Религия древняя месопотамия. Религия Древней Месопотамии: гробницы, захоронения, суеверия и фестивали
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия древней Месопотамии. Религия древняя месопотамия


гробницы, захоронения, суеверия и фестивали

Месопотамцы не знали о том, что произошло в послевоенный период, за исключением того, что паром переправлял умершего из могилы в подземный мир, вид, который сохранялся до греко-римских времен. Многие месопотамские мифы изображают людей, ищущих вечную жизнь. В одном мифе пастух пытался достичь небес с орлом. В другом царь женился на богине. Но в конце концов оба не достигли неба, и они присоединились к любому другому мертвому человеку в Подземном мире, который был известен как «Земля без возвращения» или «Дом теней».

Шумеры описали подземный мир как место, где «ворон не произносит никаких криков … лев не убивает, волк не вырвал ягненка». Из того, как они заботились о мертвых, кажется, будто они полагали, что Подземный мир не был все, что отличается от реального мира.

В «Истории Гильгамеша» Подземный мир описывается как место, где 1) человек с одним сыном «лежит на ногах у стены и плачет над ним горько», 2) человек с двумя сыновьями «живет в кирпичном доме, строение и ест хлеб », 3) человек с твоими сыновьями« выпивает воду из аквариумных глубин »; 4) человек, чье тело не было погребено, обладает« духом, который не успокаивается »и 5) духом с никто не заботится о нем «ест куски хлеба, которые были брошены на него».

Хотя мифы о Месопотамии относятся к семи Ануннаки, свирепым судьям умерших, которые живут в «дворце правосудия», нет никаких доказательств того, что праведники могут с нетерпением ждать загробной жизни, которая была бы более приятной, чем жизнь неправедных. считалось благословением, потому что не было ничего, что можно было бы ожидать после смерти.

Месопотамские похороны

Надлежащие погребения и забота о мертвых были важны для месопотамцев, которые считали, что если мертвые не будут хорошо заботиться о них, они могут вернуться и преследовать своих живых родственников. Считалось, что мертвые, не получившие надлежащих погребений, не могли покоиться в Подземном мире, и те, кому не получали регулярных продовольственных предложений, проголодались. Только низшие из низших людей были лишены похорон: преступники или женщины, у которых были аборты или умерли при родах.

В некоторых городских штатах (Surghal, El-Hibba, pre-Sargonic Nuppur) были широко распространены кремации. В других (Ур и Ашур) они были редкими. Когда шумерский монарх завоевал город, иногда первое, что он сделал, это открыть могилы и освободить души мертвых, чтобы отгонять вражеских солдат, которые не были убиты.

Мало что известно о том, как похороны Месопотамии. Описывая воображаемые похороны шумерского королевства, британский археолог Леонард Вулли писал: «Теперь по наклонному проходу приходит процессия людей, членов суда, солдат, слуг и женщин, позже во всех их нарядах яркие одежды и головные уборы ляпис-лазури, серебро и золото, а также музыканты, несущие арфы или лиры … Каждый мужчина или женщина принесли маленькую чашку … Некоторое обслуживание там должно было быть у основания шахты, по крайней мере, очевидно, что музыканты играли последнее, и каждый выпил из чашки ».

 

Шумерское захоронение и гробницы

Шумеры спрятали своих мертвецов в корзинах, сплетенных из плетеных веток и в кирпичных гробах, скрепленных вместе с битумом. Могилы регулярно устраивались, как на кладбищенских участках, с улицами и дорожками. Некоторые могилы, датированные 2600-2000 гг. До н. Э., Состояли из ям с высотой в два метра, облицованной грубым циновкой. Мертвых постучали в тростниковое матирование или поместили в гробы из матирования, плетения, дерева или глины.

Шумеры часто зарывали своих мертвецов своими самыми ценными объектами. Даже простолюдины были погребены с объектами, которые, по их мнению, им понадобится в Подземном мире. Большинство шумерских произведений были выкопаны из могил. Королевские гробницы раскрыли сокровища из золота и драгоценных камней, в то время как простолюдины были в основном похоронены с каменными фигурками.

Мертвые люди были похоронены с пищей, потому что считалось, что недоедающие трупы вернутся как призраки. Могилы периода Ubaid, датированные 5200 г. до н.э., содержали скелеты с руками, скрещенными над тазом и сопровождаемыми сосудами с пищей и напитками и оружием. Некоторые аккадские могилы содержат скелеты, держа их чашки у их лиц.

Умма аль-Аджариб — самое большое известное шумерское кладбище. Расположенный примерно в 400 километрах к югу от Багдада, он расположен на площади в пять квадратных километров и, как полагают, содержит сотни тысяч могил. Название кладбища означает «Мать скорпионов» из-за большого количества скорпионов, которые там живут. Многие могилы были разграблены грабителями. Больше бы было, некоторые предположили, если бы не скорпионы.

Эриду на юге Ирака содержит шумерское захоронение, которое занимает площадь около одного квадратного километра. До сих пор там было раскопано около тысячи могил. Во 2-м тысячелетии стало обычным помещать умерших членов семьи в яму или кирпичный свод, погребенный под домом, в котором жила семья. Одной из причин этого является то, что он заботился о мертвых легче.

 

Гробницы шумерских королевских семей

Королевские гробницы на Ура (около 2600 г. до н.э.) состояли из сводчатой ​​или купольной камеры на дне глубокой ямы, к которой приближался снаружи рампой. Наибольшие камеры были ступенчатыми или наклонными валами глубиной 30 футов под землей и 40 на 28 футов.

Королевские гробницы Ур содержали музыкальные инструменты и тягловые животные, привязанные к телегам. В Ашуре гробницы были ниже большого дворца, а мертвые были помещены в каменные саркофаги. Покойный был помещен в деревянные гробы или помещен на деревянный ящик и снабжен одеждой, играми, оружием, сокровищами и сосудами с едой и напитками.

Богатые правители были похоронены с драгоценными предметами для поездки в загробную жизнь. Королева Пу-аби была похоронена в самой сложной Месопотамской гробнице, когда-либо найденной. Он содержал драгоценности, морские раковины с косметикой, четырехфутовую соломинку для золота, булавки, венки, диадемы, золотые пинцеты, полупрозрачные алебастровые чаши, продукты питания и оружие. Пожертвованные и погребенные с ней были волами, служанками, музыкантами и слугами. Она была идентифицирована с помощью уплотнения цилиндра, прикрепленного к ее рукаву.

Некоторые из самых впечатляющих шумерских произведений были обнаружены у могилы королевы Пу-аби, расположенной в 4600-летнем городе, раскопанной командой британских археологов Леонарда Вуллейса на Ура. Найденные там предметы включали лиры, украшенные золотыми бычьими головами и описанным выше парижским шлемом золота, а также серьги, ожерелья, золотой кинжал с филигранной оболочкой, туалетную коробку с раковиной рельефа льва, поедающего дикую козу, инкрустированную деревянную мебель, золотой стакан, чашки и чаши, инструменты и оружие из меди, золота и серебра.

Королева Пу-аби была похоронена, одетая, ожерелье из золота и лапируса, 10 золотых колец, подвязки из золота и лазурита и яркий накидок из золота, серебра, лазурита, агата и сердолик. Она была похоронена с 11 другими женщинами, предположительно ее слугами.

Головной убор королевы Пу-аби был сделан из золотых лент, буревестников из сердолика и лазурита, полос золотых листьев, все увенчанные высоким гребнем из серебра с восьмилепестковыми золотыми розетками, символами богини Инаны.

Археологи, работающие на площадке королевы Пу-аби, также обнаружили мозаику с рисунками из известняка, мышечной раковины и перламутровой кожи, на фоне лаписа, которая показывает военную процессию с войсками, которые водили свои колесницы над захваченными врагами.

 

Жертва человека в Королевских погребениях

Люди, погребенные в королевских гробницах в Уре и Кише, были похоронены с шестью-73 «служителями», которые, как представляется, были ритуально убиты и погребены вместе с покойным. Служащие были тщательно одеты и погребены в приседании, как будто ожидая Камеры с «помощниками» были помещены на позиции по отношению к королевской палате, которые свидетельствовали об их занятиях: охранниках, музыкантах, женихах, колесницах.

Самое древнее свидетельство массовых убийств и человеческих жертвоприношений было найдено в 1926 году в гробнице в Ура, датированной примерно 4000 г. до н.э. Остатки аристократов и простолюдинов, которые были убиты ударами сзади, были выложены рядами. Сотни могил, датированных 2500 г. до н.э. содержащиеся жертвы жертвоприношений человека были найдены на Ура и, как полагают, были связаны с гибелью месопотамских царей.

Когда умер король или королева, кажется, что слуги, музыканты и члены семьи королей и королев были убиты и похоронены вместе с ними. Согласно шумерской саге «История Гильгамеша», король Гильгамеш из Урука был похоронен с большой частью его семьи.Его любимый сынЕго любимая любимая жена имладшая жена.Его любимая певица.кубок-носитель и еголюбимый парикмахер …

Месопотамианская забота о мертвецах

Считалось, что мертвые имеют право благословлять и проклинать своих потомков и приносить их или отрицать их детей. Поэтому их могилы были склонны, и регулярные пожертвования молока, масла, зерна и пива были сделаны им, возможно, ежемесячно.

Одна клинописная таблетка описала заботу, которую ассирийский царь дал отцу: «В королевском масле я заставил его хорошо отдохнуть. Открытие саркофага, место отдыха, я запечатался сильной бронзой и произнес над ним мощное заклинание. Сокровища из золота, серебра и всех [аксессуаров] могилы, его королевские украшения, которые он любит, я показал им перед Шамашем (богом солнца) и поместил их в могилу с отцом, моим сыном. Я представил подарки княжеским Ануннаки (судьям) и другим богам, которые обитают в подземном мире ».

Королевские гробницы Нимруда

В 1988 году иракский археолог Музахем Хусейн раскрыл два восьмого века B.C. гробницы под королевским дворцом в Нимруде. Он обнаружил этот сайт, когда понял, что он стоит на каких-то больших хранилищах, когда кладет несколько кирпичей. После двух недель очистки грязи и мусора он впервые увидел золотой камень.

Первая гробница все еще была запечатана и содержала женщину, которой было около 50 лет, и коллекция прекрасных украшений и полудрагоценных камней. Вторая гробница, примерно в 100 метрах от нее, содержала двух женщин, возможно, королев. Они были помещены в один и тот же саркофаг один поверх другого, завернутый в вышитое белье и покрытый золотыми украшениями. Одна из женщин была высушена и курила при температуре от 300 до 500 градусов, что является первым доказательством практики мумификации в Месопотамии.

Вторая гробница содержала проклятие, угрожающее человеку, открывшему могилу королевы Ябы (жены могущественного Тигльпилея II (744-727 гг. До н.э.) с вечной жаждой и беспокойством, с особым предупреждением о размещении другого труп внутри. второй труп был помещен внутрь. Две женщины внутри находились в возрасте от 30 до 35 лет, а второй был похоронен через 20-50 лет после первого. Первый считается королевой Яба. Другой считается человеком, идентифицированным в золотой чаше, найденной внутри саркофага, который гласит: «Атилия, королева Саргона, царя Ассирийского: кто правит с 721 до 705 г. до н.э.»

Третья могила, раскопанная в 1989 году, была разграблена, но мародеры пропустили прихожую, в которой было три бронзовых гроба: 1) один с шестью людьми, молодой взрослый, трое детей, ребенок и плод ». 2) другая с молодой женщиной, золотая корона, считающаяся королевой, и 3) третья с 55-60-летним мужчиной и золотое судно, которое, как представляется, идентифицировало его как могущественного генерала, служившего под прислугой нескольких королей.

Сокровище демонстрировалось всего за несколько месяцев до войны Персидского залива 1991 года, когда оно было убрано для защиты и помещено в хранилище под центральным банком Багдада. Несмотря на то, что банк был подвергнут бомбардировке, сожжен и затоплен во время вторжения в Ирак в 2003 году, сокровища, как сообщается, были неповрежденными.

 

Месопотамианские суеверия

Древние месопотамцы носили колоколообразные амулеты, чтобы отразить сглаз. Вавилонские гадалки использовали астрологию и haruspicy (поиск предзнаменований в недрах животных), чтобы предсказать будущее. Клинописный календарь от 850 г. до н.э., состоящий из ежедневных указаний на 7-й месяц года, гласил: «Избегайте употребления чеснока во второй день или рискуйте смертью в семье».

Вавилоняне читали внутренности убитых животных, чтобы принимать государственные решения о международной торговле и войне. Психологические оценки часто основывались на местах родинок, на том, как человек ходил, манеры и речь. Предсказания были сделаны на основе образований птичьего скопления в небе и образцов, созданных при добавлении масла в воду. [Parrinder Op. Cit]

Суеверие, которое проливает соль, — невезение, и обычай бросать соль над собой может отменить неудачу, практикуется древними шумерами, египтянами, ассирийцами, а затем римлянами и греками. Считается, что это практикуется с 3500 г. до Р.Х.

 

Месопотамские проклятия

Древние египтяне, месопотамцы, греки, римляне, персы, евреи, христиане, галлы и англичане все раздавали проклятые таблетки, которые использовали спокойные «неспокойные» могилы и призывали духи подземного мира, чтобы сделать неприятности.

Греческие объекты проклятия использовались, чтобы призвать призраков из подземного мира, чтобы принести страдания своим врагам. Их часто зарывали с мертвыми, которые, как полагали, имели право передавать их на вечеринку, которая могла бы их вынести. Считалось, что проклятия, погребенные с людьми, которые умерли молодыми, смогли быстрее добраться до места назначения.

Одно проклятие Месопотамии, вписанное в миску, гласило, что он хочет, чтобы «язык языка жертвы мог высохнуть в его рту … чтобы его ноги могли высохнуть, что серна и огонь могут сжечь его, что его тело может быть поражено ошпариваемой водой, что он может быть забит, отчужден и возмущен в глазах всех, кто его видит, и что он может быть запрещен, сломлен, потерян, закончен, побежден и что он может умереть и что пламя может схватить его ».

Вторая гробница, найденная под Дворцом Нимруд, содержала проклятие, угрожающее человеку, открывшему могилу королевы Ябы (жены могущественного Тигльпилея II (744-727 гг. До н.э.) с вечной жаждой и беспокойством, с особым предупреждением о помещении в нее другого трупа. Проклятие было написано до того, как вошел второй труп.

 

Мезопотамские фестивали

У месопотамцев было много фестивалей. Были регулярные праздники во время новой луны и полнолуния и в седьмой и пятнадцатый день месяца. Также были особые праздничные дни для отдельных божеств. Самым крупным событием стал Новый год.

Самый ранний известный новогодний фестиваль был отмечен в Вавилоне около 2000 г. до н.э. в марте во время весеннего равноденствия. Празднование, записанное на клинописных табличках, продолжалось 111 дней, и в нем присутствовали ритуальные купания и пение певца священниками, посвященные Мардуку за обильные урожаи, парады с костюмированными танцорами, церемония посева семян и трение обезглавленного барана против святыни. Фестиваль назывался Куппура («День искупления»). Еврейский праздник Йом Кипур также означает «День искупления».

Церемонии и ритуалы включали в себя воссоединения божественных браков, молитвенные гимны, адресованные царям, чтение мифов о создании, ритуальное купание королем, королевское шествие на земле и воде и, конечно же, много пивного и пивного пива. Кульминацией Вавилонского новогоднего праздника стало то, что главный священник в храме Мардука снял свои знаки отличия и ударил короля по лицу. Если слезы текли, это означало, что Мардук был доволен, и это был бы хороший год. [Parrinder, Op. Cit]

Вавилонский король распростерся перед статуей Мардука и был ударил в его грехи. На улицах также были большие торжества. Поющие толпы, которые пришли со всей Месопотамии, носили изображения богов и поместили их на лодках на Евфрате, а затем понесли их в колесницах в специальный храм в северной части города.

demon-angel.ru

Культура и религия Древней Месопотамии.

Количество просмотров публикации Культура и религия Древней Месопотамии. - 343

Культура и религия Древнего Египта.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет.

В конце IV тысячелœетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:

- первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.),

- второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.),

- третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).

Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют ʼʼМисрʼʼ. Религии Древнего Египта представляют из себяодну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и досœелœе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян. Культура и религия древнего Египта-Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. Он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем. Также египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селœении, и боги общеегипетские, почитаемые во всœей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Одной из характерных особенностей египетской религии является долгое сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. К примеру, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет - львица, Тот - павиана, бог водной пучины Себек - крокодила, богиня Уаджет - змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Οʜᴎ стали изображаться в виде человека с головой сокола (к примеру, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор)

Месопотамия (Междуречье) – один из древнейших центров культуры на Земле, достижения которого оказали огромное влияние на развитие культуры других народов и стран.

‣‣‣ Шумерская письменность. Шумеры еще в конце IV – начале III тысячелœетия до н.э. изобрели первую систему письменности, дошедшую до наших дней. При раскопках города Нинœевии, в развалинах дворца царя Ашшурбанипала археологи нашли тысячи глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными знаками. Это письмо принято называть клинописью. Каждый значок этого письма состоял из нескольких клинышков и обозначал слог или слово.

Позднее вавилоняне и ассирийцы, говорившие на аккадском языке, заимствовали эту письменность. Благодаря первой в истории библиотеке Ашшурбанипала мы хорошо знаем историю, мифы и легенды шумеров, вавилонян и ассирийцев, их научные достижения.

‣‣‣ Шумерские школы, которые назывались ʼʼдомами табличекʼʼ, действовали при храмах. Руководил школой отец дома табличек, который одновременно был учителœем. Были и другие учителя – старшие братья. За дисциплиной и порядком следил надзиратель – владеющий хлыстом.

В школе учились только мальчики, которых называли ʼʼсыновьями дома табличекʼʼ. За обучение приходилось много платить, в связи с этим учиться могли только дети знатных родителœей. ‣‣‣ Наука в Вавилоне. Вавилоняне ввели систему счета͵ основанную на числе 60. Именно из этой системы до нас дошли делœение часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд, а также число градусов в окружности (60 х 6 = 360). Вавилоняне первыми открыли правило в математике, позднее повторно открытое греческим ученым Пифагором. Это правило известно нам как теорема Пифагораʼʼ.

Всемирную славу вавилонским мудрецам принœесли не только математики, придумавшие таблицу умножения, но и астрономы, создавшие один из первых календарей, прекрасные врачи и, конечно, архитекторы.

‣‣‣ Город Вавилон. Вавилон поражал современников своим величием. Две стены, окружавшие город, были высотой в 8-этажный дом (22 метра) и такой ширины, что на них разъезжались, не мешая друг другу, несколько запряженных лошадьми колесниц.

Еще одним чудом света были висячие сады Семирамиды. По преданию, царица Семирамида родилась в Мидии, где были живописные горы и густые леса. Чтобы не тосковать по родинœе, она приказала построить из кирпича арки, напоминающие уступы гор, насыпать слой плодородной земли и посадить деревья, кустарники и цветы. Издали действительно казалось, что эти сады как бы висели в воздухе. Но для того, чтобы это чудо существовало, рабы целый день крутили водоподъемные колеса и черпали кожаными ведрами воду из реки для полива царских садов.

‣‣‣ Религия народов Месопотамии. В Шумере, где было много отдельных городов, в каждом из них почитали своих, местных богов. Постепенно, когда страна стала объединяться, появился и ʼʼобщий списокʼʼ богов.

Другие семитские народы – аккадцы, арамеи, халдеи многое заимствовали из религии шумеров: мифы о сотворении мира и людей, о ʼʼзолотом векеʼʼ – райской жизни человечества в далеком прошлом, о всœемирном потопе и другие. Согласно шумерскому мифу, бог Энки и богиня Нинмах слепили людей из глины по образу самих богов. По представлениям вавилонян, верховный бог Мардук сотворил мир из убитого им чудовища. Далее Мардук определил путь двенадцати созвездий Зодиака (которые известны и нам) и разделил сутки между богами Луны и Солнца.

Мифы народов Месопотамии сильно повлияли на религиозные представления народов Востока.

referatwork.ru

Религия древней Месопотамии | Журнал Пробудження

вавилонская башня

Когда-то во втором тысячелетии еще до нашей эры, где-то на живописных просторах между реками Тигра и Евфрата, а точнее не «где-то», а в великом мегаполисе старины — городе Вавилоне уже почти завершалось строительство огромного, грандиозного храма, посвященного любимому «богу богов» всех правоверных вавилонян и прочих месопотамцев — товарищу Мардуку. Хотя даже такие слова как «огромный» или «грандиозный» не могут описать то действительное величие, то восхищение, трепет, пиетет, который должен был производить этот мега храм в сердцах верующих — ведь, говорят, амбиции вавилонских строителей были «скромными», всего лишь построить храм, который бы своей высотой достигал неба. А на его вершине водрузить золотую статую Мардука, откуда бы этот языческий бог мог себе созерцать все-все-все вокруг. Долгие годы шло это гигантское строительство, в течение которого даже сменилось не одно поколение, а среди его прорабов могли быть и такие известные истории цари как Набополасар и Навуходоносор (только не путать с «ухогорлонос»). Но, тем не менее, строительство уже почти подходило к концу, и был недалек тот момент, когда можно было бы торжественно перерезать красную ленточку, но внезапно откуда-то налетели черные тучи, грянул гром, днем стало темно словно ночью. А потом, а потом строители, (их было немало) с ужасом осознали, что не понимают друг друга, потому что говорят на разных языках, I don’t understand anything, 把 百度 设 为主 页 把 百度 添 加到 桌面, а- а-а нічого не розумію!

Так рассказывает легенда о вавилонской башне и великом столпотворении, которую мы знаем из Библии (Ветхий Завет). А вообще то евреи, авторы Библии не очень жаловали вавилонян и прочих месопотамцев, частично и из-за того, что вавилонская армия в свое время завоевала Иудею, самих евреев превратила в рабов, а знаменитый храм царя Соломона, скорее всего разобрала на кирпичи для строительства своих всяких вавилонских башен и других храмов-зикуратив посвященных языческим богам. Конечно, евреи не жаловали не только вавилонян, но и их языческую религию (которая, как каждая порядочная языческая религия, была, разумеется, многобожной) и странным образом, некоторые боги, которым когда-то поклонялись древние месопотамцы, приносили хвалу и возносили молитвы, превратились в демонов и всякую нечистую силу. Вот скажем, Вельзевул, в христианстве и иудаизме — один из подручных Сатаны (можно сказать, его зам.), в действительности Вельзевул был всего лишь одним из месопотамских богов, повелителем мух.

Вельзевул

А вообще у древних месопотамцев (как и у индусов) было множество самых разных богов, среди которых встречаются, как главные боги, так и всевозможные маленькие божки, ответственные за различные мелкие вещи, там скажем бог гвоздей, или бог-покровитель оливок весной. Среди них можно выделить и богиню Нинкаси (с вавилонского — «та, что щедро напоила меня») — покровительницу пива, как известно древние месопотамцы были большими любителями этого хмельного напитка. А среди главных богов можно вспомнить того же «бога богов» Мардука, бога солнца Шамаша, богиню любви Иштар, богиню тьмы Тиамат. Кстати, в наше время появились металлические группы с одноименными названиями: «Мардук», и «Тиамат», они играют не просто тяжелый металл (heavy metal), а очень тяжелый металл, все-таки что-то притягивает современных патлатых металлистов в религии древней Месопотамии, интересно что?

Центром религиозной жизни древних месопотамцев был храм. Хотя не только религиозной жизни, но и культурной, научной (тем более в давние времена религия и наука не были отделены друг от друга, а древние жрецы были по совместительству и учеными), можно даже сказать, что шумеро-вавилонская цивилизация родилась в тени храмовых стен. Храм был не только местом, где поклонялись тем или иным богам, но и, скажем, там хранили стратегические запасы зерна, которые в случае различных форс-мажоров, или бедствий (паводков, засух, просто неурожая) должны были обеспечить людей хлебом, а хлеб (особенно в древности) — это святое, в случае чего он не даст человеку умереть от голода, спасет жизнь, и где как не в храме его хранить? (Кстати, почитаемое уважение к хлебу прослеживается у многих разных народов).

Храмы строились в виде особых пирамид, так называемых зиккуратов.

зиккурат

Вот так они выглядели. На верхнем этаже зиккуратта по верованиям месопотамцев жил сам бог и иногда его невеста (или жених, если храм был посвящен не богу, а богини). Так, весьма нередко в древней Месопотамии заключались особые священные браки между какой-то жрицей и богом, или каким-то жрецом и богиней. Этот жрец / жрица все время жили в храме и фактически были «устами» соответствующего бога / богини. На самом деле это глубоко архаичный обряд священного брака простых смертных с языческими богами прежде всего был призван обеспечить хорошую плодовитость. Видимо, в представлениях простых месопотамцев, жрец или жрица в священном браке даже могли вступали с богом в интимную связь, а что может лучше способствовать плодовитости, как не интимная связь с богом, ведь едва ли не все плоды, которые дарит нам земля также являются результатом интимной связи между небом и землей, не так ли?

зиккурат

Вот как описывал зиккурат посвященный богу Мардуку известный древнегреческий историк и журналист господин Геродот: «В этом храме стоит большое роскошное ложе и рядом с ним — стол из чистого золота. Никакого изображения бога, однако, нет. Никто не может здесь находиться во время ночи, за исключением одной женщины — жены бога Мардука, которую он, по словам халдеев (вавилонских жрецов) выбирает себе среди всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (хотя я этому не верю), что сам Мардук иногда посещает храм и проводит ночь со своей женой на этом ложе».

Но самым известным из таких храмов была конечно же знаменитая Вавилонская башня, хорошо пропиаренная в Библии. Вот так мы и пришли к тому, с чего начинали — к Вавилонской башне и великому столпотворению, yes?

Продолжение будет.

waking-up.org

Религия в Древней Месопотамии

Примерно в то же время, что и в Египте, с середины четвертого тысячелетия до н.э., в долине между Тигром и Евфратом начинает развиваться цивилизация Древней Месопотамии, оказавшая огромное влияние на историю человечества. Шумеры и аккадяне, населявшие эту землю, создали систему оросительного земледелия, изобрели письменность, начали строить города. Они передали своим преемникам - вавилонянам и ассирийцам, а через них - грекам и евреям наряду с техническим достижениями свои представления о мире, юридические и нравственные нормы, религиозные мифы. Шумерские эпические сказания о всемирном потопе, о сотворении мужчины из глины, а женщины - из ребра мужчины, все это - очевидные прототипы ветхозаветных сказаний. В Шумере существовали долгое время независимые города-государства, среди которых выделялись Ниппур, Ур, Киш, Урук, Умма, Лагаш и Ларса. В древнейший период власть в городах принадлежала жрецам храма, потом, позже, чем в Египте, она перешла в руки царя. Храм и дворец являлись одновременно центром политической, экономической и духовной жизни. Вождь-правитель чаще всего и был первосвященником, высшим жрецом. Между египетскими фараонами и шумерскими царями существовало большое различие: если фараон считался богом, то шумерский царь был человеком, получившим власть из рук богов. Месопотамский храм-дворец разительно выделялся на фоне остальных построек, на его сооружение уходили огромные затраты человеческого труда. Каждый храм посвящался какому-то одному богу. Боги, по мысли создателей храмов, жили на вершине зиккурата - ступенчатой башни. Все горожане принадлежали к определенному храму, подобно принадлежности к семейной общине. Они и назывались соответственно. Храм брал на себе заботу о сиротах, вдовах, нищих и убогих - неспособных к самостоятельной жизни. Храм выполнял административные функции: управление строительством ирригационных каналов, сбор налогов, хранение и распоряжение излишками продуктов, торговля. Он выполнял и судебные функции, играя роль последней инстанции в споре между горожанами и государством. На протяжении третьего тысячелетия до н.э. шло обогащение дворца за счет храма, усиливалась и обожествлялась царская власть. По представлению шумеров, жизнь во вселенной управлялась божественными законами. Известно свыше ста таких законов (“Мэ”), которые определяют единственную реальность - Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. “Мэ” первоначально были дарованы богом воды Энки городу Эреду, но богиня Инанна познакомила с этими законами всех остальных людей. С тех пор не было придумано ничего нового. Мироощущение древних шумеров определяется представлением о неизменности мира. Вселенная - совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышается небесный купол огромных размеров. Законы “Мэ” определяли принципы ремесел и искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие божественных существ. В Месопотамии не было стабильных централизованных деспотий, государственные образования сменяли друг друга - Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Только временами отдельные правители достигали признанного могущества (Саргон Аккадский, Хаммурапи). Поэтому в Двуречье сравнительно легко уживались многие боги со своими храмами и жрецами. На протяжении долгих веков шел процесс отмирания одних божеств и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения облика богов, который вбирал в себя черты умерших божеств. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного Энлиля (бога воздуха), Энки (сотворившего первых людей) и Эа (бога воды). Тотемические следы прослеживаются слабо, почти все боги имеют антропоморфный облик, а семь главных богов отождествлялись с планетами. Своеобразие религии шумеров, а затем и вавилонян, заключалось в том, что их опыт восприятия божественного был тесно связан со звездным небом, космическим порядком, ходом небесных светил. Именно этим народом были разработаны те начала астрономии и астрологии, которые потом оказали влияние на другие культуры. Понимание сущности божества также оказало влияние на подобные воззрения других народов. Боги мыслились как создатели и хозяева мира. В блаженной стране Дильмун, где нет опасностей, болезней и старости, боги живут в свое удовольствие. Людей же они создали для того, чтобы жертвоприношениями служить богам. Удел человека - болезни, вражда, смерть, а после смерти - вечное безрадостное существование в сумрачном царстве мертвых. Человек не может после смерти воскреснуть, но это может природа (ежегодно после зимы) и боги. Миф об умирающем и воскресающем боге является в этой религии одним из главных и рассказывает о воскресении Думузи (Таммуза). В вавилонской версии мифа Думузи, олицетворявший плодородие природы, супруг и брат Иштар - богини любви и плодородия - погиб на охоте. Богиня отправилась за ним в подземное царство, но его властительница, богиня Эрешкагиль, оставила Иштар у себя. И тогда жизнь на земле прекратилась, перестали размножаться животные и люди. Боги потребовали от Эрешкагиль освобождения Иштар, которая вышла на землю с сосудом живой воды и этой водой воскресила умершего Думузи. Вавилоняне были чрезвычайно религиозно одаренным народом, их мифология богата и разнообразна. В их космогонических мифах, записанных на глиняных табличках, говорится о борьбе богов с силами хаоса и о начале мира, о создании первого человека по имени Адам и о том, как он по чистой случайности утратил бессмертие. В них легенды о подвигах героев (основной персонаж - Гильгамеш), рассказ о великом потопе, который стал точкой отсчета времени (до и после). Вавилонская религия сложилась в более или менее окончательном виде во втором тысячелетии до н.э. На первое место в ней выдвигается бог Мардук. Ни один образ в вавилонской мифологии не изменялся столь сильно, как образ Мардука. Вначале ему поклонялись как богу солнца, который дает рожь, пшеницу и ячмень, заставляет произрастать зеленую траву и давать пищу для людей. Постепенно он приобрел дополнительные черты: он есть бог мудрости, бог чистых заклинаний, разрушитель злых чар, гонитель демонов, целитель болезней. Основание царства Хаммурапи сделало Вавилон религиозным центром всего Двуречья, а вместе с тем и Мардук сделался владыкою богов. Усилиями жрецов были отодвинуты на задний план мифы о мироздании, в которых Мардук не фигурировал. Теперь он становится устроителем мира, побеждая страшного дракона Тиамат и из его тела образуя мир. За это, по легендарной версии, он получает право решать участь богов и людей. Праздник весеннего равноденствия отмечался в Вавилоне в честь Мардука и символизировал паломничество богов в Вавилон. Таким образом констатировалась централизация различных местных культов. Наряду с Мардуком в вавилонской мифологии существовали и другие боги - Ниниб (отождествлялся с солнцем, которое проходит по преисподней и прогоняет ночь, выходя оттуда), Нергаль (бог жгучего солнечного жара, губитель и истребитель), Гибиль (бог огня во всяком его виде), Набу (бог неба, посланник богов, возвестник пророчеств и покровитель жрецов). Ниниб изображался в виде крылатого быка, а Нергаль - в виде крылатого льва, оба они были богами войны, но Нергаль - более суровым и беспощадным богом истребительной битвы. Гибиль, как бог естественного огня, отождествлялся с молнией - самым страшным природным огнем. Богиня Иштар имела своим символом “Вечернюю звезду” (Венеру) и мыслилась как богиня-мать, богиня чувственной и сладострастной любви, которая может быть жестокой и смертоносной. Наиболее известное ее изображение представляет ее сидящей на леопарде, с колчаном, стрелами и луком, на голове у нее корона царицы, а над нею звезда. Большое развитие у вавилонян получили верования в злых духов и демонов, приносящих несчастия и болезни. Злонамеренным действиям злых сил вавилоняне противопоставляли магию и искусство мантики. Их демонология, магические обряды и заклинания, астрология оказали большое влияние на многие более поздние религии, включая христианскую. Это влияние ощущалось еще в средневековой Европе. В отличие от Египта, в Месопотамии религиозная система не монополизировала полностью духовную жизнь. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от религиозных представлений и мотиваций. Эта система оставляла место для взглядов и поступков, не связанных непосредственно с религией. Такой порядок вещей оказал свое влияние на жизнь народов Восточного Средиземноморья, вплоть до античных греков. Богоборческие мотивы явственно звучат в эпическом произведении о Гильгамеше, который пытается обрести бессмертие, вступая в борьбу с неведомым, с установлениями богов, пытаясь найти счастье для всех людей.

   

referatwork.ru

Культ в Месопотамии — Язычество

Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов. Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между богами и людьми, учителями и покровителями науки и хранителями священных писаний. Только они обладали тайной магических действий, поэтому с течением времени их господствующее положение и роль в обществе увеличивались. Происходили они обычно из знатных фамилий. В каждом городе они образовывали замкнутую касту, используя то, что жреческое звание было наследственным.

Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях,— не иметь физических недостатков.

Наряду с жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар, практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С другой стороны, той же Иштар служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды и исполнявшие женские пляски.

Основным источником существования жречества служили жертвоприношения. Доходы храмов в Вавилонии и Ассирии были четко регламентированы. Из храмовых архивов, а также из упоминаемых в контрактах поставок для храмов можно судить, с какой точностью велась их бухгалтерия. Добровольные жертвы отличались от постоянных.

На древних печатях-цилиндрах изображены разнообразные сцены жертвоприношений, совершаемых вавилонскими жрецами. Жрецы на них представлены стоящими перед изображением божества или ведущими за руку приносящего жертву царя. Перед совершением богослужебных действий они должны были подвергаться особенным очистительным церемониям.

Жрецы воспитывали себе преемников в собственных школах. Поэтому жреческие традиции в различных городах отличались одни от других. Наряду с жрецами в надписях упоминались также и низшие служители при храмах. На них возложены были заботы о внешнем благоустройстве и содержании храма и храмовой утвари.

Почти все жрецы были в то же время учеными. Они одни владели знаниями, необходимыми для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука. Наблюдения велись жрецами с высоты их ступенчатых башен-храмов — зиккуратов, самым знаменитым из которых была Вавилонская башня.

Проведение регулярных астрономических наблюдений позволило жрецам составить довольно точные календари. В них четко обозначались дни, которые считались несчастными. В частности, таким днем считали субботу. Важное значение имели дни изменений фаз луны. Величайшим праздником был праздник солнечного поворота, или нового года.

Важнейшим элементом культа был обряд жертвоприношения. Жертва, по вавилонским понятиям, существовала с самого сотворения мира и считалась данью людей богам, которым они обязаны своей жизнью и земным благосостоянием. В храмах жертвоприношения совершались регулярно два раза в день, ранним утром и с восходом месяца. Жертва была радостным событием для приносящих ее и сопровождалась веселым пиром и музыкой. Жертвой освящалось начало войны и отмечалась победа, ей же завершалась торжественная закладка храмов и дворцов.

Самой обычной формой жертвоприношения была благодарственная жертва. Со всего получаемого в стране боги получали дань. Лучшая часть военной добычи принадлежала им. Ежегодно приносились в жертву молодые животные из стад. При этом не делалось различия между животными различных пород. В жертву приносились дикие и домашние животные, птицы, а также рыбы, овощи, мед и масло. Необходимым условием для жертвенного животного было отсутствие какого-либо недостатка. В жертву приносились животные мужского пола, а животные женского пола употреблялись только при очистительных обрядах. О существовании человеческих жертвоприношений в источниках нет никаких указа-ний. Изображения, в которых видели человеческие жертвы или обряд обрезания, имеют, по-видимому, скорее мифологическое значение.

Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений в руках жрецов — все это отразилось существенным образом на религии и мифологии народов Месопотамии. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами. Да и само понятие «бог» изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак сопровождал каждое имя бога или богини.

Когда стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные тела, планеты и другие явления, таким образом произошла астрализация богов. Бог Уту, по-видимому, издавна связывавшийся с Солнцем, стал под именем Шамаш («солнце») почитаться по всей стране; Син — бог Ура — был отождествлен с Луной. Другие великие боги соответствовали планетам: Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергаль — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн. Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней.

pagandom.ru


Смотрите также