История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка урока по истории на тему Древнейшая Греция. Греки и критяне.doc. Разработка урока древняя греция


Разработка урока по теме Древняя Греция.doc - Разработка урока по теме "Древняя ...

Разработка урока по теме "Древняя Греция"Цели урока:изучить древнейший период в истории Греции, исследуя древнегреческие мифы, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник; формировать умение анализировать исторические источники и делать выводы;развивать интерес к изучению истории.Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компетентностно­ориентированных заданий / КОЗ/.Оборудование урока:«История древнего мира». Учебник для 5 класса / авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая /1.2. Карта «Древняя Греция до V века до н.э.»3. Хрестоматия по истории Древнего мира. М. «Просвещение»,1991.4. Компьютерная презентация «Древняя Греция периода Крита и Микен»Ход урока.1. Вводный рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.Мы познакомились с вами с историей древнейших государств на северо­востоке Африки и в Азии. Более 3,5 тыс. лет назадпервые государства возникли и в Европе. Одним из них была Древняя Греция.( Слайд 1.) Перенесемся в дельту Нила и оттуда на гребных судах совершим путешествие к острову продолговатой формы. Это остров Крит. (Слайд 2.) Расположенный в Средиземном море он считается частью Европы. С конца III тысячелетия до н.э. на Эгейском море владычествовали цари Крита. Города Древней Греции Микены, Тиринф, Пилос, Афины платили дань критскому царю. Столет назад археологи раскопали на Крите огромный многоэтажный дворец, стены которого украшены росписями. (Слайд 3.)Также были найдены глиняные таблички с письменами, однако эти надписи до сих пор не разгаданы.( Слайд 4.) В 15 веке до н.э. на острове Фера близ северных берегов Крита произошло извержение вулкана и землетрясение. Остров был разрушен. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки. Самым богатым и могущественным городом Древней Греции был город Микены.(Слайд 5.) Он расположен на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, вел через Львиные ворота.(Слайд 6.) Внутри крепости находился царский дворец. Поблизостиархеологи раскопали царские могилы. ( Слайд 7.) Вслед за Критом греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. Сильным соперником в этой борьбе было Троянское царство.(Слайд 8.) Около 1200 г. до. н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Греки разрушили и сожгли Трою. Но потом в Грецию с севера вторглись воинственные племена. Они разрушили Микены и многие другие города. Произошел упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом и забыли его. Средипришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.Вопросы классу с целью актуализации знаний: Откуда мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом? Кто изучает исторические источники? Какие бывают исторические источники?­ Такими источниками для изучения Древней Греции являются мифы. Что такое мифы? Историческими источниками являются поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея». ( Слайд 9). Более ста лет назад вопрос о Древней Греции даже не ставился. Поэмы Гомера просто считались литературными произведениями, не связанными с жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они соединение различных мифов. И только немецкий археолог Генрих Шлиман (Слайд 10.)подошел к ним как к историческим источникам. Эта мысль настолько овладела им, что он забросил бизнес и занялся поисками Трои. И он нашел ее 14 июня 1873 г. Так началось открытие микенской цивилизации.

znanio.ru

Повторительно.docx - Разработка урока " Древняя Греция"

стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории. И следующее наше задание называется « Мифы и легенды Древней Греции».Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.­ Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре)Миф 2. корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)Миф 3. перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)Миф 4. яблоко с надписью « Прекраснейшей ( миф о начале Троянской войны)Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень ( миф о Прометее)Миф 8. троянский конь ( миф о победе греков )Давайте мы с вами немного отдохнем , проведем физкультминутку, для этого прошувсех встать около парты. Сейчас я буду называть имя или исторический факт, еслито что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.Подведём итог: ­ Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествия по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется « Священный Олимп». Цель:По предметам определить кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.­ Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, но и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 балла. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 балл.

znanio.ru

Разработка урока по истории на тему Древнейшая Греция. Греки и критяне.doc - Разработка урока по истории на ...

3. Природные условия Древней Греции.4. Миф о Тесее и Минотавре.5. Гибель Критского Царства.Мы отправимся изучать древнюю Грецию на корабле. ( Звучит греческая мелодия.) На экране мультимедийное изображение корабля, плывущего по морю.2. Работа с учебной картой.На рубеже III­II тысячелетий греческие племена расселились в северо­восточном Средиземноморье.В конце II тысячелетия они смешались с племенами, вторгшимися с севера.На юге Балканского полуострова, который омывается с трех сторон водами Эгейского моря и Ионического моря жили греческие племена. Свою страну они называли Эллада, а себя называли эллинами. Позже страну стали называть Грецией, а ее жителей греками. Балканские горы делят страну на три большие области:Северную, Среднюю и Южную.В те далекие времена в Греции существовали независимые города.Микены ­ (древняя столица), Афины ­ (современная столица) , Тирниф, Пилос.3. Работа с контурной картой.1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.4. Рассказ учителя с элементами беседы.Первая остановка, которую мы сделаем это остров Крит. Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.Вспомните, когда это было?5. Сообщения учащихся о Крите.Крит­ остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами ­ его стенами были корабли.Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.Есть такая страна посреди – цветного моря,Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,В нем городов ­ девяносто, а людям, так нету и счета …Кносс – между всех городов величайший на Крите.Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…Беседа о Крите.Назовите местоположение острова Крит.­ Как местоположение Крита влияло на занятия критян?­ Из каких источников мы берем сведения об острове?6. Рассказ учителя.Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глиныКаким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?

znanio.ru

«Древняя Греция». Урок обобщения и систематизации знаний, 5 класс.

Описание разработки

1. ОУ: МБОУ «СОШ №13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

2. Участник: Миндрахманова Гузель Рафгатовна

3. Номинация: «Методические разработки: разработка урока»

4. Название работы: «Древняя Греция», 5класс

5. Аннотация работы

Данный урок проводится в 5 классе как заключительный после прохождения программного материала по теме «Древняя Греция». Урок охватывает материал рассматриваемого периода, его содержание соответствует содержанию данной темы представленного в учебном пособии «История древнего мира», - авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. К тому же сюда вошли и новые страницы истории древних греков, которые в школьный учебник не попали, но привлеченный дополнительный материал, использовался учителем в ходе подготовки и проведении уроков данного раздела. 

Ведущая технология – игровая. Присутствует интеграция основного материала и дополнительного.

Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма урока: игра Формы работы с учащимися- коллективная- групповая- индивидуальнаяМетоды обучения:- проблемный- поисковый- социокультурный- аудио-визуальный- коммуникативныйИспользование новых технологий:- Информационно-коммуникационные (ИКТ), - Личностно – ориентированные (технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества( обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН), технология проблемного обучения, технология учебной игры)- проблемная - игровая- деятельностная - поисковая - диалога культур- здоровьесберегающая 

Урок был успешно проведен в рамках муниципального тура республиканского конкурса «Учитель года- 2014» с применением ПК, аудиозаписи, индивидуальных карточек, элементарных предметов, которые на первый взгляд, никак не напоминают Др. Грецию. По правилам конкурса, учащихся никто за ранее не подготовил. Именно поэтому было приятно видеть восторженные глаза детей и радостные комментарии после проведения урока. Урок помог систематизировать знания и на долго запомнить тему «Древняя Греция» при помощи разнообразных приемов игровой деятельности.

Разработка урока истории

«Древняя Греция»

Тема урока: «Древняя Греция»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Нетрадиционная форма в организации структуры урока: применение проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан» - сингапурская система. Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении главы «Древняя Греция»

Задачи:

-совершенствование активизации мыслительной деятельности учащихсяразвивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые;

- вспомнить основные факты, имена, даты ,понятия; использовать игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся .

-пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества в процессе коллективной деятельности. 

Преемственные связи: НРК, Межпредметные – (опережающие) география: географическое положение, искусство (ИЗО) Древней Греции, мировая литература. Оборудование:

Для учителя: ноутбук, динамики, мультимедийный проектор.

Для ученика: Мэнэдж мэт (инструмент для управления классом), маркеры, базовый лист контроля

Организация рабочих мест: нестандартная - столы расставлены для работы по группам.

Рекомендации по составу класса: обычный 5 класс, в классе может быть и слабый и сильный ученик.

Подготовка детей к уроку: повторить тему «Древняя Греция».Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, фрагменты картинки амфоры.

План урока.

I. Организационный момент. 2мин.II.  Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы. Целеполагание. 3минIII. По этапное обобщение и систематизация знаний. 15 мин.IV. Динамическая пауза. 2мин.V. Подведение итогов. 5мин.VI. Домашнее задание.5 мин.

VII. Рефлексия.3 мин.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Начало урока. Вход в урок - мобилизация

Учитель. -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на уроке истории. Поприветствуем друг друга как приветствовали в Др. Греции. Поднять правую руку, кивком поздороваться с соседом по лицу, с партнёром по плечу. Спасибо. Садитесь.

II. Планирование учебной деятельности + мотивация.

Учитель.-На протяжении нескольких уроков вы изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много интересного об этой стране.

Учитель.-Ребята, я вам раскрою один секрет, знаете ли вы, что и среди вас –учеников 5А класса, есть, ученики, которые уже связаны с Др.Грецией ?! Интересно, кто же они, давайте подумаем…

даю 1-ю, подсказку: их всего двое.

даю 1-ю, подсказку, это- Екатерина и Никита. Почему именно они?

Потому что, именно их имена взяты с греческого языка. Т.е. имеют греческое происхождение (Екатерина от греч. Αικατερίνη, которое в свою очередь — от др.-греч. καθαρός «чистый, непорочная». Никита которое в свою очередь — от др.-греч. νικητής — «победитель»).

Сообщение темы. Целеполагание

Учитель.-Да, частичка истории Древней Греции живет среди нас и сегодня. И на нашем уроке мы с вами вспомним основные события этой удивительной страны, ее славных героев, восхитимся памятниками греческой культуры. А так же после каждой выполненной работы я вам буду раздавать фрагменты исторического предмета, в конце урока вы увидите этот предмет.

(слышится шум моря)

III. Обобщение и систематизация знаний.

1 вид работы. Географическое положение Греции .

Учитель. -Ребята, вы слышите, это шумит море? Оно зашумело не зря. А что может рассказать нам море или моря о Древней Греции ? Какие моря омывают Грецию, на каком полуострове находится древняя Греция? Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы, я вам предлагаю выполнить работу по контурным картам.

- Берем белые листы со стола, подписываем ФИ. Время ограничена, исторический колокольчик вам подскажет. (Работа в группах. Раздача фрагмента.)

2 вид работы. Греческая мифология.

Учитель. -Ребята, я сказала, что в разной мере, история Греции присутствует в нашей повседневной жизни современного человека. Несмотря на то, что мы современные люди, мы все любим сказки. А древние греки любили не сказки, а что? (Ответы учащихся-мифы) Правильно, и вы изучили множество древнегреческих мифов.

Учитель. -Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории. 

Учитель. -Сейчас вам нужно будет вспомнить некоторые из них. У меня в руках секретные мешочки, и там есть какие-то предметы. Я хотела вас попросить мне помочь объяснить что они могут рассказать нам о Др. Греции? Продемонстрировав их мы все обсудим ответы. Вам дается 1мин.времени.( По данному набору предметов каждая группа отгадывает названия мифов. Каждая из групп объясняет как эти предметы раскрывают названия мифов).

Миф 1 группе. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре)Миф 2 группе. перья, воск, крылья. ( миф оДедал и Икар)

Миф 3 группе. троянский конь, яблоко с надписью « Прекраснейшей» ( миф о начале Троянской войны)Миф 4 группе. огонь, утёс, цепи, орёл, печень ( миф о Прометее)

Миф 5 группе копье, оливки, храм Эрехтейон. (миф об основании г.Пирей.)

Учитель.-Мы убедились, что историю Древней Греции можно увидеть совсем неожиданных предметах. В знак того, что вы справились с заданием, я каждой группе раздаю фрагмент рисунка исторического предмета. (Раздача фрагмента амфоры)

3 вид работы. «Боги Древней Греции»

Учитель.-Главными персонажами всех мифов выступают боги. Вы знаете, их множество. Вы все видели, как они выглядят, что держат в руках, а я предлагаю вам побывать в роли богов.

Учитель. -Взяли со стола зеленые листы, там даются речи богов о себе, вам нужно оживить греческого бога, а все другие будут отгадывать. Каждая группа озвучивает текст с рассказом о боге, другие отгадывают.

Кто из древнегреческих богов мог бы сказать такие слова:

  1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)

  2. Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой.(Посейдон)

  3. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в мое царство.  (Аид)

  4. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)

  5. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица – павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера) . Раздача фрагмента.

4 вид работы. «Лента времени».

Учитель.-Пришло время цифр. Задание “Найди ошибку”. (Работа по датам).  Обучающая структура Релли-Робин.(ученики в парах поочередно обмениваются короткими ответами-согласен, не согласен )

Вопросы для обсуждения

«+» / «-»

1.Бой в Фермопильском ущелье состоялось в 480 г .до н.э ?

2.Саламинское сражение в 490 г. до н.э?

3.Первые олимпийские игры были проведены в480 г .до н.э?

4.776 г до н.э –это дата Марафонской битвы?

Учитель. –Сейчас, каждый берет со стола листок розового цвета.

Выполнить задание самому.

Обсудить свои ответы с партнёром по плечу.

Обменятся листочками,

Проверить правильные ответы, сосчитать количество правильных ответов.

594 г до н.э – реформы Солона.

490 г. до н.э – первые олимпийские игры.

480 г .до н.э – Саламинское сражение.

776 г до н.э – Марафонская битва.

594 г до н.э – реформы Солона.

490 г. до н.э – Марафонская битва.

480 г .до н.э – Саламинское сражение.

776 г до н.э – первые олимпийские игры.

(Работают в группах. Самопроверка по слайду). Раздача фрагмента.

IV. Динамическая пауза.

Учитель. А вы знаете, что древние греки делали в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине. Давайте и мы обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем.

(Дети встают, поднимают вверх руки и хором произносят вслед за учителем: “О богиня Мнемозина, помоги нам!” Поклонились. “О богиня Мнемозина, помоги нам!” Поклонились.)

Учитель.-Будем считать, что мы расположили богиню Мнемозину к себе и теперь можем продолжать.

Учитель.-Ребята, у меня в руках знакомый для всех предмет, диск. А какая связь между словом диск и историей Др. Греции? Кто догадается? Кто сможет изобразить статую Мирона «Дискобол» тому достанется диск. Давайте изобразим различные виды спорта как фигуры статуи.

5вид работы “Копилка слов”

Учитель. -Вестник богов Гермес прислал для вас конверт, под названием копилка слов. Вам необходимо прочитать определение и написать само понятие в своих индивидуальных карточках.

Учитель. -Возьмите в руки конверты. Из предложенных слов составьте определения, имеющие греческое происхождение.

  1. Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.

  2. Город – государство-ПОЛИС.

  3. Спортивные состязания атлетов, во время которых прекращались войны- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.

  4. Военачальник – СТРАТЕГ.

  5. Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ. Спортивные состязания атлетов, во время которых прекращались войны- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.

  6. Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.

  7. Место, где собираются музы – МУЗЕЙ. Спортивные состязания атлетов, во время которых прекращались войны- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.

  8. Высшее должностное лицо в Афинах 9 правителей - Архонты

  9. Совет знати -АРЕОПАГ

  10. Человек, умеющий говорить красноречиво и убедительно? (ОРАТОР)

  11. Спортивные состязания атлетов, во время которых прекращались войны- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. (Работают в группах. Самопроверка по слайду). Раздача фрагмента.

Учитель.-Ребята, какое выражение объединило все группы?(Да, ол.игры.)

-А какое событие мирового значения недавно завершилось в нашей стране, мы все были зрителями этого грандиозного мероприятия? Да, 23 февраля 2014 года завершились 22 зимние олимпийские игры в Сочи. И сегодня, как много лет назад в др. Греции, приветствуются сила духа, физическая подготовка атлетов. Для вас не будет новостью, что в этих играх участвовали и атлеты из Татарстана и даже из нашего города, это И. Панин. Он соревновался в лыжном двоеборье. Мы гордимся нашими атлетами.

6вид работы. Культура Древней Греции

Учитель. Виртуальная экскурсия. Вам предлагается побыть гидами красивейшего города Др.Греции –Афины. И по слайдам смотрят и называют

  1. Район гончарных мастерских в Афинах? (Керамик)

  2. Главная площадь Афин? (Агора)

  3. Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город? (Акрополь).

  4. Храм богини Афины (Парфенон)

Учитель.-Здания похожие на древнегреческие окружают нас и в наше время. Есть они и в столице нашей республики Татарстан - Казани.( Театр оперы и балета им. М. Джалиля, здание КФУ) НРК

Назовите здания похожие на греческие в городе Лениногорске- это здание ДК. Раздача фрагмента.

V. Подведение итогов. Выводы.Учитель.-Ну вот, мы с вами и завершили составление наших секретных фрагментов. Что у нас получилось? Амфора. Да, ребята, глядя на этот сосуд мы видим, что Др. Греция- прекрасная и удивительной страна с интересной историей, культурой, оставила большой след в мировой цивилизации. Хочется сказать, что вы показали прекрасные знания и по ходу нашего урока сами рассказали чем наполнена история данной страны. Вы теперь много знаете и Ваша амфора знаний по теме др. Греция наполнена. Но не забывайте, что человек учиться познает всю жизнь, пополнять его каждый день.

(выставление оценок)

VI Дом работа: Учитель. -Сегодня на уроке мы повторили историю Др. Греция еще раз убедились, что современный мир и Др. Греция взаимосвязаны. В домашней работе вам нужно будет составьте текст СМС родителям, где вы можете одним, предложением, передать информацию чем запомнилась вам Древняя Греция.

Например, ГРЕЦИЯ – ЭТО ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ АФИНЫ.(Далее учащиеся должны попытать дать свои варианты)Греция – это море и бухты; это величественные Афины; это Олимпийские игры; это Акрополь; это страна Солона, Сократа; это демократия; это театр; это олимпийские боги; это….

VII Рефлексия.1. Сегодня на уроке мне было интересно…+/-2. Я рад, что смог….3. От урока у меня осталось впечатление….+/-Учитель. -Спасибо, мне было очень приятно с вами работать.

videouroki.net

Урок по истории "Путешествие по Древней Греции"

Открытый урок по истории Древнего мира 6 класс:

Тема урока: Обобщающий урок: «Путешествие по Древней Греции»

Цель: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по истории Древней Греции.

Задачи :

  • Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.

  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

  • На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в учеников чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

Тип урока: повторно – обобщающий в форме игры «Брейн - ринг»

Оборудование: интерактивная доска, карта «Древняя Греция», атлас «История Древнего мира. 6 класс», иллюстрации троянского коня, амфоры, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности: на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали древнюю историю одного из античных государств, которое было родиной театра, подарило нам Олимпийские игры, заложило основы современной демократии, познакомило с самой читаемой в мире мифологией, прославилось известными философами, ораторами и наконец, именно этому государству мы обязаны появлением «отца истории» - Геродота. Речь естественно идет о … (Древней Греции).

3. Обобщение и систематизация изученного материала: ученики объединяются в группы (команды) по 6 человек. Каждая команда выбирает капитана, который следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.

Правильный ответ – 10 баллов, ответ с неточностями – 5 баллов. За подсказку с команды снимается 5 баллов, вопрос заменяется.

Учитель: Сегодня я приглашаю Вас в путешествие на корабле – паруснике в Древнюю Грецию. Вы видите, что корабль это необычный, и поплывем мы по волнам знаний. Чтобы ветер поднял паруса знаний, мы должны будем выполнить задания, которые на них записаны. Кораблик маленький, и в Древнюю Грецию первой попадет команда – победительница. Вам предстоит показать свои знания по теме урока. Жюри будет оценивать ваши ответы.

4. Психологический настрой.

Первый раунд: «Историческая разминка»

Каковы были основные источники рабства в Греции? (Плен, пиратство, долговое до реформ Солона.)

2. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)

3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)

4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)

5. Кто мог считаться гражданином афинского государства? (Уроженцы Аттики.)

6. Как древние греки называли свою Родину? (Элладой)

7. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)

8. Скульптура Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вы знаете? (Статуи Зевса, Афины, метатель дискобола)

9. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)

10. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)

11. Какие жертвы греки приносили богам часто, а какую в особенных случаях (Часто – вино, масло, мед, молоко; в особенных случаях – сто быков «гекатомба»).

12. Имя героического полководца Спарты во время Греко-персидских воин. (Леонид)

Второй раунд: «Путешествие по карте»

Показать на карте те объекты, о которых идет речь:

1.Остров, на котором во 2 тыс. до н.э. процветала древнейшая дворцовая цивилизация региона. (Крит)

2. Это суровый горный край. Здесь нередко бывают дожди и снежные метели. А на вершине самой высокой горы по преданию когда-то жили боги. (Северная Греция)

3. Полисы этой части Греции первыми не подчинились великой и могущественной Персии. А один из городов сыграл значительную роль в ходе всей греко-персидской войны. (Ионическая Греция, Милет)

4. Здесь много широких долин и удобных пастбищ для скота. Здесь древние греки выращивали рожь, пшеницу, виноград. Главные земледельческие районы - Беотия и Фессалия. Но историю этого региона прославила не плодородная земля, а бедная, каменистая, выжженная солнцем Аттика. (Средняя Греция)

5. Полуостров, известный своими храбрыми и верными воинами. (Пелопоннес)

6. Этот город основали выходцы из Милета в конце 6 в. до н.э. в том месте, где устья Днепра и Буга сливаются и образовывают широкий лиман. В переводе с греческого его название значит «Счастливая». (Ольвия)

Третий раунд: «Проверка знаний исторических терминов». Задание на интерактивной доске. Объясните смысл понятий и «крылатых выражений».

Демос, илоты, полис, метеки, тирания, колония, метрополия, контрибуция триера, гоплит

Четвертый раунд: «Проверка знаний исторических дат».

Задание на доске – вывешены карточки.

490 г. до н.э., 776 г. до н.э., 431 г. до н. э., 594 г. до н. э., 449 г. до н.э., 478-477 гг. до н.э., 444-429 гг. до н.э.

Пятый раунд: «Кому принадлежат слова»

1.Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорошо бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына».

– Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве?(Спарта, цель – воспитать воина.)

2. «Благодаря мне помещения людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я смог побороть зимний холод. За что царь богов и людей так жестоко наказывает меня?»

3. «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть увядают цветы, засыхают деревья, выгорает трава! Верните мою дочь!»

4. «Не осуждайте бедного отца. Да, мне некого винить в смерти сына! Знаю, человек не птица… Н прекрасен мир, когда смотришь на него с высоты!..»

5. Один человек, принеся своим соратникам, весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.( Марафонская битва, 490г. до н. э.)

6. «Странник, поведай спартанцам о нашей кончине, Верны заветам страны, здесь мы костями полегли». (битва при Фермопилах)

7. Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом…» (Греко-персидские войны)

8. «Пусть разум твой будет тебе наставником, а мысли будут заняты только важными делами; Верь не тому, кто клянется, а тому, кто добр и прекрасен; Не желай ничего сверх меры; Не лги! Чего не клал – не бери!» (Заветы Солона)

Шестой раунд: «Четвертый лишний»

Вам на выбор предоставляется четыре географических объекта, три из которых связаны между собой по какому-то признаку, а четвертый – лишний. Нужно определить лишний объект и объяснить почему.

Гора Олимп, город Фивы, Северная Греция, Южная Греция (Южная Греция)

Полуостров Пелопонесс, гора Олимп, Город Олимпия, город Спарта (гора Олимп)

Материковая Греция, Островная Греция, Ионическая Греция, остров Крит (остров Крит)

Аттика, Лаконика, Олимп, Милет (Милет)

Делос, Наксос, Мессения, Самос (Мессения)

Индия, Персия, Македония, Фракия (Индия)

Седьмой раунд: «Лаконическая речь»

Представим себя жителями Спарты. Как мы будем разговаривать? (лаконично). Итак, короткий вопрос – короткий ответ. Объяснить крылатые выражения одним – двумя словами

Нить Ариадны (путеводитель)

Ахиллесова пята (слабое место, недостаток)

Яблоко раздора (повод)

Кануть в Лету (пропасть)

Спартанское воспитание (строгость)

Восьмой раунд: «Кто быстрее?»

Я читаю задания сразу обеим командам, кто быстрее даст правильный ответ – та команда получает одно очко; если правильно и одновременно ответили обе команды – то обе получают по одному очку.

1)      Автор «Илиады». (Гомер)

2)      Природа разделила Грецию на..... части, ( 3 )

3)      Кому запрещали присутствовать на олимпийских играх? (женщинам)

4)      Солон провел реформы в .... веке до н. э. ( 6)

5)      В греческом алфавите было .... буквы. (24)

6)      Отец истории. (Геродот)

7)      Перикла избирали на высшую должность .... лет подряд. (15л.)

8)      Война между Афинами и Спартой длилась .... лет. (27)

9)      Дата Марафонской битвы. (490 г.до н.э)

10)  Беседка с колоннами, защищающая от солнца, называется ....(портик)

11)  Дата начала Олимпийских игр. (776 г)

12)  Греческий город — государство называется .... (полис)

13)  Совет знати в Афинах называется .... (ареопаг)

14)  Автор «Одиссеи». (Гомер)

15)  Автор комедии «Птицы». (Аристофан)

Девятый раунд: «Решить задачу (проблемные вопросы)»

1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государство ?

2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговля Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)

3. Сравните политические порядки в Афинах с современной демократией. В чем вы видите сходство, а в чем – различие?

4. Почему греки основывали свои колонии в основном на морских берегах, хотя безопасней было бы жить вдали от моря?

5. Можно ли рассматривать поэму Гомера «Илиада» в качестве исторического источника?

6. Докажите на разных примерах, в том числе и из искусства, что греки высоко ценили духовную и физическую красоту человека.

7. Перечислите реформы Солона. Какое значение они имели для Афинского государства?

8. Кого древние греки называли тираном. Всегда ли его действия можно оценивать негативно? Можно ли сказать, что современное понимание слова тиран соответствует его древнегреческому толкованию?

9. Как было доказано историческую достоверность событий, описанных в «Илиаде» Гомера?

4. Подведение итогов урока: Жюри считают баллы, объявляют команду – победительницу, выставление оценок за урок по итогам проведенной игры, анализ уровня усвоенных знаний по теме.

Учитель: Паруса нашего корабля подняты благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команда…. может отправляться в путешествие. И я желаю Вам, как говорили древние греки: «Доброго пути и свежей воды»!

5. Домашнее задание: повторить понятие античность: его определение, хронологические и географические рамки, основные черты.

videouroki.net

Разработка урока."Художественная культура Древней Греции" (Обобщение материала) 10кл.

Разработка урока по предмету «Мировая художественная культура»

для 10 класса (Программа Г.И.Даниловой)

Тема раздела: Художественная культура древних цивилизаций.

Тема урока: Художественная культура Древней Греции.

Цель урока: закрепить знания о художественной культуре Древней Греции, полученные на предыдущих уроках.

Задачи урока:

1. Активизировать знания учащихся о художественной культуре Древней Греции.

2. Развивать навык аналитического мышления при работе с текстами культуры.

3. Развивать ассоциативное мышление.

4.Формировать представление о взаимосвязи древнегреческой культуры с культурой современности.

5. Создавать педагогические ситуации, стимулирующие у учащихся активную мыслительную деятельность.

6. Способствовать формированию умения работать в команде.

7. Способствовать формированию интереса к изучению культуры Древней Греции.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок – викторина.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, символические эмблемы по числу команд, бланки ответов по числу команд.

Используемые технологии:

Ход урока: Организационный момент.

Вводный этап: Сегодня мы завершаем путешествие по Древней Элладе, поэтому урок предлагаю провести в форме состязаний - Агонов, по итогам которых мы определим лучшую команду знатоков древнегреческой культуры. Оценивать работу команд будет высокий ареопаг, так назывался верховный суд в древних Афинах. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Победитель будет установлен по итогам всех проведенных Агонов. За борьбой команд будут наблюдать высокие гости.

Основной этап:

АГОН 1.Блиц – вопросы.

  1. Какая культура предшествовала греческой, на какой территории она развивалась и какими памятниками прославилась?

(Греческой культуре предшествовала Эгейская или Крито – микенская культура. Она развивалась на островах и побережье Эгейского моря. Она прославилась такими памятниками как Кносский дворец и его росписи, расписной керамикой, постройками и гробницами материкового города Микены.)

  1. В историю мировой культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры. Назовите ранние из дошедших до нашего времени примеры греческой скульптуры? (Это куросы и коры – статуи юношей и девушек, созданные в эпоху архаики.)

  2. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству изготовления бытовой посуды, но прежде всего как к искусству. Назовите ранний стиль росписи древнегреческой керамики? (Этот стиль назывался геометрический.Он получил развитие с VIII века до н.э.)

(Подведение итогов первого Агона.)

АГОН 2.Исторические этапы древнегреческой культуры и некоторые представители.

На предложенных бланках представлена ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (Приложение 1). Учащимся необходимо указать на ней этапы развития древнегреческой культуры и распределить предложенные скульптурные портреты персоналий, в соответствии с их принадлежностью к тому или иному этапу, а также с двумя из них составить ассоциативные ряды. Время работы – 3 минуты.

АГОН 3. Древнегреческая философия.

На нескольких картинах (произведениях живописи) представлены образы древнегреческих философов. Необходимо назвать имена философов и проблемы, над которыми они размышляли.

(На картинах представлены Диоген, Сократ, Платон и Аристотель. Диоген провозглашал идеал аскетизма, говорил о том, что нужно довольствоваться малым. Афинянин Сократ – скульптор по профессии, был основателем объективного идеализма и критиком рабовладельческой демократии. Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. Свое учение Сократ излагал только устно, в форме беседы или спора. Именно этот метод имеют в виду, когда говорят о диалектике. Платон был продолжателем идей идеализма. Он разрабатывал вопросы теории познания, эстетики, педагогики. Создал учение о государстве. Аристотель создал основы логики, разрабатывал проблемы теории искусства, политической экономии, психологии.)

АГОН 4. Древнегреческий пантеон богов.

Задание 1. Учащимся раздаются тексты рассказов – загадок. Необходимо вписать имена богов в пропущенные промежутки между слов или в конце загадки. Приложение 2.

Задание 2. Учащимся даются скульптурные изображения Аполлона и Диониса. Необходимо ответить (устно) по каким характерным особенностям (атрибутам, символам) узнается каждый из богов.

АГОН 5. Древнегреческая храмовая архитектура.

Задание 1. Греческий храм прошел долгий путь развития. Первый тип храма мало чем отличался от обычного деревянного дома с парой столбов перед входом. Чуть более сложная форма храма предполагала наличие четырех колонн, которые поддерживали переднюю часть крыши с фронтоном. Затем храмы начали обносить со всех сторон колоннадой. Так появился основной тип греческого храма, приспособленный к тому, чтобы находиться в центре площади. Греки строили не только прямоугольные, но и круглые храмы. Тип греческого храма формировался на протяжении всего VII века до н.э. Учащимся (командам) необходимо назвать основные типы древнегреческих храмов.

Задание 2. В разных областях Греции под влиянием местных архитектурных особенностей сложились основные ордера древнегреческого храма. Определите, к какому ордеру принадлежит храм Посейдона в Пестуме и храм Ники Аптерос на афинском акрополе. Поясните ответ.

АГОН 6. Древнегреческая расписная керамика.

Греки достигли больших успехов в гончарном искусстве. В эпоху классики сложились два основных стиля росписи сосудов: краснофигурный и чернофигурный.

Задание 1. Определите сюжеты мифологии, изображенные на представленных сосудах. Время обсуждения - 2 минуты. (Рождение Афины, поединок Геракла со львом, схватка Тесея с минотавром, суд Париса.)

Задание 2. Укажите названия представленных древнегреческих сосудов и охарактеризуйте их практическое назначение. (Устно.Задание на быстроту выполнения.)

АГОН 7. Древнегреческая пластика.

Задание 1. Перед Вами две известные древнегреческие скульптуры. Назовите наибольшее количество общих признаков, которые их объединяют. Поясните ответ. (Представлены: статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Парфенос. Основным объединяющим признаком является то, что эти произведения созданы одним автором – Фидием в V веке до н.э., в период высокой классики. Оба образа созданы в одной технике – хрисоэлефантинной. Оба образа воплощают божества греческого пантеона, особо почитаемые в конкретной местности (области): Зевса – в Олимпии, Афины – в Афинах.)

Задание 2. Определите произведение скульптуры по фрагменту.Назовите имя автора и эпоху создания. Результат внесите в таблицу.

Задание 3. Какими художественными средствами передан трагизм в скульптурной группе «Лаокоон с сыновьями»? (Трагизм передается с помощью диагональной композиции, подвижного и напряженного изображения пластики телесной массы, психологизма.)

АГОН 8. Музыкальные инструменты Древней Греции.

Назовите имена персонажей древнегреческой мифологии, отличившихся искусной игрой на представленных музыкальных инструментах.

АГОН 9. Древняя Греция и современность.

Приходилось ли Вам, в культурном пространстве города Москвы встречаться с объектами, вбирающими в себя достижения культуры Древней Греции? Назовите наибольшее количество таких объектов. (Время выполнения задания 3 минуты)

Заключительный этап:

Вопрос каждой команде: В чем заключается непреходящее значение искусства и культуры Древней Греции? Аргументируйте ответ.

Д \ З: Найти и описать в тетради примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов.

Восприятие правил работы на уроке.

Анализируют, формулируют ответ.

Анализируют, обсуждают варианты ответа, заполняют таблицу, корректирую, составляют ассоциативный ряд.

Анализируют визуальный ряд, формулируют варианты ответов.

Читают текст, анализируют, выбирают вариант ответа.

Воспринимают и анализируют визуальный художественный образ, формулируют вариант ответа.

Анализируют и формулируют вариант ответа.

Воспринимают художественный образ, анализируют, формулируют вариант ответа.

Рассматривают и анализируют художественный материал, сравнивают, формулируют вариант ответа.

Анализируют представленные примеры, обсуждают, заполняют таблицу.

Сопоставляют, обсуждают, формулируют вариант ответа.

Вспоминают и анализируют, обсуждают и корректируют, предлагают вариант ответа.

Анализируют и предлагают вариант ответа.

1 Слайд

Тема урока

Бланки с намеченным эскизом ленты времени.

Приложение 1.

2 Слайд

Тупылев И. Ф. Александр «Македонский перед Диогеном», 1787; Ж.Л.Давид. «Смерть Сократа»; Рафаэль Санти «Афинская школа».

3 Слайд

Статуя Аполлона Бельведерского и статуя Диониса.

4 Слайд

Аполлон с кифарой в руках и Аполлон в окружении Муз;

5 Слайд

Древнеримская мозаика «Дионис на тигре» и рельеф римского саркофага «Празднества в честь бога Вакха».

6 Слайд

Храм Посейдона в Пестуме и храм Ники Аптерос.

7 Слайд

Четыре сосуда расписной керамики.

8 Слайд

Изображения киафа, кратера, амфоры, пелики, ойнохойи, килика.

9 Слайд

Статуя Зевса в Олимпии и Афины Парфенос. Фидий, V век до н.э.

10 Слайд

Фрагмент скульптурной группы «Афина и Марсий», Мирон V век до н.э.; Венера Милосская; «Диадумен» Поликлет; «Лаокоон с сыновьями» Агесандр, Афинодор, Полидор; «Геракл, борющийся со львом» Лисипп.

11 Слайд

Подсказки к 9 Агону:

Здание ГМИИ им.Пушкина, квадрига Аполлона на здании Большого театра, Грот «Руины» в Александровском саду.

infourok.ru

Разработка урока МХК Древняя Греция страница 3

В святилище Парфенона, по преданию, находилась двенад­цатиметровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и тонких золотых пластинок. (слайд 34)

На северном склоне холма находится главное святилище Акропо­ля - храм Эрехтейон, (слайд 36) созданный позднее Парфенона, в последней чет­верти V в. до н. э. Он был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил их спор за обладание Аттикой. Особен­ностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка.

Храм украшают скульпту­ры кариатид(слайд 37) - девушек, торжественно поддерживающих карниз. Таким образом, кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колон­ны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечат­ление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпи­руют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, (слайд 38) где ра­зыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Пе­ред началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на всё, что проис­ходило у неё на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс - палка, обвитая плющом и виног­радными листьями, Аполлон держал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей. (слайд 39)

Поэт М. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чув­ства от увиденного:

Серый шифер. Белый тополь.

Пламенеющий залив.

В серебристой мгле олив

Усечённый холм -Акрополь.

Ряд рассеченных ступеней,

Портик тяжких Пропилеи, (слайд 40)

И за грудами камений

В сетке лёгких синих теней

Искры мраморных аллей.

Небо знойно и бездонно

-Веет синим огоньком.

Как струна, звенит колонна

С ионийским завитком... (слайд 41)

Луч заката брызнул снизу...

Над долиной сноп огней...

Рдеет пламенем над ней он

-В горне бронзовых лучей

Загорелый Эрехтейон...

Ночь взглянула мне в лицо.

Черны ветви кипариса.

А у ног, свернув кольцо,

Спит театр Диониса. (слайд 42)

В поисках Человека

Греческое искусство проникнуто любовью к Человеку, интересом к его внутреннему миру. Человек всегда оказывался в центре внимания художников. Вам, наверное, известна легенда о бродяге Диогене(слайд 43) (около 400 -около 325 гг. до н. э.), который ходил по городу босой, в грубом плаще, надетом на голое тело, с нищенской сумой за плечами. Жил он в глиняной бочке, питался тем, что подносили ему горожане. (слайд 44) Ему говорили: «Ты жи­вёшь, как собака». Но Диоген не обижался, он продолжал средь бела дня ходить с фонарём в поисках... Человека. Думается, что вся история гре­ческого искусства - это и есть поиски идеального Человека. (слайд 45)

У греков существовал свой идеал, в котором были воплощены ду­ховная красота, очарование, молодость и здоровье. «Совершенствуй своё тело и веди себя достойно», - говорили греки и строго следовали этому правилу в собственной жизни. Не к всемогущим богам обращали они тог­да свои взоры, они искали подобных людей в повседневной жизни среди обычных горожан.

infourok.ru