и собор шеломом крыт. А городки – украшение подшеломное. Под главой у храма шея - барабан, над окнами, бровки бывают. И как у человека пояс, аркатурным поясом называется. А лопатки – будто кольчуга. Собор точно ратник в доспехах стоит.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Поставим руки локтями на стол, переплетем пальцы обеих рук: получится арка. Место, где переплелись пальцы, - это замок арки. Там, где стоят наши локти – это пяты арки; здесь она опирается на колонну или стену. Надавим на замковую часть нашей арки – на пальцы и почувствуем легкую боль в локтях. Нужны очень мощные столбы и стены, чтобы выдержать арочный распор.

Стены делятся на три части – прясла. У каждого прясла – полукруглые завершения вверху – закомары.

Полукруглые выступы называются апсидами. В левой апсиде готовят хлеб и вино. В правой хранятся одежды и сосуды. А в средней, в алтаре, стоит престол.

А вот другой храм. Это храм Покрова на Нерли.

Послушаем 4 группу.

Ученик 1:

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова.

Ученик 2:

Что не камен, а из света весь,

Из любовей, из молитв,-

Вот и с вечностию сведались:

И возносит, и знобит.

Ученик 3:

Ни зимы меж тем, ни осени,

А весна без мясников.

Бог растекся паром по земи –

Стала церковь меж лугов.

Ученик 4:

Лебедь белая, безмолвица,

От грехов меня отмой!

Кто в России не помолится

красоте твоей родной?

Учитель: Храм Покрова. А как вы понимаете слово «покров»?

Ученик: Я думаю, что это как покрывало. Есть еще и праздник Покров. На Покров выпадает снег и покрывает землю.

Ученик: Я думаю, что это вот как бабушка укроет своей шалью ребенка, так и церковь защищает. Храм от врагов защищал.

Учитель: Каким кажется этот храм рядом с Дмитровским собором?

Ученик: изящный, легкий. У него шея – барабан утонченный. Главка как у царевны. Она как белая лебедушка плывет.

Учитель: Эти два храма были построены в одно время, а рождают разные образы.

Неотъемлемой частью кремля была и колокольня. Могучий звук соборного колокола узнавал каждый горожанин.

Как вы думаете, а зачем строили колокольни?

Показ слайда.

Ученик: Звон оповещал о приближении врага, он был криком о помощи.

Ученик: Звал на праздник.

Да, колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.

Чем отличается колокольня от храма?

Ученик: Она словно небо хочет достать, она намного выше соборного храма.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты древнерусской каменной архитектуры – храмы, колокольни, сторожевые башни, стены городов. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.

  1. Постановка задачи

Зодчий:

Читаю указ государев «Построить град белокаменный со стенами, соборами да колокольнями. Да чтоб из лучшего белого камня был!»

Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.

1 артели - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.

2 артели - вам наказ башни сторожевые отстроить.

3 артели - собор белокаменный на холме поставить. Да чтоб красоты невиданной был.

4 артели - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.

За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности. Ежели что отрезать надо, то ножницы от себя держать надобно. Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!

  1. Коллективная работа

Учитель: Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.

  1. Подведение итогов.

Создавая макет города-крепости, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.

Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнут ли поставленный результат в создании макета.

1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.

2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.

3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.

4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.

Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, государь будет доволен. А теперь и отдохнуть можно и песню спеть.

Все поют песню «Золотые купола».

Текст: В. Высоцкий. Музыка: И. Матвеев.

  1. Рефлексия

Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.

С какими постройками древнего города мы познакомились?

Где можно использовать наш макет?Глоссарий

Собор. Алтарь. Городки. Абсида. Прясла. Барабан. Глава. Аркатурный пояс. Лопатки. Шелом. Колокольня. Вежа. Вертикаль. Золотые ворота. Крепостная стена. Литература к уроку

  1. Л.С. Кузнецова Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре.
О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. Шк., 1989

2. http://museums.unn.ru/kremlin/

3. nn-gid.ru›goroda/nizhegorodskij-kreml/

ПриложениеЗОЛОТЫЕ КУПОЛАТекст - В. Высоцкий. Музыка - И. Матвеева

1.Что же с вами сделалось, города старинные?Ваши стены древние на холмах легли. Словно пробудилися молодцы былинные, и числом несметные встали из земли!Припев: Золотые купола, русская земля! Широка ты и светла, Родина моя!Золотая наша Русь, колокольный звон!Всей душой к тебе стремлюсь, Шлю земной поклон!2. Как над Русью древнею зорька разгорается, В позолоченных садах - птичий перезвон!И как чудо - там и тут церкви поднимаются, Разливая по просторам колокольный звон!Припев:3. Все, что было в глубине, в мире проявляетсяМудрость дедов и отцов, как столпы землиВместе мы живем, растем, светом наполняемсяРусь родная, Мать-земля, нас благословитПрипев:

publekc.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость» | скачать бесплатно

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:

« Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

                   

Цель урока:

Создание макета древнерусского города-крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов.

Задачи урока:

Воспитательные

  • Формировать  личность с  активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся  к  её  историческому  прошлому.
  • Воспитывать  творческую  познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

   Образовательные

  • Изучать  архитектурные особенности древнерусского города - крепости.

   Развивающие

  • Прививать навыки конструирования из бумаги
  • Создать образ древнерусского города-крепости.

Предметные результаты: приобретение опыта создания художественного образа при работе с бумагой.

Метапредметные результаты:

  • Личностные УУД:

 Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль   результатов создания макета города-крепости. Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.

  • Регулятивные УУД:

Уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки конструирования из бумаги.

  • Познавательные УУД:

Уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда и подготовленную самостоятельно к уроку.

  • Коммуникативные УУД:

 Уметь слушать и вступать в диалог.

Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета.

Понимать особенности работы в творческой группе.

Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор, рисунки учащихся с изображением храмовых построек, таблица с изображением Нижегородского кремля, схемы конструирования из бумаги крепостных стен, колокольни, храмовых построек.

Оборудование для учащихся: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: презентация «Древнерусские города».

Музыкальный ряд: русская народная музыка; музыка к песне В.Высоцкого, И.Матвеева «Золотые купола», фрагмент колокольного звона.

Литературный ряд: стихотворение Бориса Чичибабина «Храм Покрова», легенды о Нижегородском кремле и его истории.

 Задание: создание макета древнего города-крепости.

План урока

п\п

Этап урока

Содержание

Время

Примечание

 1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

 2

Введение

Вступительное слово

учителя

2 мин.

Слайды    1-3

 3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом. Выступление групп с самостоятельно приготовленным заданием к уроку:

  1. Презентация «Древнерусские города».
  2. История и легенды Нижегородского кремля.
  3. Стихотворение Б. Чичибабина.

15 мин.

Слайды 4-15

 4

Коллективная работа

Создание макета древнерусского города-крепости

20 мин.

Раздаточный материал.

Схемы конструирования

из бумаги крепостных стен,

башен, колокольни, храмовых построек.

 5

Подведение итогов урока 

Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.

Исполнение песни «Золотые купола».

 4 мин.

Выставка работ учащихся.

 6

Рефлексия

Вспоминают новые термины

 3 мин.

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать

 произведения архитектуры

 древних городов.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности города-крепости. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах крепостных стен, башен, колокольни, храмов.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает   решить возможные вопросы

Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа города-крепости.

Коллективная творческая работа в группах.

Моделировать в своём творчестве

 объёмно-пространственные объекты.

Уметь использовать выразительные

 средства бумаги для воплощения

своего художественно-творческого

замысла.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого проекта.

Формировать навыки конструирования при работе с бумагой.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета города-крепости. Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся.

Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

Социальная значимость для ребенка.

Анализировать полученный

проект макета древнерусского

города-крепости.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать новые архитектурные термины

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

- устные ответы учащихся на поставленные задания;

- определение сложности и качества выполнения макета древнерусского города-крепости;

  1. Введение

Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по древнерусским городам, смотреть и восхищаться талантом русских мастеров. На прошлом уроке мы разделились с вами на группы, каждая группа получила свое задание к уроку. Приготовьтесь, путешествие начинается!

Среди нынешних городов нашего Отечества есть такие, которые относятся к древнему, княжескому поколению. Давайте вместе вспомним названия этих древнерусских городов. Нам будут помогать ребята из 1 группы.

Представитель 1 группы показывает зрительный ряд, подготовленный к уроку.

Ученики: Псков, Владимир, Суздаль, Москва, наш Нижний Новгород, Ростов Великий, Тверь, Рязань.

Ученик: Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Нигде таких не сыскать.

Учитель: Первая группа очень интересный зрительный ряд подготовила, молодцы! Как в большом семействе все чем-то похожи друг на друга, так имели черты сходства и старинные города. Прежде всего, они напоминали крепость и были крупными оборонительными сооружениями.

Показ слайдов.

Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость. Кремль является обязательной принадлежностью старинного города. Это его центральное укрепление, расположенное на возвышенном месте. В старину кремль имел и иное название – детинец. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост. Отсюда, от этих разбросанных городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь и не задумываешься.

Учитель: Какой город стоит на стрелке?

Ученик: Нижний Новгород.

Учитель: На слиянии каких рек он стоит? 

Ученик: Волги и Оки.

Учитель: И раз уж мы заговорили о родном угле, то предоставим слово ребятам из  2 и 3 групп, послушаем, какую информацию разыскали они о Нижегородском кремле.

Ученик 1:

На протяжении многих веков Нижегородский кремль играл решающую роль в обороне русских земель на востоке. Кирпичная крепость, дошедшая до наших дней, была построена в начале XVI столетия, и после ее постройки город ни разу не был захвачен врагом.

Ученик 2:

У стен кремля собиралось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, которое освободило Россию от польско-литовских захватчиков в 1612 г.

Ученик 3:

Стены кремля имеют протяженность чуть более 2 километров. Их ширина составляет 4-5 метров, а высота от 12 до 22 метров. Стены снабжены бойницами, а сверху были покрыты кровлей для защиты кирпичной кладки от осадков. Кроме того, было построено 13 башен, из них 5 прямоугольных проездных и 8 круглых. Высота башен составляет от 18 до 30 м.

Ученик 4:

Самая известная из башен – Коромыслова. С ней  связана страшная легенда. Начали в старину каменщики строить кремль. На следующее утро придя на место работы, увидели, что всё, что они сделали, развалилось. Это повторялось несколько дней. Решили каменщики обратиться к старикам за советом, и те сказали, что для того, чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа.

Ученик 5:

 Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по воду на речку Почайну. Подошла Алена к строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены, узнав о страшной смерти жены, покончил с собой - бросился в Волгу.

Учитель:

Сторожевые башни назывались вежами. «Вежа» - от слова «ведать» - знать, что творится вокруг. 

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые и кровля – словно шапка над сведенными бровями. По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырехгранные башни стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.

В стольных городах главный вход в кремль именовался Золотыми вратами.

Показ слайдов. Золотые ворота Владимира.

Обратите внимание, какие они высокие, белокаменные, а на вратах высится церковь - воистину гора неприступная. Проходящий через Золотые ворота оказывался на пути к главному храму города - собору.

Показ слайдов.

Обычно он возвышался над всеми остальными постройками города. Вертикаль собора как бы притягивала к себе все городское пространство. Это Дмитровский собор во Владимире.

Показ слайдов.

Учитель: Как вы думаете, зачем строили храмы?

Ученик: В храмах идет служба, там люди молятся.

Учитель: Раньше соборы строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, здесь собиралось вече, где обсуждали дела, заключали торговые сделки. Всмотритесь в благородные пропорции собора.

Кого он вам напоминает?

Ученик: русского богатыря. Он сильный, смелый, нарядный.

Учитель: Почему он напоминает богатыря?

Ученик: У него крыша наверху как шлем. Здание мощное, квадратное.

Учитель: Правильно. Человек с собором схож. У человека глава и у собора глава. У ратника шелом и собор шеломом крыт. А городки – украшение подшеломное. Под главой у храма шея - барабан, над окнами, бровки бывают. И как у человека пояс, аркатурным поясом называется. А лопатки – будто кольчуга. Собор точно ратник в доспехах стоит.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Поставим руки локтями на стол, переплетем пальцы обеих рук: получится арка. Место, где переплелись пальцы, - это замок арки. Там, где стоят наши локти – это пяты арки; здесь она опирается на колонну или стену. Надавим на замковую часть нашей арки – на пальцы и почувствуем легкую боль в локтях. Нужны очень мощные столбы и стены, чтобы выдержать арочный распор.

Стены делятся на три части – прясла. У каждого прясла – полукруглые завершения вверху – закомары.

Полукруглые выступы называются апсидами. В левой апсиде готовят хлеб и вино. В правой хранятся одежды и сосуды. А в средней, в алтаре, стоит престол.

А вот другой храм. Это храм Покрова на Нерли.

Послушаем 4 группу.

Ученик 1:

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова.

Ученик 2:

Что не камен, а из света весь,

Из любовей, из молитв,-

Вот и с вечностию сведались:

И возносит, и знобит.

Ученик 3:

Ни зимы меж тем, ни осени,

А весна без мясников.

Бог растекся паром по земи –

Стала церковь меж лугов.

Ученик 4:

Лебедь белая, безмолвица,

От грехов меня отмой!

Кто в России не помолится

красоте твоей родной?

Учитель: Храм Покрова. А как вы понимаете слово «покров»?

Ученик: Я думаю, что это как покрывало. Есть еще и праздник Покров. На Покров выпадает снег и покрывает землю.

Ученик: Я думаю, что это вот как бабушка укроет своей шалью ребенка, так и церковь защищает. Храм от врагов защищал.

 Учитель: Каким кажется этот храм рядом с Дмитровским собором?

Ученик: изящный, легкий. У него шея – барабан утонченный. Главка как у царевны. Она как белая лебедушка плывет.

Учитель: Эти два храма были построены в одно время, а рождают разные образы.

Неотъемлемой частью кремля была и колокольня. Могучий звук соборного колокола узнавал каждый горожанин.

Как вы думаете, а зачем строили колокольни?

Показ слайда.

Ученик: Звон оповещал о приближении врага, он был криком о помощи.

Ученик: Звал на праздник.

Да, колокола звучали «во дни торжеств и бед народных». Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси.

Чем отличается колокольня от храма?

Ученик: Она словно небо хочет достать, она намного выше соборного храма.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем конструировать макеты древнерусской каменной архитектуры – храмы, колокольни, сторожевые башни, стены городов. На прошлом уроке мы разделились на артели, во главе стоят зодчие, которые будут вас консультировать. Ваши зодчие уже обучены и все вам объяснят. Обратите внимание: на столах у вас таблицы со схемами, которые помогут вам в работе. Итак, слово главному зодчему.

  1. Постановка задачи

Зодчий: 

Читаю указ государев «Построить град белокаменный со стенами, соборами да колокольнями. Да чтоб из лучшего белого камня был!»

Соборный храм и колокольню строили соборно, то есть всем миром и мы сегодня, други, будем соборно град возводить.

1 артели  - стены возвести вокруг града, да чтоб крепки были.

2 артели  - вам наказ башни сторожевые отстроить.

3 артели  - собор белокаменный на холме поставить. Да чтоб красоты невиданной был.

4 артели  - вам построить колокольню, чтоб звон ее по всей округе раздавался.

 За работу братья! Поторопитесь! Да не забудьте о технике безопасности. Ежели что отрезать надо, то ножницы от себя держать надобно. Зодчие головой за технику безопасности отвечают! Принимать работу всем миром будем!

  1. Коллективная работа

Учитель: Для создания макета воспользуйтесь схемами. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию, полученные на других уроках.

  1. Подведение итогов.

Создавая макет города-крепости, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Приглашаем зодчих проанализировать работу своей артели.

Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось, достигнут ли поставленный результат в создании макета.

1 артель: Все работали дружно. Стены удачно выполнили, стоят крепко, враг не пройдет.

2 артель: Мы сторожевые башни расставили грамотно, как в старину: по углам круглые, а в середине квадратные.

3 артель: У нас труднее всех задание было, но храм поставили. Главки золотые, вход сделали. Три закомары вырезали. Он у нас величественный получился, очень красивый.

 4 артель: Наша колокольня получилась выше собора, все по правилам. Это главная вертикаль. На нее сразу внимание обращаешь.

Главный зодчий: Я считаю, что с заданием все справились, государь будет доволен. А теперь и отдохнуть можно и песню спеть.

Все поют песню «Золотые купола».

Текст:  В. Высоцкий. Музыка: И. Матвеев.

  1. Рефлексия

Скажите, что понравилось вам на уроке, что узнали нового.

С какими постройками древнего города мы познакомились?

Где можно использовать наш макет?

Глоссарий

Собор. Алтарь. Городки. Абсида. Прясла. Барабан. Глава. Аркатурный пояс. Лопатки. Шелом. Колокольня. Вежа. Вертикаль. Золотые ворота. Крепостная стена.

Литература к уроку

  1. Л.С. Кузнецова Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре.  

     О языке архитектуры, скульптуры, живописи. – К.: Рад. Шк., 1989

2. http://museums.unn.ru/kremlin/

3. nn-gid.ru›goroda/nizhegorodskij-kreml/

                         

Приложение

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛАТекст - В. Высоцкий. Музыка - И. Матвеева

1.Что же с вами сделалось, города старинные?Ваши стены древние на холмах легли. Словно пробудилися молодцы былинные, и числом несметные встали из земли!Припев: Золотые купола, русская земля! Широка ты и светла, Родина моя!Золотая наша Русь, колокольный звон!Всей душой к тебе стремлюсь, Шлю земной поклон!2. Как над Русью древнею зорька разгорается, В позолоченных садах - птичий перезвон!И как чудо - там и тут церкви поднимаются, Разливая по просторам колокольный звон!Припев:3. Все, что было в глубине, в мире проявляетсяМудрость дедов и отцов, как столпы землиВместе мы живем, растем, светом наполняемсяРусь родная, Мать-земля, нас благословитПрипев:

nsportal.ru