Религия древней японии. Какую религию исповедуют японцы? Религия населения японских островов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Синтоизм - религия, которую японцы исповедуют с древних времен. Религия древней японии


3.2. Религия Древней Японии (синтоизм). История религии : конспект лекций

Долгое время Япония пребывала в культурной изоляции, что не замедлило сказаться на характере сложившейся в ней религии, сумевшей объединить в себе столь различные проявления религиозного чувства, как неотступное следование самураев своему кодексу чести, а вместе с ним и врожденную вежливость японцев и их стремление максимально угодит гостю.

Согласно мифологическим представлениям древних японцев мир изначально представлял собой соединение неба и земли, которые, не подчиняясь внешним причинам, а исключительно собственному желанию, породили несколько божественных пар. Последней из них и наиболее могущественной была супружеская чета Идзанаги и Идзанами. Именно Идзанаги считается основателем Японии – с поднятого им копья в мировой океан упали капли влаги, которые, затвердев, и стали грядой японских островов. Кроме того, Идзанаги породил и солнечную богиню Аматерасу, которая стала покровительницей японцев и наиболее почитаемым божеством из всего японского пантеона. Ее отпрыском считался император Дзимму – основатель японской императорской династии, прямые потомки которой правят Страной восходящего солнца (как аллегорически называют Японию) до сих пор.

Помимо некоторых общезначимых божеств, которым поклонялись все представители японской нации, каждый род и семья имели своих собственных родовых богов-покровителей (коми). Общее количество божеств в Японии было настолько огромным, что зафиксировать их всех поименно оказалось невозможно. Древнейшие сохранившиеся до наших дней религиозные трактаты, написанные в VII–VIII вв. (Кодзики и др.), дают только общую численность богов, равную в зависимости от разных источников то восьми тысячам, а то и миллиону. Особых ритуалов поклонения этим богам в японской религии не зафиксировано, но местом их обитания считался небольшой каменный храм, выстраиваемый, как правило, во дворе родового жилища. Сами японцы не придумали названия для своей исконной религии, поэтому за них это пришлось сделать соседям – китайцам. Словосочетание «син-то», послужившее основой для наименования национальной японской религии – синтоизма, в переводе с китайского языка означает «путь местных богов».

Несмотря на то что значительное место в культуре Японии занял проникший в островное государство в Средние века буддизм, синтоизм сумел ужиться с новой религией и настолько органично влиться в нее, что зачастую в буддистских храмах отдельный угол выделялся под фетиши духов-покровителей, служивших объектами синтоистского поклонения. Существовали (и продолжают существовать до сих пор) в Японии и сугубо синтоистские храмы, отличающиеся более скромной отделкой, нежели их буддистские аналоги, а также практически полным отсутствием каких-либо предметов культа. Роль последних в синтоистской религии играют эмблемы божеств в виде фигурок животных (наследие первобытного тотемизма). Служителями синтоистского храма выступают специальные жрецы (каннуси), должность которых является наследственной и передается в рамках одной семьи от отца к старшему сыну. Ритуал поклонения фигуркам богов также предельно упрощен, он состоит в поднесении скромных даров (рис, фрукты, дары моря т. д.) и произнесении установленных магических формул.

Моральные требования, обращаемые синтоистской религией к своим почитателям, немногочисленны и носят вполне мирской характер. От исповедующего религию своих предков требуются безусловное подчинение императорской власти и признание божественного происхождения императора; чистота, понимаемая как в аспекте повседневной чистоплотности, так и в отказе от соприкосновения с ритуально нечистыми предметами или животными и от совершения неблаговидных поступков. Интересно, что в синтоизме осуждалось жестокое обращение с животными, в то время как по поводу аналогичного отношения к людям религиозные заповеди умалчивали.

В XIX в. установление военной диктатуры микадо привело к тому, что синтоизм был объявлен государственной религией, а буддизм подвергся запрету. Это объяснялось наличием в синтоистской религии безоговорочного одобрения любых действий, совершаемых императором. Но взаимодействие двух этих религий оказалось настолько прочным, что уже в 1889 г. в Японии был издан закон, официально провозглашавший свободу вероисповедания.

В современной Японии синтоизм продолжает играть ведущую роль в религиозной жизни страны, хотя область его распространения больше ограничивается сферой семейной жизни, нежели публичными церемониями, которые носят скорее праздничный, чем религиозный характер. Несмотря на то что синтоизм не является единой религией, а распадается на множество отдельных течений, борьбы между ветвями синтоизма нет, поэтому каждая японская семья вольна придерживаться той версии синтоизма, к которой принадлежали ее предки, либо изменить ее в соответствии со своими собственными намерениями.

Современная японская культура, приветствующая расцвет новых компьютерных технологий и всячески поощряющая усилия по все большей технизации и информатизации общества, с завидным чувством гармонии продолжает совмещать технический прогресс с традиционными формами религии. На смену средневековым профессиональным корпорациями приходят ультрасовременные фирмы, но неизменным остается сам японский принцип ведения дел, заключающийся во взаимном уважении деловых партнеров, соблюдении четкой субординации и иерархии в рамках каждого отдельного предприятия – тех нормах, которые столетиями воспитывались в японцах благодаря синтоистской религии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религия в современной Японии и верования древних японцев

Страна восходящего солнца в представлении жителей европейских государств окутана ореолом загадочности и экзотичности. Обычаи, традиции, религии и жизненный уклад японцев очень сильно отличаются от нравов, порядков и обычаев, принятых в европейском обществе, поэтому большинство из европейцев, решивших переехать на пмж в Японию, до конца жизни чувствуют себя чужими в этом островном государстве. Несомненно, для того, чтобы лучше понять философию и нравы японцев, необходимо изучить культуру и религию граждан страны восходящего солнца, ведь именно верования и культурные традиции оказывают ключевое воздействие на формирование личности человека и определение своего места и роли в социуме.

 

Религия древней Японии 

 

Японское общество во все времена было закрытым, и хотя японцы имели торговые и политические связи с китайцами, индийцами и гражданами некоторых других государств, чужаков редко допускали в свое общество, и тем более - в управление. Поэтому религия Японии формировалась внутри закрытого общества, и до средних веков нашей эры на нее практически не оказывали влияния верования других народов. Религиозное верование древней Японии полностью отражало все нравы и традиции патриархального родоплеменного общества.

 

Поклонение духам камиДревнейшей религией Японии было верование в божеств ками - бесчисленных духов-покровителей рода, предков, земли, стихий. Ками в переводе с древнеяпонского значило "высший, начальник", поэтому каждый японец почитал ангелов-хранителей и духов, молился им и приносил им жертвоприношения в храмах, священных местах и в собственном доме. Посредниками между духами-богами и простыми людьми выступали жрецы, которые служили при храмах, но также в каждом роду был свой жрец, так как каждая японская семья, помимо верховных ками, чтила и своего духа-покровителя. Это объясняется тем, что древние японцы считали, что каждый род произошел от одного из бесчисленных божеств, поэтому у всех семей были свои духи-покровители. С V-VI веков главным жрецом стал считаться император, и именно императорский двор руководил деятельностью главных храмов.

 

Однако нельзя сказать, что древние японцы были излишне религиозны - они уделяли внимание, прежде всего, мирским делам и делам семьи, а также делам на благо Японии. Для японцев император был и остается до сих пор священным, так как согласно их верованию, основательницей династии правителей государства была верховная богиня Аматэрасу-о-ми-ками - богиня Солнца, которая стояла выше других ками. Законы, распоряжения и приказы императора для японцев всех сословий были неоспоримыми, а непослушание или предательство императора каралось смертной казнью.

 

Синтоизм - традиционная религия Японии     

 

Синтоизм - традиционная религия ЯпонииВо времена раннего средневековья, когда были наложены торговые и политические связи Японии и Китая, на религию японцев начал оказывать влияние буддизм - одна из трех мировых религий. В тот же период времени религия Японии обрела свое название, ведь именно китайцы начали называть веру в духов-божеств ками синтоизмом. В шестом-восьмом веке нашей эры достаточно много китайцев, занимающихся торговлей, переселились на острова Японии, и именно они способствовали распространению буддизма и конфуцианства в стране восходящего солнца. Однако подавляющее большинство японцев не отказались от своей религии, но привнесли в синтоизм некоторые постулаты буддизма - к примеру, запрет жестокого отношения к животным. Уже в те времена нередко можно было увидеть храмы, в которых одновременно поклонялись и Будде, и ками.

 

В отличии от большинства религий, в синтоизме нет множества четко прописанных правил, норм и запретов, которым должны следовать адепты этого верования. Это обстоятельство сами японцы объясняют тем, что в их народа высокие моральные и нравственные качества в крови, и синтоистам не нужны религиозные запреты, чтобы не совершать аморальных поступков. Что касается культовых обрядов поклонения богам в синтоизме, они имеют 4 уровня:

1. Династийный синто - культ, доступный только императору и членам его семьи, ведь согласно верованию, обращаться к верховным богам и проводить ритуалы, связанные с просьбами и подношениями им, могут только люди с династии правителей Японии.

2. Тэнноизм - обязательный для всех синтоистов культ императора, основанный на почитании и вере в высшее происхождение династии правителей.

3. Храмовый синто - культ, включающий в себя поклонение общим богам и духам-хранителям определенной территории; такие поклонения и ритуалы проводятся в местных храмах, причем в каждом регионе Японии чтят и общих, и собственных ками.

4. Домашний синто - поклонение богам-покровителям рода; так как у каждой семьи есть свой дух-покровитель, соответствующие обряды и ритуалы глава семьи (рода) проводит дома. 

 

Камикадзе - "духи ветра" и воины-смертники японской армии Как и другие "восточные" религии, синтоизм не отвергает возможность реинкарнации, однако синтоисты уверены, что бессмертная душа человека после смерти может не только вселиться в другое живое существо либо в предмет, но и стать ками либо ангелом-хранителем. Для того, чтобы дальнейший путь души был более легким и она могла достичь божественного уровня, японцы проводят поминальные обряды. Также, согласно верованию, люди, отдавшие свою жизнь за императора либо погибшие, защищая честь и интересы родины или семьи, сразу становятся ками, и именно на этой вере были основаны некоторые традиции самураев в средневековье и солдат-камикадзе во времена Второй мировой войны.  

 

Религии современной Японии

 

Синтоизм был признан официальной религии Японии в конце XVIII века, и имел этот статус до окончания Второй мировой войны. Послевоенная доктрина включала в себя пункт об отделении религии от государства, и сейчас Япония официально считается светской страной. Тем не менее, большинство японцев исповедуют синтоизм и придерживаются традиций предков, и несмотря на ошеломляющие достижения японского народа в науке, производстве высокотехнологичных изделий и экономике, сами японцы остаются сторонниками консервативных взглядов.  

 

Буддизм в ЯпонииВторой после синтоизма религией Японии является буддизм, причем многие японцы не разделяют эти два верования, а считают себя адептами и синтоизма, и буддизма одновременно. Помимо синтоистов и буддистов, в стране восходящего солнца есть общины мусульман и христиан, а также последователи конфуцианства, индуизма, иудаизма и др. Наряду с синтоизмом и тремя мировыми религиями в Японии с начала средневековья есть многочисленные религиозные секты, которые противопоставляют себя всем остальным верованиям. Наиболее известной из таких сект является «Сока гаккай», члены которой ведут активную деятельность на политической арене. Однако в целом японцы очень толерантная нация, поэтому несмотря на деятельность адептов отдельных деструктивных культов, установленную законом свободу вероисповедания каждого человека никто не нарушает, и сами японцы предпочитают не навязывать свои религиозные предпочтения другим. 

 

sam-sebe-psycholog.ru

Религия в Японии: основные религии Японии

Страна восходящего солнца всегда манила своей загадочностью и закрытостью. На протяжении нескольких веков европейцы пытались наладить контакты с этой загадочной страной, и только в 18 веке им удалось добиться относительно стабильных торговых отношений. Сегодня проблем с посещением Японии нет, однако, туристы часто не понимают коренных жителей островов, ведь их поведение и менталитет кардинальным образом отличается от европейского. И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к страницам истории, дабы понять, какая религия в Японии прижилась и какое влияние оказала на менталитет японцев.

Национальная религия Японии формировалась на протяжении долгого времени. Древний народ страны восходящего солнца верил в духов, магию и тотемы. Так сформировалось первое анимистическое представление о мире у древних японцев. Они одухотворили всю неживую природу.

Религия в Японии

Синтоизм в Японии

Религия Японии синтоизм гласит, что божество можно вызвать возле священного места двойным хлопком в ладоши. Кровавые жертвоприношения в Японии не практиковались, каждый обряд был направлен на развитие дружелюбных отношений с природой и окружающим миром.

Учение синтоизма основывается на:
  • Вере в одухотворенность природы. Японцы считают, что жизнь есть в каждом объекте и субъекте природы, будь то камень или растение.
  • У каждого предмета есть душа – ками.
  • Камни – покровители родов и семей. Вообще, камни у японцев олицетворяют не только род и семью, но и вечность (коренное население Японии верит, что после смерти душа человека заключается в камне для того, чтобы охранять свой род).
  • Главный духовный принцип жизни – единство с природой и людьми. Материальный мир считается единственным местом, где люди и природа могут взаимодействовать.
  • В синто нет разделения на добро и зло, как это можно наблюдать в других религиях. Например, противостояние тигра и его добычи – это естественный процесс для японцев, по этой причине они не клеймят тигра «злым» за его желание кушать.

Традиционные верования японцев берут свое начало с 4-3 тыс. до н.э., когда на территорию современной Японии пришли первые племена монголов. Примитивные верования, основанные на тотемизме, анимизме и магии находились в законсервированном виде до 7 века, пока их не укомплектовали в философское течение – синтоизм. Одновременно с формированием государственной религии синто в Японию пришло другое учение – буддизм.

Религия в Японии, буддизм

Буддизм в Японии

Приблизительно в середине 6 века в Японию через Тибет и Китай попадает буддизм. Новая религия начала быстро распространяться по стране, однако, прочно закрепиться ей не удалось. В то время в стране начались войны за передел сфер влияния, и монолитная с религиозной точки зрения раскололась Япония, религия буддизм быстро начала отвоевывать сторонников традиционных верований.

Причины укрепления буддизма в Японии основывались на 4 основных истинах этого верования:
  • Вера в нирвану – идеальное состояние тела и души.
  • Вера в реинкарнацию.
  • Буддистам обещали лучшую жизнь после смерти.
  • Простота в богослужении (буддисты не были сторонниками пышного церемониала и сложных ритуалов).

В 7-8 веке в Японии начали появляться буддистские школы с разными учениями. Например, появилась школа Хоссо-сю (657), где веровавших обучали молитвам, которые должны привести их к спасению после смерти. В этой школе не практиковалась медитация и изучение священных текстов.

Вторая по популярности была школа Куся, основанная в 660 году. Ее ученики большую часть своей жизни уделяли изучению «Абиходхармакоши» – обще буддийского знания.

Сосуществование буддизма и синтоизма продолжалось до середины 19 века, когда в 1868 году древняя религия японцев – синто не стала государственной. С этого времени в стране начали расти националистические настроения. Появилась вера в особое предназначение японской нации, нетерпимость к низшим расам – корейцам и китайцам. Одним словом, Япония начала наращивать военную мощь для захвата земель Китая некогда в далеком прошлом принадлежавшим стране восходящего солнца.

Религия в Японии

Христианство в Японии

Первые миссионеры появились на японских островах в середине 16 века. С именем иезуита Франциска Ксаверия неразлучно связаны первые христианские проповеди в Японии.

На первых этапах миссионеры столкнулись с проблемами:
  • Тотальное непонимание представлений японцев (европейцы недоумевали с того, как японец мог часами стоять над камнем и рассматривать его).
  • Морской путь в Японию был длинным и опасным (повсюду в водах Индийского и Тихого океанов водились пираты).
  • Преследования со стороны правительства.

Тем не менее христианам удавалось проникать на японские острова, однако, местная власть не принимала их. Сёгунат Токугава в 1612 году запретил учение христиан и обязал правоохранительные органы вести репрессивную политику по отношению к миссионерам. Христиане вынуждены были уйти в глубокое подполье. Тех, кто не успел спрятаться – отправляли домой. Во всех остальных случаях беззащитных миссионеров публично казнили, издевались над ними и заключали в тюрьмы.

Так продолжалось до 1859 года. В этом году правительство страны приняло Ансэйские договора, согласно которым христиане получили право свободно приезжать в страну, но, читать проповеди запрещалось. Миссионеров, осмелившихся нарушить этот приказ, немедленно и жестоко казнили.

Несмотря на преследования, христианство в Японии оставило заметный след. Миссионерам удалось донести до сердец японцев идеи:

  • Милосердия.
  • Любви.
  • Свободы и равенства (в дальнейшем эта идея способствовала формированию парламентаризма в стране).
  • Любви к ближним (после окончания Второй мировой войны японцы отказались от своих претензий на земли Маньчжурии).

Религия в Японии видео

Современная Япония

В наши дни в Японии получили широкого распространения две религии: буддизм и синтоизм. Почти 97 % населения являются буддистами и синтоистами. Тем не менее основная религия в Японии – атеизм, поскольку большая часть населения лишь формально относится двум религиям – буддизму и синтоизму. Только 30% всего населения идентифицируют себя верующими.

Что касается христианства, то на его долю припадает только 2% всего населения Японии. Традиционная религия Японии на современном этапе почти не развивается, а, наоборот – находится в упадке. Традиционные верования почитаются в очень узких кругах. Всего староверов по Японии религиоведы насчитывают не больше 120 тыс. человек.

Похожие записи:

amazingjapan.info

Какую религию исповедуют японцы? Религия населения японских островов

Известно, что Япония – одна из ведущих стран мира в области науки и техники, международной политики и торговли. Но, несмотря на экономическое чудо, произошедшее в этом государстве после Второй мировой войны, ее народ до сих пор сохранил свою неповторимую самобытность. Именно она существенно отличает японцев от остального мира. Да, их культура многое позаимствовала у других народов. Но они с успехом сумели приспособить все новшества под свои традиции. Однако неизменной культурной основой Страны восходящего солнца до сих пор остается исконная религия японцев.

Народные верования

Несмотря на высокое развитие информационных технологий, для жителей западных стран японская культура до сих пор остается загадкой. Особенно это касается старинных верований. Если спросить, какую религию исповедуют японцы, то многие ответят, что буддизм. Но это утверждение не совсем правильно, так как данное вероучение проникло на острова из Китая лишь в VI веке. Именно тогда на эти земли стали приезжать первые буддийские монахи. Они привозили с собой священные книги, написанные на их родном языке. Возникает следующий вопрос: какая религия у японцев была до появления буддизма?

Учеными доказано, что изначально у каждого народа существовали свои верования, которые подразумевали определенную религиозную практику, никак не связанную с церковной иерархией. Это был целый ряд действий и представлений, которые основывались на суевериях, предрассудках и т. п.

Японцы религия

Древние культы

В Японии издавна поклонялись различным живым существам. Одним из самых распространенных являлся культ лисицы. Божеству в образе этого животного с человеческим телом и разумом посвящали специальные храмы, дошедшие и до наших дней. Там до сих пор собираются люди, обладающие так называемой лисьей натурой. Впадая в транс под звуки барабанов и истошные завывания священников, они думают, что в них вселяется священный дух, посылающий им дар провидцев, способных предсказывать будущее.

Кроме лисицы, японцы поклоняются и другим живым существам, к примеру, змеям, черепахам, стрекозам и даже моллюскам. Вплоть до недавнего времени главенствующим животным считался волк. Его называли духом гор Оками. Крестьяне обычно просили его о защите посевов и самих себя от различных бед и напастей, рыбаки – о ниспослании попутного ветра и т. д. Но какому бы животному ни поклонялись древние и современные островитяне, это всего лишь верования. О том, как называется религия японцев на самом деле и что она собой представляет, попробуем разобраться в данной статье.

Религия японцев

Синто – путь богов

По всеобщему признанию ученых, древняя религия на островах Японии развивалась отдельно от китайской, и достоверных источников ее возникновения до сих пор не найдено. Называется она синто, или путь богов. По правде сказать, для большинства японцев не столь важно происхождение и суть данной религии, для них она одновременно является традицией, историей и самой жизнью.

Синто можно сравнить с древней мифологией, а смысл и цель самого синтоизма заключается в утверждении самобытности культуры Японии и божественного происхождения ее народа. Согласно этой религии, сначала появился император (микадо), являющийся потомком небесных духов, а затем и каждый из японцев – его отпрысков (ками). В этом случае объектом поклонения считаются предки, точнее, души умерших покровителей семей.

Какую религию исповедуют японцы

Письменные источники

Основными религиозными документами синтоизма являются два сборника мифов – Нихонги и Кодзики, написанные придворными императора после 712 года, а также подробные инструкции с древними молитвами и ритуалами – Энгисики. Историки считают, поскольку данные письменные источники появились намного позже событий, о которых идет речь, там могут быть несколько искажены первоначальные духовные практики и верования синтоизма. Но, как бы то ни было, из них видно, что древние японцы, религия и традиции которых были сосредоточены в основном вокруг их семьи и рода, а также земледельческих праздников, боготворили жизнь.

Шаманы, которые выполняли обязанности служителей культа и разговаривали с верующими от имени предков (ками), считались воинами, сражавшимися со злыми духами. Они вызывали богов, используя при этом Кагура – традиционные для этой религии священные танцы, исполняемые молодыми девушками. Можно с уверенностью сказать, что многое из традиционного японского искусства, музыки и литературы своими корнями восходит именно к древним шаманским ритуалам синтоизма.

Национальная религия японцев

Базовые религиозные концепции

Очень интересным является взгляд на мир, который сумели сформировать верующие японцы. Религия синтоизма базируется на пяти основных концепциях, и первая из них звучит так: мир создал не бог - он возник сам по себе, и он не просто хорош, а совершенен.

Вторая концепция воспевает силу жизни. Согласно японской мифологии, первый секс произошел между божествами. Именно поэтому мораль и физическая близость между мужчиной и женщиной в сознании японцев никак не связаны между собой. Из этого следует, что все естественное должно уважаться, а все «не чистое» - осуждаться, но при этом все можно подвергнуть очищению. Благодаря таким убеждениям японцы склонны адаптировать практически любую модернизацию, очистив и скорректировав ее согласно своим традициям.

Третья концепция синто – единство истории и природы. Данная религия японцев не разделяет мир на живое и неживое, т. е. в человеке, животном или любой вещи живет ками. Это божество обитает не в потустороннем мире, а живет вместе с людьми, поэтому верующим не нужно искать спасения где-то еще - оно постоянно находится рядом, в повседневной жизни.

Четвертая концепция – это многобожие. Так как синто тесно связан с родовыми божествами, он появился из культов, воспевающих природу конкретной местности. Различные колдовские и шаманские обряды лишь к V или VI веку стали понемногу приводить к известному единообразию, и то только тогда, когда император решил взять под контроль деятельность всех синтоистских святилищ. Тогда же специально созданный департамент составил список всех богов синто, которых оказалось ни много ни мало, а 3132! С течением времени их количество только увеличивалось.

Какая религия у японцев

Национальная религия японцев

Последняя концепция синто имеет национально-психологическую основу. Согласно ей, боги ками создали не всех людей, а исключительно одних японцев, поэтому чуть ли не с пеленок каждый житель Страны восходящего солнца знает, что он принадлежит к этой религии. Подобное учение сформировало две модели поведения. С одной стороны, ками связаны только лишь с японской нацией, поэтому будет выглядеть смешно и нелепо, если какой-либо иностранец начнет исповедовать синто. С другой же стороны, каждый верующий синтоист может стать приверженцем любой другой религиозной доктрины одновременно.

Религиозная практика

Сразу нужно сказать, что жизнь синтоистов достаточно разнообразна, хотя и вращается в основном вокруг святилищ. Обозначениями священной земли являются тории, представляющие собой большие ворота, напоминающие по форме греческую букву "П" с двумя горизонтальными реями. Далее, по пути к главному зданию святилища, обязательно будут расположены специально подготовленные места, предназначенные для омовений верующих.

Создавая свои ритуальные сооружения, японцы, религия которых, как выяснилось, значительно отличается от других вероисповеданий, разделяют их на несколько зон. На почетном месте всегда располагают синтаи (воплощение ками). Им может быть меч, какая-либо драгоценность или зеркало. Стоит отметить, что само синтаи – это не объект поклонения: верующие молятся божеству, обитающему в этом предмете.

Как называется религия японцев

Ритуал очищения

Пожалуй, серьезнее всего к нему относятся именно японцы. Религия синто по традиции требует особой чистоты. К примеру, женщина, которая идет на поклонение, не доходя до главного святилища, должна остановиться, чтобы совершить ритуальное омовение. После этого она возжигает благовония или делает приношение, опуская монетку в специальный ящичек для пожертвований.

Подойдя к святилищу, женщина должна повернуться к алтарю лицом и, склонив голову, дважды хлопнуть в ладоши, а потом сложить руки перед лицом ладонями вместе. Этот ритуал предназначен для призвания ками, однако его можно совершать и дома. Дело в том, что во многих японских домах есть ками-дана – маленькие семейные алтари, где проводят ритуал почитания предков.

Исконная религия японцев

Религиозные торжества

Главным праздником синтоизма считается ежегодный мацури, который в некоторых храмах может отмечаться и дважды в году. В это слово вложено понятие обо всей ритуальной системе, куда входит не только религия японцев, но и уклад их жизни. Обычно эти народные гуляния связывают с уборкой урожая или началом сельхозработ, а также с любой памятной датой, связанной с историей самого святилища или местного божества.

Надо сказать, что японцы, религия которых столь демократична, очень любят устраивать пышные празднества. О них служители храмов оповещают заранее всех без исключения, поэтому праздники мацури всегда собирают большие толпы людей, с удовольствием участвующих как в церемониях, так и в многочисленных развлечениях. Некоторые святилища даже устраивают торжества сродни красочным карнавалам.

fb.ru

Религия Древней Японии (синтоизм)

Количество просмотров публикации Религия Древней Японии (синтоизм) - 50

Долгое время Япония пребывала в культурной изоляции, что не замедлило сказаться на характере сложившейся в ней религии, сумевшей объединить в себе столь различные проявления религиозного чувства, как неотступное следование самураев своему кодексу чести, а вместе с ним и врожденную вежливость японцев и их стремление максимально угодит гостю.

Согласно мифологическим представлениям древних японцев мир изначально представлял собой соединœение неба и земли, которые, не подчиняясь внешним причинам, а исключительно собственному желанию, породили несколько божественных пар. Размещено на реф.рфПоследней из них и наиболее могущественной была супружеская чета Идзанаги и Идзанами. Именно Идзанаги считается основателœем Японии – с поднятого им копья в мировой океан упали капли влаги, которые, затвердев, и стали грядой японских островов. Вместе с тем, Идзанаги породил и солнечную богиню Аматерасу, которая стала покровительницей японцев и наиболее почитаемым божеством из всœего японского пантеона. Ее отпрыском считался император Дзимму – основатель японской императорской династии, прямые потомки которой правят Страной восходящего солнца (как аллегорически называют Японию) до сих пор.

Помимо некоторых общезначимых божеств, которым поклонялись всœе представители японской нации, каждый род и семья имели своих собственных родовых богов-покровителœей (коми). Общее количество божеств в Японии было настолько огромным, что зафиксировать их всœех поименно оказалось невозможно. Древнейшие сохранившиеся до наших дней религиозные трактаты, написанные в VII–VIII вв. (Кодзики и др.), дают только общую численность богов, равную исходя из разных источников то восьми тысячам, а то и миллиону. Особых ритуалов поклонения этим богам в японской религии не зафиксировано, но местом их обитания считался небольшой каменный храм, выстраиваемый, как правило, во дворе родового жилища. Сами японцы не придумали названия для своей исконной религии, в связи с этим за них это пришлось сделать сосœедям – китайцам. Словосочетание ʼʼсин-тоʼʼ, послужившее основой для наименования национальной японской религии – синтоизма, в переводе с китайского языка означает ʼʼпуть местных боговʼʼ.

Несмотря на то что значительное место в культуре Японии занял проникший в островное государство в Средние века буддизм, синтоизм сумел ужиться с новой религией и настолько органично влиться в нее, что зачастую в буддистских храмах отдельный угол выделялся под фетиши духов-покровителœей, служивших объектами синтоистского поклонения. Существовали (и продолжают существовать до сих пор) в Японии и сугубо синтоистские храмы, отличающиеся более скромной отделкой, нежели их буддистские аналоги, а также практически полным отсутствием каких-либо предметов культа. Роль последних в синтоистской религии играют эмблемы божеств в виде фигурок животных (наследие первобытного тотемизма). Служителями синтоистского храма выступают специальные жрецы (каннуси) , должность которых является наследственной и передается в рамках одной семьи от отца к старшему сыну. Ритуал поклонения фигуркам богов также предельно упрощен, он состоит в поднесении скромных даров (рис, фрукты, дары моря т. д.) и произнесении установленных магических формул.

Моральные требования, обращаемые синтоистской религией к своим почитателям, немногочисленны и носят вполне мирской характер. Размещено на реф.рфОт исповедующего религию своих предков требуются безусловное подчинœение императорской власти и признание божественного происхождения императора; чистота͵ понимаемая как в аспекте повсœедневной чистоплотности, так и в отказе от соприкосновения с ритуально нечистыми предметами или животными и от совершения неблаговидных поступков. Интересно, что в синтоизме осуждалось жестокое обращение с животными, в то время как по поводу аналогичного отношения к людям религиозные заповеди умалчивали.

В XIX в. установление военной диктатуры микадо привело к тому, что синтоизм был объявлен государственной религией, а буддизм подвергся запрету. Это объяснялось наличием в синтоистской религии безоговорочного одобрения любых действий, совершаемых императором. Но взаимодействие двух этих религий оказалось настолько прочным, что уже в 1889 ᴦ. в Японии был издан закон, официально провозглашавший свободу вероисповедания.

В современной Японии синтоизм продолжает играть ведущую роль в религиозной жизни страны, хотя область его распространения больше ограничивается сферой семейной жизни, нежели публичными церемониями, которые носят скорее праздничный, чем религиозный характер. Размещено на реф.рфНесмотря на то что синтоизм не является единой религией, а распадается на множество отдельных течений, борьбы между ветвями синтоизма нет, в связи с этим каждая японская семья вольна придерживаться той версии синтоизма, к которой принадлежали ее предки, либо изменить ее в соответствии со своими собственными намерениями.

Современная японская культура, приветствующая расцвет новых компьютерных технологий и всячески поощряющая усилия по всœе большей технизации и информатизации общества, с завидным чувством гармонии продолжает совмещать технический прогресс с традиционными формами религии. На смену средневековым профессиональным корпорациями приходят ультрасовременные фирмы, но неизменным остается сам японский принцип ведения дел, заключающийся во взаимном уважении деловых партнеров, соблюдении четкой субординации и иерархии в рамках каждого отдельного предприятия – тех нормах, которые столетиями воспитывались в японцах благодаря синтоистской религии.

referatwork.ru

Персональный сайт - Вопрос 2. Религия в древней Японии

Религия – попытка объяснить мистические переживания.

 

Буддизм

Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 корейским проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538. 5 век – время активных контактов с материком. Представление о буддизме было и до 6 века.

В Японию проникает Махаяна: миряне тоже могут достичь просветления.

 

1 этап: распространение среди элиты

Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточённой борьбы Сога удалось одержать победу, и буддизм получил официальное признание (им буддизм нужен был потому, что они имели материковое происхождение, они принесли с собой этот культ). Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему известного государственного деятеля — принца Сётоку (574—622), который составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорю-дзи. При императоре Сёму (правил в 724—749) буддизм был признан государственной религией. По официальному декрету (731) в каждой провинции был основан монастырь (кокубундзи), а в столичном храме Тодай-дзи была воздвигнута гигантская статуя Большого Будды (дайбуцу).

 

Чем понравился буддизм?

В Кодзики про буддизм ничего нет. В Нихонсёки про буддизм было довольно много, и возможно его написали как раз потому, что в Кодзики ничего не было, размыть систему с происхождением (вновь составленные списки). Кодификация императорского мифа, родов (кидзоку, годзоку) – закрепляют иерархию с помощью мифов – все ведут свое происхождение от божеств, а их ограниченное количество – самых выгодных божеств застолбили. Близкие к императору рода вели происхождение от небесных божеств, более низкие – от земных божеств или вообще военноначальников. Буддизм служил для размывания этой системы.

 

Шесть ранних школ японского буддизма периода Нара (VIII век)

Получив начальное развитие, ранний японский буддизм оформился в шесть школ периода Нара. Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была Санрон-сю (яп. 三論宗). В основе её учения лежали три трактата (Санрон яп. 三論). Эти шесть школ зародились или получили наивысшее распространение в периода Нара (710—794), они всерьёз занимались философскими проблемами, отчего их влияние на умы простых людей было незначительным. В этот период школы активно поддерживались правительством, а духовенство также активно вмешивалось в политику. Толерантное отношение буддизма к другим учениями позволяло ему мирно сосуществовать с национальной религией японцев — синтоизмом. При этом влияние буддийского духовенства на придворные круги возросло настолько, что даже побудило императора перенести столицу из Нара в Хэйан-кё (совр. Киото).

Школа Хоссо-сю, Школа Куся, Школа Дзёдзицу, Школа Риссю, Учение Кэгон-сю.

 

Сингон и Тэндай (c IX века)

В IX веке наибольшее влияние приобрели две новые школы, привезённые из Китая: Тэндай-сю (яп. 天台宗) и Сингон-сю (яп. 真言宗). Эти школы привлекали многочисленных сторонников, пользовались авторитетом при императорском дворе. В каждом учении есть и явные, и тайные элементы.

Экзотеризм – открытие учения для всех последователей. Кенкё.

Эзотеризм – мистицизм, внутреннее содержание, доступно для избранных. Миккё.

 

Школу Тэндай оcновал в VIII веке монах Сайтё (767—822). Он родился в Японии, но принадлежал к семье китайских эмигрантов. Оплот Тэндай — монастырь Энряку-дзи на горе Хиэй близ Киото, включавший более 3000 строений, со временем превратился в мощную крепость. Игнорируя буддийские заповеди, тэндайские монахи с оружием в руках вели борьбу с идейными противниками, преимущественно внутри собственной школы, нередко сжигали монастыри, осаждали Киото и Нару, требуя поддержки монастырей, и наводили ужас на столичное население, также вмешивались в политическую жизнь страны.

Сайтё: Тендай и Сингон – 2 стороны одной монеты. Либеральное учение. В центре сутра лотоса. Буддой могла стать даже женщина. Раньше звери должны были стать людьми, а женщины мужчинами. Потом после смерти Сайтё появились элементы эзотеризма: мантры, медитации.

 

Основателем Сингона является монах Кукай (Кобо Дайсё, 774—835). Главная сутра Сингона — «Сутра большого света». Центр Сингон-сю находится на горе Коя-сан в провинции Кии (совр. Вакаяма), был не менее внушительным, однако приверженцы этой школы предпочитали не прибегать к военной силе. Кукай первый стал проповедовать тантрический буддизм (варджьяна). Сингон – скорее эзотерическое учение. Передача знаний от учителя к ученику. Мнение Кукая: Сингон – лучшее учение. Явные учения помогают на 1 этапе, но не ведут к просветлению, а тайные помогают человеку понять, что он сам есть Буда. Сингон – истинное слово – могут услышать многие, но им надо помочь.

Кукай занимался также соотнесением синтоиских богов с буддийским пантеоном, разработал теорию «Рёбу-синто», что означает «двоякий путь богов». Идея его теории заключалась в том, что синтоиские божества — это японское проявление Будд и бодхисатв.

 

В 794 при императоре Камму новой столицей стал город Хэйан-кё — современный Киото. Император искал учёных монахов. Он вызвал Сайтё и отправил его вместе с группой монахов в Китай, чтобы изучать буддизм. Сайтё попал в школу тяньтай-цзун на горе Тяньтай, где получил ординацию и вернулся в Японию в 806, привезя с собой большое количество буддийских сутр и комментариев. Кукай учился в Китае в то же время, что и Сайтё, основатель школы Тэндай, они долгое время дружили. Сайтё многократно обращался к Кукаю за помощью, брал у него тантрические тексты, получал также наставления и инициации. Однако Кукай, дав Сайтё начальную инициацию и инициацию второго уровня, отказался дать ему высшую передачу, которая сделала бы Сайтё полноценным мастером тантрической школы, а потом отказался давать ему некоторые тексты, это привело к окончанию их дружбы в 812.

 

Эзотерика мешала проникновению в буддизм. Учитель передает знания ученику.

 

2 этап: распространение среди народа

Школы Чистой Земли (с XI века)

С середины XI века в Японии получили широкое распространение идеи о наступлении эпохи «конца Закона» (маппо), что явилось мощным стимулом поисков новых и более эффективных средств, которые позволяли бы достичь быстрого и гарантированного спасения. Пришедшее из Китая учение о Западном Рае или «Чистой земле» (Дзёдо), где пребывает будда Амитабха (яп. Амида), давший «изначальный обет» (хонган) спасти всякого, кто обратится к нему с искренним призывом о помощи, легло в основу нескольких амидаистских школ (см. Амидаизм). Ренин (1073—1132) основал школу Юдзу-нэмбуцу (яп. 融通念仏宗), Хонэн (1133—1212) — школу Дзёдо-сю, его ученик Синран (1173—1263) — Дзёдо-синсю. Эти школы различались в интерпретации конкретных методов, ведущих к спасению, но все они признавали преимущество спасения при помощи чужой силы перед спасением через «собственную силу», а наиболее эффективной практикой считали нэмбуцу — непрерывное произнесение формулы «Наму Амида Буцу!» («Слава будде Амида!»).

 

Дзэн (с XII века)

В конце XII века из Китая в Японию пришло учение школы дзэн. Родоначальником направления Риндзай-сю был Эйсай (1149—1215). Очень скоро Риндзай-сю завоевал в Японии прочные симпатии, прежде всего в среде самурайства и в императорском окружении, фактически превратившись в официально покровительствуемую идеологию. Распространение связано с тем, что кто-то из самураев рода Ходзё испугался монголов и его наставник Дзэновец посоветовал ему найти храбрость внутри себя. Тогда военноначальник издал рык и понял, что Дзэн ему подходит.

Почти все монастыри этого направления входили в иерархическую систему годзан (буквально «пяти гор»), находившуюся под непосредственным правительственным контролем. Монастыри годзан стали крупными центрами культуры, а проживавшие в них монахи были не только хранителями знаний, но и создателями литературы на китайском языке, получившей название годзан бунгаку («литература пяти монастырей»). Вплоть до начала XVI века интеллектуальная гегемония монахов годзан была почти полной.

 Основателем другого направления дзэн — Сото-сю был Догэн (1200—1253), один из наиболее глубоких и оригинальных японских мыслителей. Он предпочитал сторониться представителей власти, поэтому идеи Сото распространялись преимущественно в провинциях, где встречали поддержку со стороны местных феодалов.

 

Нитирэн (с XIII века)

В XIII веке возникла школа Нитирэн-сю, школа, возникшая непосредственно в Японии без помощи китайских или корейских проповедников. Её основатель Нитирэн (1222—1282) из всех буддийских сочинений особо выделял Лотосовую сутру (Саддхармапундарика-сутра; яп. Хоккэкё), которую также особо ценила школа Тэндай. Нитирэн утверждал, что только её изучение, а главное — почтительное отношение к ней может обеспечить благоденствие стране и счастье её почитателям. Для этого он рекомендовал практику даймоку — непрестанное повторение мантры «Наму Мёхо рэнгэкё!» («Слава Сутре Лотоса благого Закона!»).

 

В отличие от эзотерической школы Сингон, ориентировавшихся на придворную аристократию, или Риндзай-сю, опиравшейся на самурайство, школа Нитирэн-сю, равно как и амидаистские школы, благодаря простоте своих учений привлекали к себе многих простолюдинов, отчего получили широкое распространение в провинции. Не случайно именно амидаистские проповедники выступали в роли вдохновителей религиозных крестьянских бунтов (икко-икки), направленных против притеснений со стороны феодалов и чиновников.

 

Междоусобицы XIII-XVI веков и ослабление роли монастырей

Несмотря на непрекращавшиеся междоусобицы, в результате которых монастырские сооружения нередко сгорали дотла, на протяжении XIII-XV веков буддизм укреплял свои позиции, расширял сферы влияния, активно участвуя в политике. Только в конце XVI века, благодаря деятельности объединителей страны Ода Нобунага (1534—1582) и Тоётоми Хидэёси (1536—1598), экономическая мощь крупных монастырей была сломлена и они лишились былых привилегий.

 

Период Токугавского сёгуната XVII-XIX веков

Хотя правительство Токугавского сёгуната (1603—1868) отдавало предпочтение морально-этическим учению неоконфуцианства (нео-конфуцианство на трудах Джуси выдвигается на 1 план), отношение к буддизму в целом было довольно благосклонным, и он использовался в качестве удобного орудия по искоренению получившего в Японии распространение христианства, а также помогал властям осуществлять негласный надзор за населением. Каждая семья была приписана к конкретному храму (независимо от личных симпатий к определённой школе), в котором должна была регистрироваться. Одновременно в недрах буддийских школ шли активные процессы осмысления философских концепций и их последующая трансформация с учётом новых условий.

Стабильность. Прагматическое отношение к миру. Люди стали искать способ не уйти из мира, а остаться в нем. Самурай должен был уметь служить своему сюзерену. Основа режима – нео-конфуцианство. Фундамент – регламентации всех сторон жизни и морально-этические установки. Джуси – основатель нео-конфуцианства. Нео – аппелирует к отдельной личности, самосовершенствование отдельных людей. В магико-религиозной сфере оно проигрывало буддизму и синто. Ни один народный культ не был связан с НК. Конгломерат верований на основе буддизма и синто. Синто не воспринимался японцами как самостоятельная религиозная традиция – обыденное отношение. 

 

Упорядочение религий в период Мэйдзи

После свержения сёгуната (1868, Реставрация Мэйдзи) государственной идеологией был объявлен синтоизм, что свидетельствовало о росте в стране националистических настроений. Многие буддийские храмы были закрыты, однако это не свидетельствовало об окончательной утрате буддизмом своих позиций. В этот период государство упорядочило систему культов, определило статус школ, который в основном сохраняется до настоящего времени

 

Общество Сока Гаккай (яп. 創価学会 — «Общество созидания ценностей») — крупнейший японский необуддийский культ. Дальняя ветвь Нитирена. Священное писание –сутра Лотоса. Расцветает после войны. Характерной чертой общества является активное участие в японской политике и прозелитическая деятельность за пределами Японии. В 1964 члены общества создали политическую партию «Комэйто» («партия чистой политики»), которая придерживается центристской политической линии и выступает за следование этическим нормам в политической деятельности.

 

Аум Синрикё (яп. オウム真理教 о:му синрикё:) — ныне известная как «Алеф» — неорелигиозная организация, возникшая в Японии. Группа была основана Сёко Асахарой в 1987 году и получила мировую известность в 1995 году, совершив зариновую газовую атаку в Токийском метро.

 

Буддийские храмы: Тодайдзи, Кинкаку-дзи (Золотой павильон) и Гинкаку-дзи (Серебряный павильон), Киёмидзудера.

 

Бодхисаттвы: Каннон, Дзидзо:-босацу.

 

Синтоизм.

Синтоизм, синто (яп. 神道, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками (яп. 神). Ками может существовать на Земле в материальном объекте, при этом не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное ему место своими чувствами, мотивациями и поступками.

Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим» . В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (яп. 良し, хорошо) и аси (яп. 悪し, плохо), смысл которых — не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни. В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день — как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

 

История

Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто: экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств (древних Китая и Кореи), зарождение синто непосредственно на Японских островах со времён Дзёмон и др.

Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан (яп. 神祇官?, досл. «учреждение (по делам) земных и небесных богов») — главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.

Императрица Гэммэй повелела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу в 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности» (яп. 古事記 кодзики), а в 720 — «Анналы Японии» (яп. 日本書紀 нихон сёки или нихонги). Эти мифологические своды стали основными текстами в синто, некоторым подобием священного писания. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии.

Полицентричность. Синто состоит из многих элементов: храмовое, императорское, народное.

В 947 году появился свод «Энгисики» (яп. 延喜式?, «Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синто — порядок проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. Наконец, в 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Государственные храмы были разделены на три группы: в первую входили семь святилищ, непосредственно связанные с богами императорской династии, во вторую — семь храмов, имеющих наибольшее значение с точки зрения истории и мифологии, в третью — восемь храмов наиболее влиятельных клановых и местных богов.

 

Синтоизм и буддизм

Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.

На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Появились смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».

 

Синтоизм и японское государство

Камакура и Муромати – начало рефлексии по синтоизму. Ватараи Синто – Исэ синто – основать Ватараи Юкитадо. Концепция почитания богини Тоюукэ.

Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжало исповедовать синто. Миф о прямом божественном происхождении императорской династии от ками продолжал культивироваться. В XIV веке он получил дальнейшее развитие в трактате Китабатакэ Тикафуса «Дзинно сётоки» (яп. 神皇正統記 дзинно: сё:то:ки, «Запись подлинной родословной божественных императоров»), где утверждалась избранность японской нации. Китабатакэ Тикафуса утверждал, что ками продолжают жить в императорах, так что управление страной происходит в соответствии с божественной волей.

В XVII—XVIII веках под воздействием трудов многих теоретиков, в том числе последователей конфуцианства, сложилось учение кокутай (буквально — «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император — живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле и первосвященником, а синто был превращен в государственную идеологию Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией: высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь — храм Исэ, где почитали Аматэрасу, затем государственные, префектурные, уездные, деревенские. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной «нерелигии». Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Были введены праздники в честь императорской фамилии. В такие дни в учебных заведениях исполнялся ритуал поклонения императору и императрице, проходивший перед портретами правителей с пением государственного гимна.

Сенно-дзёи – почитание императора и изгнание варваров

Принцип единства ритуала и управления: сайсэй итти

Дзингикан – управление по делам небесных и земных божеств: все вопросы синто святилищ и ритуала, назначение священнослужителей. Преобразование в ведомство религиозного образования: + буддийские храмы + другие религиозные группы. Передача полномочий министерству внутренних дел (Департамент святилищ и храмов при Министерстве Внутренних Дел). Священники стали чиновниками.

Слияние синто с гос аппаратом: священнослужители стали чиновниками.

Исэ-дзингу – главный храм синто. Иерархия: 7 категорий святилищ:

  • Исэ - главное
  • Императорские
  • Государственные (подчинялись Дзингикан)
  • Префектуральные
  • Уездные
  • Деревенские
  • Локальные

Ясукуни-дзиндзя (храм мира в стране): списки погибших в войнах. Посетил Император: приравнение солдат к богам.

Свобода вероисповедания в рамках, не нарушающих мир и порядок и не угрожающих исполнению японскими подданными своих гражданских обязанностей.

Нужно было поставить синто над всеми религиями. Синто объявили не-религией. Святилища ограничиваются только обрядами и ритуалами, нет философии. Священникам запрещено принимать участие в заупокойном культе (перешел к буддийским священникам, благодаря этому поддерживалась связь с населением во время гонений). Объявление синто не религией заставило народ в обход принципа свобода совести соблюдать его ритуалы.

Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны, сформированной под контролем оккупационных американских властей. Император перестал считаться живым богом и первосвященником, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Государственные храмы утратили поддержку и особое положение. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.

 

Ермакова: верования были, но все культы были заимствованы и придуманы. В Мэйдзи выкатили синто, вот это наше исконное, но возможно ничего не было.

Или: была исконная религия, и в дальнейшем (с приходом буддизма и т.п.) усложнилась.

Ясукунидзиндзя.

east-baranoff.narod.ru


Смотрите также