История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Священные змеи у разных народов. Змея в древнем египте


Символизм змеи. Аналитики Точка зрения.

Переключение навигации
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Журнал изменений
  • Предложить материал
  • Войти
  • Регистрация
  • Рус
  • Eng
  • Были:
  • Ригден Джаппо,
  • Ахура Мазда,
  • Осирис,
  • Архангел Гавриил,
  • Джабраил,
  • Агапит Печерский,
  • Кетцалькоатль
  • Ожидаем:
  • Имам Махди,
  • Утешитель,
  • Святой Дух,
  • Майтрейя,
  • Калки Аватар,
  • Машиах,
  • Гэсэр-хан
RGDN.info
  • Главная
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • Исконные Знания
    • Беседы с И.М. Даниловым
    • Аллат
    • МАРИЯ
    • Книги
    • Откровенный диалог о самом главном
    • Смысл жизни - бессмертие
    • Единение
    • Истина на всех одна
    • Иллюзия и Путь
    • Жизнь
    • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
    • Глубинные чувства
    • Сравнивая глубинное чувство...
    • Практики и медитации
    • Беседы с Имамом
    • Делимся опытом... изучаем Систему
    • Аналитика, статьи
  • Пророчества
  • Религии
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Зороастризм
  • Символика и мифология
    • Символика и Мифология
    • Астрономия
    • Мир Пирамид
    • Интересные места
  • !?
    • Архонты. Тайные хозяева мира.
    • Кандук. Нечистая сила.
  • Новости
  • Видео
  • Статьи
  • Отзывы
  • RGDN.info

rgdn.info

КТО БЫЛИ ЗМЕИНЫЕ БОГИ?. Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями]

КТО БЫЛИ ЗМЕИНЫЕ БОГИ?

Кто же или что же такое был этот Змей в Садах Эдема? Раз он говорил с Евой, то логично предположить, что это не змея, а бог — соперник Энлиля. И действительно, во многих странах мира древние поклонялись змеям как силе добра. Это кажется нам странным лишь потому, что западные теологи в Книге Бытия изображают змею как орудие дьявола.

В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сцены сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалько-атля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль. В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу — пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами — их можно увидеть там и в настоящее время.

К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо.

В Северной Америке также змея — это ключевая фигура в верованиях местных индейцев. Изображения змей доминируют в искусстве индейцев племени хохокам в таких, например, местах, как Змеиный город (Аризона) на юго-западе США, существовавший с 400 года до РХ по 1200 год н. э. А на юго-востоке — в Огайо — неизвестная исчезнувшая культура оставила свой след в виде загадочной гигантской насыпи, имеющей форму змеи.

И на противоположной стороне земли — на Дальнем Востоке, мы также обнаруживаем богов, ассоциирующихся со змеями. Так, например, в Тибете священные трубы монахов украшены изображениями змей. А в Непале, в местности, называемой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся «Спящий Вишну» — она лежит в водном бассейне на ложе из змей.

Нельзя обойти молчанием и древнюю колыбель цивилизации — Ирак. К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочеников-иезидов. По западным понятиям, они поклонники дьявола, но в действительности иезиды считают змей самой могущественной в мире силой — носителем как добра, так и зла.

Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих «мифах Сновидений», где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей.

Все эти многочисленные примеры почитания змей едва ли можно считать выражением культа Сатаны. Если змея — это воплощение Сатаны, то как теологи объяснят, почему и по сей день змеи являются символом врачевания и медицины? Вот что пишет один авторитетный ученый:

«Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассо-циирование змеи с врачеванием — очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано скорее с лечением магией, а не с научными средствами медицины».

Эту традицию можно проследить и в изображениях римского бога Эскулапа, отца медицины и врачевания; его мраморная статуя находится в Капитолийском музее в Риме; он также держит в руке тот же символ — змею и чашу. По-видимому, эта легенда восходит к далекому прошлому — к греческому богу Гермесу, который отождествляется с египетским богом Тотом. Но и этот бог научился всему от своего отца Энки — от того самого бога, который является автором проекта сотворения человека генетическим путем.

Возникли ли все эти змеиные легенды независимо друг от друга, или же у них имеется общий источник и все они зародились в Африке среди богов — сторонников Энки? Эта последняя версия кажется наиболее достоверной. Так, например, из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске Нибиру.

Столь же большим почетом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей — коброй. Символ крылатой змеи был характерен для глиняной посуды местного производства.

Не подлежит сомнению, что боги-змеи появились в первую очередь в древней африканской цивилизации, вопрос лишь в том, как и почему эти боги стали впервые ассоциироваться со змеями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Змей в Древнем Египте

Змея (или змей) — чрезвычайно распространенный символ в культуре Древнего Египта. «…Из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта, соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске…» А.Элфорд, Боги нового тысячелетия «Змея ассоциировалась с духовным возрождением и воскресением. В древнеегипетском тексте она сама напоминает об этом: „Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь“». М. Касперавичюс, Мистическая анатомия

В системе иероглифов изображение улитки или рогатой змеи фонетически эквивалентно букве F, а знак, передающий движения змеи — Z. Оба они «относятся к первородным и космическим силам». Змея, как и другие рептилии, используется также при упоминании изначальных — наиболее примитивных — уровней жизни: именно рептилии первые приветствуют бога Ра, когда он появляется над поверхностью первобытных вод Нун.

Как хтоническое животное змея относится к силам, созидающим жизнь, символизирует собой силу творения (обвивающая крылатое солнце). Согласно египетской эсхатологии, прабог Атум должен в конце мира вернуться в хаос в виде змея Урей.

Согласно «Книге Мертвых»: змей выступает символом Земли; змей-психопомп, защищает умершего от врагов на пути в потусторонний мир; демоны-разрушители, населяющие Дуат имеют вид змей с ногами, крыльями, изрыгающих огонь, вооруженные ножами и т. д.; кольца стража девятой двери означают привязанность к миру. змея, сбрасывающая кожу, служит символом продолжения жизни после смерти (гл. LXXXVII).

В «Текстах Пирамид» иероглифический знак «змея» снабжен множеством ножей, дабы нейтрализовать опасное животное.

Змейный облик имеют многие египетские божества: Амон как прабог выступает в образе змеи Кематеф; Мехент — «Окружающий Землю», который выполняет функцию мирового змея, держащего на себе землю; Апоп (Апофис) — соперник бога Солнца, угрожающий его барке; Уто — охранительница Нижнего Египта и города Буто; Рененутет — богиня плодородия и урожая зерна; Меритсегер (Мерит-Сегер) — «любящая молчание» богиня фиванского некрополя; Керастис — рогатая гадюка; демоны времени и отрезков времени, например, двухголовая змея Нехебкау.

С головой змеи изображаются: бог земли Геб — иногда; женские божества огдоады — голова змеи;

Имеют змею своим отрибутом: Осирис — согласно египетской Книге его жилище покоилось на воде, а стены были сделаны из живых змей. Неф, стоящий на змее Мехенте с гадюкой в руках.

Для Древнего Египта характерно использование образа змея как социального классификационного знака священного царя (кобра как символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота). Кобра (богиня Уто) вместе с грифом (Нехбет), изображенные на двойной короне фараона, сиволизируют власть фараона над объединенной страной и божественную защиту фараона.

Кушитские и мероитские цари и царицы обычно представляются увенчанными коронами с изображением кобры, подобными коронам фараонов. Для глиняной посуды местного производства характерен символ крылатой змеи.

В эллинистическом Египте: две змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь Ноус и Логос, изгнавших врагов бога Ра; змея с головой льва — защита от зла.

www.makhashanah.com

Крылатая змея. Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства

Крылатая змея

Пожалуй, Крылатая змея является самой древней и наиболее часто изображаемой мифической змеей с крыльями. Аристотель писал о Крылатых змеях, обнаруженных в Индии, что это были ядовитые животные, ведущие ночной образ жизни. Виргилий, Овидий, Луканий и другие древние авторы знали и писали о Крылатых змеях, однако Геродот утверждал, что они обитали только на Аравийском полуострове. Иосиф Флавий писал, что летающие змеи часто наводняли земли, прилегающие к Нилу. Цицерон видел, как египетские ибисы убивали и поедали Крылатых змей, пришедших в Египет из Ливии.

Образы Крылатых змей часто встречаются в древнем египетском искусстве. Некоторые скульптуры изображают их с двумя или четырьмя крыльями, которые не покрыты перьями, а, скорее, напоминают крылья летучих мышей. Считалось, что эти существа охраняют деревья, из которых получали священное благовоние ладан.

Уа Зит (также известный как Иусасет или Пер-Уатчет) была древней Змеей-Матерью Египта. Греки называли ее Буто. Часто Буто изображали с крыльями и/ или с короной на голове. В мифах описывается, что она помогала Изиде защищать ее новорожденного сына Гора, положив его на плавающий остров Хемнис.

В египетском искусстве ее материальным символом является урей (кобра). «Тексты Пирамид» называют ее Небесной змеей, дающей пищу, которая дарует вечную жизнь[60]. В арабском языке слова, означающие змею, жизнь и преподавание взаимосвязаны. Уа Зит, или Буто, крылатую кобру, часто изображают над головой или рядом с фараоном. Ее основным долгом было защищать этого правителя.

В крипте под главным храмом египетского бога Тота в Гермополисе Великом в Верхнем Египте хранились священные магические книги Буто. Эти тексты были доступны лишь прихожанам этого храма. Более поздние народы перевели эти книги в работы Гермеса Трисмегиста и Кибалиона (не путать с еврейской каббалой). Согласно утверждениям, самая секретная часть храма Тота скрыта в подводном дворце, который охраняла бессмертная змея[61].

Еще одним египетским змеем, обитающим в подземном царстве, был ужасный Апеп. Каждую ночь, когда Солнце проходило через его царство, Апеп пытался проглотить его. Полагали, что этот змей живет и глубоко в Ниле, и в Пропасти (египетская преисподняя), и считали его смертельным врагом богов. У него была грубая кожа, покрытая чешуей, ядовитый укус и огненное дыхание. Апепа обычно сопровождали от пяти до пятидесяти змей, исполнявших его волю.

В египетской Книге Мертвых помимо Апепа есть много образов змей-демонов. Эти демоны-змеи описаны огнедышащими, иногда крылатыми, вытягивающимися вверх или стоящими на ногах и вооруженными ножами.

В средневековой алхимии Апеп стал известен как Апофис-змей, скрытый дух, который мог открыть секрет философского камня.

В других культурах также были известны гигантские змеи, способные уничтожить мир, если не держать их под контролем. Среди них были Кощей Бессмертный, обитавший в русском подземном царстве[62], Кощи, японский змей-дракон морских приливов и отливов[63]; и Океанос (Океанус), греческий морской змей, обитавший в самом дальнем океане. Великим змеем, вождем зороастрийских дьяволов, часто называли Ахримана, божество культур Среднего Востока.

Мертсегер — змея-богиня египетского фиванского некрополя, защищавшая также заброшенные гробницы в Долине царей. Она изображена на рисунках в одной из этих гробниц, датируемых периодом Нового Царства (1738–1102 до о. э.).

Психологические характеристики: положительные — познание того, как освободить энергию чакр, необходимую для духовного развития. Отрицательные — намеренное или подсознательное создание тяжелой атмосферы, обычно из ревности или мести.

Магические свойства: Апеп — темнота, бури, ночь, подземное царство, смерть. Буто — защита; укрытие от зла; обучение. Змея Тота — проводник к Тоту, его мудрости и древнему знанию. Ахриман — не рекомендуется.

Буто (Крылатый змей)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Змея 2

                                                  Змеи и "Боги". Древний Египет                              

По данным египтологов мне удалось собрать всего 31 "божество" в виде змеи: 

               

Meretseger , Hu, Nehebkau, Renenutet, Nepret, Uraeus, Wadjet, Penpii, Geb, Heh, Shai, Naunet, Neith, Kuk, Kauket, Hauhet, Mehen, Atum, Tefnut, Tutu, logo, Taweret, Unut, Mut, Kebechet, Khensit, Wepset, Werethekau, Apep, Ouroboros, Serapis. 

 31 ипостась Змеи. Не многовато ли?

                       

И это не учитывая разово встречающиеся непонятно откуда взявшиеся имена Змей в переводах текстов. Эти одноразово "переведённые" имена не поддаются проверке и не встречаются больше нигде. Ну, и тем более их нет в Википедии.

Под каждой змеёй ссылку проставлять не буду, всем, кто захочет перепроверить информацию, сообщаю – данные взяты исключительно из:  en.wikipedia.org,  fr.wikipedia.org, de.wikipedia.org. Images взяты из images.yandex.ru.

Meretseger. В египетской мифологии Meretseger означает «та, которая любит тишину". Ей приписывали много полномочий во время эпохи Нового царства в Фивах и считали опасной, но милосердной богиней. Как кобра-богиня она иногда ассоциируется с Хатхор (Хатор) . 

                    

Renenutet (также транслитерации как Ernutet и Рененет). Первоначально, ее культ был сосредоточен в Terenuthis . Renenutet изображали в виде кобры или женщины с головой кобры.

                                    

                

Nehebkau был одним из наиболее важных символов египетского пантеона, и хотя его изображение было технической вариацией на две руки, поднятые в молитве, он также напоминает двуглавого змея. Фактически, именно так в искусстве он и запечатлен: двухголовая змея (реже с одной головой).

                       

 Hu в египетской мифологии является обожествлением первого слова, слова созидания, которое Амон выкрикнул при эякуляции или, по другой версии, во время создания девятки главных богов (великая Эннеада или гелиопольский пантеон).

                                          

Wadjet (Уто, Уаджит, Буто). Богиня-защитница и символ царской власти, Уаджит (Буто) была связана с землей и изображалась в виде красной кобры, характерной для данного региона, а так же как женщина с двумя змеиными головами или змея с головой женщины. 

Uraeus (урей) является символом богини Буто (Уаджет), которая была одним из самых ранних египетских божеств и  изображалась в виде кобры. Центром ее культа был одноименный город Рег-Буто.

                       

Ash. Эш, как правило, изображается в виде человека, чья голова изображала одного из жителей пустыни: лев, стервятник, ястреб, змея.

                             

Geb. Геб часто описывается как Отец Змей (одно из имен для змея была S3-T3 - "Сын земли»). В более поздние времена его ассоциировали с бараном, быком или крокодилом. По одному из мифов он был супругом Renenutet, богини-кобры, а также отцом молодой царицы в образе кобры, которая сама может рассматриваться как мать Nehebkau, первобытного Бога-змея.

  

Гробница Пепи I, 3 тыс. до н.э. На изображении на саркофаге двуногий змей, называемый "господин питания", кормит бога Геба фруктами.

 

Heh. Хе (также Ха, Ха, Hauh, Huah, Hahuh), Хех (Бесконечный). Как и другие понятия в Огдоаде, его мужская форма часто изображается в виде человека с головой лягушки, а женская форма представляет собой змею или змееголовую женщину.

                                     

Naunet представляется в виде змеи или змееголовой женщины.

                                    

Neith. В искусстве Нейт иногда появляется в образе женщины с луком и стрелами в руках. В других случаях ее изображали в виде женщины с головой львицы, змеи, или как корова.

Kuk. Кук (также произносится как Кек и Keku). Также как и все остальные три пары двойственных божеств огдоады, мужская форма бога Кука изображалась в образе лягушки или человека с головой лягушки, а женская форма в образе змеи или женщины с головой змеи.

                                

Kauket изображалась в виде змеи или женщины с головой змеи.

                                   

Hauhet (женская форма имени Хех). Представлена в виде змеи или змееголовой женщины.         

Mehen (свернутый в спираль).  Мехен - бог-змей, в пантеоне считался защитником и изображался в виде змеи, которая обвивает бога солнца Ра во время его путешествия по ночам, например, в Амдуат . 

                                         

Tefnut (Тефнут) иногда изображалась в виде льва с телом змеи. В более ранних Тексты пирамид она, согласно мифов, служила источником получения чистой воды из ее влагалища.

                       

Atum, Atem or Tem. Атум. Иногда он также показан в виде змеи, в форму которой он возвращается к в конце творческого цикла, а также время от времени изображается как мангуст, лев, бык, ящерица или обезьяна. Атум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона.

                       

Isis -Thermoutis. Часто изображалась в виде хищного животного с хвостом змеи.

                                

Unut, Wenut или Wenet , является доисторической богиней-змеей. Первоначально она имела форму змеи и назывался «Резвая» или "Быстрая". Позже ее изображали с телом женщины и головой зайца.

                                 

Shai (греч. Agathodaemon). Шай (ипостась свинья), повелитель судьбы, часто ассоциировался с эллинским богом-змеей Agathodaemon, поэтому сочетал в себе черты двух зверей и изображался в виде свиньи с головой змеи.

                                                             

Khensit была богиней-покровительницей двадцатого нома Нижнего Египта. Считалась женой Sopdu и дочерью Ра, изображалась, как урей.

                                             

Wepset (wps.t) является древней египетской богиней. Она является одним из олицетворений кобры на урее. Чаще всего изображалась в виде змеи.

                                                  

Werethekau, Urthekau и Weret Hekau, древнеегипетская персонификация сверхъестественных сил, Weret Hekau означает "сильная магия" или "Великая Волшебница». Изображалась в виде змеи.

 

Tutu. Туту (или Tithoes на греческом языке). Его иконография гибридная, состоящая из тела шагающего крылатого льва, головы человека (или ястреба) и хвоста змеи (кобры).

       

Logo. Логос - богиня, несущая истину, стоящая на страже её сохранения. Изображалась всегда в паре с Нехбет на царском урее и составляла с ней дуэт Nebti («две госпожи», «обе владычицы»). 

                                       

Taweret (Taurt, Туат, Taouris, Tuart, Ta-weret, Tawaret, Twert и Taueret), а так же Ipet, Reret и Hedjet. Ассоциируется с богиней плодородия. Изображалась в виде самки бегемота (смертельно опасного существа). Зачастую имеет части тела крокодила и лапы льва. Хвост в виде змеи (кобры).

                                 

Apep, Апоп или Апофис (/ æ р ə F ɨ с /; с древнегреческого: Άποφις ; также пишется Apepi или Aapep) в древнеегипетском мифотворчестве изображается в виде огромной змеи/змея.

  

Ouroboros. Первое появление знака Уробороса в Древнем Египте датируется примерно 1600 годом до н. э. (по другим данным — 1100 годом). Свернувшаяся в кольцо змея, например, высечена на стенах храма Осириса в древнем городе Абидосе.

                        

Serapis. Первые Птолемеи ввели Сераписа в сонм египетских божеств, сделав его верховным богом Птолемеевского Египта (323 г. до н.э.). Он также правил скипетром в руке с указанием его правления, и было змеей у его основания, египетский символ правления, урей. В 385 г. христианская толпа разрушила Серапеум Александрии, и культ стал частью общего запрета религий, кроме утвержденных форм христианства.

        

 

Змея [ 1 ], [ 2 ], [ 3 ], [ 4 ], [ 5 ]

Камнекопы. Левитация. Змея.

Анх  Уас  Джед  Змеелов [ 1 ] , [ 2 ]

 

                                                                                        Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.

www.djed.su

Змея ползла из Древнего Египта 3 тысячи лет

В этом году наблюдается настоящий змеиный бум. Любой браслет, серьги, кольцо, серебро, золото это или платина, превращаются в разнообразных змей. Они словно гипнотизируют, интригуют и манят современных ювелиров, которые создают их с рубинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами.

В змее заложено женское начало и сакральный смысл, и часто такие украшения раньше служили в качестве защитных амулетов. Люди верили, что змея – бессмертное существо. Такое мнение сложилось о ней из-за того, что она способна менять кожу.

В Древнем Египте начали создавать змеиные украшения 3 тысячи лет тому назад. Амулетом, который мог подарить бессмертие и долгую жизнь, служил браслет или кольцо. Серебро и золото считаются самыми популярными металлами, из которых создавали украшения-змеи.

Ваджерет, богиня-змея, в Древнем Египте являлась покровительницей страны, Фараонов и других божеств. Она была всевидящим оком возмездия и мудрости. Женщины в то время украшали себя змеиными браслетами, кольцами и серьгами, чтобы защититься от болезней и обеспечить плодовитость.

В Европу мода на такие украшения пришла во времена Викторианской эпохи. В это время появляются передвижные браслеты и ожерелья из звеньев, похожих на змеиную чешую. Также, в моду вошли золотые сетки, стилизованные в виде змеиной кожи.

Какой бы металл не выбрала женщина золото или серебро, кольца браслеты, ожерелья с этим магическим существом, в это украшение закладывается тот смысл, который захочет его обладательница. Те, кто решается носить на себе змею не так просты, как кажутся на первый взгляд.

В 1885 году известный ювелир Фредерик Бушерон представил публике удивительное змеиное колье, которое натуралистично обвивало шею.

Он тогда запатентовал известную сейчас форму «знак вопроса», когда хвост и голова змеи не соединены в едином украшении. С тех пор змея является главной в постоянно обновляемой коллекции Cabinet de Curiosites. Их можно наблюдать сейчас в фирменных ювелирных магазинах французского известного Дома.

Большой поклонницей змеи была Сара Бернар (актриса). Для неё было специально создано удивительное украшение в виде золотого браслета обвивающего руку и переходящего в кольцо.

Так змея доползла до 2013 года и не собирается сдавать своих позиций, продолжая манить своей холодной интригующей красотой.

Читайте также:

www.silver-mania.ru

Священные змеи у разных народов

Забыли люди, что еще совсем недавно, всего век назад, уж в доме считался за счастье в России, Литве, Эстонии, Белоpуссии, Укpаине, Польше, Швейцаpии, Австpии.

«Ужа считают неопасным змеем, — писал М. Забылин (1880). — Деpевенские жители говоpят, что он живет в южной России под полами жилых домов и выходит из-под полу в ту поpу, когда маленькие pебятишки, сложа ножки, едят с молоком кашу. Случалось слышать pассказы такого pода: pебятишки молоко на полу хлебают, а ужи в чашку к ним молоко пить залезают. Ребята, как пpивычный к ужам наpод, ужей то один, то дpугой, ложкой — хлоп! Hу вот ужи опять и скpылись под пол...».

Считалось на Руси также, что места, где живут ужи, безопасны от ядовитых змей. Во вpемя сенокоса кpестьяне, чтобы отдохнуть, ложились спать там, где встpечались ужи. Забылин писал: «Hаpод спит безопасно от змей вpедных, довеpяясь гнезду ужей, что, по наpодному сказанию, и опpавдывается. Уж отгоняет таких змей пpочь и не отходит от человека, а иногда, вползши на гpудь, лежит до тех поp, пока человек пpоснется». Уж являлся домашним талисманом, защитником семьи, дома, носителем добpа, миpа и спокойствия. Hа дpевних скульптуpах pожениц он — обеpег живота, что носит плод. Уж также связан с культом воды, дождя, плодоpодия земли.

В «Потерянном рае» Д. Мильтон пишет, что «змея — это самое утонченное животное всех полей».

Змея очень часто является «природным снаряжением» шамана, знахаря, ведуна, жреца; особенно это показательно в отношении аборигенов Австралии или Сибири. Где змеи являлись объектами почитания как тотемы, но не почитались сами по себе.

Божеству змеи посвящен гигантский холм-змея в 1000 футов в Огайо.

В честь змеи индейцы Северной Америки в прошлые века сооружали змеиный холм — огромное земляное сооружение в виде извивающейся змеи 410 метров в длину, 1,52 метра в высоту, 9,12 метра в ширину. Челюсти «змеи» раскрыты в ширину на 23 метра.

К факторам, вызывающим благоговение к змеям американский этнограф и биолог Б. Мандкур относит: тенденцию змей покидать затопленные места и выбираться на сухие, возвышенные или в человеческое жилище; влияние солнца на активность змей; своеобразие брачного поведения змей; «крадущееся» поведение змеи; и шипение, немота и ядовитость; форма тела, раздвоенный язык, живучесть, сбрасывание кожи (1983).

В Южной Америке местные индейцы поклоняются анаконде, считая ее духом рек. Некоторые племена в Эфиопии, заметив любую змею, плюют на нее и произносят: «Мы родственные и названные братья». Проникновение змеи в жилище человека считается благом, ей всегда предлагают молоко с хлебом. Мужчины, особенно уважаемые, после смерти, по поверьям, превращаются в змей.

У аборигенов Австралии наиболее распространенный миф связан с гигантской Радужной Змеей, влияющей на плодородие и благотворные свойства воды.

Американские индейцы пуэбло молятся: «Темный, великий змей, встань, чтобы защитить меня, тогда я смогу встать сзади тебя. Я буду в безопасности позади тебя!.. Опасные существа не найдут меня!».

Индейцы-чероки никогда не трогают гремучих змей и обращаются к ним с эпитетом «уважаемая». Один взгляд на змею, по мнению чероки, делает глаза сверхчувствительными к свету. Айну Японии поклонялись «главному духу всех змей».

Гуцулы запрещали убивать гадюку — может умереть мать. Ислам не разрешает убивать в домах найденных змей ради забавы. Во время чтения святых молитв евреи должны воздерживаться от убийства змеи, даже если она обовьется вокруг ноги человека.

Аллах запрещает убивать змей, которые обитают в жилище человека, ибо «они — наши знакомые». Самые главные исламские сокровища, по поверью, охраняются белой змеей с черной головой и черным хвостом. Послал ее туда Аллах. А заговорит она с людьми в день воскрешения. Греческие и индийские религии полны божеств и полубожеств со змеиными эмблемами и атрибутами. В некоторых провинциях Китая было принято устраивать в честь Змеиного Царя шествие с живыми змеями (на счастье). Аборигены Боливии почитали двух змеиных божеств, покровителей плодородия (Mundkur, 1983).

«То, что человек иногда сознательно «любезничает» или заискивает перед змеей, является свидетельством необъяснимого, почти сверхъестественного влияния этого животного», — считает Мандкур (1983). В Египте поклонники одной из религий позволяли «своей» змее ползать по освященному хлебу, который затем съедали, а саму змею целовали в рот.

В Древнем Крите, Греции и Кипре храмовым змеям уделялось огромное внимание. В древней Индии действовал специальный центр поклонения змеям — Маньер Мата. У шумеров существовала специальная профессия — «выгуливатель змей». Индейцы хопи считают змей своими «святыми братьями», а их клановые жрецы кладут змей к себе в рот.

Индусская поговорка гласит: «Тот, кто не вредит, не оказывается в почете, каким бы великим он ни был. Люди поклоняются кобре, а не убийце змей».

У литовцев змея — «часовой богов» и «любимица солнца». Убивать змей запрещалось, так как это заставляло солнце плакать. Некоторые племена в Эфиопии считают змей и гиен посредниками между их верховным богом и шаманами.

У некоторых африканских племен святым животным является питон, его кормят, за ним ухаживает специальная жрица — одна из жен царя (она является одновременно и женой змеи). Царь правит от имени змеи (Mundkur, 1983).

В Нигерии питоны являются настолько священными, что не только карали смертью членов племени, которые причиняли ранение или беспокоили питона, но большие штрафы взимались за вырубку пириджи — ползучего растения, которое считается священным из-за своего сходства с питоном (Mundkur, 1983).

По мнению Б. Мандкура, змея является одним из наиболее содержательных символов бессознательного, что и объясняет почитание и страх, внушаемые змеей (1983).

Афиняне утверждали, что свое происхождение они ведут от человека-змеи, поэтому святой змей фигурировал в Акрополе. Одно из проявлений Зевса было змеиным. Деметра имела змею своей спутницей; в Аркадии она была увенчана короной из змей. Дионисий мог появляться в виде змеи и носить корону из змей. Эскулапий был богом, имевшим вид змеи. Император Август, старший Сципион и Александр Великий своими отцами считали змей.

Подобно Зевсу, Один также в одном из своих проявлений имел вид змеи и его называли «змеей» (F. Waterbury, 1952).

В Пруссии семья, в доме которой селилась змея, считалась удачливой и застрахованной от нищеты. В Индии говорят, что змеи охраняют души умерших героев, поэтому змей там почитают. Для змей строят специальные гнезда под большими деревьями. Индусы полагают, что вместе с ребенком на свет появляется и змея, которая является «его змеей». Многие крестьяне доверяют охрану колыбели с ребенком «домашней» змее. Эта змея также обеспечивала девушек мужьями. Считается, что если умирают хозяева дома, то погибают и «домашние» змеи.

Змея выполняет роль посредника между миром живых и мертвых. Обитающая в доме змея воплощает душу предка. Ужи, живущие на кладбище, стерегут умерших.

Воду из источника, где обитает змея, болгары считают особенно целебной. Змеи — покровители водоемов, что отражено у болгар в украшениях мостов и источников.

У Онежского озера бытует поговорка: «змея со двора — быть беде, а во двор — к радости». Южные славяне опасаются убивать любую змею, замеченную возле жилища. В некоторых болгарских селах женщины пекут для домашних змей маленькие каравайчики, оставляют молоко. Словаки даже не рубят дров на пороге, под которым живет змея. Невзначай убитую домовую змею сербы накрывают полотном и закапывают в землю. Таким образом змея, обитающая в доме, часто представляет собой второе «я» хозяина дома, она его «тень»-двойник.

www.berl.ru