Архитектура древнего мира. Скальная архитектура Древнего мира (11 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА. Архитектура древнего мира


Основные этапы развития древнегреческой архитектуры

В развитии античной греческой архитектуры можно установить следующие основные периоды:

а) эпоха зарождения эллинского зодчества (от XII до середины VIII в. до н. э.). Первые четыре с половиной века этого огромного периода часто именуются «гомеровской» эпохой, поскольку гомеровский эпос является главным и ценнейшим источником наших познаний о древнейшей культуре античной Греции. Это — время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, которые приводят в VIII-VII вв. до н. э. к формированию античного рабовладельческого государства. Эпос и дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, с одной стороны, о прочных и живучих традициях предшествующей эгейской культуры (см. соответствующий раздел в первом томе «Всеобщей истории архитектуры»), с другой — о зарождении новых и самобытных черт, характерных для дальнейшего развития греческой культуры.

Для строительства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы;

б) архаический период (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.), в который завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство — полис. Разделение труда — не только между основными классами, но и между ремеслом и сельским хозяйством — приводит к развитию городов, становящихся центрами полисов, т. е. городских рабовладельческих общин или античных городов-государств.

В начале этого периода продолжает господствовать дерево-сырцовая техника, сочетаясь теперь в храмовом зодчестве с широким применением терракотовых облицовок, сменивших медные обшивки. Позднее она сохраняет свое значение в жилищном строительстве, тогда как в строительстве общественных зданий с конца VII в. до н. э. все шире применяется камень (известняк и к концу периода мрамор). Это — время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитектурных ордеров. Локальные особенности архитектуры различных областей греческого мира постепенно сглаживаются и складываются типически обобщенные архитектурные образы различных видов сооружений;

в) классический период (480-400 гг. до н. э.). Это — время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельческая демократия, а вместе с нею — искусство и архитектура.

Полное освоение широчайших выразительных возможностей ордеров приводит к небывалому до того многообразию и идейно-художественной содержательности архитектурных образов, придающих яркую индивидуальность каждому общественному сооружению. В архитектуре отдельных построек можно теперь проследить и личный почерк создавшего их профессионала — архитектора. Используя различные варианты ордеров как элементы единого архитектурного языка, мастера Аттики стремятся создать всеэллинский стиль. В Афинах впервые складывается теория градостроительства, включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов. Эта теория реализуется при строительстве нескольких новых городов. Складывается развитый тип греческого жилого дома, включающий иногда полностью окруженный портиками перистильный дворик. Появляются первые открытые каменные театры, одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний. Создаются замечательные новые и завершаются старые архитектурные ансамбли в больших городах и всеэллинских святилищах;

г) IV век до н. э. — время обострения внутренних противоречий в греческом рабовладельческом обществе, вступающем в начальную фазу разложения городов-государств. В строительстве этой эпохи ведущая роль переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. С упадком полиса храмы теряют свое исключительное место в зодчестве. Развивается архитектура светских и жилых зданий. Зодчие чаще стремятся не к монументальности, но к изяществу своих произведений. Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и появившемуся еще в V в. до н. э. коринфскому ордеру;

д) эпоха эллинизма (330-е гг. — I в. до н. э.) — время распада старых форм греческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток. В Малой Азии и в Египте создается ряд новых городов, которые становятся главными центрами торговой, культурной и художественной жизни. Культура эллинизма носит не собственно эллинский, а греко-восточный характер. В зодчество проникают элементы, порожденные художественным творчеством стран Востока. Архитектурные ордера варьируются часто только с декоративной целью, теряя в таких случаях былую лаконичность и монументальность. Вместе с тем создаются большие городские ансамбли, включающие некоторые новые типы архитектурных сооружений как декоративного, так и утилитарного характера, возводившиеся на основе значительного прогресса строительной техники и инженерии. «Храм утрачивает роль ведущего архитектурного типа, на его место выступают светские общественные здания и жилые дома. В интерьере и в архитектуре городских ансамблей теперь широко применяются колоннады, в частности перистили — колоннады, окружающие дворы и площади.

Глава «Основные этапы развития древнегреческой архитектуры» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Авторы: В.Ф. Маркузон, С.И. Сахаров (Москва, Стройиздат, 1973)

totalarch.ru

Скальная архитектура Древнего мира - 14 Июня 2013 | Земля

К скальной архитектуре относится множество структур. Среди них: жилье, гробницы, храмы, которые были высечены из скалы. Фасады и внутренняя планировка отражает архитектурный стиль, время, в которое было создано строение. Многие впечатляющие примеры скальной архитектуры – скальные монолитные образования, представляющие собой цельный материал.

Многие древние примеры скальной архитектуры, такие как древний город Петра в Иордании, вырезались на протяжении десятков сотен лет, при помощи долото.

Сложность работ по камню стала причиной того, что многие конструкции небыли завершены. Это касается и Панча Ратхами в штате Тамил Наду, в Индии.

Самые ранние и самые известные примеры скальных строений – Гипогей Паола (Мальта). Комплекс был построен приблизительно в 3000 г. до н.э. и обнаружен рабочими в 1902 году.

Одиннадцать монолитных церквей в Лалибела, (Эфиопия) – одни из последних созданных конструкций скальной архитектуры. Они были созданы около 1100 года н.э.

Храм Кайласанатха – один из многих скальных храмов- святынь в пещерах Эллоры, в Индии. Храмы создавались в 400-900 годах н.э. Территория комплекса храмов также является домом для гигантского сидящего Будды.

В то время как многие древние цивилизации создали свои вековые памятники архитектуры, Каппадокия в Турции является исключительным историческим местом, которое может похвастаться множеством исторических каменных конструкций, подземными городами, вековыми городскими пейзажами, которые напоминают муравейник. Все эти объекты населены людьми и по сей день.

Скальные гробницы – впечатляющая форма скальной архитектуры, которая была построена многими древними цивилизациями для захоронения престижных и богатых людей. Погребальные камеры часто высекаются в скале и запечатываются огромными каменными плитами. Некоторые скальные гробницы хорошо замаскированы под окружающую среду, другие – представляют собой внушительные храмы, которые когда-то были ярко окрашены для большей заметности.

Множество скальных гробниц были повреждены и утеряны вовремя землетрясений и извержений вулканов, но многие скальные памятники архитектуры сохранились и по сей день. Среди сохранившихся  памятников – один из наиболее известных – город Петра в Иордании, Мавзолей Эль-Хазне — яркий пример величайшего мастерства древних архитекторов и камнерезов. Трудно догадаться: как и при помощи каких инструментов были вырезаны детали мавзолея.

Скальные гробницы можно найти в Иерусалиме, среди пещер и подземных водных каналов, как искусственных, так и природных.«Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице, а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле».

Как правило, гробницы для царей сооружались строителями прямо в скалах, для большей надежности. Важной особенностью является выбор места для высечения. Так, строители обычно высекали гробницы в более твердом – низком пласте скалы.  Древние гробницы делились на 2 вида: открытые ( высеченные в скале) и закрытые (катакомбы).

Если существует город живых,  значит есть и город мертвых. В древних цивилизациях считалось нормой – похоронить умершего в некрополе, что означает «город мертвых», в переводе с греческого языка. Город  Некрополь был построен в городе Миры, в древней Ликии (ныне часть провинции Анталья, Турция).

Помимо города, некрополем называли места сосредоточения больших захоронений. Существует множество некрополей, к примеру: Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие некрополи.

earth-chronicles.ru

Скальная архитектура Древнего мира (11 фото)

К скальной архитектуре относится множество структур. Среди них: жилье, гробницы, храмы, которые были высечены из скалы. Фасады и внутренняя планировка отражает архитектурный стиль, время, в которое было создано строение. Многие впечатляющие примеры скальной архитектуры – скальные монолитные образования, представляющие собой цельный материал.архитектура, скульптура, древний мир

Многие древние примеры скальной архитектуры, такие как древний город Петра в Иордании, вырезались на протяжении десятков сотен лет, при помощи долото.

архитектура, скульптура, древний мирархитектура, скульптура, древний мирархитектура, скульптура, древний мир

Сложность работ по камню стала причиной того, что многие конструкции небыли завершены. Это касается и Панча Ратхами в штате Тамил Наду, в Индии.

архитектура, скульптура, древний мирархитектура, скульптура, древний мир

Самые ранние и самые известные примеры скальных строений – Гипогей Паола (Мальта). Комплекс был построен приблизительно в 3000 г. до н.э. и обнаружен рабочими в 1902 году.

Одиннадцать монолитных церквей в Лалибела, (Эфиопия) – одни из последних созданных конструкций скальной архитектуры. Они были созданы около 1100 года н.э.

архитектура, скульптура, древний мирархитектура, скульптура, древний мир

Храм Кайласанатха – один из многих скальных храмов- святынь в пещерах Эллоры, в Индии. Храмы создавались в 400-900 годах н.э. Территория комплекса храмов также является домом для гигантского сидящего Будды.

архитектура, скульптура, древний мир

В то время как многие древние цивилизации создали свои вековые памятники архитектуры, Каппадокия в Турции является исключительным историческим местом, которое может похвастаться множеством исторических каменных конструкций, подземными городами, вековыми городскими пейзажами, которые напоминают муравейник. Все эти объекты населены людьми и по сей день.

архитектура, скульптура, древний мирархитектура, скульптура, древний мирИсточник: iburas.livejournal.com

Ссылки по теме:

fishki.net

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА Archives - АрхитектураАрхитектура

Эпоха архаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитие торговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель дало возможность грекам познакомиться с художественной культурой других народов. Город в эпоху

16 апреля 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ АРХАИКИ C VII-VI ВЕКА ДО Н. Э.) отключены

Эпоха архаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитие торговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель дало возможность грекам познакомиться с художественной культурой других народов. Город в эпоху

16 апреля 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ АРХАИКИ C VII-VI ВЕКА ДО Н. Э.) отключены

Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик но археологическим раскопкам было очень трудно, так как до наших дней не дошли постройки того

12 апреля 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XI-VIII ВЕКА ДО Н. Э.) отключены

Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик но археологическим раскопкам было очень трудно, так как до наших дней не дошли постройки того

12 апреля 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XI-VIII ВЕКА ДО Н. Э.) отключены

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пли коры (рис. 11.20), и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны (рис. 11.21).

6 апреля 2012 / Комментарии к записи Кариатиды и атланты отключены

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пли коры (рис. 11.20), и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны (рис. 11.21).

6 апреля 2012 / Комментарии к записи Кариатиды и атланты отключены

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер (рис. 11.19). Коринфский ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

4 апреля 2012 / Комментарии к записи Коринфский ордер отключены

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер (рис. 11.19). Коринфский ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

4 апреля 2012 / Комментарии к записи Коринфский ордер отключены

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической Эрехтейон в Афинах (420-393

3 апреля 2012 / Комментарии к записи Ионический ордер отключены

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической Эрехтейон в Афинах (420-393

3 апреля 2012 / Комментарии к записи Ионический ордер отключены

Колонна и дорическом ордере не имеет опорной части — базы (рис. 11.17). Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент

1 апреля 2012 / Комментарии к записи Дорический ордер отключены

Колонна и дорическом ордере не имеет опорной части — базы (рис. 11.17). Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент

1 апреля 2012 / Комментарии к записи Дорический ордер отключены

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и

24 марта 2012 / Комментарии к записи ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА отключены

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и

24 марта 2012 / Комментарии к записи ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА отключены

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и располагалась на берегах трех морей. В политическом и географическом отношении она делилась на Северную, с областями Эпир и Фессалия; Среднюю, с областями Фокила, где расположен город Дельфы с известным святилищем Аполлона, Беотия

23 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ отключены

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и располагалась на берегах трех морей. В политическом и географическом отношении она делилась на Северную, с областями Эпир и Фессалия; Среднюю, с областями Фокила, где расположен город Дельфы с известным святилищем Аполлона, Беотия

23 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ отключены

Освободительную войну с гиксосами предпринял последний представитель XVII династии Камее. Знать и сановники не поддержали Камеса, и тогда поход против гиксосов был объявлен якобы по приказу бога Амона. Изгнание гиксосов было завершено братом и преемником Камеса Яхмесом I. С Яхмеса

20 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА НОВОГО ЦАРСТВА XVIII-XX ДИНАСТИИ (1555-1090 ГОДЫ ДО Н. Э.) отключены

Освободительную войну с гиксосами предпринял последний представитель XVII династии Камее. Знать и сановники не поддержали Камеса, и тогда поход против гиксосов был объявлен якобы по приказу бога Амона. Изгнание гиксосов было завершено братом и преемником Камеса Яхмесом I. С Яхмеса

20 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА НОВОГО ЦАРСТВА XVIII-XX ДИНАСТИИ (1555-1090 ГОДЫ ДО Н. Э.) отключены

С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), которые вновь объединились лишь при XI-XII династиях. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощали казну. Строительство пирамид пагубно сказалось на сельском хозяйстве, которое зависело от искусственного

19 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА VII-XVII ДИНАСТИИ (2100-1555 ГОДЫ ДО Н. Э.) отключены

С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), которые вновь объединились лишь при XI-XII династиях. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощали казну. Строительство пирамид пагубно сказалось на сельском хозяйстве, которое зависело от искусственного

19 марта 2012 / Комментарии к записи АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА VII-XVII ДИНАСТИИ (2100-1555 ГОДЫ ДО Н. Э.) отключены

Архитектура... Самое название звучит мелодично, плавно, красиво, а между тем твердо и жестко. Архитектура или,по другому, зодчество - это собирательный обрат всего того, что сотворил человек, а именно - здания, сооружения, разнообразные конструкции и пр.,что может сформировать ту или иную среду для жизни и какой-либо деятельности человека. Архитектура воплощает в себя как какие-то отдельные дома, здания, постройки и их ансамбли, так и прилежащие к ним площади, дороги, проспекты, парки, скверы и все то, что дополняет и создает единый стиль и образ той или иной задумки. Любое сооружение, прежде всего, должно нести в себе функциональность и надежность, удобство и комфорт, но вместе с тем и визуальные свойства - красоту, уникальность, способность вызывать у зрителей определенные настроения и чувства, тем самым делая архитектуру искусством. А искусство, в свою очередь, подчинено эпохе, времени, обществу, его взглядам и направлениям. Архитектура жилища — могучее средство оптимизации жилой среды, наиболее массовый раздел архитектурного творчества, нацелена как на решение огромных по масштабу социальных задач (в нашей стране за последние пять лет построены жилые дома площадью свыше 400 млн. м2, или 8,3 млн. новых квартир, позволивших улучшить жилищные условия более 41 млн. человек), так и на создание художественно осмысленной, функционально и эстетически полноценной жилой среды. Дома строятся добротно, качественно, красиво, вдохновляют архитекторов и строителей, являются основополагающими и при решении сложных проблем повышения уровня архитектуры массового жилища. Преодоление существенных недостатков в этой области, как в сфере проектирования, в практике застройки, в эстетике и качестве индустриального домостроения (именно эти процессы получили наибольшее развитие в последний период) является в настоящее время предметом наибольших забот архитекторов.

www.architekture.info


Смотрите также