История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура питания в Древнем Египте. Пища в древнем египте


Кухня Древнего Египта — WiKi

Основой рациона в древнем Египте был хлеб из ячменя, полбы или пшеницы. Существовало множество разновидностей хлебов и булочек, отличавшихся мукой, формой, степенью пропечённости и добавками в тесто, для чего употреблялись мед, молоко, фрукты, яйца, жир, масло и т. д. В наше время известно до пятнадцати слов, применявшихся в эпоху Древнего царства для обозначения разных видов хлебобулочных изделий[1].

Были известны молочные продукты — сливки, масло, творог. В качестве подсластителей для напитков и кушаний египтяне пользовались мёдом или плодами рожкового дерева.

Мясо и рыба

  Изображение из захоронения 1400 до н. э.

Во времена Позднего царства, по свидетельству Геродота, египтяне ели рыбу, вяленую на солнце или засоленную. Из птиц употребляли в пищу в солёном виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу, кроме почитаемых священными, ели также жареной или варёной.[2]:Книга II, 77

Сохранившиеся изображения и тексты в общем подтверждают эти сведения и для времен Нового царства[1].

В гробницах Нового царства распространены изображения боен и стад животных, предназначенных на убой, чаще всего встречаются изображения быков. К этому времени утрачивает значение такой источник мяса, как дичь (газели, антилопы), охота на которую давала значительную долю мяса во времена Древнего царства. Нет надежных свидетельств употребления египтянами в пищу козлятины или баранины, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте[1]. Свиней, хотя и разводили, в пищу употреблять было запрещено, так как свинья считалась животным бога Сета. Хотя и крокодил и бегемот считались священными животными, в некоторых регионах они всё же употреблялись в пищу, например, согласно Геродоту, в Элефантина[2]:II, 69

Овощи и фрукты

В рационе древних египтян присутствовали горох, бобы и нут, огурцы, в больших количествах выращивался салат-латук. Особо выделялись из прочих «продуктов года» лук и лук-порей, ценился также и чеснок. Были распространены дыни и арбузы. Летом к рациону добавлялись виноград, фиги, финики и плоды сикомора. Выращиваемые в египетских садах по крайней мере со времен гиксосов гранатовые, оливковые деревья и яблони давали богатые урожаи. Были известны, но редки и доступны немногим кокосовые орехи. Употреблялись также плоды мимозы, баланитеса египетского и некоторых других до сих пор не идентифицированных деревьев.

Бедняки жевали сердцевину стеблей папируса и корневища некоторых других водяных растений, а также семена лотоса[1]. Географ Страбон объяснял многодетность египтян тем, что вследствие дешевизны продуктов питания детей очень легко прокормить.

  Древнеегипетские амфоры для вина, найденные возле Абидоса

Высоко ценилось молоко, которое хранили в глиняных сосудах с «пробкой» из пучка травы.

Основным алкогольным напитком египтян было пиво. Его потребляли не только в домах и местах общественного питания, но и в поле.

Египетское пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников. Пивовары использовали формы, похожие на большие формы для выпечки хлеба, корзины и набор глиняных кувшинов и тазов. Для начала выпекали хлеб из особого теста, которое называлось «уаджет» — «свежее». Хлеб, предназначенный для изготовления пива в середине должен был остаться сырым. Затем недопеченный хлеб крошили в большой таз и заливали сладким финиковым соком, перемешивали и фильтровали. Когда смесь начинала бродить, её разливали по кувшинам, и запечатывали их гипсом. Пиво пили из кружек вместимостью от одного до двух литров, из каменных, фаянсовых или металлических чаш. Горькое пиво, которое делали нубийцы примерно таким же способом, сохранялось недолго. Традиционно умершему фараону обещали хлебы, которые не зачерствеют, и пиво, которое не закиснет.

Пили египтяне и вино. В храме фараона Рамсеса II было найдено большое количество разбитых винных кувшинов, с чернильными иератическими надписями, которые указывали происхождение вина и его дополнительные характеристики, например: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», «сладкое вино»[3]. Почти все виноградники того времени находились в восточной части дельты Нила (Геродот писал об отсутствии в Египте виноградной лозы, поэтому считал, что египтяне делают вино из ячменя[2]:II, 77).

ru-wiki.org

Пища. Величие Древнего Египта

Наши знания о том, что ели египтяне, основаны в основном на списках подношений в заупокойные храмы времен Древнего царства, в которых перечислены продукты и их количество. За исключением нескольких пунктов в начале списка, еду можно разделить следующим образом: различные вида хлебных изделий и пироги, мясо, домашняя птица, фрукты, напитки. Упоминается порядка пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба и булочек. Все эти сорта хлеба или булочек могли отличаться друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и всевозможными добавками в тесто, а их были десятки: мед, молоко, разные фрукты, яйца, жир, масло. На стене одной из царских усыпальниц изображена картина производства хлебных изделий в пекарне Древнего Египта. Египтяне собирают урожай зерна, мелют зерно, месят тесто, наполняют тестом нагретые заранее формы, закрывают формы и выпекают хлеб различной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, сформированный в виде плетенок, рыб, сфинксов. Когда хлеб готов, его пересчитывают, складывают в корзины и разносят заказчикам. Этот способ выпечки хлеба был в ходу со времен Древнего царства. Он отнимал много времени и требовал участия большого числа людей.

После хлеба следуют корзины с луком. Это единственный из овощей, упомянутый в списке. За луком идут девять видов мясных блюд, включая почки и жареное мясо, приготовленное особым образом, а потому упомянутое отдельной строкой. Затем два вида гусей, утки, чирки и голуби. Заключают список два вида молочных продуктов (возможно, сливки, творог или масло).

Среди напитков были вода, пиво и вино. Появление в Египте пива приписывают Осирису. По словам Диодора, Осирис «изобрел напиток, изготовляемый из ячменя и называемый некоторыми «пиво», не намного уступающий благоуханием вину. Изготовливать этот напиток он научил жителей тех стран, где не может произрастать виноград». Пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников; было несколько сортов пива, но лучшим считалось темное. Появление вина тоже приписывали Осирису. Известно по меньшей мере пять сортов вина, но обычно упоминается только темное и светлое. Судя по всему, пьянство в Египте не считалось чем-то постыдным. Согласно древнему мифу, пьяные египтяне и египтянки становились добрее. На одной из пирушек в период правления XVIII династии хозяйка говорит гостье: «Пей, пока не опьянеешь!», а та отвечает: «Я люблю вино до опьянения!»

Последними подавали фрукты: фиги, финики, виноград, плоды сикоморы, а также дыни и арбузы, часто фигурирующие среди подношений.

Крестьянин довольствовался хлебом, луком, небольшим количеством молока, рыбой, а из напитков – водой.

Перечень кажется неполным, и, чтобы заполнить пробелы, обратимся к классическим авторам. Геродот рассказывает о соленой и сушеной рыбе: «Рыбу же египтяне едят частью в сыром виде, частью вяленной на солнце, частью просоленной в рассоле. Из птиц употребляют в пишу также в соленом виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу всех других пород, кроме, конечно, почитаемых священными, они едят жареной или вареной»[88].

Кроме того, он упоминает хлеб из лотоса и съедобный папирус. «…Для удешевления пищи они придумали еще вот что. Когда на реке начинается половодье и поля затоплены, в воде вырастает много лилий, которые египтяне называют лотосом; египтяне срезают эти лилии, высушивают на солнце, затем толкут семенные зернышки, похожие на мак из цветочного мешочка лотоса, и пекут из них хлеб на огне. Корень этого растения также съедобен, довольно приятен на вкус, круглый, величиной с яблоко. Есть там и другие, похожие на розы, лилии, также растущие в реке. Их плод не находится в цветочной чашечке, но вырастает из корня в особой чашечке, по виду весьма схожей с осиными сотами. В этой (чашечке) множество съедобных зерен величиной с маслинную косточку. Их употребляют в пищу сырыми и сушеными. Однолетние побеги папируса извлекают из болота. Верхнюю часть срезают и употребляют на другие цели, а нижний остаток длиной с локоть идет в пищу или на продажу. Иные, чтобы придать папирусу особый вкус, тушат его в раскаленной духовой печи и в таком виде едят»[89].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Ii пища и косметика в Древнем Египте

Жизнь древних египтян

Часть II – Пища и косметика в Древнем ЕгиптеНадежда Добрецова,

специально для сайта www.ancient-luxor.com

© Stratomedia, Inc.То, чем питались древние египтяне, стало нам известно благодаря Городу мертвых, на западном берегу Нила. Здесь, в гробницах бывших жителей города Фивы находится множество свидетельств того, что в гробницы своих родных, как при захоронении так, и после него египтяне приносили жертвы в виде пищи. Это делалось потому, что они искренне верили, что после смерти мумифицированное тело покойника ждет возвращения ка или аху – мифологической сущности египтянина, которая стремится вернуться в мир живых. (При этом душа человека являет собой совсем другое – она отправляется в царство мертвых). Еда и одежда нужны были для того, чтобы ка по возвращении не разгневалось и не нанесло вреда живым. В гробницу приносили пищу, которую человек с удовольствием ел при жизни.

Пища древних египтян

Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы?Главными продуктами питания древних египтян были мясо и хлеб. Однако не стоит думать, что это была примитивная кухня. Адольф Эрман пишет, что даже беглый взгляд на списки жертвоприношений в гробницах позволяет нам увидеть, что египтяне очень хорошо разбирались в мясе и понимали толк в выпечке. В этих любопытных списках они требуют для умершего не меньше десяти различных сортов мяса, пять видов птицы, шестнадцать видов хлеба и пирогов, шесть сортов вина и четыре – пива, одиннадцать видов фруктов, а также «всяческие сласти». В то же время в храмах употреблялось еще больше – до тридцати сортов хлеба.В Древнем Египте выращивались многие злаковые культуры: пшеница, ячмень, чечевица, просо. Лучший хлеб выпекался из пшеницы, причем пеклись не только простые хлебные караваи, но и многочисленные хлебобулочные и даже кондитерские изделия с добавлением меда и фруктов. Необычным разнообразием отличались формы хлебобулочных изделий – находили изображения хлебов, напоминающих решетку от мясорубки, ручку от штопора и даже водопроводный кран. Но это, конечно, с точки зрения современного человека. Древние же придавали им совершенно иное значение – по их мнению, они были похожи и символизировали звездное небо, свиток папируса, лежащую корову и солнечный диск. Хлеб и пироги делались из пшеничной муки, которая вырабатывалась весьма примитивным способом: с помощью двух каменных терок или каменных ступ. В каменных ступах мужчины толкли зерно и получали пшеницу «грубого помола», а для получения муки «высшего сорта» привлекались женщины, которые растирали зерно между двумя камнями. Далее наставал черед теста – его замешивали и тщательно месили в корзинах или глиняных мисках. И только потом кондитер придавал им изысканные формы. Хлеба и булки запекались в прямом смысле слова на печи, так как египтяне налепливали изделия на раскаленную глиняную печь. Во дворцах фараона, где кормилось множество людей, тесто месили ногами. Хлеб пекли впрок и хранили в специальных кладовых или относили в храмы. Так, например, 26 числа месяца хаях фараон преподносил храму Осириса в Мединет-Абу 3694 каравая различных сортов хлеба и 600 пирогов.В отношении мяса египтяне были также большими профессионалами, хотя любимым видом мяса было мясо птицы. Самым популярным блюдом среди всех слоев древнеегипетского общества был жареный гусь, который многократно изображается на барельефах и картинах. Причем это блюдо подавалось как на праздничный стол, так и на циновку пастуха в поле. Гуся поджаривали на вертеле или жарили на углях, так что современный гусь-гриль вполне может дать представление о вкусовых пристрастиях древних жителей Египта. Кстати, таким же образом жарили рыбу. Египтяне очень хорошо разбирались в рыбе и знали, какой вид и в какое время (года?) нужно ловить и есть. В отношении птицы египтяне гордились своим умением выращивать ее в инкубаторах, что, благодаря жаркому климату, позволяло им получать гораздо больший приплод, чем если бы они выращивали птицу естественным путем. Но вернемся к мясу. Всем сортам «мясного мяса» египтяне предпочитали говядину, при этом быки и коровы традиционно считались символами силы и плодородия. Мясо коров или быков жарили на маленькой жаровне или варили в больших котлах. Также широко употреблялась в пищу баранина – вареная или жареная на вертеле. Ели также коз, газелей, антилоп, а вот свинину и крокодилов ели гораздо реже и не везде. Свинину, в основном, употребляли в пищу пастухи, батраки и рабы. А крокодилов рисковали есть только в отдельных номах (областях) и то, только рыбаки.Мясо также входило в состав регулярных храмовых жертвоприношений, и в тот же день, 26 числа месяца хаяха в храм Мединет-Абу было отправлено 5 быков и 206 голов гусей и прочей птицы.Отдельная тема в древнеегипетской кухне – напитки. Чаще всего египтяне пили воду из Нила. Очищали ли они ее каким-либо способом – неизвестно, однако до сих пор в верховьях Нила речную воду местные жители употребляют, так сказать, в натуральном виде и ничем при этом не болеют. Остается лишь предполагать, что иммунитет древних египтян был «настроен» на присущую Нилу микрофлору и микрофауну.Вторым по популярности напитком было специфическое египетское пиво. Готовили его следующим образом. Молотое зерно ячменя – «зерна Верхнего Египта» – или другие виды молотых злаков смачивали и оставляли сбраживаться. После этого его сушили и делали из него своеобразное тесто, из которого формировали большие «батоны». Эти батоны слегка запекали и снова заливали водой для брожения. Через пару дней брагу фильтровали и старались выпить в свежем виде, так как еще через пару дней пиво становилось кислым и невкусным. Некоторые источники утверждают, что крепость такого пива составляет около 8 градусов. При желании от такого напитка можно было изрядно захмелеть и мудрецы предостерегали молодых людей от чрезмерного потребления пива, так как оно, несомненно, вредило их здоровью и заставляло говорить «то, что они не помнили». Писец Ани так поучал молодых египтян: «Не делай себя беспомощными, много выпив в пивной, чтобы слова твои не повторялись и не выходили из твоего рта так, что ты сам не знал, что произнес их. При падении твои члены будут разбиты, и никто не подаст тебе руку, чтобы помочь подняться, потому что твои товарищи, пьющие с тобой пиво, встанут и скажут: «Пойдем вон от этого пьяницы». Да, нравы в пивных, которых в Фивах было немало, выглядят, мягко говоря, недружественными.Кстати, именно напоив пивом, подкрашенным в кровавый цвет, боги смогли утихомирить разбушевавшуюся богиню Хатхор, когда та приняла облик богини-львицы Сехмет и отправилась на землю покарать восставших против бога Ра людей».Самым «престижным» и дорогим напитком в Египте было вино, а история виноделия в Египте насчитывает столько же лет, сколько и сама цивилизация. Так, иероглиф, обозначающий давилку для винограда, появился в древнеегипетской письменности не позже I династии, то есть более пяти тысяч лет назад. При этом вино делалось не только из винограда, но и из пальмового сока, фиников и, возможно, гранатов.Питие вина всегда было атрибутом праздника и иногда даже носило обрядовое значение. Например, вино использовалось в ритуале «отверзания уст» мумии при захоронении ее в усыпальнице. Вино и пиво также замуровывались в могилах вместе с пищей для того, чтобы ка было не только сыто, но и пьяно, и не помышляло выбраться из могилы, чтобы дебоширить среди живущих. Естественно, пиво и вино также были в списке храмовых подношений 26 числа месяца хаяха. Тогда фараон повелел отправить в храм 905 кувшинов пива и 33 кувшина вина. Понятно, что вино предназначалось жрецам,а пиво доставалось всем жаждущим.

Косметика и аромотерапия в Древнем Египте

Задолго до Клеопатры прекрасные жительницы Фив умели украшать себя и наводить порчу на соперниц Из картин и барельефов в храмах нам хорошо известно, что древние жители Фив вне зависимости от пола и возраста не просто любили украшать себя декоративной косметикой, но прямо таки стыдились показаться на глаза без макияжа. Вот только была ли эта косметика сугубо декоративной?Скорее всего, в седой древности косметические ухищрения египтян носили мистический и защитный характер. Во-первых, летняя жара и ночной холод, слепящие дали пустыни и ослепительный блеск разлившегося Нила неблагоприятно воздействовали на глаза людей. Это воздействие эффект хорошо знаком бедуинам и полярникам, которые стараются защитить свои глаза не только от световых эффектов, но и от больших перепадов температур. Так и древние египтяне страдали от глазных болезней, которые могли привести к полной слепоте и лечить которые египтяне не умели. Поэтому в самые разные эпохи Древнего Египта как мужчины, так и женщины смазывали веки различными целебными мазями, поверх которых наносили сурьму (Б. Уоллис). Ее привозили из стран востока. Лучший сорт сурьмы, который назывался месдемт или месетемет, стоил, разумеется, очень дорого. Этот обычай до сих пор существует у некоторых народов Африки, где часто встречаются глазные болезни (А. Эрман). Дополнительно такая окраска позволяла защититься от сглаза и злых духов.Впоследствии египетские женщины стали использовать мазь и сурьму не только для защиты зрения, но и для выделения естественной красоты глаз – белизны белков и яркости зрачков. Для декорации глаз в основном использовали два цвета – черный и зеленый, при этом зеленым проводили черту под глазами, а черным окрашивали брови и веки, чтобы глаза казались больше и ярко блестели. Существовал обычай раскрашивать не только лицо, но и другие части тела, например, храмовые певцы и фараоны делали татуировки на плечах и предплечьях. Широко использовали египтяне масла, благовония и их смеси. Масло применяли не только для натирания тела, но и для укрепления и ароматизации волос. Делалось это следующим образом: в чашу с маслом клали шар размером с кулак, сделанный из гигроскопичного материала, возможно хлопка или шерсти, который впитывал приличное количество масла, смешанного с благовониями. Затем главный умаслитель дома клал этот шар в специальный каркас и укреплял его на голове у хозяина и его гостей – масло из шара стекало на волосы в течение всего пира. А. Эрман: «Масло в Египте имело также и символическое значение: оно обозначало радость. В дни праздников, когда мимо шла царская процессия, все люди лили «сладкое масло на свои головы, на свои новые прически». На всех пирах накладки с маслом для голов были так же необходимы, как венки, а если царь желал оказать кому-либо из своих придворных особый почет, он приказывал своим слугам умастить его Кеми (специальный сорт драгоценного благовония) и надеть на него прекрасные одежды и украшения». Нет, правда, данных о том, оставались ли эти дары у человека навсегда.Вообще одним из развлечений на пиру считалось заняться туалетом – своим и своего соседа. Египтяне прямо во время еды натирали себя и друг друга благовониями, примеряли новые наряды и ожерелья, дарили или просто давали нюхать друг другу цветы.Египтянам были известны духи многих видов, самым популярным из которых был состав кифи, состоящий из мирты, ракитника, ладана и других компонентов. Эти духи употребляли при натираниях, а также клали в огонь, чтобы пропитать ароматом помещение и одежду. Чем не ароматические палочки и аромолампы, которые, видимо, использовались не только в Древней Индии, но и в Древнем Египте? Здесь же лежат корни современной жевательной резинки – в духи египтяне добавляли мед и делали из смеси шарики, которые жевали «женщины, делавшие дыхание своего рта сладостным».В медицинской литературе египтян большое место занимает тема ухода за волосами. Например, для борьбы с сединой голову нужно было смазывать кровью черного теленка или кровью из рога черного быка или просто кровью черного быка, прокипяченной с растительным маслом. Египтяне верили, что черный цвет шерсти животного перейдет таким образом на волосы человека. В то же время есть данные о том, что египтяне умели красить волосы в черный цвет. Египтянки заботились не только о красоте собственных волос, но и об ее отсутствии у своих соперниц. Так, ревнивым дамам советовали: «Чтобы заставить выпасть волосы той, кого ты ненавидишь, возьми червя анарт или цветок сегет, свари червя или цветок в растительном масле и положи на голову сопернице». Здесь же давался рецепт противоядия от такого «подарка» – вареный в воде и затем измельченный панцирь черепахи, смешанный с жиром бегемота.

Литература:

Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.

Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

skachate.ru

Культура питания в Древнем Египте — реферат

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Кафедра «Социально-

                                                                        культурный сервис и туризм»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Культура питания народов мира

Тема: Культура питания в Древнем Египте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила: студентка 726 группы

                                          Краморенко  А.В

                                                     Проверила: Костанди В.В

 

 

 

 

                                   

                                                   Хабаровск

                                                        2013

                                          СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………….

1.ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА…………………..3

1.2 Египет во времена фараонов…………………………………3

2.КУЛЬТУРА  ПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ………………….4

2.1 Пища  и способы её приготовления  в Древнем Египте………….4

2.2 Технология приготовления пищи древних египтян…………………..7

2.3 Технология приготовления хлеба…………………………………..8

3.ЦЕРЕМОНИЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ……….10

3.1 Питание  Древнеегипетских служителей культа…………………….11

4.ЕДА ЕГИПТЯН  В 21 ВЕКЕ ……………………………………………13

4.1Египетские трапезы …………………………………………..13

4.2 Мусульманские  запреты на еду………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Египетская  народность  сложилась,  вероятно,  в   процессе   смешения

различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно,  и  некоторых  племен, живших впоследствии  в Передней Азии

 

 

1.ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

1.2 Египет  во времена фараонов

История Древнего Египта охватывает огромный временной промежуток — от IV тысячелетия до нашей эры, так называемого додинастического периода, — до четвертого столетия нашей эры, заканчиваясь римским периодом.

В течение этой эпохи Египтом правили тридцать династий фараонов, имена многих из них широко известны и неспециалистам — Аменхотеп, Тутмос, Тутанхамон, Рамзес, хотя такие (и иные) имена носили, как правило, несколько правителей, различаясь «номерами»: Аменхотеп II, Тутмос IV, Рамзес IX и т.п.

От египетской цивилизации сохранилось гораздо больше материальных памятников, чем от Греции, Рима и даже средневековой Европы. Это объясняется, с одной стороны, климатом Египта, а с другой — желанием древних египтян сохранить тела своих умерших и все необходимое для загробной жизни.

Но не следует думать, будто они были мрачными людьми и жили под страхом неизбежной смерти. Напротив, судя по той материальной культуре, что сохранилась после них, они были скорее веселыми материалистами, которые любили жизнь и вовсе не спешили с ней расстаться.

Именно полнота наслаждения земными благами заставляла стремиться к их сохранению в загробной жизни. Для этого на настенных фресках и в гробницах изображались сцены из жизни покойного, например, на гробнице знатного придворного можно видеть прием гостей на великолепном пиру, где играют музыканты и рабы обносят гостей изысканными блюдами и винами.

 

 

 

 

 

2.1 КУЛЬТУРА  ПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

 

2.1.Пища и способы её приготовления в Древнем Египте

Египетская земля была плодородной, но урожай зависел от степени разлива Нила — за слишком слабым или слишком сильным разливом следовал недород. Поэтому фараоны обязаны были создавать запасы провизии, хотя часто этим пренебрегали.

Иногда наступал неурожай, продукты становились на вес золота, а бандиты врывались в храмы и дворцы, грабя и убивая людей. Но в урожайные годы египтяне питались хорошо.

При фараонах Сети I и Рамзесах продуктов было изобилие. На храмовых рельефах и на росписях в гробницах изображены богатые приношения, люди, несущие горы провизии или ведущие тучные стада.

В Большом папирусе Харриса, где ведется рассказ о щедрости Рамзеса III в отношении к храмам и богам, провизия как приношение упоминается почти так же часто, как золото, одежда и благовония. Это говорит о том, что египтяне были большими чревоугодниками и не забывали о еде при любых обстоятельствах.

Основу питания богатых египтян составляло мясо. На стенах гробниц часто встречаются изображения боен и стад животных, предназначенных на убой.

Ведущее место среди них занимали «иуа» — африканские быки. Это были крупные, мощные животные с большими рогами. Их специально откармливали до огромных размеров и веса. И когда бык уже почти не мог ходить, его вели на убой.

Специальные служители принимали только здоровых животных и проверяли качество мяса после убоя.

В эпоху «молодости» Древнего Египта (III тысячелетие до н. э.) часть мяса добывалась охотой на животных пустыни. Египтяне охотились на газелей и антилоп, причем часто их ловили живьем, чтобы затем попытаться приручить и одомашнить. Со временем этот вид животноводства утратил свое значение, так как развилось скотоводство.

Но дикие животные продолжали играть важную роль в ритуале жертвоприношения. Так, известно, что Рамзес III направил в пустыню своих охотников, чтобы добыть антилоп — ориксов. За время своего царствования он пожертвовал в великий храм Амона 54 орикса, одного дикого буйвола и 81 газель.

Египтяне разводили и потребляли большое количество домашней птицы.

Журавлей откармливали на птичьей ферме. Кстати, египтяне различали четыре вида журавлей и пятнадцать видов гусей и уток. Но разводили только те виды, которые были наиболее выгодны.

На диких быков египтяне охотились с помощью прирученных львов. На гиппопотамов охотились с гарпунами. Птиц ловили ударной сетью. Рыбу ловили вершами, расставляя их в воде и собирая с папирусной лодки.

До эпохи Нового царства (II тысячелетие до н. э.) рыба не значилась в меню усопших, вероятно потому, что в некоторые периоды запрещалось ее употреблять. А вообще, египтяне спокойно ели рыбу даже в храмах.

Немало свидетельств осталось о потреблявшихся древними египтянами овощах. В годовом календаре Мединет-Абу упоминается лук и порей, которые были известны с незапамятных времен. Высоко ценился чеснок. Геродот писал, что рабочие, строившие пирамиду Хеопса, получали лук, чеснок и редис.

В фиванских гробницах были найдены связки чеснока. Фараон Рамзес III щедро раздавал чеснок и бобы храмам. Древние евреи на пути к земле обетованной вспоминали об огурцах, арбузах, луке и чесноке Египта. В гробницах были найдены бобы, горох и нут — турецкий горох.

В домашних огородах египтяне выращивали салат (латук). Он считался растением бога Мина — бога плодородия (земли, скота, людей). Древние обратили внимание, что латук возвращает женщинам плодовитость, а мужчинам — половую силу, и поэтому употребляли его в больших количествах, в сыром виде с растительным маслом и солью.

Как ни странно, в те далекие эпохи жители Египта не были знакомы с апельсинами, лимонами и бананами.

 

В поздний римский период (первые столетия н. э.) появились груши, персики, вишня и миндаль. Зато всегда они лакомились виноградом, фигами, финиками и плодами сикомора. Как лекарственное средство употреблялись орехи дум -пальмы.

Изысканным лакомством богачей были кокосовые орехи. Хорошие урожаи приносили многочисленные яблони, оливковые и гранатовые деревья.

Настоящим лакомством считалось молоко. Для его получения египтяне содержали и доили коров. Молоко хранили в пузатых глиняных сосудах, горлышко которых затыкали пучком травы, чтобы уберечь от насекомых. Были распространены и молочные продукты — сливки, масло и творог. Сливочное масло использовали и для приготовления косметических и лечебных кремов.

Довольно много употребляли египтяне соли, добавляли ее в диетические блюда и снадобья.

Для подслащивания пищи или напитка использовали мед или плоды рожкового дерева. Поиском и сбором диких пчел занимались специальные люди, которых иногда для безопасности сопровождали лучники фараона.

Однако египтяне разводили пчел и в своих садах. Ульями служили большие глиняные кувшины. Пасечник отгонял пчел руками и извлекал соты. Мед хранили в больших запечатанных каменных сосудах.

Любопытно, но по данным новейших археологических исследований, самыми привилегированными среди древнеегипетских работников были строители пирамид. Они работали на строительстве, в среднем, по 2 года (подобно современному призыву в армию), все это время жили в благоустроенных жилищах неподалеку от стройки и обеспечивались прекрасным питанием, включавшим и большое количество мяса. В случае смерти, захоранивались с большими почестями. Другие простые египтяне ели мяса гораздо меньше.

 

2.2 Технология  приготовления пищи древних египтян

Главную роль в тепловой обработке пищи играли переносные глиняные печи цилиндрической формы, высотой около метра, с дверцей в нижней части для подачи воздуха и выгребания золы, с решеткой или прутьями внутри, на которые клали топливо. Наверх ставили котел с двумя ручками различной формы и размера, иногда даже большего, чем сама печь.

Иной раз обходились и без печи. Повар ставил котел на три камня, а под ними разводил костер из углей и дров.

Уголь использовался древесный, ибо каменного угля в Египте нет, равно как и в соседних странах. Из сохранившихся документов следует, что древесный уголь был ценным товаром. Переносили его в мешках и корзинах.

Для разжигания огня жители Египта пользовались так называемыми «огневыми палочками». Они были редким товаром, и даже крупные храмы получали в месяц не более шестидесяти палочек, то есть по две в день. Приспособление для разжигания огня состояло из двух частей: палочки с заостренным концом и утолщенным основанием и стаканчика. Материал для него привозили из южных стран, и поэтому он был доступен только для богатых семей.

 

Кухонная утварь состояла из котлов, тазов, кувшинов и глиняных мисок, а также сумок, мешков и корзинок для провизии. Для разделки мяса и рыбы и обработки овощей пользовались столами на трех или четырех ножках; кроме них, были низенькие столики для готовки сидя на корточках, а также козлы, на которых подвешивали мясо и птицу.

Находили изображения стоящего на очаге глубокого котла, из которого выглядывали кусочки мяса. Нам неизвестно, как подавали египтяне вареное мясо: кусками или рубленное с овощами и приправами, или же клали в лепешки или делали из мяса что-то вроде рубленых бифштексов или котлет, много позднее столь популярных в Древнем Риме.

Для приготовления различных блюд широко использовались масло, сливки, гусиный и говяжий жир.

Ощипав и выпотрошив гуся или утку, повар отрубает голову, лапы и кончики крыльев, надевает птицу на вертел и держит ее на вытянутых руках над низкой печкой. Так жарили не только птицу, так как особо приготовленный кусок мяса тоже назывался «ашер» — «жаркое». Его тоже жарили на вертелах.

 

Свидетельства о том, как ели египтяне рыбу и птицу, можно найти у Геродота. Он писал, что рыбу употребляли либо в сыром виде, либо вялили ее на солнце или солили в рассоле. В соленом же виде ели перепелок, уток и мелких птиц. Рыбу и птицу всех иных пород, кроме почитаемых священными, употребляли в вареном или жареном виде.

Большое количество соленой выпотрошенной, а также свежей рыбы отправлялось в храмы. Туда же посылали живую птицу, иногда целые тушки птиц, которые быстро съедались, а иногда, разделанные и вяленые, хранились длительное время.

В Древнем царстве (2778 — 2263 гг. до н. э.) насчитывалось не менее пятнадцати видов хлебных изделий. Немало их было и в более поздние времена. Они отличались друг от друга мукой, формой, степенью пропеченности и десятками добавок в тесто: молоко, мед, фрукты, яйца, жир, масло и т.п.

Учитывая, что до нас дошло далеко не все, существовавшее в Древнем Египте, можно сделать вывод о значительном богатстве и разнообразии древнеегипетского хлебопекарного ассортимента.

Это неудивительно — приготовление различных мучных изделий древнейшее из кулинарных искусств человечества, появившееся еще в древнем каменном веке, а то и раньше, и совершенствовавшееся в течение многих тысячелетий.

От древних египтян до наших дней прошло много меньше лет, чем от появления мучных изделий в рационе людей до возникновения Древнего Египта. И все эти многие тысячелетия миллионы изобретательных древних поваров постоянно совершенствовали и умножали свои кулинарные рецепты, методы приготовления.

 

 

2.3 Технология  приготовления хлеба в Древнем Египте

Людей в те времена было мало, а ресурсы еды в тогда безграничной окружающей природе были множественны — в этом нашим древним предкам можно лишь позавидовать.

И еду в древние времена готовили из полноценных исходных продуктов, а не из неизбежных в нашем перенаселенном мире всяких химических присадок и добавок Е.

Мука у египтян была трех видов: ячменная — «ит», из полбы — «бедет» и пшеничная — «сут». Богачи хранили свои запасы зерна поблизости от дома или на крыше.

Очищенное от сора зерно передавали особой группе людей, в которой было больше женщин, чем мужчин. В каменную ступу засыпали порцию зерна. Двое или трое крепких парней молотили его тяжелыми пестами. Просеивальщицы, получив от них размолоченное зерно, отделяли мякину для скота, а остальное шло на размол.

yaneuch.ru