Мифы Древней Греции. Хрестоматия мифы древней греции
Сайт временно заблокирован
Вероятные причины блокировки сайта:
- Закончилась оплата хостинга (НЕ домена!). Вам надо пополнить баланс. Оплата за хостинг списывается посуточно с баланса вашего аккаунта.
- Ваш сайт заблокирован за нарушение правил хостинга. Если вы нарушили правила, зайдите в личный кабинет и проверьте раздел "Сообщения". Там могут быть жалобы.
Перейти к личному кабинету хостинга
Если вы пладелец сайта и не знаете причины блокировки. Пожалуйста обратитесь в поддержку!.
Доступные Тарифы на домены
Более 150 зон доменов (RU, РФ, COM, ORG и др.) по доступной цене.Мы стараемся предоставить нашим клиентам регистрацию доменов как можно дешевле по сравнению с другими регистраторами, за счёт продуманной и детально проработанной тарифной системы. А так же предоставляем нашим клиентам денежные бонусы и домены со скидкой до 85%!
Подберите себе домен
Введите домен, который вы хотите заказать в поле поиска домена. Пример: firma.ru или фирма.рф
Посмотреть цены
Бесплатные Он-Лайн конструкторы и поддержка клиентов.
SETUP - CОЗДАЙ И РАЗРЕКЛАМИРУЙ СОБСТВЕННЫЙ САЙТ СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО.
Конструктор веб-сайтов: портал и веб-магазин в несколько кликов.
Уже 856,663 везунчика!Перейти на SETUP
NetHouse - cоздайте сайт для Вашего бизнеса!
Получите свой сайт бесплатно и быстро с Nethouse.
Откройте новые возможности для бизнеса с помощью невероятно удобного конструктора сайта онлайн.Акция! Зарегистрировавшись с промокодом scripthouse, вы получите 100 баллов на счет!Перейти на Nethouse
СОЗДАТЬ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЧЕНЬ ПРОСТО!
На платформе InSales вы можете создать интернет-магазин полностью самостоятельно и очень быстро, не прибегая к помощи программистов и разработчиков. Для начала вам необходимо зарегистрироваться, регистрация бесплатная и в течение первых пробных 14 дней вы можете пользоваться всеми возможностями платформы абсолютно бесплатно. После регистрации вы получаете полнофункциональный работающий интернет-магазин, и добавив свои товары можете сразу приступить к продажам.Перейти на Insales
Онлайн-консультант JivoSite
76437 сайтов уже используют онлайн-консультант JivoSite для увеличения конверсии. Попробуйте и Вы!
JivoSite позволяет Вам общаться в чате с посетителями Вашего сайта.
Это увеличивает эффективность сайта, повышая продажи без дополнительных вложений в рекламу!Перейти на Jivosite
philosophia.copula.ru
Мифы Древней Греции. Универсальная хрестоматия. 3 класс
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры[32] охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идёт к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы[33] услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясётся высокий Олимп.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, всё же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвётся нить – и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определённой мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, всё, что назначили в жизни человеку её сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и ещё на Олимпе богиня судьбы – это Тюхе, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своём жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернётся богиня Тюхе, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окружённый сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
lit.wikireading.ru
ПЕРСЕЙ УБИВАЕТ ГОРГОНУ МЕДУЗУ - МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс
Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПЕРСЕЙ УБИВАЕТ ГОРГОНУ МЕДУЗУ
Полидект замыслил насильно взять себе в жёны прекрасную Данаю, но Даная ненавидела сурового царя Полидекта. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном — как погубить ему Персея. В конце концов жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:
— Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твоё не дрогнет ни перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс — твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет своему сыну!
Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:
— Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.
Отправился Персей в далёкий путь. Ему нужно было достигнуть западного края' земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны. Всё тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь.
Тяжёлый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать погибнуть ему, сыну Зевса. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нём, как в зеркале, отражалось всё; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твёрдую сталь. Вестник богов указал юному герою, как найти горгон.
Долог был путь Персея. Много стран прошёл он, много видел народов. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трёх. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они одни знали его. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Что делать им слепым и беспомощным? Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать всё для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше.
Во время дальнейшего пути пришёл Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понёсся по воздуху к острову горгон.
Высоко в небе нёсся Персей. Под ним расстилалась земля с зелёными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы, покрытые зеленью лесов, и, как алмазы, горели в лучах солнца их вершины, покрытые снегом. Вихрем несётся Персей всё дальше и дальше. Он летит так высоко, как не взлетают и орлы на своих могучих крыльях. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Теперь над морем летит Персей, и шум морских волн едва уловимым шорохом доносится до него. Вот уже не видно земли. Во все стороны, куда только хватает взора Персея, раскинулась под ним равнина вод. Наконец в голубой дали моря чёрной полоской показался остров. Всё ближе он. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает в лучах солнца на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орёл, парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные Горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнём горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне. Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица — ведь один взгляд, и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады — как в зеркале отразились в нём горгоны. Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трёх горгон лишь Медуза смертна, только её можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрый Гермес. Он указал Персею Медузу и тихо шепнул ему на ухо:
— Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю Медуза. Отруби ей голову. Помни, не смотри на неё! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!
Как падает с неба орёл на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. С грозным шипением поднялись они. Пошевельнулась во сне Медуза. Она уже приоткрыла глаза. В этот миг, как молния, сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Её тёмная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из
тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал её в чудесную сумку. Извиваясь в судорогах смерти, тело Медузы упало со скалы в море. От шума его падения проснулись сёстры Медузы, Стейно и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом. Горгоны с шумом носятся по воздуху, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Ни одной живой души не видно ни на острове, ни далеко в море. А Персей быстро нёсся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несётся он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжёлыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Всё кругом кишело ими, всё живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию в пустыню.
scribble.su
ДЕДАЛ И ИКАР - ГЕРОИ - МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Хрестоматия по зарубежной литературе
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ГЕРОИ
ДЕДАЛ И ИКАР
Некогда, в глубокой древности, в Афинах жил великий художник, скульптор и зодчий Дедал, потомок царского рода. Говорят, сама Афина Паллада научила его разным ремеслам. Дедал строил большие дворцы и храмы, поражавшие всех своей стройной строением, а для тех дворцов и храмов сам вырезал из дерева фигуры бессмертных богов, такие красивые, что потом люди веками бережно их хранили.
Учеником Дедала стал его племянник Талос, еще подросток. Однажды Он нашел на земле змеиную челюсть, внимательно присмотрелся к ней и вскоре смастерил пыльцы - новую вещь для тогдашних людей. Он же придумал и гончарный круг, чтобы легче и лучше лепить на нем всякий посуда. А как вырезал тот круг из дерева, то изобрел циркуль, им и сейчас пользуются люди.
Афиняне узнали о чрезвычайном талант Дедалового ученика и справедливо полагали, что вскоре он превзойдет своего учителя. И как же тяжело поразила Афины известие о том, что Талос, гуляя с Дедалом по Акрополю, споткнулся и упал с высоты. В его смерти афиняне обвинили Дедала и осудили художника к изгнанию.
Бросил Дедал свою мастерскую, сел на корабль, долго плыл и наконец добрался до острова Крит. Царствовал там Минос, человек умный и властный. Он сразу пригласил к себе Дедала, загадал ему много работы, был щедр и ласков. Он женил Дедала с хорошей критянке, и та родила афинянину сына Икара. И художник тяжело тосковал по родине и был на Крите рабом.
Затем Дедал построил удивительный дворец. Царя Миноса постигла большая беда: Пасифая родила ему сына, имел тело человека, а голову - будто в быка, да еще и бычий хвост болтался у него сзади. И вот, чтобы скрыть от посторонних глаз Минотавра - так назвали то чудовище - и чтобы он сам не натворил беды, царь Минос приказал для дедала построить особое здание.
И Дедал построил Лабиринт, замысловатый дворец, где покои и переходы были такие запутанные и вроде бы похожи, что никто не мог найти из него выхода. Внутри этого Лабиринта и поселили Минотавра.
Шли годы, а Дедал никак не мог забыть далекой родины. Жена его умерла, и тогда он решил что добраться с сыном до Афин.
Художник знал, что Минос никогда его не отпустит и никто, боясь царского гнева, не поможет ему бежать, а если поймает и приведет обратно к дворцу.
- Справедливый Міносе! - обратился наконец Дедал к царю. - Отпусти меня на родину. Отпусти меня и сына моего Икара!
И Минос не захотел и слушать об этом, как уговаривал его Дедал. Понял тогда художник, что он может надеяться только на себя, на свою голову и руки.
Как-то сидел Дедал на берегу моря, грустно смотрел на белых чаек и вдруг его осенила дерзкая мысль: «Пусть Минос закрыл мне путь через море, но небо не его владения, свободное небо! Надо научиться летать у птиц!» Дедал аж вскочил на ноги и гордо крикнул:
- Могучий Зевс! Не сердись на меня за то, что я не повинуюсь твоим законам. Я, смертный, поднимусь в небесный простор.
Теперь все свободное время Дедал делал из птичьих перьев большие крылья. Возле него крутился Икар, хоть и мешал отцу в его удивительной работе, но тот не гнал парня.
Наконец крылья были готовы, большие - для дедала, поменьше - Икару. Художник прикрепил к спине и рукам, взмахнул ими и легко поднялся В воздух. Покружив, он опустился на землю и стал поучать Икара.
- Нельзя подниматься очень высоко, сынок, потому что солнце там палящее, оно растопит воск и перья рассыплется. А низко над морем тоже не лети, чтобы волны не намочили тебе крыльев. Надо держаться середины, запомни это, Икар, только середины. Будь послушен, не ищи собственной дороги, а просто лети за мной.
На следующий день они поднялись в безоблачное небо. Никто во дворце не видел. Видели только пахари в поле, видел пастух, гнавший стадо, видел рыбалка. Все они стали на колени, подумав, что это летят бессмертные боги.
Икар сначала послушно следовал за отцом. Чувство полета, удивительное, неизведанное, наполнило его душу необъяснимой радостью. Какое счастье лететь, как большая птица, большими крыльями и почувствовать, что они воВНОсят тебя еще выше. В восторге Икар забыл предостережение и полетел выше, еще выше, вплоть до золотого солнца.
Неожиданно парень с ужасом почувствовал, что крылья уже не держат его, как прежде. Жаркие солнечные лучи растопили воск, перья посыпались вниз, и напрасно юноша махал уже бескрылыми руками.
- Отче, отче, я погибаю! - отчаянно крикнул Икар и скрылся среди зеленых морских волн.
Не слышал криков Дедал, и, еще раз оглянувшись, не увидел за собой Икара. Отчаянно кружил он в воздухе, зовя сына, а потом заметил на волнах разбросанные перья. Несчастный отец все понял и чуть не помешался с горя, и должен был лететь дальше, до ближайшего берега.
Это был большой остров. Долго блуждал по нему Дедал, пока волны прибили к берегу тело юноши. Убитии горем Отец похоронил здесь сына, и с тех пор тот остров называется Икария, а море вокруг люди и до сих пор зовут Икарийским. И интересно, что воплощением извечной мечты человечества о полете стал не умный, расчетливый Дедал, а непослушный, упрямый парень Икар, который первым ощутил радость свободного полета и отдал за это свою жизнь.
Перевела Катерина Гловацька
zarlitra.in.ua
МИФЫ - Хрестоматия по зарубежной литературе
МИФЫ
«Миф» по-гречески означает «слово». Однако древние греки были очень чувствительными до тончайших оттенков языка и под словом понимали что «эпос» и «логос». Миф - слово о богах и героях; песни об их подвигах называются эпосом; лотос переводится как философия, наука, мысль.
Мифологическое мышление - это способ восприятия Вселенной мыслью и чувством, то есть научно и обраВНО одновременно. Оно присуще древним людям, которые переживали долгую стадию общинно-родового строя, когда единственной организацией была большая семья. Поэтому закономерно, что наши предки не могли представить жизнь природы иначе, чем с помощью родственных связей, объединявших предков с родителями и детьми и создавали одну большую семью, скажем так - космическое единство, которое охватывает землю, небо, море и подземный мир.
Все, что касалось огня (молния, пожар, костер), греки связывали с богом Гефестом. Так рождается миф о Гефеста и его родителей. Все, что росло на земле, они связывали с Деметрой - то есть матерью Землей, что рожает, вскармливает, взращивает. Постепенно сформировалась сложная и интересная история жизни Деметры, которая то грустит по утраченной дочери Персефоне, которую похитил Аид, и она должна оставаться три месяца в подземном царстве, то радуется ее появлению Понятно, что здесь речь идет о смене времен года.
Наблюдая за морскими приливами, разливами рек, стремительным движением водопадов, жизнью источников и ручьев, древний человек все явления водной стихии приписывала Посейдону, владыке воды и мужчине Земле, что обнимает ее водными просторами.
И небо с его светом, с его бездонной прозрачностью, с его просторами древние греки называли единственным словом - Зевс, то есть светоносное небо, светоносный день.
Так один за одним рождаются слова - мифы, которые перерастают в рассказе о высшие существа, которые подобны людям, только бесконечно сильнее, а к тому еще и бессмертные. Они живут одной семьей и управляют космической общиной, господствуют над Вселенной. Где-то так, считают, складывались мифология и мифологическое мышление, характерное для первобытного человека, что переносила собственные родовые отношения на всю окружающую среду.
Мифы создаются не отдельными людьми, а всей человеческой общностью, первобытной общиной на протяжении длительного периода ее существования. И для тех, кто их составлял, боги и герои, олицетворявшим или символизировали природные явления, были реальными и настоящими лицами. По своей сути (учитывая то, что явления природы представляются живыми существами) мифология очень поэтична, она затем стала основой для художественной литературы.
Мифологическое мышление вообще свойственно человеку, и в разных человеческих сообществах оно выражалось по-своему. История знает несколько древних цивилизаций со своими богами и героями, со своими тотемами (живое существо или какой-то символ, что считается священным, олицетворяет род) и табу (религиозные запреты, нарушение которых каралось богами). Мифология зближувалась с религией. В древних религиях богов, как правило, было много.
Космогонические мифы рассказывают о происхождении и развитии мира и небесных тел, о сам процесс создания жизни на земле богами. Каждая религия трактует это по-раВНОму. Законы человеческого общежития также зафиксировано в мифах народов мира неодинаково. Нам, европейцам, ближайшие есть мифы христианские и античные, именно от них мы унаследовали больше всего.
До нас дошло немало греческих мифов, поэтому мы много знаем о мировоззрении древних греков, их богов, подвигах героев.
За мифическими представлениями греков, сначала существовал первобытный Хаос - безграничная вечная бездна. Из Хаоса возникли Тьма и Свет, День и Ночь, Небо (Уран) и Земля (Гея), а также страшное подземное царство - Тартар. Небо и Земля поженились. В Геи начали рождаться п'ятдесятиголові и сторукие чудовища. Разъяренный Уран бросил их снова в недра Земли. Потом родились одноглазые великаны - циклопы. Уран не пожалел и циклопов. Впоследствии появились титаны: Океан, что владел морями; дети титана Иафета - Атлант, который поддерживал небесный свод, и провидец Прометей.
В греческих мифах абстрактные представления сосуществуют с конкретными образами и воплощаются в них. Уран имел еще детей: Мнемозину - память, Фемиду - справедливость,
Кроноса (или Хроноса), которого отождествляли со все поглощающим время.
Чтобы кто-то из детей не отобрал у него власть, Уран задумал всех их уничтожить. Тогда Гея подговорила титанов восстать против Урана. Кронос лишил отца его силы и стал править миром. Начался якобы золотой век. И снова повторилась драма поколений. Кронос не избежал участи своего отца, даром что глотал собственных детей. Жена Кроноса Рея смогла спасти только последнего сына - Зевса. А когда Зевс вырос, то преодолел отца. По совету праматери Земли Зевс освободил сторуких великанов и циклопов, которые стали ему за сообщников в борьбе. Началась гігантомахія - битва богов против титанов. Из титанов только Прометей помогал Зевсу, а впоследствии неблагодарный победитель приказал приковать Прометея к одной из скал Кавказа за то, что он похитил у богов огонь и передал его людям Однако власть Зевса также не вечна. Пром^теєві была известна тайна гибели Зевса.
С победой Зевса началась новая эпоха. Боги, которые якобы жили на Олимпе, теперь завладели миром. Это мощнейшие двенадцать богов - олимпийцев: Зевс, царь богов и людей, его жена Гера - хранительница брака, дочь Зевса, Афина-Паллада - богиня мудрости и покровительница ремесел и наук, брат Зевса Посейдон - бог моря, Аид - бог царства мертвых, Афродита - богиня красоты и любви, Арес - бог войны, Гефест - бог-кузнец, Аполлон - бог света и покровитель искусства, Деметра - богиня земледелия, Гермес - покровитель скотоводства, Артемида - богиня охоты. Все они родственники - сестры, братья, сыновья.
Мифы - продукт коллективного творчества многих поколений, они постоянно трансформировались. Цикличность и повторяемость явлений - одно из первых наблюдений, что зафиксировано в греческих мифах. Изучая мифы, мы узнаем о том, как развивалось общество, складывались взаимоотношения между племенами. На греческий Олимп, например, приходили и боги - иностранцы. Так, скажем, из Фракии пришел покровитель виноградарей Дионис.
Как ученые классифицируют мифы? Прежде всего, по содержанию: мифы о возникновении мира, путешествие аргонавтов в Колхиду, о Троянской войне, Одиссей или цикл мифов о город Фивы и т.д.
zarlitra.in.ua
ПЕРСЕЙ СПАСАЕТ АНДРОМЕДУ - МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс
Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ПЕРСЕЙ СПАСАЕТ АНДРОМЕДУ
После долгого пути Персей достиг царства Кефея, лежавшего в Эфиопии1 на берегу Океана. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, - дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф.
1 Эфиопия — страна, лежавшая, по представлениям греков, на крайнем юге земли. Эфиопией греки, а затем римляне называли всю страну, лежащую Африке на юге от Египта.
Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе. Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу Зевса Аммону1 и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул дал такой ответ:
— Отдай свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, и окончится тогда кара Посейдона.
1 Находился в оазисе Ливийской пустыни,на запад от Египта.
Народ, узнав ответ оракула, заставил царя приковать Андромеду к скале у моря. Бледная от ужаса, стояла у подножия скаты в тяжёлых оковах Андромеда; с невыразимым страхом смотрела она на море, ожидая, что вот-вот появится чудовище и растерзает её. Слёзы катились из её глаз, ужас охватывал её от одной мысли о том, что должна она погибнуть в цвете прекрасной юности, полная сил, не изведав радостей жизни. Её-то и увидал Персей. Он принял бы её за дивную статую из белого паросского мрамора, если бы морской ветер не развевал её волос и не падали из её прекрасных глаз крупные слёзы. С восторгом смотрит на неё юный герой, и могучее чувство любви к Андромеде загорается в его сердце. Персей быстро спустился к ней и ласково спросил её:
— О, скажи мне, прекрасная дева, чья это страна, назови мне твоё имя! Скажи, за что прикована ты здесь к скале?
Андромеда рассказала, за чью вину приходится ей страдать. Не хочет прекрасная дева, чтобы герой подумал, что искупает она собственную вину. Ещё не окончила свой рассказ Андромеда, как заклокотала морская пучина, и среди бушующих волн показалось чудовище. Оно высоко подняло свою голову с разверстой громадной пастью. Громко вскрикнула от ужаса Андромеда. Обезумев от горя, прибежали на берег Кефей и Кассиопея. Горько плачут они, обнимая дочь. Нет ей спасенья!
Тогда заговорил сын Зевса, Персей:
— Ещё много будет у вас времени лить слёзы, мало времени лишь для спасения вашей дочери. Я — сын Зевса, Персей, убивший обвитую змеями горгону Медузу. Отдайте мне в жены вашу дочь Андромеду, и я спасу её.
С радостью согласились Кефей и Кассиопея. Они готовы были сделать всё для спасения дочери. Кефей обещал ему даже всё царство в приданое, лишь бы он спас Андромеду. Уже близко чудовище. Оно быстро приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несётся по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих юных гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч. Почувствовав тяжкую рану, высоко поднялось в волнах чудовище; оно бьётся в море, словно кабан, которого с неистовым лаем окружила стая собак; то погружается оно глубоко в воду, то вновь всплывает. Бешено бьёт по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взле
тают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море. Раскрыв пасть, бросается чудовище на Персея, но с быстротой чайки взлетает он в своих крылатых сандалиях. Удар за ударом наносит он. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, поражённого насмерть. Крылья сандалий Персея намокли, они едва держат на воздухе героя. Быстро понёсся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась из моря, обхватил её левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят могучего героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведёт Персей свою невесту во дворец отца её Кефея.
scribble.su
Николай Альбертович Кун Легенды и мифы Древней Греции
Транскрипт
1
2 Николай Альбертович Кун Легенды и мифы Древней Греции Аннотация «Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения). Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак Эреб и темную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет Эфир и радостный светлый День Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день»
3 Содержание Часть первая. Боги и герои 8 Боги 9 Зевс [2] 9 Рождение Зевса 9 Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с 9 титанами Борьба Зевса с Тифоном 10 Олимп 10 Посейдон и божества моря 12 Царство мрачного Аида (Плутона) [13] 13 Гера [19] 14 Ио 15 Аполлон [21] 16 Рождение Аполлона 16 Борьба Аполлона с Пифоном и основание 16 дельфийского оракула Дафна 17 Аполлон у Адмета 18 Аполлон и музы 18 Сыновья Алоэя 19 Марсий 19 Асклепий (Эскулап) 19 Артемида [27] 20 Актеон 20 Афина-Паллада [29] 21 Рождение Афины 21 Арахна 22 Гермес [32] 23 Гермес похищает коров Аполлона 24 Арес [36], Афродита, Эрот и Гименей [37] 25 Арес 25 Афродита [38] 26 Пигмалион 26 Нарцисс 27 Адонис 29 Эрот 29 Гименей 30 Гефест [41] 30 Деметра [45] и Персефона 31 Похищение Персефоны Аидом 31 Триптолем 34 Эрисихтон 34 Ночь, луна, заря и солнце 35 Фаэтон 36 Дионис [54] 39 Рождение и воспитание Диониса 39 3
4 Дионис и его свита 40 Ликург 40 Дочери Миния 40 Тирренские морские разбойники [58] 41 Икарий 42 Мидас 42 Пан [61] 43 Пан и Сиринга 43 Состязание Пана с Аполлоном 44 Герои 45 Пять веков [62] 45 Девкалион и Пирра (потоп) [63] 46 Прометей 47 Пандора 52 Эак [69] 53 Данаиды 54 Персей [72] 56 Рождение Персея 56 Персей убивает горгону Медузу 57 Персей и Атлас 58 Персей спасает Андромеду 59 Свадьба Персея 60 Возвращение Персея на Сериф 61 Персей в Аргосе 62 Сизиф 62 Беллерофонт [77] 63 Тантал [82] 65 Пелопс [83] 67 Европа [86] 68 Кадм [87] 69 Зет и Амфион 72 Ниоба 73 Геракл [94] 75 Рождение и воспитание Геракла 75 Геракл в Фивах 77 Подвиги Геракла 77 Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских 94 богов Гераклиды 98 Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей [123] 99 Кефал и Прокрида 100 Прокна и Филомела 102 Борей и Орифия 103 Дедал и Икар [125] 104 Тесей [127] 106 Рождение и воспитание Тесея 106 Подвиги Тесея на пути в Афины 106 Тесей в Афинах 108 Путешествие Тесея на Крит 109 4
5 Тесей и амазонки 111 Тесей и Пейрифой 111 Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают 112 похитить Персефону. Смерть Тесея Мелеагр [136] 113 Кипарис 114 Орфей и Эвридика 115 Орфей в подземном царстве 115 Смерть Орфея 117 Гиацинт 118 Полифем, Акид и Галатея 118 Диоскуры Кастор и Полидевк 119 Атрей и Фиест 120 Эсак и Гесперия 122 Часть вторая. Древнегреческий эпос 123 Аргонавты 123 Фрикс и Гелла 123 Рождение и воспитание Ясона 124 Ясон в Иолке 124 Ясон собирает спутников и готовится к походу в Колхиду 125 Аргонавты на Лемносе 126 Аргонавты на полуострове Кизике 127 Аргонавты в Мизии 127 Аргонавты в Вифинии [159] 128 Аргонавты у Финея [161] 129 Симплегады [165] 130 Остров Аретиада и прибытие в Колхиду 130 Гера и Афина у Афродиты 131 Ясон у Эета 132 Аргонавты обращаются за помощью к Медее 133 Ясон исполняет поручение Эета 135 Медея помогает Ясону похитить Золотое руно 136 Возвращение аргонавтов 137 Ясон и Медея в Иолке. Смерть Пелия 139 Ясон и Медея в Коринфе. Смерть Ясона 140 Троянский цикл 143 Елена, дочь Зевса и Леды 143 Пелей и Фетида 143 Суд Париса 145 Парис возвращается в Трою 145 Парис похищает Елену 146 Менелай готовится к войне против Трои 146 Ахилл 147 Троя 148 Герои Греции в Мизии 149 Греки в Авлиде [179] 150 Плавание греков к берегам Трои. Филоктет 152 Первые десять лет осады Трои 153 Ссора Ахилла с Агамемноном 155 5
6 Народное собрание. Терсит 159 Поединок Менелая с Парисом 162 Пандар нарушает клятву. Битва 163 Гектор в Трое. Прощание Гектора с Андромахой 167 Продолжение битвы. Поединок Гектора с