Древние храмы москвы. Какие православные храмы в Москве самые древние
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пять самых древних храмов Москвы. Древние храмы москвы


Пять самых древних храмов Москвы

4 августа 1326 года в Москве был заложен первый каменный храм Москвы - Успенский собор на территории Кремля. Здание не сохранилось — его разобрали уже через полтора века за ветхостью. Мы собрали для вас информацию о пяти древнейших храмах столицы, которые дошли до нас полностью или частично.

1. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Она расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Церковь возвели в 1393 — 1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского — княгини Евдокии. Она была домовым храмом великой княгини. Здание сохранилось до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырехстолпная трехапсидная церковь, построенная из белого камня. Ее архитектура сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. В росписи участвовали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

2. Одним из самых древних храмов столицы является Спасский собор Андроникова монастыря. Время его постройки — 1420-25 годы. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и как раз этот белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный (от этих фресок сохранились фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов.

Спасский собор Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря

3. Успенский собор Московского Кремля. Его возвели в в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храмРусского государства. Это старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. В петербургский период он был местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернен и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Сейчас он открыт как музей. Однако иногда, по благословению патриарха, там совершают богослужения.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

4. Еще одним из старейших храмов является Благовещенский собор. Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы.

В храме частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Благовещенский собор

Благовещенский собор

5. Церковь Ризоположения Московского Кремля возведена в 1484—1485 годах на месте одноименной церкви 1451 года постройки псковскими мастерами. Долгое время она была домовым храмом московскихмитрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.

Церковь Ризоположения Московского Кремля

Церковь Ризоположения Московского Кремля

www.vologda.kp.ru

Древние Храмы Москвы

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошево построена в 1596-98 гг. Как и послуживший образцом для ее постройки «старый» собор Донского монастыря, она приписывается зодчему Федору Коню. В это время Хорошево было вотчиной Бориса Годунова, которому его подарил царь Федор Иоаннович, получивший его от отца – Ивана Грозного. Храм Троицы поставлен на высоком берегу над излучиной Москвы-реки. Он построен из кирпича, с небольшим добавлением белого камня. Два придела – северный в честь Св. Николая и южный в честь Илии Пророка – были построены одновременно с храмом. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников – «огненное» завершение. Два нижних ряда их украшают разноцветные круглые вставки – узорные «изникские» блюда (по месту изготовления, селению Изник в Малой Азии). Апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов. В XVII веке к церкви пристроили крытую галерею, в середине XVIII века (1764-1768 гг.) выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней, в 1845 году разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб. В 1963- 1964 гг. под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, в основном вернув первоначальный облик. В 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.
Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе построена в первой половине XVI в. или даже в конце XV в. Система перекрытия – крещатый свод – роднит ее с церковью Зачатия Анны «что в углу», построенной в эти же годы в Китай-городе. Сама церковь полубутовая: снаружи и внутри стены сложены из белого камня, промежуток заполнен битым камнем, залитым известковым раствором. Своды и подкупольный барабан построены из маломерного кирпича. Возможно, церковь Трифона – первый образец бесстолпного храма с трифолийным завершением и крещатым сводом. Иногда ее строительство приписывают Аристотелю Фиораванти, строителю Успенского собора Московского Кремля. В XVIII-XIX вв. церковь перестраивалась и «обстраивалась». Позакомарное перекрытие было заменено четырехскатным, появились новые приделы, трапезная, трехъярусная колокольня псевдорусского стиля, сильно исказившие внешний облик храма. В советское время церковь отдали для строительства «ушной больницы». В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки. В конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида. Восстановили прежнюю крышу, перспективный портал, в юго-западном углу поставили маленькую звонницу на двух колоннах – аналогичную изначальной. Теперь храм открыт, хотя службы в нем проводятся не часто.
Рождественский собор был построен в 1501-1505 гг. на месте сгоревшего при пожаре 1500 года старого каменного собора. Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Он имеет много общего и со Спасским собором Спасо-Андроникова монастыря и с церковью Зачатия Анны что в углу. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных «на угол», образуется хорошо видимый снизу концентрический узор («паук»). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы. В 1547 г. собор горел. Возможно тогда в южной апсиде был сделан Никольский придел, увенчанный шлемовидной главкой. В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили к собору с юго-запада шатровую колокольню. В 1835 г. она пострадала от удара молнии и была разобрана. Монастырь был закрыт в 1921 г. В конце 20-х годов Рождественский собор подвергся значительным перестройками. В 1960-64 гг. собор был частично отреставрирован, при реставрации ему возвращен первоначальный вид. Внутри собора сохранились остатки древней кирпичной кладки и живопись конца XVIII в. В трапезной сохранились три белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII- XVIII в. В 1991 г. здания монастыря были возвращены церкви. В 1993 г. он возродился как ставропигиальный женский монастырь.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (старом т.к. сам Симонов монастырь позднее был перенесен несколько севернее) стоит на месте еще более древней церкви, построенной, по преданию, с благословения Сергия Радонежского. Каменная Церковь Рождества построена в 1509-1510 гг. Алевизом Новым. В монастыре были погребены герои Куликовской битвы иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Долгое время их имена почитались без официальной канонизации, пока в ХХ веке они не были причислены к лику святых. От древнего храма, построенного Алевизом Новым, сохранилась нижняя половина основного объема, до резного фриза, делящего фасад по горизонтали пополам. Сохранились и красивые перспективные порталы с юга и севера четверика, украшенные «дыньками». Как и повсеместно, в XVIII в. позакомарное покрытие храма, характерное для древнерусской архитектуры, было заменено четырехскатным, более практичным. В середине XIX века поставили каменные трапезную и колокольню на месте деревянных, построенных в XVIII в. В советское время храм оказался на закрытой территории нового завода «Динамо». Надгробие могил Пересвета и Осляби продали как железный лом. Главу церкви и колокольню сломали, а в церкви установили мощный мотор. К счастью, несмотря на чудовищную вибрацию, древние стены выстояли. В 1989 году церковь была открыта, началась ее реставрация. Сейчас по территории завода проложен специальный проход к храму.
Собор Петра Митрополита посреди монастырского двора в Высокопетровском монастыре был построен зодчим Алевизом Новым в 1514-1517 гг. Восьмилепестковый нижний ярус несет световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» расположены по странам света, а между ними по диагоналям – меньшие. Окна были узкими с арочной перемычкой и крутыми откосами (два таких оконных проема раскрыты в алтарном выступе). Проемы были обработаны филенками из белого камня. Крыша собора была черепичной. В конце XVII века по заказу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, желавшей ознаменовать таким образом победу Петра I над его сестрой Софьей, храм был обновлен в стиле московского барокко, его окружили низким гульбищем. Изначально храм был посвящен св. Петру, а после реста- врации, законченной в 1690 г., его переосвятили в честь Петра Митрополита. В 1920-е гг. монастырь закрыли и передали его здания гражданским учреждениям. Уникальный резной иконостас 1690 г. сохранялся в храме вплоть до 1940г., после чего был бесследно утрачен. Перестройки так изменили вид храма, что долгое время считалось, что в 1690 г. он был построен заново, а не обновлен. Архитектор Б.П. Дедушенко, проведя исследования, установил, что здание, построенное Алевизом, уцелело. Гульбище вокруг собора Петра Митрополита тоже считалось утраченным. Ныне выяснено, что оно скрыто культурным слоем, но в основном сохранилось и подлежит восстановлению с включением сохранившихся фрагментов крыльца. С 1998 года в церкви Петра Митрополита возобновлены богослужения.
Собор Донской Иконы Божией Матери посреди южной части монастырского двора, ныне именуемый Малым или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. при царе Федоре Иоанновиче. Его строителем возможно был знаменитый зодчий Федор Конь, строивший также в Московском Кремле. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским. В 1591г. во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея на месте собора находилась походная церковь преподобного Сергия Радонежского в главном стане русских. Поэтому монастырь назвали монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». По особо чтимой иконе Донской Божией Матери стал называться и собор. Храм был бесстолпным, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. В 1679г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная. В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. В 1748г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В 1920-е гг. храм был превращен в музейный зал, а в 1946г., снова открылся как храм. В нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. И поныне Донской монастырь снабжает миром все русские приходы.
Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича. Его своды опираются на крещатые столпы. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530 гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686 годах мастерами Оружейной палаты Климом Михайловым «со товарищи». В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759 году при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников. После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор. Церковь-колокольня Святого Георгия – редкий образец русского зодчества – церкви «иже под колоколы». Первоначально (во второй четверти XVI столетия) она была возведена как звонница при основном храме Вознесения Господня, на месте деревянной церкви, построенной Дмитрием Донским в 1380 г. Круглая в плане, она состоит из 2-х ярусов, причем нижний объем более массивен, в то время как верхний, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Сам колокольный столп членён на 5 осей. В летописи 1640 г. она упоминается все еще лишь как звонница, но в конце XVII столетия, после приспособления нижнего яруса под алтарь церкви и пристройки деревянной трапезной, ансамбль стал называться Храмом Георгия Великомученика. Архитектурный облик колокольни изменился: были выложены круглые окна с декором, появились новые дверные проемы. В XIX веке на месте деревянной трапезной была выстроена каменная. В начале XX века (30-е годы) начинаются реставрационные работы. В 1970-е годы реставрация продолжена архитектором Н.Н. Свешниковым. В 2005 году была заново построена каменная трапезная. Звоннице возвращена основная функция – воссоздан колокольный звон – подвешены 10 колоколов, обеспечивающих полифонию звучания. Благодаря этому, сейчас в Коломенском можно послушать проходящие регулярно концерты колокольного звона. Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма. В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника. Церковь Никиты на Швивой горке, построена в 1595 г. Построил её Савва Емельянович Вагин по челобитью Дмитрия Годунова на основе более раннего здания, от которого сохранились одностолпный подклет, апсида с кладкой из белого камня и маломерного кирпича, столбы первоначальной галереи и нижняя часть храма. Бсстолпный куб основного храма перекрыт крещатым сводом. В 1684-85 гг. вплотную к стене храма с южной стороны был возведен Благовещенский придел с трапезной. Шатровая колокольня поставлена с северо-запада от храма. Она замкнула старую галерею-гульбище, с которой попадали на верхние ярусы колокольни. Сразу после 1917 г. храм был закрыт. Его занимали различные «заведения»; в 1930 г. были снесены ограда и ворота. В 1935 г. директор Литинститута им. Горького И. Луппол просил президиум ВЦИК храм снести для строительства нового здания. Разрешение было получено, однако снос почему-то не состоялся. В 1958-60 храм отреставрировали и отдали под склад студии «Диафильм», которая занимала его до 1990 г. В 1970-х гг. был отреставрирован южный придел. При реставрации были устранены барочные детали, восстановлены завершение храма и шатер колокольни. В 1992 г. в храме были возобновлены богослужения. В нем возрождено подворье Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря. Спасо-Андроников мужской монастырь на левом берегу р. Яузы был основан в 1357 г. митрополитом Алексием. Он назван по имени первого игумена – ученика Сергия Радонежского Андроника. Во второй половине XIV в. в монастыре построен деревянный Спасский собор, а в 1420-27 собор был перестроен из белого камня. В нем сохранились фрагменты фресок, выполненных под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В соборе находилась особо почитаемая святыня – икона Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.) Не раз за свою 6-вековую историю монастырь превращался в узилище. В августе 1653 г. в монастыре содержался под стражей мятежный протопоп Аввакум. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а на его территории был организован один из первых лагерей ВЧК. В 1929-32 гг. была уничтожена колокольня монастыря, построенная в 1795-1803 гг. архитектором Р.Р. Казаковым, в 1928 г. уничтожен некрополь Андроникова монастыря, где был похоронен Андрей Рублёв. В 1959-60 гг. в процессе реставрации коллективом под руководством архитектора Л.А. Давида собору был предан первоначальный вид. С 1985 г. в монастыре находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В 1989 г. собор был заново освящён, в нем возобновились богослужения. С 1993 ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружен древний престол собора. Каменная посадская церковь Зачатия Анны была поставлена в конце XV века. В XVI в., когда была построена Китайгородская стена-крепость, церковь оказался в углу, образованном ее восточной и южной стенами – отсюда название храма «Зачатия Анны, что в углу». Большой московский пожар 1547 года сильно повредил храм. Начавшиеся вскоре восстановительные работы привели к заметным изменениям его облика. Одноглавый, бесстолпный с крестчатым, сомкнутым сводом, выложенным из кирпича, перерезанным 4-мя крестообразно расположенными распалубками. Такой свод позволил зодчим обойтись без внутренних опор разбивающих внутреннее пространство храма. Он же определил и завершение каждого фасада трехлопастной аркой. В XVII веке к церкви были пристроены северный и южный приделы и паперть-гульбище с двухъярусной аркадой. В 1920-х годах храм закрыли, внутреннее убранство было утрачено. При реставрации 1955-58 гг. были восстановлены архитектурные формы XV века (архитектор Л.А. Давид). Реставрация не только вернула храму первоначальный облик, но и позволила показать оригинальную часть здания – подклет скрытый землей позднейших наслоений. Церковь уцелела при строительстве гостиницы Россия и долгое время соседствовала с ней. В 1994 году храм передан РПЦ. После сноса гостиницы доступ в церковь оказался затруднен.meta-68.livejournal.com/tag/meta Скачать: narod.ru/disk/17373618000/2010.pdf.html

thebester.ru

5 древнейших храмов Москвы | Журнал о путешествиях по России

Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: уже через полтора века первый Успенский собор пришлось разобрать за ветхостью. В XIV веке Русь медленно поднималась после Батыева разорения, учиться капитальному строительству, как и многому другому, приходилось почти заново.

К концу XV века в Москве все еще не водилось каменных домов, но каменных храмов было уже в достатке. Сохранились единицы — для их подсчета в прямом смысле хватит пальцев одной руки. К тому же не все доступны для посещения. Тем не менее, одним списком: 5 древнейших храмов Москвы, дошедших до нас полностью или частично.

1. Кремль. Благовещенский собор

Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.

Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора, занимавшего площадку меж Благовещенским и Архангельским соборами. Это весьма брутальная сводчатая постройка, выложенная из больших, нерегулярных блоков белого камня. Вероятно, похожую фактуру имели и стены первого каменного кремля Москвы.

Благовещенский собор был полностью перестроен в 1410 году. От этого, второго по счету, собора уцелела лишь нижняя часть апсид с одним окном и необычными треугольными лопатками, а также множество обломков резного декора, обнаруженных исследователями при продолжающейся поныне реставрации собора.

Кроме резьбы, были найдены фрагменты фресок, выполненных при участии Андрея Рублева. Фрагменты небольшие, но крайне важные: спрятанные в забутовке обломки никогда не записывались и не выгорали — по ним можно судить о первоначальной гамме рублевских росписей.

А еще подклет известен древними граффити, изображающими некое культовое сооружение ступенчатой формы. По романтической версии, это черновые наброски итальянских зодчих, приступавших к строительству самого Ивана Великого.

2. Кремль. Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях

Белокаменный храм во имя Рождества Богородицы, заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской в 1393 году. Предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма.

В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века.

Несмотря на утраты, «зело чюдная» церковь прекрасно сохранила интерьер основного пространства с четырьмя круглыми столбами, фигурными нишами и слуховыми окошками, лестницей на хоры, внутристенными тайниками, а также благородным килевидным порталом западного фасада.

Древнейший храм Москвы находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты. Несмотря на то, что реставраторы работали здесь в 1920-х, 1950-х и 1990-х годах, исследование памятника не окончено до сих пор. В 2011 году вышла первая подробная научная публикация, посвященная Рождественской церкви.

3. Спасский собор Андроникова монастыря

Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века.

Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ.

На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

4. Кремль. Успенский собор

Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола.

Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. При внешнем соблюдении канонического прообраза, здание является совершенно новаторским в деталях. Это и использование кирпича наряду с камнем (первый кирпичный завод в Москве основан именно Аристотелем), и необычайно тонкие своды, и непривычно открытое, «зальное» внутреннее пространство. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений.

На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. Он украшен стенописью XVII века, роскошными паникадилами XIX века, великолепным собранием древних икон и прочими рукотворными диковинами. Такими как резная деревянная сень над царскими местом Грозного, или шатер узорчатого литья (1624) над могилой патриарха Гермогена.

5. Кремль. Церковь Ризоположения

На пятое место в «рейтинге» московских древностей могут претендовать два памятника. Один из них — белокаменная церковь Трифона в Напрудной слободе. Споры о времени ее постройки ведутся до сих пор, разброс датировок — от середины 1470-х до середины XVI века.

Так что надежнее остановиться на втором адресе: кремлевская церковь Ризоположения документально датируется 1484-85 годами. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца.

Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.

strana.ru

Какие православные храмы в Москве самые древние

Древнейшие храмы Москвы, дошедших до нас полностью или частично...

  • Какие православные храмы в Москве самые древние
  • Какие православные храмы в Москве самые древние

Кремль. Благовещенский собор

Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора, занимавшего площадку меж Благовещенским и Архангельским соборами. Это весьма брутальная сводчатая постройка, выложенная из больших, нерегулярных блоков белого камня. Вероятно, похожую фактуру имели и стены первого каменного кремля Москвы.

Благовещенский собор был полностью перестроен в 1410 году. От этого, второго по счету, собора уцелела лишь нижняя часть апсид с одним окном и необычными треугольными лопатками, а также множество обломков резного декора, обнаруженных исследователями при продолжающейся поныне реставрации собора. Кроме резьбы, были найдены фрагменты фресок, выполненных при участии Андрея Рублева. Фрагменты небольшие, но крайне важные спрятанные в забутовке обломки никогда не записывались и не выгорали — по ним можно судить о первоначальной гамме рублевских росписей. А еще подклет известен древними граффити, изображающими некое культовое сооружение ступенчатой формы. По романтической версии, это черновые наброски итальянских зодчих, приступавших к строительству самого Ивана Великого.

Кремль. Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях

Белокаменный храм во имя Рождества Богородицы, заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской в 1393 году. Предположительно, в память Куликовской битвы дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века.

Несмотря на утраты, «зело чюдная» церковь прекрасно сохранила интерьер основного пространства с четырьмя круглыми столбами, фигурными нишами и слуховыми окошками, лестницей на хоры, внутристенными тайниками, а также благородным килевидным порталом западного фасада. Древнейший храм Москвы находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты. Несмотря на то, что реставраторы работали здесь в 1920-х, 1950-х и 1990-х годах, исследование памятника не окончено до сих пор. В 2011 году вышла первая подробная научная публикация, посвященная Рождественской церкви.

Спасский собор Андроникова монастыря

Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века.

Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Кремль. Успенский собор

Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. При внешнем соблюдении канонического прообраза, здание является совершенно новаторским в деталях. Это и использование кирпича наряду с камнем (первый кирпичный завод в Москве основан именно Аристотелем), и необычайно тонкие своды, и непривычно открытое, «зальное» внутреннее пространство. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений.

На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. Он украшен стенописью XVII века, роскошными паникадилами XIX века, великолепным собранием древних икон и прочими рукотворными диковинами. Такими как резная деревянная сень над царскими местом Грозного, или шатер узорчатого литья (1624) над могилой патриарха Гермогена.

Кремль. Церковь Ризоположения

На пятое место в «рейтинге» московских древностей могут претендовать два памятника. Один из них — белокаменная церковь Трифона в Напрудной слободе. Споры о времени ее постройки ведутся до сих пор, разброс датировок — от середины 1470-х до середины XVI века. Так что надежнее остановиться на втором адресе кремлевская церковь Ризоположения документально датируется 1484-85 годами. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца.

Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.

Какие православные храмы в Москве самые древние интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

5 древнейших храмов Москвы - Helperia

Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: уже через полтора века первый Успенский собор пришлось разобрать за ветхостью. В XIV веке Русь медленно поднималась после Батыева разорения, учиться капитальному строительству, как и многому другому, приходилось почти заново.

Древние храмы Москвы

К концу XV века в Москве все еще не водилось каменных домов, но каменных храмов было уже в достатке. Сохранились единицы — для их подсчета в прямом смысле хватит пальцев одной руки. К тому же не все доступны для посещения. Тем не менее, одним списком: 5 древнейших храмов Москвы, дошедших до нас полностью или частично.

благовещенский собор

1. Кремль. Благовещенский собор

Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.

Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора, занимавшего площадку меж Благовещенским и Архангельским соборами. Это весьма брутальная сводчатая постройка, выложенная из больших, нерегулярных блоков белого камня. Вероятно, похожую фактуру имели и стены первого каменного кремля Москвы.

Благовещенский собор был полностью перестроен в 1410 году. От этого, второго по счету, собора уцелела лишь нижняя часть апсид с одним окном и необычными треугольными лопатками, а также множество обломков резного декора, обнаруженных исследователями при продолжающейся поныне реставрации собора.

Кроме резьбы, были найдены фрагменты фресок, выполненных при участии Андрея Рублева. Фрагменты небольшие, но крайне важные: спрятанные в забутовке обломки никогда не записывались и не выгорали — по ним можно судить о первоначальной гамме рублевских росписей.

А еще подклет известен древними граффити, изображающими некое культовое сооружение ступенчатой формы. По романтической версии, это черновые наброски итальянских зодчих, приступавших к строительству самого Ивана Великого.

2. Кремль. Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях

Белокаменный храм во имя Рождества Богородицы, заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской в 1393 году. Предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма.

В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века.

Несмотря на утраты, «зело чюдная» церковь прекрасно сохранила интерьер основного пространства с четырьмя круглыми столбами, фигурными нишами и слуховыми окошками, лестницей на хоры, внутристенными тайниками, а также благородным килевидным порталом западного фасада.

Древнейший храм Москвы находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты. Несмотря на то, что реставраторы работали здесь в 1920-х, 1950-х и 1990-х годах, исследование памятника не окончено до сих пор. В 2011 году вышла первая подробная научная публикация, посвященная Рождественской церкви.

3. Спасский собор Андроникова монастыря

Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века.

Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ.

На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

4. Кремль. Успенский собор

Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола.

Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. При внешнем соблюдении канонического прообраза, здание является совершенно новаторским в деталях. Это и использование кирпича наряду с камнем (первый кирпичный завод в Москве основан именно Аристотелем), и необычайно тонкие своды, и непривычно открытое, «зальное» внутреннее пространство. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений.

На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. Он украшен стенописью XVII века, роскошными паникадилами XIX века, великолепным собранием древних икон и прочими рукотворными диковинами. Такими как резная деревянная сень над царскими местом Грозного, или шатер узорчатого литья (1624) над могилой патриарха Гермогена.

5. Кремль. Церковь Ризоположения

На пятое место в «рейтинге» московских древностей могут претендовать два памятника. Один из них — белокаменная церковь Трифона в Напрудной слободе. Споры о времени ее постройки ведутся до сих пор, разброс датировок — от середины 1470-х до середины XVI века.

Так что надежнее остановиться на втором адресе: кремлевская церковь Ризоположения документально датируется 1484-85 годами. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца.

Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.

Ссылки

helperia.ru

ДРЕВНИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ… « Николлетто

ДРЕВНИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ…

картинка

картинка

Церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошево построена в 1596-98 гг. Как и послуживший образцом для ее постройки «старый» собор Донского монастыря, она приписывается зодчему Федору Коню. В это время Хорошево было вотчиной Бориса Годунова, которому его подарил царь Федор Иоаннович, получивший его от отца – Ивана Грозного.Храм Троицы поставлен на высоком берегу над излучиной Москвы-реки. Он построен из кирпича, с небольшим добавлением белого камня. Два придела – северный в честь Св. Николая и южный в честь Илии Пророка – были построены одновременно с храмом. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников – «огненное» завершение. Два нижних ряда их украшают разноцветные круглые вставки – узорные «изникские» блюда (по месту изготовления, селению Изник в Малой Азии). Апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.В XVII веке к церкви пристроили крытую галерею, в середине XVIII века (1764-1768 гг.) выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней, в 1845 году разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней.В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб. В 1963- 1964 гг. под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, в основном вернув первоначальный облик.В 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

картинка

Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе построена в первой половине XVI в. или даже в конце XV в. Система перекрытия – крещатый свод – роднит ее с церковью Зачатия Анны «что в углу», построенной в эти же годы в Китай-городе. Сама церковь полубутовая: снаружи и внутри стены сложены из белого камня, промежуток заполнен битым камнем, залитым известковым раствором. Своды и подкупольный барабан построены из маломерного кирпича. Возможно, церковь Трифона – первый образец бесстолпного храма с трифолийным завершением и крещатым сводом. Иногда ее строительство приписывают Аристотелю Фиораванти, строителю Успенского собора Московского Кремля.В XVIII-XIX вв. церковь перестраивалась и «обстраивалась». Позакомарное перекрытие было заменено четырехскатным, появились новые приделы, трапезная, трехъярусная колокольня псевдорусского стиля, сильно исказившие внешний облик храма.В советское время церковь отдали для строительства «ушной больницы». В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки. В конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида. Восстановили прежнюю крышу, перспективный портал,

vespig.wordpress.com

7 знаменитых храмов Москвы

Храм Христа Спасителя

В Москве храм Христа Спасителя находится на улице Волхонке 15-17, рядом метро «Кропоткинская». Настоящий кафедральный собор был построен в 1883 году 26 мая. Строился он сорок четыре года, первый камень был заложен в 1839 году. Храм являлся своего рода надгробным памятником воинам Русской императорской армии, которые погибли в войне с Наполеоном. Во времена сталинской реконструкции, когда столица перестраивалась по принципу коммунистических идеалов, собор взорвали. На месте после взрыва оборудовали бассейн. Во время перестройки, благодаря общественности, храм стали восстанавливать. Строительство храма продолжалось с 1994 по 1997 годы. На сегодняшний день это действующий кафедральный собор. Если вы хотите отправиться в столицу России и сделать тур по монастырям, вам будет полезно узнать о местах, где можно остановиться на ночлег, например гостиница Оксана Москва цены.

Храм святой мученицы Татианы

Церковь святой мученицы Татианы расположена на улице Большая Никитская, дом 1, недалеко метро «Библиотека им. Ленина». Храм располагается в правой пристройке (флигеле) старого здания МГУ. Прихожанами церкви до революции были писатели, преподаватели университета и деятели искусств. В храме были крещены дочери профессора Ивана Цветаева – Мария и Анастасия. В церкви отпевали Ключевского, Фета, Погодина и Гоголя. Прихожане считают, что в храме «витает дух гениев 19 века». В 1918 году издают постановление о закрытии домовых церквей при университетах. Храм был закрыт, иконостас уничтожен, иконы – похищены. На месте церкви был клуб, партком и театр. Восстановление храма началось в 90-е годы. Действовать домовая церковь начала в январе 1995 года. На сегодняшний день прихожанами церкви являются молодежь и московская интеллигенция.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Московский храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» расположен на улице Большая Ордынка, 20, возле метро «Третьяковская». Прославлена церковь тем, что службы ведет настоятель митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) – известный церковный деятель и композитор. Изначально на месте храма в 16 веке была построена деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского. В 17 веке построили каменный храм и стали называть Преображенским. После прославления в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», закрепилось за храмом название чудотворного образа. В советское время церковь закрыли и сняли колокола. Во время второй мировой войны в здании хранили произведения искусства Третьяковской галереи. Действовать храм стал только с 1948 года. Так же церковь является культурным наследием РФ. Особо почитаемые иконы в церкви: апостола Андрея Первозванного; мученика Лонгина-сотника; преподобного Алексия, человека Божия; и, конечно же, главная святыня – чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Храм Софии Премудрости Божией

Московский храм Софии Премудрости Божией находится на острове Балчуг на противоположной стороне Московского Кремля по Софийской набережной, дом 32, доехать: метро «Новокузнецкая» или «Третьяковская». Как и все строения прошлых столетий – церковь была деревянной. Построена была в 1493 году. Храм из камня был возведен в середине 17 века. По проекту архитектора Н.И. Козловского в 1862-1868 годах была построена колокольня в русско-византийском стиле. Колокольня построена отдельно от храма и состоит из трех ярусов. Комплекс церкви состоит из дома притчи, трапезной и колокольни. В 30-х годах храм был закрыт и открыли клуб. В первый год войны в церковь попал немецкий снаряд. Вид храма стал плачевным. И только в начале 21 века в церкви прошла первая литургия, и он был возвращен православной церкви. На данный момент, храм действующий, и является культурным наследием РФ. Святыни храма: икона блаженной Матроны Московской, икона святителя патриарха Тихона, Тихвинская икона Божией Матери.

«Большое Вознесение» у Никитских ворот

Первые записи о храме Вознесения Господня датируются 15веком. Расположена церковь на улице Большая Никитская, 36, рядом метро «Пушкинская». Храм много раз в разное время достраивался и перестраивался, но к середине 19 века церковь имела классический стиль – ампир. Участвовали в проекте известные архитекторы О.И. Бове, М.Ф. Казаков, Ф.М. Шестаков, Ф.К. Соколов, И.Е. Стасов. В свое время в храме венчались Наталья Гончарова и Александр Пушкин. В 19 веке прихожанами была московская интеллигенция. Поговаривают, что в церкви пел сам Федор Шаляпин во время венчания своей дочери. Храм Большого Вознесения славится своей акустикой. В сталинское время церковь была закрыта. Открыли для верующих только в 90-е годы. Церковь почитает икону Иверской Божией Матери, башмачок с мощей св. Спиридона Тримифунтского, икону великомученика Пантелеимона, образ святого патриарха Тихона.

Храм Илии Пророка

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного находится во 2-м Обыденском переулке, 6, рядом метро «Кропоткинская». Деревянная церковь была построена в 1582 году за один день – «обыдень». Это было во время засухи. Нынешнее строение воздвигнуто в 1702-1706 г в стиле барокко по проекту архитектора И.П. Зарудного. В советское время храм был действующим, и сохранил большое количество святынь, которые передавались на хранение из разрушенных и закрытых монастырей и храмов. Святыни церкви: икона «Огненное восхождение Илии Пророка», чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», частица пояса Пресвятой Богородицы.

Храм Святителя Мартина Исповедника

Православная церковь святого Мартина Исповедника, Папы Римского находится по улице Солженицына, 15, рядом метро «Марксистская». Споры, о ее упоминании до сих пор не утихают, но предположительно она была построена 1502 году в день памяти святого Мартина Исповедника, папы Римского и день памяти благословления Василия III на правление княжеством. Ныне стоящий храм построен по проекту архитектора Родиона Козакова. В 1812 году в церкви святого Мартина Исповедника провели первую благодарственную службу после бегства французов из Москвы. Сталинское время отразилось и на храме святого Мартина Исповедника, он был закрыт. 90-е годы славятся возвращением храмов верующим, так в 1998 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма. Чтимые святыни: погребальная рубашка блаженной старицы Матроны Московской, чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери, частицы мощей свт. Мартина Исповедника, свт. Филиппа, Митрополита Московского, преп.Серафима Саровского, свв. Киево-Печерских угодников.

7 знаменитых храмов Москвы

4.3 (86.94%) 49

www.rthvictoria.com


Смотрите также