Верования и боги древних египтян. Религия древних египтян
Религия и основные религиозные культы в древнем Египте
Египетская цивилизация была не только одной из величайших цивилизацией древнего мира, но и в некотором роде - самой загадочной, ведь величественные пирамиды и сфинкс, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого. Египетская цивилизация и религия древних египтян были практически одним целым, ведь религия оказывала решающее влияние на культурную и социальную жизнь и простых египтян, и верхушки общества.
Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец выступал "серым кардиналом царства", так как он имел неограниченное влияние на фараона. Следует отметить, что религия древнего Египта отличалась от верований других древних народов, к примеру, от религии римлян, прежде всего тем, что египтянам не было присуще поклонение идолам (статуям богов и мифических героев, священным животным и др.), но в веровании было большое количество культов и культовых ритуалов, которые проводились в храмах жрецами.
Пантеон богов древних египтян
Египетское царство занимало достаточно большую площадь, поэтому неудивительно, что жизненный уклад и верования египтян из разных частей государства существенно отличались. В каждой провинции были свои боги и культы, но также древние египтяне верили и в "общеегипетских" богов, а со времен Среднего царства, когда Египет наладил достаточно тесные торговые отношения с Палестиной, Нубией и Сирией, - и в богов, которым поклонялись представители этих народов.
Главных божеств в религии древних египтян было девять; они, согласно верованию, были первыми богами и создателями мира и остальных богов. Верховная девятка (Эннеада) пантеона богов почиталась во всем Египте, и божествами, которые входили в эту "девятку", были:
- Ра - бог солнца и земной тверди;
- Шу - бог воздуха;
- Тефнут - богиня дождя и воды;
- Геб - бог земли;
- Нут - богиня неба;
- Осирис - бог загробного мира и покровитель царей;
- Исида - богиня любви и материнства;
- Сет - бог песчаных бурь, ярости, войны и смерти;
- Нефтида - богиня смерти, врачевания, творчества и сексуальности; покровительница умерших в загробном мире.
Помимо "первоначальных" богов, древние египтяне также верили в бессметное количество других божеств. Точное чисто богов, которым поклонялись подданные фараонов, до сих пор не установлено - к примеру, в одном из международных договоров, подписанных фараоном Рамзесом вторым, упоминалось более тысячи богов и богинь. Также в каждом из крупных городов древнего Египта сформировались верховные триады богов - божественные семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына: в Мемфисе триаду составляли Птах, Сохмет и Нефертум; в Абидосе - Осирис, Исида и Хор, в Фивах - Амон, Мут и Хонсу.
Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян
Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании - священными животными считались кошки, львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах..
Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.
Наиболее весомые культы в веровании древних египтян
Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона. Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.
Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте - египтяне верили в существование бессмертной души, которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых - жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия.
Культ Осириса, одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу "на земле, как на небе", чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.
sam-sebe-psycholog.ru
Религия древних египтян - Helperia
Кому и как поклонялись древние египтяне
В Египте почиталось множество богов. Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.
Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.
Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти – скипетру, короне, царскому одеянию).
В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.
Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы – служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения – подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.
Обожествление царя
Фараон в представлении египтян – это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела – человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.
В момент рождения фараон – сын Ра. Когда умирал – воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света – Гора.
Культ Осириса
Осирис – покровитель всех производительных сил природы; вечно умирающий и возрождающийся бог. Зерно и плоды виноградной лозы египтяне воспринимали как воплощение этого бога. Поэтому сев (сеяние) для египтянина – это похороны Осириса, появление всходов – его воскресение, а срезание колосьев – умерщвление бога. Миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской культуры.
Со временем Осирис в представлениях египтян становится царем и судьей загробного мира, определяет посмертную участь человека.
Загробный мир
Египтяне считали, что мумификация, сохранение тела умершего – условие бессмертия души. Для этого тело обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, затем высушивали и заворачивали в льняное полотно.
«Книга Мертвых» была предназначена для любого человека (независимо от происхождения), служила достижению бессмертия и благоденствия в загробной жизни, но не давала гарантий счастливой потусторонней жизни. Появляется идея воздаяния за совершенные в земной жизни плохие поступки. Так, глава 125 содержит перечисление преступлений и грехов, за которые людей могут лишить загробной жизни.
Книга представляет собой перечень магических заклинаний и правильных ответов Осирису на суде. Задача – повлиять на исход суда с помощью магии и заговоров. Магия в Древнем Египте превалировала над этикой.
Религия древних египтян
Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы — служители богов. Жрецы были богаты и могущественны.
В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе. Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных. Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил — Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1). Почитаемые животные после смерти мумифицировались.
Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.
Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.
Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.
Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды. Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.
Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.
Список литературы
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953. источник
helperia.ru
Основные древние религии Египта Религия и мифология Древнего Египта
Древние религии Египта всегда были неотделимы от мифологии и мистицизма, свойственного этой части земного шара. Именно благодаря древнеегипетским мифам и легендам в дальнейшем сформировалось и язычество на Руси. Также отголоски этой культуры можно наблюдать в современном иудаизме, исламе, христианстве. Множество образов и легенд распространилось по всему земному шару и со временем стало частью современного мира. Предположения и гипотезы, касающиеся египетской культуры и религии, до сих пор мучают ученых мира, отчаянно пытающихся разгадать тайны этой удивительной страны.
Основные направления
Религия древнего Египта многообразна. Она сочетает несколько направлений, таких как:
Фетишизм. Представляет собой поклонение неодушевленным предметам или материалам, которым приписываются мистические свойства. Это могут быть амулеты, картины или другие вещи.
Монотеизм. Основывается на вере в одного бога, но при этом допускает существование иных сверхъестественных форм или нескольких божественных ликов, которые являются образом одного и того же персонажа. Такой бог может являться в разных обличиях, но его суть остается неизменной.
Политеизм. Система верований, которая основывается на многобожии. В политеизме существуют целые пантеоны божественных созданий, каждое из которых отвечает за отдельную тематику.
Тотемизм. Весьма распространенное явление для древнего Египта. Суть этого направления заключается в поклонении тотемам. Чаще всего это животные, которым преподносят дары, чтобы через них задобрить богов и попросить их о счастливой жизни или успокоении в ином мире.
Все эти направления формировались на протяжении более 3 тыс. лет, и, конечно же, за столь долгий срок религия древнего Египта пережила множество изменений. Например, некоторые боги, которые занимали последнее место по своей значимости, постепенно становились основными, и наоборот. Некоторые символы сливались и превращались в совершенно новые элементы.
Отдельную часть занимают легенды и верования, касающиеся загробной жизни. Благодаря этой многогранности, различным ответвлениям и постоянно меняющимся обрядам в Египте не было единой государственной религии. Каждая группа людей выбирала отдельное направление или божество, которому в дальнейшем начинала поклоняться. Пожалуй, это единственное верование, которое не объединяло всех жителей страны, и порой приводило к войнам в силу того, что жрецы одной коммуны не разделяли взглядов другой, поклоняющейся иным богам.
Магия в древнем Египте
Магия была основой всех направлений и практически представлялась людям как религия древнего Египта. Кратко сложно изложить все мистические верования древних египтян. С одной стороны, магия была орудием и направлялась против врагов, с другой - использовалась для того, что защищать животных и людей.
Амулеты
Важнейшее значение придавалось всевозможным амулетам, которые наделялись необыкновенной силой. Египтяне верили, что такие вещи могли защитить не только живого человека, но и его душу после перехода в другой мир.
Существовали амулеты, на которых древние жрецы писали специальные магические формулы. Особенно серьезно относились к обрядам, во время которых над амулетами произносили заклинания. На тело умершего также было принято класть лист папируса со словами, адресованными богам. Таким образом родственники покойного просили высшие силы о милости и о лучшей участи для души умершего.
Фигурки животных и людей
Мифы и религия древнего Египта включают рассказы о всяческих фигурках животных. Таким амулетам египтяне придавали большое значение, так как подобные вещи могли не только принести удачу, но и помочь проклясть врага. Для этих целей из воска лепили фигурку человека, которого нужно было наказать. В дальнейшем это направление трансформировалось в черную магию. В христианской религии тоже есть подобный обычай, но он, напротив, направлен на исцеление. Для этого необходимо вылепить из воска больную часть тела человека и принести в церковь к иконе святого, у которого родные просят помощи.
Наравне с амулетами огромное значение придавалось рисункам и всевозможным заклинаниям. Первоначально существовала традиция приносить в погребальную комнату пищу и класть ее рядом с мумией умершего, чтобы задобрить богов.
Через некоторое время, когда продукты портились, египтяне приносили свежие подношения, но в конечном счете все свелось к тому, что рядом с мумифицированным телом клали изображение пищи и свиток с определенными заклинаниями. Считалось, что после прочтения заветных слов над усопшим жрец мог передать послание богам и обезопасить душу погибшего.
«Слова власти»
Это заклинание считалось одним из мощнейших. Древние религии Египта придавали произнесению сакральных текстов особое значение. В зависимости от обстоятельств указанное заклинание могло производить разный эффект. Для этого нужно было обязательно назвать имя того или иного существа, которое жрец хотел призвать. Египтяне верили, что именно знание этого имени было ключом ко всему. Пережитки таких поверий сохранились и по сей день.
Переворот Эхнатона
После того как из Египта были изгнаны гиксосы (которые оказали влияние на древние религии Египта), страна пережила религиозный переворот, зачинщиком которого являлся Эхнатон. Именно в это время египтяне начали верить в существование единого бога.
Избранным богом стал Атон, но данное верование не прижилось в силу своего возвышенного характера. Поэтому после смерти Эхнатона осталось очень мало поклоняющихся единому божеству. Этот краткий период монотеизма все же оставил свой отпечаток на последующих направлениях египетской религии. Согласно одной из версий, левиты, которых вел Моисей, были одними из тех, кто верил именно в бога Атона. Но в силу того, что это стало непопулярно в Египте, секта была вынуждена покинуть родные земли. В ходе своего путешествия последователи Моисея объединились с кочующими евреями и обратили их в свою веру. Десять заповедей, которые известны ныне, сильно напоминают строки одной из глав «Книги Мертвых», которая называется «Заповедь отрицания». В ней перечисляется 42 греха (по одному на каждого бога, которых, согласно одной из египетских религий, было также 42).
В настоящее время это лишь гипотеза, которая позволяет рассмотреть более детально особенности религии древнего Египта. Достоверных доказательств не существует, но многие специалисты все чаще склоняются именно к такой формулировке. К слову, споры по поводу того, что христианство основано на египетских верованиях, до сих пор не угасают.
Египетская религия в Риме
Во времена, когда началось массовое распространение христианства, а Александр Македонский погиб, египетская религия полностью слилась с античной мифологией. В то время, когда старые боги уже не отвечали всем требованиям общества, появился культ Исиды, который распространился на всю территорию Римской империи. Наряду с новым течением большой интерес стал проявляться и к египетской магии, влияние которой к этому времени уже достигло Британии, Германии и начало распространяться по всей Европе. Сложно сказать, что это была единственная религия древнего Египта. Кратко можно представить ее в виде промежуточной ступени между язычеством и постепенно появляющимся христианством.
Египетские пирамиды
Эти постройки всегда были окутаны сотнями легенд и поверий. До сих пор ученые пытаются разгадать тайну того, как в пирамидах подвергаются мумификации любые органические объекты. Даже маленькие животные, погибшие в этих постройках, сохраняются очень долгое время без бальзамирования. Некоторые люди утверждают: проведя некоторое время в древних пирамидах, они испытали прилив энергии, и даже избавились от некоторых хронических заболеваний.
Культура и религия древнего Египта плотно связаны с этими необыкновенными постройками. Это и вполне объяснимо, так как пирамиды всегда были символом всех египтян, независимо от того, какое религиозное направление было выбрано той или иной группой людей. До сих пор туристы, приезжающие на экскурсии к пирамидам, утверждают, что в этих местах тупые лезвия бритв становятся острыми, если их правильно положить, ориентируясь на стороны света. Более того, есть мнение, что не столь важно, из какого именно материала сделана пирамида и где она находится, ее можно сделать даже из картона, и она все равно будет обладать необычными свойствами. Главное - соблюсти правильные пропорции.
Религия и искусство древнего Египта
Искусство страны всегда было тесно связанно с религиозными предпочтениями египтян. Так как любое изображение и скульптура носили мистический подтекст, существовали особые каноны, согласно которым создавались подобные творения.
В честь богов возводились огромные храмы, а их образы были запечатлены в камне или драгоценных материалах. Бог Хор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой, символизируя тем самым мудрость, правосудие и письменность. Проводника умерших Анубиса рисовали в виде шакала, а богиня войны Сохмет всегда представала в образе львицы.
В отличие от восточных культур древние религии Египта преподносили божеств не как устрашающих и карающих мстителей, а напротив, как величественных и всепонимающих богов. Фараоны и цари были представителями владык мира и почитались никак не меньше, поэтому рисовали их также в виде животных. Считалось, что изображение человека - это его невидимый двойник, который назывался «Ка» и всегда был представлен в виде молодого человека, независимо от возраста самого египтянина.
Каждая статуя и картина должны были быть обязательно подписаны их создателем. Неподписанное творение считалось незаконченным.
Религия и мифология древнего Египта уделяют огромное внимание органам зрения человека и животного. Именно с тех самых пор пошло поверье, что именно глаза являются зеркалом души. Египтяне верили, что мертвецы были абсолютно слепы, поэтому зрению уделялось такое внимание. Согласно египетскому мифу, когда бога Осириса предательски убил собственный брат, его сын Хор вырезал свой глаз и дал его проглотить отцу, после чего тот воскрес.
Обожествляемые животные
Египет является страной с довольно бедным животным миром, тем не менее древние египтяне чтили природу и представителей флоры и фауны.
Они поклонялись черному быку, который был божественным созданием - Аписом. Поэтому в храме животного всегда находился живой бык. Ему поклонялись горожане. Как писал известный египтолог Михаил Александрович Коростовцев, религия древнего Египта довольно обширна, она видит символику во многих вещах. Одним из таковых был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. Так же, как и в храмах Аписа, в местах поклонения Себеку всегда были живые крокодилы, которых кормили только жрецы. После смерти животных их тела мумифицировали (к ним относились с наивысшим уважением и благоговением).
Также в почете были соколы и коршуны. За убийство этих крылатых можно было поплатиться жизнью.
Отдельное место в истории религии Египта занимают кошки. Самый главный бог Ра был всегда представлен в виде огромного кота. Также существовала богиня Бастет, предстающая в образе кошки. Смерть этого животного отмечалась трауром, а тело четвероногого относили жрецам, которые читали над ними заклинания и бальзамировали его. Убить кошку считалось огромным грехом, за которым следовала ужасная расплата. При пожаре в первую очередь из горящего дома спасали кота, а уже потом членов семьи.
Рассматривая древнеегипетскую мифологию, нельзя не упомянуть о жуке-скарабее. Этому удивительному насекомому отводит огромную роль религия древнего Египта. Краткое содержание наиболее известного мифа о нем заключается в том, что именно этот жук олицетворяет собой жизнь и самовозрождение.
Понятие души в древнем Египте
Египтяне разделяли человеческое существо на несколько систем. Как уже говорилось ранее, у каждого человека существовала частица «Ка», которая была его двойником. В погребальной комнате усопшего ставился дополнительный гроб, в котором должна была упокоиться эта самая часть.
Частица «Ба» представляла собой саму душу человека. Вначале считалось, что этой составляющей обладали исключительно боги.
«Ах» - дух, изображался в виде ибиса и представлял собой отдельную часть души.
«Шу» - тень. Сущность человеческой души, которая скрыта на темной стороне сознания.
Также была часть «Сах», которая олицетворяла собой тело умершего после его мумификации. Отдельное место занимало сердце, так как оно было вместилищем всего сознания человека в целом. Египтяне верили, что во время загробного страшного суда человек мог умолчать о своих грехах, но вот сердце всегда открывало самые страшные тайны.
Заключение
Перечислить все древние религии Египта кратко и доступно довольно сложно, так как за такое долгое время они претерпели массу изменений. Определенно точно можно сказать одно: таинственная египетская история содержит огромное количество самых необыкновенных и мистических тайн. Ежегодные раскопки преподносят невероятные сюрпризы и порождают все больше и больше вопросов. По сей день ученые и просто интересующиеся историей люди находят необычные символы и доказательства того, что именно эта религия легла в основу всех верований, которые существуют и ныне.
Египет – это удивительная страна, где сохранились остатки прежней могущественной цивилизации. Однако её расцвет во многом связан с господствующей тогда религией. Удивительные божества с телом человека и головой животного, диктовали людям правила жизни. А расцвет погребального культа подарил миру удивительные и во многом загадочные памятники архитектуры.
Религия Древнего Египта
Одной из древнейших цивилизаций мира является египетская цивилизация, возникшая вдоль нижнего течения Нила. Жизнь древних египтян зависела от этой великой реки. Ежегодные разливы оставляли плодородный слой ила, что способствовало развитию земледелия. К тому же это была главная транспортная артерия страны, а в условиях засухи и единственный источник питьевой воды.
Поэтому религия Древнего Египта формировалась с учётом природных условий долины Нила, которая влияла на социально-экономическое и политическое развитие древнеегипетского общества. Уникальность этой религии состоит в том, что она соединяла в сознании древних египтян фетишизм и тотемизм, политеизм и в то же время монотеизм (культ Атона). Существовал огромнейший пантеон богов, но вместе с тем боги не имели своего ярко выраженного характера и нередко несколько божеств сливались в одно (Амон-Ра, Пта-Сокар-Осирис и др.). Можно говорить и том, что на древнеегипетскую религию почти не оказывалось влияние извне. Таким образом, она была исключительно плодом специфических религиозных воззрений египтян с учётом социально – политического и экономического развития этого народа.
Интересной особенностью является и то, что в каждом номе и городе почитался свой пантеон богов, но вместе с ними почитались и общеегипетские божества. Ими становились боги номового центра, откуда происходили фараоны. В качестве примера можно привести номовый центр Фивы. Когда он превратился в столицу Древнего Египта, его местный бог Амон, малоизвестное божество, становится покровителем царствующей династии и главным в пантеоне.
Однако боги были не только покровителями номов, правителей, порядка и законов. Они также являлись создателями ремёсел, искусств, науки, письма и др. Одним из самых почитаемых являлся бог мудрости Тот. Считалось, что он подарил людям знания и письменность. Был покровителем образования и письма, а также всех образованных людей. В пантеоне богов занимал почётное место личного писца Ра. Вместе с тем он был связан и с Осирисом. Во время суда Осириса над душами умерших, Тот вел учёт и классификацию душ, а его жена Маат, богиня справедливости, взвешивала сердца умерших, чтобы определить степень их греховности. Изначально образом Тота считался Ибис, позже он изображался как человек с головой Ибиса.
Главным богом пантеона без сомнения являлся Ра. Это было верховное божество египтян, а центром культа являлся Гелиополь. Его воплощением был сокол или человек с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Мифы о Ра были связаны со сменой времён года. Также как бог солнца он каждый день плывёт по небесному Нилу на своей лодке, освещая землю, а вечером спускается в подземный мир, где ведёт борьбу с тёмными силами. Позже часть функций Ра взял Амон и был объединён с ним в единое божество Амон-Ра, которое считалось создателем мира, покровительствовало правящей династии и военному могуществу Египта.
Не менее почитался и бог-творец Птах, который создал мир и всех богов. Центром его культа был Мемфис, однако он распространился на весь Египет. Чаще всего изображался в виде человека облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руках посох. Душой Птаха считался священный бык Апис. Позже культ Птаха был объединён с культом Осириса и покровителем умерших Сокаром в единое божество Птах-Сокар-Осирис.
Центральным и одним из самых популярных богов древнеегипетского пантеона был Осирис. Бог плодородия, который отождествлялся с разливами Нила, позже почитался ещё как царь загробного мира. Его сестрой и супругой являлась богиня Исида, братом был Сет, а сыном Гор. По преданию именно Осирис научил людей земледелию и ремёслам. С ним связан и ряд мифов о его коварном убийстве братом Сетом и последующем его воскрешении Исидой и Гором. После воскрешения он передаёт власть над Египтом Гору, а сам становится царём загробного мира. Осирис почитался по всему Египту и за его пределами, но центром культового почитания стал город Абидос, место погребения фараонов.
Вместе с развитием религиозных воззрений у египтян складывается идея загробного мира. По их представлению смерть не являлась окончанием жизни. Тело умирало, но душа продолжала жить в загробном мире, который представлял собой копию реального. Поэтому главной целью живых было обеспечить мёртвых всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Но также одним из главных условий являлось сохранение тела умершего. Поэтому в Египте расцветает искусство бальзамирования. Тело покойного 70 дней хранили в особом соляном растворе. После удаляли внутренности, оставляя только сердце. Потом умащивали тело благовониями и обматывали пропитанными маслами и смолами полотняными бинтами.
Тело умершего нуждалось в хранении. Богатые люди и вельможи строили себе внушительные гробницы. Но особой пышностью отличался погребальный культ фараона. Специально для него строились внушительные пирамиды или грандиозные, выбитые в скале дворцы. Они были наполнены бесценными сокровищами и великолепными произведениями искусства. Ведь по представлениям древних египтян, даже загробном мире царило расслоение. Каждый занимался тем делом, что и при жизни. Фараон оставался правителем и там, поэтому просто необходимо было его достойно проводить на тот свет.
В связи с этим, одну из главных ролей в религии играли божества подземного мира мёртвых. Главным богом мира мёртвых считался Осирис, но в эпоху Древнего царства все-таки главная роль принадлежала Анубису. Изначально именно он являлся главным богом царства мёртвых, бог-защитник и покровитель умерших. Изображался он как человек с головой шакала или собаки, Или как распластавшийся на брюхе черный шакал или собака.
Начиная с эпохи Среднего царства место Анубиса, занимает Осирис, а шакалоголовый бог становится одним из его окружения. Он вводит душу покойного в зал, где происходит суд, а также взвешивает его сердце на специальных весах. Кроме того он играет важную роль в погребении, мумификации и бальзамирования. Культовым центром Анубиса являлся город Кинополь.
Уже к эпохе Нового царства религия полностью оформляется и приобретает слаженный культ, однако в этот период происходят события, которые пошатнули её устои.
Культ Атона
Ко времени Нового царства жреческая каста стала столь могущественной, что стала угрожать царствующей династии фараонов. В попытке противостоять жрецам фараон Аменхотеп IV проводит религиозно-политическую реформу.
Весь многочисленный пантеон египетских богов, он заменил культом одного бога — Атона, который олицетворял Солнце и изображался в виде круга. Фараон принял также новое имя – Эхнатон. Благодаря этой реформе роль жречества свелась к нулю. Религиозную реформу поддержали в первую очередь средний слой населения, которое было недовольно постоянными поборами в пользу храмов.
В чём же заключалась революционность этой реформы? Дело в том, что в одном божестве Атоне отражалась концепция единого бога, единого творца мира и человека. Его изображение значительно отличалось от прежних зооморфных божеств. Атон изображался в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Кроме того он не воплощался в статуях. Это было абстрактное божество, которое не имело ни супруги, ни детей, ни божественных родственников, что значительно отличало его от прежних богов.
С введением нового культа, по приказу фараона, культы остальных богов уничтожались, особенно это коснулось царственного Амона-Ра. Пожалуй, это было одной из первых попыток ввести монотеизм, а также актом религиозной нетерпимости по отношению к прежним культам. Но слишком смелая религиозная реформа была обречена на неудачу. В первую очередь её не поддержало сельское население. Полностью зависимые от ежегодного разлива Нила, олицетворением которого был Ра, крестьяне не смогли принять культ единого бога Атона. После смерти Эхнатона его преемник Тутанхамон, в первую очередь возродил все культы традиционных божеств.
Заключение
Условия жизни Древнего Египта диктовали свои условия мироустройства и миропонимания. Привязанность к дельте плодородной дельте Нила, поклонение животным, редкое на начальных порах влияние извне, способствовало формированию уникальной религии. Благодаря ей мир имеет образцы удивительной архитектуры и бесценные произведения искусства. Если задуматься, то встаёт вопрос – был ли настолько привлекателен Египет без своих гробниц, пирамид, фараонов.
Но вместе с тем, с течением времени, менялась и религия. Объединялись культы, попытка ввести культ единого божества, возвращение к прежним богам. Однако и она не устояла под натиском времени. После смерти Александра Македонского на руинах завоёванных государств стало возникать новое явление – эллинизм. Одним из его центров стал Египет. Влияние западных и восточных религий привело к смешению культов. Потом здесь появилось христианство, а с завоеванием Египта арабами распространился ислам. Лишь величественные статуи канувших в небытие фараонов и почитаемых ими богов, охраняющих древние гробницы и храмы, напоминают нам о прежней удивительной религии.
warps.ru
Религия древнего Египта
Боги в религии древнего Египта
Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года.
Рождение Осириса
В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли».
Во второй день родился Хор.
На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился, как положено, в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей).
На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний - Нефтида. (Что касается их отцов, то первые двое были зачаты Ра, Исида - Тотом, а Сет и Нефтида - Гебом).
Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис - Исиду.
Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение.
Мифология и религия древнего Египта
Осирис стал первым царем Египта, а также первым просветителем и вероучителем человечества. Он был мудрый правитель - следуя его наставлениям, народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению.
Когда Египет благодаря Осирису стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить Осириса власти и при помощи хитрости убил его. Это злодеяние он усугубил новым - разрубил тело несчастного и разбросал его куски по всей стране.
Однако жена Осириса, его сестра Исида, сумела разыскать их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора.
Бог Гор на божественном суде потребовал вернуть ему наследство Осириса
Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но так и не нашел. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда же Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса.
После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет, боги признали иск Гора справедливым и удовлетворили его. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако Осирис не пожелал возвращаться на землю - он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.
История религии древнего Египта
Таков в общих чертах миф об Осирисе. Из него сложилась религия древнего Египта. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям.
Древние египтяне могли и непосредственно видеть страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти.
Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие.
Египтяне верили в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. И религия древнего Египта укреплялась в народе.
Осирис очень популярный персонаж в настенной росписи египтян
Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога - ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра он оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом на небесах.
В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. В некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире.
Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых» (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII-VI вв. до Р X., когда был составлен канон из 165 изречений).
Египтяне верили в несколько душ у человека
Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат - этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул.
С телом особым образом был связан ка - духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний.
Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что оно было эфирной субстанцией.
По мнению египтян в человеке присутствует некое ба или высший разум
Ба могло оставить гробницу и подняться на небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во всем его великолепии. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни. Когда ба возвращалось в тело, человек оживал.
Египтяне верили, что после смерти человека тело его пребывало в преисподней у Осириса:
Ба - на небе, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни - Солнцем-Pa.
А дух ка жил в гробнице.
Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего. Для этого было необходимо:
Сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться.
Обеспечить существование ка в гробнице.
Найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее.
Все это достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.
В древности посмертная судьба человека определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства на сооружение вечного дома.
Усыпальницы фараонов и «Книга мертвых»
Фараоны начинали строить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. К этому обязывала религия древнего Египта.
В связи с этим надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а - домом. Художники и скульпторы изображали на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг, красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений. Там рисовали виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник, попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.
Позже возникло представление о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде.
Египтяне верили в существование эфирного тела, которое покидало погребальную гробницу спустя некоторое время
Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей.
«Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающих судий. Тут защитой умершему служила только праведно прожитая жизнь.
125-я глава «Книги мертвых» содержит длинный перечень грехов, за которые следовало наказание. Покойный соответственно должен был уверить судий в том, что он их не совершал.
Он говорил: «Я не делал зла... Я не лгал никому... Я не ловил в силки птиц богов... Я не отводил течение воды... Я не крал... Я не уменьшал жертв… Я не восставал... Я не говорил зла против царя... Я не презирал богов...».
Суд Осириса
Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда. Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены 42 бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного.
Так египтяне изображали Суд Осириса
На одной чаше весов находится сердце, на другой - статуэтка богини правды. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним.
В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем».
Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник - Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя Гором.
В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом. Это отождествление имело мистический смысл - в плане причастности всех людей к природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.
www.iksinfo.ru
Религия Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Религия Древнего Египта кратко
Поклонение солнцу и Нилу краткое содержание
Первоначально в Религии Древнего Египта, египтяне представляли себе богов в виде птиц и зверей. Это было связано с тем, что вера в богов возникла у египтян еще тогда, когда охота являлась их главным занятием.Позднее, когда охота потеряла свое прежнее значение, египтяне по-прежнему изображали богов с головой животного или птицы, но уже с человеческим телом.С началом земледелия египтяне оказались в большей зависимости от природы, влияющей на урожай, поэтому у них появились и стали почитаться бог солнца Ра, божества земли, неба, луны. Египтяне приписывали богу Ра создание земли, людей, животных и растений. Религия Древнего Египта краткоОни верили, что ночь наступает, если Ра закрывает глаза.Особым почитанием пользовался Нил, считавшийся божеством. От разливов Нила зависела жизнь страны. В гимнах, прославлявших Нил, египтяне выражали свое удивление перед тайной его истоков и постоянностью разливов:«Слава тебе, о Нил! По Египту.Вышел ты из земли, Ты даешь изобилье, о Нил,Чтобы жизнь разлилась Наделяешь хлебом людей... Ты несешь на себе суда Через камни порогов. Тайны Нила не разгадать,Где родился он, не найти, О пещерах, где он рожден, Не записано в свитках».
Сказание об Осирисе кратко
По всему Египту было широко распространено почитание бога растительности Осириса и его жены Исйды.
Согласно распространенному среди египтян сказанию, Осирис был сыном бога земли и богини неба; он научил, люден земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса и бросил гроб с его телом в Нил. Исида скрылась в болотах дельты. Там у нее родился сын Гор, который вступил с Сетом в борьбу и победил его. И тогда Осирис воскрес.Египтяне чествовали Осириса, празднуя воскресение растительности, ее ежегодный расцвет. Сказание об Осирисе было попыткой объяснить ежегодное умирание и оживление трав и растений.По представлению египтян, воскресший Осирис стал царем подземного царства. Это царство они представляли себе таким же Египтом, только более плодородным. Среди широких, перерезанных каналами полей, засеянных пшеницей, протекал подземный Нил, по которому в лодках проплывали луна, солнце и звезды.
Храмы и жрецы древнего Египта
Огромный труд свободных бедняков, а также рабов был вложен в строительство храмов. Храм считался домом бога.
Храм состоял из тех же частей, что и жилище богатого рабовладельца: из двора, зала, внутренней части, где находилась статуя бога. Двор храма был окружен высокими каменными колоннами в один или два ряда. Стены храма и колонны покрывались изображениями и надписями. Это были гимны богам, надписи царей, сведения о важнейших исторических событиях.Фараоны и рабовладельческая знать давали храмам обильные дары: земли, рабов, скот, золото и другие богатства. Часто храмы освобождались от уплаты податей и участия в царских работах. Со временем служители богов — жрецы превратились в богатейших землевладельцев и рабовладельцев и приобрели огромное влияние на государственные дела.
Обожествление фараонов в Древнем Египте
С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением Саркофаг (греб для мумии). маслами и смолами. государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя.
С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя. Царь при жизни считается и именуется Гором, умерший фараон почитается как бессмертный Осирис.
Обожествление фараона укрепляло его авторитет и власть. Считалось, что человек, ослушавшийся царя, совершает преступление не только против государства, но и против религии. Такого человека будто бы ожидали гнев могущественных богов и кара, которой никто не в силах избегнуть. Мумификация. По представлениям древних египтян, человек не может существовать после смерти без тела. Поэтому богатые люди старались сохранить мертвое тело своих близких. Специальные мастера удаляли мозг и внутренности, заполняя полость живота пахучими Покойника пеленали в тонкие льняные ткани. В сухом жарком климате
тело высыхало. Такие высохшие тела называются мумиями.Много египетских мумий сохранилось до нашего времени. Несколько мумий находится в Ленинградском Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Изготовление их (мумификация)
стоило очень дорого и было по средствам лишь богачам. Еще дороже обходилось сооружение гробниц. На стенах гробниц рисовали поля с работавшими на них крестьянами, мастерские с рабами-ремесленниками. Египтяне верили, что эти изображения оживут и богач в загробном царстве сможет жить, пользуясь чужим трудом, как это он делал на земле.
Пирамиды Древнего Египта
Гробницами древнейших царей Египта являлись огромные пирамиды. Пирамиды сохранились до наших дней
Древние пирамиды высятся на западном берегу Нила близ древней египетской столицы Мемфиса и до сих пор поражают путешественников. Самая высокая — пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Она построена около 2800 г. до н. э. На ее строительство пошло более двух миллионов каменных глыб весом свыше двух тонн каждая, высота пирамиды — более 140 м при стороне квадратного основания — 233 м.Пирамиды свидетельствуют не только о высоком искусстве обработки камня и инженерной технике, но прежде всего о колоссальном могуществе царской власти в Египте. Десятки тысячлюдей, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов, отрывались на долгие годы от работ на полях и мастерских для постройки сооружений, которые должны были лишь увековечить имя фараона.
Религия Древнего Египта кратко
Господствующий класс поддерживал свою власть над угнетенными массами не только с помощью грубого физического насилия, но и более тонкими средствами — «духовным» воздействием
Для того чтобы рабы и бедняки покорно выносили гнет и не восставали, надо было убедить их в том, что выгодный рабовладельцам порядок установлен самими богами и является вечным. Этим и занимались жрецы, прибегавшие к прямому обману для укрепления в массах веры в богов. Жрецы, подобно тому, как это делают служители современных религий, фабриковали всевозможные «чудеса», объявляли об исцелениях, избавлении от болезней. Народ приучали ждать улучшения своей жизни от «милости богов».
Религия Древнего Египта была выгодна классу рабовладельцев. Она укрепляла его власть над бедняками и рабами. Религия имела классовый характер.
Мнение про религию Древнего Египта
Религия Древнего Египта, кратко о которой будет рассказано в этой статье, представляет собой постоянно видоизменяющееся мировоззрение. Древнеегипетское государство существовало очень длительный промежуток времени, и религия египтян постоянно совершенствовалась.
Чтобы кратко рассказать о религиозных взглядах египтян, следует разделить историю их формирования по этапам развития самого Древнего Египта.
В додинастический период произошло объединение Египта в одно государство – до этого страна была разделена на южную и северную части. Египет назывался «Две Земли», и в каждой из этих земель существовало свое мировоззрение, объясняющее возникновение мира и его устройство. Но были и общие черты, например, везде почитался главный бог, у которого была спутница, являвшаяся не только супругой, но и матерью, и дочерью, и сестрой, а произошел мир из всеобщего Хаоса, имеющего тоже божественную сущность. Боги-творцы, в зависимости от региона, были либо Птах, либо Атум-Ра. Также почитали бога Гора, изображаемого в виде человека с соколиной головой, бога неба и света Ура. У Гора со временем появится дядя (а в некоторых источниках брат) по имени Сет. В легендах описывается, что Гор приходился сыном Осирису и отомстил за убийство отца своему дяде Сету.
Спустя какое-то время начинает формироваться точка зрения о божественном происхождении фараона. В эпоху Раннего царства она получает наибольшее распространение – царь воспринимался как воплощение бога Гора, а сами божества становятся антропоморфными. Египтяне наделяли фараона магическими способностями, простому человеку было запрещено под страхом смертной казни приближаться к нему. В этот период начинают производить захоронения – сначала в мастабах, а затем в пирамидах. Египтяне свято верили в загробную жизнь, и поэтому снабжали гробницы всем убранством, необходимым человеку «на том свете».
В эпоху Древнего царства становится широко распространено мировоззрение, сформированное в городе Гелиополь. Фараон отныне считался сыном бога солнца – Ра. Во времена правления Джосера произошло слияние двух культов – солнца и фараона, в итоге правитель получил не только политическую власть, но и религиозную, став жрецом. В этот период начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается знаменитый сфинкс. Учеными были обнаружены священные книги египтян, называющиеся «Тексты пирамид». В них отразились первые представления душе человека, и ее воскресении – фараоны бессмертны, после гибели физического тела они вступали в общество богов. Но для этого необходимо сохранить тело, и с этой целью получила свое развитие мумификация. Некоторое время спустя, в годы политической раздробленности, возникла вера в то, что каждый умерший человек попадает на суд Осириса, а потом – в загробное царство.
В эпоху Среднего царства в городе Фивы усилился культ божества Атона. Помимо этого, религиозное мировоззрение египтян изменилось в результате нашествия гиксосов – они принесли черты своей, сирийской культуры в египетскую.
Во времена Нового царства фараон Аменхотеп провел религиозную реформу, согласно которой отменялось многобожие и был введен культ одного бога – Атона. Аменхотеп взял себе новое имя – Эхнатон, что обозначало «любезный Атону» и основал новую столицу, названную Ахетатон. Однако, после его смерти древнеегипетские жрецы постарались уничтожить и предать забвению все нововведения Эхнатона. О них стало известно только в результате раскопок, когда ученые обнаружили могилу самого фараона и его супруги Нефертити.
В годы Позднего царства для религии Древнего Египта стало характерным усиление жреческой власти и появление культа священных животных – кошки, крокодила, коровы и других.
Впоследствии, когда Египет завоевывали те или иные страны, то религия впитывала в себя элементы культуры захватчиков. Например, после завоевания Ассирией в Египте появился магический культ, а после завоевания Александром Македонским – греческие религиозные традиции. После захвата Египта Римской империи стал процветать культ богини Исиды, однако со временем началась христианизация. В VIII веке нашей эры Египет завоевали арабы и утвердили там ислам, который является господствующей религией Египта и по сей день.
antiquehistory.ru
Религия и мифология древнего Египта
Египетская цивилизация – уникальное мировое явление. Эта страна вступила на путь классового развития раньше других древних государств. Однако сформировавшийся социально-рабовладельческий строй и культ поклонения божествам затормозили развитие страны на длительный период. По литературным источникам, которые сохранились до наших времен, древние египтяне поклонялись номовым божествам. Эта традиция сохранилась до самого заката цивилизации. В каждой местности почитали определенного нома, которого наделяли чудотворными свойствами. Попытаемся понять, какие предпосылки послужили для развития религии, и какую роль она играла в поддержании политической власти.
1.Объединение страны и общегосударственные божества
Культ общеегипетских богов наметился еще до объединения страны. Однако именно в этот период божества становятся мощным общегосударственным инструментом объединения. Возвышая их культ до уровня поклонения всей страной, фараоны, прежде всего, укрепляли свою власть.
На объединение страны большое влияние оказал культ древнего бога Гора. Он был владыкой небес и земным царем одновременно. Чаще всего изображался с головой сокола или с огненным диском над головой и крыльями сокола. Изначально Гор был покровителем охотников и воинствующих племен. Его священным городом считается Иераконполе. По легенде, когда знаменитый вождь этой местности победил своих соседей, культ Гора распространился по всему Египту. Именно в этот период началось отождествление бога с сильной непобедимой властью фараона.
После перенесения столицы государства в Мемфис, главным богом страны становится Птах. Чаще всего древние египтяне ассоциировали его с образом мужчины в обтягивающей одежде. На голове у него всегда была корона. Именно этот атрибут олицетворял его власть и возвышал власть фараонов. Широко распространено мнение, что Птах унаследовал силу и ум от всех богов. С его именем связана мемфисская теория сотворения мира. Его мысль о сотворении мира привела к рождению вселенского света – Атума. По приданию, первые 9 богов возникли из его руки. По мнению древних египтян, Птах является творцом именно духовного мира.
С приходом 5 династии фараонов к власти в 2700 г. до нашей эры, распространился культ бога Ра. Изначально его имя связывали с местностью Гелиополем. Ра почитался в древнем Египте как бог Солнца. Именно он осуществлял смену дня и ночи. Считалось, что днем он совершает путешествие на своей барке по Верхнему Нилу, а ночью – по Нижнему Нилу. В подземном царстве он ежедневно борется с могущим драконом Апопом и возвращается на небеса с рассветом. Большое значение в образе Ра древние египтяне уделяли глазам. Считалось, что его правое око может победить любую вражескую армию. А левое око – исцеляет от любых недугов. Некоторые фараоны отождествляли себя с сынами бога солнца, поэтому в их именах присутствовала частица «Ра». Храмы, построенные в честь бога солнца, по своему оформлению и убранствам ничем не уступали дворцам фараонов.
Таким образом, с возвышением города как политического центра, его местные божества автоматически переходили в статус общегосударственных. Однако с объединением государства некоторые божества приобретали почитателей за своей территорией. Обычно они покровительствовали определенной профессии. Например: бог Тот стал покровителем поэтов и писцов, богиня Сехмет – яростный помощник в боевых действиях и т.д. Помимо широкого распространения огромного количества божеств, египтяне трепетно относились к их символическим животным. Недаром в стране священным животным считалась кошка, за убийство которой человека могли забить до смерти на площади. Кроме того, почитался ястреб и ибис.
2. Религия и земледельческие культы поклонения
На развитие египетской религии большое значение оказали народные земледельческие культы. Историей они изучены довольно скудно, так как во всех литературных источниках в основном описывалась государственная религия, а не народные традиции. Божеств, которые отождествляли с плодородием, достаточно много. В этом списке Хнум, Исида, Мин, Амон. Однако центральной фигурой на уровне страны выступал бог Осирис. Он отождествлялся с покровителем производственных сил. По легенде, именно он отучил египтян от людоедства, научил сеять злаки и выращивать виноград. Кроме того, благодаря нему древние египтяне научились печь хлеб и производить вино. Считалось, что Осирис покровительствовал развитию ремесел. Поэтому в период возвышения его культа личности над страной началась добыча золотой и медной руды. Именно с его именем связывают развитие врачебного искусства в стране. Образ Осириса был попросту необходим для перехода страны на новый этап развития.
3. Религия и обожествление царя
На египетской религии держалась вся власть фараонов. Она была мощным инструментом подавления недовольства серых масс народа. Начиная с 5 династии, фараоны стали отождествляться с сынами бога солнца и им приписывались божественные силы. На территории страны считалось, что власть фараонам дана от высших существ, поэтому она неоспорима. Такое мнение бытовало до самого заката египетской цивилизации и победы христианства. Особый почет к верховной власти проявлялся в повседневных церемониях: целованиях земли у ног фараона, запрет произносить его имя вслух и т.д. Только фараон мог входить в святилище бога и приносить ему жертву.
4. Религия и вера в загробный мир
С развитием государства религиозно-магический ритуал погребения существенно меняется. Он становится более сложным. Особенно изменения коснулись погребения царей. Их гробницы усовершенствуются с каждой династией, с приходом 3 династии они возводятся как большие пирамиды. Вначале бальзамированию подвергались фараоны и их приближенные люди, затем это нововведение коснулось и средние слои населения. Погребальный культ тесно связан с верованиями о потусторонней жизни человека. Ни один народ мира не придавал такого значения жизни после смерти как египтяне.
Представители древнейшей цивилизации верили, что смерть забирает лишь тело человека. Душа, имя и двойник Ка остаются жить. Считалось, что душа превращается в птицу и улетает в небо. Особое значение в этой триаде придавалось невидимому двойнику Ка. Именно он продолжал жить вместо человека. Покойника снабжали всем необходимым, чтобы Ка не умер от жажды и голода.
О посмертной судьбе у древних египтян сложились свои представления. Предполагалось, что люди низкого социального статуса попадают на поля Иалу, где ведут привычный образ жизни. Люди знатного круга попадают в живописные тенистые сады со всеми благами. Именно там они отдыхают от земной жизни.
Древние египтяне были уверены, что умершим покровительствуют загробные божества. В каждой местности был свой бог. Однако на уровне государства царями загробного мира считали бога Ра и Осириса. Считалось, что души умерших стремятся сесть в лодку бога Ра и ежедневно совершать с ним путешествие по небу. Однако большую важность получило связь Осириса и загробного мира. По легендам, этот бог смог воскреснуть, поэтому египтяне верили в бессмертность душ. У Осириса просили покровительства для покойника. Его отождествляли с владыкой и судьей душ.
5. Религия и магия
Магическая практика играла не последнюю роль в религии Египта. Чаще всего она встречалась в медицинской сфере. Заговоры от болезней, от предполагаемых опасностей, привороты и отвороты – привычные явления для жизни египтян. Жрецы - высшая знать, стоявшая на ступень ниже фараонов. Именно на них опирались последние при ослабевании их власти. Древние египтяне с почетом и уважением относились к обрядам жертвоприношения. Дань, которую взимали храмы, шла в казну фараонов. Таким образом, религия и магия были неразрывно связаны между собой.
Египетская религия – интересное явление в мировой истории. Это и культ номов, и космогония, и политеизм, и вера в загробную жизнь. Нельзя сказать, что религия была единой на всей территории государства. В каждой местности присутствовал свой пантеон богов. Однако влияние некоторых распространилось на всю страну. У богов не было единого образа. Считалось, что они покровительствуют всем сферам жизни человека. Именно в религии говорится о бессмертности души человека и о существовании загробного мира. Египетская религия – мощный инструмент власти, позволяющий эффективно управлять сознанием людей. Именно с ней связано длительное отставание цивилизации на этапе рабовладельческого строя.