Культура древней америки. Искусство первобытных и полукультурных народовИскусство древних культурных народов Америки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему: Художественная культура Древней Америки. Культура древней америки


Лекция . Культура доколумбовой Америки

К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Мезоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы; последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций; развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита -примерно 30-20 тысяч лет назад - и шло из Северно-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в 1 тыс. до н. э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос - носитель (название "ольмекская" является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т. д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н. э. населявшие Вераскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые "ритуальные центры", они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В 1 веке до н. э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах .континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н. э. и существовали до XVI века н. э. - до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н. э.), и поздний, или постклассический (X - XVI века н. э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская, возникшая е Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана - столицы одноименной цивилизации - свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60 - 120 тысяч человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и "дипломатов". Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг- проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток - безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромных силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение - Пирамида Солнца (высота 64, 5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана - "Цитадель", представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля - Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них - реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в Храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III -V1I веках широкое распространение получают изделия из керамики - цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом - и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII века н. э. Однако уже в конце того же века пре­красный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих лор остаются невыясненными - скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики. Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междоусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми - сначала с чичемеками, а затем теночки-аитеками - в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Тепочтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI века превратился в одну из самых мощных держав Америки - знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица - Теночтитлан - стала большим городом с населением 120 - 300, тысяч жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами "священный участок", внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой - кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры; они являются авторами слова "томаты". На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: "Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы".

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучалось мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители - бог-творец Ометекутли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог Солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль - покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кеиалькоатль. Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатекухали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь, учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы, великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем, что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 80-е годы нашего века, в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков - "Темпло Майор". Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койолыыаухки - сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т. д. Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI века. Однако вскоре этому цветению был положен коней. Испанцы захватили Теночтитлан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город - Мехико, ставший центром колониальных владений европейских завоевателей.

Лекция. Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя "самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки".

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения - труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I - IX века н. э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде - до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией; на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI --I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика - особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.

В IX - X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маялан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана - "Пернатого змея" в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еше одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем - изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида "Храм волшебника" в Ушмале. Она отличается от всех других тем. что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV; в'ека культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI века в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и Цивилизации остаются загадкой.

studfiles.net

Культура цивилизаций Древней Америки

Культура цивилизаций Древней Америки.

Подготовили:

Ученицы 11 «В» класса

МОУ «СОШ №94»

Котенёвы Дарья и Юлия.

Учитель: Соболева Н.Н.

Цивилизации Древней Америки формировались в условиях полной оторванности от остального мира. Но это не помешало, а во многом и помогло, развиться удивительным и самобытным культурам ацтеков, майя и инков.

Цивилизации Древней Америки формировались в условиях полной оторванности от остального мира. Но это не помешало, а во многом и помогло, развиться удивительным и самобытным культурам ацтеков, майя и инков.

Религия Одежда Образование и наука Искусство

Религия

Религия ацтеков вся посвящена солнцу и ставит дневное светило в центре всего мироздания. Ацтеки верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Жертвоприношения были широко распространенным явлением;

Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось.

Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось.

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги.

Одежда

Одеждой подчеркивала социальные различия между людьми, наряды отличались не только пышностью, но и продуманностью деталей.

Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Самыми распространёнными орнаментальными мотивами были изображения солнца, стилизованных раковин, драгоценных камней, змей, рыб, кактусов, бабочек, а также геометрические фигуры.

Встречались даже узоры, изображающие… падающий снег, хотя в Мексике такое природное явление — исключительная редкость.

Основным одеянием мужчин была набедренная повязка На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья и нижней юбки.

Основным одеянием мужчин была набедренная повязка На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья и нижней юбки.

Образование и наука

У ацтеков до 14 лет обучение детей было в руках их родителей. Юноши шли в школу с 15 лет. Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили писать и читать.

Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других — в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими Центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими Центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

Календарь инков — состоял из солнечного и лунного календарей, применявшихся цивилизацией Инков в доколумбовой Америке. Календарный год — из 12 месяцев по 30 дней в каждом — назывался уата или вата и мара и состоял из 360 дней плюс дополнительные.

Календарь инков — состоял из солнечного и лунного календарей, применявшихся цивилизацией Инков в доколумбовой Америке. Календарный год — из 12 месяцев по 30 дней в каждом — назывался уата или вата и мара и состоял из 360 дней плюс дополнительные.

Искусство

Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий.

Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков друг к другу без использования строительных растворов,

Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков друг к другу без использования строительных растворов,

У инков была богатейшая музыкальная культура. Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник.

У инков была богатейшая музыкальная культура. Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник.

rpp.nashaucheba.ru

Древние культуры Южной Америки

На примере Южной Америки можно проследить все стадии культурной эволюции, в некоторых случаях — даже одновременно: ведь в джунглях Амазонки и сейчас обитают первобытные племена, но в Южной Америке же развивалась великая культура инков. Наряду с ней (и до нее) в Южной Америке существовал еще целый ряд культур разного уровня — Чавин, Сан-Агустин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако, Чаму, Чибчи.

Как свидетельствуют научные исследования, люди стали проникать на территорию Южной Америки через Панамский перешеек в XI—Xтысячелетиях до н.э., а кVIIIтысячелетию, расселяясь по всей ее территории, достигли Магелланова пролива, куда доносится холодное дыхание Антарктики. Рельеф Южной Америки, ее климат более благоприятны для проживания на возвышенностях, где жгучее солнце не иссушает почву и реки. Там и оседали люди, порой поднимаясь до высоты 3-4 тысячи метров над уровнем моря. Так, крупнейший город современной Боливии, Ла-Пас, находится в Андах на высоте 3660 м.

Некоторые из южноамериканских культур исчерпали себя задолго до конкисты, но высочайшую из них, культуру инков, погубило нашествие конкистадоров во главе с Ф. Писарро в 1531 г. Позже на территории Южной Америки возник целый ряд государств, существующих и поныне — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла.

Племена, осевшие в неблагоприятных регионах — в джунглях, на полупустынных равнинах, в районе Огненной Земли так и не сумели выйти из первобытной стадии. Сыграло роль и то, что они были изолированы высокими горами, полноводными и стремительными реками, непроходимой сельвой. А вот в районе Центральных Аид и зоне между ними и Мезоамерикой расцвели разнообразные и самобытные культуры.

Первой из них по времени (1100 до н.э. — 300 до н.э.) была культура Чавин — «Сыновья ягуара с копьями». Город Чавин находился радом с вечными льдами, возникнув как культовый центр, и жили там высшие священнослужители. К нему вела дорога, прорытая через туннель на высоте 4.100 м. Знаменитый архитектурный ансамбль Чавина, располагаясь на террасах и ритуальных площадках, венчался четырехэтажным храмом в виде ступенчатой пирамиды, со множеством подземных коридоров, уходящих на дно реки. Центром храмового комплекса была четырехугольнаяБольшая площадьс обелиском «Божество на острие копья» — существа с лицом ягуара, человеческим телом и волосами-змеями. В другом комплексе, Серро-сечин, обнаружены 90 грубо отесанных фигур воинов с оскалом ягуара, во главе с военачальником, на поясе которого висят отрубленные головы врагов.

Судя по культу ягуара (его могла заменять уже и пума, более характерная для Южной Америки), культура Чавин произошла от ольмеков. Эта культура приручила собаку и ламу, занимались земледелием. Исчезла она внезапно, впрочем, как и появилась.

Другая современная ей культура, Сан-Агустин(1000 до н.э. — 0) привлекает внимание высокими курганами и водопроводами, прорубленными в утесах, но еще более — страннымискульптурамис двумя головами, одна из которых — голова животного. Предполагают, что вторая голова изображает второе «я» человека —нагуаль.

После исчезновения Чавина на южном побережье Перу возникла культура Паракас(букв. «Песчаный дождь», 700—200 до н.э.). В своеобразном городе мертвых обнаружено множество мумий, завернутых в несколько плащей — по мере знатности усопшего. Богато расписанные, паракасские плащи считаются лучшими текстильными изделиями Древнего мира.

Там же, на южном побережье современного государства Перу, возникла недолго просуществовавшая (100—500 н.э.), но оставившая интереснейшие следы культура Наска. Речь идет орисунках, которые можно разглядеть только с высоты птичьего полета — из-за огромной протяженности (до 200 м) фигур животных (в том числе фантастических), геометрических орнаментов. Ими испещрена долина Пампа-де-Наска, на территории 70 км в длину и 2 км в ширину. Обнаруженные только в 30-х гг. ХХ в., эти рисунки дали повод говорить о посещении долины инопланетянами, о фигурах Наска много рассказывается в вызвавшем фурор научно-популярном фильме Даннекена с многозначительным названием «Воспоминания о будущем». Назначение этих рисунков — календарь, послание богам, космодром (?!) — до сих пор неясно, но очевидно, что для их создания требовались специальные инструменты и единицы измерения. Точность изображений особенно поразительна потому, что в долине Наска нет даже холмов, с которых строители-художники могли бы наблюдать результаты своей деятельности. На фоне этого достижения культуры Наска отходят на второй план — в действительности замечательные — красочные ткани и керамика, созданные ею.

Еще одной значительной культурой на территории Перу была Мочика(400—800 гг. до н.э.). Земля Мочика, регулярно затопляясь водами рек, прорезавших пустыню, давала два урожая в год. Успехи в земледелии были достигнуты еще и благодаря глубоким агрономическим и инженерным знаниям мочика. Они строили оросительные системы протяженностью до 150 км., использовали удобрения, разводили лам и морских свинок. Мочики были хорошими металлургами, умели чеканить, ковать, паять. Наибольших успехов они достигли в искусстве керамики, характерной религиозными сюжетами. Мочика сохранили культ ягуара, но он вытеснялся культом Луны. Величайшим божеством почиталсяАи Апэка—тот, кто творит. Ему посвящено одно из наиболее грандиозных сооружений на территории Перу — «Перамида Солнца», с площадью основания 342х159 м и высотой 48 м, рядом с которой стоит «Пирамида Луны», вдвое меньше по высоте.

На территории Верхнего Перу значительного уровня еще позже (500—1100 н.э.) достигла культура Тиауанако. Город, давший ей название, расположен на высоте 4 000 м, близ крупнейшего в мире из высокогорных озер, Титикака. Название Тиуанако (бук, Мертвый город) дали инки, ранее он называлсяВиньяймарка— Вечный город. Сегодня он занесен в число памятников всемирного значения.

Город занимал территорию в 450 км2. В центре его находится пирамидаАксапанавысотой 15 м и длиной основания 250 м, с искусственным озером на вершине. Эта пирамида, как и многие другие сооружения Тиауанако, возведена из 100 тонных блоков из песчаника. Другие знаменитые сооружения — загадочный «Полупогруженный храм» и огромный (128х118 м) дворецКаласасайя, комплекс которого украшен золотом, из золота сделаны даже гвозди, крепившие золотую фольгу. Не менее знаменитымонументальные скульптурыТиауанако, самые большие в доколумбовой Америке — Монолит Понсе Санхинеса и Монолит Беннета (7 м). Строители добились впечатления, будто из глаз этой скульптуры текут слезы. Привлекают туристов и ученых такжеВорота Солнца, высеченные из единой глыбы андезита 3х4 м.

Высшее божество — Кон-Тики Виракоча— творец мира (в честь него, Кон-Тики, назвал свой плот знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал). Когда сотворенные им люди разгневали его, Виракоча превратил их в камни и наслал потоп, продлившийся 60 дней. Уже после этого он сотворил «небесные диски» и вновь людей, а затем и животных. Эти люди научились обрабатывать металлы, создали замечательные фарфоровые сосуды. Там же придумали и сегодня распространенный в Южной Америке вид плащей, надеваемых через голову —пончо.

Ювелирными изделиями прославилась культура Тайрон(600—1100). Еще одна культура, наследница мочика и Тиауанако, получила названиеЧиму(1200-1476). Это было самое могущественное государство в Южной Америке, простиравшееся на тысячи километров. Мертвые города Чиму сохранились, и наиболее знаменитый из них бело-зеленыйЧан-Чан, обнесенный двумя мощными оборонительными стенами. Там же находится неприступная крепостьПарамонгав виде ступенчатой пирамиды. Там же извивается змеейВеликая Перуанская стенадлиной 100 км, шириной 5 м и высотой 3 м. Жизнь государства Чиму проходила под знаком «Си» — Луны: Солнце было в пустыне врагом, а Луна управляла реками и морями, дающими жизнь. Не случайно чиму отдавали предпочтение не золоту, а серебру. В 1476 г. их последний верховный правительЧимо Капакпотерпел поражение от инков, которые присоединили территорию государства Чиму к своей.

Еще одна из поздних культур Южной Америки — Чибчи(1200—1500). Чибчи занимались земледелием и охотой, торговлей — они построили дажеДорогу соли, которая была главным предметом экспорта. Большие торги регулярно проходили в самих городах. Чибчи были единственными в доколумбовой Америке, кто выплавлял монеты из золота — при том, что своего золота у них не было. Поклонялись они Солнцу и Луне, практиковали обильные человеческие жертвоприношения.

На вершине культур Южной Америки оказались инки(1200-1572), ставшие преемниками или завоевателями предшествующих им — пока сами не пали под ударами конкистадоров. Страна инков в период своего расцвета простиралась на тысячи километров, насчитывая 15 миллионов жителей. Инки вытесняли жителей завоеванных ими государств во внутренние области своего государства, что имело географические причины. Сложные условия жизни (большая высота, скудность земли) отражены в мифе о происхождении инков. Бог Солнца Инти, наблюдая тяжелую жизнь поклонявшихся ему людей, сжалился над ними: дав посох из чистого золота, он наказал им обосноваться там, где он без труда войдет в землю. Произошло это в долинеКуско, где «Дети Солнца» основали город с таким же названием. Они назвали свое государствоТауантисуйю, что на языкекечуаозначаетЗемля четырех частей. Четыре провинции государства делились на округа, управляемые чиновниками, которых назначал верховный правитель —Инка.

Занимаясь земледелием и животноводством, жители государства инков были достаточно обеспечены — во многом благодаря четкой государственной организации обмена (вместо купли-продажи) между различными климатическими зонами, а также продуманному политико-административному устройству.

Властитель инка так же, как и у майя, был недоступен взглядам простых людей, принимая посетителей из-за занавеса, не ел из одной посуды, доступ к нему имели лишь пятьдесят из 8 тысяч слуг из знатных родов, сменявшиеся каждые 7—8 дней. Социальная организация общества строилась по пятеричной системе: одно звено насчитывало 5 семей, следующее — 10, третье — 50 и т.д., во главе каждого из них находился ежегодно переизбираемый руководитель. Армияинков была самой организованной и многочисленной (четыре соединения по 40 000 человек) в доколумбовой Америке. Существовала всеобщая воинская повинность, начинавшаяся с 10 лет, в армии царила строжайшая дисциплина, была принята форменная одежда. Законом было установлено 10 возрастных категорий, причем при достижении зрелости человек получал новое имя. Например, при рождении девушка могла получить имя Оклью (невинная, чистая), а вот в зрелом возрасте имя выражало уже сформировавшиеся качества. Четким образом регламентировалисьсудизаконодательство(хотя и неписаное). Суровые законы обеспечивали крайне низкую преступность.

Благонадежность граждан обеспечивалась также религией. Верховным Творцом вселенной и других богов был уже известный намКон-тики Виракоча, а посредником — исполнителем его воли был земной властелин, Инка. в государстве Тауантисуйю был принят культ Солнца (Инти), которому приносили в жертву белых лам, а также рослых, красивых детей до 10 лет. Вторым по значению божеством былаМама Килья— покровительница женщин и рожениц, затемИльяпа— бог Грома и Молнии ибогиня Утренней звезды. Жертвы посвящались также многочисленным духам. Религия предписывала отбирать по всей стране тысячиНевест Солнца— девочек 4-5 лет, которые воспитывались в монастырях главных городов, возводясь затем (в 10-13 лет) в рангМатерей — прислужниц Инти. Все ритуалы находились в ведении жрецов, причем главный из них приходился Инке братом или дядей.

Столица государства — город Кускобыл окружен легендами еще до прихода жадных до золота испанцев. ВXVIв. Он насчитывал 200 тысяч жителей. Находясь на высоте 3 тысячи метров, Куско обладал водопроводом и канализацией. 25 тысяч домов города, напоминавшего своими очертаниями тело пумы, украшали золото, яшма, мрамор.Площадь Радости, находившаяся в центре Куско, была опоясана золотой цепью длиной в 350 шагов — самой большой в истории человечества. Золотыми пластинами покрывали и стены Храма Солнца, а внутри него находился алтарь с огромным диском Солнца с расходящимися от него лучами. На золотых тронах внутри храма восседали мумии покойных правителей. Находящийся рядом Храм Луны был облицован серебром, там находились мумии жен правителей. Напротив находились святилища Грома, Молнии и Радуги, а рядом с ними — Золотой сад Куско: вода в него поступала по золотым желобам, а в центре сада стоял золотой фонтан, украшенный золотыми фигурками зверей, птиц, бабочек, растений и цветов в натуральную величину. Было от чего терять голову испанцам. Захватив последнего Инку — Атауальпу(1532—1572), они все это получили в качестве выкупа за его жизнь. После этого испанцы все равно убили его.

В 120 км от Куско, высоко в Андах, находится еще одно чудо культуры инков — цитадель Мачу-Пикчу(ок. 1500 г.). Ее заостренные зубы кажутся частью горы, а каменные террасы повторяют изгибы скал. В центре города-крепости расположена обсерватория — «Место, где привязано Солнце», а рядом с ней — Храмы Солнца, Трех Окон и дворец Верховного жреца. В Королевском квартале находятся Дворец Инки и Дворец Принцессы, а уже далее — покрытые соломой хижины простых жителей.

Империя инков, находясь высоко в горах, не смогла бы достичь такого могущества без четко продуманной системы великолепных дорог, пересекающих горные склоны, густые джунгли, болота, бешеные реки, через которые перебрасывались мосты из волокон агавы. Главная из этих дорог (с севера на юг, через всю страну) достигала 5 250 км. Вдоль дорог через каждые 25 км стояли постоялые дворы, на которых дежурили курьеры почтовой службы.

Еще одно изобретение инков — кипу, узелковое письмо, состоявшее из шнурков различной длины и различных цветов, с различным количеством узелков. Предполагают, что инки располагали и обычным письмом, не распознанным европейцами. Известно о существовании религиозных и светских гимнов, молитв, баллад, стихов и басен. Инки любилимузыкуитанцы. Пользуясь только пятью звуками гаммы, они играли на многочисленных инструментах, в том числе таких экзотических, как сосуды с водой, горлышко которых обтягивалось кожей, глиняные свирели. Подобные инструменты и сейчас звучат в Андах.

Высокого уровня достигла у инков наука, особенно в области математики и астрономии, медицины, географии и картографии, истории. Существовал титул историка империи, который избирался из родственников Великого инки. По всей территории нынешнего Перу были разбросаны обсерватории. Все это рухнуло в течение нескольких лет.

studfiles.net

Искусство первобытных и полукультурных народовИскусство древних культурных народов Америки

1 – Древние народы Америки - введение

История искусства первобытных и полукультурных народов, знакомых с металлами, перенесла нас из Африки на Восток, на Малайские острова, а оттуда привела еще дальше в ту же сторону, через океан, к древнеамериканским народам, которых мы едва ли вправе называть полукультурными. Организованная государственная жизнь, сложившаяся религия, установившийся письменный язык - таковы предварительные условия той высшей цивилизации, зрелыми плодами которой являются науки, а роскошнейшими цветами - искусства. Без сомнения, американские культурные народы до некоторой степени обладали всем этим; тем не менее они лишь умеренно возвысились над полукультурой тех индейцев, которых мы должны были причислить к первобытным народам. Их развитие остановилось на полпути к той культуре, какой им, может быть, но только может быть, удалось бы достичь. Поэтому мы не можем рассматривать их искусство в связи с искусством культурных народов Азии, берегов Нила и Европы, а должны смотреть на него, как на конечную фазу художественного развития доисторических и первобытных народов, некоторым образом как на высшую ступень развития их искусства.

 

Общее описание культур древних народов Америки.

Древние культурные народы Америки жили на пространстве, ограниченном с севера и юга и заключавшем в северной своей части нынешние государства - Мексику, Гватемалу, Гондурас и Никарагуа, то есть на пространстве от одного океана до другого, в Южной Америке, начиная с Колумбии, расселились сравнительно узкой полосой вдоль побережья Тихого океана, на пространстве нынешних областей Эквадора, Перу и Боливии. Хотя таким образом культура древней Америки развивалась исключительно в пределах тропического пояса, однако влияние местного зноя она испытывала собственно лишь в сравнительно немногих болотистых или степных береговых областях вышеозначенного пространства. Но главные очаги культуры лежали в умеренных, иногда даже суровых по климату горных областях, в Мексике на высоте от 1500 до 3000 футов, а в Перу даже до 4000 футов над поверхностью моря - областях, в которых над этими горными плато возвышаются почти вдвое их превосходящие высотой вулканы. Мексиканцы (племена нагуа, толтеки, ацтеки) на севере и перуанцы (аймара, юнки, инки-перуанцы) на юге считаются главнейшими представителями древнеамериканской культуры. Но рядом с мексиканской культурой толтеков и ацтеков в Центральной Америке существовала, главным образом на полуострове Юкатан, превосходившая мексиканскую культура племен майя, от которых мексиканцы, быть может, и заимствовали начала своей культуры. В северной же части Южной Америки, в нынешней Колумбии, также рядом с культурой инков, развивалась самостоятельная культура племен чибча.

Но, отметив тот факт, что между культурными направлениями этих племен замечается некоторое различие, все-таки придется придать большее значение объединяющему их сходству - родству. Именно это сходство в достигнутых главнейшими племенами результатах - при условии их независимого друг от друга развития и вне возможности заимствований извне - служит доказательством основного единства американского народного типа. Взгляд, что вся культура древнеамериканских народов - отторгнутая часть более высокой культуры Старого Света, считается ошибочным, но зато признана очень близкая ее связь с полукультурой многочисленных местных индейских племен - той самой полукультурой, которую еще в настоящее время мы наблюдаем у этих племен; таким образом, древняя культура Центральной Америки представляется лишь позднейшей, более высокой ступенью этого местного, национального развития. Что касается до действительного или только кажущегося сходства в произведениях американской культуры с произведениями Старого Света, то оно, несомненно, может быть в достаточной мере объяснено одинаковостью человеческой природы: сходные культурные условия порождают и сходные произведения. Религия североамериканских индейцев, сущность которой состоит, главным образом, в почитании предков семьи и племени в связи с одухотворением всего, находится в несомненной связи с развившимся до степени вполне разработанного культа многобожием древнеамериканеких культурных народов; у них почитались божества неба, особенно солнца, луны, оплодотворяющего небесного дождя и четырех сторон света, но очень видную роль играли также несчетные божества - покровители семей и племен (то есть предки), которым приносились даже человеческие жертвы. Еще индейцы Северной Америки пытались выражать свои мысли с помощью знаков, и вот мы видим, что результаты, достигнутые в этом отношении культурными американскими народами, вытекают прямо из этих попыток. Перуанцы недалеко ушли от индейцев: они собственно лишь заменили пояса "вампум" ирокезов и гуронов разноцветными шнурами с расположенными на них различным образом узелками, но к идеографическому письму ацтеков, как указывает Зелер, уже примешивается, по крайней мере при написании собственных имен, известный фонетический элемент - старание закреплять звуки. Шелльгаз доказал, что племена майя, письмо которых в своей основе также еще идеографическое, идя дальше по тому же пути развития, пользовались еще большим числом фонетических знаков. Менее развитые соплеменники американских культурных народов живут еще всецело в обстановке каменной эпохи, но и сами они не ушли дальше переходного состояния от каменного века к бронзовому. Правда, они уже обрабатывали золото, серебро, медь, олово и свинец, умели плавить, отливать и ковать эти металлы, получали через смешение бронзу приблизительно так же, как и доисторические народы Старого Света; но их орудия и оружие были по большей части каменные, а добывание и обработка железа оставались им совершенно неизвестными. Говоря о зодчестве древне-американских культурных народов, следует отметить, что уступчатые пирамиды - вид строений, на первый взгляд останавливающий на себе особое внимание наблюдателя, - в сущности оказываются не более как закономерным развитием различных типов построек, которые мы видели раньше на Полинезийских островах, а под названием "mounds" и у более первобытных индейских племен; даже сравнительно далеко продвинувшаяся орнаментика этих народов непосредственно вытекает из начал, виденных нами у других народов.

 

Различные мнения об уровнях развития племён ацтеков и майя.

Со времени исследований Банделье становится все более и более несомненным, что испанские завоеватели и их историки, частью невольно, частью умышленно, преувеличивали в своих описаниях образованность мексиканцев, племени майя и перуанцев-инков. Но, с другой стороны, следует остерегаться противоположной крайности и признать культурное развитие этих народов все-таки очень высоким. Вспомним, что они обладали времясчислением, научно основанным на точном наблюдении отношений земли к солнцу и луне, что земледелие и в Мексике и в Перу процветало, что даже полная и сложная одежда очень отличала их от первобытных народов какой бы то ни было части света. Дороги, которые они проводили с большим искусством, не затрудняясь самыми высокими и крутыми горами, устройство обширной и сложной системы каналов из-за чрезмерной сухости почвы, все это - существовавшая действительность, не пустые басни, точно так же, как и те сокровища и та масса золота, которые испанцы вывозили из Мексики и Перу и расплавляли; не басни также и громадные каменные постройки, во множестве встречающиеся на всем пространстве, где жили эти народы, и которые, во время испанского нашествия, уже были покинуты и разрушены.

 Рис. 73 – Город Ацтеков.

Рис. 73 – Город Ацтеков.

Об истории развития древнеамериканского искусства, в строгом смысле слова, еще не может быть речи. Для этого мы имеем слишком мало несомненных, положительных данных, которые позволяли бы отличать произведения более древние от более новых и точно определять эпоху их возникновения. Что наиболее древние произведения целыми столетиями старше испанского завоевания - весьма вероятно, но о тысячелетиях здесь, во всяком случае, не может быть речи, даже и об одном тысячелетии. Ввиду того что американское искусство не могло влиять на искусство прочих частей света, нам приходится остановиться не столько на перипетиях его внутреннего развития, не имевшего значения для развития искусства человечества вообще, сколько на отличии его, взятого в целом, завершенном виде, от искусства первобытных народов.

www.verman-art.ru

Доколумбова Америка | Культура индейцев Древней Южной Америки

Также как и культура Мезоамерики культура индейцев Южной Америки не была чем-то однородным и устоявшимся. На протяжении тысячелетий разные народы, органически вписывая опыт своих предшественников, добавляли в нее свое самобытное творческое начало. Культурные достижения Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако, Уари, Тайрон, Чиму и других древних обществ, о которых говорилось в предыдущих главах, были использованы инками и стали достоянием их культуры. Поэтому инкская культура может рассматриваться как свое-образная вершина в развитии индейцев Южной Америки и, следовательно, отражает не только инкское начало, но и достояние всех предшествующих эпох.

Религия и культ индейцев Древней Южной Америки

В соответствии с мировоззрением инков вер-ховным творцом Вселенной и создателем всех других богов был Кон-Тикси Виракоча. Создавая мир, Виракоча использовал три основных элемента: воду, зем-лю и огонь. Космос инков состоял из трех уровней: верхний — небесный, там обитают Солнце и его жена-сестра Луна, непосредственно влияющие на жизнь человечества; средний, в котором живут люди, животные и растения; нижний — место обитания умерших и тех, кто должен родиться. Последние два мира общаются через пещеры, шахты, родники и кратеры. Связь с верхним миром осуществляется при посредничестве Инки, выполнявшем волю Солнца на Земле.

Официальной государственной идеологией был культ Солнца (Инти). В жертву ему почти ежедневно приносили белых лам, сжигая их на костре. Для того чтобы отвратить эпидемии и нападения врагов, победить в войне и во здравие императора, Солнцу отдавали рослых красивых детей без каких-либо изъянов в возрасте до 10 лет. Вторым по рангу божеством считаласьМама Килья — покровительница женщин, рожениц, затем бог Молний и Грома (Иль-япа), богиня Утренней звезды (Венера) и множество других божественных звезд и созвездий.

К священным силам, чьи культы были особо распространены среди широких народных масс, относились духи. Они обитали в скалах и пещерах, в деревьях и в источниках, в камнях и в мумиях предков. Духам молились, приносили жертвы, им посвящали определенные дни. Места, в которых обитали боги или духи назывались “уака”.

Весь религиозный ритуал в инкском обществе был в ведении жрецов. Первосвященник приходился Инке родным братом или дядей. Он облачался в красную тунику без рукавов и носил на голове изображение Солнца. Часто украшал лицо разноцветными перьями попугаев. Ему запрещалось жениться и иметь внебрачных детей, есть мясо и пить что-либо помимо воды. Сан верховного жреца был пожизненным. В его обязанности входило соблюдение точных правил солнечного культа, коронация великого Инки и его бракосочетание.

Верховное жречество подчинялось десяти главным священнослужителям. Они направляли религиозную жизнь в отдельных “патриархиях” и происходили только из одного определенного рода. К высшему духовенству принадлежали религиозные наставники отдельных провинций, а к низшему относились оракулы, которые умели говорить с мертвыми и предсказывать будущее по внутренностям животных и птиц. Жрецы исповедовали, проводили религиозные обряды, например, во время четырех главных праздников года: на празднике Инки, на празднике Воды, на празднике Луны и на празднике Солнца, отмечавшемся после сбора урожая.

Теснейшим образом с религией и мифологией инков был связан культ Сапа Инки. По убеждению подданных Тауантинсуйю, процветание и беды империи и всего народа зависели от здоровья и благополучия их владыки. Сапа Инка обожествлялся как “сын Солнца” со всеми вытекающими из этого факта проявлениями культового служения правителю. Но самым интересным и необычным институтом, способствовавшим идеологическому укреплению власти Сапа Инки, был один из наиболее старых под названием “панака”. Панака - это совокупность всех прямых потомков владыки по мужской линии, кроме его сына, который становился преемником. Сын-преемник наследовал престол, но не богатства отца. Имущество Инки оставалось его собственностью и после смерти владыки. Конечно, реально распоряжалась ценностями панака, но символически они принадлежали мумиям Сапа Инки и его койи. Сохранявшиеся благодаря процессу мумификации, одетые в царственные наряды, их трупы восседали на тронах во дворцах, принадлежавших владыкам при жизни. Властителям прислуживали словно живым, стараясь предупредить любое их желание, удовлетворить любую потребность, “кормили”, “поили” и всячески ублажали.

Усопших императоров носили на паланкинах для того, чтобы они имели возможность “ходить” друг к другу в гости, посещать живых инков, которые не только поклонялись своим предшественникам, но советовались с ними по самым насущным вопросам, а при таких переговорах посредниками в беседе служили члены панаки. Время от времени царские мумии выносили на центральную площадь Куско для участия в тех или иных торжественных церемониях.

Таким образом, большая часть ресурсов империи, как писал Педро Писарро, кузен покорителя Перу, “принадлежала мертвецам”. Правнук великого Пачакути Уаскар счел слишком разорительным для империи содержание всех этих мумий панак умерших владык. Но когда он, Сапа Инка, попытался упразднить этот институт, то вызвал большое недовольство среди множества влиятельных вельмож. Это вылилось в политический кризис, поставивший Уаскара в невыгодное положение в его борьбе с Атауальпой. Закончилась эта междоусобица в конечном итоге развалом империи.

Письменность и литература. Музыка. Танцы

Относительно наличия у инков письменности бытует мнение, особенно среди неспециалистов, что они использовали в этом качестве узелковое письмо - кипу. Это не совсем точно. Дело в том, что то, что традиционно называют узелковым письмом выполняло совсем иные функции, чем те, которые выполняет письменность. Оно было лишь великолепным средством фиксации прежде всего статистических данных. С помощью кипу специальные люди (кипукамайок), прошедшие особую подготовку и принадлежавшие к весьма уважаемым чиновникам империи, фиксировали все сведения, которые должны были быть на учете или же о которых надлежало информировать Куско: о численности населения или войска, количестве оружия или урожая, поголовье лам и т.п.. Кипу состояло из нескольких шнурков. Один, потолще, был основой, к нему прикреплялось множество более тонких разноцветных шнуров различной длины и с определенным количеством узелков.

В основе этой записи находилась децимальная система счета инков. Положение узелка на шнурке соответствовало величине цифровых показателей. Это могли быть единица, десять, сотня тысяча или даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру “1″, двойной - “2″, тройной - “3″. Для того чтобы прочитать узелковую запись, нужно было знать не только место, занимаемое узелком на шнурке, но и цвет соответствующего шнурка. Цвета шнурков были символичны. Белый означал серебро и мир, желтый — золото, черный — болезнь или время, красный — армию и т.д. Кипукамайоки, владевшие искусством узелкового письма, по цвету этих записей могли расшифровать и более абстрактные понятия.

Так, например, белый цвет означал не только серебро, но и мир, черный - болезнь (а также время) и т.п. Весьма возможно, что первоначально узелковое письмо “сыновей Солнца” служило и своего рода календарем инков. Об этом, в частности, свидетельствует и другое название кипукамайоков - “кильякипок”. Понятием “килья” инки обозначали “месячный год” своего календаря, а также называли свою богиню Луны.

Значение кипу было столь велико в Тауантинсуйю, что один из испанских хронистов по этому поводу даже писал: “…Вся империя инков управлялась посредством кипу”. До нашего времени дошло большое количество экземпляров кипу. Они отличаются прежде всего по величине. Самое большое кипу, дошедшее до нас имеет длину 165 см. и ширину 6 см. Часто узлы опускали в могилу, чтобы они сопровождали умершего на его последнем пути.

И все же его никак нельзя считать подлинным видом письменности. Поэтому вряд ли правомерно переводить кечуанское слово “кипу” с помощью весьма распространенного эквивалента “узелковое письмо”.

Предполагают, что у инков существовала письменность отличная от того, что привыкли считать письменностью европейцы. Поэтому они ее просто не распознали. Хронисты упоминают о специальных полотнах, хранящихся в храмах, на которых было нарисовано «все, что нужно было знать о прошлом», и о посланиях владык, рисованных на тканях. Скорее всего это было пиктографическое письмо, доступное только для знати; более того, некоторые ученые склонны рассматривать как надписи изображения на керамических сосудах — керо. Примечательно, что в языке кечуа, который будто бы не имел письменной формы, тем не менее уже в доиспанский период существовали слова, свидетельствовавшие об обратном. Например, “килька” (”келька”) - “письменность” (”письмо”), “кильканги” - “писать”, “кильяскуни” - “читать”.

В последние годы стала завоевывать своих приверженцев точка зрения, высказанная в сходной интерпретации одновременно в работах двух видных исследователей. Согласно этой точке зрения, инкам письменность была известна, но она выглядела как множество своеобразных квадратных или прямоугольных изображений, украшающих древнеперуанские ткани, а также сосуды керо.

Подобное пиктографическое письмо, если, конечно, его можно считать письменностью, было известно и доинкским культурам этой страны. Мысль о том, что эти изображения являются знаками письменности была впервые высказана перуанским археологом Викторией де ла Хара. К этому выводу она пришла на основе фундаментального, многомесячного изучения тканей, сохранившихся в могильниках Паракаса. Виктория де ла Хара установила, что на южноамериканских тканях чаще всего повторяются 16 основных знаков.

Под тем же углом зрения эти знаки изучает немецкий ученый, профессор Тюбингенского университета Томас Бартель. Ему удалось обнаружить на тканях и сосудах древнего Перу до 400 различных знаков (токапу), имеющих во всех случаях абсолютно одинаковое написание. Судя по всему, эти знаки не были лишь декоративным орнаментом. Тем не менее, однозначных доказательств, что знаки токапу действительно являются письменностью пока нет.

Несмотря на то, что нет древних письменных текстов инкской литературы, все-таки известно, что она имела достаточно высокий уровень. Существовали религиозные и светские гимны, легенды, мифы, баллады, молитвы, короткие эпические произведения, стихи и басни, песни и элегии. Их авторы жили при дворцах правителей. Среди них различают поэтов-философов и лириков, однако их творчество осталось безымянным.

Жемчужиной мировой драматургии называют инкскую драму в стихах «Апу-Ольянтай». Она рассказывала о мужественном и благородном полководце, выходце из провинциальной аристократии, дерзнувшем полюбить дочь самого великого Пачакути — Куси Койлюр («Смеющуюся Звезду») — и добиться ее ответной любви. До сегодняшнего дня эта драма еще идет на сцене индейского театра Латинской Америки.

Инки были хорошими музыкантами. В их звуковом ряду было только пять звуков (до, ре, фа, соль, ля), но это не помешало им играть на костяных и металлических флейтах, на барабанах, бубнах и сосудах с водой, горлышко которых обтягивалось кожей, а также на тростниковых или глиняных андских свирелях. Под звуки музыки жители Тауантинсуйу часто танцевали. Танцы в основном носили магический и ритуальный характер, но иногда исполнялись просто ради удовольствия. Существовало несколько видов танца: мужские военные, пастушьи, светские, народные и т. п.

Научные знания

Жители великой империи солнца могли не только танцевать. Среди них были хорошие математики, астрономы, инженеры и врачи. Основой инкской науки была математика. Она базировалась на десятеричной системе и положила начало развитию статистики. Широкое применение нашла математика в астрономии. По всей территории Перу были размещены обсерватории, где определялись дни солнцестояния и равноденствия, наблюдали за Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Марсом, Меркурием, созвездиями Плеяд, Южного Креста и т.д. Солнечный год инков делился на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый плюс один добавочный месяц из пяти дней.

В Тауантинсуйу были свои географы и картографы, делавшие прекрасные рельефные карты, а также историки. Существовал даже пост официального историка империи, который избирался из родственников великого властителя.

Но наиболее развитой наукой в государстве признана медицина. Болезни считались следствием греха, поэтому врачебной практикой занимались жрецы и знахари. Они лечили магическими приемами, постом, кровопусканиями, промываниями желудка и кишечника, а также травами. В тяжелых случаях прибегали к операциям (трепанация черепа, ампутирование конечностей) и т.п. Применяли особый способ обработки ран — с помощью муравьев, а также обезболивающие средства, например коку, ценившуяся очень высоко. Свидетельством эффективности инкской медицины служило долголетие жителей империи — 90—100 лет.

Градостроительное искусство и архитектура

Блестящим примером градостроительного искусства инков является их столица – город Куско. Куско был столицей и символом империи – сказка из камня и золота. Здесь находились резиденция Инки, главные органы власти, ритуальный центр и городские службы. Это был важный хозяйственный и культурный пункт, в котором распределялись средства, вносились подати и размещались важнейшие учебные заведения, где в течение четырех лет обучали всему тому, чего достигли инки.

Город считается одной из крупнейших столиц мира времен конкисты. В XVI в. в нем проживало около 200 тыс. жителей и было более 25 тыс. домов, окрашенных в яркие цвета, украшенных мрамором и яшмой, золотыми дверными и оконными рамами. В Куско были даже водопровод и канализация. Город возводился по заранее разработанному плану и отличался продуманностью. Удивляет столь высокое местоположение столицы инков (более 3 тыс. м над уровнем моря). Долина, в которой расположен Куско, со всех сторон окружена горами и только с юго-востока открыта для проникновения. Очертания города напоминали тело пумы, поэтому она и была символом города.

Имперская столица была разделена на верхний Куско - Ханан-Куско и нижний - Урин-Куско.

В центре Куско располагалась «площадь Радости», окаймленная самой большой золотой цепью в истории человечества (длина — 350 шагов). Площадь и близлежащие улицы окружены комплексом святынь и храмов. Главным из них считается храм Солнца, Его стены были облицованы золотыми пластинами. Внутри сооружения находился алтарь с изображением огромного диска солнца, от которого исходили лучи. Вдоль стен храма на золотых тронах, покрытых коврами, восседали мумии покойных правителей империи.

К великому храму примыкают дворец-резиденция верховного жреца и пять прекрасных построек, в которых жили его помощники. Эти здания были покрыты соломой, в которую вплетали золотые нити.

Рядом был храм Луны, облицованный серебром. Его алтарь в виде ночного божества охраняли мумии умерших супруг Инки.

На другой стороне комплекса зданий находились святилища Грома, Молнии и Радуги. А недалеко от него располагался фантастический золотой сад Куско —наполовину естественный, наполовину искусственный. Если верить преданиям, вода поступала сюда по золотым желобам, а в центре сада стоял также покрытый золотом фонтан восьмиугольной формы. Весь мир инков был воспроизведен здесь из золота в натуральную величину: колосящиеся поля, пастухи и ламы с детенышами, деревья и кустарники, цветы и плоды, птицы и бабочки. Уникальные творения искусных мастеров народ инков отдал на уплату выкупа за жизнь последнего верховного Инки — Атауальпы (1532—1572).

В Куско было много удивительных вещей, но тем не менее цитадель Мачу-Пикчу (ок. 1500) считается главным чудом Южной Америки. Последняя крепость инков Мачу-Пикчу находится высоко в Андах в 120 км к востоку от столицы, на сильно пересеченной местности, однако строители крепости смогли превратить недостатки ландшафта в преимущества, достигнув единства архитектурных сооружений с окружающей средой. Заостренные зубцы главной крепостной башни кажутся частью горы, а каменные террасы находятся в строгом соответствии с изгибами скал.

Все здания в Мачу-Пикчу расположены на различной высоте, поэтому в цитадели более 100 лестниц. Центром города-крепости считается «место, где привязано Солнце» — вырубленная в скале обсерватория. Рядом с ней находятся храм Солнца, храм «Трех окон» (с тремя самыми большими в Перу трапециевидными окнами) и дворец верховного жреца. Это первая часть города. Его вторую часть — Королевский квартал — составляют крепостная башня полукруглой формы, выходящая из скал. Дворец Принцессы — резиденция жены правителя и Королевский Дворец Инки. Третья часть крепости представляла собой квартал жилых домов рядовых жителей. Весь город окружали мощные валы.

Искусство

Большинство памятников доколумбового искусства обнаружено в захоронениях на побережье. В горах предметов с сюжетными изображениями найдено меньше, а датируются они в основном эпохой уари-тиаунако или еще более ранним временем. В прединский период здесь повсюду господствовал геометрический стиль.

Искусство инков известно плохо. Фигурки, которые археологи находят в захоронениях, слабо индивидуализованы и скорее всего связаны с миром низшей мифологии, с почитанием духов и предков. Инкские сосуды и ткани покрыты геометрическим орнаментом или украшены художественно совершенными, но сюжетно невыразительными изображениями людей и животных. Лишь под влиянием испанцев в Куско сложился своеобразный фигурный стиль лаковой живописи на кубках, однако сюжеты, представленные на сосудах XVI-XVII веков не чисто индейского характера.

Что касается инкских статуй, то они делались преимущественно не из камня, а из драгоценных металлов. Естественно, что все это было немедленно пущено конкистадорами в переплавку. Каменные же изваяния преимущественно разбивали молотами. Изображения инкских божеств уничтожались столь старательно и последовательно, что нам теперь практически неизвестно, как они в точности выглядели.

Вернуться к содержанию рубрики Доколумбова Америка

www.mysterylife.ru

Презентация "Художественная культура Древней Америки"

Презентация на тему: Художественная культура Древней Америки

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Художественная культура Древней Америки Министерство образования и науки РФДепар Описание слайда:

Художественная культура Древней Америки Министерство образования и науки РФДепартамент образования Кемеровской областиГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж Составитель: Исакович Оксана Петровна, преподаватель МХК

№ слайда 2 Содержание:Отражение мифологических представлений индейцев науа, ацтеков, майя и Описание слайда:

Содержание:Отражение мифологических представлений индейцев науа, ацтеков, майя и инков в архитектуре и рельефе:а) Храмовая культура, как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.б) Рельефы и скульптура. Литература и интернет-ресурсы

№ слайда 3 Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н.э. на т Описание слайда:

Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс. до н.э. на территории Америки, наиболее известной является цивилизация индейцев Центрально-Мексиканского плато и полуострова Юкактан: науа, ацтеков, майя и инков.Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана (I тыс. до н.э. – VIII в.н.э.), майя (II тыс. до н.э. - XV в.), ацтеков (XIII – XVI вв.) и инков (XI – XVI вв.)

№ слайда 4 Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал. Он направле Описание слайда:

Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал. Он направлен на обеспечение плодородия земли и жизнедеятельности людей, а священные города и храмы, воссоздававшие образ мировой горы, были связаны с поклонением различным богам, в первую очередь солнечным.

№ слайда 5 На месте преображения богов возник религиозный центр Теотиуакан («город богов») Описание слайда:

На месте преображения богов возник религиозный центр Теотиуакан («город богов») с храмами Солнца и Луны, многочисленными дворцами, святилищами и алтарями. В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин Теотиуакан - означает «место превращения в бога». Строительство Теотиуакана, как полагают учёные, началось примерно во втором веке до н.э. и продолжалось примерно до середины третьего века нашей эры. Считается, что численность население этого древнего поселения составляла около 200 тыс. человек, что делает этот город самым крупным в доколумбовой Америке.

№ слайда 6 Описание слайда: № слайда 7 Теотиуакан Описание слайда:

Теотиуакан

№ слайда 8 Пирамида Солнца, Теотиуакан Описание слайда:

Пирамида Солнца, Теотиуакан

№ слайда 9 Пирамида Луны, Теотиуакан Описание слайда:

Пирамида Луны, Теотиуакан

№ слайда 10 Пирамида Пернатого Змея, Теотиуакан Описание слайда:

Пирамида Пернатого Змея, Теотиуакан

№ слайда 11 Дорога мёртвых, Теотиуакан Описание слайда:

Дорога мёртвых, Теотиуакан

№ слайда 12 Храм Кецалькоатля, Теотиуакан Описание слайда:

Храм Кецалькоатля, Теотиуакан

№ слайда 13 Храм Кецалькоатля, Теотиуакан Описание слайда:

Храм Кецалькоатля, Теотиуакан

№ слайда 14 Каменное изображение Пернатого змеяХрам Кецалькоатля, Теотиуакан Описание слайда:

Каменное изображение Пернатого змеяХрам Кецалькоатля, Теотиуакан

№ слайда 15 Поющий жрец в сцене ритуального сева (фреска), Теотиуакан Описание слайда:

Поющий жрец в сцене ритуального сева (фреска), Теотиуакан

№ слайда 16 Великая богиня (фреска), Теотиуакан Описание слайда:

Великая богиня (фреска), Теотиуакан

№ слайда 17 Ацтеки  — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн Описание слайда:

Ацтеки  — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико, вблизи Теотиуакана, посреди озера Тескоко. Центр города был построен на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанных каналами. В начале XVI в. город был разрушен испанскими завоевателями – конкистадорами.

№ слайда 18 Территория, которую занимала цивилизация ацтеков Описание слайда:

Территория, которую занимала цивилизация ацтеков

№ слайда 19 Главный храм бога войны Уицилопочтли находился неподалеку от рыночной площади. Е Описание слайда:

Главный храм бога войны Уицилопочтли находился неподалеку от рыночной площади. Его окружала высокая каменная стена, украшенная снаружи рельефными изображениями змей.

№ слайда 20 Храм Уицилопочтли Описание слайда:

Храм Уицилопочтли

№ слайда 21 Уицилопочтли, бог солнца, войны и охоты Описание слайда:

Уицилопочтли, бог солнца, войны и охоты

№ слайда 22 Коатликуэ – богиня земли, смерти и весеннего плодородия, мать верховного божеств Описание слайда:

Коатликуэ – богиня земли, смерти и весеннего плодородия, мать верховного божества и войны

№ слайда 23 Камень Солнца Описание слайда:

Камень Солнца

№ слайда 24 Ацтекский рисунок. Бурбонский кодекс Описание слайда:

Ацтекский рисунок. Бурбонский кодекс

№ слайда 25 Погребальные маски ацтеков Описание слайда:

Погребальные маски ацтеков

№ слайда 26 Статуи ацтеков Описание слайда:

Статуи ацтеков

№ слайда 27 Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, Описание слайда:

Майя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 г. до н. э. , большинство её городов достигло пика своего развития в 250—900 гг. н. э. К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

№ слайда 28 Территория, которую занимала цивилизация майя. В настоящее время территория, на Описание слайда:

Территория, которую занимала цивилизация майя. В настоящее время территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика, Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас.

№ слайда 29 Паленке  — условное название развалин большого города— политического и культурно Описание слайда:

Паленке  — условное название развалин большого города— политического и культурного центра майя в III—VIII вв.

№ слайда 30 Храм Надписей, Паленке Описание слайда:

Храм Надписей, Паленке

№ слайда 31 Храм Солнца, Паленке Описание слайда:

Храм Солнца, Паленке

№ слайда 32 Храм Креста, Паленке Описание слайда:

Храм Креста, Паленке

№ слайда 33 Храм Лиственного Креста, Паленке Описание слайда:

Храм Лиственного Креста, Паленке

№ слайда 34 В изобразительном искусстве майя существовал канон, определяемый культом обожест Описание слайда:

В изобразительном искусстве майя существовал канон, определяемый культом обожествления правителей и его предков. Особенно ярко он проявлялся в произведениях скульптуры. Задачей скульпторов была не передача индивидуальных черт внешности или внутренних душевных качеств, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и атрибутов власти.

№ слайда 35 Голова правителя Пакаля. Рельеф Описание слайда:

Голова правителя Пакаля. Рельеф

№ слайда 36 Крышка саркофага Пакаля II Описание слайда:

Крышка саркофага Пакаля II

№ слайда 37 Литература:1. Искусство: Энциклопедия для детей [Текст] - М.: «Аванта+», 2002 2. Описание слайда:

Литература:1. Искусство: Энциклопедия для детей [Текст] - М.: «Аванта+», 2002 2. История искусства зарубежных стран. Т.1. [Текст] – М.: «Просвещение», 19983. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008

№ слайда 38 Интернет-ресурсы:Мой берег [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moy-ber Описание слайда:

Интернет-ресурсы:Мой берег [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moy-bereg.ru/kultura-ameriki/kultura-ameriki.-istoriya-drevney-tsentralnoy-i-yuzhnoy-ameriki-3.html Дата обращения: 1.04.2012 Древний мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ancient.hist.msu.ru/content/view/20/17/ Дата обращения: 1.04.2012 Фонд знаний Ломоносов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0138118:article Дата обращения: 1.04.2012

ppt4web.ru

Доколумбовы культуры Америки | Искусство Древнего мира

Настало время познакомиться с культурой и искусством американских индейцев. Наверняка вы уже многое о них слышали, и неоднократно видели их — в кино, в мультфильмах, в компьютерных играх. Однако в массовой культуре, как правило, при изображении индейцев многие сведения искажаются, путаются и упрощаются. Многое из того, во что мы привыкли верить, при глубоком изучении предмета оказывается не совсем верным.

Проблема здесь ещё и в том, что нам часто хочется воспринимать «американских индейцев» как какую-то единую, монолитную цивилизацию, подобно тому, как мы воспринимаем древних египтян, древних греков или средневековых европейцев. А это совершенно не так.

На территории Северной и Южной Америк на протяжении нескольких тысяч лет появлялись, развивались и исчезали совершенно разные цивилизации, многие из которых никогда не слышали друг о друге. Соответственно, каждая из этих цивилизаций отличалась от других — у них были различные религиозные верования, социальное и политическое устройство, и как следствие, у них было совершенно разное искусство и разная культура.

О многих из этих цивилизаций и народов сведения крайне обрывочны и не слишком достоверны; больше всего известно, конечно же, о тех народах и культурах, которые застали европейцы при покорении Америки. О более древних цивилизациях мы можем знать только по историческим памятникам и по тем сведениям, которые сохранились у других, более молодых цивилизаций. И даже им не всегда можно доверять, как мы с вами вскоре убедимся.

Все эти разные народы и цивилизации принято объединять под названием «доколумбовы культуры» — то есть те культуры, которые развились до открытия Колумбом Америки, и до начала колонизации Нового Света европейцами. На протяжении тысяч лет коренное население Америки развивалось совершенно отдельно от остального мира, без каких бы то ни было контактов с другими народами (ну, это если отбросить мифы об Атлантиде, космических пришельцах и прочие непопулярные среди учёных теории).

По сравнению с европейской цивилизацией, доколумбовы народы могут считаться отсталыми — им не были известны верховая езда, огнестрельное оружие и даже колесо! Конечно, у них были свои достижения, в чём-то превосходившие европейские, но в эпоху покорения Америки им нечего было противопоставить воинственным и несравнимо лучше подготовленным колонизаторам. Поэтому, строго говоря, эти культуры и называются доколумбовыми — потому что после Колумба, и после европейских переселенцев, никаких культур уже не осталось.

При этом, повторимся, культуры были совершенно разные. Здесь также можно выявить некоторые закономерности. К примеру, в Северной Америке цивилизации были в большей степени кочевыми и не оставили значительных памятников архитектуры, поскольку народы постоянно перемещались с места на место, и им было не до того, чтобы строить пирамиды или храмы.

В Мексике и Центральной Америке, где был более благоприятный климат, и борьба за выживание не стояла так остро, цивилизации были оседлыми и более развитыми, поэтому им удалось оставить после себя множество интересных архитектурных сооружений. В Южной Америке, климат которой никогда не отличался гостеприимством, сравнительно высокоразвитые цивилизации были только на западном, тихоокеанском побережье, а индейцы, живущие в джунглях, в большинстве своём остались на первобытных стадиях развития.

Пример символизма

Пример символизма в искусстве индейцев:ацтекское изображение устройства мироздания.

Нас интересует также то, как воспринимались культура и искусство американских индейцев европейцами, и в каком виде они вошли в массовое сознание. Возможно, вам будет интересно узнать, что ирокезы не носили причёсок «ирокез», а ацтеки, хотя и вырезáли сердца из своих сограждан, но при этом вообще не знали, что такое «разбойное нападение» или «ограбление», так как поддерживали в своей империи закон и порядок, какой и не снился нашим странам.

Но не менее важно учитывать и то, как принято воспринимать и изображать индейцев в массовой культуре. В конце концов, точное изображение индейской культуры может быть попросту неубедительным для рядового зрителя, который за многие годы привык воспринимать их по-другому. В этом тоже кроется известная сложность работы художника или дизайнера.

Само же искусство индейцев, известное нам как по памятникам архитектуры, так и по легко узнаваемым традициям постройки жилищ, характерным предметам одежды, украшениям, — достаточно любопытно, и, безусловно, резко отличается от искусства других народов. Именно поэтому уже многие десятилетия дизайнеры беззастенчиво черпают вдохновение в доколумбовых культурах. Здесь вы увидите некоторые примеры того, как дизайнеры использовали (и продолжают использовать) элементы индейской культуры для стилизации и придания дизайну «чужеродного», «непривычного» вида. Искусство индейцев напомнило европейским колонизаторам об искусстве других древних народов — например, об искусстве Древнего Египта, и имеет с ним ряд общих черт.

Оно так же стилизовано, так же примитивно с формальной точки зрения, оно не является реалистичным, зато в высшей степени формализовано: существовали жёсткие, точные правила и традиции изображения, которым были обязаны подчиняться индейские художники и ремесленники.

На протяжении нашего знакомства с доколумбовыми цивилизациями вам может показаться, что искусство и культура отдельных народов имеют мало общего между собой. Это нормально, поскольку наш рассказ охватывает тысячи лет истории и два огромных континента. В таком объёме информации не мудрено запутаться, да и одной статьи, конечно же, недостаточно для глубокого и подробного знакомства.

Похожие записи

ancientart.ru


Смотрите также