Мифология древних греков. Мифология античных народов на сайте Игоря Гаршина. Мифы древних греков, римлян, этрусков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античная мифология (греко-римская и этрусская). Мифология древних греков


2. Мифология древних греков

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос.[1] От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса[6]. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

studfiles.net

Мифология древних греков и ее особенности

24.11.2015

Поскольку древние греки и римляне были политеистами (т.е. поклонялись не одному богу, а в целом пантеона богов), то существенной особенностью античной мифологии является ее языческий характер. К этому следует добавить, что как культура, так и сама мифология древних греков в процессе трансформации общинного строя и формирования классового рабовладельческого общества претерпела существенные изменения. Поэтому исследователи, изучавшие этот вопрос, выделяют такие периоды развития древнегреческой мифологии:

1. хтоническая (от греческого слова “hton” – земля). Ииого еще называют в-олимпийским. Сущностной его чертой является фетишизация, то есть обожания конкретных вещей и явлений, предполагает поклонения этим предметам как носителям магической силы. Это становится возможным тогда, когда человек в своем сознании отделяет предмет от идеи этого предмета, а затем превращает его в символ. Например, Зевса почитали в городе Сикини (Пелопоннес) в виде каменной пирамиды или дуба; Диониса – в виде виноградной лозы или плюща; Афину – в виде змеи. Хтоническая периоду соответствует и анимизм (“animus” – в переводе с латыни “дух”, “душа”), то есть представление человека, основанные на идее одухотворение всех предметов и явлений, которые окружают ее. Этим объясняется вера древних греков в существование дриад – нимф деревьев, нереид – 50 дочерей морского старца Нерея, ореады – нимфы горных пустынь и др. Для первого этапа древнегреческой мифологии наиболее характерны так называемые тератологические мифы (от греч. “Teras” – чудовище, ужас), что рассказывали об ужасных чудовища, демонов. Уже Гесиод вспоминает о страшных ериний с головой собаки и змеями в волосах. Были в древнегреческой мифологии и кентавры – полулюди-полукони, сирены – полуженщины-полуптиц, тритоны – молодые юноши, которые имели рыбий хвост. Мир заселяли также злые духи. Например, в Афинах верили, что вблизи холма нимф живут три демоны Холера, Оспа и Чума. (Ф.Ф.Зелинський, 1993).

Упомянутый список следует дополнить музами, управляющие искусствами, и их обязанности четко определены в “Теогонии” Гесиода:

• Талия – муза комедии;

• Мельпомена – муза трагедии;

• Терпсихора – муза танца;

• Клио – муза истории;

• Эвтерпа – муза лирической поэзии;

• Эрато – муза эротической поэзии;

• Урания – муза астрономии;

• Каллиопа – муза эпической поэзии;

• Полигимния – муза гимнов.

2. Олимпийской, классический, или героический, период является вторым периодом в развитии древнегреческой мифологии. С рождением философии и драмы древнегреческая мифология все больше приобретает служебного характера и превращается в философскую аллегорию, которую активно использовали в искусстве. В этот период мифологические представления древних греков получили соответствующей четкости, стали более стройными и системными, что позволило Гесиоду уже в VIII в. до н.э. выразить их в поэтической форме (“Теогония”). Древние греки уважали олимпийских богов, однако, что характерно и для других древних народов, особым почетом у них пользовались культы местного божества. В Олимпии очень уважали культ Зевса, в Афинах – богини Афины, в Делосе – Артемиды, в Дельфах – бога Аполлона. Но это обстоятельство не мешало им приносить жертвы и другим богам древнегреческого пантеона, который имел собственную историю формирования.

Согласно мифам и легендам, древние греки считали, что первично существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир Тартар и жизненное начало Эрос. Гея родила звездное небо -Урана, который получил власть и стал ее мужем. От этой пары богов родилось второе поколение богов – так называемые титаны, один из которых – бог неумолимого времени Кронос – после тяжелой войны одержал победу над своим отцом Ураном. Однако побежден отец проклял своего сына, и тот, согласно пророчеству, сам стал жертвой обмана, потому что был свергнут своими детьми – Аидом, Посейдоном, Гестия, Деметра, Герой, Зевсом под руководством последнего. Это было третье поколение богов, получивших власть и поселились на горе Олимп. К олимпийского пантеона вошли:

• Зевс (бог неба, грома и молнии) возглавил этот пантеон, в который вошли все последующие боги;

• Посейдон (в римском пантеоне Нептун) – обладатель моря. Ударом своего трезубца он разбивает скалы, поднимает бури, трясет землю так, что со дна морского на поверхность всплывают острова. Греки чествовали Посейдона и молили его о помощи тем, кто выходит в море,

• Аид (он же у римлян Плутон) – обладатель подземного мира;

• Гера (жена Зевса, у римлян Юнона) – заместитель семьи и брака;

• Деметра (у римлян Церера) – богиня земледелия и плодородия, которая дарит хлеб и плоды земли;

• Гестия (у римлян Веста) – богиня домашнего очага;

• Афина Паллада (у римлян Минерва) (рис. 36) – воинственная богиня мудрости, покровительница наук и искусств, ремесленничества и женского труда, особенно ткачества и прядения, защитница воинов, обращались к ней за помощью;

• Артемида (у римлян Диана) – богиня охоты, покровительница городов и легких родов;

• Аполлон – губитель, стреловержец, прорицатель, которому, несмотря на все, ассоциировался светлое начало, поэтому часто его называли Фебом, то есть сияющим;

• Афродита (у римлян Венера) – богиня любви и красоты;

• Гефест (Вулкан) – хромой бог-кузнец, обладатель земных недр. Именно он слепил из земли первую смертную женщину – Пандору;

• Apec (Марс) – жестокий и кровавый бог войны. Его культ был не очень распространенным у греков, которые считали, что от него происходит насилие, которое является источником всяческих бед и страданий, порожденных войнами. Культы ему отправляли не столько от благоговения, сколько от страха. Важными также были:

• Дионис (Вакх), которому поклонялись как богу плодородия, покровителю виноделов;

• Асклепий – бог врачевания. Мифология древних греков имела существенное влияние на формирование религиозного сознания, которая, в свою очередь, стала одним из факторов формирования античной культуры.

« Сущность мифа и особенности мифологического мировосприятия Особенности древнегреческого религиозного сознания »

moyaosvita.com.ua

Античная мифология (греко-римская и этрусская)

Древнегреческие боги Персефона и Зевс

Зевс, Посейдон, Аполлон, Арес, Дионис, Диона, Гестия (богиня сердца) и Деметра (мать ячменя) - все эти боги происходят с севера [индоевропейские?].

Однако Афина, Афродита, Артемида, Рея и Гефест (бог-кузнец) - это минойские боги [средиземноморские и переднеазиатские].

На Крите от гида слышал, что Аполлон тоже с Крита, да и сам Зевс родился на этом острове и, по критским мифам, умер на нем.

В Древней Греции и Древнем Риме были примерно одинаковые сонмы богов, но с разными именами, поскольку латины (и, наверное, другие древнеиталийские народы заимствовали свой пантеон у этрусков. А вот схожесть состава богов древних греков и этрусков можно объяснить по-разному: 1) может, они друг у друга заимствовали или 2) оба у пеласгов, или 3) оба в Малой Азии при совместном там проживании...

Разделы страницы по греко-италийской мифологии:

  • Важнейшие божества греческого пантеона
  • Важнейшие общественно-религиозные празднества эллинов
  • Сетевые энциклопедии античных мифов
  • Статьи о мифах античного Запада
  • Литература по античной мифологии

Читайте также об учениях античых философов, на которых, вероятно, также оказывала воздействие греко-римская мифология.

Важнейшие божества греческого пантеона

  • Адонис — божество умирающей и воскресающей природы, заимствован из Финикии в V в. до н. э. По желанию Зевса Адонис должен был треть года проводить с Афродитой, треть года — с Персефоной, третью часть - с
  • Аид — один из главных греческих богов, владыка царства мертвых и всего подземного мира. Брат Зевса, Посейдона и Деметры.
  • Амфитрита — морская богиня, супруга Посейдона, владычица морей.
  • Аполлон (Феб) — один из главных греческих богов, сын Зевса, брат Артемиды. Божество солнца, солнечного света, просвещения, покровитель искусства, олицетворяемого 9 музами, земледелия, охранитель стад, дорог, путников, мореходов, бог-воитель, бог-врачеватель и бог-прорицатель. Наиболее важными центрами культа Аполлона в Греции были Дельфы со знаменитым оракулом, островок Делос и Дидимы около Милета.
  • Арес (или Арей) — бог войны, военного искусства, сын Зевса и Геры. Один из главных олимпийских божеств.
  • Артемида — одна из главных богинь, входила в семью 12 олимпийских божеств, покровительница лесов, лесной растительности, зверей, природного плодородия, включая деторождение. Дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона.
  • Асклепий — бог врачевания и врачебного искусства, сын Аполлона.
  • Афина — одна из главных богинь греческого пантеона, входила в семью 12 олимпийских богов, покровительница мудрости, наук, ремесленного искусства; победоносной войны и мирного процветания. Главная богиня Афин и Аттики. Родилась необычным путем: Афина вышла из головы Зевса.
  • Афродита — одна из главных богинь Греции, входила в семью 12 олимпийских божеств. Дочь Зевса; по другой версии, родилась из морской пены. Богиня красоты, чувственной любви, женского плодородия и любовного очарования.
  • Геба — богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе подносила богам амброзию и нектар.
  • Геката — одна из богинь подземного мира, повелительница теней в подземном царстве, богиня призраков и ночных кошмаров, волшебства и заклинаний. Как и Артемида, считалась владычицей зверей. Дочь Зевса.
  • Гекатомба — главное жертвоприношение при храмах в количества ста животных и более.
  • Гелиос — один из главных греческих богов, особенно в эпоху эллинизма. Бог солнца, часто отождествлялся с Аполлоном. Сын титана Гипериона.
  • Гера — одна из главных греческих богинь, член семьи 12 олимпийских богов. Сестра и супруга Зевса, мать Гебы, Гефеста и Арея, царица на Олимпе. Как женская ипостась Зевса — повелительница молний и грома, туч и бурь. Еще одна функция Геры — покровительница брака и супружеской любви, охранительница семейных устоев, помощница беременных женщин и родительниц.
  • Геракл — греческий герой, удостоенный бессмертия и причисленный к сонму олимпийских богов за свои подвиги. Известны 12 главных подвигов Геракла:
    • задушил немейского льва,
    • умертвил лернейскую гидру,
    • поймал эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию,
    • пленил быстроногую керинейскую лань,
    • перебил стимфалийских птиц — чудовищ с медными клювами, когтями и крыльями,
    • добыл пояс Ипполиты, жестокой царицы воинственных амазонок,
    • очистил конюшни царя Авгия,
    • усмирил критского быка, изрыгающего пламя,
    • победил царя Диомеда, бросавшего чужеземцев на растерзание своим кобылицам-людоедам,
    • похитил коров трехголового великана Гериона,
    • добыл золотые яблоки Гесперид, которые ему принес Атлант — великан, поддерживающий небесный свод (когда Атлант ходил за яблоками, Геракл за него держал небесный свод),
    • поймал и вывел на солнечный свет грозного стража подземного мира — пса Кербера.
    Кроме того, Геракл победил великана Антея, оторвав его от матери-земли, дающей ему силу, и задушил его в своих объятиях. Будучи младенцем, задушил змей в колыбели, принимал участие в походе аргонавтов, в Калидонской охоте и др.
  • Гермес (Эрмий) — член олимпийской семьи, один из главных греческих богов, являлся посланцем и вестником богов, исполняющим их волю, но вместе с тем выполнял многочисленные функции, был покровителем глашатаев, гимнастических состязаний молодежи, торговли и связанных с ней богатства, хитрости, ловкости, обмана и воровства, путешествий, дорог и перекрестков. Сын Зевса и Майи. Сопровождал души умерших в царство Аида.
  • Гестия — член олимпийской семьи, богиня домашнего очага, сестра Зевса, Посейдона, Аида.
  • Гефест — член олимпийской семьи, покровитель огня и кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры, супруг Афродиты.
  • Гея — одна из древнейших и важнейших богинь греческого пантеона, олицетворение земли; прародительница богов, титанов, гигантов, всех людей.
  • Гиганты — сыновья Геи (земли) и Урана (неба) — божественные великаны, первое поколение богов, на смену которым пришло новое поколение олимпийских богов во главе с Зевсом. По мифу, гиганты были истреблены олимпийскими богами в ожесточенной битве.
  • Гименей — бог брака и брачных обрядов, сын Аполлона.
  • Деметра — член олимпийской семьи, одна из главных греческих богинь, божество земледелия и земнего плодородия, прорастающего зерна; почиталась также как покровительница и устроительница хозяйства отдельной семьи; сестра Зевса.
  • Демоны — особая группа второстепенных божественных существ — духов с неясными функциями, они не имели какого-либо образа, были олицетворением всего неясного, чудесного и рокового в природе и жизни отдельного человека.
  • Дике — божество правды, олицетворение справедливости, дочь Зевса.
  • Дионис — один из древнейших и популярнейших богов Древней Греции, олицетворение умирающей и воскресающей природы, покровитель растительности, производительных сил природы, виноградарства и виноделия, народных празднеств, поэтического вдохновения и театрального искусства. Сын Зевса.
  • Зевс — верховный бог и царь богов, входящих в олимпийскую семью. Божество неба, небесного пространства, владыка и повелитель всего, что происходит в природе, жизни богов и людей. Ему открыты будущее и предначертания судьбы [даже своей собственной?]. Как бог неба Зевс повелевает громом и молнией, собирает и разгоняет тучи. Зевс является отцом большинства членов олимпийской семьи богов. Одним из главных центров его культа было местечко Олимпия в Элиде, где устраивались в его честь Олимпийские игры.
  • Илифия — богиня деторождения, дочь Зевса и Геры.
  • Ирида — богиня радуги. Поскольку радуга соединяет небо и землю, Ирида считалась посредницей между богами и людьми, передающей волю богов.
  • Кабиры — второстепенные божества, не имевшие какого-либо образа, покровители земельного плодородия, подземного огня; спасали от морских штормов.
  • Кекроп [Похоже на Циклоп] — древнеаттическое божество земли, сын Геи, один из покровителей Аттики и Афин. Его культ тесно связан с культом Афины.
  • Крон (Кронос) — одно из древнейших греческих божеств, сын Урана и Геи, один из титанов первого поколения греческих богов. Отец Зевса, был низвергнут Зевсом в Тартар.
  • Латона (Лето) — божественная мать Аполлона и Артемиды [т.е., одна из жен Зевса]. Самостоятельного значения ее культ не имел, она почиталась вместе со своими популярными детьми.
  • Мойры — богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Изображались в виде старух, прядущих нить человеческой жизни. Известны три мойры: Клото начинает прясть нить, Лахезис ведет нить человеческой жизни, а Атропа перерезает нить.
  • Морфей — божество сновидений, сын бога сна Гипноса.
  • Музы — богини поэзии, искусства и наук, спутницы Аполлона, обитали на горе Геликоне и Парнасе. Муз было девять: Клио — муза истории, Евтерпа — муза лирики, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танцев и хорового пения, Эрато — муза эротической поэзии, Полигимния — муза торжественных песнопений и пантомимы, Урания — муза астрономии, Каллиопа — старшая муза, покровительница эпической поэзии.
  • Наяды — божества, покровительницы вод, источников, ручьев и рек, сил природы, благоприятных для людей, животных и растений.
  • Немесида — богиня справедливого и неотвратимого возмездия, карающая за нарушение установленного порядка вещей, наказывающая как за излишнее счастье, так и за слишком большую гордыню.
  • Нерей — древнее морское божество, отец Нереид, олицетворение спокойного моря. Как изменчивое море, так и Нерей мог принимать различные образы, обладал даром перевоплощения.
  • Нереиды — нимфы моря, дочери Нерея. Они помогают морякам в опасности.
  • Ника — дочь Зевса, олицетворение победы как в военной битве, так и в спортивном состязании.
  • Нимфы — полубожественные существа (поскольку считались смертными), олицетворение различных сил и явлений природы. Различались нимфы морских вод (океанвды, нереиды), речных вод и источников (наяды), гор (ореады), долин (напей), лугов (лимониады), деревьев (дриады), были нимфы отдельных мест (додоны, нисы), островов (Калипсо, Кирка). Считались покровителями поэтов, беспечального, счастливого времяпрепровождения.
  • Океан — один из древнейших греческих морских божеств, сын Урана и Геи. Жил уединенно в подводном дворце и не появлялся в собраниях богов. В классическое время его функции переходят к Посейдону.
  • Олимп — священная гора греков в Северной Фессалии, постоянное местопребывание двенадцати главных божеств: Зевса, Посейдона и Аида (боги-братья, повелители неба, моря и подземного мира), их жен и детей: Геры, Деметры, Гестии, Афины, Афродиты, Аполлона, Артемиды, Гефеста и Ареса. Здесь же живут вестники их воли Гермес и Ирида, а также прислуживающие богам Фемида и Геба.
  • Омфал — священный камень (обычно метеорит). Наиболее известен омфал, хранившийся в храме Аполлона в Дельфах, считавшийся центром мира.
  • Оракул — место общения богов и людей, где можно узнать волю божества. Наиболее известным оракулом был оракул Аполлона в Дельфах, где прорицания божества передавались через жрицу пифию. В Додоне воля Зевса проявлялась в шелесте листьев священного дуба, на Делосе — листьев священного лавра. Передаваемая воля богов истолковывалась специальной жреческой коллегией.
  • Оры — богини, ведавшие сменой времен года, порядком в природе, охранительницы порядка и законности в обществе, спутницы Афродиты. Наиболее известны три Оры: Эвнойя (законность), Дика (справедливость), Эйрена (мир).
  • Палладий — изображение вооруженного божества, как правило, древнейшая деревянная статуя, считавшаяся охранителем города. Такие палладии имели Аполлон, Афродита, но чаще всего Афина, от прозвища которой «Паллада» и произошло это название.
  • Пан — аркадский бог лесов и рощ, сын Гермеса, один из спутников Диониса. Покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. Пан обладал даром нагонять на людей безудержный, так называемый «панический» страх.
  • Панацея — богиня-целительница, дочьАсклепия.
  • Пегас — волшебный крылатый конь, доставлявший по приказу Зевса гром и молнию. В эллинистическую эпоху стал символом поэтического вдохновения.
  • Персефона — дочь Деметры, супруга Аида, одна из главных богинь греческого пантеона, владычица преисподней, олицетворение произрастания злаков и земного плодородия. Персефона символизирует ежегодное умирание и пробуждение растительности, погребение и возрождение зерна, посеянного в землю.
  • Плутос — бог богатства как одного из проявлений земледельческого труда и мирной жизни.
  • Помпа — торжественное шествие религиозного характера, связанное с приношением даров в храм главного божества полиса, например при праздновании Панафиней в честь Афины, элевсинских мистерий в честь Деметры и др.
  • Посейдон [бог мегалитников?] — один из главных олимпийских богов, брат Зевса, божество морской влаги, повелитель многочисленных морских божеств и вместе с тем покровитель коневодства.
  • Прометей — один из титанов, т. е. богов первого поколения от Геи и Урана, покровитель людей и цивилизованной жизни; даровал людям огонь и познакомил с его употреблением, научил людей чтению, письму, мореплаванию, наукам и ремеслам. Вызвал гнев Зевса, который приковал его к скале на Кавказе, где ежедневно прилетавший орел выклевывал у него печень.
  • Протей — подчиненное Посейдону морское божество, обладал способностью принимать любой облик. Обладал способностями предсказания. Также - царь Египта, переселившийся туда из Фракии [память о "народах моря"?].
  • Радамант — один из трех судей подземного царства, сын Зевса.
  • Рея — богиня-мать, дочь Урана и Геи, жена Кроноса, мать Зевса и других олимпийских богов-кронидов.
  • Сабазий — первоначально фригийское божество, слившееся затем с Дионисом.
  • Сатиры — второстепенные лесные божества, олицетворяющие плодородие, находились в свите Диониса. Изображались в виде полулюдей-полукозлов.
  • Селена — богиня Луны, жена Гелиоса, часто отождествлялась с Артемидой.
  • Сарапис — один из важнейших богов эллинистического Египта и народов Восточного Средиземноморья, синкретическое божество, объединяющее функции древнеегипетских богов Осириса, Изиды, Аписа и греческих богов Аполлона, Аида, Асклепия.
  • Силен — демон, сын Гермеса, воспитатель Диониса, изображался в образе толстого, как винный мех, постоянно пьяного, веселого, лысого старика.
  • Сирены — полуптицы-полуженщины. Своим волшебным голосом они завлекали моряков на скалы, а затем пожирали их.
  • Сфинкс — чудовище, изображавшееся в виде крылатого льва с головой женщины. Чудовище жило около Фив и убивало пугников, которые не могли отгадать его загадки.
  • Титаны — боги первого поколения, дети Урана и Геи, часто они отождествляются с гигантами. Титаны-гиганты были побеждены следующим поколением олимпийских богов и низвергнуты в Тартар, в других мифах — переселились на острова блаженных.
  • Тифон — злое божество, изображавшееся в виде чудовища с сотней змеиных голов, изрыгающих пламя, сын Геи и Тартара, рожденный после победы олимпийцев над титанами.
  • Тихе — богиня судьбы и случая, особую популярность ее культ получил в эпоху эллинизма.
  • Тритон — второстепенное морское божество, сын Посейдона.
  • Уран — изначальное верховное божество, олицетворение первичного мужского начала, считался богом Неба, которое соединилось с первичным женским началом, богиней Геей (землей). От этого брака родились титаны, гиганты и другие божества.
  • Фаэтон — низшее солнечное божество, сын Гелиоса.
  • Феникс — мифический персонаж, изображался в виде птицы (орла с золотыми перьями), которая, достигнув старости (в 500, 1461, 7006 лет) [календарные циклы?], сжигала сама себя и возрождалась из пепла молодой и обновленной.
  • Фемида — богиня права, законности, установленного порядка и предсказаний. Изображалась с рогом изобилия, весами в руках и повязкой на глазах.
  • Хаос — первичная неопределенность, существующая до создания мира. Первыми порождениями Хаоса были божества Гея, Тартар, Эрос (любовь), Эреб (мрак), Ночь.
  • Хариты — божества плодородия, красоты, радости, олицетворение цветущей женственности, дочери Зевса.
  • Харон — божество подземного мира, перевозчик душ умерших через реку подземного царства Ахеронт.
  • Химера — чудовище с головой льва, туловищем козы, хвостом дракона.
  • Элизии (елисейские поля) — поля блаженных, часть загробного мира, где живут избранники богов. По представлениям древних греков, в Элизии попадают не столько за праведную жизнь, сколько по милости богов.
  • Эрида — богиня раздора, сестра и спутница бога войны Ареса, дочь Ночи, мать бедствий, ссор и голода.
  • Эриннии — три богини мщения, живущие в Аиде (Тисифона, Аллекто и Мегера). Они наказывают за клятвопреступления, нарушение обычаев гостеприимства, убийства. Человек, преследуемый эринниями, лишается рассудка.
  • Эрос — один из первичных греческих богов, порождение Хаоса, олицетворял стихийное соединительное начало в природе; позднее божество любви, сын Афродиты и Ареса.
  • Эфир — божество, олицетворяющее верхний лучезарный слой воздуха, где обычно пребывал царь богов Зевс.

Важнейшие общественно-религиозные празднества эллинов

  • Олимпийские игры (Олимпиады) — общегреческие празднества в честь Зевса Олимпийского, происходившие раз в четыре года, обычно в конце июля — начале августа. Олимпийские игры начались с 776 г. до н. э., были запрещены в 393 г. до н. э. Они проводились в местечке Олимпия в Элиде на берегу реки Алфей. Программа состояла главным образом из спортивных состязаний и ристаний колесниц. Во время Олимпийских игр (в течение 5 дней) в Греции объявлялось священное
  • Истмийские игры (Истмии) — общегреческие празднества в честь бога Посейдона, проводившиеся в июле с 581 г. до н. э. Они проходили в сосновой роще на Истме (Коринфский перешеек) раз в два года. Организатором игр был Коринф. Программа истмийских игр включала гимнастические игры, скачки и ристания колесниц, музыкальные состязания.
  • Пифийские игры (Пифиады) — общегреческое празднество в честь Аполлона, проводилось в третий год Олимпиад с 586 г. до н. э. в Крисейской долине около Дельф раз в четыре года в середине августа. В программе были гимнастические игры, ристания, но главную роль играли музыкальные состязания.
  • Немейские игры — общегреческие празднества в честь Зевса, проходившие с 573 г. до н. э. около местечка Немея каждый второй год Олимпиад летом и четвертый год — зимой, поскольку они совпадали с Олимпиадами. Их программа совпадала с олимпийской.
  • Панафинеи великие — торжественное празднество в честь рождения богини Афины, справлявшееся раз в 5 лет в июле-августе в течение шести дней. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы) всех граждан города, принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на акрополе. Малые Панафинеи праздновались каждый год и представляли собой чисто религиозный скромный ритуал.
  • Дионисии великие (или городские) — справлялись в Афинах в честь Диониса ежегодно в марте-апреле шесть дней. В торжественной процессии несли древнюю деревянную статую бога, совершалось жертвоприношение у храма Диониса. Затем разыгрывались серьезные и шуточные сценки, из которых в V в. до н. э. зародился замечательный греческий театр. Сельские (или малые) Дионисии справлялись ежегодно в декабре—январе и состояли главным образом в проведении незатейливых шуточных розыгрышей и развлечений.

Сетевые энциклопедии античных мифов

Статьи о мифах античного Запада

  • Цыб Алексей Васильевич. Структурно-типологические особенности античной мифологии. Введение [доволно интересный курс]

Литература по античной мифологии

  • Андреев Ю. В., Минойская тавромахия в контексте критского цикла мифов, [в:] "ΜΟΥΣΕΙΟΝ" , Санкт-Петербург, 1997, стр. 17-30.

    Yu. V. Andreyev, Minoan Tauromachia in the Context of Cretan cycle of Myths, [in:] "ΜΟΥΣΕΙΟΝ" , St Peterburg 1997, pp. 17-30. The author treats the language of Linear B texts as a kind of Greek- Palaeobalcanic koine

  • Зайцев А. И. Праиндоевропейские истоки древнегреческого эпоса // Проблемы античного источниковедения: Сб. научных трудов. М.; Л., 1986.
  • Казанский Н. Н. К этимологии теонима Гера. М. // Палеобалканистика и античность. М, "Наука", 1989.
  • Топоров В. Н. Миф о Тантале. // Палеобалканистика и античность. М., "Наука", 1989.
  • Dumézil O. La religion romaine archaique. 1966.
  • Latte K. Römische Religionsgeschichte. München. 1960.

Ключевые слова для поиска сведений по мифологии древней Италии и древней Греции:

На русском языке: греко-римская мифология, древнегреческий эпос, сказания Эллады, легенды италиков, верования этруссков, мифы Древней Греции и Рима, античная мифология Эгеиды и Адриатики, греческие сказки, фольклор греков и римлян; На английском языке: Ancient Greek mythology, Roman myths.

www.garshin.ru

Мифология и религия древних греков

Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий — мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества. Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться в крито-микенскую эпоху (см. ст. «Как ученые открыли древнейшую Грецию»), во II тысячелетии, и позже — в начале I тысячелетия до н. э. В это время большинство греческих племен перешли от родового строя к рабовладельческому. В эпических поэмах древних греков «Илиада» и «Одиссея», которые народная молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру, изображена целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин (см. т. 11 ДЭ, ст. «Гомер»). Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что их боги также между собой родственники. Когда же появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем стихий — верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была «волоокая» (от слова «вол» и «око») могучая красавица богиня Гера. Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой. Представление о священных животных возникло в те первобытные времена, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство. Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Олимпийских богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными, как считали греки, были брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид, также брат Зевса, — владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил ее, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Но Аид отпустил жену не навсегда. Прощаясь с ней, он дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю. Пока Персефона была с матерью, на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали могучую деву Афину — богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьем в руке из головы своего отца. В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы — прекрасный юноша бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами — в море. В лесах блуждал козлиный добродушный бог Пан. Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло выражение «панический ужас»). С течением времени, по мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны — жестокий Арес и бог-вестник Гермес — покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест — божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон — покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон — покровителем города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. В ряде греческих городов-государств кроме почитания главных богов — олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. В конце VIII — начале VII в. до н. э. великий поэт древности Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает, как из первичного хаоса родились древнейшие боги: земля — Гея и небо — Уран. От них произошло второе поколение богов — могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса — бог Зевс впоследствии также поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосредственно управляли миром. Греки верили, что олимпийцы во главе с Зевсом охраняют их во время войны и помогают им в хозяйственной и культурной деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Согласно мифу могучий герой Геракл освободил Прометея. В VI—V вв. до н. э. наивная вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н. э.) считал первоосновой мира огонь, из которого все возникает, и высшим законом природы — вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V—IV вв. до н. э.) создал учение о едином боге-творце — демиурге (греческое «мастер»). Позже, в III—V вв. н. э., в Греции неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время на территории Римской империи, и в частности в Греции, широко распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. В конце концов боги и герои мифов превратились в чисто художественные образы. В реальное их существование никто не верил. В течение веков они широко использовались в искусстве и литературе.

 

17. Театр и литература древней Греции

Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше. Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.Возрождение из тьмы Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы. Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться "Большой Грецией". За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. "Тиран" - слово греческое, как и "аристократия", но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Театр и литература древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.Афины и Спарта Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей. В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции. Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами. Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Театр и литература древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.Решающее сражение. Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.Классические Афины. V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов). Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Театр и литература древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось. Побежденные победители. После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.Спарта и Фивы. Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение. Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.

Культура Древнего Рима.

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов. Однако, впитывая иные культурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то, что этой целостности не противоречит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также